Финансист, монахини, скульптор…. Музей родена париж


Музей Родена. Париж | maktur

Посетим старый особняк в глубине тенистого сада на одной из улиц Парижа. Ныне здесь один из самых известных музеев Франции- музей великого скульптора Огюста Родена. Последние годы своей жизни он провел в этом доме. Через 2 года после смерти художника, в 1919 году, был открыт музей. «Мыслитель«, взирающий с высоты на наш изменчивый мир встречает посетителей. Музей Родена расположен в бывшей гостиницы Peyrenc Морас, известной как отель Бирона (по имени маршала владевшего им в середине XVII столетия), строительство которого Рю де Варенн было завершено в 1732. В конце 19 века особняк Бирона перешел в руки парижских властей, которые стали сдавать комнаты в аренду деятелям искусства. Здесь жили писатель Жан Кокто, художник Анри Матисс, танцовщица Айседора Дункан. В 1908 году Роден снимает четыре комнаты на первом этаже, с выходом на террасу, и здесь устроил свои мастерские. Он обнаруживает, дикий сад, где размещает несколько своих работ. С 1911 года скульптор занимал на весь отель.

«Я отдаю государству все мои работы, мрамор, бронза, камень, и мои проекты, а также антиквариат. И я прошу, чтобы государство держало отель Бирона как Музей Родена для всей коллекции, оставляя их жить там своей жизнью «.

В парке особняка установлены практически все лучшие творения Родена из бронзы. «Врата Ада»-где барельефы представляют героев «Божественной комедию» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера. Врата Ада» представляют собой скульптуру, состоящую из 186 мелких барельефов, многие из них впоследствии Роден увеличил и выделил в самостоятельные работы – «Мыслитель», «Падающий человек», «Три тени», «Поцелуй». «Граждане Кале». Мраморная галерея. На двух этажах музея представлены многочисленные произведения Огюста Родена, Камиллы Клодель, и картины, скульптуры из личной коллекции Родена. Среди полотен, в первую очередь, привлекают внимание работа Ван Гога «Папаша Танги» и «Пейзаж в Бель Иль» Клода Моне. В одном из залов увидим скульптурные произведения возлюбленной Родена — Камиллы Клодель, которая была блестящим скульптором, достаточно самобытным и независимым. Она становится для Родена источником вдохновения, его моделью, ученицей и любовницей. Но он, в это же время, не хотел обрывать свои 20-летние отношения с Розой Бёре. По парку разбитому вокруг дома можно бродить часами среди аллей подстриженных в виде пирамид и великолепных роз, в естественных декорациях зелени деревьев размышлять и впитывать творения французского гения.

Информация для путешественников:

Как добраться:  Музей Родена расположился на углу бульвара Инвалидов и улицы Варенн, неподалеку от Дома Инвалидов.Musée Rodin, 79 rue de Varenne,Метро : Varenne (line 13) или Invalides (line 13, line 8).Часы работы : 10 до 17.45,  кроме понедельника,  билет- 1€  только за сад, 6 €- музей и сад.

Что рядом?  Дом инвалидов, захоронение Наполеона Парижская опера   Музей Родена  Венсенский замок  Замок ФонтеблоПо Франции

Необычные экскурсии от местных жителей  Экскурсии по ПарижуБронировать жилье  а Париже у местных жителей на Airbnb Заказ экскурсии по Парижу on-line. Выберите и закажите экскурсию из дома и не беспокойтесь об этом в поездке.

ourvoyage.info

Музей Родена в Париже

Музей Родена (le Musée Rodin) – один из самых известных памятников истории и искусству в Париже. По популярности его превосходят только такие музейные гиганты, как Лувр и Орсе. Внешне музей выглядит весьма впечатляюще. Экспозиция размещена в светлых и просторных залах особняка, построенного по плану лучших архитекторов того времени. Сооружение относится к популярному некогда стилю рококо. Выстроенный из светлого бежевого камня, дом имеет огромные окна от пола до потолка. Серая черепичная крыша в сочетании с витиеватым орнаментом стен придает особняку очарование старины.

Вокруг здания простирается пышный парк со многовековыми деревьями. Фонтаны с искрящейся водой, украшенные скульптурными группами довершают картину великолепия особняка.

Расположения Музея Родена выбрано крайне удачно. Он построен в историческом центре Парижа, который манит туристов, подобно магниту. Неподалеку находится еще одна достопримечательность столицы Франции – величественный и огромный Дом Инвалидов. Здесь когда-то давно располагалась социальная организация, оказывающая помощь бывшим военным на старости лет, после тяжелых травм и ранений. Именно в Доме Инвалидов захоронен император Франции Наполеон Бонапарт и многие известные военные начальники страны. Пройти мимо музея при условии подобного соседства практически невозможно. Скульптурные группы, мраморные памятники, ухоженные дорожки, газоны и деревья заметны через ограду музея с улицы.

Особняк был спроектирован и построен для одного из именитых представителей военной элиты Франции Маршала Бирона. В 1730 году дом был полностью готов для жизни. С тех пор сооружение не подвергалось изменениям, вмешательствам и реконструкциям, отразившихся на внешнем виде старинного поместья. Этим особняк особенно ценен. Его первозданное состояние дает понимание о стиле архитектуры 17 века. Территория вокруг дома была приведена Маршалом в порядок и обустроена с огромным вкусом. Именно близлежащие парки и скверы сделали дом Бирона достойным для упоминания во всех справочниках Парижа, как места, заслуживающего обязательного посещения. Действительно, парк и сад были высажены стриженными, идеально ровными кустами, использовавшимися в качестве живой изгороди. Дорожки, идеально ровные, были усыпаны мраморной крошкой.

После кончины маршала особняк переходил из рук в руки. Им владели такие знатные и богатые люди, как герцогиня Мен, одна из дочерей короля Франции. Потом дом приобрела в собственность Папская Миссия. Одно время им распоряжалось даже посольство Российской Империи. В особняке располагались то религиозные организации, то приёмный пункт частных лиц, то резиденции политиков и государственных деятелей. Через время его выкупили под отель. Дом обрел своего хозяина, когда в отеле решил остановиться известный скульптор Огюст Роден. Особняк и его старинная аура произвели на Огюста неизгладимое впечатление. Первым его приобретением стал нижний этаж Отеля Бирона.

