Путеводитель по красивым местам. Нотр дам париж


Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари)

Страна:Франция
Ближайший город:Париж
GPS координаты:48°51′10″N, 2°21′0″E
Стоимость посещения:Бесплатно
График работы:8.00 до 18.45, в суб. и воск. – с 7.00 - 15.00
Сайт:http://www.notredamedeparis.fr

У каждой европейской столицы есть свой архитектурный символ. Парижу в этом повезло намного больше, у него таких символов несколько: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Дом Инвалидов… Но самым старинным, самым помпезным и впечатляющим своей роскошью является собор Нотр-Дам, что на острове Сите, в самом сердце столицы Франции. Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) в первую очередь привлекает туристов. Помимо внешней красоты и гармонии самого сооружения с собором связано множество исторических и культурных событий.

Норт Дам де При – история Франции, запечатленная в камне

В самом начале своего существования готическое сооружение служило для коронаций, бракосочетаний, похорон императоров Франции. В 1302 году в парижском Соборе Богоматери собрался первый парламент Франции – Французские Генеральные штаты. К наступлению 2000 года (миллениума) собор почистили от копоти и городской пыли. Сейчас он золотисто-желтого цвета, оригинального цвета песчаника, из которого собор был построен.

Возведен Собор Парижской Богоматери непосредственно в центре острова Сите, места, с которого началась застройка столицы Франции. До этого, как свидетельствуют раскопки, на этом месте располагалось галло-римское поселение, а там, где сейчас стоит собор, был храм, посвященный Юпитеру, позже, на его фундаменте, базилики времен Меровингов и Каролингов.

Строительство средневекового католического собора началось в 12 веке, оно проходило в несколько этапов вплоть до 14 века. Жан де Шель и позже Пьер де Монтрей были главными архитекторами, руководившими строительными работами. Деньги на строительство собирали все горожане, поскольку каждый хотел быть причастным к возведению божьего храма. Как было принято в средневековье, те, кто вносил больше денег, имели право хоронить себя или членов своей семьи внутри часовен, а также выставлять собственные статуи в память потомкам. Покровительствовали строительству епископ Морис де Сюлли и Папа Александр III. Из-за того, что возведение собора продолжалось долгое время (с 1163 по 1315 гг.), в его облике соединились черты романского и готического архитектурных стилей с преобладанием последнего. Как считается, романский стиль в архитектуре означает большую приверженность к классическим формам, к архитектуре Древнего Рима, тогда как готический стиль подразумевает определенные черты варварства.

Мистика средневековой Франции

Средневековые строители, каменщики, умевшие строить такие величественные соборы, были привилегированным цехом. Они перемещались по французской столице по просьбе горожан и городской коммуны, задумавшей строительство. Каменщики, каменотесы, плотники, архитекторы держали в секрете особенности своего мастерства, часто зашифровывая знания в изображенных символах, оставленных ими в постройках. Сейчас стало модным искать скрытые смыслы и расшифровывать символы вольных каменщиков, масонов.А символы действительно использовались. Это были специальные шифры вольных каменщиков, воплощавшие эзотерические знания, а также христианская символика. Тайные знания алхимиков, цистерианцев, полученные на основе астрологии, алхимии, мистической геометрии были сначала восприняты и потом тщательно сберегались в масонских ложах.

Соборы, посвященные Деве

Так, Нотр Дам посвящен Деве Марии (Мадонне), покровительнице и заступнице города. Но это не единственное значение этого величественного сооружения. Кстати, Париж не единственный город, в котором есть собор Нотр Дам. Приблизительно одновременно в Реймсе, Шартре, Дижоне, Руане, Париже и некоторых других городах Франции появились соборы Нотр Дам. Их расцвет связан с распространением и популяризацией в те времена учения Бернара Клервонского (1090 – 1153), который ввел культ Девы Марии, связанный с рождеством и эзотерическим значением женского начала. До того времени культ Девы Марии не был популярен среди церковников.

В течение истории из-за различных обстоятельств и времени собор постепенно разрушался. Особо он пострадал во времена Людовика 14, тогда были разрушены многие надгробия и витражи, а также во время Великой Французской революции.

В период Великой Французской революции, которая провозглашала свободы человека и гражданина, Собор Парижской Богоматери был наречен Храмом разума. Во времена Наполеона собору был возвращен его религиозный статус. Сам Наполеон короновался в Нотр-Дам де Пари вместе со своей женой Жозефиной. Грандиозное полотно, на котором изображена сцена коронации Наполеона в Нотр-Дам, выставлено в Лувре — другом знаменитом символе Парижа.

