Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris). Нотр дам де париж


Нотр-Дам-де-Пари, собор Парижской Богоматери, - История, фото

Нотр-Дам-де-Пари (Notre Dame de Paris), Нотр-Дам, собор Парижской Богоматери — первая достопримечательность Франции. Когда не знаешь с чего начать, сомневаешься — ибо в стране множество достопримечательностей, — начни отсюда!

Собор в самом сердце Парижа, на острове Ситэ — свидетель становления и почти что ровесник Французского государства, со средневековья и до наших дней «альфа и омега» страны и ее столицы, властитель дум и хранитель духа. По линиям здания, его архитектуре и витражам, можно как по книге изучать историю. Уверены, многим такая подача покажется куда более интересной, нежели школьная!

История Нотр-Дам-де-Пари

Собор красив — строившие его люди, ЧЕЛОВЕКИ, как сказал бы Владимир Маяковский, понимали толк в прекрасном. Морис де Сюлли, архиепископ Парижский, в 1160 году задумал здание, которое должно было стать главным городским собором, но благословение папы римского, Александра III, было получено лишь 3 года спустя, в 1163.

В этом же году Нотр-Дам была заложена, причем на церемонии присутствовал весь цвет католической церкви.

  • Строительство продвигалось сравнительно быстро и уже в 1182 году был освящен алтарь, хотя сооружение, например, главного, западного, фасада было завершено только в 1225 году, а башен и вообще только в 1250, когда к работе уже активно подключился архитектурный гений того времени, Жан де Шель

Два года, с 1265 по 1267 год над экстерьером собора трудился и Пьер де Монтрей, автор лаконичной, ясной и признанной буквально всеми утонченным шедевром готического зодчества Святой Капеллы, Сент-Шапель, что стоит на том же острове Ситэ во дворе Дворца правосудия.

Два мастера сформировали тот объем, что сегодня могут лицезреть туристы, приходящие на остров или проплывающие по Сене на корабликах — внутренняя отделка здания после этого продолжалась еще пол-столетия и была завершена лишь в 1315 году.

Двухбашенный и трехдверный главный фасад собора Парижской Богоматери, обращенный к площади, на которой стоит памятник Шарлеманю (Карлу Великому), наиболее известен по многочисленным фотографиям. Но то, что скрывается в глубине, еще прекраснее!

Парящие каменные аркбутаны, поддерживающие стены и крышу, гигантские готические розы на боковых приделах  — южная и северная — они имеют диаметр 13 метров и считаются самыми большими в мире, весь этот парящий, легкий, невесомый, божественный дворец, дают куда более полное и верное представление о давно минувшем времени, нежели величественные башни главного фасада.

Проплывая мимо, вообще кажется, что это именно Нотр-Дам-де-Пари плывет в окружении садов и веков, а ты стоишь и смотришь, как мощный, увенчанный башнями, остров Ситэ рассекает воды Сены.

Крышу собора покрывают множество свинцовых плиток (вероятно, идеальный и вечный кровельный материал), а уложены они на дубовые балки, держащие такой гигантский вес аж с 13 века.

Отдельный интерес вызывают мифические существа, химеры и гаргульи, чьи фигуры то ли равнодушно, то ли усмехаясь, взирают на город с верхнего яруса. Гаргульи, являющие собой оконечности потолочных балок, в Средние века олицетворялись с бесами — церковь специально подчеркивала, что дьяволы держат на своих спинах крыши храмов в наказание за их деяния.

Что касается химер, фигурок фантастических существ, украшающих собой балкон и балюстраду у башен, то они появились лишь во время реставрации собора в 19 веке, предпринятой архитектором Виоле-ле-Дюком.

Тем самым, что реконструировал замок Пьерфон, участвовал в восстановление крепости Каркассона, да и вообще «восстановил пол-Франции.

Романтическое время в архитектуре проявилось романтически даже здесь: химеры не несут особой смысловой нагрузки, но вносят заметное разнообразие в стилистический ансамбль главного храма Франции.

Сегодня туристы, к слову, ломятся в очередях лишь для того, чтобы подняться и поглядеть на них… Ну и на город с высоты заодно. Вход в собор, кстати, бесплатный — за исключением верхних галерей!

Размеры

Длина Нотр-Дам-де-Пари 128 метров, а высота и ширина равняются 69 метрам. Это не касается ажурного шпиля установленного позади башен и имеющего в высоту 96 метров. У собора 5 колоколов, самый большой, Эммануэль, находится в южной башне (той, что ближе к Сене) и имеет массу 13 тонн.

К сожалению, колокола не сохранились со времен постройки собора: во время Французской революции их переплавили на пушки.

 

© Eurotraveler.ru

www.eurotraveler.ru

Собор Парижской Богоматери, Франция - ФОТО

Собор Парижской Богоматери – центр Парижа во всех отношениях. Мало того, что это главный городской храм, так еще и расстояния до различных ориентиров во Франции считаются именно от Нотр-Дама. Территориально Собор Парижской Богоматери расположен на острове Сите. Он был построен по инициативе Мориса де Сюлли, парижского епископа.

