Современная архитектура Парижа в исторической среде. Архитектура парижа


Архитектура Парижа

Архитектура Парижа – это история, застывшая в камне. Под христианскими соборами здесь скрываются руины языческих храмов, а за домами в неоклассическом стиле угадываются призраки раннего средневековья. Изучать этот город можно бесконечно – любая улочка уведет вас в глубину веков.

Когда Богу на небе скучно, он открывает окно и смотрит на парижские бульвары.

Генрих Гейне

Лютеция

Считается, что своим основанием Париж обязан кельтскому племени паразии, обосновавшемуся более 2000 лет назад на острове Сите. В 52 г. до нашей эры поселение захватила Римская империя, а к началу новой эры здесь уже возник город Лютеция, позже переименованный в Париж (по названию племени).

Римское владычество закончилось в конце V века. В 464 году территорией овладел король франков Хильдерик I. Его сын - Хлодвиг, решил перенести сюда свою столицу, и вскоре разросшийся город уже простирался по обоим берегам Сены.

Сегодня от времен Лютеции мало что осталось, разве что знаменитые арены – древнеримский амфитеатр на улице Монж, где когда-то лицедействовали актеры и сражались гладиаторы, да общественные бани – термы, ныне входящие в экспозицию музея Клюни.

«Это стиль Наполеона III!»

Облик современного города был задан в середине XIX века, когда по распоряжению выдающегося государственного деятеля и градостроителя барона Жоржа Османа, разрушались целые кварталы, а на их месте возникали новые широкие проспекты и выстраивались стройными линиями дома неоклассического стиля.

Пожалуй, самой выдающейся градостроительной заслугой Османа можно назвать прославленный оперный театр – Гранд Опера, или, как сейчас его называют французы – Опера Гарнье – по имени архитектора, Шарля Гарнье, выигравшего в 1861 конкурс на проект «Императорской Академии музыки и танца».Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что все дороги в Париже ведут к авеню Опера, где гордо возвышается резная шкатулка здания в стиле необарокко. С утра на его большой лестнице, отделанной великолепным белым мрамором, ожидают экскурсионные автобусы сонные туристы.

Компанию им составляют потрясающей красоты аллегорические статуи, а с высоты медного серо-зеленого купола за ними бесстрастно наблюдает мраморный бог, сотворенный Эме Милле. Творение Гарнье изобилует медальонами, бюстами, барельефами, колоннами и скульптурными группами. «Что это за стиль?» - капризно спросила архитектора императрица Евгения, больше благоговеющая к его сопернику Вьоле-ле-Дюку. «Это стиль Наполеона Третьего!», - не растерялся тот.Внутри здание поражает роскошью. Зрительный зал самого большого оперного театра в мире на 1900 мест выполнен в форме подковы. Над его красно-золотым великолепием царит купол, расписанный Марком Шагалом. Воображение поражает также хрустальная люстра весом восемь тонн, подаренная французскому императору русской государыней Марией Федоровной.

Но, не смотря на свои огромные размеры, зал занимает только треть здания. В остальных 17-уровневых помещениях расположены современное сценическое оборудование для установки декораций, репетиционные залы и т. д. Туристам особенно нравится зеркальный салон - ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке.

Кажется, что в зеркале вот-вот промелькнет один из призраков, которые, согласно местным легендам, населяют театр, тем более что в нижней части здания располагаются пещеры, куда не попадешь без разрешения директора театра, и где обитал несчастный герой романа Леру – тот самый призрак оперы...

7 интересных фактов об Эйфелевой башне

  1. Чтобы создать Эйфелеву башню, нужно было объединить в общей сложности 18 038 частей сварочного железа.
  2. За время строительства, несмотря на огромную высоту, разбился только один рабочий.
  3. Начиная со времени своего возведения с башни регулярно совершаются пряжки, а в 2010 году был поставлен мировой рекорд – Тай Крис совершил умопомрачительный прыжок на роликовых коньках прямо со второго этажа Эйфелевой башни.
  4. В 1912 году, один изобретатель придумал удивительное изобретение пальто-парашют, и решил опробовать его в деле. Для этого он поднялся на третью смотровую площадку башни, прыгнул вниз и погиб.
  5. Не смотря на достижения технического прогресса, Эйфелеву башню до сих пор красят при помощи обычных кистей. Удивительно, но факт – башня выкрашена сразу в 3 оттенка бронзы (от темного снизу, до светлого – наверху), но за счет перспективы, возникает иллюзия ее однотонности. Краску обновляют каждые 7 лет.
  6. Во время войны, прежде чем сдать Париж немецким оккупантам, французы сломали на Эйфелевой башне лифт. Это было сделано для того, чтобы захватчики не могли любоваться видом павшего города. Однако, врагов этот досадный факт не остановил, а Гитлер лично посчитал необходимым подняться на вершину башни пешком.
  7. Александр Густав Эйфель – тот самый человек, который в 1885 году создал внутреннюю структуру Статуи Свободы.

Ароматы Парижа

Неподалеку от Опера Гарнье на улочке Скриб располагается храм ароматов – знаменитый магазин и музей духов Фрагонар, построенный все в том же стиле Наполеона III. Здесь вы узнаете, какие духи любит Клаудия Шиффер, то, что во времена «Парфюмера» Зюскинда, оказывается, еще не умели делать настоящих стойких духов, увидите первые перегонные аппараты для производства парфюма и, конечно, получите возможность приобрести знаменитые ароматы в «фирменных» флакончиках, где они могут храниться 10 лет.

Но, конечно, Париж пахнет не только духами. Некоторые районы встретят вас «историческим» духом канализации - многие дома, как и 500 лет назад, не имеют канализационной системы и, кстати, центрального отопления. До сих пор парижане пользуются ночными горшками и топят камины.

