Памятник Полю Гаварни в 2018 - 2019. Памятник ламарку в париже фото


Ламарк, Жан Батист — википедия фото

Жан Батист Ламарк родился 1 августа 1744 года в местечке Базантен в семье небогатых дворян. Он принадлежал к старинному, но давно обедневшему роду и был одиннадцатым ребёнком в семье. Большинство его предков и по отцу, и по матери были военными. В армии служили также его отец и старшие братья. Но военная карьера требовала средств, которыми семья не располагала. Ламарк был отдан в иезуитский колледж для подготовки к духовному званию. В колледже он познакомился с философией, математикой, физикой и древними языками[5]. В 16 лет Ламарк оставил колледж и пошёл добровольцем в действующую армию, где участвовал в Семилетней войне[5]. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.

В возрасте двадцати четырёх лет Ламарк оставил военную службу, через некоторое время приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника.

Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 году он выпустил трёхтомный труд «Французская флора» (фр. «Flore française»). В третьем её издании Ламарк начал вводить двураздельную, или аналитическую, систему классификации растений. Система эта есть ключ, или определитель, принцип которого — сопоставлять между собой характерные сходные черты и соединять ряд противоположных признаков, приводя таким путём к названию растений. Эти дихотомические ключи, весьма употребляемые и в наше время, оказали важные услуги, потому что приохотили многих к занятию ботаникой.

Книга принесла ему известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников.

Пять лет спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук.

Ламарк во время Французской революции

В 1789—1794 годах во Франции разразилась Великая французская революция, которую Ламарк встретил с одобрением (согласно БСЭ — «горячо приветствовал»[6]). Она коренным образом изменила судьбу большинства французов. Грозный 1793 год резко изменил и судьбу самого Ламарка. Старые учреждения закрывались или преобразовывались.

Научная деятельность Ламарка в области биологии

По предложению Ламарка в 1793 году Королевский ботанический сад, где он работал, был реорганизован в Музей естественной истории, в котором он стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных, Ламарк руководил этой кафедрой в течение 24 лет[6].

В почти пятидесятилетнем возрасте нелегко было менять специальность, но упорство учёного помогло преодолеть все трудности. Ламарк стал таким же знатоком в области зоологии, каким был в области ботаники.

Ламарк увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (именно он в 1796 году предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 годы выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных», в котором он описал все их известные в то время роды и виды. Если Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), то Ламарк выделил среди них 10 классов (современные учёные выделяют среди беспозвоночных более 30 типов).

Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым — «биология» (в 1802 году)[7]. Он сделал это одновременно с немецким учёным Г. Р. Тревиранусом и независимо от него[6].

Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.

Ламаркисты (ученики Ламарка) создали целую научную школу, дополняя дарвиновскую идею отбора и «выживания наиболее приспособленного» более благородным, с человеческой точки зрения, «стремлением к прогрессу» в живой природе.

  Жираф — пример приспособляемости животного к условиям среды в учении Ламарка

Ламарк ответил на вопрос, каким образом внешняя среда делает живое приспособленным к себе, так:

Обстоятельства влияют на форму и организацию животных… Если это выражение будет понято дословно, меня, без сомнения, упрекнут в ошибке, ибо, каковы бы ни были обстоятельства, они сами по себе не производят никаких изменений в форме и организации животных. Но значительное изменение обстоятельств приводит к существенным изменениям в потребностях, а изменение этих последних по необходимости влекут за собой изменения в действиях. И вот, если новые потребности становятся постоянными или весьма длительными, животные приобретают привычки, которые оказываются столь же длительными, как и обусловившие их потребности …

Если обстоятельства приводят к тому, что состояние индивидуумов становится для них обычным и постоянным, то внутренняя организация таких индивидуумов, в конце концов, изменяется. Потомство, получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретённые изменения и, в результате образуется порода, сильно отличающаяся от той, индивидуумы которой все время находились в условиях, благоприятных для их развития.

— Ж.-Б. Ламарк[8]

В качестве примера действия обстоятельств через привычку Ламарк приводил жирафа:

Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту.

— Ж.-Б. Ламарк[9]

Некоторые труды Ламарка[5]

Год Название Комментарий
1776 Мемуар об основных явлениях в атмосфере В 1776 году труд представлен во Французскую академию наук. Сведений о печати нет
1776 Исследования о причинах главнейших физических явлений Издана в 1794 году
1778 Флора Франции
1801 Система беспозвоночных животных
1802 Гидрогеология
Начиная с 1803 Естественная история растений Включает 15 томов. Первые два тома, посвящённые истории и принципам ботаники принадлежат Ж. Б. Ламарку
1809 Философия зоологии. В 2-х томах
1815-1822 Естественная история беспозвоночных. В 7-ми томах
1820 Анализ сознательной деятельности человека

Последние годы жизни

  Ламарк в конце жизни (1824)

К 1820 году Ламарк полностью ослеп, свои труды диктовал дочери. Жил и умер в бедности[6] и неизвестности, дожив до 85 лет, 18 декабря 1829 года. До последнего его часа с ним оставалась его дочь Корнелия, которая писала под диктовку ослепшего отца.