Место под возведение собора выбрано не случайно – в сердце Парижа издревле стоял духовный оплот. Сначала это был галло-римский храм Юпитер, потом – базилика св. Стефана. И вот, в 1163 году стартовало строительство Нотр-Дама-де-Пари. Длилось оно 170 лет. Это период, который ознаменовался сменой романского стиля готическим, что не могло не отразиться на архитектуре собора. В результате синтеза – неповторимый выразительный и очень гармоничный облик. В очертаниях здания преобладают вертикали, такое впечатление, что собор струится, играет, он будто бы состоит из контрастов света и тени. Внутри храм поражает своими объемами и размахом, нет ни голых стен, ни тяжеловесных столбов, все переливается и устремляется вверх.

Известен Собор Парижской Богоматери и своей удивительной акустикой, неповторимыми голосами. Многие приходят на службу, чтобы насладиться пением и услышать самый большой во Франции орган. В правой башне Нотр-Дама висит знаменитый шеститонный колокол, который впечатляет чистотой звучания. Говорят, что им он обязан золоту и серебру, которые парижанки бросали в расплавленную бронзу во время изготовления колокола.

Однако, и у этого выдающегося памятника был период упадка. В XVII-XVIII вв. здание собора было подвержено многочисленным переделкам, которые привели к сильному опустошению и изменению Нотр-Дама, вплоть до разрушенных витражей и перекрашенных стен.

Нотр-Дам-де-Пари панорама 360°

Cathédrale Notre Dame de Paris — ВИДЕО

Расположение на карте. Координаты: 48°51′10″ сш 2°21′00″ вд

Только в 1843 году началась реставрация собора под началом архитектора Виолле-ле-Дюка. Она длилась 23 года. В это же время были снесены постройки перед Нотр-Дамом – и образовалась современная площадь.

Сейчас Собор Парижской Богоматери – как и раньше, сердце города и популярнейший туристический объект. С ним связано множество легенд, у него интереснейшая история, красивейшая архитектура, уникальные произведения искусства и, конечно, духовное значение для всех христиан. Площадь перед фасадом каждый день наполняется толпами страждущих увидеть Нотр-Дам, проникнуться его атмосферой.

Смотрите также:

Собор Парижской Богоматери — ФОТО

Готический Собор Парижской Богоматери

phototravelguide.ru

Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris).

Собор Парижской Богоматери — географическое и духовное “сердце” Парижа, построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 год.

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции.

Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргирите Валуа.Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы “твердыня мракобесия была снесена”, то они должны уплатить Конвенту мзду “на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах”.

Собор был объявлен Храмом Разума.Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман “Собор Парижской Богоматери”, написав в предисловии: “Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре”.Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц. Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них — Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции, когда толпы революционно настроенных граждан, опьяненных “свободой, равенством и братством”, разнесли часовню в щепы. Однако Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в Собор Парижской Богоматери, в котором продолжает находиться вот уже почти два века.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

 

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.Двери украшены коваными рельефами. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

 

К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей французской революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери”, храму уже угрожало полное разрушение.

 

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.Паникадило (люстра) собора выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виоле Ле Дюка взамен переплавленного в 1792 году. На фото — потолок собора Парижской Богоматери

Первый большой орган был установлен в соборе 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. Подобный инструмент не мог озвучить огромное пространство собора, поэтому в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

 

В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагом Баркера. Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Св. Сульпиция считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при котором инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электропневматическую. В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптоволоконным.

 

В настоящее время орган имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.

 

Источник : http://lifeglobe.net/

 

moimir.org

Нотр Дам де Пари (Notre Dame de Paris) или Собор Парижской Богоматери. История, фото, видео, мюзикл и фильм.

Нотр Дам де Пари – это собор на острове Сите в Париже, мюзикл и кинофильм по мотивам великолепного романа Виктора Гюго. Собор Парижской Богоматери – снова тот же собор на острове Сите  и роман Виктора Гюго. Небольшая путаница возникла из-за разницы в переводе на русский, одного французского названия  «Notre Dame de Paris».

 

Очертания Собора Парижской Богоматери узнает большая часть населения земного шара. Его огромное здание, словно страж, возвышается над историческим центром столицы Франции. Собор Святого Петра в Риме и Нотр Дам де Пари ( Noter Dame de Paris) — два самых известных и необычных католических храма в мире. Нотр Дам – называет еще жемчужиной французской архитектуры.

Нотр Дам де Пари, фото.

Строить собор начали в 1163 году на месте, где стоял римский языческий храм, по приказу и с благословения папы Александра III. Строительство растянулось на целых два столетия. По замыслам папы римского, Собор Парижской Богоматери в Париже своей красотой должен был затмить все другие подобные строения, что уже существовали на Земле.

Размеры Собора Парижской Богоматери потрясают с первого взгляда: длина – 130 м, ширина – 48 м, высота – 35 м, высота западного фасада – 43 м, ширина западного фасада – 41 м, вес колокола Эмануэль – 13 тонн. Войти в собор можно через портал Богоматери, который украшен искусной композицией, состоящей из статуй монархов и святых. Легкости собору придают высокие стрельчатые окна. Западное окна-роза — символ Богородицы. Она окружена ветхозаветными персонажами. В центре витража находится медальон, мерцающий красным и синим цветами. Медальон символизирует Богородицу. Южное окно отведено Христу.