Нотр-Дам де Пари – обитель Бога … и любви

В 1831 году Виктор Гюго написал шедевральный роман «Собор Парижской Богоматери», благодаря которому великолепному собору была возвращена его былая популярность. Власти решили отреставрировать шедевр архитектуры и приступили к его восстановлению в 1841 году. Руководил реставрационными работами Виоле-де-Дюк. Он же распорядился снести старые постройки и очистить площадь пред собором.

Те, кто читал роман В. Гюго, смотрел одну из его экранизаций или наслаждался нашумевший по всему миру одноименным мюзиклом, помнят описания внутреннего убранства и экстерьера вида собора, помнят сцены про то, как звонарь собора, горбун Квазимодо, общался с колоколами, называя их Мари, Большая Мари и др. На самом деле, и сейчас все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена, например, Анжелика-Франcуаза, весом около 1765 кг, Антуанетта-Шарлотта, весом 1158 кг, Гиацинт-Жанна, весит 813 кг и пр. Самый большой колокол, Эммануэль, имеет массу в 13 тонн.

И вообще, размеры собора поражают. Так, его высота 35 метров, а высота колоколен 69 метров. Длина храма 130 м, ширина – 48. Чтобы добраться до смотровой площадки и постоять рядом со знаменитыми горгулиями и химерами Нотр-Дама, увидеть Париж с такой высоты, нужно быть в неплохой физической форме и преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, ведущей на балкон.

До появления  Эйфелевой башни Собор Парижской Богомматери считался самым высоким зданием в Париже.

Строительство Собора Парижской Богоматери

Готические соборы строились коллективно. Необходимы были колоссальные материальные, человеческие и финансовые ресурсы. Необходимо было доставлять камни из карьеров, отесывать их. Для доставки камня этого вырубалось значительное количество леса. Естественно, чем дальше находился источник строительных материалов от места строительства, тем дороже выходила его транспортировка и доставка. Те люди, которые не могли поддержать строительство финансово, непосредственно участвовали в работах в качестве каменотесов, столяров, плотников. Руководитель работ назывался Мастер. Разница в оплате работы архитектора и квалифицированного рабочего была не слишком ощутимой, кроме годовой премии. Рабочий день длился 12 часов в теплое время года и 9 часов зимой. Все рабочие в часы отдыха могли объединиться на церковной службе.

Масоны или вольные каменщики

Профессионалы-каменотесы, нанятые городскими властями для возведения соборов, обычно отдыхали и принимали пищу вместе со всеми другими строителями, вместе они укрывались от дождя и непогоды, обсуждали свою работу в деревянных бараках, которые назывались ложи (loges). С 18 века этот термин ввели в обращение масоны, чьи собрания носили секретный и закрытый характер. Масоны стремились создать закрытое тайное общество, чтобы сохранять и передавать тайные знания, предназначающиеся исключительно посвященным. Масоны 18 века использовали и другой известный термин средневековых вольных каменщиков – мягкий камень (фр. pierre franc или franc-macon) франкмасон, или вольный каменщик. Правда есть у языковедов и другая версия слова franc. Возможно, оно связано с дефиницией франшиза, то есть, особая свобода действия, ряд привилегий, освобождение от налогов. Такие привилегии предоставлялись передвижным бригадам строителей, в отличие от нанятых на месте.

Горгулии – каменные охранники собора

Скажем несколько слов о горгулиях (горгульях). При строительстве соборов такие скульптурные изображения полудемонических инфернальных существ использовались с чисто практической целью. Они были водоотводами. В качестве водоотводов в готических соборах использовались не только горгулии, но и драконы, химеры, различные звери – львы, ослы, рыбы, козы, волки и пр. Изображались даже люди (монахи, клоуны, шуты) и даже целые сценки. Необычный инфернальный внешний вид этих элементов декора готических соборов заставил искать в их изображении другой, скрытый смысл. Возможно, внешний вид таких существ должен был отпугивать злых духов от божьего храма.

Однако горгулии Собора Парижской Богоматери изначально выполняли декоративную функцию. Их надумал установить архитектор Вилле-де-Дюк уже в 19 веке и пригласил для этого 15 скульпторов. Кстати, Вилле-де-Дюк, тщательно изучивший секреты постройки готических соборов, издал «Толковый словарь французской архитектуры 11 – 16 веков».