  Памятник Ламарку в Саду растений в Париже. Надпись гласит: «A. Lamarck / Fondateur de la doctrine de l'évolution» (Ламарку, основателю учения об эволюции)

В 1909 году, в столетнюю годовщину выхода в свет «Философии зоологии», в Париже был торжественно открыт памятник Ламарку. На одном из барельефов памятника изображён Ламарк в старости, потерявший зрение. Он сидит в кресле, а его дочь, стоя рядом, говорит ему: «Потомство будет восхищаться Вами, отец, оно отомстит за Вас!»

Ещё при жизни Ламарка, в 1794 году, немецким ботаником Конрадом Мёнхом в честь учёного был назван род средиземноморских злаков Lamarckia (Ламаркия)[10].

В 1964 г. Международный астрономический союз присвоил имя Ламарка кратеру на видимой стороне Луны.

org-wikipediya.ru

Жан Ламарк - ботаник - биография, фото, видео

В 1909 году в Париже было большое торжество: открывали памятник великому французскому натуралисту Жану Батисту Ламарку в ознаменование столетия со дня выхода в свет его знаменитого сочинения "Философия зоологии".

На одном из барельефов этого памятника изображена трогательная сцена: в кресле в грустной позе сидит слепой старик - это сам Ламарк, потерявший в старости зрение, а рядом стоит молодая девушка - его дочь, которая утешает отца и обращается к нему со словами:

"Потомство будет восхищаться вами, мой отец, оно отомстит за вас".

Жан Батист де Моне шевалье де Ламарк родился 1 августа 1744 года во Франции, в небольшом местечке. Он был одиннадцатым ребенком в обедневшей аристократической семье. Родители хотели сделать его священником и определили в иезуитскую школу, но после смерти отца шестнадцатилетний Ламарк оставил школу и вступил в 1761 году добровольцем в действующую армию. Там он проявил большую храбрость и получил звание офицера. После окончания войны Ламарк приехал в Париж, повреждение шеи заставило его оставить военную службу. Он стал учиться медицине. Но он больше интересовался естественными науками, в особенности ботаникой. Получая незначительную пенсию, он для заработка поступил в один из банкирских домов.

После ряда лет усиленных занятий трудолюбивый и талантливый молодой ученый написал большое сочинение в трех томах - "Флора Франции", изданное в 1778 году. Там описано множество растений и дано руководство к их определению. Эта книга сделала имя Ламарка известным, и в следующем году его избрали членом Парижской академии наук. В Академии он с успехом продолжал заниматься ботаникой и приобрел большой авторитет в этой науке. В 1781 году его назначили главным ботаником французского короля.

Другим увлечением Ламарка была метеорология. С 1799 по 1810 год он издал одиннадцать томов, посвященных этой науке. Занимался он физикой и химией.

В 1793 году, когда Ламарку уже было под пятьдесят, его научная деятельность в корне изменилась. Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был преобразован в Музей естественной истории. Свободных кафедр ботаники в музее не оказалось, и ему предложили заняться зоологией. Трудно было пожилому человеку оставить прежнюю работу и перейти на новую, но огромное трудолюбие и гениальные способности Ламарка все преодолели. Лет через десять он сделался таким же знатоком в области зоологии, каким был в ботанике.

Прошло немало времени, Ламарк состарился, перешагнул рубеж в шестьдесят лет. Он знал теперь о животных и растениях почти все, что было известно науке того времени. Ламарк решил написать такую книгу, в которой не описывались бы отдельные организмы, а были бы разъяснены законы развития живой природы. Ламарк задумал показать, как появились животные и растения, как они изменялись и развивались и как достигли современного состояния. Говоря языком науки, он захотел показать, что животные и растения не созданы такими, каковы они есть, а развивались в силу естественных законов природы, т. е. показать эволюцию органического мира.

Это была нелегкая задача. Лишь немногие ученые до Ламарка высказывали догадки об изменяемости видов, но только Ламарку с его колоссальным запасом знаний удалось разрешить эту задачу. Поэтому Ламарк заслуженно считается творцом первой эволюционной теории, предшественником Дарвина.