Главный или центральный неф Нотр Дам де Пари расположен напротив окруженного колоннами портала Страшного Суда. Высота центрального нефа поражает воображение. Длинный пресвитерий каменной перегородкой отделен от остальной части собора. Сегодня сбереглись только ее фрагменты, украшенные рельефами известных евангельских сцен, которые относят к XIV столетию. В пресвитерии находятся престол епископа и места для почетных гостей оформленные резьбой эпохи барокко. Настоящим украшением собора являются: «Пьета», скульптура Богородицы с младенцем, экспрессивная «майская» живопись Шарля Лебрена…

Чтобы оказаться на верху собора Нотр Дам де Пари нужно подняться на 387 ступенек, предварительно пройдя через широкие пятнадцати метровые контрфорсные арки в галерею, что тянется вдоль двух западных башен. Перила галереи украшают, или устрашают, маскароны.

Внешнюю часть собора украшают различные химеры и гаргульи.

Если вам удалось преодолеть все эти препятствия, то можете насладиться, открывшейся перед вами с высоты Собора Парижской Богоматери, прекрасной панорамой Парижа. Кто знает, может быть события бессмертного романа великого Виктора Гюго пришли к нему именно в тот момент, когда он, поднявшись на крышу Нотр Дам де Пари, взглянул на столицу Франции с высоты птичьего полета…

Крыша собора Парижской Богоматери — отсюда прекрасно видно другой символ Парижа и Франции — Эйфелеву башню, а также реку Сена.

Если хотите узнать больше про историю и архитектурные особенности собора, то смотрите док. фильм: «Париж. Нотр-Дам де Пари».

https://www.youtube.com/watch?v=dVPvnDwhrNA

Есть также художественые фильмы на эту тему, но они сняты доволно давно. Сравнительно недавно появился мюзикл, по роману Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Рекомендую посмотреть, сам не ожидал что понравится но…, есть русские субтитры. Видео: мюзикл Нотр-Дам де Пари.

Собор на карте: 

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

[/tabs]

webmandry.com

Биография Notre-Dame De Paris

Биография

Нотр-Дам де Пари (фр. Notre-Dame de Paris) — французско-канадский мюзикл по мотивам романа Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери. Композитор мюзикла — Риккардо Коччанте; автор либретто — Люк Пламондон. Мюзикл дебютировал в Париже 16 сентября 1998 года. Мюзикл попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как имевший самый успешный первый год работы.

Брюно Пельтье исполняет роль Гренгуара в мюзикле «Нотр-Дам де Пари»

В оригинальной версии мюзикл гастролировал по Бельгии, Франции, Канаде и Швеции. Во французском театре «Могадор» в 2000 году дебютировал тот же мюзикл, но с некоторыми изменениями. Этих изменений придерживались итальянская, русская, испанская и некоторые другие версии мюзикла.

В том же году стартовала укороченная американская версия мюзикла в Лас-Вегасе и английская версия в Лондоне. В английском варианте почти все роли исполняли те же артисты, что и в оригинале.Сюжет

Цыганка Эсмеральда была под опекой цыганского короля Клопена со смерти своей матери. После того, как банда бродяг и цыган пыталась проникнуть в Париж и получить убежище в Соборе Парижской Богоматери, их прогоняют королевские солдаты. Капитан стрелков, Феб де Шатопер, заинтересовывается Эсмеральдой. Но он уже обручен с четырнадцатилетней Флёр-де-Лис.

На празднике шутов горбатый, кривой и хромой звонарь Собора Квазимодо приходит, чтобы посмотреть на Эсмеральду, в которую он влюблён. За его уродство его избирают Королем шутов. К нему подбегает его отчим и наставник, архидьякон Собора Парижской Богоматери Фролло. Он срывает с него корону и наказывает ему даже не смотреть в сторону Эсмеральды и обвиняет её в колдовстве. Он делится с Квазимодо планом похищения Эсмеральды, в которую он тайно влюблен. Он хочет запереть её в башню Собора.

Ночью поэт Гренгуар бродит за Эсмеральдой, и становится свидетелем попытки её похищения. Но поблизости караулил отряд Феба, и он защищает цыганку. Фролло удаётся незаметно сбежать — никто и не предполагает, что он тоже участвовал в этом. Квазимодо арестован. Феб назначает Эсмеральде свидание в кабаке «Долина любви». Все это слышит Фролло.

Гренгуар попадает в Двор чудес — обитель бродяг, воров, преступников и прочих подобных людей. Клопен решает повесить его по причине того, что он, не будучи преступником, зашёл туда. Он должен был быть повешен при условии, что никто из девушек, живущих там, не захочет выйти за него замуж. Эсмеральда соглашается, чтобы спасти его. Он пообещал сделать её своей музой, но Эсмеральда поглощена мыслями о Фебе.

За попытку похитить Эсмеральду Квазимодо приговорили к колесованию. Фролло наблюдает за этим. Когда Квазимодо просит пить, Эсмеральда подает ему воду. В благодарность Квазимодо разрешает ей заходить в Собор, когда она захочет.

Фролло преследует Феба и вместе с ним заходит в «Долину любви». Увидев Эсмеральду в одной постели с Фебом, он ударяет его кинжалом Эсмеральды, который она всё время носила с собой, и убегает, оставив Феба умирать. Эсмеральду обвиняют в этом преступлении. Феб вылечивается и возвращается к Флёр-де-Лис.

Фролло судит и пытает Эсмеральду. Он обвиняет её в колдовстве, проституции и покушении на Феба. Эсмеральда заявляет, что она непричастна к этому. Её приговаривают к казни через повешение.

