Пантеон Парижа - церковь и усыпальница. Пантеон париж


Пантеон, Париж. Отели рядом, фото, видео, как добраться — Туристер.Ру

Пантеон — здание, расположенное в Латинском квартале, которое первоначально построили как церковь, посвященную Святой Женевьеве, но после многочисленных изменений оно стало местом захоронения знаменитых людей. Это одно из первых сооружений неоклассического направления с фасадом, созданным по образцу фасада Пантеона в Риме, увенчанное небольшим куполом.

С Пантеона, расположенного в 5-ом районе Парижа на Холме Святой Женевьевы, открывается вид на весь Париж. Его архитектор Жак-Жермэн Суффло хотел совместить легкость и яркость готического собора с канонами классической архитектуры. Суффло умер до завершения строительства, поэтому его замысел был реализован не полностью. Тем не менее, Пантеон остается одним из самых значительных архитектурных достижений того времени и первым крупным неоклассическим памятником.

Конструктивно здание выполнено в виде греческого креста с массивным портиком из коринфских колонн. Это огромное сооружение 110 метров длиной, 84 метров шириной и 83 метров высотой с не менее грандиозным склепом величественно возвышается над городом.

Фундамент Пантеона заложили в 1758 году, но из-за финансовых трудностей строительство всего здания завершилось только в 1789 году после смерти Суффло под руководством его ученика Жана-Батиста Ронделе. Во время Французской революции новое правительство распорядилось преобразовать церковь в мавзолей для погребения великих деятелей Франции и поручило скульптору Жану Гийому Муатту создать фронтон «Родина, коронующая героические и гражданские добродетели» (который заменили во время Реставрации Бурбонов на произведение скульптора Давида д’Ангра).

В 1851 году физик Леон Фуко продемонстрировал вращение Земли, построив 67-метровый маятник Фуко под сводом центрального купола Пантеона. В 1946 году оригинальную железную сферу маятника переместили в Пантеон из Национальной школы искусств и ремесел.

Над входом в Пантеон нанесена надпись - AUX GRANDS ЛЮДИ LA PATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарная отчизна»). В некрополе Пантеона похоронены Вольтер, Руссо, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Жан Мулен, Мария Складовская-Кюри, Луи Брайль, Жан Жоре и его архитектор Суффло.

www.tourister.ru

Парижский памятник архитектуры- знаменитый Пантеон: прошлое и настоящее

Пантеон в Париже

«Великим людям благодарная отчизна» — такая надпись сделана над входом в Пантеон, являющийся одной из самых значимых достопримечательностей не только Парижа, а и всей Франции.

Этот исторический памятник и прекрасный архитектурный образец в прежние времена был церковью св. Женевьевы. Сегодня он является усыпальницей выдающихся людей страны. Здесь покоятся Вольтер и Руссо, Виктор Гюго и Эмиль Золя, Дюма-отец и супруги Кюри. Известный всему миру мавзолей расположен в Латинском квартале Парижа и является одним из наиболее посещаемых мест французской столицы.

Краткая история

 

Фундамент здания был заложен в 1758 году. Будущий всемирно известный памятник создавался архитектором Ж. Суффло по примеру римского Пантеона.

Архитектор Жан-Жак Суффло

Начато его строительство было в связи с обетом Людовика XV, который, молясь о выздоровлении от внезапной тяжелой болезни, поклялся воздвигнуть в честь святой Женевьевы храм, преследуя этим следующие цели:

• отблагодарить покровительницу Парижа за исцеление• подчеркнуть особую важность пошатнувшегося союза церкви и государства.

Король выздоровел и на какое-то время забыл о принесенной клятве. Поэтому разработка проекта была начата только спустя 11 лет после его болезни.Строительство было долгим и закончилось только в 1789 году, когда Людовика уже не было в живых. Внешний вид церкви вызвал немалое возмущение жителей столицы. Необычные архитектурные формы противоречили принятым в Париже и будущая известная во всем мире достопримечательность совсем не получила признания в те времена. Вскоре новое революционное правительство приняло решение о превращении ее в мавзолей для наиболее великих французов. Первыми, кто был захоронен здесь, были знаменитые деятели революции Мирабо, Вольтер, Руссо.Во времена правления Наполеона Пантеон снова переименовали в церковь св. Женевьевы и вернули религии. По велению знаменитого императора здесь хоронили только самых выдающихся деятелей империи. Но по окончании его правления церковь вновь была превращена в Пантеон.

