Дворец правосудия в Париже. Дворец правосудия в париже


адрес, часы работы, официальный сайт. Дворец юстиции на карте Парижа. Парижский Дворец правосудия на фото. » Карта путешественника

Контакты

Адрес: 4 Boulevard du Palais, 75001 Paris, Франция

Телефон: +33 1 44 32 52 52

Официальный сайт: www.ca-paris.justice.fr

Как добраться

Метро: станция Cite

Слова становятся лишними, когда заходит речь об одном из самых красивых городов Европы — Париже. Здесь извечно присутствует атмосфера праздника, а увлекательная события сменяют друг друга как в калейдоскопе.

Туристы со всех уголков земного шара мечтают посетить чудесную столицу Франции, ведь именно она является источником известных на весь мир архитектурных сооружений и исторических достопримечательностей.

Только в Париже можно почувствовать мощную связь эпох и поколений, окунуться с головой в историю непокорной страны, на протяжении веков активно борющейся за свою свободу. Прекрасные дворцы и здания перенесут вас во времена королевских балов и закружат в водовороте событий и непередаваемых впечатлений.

Дворец правосудия в Париже и исторические сведения о нем

Монументальное сооружение Дворца Правосудия (Palais de Justice) расположилось на французском острове Сите. Размеры архитектурного комплекса так велики, что заняли большую часть островной суши. История дворца юстиции в Париже берёт своё начало в 14 веке. Главными зданиями грандиозного дворца считаются:

Эти сооружения, ныне ставшие знаменитыми достопримечательностями — древняя память, пришедшая в современность из глубины веков и сохранившая презентабельный внешний вид. Изначально Дворец Правосудия в

Париже был резиденцией французских правителей. Этот статус он сохранял до возникновения бунта, учинённого мятежником Марселем.

С окончанием революционных событий место проживания королевской знати стало Дворцом Парламента. Со временем он переквалифицировался в общеизвестный Дворец Правосудия.

Пожар 1776 года произвёл разрушения огромного масштаба, практически полностью испепелив восточную территорию здания. После восстановления здесь построили Майский двор, который известен тем, что ежегодно, в одноимённом месяце представители органов местного самоуправления торжественно садят дерево. Кровавые огни Великой Французской революции объяли пламенем дворец юстиции в Париже и сожгли его.

Позже комплекс пережил перестройку, организованную Наполеоном Бонапартом. Он же ввёл судебную систему, органы которой находились в Парижском дворце правосудия. Замок Консьержери стал тюрьмой для преступников. Окончательно Дворец отреставрировали лишь в начале 20-ого века.

Парижский Дворец правосудия сегодня

На сегодняшний момент Дворец Юстиции является главным сосредоточением всех органов французской судебно-исполнительной системы. Здесь расположены:

  • полиция,
  • прокуратура,
  • залы для судебных заседаний и т. д.

К зданию Дворца примыкают печально-известные башни Консьержери, долгое время служившие узницей для заключённых, в стенах которой преступников жестоко пытали и мучали. Очень красиво смотрится Часовая башня, украшенная цветочным барельефом. Но самым удивительным и роскошным строением шикарного комплекса по праву считается часовня Сент-Шапель в Париже. Святая Капелла является одним из подлинных чудес готической архитектуры.

Церковь расположена в глубине комплекса Парижского дворца правосудия. Солнечные лучи играют в разноцветных витражах часовни и заставляют переливаться стены всеми цветами радуги. Здание, состоящее из витражного стекла имеет два этажа и витую изящную лестницу. Церковь Сент-Шапель в Париже, построенная Людовиком- настоящий пример древней готики. В летнее время в капелле звучит музыка классических музыкальных инструментов.

Где находится Дворец Правосудия и как до него добраться.

Великолепный монументальный комплекс Дворца Юстиции расположен на западе островка Сите и занимает целый округ.

Адрес достопримечательности: Франция, г. Париж, остров Сите, Дворец Правосудия, boulevard du Palais, 6, первый округ.

Самый оптимальный вариант добраться на остров — проезд на метро до станции Сите. Стоимость проезда 1.7 €.

В будние дни Дворец Правосудия предоставлен на обозрение туристам. Вход бесплатный.

КонсьержериБывшая тюрьма Консьержери открыта для посетителей каждый день с 9.30 утра до 18 вечера. Не работает музей на Католическое Рождество ( 25 декабря ), Новый год ( 1 января ), День трудящихся ( 1 мая ).

Стоимость входа: 7 евро.

Часовня Сент-ШапельРежим работы Парижской часовни Сент-Шапель:

  • с марта по октябрь с 09.30 до 18.00
  • и с ноября по февраль с 09.00 до 17.00

Церковь работает каждый день.

Цена входного билета составляет:

  • дети и подростки, не достигшие 18-летнего возраста — бесплатно;
  • с 18 до 25-летнего возраста — 4,8 €;
  • от 25-ти и старше — 7,5 €.

Дворец Правосудия на карте Парижа:

Дворец Юстиции на фото

Ниже вы можете познакомиться с самыми известными и красивыми достопримечательностями комплекса Дворца Правосудия.

Какие достопримечательности находятся в районе Сен-Жермен в Париже. Понравилась статья? Ставь ЛАЙК!

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

travelermap.ru

Дворец Правосудия

 

Дворец Правосудия находится в самом центре Парижа – на острове Сите. Комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите - это город в городе. Здесь сосредоточено все: и криминальная полиция, и залы суда всех инстанций, и прокуратура.

Комплекс Дворца Правосудия создавался веками и, можно без преувеличения сказать, тысячелетиями, и каждая эпоха наложила свой отпечаток на этот эклектичный, но обладающий своеобразным шармом ансамбль.

В рабочие дни все части этого комплекса открыты для публики. Его можно посетить во время отдыха в Париже.  Рассказ о Дворце Правосудия вы можете услышать во время экскурсии по историческому центру города, которую включают в себя многие туры в Париж.

Первоначально Дворец Правосудия был резиденцией королей Франции. Еще Хлодвиг – король из династии Меровингов – сделал Париж столицей франкского королевства. Вторая королевская династия в истории Франции – Каролинги – перенесли столицу из Парижа. Сменившая их династия Капетингов вновь вернула Парижу значение столицы с королевской резиденцией на острове Сите.  В конце Х века Гуго Капет – первый король династии Капетингов –  разместил во дворце совет и администрацию.

Сын Гуго Капета Роберт II Благочестивый (972—1031)  решил увеличить королевский замок. Он пристроил к стенам потерны. На северо-востоке замка построил Королевский Зал, где заседала Курия (Большой королевский совет), на западе — Королевскую палату. Дворец, построенный по всем правилам крепостной архитектуры, представлял из себя здание с внутренним двором, окруженное со всех сторон квадратными башнями.

Людовик VI Толстый (1108–1137), осаждаемый сеньорами, укрепил стены с западной стороны крепости, снес старинный донжон и построил мощную башню, которая имела .11,7 м в диаметре и стены 3-метровой толщины. Эта башня получила в XVI в. имя «Монтгомери», и простояла до XVIII века.

Людовик VII Молодой (или Младший) (1120—1180) увеличил королевские покои и пристроил к ним молельню, нижняя часовня которой впоследствии станет часовней Консьержери.

При Филиппе II Августе (1165—1223) — дворец в Сите становился центром усилившейся королевской власти. В 1187 г. Филипп Август принимает в замке Ричарда Львиное Сердце, в 1193 справляет свадьбу с Ингеборгой Датской. По свидетельству летописца и врача Ригора, Филипп II приказал замостить зловонные топи вокруг дворца, запах которых ему докучал.

Людовик IX Святой (1214—1270) возвел часовню Сент-Шапель, Сокровищницу Хартий; галерею де Мерсье, соединившую верхнюю часовню дворца с королевскими покоями «Зала на Водах», служившую для проведения церемоний.

Постепенно королевский замок-крепость утрачивают оборонительную роль и становятся местом обитания королевского двора. Отныне королевский дворец должен соответствовать требованиям комфорта и роскоши.

Эту задачу и решил в XIV веке Филипп IV Красивый (1285–1314), превратив  замок-крепость в самый роскошный дворец в Европе. Новый вид дворца стал отражением королевского величия. Замок сделали гораздо более просторным, для это снесли много домов, стоявших близко к дворцу. Прежде всего были благоустроены покои короля. В королевском дворце поместились теперь и административные службы. Были построены: Счетная Палата ,Следственная Палата, башня Цезаря, Серебряная башня, новая крепостная стена на юге, галерея для перехода в башню Бонбек. На месте Королевского Зала был возведен гораздо более просторный Большой Зал (сегодня на его месте располагается Зал потерянных шагов), называемый также залом Прокуроров: в нем заседал Парламент, выполнявший тогда функции единственного в стране органа правосудия.

Иоанн II Добрый (1319—1364) был последним из королей Франции, кто занимался строительством королевского дворца. Он надстроил этажи над галереей де Мерсье, выстроил здание для кухонь, квадратную башню, на которой его сын Карл V Мудрый в 1370 году поместил первые городские часы. Их циферблат голубого цвета украшен белыми лилиями – символом королевской власти. По обеим сторонам часов находятся барельефные изображения Закона и Правосудия. Башня стала называться Часовой.

Карл V приказал установить часы уже после того, как перенес королевскую резиденцию в другое место. Это случилось в 1358 году, когда восставшие парижане перерезали многих советников Карла V, и дофин понял, что этот дворец не может обеспечить безопасность короля и королевской семьи. После этих событий Карл V навсегда покинул это место, чтобы сначала поселиться во дворце Сен-Поль близ Бастилии, а потом в перестроенном Лувре.

Во двоце продолжались заседания Парижского Парламента, занимавшегося решением юридических вопросов. Карл V отдал дворцовый комплекс частично во владения парламента, выполнявшего тогда функции органа правосудия. Оставшиеся помещения были отданы управителю дворца, консьержу, от него и произошло название Консьержери.

Во дворце неоднократно случались пожары. Самым разрушительным был пожар 1618 года, когда огонь охватил огромные помещения, была уничтожена вся лепнина, все скульптуры, роспись плафонов Зала потерянных шагов, многие документы.

Пожар 1776 года разрушил галерею торговцев, которая когда-то была самым оживленным местом Парижа. На этом месте теперь находится главный вход во Дворец правосудия, его отделяет от улицы элегантная решетка, отлитая во времена Людовика XVI.

В годы Великой французской революции во Дворце Правосудия произошли большие перемены. В 1789 году Учредительное собрание приняло решение о роспуске парламента на неопределенный срок. В 1790 году мэр Парижа  Жан Сильвен Байи  опечатал двери дворца. В 1792 году, после падения монархии, учрежденный в марте 1793 года Революционный трибунал расположился во Дворце Правосудия, в Больших королевских покоях. С 1793 по 1794 годы более двух с половиной тысяч человек предстали перед Фукье-Тенвилем, государственным обвинителем Трибунала. В их числе оказались как королева Мария-Антуанетта, и многие аристократы, так и сами создатели трибунала и среди них Робеспьер.

В эпоху Наполеона была создана новая судебная система, она по-прежнему располагалась в стенах бывшего Королевского дворца и Консьержери, которые было поручено перестроить архитектору Жиро.

Дворец Правосудия существует и по сей день, уже в новом здании. Собственно Дворец Правосудия находится южнее и западнее башни Бонбек. Главный фасад выполнил в конце XVIII века архитектор Антуан, один из законодателей архитектурных вкусов эпохи классицизма. Он выходит  на Дворцовый бульвар, пересекающий Сите и соединяющий – через два моста – бульвар Сен-Мишель с площадью Шатле. От бульвара дворец отделяет кованая решетка – одна из лучших, сделанных в то время.

Другой фасад Дворца правосудия,  построенный Виоле ле Дюком в середине XIX века, выходит на площадь Дофин. Полностью все реставрационные работы огромного комплекса сооружений были закончены только к началу первой мировой войны. В 1914 году Дворец Правосудия признали памятником архитектуры, а здание Консьержери перестало служить тюрьмой.

Несмотря на то, что в здании Дворца Правосудия почти целый век велись строительные работы, его основная деятельность не прерывалась ни на день. Судебные процессы во Франции публичны, нередко привлекают многочисленную публику, а часто становятся театральным действием или ареной для политических сражений.

Самые громкие процессы во Дворце Правосудия: 1880 — процесс над Сарой Бернар за то, что она разорвала пожизненный контракт с Комеди Франсез, 1893 — Панамский скандал, 1898 — политический процесс над Эмилем Золя за его прославленный памфлет «Я обвиняю», 1906 — осуждение Дрейфуса, 1917 — обвинена в шпионаже и приговорена к смертной казни танцовщица и шпионка Мата Хари, 1932 — за убийство французского президента Поля Думера осужден на смерть русский эмигрант Горгулов, 1945 — суд над маршалом Петеном за коллаборационизм.

Сейчас Дворец Правосудия стал одной из самых интересных достопримечательностей Парижа.

 

www.veter-stranstvii.ru

Дворец правосудия в Париже | Путешествие

По адресу 4, Boulevard Du Palais на острове Сите находится Дворец правосудия в Париже (называемый также иногда Дворцом Юстиции) — одно из самых важных официальных зданий французской столицы.

Интересно, что Дворец Правосудия в Париже сейчас стоит на том же месте, где было когда-то правительства Римской империи, а затем королевский дворец.

Когда короли Франции начали строить дворцы для себя в другом месте, здание превратилась в место суверенного суда.

Дворец Правосудия в наши дни

До сих пор в огромном здании расположены и прокуратура, и криминальная полиция, и суд. Кстати, если вы вдруг помните о знаменитом литературном персонаже комиссаре Мегрэ, то его кабинет находился тоже здесь, выходя окнами на набережную Орфёвр.

Надо сказать, что огромный комплекс зданий Дворца Правосудия в Париже интересен не только сам по себе, но и потому, что включает в себя такие известные туристические объекты, как Часовня Сен-Шапель и Консьержери.

Это целый квартал, расположенный на площади более 4-х гектаров и занимающий примерно третью часть территории острова Сите.Только представьте себе грандиозность этого строения:

  • Площадь: примерно 200 тысяч квадратных метров
  • Протяженность коридоров: 24 километра
  • Количество дверей: около семи тысяч
  • Количество окон: 3150 (даже не знаю, кто их пересчитывал столь досконально!)

В здании работают около четырех тысяч судей и чиновников. А если учесть всех юристов, адвокатов, полицейских, истцов и любопытных туристов, которые приходят во дворец, мы получаем среднюю цифру в 15 тысяч человек в день.

На бульваре Пале находится главный вход в здание с очень красивыми коваными железными воротами, но это не то место, где вы на самом деле можете войти во Дворец правосудия.

Вы должны пройти проверку безопасности в боковом входе слева от здания. Есть еще один вход с площади Дофин, но простые посетители не могут получить доступ в здание с той стороны.

История Дворца Правосудия

Дворец Правосудия не только сам по себе имеет очень-очень длинную историю, но и занимает значительное место в истории французской столицы.

Это неразрывно связано с историей королевской власти, т.к. дворец был в течение длительного времени резиденция королей. В соответствии с божественным правом, король имел всю полноту законодательной и исполнительной власти, а также и судебной.

История дворца вплоть до 10-го века почти неизвестна. Это объясняется тем, что во времена правления Меровингов и Каролингов, их суд не имеют определенного места. Возможно, они жили в другом месте на острове Сите.

Регулярно суды во дворце стали проходить с эпохи средневековья, справедливые или не слишком. Более примечательно, что во время Французской революции здесь работал парижский парламент.

Революционный Трибунал судил здесь роялистов, священников, политических оппонентов, невинных жертв и любого, кто был против революции.За тринадцать месяцев были вынесены 1220 смертных приговоров.

Осужденные отправлялись в здании тюрьмы по соседству, которое нам известно как Консьержери. Сейчас вы можете сходить туда, как в музей и увидеть камеру, в которой в 1793 году сидела королева Мария-Антуанетта в ожидании смертного приговора.

Но довольно о мрачных страницах истории, давайте лучше посмотрим на архитектуру самого здания, а оно очень красиво и однозначно заслуживает вашего внимания.

Архитектура Дворца Правосудия

Надо сказать, что комплекс зданий дворца правосудия формировался, строился и перестраивался на протяжении многих веков. Кованные железные ворота, украшенные золотом, являются творением мастера Bigonnet. Они был установлены во время работ, выполненных во Дворце после пожара 1776 года.

Ограда длиной около 40 метров с тремя двойными дверями, средняя из которых увенчана глобусом и украшена лилиями, над которыми доминирует корона.

Улица Harlay с противоположной стороны от бульвара Пале, была изменена в 1854 году при строительства западного фасада дворца. Были снесены дома на четной стороне улицы и «ампутирована» часть площади Дофина, из-за чего она теперь имеет столь своеобразный треугольный вид.

Общая структура нового фасада с колоннами была вдохновлена дизайном фасада храма Дендере в Египте. Два льва по обе стороны от парадной лестницы в центре фасада также отсылают нас к модному в то время египетскому стилю в архитектуре и символизируют просветленное правосудие.

Как добраться: станция метро Сите на линии 4. Дворец Правосудия в Париже открыт для свободного прохода посетителей в рабочие дни.

voyage4life.ru

Виктор Гюго о Дворце Правосудия. Средневековый Париж

Продолжение. Начало в первой и второй частях.Мы выходим на Скорняжную набережную (quai de la Megisserie). Перед нами Сена.

«Кормилица Сена»…, загроможденная островами, мостами и судами»

– так характеризует Гюго знаменитую реку.Набережная фигурирует в романе: когда прячущий Эсмеральду Квазимодо с тревогой смотрит с башни собора на ночной Париж,он замечает, что

«очертания Старой Скорняжной набережной имеют несколько необычный вид; там чувствовалось какое-то движение; линия парапета, черневшая над белизной воды, не была прямой и неподвижной, как на других набережных, но колыхалась, подобно речной зыби или головам движущейся толпы.»