За час до казни Фролло спускается в подземелье тюрьмы Ла-Санте, где заключена Эсмеральда. Он ставит условие — он отпустит Эсмеральду, если та займется с ним любовью. Эсмеральда отказывается. Фролло пытается её изнасиловать.

В подземелье проникают Клопен и Квазимодо. Клопен оглушает священника и освобождает падчерицу. Эсмеральда скрывается в Соборе Парижской Богоматери. Жители «Двора Чудес» приходят туда, чтобы забрать Эсмеральду. Королевские солдаты под началом Феба вступают с ними в бой. Клопен убит. Бродяги изгнаны. Фролло отдаёт Эсмеральду Фебу и палачу. Квазимодо ищет Эсмеральду и вместо неё находит Фролло. Тот признается ему, что отдал Эсмеральду палачу за то, что она отказала ему. Квазимодо убивает Фролло и умирает сам с телом Эсмеральды на руках.

История создания

Работа над мюзиклом началась в 1993 году, когда Пламондон составил примерное либретто на 30 песен и показал его Коччанте, с которым прежде уже работал и написал прежде в числе прочего песню «L’amour existe encore» для Селин Дион. У композитора уже было наготове несколько мелодий, которые он и предложил для мюзикла. Впоследствии они стали хитами «Belle», «Danse mon Esmeralda» и «Le temps des cathГ©drales». Самая известная песня мюзикла —"Belle" — была написана первой.

За 8 месяцев до премьеры был выпущен концепт-альбом — диск со студийными записями 16 главных песен постановки. Все песни были исполнены артистами мюзикла, за исключением партий Эсмеральды: в студии их пела Noa, а в мюзикле — Элен Сегара. На постановку были приглашены звёзды канадской эстрады — Даниэль Лавуа, Брюно Пельтье, Люк Мервиль, но главную роль Квазимодо отдали малоизвестному Пьеру Гарану, хотя изначально композитор писал партии Квазимодо для себя. Эта роль и прославила Пьера, взявшего себе псевдоним Гару.

Премьера российской версии мюзикла состоялась в Москве 21 мая 2002 года. Продюсерами постановки выступили Катерина фон Гечмен-Вальдек, Александр Вайнштейн и Владимир Тартаковский. В 2008 году состоялась премьера корейской версии мюзикла.

Актёры

Первоначальный составНоа, затем Элен Сегара — ЭсмеральдаДаниэль Лавуа — ФроллоБрюно Пельтье — ГренгуарГару — КвазимодоПатрик Фьори — Феб де ШатоперЛюк Мервиль — КлопенЖюли Зенатти — Флёр-де-Лис

[править]Лондонская версияТина Арена, Данни Миноуг — ЭсмеральдаДаниэль Лавуа — ФроллоБрюно Пельтье — ГренгуарГару, Айан Пири — КвазимодоСтив Бальсамо — Феб де ШатоперЛюк Мервиль, Карл Абрам Эллис — КлопенНаташа Сен-Пьер — Флёр-де-Лис

МогадорНадя Бель, Ширель, Мезон, Анн — ЭсмеральдаАдриан Девиль, Жером Колле — КвазимодоМишель Паскаль, Жером Колле — ФроллоЛорен Бан, Сириль Никколя — ГренгуарЛорен Бан, Ришар Шаре — Феб де ШатоперВероника Антико, Анн Мезон, Клер Каппелли — Флёр-де-ЛисРодди Жульен, Эдди Сороман — Клопен

РоссияСветлана Светикова, Теона Дольникова, Диана Савельева, Карина Овсепян — ЭсмеральдаВячеслав Петкун, Валерий Ярёменко, Тимур Ведерников, Андрей Белявский, Петр Маркин — КвазимодоАлександр Маракулин, Александр Голубев, Игорь Балалаев, Виктор Кривонос (участвовал только в студийной записи и репетициях; ни на одном концерте не выступал) — ФроллоВладимир Дыбский, Александр Постоленко, Павел Котов (участвовал только в студийной записи и репетициях; ни на одном концерте не выступал), Андрей Александрин — ГренгуарАнтон Макарский, Эдуард Шульжевский, Алексей Секирин, Максим Новиков, Мохамед Абдель Фаттах — Феб де ШатоперАнастасия Стоцкая, Екатерина Масловская, Юлия Лисеева, Анна Пингина, Анна Невская, Анна Гученкова, Наталья Громушкина, Анастасия Чеважевская — Флёр-де-ЛисСергей Ли, Виктор Бурко, Виктор Есин — Клопен

ИталияЛола Понче, Розалия Миссери, Илария Андреини, Лейла Мартинуччи, Киара ди Бари — ЭсмеральдаЖио ди Тонно, Лука Маджиоре, Фабрицио Вогера, Жиордано Гамбоджи — КвазимодоВитторио Маттеуччи, Фабрицио Вогера, Лука Веллетри, Кристиан Гравина — ФроллоМаттео Сетти(итал.), Роберто Синагога, Эрон Борелли, Маттиа Инверни, Джианлука Пердикаро — ГренгуарГрациано Галатоне, Альберто Манджиа Винчи, Эрон Борелли — Феб де ШатоперМарко Гверзони, Аврелио Фьерро, Кристиан Мини — КлопенКлаудия Д’Оттави, Илария де Анжелис, Киара ди Бари — Флёр-де-Лис

ИспанияТаис Сиурана — ЭсмеральдаАльберт Мартинес — КвазимодоЭнрике Секеро — ФроллоДаниэль Англес — ГренгуарЛисадро — Феб де ШатоперПако Арройо — КлопенЭльвира Прадо — Флёр-де-Лис

Песни

Песни в этом разделе будут писаться по образцу:

Название оригинала/Могадорское название (подстрочный перевод названия) — официальное название на русском

Примечание: во всех версиях мюзикла, кроме оригинальной, песни второго акта под номерами 8 и 9; 10 и 11 поменяли местами.