В начале 20 века гениальный скульптор Огюст Роден становится единственным обладателем изысканного особняка. В течение 9 лет французский мастер творил в этих стенах настоящие произведения искусства. Его работы были скандальны и противоречивы. Даже после получения мирового признания Огюст получал отказы от заказов после демонстрации своих работ. Творил он в собственном стиле, объединяющем романтизм, реализм, символизм и другие культурные течения. Он был не только выдающимся мастером, но и потрясающим учителем. С его легкой руки были выпущены другие талантливые и гениальные скульпторы. Виртуоз своего дела, Франсуа Огюст Рене Роден, прожил в особняке до конца своих дней. Смерть пришла к нему внезапно. Скульптор сочетался браком с больной воспалением легких девушкой. Спустя двадцать пять дней юная жена Родена отошла в мир иной. Вскоре от скоротечной инфекции легких умер и сам гений. Незадолго до ухода из жизни скульптор принял решение о передаче всей своей коллекции в собственность Парижского муниципалитета, взамен на обещание превратить жилище в дом-музей творца. Музей был учрежден при жизни Родена, в 1916 году.

Экспозиция Музея Родена

Сейчас Музей Родена хранит в своих стенах сотни произведений великого скульптора, подарившего особняку свое легендарное имя. В тенистых парковых аллеях установлены лучшие шедевры Огюста Родена. Среди них такие жемчужины искусства, как «Мыслитель», «Бетховен», «Врата Ада». Скульптуры изготовлены из различных материалов: гипса, мрамора, цемента. Встречаются и другие именитые работы. В саду можно приятно провести время под зонтиками летнего кафе, размещенного здесь для отдыха туристов. В глубине сада находится чудесное маленькое озеро с прозрачной водой. Площадь парка, окружающего музей, огромна. На ее изучение потребуется несколько часов с обязательными перерывами на отдых и обсуждение впечатлений от увиденного.

В самом особняке музейные экспонаты занимают целых 16 комнат. Они расположены в хронологическом порядке. Среди помещений первого этажа можно встретить легендарные работы Огюста Родена – «Ева» и «Поцелуй». Все работы расположены в окружении поистине замечательной мебели, аристократического убранства помещений, игры света и тени. Одна из многочисленных зал отведена под работы возлюбленной скульптора – прекрасной Камиллы Клодель. Женщина долгое время была моделью, музой, преданной последовательницей, талантливой ученицей и возлюбленной Родена. Она даже была беременна от скульптора, но ребенок не появился на свет. Камилла и Роден были вместе вплоть до 1898 года.

Помимо работ самого скульптора в музее находятся и бережно хранятся собранные им произведения искусства разных авторов. Гравюры, гобелены, предметы живописи, скульптуры и статуэтки – вот далеко не полный список интересных вещей, достойных внимания. Среди авторов из коллекции Родена выделяются настоящие гении живописи – Винсент Ван Гог и Мане. Их картины можно рассмотреть на втором этаже музейного комплекса.

В часовне, что неподалеку, выставлена коллекция античных предметов культуры и искусства. Их много лет собирал скульптор, покупая и перекупая у торговцев и богачей Парижа и всего мира. Время от времени под крышей часовни проходят выставки и других любопытных вещей, в том числе экспонатов современного искусства, фотографии и живописи. Огромное количество фотоснимков, документов, книг собраны под сводами библиотеки на территории музея. Здесь можно найти практически все издания на многих языках, описывающие жизнь и творчество великого скульптора Огюста Родена.

Режим работы и стоимость посещения

Особняк открывает свои двери туристам и жителям Парижа каждое лето с десяти утра до шести часов вечера. По понедельникам в музей попасть невозможно, но изучать экспонаты до позднего вечера можно в среду. За прогулку по парку и ознакомления со скульптурами среди его тенистых аллей придется заплатить символическую сумму в один евро. Для того чтобы подробно рассмотреть творения Родена как внутри особняка, так и за его пределами, заплатить нужно несколько больше – в общей сложности девять евро. Для студентов из Европейского союза на посещение музейного комплекса предусмотрен бесплатный вход. Молодые люди от 18 до 25 лет, приехавшие из других государств, смогут насладиться гением творчества всего за семь евро. Семейный поход обойдется достаточно дешево – 10 евро за трех человек (двое взрослых и ребенок). Лекции, культурные мероприятия, фестивали, фотовыставки и другие мероприятия на территории часовни будут стоить шесть евро с человека.

Музей Огюста Родена является одной из популярнейших достопримечательностей французской столицы. Собрание работ одного из лучших мировых скульпторов, разбавленное шедеврами других именитых художников, обязательно стоить посетить всем ценителям французской культуры и искусства. Примечательно, что сама экспозиция располагается в столь старинном особняке со многовековой историей. Его внешний облик и внутреннее убранство произведут впечатление даже на самых стойких ко всему великому и вечному.

Посещение музея великого скульптора Огюста Родена похоже на путешествие во времени. Огромные залы, с высокими сводами потолков, заполнены произведениями мастера. Расставлены шедевры в строгом порядке, согласно времени своего появления на свет. Изучение скульптур подобно постепенному погружению в жизнь и ценности Родена, прохождение его жизни вместе с ним и его работами.

Кстати, тоже интересно :

o-france.ru

Музей Родена в Париже. - Надежда Ариана

Этот музей был основан в честь самого выдающегося скульптора Франции и будет интересен любому, кто интересуется работами Огюста Родена. Огюст Роден (1840-1917) был одним из самых знаменитых скульпторов своего времени, высоко почитаемым во Франции. Его также называют отцом современной скульптуры. В отличие от его предшественников с их мифологическими аллегориями, работы Родена отличались потрясающей реалистичностью. Роден был больше, чем просто скульптором — его рисунки и картины были также великолепны, сыграв немалую роль в становлении Огюста, как выдающейся личности мира искусства.

История музея Родена

Музей Родена расположен в особняке 18-го столетия, где когда-то жил и работал скульптор. Музей находится рядом с Домом Инвалидов — популярной достопримечательностью Парижа, где захоронен Наполеон Бонапарт. Особняк был первоначально создан для парикмахеров Парижа, но позже принадлежал Католической церкви, а в конечном счете перешел в собственности города Парижа.

Сразу после входа в музей вы увидите самую известную скульптуру Родена — Мыслителя, в задумчивости опирающегося на собственную руку. Врата в Ад — еще одна известная работа мастера, а также другие менее известные скульптуры украшают территорию музейного сада. В целом, Музей Родена владеет приблизительно 6,600 скульптурами.Они совместно используются этим Парижским музеем и Виллой des Brillants в Мёдоне, которой Роден владел с 1895. Мастер делал свои скульптуры из терракоты, гипса, бронзы, мрамора, воска, литого стекла и керамических изделий. Бронзовые и мраморные скульптуры сохранены в Парижском музее, включая "Поцелуй" — еще одну известную работу Родена.