На протяжении 100 лет подобные превращение церкви в мавзолей и обратно происходили несколько раз. При этом спиливались и восстанавливались обратно кресты, сбивались барельефы. Французы не могли определиться с предназначением своего архитектурного шедевра. Решающим шагом в превращении собора св. Женевьевы в мавзолей стало захоронение здесь Виктора Гюго в 1885 году.

Писатель Виктор Гюго

Великий писатель своим авторитетом словно бесповоротно решил окончательную судьбу здания. Могилы великих граждан Франции сейчас располагаются в крипте, в который ведет лестница, находящаяся за бывшим алтарем.

Уникальные возможности Пантеона были использованы учеными совершенно неожиданным образом. В 1851 году талантливый физик Леон Фуко установил под самым куполом на 67-метровой высоте маятник, который доказывал наглядно, что планета действительно вращается. Публичная демонстрация эксперимента была проведена в этом же году по инициативе будущего Наполеона III.

Установка в Пантеоне маятника Фуко

Сейчас здесь установлена миниатюрная точная копия маятника.

Копия маятника Фуко

 

Особенности архитектуры

Архитектор Жак Жармен Суффло был приверженцем классицизма. Но в этом своем проекте он объединил четыре стиля сразу, используя при этом все наилучшие достижения архитектуры, накопленные к тому периоду.

План здания напоминал собой форму греческого креста, и по этому поводу католическая церковь даже направила Людовику XV письмо с протестом против строительства церкви на основе такого проекта. По этой причине архитектор удлинил оба боковых крыла, и здание приобрело вид греческой базилики.

Диаметр Пантеона составляет более 20 м, а высота купола достигает 120 м. Его поддерживают отдельно расположенные огромные колонны, которые со временем перестали выдерживать такую ношу, и их пришлось подпирать.

Выход из здания ведет на площадь полукруглой формы, ограниченную с противоположных сторон симметричными зданиями, между которыми проходит улица Суффло с Эйфелевой башней в конце. Такой удачный вид не случаен, он возник также стараниями Суффло. В те времена уделялось большое внимание гармоничности, с какой здание вписывается в городской пейзаж, поэтому, чтобы издалека открыть вид на будущий храм, архитектор даже хотел полностью перестроить вершину холма.

Таким образом, к основным архитектурным особенностям здания можно отнести:

• сочетание нескольких стилей• грандиозные размеры• четкие формы• эффектную территорию вокруг церкви.

Не только король Людовик не дождался окончания строительства храма. Великий архитектор скончался через шесть лет вслед за ним и также не успел довести до конца свое творение, поэтому достроено оно было его учениками и помощниками.

После революции, когда возникло решение о передаче церкви под усыпальницу, боковые окна в ней были заложены, а роскошные украшения большей частью убраны. В результате замысел архитектора был искажен. Светлое и легкое помещение, запланированное Ж. Ж. Суффло, стало более строгим и суровым, что, тем не менее, соответствовало его новому назначению.

В настоящее время трудно понять революционность архитектурных идей, предложенных Суффло. За 230 лет существования здание стало классикой, на которой учились многие поколения зодчих. Но, прежде всего, он стал памятником эпохи поиска разумных стилевых решений и обратившейся при этом к греческой античности.

Несмотря на многообразие соединенных в нем стилей Пантеон в Париже признается современными архитекторами как великолепное здание, выстроенное в классическом стиле.

Купол, сочиненный и разработанный Суффло можно увидеть на Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге и на знаменитом Капитолии в столице США.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Здание Капитолия в Вашингтоне, США

Общее впечатление от здания на всех, кто его видел, производит неизгладимое впечатление. Оно обладает некоей иррациональной отстраненностью от повседневной суеты и, глядя на него, можно с уверенностью сказать одно, Суффло сумел достичь невозможного и достиг готической легкости в классической оболочке.

Фото Пантеона в Париже

Особенно впечатляющее зрелище представляет Пантеон в сумерки, чему способствует использующаяся уникальная подсветка. Здание как-будто освещается откуда-то из-под земли, а уходит этот свет далеко в небо. Наверное, поэтому фотоснимки Пантеона в вечернее время стремятся получить многие профессиональные фотографы мира.