На паперти у Собора Нотр-Дам

Итак, очутившись на площади перед собором, осмотрев его снаружи, туристы выстраиваются в очередь, чтобы войти внутрь. Вход в собор через арочный портал на главном фасаде. Арки собора поддерживают семь статуй. Над центральным порталом изображены сцены Страшного Суда. Слева располагается портал Богородицы, а справа – портал Святой Анны. Возле них – Христос-Студия. Между порталами и ярусом находится Галерея Королей, так названы скульптурные изображения царей Ветхого Завета. Дело в том, что в средние века люди, в основном, были неграмотны, и изображения и скульптуры в храмах рассказывали им о жизни Христа, деяниях святых и апостолов, другие сюжеты из Библии. В центре фасада с внешней стороны скульптурное изображение, а изнутри – витраж в виде розы. Центральный витраж в виде розы имеет диаметр около 10 м.

В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся по случаю смерти их кумира. В действительности же, колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.

Роза

Роза, так называется круглая деталь с мотивами лучей, обычно из мрамора, расположена в центре фасада соборы и такая же деталь имеется и на южном трансепте Нотр-Дама над укрепляющими конструкциями. Роза, как элемент стиля, применялась в основном в романском соборе, однако в готическом она соединила в себе и функциональные и символические смыслы. Прежде всего, это был источник проникновения света в центральный неф. Роза также символизирует круг и Солнце, огненное колесо, которое в средневековые временны отождествлялось с циклическим временем жизни. Роза также ассоциируется с женским началом. Поэтому вполне обоснованно ее использование именно в соборе, посвященном Деве. Символическое значение имеет и количество лепестков розы. Обратите внимание, когда будете стоять перед Собором Парижской Богоматери, на количество лепестков розы.

Витражи в готических соборах служили источником света и изображали различные сцены и сюжеты. Помимо чисто функционального значения, использование света в соборах имело еще и символическое – Бог есть свет. В соборах в архитектурном стиле готика Бог – Свет проникает в храм к верующим через прекрасное преломление. В готическом соборе символическое значение вертикальности также подчеркивало желание подняться к небу, проникавший через витражные окна свет как будто бы разрывал земную тьму, даря возможность устремляться ввысь, к неземному пространству. Сегодня в часовнях собора, в сокровищнице используются и электрические подсветки.

В Нотр-Дам де Пари витражи изображают сцены сельских работ, знаки Зодиака, аллегории на человеческие достоинства и грехи. Лишь небольшая часть витражей сохранилась до наших дней в старинном виде, большую часть пришлось восстанавливать и реконструировать.

Интерьер собора

Интерьер Собора Парижской Богоматери представляют собой часовни нефа. В кое-каких из них есть живописные полотна 17 – 18 веков. В некоторых – небольшие макеты сцен средневековой жизни с собором в центре. По центру Собора расставлены стулья, на которых позволено посидеть, отдохнуть, а если повезет оказаться здесь во время работы органа, то послушать литургию в органном исполнении. Дело в том, что, хоть Собор Парижской Богоматери и является культурной и исторической достопримечательностью, это, прежде всего, действующий католический храм. Здесь проходят церковные службы, поэтому вход в собор абсолютно бесплатный.

Орган Собора Парижской Богоматери

Орган Собора Парижской Богоматери действовал еще в 15 веке, позже перестраивался. Сейчас орган насчитывает 8000 труб и 111 регистров. К недавнему празднованию 850-летия собора орган снова реконструировали, а также добавили новые колокола.

В Соборе Парижской Богоматери имеется сокровищница. В ней хранится один из главных христианских артефактов, терновый венец Иисуса Христа. Он был перенесен сюда из специально для него построенной в свое время церкви Сент-Шапель (Святой часовни). Выставлены на обозрение и другие светские сокровища и старинные предметы культа. Вход в сокровищницу  составляет 1-3 Евро.

Собор Парижской Богоматери – прекрасный пример сооружения в стиле готика

По Собору Нотр-Дам можно смело изучать архитектурный стиль готика. Он соединил в себе все его основные черты и элементы. Это и витражные окна из цветного стекла, и остроконечные шпили и ребристые своды крыши, и защитники обители Бога – мрачные горгульи.

