Проспект Независимости (Минск). Проспект минск


Проспекты Минска - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Проспект Рокоссовского

Рекомендовать место

5

1

Проспект Рокоссовского, названный в честь маршала Рокоссовского, расположен в юго-восточной части столицы. Здесь можно увидеть постройки 70-х годов 20 столетия.

В основном здесь расположены панельные девятиэтажные дома, но в 2011 году властями было принято решение о расширении проспекта и обустройстве его зонами для отдыха и велосипедными дорожками.

В настоящее время основной зоной отдыха в этом районе является парк имени Надежды Грековой, расположенный в конце проспекта возле Чижовского водохранилища. В парке можно посетить Свято-Андреевский храм и ярмарочную площадь, увидеть статую-фонтан и полюбоваться плантацией цветов.

Проспект Победителей

Рекомендовать место

8

2

Проспект Победителей, прежде известный под названием Парковая магистраль и проспект Манашерова, одна из важнейших городских улиц, во многом определяющая облик Минска. Проспект протянулся на 9 километров и победно пронзает всю белорусскую столицу, являясь одной из главных артерий городского организма.

Архитектурный облик проспекта складывался с середины 1960 годов. Тогда его середину украшал великолепный каштановый бульвар (что отразилось в тогдашнем названии Парковая магистраль). Он проектировался как вторая основная магистраль города, проходящая вдоль водно-зеленого диаметра.

Конечно, его застройке уделялось особое внимание. Старинных домов с более чем вековой историей здесь почти нет. Как практически и весь город, проспект Победителей имеет современный облик. Из заметных строительных объектов можно отметить дворец спорта, дом книги, детскую филармонию, стелу "Минск - город-герой" и великолепный парк Победы. Совсем рядом с проспектом проходит русло Свислочи, где расположена известная достопримечательность "Остров Слез". Также интересен своеобразный музей Минское замчище, отсылающий горожан к истокам своего города.

Будучи такой важной городской территорией, проспект Победителей не застыл в одном, навсегда закрепленном образе. Он динамично развивается и приобретает все новые динамичные, современные и прекрасные черты.

Партизанский проспект

Рекомендовать место

5

Партизанский проспект является продолжением Аранской улицы и главной транспортной артерией юго-восточной части города. До середины 1968 года проспект был известен как Могилёвское шоссе.

Проспект пересекается с множеством десятков важнейших улиц - таких, как Ленина, Плеханова, Селицкого и других. На проспекте можно увидеть здания, относящиеся к постройкам 1940-1980 годов. Здесь расположено большое количество заводов, включая "Планар", "Электронмаш", несколько институтов и Государственный Экономический Университет.

Кроме того, на проспекте находятся два стадиона - "Трактор" и "Торпедо", гостиница "Турист", а также городской парк "50 лет Октября" и сквер "Беларусь партизанская", где можно погулять и хорошо отдохнуть.

www.openarium.ru

Проспект Независимости (Минск) - это... Что такое Проспект Независимости (Минск)?

Общая информацияМинскБелоруссия Страна Город Район Прежние названия Протяжённость Ближайшая станция метро Почтовый индекс Проспект Независимости на Викискладе
Проспект НезависимостиМинск
Праспект Незалежнасці

Белоруссия

Минск

Центральный, Первомайский, Партизанский, Московский, Ленинский, Советский

Проспект Сталина, Ленинский проспект, Проспект Франциска Скорины

около 24 км

Площадь Ленина, Октябрьская, Купаловская, Площадь Победы, Площадь Якуба Коласа, Академия наук, Парк Челюскинцев, Московская, Восток, Борисовский тракт, Уручье

220050

Проспект Независимости (белор. Праспект Незалежнасці) — основная магистраль Минска, пересекающая его от центра на северо-восток. Длина проспекта — около 15 км.

История

Главная магистральная улица Минска, проложенная ещё в середине XVI века, как участок Московско-Венского почтового тракта, была перепланирована при З. Я. Корнееве (первый гражданский губернатор Минска и Минской губернии) и в 1801 г. названа в его честь Захарьевской.

С 1 июля 1812 года улица переименована в "Новый город". 22 ноября 1812 года название Захарьевская возвращено.

В 1918 году — Гауптштрассе.

В январе 1919 года улица была переименованная в Советскую, а затем (1919-20) — в улицу Адама Мицкевича, с 1920 года — снова в Советскую. Проспект также включал Борисовский тракт (в 1937 переименованный в Пушкинскую улицу).

Улица называлась "Гауптштрассе" (с 1 августа 1941 года по 24 марта 1944 года) и "25 марта" (с 25 марта 1944 года до 3 июля 1944 года).