Фото Пантеона в вечернее время

Поначалу многие полагали, что здание выглядит чересчур строгим и совершенно не соответствует роскошной архитектуре Парижа, в котором тогда царствовал барокко. Чрезмерно величественный и грандиозный купол, по мнению многих современников, не подходил к греческому портику. Как и многие шедевры, Пантеон не сразу был оценен по достоинству.

Величественный Пантеон в Париже

Архитектура Пантеона

Многочисленные экскурсии, которыми кишит подножие великой усыпальницы сейчас, говорят о том, что его уникальная архитектура оценена по достоинству и привлекает путешественников со всего мира. Помимо этого, здесь можно многое узнать об интереснейшей истории Франции, о ее выдающихся гражданах. Со смотровой галереи, расположенной в куполе, к которой ведет лестница из двухсот ступеней, можно созерцать самые удивительные панорамы Парижа.

Парижский Пантеон называют еще и памятником тем интригам, амбициям и страстям, которые кипели при французском королевском дворе короля-солнце, а чуть позднее и на баррикадах.

Официальный сайт Пантеона в Париже

Информацию об этом историческом памятнике можно почерпнуть на его официальном сайте: pantheon.monuments-nationaux.fr/fr/

На нем подробно представлены:

• контактные данные Пантеона• адрес и проезд• сведения о периодах реставрации• часы работы и их изменение в связи с погодой• условия посещения туристов с ограниченными возможностями и прессы• подробная информация о ценах.

Так, например, по последнему пункту (цены) здесь подробно изложены следующие сведения:

• полная стоимость посещения € 7.50• скидкой до € 4.50 пользуется молодежь от 18 до 25 лет, не входящая в Евросоюз• для коллективных посещений скидка до € 6 (для групп из 20 человек во главе с руководителем)• бесплатно для посетителей до 18 лет, для лиц от 18 до 25 лет, являющихся гражданами Евросоюза в первое воскресенье месяца с января по март, а также для лиц с ограниченными возможностями в первое воскресенье месяца в период ноябрь-декабрь.

Часы работы Пантеона в Париже

На сайте Пантеона подробно изложены также часы его работы, которые могут меняться в зависимости от погодных условий. Поэтому здесь можно всегда уточнить их более детально. При обычных условиях памятник работает следующим образом:

• всегда закрыт 1 мая, 1 января и 25 декабря;• в период с 1 апреля по 30 сентября работает во все дни недели с 10.00 до 18.30;• в период с 1 октября по 31 марта – с 10.00 до 18.00.

За 45 минут до закрытия памятника вход посетителей прекращается.

Адрес Пантеона в Париже

Адрес: Place du Panthеon, 5-й округ. Телефон 01 44 32 18 00.Проезд до станции метро Cardinal-Lemoin. Автобусы линии 27,21, 82,38, 84, 89,85.

Таким образом, несмотря на сложную судьбу и искажение первоначального замысла Пантеон по-прежнему производит впечатление величественности и грандиозности. Он продолжает выполнять функцию, которую на него издавна возложили французские революционеры – служить мавзолеем для великих французов. А избежать ошибок при решении, достоин ли данный претендент быть захороненным в Пантеоне, помогает длительная пауза между его смертью и захоронением здесь. Так, только недавно, через 132 года после кончины был наконец-то похоронен в Пантеоне Александр Дюма. Говорят, следующим кандидатом в очереди на погребение тут является Наполеон Бонапарт.

Вы можете наглядно оценить все красоты знаменитого Пантеона в Париже, посмотрев это видео

, чтобы всегда быть в курсе событий.

www.mafrance.ru

Пантеон в Париже

Пантеон в Париже - архитектурный символ Парижа наряду с Собором Парижской Богоматери и Эйфелевой башней, место захоронения великих французов. Также известен наличием маятника Фуко. Построен в 1790 году.

Одним из наиболее привлекательных объектов для посещения туристов в Париже является Пантеон, расположенный недалеко от центра Парижа, в Латинском квартале Пятого округа, на холме Святой Женевьевы. Он примечателен не только как шедевр искусства и памятник архитектуры, но и как место захоронения великих французов – Жан-Жака Руссо, Вольтера, Пьера Жана Жоржа Кабаниса, Пьера и Марии Кюри, Луи Брайля, Виктора Гюго, Эмиля Золя, Александра Дюма (отца), Андре Мальро и других.

Пантеон – узнаваемый архитектурный символ Парижа наряду с Собором Парижской Богоматери и Эйфелевой башней. Его завораживающая величественность запечатлена на множестве фотографий, открыток и сувениров. Особой популярностью пользуются изображения Пантеона Парижа в облачную погоду и в вечернее время суток, когда здание, специально подсвечивающееся уникальными осветительными приборами, как бы еще стремительней возносится ввысь.

Пантеон, как немой свидетель поворотных в истории Франции событий, стал также символом непростой и драматической судьбы французского народа и теперь многое может поведать гостям столицы о человеческой жизни и страстях, как при королевском дворе, так и на баррикадах.

На протяжении длительного времени парижский Пантеон был камнем преткновения для правящих в стране политических сил, которые никак окончательно не могли определиться с функциональным предназначением этого архитектурного сооружения.

Церковь Святой Женевьевы

Впервые как храм Святой Женевьевы архитектурное сооружение возводилось по повелению короля Людовика (Луи) XV, который в 1744 году, тяжело заболев лихорадкой перед ответственными битвами с австрийцами, в духе его времени (ведь эффективных лекарственных препаратов тогда не было) прибегнул к молитвам и дал обет покровительнице Парижа в случае улучшения своего состояния здоровья – построить в ее честь самый величественную и роскошную в черте города церковь. Молитвы монарха были услышаны, он выздоровел, но клятву на время позабыл, поскольку погрузился в расстройство и депрессию в связи со смертью зараженной им же любовницы – герцогини Мари-Анн де Шатору.

Скульптуры Пантеона, Париж (Paul Han / flickr.com)

Воплощение обещания монарха в жизнь началось не ранее, чем через десятилетие после чудесного исцеления. Любвеобильный правитель вернулся к жизни и своему обету лишь с появлением новой официальной фаворитки – Жанны-Антуанетты Пуассон, более известной как маркиза де Помпадур, которая стала его главной советчицей в государственных делах и юный брат которой, Абель-Франсуа, маркиз де Мариньи, был назначен на должность инспектора королевских зданий. Людовик (Луи) поручил последнему найти автора и исполнителя задуманного проекта и тот предложил своего учителя, с которым ранее совершил двухгодичную обучающую поездку по Италии, – Жака-Жермена Суффло.

В 1755 году архитектор Суффло приступил к разработке проекта собора, а к непосредственному возведению здания перешли лишь в 1764 году. Строительство храма все время затягивалось то по причине наличия споров по поводу интерьера, то по причине добавления многочисленными пассиями любвеобильного короля все новых и новых деталей и украшений во внутренний и внешний облик храма, а то и по банальной причине недостаточного финансирования (именно поэтому три стороны здания остались без портиков).

Через десять лет, в 1774 году, Людовик (Луи) XV, заложивший начальный камень будущего храма, почил с миром, так и не дождавшись исполнения своего обещания тридцатилетней давности Святой Женевьеве, а в 1780 году преставился и главный архитектор, который, к слову, позже был погребен в так и не завершенном им детище. И лишь спустя еще десять лет, в 1790 году, строительство здания было окончено преемниками и помощниками Суффло, под руководством архитектора Ронделе.

Особенности архитектурного стиля

Первоначально в плане архитектурное сооружение было центрально-купольным, напоминало форму греческого креста, но верхушка католической церкви прислала Людовику (Луи) XV письмо с опротестованием подобного проекта, и архитектора обязали вытянуть оба боковых крыла здания.

Жак-Жермен Суффло, имея перед собой задачу, поставленную королем, – возвести самый величественный и шикарный храм Парижа в честь Святой Женевьевы, покровительницы города, стремился в своем монументальном творении соединить все лучшее, что было изобретено в искусстве возведения архитектурных сооружений до того времени, и это ему частично удалось: над шестиколонным греческим портиком был возведен гигантский купол (высота – 120 метров), неизвестный античности, а светлый и легкий готический интерьер, украшенный многочисленными фресками о подвигах и деяниях Святой Женевьевы и, к сожалению, со временем затемненный забитыми революционерами окнами, был увенчан романским сводом.

Такое эклектическое и революционное для эпохи пышного и декоративного барокко решение (в плане возврата к античной строгой простоте) было воспринято современниками зодчего не только без особого восторга, а даже с негодованием и противлением.

Новое здание для многих парижан стало «культурным шоком». Но с тех пор в столице Франции появился храм, который по своему величию и масштабности замысла не уступал соборам Святого Петра в Риме (Италия) и Святого Павла в Лондоне (Англия). Ныне Пантеон в Париже принято считать архитектурной классикой, хоть и облегченной готической системой опор, а его купол стал прототипом для возведения аналогичных куполов Капитолия в Вашингтоне (Соединенные Штаты Америки) и Исакиевского собора в Санкт-Петербурге (Россия).

«Великим мужам благодарное Отечество»

Надпись на фронтоне здания парижского Пантеона: «Aux grands hommes la patrie reconnaissante» (Великим мужам благодарное Отечество) — появилась подчас Великой французской революции по решению Конвента в 1791 году, который и постановил хоронить в нижней части церкви (крипте) знаменитых граждан Франции. Так собор превратился в пантеон, усыпальницу гражданского значения, которая должна была увековечить новоиспеченных героев Франции.

Надпись на фронтоне здания парижского Пантеона (Paul Han / flickr.com)

Само слово «пантеон» имеет греческое происхождение и отсылает нас к известной одноименной памятке древнеримской архитектуры, на которую, как образец, и ориентировался Суффло, изначально бывший храмом всех богов, но потом слово стало общим названием для любых мест захоронения выдающихся людей.

Крест с купола, как и статую Святой Женевьевы, сняли, водрузили новые скульптурные композиции – фигуры Славы и Родины-матери. Как героя и пламенного трибуна французской революции первым в парижском Пантеоне с почестями похоронили графа Оноре Габриеля Рикетти де Мирабо, но несколько лет спустя Максимилиан Робеспьер и Жан-Поль Марат обвинили его в связи с королевским двором, признали предателем, и его прах был перенесен из здания Пантеона в Париже на кладбище для преступников. Марат впоследствии также был погребен в Пантеоне, но, по иронии судьбы, и он вскоре был развенчан как революционный герой, а его останки вынесены из здания бывшей церкви Святой Женевьевы.

Маятник Фуко — символ колебаний статуса парижского Пантеона

После революции и реставрации династии Бурбонов, парижскому Пантеону в 1822 году вновь вернули значение собора, надпись уничтожили, а фронтонные барельефы опять заменили. Как оказалось, далеко не в последний раз: после очередной революции монарх Луи-Филипп вернул зданию статус пантеона, а Наполеон III в 1851 году – крест храма Святой Женевьевы, через два десятилетия снова вытесненный красным знаменем Коммуны, а потом водруженный на свое место Третьей республикой.

Знаменитый маятник для демонстрации вращения Земли вокруг своей оси (Paul Han / flickr.com)

В 1885 году после кончины Виктора Гюго, как ни странно, та же Республика опять трансформировала парижский собор в Пантеон, где и был похоронен гениальный французский писатель. Надпись на фронтоне была восстановлена. С тех пор в здании хоронят прославленных французов. Оно продолжает функционировать как мавзолей, но чтобы не повторялся конфуз, как с прахом Мирабо или Марата, установлена своеобразная проверка временем на достойность быть погребенным в Пантеоне Парижа. Так, только в 2002 году сюда были перенесены останки всем известного автора «Трех мушкетеров» – Александра Дюма. И, как не парадоксально, вновь поднялся вопрос о возвращении в парижский Пантеон праха уже реабилитированного Мирабо.

Особый интерес представляет факт подвешивания в начале 50-х годов XIX века в трансепте под центральным куполом Пантеона в Париже, на высоте 67 метров, физиком Леоном Фуко своего знаменитого маятника для наглядной демонстрации вращения вокруг своей оси планеты Земля.

Маятник Фуко стал своеобразным символом повторяющихся исторических колебаний статуса парижского Пантеона во времена правления разных политических сил (монархии, республики, империи, коммуны) от сакрального заведения, церкви Святой Женевьевы, до гражданской пропагандистской усыпальницы-мавзолея, где погребены выдающиеся знаменитости Франции.

comments powered by HyperComments

attractionstory.ru

Пантеон (Париж) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Координаты: 48°50′46″ с. ш. 2°20′45″ в. д. / 48.84611° с. ш. 2.34583° в. д. / 48.84611; 2.34583 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=48.84611&mlon=2.34583&zoom=17 (O)] (Я)

Пантео́н (фр. Panthéon) — архитектурно-исторический памятник, образец французского классицизма в Латинском квартале 5-го округа Парижа, Франция. Первоначально церковь св. Женевьевы, позже — усыпальница выдающихся людей Франции.

