Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra). Опера гарнье в париже


Опера Гарнье: история, описание, фото

Адрес: Франция, Париж, улица Скриб (Scribe), 8Начало строительства: 1860 годОкончание строительства: 1875 годАрхитектор: Шарль ГарньеВместимость зала: 1900 чел.Основные достопримечательности: парадная лестница, библиотека-музей, большое фойе, театральный залКоординаты: 48°52′19″N,2°19′54″E

Составить полное представление о том, что такое потрясающая роскошь и великолепие, богатый интерьер и уникальные архитектурные формы можно только в легендарной и известной на весь мир Парижской опере.

Сейчас во всех туристических проспектах и путеводителях по Парижу это огромное здание значится, как Опера Гарнье. Шарль Гарнье – это гениальный архитектор, создавший план, по которому и был построен дворец. «Почему дворец?», - может задать вопрос человек, малознакомый с архитектурой Парижа. Дело все в том, что все элементы отделки, внутреннее убранство и гигантские размеры театра свойственны именно дворцам. Тем самым дворцам, в которых некогда жили короли Франции и высокопоставленные особы, относящиеся к великим династиям.

Главный южный фасад Оперы Гарнье

Естественно, опера Гарнье в Париже никогда не служила домом для венценосной особы, в ней никто никогда постоянно не жил (кроме ужасного призрака Эрика), дворец изначально строился, как опера, в которой должны были проходить выступления самых знаменитых певцов. К слову, практически сразу после своего открытия это здание, построенное в стиле роскошного необарокко, получило статус Оперного театра Национальной академии музыки Франции.

Всем без исключения гостям Франции предлагается посетить знаменитую оперу, ведь это здание относится к самым значимым достопримечательностям Парижа. Более того, опера Гарнье в Париже входит в список самых посещаемых мест столицы Франции, наряду с Елисейскими полями, Версалем, Пантеоном, Триумфальной аркой и Собором Французской Богоматери. Нет ничего удивительно в таком интересе со стороны путешественников к зданию оперы, ведь она действительно вводит в немой шок своим богатым внутренним интерьером, страшной легендой и размерами. К примеру, только в подсобных помещениях здания, построенного Шарлем Гарнье, можно поместить практически любой оперный театр Старого Света.

Вид на главный фасад оперы. Скульптуры на крыше здания, слева направо: Гармония, Аполлон, Поэзия

Кроме этого, все ценители оперы и балета чуть ли не за год бронируют билеты на интересующее их представление, ведь понаблюдать за действом, разворачивающимся на сцене самого значимого и известного театра в мире, можно назвать счастьем и огромной удачей.

Для того, что бы попасть в оперу Гарнье, расположенную в 9-м округе столицы величественной и богатой Франции, лучше всего воспользоваться метро и доехать до остановки под названием «Опера»: проезд по Парижу к зданию на арендованном автомобиле, особенно в час пик, может превратиться в настоящее испытание. При посещении оперы не стоит пугаться ужасного призрака Эрика, ему до сих пор отводят специальную ложу, из которой он и наблюдает за интересными ему представлениями.

На ночь оставаться в здании строго запрещено, поэтому встреча с потусторонней силой невозможна. К слову, на истории возникновения и появлениях призрака, следует более подробно остановиться чуть ниже.

Опера Гарнье: строительство

Строительство величественного дворца, который предполагалось обустроить под театр оперы и балета началось по распоряжению Наполеона III, который навсегда отказался посещать знаменитый Ле Пелетье после неудачного покушения на его жизнь.

Вид на скульптуру Апполона на крыше оперы

Для того чтобы полностью удовлетворить вкусы и требования президента Французской республики, а затем и императора, среди архитекторов был объявлен конкурс на лучший проект нового дворца. При этом стоит отметить, что будущий театр оперы и балета должен был стать уже тринадцатым (!) по счету в Париже. Удивительно, но победу в этом конкурсе, в котором приняли участие лучшие специалисты, одержал Шарль Гарнье. Этому архитектору, который еще не успел снискать себе славу, исполнилось на тот момент всего 35 лет.

Как принято говорить, первый камень в строительство здания был заложен в 1860-м году. В документах встречается довольно интересный факт, где упоминается, что будущим строительством дворца интересовалась супруга Наполеона III. Она, испытывая неподдельный интерес, как-то спросила у своего мужа: «В каком стиле предполагается строить здание: в греческом или в римском?». На этот вопрос она получила довольно неожиданный ответ: «Новое здание оперы и балета, мадам, будет построено в новом стиле, в стиле Наполеона III!».

Планы были, как и всегда, грандиозными. Однако строительство оперы Гарнье затянулось на целых 15 лет! Первой причиной такого долгого строительства была особенность почвы, которая по своему составу больше напоминала вязкое болото.

Скульптура Поэзия на крыше оперы

Шарль Гарнье, несмотря на свой возраст, оказался очень вспыльчивым и нетерпеливым человеком. Из-за многочисленных неудач при закладке фундамента он несколько раз решал бросить воплощение своего проекта в жизнь. Когда болото было осушено, архитектор столкнулся с еще одной проблемой: как оказалось, на территории, где велось строительство, находилось гигантское подземное озеро. И даже в этом случае работы не были прекращены: 8 месяцев гигантские насосы откачивали воду, пока объем озера не позволил начать возведение здания.

Казалось, все трудности остались позади, однако грянула франко-прусская война, во время которой все деньги из городского бюджета поступали в армию. Кроме этого, практически сразу после окончания боевых действий пала Империя, и вместо нее появилась Французская коммуна. Революционерам было не до высокого искусства: поэтому строительство велось нерегулярно, да и Гарнье не раз слышал, что возведение дворца вот-вот полностью остановят. Невозможно представить себе чувства, обуревавшие архитектора в те нелегкие времена, который еще при закладке фундамента решился на подвиг и совершил в то время переворот в архитектуре и строительстве. Благодаря провидению свыше, 29 октября 1873 года специалисту и его строительной бригаде поступило неожиданное распоряжение: закончить строительство дворца в кратчайшие сроки.

Cеверный фасад оперы

Причиной такой спешки стал пожар, уничтоживший полностью Парижскую оперу, в которой на тот момент проходили самые значимые представления. Кроме этого, во Франции, впрочем, как и во всей Европе, появилась мода на, так называемый, романтичный балет.

Уже в декабре 1874-года Шарль Гарнье доложил о том, что новый театр оперы и балета в Париже практически полностью закончен. Оставалось завершить лишь курительную комнату и несколько подсобных помещений. К слову, курительная комната так и не была достроена, в наши дни ее не встретишь в легендарной парижской опере Гарнье.

Торжественное открытие величественного дворца, отличавшегося богатой отделкой и уникальным архитектурным стилем, состоялось 15 января 1875 года. Как можно было с блеском и шумом открыть новый оперный театр? Конечно же, яркими выступлениями. Первыми представлениями на сцене оперы Гарнье стали выдержки из знаменитой оперы «Гугенот» и третий акт «Жидовки».

Страшные тайны оперы Гарнье

Опера Гарнье, несмотря на свою популярность среди туристов и ценителей высокого искусства, довольно часто ассоциируется у многих с местом полным страшных тайн.

Западный фасад оперы Гарнье

Первое таинственное происшествие во дворце произошло уже вскоре после его открытия: зрители, присутствующие на опере «Фауст», вдруг почувствовали, что все здание сильно задрожало, затем в зале полностью погас свет, и на консьержку обрушилась огромная люстра, вес которой составлял чуть более 800 (!) килограмм. Многие люди, увлекающиеся изучением потустороннего мира, наделяют озеро под зданием мистическими свойствами. Они утверждают, что именно оно является входом в мир мертвых. Кроме этого, существуют легенды, согласно которым в еще недостроенном здании во времена Французской революции подвергали пыткам и казнили сотни ни в чем неповинных людей. Их души, по заверениям некоторых экстрасенсов, и по сей день не могут найти себе покоя и часто являются ночью в виде ужасных призраков смотрителям оперы Гарнье.