Огромные размеры готических соборов, в том числе и Нотр-Дам де Пари, объясняются тем, что человек средневековья должен был испытывать благоговение перед Господом. Кроме того, функцией таких соборов было единение людей, благодаря общей приобщенности к Богу. Также соборы служили убежищем во времена гражданских распрей и ссор. Соборы служили и местом сбора горожан в средние века, проведения разных фестивалей и мистерий. Описанный в творении В. Гюго праздник дураков перед Собором Парижской Богоматери имел вполне реальную основу. Так, хроники повествуют, что в 1160 году во французском городе Лане проходил «праздник дураков».

Соборы в средние века являлись своеобразными книгами из камня и стекла. Об этом также пишет Виктор Гюго, передавая сетования средневековых схоластов о том, что наступают времена, когда книга начинает заменять архитектуру.

Бытует поверье, что если встать в круг пересечение земных меридианов на площади перед собором и загадать желание, то оно — сбудится.

В окрестностях Собора Парижской Богоматери

Под Собором Парижской Богоматери находится крипта или археологический музей, который начал функционировать в 1980 году. В крипте длиной 120 метров можно увидеть фундаменты и пройти по кладке времен Древнего Рима. Вход в крипту слева от фасада собора, цена билета 3,50 Евро.

В примерно 100 метрах от собора находится памятник Карлу Великому, объединившему французские земли. Говорят, этот памятник не имеет особой художественной ценности, однако очень достоверно изображает облачение короля того времени. Вследствие этого и из-за символичности фигуры Карла Великого данный памятник также заслуживает внимания туристов.

На площади перед собором выставлен нулевой меридиан и указано расстояние до многих городов мира. Эти отметки обыграны в недавно популярном бестселлере Дэна Брауна «Код да Винчи».

Известны изображения и фотографии Собора Парижской Богоматери не только с фасада, а и с южной стороны через речку Сену. Полюбоваться этим видом можно, проплывая на кораблике по Сене вокруг острова Сите. В вечернее время, благодаря красивой подсветке, собор видится особенно романтично.

На заметку туристу

Добраться до Собора Парижской Богоматери можно линиями метро 4, 1, 10, 7, 11, 14 до остановок «Остров Сите», «Отель-де-Виль», «Шалете», а дальше совсем немного пешком. Можно пользоваться автобусами, например, маршрутами 21, 38, 47, 85.

Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.

Собор Парижской Богоматери открыт для посещения с 8 утра до 18-45, в субботу и воскресенье – с 7-15. Как сообщается на сайте собора, службы проходят в субботу в 5-45 и в 18-15.К услугам туристов имеется аудиогид на французском, английском, немецком, испанском, португальском, японском и китайском языках, стоимость его услуг составляет 5 Евро.

В пределах пешей прогулки от Нотр-Дама находятся другие интересные достопримечательности французской столицы – городская ратуша, Отель-де-Вилль, дворец Правосудия и тюрьма Консьержери, а также многие другие.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter, чтобы сообщить нам.

aboutplace.ru

Собор Парижской Богоматери | Париж

Если спросить парижан, что же следует считать самым центром французской столицы, чаще всего они назовут Нотр-Дам де Пари. И действительно, это не только главный католический храм города. Расстояния до всех объектов Франции принято отсчитывать именно от Собора Парижской Богоматери.

Находится собор на Острове Сите. Когда в XII веке парижский архиепископ Морис де Сюлли выбирал для него место, он прекрасно знал, что во времена галлов на этом месте стоял храм Юпитера, а позднее – базилика Святого Стефана. Строительство Нотр-Дама началось в 1163 году. Работы продолжались целых 170 лет. Как раз в этот период произошла революция в архитектуре, и на смену романскому стилю пришел готический. Как результат, получилось сооружение, взявшее лучшие черты обоих стилей и получившее ни с чем несравнимый, удивительно гармоничный и выразительный вид. Кажется, что собор построен из одних вертикалей, что он струится и постоянно играет контрастами света и теней. Внутренний объем храма поражает своим размахом и огромным объемом, в нем отсутствуют голые стены и массивные столбы, все стремится ввысь, к небу.

Нотр-Дам де Пари – это еще и здание с уникальной акустикой, любой голос здесь звучит по-особому. Люди специально стремятся сюда на религиозную службу, чтобы услышать пение знаменитого хора и звучание самого большого во Франции органа. И как же не ощутить чистоту звучания шеститонного колокола, висящего в правой башне? По преданию, во время его изготовления парижане бросали в расплавленную медь серебряные и золотые украшения.