3 июля 1944 года улице вернули прежнее название - Советская.

Во время Второй Мировой войныВеликой Отечественной войны город был практически полностью разрушен (например, на улице Советской уцелели только 10 домов). Было принято решение о коренной реконструкции города, в том числе к 1952 году был спроектирован проспект Сталина, который проходил по более широкой и спрямлённой трассе. Статус проспекта Советская улица приобрела в сентябре 1952 г. (при этом Советская улица с карты города не исчезла). В ноябре 1961 г. проспект имени Сталина был переименован в Ленинский проспект.

В 1991 году после распада Советского Союза проспект был переименован в проспект Франциска Скорины, в 2005 году — в проспект Независимости.

Площади

На всем протяжении проспекта Независимости расположено несколько площадей (упорядочены по расположению с востока на запад):

Примечательные здания и сооружения

См. Достопримечательности Минска

  • Архитектурный факультет БНТУ
  • Художественные панно на высотных зданиях микрорайона «Восток»
Здание КГБ РБ

Практически вдоль всей протяжённости проспекта Независимости проходит Московская линия Минского метрополитена, а также на большей его части — автобусный маршрут № 100.

Фотографии

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Проспект Независимости (Минск) — WiKi

Главная магистральная улица Минска начала свою историю весной 1801 года, когда начали трассировку новой улицы Захарьевской, которая много раз будет менять названия, а сегодня именуется проспектом Независимости. В ту пору она планировалась как объездная магистраль для разгрузки центра города. События, упреждающие строительство главного проспекта белорусской столицы, начались в 1800 году, когда был принят первый отмеченный в истории градостроительный план. Зиму 1800−1801 годов минский губернатор Захарий Яковлевич Корнеев (первый гражданский губернатор Минска и Минской губернии) провел в согласованиях и утверждениях работ, а как только сошел снег, на старые земляные валы в юго-восточной части города вышли солдаты-саперы. Сегодня это нелегко представить, но в XV–XVII веках на месте, где начинается проспект Независимости, находились городские укрепления.

Новая Захарьевская улица, которую назвали в честь губернатора, задумывалась как магистраль в обход старой части города — района Замчища и нынешней площади Свободы.

Военно-политическая обстановка требовала прямизны пути и увеличения скорости движения. В 1793 году центральная часть Беларуси вместе с Минском вошла в состав Российской империи. Было учреждено Минское наместничество, затем преобразованное в губернию. Город лежал на тракте Москва — Варшава, движение по которому усиливалось год от года

С 1 июля 1812 года после оккупации города французскими войсками улица переименована в «Новый город». 22 ноября 1812 года после вступления в город русских войск название Захарьевская возвращено.

Во время немецкой оккупации 1918 года — Гауптштрассе.

В январе 1919 года улица была переименована в Советскую, при польской оккупации (1919-20) — в улицу Адама Мицкевича, с 1920 года — снова в Советскую. Проспект также включал Борисовский тракт (в 1937 переименованный в Пушкинскую улицу).

В 1892 году здесь была пущена конка, в 1924 — рейсовый автобус, в 1929 — трамвай, в 1952 — троллейбус. Первые два таксомотора марки «Форд Т» появились в 1912 году, стоянка их была на углу сквера в районе нынешней Центральной площади.

Помнит проспект одно тягловое средство, которое сегодня трудно представить в центре города – паровозы!

В апреле 1936 года секретарь Минского горкома КП(б)Б Рыскин и председатель Горсовета Жукович подали в ЦК и Совнарком докладную записку о скверном состоянии городского хозяйства. Среди прочего отмечалось:

«На всем протяжении магистральной улицы Советской, пролегающей в этом районе, расположена узкоколейка электростанции (историческое здание на берегу Свислочи возле цирка снесено в 2011 году для строительства так называемого отеля «Кемпински»), по которой беспрерывно проходят вагонетки, нагруженные торфом. Так как тягой для этих вагонеток служат мелкие неусовершенствованные паровозы, то они своими искрами вызывают пожары в деревянных домах, расположенных по этой улице (за 5 месяцев 1935 г. — 5 случаев). Наличие этой узкоколейки мешает и внешнему благоустройству этой улицы, одной из основных магистралей города. Горсоветом разработан проект снятия узкоколейки и перевозки торфа в трамвайных платформах».

Ближе к концу 30-х участок улицы Советской, от нынешней площади Якуба Колоса до Сельскохозяйственной Выставки (ныне парк Челюкскинцев), был назван в честь Пушкина.