Акт первыйOuverture (Открытие) — УвертюраLe Temps Des CathГ©drales (Время Соборов) — Пора Кафедральных СоборовLes Sans-Papiers (Люди без документов) — БродягиIntervention de Frollo (Вмешательство Фролло) — Вмешательство ФроллоBohГ©mienne (Цыганка) — Дочь цыганEsmeralda Tu Sais (Знаешь ли, Эсмеральда) — Эсмеральда, поймиCes Diamants-LГ  (Эти бриллианты) — Моя любовьLa FГЄte des Fous (Праздник шутов) — Бал шутовLe Pape des Fous (Папа шутов) — Король шутовLa SorciГЁre (Ведьма) — КолдуньяL’Enfant TrouvГ© (Найдёныш) — НайдёнышLes Portes de Paris (Ворота Парижа) — ПарижTentative d’EnlГЁvement (Попытка Похищения) — Неудавшееся похищениеLa Cour des Miracles (Двор Чудес) — Двор ЧудесLe Mot Phoebus (Слово «Феб») — Имя ФебBeau Comme Le Soleil (Прекрасен, как солнце) — Солнце ЖизниDГ©chirГ© (Разорван) — Как мне быть?Anarkia (Анаркия) — АнархияГЂ Boire (Пить) — Воды!Belle (Красавица) — BelleMa Maison C’Est Ta Maison (Мой Дом — Твой Дом) — Мой Нотр-ДамAve Maria PaГЇen (Аве Мария по-язычески) — Аве МарияJe Sens Ma Vie Qui Bascule/Si tu pouvais voir en moi (Я чувствую, что моя жизнь катится по наклонной/Если бы ты смогла заглянуть в меня) — Кабы видела онаTu Vas Me DГ©truire (Ты меня погубишь) — Ты гибель мояL’Ombre (Тень) — ТеньLe Val d’Amour (Долина Любви) — Приют ЛюбвиLa VoluptГ© (Наслаждение) — СвиданиеFatalitГ© (Рок) — Воля Судьбы

Акт второйFlorence (Флоренция) — Всему придёт свой часLes Cloches (Колокола) — КолоколаOГ№ Est-Elle? (Где она?) — Где она?Les Oiseaux Qu’On Met En Cage (Запертые в клетку птицы) — Птицы бедные в неволеCondamnГ©s (Осуждённые) — ОтверженныеLe ProcГЁs (Суд) — СудLa Torture (Пытка) — ПыткаPhoebus (Феб) — О Феб!ГЉtre PrГЄtre Et Aimer Une Femme (Быть священником и любить женщину) — Моя винаLa Monture (Конь) (слово имеет также аллегорическое значение: "страстная любовница") — Поклянись мнеJe Reviens Vers Toi (Я возвращаюсь к тебе) — Если можешь, простиVisite de Frollo Г  Esmeralda (Визит Фролло к Эсмеральде) — Фролло приходит к ЭсмеральдеUn Matin Tu Dansais (Одним утром ты танцевала) — Признание ФроллоLibГ©rГ©s (Свободны) — Выходи!Lune (Луна) — ЛунаJe Te Laisse Un Sifflet (Я даю тебе свисток) — Если что, позовиDieu Que Le Monde Est Injuste (Боже, как же мир несправедлив) — Боже правый, почему?Vivre (Жить) — ЖитьL’Attaque De Notre-Dame (Нападение на Нотр-Дам) — Штурм Нотр-ДамаDГ©portГ©s (Высланы) — Отослать!Mon MaГ®tre Mon Sauveur (Мой хозяин, мой спаситель) — Мой гордый господинDonnez-La Moi (Отдайте её мне) — Отдайте мне!Danse Mon Esmeralda (Танцуй, моя Эсмеральда) — Пой мне, ЭсмеральдаLe Temps Des CathГ©drales (Время соборов) — Пора кафедральных соборов

Интересные фактыЗнаменитую песню из этого мюзикла Belle в нашей стране исполняла также ныне распавшаяся группа Smash!!. С ней они заняли первое место на фестивале «Новая волна» 2002 года в Юрмале.Песня «Belle» 33 недели держалась во французских чартах на 1 месте и в итоге была признана во Франции лучшей песней пятидесятилетия.Российская исполнительница роли Эсмеральды Т.Дольникова — единственная в мире исполнительница мюзикла, получившая высокую награду, театральную премию «Золотая маска».В России в настоящее время по регионам гастролирует специальная гастрольная версия мюзикла, с упрощенными декорациями. Художественный руководитель — Александр Маракулин, исполнитель роли Фролло.

amdm.ru

Нотр-Дам де Пари (мюзикл) - это... Что такое Нотр-Дам де Пари (мюзикл)?