Свою книгу Ламарк напечатал в 1809 году и назвал ее "Философия зоологии", хотя там речь идет не только о животных, но и о всей живой природе. Не следует думать, что все интересовавшиеся в то время наукой обрадовались этой книге и поняли, что Ламарк поставил перед учеными великую задачу. В история науки часто бывало, что великие идеи оставались непонятыми современниками и получали признание лишь много лет спустя.

Так случилось и с идеями Ламарка. Одни ученые не обратили на его книгу никакого внимания, другие посмеялись над ней. Наполеон, которому Ламарк вздумал преподнести свою книгу, так выбранил его, что тот не мог удержаться от слез.

Под конец жизни Ламарк ослеп и, всеми забытый, умер 18 декабря 1829 года восьмидесяти пяти лет от роду. С ним оставалась лишь дочь его Корнелия. Она заботилась о нем до самой смерти и писала под его диктовку.

Слова Корнелии, запечатленные на памятнике Ламарку, оказались пророческими: потомство действительно оценило труды Ламарка и признало его великим ученым. Но это случилось не скоро, через много лет после смерти Ламарка, после того, как появилось в 1859 году замечательное сочинение Дарвина "Происхождение видов". Дарвин подтвердил правильность эволюционной теории, доказал ее на многих фактах и заставил вспомнить о своем забытом предшественнике.

Сущность теории Ламарка заключается в том, что животные и растения не всегда были такими, какими мы их видим теперь. В давно прошедшие времена они были устроены иначе и гораздо проще, чем теперь. Жизнь на Земле возникла естественным путем в виде очень простых организмов. С течением времени они постепенно изменялись, совершенствовались, пока не дошли до современного, знакомого нам состояния. Таким образом, все живые существа происходят от непохожих на них предков, более просто и примитивно устроенных.

Отчего же органический мир, или, иначе говоря, все животные и растения, не стоял неподвижно, как часы без завода, а двигался вперед, развивался, изменялся, как изменяется и теперь? Ламарк дал ответ и на этот вопрос.

Развитие растений и животных зависит от двух главных причин. Первая причина, по мнению Ламарка, заключается в том, что весь органический мир сам по себе стремится непрерывно изменяться и улучшаться, - это его неотъемлемое внутреннее свойство, которое Ламарк назвал стремлением к прогрессу.

Вторая причина, от которой зависит, согласно учению Ламарка, эволюция органического мира, - это воздействие на организмы той обстановки, в которой они живут. Эта обстановка, или жизненная среда, слагается из воздействия на животных и на растения пищи, света, тепла , влаги, воздуха, почвы и т. д. Среда эта весьма разнообразна и изменчива, поэтому она воздействует на организмы различным образом. В общих словах, среда влияет на органический мир как непосредственно, так и косвенно.

Ламарк считал, что растения и самые низшие животные изменяются под воздействием окружающей среды прямо и непосредственно, приобретая ту или иную форму, те или иные свойства. Например, растение, выросшее на хорошей почве, получает совсем иной облик, нежели растение того же вида, выросшее на плохой почве. Растение, выращенное в тени, непохоже на растение, выращенное на свету, и т. д. Животные же изменяются по-другому. Под влиянием изменения среды у них образуются различные новые привычки и навыки. И привычка, вследствие постоянного повторения и упражнения различных органов, развивает эти органы. Например, у животного, которое постоянно живет в лесу и вынуждено лазать по деревьям, разовьются хватательные конечности, а у животного, которое вынуждено постоянно передвигаться на большие расстояния, разовьются сильные ноги с копытами и т. д. Это будет уже не прямое, а косвенное влияние среды - посредством привычек. Кроме того, Ламарк считал, что признаки, которые приобретают организмы под влиянием среды, могут передаваться по наследству.

Таким образом, две причины (с одной стороны - врожденное стремление к совершенствованию, с другой стороны - влияние среды) создают, согласно учению Ламарка, все многообразие органического мира.

С точки зрения современной биологии, в теории Ламарка многое устарело. Например, современная наука отрицает, что в органическом мире существует какое-то таинственное и необъяснимое стремление к совершенствованию. Дарвин иначе объяснил относительно целесообразное строение тела животных и растений и то, как они приспособляются к среде. Главной причиной эволюции он считал естественный отбор. Влияние же условий окружающей среды на организмы, которое занимает большое место в учении Ламарка, признается и современной биологией.

Дарвин под конец своей жизни признал, что он не обратил достаточного внимания на изменение организмов под влиянием окружающей их среды. Современная биология придает влиянию среды большое значение.

Однако главная заслуга Ламарка не в объяснении причин эволюции, а в том, что он первый, за полвека до Дарвина, предложил теорию о естественном возникновении и развитии органического мира.