Во время немецко-фашистской оккупации улица называлась «Гауптштрассе» (с 1 августа 1941 года по 24 марта 1944 года) и «25 марта» (с 25 марта 1944 года до 3 июля 1944 года). Название улицы «25 марта» было принято оккупационной администрацией по предложению «Белорусской Центральной Рады» в память о «Дне провозглашения независимости Беларуси 25 марта 1918 года». С 3 июля 1944 года после освобождения Минска улице вернули прежнее название — Советская.

Во время Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен (например, на улице Советской уцелели только 10 домов). Было принято решение о коренной реконструкции города, в том числе к 1952 году был спроектирован проспект Сталина, который проходил по более широкой и спрямлённой трассе. Ее значительно расширили, а ось будущего проспекта несколько повернули в начале против часовой стрелки.  Часть проспекта от площади Независимости до площади Победы построена в классическом стиле. Строительство здесь успели закончить до 1955 года, когда в СССР началась кампания по борьбе с архитектурными излишествами. Архитектура сталинского периода была направлена на формирование некоего идеального будущего, которое вот-вот станет реальностью. Это пример утопического мышления. Создавался образ-мираж всеобщей гармонии на фоне разрушенной жизни. И чем больше времени проходит, тем сильнее ощутима ценность проспекта как художественного произведения. В результате строительства проспекта с карты Минска исчезли частично уцелевшие после войны объекты, которые не совпали с магистрально-ансамблевым видением зодчих. Хотя и здесь не все так однозначно. Магистральным архитектором минского проспекта был определен Михаил Парусников. Аристократ, профессор Московского архитектурного института. Парусников поступил удивительно изящно со зданием бывшего Минского земледельческого Общества взаимного страхования, построенного по проекту известного зодчего Генриха Гая в 1915 году (административное здание по адресу: пр. Независимости, 15). Эта выразительная неоклассическая архитектура была близка ему. И он взял произведение Гая за высотную основу проспекта. Тем самым не только сохранил здание, но и продолжил его. На определенном этапе центральными фигурами формирования облика проспекта стали Михаил Парусников и Владимир Король. Выдающиеся градостроители, которых отличало замечательное чувство масштаба. Было найдено верное решение по соотношению высоты зданий к ширине магистрали, очень точно определена горизонталь. Между отдельными зданиями, конечно, есть диссонанс, но это небольшие конфликты. Важно, что архитекторам удалось создать ансамбль. В зодчестве это высшее выражение творчества.

Статус проспекта Советская улица приобрела в сентябре 1952 года (при этом Советская улица с карты города не исчезла). В ноябре 1961 года проспект имени Сталина был переименован в Ленинский проспект.

В 1991 году после распада Советского Союза проспект был переименован в проспект Франциска Скорины, в 2005 году — в проспект Независимости.

В декабре 2016 года международные эксперты высказали серьезную озабоченность сохранностью проспекта Независимости и предложили внести его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Минский проспект Независимости является своеобразным идеальным образцом центральной трассы, аккумулирующей вокруг себя ядро города в урбанизме середины XX века. С одной стороны, он несет импульс триумфальной, соцреалистической, социально-утопической интеграции, которая расцвела после победы в Великой Отечественной войне — такой идеальный город, парадиз, выстроенный буквально на пепле. С другой стороны, проспект стал воплощением рафинированной и изящной неоклассической архитектуры, во многом представляющей реализацию принципов лидирующей, важнейшей школы середины XX века — школы академика Ивана Желтовского, коллеги и ученики которого работали над проспектом в Минске. В итоге был создан действительно уникальный целостный ансамбль, в котором тем не менее можно прочитать несколько выразительных индивидуальных архитектурных почерков.

Номинация в список ЮНЕСКО будет выстраиваться именно вокруг проспекта Независимости — в силу его неповторимости и сохранности.

ru-wiki.org

Проспекты Минска - это... Что такое Проспекты Минска?

 Проспекты Минска

Проспекты Минска

Проспекты Минска — крупнейшие улицы города, играющие важную роль в транспортной инфраструктуре.

Список проспектов

  1. Проспект газеты «Звязда»
  2. Проспект газеты «Правда»
  3. Проспект Дзержинского
  4. Проспект Жукова
  5. Проспект Любимова
  6. Проспект Машерова
  7. Проспект Независимости
  8. Партизанский проспект
  9. Проспект Победителей
  10. Проспект Пушкина
  11. Проспект Рокоссовского

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Климентовский переулок
  • Красный квадрат (игра)

Смотреть что такое "Проспекты Минска" в других словарях:

  • Административное деление Минска — Содержание 1 История 2 Центральный район 3 Советски …   Википедия

  • Список улиц Минска — Список улиц Минска …   Википедия

  • Список жилых районов Минска — Список микрорайонов Минска[источник не указан 507 дней]: Имеющиеся Ангарская Брилевичи Великий лес Веснянка Восток Восточный[1] Грушевка Домбровка Дражня Дружба Запад Зелёный Луг Каменная Горка Красный Бор Кунцевщина… …   Википедия