Сколько бы ни ходило легенд о дворце, построенном за 15 лет Шарлем Гарнье, самая известная, самая печальная и самая страшная – история о призраке Эрика. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что Эрик – реальный, а не выдуманный человек, появившийся на свет с врожденным дефектом лица. Из-за своего уродства талантливый актер, игравший сам для себя в подвалах оперы Гарнье, был вынужден носить маску, чтобы не отпугнуть случайно встретившегося ему служителя театра или актера.

Большое фойе

Любовь погубила гениального Эрика, его чувства к танцовщице Кристине Даэ остались без ответа. В течение длительного времени он оказывал ей всевозможные знаки внимания и терпеливо ждал решения возлюбленной. В какой-то момент она, поддавшись порыву, согласилась на совместную жизнь с уродом в одном из подвальных помещений, но жизнь без света софитов она вынести не смогла: спустя две недели она покинула влюбленного в нее молодого человека. Горе было безутешным: Эрик убрал из своего жилища все запасы воды и продовольствия, и по собственной воле замуровал себя в темнице.

Благодаря кинематографу эта трагическая история получила распространение по всему миру: мюзиклы и фильмы о судьбе Эрика пользовались и, к слову, продолжают пользоваться бешеной популярностью. Ученым во время раскопок удалось даже найти скелет несчастного влюбленного, у которого был явный дефект костей черепа. Самоубийца, как известно, не может найти вечного упокоения. Призрак Эрика и по сей день бродит по опере Гарнье и присутствует на некоторых представлениях. Если эта история у кого-то вызывает сомнение, ему обязательно стоит отправиться в самый знаменитый театр в мире. Даже в наши дни в первом ярусе никому из зрителей не разрешают занимать ложу под номером 5.

Ротонда Солнца

Эта ложа предназначена для призрака оперы. Многие могут подумать, что это лишь реклама, призванная привлечь в оперу Гарнье еще больше посетителей, однако существуют факты, что после того, как ложа №5 была занята зрителями, со многими из них происходили ужасные события. Миф мифом, но вряд ли кто-то, даже будучи заядлым скептиком, решится в наш век технологического прогресса занять место, предназначенное для несчастного Эрика, который даже после своей смерти не смог найти покой.

Опера Гарнье: небольшой экскурс и памятка путешественнику

Попасть в оперу Гарнье можно и не приобретая билет на какое-либо представление. В любом случае, заказывать его придется заранее. Если посещение одной из главных достопримечательностей страны, общей площадью 21 625 (!) метров, планируется без гида, то стоит помнить, что открыта опера Гарнье с 10 утра и до 5 вечера. Билет стоит 9 евро для взрослого и 4 евро для ребенка. В составе экскурсионной группы один из самых уникальных дворцов Франции можно посетить только в среду, субботу или воскресенье. Полезно будет знать, что экскурсии проводятся только на французском и на английском языке.

Театральный зал

Что же посмотреть в первую очередь в опере Гарнье? Ответить на этот вопрос будет чрезвычайно трудно. Она настолько огромна, что порой кажется, обойти ее даже за несколько дней невозможно. Однако отдельного внимания заслуживает сцена, на которой может разместиться около 450 (!) актеров; гигантская люстра весом в 6 (!) тонн; богатый внутренний интерьер, масса лепнины и потолок расписанный самим Марком Шагалом. Кстати, вокруг этого огромного произведения искусства, под которым находится ярко алый зрительный зал, постоянно велись споры: некоторые критики считали, что работа гения недостаточно великолепна для такого здания, как дворец Гарнье в Париже. Неподдельный интерес у гостя дворца вызовут и прекрасно выполненные из бронзы бюсты самых известных композиторов: Моцарта, Бетховена, Обера, Галеви и многих других. В самом здании находится поистине огромное число лестниц и коридоров, которые позволяют беспрепятственно передвигаться по театру многочисленным группам. Представить себе тот титанический труд, который вложил в свое детище Шарль Гарнье, невозможно: по утверждениям архитекторов, все чертежи гения, сложенные друг за другом составят непрерывную линию длиной… в 33 километра!

В настоящий момент есть достоверная информация, что перед оперой Гарнье будет установлен памятник русскому театральному деятелю Сергею Дягилеву, организовавшему в свое время в столице Франции труппу под названием «Русский балет». Несложно будет догадаться, что выступала она на сцене легендарной оперы Гарнье в Париже.

Парадная лестница

Даже при малейшей возможности, путешественнику, которого пути-дороги привели в столицу Франции, следует обязательно побывать в опере Гарнье. Ведь то великолепие, которое можно увидеть в его зрительном зале, многочисленных коридорах больше не встретишь нигде в мире. Единственное, о чем следует постоянно помнить, находясь во дворце, так это то, что не следует ради бравады или просто из интереса занимать ложу под номером 5. «Он здесь, остерегайтесь его, ведь Призрак оперы идет…», - говорится в известном всем мюзикле.

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности ПарижаФранцияСтранны Европы

Опера Гарнье в Париже на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Гранд Опера ( Опера Гарнье) в Париже — По Европам

Дворец по официальному статусу, и акустика — одна из самых лучших в мире.

Серию рассказов о знаменитых оперных театрах мира мы начинаем с легендарной Парижской оперы, известной также под названиями Гранд Опера (Большая опера) и Опера Гарнье. Это громадное здание, в котором помимо главного оперного зала есть репетиционные и разминочные помещения, роскошные фойе, больше напоминающие галереи дворцов, блещущая роскошью парадная лестница, специально спроектированная оперная библиотека и много других фойе, галерей, коридоров и комнат. Но помимо них есть еще многочисленные складские помещения, технические пространства для декораций и технических приспособлений, огромные чердаки и самые загадочные оперные подземелья, в которых, как гласят городские легенды, кипит совершенно иная жизнь. Не случайно именно здесь писатель Гастон Леру поселил главного героя готического романа «Призрак Оперы».

Опера Гарнье ночью. Источникhttps://upload.wikimedia.org/Опера Гарнье ночью. Источник http://en.relais-saint-charles.com/

Весь этот уникальный комплекс, который по официальному статусу является дворцом и называется по имени создавшего его архитектора Гарнье, был выстроен за каких-то 15 лет в период, начиная с 1860 года, причем строительство велось едва ли половину времени, поскольку прерывалось из-за войны 1870 года, падения империи, Парижской коммуны и ее разгрома. Здание закончили строить 30 декабря 1874 года, а открытие состоялось 5 января 1875-го, хотя уже после этого продолжилась достройка некоторых помещений. Общая сумма расходов на строительство составила 36 миллионов франков золотом, а это по тем временам цена строительства едва ли не целой улицы.

Опера Гарнье. Париж. Источник https://upload.wikimedia.org/Вид на Гранд Опера с Авеню д’Опера. Источникhttps://upload.wikimedia.org/Опера Гарнье ночью. Источник http://clubbrain.ru/Опера Гарнье ночью. Источникhttps://upload.wikimedia.org/

Одна из главных достопримечательностей Гранд Опера – парадная лестница и центральный вестибюль. Он выложен мрамором нескольких цветов, что создает эффектную игру светлых и темных участков, визуально увеличивая и без того огромное пространство. Лестница внизу однопролетная широкая, а выше двухпролетная выводит на парадную колоннаду, которая считается одним из высших мировых достижений в деле демонстрации роскоши средствами архитектуры. У подножия лестницы установлены два больших бронзовых торшера в виде женских фигур, держащих букеты огней.

Вестибюль главной лестницы Гранд Опера. Париж. Источникhttps://upload.wikimedia.org/

В антрактах публика прогуливается по нескольким фойе, стилизованным под залы и галереи шикарных дворцов. Большое фойе, созданное самим архитектором Шарлем Гарнье, неотличимо от парадных залов королевских дворцов, а в отделке его использованы красивые минералы, дорогие породы деревьев, металлы и сплавы разного цвета, многочисленные свечи (теперь уже электрические лампочки в форме свечей), а также зеркала, которые вместе с отшлифованными полами и иными блестящими элементами декора еще сильнее увеличивают пространство. Потолок расписан Полем Бодри, изобразившем сюжеты музыкальной истории так, будто это античные мифы. Из центральных окон Большого фойе открывается вид уходящего к Лувру Оперного проспекта.