Нотр-Дам де Пари (фр. Notre-Dame de Paris) — французско-канадский мюзикл по роману Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери. Композитор мюзикла — Риккардо Коччанте; автор либретто — Люк Пламондон. Мюзикл дебютировал в Париже 16 сентября 1998 года. Мюзикл попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как имевший самый успешный первый год работы.

В оригинальной версии мюзикл гастролировал по Бельгии, Франции, Канаде и Швеции. Во французском театре «Могадор» в 2000 году дебютировал тот же мюзикл, но с некоторыми изменениями. Этих изменений придерживались итальянская, русская, испанская и некоторые другие версии мюзикла.

В том же году стартовала укороченная американская версия мюзикла в Лас-Вегасе и английская версия в Лондоне. В английском варианте почти все роли исполняли те же артисты, что и в оригинале.

Сюжет

Цыганка Эсмеральда находится под опекой цыганского барона Клопена со смерти своей матери. После того, как табор цыган пытается проникнуть в Париж и получить убежище в Соборе Парижской Богоматери, их прогоняют королевские солдаты. Капитан стрелков, Феб де Шатопер, заинтересовывается Эсмеральдой. Но он уже обручен с 14-летней Флёр-де-Лис.

На празднике шутов горбатый, кривой и хромой звонарь Собора Квазимодо приходит, чтобы посмотреть на Эсмеральду, в которую он влюблён. За его уродство его избирают Королем шутов. К нему подбегает его опекун и наставник, архидьякон Собора Парижской Богоматери Фролло. Он срывает с него корону и наказывает ему даже не смотреть в сторону Эсмеральды и обвиняет её в колдовстве. Он делится с Квазимодо планом похищения Эсмеральды, в которую он тайно влюблен. Он хочет запереть её в башню Собора.

Ночью поэт Гренгуар бродит за Эсмеральдой, и становится свидетелем попытки её похищения. Но поблизости караулил отряд Феба, и он защищает цыганку. Фролло удаётся незаметно сбежать — никто и не предполагает, что он тоже участвовал в этом. Квазимодо арестован. Феб назначает Эсмеральде свидание в кабаре «Приют любви». Все это слышит Фролло.

Гренгуар попадает в Двор чудес — обитель бродяг, воров и прочих люмпенов. Клопен решает повесить его по причине того, что он, не будучи преступником, зашёл туда. Он должен был быть повешен, если только кто-нибудь из девушек, живущих там, не захочет выйти за него замуж. Эсмеральда, после предложения со стороны Клопена, соглашается, чтобы спасти его. Он обещает сделать её своей музой, но Эсмеральда поглощена мыслями о Фебе. Она расспрашивает его о значении имени своего возлюбленного.

За попытку похитить Эсмеральду Квазимодо приговорили к колесованию. Фролло наблюдает за этим. Когда Квазимодо просит пить, Эсмеральда подает ему воду.

На рыночной площади все трое — Квазимодо, Фролло и Феб признаются ей в любви. Вот «Три сердца, созданных различно». В благодарность за воду Квазимодо показывает ей Собор и колокольню, приглашая заходить, когда она захочет.

Фролло преследует Феба и вместе с ним заходит в «Приют любви». Увидев Эсмеральду в одной постели с Фебом, он ударяет его кинжалом Эсмеральды, который она всё время носила с собой, и убегает, оставив Феба умирать. Эсмеральду обвиняют в этом преступлении. Феб вылечивается и возвращается к Флёр-де-Лис, которая просит поклясться Феба, что разлучница будет наказана.

Фролло судит и пытает Эсмеральду. Он обвиняет её в колдовстве, проституции и покушении на Феба. Эсмеральда заявляет, что она непричастна к этому. Её приговаривают к казни через повешение.

За час до казни Фролло спускается в подземелье тюрьмы Ла-Санте, где заключена Эсмеральда. Он ставит условие — он отпустит Эсмеральду, если та примет его любовь и будет с ним. Эсмеральда отказывается.Архидьякон пытается взять её силой.

Фролло целует Эсмеральду в губы,а тем временем в подземелье проникают Клопен и Квазимодо. Клопен оглушает священника и освобождает падчерицу. Эсмеральда скрывается в Соборе Парижской Богоматери. Жители «Двора Чудес» приходят туда, чтобы забрать Эсмеральду.

Королевские солдаты под началом Феба вступают с ними в бой. Клопен убит. Бродяги изгнаны. Фролло отдаёт Эсмеральду Фебу и палачу. Квазимодо ищет Эсмеральду и вместо неё находит Фролло. Тот признается ему, что отдал Эсмеральду палачу за то, что она отказала ему. Квазимодо скидывает с собора Фролло и умирает сам с телом Эсмеральды на руках.

История создания

Работа над мюзиклом началась в 1993 году, когда Пламондон составил примерное либретто на 30 песен и показал его Коччианте, с которым прежде уже работал и написал прежде в числе прочего песню «L’amour existe encore» для Селин Дион. У композитора уже было наготове несколько мелодий, которые он и предложил для мюзикла. Впоследствии они стали хитами «Belle», «Dance mon Esmeralda» и «Le temps des cathédrales». Самая известная песня мюзикла — «Belle» — была написана первой.