  • Малиновка (микрорайон Минска) — Микрорайон Малиновка Малінаўка(бел.) Город: Минск Административный район города: Московский район …   Википедия

  • Восток (микрорайон Минска) — У этого термина существуют и другие значения, см. Восток (значения). Микрорайон Восток Усход …   Википедия

  • Грушевка (микрорайон Минска) — У этого термина существуют и другие значения, см. Грушевка. Микрорайон Грушевка Грушаўка …   Википедия

  • Лошица (микрорайон Минска) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лошица. Микрорайон Лошица Лошыца Город: Минск Административный район города …   Википедия

  • Сухарево (микрорайон Минска) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сухарево. Микрорайон Сухарево белор. Сухарава Город: Минск …   Википедия

  • Уручье (микрорайон Минска) — У этого термина существуют и другие значения, см. Уручье. Микрорайон Уручье Уручча …   Википедия

  • Улицы Минска —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы …   Википедия

dic.academic.ru

Проспект Независимости (Минск) — Википедия

Статья из Википедии — свободной энциклопедии

Общая информация Страна Город Район Микрорайон Протяжённость Электричка Троллейбусные маршруты Автобусные маршруты Маршрутное такси Прежние названия Название в честь Почтовый индекс
Проспект НезависимостипроспектМинск
белор. Праспект Незалежнасці
Вид на проспект Независимости,
Белоруссия
Минск
Центральный, Первомайский, Октябрьский, Московский, Ленинский, Советский
Уручье, Восток
15 км 300 м
 1  Площадь Ленина, Октябрьская, Купаловская, Площадь Победы, Площадь Якуба Коласа, Академия наук, Парк Челюскинцев, Московская, Восток, Борисовский тракт, Уручье
Минск-Пассажирский, Институт Культуры (платформа)
41, 42, 56, 62
1, 13д, 25, 15, 25, 27, 31, 33, 34, 35с, 37, 40, 50с, 64, 69, 80, 86, 91, 95, 99, 100, 113с, 123, 127, 139, 145с, 153, 153д, 155, 165, 89э, 115э, 172э
1055, 1056, 1063, 1064, 1076, 1077, 1089, 1112, 1151, 1152, 1155, 1188, 1212, 1269, 1280, 1369
улица Захарьевская,Новый город,Гауптштрассе,улица Советская,улица 25 марта,Улица Пушкина (часть)Проспект Сталина,Ленинский проспект,Проспект Франциска Скорины
независимость
220050
 Проспект Независимости на Викискладе

Проспект Независимости (белор. Праспект Незалежнасці) — основная магистраль Минска, пересекающая его от центра на северо-восток. Длина проспекта — около 15 км[уточнить].

История

Главная магистральная улица Минска начала свою историю весной 1801 года, когда начали трассировку новой улицы Захарьевской, которая много раз будет менять названия, а сегодня именуется проспектом Независимости. В ту пору она планировалась как объездная магистраль для разгрузки центра города. События, упреждающие строительство главного проспекта белорусской столицы, начались в 1800 году, когда был принят первый отмеченный в истории градостроительный план. Зиму 1800−1801 годов минский губернатор Захарий Яковлевич Корнеев (первый гражданский губернатор Минска и Минской губернии) провел в согласованиях и утверждениях работ, а как только сошел снег, на старые земляные валы в юго-восточной части города вышли солдаты-саперы. Сегодня это нелегко представить, но в XV–XVII веках на месте, где начинается проспект Независимости, находились городские укрепления.

Новая Захарьевская улица, которую назвали в честь губернатора, задумывалась как магистраль в обход старой части города — района Замчища и нынешней площади Свободы.

Военно-политическая обстановка требовала прямизны пути и увеличения скорости движения. В 1793 году центральная часть Беларуси вместе с Минском вошла в состав Российской империи. Было учреждено Минское наместничество, затем преобразованное в губернию. Город лежал на тракте Москва — Варшава, движение по которому усиливалось год от года

С 1 июля 1812 года после оккупации города французскими войсками улица переименована в «Новый город». 22 ноября 1812 года после вступления в город русских войск название Захарьевская возвращено.

Во время немецкой оккупации 1918 года — Гауптштрассе.

В январе 1919 года улица была переименована в Советскую, при польской оккупации (1919-20) — в улицу Адама Мицкевича, с 1920 года — снова в Советскую. Проспект также включал Борисовский тракт (в 1937 переименованный в Пушкинскую улицу).