Не избежал собор периода упадка и ненужных многочисленных переделок. В XVII-XVIII веках его стены были перекрашены, витражи разрушены, а общий архитектурный облик нарушен. Лишь в 1843 году заговорили о реставрации собора, которую вскоре начал архитектор Виолле-ле-Дюк. В течение последующих 23-х лет Нотр-Дам стал таким же, как и много веков назад, а площадь перед ним очистилась от загромождавших ее построек.

В наши дни Собор Парижской Богоматери – сердце города, религиозная святыня, уникальное произведение средневекового искусства и известнейшая достопримечательность. Вокруг него витает множество легенд и романтических историй. Ежедневно к нему приходят тысячи туристов, жаждущих вдохнуть атмосферу одного из величайших духовных объектов в мире.

Как добраться?

Добраться до собора проще всего на метро, станция Cité. 
Навигация по разделу Париж:


my-france.net

Нотр-Дам де Пари (собор) - это... Что такое Нотр-Дам де Пари (собор)?

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

История

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Собор Парижской Богоматери ночью

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века, статуи царей были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены или расхищены, сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение в «Храм Разума», а позднее он использовался как винный склад.

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Астроморфный характер планировки собора

Существует гипотеза, что прототипом при планировке собора послужило созвездие Ориона, о чем свидетельствуют характерные пропорции здания в плане и специфические по форме пристройки в алтарной части здания.

Литература

Ссылки

Источники

  • Тарасова Л. Легенды Нотр-Дама // Смена. — 2004. — № 4.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Нотр-Дам де Пари (мюзикл) — Википедия РУ

Нотр-Дам де Пари (фр. Notre-Dame de Paris — «Собор Парижской Богоматери») — французско-канадский мюзикл по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Композитор — Риккардо Коччанте, автор либретто — Люк Пламондон. Мюзикл дебютировал в Париже 16 сентября 1998 года. Мюзикл попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как имеющий самый большой успех в первый год работы.

В оригинальной версии мюзикл гастролировал по Бельгии, Франции, Канаде и Швейцарии. Во французском театре «Могадор» в 2000 году дебютировал тот же мюзикл, но с некоторыми изменениями. Этих изменений придерживались итальянская, русская, испанская и некоторые другие версии мюзикла.

В том же году стартовала укороченная американская версия мюзикла в Лас-Вегасе и английская версия в Лондоне. В английском варианте почти все роли исполняли те же артисты, что и в оригинале.

По состоянию на декабрь 2017 года, мюзикл на 8 языках посмотрело более 11 миллионов зрителей[1].

Акт I

Цыганка Эсмеральда находится под опекой цыганского барона Клопена со смерти своей матери. После того, как цыганский табор пытается проникнуть в Париж и получить убежище в Соборе Парижской Богоматери («Les Sans-Papiers»), по приказу архидьякона Фролло их прогоняют королевские солдаты («Intervention de Frollo»). Капитан стрелков Феб де Шатопер заинтересовывается Эсмеральдой («Bohémienne»). Но он уже обручен с 14-летней Флёр-де-Лис («Ces Diamants-Là»).

На шутовском празднике горбатый, кривой и хромой звонарь Собора Квазимодо приходит, чтобы посмотреть на Эсмеральду, в которую он влюбился («La Fête des Fous»). Из-за уродства его избирают Королём шутов («Le Pape des Fous»). В этот момент вмешивается опекун и наставник Квазимодо, архидьякон собора Парижской Богоматери Клод Фролло. Он срывает с него шутовскую корону и запрещает даже глядеть на девушку, обвиняя её в колдовстве, а затем приказывает горбуну похитить цыганку и запереть её в башне собора («La Sorcière»).

Ночью поэт Пьер Гренгуар следует за Эсмеральдой («Les Portes de Paris») и становится свидетелем попытки её похищения. Но поблизости караулил отряд Феба, и он защищает цыганку («Tentative d’Enlèvement»). Квазимодо арестован. Капитан назначает спасенной свидание в кабаре «Приют любви». Всё это слышит Фролло.

Гренгуар попадает во Двор чудес — обитель бродяг, воров и прочих люмпенов. Клопен решает повесить его по причине того, что он, не будучи преступником, зашёл туда. Спасти поэта может только согласие любой из женщин, живущих там, взять его в мужья. Эсмеральда, после предложения со стороны опекуна, соглашается, чтобы спасти Пьера («La Cour des Miracles»). Он обещает сделать её своей музой, но цыганка поглощена мыслями о Фебе. Она расспрашивает мужчину о значении имени своего возлюбленного («Le Mot Phoebus», «Beau Comme Le Soleil»).

За попытку похитить Эсмеральду Квазимодо приговорили к колесованию («Anarkia»). Фролло наблюдает за этим. Когда горбун просит пить, девушка подает ему воду («À Boire»).

На рыночной площади все трое — Квазимодо, Фролло и Феб — признаются ей в любви («Belle»). В благодарность за воду первый показывает ей Собор и колокольню, приглашая заходить, когда та захочет («Ma maison, c’est ta maison»).

Фролло преследует Феба и вместе с ним заходит в «Приют любви» («L’Ombre», «Le Val d’Amour»). Увидев цыганку вместе с капитаном («La Volupté»), он ударяет его кинжалом цыганки, который Эсмеральда потеряла при нападении Квазимодо, и убегает, оставив жертву умирать («Fatalité»).

Акт II

Эсмеральду арестовывают и заключают в тюрьму Ла-Санте («Où Est-Elle?»). Феб вылечивается и возвращается к Флёр-де-Лис, которая просит его поклясться, что разлучница будет наказана («La Monture», «Je Reviens Vers Toi»).

Фролло судит и пытает Эсмеральду. Он обвиняет её в колдовстве, проституции и покушении на Феба. Цыганка заявляет, что она непричастна к этому. Её приговаривают к казни через повешение («Le Procès», «La Torture»). За час до казни Клод спускается в подземелье тюрьмы Ла-Санте («Visite de Frollo à Esmeralda»). Он признается узнице в любви и предлагает спасти в обмен на взаимность, но Эсмеральда отказывается («Un matin tu dansais»). Архидьякон пытается взять её силой, однако в это время в подземелье проникают Клопен и Квазимодо. Шут оглушает священника и освобождает падчерицу («Libérés»), которая скрывается в соборе Парижской Богоматери.

Жители «Двора Чудес» приходят туда, чтобы забрать Эсмеральду. Королевские солдаты под началом Феба вступают с ними в бой («L’Attaque De Notre-Dame»). Клопен убит. Бродяги изгнаны («Déportés»). Клод Фролло отдаёт цыганку Фебу и палачу. Квазимодо ищет её, но встречает Клода, который признается ему, что сделал это из-за отказа ему («Mon maître mon sauveur»). Горбун скидывает хозяина с собора и умирает сам с телом Эсмеральды на руках («Donnez-La Moi», «Danse Mon Esmeralda»).

Работа над мюзиклом началась в 1993 году, когда Пламондон составил примерное либретто на 30 песен и показал его Коччанте, с которым прежде уже работал и написал прежде в числе прочего песню «L’amour existe encore» для Селин Дион. У композитора уже было наготове несколько мелодий, которые он и предложил для мюзикла. Впоследствии они стали хитами «Belle», «Danse mon Esmeralda» и «Le temps des cathédrales». Самая известная песня мюзикла — «Belle» — была написана первой.

За 8 месяцев до премьеры был выпущен концепт-альбом — диск со студийными записями 16 главных песен постановки. Все песни были исполнены артистами мюзикла, за исключением партий Эсмеральды: в студии их пела Noa, а в мюзикле — Элен Сегара. На постановку были приглашены звёзды канадской эстрады — Даниэль Лавуа, Брюно Пельтье, Люк Мервиль, но главную роль Квазимодо отдали малоизвестному Пьеру Гарану, хотя изначально композитор писал партии Квазимодо для себя. Эта роль и прославила Пьера, взявшего себе псевдоним Гару.

Премьера российской версии мюзикла состоялась в Москве 21 мая 2002 года. Продюсерами постановки выступили Катерина Гечмен-Вальдек, Александр Вайнштейн и Владимир Тартаковский. Автор текста русской версии — поэт, бард, драматург и сценарист Юлий Ким.

В 2008 году состоялась премьера корейской версии мюзикла, а в 2010 году мюзикл стартовал в Бельгии.

В ноябре 2016 года оригинальная французская постановка была возобновлена в парижском Дворце Съездов (Palais des Congrès), после чего было организовано турне по Франции.[2]

http-wikipediya.ru