Гранд Фойе. Источникhttps://upload.wikimedia.org/Гранд Фойе. Источникhttps://upload.wikimedia.org/

Но, конечно, сердце Оперы – это главный зал, вмещающий 1 900 кресел, отделанных красным бархатом. Зал спроектирован в итальянском стиле, в виде подковы, и помимо партера здесь есть ложи в несколько ярусов. Акустика считается одной из лучших в мире. Она позволяет солистам и оркестрантам работать со звуком от самого тихого, который все равно будет слышен даже в верхних ярусах, до громкого, который будет восприниматься слушателями адекватно, то есть будут легко различимы как высота звука, так и слова арий. Зал практически квадратный, 31 метра в длину и 32 метров в ширину, а высота его составляет 21 метр.

Вид на зал со сцены Оперы Гарнье. Источникhttp://visitefrance.ru/Зал Гранд Опера. Источникhttps://s-media-cache-ak0.pinimg.com/

Высота пространства над сценой 15 метров, при этом под сценой целых 45 метров полезных помещений, и в каждое есть доступ бригаде обслуживания сцены. Вы еще сомневаетесь, что здесь может жить тот самый Призрак Оперы?Предельная глубина сцены 27 метров, хотя специальный железный занавес отсекает первые 15 метров, и обычно зрители видят именно эту часть сцены. Кстати, за сценой расположено не менее знаменитое танцевальное фойе, которое поначалу предназначалось для разминок балетной труппы, причем прямо с разминки солисты и статисты могли попасть на сцену. Однако это фойе, куда кроме балерин пускали и избранную публику, быстро стало своего рода салоном для клуба власть имущих и богатых и знаменитых парижан. Здесь они выражали симпатии балеринам, нередко завязывая с танцовщицами особые отношения. Но здесь же сильные мира сего общались друг с другом вне официального формата, что превратило танцевальное фойе в серьезный центр политического и делового влияния. При этом, конечно, легендой для внешнего мира служили увлечения балеринами. Кстати, именно эту золотую жилу нащупал художник-импрессионист Эдгар Дега, который, конечно, любовался грацией танцовщиц, но писал свои знаменитые картины и этюды вовсе не для выставок, а на продажу посетителям танцевального фойе. Кстати, и оформлено это помещение портретами выдающихся солисток балета XVII – середины XIX века, правда, это не импрессионистские голубые танцовщицы Дега, а помпезные полотна с изображениями балерин на позолоченном фоне.По центру потолка главного зала расположена огромная хрустальная люстра весом 8 тонн. Именно эта люстра падает в одной из ключевых сцен романа Гастона Леру «Призрак оперы». Но она и на самом деле падала, причем до написания романа, а именно 20 мая 1896 года. В тот вечер оборвался шнур одного из противовесов люстры, и главные беды принесло не падение самой люстры в партер, а падение противовеса массой в 700 кг. Противовес пробил насквозь пятый ярус и обрушился на головы зрителей четвертого яруса. Были жертвы, а легенд о мстительном Призраке стало еще больше.

Люстра главного зала Оперы Гарнье. Источникhttp://orig08.deviantart.net/

Еще одна достопримечательность Гранд Опера появилась достаточно недавно. На потолке (по форме воспроизводящем внутреннюю поверхность купола) вокруг люстры появился расписной плафон, то есть огромный холст, изображение на который нанесено масляными красками. Эта роспись появилась только в 1964 году, и выполнена она не французом, а уроженцем Витебска, эмигрантом Марком Шагалом. Когда в 1963-м тогдашний министр культуры Франции Андре Мальро, отличавшийся смелыми взглядами и умевшем принимать нестандартные решения, сделал заказ 77-летнему Шагалу, он оказался под огнем критики. Одним не нравилось, что столь ответственное дело поручено не французу, другие выражали недовольство тем, что потолок исторического помещения будет расписывать художник-авангардист. Однако сегодня творение Шагала признается настоящим шедевром.

Марк Шагал. Роспись плафона главного зала Оперы Гарнье. Париж, 1963-1964. Источникhttps://upload.wikimedia.org/Вид на пятиярусные ложи и плафон главного зала Оперы Гарнье. Источникhttp://www.art-days.com/

Площадь этого холста составляет 220 квадратных метров, а на его создание ушло около 200 кг красок. Весь плафон разделен на пять секторов по цветам, причем на каждом – образы знаменитых опер и балетов, среди которых не только французские, но и русские, что неудивительно.Белый сектор – опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелисента».Синий сектор – «Борис Годунов» Модеста Мусоргского и «Волшебная флейта» Вольфганга-Амадея Моцарта.Желтый сектор – Петр Ильич Чайковский, «Лебединое озеро», а также Шарль Адан, «Жизель».Красный сектор – «Жар-Птица» Игоря Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля.Зеленый сектор – «Ромео и Джульетта» Гектора Берлиоза плюс «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера.Кроме того, в центральном круге, непосредственно вокруг люстры Марк Шагал расположил образы из оперы Бизе «Кармен», а также из опер Бетховена, Верди и Глюка.В росписи плафона можно увидеть и архитектурные символы Парижа: Триумфальную арку, Эйфелеву башню, Бурбонский дворец и саму Оперу Гарнье.Роспись плафона оказалась настолько удачной и быстро стала такой популярной, что сегодня ее можно увидеть не только на магнитиках и других сувенирах, но и, к примеру, на часах коллекции Metiers d’Art — Chagall & L’Opera de Paris, которую в 2010 году представил старейший часовой дом Vacheron Constantin.

Часы коллекции Metiers d’Art — Chagall & L’Opera de Paris (часовой дом Vacheron Constantin, 2010) с изображением на циферблате элементов росписи плафона главного зала Оперы Гарнье (Марк Шагал, 1963-1964). Источникhttps://r.mtdata.ru/

 

poeu.ru

Опера Гарнье — Гранд-Опера в Париже

Опера Гарнье — один из великих театров в мире, расположенный в Париже. Он имеет много названий: Дворец Гарнье, Парижская опера, Гранд-Опера, и формальное «Национальная академия музыки и танца».

Воплотив всю патетичность и богатство дворцового убранства, это архитектурное творение стало настоящим достоянием Франции, которое имеет большое значение для музыкального сообщества всего мира. Наверное, нет на свете ни одного деятеля искусства, не имеющего представления о том, в каком городе находится Гранд Опера, и не желающего оказаться там хотя бы один раз в жизни.

История создания нового оперного дворца

Инициатива создания нового театрального помещения принадлежала императору Наполеону Бонапарту, передавшему распоряжение и бразды руководства над реализацией данного проекта префекту Парижа барону Осману. Под его эгидой проходило не только строительство оперного дома.

В годы занимаемой должности Жорж-Эжен Осман прославился тем, что основным направлением его деятельности была массовая «реставрация» столицы. Ему удалось изменить обличие Парижа до неузнаваемости. Создав новые дороги и избавившись от старых ветхих построек в центре Парижа, уникальная Опера Гарнье органично вписалась в обновлённом городе и стала главным ориентиром в парижской транспортной развязке.

Мотивом, подтолкнувшим к своевременному строительству театра, стало печальное событие. Во время посещения одного из представлений ещё старой оперы, на Наполеона III совершил покушение некий революционер. Это не вызвало особого резонанса, так как политика, проводимая Бонапартом была весьма жёсткой и авторитарной. При этом император Франции остался целым и невредимым, но больше не желал бывать в театре, напоминающем о страшных событиях. Вот тогда и было решено построить здание, не обладающее схожестью с прежним оперным домом.

В конкурсе проектов принимали участие самые известные французские архитекторы того времени. Между тем победителем был признан автор идеи, чьё имя никому ни о чём не говорило. Чертежи некоего Шарля Гарнье оказались лучшими, по мнению Наполеона. Кроме того, мысли Гарнье, воплощённые в оперном дворце, зародили очередное архитектурное направление.