В 1892 году здесь была пущена конка, в 1924 — рейсовый автобус, в 1929 — трамвай, в 1952 — троллейбус. Первые два таксомотора марки «Форд Т» появились в 1912 году, стоянка их была на углу сквера в районе нынешней Центральной площади.

Помнит проспект одно тягловое средство, которое сегодня трудно представить в центре города – паровозы!

В апреле 1936 года секретарь Минского горкома КП(б)Б Рыскин и председатель Горсовета Жукович подали в ЦК и Совнарком докладную записку о скверном состоянии городского хозяйства. Среди прочего отмечалось:

«На всем протяжении магистральной улицы Советской, пролегающей в этом районе, расположена узкоколейка электростанции (историческое здание на берегу Свислочи возле цирка снесено в 2011 году для строительства так называемого отеля «Кемпински»), по которой беспрерывно проходят вагонетки, нагруженные торфом. Так как тягой для этих вагонеток служат мелкие неусовершенствованные паровозы, то они своими искрами вызывают пожары в деревянных домах, расположенных по этой улице (за 5 месяцев 1935 г. — 5 случаев). Наличие этой узкоколейки мешает и внешнему благоустройству этой улицы, одной из основных магистралей города. Горсоветом разработан проект снятия узкоколейки и перевозки торфа в трамвайных платформах».

Ближе к концу 30-х участок улицы Советской, от нынешней площади Якуба Колоса до Сельскохозяйственной Выставки (ныне парк Челюкскинцев), был назван в честь Пушкина.

Во время немецко-фашистской оккупации улица называлась «Гауптштрассе» (с 1 августа 1941 года по 24 марта 1944 года) и «25 марта» (с 25 марта 1944 года до 3 июля 1944 года). Название улицы «25 марта» было принято оккупационной администрацией по предложению «Белорусской Центральной Рады» в память о «Дне провозглашения независимости Беларуси 25 марта 1918 года». С 3 июля 1944 года после освобождения Минска улице вернули прежнее название — Советская.

Во время Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен (например, на улице Советской уцелели только 10 домов). Было принято решение о коренной реконструкции города, в том числе к 1952 году был спроектирован проспект Сталина, который проходил по более широкой и спрямлённой трассе. Ее значительно расширили, а ось будущего проспекта несколько повернули в начале против часовой стрелки.  Часть проспекта от площади Независимости до площади Победы построена в классическом стиле. Строительство здесь успели закончить до 1955 года, когда в СССР началась кампания по борьбе с архитектурными излишествами. Архитектура сталинского периода была направлена на формирование некоего идеального будущего, которое вот-вот станет реальностью. Это пример утопического мышления. Создавался образ-мираж всеобщей гармонии на фоне разрушенной жизни. И чем больше времени проходит, тем сильнее ощутима ценность проспекта как художественного произведения. В результате строительства проспекта с карты Минска исчезли частично уцелевшие после войны объекты, которые не совпали с магистрально-ансамблевым видением зодчих. Хотя и здесь не все так однозначно. Магистральным архитектором минского проспекта был определен Михаил Парусников. Аристократ, профессор Московского архитектурного института. Парусников поступил удивительно изящно со зданием бывшего Минского земледельческого Общества взаимного страхования, построенного по проекту известного зодчего Генриха Гая в 1915 году (административное здание по адресу: пр. Независимости, 15). Эта выразительная неоклассическая архитектура была близка ему. И он взял произведение Гая за высотную основу проспекта. Тем самым не только сохранил здание, но и продолжил его. На определенном этапе центральными фигурами формирования облика проспекта стали Михаил Парусников и Владимир Король. Выдающиеся градостроители, которых отличало замечательное чувство масштаба. Было найдено верное решение по соотношению высоты зданий к ширине магистрали, очень точно определена горизонталь. Между отдельными зданиями, конечно, есть диссонанс, но это небольшие конфликты. Важно, что архитекторам удалось создать ансамбль. В зодчестве это высшее выражение творчества.

Статус проспекта Советская улица приобрела в сентябре 1952 года (при этом Советская улица с карты города не исчезла). В ноябре 1961 года проспект имени Сталина был переименован в Ленинский проспект.

В 1991 году после распада Советского Союза проспект был переименован в проспект Франциска Скорины, в 2005 году — в проспект Независимости.

В декабре 2016 года международные эксперты высказали серьезную озабоченность сохранностью проспекта Независимости и предложили внести его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Минский проспект Независимости является своеобразным идеальным образцом центральной трассы, аккумулирующей вокруг себя ядро города в урбанизме середины XX века. С одной стороны, он несет импульс триумфальной, соцреалистической, социально-утопической интеграции, которая расцвела после победы в Великой Отечественной войне — такой идеальный город, парадиз, выстроенный буквально на пепле. С другой стороны, проспект стал воплощением рафинированной и изящной неоклассической архитектуры, во многом представляющей реализацию принципов лидирующей, важнейшей школы середины XX века — школы академика Ивана Желтовского, коллеги и ученики которого работали над проспектом в Минске. В итоге был создан действительно уникальный целостный ансамбль, в котором тем не менее можно прочитать несколько выразительных индивидуальных архитектурных почерков.

Номинация в список ЮНЕСКО будет выстраиваться именно вокруг проспекта Независимости — в силу его неповторимости и сохранности.

Площади

На всем протяжении проспекта Независимости расположено несколько площадей (упорядочены по расположению с востока на запад):

Примечательные здания и сооружения

См. Достопримечательности Минска

  • 15 корпус БНТУ
  • Художественные панно на высотных зданиях микрорайона «Восток»

Практически вдоль всей протяжённости проспекта Независимости проходит Московская линия Минского метрополитена, а также на большей его части — автобусный маршрут № 100.

На нескольких участках есть выделенная полоса для общественного транспорта.

Мосты

  1. над улицей Толстого, железнодорожными и трамвайными путями, улицей Бобруйской
  2. над МКАД
  3. над автомобильной дорогой в районе улиц Шафарнянской и Руссиянова
  4. над автомобильной дорогой в районе улиц Острошицкой и Стариновской
  5. над улицей Рогачёвской

Фотографии

В кино

  • «Нежная зима»

См. также

Ссылки

wiki.sc

Партизанский проспект (Минск) - это... Что такое Партизанский проспект (Минск)?

Вид на Партизанский проспект возле станции метро Партизанская. Видны гостиница «Турист», универмаг «Беларусь», администрация Заводского района

Партизанский проспект (белор. Партызанскі праспект) — главная транспортная артерия юго-восточной части Минска. Располагается в Ленинском и Заводском районах (на отрезке между улицами Олега Кошевого и Ванеева нечетная сторона застройки относится к Партизанскому району).

Общие сведения

Проспект начинается в центральной части города и является продолжением улицы Аранской. Окончание проспекта возле границы города переходит в Могилёвское шоссе (Магистраль М4), ведущее на Могилёв и Гомель. До 27 июня 1968 года проспект носил название Могилёвского шоссе на всём своём протяжении.

На проспекте расположены завод точного машиностроения «Планар», завод «Электронмаш», Министерство промышленности Республики Беларусь, Минский мотоциклетно-велосипедный завод, Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Научно-исследовательский и проектно-технологический институт информатизации в непроизводственной сфере, Белорусский государственный экономический университет, Колледж Бизнеса и Права, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования Республики Беларусь, гостиница «Турист», универсальный магазин «Беларусь» (долгие годы крупнейший в городе), Минский хлебозавод №3, Минский рессорный завод (филиал ОАО МАЗ), ДК Минского автомобильного завода, Минский завод колёсных тягачей, Белорусский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт мясной и молочной промышленности, Минский городской молочный завод №2, гипермаркет «Простор». Застройка проспекта относится в основном к концу 1940-х — 1980-м.

Транспорт

Проспект пересекается с несколькими десятками улиц, среди которых важнейшие — Ленина (в самом начале проспекта), Олега Кошевого, Ванеева, Плеханова, Радиальная, Кабушкина, Ангарская, Селицкого. Кроме того, проспект пересекается с Минской кольцевой автомобильной дорогой и имеет с ней развязку.

По большей части проспекта осуществляется автобусное и троллейбусное сообщение. Станции метро Партизанская, Автозаводская и Могилёвская имеют выход на проспект. Также недалеко от начала проспекта располагается станция метро Пролетарская.

На разных участках проспекта курсируют:

  • Автобусы 9, 9в, 14, 16, 21, 22, 43, 58, 59, 61, 66, 70, 72, 72д, 79, 79д, 87с, 93, 94с, 98с, 110, 110а, 110б, 110в, 110г, 110д, 111, 111д, 112, 112с, 148с[1];
  • Троллейбусы 3, 3д, 16, 17, 19, 20, 23, 30, 34, 36, 49, 50, 59, 67[1];
  • По улицам, пересекающим проспект, также курсируют троллейбусы 15, 24, 35, 41, 41д и 60 и все трамваи, идущие в Серебрянку.