Это действительно была толпа, шедшая на штурм собора. Она перешла через Сену по мосту Менял и оказалась на острове Ситэ. Сделаем то же самое и мы.В Средние века в Париже было пять мостов. Гюго пишет, что

«остров Ситэ напоминает громадное судно, завязшее в тине и отнесенное ближе к середине Сены…В XV столетии это «судно» было пришвартовано к обоим берегам реки пятью мостами…»

Три моста – Менял, Богоматери и Малый – были каменными, два – Мельничный и Сен-Мишель – деревянными. Мост Менял был одним из двух мостов, вымощенных брусчаткой, вторым был Малый. Но все они были застроены домами

«с зелеными кровлями, преждевременно заплесневелыми от водяных испарений».«Сена скрывалась под мостами, а мосты под домами.»

Мост Менял упоминается в книге неоднократно. Например, в начале, в ночь двойного праздника – Крещения и праздника шутов, на который приехали фламандские послы, Гренгуар пытается «укрыться от праздничного гула и блеска» в какой-нибудь «пустынной и сумрачной уличке, чтобы поразмыслить там без помехи». В какой-то момент он оказывается у моста Менял. «На домах, стоявших у начала моста, были вывешены три флага с изображениями короля, дофина и Маргариты Фландрской и шесть маленьких флажков» с изображениями разных знатных особ. «Все это было освещено факелами. Толпа была в восторге.»Ситэ, на который мы попадаем по мосту, стал местом действия не только «Собора Парижской Богоматери», но и «Парижских тайн» Эжена Сю. Здесь развивался роман Абеляра и Элоизы. Гюго сравнивает остров с «исполинской черепахой, высунувшей наподобие лап свои мосты в чешуе кровельных черепиц из-под серого щита крыш.»

«Как известно, Париж возник на древнем острове Ситэ, имеющим форму колыбели. Плоский песчаный берег этого острова был его первой границей, а Сена первым рвом.»

В Средние века в западной части острова находился бывший королевский дворец (ныне Дворец Правосудия), в восточной — религиозный квартал, состоящий из трех частей: собора, епископства и монастыря Нотр-Дам. Между ними был собственно квартал Ситэ, насчитывавший около сорока узких извилистых улочек, грязных, не мощеных, всегда дурно пахнущих. Улицы мылись естественным образом, только когда Сена выходила из берегов. На них стояли дома в четыре или в пять этажей. Нижний был каменным, остальные из дерева или самана (кирпича-сырца с примесью навоза, соломы или каких-нибудь волокнистых веществ), покрытого гипсом, добываемым на холме Монмартр.Этажи нависали один над другим, последний заканчивался щипцом. Кроме домов на острове находилось несметное количество монастырей, церквей, часовен, колоколен. Такой вид остров сохранял вплоть до эпохи Второй Империи, когда по распоряжению Османна были снесены практически все старые здания. Разрушений избежали только площадь Дофин на западе Ситэ и религиозный квартал. Их очередь должна была наступить позже, но, к счастью, не наступила, так как в 1870 году Османн оставил пост префекта.

Перед нами знаменитая Консьержери.Никогда не забуду слова своего соотечественника, подслушанные во время речной прогулки по Сене – хотя бы потому, что регулярно цитирую их туристам, рассказывая про подмосковные дачи. По радио прозвучало: по правому борту средневековая тюрьма Консьержери.— Смотри-ка! — сказал соотечественник товарищу. – Тюрьма-то средневековая – один в один дача «нового русского»!

Консьержери находится в северном крыле Дворца Правосудия и представляет собой часть королевского замка эпохи Капетингов. Две башни – Цезаря и Серебряная, построенные около 1300 года, обрамлены с двух сторон фасадами XVII века, выходящими на набережную Часов.

Консьержери

Название замка связано с тем, что в начале XV столетия канцлер Франции был назначен на должность консьержа, то есть привратника королевского жилища.В Консьержери и правда была государственная тюрьма. Во время Революции здесь находились в заточении королева Мария-Антуанетта, поэт Андре Шенье, Шарлотта Корде, убившая Марата, жирондисты, Дантон, Сен-Жюст, Робеспьер и другие. Карцер, в котором Мария-Антуанетта ожидала казни, был позднее переделан в часовню.

Была ли заточена в этой тюрьме Эсмеральда? Трудно сказать, что имел в виду Гюго, когда писал:

«В один из каменных мешков, вырытых по приказанию Людовика Святого в подземной тюрьме Турнель… ввергли Эсмеральду, приговоренную к виселице. Весь огромный Дворец правосудия давил на нее своей тяжестью.»

В Париже действительно был замок Турнель, построенный в XIV веке, и в нем была тюрьма, но находился этот замок не здесь, а гораздо восточнее — на правом берегу Сены. Приговоренные к галерам ждали в нем отправки на каторгу; считалось, что условия там гораздо лучше, чем в Консьержери. Судя по всему, Гюго все-таки заключил свою героиню в Консьержери, а слово «Турнель» употребил по ошибке. О тюремной камере Гюго говорит так:

«Вокруг нее (Эсмеральды) были стены, под ней — залитая водой каменная плита и охапка соломы.»

Прямоугольная угловая башня, выходящая на набережную возле моста Менял, носит название Часовой башни. Она была построена около 1353 года, затем неоднократно реставрировалась. Высота ее 47,3 м, толщина стен 1 м. В 1371 при Карле V на башне со стороны boulevard du Palais были установлены первые городские часы в Париже. В XVI веке они были переделаны и украшены скульптурными работами Жермена Пилона. Над и под часами можно видеть две надписи на латыни. Верхняя гласит: «Тот, кто уже дал ему две короны, даст и третью». Имеется в виду Генрих III, который уже получил короны Франции и Польши и получит третью корону – на небе. Нижняя говорит следующее: «Эта машина, которая так точно отсчитывает часы, учит уважать правосудие и защищать законы». Часы как бы находятся в раме, представляющей собой монограмму короля и украшенной барельефами, левый из которых олицетворяет Закон, а правый Правосудие. Фоном для часов служит голубая, украшенная лилиями мантия французских королей.На самом верху находится колокол 1848 года. Раньше на его месте висел другой, в который звонили каждый раз, когда происходило важное событие. Например, когда рождался или умирал король или его старший сын, колокол звонил три дня и три ночи кряду. Именно он, вместе с колоколом Сен-Жермен л’Оксерруа, дал сигнал к избиению гугенотов, за что и был расплавлен революционерами в 1793 году.

Ансамбль Дворца Правосудия занимает почти всю западную часть острова Ситэ. В него входят часовня Сент-Шапель, замок Консьержери и собственно Дворец.В древности на этом месте стоял дворец римских правителей Лютеции, а во времена династии Капетингов был выстроен укрепленный замок, служивший резиденцией первым французским королям. В нем жил король Генрих I со своей женой Анной Ярославной, или «Анной Киевской» — дочерью нашего Ярослава Мудрого. В этом замке умерли Людовик VI Толстый и Людовик VII Юный и родился Филипп-Август, в нем жил Святой Людовик.

Филипп Красивый увеличил небольшую резиденцию времен Святого Людовика, добавив к ней административные, финансовые и юридические службы. Новый дворец был открыт в 1313 году. Именно к этому времени (1301-1312) относится строительство одного из больших залов дворца (длина 64 м, ширина 28 м, высота 9 м), ошибочно называемого залом Святого Людовика. Зал сообщался с так называемыми «кухнями Святого Людовика» — название также ошибочное, ибо «кухни» были построены в 1353 году. Кухни располагались около юго-западного угла Часовой башни и состояли из двух залов – верхнего и нижнего, связанных винтовой лестницей. Нижний зал и лестница 1353 года сохранились до наших дней.

В верхнем зале, который называется Большим, находился ряд раскрашенных и золоченых каменных статуй, изображающих французских королей. Здесь же стоял знаменитый «мраморный стол», за которым происходили официальные торжественные обеды и на котором представляли мистерии. «Собор Парижской богоматери» начинается с описания одной из них, организованной именно в этом зале. Первая глава так и называется – «Большая зала».

«Народ… теснился в проходах Дворца правосудия, так как было известно, что прибывшие третьего дня фламандские послы намеревались присутствовать на представлении мистерии и на избрании папы шутов, которое должно было состояться в большой зале Дворца. Нелегко было пробраться в этот день в большую залу, считавшуюся в то время самым обширным закрытым помещением на свете… Если читатель согласится, мы попытаемся хотя бы мысленно воссоздать то впечатление, которое он испытал бы, перешагнув вместе с нами порог этой обширной залы и очутившись среди толпы, одетой в хламиды, полукафтанья и безрукавки. Прежде всего мы были бы оглушены и ослеплены. Над нашими головами – двойной стрельчатый свод, отделанный деревянной резьбой, расписанный золотыми лилиями по лазурному полю; под ногами – пол, вымощенный белыми и черными мраморными плитами. В нескольких шагах от нас огромный столб, затем другой, третий – всего на протяжении залы семь таких столбов, служащих линий опоры для пяток двойного свода. Вокруг первых четырех столбов – лавочки торговцев, сверкающие стеклянными изделиями и мишурой; вокруг трех остальных – истертые дубовые скамьи, отполированные короткими широкими штанами тяжущихся и мантиями стряпчих. Кругом залы вдоль высоких стен, между дверьми, между окнами, между столбами – нескончаемая вереница изваяний королей Франции…: королей нерадивых, опустивших руки и потупивших очи, королей доблестных и воинственных, смело подъявших чело и руки к небесам. Далее, в высоких стрельчатых окнах – тысячецветные стекла; в широких дверных нишах – богатые, тончайшей резьбы двери; и все это – своды, столбы, стены, наличники окон, панели, двери, изваяния – сверху донизу покрыто великолепной голубой с золотом раскраской, успевшей к тому времени уже слегка потускнеть…

Один конец этого гигантского параллелограмма был занят знаменитым мраморным столом такой длины, ширины и толщины, что, если верить старинным описям, стиль которых мог возбудить аппетит у Гаргантюа, «подобного ломтя мрамора никогда не было видано на свете»… По издавна установившейся традиции представление мистерии должно было состояться на знаменитом мраморном столе. С самого утра он уже был для этого приготовлен. На его великолепной мраморной плите, вдоль и поперек исцарапанной каблуками судейских писцов, стояла довольно высокая деревянная клетка, верхняя плоскость которой, доступная взорам всего зрительного зала, должна была служить сценой, а внутренняя часть, задрапированная коврами, — одевальной для лицедеев. Бесхитростно приставленная снаружи лестница должна была соединять сцену с одевальной и предоставлять свои крутые ступеньки и для выхода актеров на сцену, и для ухода их за кулисы… О невинное и достойное детство искусства и механики! Четыре судебных пристава Дворца, непременные надзиратели за всеми народными увеселениями, как в дни празднеств, так и в дни казней, стояли на карауле по четырем углам мраморного стола… Посреди залы… было устроено прилегавшее к стене возвышение, обтянутое золотой парчой, с отдельным входом через окно, пробитое в этой стене из коридора, смежного с вызолоченным покоем. Предназначалось оно для фламандских послов и для других знатных особ, приглашенных на представление мистерии.»

Зал соединялся с часовней Сент-Шапель длинной галереей, которая вначале называлась дворцовой галантереей, а затем торговыми рядами дворца. Вначале там продавали в основном драгоценности, затем стали продавать все понемногу, но главным образом галантерейные товары и книги.

Гюго называет дворец Дворцом правосудия.Это верно лишь отчасти. Действительно, ко времени, описанному в романе, он уже не была королевской резиденцией.В 1357 году перед дворцом клевретами Этьена Марселя были жестоко убиты королевские министры. Убийство произошло на глазах дофина Карла (будущего короля Карла V). Окровавленные тела министров были брошены на крыльцо дворца, где потом лежали долгое время. Не в силах избавиться от страшного воспоминания, Карл покинул дворец.В 1418 году Карл VI окончательно передал дворец высшему судебно-административному учреждению – Парижскому парламенту. Королевской резиденцией стал Лувр. Однако название Дворца Правосудия здание получило лишь после Революции.В настоящее время здесь размещается высший кассационный суд Франции; в зале, описанном Гюго, находится зал ожидания. В XVII веке он был реконструирован, так как пострадал от пожара в 1618 году. По одной из версий, это был поджог, организованный сторонниками Равальяка, убийцы Генриха IV, чтобы уничтожить документы по его делу, хранившиеся в канцелярии дворца.

Во дворце проходил суд над Эсмеральдой. Неизвестно, какой зал Гюго выбрал для суда: возможно, тот самый, смежный с Большим залом, где в реальности революционный трибунал приговорил к смерти Шарлотту Корде и Марию-Антуанетту, а может быть, и сам Большой. Возможно также, что описание зала полностью вымышлено, но оно соответствует эпохе:

«В обширной зале стоял полумрак, отчего она казалась еще обширнее. Вечерело; высокие стрельчатые окна пропускали лишь слабый луч света, который гас прежде, чем достигал свода, представлявшего собой громадную решетку из резных балок, покрытых тысячью украшений, которые, казалось, смутно шевелились во тьме. Кое-где на столах уже были зажжены свечи, озарявшие низко склоненные над бумагами головы протоколистов. Переднюю часть залы заполняла толпа; направо и налево за столом сидели судейские чины; а в глубине, на возвышении, с неподвижными и зловещими лицами, множество судей, последние ряды которых терялись во мраке. Стены были усеяны бесчисленными изображениями королевских лилий. Над головами судей можно было смутно различить большое распятие, а по всей зале — копья и алебарды, на остриях которых пламя свечей зажигало огненные точки.»

Гюго также описывает камеру пыток, куда во время суда водили Эсмеральду:

«Эта круглая комната помещалась в нижнем этаже одной из тех массивных башен, которые еще и в наши дни пробиваются сквозь пласт современных построек нового Парижа, прикрывающих собой старый город. В этом склепе не было ни окон, ни какого-либо иного отверстия, кроме входа – низкой кованой громадной железной двери. Света, впрочем, в нем казалось достаточно: в толще стены была выложена печь; в ней горел яркий огонь, наполняя склеп багровыми отсветами, в которых словно таял язычок свечи, стоящей в углу. Железная решетка, закрывавшая печь, была поднята. Над устьем пламенеющего в темной стене отверстия виднелись только нижние концы ее прутьев, словно ряд черных, острых и редко расставленных зубов, что придавало горну сходство с пастью сказочного дракона, извергающего пламя. При свете этого огня пленница увидела вокруг себя ужасные орудия… Посредине комнаты, почти на полу, находился кожаный тюфяк, а над ним ремень с пряжкой, прикрепленный к медному кольцу, которое держал в зубах изваянный в центре свода курносый урод. Тиски, клещи, широкие треугольные ножи, брошенные как попало, загромождали внутренность горна и накалялись там на пылающих углях. Куда ни падал кровавый отблеск печи, всюду он освещал лишь груды жутких предметов, заполнявших склеп. Эта преисподняя называлась просто «пыточной комнатой».

После пожара 1776 года восточная часть дворца была перестроена, тогда же была сооружена богато украшенная решетка Майского двора, оформляющая главный вход во дворец, а также широкая лестница в обрамлении двух аркад. В месте, где сейчас находится правая аркада, с 1380 по 1825 год находился единственный вход в тюрьму Консьержери. Через расположенный там маленький темный дворик прошли 2 278 жертв революционного трибунала. Там же около маленькой решетки каждый день останавливалась повозка, на которой приговоренных к смерти увозили на эшафот.

19 июня 1717 года на заседании во Дворце Правосудия присутствовал Петр I. Дворец посещали Александр II и Николай II.В 1928 дочь Распутина Мария Соловьева предъявила князю Юсупову и Великому князю Дмитрию Павловичу иск на двадцать пять миллионов франков за убийство ее отца. Суд отказался разбирать дело, объявив себя некомпетентным.

24 января 1949 во Дворце начался процесс между Виктором Кравченко и газетой «Ле летр франсэз». В 1947 вышел французский перевод книги Кравченко «Я выбрал свободу», в которой он обличает сталинский режим. Газета обвинила его во лжи и в пособничестве американскому империализму. Начатый Кравченко процесс длился год и вызвал много шума. Его стенограмма состояла из трех тысяч страниц. Наконец Кравченко получил символическую компенсацию в размере одного франка. В 1966 Кравченко покончил с собой. Позднее главный редактор газеты скажет, что после его самоубийства хотел написать статью «Кравченко, вы были правы». Когда в 1982 журналист Малори стал писать о деле Кравченко, он не смог ознакомиться с делом: оно исчезло.

В 1978 году французский суд приговорил к двадцати годам заключения Сергея Фабиева, сына белого офицера. Фабиев был обвинен в том, что возглавлял шпионскую сеть, передававшую ГРУ информацию из области национальной обороны Франции.В 1984 во Дворце проходил процесс над другим шпионом, также сыном русского эмигранта Вальдемаром Золотаренко, обвиненным в передаче КГБ секретных документов НАТО. Золотаренко был приговорен к десяти годам тюрьмы.

Рядом с Дворцом Правосудия находится Префектура полиции, знаменитая quai des Orfevres, известная русскому читателю по романам Сименона.Один из наиболее совершенных памятников готической архитектуры – Сент-Шапель.Часовня была сооружена в XIII веке при Людовике IX для хранения священных реликвий. Предположительно построил ее Пьер де Монтре — один из строителей Собора Парижской богоматери.Отправляясь в крестовый поход, Святой Людовик приказал возвести часовню, великолепие которой должно было соответствовать значению реликвий: Тернового венца;большого куска Креста, привезенного в Константинополь св. Еленой; кусочка копья, пронзившего тело Христа; кусочка губки, которую подносили к его устам; тростника, из которого для него сделали скипетр; частей его одежды и камня от Гроба Господня. Освящение часовни состоялось 25 апреля 1248 года.

Сент-Шапель состоит из двух часовен, расположенных одна над другой. Нижняя предназначалась для придворных. Ширина ее 17 м, высота 7 м.

В верхней отправлялась служба исключительно для королевского семейства и высших сановников. В стрельчатых окнах, возносящихся на высоту 15 м при ширине 4 м, что явилось новым словом в архитектуре того времени, сохранились витражи XIII века на библейские сюжеты.К сожалению, северный фасад часовни не виден: его скрывает крыло дворца, построенное для симметрии в 1782 году. Виктор Гюго говорит, что Сент-Шапель имеет

«самый дерзновенный, самый отточенный, самый филигранный, самый прозрачный шпиль, сквозь кружевной корпус которого когда-либо просвечивало небо».

75-метровый шпиль трижды страдал от пожара. В XIX веке он был восстановлен Виолле-ле-Дюком. Это уже пятый шпиль: три первых сгорели, четвертый был сбит в 1793 революционерами. Ажурная «роза» на фасаде датируется XV столетием и исполнена в стиле «пламенеющей готики».

Часовня имеет две ажурные деревянные башенки, из которых только левая является старинной. В дни больших праздников Святой Людовик поднимался в одну из башенок по винтовой лесенке, открывал золотой ковчег, ключ от которого хранился только у него, и показывал коленопреклоненным подданным Терновый венец. Он также подносил венец к окошку, чтобы его могли видеть люди, стоявшие на коленях на улице. Ковчег был уничтожен во время Революции. Впрочем, тогда же чуть не была уничтожена и сама часовня. Она служила мучным магазином, клубом, складом макулатуры. От разрушения ее спасла вывеска «Национальная собственность. Продается», которая оставалась на часовне еще в 1837.Именно в этом году было принято решение вновь открыть часовню, начались реставрационные работы. Был восстановлен шпиль, в основании колокольни – статуи двенадцати апостолов, на абсиде – фигура ангела с крестом. Когда-то подобный ангел на том же месте вращался вокруг своей оси, как бы показывая крест всем странам и народам.

До Революции в часовне находилось много ценных предметов: золотой бюст Святого Людовика, церковные книги в золотых переплетах, украшенных жемчугом, огромный золотой крест с драгоценными камнями. Большая часть этих вещей была расплавлена. Что касается священных реликвий, то те из них, что уцелели, хранятся теперь в Соборе Парижской богоматери.

Около Сент-Шапель был похоронен живший неподалеку писатель Никола Буало. Позже его прах был перенесен в Сен-Жермен –де — Пре.Дальше нам – по мосту Сен-Мишель на левый берег.

Продолжение следует.

Каталог рассказов Марины Кедреновской.

kraeved1147.ru

Дворец Правосудия, Париж (Франция): история, фото, как добраться, адрес на карте и время работы в 2018

О месте Дворец Правосудия

Дворец  Правосудия в Париже расположен в западной части острова Сите. К нему относятся капелла  Сен-Шапель и Консьержери. Дворцовый фасад, обращенный на Дворцовый бульвар, закрыт двором Кур-дю-Ме с  элегантной кованой решеткой.Прямо из дворца Правосудия попадаешь в капеллу Сен-Шапель. Это настоящая жемчужина готической архитектуры в Париже. Капелла была построена по приказу Людовика IX Святого. Ее предназначением было хранение Тернового венца. Людовик приобрел Терновый венец в Венеции в 1239 году, куда он был привезен из Константинополя. Архитектор капеллы  - Пьер де Монтрей, возведший две церкви, расположенные одна над другой.Консьержери – это величественное здание на берегу пражской Сены. Во времена революции цокольный этаж королевского дворца был занятый тюрьмой. Первым историческим  эпизодом, произошедшим тут, стало массовое убийство в 1792 году. Позже Консьержери  назвали “прихожей смерти”, когда заключенные тут предстали перед трибуналом. Здание не является тюрьмой с 1914 года.В наши дни Консьержери – это крыло дворца Правосудия,  в котором сегодня находиться музей. Первый этаж - Зал гвардейцев с мощными колоннами, поддерживающими готические своды. Здесь же - Зал военной стражи, где ранее располагалась столовая. Проходя по коридорам дворца Правосудия, заглядываешь в камеры и  воображаешь себе узников, которые были приговорены к смерти, Марию Антуанетту, находившуюся здесь до момента ее казнь на гильотине в 1793 году. Камера, в которой она находилась, была в  1816 году переоборудована в часовню.Современный дворец Правосудия занят апелляционным и кассационным судами. Несмотря на вековые строительные работы, основная деятельность здания не прерывалась ни на день. Во Франции судебные процессы публичны, на них нередко приходит многочисленная публика. Сегодня дом Правосудия находится уже в новом здании. Собственно сам дворец находится южнее и западнее башни Бонбек. Его главный фасад был выполнен в конце XVIII века архитектором Антуаном, законодателем архитектурных вкусов той эпохи. Выходит  он на Дворцовый бульвар, который пересекает Сите и соединяет бульвар Сен-Мишель с площадью Шатле.Еще один фасад Дворца правосудия в Париже  был выполнен Виоле ле Дюком в середине XIX века. Он выходит на площадь Дофин.С  1914 года Дворец Правосудия является памятником архитектуры.

Показать больше

www.turizm.ru

Дворец правосудия. Все о Париже

Дворец правосудия

Величественный архитектурный ансамбль Дворца правосудия занимает почти всю западную часть острова Сите. В него входят часовня Сент-Шапель, замок Консьержери и собственно Дворец правосудия. В древности на этом месте стоял дворец римских правителей Лютеции, а во времена династии Капетингов был выстроен укрепленный замок, служивший резиденцией первым французским королям.

Нечто, отдаленно напоминающее современный вид дворца, появилось при Людовике IX Святом. По его приказу была возведена Святая Часовня, которая считается эталоном пламенеющей готики.

Филипп Красивый, правивший Францией в самом начале XIV века, решил построить дворец, достойный короля. Он поручил все работы Энгерранду де Мариньи. Прежде всего, архитектор благоустроил покои короля и создал Большой Зал (сегодня на его месте располагается «Зал потерянных шагов»[1]), называемый также залом Прокуроров, потому что в нем заседал Парламент, выполнявший тогда функции единственного в стране органа правосудия.

Сводчатый, огромных размеров, готический Зал Ратников служил столовой для 3000 охранников и других служителей дворца. Должность консьержа была одной из самых доходных в Париже, потому что он имел право сдавать под наем все помещения Консьержери, расположенные на первом этаже. Там размещались лавки парикмахеров, виноторговцев, букинистов, ювелиров.

Карл V установил на самой высокой из башен первые городские часы. Их циферблат голубого цвета украшен белыми лилиями, символом королевской власти. По обеим сторонам часов находятся барельефные изображения Закона и Правосудия. С тех пор башня эта стала называться Часовой.

Во дворце при Карле V продолжались заседания Парижского Парламента, занимавшегося решением юридических вопросов. А помещения Консьержери превратились в тюрьму.

Дворец правосудия выходит на Двор 1-го Мая. Судейские клерки сажали здесь 1-го мая дерево, чем и объясняется его название. Здания, в которых в Средние века располагался парламент, потом Верховный суд, несколько раз перестраивались. Своей нынешней конфигурацией они обязаны тем изменениям, которые при Луи Филиппе и Наполеоне III предприняли архитекторы Ж.-Л. Дюк и Э.-Т. Доммэ. Эти здания уже перестраивались в 1785 г. после пожара 1776 г. Демезоном, Кутюром и Антуаном.

Сегодня комплекс Дворца Правосудия занимает почти половину острова Сите – это город в городе. В одном месте сосредоточены и криминальная полиция, и залы суда всех инстанций, и прокуратура.

Несмотря на то, что в здании дворца почти целый век велись строительные работы, его основная деятельность не прерывалась ни один день. Судебные процессы во Франции публичны, нередко привлекают многочисленную публику, а часто становятся театральным действием или ареной для политических сражений. Можно привести примеры самых громких, из прошедших здесь процессов: 1880 год – процесс над Сарой Бернар за то, что она разорвала пожизненный контракт с Комеди Франсез, 1893 год – Панамский скандал, 1898 год – политический процесс над Эмилем Золя за его прославленный памфлет «Я обвиняю», 1906 год – осуждение Дрейфуса, 1917 год – обвинена в шпионаже и приговорена к смертной казни танцовщица Мата Хари, 1932 год – за убийство французского президента Поля Думера осужден на смерть русский эмигрант Горгулов, 1945 год – суд над маршалом Петеном за коллаборационизм.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Путешествие по Европе , Косьержери в Париже

Дворец правосудия представляет собой огромный ансамбль зданий, включающих непосредственно Дворец Правосудия, Сент-Шапель (Святую капеллу или часовню) и Консьержери (Conciergerie). Как следует из самого названия, это ансамбль зданий современных судов. В Средние века он служил дворцом римских правителей, а впоследствии – дворцом для французских королей.

Консьержери, вид со стороны реки Сены

История дворца Правосудия

Итак, на этом самом месте некогда римские правители уже содержали свой «главный административный и военный квартал»: короли из династии Меровингов использовали его для тех же целей, затем Капетинги – воздвигли там часовню и крепость-донжон. В XIII веке король Святой Людовик (1214-1270 гг., король Франции с 1226 года, возглавивший 7-й (1248 г.) и 8-й (1270 г.) Крестовые походы) воздвиг там новый дворец, от которого сохранилась только жемчужина готической архитектуры Сент-Шапель, которую можно увидеть во дворе Дворца. В следующем веке Филипп Прекрасный увеличил дворцовый комплекс, приказал построить великолепные залы здания Консьержери, а также четыре башни квартала Орлож (или Квартала Часов), датируемые той же эпохой.

Внутри можно увидеть все великолепные витражи высотой в 15 метров – голубого, красного и золотого цвета, что придает интерьеру Часовни волшебное освещение. В наши дни там можно послушать потрясающие концерты камерной музыки при свете свечей.

Сент-Шапель изнутри

В 1358 году, после кровавого восстания парижан, управляемого Этьенном Марселем, Карл V предпочел переехать в Лувр, а дворец оставил Парламенту, который там устроился в качестве Высшего суда и Правосудия короля. В дальнейшем, в несколько приемов пожары нанесли урон дворцу. В 1618 году сгорел Большой Зал, в 1630 – большой шпиль Сент-Шапель, в 1737 году – Счетная палата, в 1776 году – Торговый пассаж.

Юридическая организация, которая до этого оставалась нетронутой, была потрясена Революцией. В древнем здании были установлены новые суды, которые начиная с того времени стали называться Дворцом Правосудия. Под руководством Виолле-ле-Дюка (Viollet-le-Duc) проводились и другие важные реставрационные работы, которые придали зданию его современный вид. Монументальный фасад здания смотрит на бульвар дю Пале. Справа находится Часовая Башня (Tour d’horloge), датируемая XIV веком. Башенные часы 1334 года являются первыми часами в Париже, а вот выпуклое лепное украшение – работа великого скульптора Жермена Пилона (1585 г.). Далее, между двух башен, находится фасад гражданского суда Консьержри, выполненный в стиле, характерном для XIII века, но построенный в 1853 году. В старину «консьержем» называли важное лицо, например, королевского судью или управляющего тюрем. Консьержери была его дворцом. Вот откуда дворец получил такое название.

Посреди фасада – очень высокая решетка ограды (1783-1785), предоставляющая доступ в Майский Двор (Cour du Mai), сооруженный в 1786 году Антуаном и Демезоном (Antoine et Desmaisons). Оттуда, через сводчатый пассаж, слева, можно попасть в Сент-Шапель.

Майский двор и Сент-Шапель

Во время революции в камерах Консьержри содержались люди, которых должны были отвести на гильотину. Зал, где собирали осужденных перед отправкой на эшафот, сегодня является буфетом Дворца. Национальная Ассамблея, благодаря большинству левых, с социалистами и коммунистами в Парламенте, приняли закон, согласно которому смертная казнь во Франции была отменена, а гильотина ныне как таковая не существует. Настоящее время ее можно увидеть только в музее.

evro-travel.ru