За 8 месяцев до премьеры был выпущен концепт-альбом — диск со студийными записями 16 главных песен постановки. Все песни были исполнены артистами мюзикла, за исключением партий Эсмеральды: в студии их пела Noa, а в мюзикле — Элен Сегара. На постановку были приглашены звёзды канадской эстрады — Даниэль Лавуа, Брюно Пельтье, Люк Мервиль, но главную роль Квазимодо отдали малоизвестному Пьеру Гарану, хотя изначально композитор писал партии Квазимодо для себя. Эта роль и прославила Пьера, взявшего себе псевдоним Гару.

Премьера российской версии мюзикла состоялась в Москве 21 мая 2002 года. Продюсерами постановки выступили Катерина Гечмен-Вальдек, Александр Вайнштейн и Владимир Тартаковский. Автор текста русской версии — поэт, бард, драматург и сценарист Юлий Ким.

В 2008 году состоялась премьера корейской версии мюзикла. А в 2010 году мюзикл стартовал в Бельгии.

Актёры

Франция (первоначальный состав)

Северная Америка

Лондон

Франция (театр Могадор)

  • Надя Бель, Ширель, Анн Мезон — Эсмеральда
  • Адриан Девиль, Жером Колле — Квазимодо
  • Мишель Паскаль, Жером Колле — Фролло
  • Лорен Бан, Сирил Никколаи, Маттео Сетти — Гренгуар
  • Лорен Бан, Ришар Шаре — Феб де Шатопер
  • Вероника Антико, Анн Мезон, Клер Каппелли — Флёр-де-Лис
  • Родди Жульен, Эдди Сороман — Клопен

Испания

  • Таис Сиурана, Лили Дахаб — Эсмеральда
  • Альберт Мартинес — Квазимодо
  • Энрике Секеро — Фролло
  • Даниэль Англес — Гренгуар
  • Лисадро Гуаринос — Феб де Шатопер
  • Пако Аррохо — Клопен
  • Эльвира Прадо — Флёр-де-Лис

Италия

  • Лола Понсе, Алессандра Феррари, Федерика Каллори — Эсмеральда
  • Жио ди Тонно, Анжело дель Веччио, Лоренцо Кампани — Квазимодо
  • Витторио Маттеуччи, Винченцо Ницардо, Марко Манка — Фролло
  • Маттео Сетти, Лука Маркони, Риккардо Маччаферри — Гренгуар
  • Грациано Галатоне, Оскар Нини, Джиакомо Сальвиетти — Феб де Шатопер
  • Марко Гверцони, Эмануэлеле Бернардесчи, Лоренцо Кампани — Клопен
  • Клаудия Д’Оттави, Серена Риццетто, Федерика Каллори — Флёр-де-Лис

Россия

  • Светлана Светикова, Теона Дольникова, Диана Савельева — Эсмеральда
  • Вячеслав Петкун, Валерий Ярёменко, Тимур Ведерников, Андрей Белявский — Квазимодо
  • Александр Маракулин, Александр Голубев, Игорь Балалаев, Виктор Кривонос — Фролло
  • Владимир Дыбский, Александр Постоленко, Павел Котов — Гренгуар
  • Антон Макарский, Эдуард Шульжевский, Алексей Секирин, Максим Новиков — Феб де Шатопер
  • Анастасия Стоцкая, Екатерина Масловская, Анна Пингина, Анна Невская — Флёр-де-Лис
  • Сергей Ли, Виктор Бурко, Виктор Есин — Клопен

Южная Корея

  • Чой Сунг Хи (Bada), О Джин Ёнг, Мун Ху-вон — Эсмеральда
  • Юн Хён Нёль, Ким Боп Ра — Квазимодо
  • Со Бом Сок, Рю Чанг Ву — Фролло
  • Ким Тхэ Хун, Пак Ын Тхэ — Гренгуар
  • Ким Сунг Мин, Ким Тхэ Хёнг — Феб де Шатопер
  • Ли Джонг Ёл, Мун Джонг Вон — Клопен
  • Ким Джонг Хён, Гвак Сун Ёнг — Флер-де-Лис

Бельгия

  • Сандрина Ван Ханденховен, Саша Розен — Эсмеральда
  • Гене Томас — Квазимодо
  • Вим Ван ден Дриесше — Фролло
  • Деннис тен Вергерт — Гренгуар
  • Тим Дриесен — Феб де Шатопер
  • Клайтон Пероти — Клопен
  • Йориен Цефарт — Флёр-де-Лис

Мировой тур 2012 (Россия)

  • Алессандра Феррари, Мириам Брюсо — Эсмеральда
  • Мэтт Лоран, Анжело дель Веччио — Квазимодо
  • Роберт Мэрриен, Жером Колле — Фролло
  • Ришар Шаре — Гренгуар
  • Айван Педноу — Феб де Шатопер
  • Ян Кэрлайл, Анжело дель Веччио — Клопен
  • Элисия МакКензи, Мириам Брюсо — Флёр-де-Лис