См. также

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

Проспект Ф. Скорины (Минск) Википедия

Общая информация Страна Город Район Микрорайон Протяжённость Электричка Троллейбусные маршруты Автобусные маршруты Маршрутное такси Прежние названия Название в честь Почтовый индекс
Проспект НезависимостипроспектМинск
белор. Праспект Незалежнасці
Вид на проспект Независимости,
Белоруссия
Минск
Центральный, Первомайский, Октябрьский, Московский, Ленинский, Советский
Уручье, Восток
15 км 300 м
 1  Площадь Ленина, Октябрьская, Купаловская, Площадь Победы, Площадь Якуба Коласа, Академия наук, Парк Челюскинцев, Московская, Восток, Борисовский тракт, Уручье
Минск-Пассажирский, Институт Культуры (платформа)
41, 42, 56, 62
1, 13д, 25, 15, 25, 27, 31, 33, 34, 35с, 37, 40, 50с, 64, 69, 80, 86, 91, 95, 99, 100, 113с, 123, 127, 139, 145с, 153, 153д, 155, 165, 89э, 115э, 172э
1055, 1056, 1063, 1064, 1076, 1077, 1089, 1112, 1151, 1152, 1155, 1188, 1212, 1269, 1280, 1369
улица Захарьевская,Новый город,Гауптштрассе,улица Советская,улица 25 марта,Улица Пушкина (часть)Проспект Сталина,Ленинский проспект,Проспект Франциска Скорины
независимость
220050
 Проспект Независимости на Викискладе

Проспект Независимости (белор. Праспект Незалежнасці) — основная магистраль Минска, пересекающая его от центра на северо-восток. Длина проспекта — около 15 км[уточнить].

История

Главная магистральная улица Минска начала свою историю весной 1801 года, когда начали трассировку новой улицы Захарьевской, которая много раз будет менять названия, а сегодня именуется проспектом Независимости. В ту пору она планировалась как объездная магистраль для разгрузки центра города. События, упреждающие строительство главного проспекта белорусской столицы, начались в 1800 году, когда был принят первый отмеченный в истории градостроительный план. Зиму 1800−1801 годов минский губернатор Захарий Яковлевич Корнеев (первый гражданский губернатор Минска и Минской губернии) провел в согласованиях и утверждениях работ, а как только сошел снег, на старые земляные валы в юго-восточной части города вышли солдаты-саперы. Сегодня это нелегко представить, но в XV–XVII веках на месте, где начинается проспект Независимости, находились городские укрепления.

Новая Захарьевская улица, которую назвали в честь губернатора, задумывалась как магистраль в обход старой части города — района Замчища и нынешней площади Свободы.

Военно-политическая обстановка требовала прямизны пути и увеличения скорости движения. В 1793 году центральная часть Беларуси вместе с Минском вошла в состав Российской империи. Было учреждено Минское наместничество, затем преобразованное в губернию. Город лежал на тракте Москва — Варшава, движение по которому усиливалось год от года

С 1 июля 1812 года после оккупации города французскими войсками улица переименована в «Новый город». 22 ноября 1812 года после вступления в город русских войск название Захарьевская возвращено.

Во время немецкой оккупации 1918 года — Гауптштрассе.

В январе 1919 года улица была переименована в Советскую, при польской оккупации (1919-20) — в улицу Адама Мицкевича, с 1920 года — снова в Советскую. Проспект также включал Борисовский тракт (в 1937 переименованный в Пушкинскую улицу).

В 1892 году здесь была пущена конка, в 1924 — рейсовый автобус, в 1929 — трамвай, в 1952 — троллейбус. Первые два таксомотора марки «Форд Т» появились в 1912 году, стоянка их была на углу сквера в районе нынешней Центральной площади.

Помнит проспект одно тягловое средство, которое сегодня трудно представить в центре города – паровозы!

В апреле 1936 года секретарь Минского горкома КП(б)Б Рыскин и председатель Горсовета Жукович подали в ЦК и Совнарком докладную записку о скверном состоянии городского хозяйства. Среди прочего отмечалось:

«На всем протяжении магистральной улицы Советской, пролегающей в этом районе, расположена узкоколейка электростанции (историческое здание на берегу Свислочи возле цирка снесено в 2011 году для строительства так называемого отеля «Кемпински»), по которой беспрерывно проходят вагонетки, нагруженные торфом. Так как тягой для этих вагонеток служат мелкие неусовершенствованные паровозы, то они своими искрами вызывают пожары в деревянных домах, расположенных по этой улице (за 5 месяцев 1935 г. — 5 случаев). Наличие этой узкоколейки мешает и внешнему благоустройству этой улицы, одной из основных магистралей города. Горсоветом разработан проект снятия узкоколейки и перевозки торфа в трамвайных платформах».

Ближе к концу 30-х участок улицы Советской, от нынешней площади Якуба Колоса до Сельскохозяйственной Выставки (ныне парк Челюкскинцев), был назван в честь Пушкина.