Химеры и горгульи

Нотр-Дам – означает «богоматерь». Эта жемчужина готической архитектуры длиной 130 метров появилась 900 лет назад, а до того на ее месте стоял языческий галло-римский храм бога Юпитера, разрушенный и перестроенный в базилику Святого Стефана - первую христианскую церковь Парижа. Идея возведения Собора принадлежит епископу Морису де Сулину, а деньги на его строительство вносились всем миром - духовенством, королем, парижской знатью и мелкими буржуа.

Строить его начали прославленные средневековые архитекторы - Жан де Шель и Пьер де Монтрей. На протяжении 200 лет несколько поколений зодчих возводили это уникальное сооружение, сочетающее в себе воздушную раннюю готику с древним романским стилем Нормандии, и только в 1345 году оно приобрело законченный вид. Готическая легкость обманчива – крыша здания из 5 мм свинцовых плиток весит 210 тонн.

От большинства других соборов раннего средневековья Нотр-Дам отличают две совершенно уникальные одинаковые квадратные башни, каждая из которых возвышается над землей на 69 метров и имеет три этажа. На одной из них расположен самый большой колокол собора Эммануэль – его вес составляет 15 тонн. Драконовидные змеи - горгульи - служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен.

Их часто путают со знаменитыми химерами, установленными у основания башен. В отличие от горгулий, эти гротескные существа с обезьяним телом и крыльями летучих мышей, не несут практического применения, их единственная задача – напоминать смертным о земных грехах и грядущей расплате.

Ворота дьявола 

Легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве Нотр-Дам-де-Пари. Кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола.

Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть!

Замки поддались только после окропления святой водой. Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

Лувр и пирамида

Лувр воплотил в себе всю антологию французской архитектуры. Он возведен на месте замка. Архитектор Пьер Леско построил дворец в духе ренессанса, позже расширенный его приемниками - Лемерсье, Лево, Перро – последнему принадлежит красивейший восточный фасад с колоннадой в духе классицизма.

Здание достраивалось вплоть по 50-е годы 19 века, когда Луи Висконти и Эктор-Мартин Лефюэль пристроили к нему так называемый Новый Лувр (впоследствии картинная галерея). В 1791 декретом революционного Конвента Лувр был превращен в национальный художественный музей. Сегодня здесь можно увидеть знаменитую Джоконду, спрятанную от вандалов под стеклом и огороженную ленточками, а также противоречивое олицетворение античной красоты – Венеру Милосскую.

Туристы попадают в музей через стеклянную пирамиду в стиле модерн – выдающееся творение американского архитектора китайского происхождения Йо Минг Пея, поставившего своей задачей соединить небо и землю. Прототипом этого сооружения из стеклянных пластин толщиной 21 миллиметр, высотой 21,65 метра и общим весом 180 тонн послужило не что иное, как пирамида Хеопса.

Только на Монпарнасе

Администрация Парижа всегда была против точечной застройки и высотных зданий. Выбиться из общего ландшафта удалось, пожалуй, только башне Монпарнас, считающейся одной из лучших обзорных площадок города благодаря своей исключительной высоте – 210 метров. Только она предоставит вам возможность увидеть с высоты птичьего полета «железную даму» - Эйфелеву башню.

Архитекторы этого грандиозного проекта - Бодуэн, Дюбюиссон, де Ойм и Арреч. Овальная сигара здания с огромными окнами дымчато-серого цвета имеет 59 этажей, площадью порядка двух тысяч квадратных метров каждый. Представители делового мира разместили здесь свои офисы.

Библиотека Доминика Перро

Настоящий шедевр современной архитектуры, в свое время вызвавший шквал критики из-за модернистских тенденций – Национальная библиотека Франции, которая носит имя бывшего президента страны Франсуа Миттерана, открытая в 1996 году. Ее здание состоит из четырех башен-корпусов, удивительно напоминающих открытые книги и обрамляющих парк площадью в 12 тысяч квадратных метров.

Каждая из четырех башен имеет свое название – башня Времени, башня Законов, башня Чисел и башня Букв и Писем. Здесь хранится 30 миллионов книг и исторических документов. Автор этого удивительного комплекса – один из самых выдающихся современных архитекторов - Доминик Перро.

«Не что иное, как профанация»

«Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной постройки есть не что иное, как профанация...»

Против чего же так протестовали Мопассан, Верлен, Леконт де Лиль и еще около 300 деятелей культуры? Конечно, их возмутила Эйфелева башня, построенная к парижской Всемирной выставке 1889 года.

Это грандиозное сооружение было смонтировано 250 рабочими в очень короткий по тем временам срок – 2 года, 2 месяца и 5 дней. Строительство башни обошлось в 7,8 миллионов франков, причем значительную часть этой суммы внес сам архитектор - Густав Эйфель. 31 марта 1889 состоялось торжественное открытие «бесполезной и чудовищной постройки».

В наши дни башню посетило более 250 миллионов человек. Сегодня на ней размещаются два всемирно известных ресторана – «Altitude 95» и «Jules Verne», а также несколько кафе. Кроме того, с Эйфелевой башни ведется трансляция целого ряда телеканалов.

 

barlette.ru

Архитектура Парижа: 10 красивых зданий в стиле ар нуво

Здания парижских улиц настойчиво просятся на фотографии, что неудивительно, ведь французская столица очень фотогенична и кинематографична. Красота парижской архитектуры изумляет, завораживает, заставляет рассматривать не только известные во всем мире достопримечательности, но и обычные жилые дома, выстроенные вдоль центральных улиц и проспектов.

Облик современного Парижа определен османовскими зданиями, которые выросли здесь во второй половине XIX века в рамках масштабных градостроительных работ барона Османа. Именно тогда из средневекового Париж превратился в тот город, который мы знаем и любим сегодня.

Представляем 10 зданий Парижа в стиле ар нуво (модерн), архитектурная прелесть которых стоит того, чтобы прогуляться до них и полюбоваться.

Здание Лавиротта на проспекте Рапп

Адрес: 29 avenue Rapp, Paris 7ème

Одно из самых красивых и известных парижских зданий в стиле ар нуво. Совместная работа архитектора Жюля Лавиротта и художника-керамиста Александра Биго была завершена к 1902 году.

patrimoine-de-france.comvismavieaparis.blogspot.com

Замок (кастель) Беранже

Адрес: 14 rue La Fontaine, Paris 16ème

Это архитектурное сооружение стало работой Эктора Гимара, еще одного служителя классического парижского ар нуво. Он начал работать над ним в 1895 году в возрасте 28 лет. Проект был закончен спустя 3 года, и тогда это здание казалось весьма новаторским.

wikimedia.orgparisexpat2012.wordpress.com

Отель Elysées Ceramic

Адрес: 34 avenue de Wagram, Paris 8ème

Еще одна работа дуэта Лавиротт-Биго. В 1904 году было построено здание в 8 этажей из монолитного железобетона, где 3 этажа облицовано обожженным песчаником.

pinterest.combooking.com

Отель Guimard

Адрес: 122 avenue Mozart, Paris 16ème

Отель был построен в 1909 году архитектором Эктором Гимаром, верным последователем выразительного стиля ар нуво.

fabrice.terrasson.free.fr

Здание Les Arums

Адрес: 33 rue du Champs de Mars, Paris 7ème

Здание ослепительной красоты, стоящее на Марсовом поле в Париже. Работа архитектора Октава Ракена.

Здание профсоюза пищевой промышленности

Адрес: 12 rue du Renard, Paris 4ème

Архитектурная жемчужина французского стиля ар нуво, которая находится напротив Центра современного искусства Жоржа Помпиду. Сегодня здание занимает театр Ренар (Théâtre du Renard).

wikimedia.org

Здание на улице Абвиль

Адрес: 14 rue d’Abbeville, Paris 10ème

Здание на улице Абвиль возведено в 1901 году по проекту архитекторов Александра и Эдуара Отан. Здание хорошо видно издалека благодаря облицовке центральной колонны керамикой Биго.

parisontheme.blogspot.com

Здание на площади Этьена Перне

Адрес: 24 place Étienne Pernet, Paris 15ème

Это потрясающее здание по проекту Альфреда Вагона было построено в 1905 году. Его архитектура воплощает все то, за что любят Париж с его аккуратными домами светло-бежевого цвета с коваными балкончиками.

pinterest.com

Здание теософического общества

Адрес: 4 square Rapp, Paris 7ème

Нетипичное для парижской архитектуры здание выглядит одновременно и мрачновато, и сказочно. Оно построено в 1915 году архитектором Луи Лефраном для теософического общества.

wikimedia.orgcezarykaminski.wordpress.com

Здание Les Chardons

Адрес: 2 rue Eugène Manuel, Paris 16ème

Возведено в 1903 году архитектором Шарлем Кляйном совместно с керамистом Эмилем Мюллером. Здание построено из железобетона. Фасад в стиле модерн полностью покрыт желтой и зеленой керамикой.

goldengrove/Flickrwikimedia.org

Источник: topito.com

Загрузка...

Похожие записи

voyagist.ru

Архитектура Парижа | Путешествие - это жизнь

Архитектура Парижа поражает своим богатством, разнообразием и красотой. В Париже вы найдете здания, построенные в различные эпохи и в различных архитектурных стилях.

От построек, оставшихся с древних римских времен до современных небоскребов квартала Дефанс – это все Париж.

Большинство сооружений, сохранивших средневековую архитектуру Парижа, носят религиозный характер. Это, отчасти, вопрос долговечности: ранние светские здания были построены с использованием горючих материалов — дерева и соломы, а культовые сооружения были построены из камня и простояли века.

Во Франции, как и в большинстве стран Европы, церкви эволюционировали через ряд стилей, начиная с романского. Одним из его признаков является традиционно широкий центральный проход или неф, как правило, окруженный узкими проходами с каждой стороны.

Если вы посетите церковь Сен-Жермен-де-Пре на одноименном бульваре, то увидите одну из немногих сохранившихся в Париже церквей романской формы. Ее строительство восходит к 10-го веку, но эта церковь до сих пор является действующей.

У входа в собор Нотр-Дам

Безусловно, первым из великих готических соборов был и остается великолепный Нотр-Дам де Пари, начало строительства которого относится к 12 веку.

Восшествие на французский престол короля Франциска I принесло огромную пользу искусству и архитектуре Парижа. Будучи большим любителем искусства, он окружил себя лучшими творческими умами того времени.

Он пригласил Леонардо да Винчи в Париж и нанял итальянских архитекторов для ремонта Лувра. Именно с этим королем связывается появление стиля Ренессанс в Париже.

Лувр

Вы все слышали слово барокко, а в Париже легко увидеть, что этот стиль представляет собой на самом деле. Хотя барокко впервые появился в Италии в 1590 году, но достигло своего апогея во Франции 50 лет спустя в годы правления всемогущего Людовика XIV.

Король-Солнце использовал архитектуру для отражения своего политического влияния. Чтобы почувствовать это, достаточно посмотреть на роскошный Версальский дворец.

Версаль

Стиль неоклассицизма, вошедший в моду в конце 18 века, оставил нам в наследие  удивительные коллекции дорических, ионических и коринфских столпов на различных парижских зданиях.

Барон Осман в 19 веке оказался одним из самых успешных градостроителей Парижа. Его жилые дома определяют парижские стандарт, его канализация до сих пор работает, а его реорганизация городских бульваров позволила Парижу с его автомобильным трафиком вползти в 21 век.

Подъезд дома на авеню Рапп

Стили модерн и арт-нуво также широко представлены в парижской архитектуре.

А вот 70-е годы часто рассматривается как катастрофа для французской архитектуры. Это не совсем справедливо, хотя некоторые действительно ужасные ошибки были сделаны, в частности, уничтожение Les Halles в центре Парижа.

Центр Жоржа Помпиду вырос на площади, изменив своим ярким цветом и необычной концепцией ход развития европейской архитектуры. Это помогло сделать карьеру многим молодым архитекторам, которые пошли на создание фантастических зданий по всему миру.

Хотя здание центра Помпиду внешне радикально отличается от соседних своим футуристическим стилем, его высота не намного выше окружающего городского ландшафта.

Париж остается в значительной степени 7-8 этажным. Для того чтобы высокие здания не разрушали привычный парижский горизонт, был введен своего рода архитектурный мораторий в этот период.

Малоэтажный Париж остался нетронутым, а небоскребы были отправлены в La Defense, современный многоэтажный пригород сразу за Триумфальной аркой.

Можно еще долго-долго говорить об архитектуре Парижа, но для меня лично этот город в первую очередь ассоциируется с серыми семиэтажными домами, французскими балконами, причудливыми чугунными оградами, мансардами и крошечными французскими внутренними двориками, когда соседские окна порой находятся на расстоянии вытянутой руки.

voyage4life.ru

Архитектура Парижа. История и день сегодняшний...

С момента первого упоминания Юлием Цезарем деревни галльского племени паризиев на острове Сите прошло больше 2000 лет. Все это время город непрерывно рос и менялся, так что сегодня столица Франции может служить гигантским учебным пособием по курсу европейской архитектуры. Между Нотр-Дам-де-Пари и районом Дефанс лежат не километры, а столетия.

От древнеримских времен здесь осталось очень мало памятников архитектуры. Впрочем, возможно их и много, но ведь никто не рискнет делать раскопки под Нотр-Дам в надежде найти развалины храма Юпитера? Обнаружены только арена Лютеции, на месте которой разбит муниципальный сквер Капитан, и термы, сегодня входящие в экспозицию музея Клюни.Ныне старейшим зданием города считается церковь Сен-Жермен-де-Пре, хотя это и не совсем правда. От могучего когда-то аббатства, выстроенного в 6 веке нашей эры, уцелело одно здание, к тому же много раз отреставрированное. Но все признаки романского стиля сохранились. Это мощные контрфорсы, глухие стены, массивная кладка.

Шедевр готической архитектуры Парижа – собор Нотр-Дам известен всему миру. До появления Эйфелевой башни, он был единственным символом Парижа. Эмоциональная аура собора так велика, что он уже много веков служит источником невероятных легенд и литературных сюжетов.

Эпоха Ренессанса – это площади Вогезов и Дофина, Новый мост и, разумеется, Лувр. Павильон Леско признан шедевром европейского Возрождения, Восточная колоннада Лувра – это уже стиль барокко во всей красе. Трудно представить себе, что этот великолепный дворец изначально был выстроен, как крепость для защиты города от возможного английского десанта.

Классицизм ярче всего воплощен в здании Пантеона. Его купол послужил образцом для множества построек во всем мире. Только в Париже – это место почетного захоронения выдающихся людей Франции, а копии обычно сооружаются для обитания в них органов власти. Например, известный всем вашингтонский Капитолий.

Ярчайший пример наполеоновского стиля ампир – это Триумфальная арка, которая должна была навечно возвеличить военную славу Бонапарта. На самом деле, внутри арки скрывается целый музей истории французской армии.

Дальнейший рассказ об архитектуре Парижа невозможен без упоминания имени барона Османа, благодаря которому, собственно говоря, мы и видим современный великолепный город. Архитектура – это ведь не только здания, но и сама планировка города. До Второй Империи хаотичная застройка превращала Париж в гигантское скопище трущоб с вкрапленными в них дворцами. Осман прорубил Большие Бульвары, при нем была построена Опера Гарнье, еще один источник невероятных легенд.

Всего 120 лет исполняется Эйфелевой башне, символу технического прогресса, возведенной в качестве временного входа на Парижскую индустриальную выставку. Никто не предполагал, что эта эпатажная постройка станет символом не только Парижа, но и всей Франции в целом.Традиции Эйфеля продолжают молодые архитекторы. Свидетельство этому – стеклянная пирамида во дворе Лувра и великолепный район Дефанс. Вызывавшая множество споров башня Монпарнас, единственное, пожалуй, здание стиля модерн в исторической части города, постепенно тоже стало привычной частью парижского силуэта.

Если архитектура – действительно застывшая музыка, то Париж, несомненно, огромный джазовый ансамбль, соединяющий свободную импровизацию отдельных исполнителей в цельную композицию по глубоко спрятанным законам гармонии.

 

Будем благодарны, если Вы оцените эту статью!

parisweb.ru

Архитектура Парижа

 

В большинстве крупных городов мира есть свой, уникальный архитектурный стиль. Это актуально для Москвы, Нью-Йорка, Мадрида. Но не для Парижа. За две тысячи лет истории французской столицы сменилось множество эпох. И каждая оставила след в архитектурном облике города.

На острове Сите, откуда начинал расти Париж, расположены арены Лютеции и термы Клюни, которые служат примером античного стиля. Романский стиль во французской столице представлен собором Сен-Жермен-де-Пре, расположенном на левом берегу Сены. Сегодня именно на левом берегу Сены концентрируются интересные старинные здания, в которых размещаются государственные учреждения и университеты. 

Для того чтобы увидеть пример средневековой военной архитектуры, гости Парижа могут отправиться к городским стенам города, которые были построены в оборонительных целях. Старейшая из них – крепостная стена Филиппа II Августа, самый крупный фрагмент которой находится на пересечении улиц Жарден-Сен-Поль и Шарлемань.

Во французской столице есть два отеля, где нельзя забронировать номер: Клюни и Сенс. Сегодня в этих особняках проводятся экскурсии, благодаря которым гости Парижа могут получить представление о гражданской готике.

 

Пример архитектуры времен Ренессанса в Париже? Это Лувр, точнее его павильон Леско. Также в этом стиле построены здания на площади Дофина и площади Вогёзов.

Классицизм в Париже – на площади Согласия. Еще одним ярким примером этого стиля является знаменитый Пантеон. 

Классические объекты стиля ампир – это построенные Наполеоном Триумфальная арка, Вандо́мская колонна и арка Каррузель.

Если проследить за расположением объектов разных архитектурных стилей в Париже, становится понятно, что город рос радиально, расширяясь от острова Сите до современных окраин. Соответственно этому менялись архитектурные стили, от античного в историческом центре до модернизма в современных зданиях и памятниках, построенных на существенном удалении от Сите.

Лучшие архитектурные шедевры города

К шедеврам архитектуры в Париже можно отнести с десяток достопримечательностей. Однако лучшими из них являются Святая капелла, музей Орсе и Собор Парижской Богоматери.

Sainte Chapelle или Святая капелла, расположенная на острове Сите, считается одной из наиболее красивых готических церквей мира. Построенная Людовиком Святым в 1248 году, эта капелла обладает самым полным ансамблем витражного искусства 18 века. Церковь открыта каждый день с 9:30 до 18:00. Посетить ее можно за 4,5 евро; билет на двоих человек обойдется в 6 евро. 

В двух шагах от капеллы находится Нотр-Дам-де-Пари. Этот собор входит в двадцатку самых красивых церквей мира по версии нескольких изданий. Нотр-Дам-де-Пари построен в готическом стиле. Однако вместе с тем в архитектуре собора прослеживаются черты романского стиля, что привлекает не только специалистов, но и миллионы туристов ежегодно. Посетить собор Парижской Богоматери можно бесплатно в любой день недели с 7:45 до 18:45.

Немногие гости Парижа знают, что музей Орсе (Musée d'Orsay) находится в здании бывшего железнодорожного вокзала, открытого в 1900 году и проработавшего до 1939 года. В 1971 году вокзал хотели разрушить, а семью годами позже его здание получило статус исторического памятника. Сегодня музей Орсе входит в число 15 красивейших музеев Мира. 

↑ Свернуть

ostrovok.ru

Современная архитектура Парижа в исторической среде

Трудно было найти в ХХ веке более традиционного француза и парижанина, хранившего абсолютно консервативные привычки, преклонявшегося перед историей своей страны и ее архитектурными памятниками, чем генерал Шарль де Голль. Когда он вторично пришел к власти в 1958 году, то одним из его первых дел по обустройству своей резиденции была перестройка павильона в саду для часовни, где глава государства и его близкие могли присутствовать на ежедневной мессе. И в то же время не менее трудно назвать человека, в такой степени, как Шарль де Голль, готового на самые смелые и неожиданные поступки ради величия Франции, причем не только в политике, но и в архитектуре. Шарль де Голль боготворил историю Парижа, однако именно он в качестве президента Франции положил начало так называемым «большим проектам», благодаря которым современная архитектура Парижа претерпела значительные перемены. В его честь был построен крупнейший аэропорт Франции Шарль-де-Голль.

Его примеру последовали преемники – президенты Жорж Помпиду, Валери Жискар д’Эстен и особенно активно – Франсуа Миттеран. Каждый из президентов второй половины ХХ века стремился, вслед за де Голлем, оставить монументальный след в архитектуре Парижа – вступить в диалог с историей и обеспечить о себе память, которую не способны искоренить перемены политической моды. Первым из «больших проектов» был создан по инициативе де Голля район Дефанс. Это было сделано и с наибольшим размахом, и с особенным тактом, и с использованием значимых исторических символов. Для огромного комплекса, которому предназначалось стать новым деловым центром Парижа, задыхавшегося от недостатка конторских и коммерческих зданий, выбрали место, находившееся официально вне границ города, за Сеной, на ее левом берегу.

Здесь планировалось построить «парижский Манхэттен» с небоскребами, которые должны были превзойти американские. Во всяком случае, де Голлю хотелось создать зримый символ процветающей великой державы. И в то же время Дефанс стал плотью от плоти Парижа. Его построили точно на продолжении главной градостроительной оси города, проходящей через Лувр, площадь Карусель, проспект Елисейских полей, площадь Звезды, теперь переименованную в площадь Шарля де Голля. Эта срединная линия «читается» не только в плане города: на закате солнце в определенный момент оказывается в просвете триумфальных арок на площади Карусель и площади Звезды, прославляющих победы Франции. И через арку на площади Звезды можно увидеть подсвеченный закатным солнцем силуэт почти симметрично разделенных на две группы небоскребов Дефанса. По замыслу де Голля, Дефанс должен был стать не просто современным районом, но, скорее, образом города будущего. В его мечте было немало утопических черт, которые большая группа архитекторов (во главе с Бернаром Зерфюссом и Робертом Камело) стремилась воплотить в жизнь. Здесь предполагалось полностью разделить «мир машин» и «мир пешеходов», сделать большую часть Дефанса предназначенной только для людей. В этом проекте получила осуществление одна из «великих утопий» современной архитектуры – создание полностью искусственной среды обитания людей, «второй природы», зоны «тотального дизайна». Для этого район был поднят на гигантскую многослойную бетонную платформу, внутри которой стал быстро развиваться подземный город с тоннелями для автострад, метро, поездов регионального экспресса, связывавшего Париж с дальними пригородами и аэродромами, с залами для торговых комплексов, ресторанов, выставочных помещений. Пять этажей этой структуры соединили переплетения лестниц, пандусов и эскалаторов. Под землей разлилось целое море «электронного супа» – всевозможных фонарей, указателей, светящейся рекламы – движущееся, говорящее, сверкающее, гаснущее и загорающееся вновь. Наверху же, на бетонной поверхности, поднялись небоскребы.