Песни

Акт первый

№ Оригинальное название (фр. ) Подстрочный перевод названия Название в официальной русской версии
1 Ouverture Вступление Увертюра
2 Le Temps Des Cathédrales Время соборов Пора соборов кафедральных
3 Les Sans-Papiers Без документов Бродяги
4 Intervention de Frollo Вмешательство Фролло Вмешательство Фролло
5 Bohémienne Цыганка Дочь цыган
6 Esmeralda Tu Sais Эсмеральда, ты знаешь Эсмеральда, пойми
7 Ces Diamants-Là Эти бриллианты Моя любовь
8 La Fête des Fous Праздник дураков Бал шутов
9 Le Pape des Fous Папа дураков Король шутов
10 La Sorcière Колдунья Колдунья
11 L’Enfant Trouvé Найдёныш Подкидыш
12 Les Portes de Paris Ворота Парижа Париж
13 Tentative d’Enlèvement Попытка похищения Неудавшееся похищение
14 La Cour des Miracles Двор чудес Двор чудес
15 Le Mot Phoebus Слово «Феб» Имя Феб
16 Beau Comme Le Soleil Он красив, как солнце Солнце жизни
17 Déchiré Разрываюсь Как мне быть?
18 Anarkia Анаркия Ананке
19 À Boire Пить Воды!
20 Belle Красавица Belle
21 Ma Maison C’Est Ta Maison Мой дом — это твой дом Мой Нотр-Дам
22 Ave Maria Païen Аве Мария по-язычески Аве Мария
23 Je Sens Ma Vie Qui Bascule/Si tu pouvais voir en moi Я чувствую, что моя жизнь катится по наклонной/Если бы ты смогла заглянуть в меня Когда бы видела она
24 Tu Vas Me Détruire Ты меня погубишь Ты гибель моя
25 L’Ombre Тень Тень
26 Le Val d’Amour Долина любви Приют любви
27 La Volupté Наслаждение Свидание
28 Fatalité Рок Воля Судьбы

Акт второй

Примечание: во всех версиях мюзикла, кроме оригинальной, песни второго акта под номерами 8 и 9; 10 и 11 поменяли местами.

№ Оригинальное название (фр. ) Подстрочный перевод названия Название в официальной русской версии
1 Florence Флоренция Всему придёт свой час
2 Les Cloches Колокола Колокола
3 Où Est-Elle? Где она? Где она?
4 Les Oiseaux Qu’On Met En Cage Птицы в клетке Птица бедная в неволе
5 Condamnés Осуждённые Отверженные
6 Le Procès Суд Суд
7 La Torture Пытка Пытка
8 Phoebus Феб 9. О, Феб!
9 Être Prêtre Et Aimer Une Femme Быть священником и любить женщину 8. Моя вина
10 La Monture Конь (Всадник) 11. Поклянись мне
11 Je Reviens Vers Toi Я возвращаюсь к тебе 10. Если можешь, прости
12 Visite de Frollo à Esmeralda Визит Фролло к Эсмеральде Фролло приходит к Эсмеральде
13 Un Matin Tu Dansais Одним утром ты танцевала Признание Фролло
14 Libérés Освобождённые Выходи!
15 Lune Луна Луна
16 Je Te Laisse Un Sifflet Я даю тебе свисток Если что, позови
17 Dieu Que Le Monde Est Injuste Боже, как мир не справедлив Боже правый, почему
18 Vivre Жить Жить
19 L’Attaque De Notre-Dame Атака Нотр-Дама Штурм Нотр-Дама
20 Déportés Высланные Отослать!
21 Mon Maître Mon Sauveur Мой хозяин, мой спаситель Мой гордый господин
22 Donnez-La Moi Отдайте её мне! Отдайте мне!
23 Danse Mon Esmeralda Танцуй, моя Эсмеральда Пой мне, Эсмеральда
24 Le Temps Des Cathédrales Время соборов Пора соборов кафедральных

Интересные факты

  • Знаменитую песню из этого мюзикла Belle в России исполняла также ныне распавшаяся группа Smash!!. С ней они заняли первое место на фестивале «Новая волна» 2002 года в Юрмале.
  • Песня «Belle» 33 недели держалась во французских чартах на 1 месте и в итоге была признана во Франции лучшей песней пятидесятилетия.
  • В России песня «Belle» стала популярной из-за большого количества юмористических пародий на неё.[1]
  • Российская исполнительница роли Эсмеральды Теона Дольникова — единственная в мире исполнительница мюзикла, получившая высокую награду, театральную премию «Золотая маска».
  • Среди актрис, игравших на сцене роль Эсмеральды, в свое время, была и популярная австралийская певица Данни Миноуг, сестра ещё более известной поп-певицы Кайли Миноуг.
  • В Нижнем Новгороде 10 октября 2010 года состоялась премьера пародии на мюзикл — «Колокольня по-русски 2010». Она включает в себя все композиции и изменения по версии театра Могадор. Оригинальный текст пародии, сочинённый сатириком Алексеем Москиновым, был переработан, а некоторые песни заменены, что придало ей ещё больше сарказма и юмора. Сейчас видео-версия пародии доступна на сайте YouTube[2]
  • Первой русской постановкой мюзикла «Notre-Dame da Paris», был спектакль Московского театра «Диалог» — «Любовь и Время», под руководством Романа Акимова и Михеевой Людмилы Николаевны. Мюзикл успешно гастролировал, собирая зрительные залы от 600 до 2000 человек. Театр получил Почётные Дипломы Кремля, Академии ФСБ, Федеральной Пограничной службы. В 2003 году молодёжный некоммерческий Проект «Любовь и Время» был закрыт продюсерами официальной русской версии «Notre Dame de Paris» как конкурентоспособный с ссылкой на «упущенную выгоду».[3].

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru