Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез - III - La vue Parisienne. Могила оскара уайльда фото в париже


Могила Оскара Уайльда в Париже и памятник на ней

Далеко не каждый знает, где находится могила Оскара Уайльда и что в ней такого особенного, отчего каждый год туда стекается множество народа. Статья восполнит пробел в знаниях. Причем в ней рассказано не только о смерти и захоронении известного человека, но и о том, каким он был при жизни и какое наследие оставил человечеству после себя.

Жизнь и смерть великого писателя

Оскар Уайльд родился в Ирландии, в середине осени 1854 года. Вряд ли счастливые родители подозревали в тот момент, что держат на руках будущего известного писателя. Однако мальчик с самых ранних лет начал проявлять удивительные способности к обучению, он быстро читал, умел сходу сочинять веселые рассказы и, в конце концов, окончил школу с золотой медалью.

Постепенно у молодого Уайльда стал проявляться интерес к поэзии. В Англии издаются сборники стихов, он становится известным и популярным в элитных кругах общества. В самые свои плодотворные и счастливые годы Оскар Уайльд – модный светский денди, блестящий публицист, драматург и философ. Но судьба вела его к трагическому финалу.

В 1891 году писатель, будучи женатым, знакомится с лордом Альфредом Дугласом и страстно влюбляется в этого молодого человека. Постепенно об этой связи становится известно общественности, и писатель попадает за решетку за преступную связь.

Тюрьма, в которой Уайльд провел 2 долгих года, сломила писателя, друзья и супруга отвернулись от него. На свободу он вышел нищим человеком, которого все презирали. Скончался во Франции в 1900 году, в возрасте 46 лет от острого менингита. Говорят, что его смерть была мучительной.

Могила Оскара Уайльда

Свой последний приют писатель нашел на парижском кладбище Пер-Лашез. В переводе это название звучит, как "отец Лашез", но официально обозначается, как Восточное кладбище или Cimetière de l'Est (по-французски). Пер-Лашез называют одним из крупнейших музеев могильных надгробий. Здесь находятся захоронения таких известных людей, как Мольер, Бальзак, Сара Бернар, Марсель Марсо, Шопен, Эдит Пиаф и многих других знаменитостей.

На могиле Оскара Уайльда установлен уникальный памятник работы скульптора Эпстайна. Это произведение искусства было заказано американской киноактрисой Хелен Кэри. Надгробие представляет собой летящую фигуру некоего фантастического существа, то ли сфинкса, то ли крылатого ассирийского быка, то ли языческого бога.

Сфинкс на могиле Оскара Уайльда привлекает множество туристов. Среди них не только верные почитатели творчества писателя, но и гомосексуалисты всех национальностей, для которых Оскар Уайльд стал чем-то вроде культового идола.

Традиция целовать памятник

В 80-х годах прошедшего столетия среди поклонниц Уайльда родилась странная традиция, перешедшая в настоящую манию. Речь идет об обычае целовать летящую фигуру или хотя бы каменное надгробие, над которым она совершает свой вечный полет.

Причем прикладываться к памятнику якобы нужно непременно ярко-накрашенными губами. Возникла легенда-поверье, что если подарить свой поцелуй изваянию над могилой писателя, то никогда не потеряешь свою любовь.

Так, к могиле Оскара Уайльда стали совершать паломничество многочисленные влюбленные и уж они-то не скупились на поцелуи. Из-за этого памятник стал покрываться жирным слоем губной помады. Надгробие приходилось постоянно чистить, но в конце концов власти решили обнести ее оградой из стекла, чтобы защитить произведение искусства от любвеобильных посетителей.

На фотографии можно увидеть, как выглядел памятник до того, как его обнесли оградой. Впрочем, говорят, что и теперь некоторые особо настойчивые влюбленные умудряются оставить ритуальный поцелуй на надгробии и сделать селфи: "Париж, могила Оскара Уайльда и мы"…

Самые известные произведения Уайльда

Наследие писателя и самые известные творения, вышедшие из-под его пера:

  • знаменитейший роман "Портрет Дориана Грея";
  • рассказ-сказка "Кентервильское привидение";
  • пьеса "Идеальный муж";
  • серия сказок для взрослых и детей ("Соловей и роза", "Счастливый принц", "День рождения Инфанты", "Мальчик-звезда" и др.).

По многим из этих произведений сняты фильмы и поставлены театральные спектакли.

Заключение

Ну вот и подошел к концу наш короткий рассказ про памятник на могиле Оскара Уайльда, и о том, какой незабываемый след оставил этот человек в мировой литературе. Возможно, у кого-то из читателей возникнет желание побывать при возможности на кладбище Пер-Лашез в Париже и поклониться праху мастера.

fb.ru

Могила Оскара Уайльда в Париже

Могила Оскара Уайльда в Париже

     Мемориал знаменитого ирландского писателя и поэта 19-го века Оскара Уайльда расположен на кладбище в Париже. Выточенное из 20-тонного каменного блока надгробие представляет собой крылатую фигуру, напоминающую сфинкса в полете с вертикально распростертыми крыльями.

   В течение многих лет поклонницы посещают мемориал в Париже крупнейшем кладбище Пер-Лашез чтобы воздать должное ирландскому драматургу и оставить след поцелуя с красной помадой. Тысячи помадных поцелуев покрывают нижнюю половину надгробия.

   Все началось в конце 1990-х годов, когда кто-то решил оставить помадный поцелуй на могиле. С тех пор отпечатки губ и сердца были соединены в россыпь красного граффити, содержащего выражения любви, такие как: "Уайльд мы тебя помним", "Продолжайте смотреть на звезды» и «Настоящая красота заканчивается там, где начинается интеллект". Поцеловать могилу Оскара во время туристической поездки в Париж стало желанием многих.

   Штраф в € 9,000 ($ 12,000) будет наложен на любого, кого поймают целующим или повреждающим исторический памятник, но это не имеет никакого эффекта. Очень не просто поймать людей во время данного акта и большинство преступников туристы. Апелляции внука Уайльда, Мерлина Холланда прекратить эту практику также не были услышаны.

   Мемориальная доска с просьбой относиться уважительно к могиле никого не останавливает. Между тем, эти жирные красные пятна помады просочилась в камень и его все труднее и труднее чистить. После каждой очистки слой камня становится все более пористым.

   В 2011 году по случаю 111-й годовщины со дня смерти Оскара Уайльда, власти установили стеклянный барьер, окружающий гробницу, чтобы предотвратить поцелуи и причинение ущерба. Но теперь туристы оставляют поцелуи на стекле, а цветы и записки бросают внутрь корпуса и теперь ими усыпано все подножие надгробия.