Во время немецко-фашистской оккупации улица называлась «Гауптштрассе» (с 1 августа 1941 года по 24 марта 1944 года) и «25 марта» (с 25 марта 1944 года до 3 июля 1944 года). Название улицы «25 марта» было принято оккупационной администрацией по предложению «Белорусской Центральной Рады» в память о «Дне провозглашения независимости Беларуси 25 марта 1918 года». С 3 июля 1944 года после освобождения Минска улице вернули прежнее название — Советская.

Во время Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен (например, на улице Советской уцелели только 10 домов). Было принято решение о коренной реконструкции города, в том числе к 1952 году был спроектирован проспект Сталина, который проходил по более широкой и спрямлённой трассе. Ее значительно расширили, а ось будущего проспекта несколько повернули в начале против часовой стрелки.  Часть проспекта от площади Независимости до площади Победы построена в классическом стиле. Строительство здесь успели закончить до 1955 года, когда в СССР началась кампания по борьбе с архитектурными излишествами. Архитектура сталинского периода была направлена на формирование некоего идеального будущего, которое вот-вот станет реальностью. Это пример утопического мышления. Создавался образ-мираж всеобщей гармонии на фоне разрушенной жизни. И чем больше времени проходит, тем сильнее ощутима ценность проспекта как художественного произведения. В результате строительства проспекта с карты Минска исчезли частично уцелевшие после войны объекты, которые не совпали с магистрально-ансамблевым видением зодчих. Хотя и здесь не все так однозначно. Магистральным архитектором минского проспекта был определен Михаил Парусников. Аристократ, профессор Московского архитектурного института. Парусников поступил удивительно изящно со зданием бывшего Минского земледельческого Общества взаимного страхования, построенного по проекту известного зодчего Генриха Гая в 1915 году (административное здание по адресу: пр. Независимости, 15). Эта выразительная неоклассическая архитектура была близка ему. И он взял произведение Гая за высотную основу проспекта. Тем самым не только сохранил здание, но и продолжил его. На определенном этапе центральными фигурами формирования облика проспекта стали Михаил Парусников и Владимир Король. Выдающиеся градостроители, которых отличало замечательное чувство масштаба. Было найдено верное решение по соотношению высоты зданий к ширине магистрали, очень точно определена горизонталь. Между отдельными зданиями, конечно, есть диссонанс, но это небольшие конфликты. Важно, что архитекторам удалось создать ансамбль. В зодчестве это высшее выражение творчества.

Статус проспекта Советская улица приобрела в сентябре 1952 года (при этом Советская улица с карты города не исчезла). В ноябре 1961 года проспект имени Сталина был переименован в Ленинский проспект.

В 1991 году после распада Советского Союза проспект был переименован в проспект Франциска Скорины, в 2005 году — в проспект Независимости.

В декабре 2016 года международные эксперты высказали серьезную озабоченность сохранностью проспекта Независимости и предложили внести его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Минский проспект Независимости является своеобразным идеальным образцом центральной трассы, аккумулирующей вокруг себя ядро города в урбанизме середины XX века. С одной стороны, он несет импульс триумфальной, соцреалистической, социально-утопической интеграции, которая расцвела после победы в Великой Отечественной войне — такой идеальный город, парадиз, выстроенный буквально на пепле. С другой стороны, проспект стал воплощением рафинированной и изящной неоклассической архитектуры, во многом представляющей реализацию принципов лидирующей, важнейшей школы середины XX века — школы академика Ивана Желтовского, коллеги и ученики которого работали над проспектом в Минске. В итоге был создан действительно уникальный целостный ансамбль, в котором тем не менее можно прочитать несколько выразительных индивидуальных архитектурных почерков.

Номинация в список ЮНЕСКО будет выстраиваться именно вокруг проспекта Независимости — в силу его неповторимости и сохранности.

Площади

На всем протяжении проспекта Независимости расположено несколько площадей (упорядочены по расположению с востока на запад):

Примечательные здания и сооружения

См. Достопримечательности Минска

  • 15 корпус БНТУ
  • Художественные панно на высотных зданиях микрорайона «Восток»

Практически вдоль всей протяжённости проспекта Независимости проходит Московская линия Минского метрополитена, а также на большей его части — автобусный маршрут № 100.

На нескольких участках есть выделенная полоса для общественного транспорта.

Мосты

  1. над улицей Толстого, железнодорожными и трамвайными путями, улицей Бобруйской
  2. над МКАД
  3. над автомобильной дорогой в районе улиц Шафарнянской и Руссиянова
  4. над автомобильной дорогой в районе улиц Острошицкой и Стариновской
  5. над улицей Рогачёвской

Фотографии

В кино

  • «Нежная зима»

См. также

Ссылки

wikiredia.ru