Рисунки Огюста Родена столь же завораживают, как и его скульптуры. Французский историк и искусствовед Клод Юдрин говорит, что "эскизы Родена были созданы им в качестве скульптора, но не для его скульптур". Рисунки Родена действительно стоят особняком от создаваемых им скульптур.

Роден также рисовал наброски, прежде чем ваять. Многие из этих рисунков также можно увидеть в Музее Родена. Говорят, что Роден любил копировать Рубенса, и посетители действительно увидят множество подобных работ в музее. Роден также любил делать портреты членов его семьи и друзей.

Посещение музея

Музей Родена в Париже открыт ежедневно в течение всего года. Этот замечательный музей проводят также ряд специальных программ, лекций и классов, включая лекции для маленьких детей, чтобы они лучше понимали, чему посвящена экспозиция музея. Следите за новостями на веб-сайте музея, чтобы быть в курсе всех важных и интересных событий в одном из самых популярныхмузеев Парижа.

Оригинал

ariananadia.livejournal.com

Музей Родена в Париже: часы работы, адрес

Франсуа Огюст Рене Роден — скульптуры этого знаменитого француза вызывали много споров, недоумений, возмущений и восторгов. Такое многоликое отношение к творениям художника всегда свидетельствует в пользу автора. Ведь противоречивые чувства обычно вызывают творения художника, приносящего в этот мир что-то новое.

Кто-то считает Родена гением, кто-то полагает, что он позволил себе лишнее, отклонившись от академических канонов. Однако несомненным остается одно — Роден был незаурядным скульптором, оставившим своим потомкам прекрасные творения, обогатившие мировую культуру.

Жизненный путь Родена

Франсуа Огюст Рене Роден родился в Париже (12.11.1840 год). Прожил он долгую жизнь, которая закончилась в те времена, когда мир познал грандиозную революцию современной истории, то есть в ноябре 1917 года.

Путь Родена к скульптуре был длительным и тернистым. Он был вторым ребенком в семье, а его отец был служащим префектуры. Роден в школе не был в числе хороших учеников. Просто в нем рано проснулся дар художника, что сильно отвлекало от познания обязательных школьных наук.

Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, отец, поняв, что с талантом сына нужно что-то делать, отправил его в учебное заведение, которое обучало сложному ремеслу будущих художников, декораторов, ювелиров и других профессионалов в области создания прекрасного.

После окончания Малой школы искусств, Роден решил пойти дальше. Он 3 раза поступал в Школу изящных искусств, но его туда так и не приняли.

В результате Родену пришлось работать подмастерьем, декоратором, скульптором на общественных работах. С 1863 года Роден все же вернулся к скульптуре, создав бюст своего учителя Эймара.

Возвращение Родена к скульптурному мастерству проходило через труд оформителя и декоратора. Ранние работы будущего мастера выполнялись анонимно, поэтому их невозможно идентифицировать.

Карьера скульптора у Родена пошла в году в 60-х годах 19 века, когда он приобрел мастерскую, профессионально занявшись своим любимым делом.

Если попытаться загнать творчество Родена в рамки стилей и течений, то его скульптуры с трудом можно поместить в рамки уже существующие тогда. Они находятся где-то на стыке сразу 4 стилей: реализма, символизма, романтизма, импрессионизма. Находиться на грани общепринятого и привычного — это значит впитать в себя некоторые черты стилей, сохранив при этом всю самобытность, индивидуальность и неповторимость авторского взгляда на мир.

Вам может быть интересно:

Творческий путь художника

Наследство Родена настолько велико, что уместить перечень самых интересных его работ в несколько строк не удастся.

Когда художник работал в Брюсселе, создавая скульптуры для частных домов, он не мог подписывать работы собственным именем. Это была привилегия хозяина мастерской. Как только Роден подписал одну из скульптур своим именем, его тут же уволили. Так что работ Родена в мире гораздо больше, чем это известно искусствоведам.

Увольнение, в конце концов, привело к тому, что художник стал работать самостоятельно вместе со своим другом Антуан-Жозефом ван Расбургом. Два скульптора основали совместную мастерскую в Икселе. Авторство при этом было поделено по географическому принципу: скульптуры, которые продавались в Бельгии, принадлежали ван Расбургу. А Огюст Роден скульптуры своего производства мог подписывать только при продаже во Францию.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции.

Задать вопрос экспертуПоскольку Франция находилась относительно далеко, большинство работ подписывались ван Расбургом. Такая несправедливость со временем окупилась растущей популярностью Родена.

С 70-х годов 19 века он работает уже самостоятельно над большими заказами.

Около 18 месяцев художник работал над скульптурой, которая сейчас известна под названием «Бронзовый век». Статуя лепилась с бельгийского солдата, который покорил скульптора своим хорошо развитым телом. Скульптуру какое-то время считали подражанием Микеланджело, а именно его работе «Умирающий раб». Однако впоследствии слишком большое сходство было устранено, а скульптура получила название «Побежденный».

После этого Роден создал много работ, отличавшихся смелостью изобразительного решения. Ключевым периодом жизни художника стал заказ скульптурного портала под названием «Врата ада». Эта совокупность скульптурных работ, собранных в одну композицию, была заказана для музея декоративного искусства. Музей так и не был открыт, а композиция породила великолепные скульптуры.

Врата ада и скульптуры композиции

Огюст Роден «Врата ада» создавал большую часть своей жизни. Несмотря на то что он так и не выполнил работу в оговоренный срок (5 лет), а музей так и не был открыт, Роден продолжал работать над композицией без надежды на оплату заказа.

Именно благодаря этому заказу и увлеченностью автора некоторые отдельные фрагменты стали самостоятельными скульптурами, прославившими имя своего создателя. К таким скульптурам относятся:

  • «Мыслитель»;
  • «Адам и Ева»;
  • «Поцелуй»;
  • «Мимолетная любовь» и др.

Скульптура «Поцелуй«, зарождавшаяся как часть композиции, стала жить своей жизнью, обросла легендами и, по мнению многих ценителей прекрасного, считалась лучшим скульптурным произведением, где изображены страсть и целомудрие как единое целое.

Работа Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческо да Римини«. Основой для такого названия послужила история, описанная в «Божественной комедии» Данте. Впоследствии Роден решил отойти от связи скульптуры с этим произведением, в результате чего она стала просто гимном любви и страсти.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции.

Задать вопрос эксперту

Роден прославился своим особым вниманием к обнаженным женским телам. Мало кому известны его рисунки обнаженных преимущественно женских тел. Эти рисунки для того времени были слишком откровенны, поэтому художник и старался их нигде не выставлять.