   Оскар Уайльд умер банкротом и его друзья смогли обеспечить ему погребение только шестого класса в Банье, за пределами города. В течение следующих лет его другу и литературному душеприказчику Роберту Россу удалось за счет продажи работ Уайльда аннулировать банкротство Оскара и приобрести участок для захоронения на Пер-Лашез. В следующем году Хелен Карью, один из друзей Росса, которые знали Уайльда в его расцвете, анонимно предложил деньги для установки памятника, изготовленного молодым скульптором Иаковом Эпштейнаом.

Валерий Качмарик

     Поделитесь с друзьями

secretworlds.ru

Могила Оскара Уайльда

>20 мая 2013 - Петро

Оскар Уайльд — английский писатель, поэт, философ, эстет. Один из самых известных драматургов своего времени. Лондонский Денди, был когда то осужден за «непристойное поведение» на два года. Затем уехал во Францию, где до конца жизни прожил в забвении и нищете. Похоронен в Париже на кладбище Пер — Лашез.  Пьесы его известны своими парадоксами и афоризмами. Интересный факт: в 2007 году, был проведён опрос телезрителей корпорацией «Би би си». По результатам Оскар Уайльд был признан самым остроумным человеком Англии, обойдя самого Шекспира и Черчилля.

На могиле Уайльда стоит каменный Сфинкс, созданный по заказу одной из многочисленных поклонниц писателя, скульптором Джейкобом Эпстайном. По легенде, если вы поцелуете Сфинкса, то ваша любовь никогда не умрёт. Так вот, ради этого поцелуя сюда приезжают люди со всего мира. Каждая женщина считает своим долгом, оставить на могиле поцелуй, отдавая дань памяти писателю. 

Поэтому вся могила покрыта следами губной помады. Периодически скульптуру очищают от надписей и помады, но наверно эта примета (поцелуй памятника), кому то очень помогает. Не проходит и несколько дней, как несчастный Сфинкс, снова покрывается незаживающими поцелуями.

Похожие статьи

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Все хорошие люди жмут на кнопочки

gidnenuzen.ru

Зацелованный памятник: как страдает захоронение Оскара Уайльда - Библиотека туриста

Последнее пристанище ирландского писателя и поэта XIX века Оскара Уайльда, расположенное на одном из кладбищ Парижа, ежегодно посещают тысячи туристов. Ничего необычного, если бы каждый второй из них не считал своим долгом поцеловать памятник.

Оскар Уайльд обанкротился и умер в нищете, поэтому его друзья могли предоставить ему только самое дешевое погребение за пределами города. В течение следующих лет другу и литературному душеприказчику писателя Роберту Россу удалось за счет продажи работ Уайльда аннулировать банкротства Оскара и приобрести участок для похорон на самом большом и престижном кладбище Парижа – Пер-Лашез. А Елена Карью, одна из подруг Росса, которая знала Уайльда еще во времена его расцвета, предложила более трех тысяч долларов молодому скульптору Иакову Эпштейну, чтобы он воздвиг памятник. Он представляет собой высеченную из камня крылатую фигуру, напоминающую сфинкса, летящего вперед с вертикально распростертыми крыльями. Предполагается, его создатель вдохновился поэмой Уайльда «Сфинкс».

Когда скульптуру привезли на кладбище, местные чиновники были оскорблены наготой ангела и пытались прикрыть ее брезентом. Парижские эстеты также посчитали нужным закрыть его интимные части гипсом, потому, что их размер был слишком вызывающим. В конце концов, чтобы достичь компромисса, на деликатную часть памятника была прикреплена бронзовая фигурка, похожая по форме на бабочку. Это было сделано в начале августа 1914 года. Могила сохраняла свой неизменный вид без дальнейших инцидентов до 1961 года, пока какие-то вандалы не оторвали бронзовую бабочку вместе с причинным местом.

В 1997 году могила Оскара Уайльда была признана историческим памятником Франции. Примерно в то же время кто-то из поклонниц решил поцеловать надгробие писателя и оставил на нем следы помады. С тех пор такие отпечатки и сердечки стали появляться очень часто. К ним также добавились граффити красного цвета, содержащие любовные послания, вроде «Уайльд, детка, мы тебя помним», «Продолжайте смотреть на звезды» или «Настоящая красота заканчивается там, где начинается интеллект». Поцелуи надгробия стали чем-то вроде культа. Со временем возникло поверье, что каждый, кто поцелует каменного человека-льва на могиле, не потеряет свою любовь до самой смерти.

За поцелуи или любое другое осквернение исторического памятника во Франции может быть наложен штраф в размере 12 тысяч долларов, но эта мера не дает никакого эффекта. Слишком трудно поймать человека во время совершения этого акта вандализма, да и большинство "преступников" – туристы, которые уезжают из города еще до того, как полиции удастся довести дело до суда. Самым сумасшедшим поклонникам или поклонницам удавалось даже переночевать на могиле любимого писателя, спрятавшись от охранников кладбища, совершающих регулярные ночные обходы, за деревьями. «Оставляйте на могиле цветы, а не следы от губной помады», – просил внук Оскара Уайльда Мерлин Холланд поклонниц во время открытия памятника после продолжительной реконструкции. Но его просьбы не были услышаны. Мемориальная доска с просьбой уважать память писателя и не осквернять его могилу тоже не возымела никакого действия.

Между тем, жирные красные пятна помады впитались глубоко в камень, отчистить его становится все труднее и труднее. А каждая чистка разрушает поверхность камня и делает ее еще более пористой, так что трудно сказать, что такая забота о памятнике идет ему на пользу. В 2011 году по случаю 111-й годовщины со дня смерти Оскара Уайльда, власти возвели стеклянную перегородку вокруг гробницы, чтобы предотвратить дальнейшее причинение ущерба. Но теперь туристы оставляют поцелуи на стекле, а цветы и записки стали бросать внутрь ограждения, поэтому теперь они разбросаны у подножия памятника.

www.restbee.ru

Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез - III

Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/106834.html

Есть на Пер-Лашез места, которые вполне можно назвать культовыми. Некоторые могилы привлекают большое число людей, желающих вспомнить своих героев, отдать им дань памяти и уважения. Другие захоронения вдруг становятся "модными", обрастают легендами, около них стремятся исполнить некие обряды, иногда далеко не очевидные.

V. КУМИРЫ И РИТУАЛЫВиктор Нуар (1848 - 1870), журналист

Гибель журналиста Виктора Нуара наделала в свое время много шума. Утверждают даже, что она способствовала свержению династии Бонапартов. Виктор (настоящее имя Иван Салмон) родился в семье еврейского сапожника, принявшего католичество. Он работал в газете "Марсельеза" и был застрелен в Париже принцем Пьером Наполеоном Бонапартом, племянником императора Наполеона III, что вызвало народное возмущение и серьезное общественное недовольство правящей династией.

Говорят, Нуар был не только талантливым журналистом, но и любимцем женщин, непревзойдённым любовником; погиб же он всего за неделю до собственной свадьбы. Возможно поэтому скульптор Жюль Далу придал надгробной статуе Нуара некую специфическую особенность, а именно, оттопыренные в интимном месте брюки. С тех пор могила журналиста стала настоящим местом паломничества француженок, принеся памятнику большую известность, чем самому журналисту. Считается, что если поцеловать статую в губы, оставить цветы в цилиндре и потереть выпуклость в районе ширинки, то это поможет найти мужа, придаст разнообразие сексуальной жизни и улучшит рождаемость. Нетрудно видеть что в соответствующих местах бронза отполирована до блеска...

Чтобы сделать фотографию надгробия, мне пришлось прождать минут десять, пока подошедшие до меня к могиле женщины досконально не исполнили предписанные действия и не запечатлели друг-друга за этим занятием.

Оскар Уайльд (1854 - 1900), писатель

Уайльд был одним из знаменитых людей своего времени. Лондонский денди, эстет, философ, писатель, драматург, поэт, публицист, он был позднее осуждён за гомосексуализм и отвергнут английским обществом. После двух лет тюрьмы и исправительных работ, Уайльд уехал во Францию, где жил в забвении под другим именем и умер в бедности. Наибольшую известность ему принесли пьесы, полные крылатых фраз и афоризмов, а также роман "Портрет Дориана Грея".

Наполеон Сарони. Портрет Оскара Уайльда, 1882

Через 10 лет после смерти, Уайльда перезахоронили на кладбище Пер-Лашез. На его могиле был установлен памятник работы Д.Эпстайна, заказанный американской актрисой Хелен Кэрью. Некоторые называют эту фигуру летящим сфинксом, но скульптор говорил, что она навеяна образами крылатых ассирийских быков. Памятник стал местом поклонения почитателей писателя, а впоследствии и гомосексуалистов. В конце 1980-х поклонницы Уайльда завели необычную традицию целовать надгробие ярко накрашенными губами. Возникло поверье, что каждый поцеловавший каменного человеко-быка, не потеряет свою любовь до самой смерти. К могиле Оскара Уайльда стали приезжать специально за поцелуем, в результате за несколько лет памятник покрылся целым слоем губной помады. Его неоднократно, но безуспешно чистили, а пару лет назад обнесли стеклянной оградой, чтобы предотвратить разрушение камня от жирных следов. Но как видно на верхнем фото, следы ритуальных поцелуев умудряются оставлять на камне и сейчас.

Так выглядело надгробие Уайльда, когда стеклянной ограды вокруг него еще не было.

Об Оскаре Уайльде

Джим Моррисон (1943 - 1971), певец

«В "эпоху цветов" - время подъема движения хиппи, когда все пели о невинности, леденцах и мармеладном небе, Doors стали самой радикальной и сумрачной группой 60-х годов. Критики окрестили их "черными исповедниками Великого Общества", а лидера группы, раскольника Моррисона – Дионисом современной культуры. Альбомы Doors были своего рода шоковой терапией, каталогами психических ударов, насыщенных скорбью. О Моррисоне писали, что он пел так, как если бы его казнили на электрическом стуле.»

Джим Моррисон, 1968. Фото - Википедия

Алкоголь и наркотики оборвали жизнь певца, когда ему было неполных 28 лет. Поскольку Моррисон умер в Париже, похоронили его на Пер-Лашез. Эпитафией на надгробии стала фраза "Kata ton daimona eatoy" -- "Он был верен своим демонам".

Могила певца сразу стала местом паломничества его фанатов. Они устраивали здесь "поминки", приносили послания, исписывали соседние надгробия цитатами из песен Doors и признаниями в любви к Джиму. В конце концов администрация кладбища огородила могилу, а окрестности стали периодически обходить служители. Говорят, рядом даже поставили скрытые видеокамеры. Но если люди хотят что-то выразить, они найдут как это сделать. Теперь один из ритуалов, совершаемых у могилы Моррисона - это прикрепить жевательную резинку к растущему рядом дереву...

О Джиме Моррисоне

Аллан Кардек (1804 - 1869), исследователь спиритизма

Еще одно культовое место Пер-Лашез - это могила Ипполита Денизар-Ривайля, известного под псевдонимом Аллан Кардек. Пытливый ученый, Ривайль стремился выяснить, что вызывает физические эффекты, обычно приписываемые действию духов. Он начал проводить собственные изыскания, составив список вопросов и задавая их "духам" через приглашенных медиумов. Псевдоним "Аллан Кардек" возник когда духи сообщили исследователю, что таким было его имя в одной из предыдущих жизней, когда он был галльским друидом. По этой же причине надгробие Кардека напоминает по форме кельтский дольмен.

Кардек написал несколько книг по результатам своих исследований и размышлений, которые стали фундаментальными трудами по оккультизму и своего рода "библией" спиритов. Французские спиритуалисты и сейчас собираются на могиле Кардека, но приходят сюда также и обычные люди, поскольку возникло поверье, что тут можно "зарядить" различные предметы, прикладывая их к камню надгробия или к бронзовому бюсту. Приезжают на это место и гости из далекой Бразилии, в спиритических общинах которой Кардек почитается как мессия.

О Кардеке и его книгах

Амедео Модильяни (1884 - 1920), художникЖанна Эбютерн (1898 - 1920), его муза

Принц Монпарнасса, герцог Ротонды, граф Улья... Кто знал, что за наброски этого полу-нищего гордеца с алым шарфом на шее будут когда-нибудь платить миллионы?

Амедео Модильяни, 1914

Модильяни прославился прежде всего своими необыкновенными портретами, которые можно назвать и поэтичными, и музыкальными - так прекрасны и гармоничны их линии. В разные года музами художника были Анна Ахматова и Беатрис Гастингс. Но главной и последней любовью и музой Амедео стала художница Жанна Эбютерн, скромная, тихая и молчаливая девушка с прекрасным взглядом и медными волосами.

Жанна Эбютерн. Портрет работы А.Модильяни (1918) и фотография Жанны (Википедия)

Жанна глубоко любила художника, родила ему дочь и ждала второго ребенка. Модильяни собирался на ней жениться, но не успел - он умер от застарелого туберкулеза. Говорят, Жанна не плакала, она словно окаменела и все время молчала. А через два дня после смерти Амедео она выбросилась из окна своей спальни в родительском доме...

Жанну похоронили на маленьком кладбище за городом, и лишь десять лет спустя семья Эбютерн дала разрешение перенести ее прах в могилу Модильяни. Так они вновь соединились, теперь под общей плитой. На ней высечена надпись на итальянском:"Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы""Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним"

У могилы Модильяни не совершают никаких ритуалов. Здесь просто оставляют скромные знаки внимания: кто-то кладет камушек, кто-то записку, кто-то безыскусную самоделку.