Мистика Гранд-Оперы

Гранд Опера с самого начала её создания приобрела мистическое значение. Зачастую, объяснением этого служит то, что Опера Гарнье стала 13-й оперой на территории Франции. Сверхъестественность не покидает театральный дворец на протяжении всего его существования. Одним из странных подтверждений необычности театра стала трагичная случайность в 1896 году во время оперы «Фауст» по мотивам Гёте. Во время представления от упавшей люстры погиб зритель, сидящий в кресле зрительного зала под номером 13.

Случившееся повлияло на французского писателя Гастона Леру и послужило источником вдохновения для написания романа в готическом стиле под названием «Призрак Оперы». Гранд Опера в Париже была досконально изучена автором до мельчайших деталей, что помогло Леру правдоподобно описать многочисленные реально существующие пролёты, залы, подвалы.

Огромный водный резервуар в бетонной части основания здания, по-видимому, послужил идеей для вымышленного прототипа – подземного озера. Таинственный замысел произведения оставил свой след и на отношении к нему зрителей и руководителей театра. Если верить легенде, то перед началом представления, в пятой ложе всегда появляется тот самый «призрак» Эрика. Поэтому это место всегда предпочитают оставлять свободным.

Трудности, сопутствовавшие при возведении Оперы Гарнье

Роскошный Дворец Гарнье достаточно тяжело описать простыми словами. Достичь великолепия и совершенства Гранд Опера смогла, пройдя множество трудностей. Первые из них были связанны с местонахождением будущего архитектурного шедевра.

Вид с улицы на Оперу Гранье (Flavio Ensiki / flickr.com)

Подземные речные воды и болотистый грунт на протяжении длительного времени откладывали закладывание фундамента. Излишняя, постоянно поступающая вода нуждалась в безостановочной работе водоотводящих паровых насосов. Этот фактор наложил свой отпечаток и на конструкционных особенностях здания.

Двойные каменные плиты, составляющие основание, укреплены 16-метровыми опорами с целью сбережения фундамента скапливающимися водами. Внизу под театром создано настоящее подземелье, но ознакомиться со своеобразными пещерами и ярусами можно только с разрешения администрации.

Гранд Опера стала свидетелем многих исторических событий, поэтому зачинатели её строительства так и не смогли увидеть окончательный результат, затеянного ими творения. На долю легендарного здания выпали и революция, и франко-прусская война 1870 года, и Парижская коммуна. Опера Гарнье была использована в качестве боевого склада; крышу здания оборудовали под воздухоплавательную станцию, а в подвалах проводили страшные пытки пленников. Конец Второй французской империи сопровождался реальной угрозой полного прекращения строительного процесса и отказа от проекта.

Огромной заслугой автора Шарля Гарнье был непросто разработанный им архитекторский план театрального помещения. Он прилагал колоссальные усилия, чтобы добиться выделения денежных значительных средств на продолжение строительства и отделки здания, соответствующей его видению. И лишь в 1875 году Гранд Опера грандиозно открыла свои двери. Поэтому памятник, представленный позолоченным бюстом Гарнье, абсолютно заслуженно соседствует неподалёку от оперного театра.

Архитектурные элементы Оперы Гранье

Опера Гарнье имеет сложный фасад, для выполнения которого, в своё время были задействованы около 80 представителей живописи и архитектуры. Театральный дворец отделан лучшим мрамором, завезённым из зарубежья, что придаёт ему помпезности. Множество разноцветных фриз, колонн и скульптур, изображенных в стиле греческой мифологии, украшают внутренний вид помещений.

Бюсты Моцарта, Обера, Мейербера, Шопена, Бетховена и других величайших композиторов возвышаются среди фасадных колонн. Наверху, виднеются позолоченные фигуры и скульптурные ансамбли. Среди них работа Милле, в которой запечатлены Аполлон, с символичной золотой лирой в руке, Поэзия и Музыка; рядом можно найти Гармонию и Поэзию Карла Гюмери, бронзовых Пегасов по концам фронтона, чьим автором является Эжен Луи Лекен. С одной из таких скульптурных групп однажды произошёл инцидент. «Танец» Карпо изображал молодого юношу с бубном, вокруг него танцевали голые девушки. Скульптура была негативно оценена обществом, считалась неприличной и непристойной, и кто-то из горожан вылил на неё краску. С тех пор украшением фасада служит копия скульптуры, а оригинал пребывает в музее.

Обрамлением арочных окон двух первых этажей служат парные колонны, поддерживающие преобладающую античность в стиле театра. Вход в здание представлен аркадой и ведущей к ней роскошной лестницей.

Внутреннее богатство — интерьер Гранд-Оперы

Нельзя не отметить и богатейшее внутреннее убранство оперного дома. Парадный интерьер акцентирует внимание на большой лестнице, изготовленной из дорогостоящего белого мрамора, оникса, родонита и яшмы. Исключительность пафосной отделки добавляют фрески Пилза с иллюстрацией музыкальных аллегорий, расположенные на потолке.

Поднимаясь по центральной главной лестнице, невозможно пройти мимо фигурных бронзовых торшеров, изображающих женские силуэты и освещающих путь наверх. Причём, светящиеся букеты в их руках пришли в современность с момента открытия оперы. Конечно, сначала вместо электричества использовали масло, жир, потом газ. Лестница подводит к грандиозному Большому фойе и к множеству входов в зрительный зал. В красивом и просторном фойе также присутствуют стройные колонны, добавляющие ему превосходства.

Безошибочно можно сказать, что Гранд Опера это многоуровневый лабиринт из переплетённых коридоров, беседок, лестничных клеток, мест для общения, отдыха и прогулок в антракте. Пышность театра подчёркивается окружающими бархатными портьерами, сусальным золотом, херувимами и нимфами.

Особенности и специфика парижской оперы

При строительстве дворца искусства было учтено создание отдельного помещения для императора и его свиты. Эта часть театра представляет собой небольшой дом, с гардеробными и комнатой для наполеоновской охраны. Спроектированная Гарнье часть здания предполагала вмещение до 100 персон. Не забыли при возведении здания и о конюшне с тридцатью стойлами, амбаре.

Зрительный зал Оперы Гарнье (Véronique Mergaux / flickr.com)

Святая святых Оперы Гарнье – ярко-красный, сочетающийся с золотым, зрительный зал. Его особенностью является то, что располагается он в форме подковы и является довольно вместительным. Посмотреть постановки любимых классических произведений могут более двух тысяч зрителей. Поражающая вместительность касается и основной сцены: одновременно здесь могут присутствовать 450 актёров. Около 80 гримёрных, гардеробных залов для известных артистов способствуют удобной работе и творчеству.

Опера Гарнье во внутреннем декоре опирается на стили барокко и рококо, преобладающие во Франции. Свод, окружённый массивной шести тонной люстрой, в 1964 году оформил росписью Марк Шагал. Так как его картина идёт вразрез с общим стилевым решением театра, его работа вызвала многочисленные дискуссии.По современным меркам Гранд Опера прекрасно оснащена техникой. Последняя модернизация оборудования производилась в 2007 году наряду с общей реставрацией всего здания.

comments powered by HyperComments

attractionstory.ru

Опера Гарнье в Париже - история, фото, описание, как добраться, карта

Опера Гарнье, была построена в Париже в 1875 году по проекту архитектора Шарля Гарнье. Другие названия оперного театра, известного во всем мире: Гранд-опера́ (Grand Opéra), дворец Гарнье (Palais Garnier), Парижская Опера (Paris Opéra).

 История строительства

Своим возникновением она обязана императору Наполеону III. На его жизнь было совершено покушение в 1858 году. Это произошло в Театре Музыки на улице Ле Пелетье. Император потребовал строительства нового здания, соответствующего всем правилам безопасности: с отдельным въездным пандусом и тайным входом, из которого он сразу бы попадал в свою ложу.

В объявленном конкурсе выиграл молодой архитектор Шарль Гарнье. Первый камень был заложен в 1861 году. При возведении фундамента возникли трудности. Оказалось, что в месте, утвержденном для постройки, почва слишком рыхлая, болотистая, из-за скопления грунтовых вод. Кроме того, в ходе работ обнаружили большое подземное озеро, препятствующее строительству.

Для осушения и укрепления почвы понадобилось 8 месяцев. Все это наложило отпечаток на инженерные особенности фундамента: внизу под зданием находятся настоящие катакомбы с толстыми двойными стенами, состоящие из лабиринтов и отсеков.

Коррективы в план строительства внесла Франко–Прусская война (1870-1871 г.г.), а также революционные события (1871 г.). Бюджет урезали настолько, что продолжать работы стало невозможно. Когда политическая ситуация стабилизировалась, строительство возобновили. Открытие состоялось в 1875 году.

Страшные тайны оперы Гарнье

Здание окружено ореолом роковых совпадений и тайн. Одна из них послужила основанием для романа Г.Леру «Призрак Оперы», про обитателя подземелья – Эрика.

Это реальный персонаж, существовавший в период строительства здания. Его трагедия заключалась в том, что внешне отталкивающий и безобразный, он был необыкновенно талантливым, тонко чувствующим человеком. Эрик долгое время путешествовал с бродячим цирком по разным странам, одновременно изучая архитектуру и зодчество.

Когда Гарнье услышал его идеи, он был восхищен и решил нелегально оставить этого бродягу при себе в качестве помощника. Так Эрик оказался жителем подвалов Гранд Опера. Однажды он влюбился в певичку хора. С его умом ничего не стоило мистифицировать ее, правда уродство он спрятал под маской и плащом. Девушка даже согласилась жить с ним, но счастье продолжалось недолго. Когда она покинула его, Эрик решил уйти из этого мира, замуровав себя в одном из помещений подвала.

Мистически настроенные люди утверждают, что его дух, не знающий покоя, бродит по залам. Но не только это возбуждает толки. Якобы, подземное озеро — не что иное, как вход в царство мертвых, а в годы революции в здании пытали, казнили людей и их души являются смотрителям в виде призраков.

Загадочности добавил случай, произошедший в мае 1896 года. Говорили, что во время оперы «Гелла» здание задрожало, послышался гром, появились клубы дыма и яркого света, упала люстра, убив одну женщину и искалечив несколько других, началась паника. На самом деле: порвался трос, держащий 700-килограмовый противовес к люстре. Большой кусок металла полетел в дымоход, замкнуло электропроводку, отвалилась часть кладки, что и послужило причиной шумовых, световых эффектов и трагедии нескольких людей.

Здание театра

Опера Гарнье — роскошный изысканный дворец, сочетающий разные стили и элементы барокко, готики, архитектуры эпохи Возрождения. Для строительства использовались 24 сорта мрамора, бронза, оникс, сусальное золото.

Украшают фасад несколько скульптурных композиций: Драма, Музыка, Танец, Поэзия. На куполе — скульптура Апполона, держащего в руках золотую лиру. Эффектно смотрятся бронзовые изваяния греческих богов. Между мраморными колоннами расположены бюсты знаменитых музыкантов.

Парадная лестница

Лестница, состоящая из двух пролетов, — связующее звено между театральными вестибюлями, фойе, зрительным залом. Это удивительное по красоте сооружение находится в центральной части здания. Ступени выполнены из полированного белоснежного мрамора. В отделке балясин использован красный и зеленый камень.

Балюстрада из оникса имеет сложный восточный орнамент. Внизу стоят высокие торшеры в виде скульптурных композиций с женскими фигурами, держащими букеты световых пучков, освещающих лестницу. Плафон расписан узорами в античном стиле.

Библиотека-музей

Датой основания считается 1866 год. Это самый старый музей подобного типа в мире. Начало ему положил архив, собираемый для нужд театра, который постепенно перерос в библиотеку-музей. Она занимает круглый зал бывшей Императорской Ротонды, находящейся в западной части здания и насчитывает 5 экспозиционных залов. Действует постоянная выставка уникальных фотографий. Кроме того функционируют многочисленные тематические временные выставки.

В библиотеке-музее собраны материалы, повествующие не только об Опера Гарнье, но и в целом об истории оперы и балета Франции, начавшей свое существование в 1671 году. Всего в музее более 600 000 документов и 8500 экспонатов. Это собрание костюмов знаменитых артистов, декорации, книги, эскизы, программки, афиши и многое другое.

Театральные фойе

Проект интерьера позволил Гарнье обойтись без тяжелых внутренних конструкций. Поэтому внутри здание выглядит просторным, светлым. Из множества вестибюлей и фойе, особое место занимает Большое или Главное Фойе. Оно предназначено для прогулок, общения публики во время антрактов.

Свое название Фойе получило не только благодаря огромным размерам (56 м * 13 м и 18 м высотой), но также за богатство и роскошь оформления. Большие окна, игра света от многочисленных зеркал и хрусталя люстр придают воздушность, еще больше увеличивая ощущение пространства.

Куполообразный потолок расписан на музыкальные темы художником Полем Бодри аллегорическими фигурами Комедии и Трагедии, выложен мозаикой, украшен фресками с изображением детей, играющих на музыкальных инструментах, танцоров и музыкантов. Объединяющим элементом выбрана лира. Она часто встречается в художественных композициях и интерьере помещения, даже дверные ручки сделаны в форме лиры. В центре помещен бюст Шарля Гарнье.

Интересно по своему решению небольшое Лунное Фойе. Темой, взятой для оформления, послужила ночь: вверху на черном небосводе — желтое пятно луны, разливающее лучи света. Вокруг него — яркие сверкающие вкрапления звезд, летучих мышей, сов. Позади сцены находится Танцевальное Фойе, отделенное от нее занавесом. Оно служит для репетиций актеров и, при необходимости, для углубления сцены. Стены украшены портретами знаменитых танцовщиц 17-19 веков в сценических костюмах.

Театральный зал

Театральный зал — главная достопримечательность театра. Он расположен полукругом, имеет пять ярусов, вмещает 2156 зрителей. Кресла обиты красным бархатом. Из того же материала сделан занавес на сцене, украшенный золотыми вставками, кистями, ламбрекеном. Сусальное золото, мрамор, лепнина присутствуют в оформлении колонн, балконов, лож бельэтажа и верхней галереи. К внешнему великолепию прилагается превосходная акустика и высокотехнологичное оснащение сценического пространства.

Над залом установлена хрустальная люстра на 340 огней. Плафон, прикрепленный на 20-метровой высоте, первоначально имел вид фрески эпохи Возрождения, но со временем потребовал замены. В 1964 году заказ на роспись получил известный художник Марк Шагал.

Его произведение состоит из 5 цветовых сегментов: белого, желтого, красного, зеленого и синего. Каждому сегменту соответствует своя тема. В качестве сюжетов Шагал выбрал фрагменты опер, балетов, архитектурные шедевры Парижа (Эйфелева Башня, Триумфальная арка). Художник — великий колорист эпохи — так подобрал цвета, что они эффектно подчеркивают великолепие зала и гармонично сочетаются с ним.

Гранд-Опера в цифрах

  • Заявок на конкурс было подано 171
  • Общая площадь — 21 625 м²
  • Общие размеры — 173 м, * 125 м
  • Высота, включая глубину подвала, — 73,60 м
  • Размеры зрительного зала — 32 м *31 м, высота 21 м
  • Люстра весит 8 тонн
  • Размеры сцены — 27 м * 48,5 м, высота 15 м
  • Сцена вмещает 450 актеров
  • Ежегодное посещение — примерно 710 тыс. чел.
  • Дается в год — 300 спектаклей

Памятник Дягилеву

Перед входом в здание в 2009 году было решено установить памятник талантливому русскому импресарио С.Дягилеву. Этой чести он удостоился по праву. Организованные им в начале XX века знаменитые балетные сезоны, в которых выступала труппа «Русский балет», почти 20 лет покоряли не только Париж, но и всю Францию, Великобританию, Монако.

В труппу входили выдающиеся хореографы и танцовщики: В.Нежинский, А. Павлова, М. Кшесинская, Т.Карсавина, Дж. Баланчин, С.Лифарь, М.Фокин. Музыку для них создавали И. Стравинский, М. Равель, Р.Штраус, С.Прокофьев, К.Дебюсси. Авторами декораций и костюмов выступали Л.Бакст, А.Бенуа, П.Пикассо, А.Матисс и К.Шанель.

Представления настолько потрясли искушенную французскую публику, что даже установилась мода на все русское, включая костюмы и имена. Спустя почти столетие парижане решили отдать дань уважения великому театральному деятелю. Международный конкурс на лучший макет памятника выиграл скульптор В.Митрошин: Дягилев стоит на постаменте, на голове — цилиндр, в руках — трость. Сейчас памятник в стадии работы.

Где находится и как добраться

Опера Гарнье расположена в конце проспекта Оперы (avenue de l’Opéra), в IX парижском округе около одноименной станции метро «Opera».

Доехать до нее можно:

  • на метро (ветки 3, 7, 8)
  • на поезде RER, линия A, станция Auber
  • на автобусах: 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81, 95

Видео: Опера Гарнье в Париже

Опера Гарнье в Париже на карте

gurumustsee.ru

Опера Гарнье, Париж | Ваш путеводитель "Только Париж!"

Адрес: Place de l'Opera (посмотреть на Google Maps)Метро: Opera RER: AuberВремя работы:ежедневно с 10:00 до 17:00 (до 13:00 когда проводятся утренние спектакли)Вход: 9€, 5€ от 10 до 25 лет, до 10 лет бесплатно.Сайт: www.operadeparis.fr

Одной из самых ярких достопримечательностей Парижа, несомненно, является Опера Гарнье, расположенная в 9 округе Парижа и увековеченная в знаменитом романе писателя Гастона Леру «Призрак Оперы».

Само строительство нового оперного театра было задумано после того, как в здании старой Оперы на улице Ле Пелетье в 1858 году было совершено покушение на жизнь Наполеона III. После инцидента император наотрез отказался посещать этот театр и распорядился объявить конкурс на лучший проект нового театра, победу в котором одержал никому не известный в то время архитектор Шарль Гарнье.

Во время закладки фундамента в 1860 году обнаружилось, что под будущим театром постоянно скапливаются подземные воды, из-за чего потребовалось укрепить почву и соорудить огромный бетонный резервуар для воды. Именно над этим резервуаром и находится сцена. Факт существования «подземного озера» как раз и использовал Гастон Леру в своем романе.

По желанию Наполеона III, опасавшегося очередного покушения, для него был сделан личный вход: карета отъезжала по пандусу в отдельное фойе, откуда по изолированной анфиладе император мог попасть в свою ложу.

Вот только воспользоваться личным входом в Оперу Гарнье императору так и не удалось: строительство театра прервалось с началом Франко-прусской войны (1870-1871). А немногим позднее, во время Парижской коммуны, в построенных залах и вовсе были организованы продовольственные склады.

В конце 1871 года строительство, наконец, возобновилось и уже в 1875 году состоялось торжественное открытие Оперы. Говорят, что для возведения здания потребовалось 33 километра чертежей.

На протяжении многих лет театр именовался Парижской оперой, но после открытия в 1989 году Оперы Бастилии на одноименной площади получил название Оперы Гарнье – в честь своего создателя. Сегодня обе Оперы объединены в Государственную парижскую оперу, представляющую собой общественно-коммерческую организацию.

Здание Оперы Гарнье имеет довольно внушительные размеры. Площадь театра составляет более 11 тысяч квадратных метров, длина – 173 метра, ширина – 125 метров, а высота (от самой низкой точки подвала до самой верхней точки здания) – более 73 метров.

Действительно великолепен богато украшенный фасад оперы: к аркаде первого этажа ведет лестница, а у мощных пилястр установлены фигуры, символизирующие 4 вида искусства – музыку, лирическую поэзию, лирическую драму и танец. Общие же арочные окна первого и второго этажей обрамляют парные колонны, которые поддерживают роскошно декорированный аттик.

Внутренняя парадная лестница, отделанная мрамором, ониксом, яшмой и орлецом, в свое время исполняла роль своеобразной сцены, где дефилировали избранные гости театра. Она ведет к впечатляющему размерами и красотой Большому фойе и входам в зрительный зал.

Интересно оформление Зеркального салона, на потолке которого красуются фавны и вакханки, а на стенах изображены напитки (шампанское, чай, кофе и т.д.) и сцены охоты и рыбной ловли.

Красно-золотой зрительный зал, вмещающий почти 2 тысячи зрителей и освещаемый великолепной хрустальной люстрой весом в 8 тонн, выполнен в форме подковы. Кстати потолок зрительного зала в 1964 году был расписан Марком Шагалом – это единственный элемент, который несколько выбивается из стиля эклектики остальных интерьеров оперы.

Важно сказать, что для посещения Оперы Гарнье не обязательно покупать зачастую совсем не дешевый билет на представление: в течение дня можно сходить на «экскурсию» всего за несколько евро.

www.just-paris.ru

Опера Гарнье - Париж, Иль-де-Франс

Фото с wikipedia.org [CC BY-SA 2.5]

Пари́жская о́пера (фр. Opéra de Paris), то же, что Гранд-опера́ (фр. Grand Opéra), в современной Франции известна как Опера́ Гарнье́ (фр. Opéra Garnier) — театр в Париже, один из самых известных и значимых театров оперы и балета мира.

Расположена во дворце Гарнье (Palais Garnier) в IX округе Парижа, в конце проспекта Оперы (avenue de l’Opéra), около одноимённой станции метро. Здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар и относится к эпохе крупных преобразований города, воплощённых Наполеоном III и префектом Османом.

Долгое время здание театра именовалось Парижской оперой, но после открытия в 1989 году второй театральной площадки для Парижской национальной оперы — Оперы Бастилии, его стали называть именем архитектора Шарля Гарнье. Оба учреждения объединены в общественно-коммерческое предприятие «Парижская национальная опера» (Opéra national de Paris).

История

Дворец Гарнье — тринадцатая по счёту парижская опера после официального признания этого вида искусства Людовиком XIV в 1669 году. После покушения на жизнь Наполеона III 14 января 1858 года в здании старой оперы на улице Лё Пёлетье́ (Le Peletier) император отказался его посещать и потребовал построить новое здание. Был объявлен конкурс на лучший проект, и победителем стал никому не известный тридцатипятилетний Шарль Гарнье.

Работы по возведению оперы длились 15 лет — с 1860 по 1875, с многочисленными перерывами из-за войны 1870 года, падения имперского режима, Парижской коммуны. Завершение работ к 30 декабря 1874 года вылилось в общую сумму расходов 36 миллионов франков золотом. Оставались недоделанные места, например Зеркальная ротонда и курительная галерея. Последняя так никогда и не была закончена. Впервые Гранд-опера́ открылась 5 января 1875 года.

В 2000 году главный фасад оперы был полностью восстановлен, он заново обрёл свою первоначальную многоцветность, а статуи позолоту.

Здание театра

Парадная лестница

Вестибюль главной лестницы — одно из самых знаменитых мест Оперы Гарнье. Выложенный мрамором разных цветов, он вмещает двойной пролёт лестницы, ведущей к театральным фойе и этажам театрального зала. Парадная лестница это тоже театр, та сцена, где во времена кринолинов дефилировала избранная публика. На четырёх частях расписанного потолка изображены различные музыкальные аллегории.

Внизу лестницы стоят два бронзовых торшера — женские фигуры, держащие букеты из света.

Библиотека-музей

Коллекции библиотеки-музея, принадлежащей Национальной библиотеке Франции, хранят прошлое Оперы за последние три века. В залах музея на протяжении всего года устраиваются временные тематические выставки в дополнение к постоянной экспозиции из картин, рисунков, фотографий и уменьшенных объемных макетов театральных декораций.

Библиотека-музей находится в ротонде императора — западном павильоне от главного фасада, изначально задуманном как императорские помещения. После падения империи они так и не были закончены, до сих пор там можно увидеть массивную кладку из каменных блоков, сделанную в 1870 году.

Театральные фойе

Фойе — место прогулок зрителей во время антракта — просторны и богато украшены. Свод первого фойе покрыт прелестной мозаикой c золотым фоном. Отсюда прекрасный вид на всё пространство парадной лестницы.

Большое фойе было задумано Гарнье по образцу парадных галерей старых замков. Игра зеркал и окон визуально придает галерее еще больший простор. На великолепном, расписанном Полем Бодри потолке — сюжеты музыкальной истории, а главным декоративным элементом служит лира. Она повсюду в этом декоративном царстве — от сводов до решеток отопления и дверных ручек. В центре фойе, возле одного из тех окон, откуда открывается вид на Оперный проспект до самого Лувра, установлена копия бюста Шарля Гарнье скульптора Карпо.

В конце галереи с баром находится Зеркальный салон — чистая и светлая ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке, расписанном Клэрэном (Clairin), с изображениями на стенах различных напитков (чай, кофе, оранжад, шампанское…), а также рыбной ловли и охоты. Завершенный уже после открытия Оперы, салон продолжает хранить дух 1900-го года.

Театральный зал

Красно-золотой зрительный зал в итальянском стиле выполнен в форме подковы. Он освещен огромной люстрой из хрусталя, а потолок расписан в 1964 году Марком Шагалом. Зал вмещает 1900 зрительских кресел, отделанных красным бархатом. Великолепный занавес из расписной ткани имитирует красную драпировку с золотыми галунами и кистями.

Главный южный фасад после реставрации 2000 года Часть верхнего фасада оперы с позолотой Зал театра выполнен в итальянском стиле

Опера Гарнье в цифрах

  • Площадь: 21 625 м²;
  • Длина: 173 м;
  • Ширина: 125 м;
  • Высота от нижней точки подвала до верхней точки лиры Аполлона: 73,60 м;
  • Высота парадной лестницы: 30 м;
  • Размеры большого фойе: высота 18 м, длина 54 м и ширина 13 м;
  • Размеры зала: высота 20 м, длина 32 м, ширина 31 м;
  • Вес люстры: 8 тонн;
  • Сцена: высота 60 м (из них 45 м под сценой и 15 м над самой сценой), 27 м в глубину, ширина 48,5 м (занавеси открываются на ширину 16 м).

Памятник Дягилеву

В 2009 году началась подготовка проекта памятника Сергею Дягилеву для установки на площади перед зданием Гранд-Опера. Макет скульптора Виктора Митрошина стал победителем международного конкурса. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. Вероятно, памятник будет поставлен при поддержке меценатов, на пожертвования, силами русской диаспоры. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, а его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта. Бывший мэр Парижа Жан Тибери был против, но возведение памятника удалось начать только после того, как его сменил Бертран Деланоэ. В данный момент работы ведутся под патронатом Пьера Кардена.

Интересные факты

  • В знаменитом романе Гастона Леру «Призрак Оперы» говорится о подземном озере. И на самом деле в подвальных помещениях есть резервуар с водой, он служит для большей устойчивости фундамента и как запас воды на случай пожара.
  • 24 декабря 1907 года в двух герметичных урнах были запечатаны 24 диска на 78 оборотов, отобранные Альфредом Кларком (директором французского филиала компании «Граммофон»), а затем зарыты в подвалах Дворца Гарнье. Это послание в будущее, обновлённое в 1912 году, было составлено главным образом из лирических записей величайших певцов начала XX века, таких как Энрико Карузо, Эмма Кальвэ, Нелли Мельба, Аделина Патти и Франческо Таманьо. По желанию Альфреда Кларка урны должны быть открыты не раньше, чем через 100 лет. После их нахождения во время реставрационных работ 1988 года, заботу о них поручили Государственной библиотеке Франции. Как только 100 лет прошли, урны были официально извлечены 19 декабря 2007 года. В 2008 году их открыли, и правопреемница «Граммофона» — компания EMI — выпустила сборник из трёх CD-дисков — записи, подаренные Альфредом Кларком.
  • В конце 2000-х годов в Париже на крышах зданий установили около 300 ульев, также улей есть и на крыше театра.

Экскурсии

Здание театра (в том числе Большое и Актёрское фойе и библиотека, которые закрыты во время спектаклей), открыто для публичного посещения. Его можно посетить как в составе группы с экскурсией на французском или английском языке, так и самостоятельно (театральный зал открыт только в первой половине дня).

В театре есть магазин, торгующий книгами, музыкальными дисками, сувенирами и другой продукцией, посвящённой опере, балету и самому зданию. Рядом с театром находится популярное среди туристов «Кафе де ля Пэ», интерьеры которого были также оформлены архитектором Шарлем Гарнье.

tropki.ru

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra) в Париже. Фото

Достопримечательности Парижа

Рубрика: Париж

…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл.

Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свете. Давно глаза и губы Кристины Нильссон стали пылью где-то в провинциальном французском городке и развеялись по свету… В рядах и ложах — только чужие лица — с незнакомым выражением, с нечитаемыми мыслями. Лики вселенского одиночества…

Кто знает, стала бы Опера Гарнье (фр. Opéra Garnier) — парижский театр оперы и балета — так известна, если бы однажды Гастона Леру не вдохновила на роман «Призрак Оперы» реальная и нереальная история талантливого архитектора с изуродованным лицом?.. Роман, а затем и мюзикл Эндрю Уэббера стали короной этого имперского оперного дворца Гарнье — Palais Garnier.

Они дали театру то, что не может дать золото, будто струящееся по стенам на сверкающий мрамор пола. То, что не смогли дать выступления Полины Виардо, Джулии Гризи, Люсьена Петипа, Энрике Карузо, Фёдора Шаляпина, Анны Павловой, Вацлава Нежинского, Михаила Барышникова. То, что не даст эфирной красоты роспись Марка Шагала на своде, прекрасные скульптуры, роскошные кольца балконов и счастливая подкова зрительного зала. У театра появилась удивительная история Призрака Оперы, в которой, как оказалось, больше правды, чем вымысла.

Озеро

Мистическое связано с Оперой Гарнье от момента её замысла. Даже сам замысел словно подсказан извне: в январе 1858 года на императора наполеона III совершают покушение в оперном театре, и он, смертельно напуганный, приказывает строить новую оперу. В конкурсе архитектурных проектов побеждает «серая лошадка» — Шарль Гарнье. Тогдашняя пресса писала о нём с неизменным прибавлением — «никому не известный». И это ещё одна тайна оперы Гарнье: как смог выиграть такой конкурс у маститых и великих? Талант? Но проект Гарнье был весьма спорным — и по стилю, и по чрезвычайным затратам на постройку, хотя его и называли «великолепным по простоте и логичности замысла». Даже слова девиза проекта о больших желаниях, но малой надежде, взятые Гарнье у Торквато Тассо, свидетельствуют о мизерном шансе на успех…

Тем не менее, решение о строительстве было принято. В мае 1861 года Гарнье приступил к его воплощению, имея на руках громадные средства. Забегая вперёд, скажем: стройка, длившаяся 15 лет — до декабря 1874 года, обошлась Франции в 36 миллионов франков в золотом эквиваленте. Только миниатюрная модель дворца, созданная в течение года, стоила 8 тысяч франков. Если пересчитать те деньги с современным коэффициентом, сумма получится фантастическая.

Начало строительства не задалось. Место, предназначенное для театра, — окончание перспективы Лувра улицы Оперы, оказалось непригодным для фундамента. Там протекал ручей, и сколько ни откачивали, ни отводили воду, она скапливалась на дне котлована. Тогда Гарнье принимает гениальное в простоте и эффективности решение: он создаёт бетонный резервуар, в котором вода скапливается, не разрушая фундамент и препятствуя (при определённом наполнении) дальнейшему притоку вод. А в случае пожара воду из резервуара можно использовать для тушения огня.

Первый выход Призрака

Он появляется предположительно в самом начале строительства. К Гарнье приходит человек в маске, рассказывают страшную и удивительную историю и просится в помощники. Его имя — Эрик. Он родился в деревушке в Нормандии, родился с таким уродливым лицом, что родители оставляют его, когда мальчику исполняется 8 лет. Уродца подбирает странствующий цирк, чтобы показывать для развеселения публики. В 15 лет Эрик сбегает из цирка и добирается до Персии (Ирана), где чудом оказывается помощником архитектора, строившего гаремы и дворцы. После многих лет Эрик приобретает необыкновенный опыт в архитектуре и решает возвратиться во Францию. Там как раз начинается строительство Оперы, и Эрик совершает отчаянный поступок — приходит к главному архитектору с просьбой о работе. Он поступает так, как сделал сам Гарнье — и оказывается в выигрыше.

Меж тем стройка продолжается. Её прерывают только франко-прусская война, Парижская Коммуна. Возобновляется строительство при Третьей республике, хотя Гарнье и испытывал давление со стороны правительства — театр не должен более напоминать об империи и императорах.

Чтобы завершить здание и отделку, правительство Третьей республики занимает почти 5 миллионов золотых франков и Франсуа Блан — финансиста, управлявшего богатыми казино в Монте-Карло. Сам Блан был так восхищён работой Гарнье, что позже архитектор будет надзирать за проектированием и строительством Оперы Монте-Карло.

В 1875 году, 5 января дворец распахнул двери — и сияние хлынуло из них…

На открытии был весь свет Парижа во главе с президентом Третьей республики — маршалом Мак-Магоном — и иностранные гости: лорд-мэр Лондона, испанский король Альфонсо XII. В антракте Гарнье вышел на площадку парадной лестницы — и публика аплодисментами встретила того, кто создал всё это великолепие.

Второй выход Призрака

Второго выхода не было. Эрик никуда не уходил — он трудился по 12 часов в день на постройке театра, поражая всех своими знаниями и талантом.

Вместе с Гарнье и другими он радовался открытию театра, который принёс ему и счастье творца, и благосостояние. Теперь Эрик выглядел и жил как благородный господин. Только лицо своё он скрывал под маской, чтобы не пугать окружающих своим уродством. Впрочем, к маске уже привыкли…

Он всегда брал билеты в пятую ложу. Отсюда он и увидел, точнее — услышал её — Кристину Дааэ (Нильссон), «шведского соловья». И влюбился. В истории театра отмечается, что Кристина заключила с дирекцией Оперы контракт, но вскоре отказалась. Почему? Легенда или быль утверждает, что Эрик просто украл Кристину — другим способом получить любимую женщину он не мог.

… Кристину нашли через 3 недели. Она не только отказалась от контракта, но и покинула Париж. В момент Призрак и становится Призраком.

В здании Оперы Гарнье прекрасно всё. Когда императрица Евгения обвинила архитектора в безвкусии и отсутствии стиля, тот ответил: «Это стиль Наполеона III».

На самом деле стиль постройки определяется как боз-ар — эклектика, сплавляющая императорскую римскую архитектуру и итальянское Возрождение, французское и итальянское барокко и французскую позднюю готику.

В создании главного фасада Оперы участвовали 14 художников и 73 скульптора. Венчают здание две скульптурные группы (справа и слева) Чарльза Гюмери — «Гармония» и «Поэзия». Основание ризалита украшают многофигурные скульптуры-аллегории поэзии-гармонии, музыки, танца, драмы. Особенно знаменита среди них группа «Танец»: скульптора Карпо обвинили в её непристойности, хотя ничего особенного непристойного в позах танцующих нет. Просто талант позволил Карпо изобразить танцующих настолько страстными, экстатическими, что заставил смущаться даже отъявленных греховодников.

Между колоннами фасада выставлены позолоченные бюсты великих композиторов — Россини, Обера, Бетховена, Моцарта, других. Венчает купол Аполлон в окружении Поэзии и Музыки авторства Эме Милле. Расстояние от его лиры до подвала театра составляет почти 74 метра.

Внутри встречает гостей огромная парадная лестница в два пролёта, высотою 30 метров, выложенная разноцветным мрамором: белым — ступени, красным и зелёным — перила. У её начала — 2 бронзовые женские фигуры с букетами-светильниками. Лестницу называли «театром в театре»: там роскошная публика демонстрировала себя, разыгрывая спектакли тщеславия, тайной любви, обольщения и отчаяния.

Лестница ведёт к театральным фойе и нескольким этажам зала оперы. Гранд-фойе Оперы устроено по подобию огромных дворцовых и замковых променадов-галерей: на протяжении всех его 54 метров — окна, зеркала, ряды хрустальных люстр, «золото на голубом», прекрасная роспись Бодри на потолке, а в конце — зеркальная ротонда, на своде которой — хоровод вакханок и фавнов.

Есть в Опере и так называемое танцевальное фойе, в котором предполагались разминки танцовщиков перед выступлением. Но вскоре после открытия театра оно приобрело несколько иную функцию: в фойе встречались балерины и богатые господа, знакомились, заключали разного рода соглашения…

Роскошный, великолепный, в тяжёлом золоте и багряном бархате зал выполнен в итальянской оперной традиции — подковой. Он вмещает 1979 зрителей, а сцена — 450 артистов. Свод расписан первоначально Жюлем Леневё, но в 1964 году поверх оригинальной росписи установили раму с росписью Марка Шагала.

Вечно летящие куда-то герои Шагала, воздушные, радостные и оторванные от мира, не диссонирует с тяжёлой роскошью убранства, а развивают её: даже тот, кто пришёл сюда покрасоваться богатством и завести знакомства, улетит с ними всё равно — в высь, к высотам горним и прекрасным…

Украшает потолок трагически знаменитая хрустальная люстра весом 7 тонн. Придумал её сам Гарнье, а на реализацию гранд-люстры потратили 30 тысяч золотых франков. Однажды она всё-таки упала. Точнее, упал противовес, её поддерживающий, пробив несколько этажей и убив консьержку. Случилась трагедия в момент представления «Мефистофеля». И снова люди заговорили о Призраке…

Последний выход Призрака

Эрик отпустил Кристину — ему не нужно было отвращение любимой. Она бежала из Парижа, а он — исчез. И здесь в историю вплетается ещё одна рукотворная легенда-быль Оперы. В 1907 году Альфред Кларк — директор французской компании «Граммофон» — запечатывает в двух свинцовых урнах диски на 78 оборотов с записями лучших исполнителей того времени. Кларк завещает вскрыть урны через 100 лет. Про них как-то и забыли, но во время реставрационных и ремонтных работ в 1989 году урны нашли и вскрыли. Как говорят свидетели, в целых урнах не оказалось нескольких записей.

В ходе этих же работ была разобрана одна из стен подвала, за которой обнаружилась по-старинному меблированная комната. Предположили, что ей могли пользоваться рабочие во время строительства, хотя богатство комнаты как-то не вязалось с простыми тружениками.

Не долго раздумывая, вещи решились выбросить и — обнаружили ещё одну, страшную находку. В кладовой при комнате был найден скелет мужчины — без признаков убийства, но с выраженными деформациями лицевых костей. На его руке блестело кольцо с инициалами CD…

Ещё во время строительства Оперы Эрик сумел оборудовать себе квартиру в подвале театра — он по-прежнему не верил людям и их доброте. Украв Кристину и отпустив её, архитектор замуровал себя в комнате и умер, став вечным хранителем театра, его Ангелом.

Адрес: 8 Rue Scribe, Paris 75009.operadeparis.fr

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps. However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser. To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

← Остров Сите – старейшая часть Парижа Река Сена →
 

Похожие публикации:

Пирамида Лувра Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа...

Елисейские Поля У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи...

Остров Сите – старейшая часть Парижа Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не...

Река Сена Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres...

Холм Монмартр Если вы прибываете в Париж через аэропорт Руасси — Шарль-де-Голль, первое, что вы увидите, шагая по его стеклянным переходам, — далёкую белую громаду Сакре-Кёр — базилики Святого Сердца… Она приветствует вас с самой высокой точки города — холма Мон...

  Поделиться ссылкой:

www.hobbysalon.ru