Особо следует остановиться на скульптуре Родена «Данаида», которая воспевает красоту женского тела. Крайне необычное положение фигуры открывает великолепие скрытой динамики вроде бы неподвижного женского тела.

Патриотические скульптуры

После работы «Врата ада» самой выдающейся скульптурной работой считается памятник под названием «Граждане Кале». Эта скульптурная группа посвящена реальным событиям.

Во время Столетней войны англичане осадили город. Когда граждане Кале, измученные голодом, решили сдаться, английский король пообещал дать жизнь и свободу всем жителям города, если 6 самых его знатных граждан придут к нему в рубище и с веревками на шее, отдавая себя на казнь.

Эти граждане Кале не стали прятаться за спинами горожан, а вышли спасать город ценой своих жизней. В скульптурной композиции Родена «Граждане Кале» изображена не абстрактная фигура человека, жертвующего собой ради жизней других. Здесь изображена вся сила трагедии людей, сознательно уходящих на смерть. Несмотря на то что в композиции «Граждане Кале» есть мотивы отчаяния, сомнения и страха, каждая фигура — это все же символ мужества и самоотречения.

Этот памятник был установлен в городе Кале в 1895 году. А в 1889 году эта скульптурная композиция стала главным событием выставки, устраиваемой Роденом совместно с Клодом Моне.

Творчество скульптора и его личность вдохновили людей на создание произведений о самом Родене. Ему были посвящены романы, художественные фильмы и даже балет.

Вам может быть интересно:

pari.guru

Музей Родена — Париж, Франция — обзор, фото, история, достопримечательности.

В залах этого музея разлиты нежность и печаль, страсть и энергия. И даже тот, кто вовсе не причисляет себя к поклонникам скульптуры, находит здесь нечто созвучное своей душе. Около 300 работ великого Огюста Родена, выполненных в бронзе и мраморе, передают самые разные оттенки человеческих чувств и эмоций.

Экспозиция была открыта в 1919 году, спустя два года после смерти мастера, в отеле Бирон. Имя особняку «подарил» французский военачальник – маршал Бирон, который владел им с 1753 по 1788 год. Он ничего не изменил в интерьерах дома, зато кардинально перепланировал примыкающий к дому парк. Маршал увеличил в два раза его площадь, распорядился вырыть круглый бассейн и разбить английский сад.

В окружении резных деревянных панелей и огромных зеркал в отеле Бирон выставлены торсы, кисти рук, и, разумеется, законченные шедевры Родена. Несколько работ находятся в саду, окружающем музей. Многие скульптуры словно вырастают из неотесанного куска мрамора, и от этого еще сильнее чувствуется их энергия и внутренняя мощь.

Возле некоторых работ значится имя ученицы, музы и возлюбленной Родена Камиллы Клодель. Часто они работали над композициями вместе. Однако почти всегда под их общими творениями стояла лишь одна подпись «Роден». Тем не менее гипсовая «Клото», скульптура «Зрелый возраст», где Камилла изобразила себя, стоящей на коленях, композиция «Волна» из оникса и бронзы – показывают хрупкость и оригинальность ее таланта.

Отель Бирон был выстроен между 1727 и 1737 годом для парикмахера Авраама Пейренка де Мораса, разбогатевшего на спекуляциях ассигнациями. Процесс возведения здания контролировал королевский архитектор Жан Обер.

После того, как маршал Бирон умер, особняк переходил из рук в руки до тех пор, пока его не продали трем монахиням из Общества святого сердца Иисуса, которые открыли тут школу-интернат для девочек. В это время в саду был разбит огород и выгорожено место под пастбище, а особняк серьезно пострадал. Монахини, стремившиеся к аскетичной обстановке, изъяли из дома все излишества и украшения. Элементы первоначального декора музей сумел выкупить уже только после Второй мировой войны. Община была выселена из отеля Бирон в 1904 году.

В ожидании покупателя комнаты в доме сдавались разным людям. Тут успели пожить Жан Кокто, Анри Матисс, Айседора Дункан. Это продолжалось до тех пор, пока в 1908 году Огюст Роден не арендовал четыре комнаты под свою студию. Еще спустя три года строение перешло в собственность французского правительства, скульптор занял все здание и задумал преподнести все собрание своих работ в гипсе, мраморе и бронзе в дар государству, с условием, чтобы они осталось в особняке Бирона и после его смерти составили коллекцию музея Родена.

travel.rambler.ru

Сад музея Родена, Париж. Франция.

Ю.Арбатская

       Давайте пофантазируем на тему творчества. Что должен чувствовать ландшафтный архитектор, перед которым поставлена задача реконструкции сада с богатейшей историей, множеством перепланировок в течение нескольких столетий, где каждый из хозяев – личность, и сделанные ими в свое время работы по обустройству сада действительно достойны той эпохи, в которой они жили? Как поступить в решении такой непростой задачи: то ли вместить все достижения садоводства разных стилей в одно пространство сада, то ли чем-то жертвовать, отдавая пальму первенства одному-двум историческим персонажам, наиболее почитаемым сегодня в обществе? А если искать компромисс, то в чем он должен заключаться? Наверное, так или примерно так рассуждал пейзажный архитектор Жак Сгард, которому было поручено в 1990 году восстановление исторического сада.

       Возможно, не одну бессонную ночь провел в размышлениях в 1926 году и директор Жорж Грапп, когда ему было поручено оформление сада музея Родена. А главное, кому все это нужно? Леон Бенедит, директор главного музея Родена в Медоне, соглашаясь разместить часть скульптур в этом саду, все же сомневается в целесообразности открытия сада для посетителей. При этом он ссылается на пример упадка сада Тюильри, затоптанного праздной публикой, где разбитые скульптуры с трудом напоминают былую роскошь времен Людовика XIV. Бродяги и безработные так и ищут, где бы провести очередную ночь, военные не знают меры в своих бесконечных пирушках на природе. А ведь он прав! Что останется от бесценных шедевров Родена, когда сюда хлынет публика?...

Современный план сада музея Родена

        Я впервые оказалась в этом удивительном саду в 2008 году. Отстояв огромную очередь на улице, перед входом в музей, я сразу попала в царство цветущих роз. Аромат стоял в июньском воздухе такой, что кружилась голова. Время было послеобеденное, и посетителей было очень много. Розы окружали едва ли не самую знаменитую работу Родена – «Мыслитель». Она возвышалась на огромном постаменте в окружении розового безумия, и притягивала к себе большинство туристов, пытавшихся сфотографироваться непременно в той же позе у пьедестала, каковую являла собой фигура каменного человека. Вероятно, потому и удалось впоследствии рассмотреть сад, где хоть и были люди, но не в таком количестве, как у скульптуры «Мыслителя».