О Модильяни и о Жанне Эбютерн

VI. ГОРДОСТЬ НАЦИИЭдит Пиаф (1915 - 1963), певица

Эдит родилась в бедной семье и к шести годам почти ослепла от лишений и болезней. Зрение неожиданно вернулось к ней после паломничества в Лизье к могиле Св.Терезы. Но глаза её так и не наполнились солнечным светом; Жан Кокто, влюблённый в Эдит, называл их "глазами прозревшего слепца". С девяти лет девочка зарабатывала уличным пением. В рваных туфлях она пела на улице: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей». Когда Эдит исполнилось двадцать, её заметил Луи Лепле, владелец кабаре на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Он научил её петь с аккомпаниатором, выбирать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Лепле нашёл для Эдит сценическое имя — Пиаф («воробушек»).

Первые же выступления Эдит на сцене увенчались большим успехом... Но после неожиданной смерти Лепле, для Эдит вновь настали трудные времена. В этот момент большую роль в ее судьбе сыграл поэт Раймон Ассо. Он поддержал молодую певицу, взял на себя развитие ее карьеры, написал для неё несколько песен. Раймонд выступал как её наставник, учил Эдит культуре и этикету. Вместе с Маргарит Монно, которая стала постоянным композитором Эдит Пиаф, он создал для Пиаф персональный репертуар, отражающий её уникальный голос и опыт. Прошли первые триумфальные концерты. Эдит стала возлюбленной и музой Раймона, а для тысяч французов - настоящим кумиром. Судьба окончательно связала ее с песней...

Последующая жизнь Эдит Пиаф была и трудной, и во многом трагической. Она любила, но ее избранник Марсель Сердан погиб в авиакатастрофе. Ни с одним из других своих возлюбленных она не смогла создать нормальной семьи. Только музыка, сцена, и грандиозный успех оставались неизменными. В 46 лет у Эдит обнаружили рак, а в 48 она скончалась. Во время похорон певицу провожали больше 40 тысяч человек. Эдит Пиаф практически вернулась домой: от дома №72 по улице Бельвиль, где она родилась, до ее могилы на Пер-Лашез всего несколько минут ходьбы...

В одной могиле с Эдит похоронен Теофанис Ламбукас, ее последний муж. Она познакомилась с ним за год до кончины, уже будучи смертельно больной и... полюбила. Мало кто верил сначала, что возможна искренняя любовь 26-летнего парня к больной женщине "за 45". Однако же это случилось: Тео любил Эдит, уже почти инвалидку, изможденную алкоголем, наркотиками, утратами. Как горько шутили "он был вдвое выше, вдвое младше и любил ее вдвое больше, чем она его". Их брак был счастлив, но совсем недолог: Эдит умерла на руках Тео в первую годовщину их свадьбы, а через несколько лет погиб в автокатастрофе и ее молодой избранник.

Сара Бернар (1844 - 1923), актриса

Сара Беранр вошла в историю театра и мировой культуры как самая великая актриса XIX века. Ее актерское мастерство вызывало восхищение своей эстетической завершенностью. Манера игры Сары Бернар была основана прежде всего на виртуозной внешней технике - на выразительности и пластичности жестов, поз, движений, великолепном владении мелодичным голосом и тщательно разработанной системе интонационных оттенков речи. Ее искусство было великолепным воплощением эстетических принципов "школы представления". Талант актрисы, ее острая наблюдательность и блестящая техника позволяли ей убедительно играть и даже трогать публику в ролях, не требующих трагедийной масштабности мыслей и страстей.

Феликс Надар. Портрет Сары Бернар, 1865

Не всем нравилась ее манера игры - например, Чехов и Шоу были ее противниками, считая, что "ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". Тем не менее публика ее боготворила, а весь высший свет обожал ее. Сара обладала магическим воздействием на мужчин. У нее были "особые отношения" с принцем Уэльским (будущим королем Эдуардом VII) и племянником Наполеона Бонапарта, её осыпали подарками император Австрии Франц-Иосиф, король Испании Альфонсо и король Италии Умберто. Король Дании Кристиан IX предоставлял в её распоряжение свою яхту, а герцог Фредерик позволял ей пользоваться своим родовым замком.

Жорж Кларен. Портрет Сары Бернар, 1876. Малый дворец, Париж

Благодаря своему непомерному честолюбию, огромной силе воли и небывалой энергетике, Сара Бернар добилась на сцене всего о чем только можно мечтать. В 53 года она сыграла Гамлета. Когда актрисе исполнилось 65, она играла 20-летнего юношу. Даже когда в 1914 году ей ампутировали ногу, она продолжала играть с протезом. В Париже на площади Шатле находится театр, который она создала и который сейчас носит ее имя.

О Саре Бернар

Жорж Бизе (1838-1875), композитор

Жизнь не баловала Бизе успехами: его произведения как правило не оценивались современниками, в лучшем случае они исполнялись несколько раз, а затем снимались с репертуара. Постоянная нехватка средств заставляла Бизе зарабатывать переписыванием чужих партитур, переложением опер для фортепиано. "Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части... Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги..." - писал Бизе.

Жорж Бизе, 1874(?)

Но музыкальный театр постоянно манил композитора. В 1874-1875 годах он работал над новой оперой. Прототипом главной героини - Кармен - должна была стать неистовая Могадор - певица, графиня, писательница, куртизанка, которую Бизе страстно любил, но потом вынужден был оставить из-за ее трудного характера и хронической нехватки средств. Музыка оперы, которая выходила из-под пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера "Кармен". Зал Парижской оперы был полон. Бизе, стоя за кулисами, холодел от страха. Закончился первый акт: холодный прием, жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной, а музыку никто не оценил. Бизе был буквально раздавлен, от отчаяния он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота, немели руки и ноги. Затем случился сердечный приступ. Композитор то приходил в сознание, то бредил. Ровно через 3 месяца после провальной премьеры Жорж Бизе умер, так и не узнав, что создал самую знаменитую оперу всех времен...

Всего через четыре месяца после смерти композитора "Кармен" имела феерический успех в Венской опере. А через год после злополучной первой постановки оперу с триумфом поставили почти на всех крупных сценических площадках Европы. В 1878 году Чайковский писал: «Я убежден: лет через десять "Кармен" станет самой популярной оперой в мире». Так и произошло.

Одна из афиш "Кармен" (автор Рафал Ольбинский)

О Жорже Бизе

Доминик Энгр (1780 - 1867), художник

У этой могилы я не мог не остановиться. Помню, когда я еще был школьником, экскурсовод в Эрмитаже назвала Энгра лучшим рисовальщиком среди художников. Только спустя много лет я понял, насколько это верно: линия Энгра - это нечто неповторимое, кажется всё в его картинах и портретах подчинено ей: и композиция, и форма, и даже сюжет - всё строится на точнейшем и виртуозном рисунке.

Д.Энгр. Большая одалиска, 1814, Лувр

Д.Энгр. Портрет графини д'Оссонвиль, 1845, галерея Фрика, Нью-Йорк

Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем своего учителя Жака-Луи Давида. Поборники неоклассицизма даже считали его своим вождём. Однако в своих мифологических, исторических и портретных композициях Энгр отступал от классицизма, внося свое живое наблюдение натуры, расширяя тематику, показывая собственное, глубоко личное представление о красоте. Этим он оказался внутренне близок мастерам второй половины XIX— XX столетий, его живопись привлекала к себе пристальный интерес и импрессионистов, и постимпрессионистов, оказавшись своеобразным мостом из XIX-го века в XX-й.

Об Энгре и его картинах

Жильбер Беко (1927 - 2001), певец, композитор

Визитной карточкой и талисманом Жильбера Беко был галстук в горошек. Когда-то хозяин пиано-бара, где искал работу молодой Беко, отказал ему, поскольку на нём не было галстука. Тогда мать певца, бывшая рядом, без колебаний отрезала низ своего синего платья в белый горошек и повязала эту ленту на шею сыну. Вернувшись в таком виде к патрону бара, Беко смог добиться прослушивания и был принят на работу. С тех пор он выступал на сцене только в галстуках в горошек.

Жак Воклер. Портрет Жильбера Беко

Энергия Беко была неисчерпаема, он оставил после себя образ человека, всё время находящегося в движении. Его стали называть Месье-сто-тысяч-вольт, когда впервые поднявшись на сцену знаменитой "Олимпии" в 1955 году, он так завел публику, что она даже разломала часть зала - невиданный случай для тех лет. А всего за свою жизнь Беко выступил на сцене "Олимпии" 33 раза, и это рекорд, который никто пока не смог повторить.

Моя любимая песня Жильбера Беко - это конечно же "Натали":

...Иногда одна песня делает больше, чем сотня дипломатов. В 60х годах "Натали" пела вся Франция, а этим именем называли девочек; когда Жильбер приехал в СССР в 1965-м, ему жала руку железная Фурцева, а в Москве - пусть и лишь 30 лет спустя - появилось кафе "Пушкин", о котором когда-то спел Беко.

О Жильбере Беко

Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/107950.html

nikolai-endegor.livejournal.com

Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез. Серия 3: vakin

1 серия,2 серия

Есть на Пер-Лашез места, которые вполне можно назвать культовыми. Некоторые могилы привлекают большое число посетителей, желающих вспомнить своих кумиров, отдать им дань памяти и уважения. Другие захоронения вдруг становятся "модными", обрастают легендами, около них стремятся исполнить некие ритуалы, иногда далеко не очевидные...

Виктор Нуар (1848 - 1870), журналист

Гибель журналиста Виктора Нуара наделала в свое время много шума. Утверждают даже, что она способствовала свержению династии Бонапартов. Виктор (настоящее имя Иван Салмон) родился в семье еврейского сапожника, принявшего католичество. Он работал в газете "Марсельеза" и был застрелен в Париже принцем Пьером Наполеоном Бонапартом, племянником императора Наполеона III, что вызвало народное возмущение и серьезное общественное недовольство правящей династией.

Говорят, Нуар был не только талантливым журналистом, но и любимцем женщин, непревзойдённым любовником; погиб же он всего за неделю до собственной свадьбы. Возможно поэтому скульптор Жюль Далу придал надгробной статуе Нуара некую специфическую особенность, а именно, оттопыренные в интимном месте брюки. С тех пор могила журналиста стала настоящим местом паломничества француженок, принеся памятнику большую известность, чем самому журналисту. Считается, что если поцеловать статую в губы, оставить цветы в цилиндре и потереть выпуклость в районе ширинки, то это поможет найти мужа, придаст разнообразие сексуальной жизни и улучшит рождаемость. Нетрудно видеть что в соответствующих местах бронза отполирована до блеска...

Чтобы сделать фотографию надгробия, мне пришлось прождать минут десять, пока подошедшие до меня к могиле женщины досконально не исполнили предписанные действия и не запечатлели друг-друга за этим занятием.

Оскар Уайльд (1854 - 1900), писатель

Уайльд был одним из знаменитых людей своего времени. Лондонский денди, эстет, философ, писатель, драматург, поэт, публицист, он был позднее осуждён за гомосексуализм и отвергнут английским обществом. После двух лет тюрьмы и исправительных работ, Уайльд уехал во Францию, где жил в забвении под другим именем и умер в бедности. Наибольшую известность ему принесли пьесы, полные крылатых фраз и афоризмов, а также роман "Портрет Дориана Грея".

Через 10 лет после смерти, Уайльда перезахоронили на кладбище Пер-Лашез. На его могиле был установлен памятник работы Д.Эпстайна, заказанный американской актрисой Хелен Кэрью. Некоторые называют эту фигуру летящим сфинксом, но на самом деле она навеяна образами крылатых ассирийских быков. Памятник стал местом поклонения почитателей писателя, а впоследствии и гомосексуалистов. В конце 1980-х поклонницы Уайльда завели необычную традицию целовать надгробие ярко накрашенными губами. Возникло поверье, что каждый поцеловавший каменного человеко-льва, не потеряет свою любовь до самой смерти. К могиле Оскара Уайльда стали приезжать специально за поцелуем, в результате за несколько лет памятник покрылся целым слоем губной помады. Его неоднократно, но безуспешно чистили, а пару лет назад обнесли стеклянной оградой, чтобы предотвратить разрушение камня от жирных следов. Но как видно на верхнем фото, следы ритуальных поцелуев умудряются оставлять на камне и сейчас.

Так выглядело надгробие Уайльда, когда стеклянной ограды вокруг него еще не было.

Об Оскаре Уайльде

Джим Моррисон (1943 - 1971), певец

«В "эпоху цветов" - время подъема движения хиппи, когда все пели о невинности, леденцах и мармеладном небе, Doors стали самой радикальной и сумрачной группой 60-х годов. Критики окрестили их "черными исповедниками Великого Общества", а лидера группы, раскольника Моррисона – Дионисом современной культуры. Альбомы Doors были своего рода шоковой терапией, каталогами психических ударов, насыщенных скорбью. О Моррисоне писали, что он пел так, как если бы его казнили на электрическом стуле.»

Алкоголь и наркотики оборвали жизнь певца, когда ему было неполных 28 лет. Поскольку Моррисон умер в Париже, похоронили его на Пер-Лашез. Эпитафией на надгробии стала фраза "Kata ton daimona eatoy" -- "Он был верен своим демонам".

Могила певца сразу стала местом паломничества его фанатов. Они устраивали здесь "поминки", приносили послания, исписывали соседние надгробия цитатами из песен Doors и признаниями в любви к Джиму. В конце концов администрация кладбища огородила могилу, а окрестности стали периодически обходить служители. Говорят, рядом даже поставили скрытые видеокамеры. Но если люди хотят что-то выразить, они найдут как это сделать. Теперь один из ритуалов, совершаемых у могилы Моррисона - это прикрепить жевательную резинку к растущему рядом дереву...

О Джиме Моррисоне

Аллан Кардек (1804 - 1869), исследователь спиритизма

Еще одно культовое место Пер-Лашез - это могила Ипполита Денизар-Ривайля, известного под псевдонимом Аллан Кардек. Пытливый ученый, Ривайль стремился выяснить, что вызывает физические эффекты, обычно приписываемые действию духов. Он начал проводить собственные исследования, составив список вопросов и задавая их "духам" через приглашенных медиумов. Псевдоним "Аллан Кардек" возник когда "духи" сообщили исследователю, что таким было его имя в одной из предыдущих жизней, когда он был галльским друидом. По этой же причине надгробие Кардека напоминает по форме кельтский дольмен.

Кардек написал несколько книг по результатам своих исследований и размышлений, которые стали фундаментальными трудами по оккультизму и своего рода "библией" спиритов. Французские спиритулисты и сейчас собираются на могиле Кардека, но приходят сюда также и обычные люди, поскольку возникло поверье, что тут можно "зарядить" различные предметы, прикладывая их к камню надгробия или к бронзовому бюсту. Приезжают на это место и гости из далекой Бразилии, в спиритических общинах которой Кардек почитается как мессия.

О Кардеке и его книгах

Амедео Модильяни (1884 - 1920), художникЖанна Эбютерн (1898 - 1920), его муза

Принц Монпарнасса, герцог Ротонды, граф Улья... Кто знал, что за наброски этого полу-нищего гордеца с алым шарфом на шее будут когда-нибудь платить миллионы?

Модильяни прославился прежде всего своими необыкновенными портретами, которые можно назвать и поэтичными, и музыкальными - так прекрасны и гармоничны их линии. В разные года музами художника были Анна Ахматова и Беатрис Гастингс. Но главной и последней любовью и музой Амедео стала художница Жанна Эбютерн, скромная, тихая и молчаливая девушка с прекрасным взглядом и медными волосами.

Жанна глубоко любила художника, родила ему дочь и ждала второго ребенка. Модильяни собирался на ней жениться, но успел - он умер от застарелого туберкулеза. Говорят, Жанна не плакала, она словно окаменела и все время молчала. А через два дня после смерти Амедео она выбросилась из окна своей спальни в родительском доме...

Жанну похоронили на маленьком кладбище за городом, и лишь десять лет спустя семья Эбютерн дала разрешение перенести ее прах в могилу Модильяни. Так они вновь соединились, теперь под общей плитой. На ней высечена надпись на итальянском:"Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы""Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним"

У могилы Модильяни не совершают никаких ритуалов. Здесь просто оставляют скромные знаки внимания: кто-то кладет камушек, кто-то записку, кто-то безыскусную самоделку.

О Модильяни и о Жанне Эбютерн

Эдит Пиаф (1915 - 1963), певица

Эдит родилась в бедной семье и к шести годам почти ослепла от лишений и болезней. Зрение неожиданно вернулось к ней после паломничества в Лизье к могиле Св.Терезы. Но глаза её так и не наполнились солнечным светом; Жан Кокто, влюблённый в Эдит, называл их "глазами прозревшего слепца". С девяти лет девочка зарабатывала уличным пением. Когда Эдит исполнилось двадцать, ее её заметил Луи Лепле, владелец кабаре на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Он научил её петь с аккомпаниатором, выбирать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Лепле нашёл для Эдит сценическое имя — Пиаф («воробушек»). В рваных туфлях она пела на улице: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей». Первые же выступления увенчались большим успехом...

После неожиданной смерти Лепле, большую роль в судьбе Эдит Пиаф сыграл поэт Раймон Ассо. В это трудное для нее время он поддержал молодую певицу, взял на себя развитие ее карьеры, написал для неё несколько песен. Раймонд выступал как её наставник, учил Эдит культуре и этикету. Вместе с Маргарит Монно, которая стала постоянным композитором Эдит Пиаф, он создал для Пиаф персональный репертуар, отражающий её уникальный голос и опыт. Прошли первые триумфальные концерты. Эдит стала возлюбленной и музой Раймона, а для тысяч французов - настоящим кумиром. Судьба окончательно связала ее с песней...

Последующая жизнь Эдит Пиаф была и трудной, и во многом трагической. Она любила, но ее избранник Марсель Сердан погиб в авиакатастрофе. Ни с одним из других своих возлюбленных она не смогла создать нормальной семьи. Только музыка, сцена, и грандиозный успех оставались неизменными. В 46 лет у Эдит обнаружили рак, а в 48 она скончалась. Во время похорон певицу провожали больше 40 тысяч человек. Эдит Пиаф практически вернулась домой: от дома №72 по улице Бельвиль, где она родилась, до ее могилы на Пер-Лашез всего несколько минут ходьбы...

В одной могиле с Эдит похоронен Теофанис Ламбукас, ее последний муж. Она познакомилась с ним за год до кончины, уже будучи смертельно больной и... полюбила. Мало кто верил сначала, что возможна искренняя любовь 26-летнего парня к больной женщине "за 45". Однако же это случилось: Тео любил Эдит, уже почти инвалидку, изможденную алкоголем, наркотиками, утратами. Как горько шутили "он был вдвое выше, вдвое младше и любил ее вдвое больше, чем она его". Их брак был счастлив, но совсем недолог: Эдит умерла на руках Тео в первую годовщину их свадьбы, а через несколько лет погиб в автокатастрофе и ее молодой избранник.

Сара Бернар (1844 - 1923), актриса

Сара Беранр вошла в историю театра и мировой культуры как самая великая актриса XIX века. Ее актерское мастерство вызывало восхищение своей эстетической завершенностью. Манера игры Сары Бернар была основана прежде всего на виртуозной внешней технике - на выразительности и пластичности жестов, поз, движений, великолепном владении мелодичным голосом и тщательно разработанной системе интонационных оттенков речи. Ее искусство было великолепным воплощением эстетических принципов "школы представления". Талант актрисы, ее острая наблюдательность и блестящая техника позволяли ей убедительно играть и даже трогать публику в ролях, не требующих трагедийной масштабности мыслей и страстей.

Не всем нравилась ее манера игры - например, Чехов и Шоу были ее противниками, считая, что "ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". Тем не менее публика ее боготворила, а весь высший свет обожал ее. Сара обладала магическим воздействием на мужчин. У нее были "особые отношения" с принцем Уэльским (будущим королем Эдуардом VII) и племянником Наполеона Бонапарта, её осыпали подарками император Австрии Франц-Иосиф, король Испании Альфонсо и король Италии Умберто. Король Дании Кристиан IX предоставлял в её распоряжение свою яхту, а герцог Фредерик позволял ей пользоваться своим родовым замком.

Жорж Кларен. Портрет Сары Бернар, 1876

Благодаря своему непомерному честолюбию, огромной силе воли и небывалой энергетике, Сара Бернар добилась на сцене всего о чем только можно мечтать. В 53 года она сыграла Гамлета. Когда актрисе исполнилось 65, она играла 20-летнего юношу. Даже когда в 1914 году ей ампутировали ногу, она продолжала играть с протезом. В Париже на площади Шатле находится театр, который она создала и который сейчас носит ее имя.

О Саре Бернар

Фредерик Шопен (1810 - 1849), композитор, пианист

У могилы Шопена всегда много цветов, и обязательно здесь стоят белые и красные розы. Сюда их приносят и французские почитатели композитора, и поляки, живущие или приезжающие в Париж, для которых Шопен является национальным героем.

Если можно говорить о поэзии в музыке, то таким поэтом несомненно был Шопен. Находясь за роялем, он отдавал исполнению всю свою душу, и также страстно вкладывал ее в создаваемые им музыкальные произведения. Шопен всегда страдал - и в своей любви к Жорж Санд, и в своем обожании родной Польши, которая в XIX веке фактически исчезла как государство, будучи разделенной между Россией, Пруссией и Австрией. Эти любовь и боль выразились в темах героико-драматических композиций Шопена, и в народно-жанровых мотивах его полонезов и мазурок, и в прекрасных печальных ноктюрнах.

Лионелло Балестриери. Фредерик Шопен и Жорж Санд

Согласно завещанию, после смерти Шопена его сердце было перевезено в Варшаву, где оно теперь замуровано в колонне церкви Святого Креста.

Шопен и его музыка

Доминик Энгр (1780 - 1867), художник

У этой могилы я не мог не остановиться. Помню, когда я еще был школьником, экскурсовод в Эрмитаже назвала Энгра лучшим рисовальщиком среди художников. Только спустя много лет я понял, насколько это верно: линия Энгра - это нечто неповторимое, кажется всё в его картинах и портретах подчинено ей: и композиция, и форма, и даже сюжет - всё строится на точнейшем и виртуозном рисунке.

Д.Энгр. Большая одалиска

Д.Энгр. Портрет графини д'Оссонвиль

Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем своего учителя Жака-Луи Давида. Поборники неоклассицизма даже считали его своим вождём. Однако в своих мифологических, исторических и портретных композициях Энгр отступал от классицизма, внося свое живое наблюдение натуры, расширяя тематику, показывая собственное, глубоко личное представление о красоте. Этим он оказался внутренне близок мастерам второй половины XIX— XX столетий, его живопись привлекала к себе пристальный интерес и импрессионистов, и постимпрессионистов, оказавшись своеобразным мостом из XIX-го века в XX-й.

Об Энгре и его картинах

Жильбер Беко (1927 - 2001), певец, композитор

Визитной карточкой и талисманом Жильбера Беко был галстук в горошек. Когда-то хозяин пиано-бара, где искал работу молодой Беко, отказал ему, поскольку на нём не было галстука. Тогда мать певца, бывшая рядом, без колебаний отрезала низ своего синего платья в белый горошек и повязала эту ленту на шею сыну. Вернувшись в таком виде к патрону бара, Беко смог добиться прослушивания и был принят на работу. С тех пор он выступал на сцене только в галстуках в горошек.

Энергия Беко была неисчерпаема, он оставил после себя образ человека, всё время находящегося в движении. Его стали называть Месье-сто-тысяч-вольт, когда впервые поднявшись на сцену знаменитой "Олимпии" в 1955 году, он так завел публику, что она даже разломала часть зала - невиданный случай для тех лет. А всего за свою жизнь Беко выступил на сцене "Олимпии" 33 раза, и это рекорд, который никто пока не смог повторить.

Моя любимая песня Жильбера Беко - это конечно же "Натали":

...Иногда одна песня делает больше, чем сотня дипломатов. В 60х годах "Натали" пела вся Франция, а этим именем называли девочек; когда Жильбер приехал в СССР в 1965-м, ему жала руку железная Фурцева, а в Москве - пусть и лишь 30 лет спустя - появилось кафе "Пушкин", о котором когда-то спел Беко.

О Жильбере Беко

vakin.livejournal.com

Необычный туризм: гид по могилам знаменитостей

Могилы для поклонения

Этими людьми не перестают восхищаться и после смерти. Жаль, что с любимыми кумирами уже нельзя встретиться вживую, однако их могилы также является своеобразным мистическим местом, которое стоит посещения.

Могилы знаменитостей - Оскар Уайльд

Знаменитый ирландский писатель, отец "Дориана Грея", похоронен в Париже. Не дожив до 50 лет, Оскар Уайльд умер в 1900 году от менингита в дешевой гостинице. Последние слова великого писателя: "Или я, или эти мерзкие обои в цветочек".

Сначала Оскара Уайльда похоронили на кладбище Баньо в Париже. В 1908 году его друг и журналист Роберт Росс добился, чтобы прах писателя перенесли на кладбище Пер-Лашез.

© Reuters

Над могилой Оскара Уайльда поднимается крылатый сфинкс из камня. С 1980-х годов на памятнике поклонники оставляли надписи. А где-то в 90-х годах появилась новая традиция оставлять на поверхности следы от поцелуев.

Таким образом памятник Оскару Уайльду был настолько "зацелованным", что 30 ноября 2011 пришлось поменять памятник.

Отзывы туристов: "Не менее сильное впечатление производит могила Оскара Уайльда (памятник действительно покрыт отпечатками губ его последователей, цвета помады попадаются довольно фантастические), - пишет о своих впечатлениях на форуме путешественница Лика, которая посетила могилу писателя за три месяца до обновления памятника. - Говорят, что самые ярые сторонники автора "Портрета Дориана Грея" замечены не только в "поцелуях"...

Где находится: могила Оскара Уайльда находится на кладбище Пер-Лашез в Париже. Кладбище расположено на востоке Парижа, в 20-м муниципальном округе.

Обязательно купите карту на входе на кладбище за €2 или ознакомьтесь с ней на сайте кладбища

© Reuters

Могилы знаменитостей - принцесса Диана

Похороны Леди Дианы состоялись 6 сентября 1997 года. Принцессу Диану, или как ее еще величали, Леди Ди, "королева сердец", "народная принцесса", обожал весь мир.

После того, как люди узнали о гибели Дианы, за неделю в Букингемский дворец принесли 5 млн. букетов цветов. Часть цветов перевезли на остров, где покоится тело Леди Ди, а часть развезли в больницы Лондона и окрестностей.

Принцессу Диану похоронили на острове, в ее родовом поместье. На могиле Леди Ди возвышается памятник в классическом стиле, с колоннами и профилем Дианы.

Могилы для поклонения: Принцесса Диана © Reuters

По распоряжению брата и сестры принцессы, за посещение острова берут деньги. Как утверждают Спенсеры, все собранные средства идут на благотворительность.

Отзывы туристов: "Очень атмосферное место и чрезвычайно красивая природа вокруг, - рассказывает путешественница Karen. - Тем, кто увлекаются жизнью принцессы Дианы, и вообще историей Британии, стоит посетить, узнаете много интересного и нового".

Где находится: принцесса Диана похоронена в семейном поместье Спенсеров Элторп в Нортгемптоншире, поместье находится на острове посреди озера.

Город Нортгемптоншир находится всего в нескольких сотнях километров от Лондона, полтора часа езды на машине по трассе М1. Как доехать на поезде и автобусе в Нортгемптоншир, узнайте здесь

Могилы для поклонения: Принцесса Диана © commons.wikimedia.org

Могилы знаменитостей - Джим Моррисон

По официальной версии легенда The Doors - Джим Моррисон - умер 3 июля 1971 года в Париже от сердечного приступа. Похоронен Джим Моррисон также в Париже.

Могила рок-звезды довольно скромная. Единственное, что украшает ее - медная табличка с выгравированной эпитафией "он был верен своим демонам". Интересно, что на могиле Джима Моррисона поначалу стоял небольшой мраморный бюст, однако, видимо, кто-то из фанатов обнаглел или "офанател" окончательно - бюст украли.

Во многих путеводителях могилу Джима Моррисона указывают как самое шумное место на кладбище Пер-Лашез. По некоторым данным, могила лидера The Doors входит в ТОП-10 самых посещаемых достопримечательностей Парижа.

Могилы для поклонения: Джим Мориссон © commons.wikimedia.org

Отзывы туристов: "Когда я был в Париже, не мог пройти мимо известного кладбища, на котором, кроме Джима Мориссона, похоронены Оноре де Бальзак, Фредерик Шопен, Марсель Пруст, Оскар Уайльд, Нестор Махно. Хотя, признаюсь честно, что место захоронения Мориссона интересовало меня больше всего.

Найти могилу оказалось не так сложно - это одно из самых посещаемых мест на кладбище, - рассказывает в своем блоге фан Моррисона Эдуард Отечественный. - Путеводители по Парижу утверждают, что могила Моррисона самое "громкое" место на Пер-Лашез: у могилы часто поют песни The Doors, поклонники оставляют тысячи записок, молодежь бросает окурки и мусор, курит марихуану. Честно говоря, ни одного из указанных выше ужасов я не увидел".

Где находится: фанаты лидера The Doors могут посетить могилу музыканта на кладбище Пер-Лашез в Париже. На сайте вся информация, где именно находится могила и как ее найти

Могилы для поклонения: Джим Мориссон © commons.wikimedia.org

Могилы знаменитостей - Тарас Шевченко

Украинский Кобзарь Тарас Григорьевич Шевченко был похоронен 12 марта 1861 года в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.

Через два месяца после этого состоялось перезахоронение тела Тараса Шевченко в Украине. А на прежнем месте захоронения в 1989 году установили гранитный камень с памятной надписью.

Сейчас Тарас Шевченко покоится в Каневе на Чернечей горе - это одно из самых почитаемых мест для украинского народа. На могиле Кобзаря возвышается гранитный памятник.

Могила Тараса Григорьевича Шевченко входит в Шевченковский национальный заповедник.

Здесь, на днепровских кручах, кроме созерцания потрясающих пейзажей, можете посетить литературно-мемориальный музей, где собраны материалы о жизни и творчестве поэта в Украине и России.

Могилы для поклонения: Тарас Шевченко © kobzar.info

Отзывы туристов: "Время шло быстро, поэтому через полчаса мы уже оказались в составе огромной толпы школьников в праздничных вышиванках, которые начали подниматься по лестнице на Тарасову гору.

Все 342 ступеньки я преодолела, словно находясь в сказке - вокруг было так много прохлады, тени, свежести, гулкого щебетание птиц, - рассказывает в своем ЖЖ путешественница под ником mlle_louella. - Глаза блуждали в темной чаще, утопали в ее недрах, отдыхая после пыли автобусов и поездов.

Я ничуть не устала, наоборот, чувствовала некое единение и трепет, что вместе с сотнями людей шла вверх, к небесам, к святыне".

Где находится: находится могила Тараса Шевченко в городе Канев, Черкасская область. Со станции метро "Выдубичи" в Канев на маршрутке ехать 2,5 часа. Дополнительную информацию можете узнать на сайте

Могилы для поклонения: Тарас Шевченко © kobzar.info

Могилы знаменитостей - Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

Возможно, эти имена многим ни о чем не говорят, но все точно знают визитную карточку Индии - Тадж-Махал. Каждый год эту индийскую жемчужину посещают от 3 до 5 миллионов туристов.

Император Моголов Шах-Джахан построил храм в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Впоследствии Шах-Джахан также был похоронен в Тадж-Махале. Тадж-Махал был построен примерно в 1630-1652 годах.

ЮНЕСКО назвала это сооружение "жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищается весь мир".

Внутри мавзолея находятся гробницы шаха и его жены. Однако, на самом деле место их захоронения находится там же, где гробницы, только под землей.

Могилы для поклонения: Шах-Джахан та Мумтаз-Махал © worlds.travel

Отзывы туристов: "В комплекс можно попасть через восточные, западные и южные врата (с севера - река и пулеметы охраны).

Если вы сильно против общения с нищими, инвалидами, назойливыми торговцами и тд., рекомендую восточные врата, там указанных граждан гораздо меньше (однако это не означает их полное отсутствие), - советует в ЖЖ путешественник под ником 4044415. - Внешне Тадж-Махал - удивительный! Внутри мавзолея находятся две гробницы - императора и его супруги.

Фотографировать внутри запрещено, но все местные, естественно, "фоткаются" на фоне гробниц, всем пофиг. Поэтому внутри давка, шум, гвалт и вспышки фотомыльниц. Если честно - внутренней атмосферой мавзолея не впечатлен".

Где находится: находится Тадж-Махал в Агре на берегу реки Джамна. Как добраться до храма на самолете, поезде и машине, можете узнать здесь

Могилы для поклонения: Шах-Джахан та Мумтаз-Махал © worlds.travel

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Интересные ссылки:

«Путешествуй с tochka.net» на Facebook

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

travel.tochka.net