Идеи Ламарка о влиянии среды на организмы интересны не только для истории биологии. В наше время они приобрели и практическое значение: воздействием среды люди стали изменять свойства растений и животных.

biozvezd.ru

Кладбище Пер-Лашез в Париже (26 фото)

Не побывать на кладбище Пер-Лашез в Париже просто нельзя. Здесь многие найдут для себя интересное. Фотографы — красивые ракурсы, поклонники искусства — могилы кумиров, романтики будут просто гулять по улицам некрополя, на которых иногда даже можно заблудиться

Сначала я планировал бегло пробежаться по кладбищу, посетив могилы знаменитостей, но попав за ограду, понял, что торопиться здесь нельзя. Могилы Эдит Пиаф и Джима Моррисона, парижские легенды надгробия Оскара Уайльда, которое многие желают поцеловать. Наконец, захоронение композитора Шопена, музыка которого стала последней для многих, кто здесь лежит: он автор Похоронного марша. И многое другое. Сегодня — крупнейшее и самое красивое кладбище Парижа.

C погодой для съёмки не повезло, зато для прогулки в такое место — что надо. Пасмурно, между надгробиями гуляет ветер, со стуком закрывая открытые двери склепов, иногда начинается дождь. На Пер-Лашез всегда много народу, но видно погода всех испугала. Тем лучше

Фамильные склепы. Все разные, одинаковых не найти. В какую-то минуту на правый склеп садится чёрный грач, но снять его не успеваю, улетел

«Пер-Лашез (Pere-Lachaise)» переводится как «отец Лашез». Название идёт от священника Франсуа де ля Шеза, духовника Людовика XIV. Здесь стоял то ли его дом, то ли основанный им монастырь. Кладбище появилось чуть позже — землю под могилы приказал выделить Наполеон

Но парижане хоронить родных на тогда далёкой окраине города упорно отказывались. Кому захочется далеко ездить? Тогда был проведён пиар-ход: сюда «подселили» останки умерших знаменитостей, в том числе Бомарше и Мольера. Ход отлично подействовал, теперь здесь покоится множество людей. Склепы часто подписаны по фамилиям. Мох на крыше добавляет колорита и романтики

Надо сказать, состояние многих склепов не лучшее. Многие открыты, плиты разбиты

Валяется мусор

Здесь по запаху общественный туалет

Снаружи тоже иногда грустно

Встречаются разбитые витражи. Многие захоронения ещё позапрошлого века, ухаживать за ними уже некому

Посмотрим сначала на могилы знаменитостей, потом просто пройдёмся по улицам. Единственное захоронение, к которому не подойти близко, — Джима Моррисона. Как известно, лидер The Doors умер в Париже в 1971 году при загадочных обстоятельствах. Из версий — убийство, самоубийство и передоз. После смерти певца на его могиле фанаты начали устраивать пьянки и оргии, из-за чего захоронение обнесли забором. Правда забор останавливает не всех

Соседний склеп приспособили под «стену Моррисона». Ну как же без знаменитой «Light My Fire» («Зажги мой огонь») из дебютного альбома The Doors. По иронии судьбы, она же стала и последней песней, которую Джим исполнил со сцены

Эдит Пиаф

Музыка Фредерика Шопена была последней для многих лежащих здесь людей. Он автор «Сонаты для фортепиано № 2″, часть которой стала Траурным маршем. Под него же похоронили и самого композитора

Надгробие Оскара Уайльда с летающим сфинксом. Парижане любят рассказывать легенду, по которой каждый, кто поцелует его, никогда не потеряет свою любовь. В итоге к могиле началось паломничество, а саркофаг покрылся огромным слоем помады

Дальше — больше. Раньше у сфинска был ещё и половой орган. И если девушки целовали надгробие, то геи не стеснялись задействовать и его. Говорят даже о половых контактах. В итоге сфинска кастрировали, а само надгроие решили застеклить

Здесь можно увидеть и такой привычный нашему глазу памятник. В память русских, участников французского Сопротивления во Вторую мировую

Вообще, русский след на кладбище заметен. Могилу какого-то эмигранта венчает православный купол, вокруг всё засажено берёзами

На многих надгробиях мох

Вокруг никого. Точнее, вокруг много людей, но они уже немного в другом состоянии

Ещё на кладбище похоронены Оноре де Бальзак, Марсель Пруст, Мария Каллас, Гертруда Стайн, Нестор Махно, Марсель Марсо, Сара Бернар, Айседора Дункан, Жозеф Гей-Люссак, Джоаккино Россини, Жорж Бизе, Ив Монтан. Всех не обойдёшь)

Многие стесняются даже вслух говорить о кладбищах, я же считаю, что это большая часть города, которую нельзя обойти. Тем более, когда вокруг лежит столько известных людей. Такие места позволяют не только вспомнить о лежащих здесь, но и многое обдумать, никуда не спешить, принять нужное решение и тп

Кстати, многие парижане приезжают сюда гулять. Пер-Лашез — один из самых больших зелёных оазисов в городе, и в какой-то степени стал парком

Кладбище огромное, всё обойти займёт несколько часов. За это время совершенно забываешь, что находишься в одном из крупнейших городов мира

Вокруг тишина, слышен только шум ветра и дождя. Грустное и одновременно прекрасное место

Источник: aleks1780.livejournal.com

fishki.net

Ламарк, Жан Батист - это... Что такое Ламарк, Жан Батист?

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (фр. Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet Lamarck; 1 августа 1744 — 18 декабря 1829) — французский учёный-естествоиспытатель.

Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм».

Неоценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.

Важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии» (фр. Philosophie zoologique), опубликованная в 1809 году.

Биография

Жан Батист Ламарк, родился 1 августа 1744 года в местечке Базантен, в семье небогатых дворян. Он принадлежал к старинному, но давно обедневшему роду и был 11 ребёнком в семье. Большинство его предков и по отцу, и по матери были военными. В армии служили также его отец и старшие братья. Но военная карьера требовала средств, которыми семья не располагала. Ламарк был отдан в иезуитский колледж для подготовки к духовному званию. В колледже он познакомился с философией, математикой, физикой и древними языками[1]. В 16 лет Ламарк оставил колледж и пошёл добровольцем в действующую армию, где участвует в Семилетней войне[1]. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.

В возрасте двадцати четырёх лет Ламарк оставил военную службу, через некоторое время приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника.

Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 году он выпустил трёхтомный труд «Французская флора» (фр. «Flore française»). В третьем её издании Ламарк начал вводить двураздельную, или аналитическую, систему классификации растений. Система эта есть ключ, или определитель, принцип которого — сопоставлять между собой характерные сходные черты и соединять ряд противоположных признаков, приводя таким путём к названию растений. Эти дихотомические ключи, весьма употребляемые и в наше время, оказали важные услуги, потому что приохотили многих к занятию ботаникой.

Книга принесла ему известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников.

Пять лет спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук.

Ламарк во время Французской революции

В 1789—1794 годах во Франции разразилась Великая французская революция, которую Ламарк встретил с одобрением (согласно БСЭ — «горячо приветствовал»[2]). Она коренным образом изменила судьбу большинства французов. Грозный 1793 год резко изменил и судьбу самого Ламарка. Старые учреждения закрывались или преобразовывались.

Научная деятельность Ламарка в области биологии

По предложению Ламарка в 1793 году Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был реорганизован в Музей естественной истории, где он стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных. Ламарк руководил этой кафедрой в течение 24 лет[2].

Нелегко было почти пятидесятилетнему человеку менять специальность, но упорство учёного помогло преодолеть все трудности. Ламарк стал таким же знатоком в области зоологии, каким был в области ботаники.

Ламарк увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (именно он в 1796 году предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.

Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым — «биология» (в 1802 году)[3]. Он сделал это одновременно с немецким учёным Г. Р. Тревиранусом и независимо от него[2].

Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.

Ламаркисты (ученики Ламарка) создали целую научную школу, дополняя дарвиновскую идею отбора и «выживания наиболее приспособленного» более благородным, с человеческой точки зрения, «стремлением к прогрессу» в живой природе.

Жираф — пример приспособляемости животного к условиям среды в учении Ламарка

Ламарк ответил на вопрос, каким образом внешняя среда делает живое приспособленным к себе, так:

Обстоятельства влияют на форму и организацию животных… Если это выражение будет понято дословно, меня, без сомнения, упрекнут в ошибке, ибо, каковы бы ни были обстоятельства, они сами по себе не производят никаких изменений в форме и организации животных. Но значительное изменение обстоятельств приводит к существенным изменениям в потребностях, а изменение этих последних по необходимости влекут за собой изменения в действиях. И вот, если новые потребности становятся постоянными или весьма длительными, животные приобретают привычки, которые оказываются столь же длительными, как и обусловившие их потребности …

Если обстоятельства приводят к тому, что состояние индивидуумов становится для них обычным и постоянным, то внутренняя организация таких индивидуумов, в конце концов, изменяется. Потомство, получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретённые изменения и, в результате образуется порода, сильно отличающаяся от той, индивидуумы которой все время находились в условиях, благоприятных для их развития[4].

— Ж.-Б. Ламарк

В качестве примера действия обстоятельств через привычку Ламарк приводил жирафа:

Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту[5].

— Ж.-Б. Ламарк

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк

Некоторые труды Ж. Б. Ламарка

Год Название Комментарий
1776 Мемуар об основных явлениях в атмосфере В 1776 году труд представлен во Французскую академию наук. Сведений о печати нет
1776 Исследования о причинах главнейших физических явлений Издана в 1794 году
1778 Флора Франции
1801 Система беспозвоночных животных
1802 Гидрогеология
Начиная с 1803 Естественная история растений Включает 15 томов. Первые два тома, посвящённые истории и принципам ботаники принадлежат Ж. Б. Ламарку
1809 Философия зоологии. В 2-х томах
1815-1822 Естественная история беспозвоночных. В 7-ми томах
1820 Анализ сознательной деятельности человека

[1].

Последние годы жизни

К 1820 Ламарк полностью ослеп, свои труды диктовал дочерям. Жил и умер в бедности[2].

Скончался Ламарк в бедности и неизвестности, дожив до 85 лет, 18 декабря 1829 года. До последнего его часа с ним оставалась его дочь Корнелия, которая писала под диктовку ослепшего отца.

В 1909 году, в столетнюю годовщину выхода в свет «Философии зоологии», в Париже был торжественно открыт памятник Ламарку. На одном из барельефов памятника изображён Ламарк в старости, потерявший зрение. Он сидит в кресле, а его дочь, стоя рядом, говорит ему: «Потомство будет восхищаться Вами, отец, оно отомстит за Вас».

Вклад Ламарка в другие науки

Памятник Ламарку в Ботаническом саду в Париже. Надпись гласит: «A. Lamarck / Fondateur de la doctrine de l'évolution» (Ламарку, основателю учения об эволюции)

Кроме ботанических и зоологических работ, Ламарк издал ряд трудов по гидрологии, геологии и метеорологии. В «Гидрогеологии» (изданной в 1802 году) Ламарк выдвинул принцип историзма и актуализма в трактовке геологических явлений.

Сочинения

  • Système des animaux sans vertèbres, P., 1801 (фр.);
  • Système analytique des connaissances positives de l’homme. P., 1820 (фр.);
  • Histoire naturelle des animaux sans vertèbres, 2 éd., t. 1—11, P., 1835—1845 (фр.); в рус. пер. — Философия зоологии, т. 1—2, М. — Л., 1935—1937;

Переводчики на русский язык

Литература

На русском языке
  • Жан Батист Ламарк Избранные произведения в двух томах. Том 1: Вступительные лекции к курсу зоологии, Философия зоологии (1809), АН СССР, 1955. 965 с.
  • Жан Батист Ламарк Избранные произведения в двух томах. Том 2: Естественная история беспозвоночных животных (1815), Статьи из «Нового словаря естественной истории» Детервилля (1817), Аналитическая система положительных знаний человека, полученных прямо или косвенно из наблюдений (1820), АН СССР, 1959 892 с.
  • Комаров В. Л. Ламарк, М. — Л., 1925;
  • Пузанов И. И. Жан Батист Ламарк. — М.: Детгиз, 1959. — 192 с. — 5 000 экз. (в пер.)
На иностранных языках
  • Landrieu М. Lamarck, le fondateur du transformisme, P., 1909 (фр.);
  • Perrier E. Lamarck, P., 1925 (фр.);
  • Grassé P.-P. Lamarck et son temps: L'évolution, P., 1957 (фр.);
  • Mantoy B. Lamarck, créateur de la biologie, P., 1968 (фр.).

См. также лит. при ст. Ламаркизм.

Примечания

dic.academic.ru

ПАРИЖ. Пер Лашез - необычные надгробия-памятники.

Необычных надгробий на Пер Лашез немало. Но за два часа экскурсии по этому кладбищу-лабиринту всё не увидеть, а всё увиденное не отфотографирофать - одноврменно слушать гида и фотографировать не всегда получалось, так что удалось отснять всего несколько довольно необычных и интересных надгробий.

Справа видна усыпальница семьи Распай. Франсуа́-Венса́н Распа́й - François-Vincent Raspail (1794-1878) - французский химик, ботаник, физиолог, медик, революционер, деятель республиканского и левого движения. За участие и руководство демонстрацией 15 мая 1848 года, переросшей в восстание социалистов и левых республиканцев, был приговорён к заключению, в котором пробыл до 1854 года.01.

Когда Распай находился в тюрьме, умерла его жена. На её могиле он, выйдя из тюрьмы, установил оригинальный памятник - надгоробие изображает тюрьму и призрак его жены, прилетевший к тюрьме, чтобы попрощаться с ним. Спустя много лет здесь был похоронен и сам Франсуа Распай, именем которого был назван один из живописных бульваров Парижа.02.