       Сначала было недоумение, а где же собственно сад? То, что открылось взору у фигуры «Мыслителя», никак не соответствовало восторженным отзывам поклонников французских парков о величии этого сада. Да, розы. Да, скульптура. Да, стриженные тиссы преклонного возраста. Неужели это и все? Сзади меня – музей Родена, впереди – отель Бирона, между ними – то, о чем я уже рассказала. Пройдя немного вперед вдоль отеля, я поняла, в чем дело. Сад был спрятан, да так искусно, что и не догадаться сразу. Вопреки здавому смыслу, он оказался с тыльной стороны отеля. Однако начнем рассказ по порядку.

       Сад и музей находятся в самом центре Парижа, на улице Варенн, 77. Рядом – площадь Трокадеро и улица Инвалидов, а через забор виднеется Эйфелева башня. Трудно поверить, что когда-то этот район был даже не окраиной города, а за его чертой. Этот участок незастроенной земли на равнине Гренель славился огородами и богатыми выпасами для овец. История сада ведет свой отсчет с 1728 года, когда преуспевающий парижский банкир Абрахам Пейранк де Мор выкупает землю и заказывает строительство частного отеля архитектору Жану Оберу, известному своим блестящим проектом здания Дворца Полиции на берегу Сены. За три года возводится красивое здание в три этажа, но в 1732 г. банкир умирает, и отель переходит по наследству его жене – мадам де Мор. Вдова с большим усердием приступает к обустройству сада. Существует предположение, что основной план сада также принадлежит Жану Оберу. На фрагменте старинной карты хорошо видно, что сад в то время представлял собой небольшой регулярный парк с характерной классической схемой французских парков того времени. Основную часть занимал партер с цветниками, разделенный на четыре равные части. По примеру садов Версаля цветники имели рисунок, напоминающий вышивку цветными нитями на зеленом бархате. В правой стороне сада были высажены липы в шахматном порядке, по периметру были расположены цветочные вазы и скамьи. В центре возвышалась ротонда, слева плотно высажены в одну линию деревья, чтобы скрыть огороды, расположенные рядом с садом, а в самом конце, на границе сада с пустырем были установлены высокие трельяжи, заплетенные жасмином. Посетители и гости вдовы банкира были восхищены величием и изяществом сада. Однажды этот сад увидела невестка Людовика XIV, герцогиня де Мэн, и судьба имения была предрешена.

План Турго (1735-1739)

        В 1736 году отель вместе с территорией переходит к новой владелице. Герцогиня де Мэн не изменяет планировки сада, она лишь немного его расширяет, что позволило добавить две длинных полосы зеленого газона. Изменения во времена жительства герцогини сводились преимущественно к постройке вспомогательных сооружений: конюшни, квартир для своих офицеров, подсобных помещений со стороны улицы Инвалидов для слуг, интендантов, врачей. Однако планы по реконструкции сада все-таки существовали. Сохранился манускрипт, на котором изображен план Блонделя - модного в то время пейзажного архитектора. На нем видно, что предполагалось сохранить только два фрагмента партерного газона, окаймленного цветами, сад увеличивался тремя участками небольших рощ, справа находилась узкая аллея со скамейками. В центре сада на плане расположена высокая каменная арка, а местность ниже оставлена под паром.

План Блонделя (1752-1756)

       Но этим переменам не суждено было осуществиться. Прожив бурную молодость, участвуя во всякого рода интригах и заговорах, герцогиня после ссылки, длившейся несколько лет до покупки этого имения, сильно сдала. В конце концов, после очередного приступа туберкулеза в 1753 году она умирает, и отель вновь переходит к вдове де Мор. Не в силах справляться с огромным имением, вдова очень скоро уступает его герцогу, маршалу Бирону, который обосновался в отеле с 1754 года, и жил в нем вплоть до своей смерти в 1788 году. Бирон заслужил к себе особое расположение Людовика XIV тем, что умело подавил народный бунт в Париже в связи с повышением цен на зерно. Вклад герцога Бирона в это имение настолько велик, что здание и по сей день именуется в его честь «отелем Бирона», а сады, им созданные, остались в истории под названием «исключительные». Собственно, именно в период жизни Бирона сад и стал тем замечательным произведением искусства, которое по праву является национальным достижением французского ландшафтного паркостроительства.

       Согласно записям архитектора Габриэля-Жозефа Ронсена работы по переустройству сада начинаются в 1753 году. Архитектор Пьер-Франсуа Обер увеличивает площадь сада, а садовник Доминик Муази берет на себя все посадки. Работы предстояли масштабные. Надо было поднять уровень сада, оборудовать новую террасу и большой бассейн с фонтаном, переделать решетки, изменить линии аллей для прогулок, наконец, часть сада, занятую под огороды, кардинально перестроить в специализированные мини-сады. Десять долгих лет ушло на эти колоссальные по тем временам работы. По замыслу архитектора и хозяина имения, сад должен был стать «исключительным». Какие же идеи воплотил маршал Бирон, чтобы поразить воображение парижской знати и оправдать такое пафосное название саду?

План сада отеля Бирона (1765)

        Обращаясь к учетным книгам и вникая в цифры, становится понятен масштаб и необычность замысла. Более 200 апельсиновых деревьев в кадках, 10 тысяч фаянсовых ваз и горшков с королевскими маргаритками, 15 500 кустов земляники было закуплено для сада. С 1753 по 1755 годы закуплены и высажены 176 лип, 556 кустов сирени, 1544 цветущих кустарников, среди которых основное место занимают розы и жасмин. 60 тысяч канцелярских книг, ведущихся ежегодно, посвящено только учету посадок однолетних и многолетних цветов: 600 видов тюльпанов, 20 сортов многолетних астр, пионы, гвоздики перистые и махровые, артишоки, махровые левкои, гиацинты, анемоны, мальвы, нарциссы. Чтобы сад стал исключительным, в нем должны непременно быть новинки. Здесь появляются первые парижские магнолии, плодовые деревья превращаются в топиарные формы, между липами подвешены гирлянды из жимолости, а первые абрикосы и нектарины посетители сада сами могут срывать с деревьев. «Ничто не сравнится с красотой садов этого отеля, поэтому каждый любознательный человек должен посетить сад с 1-го октября!». Так гласило объявление об открытии сада в 1763 году.

        Посетители, едва войдя на территорию сада, сразу же обращали внимание на большую рощу слева от входа. В центре рощи ярким пятном выделялась огромная корзина с цветами, окруженная трельяжами с терракотовыми статуями. От рощи уходила аллея вглубь сада, вдоль которой располагались четыре цветущих амфитеатра, а за ними – посадки лип. За рощей к услугам посетителей была открыта оранжерея с апельсинами, фигами, дынями и тюльпанами. Непосредственно за отелем возвышалась обширная терраса, с которой открывался вид на партер и бассейн с фонтаном. Фонтан выполнен в виде скульптурной композиции, изображающей четыре времени года. Вдоль аллеи стояли мягкие кресла и диваны, покрытые клеенкой безупречной белизны. За партером - уютные зеленые кабинеты, китайский павильон, портал со статуей Венеры. По всей территории сада стояли величественные скульптуры античных героев и богов. Пять гектаров природной роскоши и ландшафтных изобретений требуют тщательного ухода, и теперь в саду работает 25 садовников. Один только ежедневный двукратный полив боковой улицы от пыли сколько занимает времени!

       Маршал Бирон устраивает бесконечные приемы и балы, праздники для вельмож королевского двора, и вскоре слава о его «исключительном» саде разносится далеко за пределы Парижа. Но время неумолимо. К своему счастью, маршал не успел застать печальные события, происшедшие после его смерти в 1788 году. Все его родственники, жена и сын были гильотинированы во времена Французской Революции.       Однако годы Революции (1792-1794) – это не только террор и насилие. Смутная эпоха породила целое движение в борьбе за народное просвещение: создаются библиотеки, национальные архивы, Лувр открыт для публики. Свободный доступ горожане Парижа имеют теперь и в этот сад, ранее для них недоступный. За два года без должного ухода парк был запущен, скульптуры разбиты, а здание отеля революционеры разграбили. Как же нам, русским, все это знакомо!

        В период Директории (1797-1799) «Домом Бирона» управляют пять частных лиц, три бывших торговца, артист и архитектор. Они производят косметический ремонт сада и отеля и организовывают там «общественные» праздники, скорее пародирующие, чем копирующие пышные празднества при жизни Бирона. Сад превратился в новый «Тиволи» по последней моде, французский регулярный парк стал подобием «базарной площади», рощи для «прелестных прогулок». В липовых аллеях развешаны бумажные фонарики, устроители зрелищ приглашают в сад для публичных выступлений жонглеров, акробатов, фокусников, часто проводятся спектакли с факелами. В саду устроены сцена и танцплощадка, аттракционы следуют друг за другом. Но люди уже не восхищаются садом, они – потребители удовольствий и зрелищ, а арендаторы имения только подсчитывают прибыль от умело организованных мероприятий для публики, которая будто сорвалась с цепи после окончания жутких лет Террора.

       В 1820 году наступает новый период в жизни этого места. Здесь с согласия Наполеона открывается женская школа-пансион Сакре-Кёр, где стали получать религиозное воспитание девушки, в основном дочери из аристократических семей. В 1830 году их было 150. Почти 100 лет просуществует этот пансион в отеле Бирона, до 1904 года. Строгая католическая жизнь новых обитателей наложила отпечаток и на жизнь сада. Никакой романтики, ничего игривого и развлекательного в религиозном саду быть не может. Послушницы разбивают огороды, делят сад на грядки, сажают несколько плодовых деревьев и виноград. Что касается посадок других растений, то выбираются самые скромные и неприхотливые: айлант, клематис, плющ. Софи Бара, учредительница Общества Сакре-Кёр, регулирует жизнь учреждения в неукоснительной дисциплине и с той самоотверженностью, которую требует католическая строгость. Там царит запах святости. Позднее, в 1925 году, мать Бара будет канонизирована церковью.

       Следующий значительный этап жизни этого удивительного уголка Парижа начинается с 1908 года. После закрытия школы отель Бирона становится доходным домом с очень низкими ценами для постояльцев. Именно тогда поэт Райнер-Мария Рильке приглашает знаменитого скульптора Огюста Родена в отель Бирона, где к тому времени жили сам поэт и его жена. Прибыв в гости 3 сентября, Роден остался здесь на несколько лет. Сад представлял собой сплошные заросли ежевики, плюща и клематисов, лишь кое-где виднелись яркие пятна цветов. Скульптор прогуливается среди яблонь, мальв и сиреней и находит это место восхитительным. Роден занимает весь нижний этаж отеля, расположив в четырех комнатах скульптуры, а стены завесив чертежами и рисунками, - теперь это его мастерская. Кроме Родена здесь располагаются художник Анри Матисс, популярный в то время актер Макс, танцовщица Айседора Дункан. Поэт Жан Кокто, который впоследствии станет одним из арендаторов отеля, описывает сад, как «маленький девственный лес, запутанный растительный беспорядок». Роден – старейшина этой арт-общины, ему уже 68 лет, и он опекает молодого Рильке и его жену.

        Постепенно территория сада превращается в музей под открытым небом. Роден здесь размещает не только свои работы из мрамора, бронзы и гипса, но и фрагменты античных скульптур, которые он покупает для собственной коллекции. В 1910 году правительство в целях сохранения исторического памятника приобретает здание и сад в собственное владение, а после смерти скульптора в 1917 году и полной передачи его наследия в дар государству организовывает в отеле музей Родена.

       В 1920-х годах в обществе снова просыпается интерес к садам и паркам, и на средства мэрии в саду отеля Бирона, который отныне называется музеем Родена, производятся работы по реконструкции сада: восстанавливается бассейн, высаживаются новые деревья и кустарники, заново прокладываются аллеи. Но самое главное состоит в другом. Теперь это не просто сад, а сад-музей. Скульптуры Родена расставлены в самых разных точках сада, наиболее требовательные к влажности собраны в крытой галерее. Торжественное открытие сада состоялось утром 14 декабря 1927 года. Первые гости увидели большой бассейн, засыпанный за сто лет мусором и землей, копии фаянсовых ваз с цветами, свежепосаженные тисы, липы, 150 новых плодовых деревьев. Более восьми тысяч луковиц тюльпанов передано в подарок музею от правительства Голландии. Сад с этого дня открыт для посетителей по абонементам во второй половине дня, а по воскресеньям – бесплатно в течение всего дня.

        В 1990 году после реконструкции южного фасада музея остро встал вопрос и о реконструкции сада. Ландшафтный архитектор Жак Сгард, которому была поручена эта работа, был поставлен в трудное положение. Как сохранить скульптуры Родена под открытым небом, – по существу импрессионистского направления искусства, - и при этом восстановить очарование французского регулярного стиля XVIII века, существующего во времена владения Бирона?

       Сгард начал с классики: первыми были обустроены зеленый газон на партере, отреставрирован бассейн и выравнены аллеи между липами. Это придало саду барочность. Однако существуют еще десятки скульптур. Число посетителей, желающих увидеть воочию шедевры Родена, с каждым годом растет, и им нужны пешеходные аллеи и точки для обзора скульптур. Реконструкция должна учитывать эти факторы, чтобы создавать одновременно и разграничение пространств, и сохранение эффекта глубины пространства сада. В 1993 году такое равновесие было найдено неожиданно и оригинально.

       Жак Сгард создает два новых узких партера ниже террасы. Первый называется «Сад Орфея». Он представлен скульптурой «Орфей» в символическом обрамлении растительностью каменистого рокария. Западный партер называется «Сад источников», его населяют влаголюбивые растения, посаженные вокруг воды. Осевая перспектива выходит на полукруглую стену живой зелени в конце сада, в которой оставлены три аркообразных проема, повторяющие пропорции отеля Бирона на противоположной стороне сада. Таким образом, сохранена сквозная перспектива. Это настоящий успех.

       Вот такую историю поведали мне при посещении этого удивительного места работники музея. Наверное, что-то в моем пересказе было упущено, некоторые детали я умышленно оставил в стороне, чтобы не перегружать повествование именами и датами. Но тот факт, что сад олицетворяет собой несколько эпох истории искусства паркостроения, и даже истории самой Франции, делает этот маленький парижский уголок бесценным сокровищем для всего ландшафтного искусства. Хочу немного провести читателя по современному саду музея Родена. Зная теперь его «родословную» - знаменитых владельцев, которые были его хозяевами в разные годы, наша виртуальная прогулка будет иметь дополнительное измерение – время. Итак, предлагаю совершить путешествие по саду.

       Сад разделен на две части, разграниченных зданием отеля Бирона. Первая часть – это розарий. С левой стороны от главного входа у стены расположена монументальная работа Родена «Врата Ада». Еще в 1880 году Роден получил заказ выполнить дверь для будущего музея декоративного искусства, где должны быть барельефы, представляющие «Божественную комедию» Данте. До самой своей кончины Роден трудился над этой скульптурой. Десятки раз он ломал и переделывал уже готовую работу. Сейчас в саду установлена чугунная копия этого шедевра. «Врата Ада» представляют собой скульптуру, состоящую из 227 мелких барельефов, многие из них впоследствии Роден увеличил и выделил в самостоятельные работы – «Мыслитель», «Падающий человек», «Три тени» и другие. По обе стороны от «Врат Ада» стоят скульптуры Адама и Евы. Справа от входа в окружении конусообразных тисов высится скульптура «Мыслитель», чуть дальше за ней – скульптура Бальзака.

       Все пространство этого малого участка исполнено необыкновенной торжественности и возвышенности. Розы, выполняющие роль боскетов, в то же время несут самостоятельную композиционную нагрузку. Они как бы связывают в единое целое сразу три эпохи: эпоху Людовика XIV, представленную отелем Бирона, эпоху модерна, представленную шедеврами Родена и современность. Розы всегда были во Франции одной из основных культур при создании садов и парков, своей яркой цветовой гаммой они придавали парадность и настраивали посетителей на погружение в волшебную магию природы. Этот прием использован здесь в полной мере.

       Двигаясь по левой стороне от отеля Бирона, попадаем в галерею, где собраны гипсовые и мраморные работы Родена. Одними из самых значительных мне показались скульптура Виктора Гюго и знаменитый «Поцелуй». Дальше липовая аллея ведет в небольшую рощу из каштанов, падубов и серебристого тополя. В тени деревьев выставлены бронзовые работы Родена, причем архитектору Сгарду пришла гениальная идея срифмовать общий наклон скульптур с наклоном стволов окружающих деревьев. Выглядит это потрясающе.

        На повороте липовой аллеи появляется извилистая тропинка, обсаженная сиренью, розами и самшитом. По ней мы попадаем в «Сад Орфея». Название саду дано из-за того, что центральным местом экспозиции здесь служит скульптура «Орфей». Роден изобразил Орфея в момент, когда тот, выйдя по длинному коридору из Ада, останавливается, терзаемый воспоминаниями об увиденном.

        Проходим этот сад и оказываемся около большого бассейна, вокруг которого также размещена часть скульптур: «Адам», «Медитация», «Гений вечного покоя». От бассейна открывается великолепная перспектива на отель. В сочетании с изумрудом газонной травы здание выглядит как средневековый замок из сказки.

       Симметрично «Саду Орфея» по другую сторону партера устроен сад источников. Идея этого сада, как и предыдущего, принадлежит Жаку Сгарду. В традиции французского искусства садоводства принято источниками считать не только сами водные фонтаны или подземные родники, но и ботанические семейства, от которых происходят другие растительные виды и подвиды. Например, источник ирисов выливается в ирисы японские, болотные ирисы, германские ирисы и т.д. В целом, сад источников представляет собой коллекцию влаголюбивых травянистых растений, где центром композиции выступает собственно водный источник. Очень много гортензий различных оттенков и сортов высажено по обеим сторонам главного партера. Все это смешение почвопокровных, вьющихся и кустовых растений напоминает сад во времена Родена, когда он впервые здесь увидел романтику запущенности.

        Большая терраса между отелем Бирона и партером заполнена высокими цветущими однолетниками в обрамлении стриженого самшита. Каждый год высевают новые семена и высаживают новые растения, тем самым создается не только новое цветовое настроение, но и задается тема амфитеатра. Цветущая терраса хорошо подчеркивает архитектуру здания и удачно контрастирует с белизной ступеней и мраморных ваз.

       Наконец, нельзя не сказать об уголке, находящемся за зеленой стеной в конце сада. Это, пожалуй, самое любимое место гостей и посетителей музея. Здесь, в тени высоких деревьев, среди скульптур великого мастера для усталой публики установлены шезлонги и широкие деревянные скамейки для отдыха. Рядом – небольшая детская площадка, где традиционно много детворы.

        Уходя из сада музея Родена, понимаешь, что жизнь человеческая не заканчивается смертью. Сад – это один из способов бессмертия человека. Хотя сами растения засыпают зимой, а осенью имитируют маленькую смерть, каждой весной все повторяется сначала, растения вновь оживают и прибавляют радости горожанам и гостям этого уголка Парижа. Вряд ли я сюда когда-нибудь попаду еще раз, но почему-то не исчезает уверенность, что та умиротворенность, посетившая меня во время прогулки по саду, и волнения, связанные с историей этого места, останутся в душе навсегда. А значит, любой человек, попавший сюда однажды, обогатит себя ощущениями, которые поддерживают в нас жажду жизни, жажду познания и жажду стремления к совершенству.

Смотреть фотогалерею

www.kajuta.net

Музей Родена (Париж) Вики

Музей Родена (фр. Musée Rodin) — музей искусств во Франции, представляющий собой крупнейшее собрание работ французского скульптора Огюста Родена. Открыт в 1919 году. Он имеет два отделения: отель Biron и окружающие его территории и недалеко от Парижа в старом доме Родена, Вилла де Брилантс в Медоне. Коллекция включает 6 600 скульптур, 8000 рисунков, 8 000 старых фотографий и 7 000 предметов искусства. Ежегодно музей принимает 700 000 посетителей. Музей Родена содержит большинство значительных творений художника, в том числе «Мыслитель», «Поцелуй» и «Врата ада». Многие его скульптуры представлены в обширном саду музея. В музее есть комната, посвященная работам Камиллы Клоделя.

Музей находится на рю де Варенн в 7 округе Парижа, во дворце Биронов (hôtel particulier), построенном в 1727—1732 годах архитектором Жаком-Анж Габриелем для финансиста Абрахама Пейрен де Мора. Позднее владельцем особняка стал маршал Бирон, имя которого закрепилось за этим зданием. Будучи страстным любителем цветов, он приказал разбить большой сад, где посадил множество тюльпанов.

История[ | код]

Живя на Вилле де Бриланц, Роден использовал свой дом в Бироне в качестве мастерской. Впоследствии пожертвовал всю свою коллекцию скульптур (наряду с картинами Винсента Ван Гога, Клода Моне и Пьера-Огюста Ренуара, которые он приобрел) французскому государству при условии, что они превратят здания в музей, посвященный его работам. В начале XX века особняк перешёл в собственность государства, сдавшего его в аренду художникам и артистам. С 1904 года в здании проживали различные художники, в том числе и О. Роден (в 1908—1917 годах). Здесь можно было встретить Анри Матисса, Жана Кокто, Айседору Дункан, Райнер Мария Рильке, немецкого поэта, служившего несколько ранее секретарем Родена и открывшего для него поместье. Он оставил прекрасную книгу о творчестве маэстро. Вот как поэт, видевший будни уже признанного ваятеля, писал о нём: «Когда-нибудь поймут, отчего этот великий художник стал таким великим: оттого, что он был тружеником и хотел только одного — целиком всеми своими силами вникнуть в неизменное и жесткое бытие своего мастерства. В этом было своего рода отречение от жизни, но как раз этим терпением он победил: его мастерство овладело миром».

Благодаря влиянию Родена дворец был сохранён от сноса, и в 1916 году было принято решение собирать здесь работы Родена, а также связанные с его жизнью и творчеством документы. Скульптор прожил в особняке до своей смерти в 1917 году и не увидел открытия музея, которое состоялось спустя два года[4].

Сегодня здесь и в доме в Медоне (там в 1895 году Роден купил виллу в стиле Луи XIII, в её саду он и похоронен вместе со спутницей жизни Розой Бёре) располагается коллекция.

Коллекция[ | код]

Музей — самое крупное и представительное собрание работ Родена, а также картин, скульптур, документов и книг, связанных с его жизнью. В помещениях выставлено множество статуй и фигур разной степени готовности: от гипсовых форм до завершенных бронзовых или мраморных статуй. Показаны всевозможные варианты, замыслы и эскизы маэстро. В музее собраны более 6600 скульптур, 8000 фотографий и 7000 других произведений искусства. Ежегодно особняк посещает более 700 тысяч туристов[5].

Скульптуры[ | код]

Скульптуры Родена - это работа художника, который решил игнорировать нормы своего времени. В его работах наблюдается отсутствие искусственности, подобно наготе Мыслителя, Адама и Евы, которые гарантируют безвременность работ Родена. Кроме многочисленных работ самого Родена (в том числе его «Мыслителя»), в музее также хранятся скульптурные произведения возлюбленной Родена — Камиллы Клодель («Волна», «Вальс», бюсты её брата Поля Клоделя и самого Родена).

Рисунки[ | код]

Графическая коллекция в Музеей Родена содержит около 7000 рисунков. Они могут быть связаны с разными стилями и периодами: наблюдение за пейзажами, фантастическими работами, вдохновленными Данте или Бодлером, многочисленными эротическими ню или даже портретами.

Фотография[ | код]

Музей Родена содержит огромную коллекцию из 25 000 фотографий. Среди них 7 000 экземпляров были собраны самим Роденом. Художник действительно проявил большой интерес к этой науке и искусству, он сотрудничал со многими фотографами, такими как Эжен Дрю, Жак-Эрнест Буллоз, Адольф Браун или Эдвард Штайнхен.

Роден коллекционер[ | код]

В течение двадцати последних лет своей жизни, Роден начал собирать древние произведения искусства из Египта, Греции и Рима, затем позже с Дальнего Востока. По мере того как слава Родена росла, полученные им деньги позволили ему продолжить собирать свою коллекцию. В итоге к 1917 году коллекция насчитывала более 6 000 работ. Благодаря серии обменов, проведенных с его друзьями-художниками, Родену принадлежали произведения искусства от Жюля Далоу, Александра Фальгиера или Жана-Поля Лоренса. Он также сделал важные покупки: три картины Ван Гога, одну Ренуара и Моне. В помещении псевдоготической часовни, оставшейся от бывшего монастыря, экспонируются произведения греческого, римского и египетского искусства, собранные Роденом. Каждое лето здесь устраиваются выставки современного искусства.

В музейном комплексе есть зал документального кино, сувенирная лавка и библиотека.

Кинематограф[ | код]

Галерея[ | код]

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Силина М. Музей Родена — Париж. Серия великие музеи мира (т. 81). Издательство: Директ-Медиа, Издательский дом Комсомольская правда. — 2013. — ISBN 978-5-87107-466-4.
  • Огюст Роден. Мысли об искусстве. Воспоминания современников / Н. И. Рыбакова. — М.: Республика, 2000. — 358 с. — ISBN 5-250-02745-8.
  • Рильке, P.M. Ворпсведе. Опост Роден. Письма. Стихи / Науч. ред. Рожанский И. Д.; Сост. Головин Е. В. / P.M. Рильке. М.: Искусство, 1994. — 368 с.
  • Catherine Chevillot, Hélène Marraud et Hélène Pinet, Rodin. Le Laboratoire de la création, Éditions Faton, Dijon, 2014. (ISBN 978-2-87844-201-4).
  • Gustave Coquiot, Rodin à l’hôtel Biron et à Meudon, Ollendorff, Paris, 1917.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru