Парижская башня Сен-Жак и мясники. Башня сен жак в париже


Башня Сен-Жак, история, описание, фото, график работы, билеты

Башня Сен-Жак (фр. Tour Saint-Jacques) — уникальное архитектурное сооружение высотой 52 метра в стиле поздней готики, бывшая колокольня не сохранившейся церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери.

Церковь была построена в XIII веке в честь Иакова Зеведеева на средства гильдии мясников, что и отображено в её названии (Жак — это французская версия имени Иаков, а «бушери» (boucherie) переводится как «торговля мясом»). Длительный период достопримечательность была местом сбора паломников, следовавших по пути святого Иакова к гробнице апостола Иакова в городе Сантьяго-де-Компостела (Испания).

На церковном кладбище Сен-Жак-де-ла-Бушери были похоронены такие известные личности как Луиза де Марийяк,  Жан Фернель и Никола Фламель. Последний, по легенде, инсценировал свою смерть, поскольку смог открыть секрет получения философского камня. Местные жители рассказывают, что один зеленщик после сноса церкви использовал надгробный камень Фламеля как торговую точку — резал и продавал на камне свой свежий товар.

Строительство башни Сен-Жак (изначально ей была отведена роль колокольни) происходило с 1509 по 1522 годы. В XVII веке известный математик Блез Паскаль использовал башню как высокое сооружение для проведения барометрических экспериментов в области гидростатики и подтверждения гипотезы Торричелли о существовании атмосферного давления. Здесь же, возможно, играл на органе композитор Франсуа Куперен.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Париже, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Во время Великой французской революции церковь Сен-Жак-де-ла-Бушери была продана в частные руки. Новый владелец попросту разобрал сооружение на камни и распродал их в качестве строительного материала, хорошо заработав на столь аморальном «бизнесе». Это произошло в конце XVIII века. Однако саму башню Сен-Жак из уважения к научным достижениям Паскаля не тронули. Некоторое время колокольню арендовал мастер по отливу охотничьей дроби. Процесс производства дроби в начале XIX века был довольно занятным — на самом верху сооружения плавили свинец, а полученную жидкость пропускали сквозь специальное сито, из которого металл «капал» с высоты 50 метров вниз в бочки с холодной водой. Такой способ отлива дроби так и назывался «башенным».

В середине XIX века власти столицы выкупили башню Сен-Жак и через некоторое время известный архитектор Теодор Баллю приступил к масштабной реконструкции. Годы запустения и разграбления не самым лучшим образом сказались на архитектурном памятнике — все религиозные скульптуры и символы евангелистов (изображения орла, льва, быка и ангела) были уничтожены или сильно повреждены. Экстерьер практически пришлось восстанавливать заново. Скульптор Шенийон изготовил новую статую Иакова, которую установили на вершине. В 1856 году рядом с башней появился сквер, а в конце XIX века внутри сооружения открыли метеорологическую станцию.

В 1998 году башня Сен-Жак была включена в список наследия ЮНЕСКО, кстати, именно потому, что она является культурным памятником по дороге к гробнице святого Иакова. Достопримечательность открыта для туристов, однако в час впускают не более 17 человек, поскольку лестница, ведущая наверх слишком узкая. Кроме статуи святого Иакова, у основания башни находится монумент в память Блеза Паскаля.

Рекомендуем экскурсии:

Прогулка по Парижу — групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 2 часа, 20 евро

Экскурсия по Монмартру — открыть историческое прошлое богемного квартала, где творили и бедствовали известные скульпторы и художники — 3 часа, 40 евро

Экскурсия по острову Ситэ — знакомство с историческим центром Парижа от зарождения города до наших дней — 3 часа, 40 евро

tisamsebegid.ru

Башня Сен-Жак | Мoя Франция

Совсем рядом с островом Сите в Париже находится весьма странное и знаменитое сооружение. Это башня Сен-Жак.

Башня Сен-Жак

Она хорошо видна с моста на острове Сите или же с улицы Сен-Жак. Выглядит она несколько грубовато и даже устрашающе. У ее подножия есть небольшой скверик, сидя в котором и глядя на башню, невольно задумаешься над тем, какие тайны хранит это древнее сооружение.

Эта башня – настоящая история Парижа. История былого благочестия, заблуждений и страстей. История французского искусства, науки и музыки, варварства революционной толпы и поэзии… Теперь эта история превратилась в легенду и каменный памятник былым временам.

Эта позднеготическая башня начала XVI века стоит посреди Парижа одиноко и словно бы неуместно. А ведь она не всегда пребывала в таком странном одиночестве. Когда-то она была колокольней старинной парижской церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери (церкви Святого Иакова), которая занимала практически весь нынешний сквер. Место это находится на скрещении главных дорог — с юга на север и с запада на восток, на берегу Сены. В Средние века здесь стояла часовня Святой Анны, а в начале XVI века при короле Франциске I была построена церковь Сен-Жак в слободе мясников, кожевников, дубильщиков кожи, щедро жертвовавших на ее постройку. Именно поэтому в названии церкви фигурирует слово «бушери», от фр. boucherie — мясная торговля, мясная лавка. Но отчего церковь посвятили святому Иакову?

Церковь Святого Иакова в XVIII веке. Документ: Commission du Vieux Paris

Все довольно просто – именно тут проходила дорога на юг, приводившая в конце долгого путешествия к знаменитой испанской святыне Сантьяго-де-Компостела, по-французски — Сен-Жак-де-Компостель.

В надежде искупить свои грехи и обрести покой после смерти на постройку церкви жертвовали свои деньги не только мясники и буржуа, но и писцы, жившие здесь же, неподалеку. Днем они ютились в крошечных будках у стен храма и выполняли заказы – составляли бумаги, писали письма, учили грамоте. Будки их находились со стороны улицы Риволи, которая тогда называлась улицей Писцов – rue des Ecrivains.

Из всех этих писарей весьма интересен один человек, судьба которого больше похожа на легенду. Это Николя (Николас) Фламель, который был беден и, как и прочие, жил в крошечной будке. Однажды ему приснился весьма необычный сон – к нему пришел ангел и показал огромный золоченый манускрипт, украшенный загадочными рисунками и знаками, смысл которых писцу был непонятен. А через некоторое время какой-то незнакомец принес в лавку Фламеля точно такой огромный манускрипт, который тот сразу узнал и выкупил. Название бумаги гласило: «Книга Авраама, иудея, князя, священнослужителя, левита, астролога и философа, обращенная к народу иудеев, гневом Божиим рассеянному среди галлов». Это было собрание алхимических рецептов. С тех пор Фламель стал искать философский камень и формулу, которые позволили бы ему превращать любой металл в золото, а также продлять свою жизнь сколь угодно долго. Ради встречи с просвещенными иудеями в надежде, что те помогут ему перевести и понять смысл загадочных иероглифов из Авраамовой Книги, он даже решился на одиночный паломнический поход в Испанию. В конце концов, говорят, что ему удалось раскрыть все тайны и найти философский камень. Вскоре он достиг всего, чего желал. В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев стал собственником около 30 домов и участков земли. В старости он занимался меценатством, учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства, финансировал постройки часовен и больниц. Фламель умер предположительно в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. Он был похоронен в здешней церкви, а надпись на его надгробном камне цела и поныне. Поскольку у него не было детей, почти все своё имущество он завещал церкви Святого Иакова. После смерти Николаса и его жены возникает легенда, что якобы Фламель тщательно готовился к своей «смерти» и будто на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель с супругой скрылся. Бытует множество легенд о Николя Фламеле и его загадочной судьбе. Говорят, что спустя 200 лет после смерти его с супругой видели в Парижской опере, потом в особой тайной лаборатории Фламеля, затем в Индии и в Швейцарии и т.д.

Башня после революции. Гравюра. Документ: Commission du Vieux Paris

Сам Николас оставил после себя труд — «Книгу иероглифических рисунков Парижа», однако из этого труда невозможно понять, как получить из любого металла золото, которого людям вечно так не хватает. В XVIII веке объявилось завещание Фламеля, написанное его последователем. Завещание адресовано племяннику Фламеля и в нем якобы раскрываются этапы приготовления эликсира жизни и философского камня. Сам Николас говорил, что он унесет рецепт приготовления камня в могилу и просил так же поступить своего племянника. Правда все это или нет, нам не известно. В любом случае красивая легенда стала сказкой, в которую очень приятно верить…

В середине XVII века церковь неоднократно посещал знаменитый математик Блез Паскаль. Рассказывают, что он взбирался на самый верх башни, чтобы проверить свои открытия о пустоте и земном притяжении. В ту пору ученый работал над созданием гидравлического пресса и проводил на башне замеры атмосферного давления.

В начале XVIII века в церкви Сен-Жак играл один из самых блистательных представителей музыкальной династии Куперенов — композитор Франсуа Куперен.

Сквер и план восстановительных работ у башни Сен-Жак. Фрагмент из досье J.F. Lagneau, главного архитектора исторических памятников Парижа

А в конце столетия Францию, как известно, постигла революция. Церковь была разграблена и в 1797 г разобрана на доходный товар — камни. Надгробие Фламеля купил зеленщик, чтобы резать на нем овощи, позднее надгробие было у него изъято и возвращено на законное место. Несмотря на то, что церковь разобрали, ломать башню революционные власти все же не решились. Она была продана фабриканту охотничьей дроби. Производство дроби было довольно любопытным: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой. Позднее 1836 году, город Париж купил башню, и еще некоторое время в ней производили свинцовую дробь.

В 1854 году в городе начались восстановительные работы. В те времена башня являла собой печальное зрелище: на землю были сброшены и скульптура Иакова, и символы четырех евангелистов — орел, лев, телец и человек. Но постепенно пустующие ниши были заполнены копиями прежних скульптур. Оригиналы установили здесь же, в сквере. Внизу башни была установлена мраморная фигура Паскаля.

Фрагмент рельефа башни после реставрации

Уже в XX веке была проведена масштабная реставрация башни. Теперь она выглядит светлой и словно возрожденной.

Итак, древнему свидетелю былых времен и исторических событий Парижа, было возвращено заслуженное место в карте достопримечательностей французской столицы.

Борис Носик в своей книге «Прогулки по Парижу» пишет по этому поводу:

«Похоже, круг завершился — мясники и дубильщики, обкраденные евреи, алхимики, Франциск I, Никола Фламель, паломники на пути в Сен-Жак-де-Компостель, Паскаль, Куперен, Революция, Реставрация, де Нерваль, сюрреалисты… Да мало ли о чем еще может напомнить «пламенеющая готика» этой загадочной башни…»

Адрес сквера башни Сен-Жак: Париж, ул. Риволи, 39

При копировании информации гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!

Больше информации о Башне Сен-Жак можно получить на Официальном сайте Парижской мэрии – статья La Tour Saint Jacques (на фр.языке)

Литература: Б.Носик. Прогулки по Парижу

, чтобы всегда быть в курсе событий.

www.mafrance.ru

Парижская башня Сен-Жак и мясники

 

Вы слушаете: Выпуски новостей Expand Player

Слушать Скачать Подкаст

  • *Новости 15h00 - 15h20 GMT

    Выпуск новостей 05/10 15h00 GMT

  • *Передача RFI 15h20 - 16h00 GMT

    Дневная программа 05/10 15h20 GMT

  • *Новости 18h00 - 18h20 GMT

    Выпуск новостей 05/10 18h00 GMT

  • *Передача RFI 18h20 - 19h00 GMT

    Дневная программа 05/10 18h20 GMT

Последние выпуски

Для удобства навигации по сайту RFI следует активировать JavaScript в вашем браузере. Чтобы просматривать мультимедиа-контент, в вашем браузере должен быть установлен плагин (расширение?) Flash. Чтобы войти в систему вам следует включить cookies в настройках вашего браузера. Для наилучшей навигации, сайти RFI совместим со следующими браузерами: Internet Explorer 8 и выше, Firefox 10 и выше, Safari 3 и выше, Chrome 17 и выше...

Слушать

Компания RFI

Услуги

Передача «Таланты RFI» (на фр. яз.)

Иностранные языки

Другие сайты холдинга

 

К сожалению, время подключения истекло, действие не может быть выполнено.

ru.rfi.fr

Башня Сен-Жак (Tour Saint-Jacques) | Viatores

Бывшая колокольня старинной парижской церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери – сегодня одинокая красавица в стиле поздней готики башня Сен-Жак (Tour Saint-Jacques) предлагает окунуться в историю и насладиться шикарной панорамой Парижа.

Вид с башни Сен-Жак. Париж

Церковь Сен-Жак-де-ла-Бушери, построенная в начале XVI века, когда-то занимала практически всю территорию сквера, до наших времен сохранилась только колокольня церкви — башня Сен-Жак. Какие только события не видела церковь за всю свою длинную историю. Попав сюда на экскурсию вы узнаете об этапах ее строительства, какие известные люди посещали церковь и даже давали здесь концерты, кто здесь похоронен и как использовали колокольню, после того, как вся церковь была разобрана на камни.

Башня Сен-Жак. Париж

Сегодня башня Сен-Жак — яркий пример пламенеющей готики в самом сердце Парижа. И пусть высота колокольни кажется совсем небольшой – всего 52 метра, вид отсюда открывается потрясающий.

Вид с башни Сен-Жак. Париж

Официальный сайт: http://www.parisinfo.com

Часы работы

Сама по себе башня закрыта, но благодаря компании Des Mots et des Arts в башню организовываются экскурсии. Учтите, что экскурсии проходят не круглый год, а зачастую только летом. Обычно они проходят с пятницы по воскресенье с 10:00 до 17:00 каждый час. Состав группы не должен превышать 17 человек. Учтите, чтобы забраться на самый верх башни вам придется подниматься по узкой лестнице  300 ступеней. Все подробности на официальном сайте Des Mots et des Arts — http://www.desmotsetdesarts.com/

Стоимость посещения

Цена с учетом 50-минутной экскурсии – 10 €.

Как добраться

39 Rue de Rivoli,75004 Paris. Ближайшие станции метро: Hôtel de Ville (пересечений линий 1 и 11) и Châtelet (пересечение линий 1, 4, 7, 11 и 14). Пешком от метро до башни буквально пару минут.

! Вся предоставленная информация актуальна на 2016 год. Подробная информация – на официальных сайтах.

Читайте также об остальных смотровых площадках Парижа

[huge_it_slider id=»3″]

Фото обложки страницы: mararie

nosviatores.com

подробное описание, точный адрес, фото

Совсем недалеко от острова Сите расположена настоящая «красавица», воплощение готического искусства – парижская башня Сен-Жак. Высота конструкции – 52 метра. Вершину этой колокольни заканчивает фигура святого Иакова. У подножия башни разбит небольшой сквер, в котором можно отдохнуть и вдоволь полюбоваться на это произведение искусства.

Сами парижане считают ее воплощением истинной истории города Парижа и всей Франции. В ее истории переплелись страсти, предательство и заблуждение. Не случайно она была местом паломничества настоящих ценителей искусства и научных деятелей. С вершины колокольни открывается прекрасный вид на город. Туристам, желающим подняться на Сен-Жак, следует заказывать экскурсию заранее.

История происхождения

Когда-то башня являлась частью церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери, которая была построена в начале XVI века. Церковь занимала почти всю территорию сквера. На ее создание давали средства граждане, представлявшие богатое сословие: зажиточные владельцы мясных лавок, представители буржуазии и писатели. Она была отстроена на пересечении многих путей, в том числе Сантьяго-де-Компостела – дороги, которая вела ко всем известным святыням Испании.

Башня Сен-Жак в Париже неразрывно связана с именем знаменитого средневекового ученого Блеза Паскаля. Именно на колокольне он проводил опыты, связанные с измерением атмосферного давления окружающего воздуха. К сожалению, при Великой французской революции (конец XVIII века) здание было разрушено и на его месте осталась одиноко стоять небольшая башня. Ее реставрацией власти занялись в середине XIX в., практически заново отстроив здание. В 1891 г. здесь была оборудована метеорологическая станция.

Практическая информация

Адрес: Square de la Tour Saint-Jacques, 75004 Париж, Франция.

Проводит экскурсии организация под названием Des mots et des Arts. Проще всего записаться на посещение исторического памятника в летний период времени, когда город посещает много путешественников. В состав группы должно быть включено не больше 17 человек.

Время работы: с 10:00 утра до 17:00 вечера. Туристические группы поднимаются на нее каждый час. Стоимость билетов составляет 8 Евро (дети и студенты оплачивают по 6 Евро).

В шаговой доступности от строения расположено несколько станций метрополитена: «Hotel de Ville» и «Chatelet». Туристам, передвигающимся на автомобиле, необходимо добраться до 39 Rue de Rivoli, 75004 Paris. Рядом с памятником можно отыскать несколько точек общепита, магазинов и других архитектурных монументов.

my-france.club

Четыре дня в Париже. Башня СЕН-ЖАК

Совсем рядом с островом Сите в Париже находится весьма странное и знаменитое сооружение. Это башня Сен-Жак. Она хорошо видна с моста на острове Сите или же с улицы Сен-Жак. Выглядит она несколько грубовато и даже устрашающе. У ее подножия есть небольшой скверик, сидя в котором и глядя на башню, невольно задумаешься над тем, какие тайны хранит это древнее сооружение.1. Эта башня – настоящая история Парижа. История былого благочестия, заблуждений и страстей. История французского искусства, науки и музыки, варварства революционной толпы и поэзии… Теперь эта история превратилась в легенду и каменный памятник былым временам.3. Эта позднеготическая башня начала XVI века стоит посреди Парижа одиноко и словно бы неуместно. А ведь она не всегда пребывала в таком странном одиночестве. Когда-то она была колокольней старинной парижской церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери (церкви Святого Иакова), которая занимала практически весь нынешний сквер. Место это находится на скрещении главных дорог — с юга на север и с запада на восток, на берегу Сены. В Средние века здесь стояла часовня Святой Анны, а в начале XVI века при короле Франциске I была построена церковь Сен-Жак в слободе мясников, кожевников, дубильщиков кожи, щедро жертвовавших на ее постройку. Именно поэтому в названии церкви фигурирует слово «бушери», от фр. boucherie – мясная торговля, мясная лавка.5. В середине XVII века церковь неоднократно посещал знаменитый математик Блез Паскаль. Рассказывают, что он взбирался на самый верх башни, чтобы проверить свои открытия о пустоте и земном притяжении. В ту пору ученый работал над созданием гидравлического пресса и проводил на башне замеры атмосферного давления.В начале XVIII века в церкви Сен-Жак играл один из самых блистательных представителей музыкальной династии Куперенов — композитор Франсуа Куперен.7. А в конце столетия Францию, как известно, постигла революция. Церковь была разграблена и в 1797 г разобрана на доходный товар — камни. Надгробие Фламеля купил зеленщик, чтобы резать на нем овощи, позднее надгробие было у него изъято и возвращено на законное место. Несмотря на то, что церковь разобрали, ломать башню революционные власти все же не решились. Она была продана фабриканту охотничьей дроби. Производство дроби было довольно любопытным: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой.8. Позднее 1836 году, город Париж купил башню, и еще некоторое время в ней производили свинцовую дробь. В 1854 году в городе начались восстановительные работы. В те времена башня являла собой печальное зрелище: на землю были сброшены и скульптура Иакова, и символы четырех евангелистов — орел, лев, телец и человек. Но постепенно пустующие ниши были заполнены копиями прежних скульптур. Оригиналы установили здесь же, в сквере. Внизу башни была установлена мраморная фигура Паскаля.9. Уже в XX веке была проведена масштабная реставрация башни. Теперь она выглядит светлой и словно возрожденной. Итак, древнему свидетелю былых времен и исторических событий Парижа, было возвращено заслуженное место в карте достопримечательностей французской столицы.10. Борис Носик в своей книге «Прогулки по Парижу» пишет по этому поводу:«Похоже, круг завершился — мясники и дубильщики, обкраденные евреи, алхимики, Франциск I, Никола Фламель, паломники на пути в Сен-Жак-де-Компостель, Паскаль, Куперен, Революция, Реставрация, де Нерваль, сюрреалисты… Да мало ли о чем еще может напомнить «пламенеющая готика» этой загадочной башни…»11.12.13.Текст взят с сайта www.mafrance.ru

tc-fame.livejournal.com

Неделя в Париже. Башня Сен-Жак.: chertov

Ещё до приезда в Париж в моей голове сложился длинный список сочно звучащих объектов, которые я наметил обязательно увидеть. Одним из них была башня Сен-Жак. С точки зрения пессимиста нам не повезло: башня была в лесах, а сами эти леса были обтянуты непрозрачной тканью. С точки зрения оптимиста - повезло, так незадолго до нашего приезда верхушку башни открыли и, как мне показалось, продолжали открывать во время нашего пребывания (сравните верхнее фото с нижним). Даже этого фрагмент было достаточно, чтобы увидеть, до чего же она красива. Я очень люблю этот архитектурный стиль, который во Франции называют пламенеющим стилем поздней готики.

Башня Сен-Жак (Tour St Jacques) - это уцелевшая колокольня разрушенной в годы революции (в 1797 году) грандиозной церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри. Из этого красиво звучащего названия видно, что посвящена она была святому Иакову (имеется в виду апостол) и что построена на деньги гильдии мясников ("бушри" - мясная лавка). В Англии этого апостола называют Сент-Джеймс, в Испании - Сантьяго. Католическая традиция считает, что именно в Испании, в одноименной церкви Сантьяго-де-Компостелла захоронен этот святой. С ним связывали немало чудес, свершившихся во времена Реконкисты, а потому поток паломников не иссякал. Франзузские паломники собирались у парижских ворот Сен-Жак, возле которых и была построена эта самая Сен-Жак-де-ла-Бушри.

Присмотревшись, можно увидеть, что углы башни завершают фигуры, символизирующие евангелистов: орёл, лев, телец и - самый высокий - ангел. Последнего я вначале принял за самого апостола. Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т.е. уже во времена II империи. Судьба её могла сложиться и иначе. Вот, что я нашёл у Гюго в "Соборе Парижской богоматери" (издан в 1831 году): "Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка". Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали. Экономили стройматериал.

С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. О Николе Фламеле говорили как о единственном алхимике, постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в золото. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, да и похоронен был в снесённой де-ла-Бушри. Гюго пишет, что в 1407 году Фламель выстроил в сводах этой церкви комнату для людей, ищущих убежища. В похожей комнате, только в Нотр-Дам, спасалась загнанная в угол Эсмеральда.

Почему же революционеры не пощадили церковь, но пощадили башню? В путеводителе от "Афиши" написана полная чушь: дескать, не хотели мешать Паскалю проводить свои опыты по измерению атмосферного давления. Я могу себе только представить революционную толпу, радеющую о процветании средневековой науки. Но главное не в этом. Паскаль проводил опыты в 1648 году, т.е. за полтора столетия до революционных событий. Причина лояльности революционеров в другом. Башню арендовал некий фабрикант оружия (имя его я не установил), который наладил в ней производство свинцовых пуль. Он устроил на вершине башни что-то вроде капельницы раскалённого свинца. Капли попадали в бочку с водой внизу и превращались в пули. Дёшево и сердито. Революционервы были довольны.

Об опытах Паскаля (ему установлен памятник в башне, который я, естественно, не видел) хочу рассказать отдельно, т.к., заинтересовавшись, провёл небольшое исследование. Когда-то Дарвин сказал: "Невозможно наблюдать, не строя теорий". Можно сказать, что я наблюдал башню, строя теории. А Паскаль задолго до меня строил теории, наблюдая за поведением жидкостей. Сейчас даже трудно представить себе, каким мужеством нужно было обладать в ту далёкую эпоху, чтобы такие теории строить. Дело в том, что постановление Парижского парламента от 4 сентября 1624 года запретило под страхом смертной казни «утверждать и преподавать положения, направленные против древних и признанных авторов". В первую очередь имели в виду Аристотеля, который среди прочего утверждал, что воздух не имеет веса и что "природа не терпит пустоты".

Именно этим "нетерпением пустоты" объясняли, почему поршень вытягивает воду по трубе из глубины колодца. Первыми почувствовали неувязочку итальянские колодезники, когда поняли, что вода никогда не вытягивается более, чем на 10 м. Метнулись за объяснением к Галилею. Тот отмахнулся (мало ему проблем с инквизицией) и лишь схохмил, что природа до 10 м не терпит пустоты, а после 10 м уже терпит (в оригинале, конечно, не метры, а 18 локтей). Один из учеников Галилея - Торричели - догадался, что всё дело в весе воздуха, а чтобы проверить идею, заменил воду более плотной жидкостью - ртутью. Он рассуждал так: ртуть плотнее воды в 13,6 раза, значит, и столб её будет во столько же раз меньше по высоте. Сегодня его 760 мм р.с. - это классика. Но тогда было такой крамолой, что Паскаль вызвался даже опровергнуть Торричели и поставил 8 безумно красивых опытов, которые полностью Торричели подтвердили. А в качестве завершающего аккорда замерил высоту ртути под горой и на горе (столб на вершине упал на 80 мм). А чтобы не таскать свидетелей своего успеха на гору, перенёс эксперименты в высокую башню Сен-Жак. Забавно, что Паскаль не ограничивал выбор жидкостей для опытов ртутью, а использовал для них даже... вино. Можно сказать, занимался безотходной физикой, доставляя радость и уму, и сердцу.

Я читал работу Паскаля "о пустоте" и обратил внимание, что всё предисловие к ней - это оправдание, почему он смеет знать о природе то, чего не знали древние. Удержусь от соблазна процитировать, чтобы не раздувать и без того разросшийся пост об одном объекте Парижа (а их ведь я увидел ого-го сколько!). Скажу о другом. Почему не наказали Паскаля?

Я думаю, на то есть 2 объяснения. Первое. Грозный закон от 1624 года, видимо, не применяли на полную катушку, а издали лишь для устрашения. Второе. Сама дата обнародования результатов исследования - 1648 год - наводит меня на мысль, что она не случайна. Это год, когда окончилась 30-летняя война, католическая церковь снизила уровень категоричности, начался расцвет экономики и науки. Может быть, поэтому я воспринимаю башню Сен-Жак не только как веху французской истории и памятник пламенеющей готики, но и как символ взлёта человеческой мысли.

chertov.livejournal.com