´´´´´´´´´´´´Имя Антуана-Огюста Пармантье (1737-1813), возможно, не всем известно, но кулинарам оно знакомо - в честь Пармантье названо несколько блюд из картофеля. На памятнике Пармантье лежат камни в виде картофеля, который французский агроном и фармацевт активно пропагандировал во Франции. Картофель в Европе появился во второй половине XVI века. Во Франции картофель был принят за ядовитое декоративное растение. И только благодаря Пармантье удалось побороть предубеждение против картофеля, что спасло жизнь многих в неурожайный 1785 год на севере Франции. О Пармантье все гиды и блокеры любят рассказыать такой забавный факт его пропаганды картофеля. Днём он выставлял вокруг грядки с картофелем вооружённых охранников, привлекавших внимание и любопытство; на ночь сторожа удалялись, позволяя людям «украсть» клубни.03.

Кроме пропаганды картофеля, Пармантье провёл первую в истории кампанию принудительных прививок от оспы, изобрёл технологию получения сахара из сахарной свёклы, основал школу хлебопечения и внёс вклад в изучение способов заморозки и консервации пищи. Одним словом, он немало сделал, чтобы улучшить жизнь людей путём улучшения питания.04.

´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´Жизни Теодор Жерико (1791-1824) сопутствовали неурядицы, одиночество. Он много болел. Несколько раз неудачно упал с лошади. Умер молодым - в 32 года. Надгробие изображает Жерико с мольбертом над горельефом его знаменитой картины «Плот „Медузы“». Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата „Медуза“». Очевидцы события описали в ней 30-дневное скитание плота. Подробности плавания потрясли современное общество. Книга попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Он воспринял драму «Медузы» как общечеловеческую, вневременную историю.05.

Полотно «Плот „Медузы“» выставлено в Лувре и производит оно тяжёлое впечатление. Долго его рассматривать у меня не было душевных сил. Сюжет картины - реальный трагический случай 30-дневного скитания плота с 147 пассажирами фрегата "Медуза", покинувшими корабль, который сел на мель 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Во время шторма десятки людей погибло в борьбе за наиболее безопасное место в центре у мачты, либо было смыто волной за борт. На четвёртый день в живых осталось только 67 человек, многие из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. 06.

´´´´´´´´´´´´´´´´´´Могила гениального Шампольона, известного также как Шампольон-младший - фр. Champollion le Jeune. Истощённый умственным трудом, умер он рано - в возрасте 41 года в 1832 году. Именно ему мы обязаны тем, что сейчас египтологи запросто читают иероглифы на артефактах времён Древнего Египта. Уже с детства Шампольон был отмечет печатью лингвистической гениальности и большим трудолюбием, ибо без последнего не выучить ни один язык. Уму непостижимо, что в 11 лет он в совершенстве владел латинским и греческим языками, в 13 лет овладел арабским, сирийским, халдейским, копским, древнекитайским и санскритом. Для поступления в лицей на конкурсной основе им была написана работа "Египет в эпоху господства фараонов", которая произвела огромное впечатление на профессоров: Шампольону предложили стать членом учительской коллегии, но это предложение он отвёрг и уехал в Париж, чтобы посвятить себя разгадке египетских иероглифов, над чем бились самые светлые головы того времени.07.

Надгробный памятник на могиле Шампольона выполнен в виде египетской пирамиды.08.

´´´´´´´´´´´´´´´´´´Это могила французского журналиста Виктора Нуара. В 1870 году в возрасте 21 года он был застрелен принцем Пьером Наполеоном Бонапартом, племянником Наполеона III. Если коротко, то между журналистом и принцем произошла ссора, в ходе которой Нуар ударил принца, тот в ответ выстрелил. Автор надгробия изобразил Виктора Нуара в момент гибели - с упавшим на пол цилиндром,09.

Я бы сказала, что это скандальное надгробие. Почему его автор сделал его таким, выпятив причинное место журналиста, для меня загадка. Возможно, этим он хотел привлечь внимание к могиле того, чья смерть вызвала в своё время общественный резонанс. И вот нашлись женщины, которые повалили к надгробию, чтобы погладить это место, что якобы изюбавит их от бесплодия и вернёт любовь. На могилу также приносят цветы, кто-то недавно положил алую розу. Это надгробие входит в экскурсионный тур по кладбищу, его посещают все туристы, и фотоснимков этого необычного во всех отношения надгробия в Инете великое множество.10.

´´´´´´´´´´´´´´Невозможно знать историю жизни всех тех, кто похоронен на этом огромном кладбище. По сведениям турбюро Парижа, здесь 70 тыс. могил, не считая разрушенных и захоронений в колумбарии.11.

´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´Посередине небольшой площади Rond-Point возвышается монументальный надгробный памятник. Это надгробие Казимира Пьера Перье (1777-1832), французского банкира, политика, государственного деятеля.12.

´´´´´´´´´´´´´´´´´´Эта оригинальная усыпальница пока пуста. Её автор известный фотограф, путешественник - Андре Шабо (1941 г.рожд.) На месте заброшенной усыпальницы Андре Шабо создал эту: для себя и соучредительницы ассоциации, название которой написано на фасаде. Внутри усыпальницы на каменном фотоальбоме стоит фотоаппарат из чёрного гранита. Творчество Шабо оригинально - он фотографирует похоронные традиции, кладбища и надгробия, тем самым спасая от забвения разрушающиеся скульптуры. У Шабо таких снимков насчитывается 195 тыс. Он посетил более 700 кладбищ по всему миру, выпустил несколько фотоальбомов, провёл 90 своих авторских выставок. На его сайте: http://www.andrechabot.com/en/index.html можно более подробно прочитать о нём и его творчестве, посмотреть некоторые его фотоснимки, все из которых он выполняет чёрно-белыми.Можно удивиться такому виду фотоискусства, однако посещение старинных кладбищ становится всё более популярным, и редкий турист теперь уходит с кладбища без серии своих фотоснимков. Получается, что и мы, туристы, тоже спасаем от забвения старинную кладбищенскую архитектуру.

13.

´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´´И как заключительный аккорд фуги Баха, экскурсия, начатая от бокового входа - Porte de la reunion, закончилась на главной аллее кладбища перед монументом "Умершим". Разглядывать вблизи монумент - мурашки по коже, и поэтому фотокадр у меня не получился. Посмотреть отличные кадры монумента с пояснениями можно здесь, в одной из серий фотографа-профи о прогулках по Пер Лашез: http://nikolai-endegor.livejournal.com/107054.html~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~Карта Пер Лашез

foto-travel.livejournal.com

Памятник Полю Гаварни, Париж (Франция): история, фото, как добраться, адрес на карте и время работы в 2018

График со звучным именем Ипполит известен миру как Поль Гаварни. Ему нравилось рисовать шумные карнавалы, веселых людей, а народ любил своего художника. Как проявление этого почтения в центре Парижа установлен памятник Полю Гаварни, известному карикатуристу.  Великое рисование   Ипполит Сюльпис Гийом Шевалье — под таким именем в семье бедняков появился на свет малыш, которому будущее уже подготовило место среди знаменитых графиков. Он успевал трудиться на фабричном производстве и параллельно получать образование в художественной школе, где обучали бесплатно. Именно здесь его заметил издатель еженедельника «Мод» Жирарден и стал публиковать работы начинающего мастера.   Ипполит после появления в прессе решил заменить громоздкое имя на что-нибудь более легкое и привлекательное. В юности художнику приходилось бывать в небольшой, но очень красочной и живописной деревушке Гаварни на испанской границе. Она настолько запала ему в душу, что он решил присвоить себе псевдоним по ее названию. Так перед миром предстал художник Поль Гаварни.   Его стали приглашать во многие издания, среди которых «Артист», «Шаривари» и многие другие. Он обладал цепким взглядом и мог выхватить самую суть в любых бытовых сценах. Это нашло отражение в его сатирических шаржах, акварелях и гравюрах.

Долгое время художник жил в Англии. Ему посчастливилось оформлять иллюстрациями романы Эжена Сю, Оноре де Бальзака. Новеллы Гофмана ожили в сочетании с рисунками Гаварни. Особенно ему удавались темы веселых карнавальных шествий в Париже. Девица в одежде грузчика была его любимой героиней. Дебардер женского пола в декольтированной тельняшке и узких панталонах осталась с ним и после его кончины. Изображение экстравагантной дамы можно найти на цоколе памятника Полю Гаварни в Париже. Художник собрал альбом гравюр под названием «Дебардер». «Дьявол в Париже» — сборник очерков и рассказов в жанре сатиры. Это еще одно издание, к которому приложил руку Гаварни. К слову, здесь же отметились Жорж Санд, Бальзак, Нодье. Художник утратил интерес к рисованию в преклонном возрасте. Его ум захватило воздухоплавание и другие научные изыскания. Памятник вместо фонтана Памятник Полю Гаварни в Париже можно назвать портретом художника. Кажется, что скульптор застал его за работой и поспешил запечатлеть до мелочей, включая альбом для рисования в руках мастера. Статуя расположена на площади Сен-Жорж, на месте, где до 1911 года находился один из фонтанов Парижа. Когда в столице стали прокладывать метро, его пришлось убрать. Но свято место, как известно, долго не пустует. Теперь здесь обрел свое «рабочее место» художник Гаварни, вернее — его памятник.

www.turizm.ru

Париж. Статуи и памятники, которые уничтожены или исчезли. (часть I)

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно,

foto-history.livejournal.com