Геометрически четкие объемы башен закованы в темное, непрозрачное снаружи стекло. Они меняют цвет, отражая в зеркальных гладях лучи солнца и проплывающие по небу облака. Искусственная среда, как бы целиком составленная из гигантского набора конструктивных элементов, переплетения стальных ребер, панелей, пилонов, оказывается все же подверженной воздействию природы.

За счет многочисленных отражений в солнечный или дождливый день Дефанс воспринимается по-разному. Важно то, что этот район не мешает Парижу. Его структура, «надетая» на главную ось города, продолжает градостроительный смысл, но не вторгается в историческое тело французской столицы. Великолепная панорама города открывается с верхней площадки завершающего Дефанс здания-арки, созданной по проекту победившего в международном конкурсе датчанина Йогана-Отто фон Спрекельсена, реализованному к 1989 году, 200-летнему юбилею Великой французской революции, под руководством Поля Андре. С именем президента Франции Жоржа Помпиду связывается рождение принципиально иного диалога старого и нового в Париже, хотя в большей степени на этот процесс повлиял знаменитый писатель и политик, министр культуры Франции той эпохи Андре Мальро.

Вместе с президентом они решили создать Центр современного искусства и разместить его в самом сердце города. Это здание вошло в историю архитектуры под именем Центра имени Жоржа Помпиду. Победителями международного конкурса на проект этого сооружения стали итальянец Ренцо Пиано и британец Ричард Роджерс, которые благодаря ему приобрели всемирную славу. Они создали предельно радикальный образ, отказавшись от привычных черт любого современного архитектурного стиля, в том числе и в духе Гропиуса или Ле Корбюзье. Парижане сразу же после возведения здания прозвали его «нефтеперегонным заводом». Пройдя от площади Вогезов, помнящей веселого и великого короля Генриха IV, через сохранивший планировку и множество особняков XVII и XVIII столетий квартал Маре, выйдя из переулка, упираешься в ярко раскрашенную, состоящую из переплетенных труб «спину» здания Центра имени Жоржа Помпиду. Контраст ужасающий. По всем правилам реконструкции исторических городов, возведение подобного авангардного сооружения в старинной части города – преступление. Однако в Париже на это предпочли закрыть глаза, потому что здание получилось талантливое. Это была победа над безликостью архитектуры 1970-х годов, а победителей не судят. И действительно, фасад огромного сооружения оказался обращенным к старинным домам и переулкам квартала Маре невиданно плотным переплетением ярко раскрашенных труб, служащих для водопровода, канализации, вентиляции и т.д.

С другой стороны сооружения сеть металлических опор вынесена вперед, и  лишь за нею видны стеклянные стены, которые перерезает зигзаг туннеля самодвижущейся лестницы. Казалось бы, совершенно немыслимо строить нечто подобное рядом с прославленными памятниками старины, но когда смотришь на Центр имени Жоржа Помпиду, об этом забываешь. Контраст его авангардных форм и исторических зданий столь велик, что сопоставление становится бессмысленным. Правда, в градостроительном отношении такт все же был соблюден, и это очень важно: новое сооружение практически не затрагивает традиционного силуэта города и по масштабу близко к размерам обычного квартала. Но главное, архитекторам удалось создать объект очевидно талантливый, увлекательный, интересный, который обогащает Париж, насыщает неординарной современностью исторический «текст» великого города. Преступление против сохранения старины стало удачей, превратившись в один из самых ярких символов Парижа.

В конечном итоге этот успех всегда зависит от качества архитектуры. Возведенный вслед за Центром имени Жоржа Помпиду и неподалеку от него торговый центр «Форум-де-Аль» оказался ошибкой, повредившей облику столицы Франции. Его построили на месте знаменитого старого рынка съестных припасов – «чрева Парижа», существовавшего со времен Средневековья, а в XIX столетии перекочевавшего в многочисленные павильоны, созданные из металла, вошедшего в моду после возведения Эйфелевой башни. Сломав все эти замечательные постройки, в «Форум-де-Аль» попытались использовать формы постмодернизма, якобы для того, чтобы с помощью «цитат» из прошлого вроде готических арок или элементов классического регулярного сада связать историю и современность. Получилось как-то пусто, вяло, «беззубо». И прошлое проиграло, и современность, не выразив себя в яркой форме, оказалась несостоятельной перед лицом архитектуры ушедших эпох. С приходом к власти Франсуа Миттерана положение изменилось. Пресса стала называть Париж «столицей республики фараонов», настолько президент был увлечен запечатлением в формах зодчества эпохи своего правления. А этим ироничным названием город обязан, в первую очередь, знаменитой «Пирамиде» Лувра. Реконструкция Лувра была неизбежной в связи с развитием самого музея, изменением и усложнением его функций, желанием хранителей коллекций показать публике возможно больше (ведь в музеях такого уровня, как Лувр или Эрмитаж, открыты для обозрения всего 3–5% экспонатов).

Из дворца изгнали Министерство финансов Франции, занимавшее почти половину комплекса, были перекрыты два световых двора, благодаря чему на огромных площадях разместились собрание французской скульптуры и находки археологов. Главные «архитектурные события» развернулись под Лувром. Были проведены раскопки на большую глубину, и оказалось, что фундаментом дворца XVI–XVII веков служит нижняя часть средневекового замка, сохранившаяся на несколько метров в высоту. Теперь посетители могут обойти вокруг подножия Лувра XV столетия, раньше скрытого от всех. Подземная часть музея расположилась также под огромным внешним двором комплекса и площадью Карусель.

Здесь находятся магазины сувениров и антиквариата, разнообразные кафе и рестораны, обширные технические помещения и, главное, центральный распределительный вестибюль, благодаря которому посетители получили возможность легко попасть в любую часть музея. Лувр приобрел иной уровень технического обеспечения и комфорта для приходящих в него людей. Над вестибюлем, на поверхности земли, по проекту архитектора Йео Минь Пея была построена стеклянная «Пирамида» со стальным каркасом, в которой находится главный вход в музей. Прозрачность и легкость «Пирамиды» должны были бы смягчить контраст ее геометрических поверхностей и исторических форм старого Лувра. Но этого не происходит. Вне зависимости от того, с какой стороны на нее смотреть, «Пирамида» концентрирует на себе основное внимание. Она стала центром и едва ли не главной архитектурной достопримечательностью Лувра, затмив собой наследие прошлых веков. Как и в случае с Центром имени Жоржа Помпиду, это неправильно по всем международным законам реконструкции исторических городов и зданий. И в то же время – несомненная удача. Талант архитекторов и их сдержанность, решение поднять над землей лишь крошечную часть нового Лувра обеспечили возможность добавить свое произведение к красотам, художественным богатствам и эксцентричным выходкам Парижа.

Сочетание «Пирамиды» и подлинных памятников показывает один из возможных вариантов будущего развития нового зодчества в исторической среде. К концу ХХ столетия относится и целый ряд других «больших проектов» – создание Оперы на площади Бастилии, Института Арабского мира на берегу Сены, неподалеку от острова Сите, идея строительства новой Национальной библиотеки Франции, законченной уже при президенте Жаке Шираке. Однако эти сооружения не повлияли так существенно на облик Парижа, как Дефанс, Центр Жоржа Помпиду и «Пирамида» Лувра. Как и многие другие, они остались просто новыми зданиями в старинном городе, которые не обогащают его облика и не вступают в активный и принципиальный диалог с прошлым. Пример Парижа второй половины ХХ века показывает, что самое худшее для исторического города – это безразличие к нему. Главная опасность заключена не в современной архитектуре Парижа, пусть даже резко выделяющейся из традиционной застройки. Нельзя допустить, чтобы высокие эстетические качества урбанистической среды прошлых веков вытеснила современная дешевая бездарность. Париж на протяжении многих столетий остается одной из великих художественных столиц мира именно потому, что постоянно накапливает выдающиеся произведения зодчества. Сегодня, так же как в XII или XVIII столетиях, столица Франции сохраняет в неприкосновенности традицию, обеспечивающую ей вечные привлекательность и престиж, – следование самой высокой архитектурной моде каждого века и концентрацию шедевров всех эпох, включая и наше время.

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

Прогулка по Парижу. Вся архитектура Парижа

Видео полета над монументами Парижа в HD формате. Используйте режим 'Полный экран'.

В продолжение обзора самых впечатляющих объектов архитектуры Парижа - Эйфелева башня, Музей Лувр, Монпарнас, Квартал Ла-Дефанс, Пантеон и многие другие. Их историческое и культурное значение для Франции трудно переоценить. Внешний вид и архитектура каждого достойны того, чтобы просто подойти и полюбоваться ими, будучи проездом или с визитом в Париже. Однако, даже сидя в уютном кресле дома, вы можете виртуально посетить каждый из них, просто 'облетев' 3D модель Парижа, созданную совместными усилиями GoogleEarth и OrangeSmile. Используйте для этого наше видео рядом.

Эйфелева башня, Париж

» Эйфелева башня была построена специально для Всемирной выставки 1889 года. По плану Эйфелеву башню должны были демонтировать через 20 лет, однако вскоре началась эпоха радио, и благодаря установке антенн радиотелеграфа Эйфелева башня была спасена. » Полный вес конструкции составляет 10 100 тонн. » За весь период своего существования цвет башни постоянно менялся – от ярко-желтого до темно-коричневого. Сейчас башня окрашена в уникальный цвет – «эйфелевый» (официально запатентованный), больше похожий на бронзовый. » Башню дважды удалось продать на металлолом, эту махинацию провернул мошенник Виктор Люстиг. » На сегодняшний день Эйфелева башня является самой посещаемой достопримечательностью в мире. В год ее посещают более 236 млн. человек. » Подняться на самую вершину конструкции можно двумя способами: пешком – преодолев 1792 ступеньки, и лифтом.

Музей Лувр, Париж

» Первоначально Лувр был построен в качестве военной крепости, позже он стал королевской резиденцией, и только в 1793 году двери музея были впервые открыты для публики. » Лувр представляет собой здание, состоящее из четырех частей, их еще называют крыльями, каждое из которых служит своей цели. » В Лувре находятся одни из самых известных произведений искусства в истории человеческой цивилизации. Картины, размещенные в Лувре, собирались французским правительством последние 500 лет. » Лувр невозможно обойти за один день. Если вы хотите осмотреть все экспонаты музея, оптимальным решением будет  найти отель рядом с Лувром и запастись, как минимум, неделей свободного времени чтобы обойти весь музей. » Пирамида является третьим самым популярным художественным объектом среди посетителей музея после Моны Лизы и Венеры Милосской. » Особый вклад в расширение коллекции  Лувра внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства.

Монпарнас, Париж

» Этажность башни Монпарнас составляет 57 этажей, высота – 210 м. Строительство небоскреба велось с 1969 по 1972 годы. » Башня Монпарнас – единственный небоскреб, расположенный внутри городской черты Парижа, а не в его «пригородах». » На верхних этажах здания открыты кафе, сувенирный магазин и обзорная площадка, откуда открывается панорамный вид на большую часть города. » При своей высоте в 210 метров, башня Монпарнас на треть этой величины, то есть 70 метров, уходит вниз, под землю. Весит она около 120 тысяч тонн. » В башне функционируют 26 скоростных лифтов, которые доставляют сотрудников делового центра в свои многочисленные представительские офисы и конторы. В самом подножье башни Монпарнас расположился торговый комплекс, включая общественный торговый центр и плавательный бассейн, а также, Международный центр текстильной продукции. » Посещение смотровой площадки обходится немного дешевле, чем посещение Эйфелевой башни и, поэтому, значительно увеличивается количество желающих подняться на небоскреб.

Квартал Ла-Дефанс, Париж

» Ла-Дефанс – современный деловой и жилой квартал в ближнем пригороде Парижа, который считается самым большим деловым центром Европы. Eго также называют «парижским Манхэттеном». » Особенностью квартала Дефанс является полное размежевание потоков пассажиров и автомобильного транспорта. Общественный транспорт и автомобили движутся по подземным тонелям, вся территория Дефанс – исключительно пешеходная зона. » Застройка квартала относится к 60-м годам 20 века. Квартал состоит из небоскребов, отведенных преимущественно под офисы, а также квартиры. » Общее число небоскребов достигает 71. Кроме того, в квартале располагается один из крупнейших в Париже торговых центров, который открылся в 1981 году. » Восточную часть центральной пешеходной зоны Дефанса обрамляет пятидесятиметровый бассейн, спроектированный греческим скульптором Такисом: гладь бассейна пронзают 49 металлических спиралевидных штырей различной длины, на вершине которых установлены разноцветные детали различной геометрической формы, снабженные разноцветными мигающими фонарями.

Пантеон, Париж

» Пантеон – архитектурно-исторический памятник, образец французского классицизма. Первоначально церковь св. Женевьевы, позже – усыпальница выдающихся людей Франции. » Выдающихся личностей в Пантеоне хоронят не сразу, а выдерживают паузу. Это нужно для того, чтобы посмотреть, не выявятся ли о них со временем нелицеприятные факты. Как случилось, например, с Оноре Мирабо, и его прах пришлось вынести. » Прах Александра Дюма-отца нашел в Пантеоне последнее пристанище спустя 132 года после смерти. Ровно столько лет понадобилось французам, чтобы решить, действительно ли он был великим писателем или рядовым графоманом. » Многие окна в XVIII веке заложили кирпичом. Так решили революционеры, полагавшие, что в гробнице великих людей не должно быть слишком много света. » В Пантеоне находится маятник Фуко, доказывающий, что наша планета все же вертится. Впервые публичный эксперимент с маятником осуществили в 1851 году.

Люксембургский дворец, Париж

» Люксембургский дворец был построен для королевы Марии Медичи, а ее современники говорили, что это самый прекрасный дворец в Париже. » Оформление внутренних интерьеров Мария Медичи поручила известному художнику Рубенсу, с работами которого была хорошо знакома и парижская аристократия. Для украшения интерьеров Люксембургского дворца художником была специально создана серия «Жизнеописания Марии Медичи», насчитывающая 24 картины. » Во время Французской буржуазной революции дворец был тюрьмой для знати. Здесь отбывали наказание Жозефина Богарне, будущая жена Наполеона, а также Лантон и Демулен. » В Люксембургском парке есть своя статуя Свободы высотой около двух метров. » Сегодня во дворце располагаются Музей Люксембургского дворца и Французский сенат.

Елисейский дворец, Париж

» Елисейский дворец является символом высшей власти во Франции. » Личный кабинет президента в Елисейском дворце находится в Золотом салоне, интерьер которого практически не менялся с 1861 г. Де Голль поставил в нем глобус, а Помпиду повесил на одну из стен картину Никола де Сталя. » В подземном помещении Елисейского дворца находится кабинет Юпитера, откуда президент может отдать приказ об использовании французских ядерных сил. Здесь установлены три телевизионных экрана для прямой связи между президентом, министром обороны и командованием стратегических воздушных сил. » По установленному протоколу за «первым столом» Франции предусматривается 60 см пространства для каждого гостя. При приеме особо важных персон добавляется еще 10 см, а вместо стульев ставятся кресла. Обеденная посуда хранится в особой комнате в 35 деревянных сундуках, в специальных кожаных контейнерах и в ящиках многочисленных комодов. » Шеф-повар Елисейского дворца ведет картотеку меню, чтобы избежать повтора блюд для посетителей, которые обедают здесь не в первый раз. » Экскурсия по залам дворца проходят лишь один раз в год - в День культурного наследия в начале сентября. В остальное время года, к сожалению, на дворец можно посмотреть лишь через садовую ограду. Эта статья об архитектуре Парижа защищена законом об авторских правах. Полная перепечатка разрешена только при указании источника с прямой ссылкой на www.orangesmile.com.

orangesmile.com