Надпись на входе в Пантеон гласит: «Великим людям благодарная отчизна» (фр. AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE).

История

Кратко

Помпезное здание в стиле зрелого классицизма было построено на территории аббатства Святой Женевьевы архитектором Ж. Суффло, взявшим пример с римского Пантеона. Строительство велось по обету короля Людовика XV, который поклялся в случае своего выздоровления от тяжёлой болезни выстроить в аббатстве новый храм. Фундамент был заложен в 1758 г., и здание было закончено учеником Суффло в 1789 г.

Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.

Церковь св. Женевьевы

Церковь св. Женевьевы всегда пользовалась большим уважением парижан: в ней хранились мощи святой и рака. Тут же были похоронены Хлодвиг, первый из королей, принявших христианскую веру, его жена и дочь. Раку св. Женевьевы украсили в 1242 г. и поставили под главный престол, затем опять переделали — из чистого серебра— и вызолотили. Под церквью оберегалось подземелье со сводами, где ещё во времена гонений на христиан собирались на молитву.

Аббатство и церковь св. Женевьевы несколько раз грабили и жгли норманны — в 846, 884 и 892 гг.; каждый раз восстанавливали, а полностью отстроили в XIII—XIV вв. Церковь была украшена кардиналом Ларошфуко мрамором и образами. Во времена заразных болезней и бедствий в городе раку святой торжественно обносили по городу, начиная с 1229 г.

Людовик XV

Людовик XV задумал перестроить церковь с основания и сам заложил первый камень в 1764 г., изменив начальное расположение храма и саму архитектуру, бывшую тогда в употреблении в Париже. Архитектор ввёл колонны, отдельные и большого диаметра, как внутри, так и снаружи. Его план своей лёгкостью и красотой заслужил общее одобрение и напоминал греческие и римские храмы.

Храм должен был представлять греческий крест, длиной в 104 м, считая преддверие, и в 76 м ширины между стен; посредине возвышался купол в 23 м, поддерживаемый внутри четырьмя столбами, столь лёгкими, что едва можно было различать их между отдельными колоннами, составлявшими 4 отделения креста. Такая же лёгкость являлась и в круглых сводах здания, где с большим искусством сделали просветы в разных направлениях, которые своими переливами света производят разнообразный и приятный эффект. Высота от пола до рамы верхнего просвета посреди свода — 52 м.

Строительные трудности

Оставалось закончить мраморный пол, как заметили несколько отколов и небольших трещин в столбах, держащих купол, и в соседних колоннах: тяжесть сводов подавляла слабые подпоры и угрожала скорым разрушением здания. Необходимо было приспособить новые поддуги, сделать опоры столбами и некоторым образом испортить внутренний вид здания, которое уже полагали оконченным после непрерывных 40-летних трудов и более 15-миллионной издержки.

Опытные архитекторы уже предвидели эту беду и подавали записки, где доказывали, что здание устоять не может. Патт (Pierre Patte, 1723—1814) ясно показал, от чего произошло повреждение. Правительство распорядилось о создании комиссии, к которой присоединись художники, и которая удостоверилась, что купол и три свода сложены искусно и предусмотрительно; что железных связей достаточно, что кладка правильная и из лучшего камня, и в верхней части церкви нет повреждений, хотя поддерживающие её нижние столбы осели и треснули. Значит, недостатком были непрочность и дурная постройка столбов.

После заключения комиссии занялись исправлением и предупреждением разрушения, не портя внутренного расположения и не прибавляя столбов или колонн, чтобы не нарушить гармонию плана. Управлять работами поручили Ронделе (Rondelet, 1743—1829) в конце 1770 г.; он переделал купол и своды, оставаясь верным плану Суффло.

Французская революция

В революцию назначение храма переменилось: под названием Пантеона его посвятили великим мужам Франции. Были сделаны перемены в расположении, и под сводами его подземельных галерей похоронили прах Вольтера, Руссо и затем Марата; позже останки Марата вынесли и перезахоронили на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон. Гробницы Вольтера и Руссо были вначале деревянными и раскрашенными, с сусальной позолотой, но быстро сгнили. Путешественник Н. С. Всеволожский[1] удивлялся, почему Франция присвоила себе и Руссо, великого писателя, но швейцарца.

Первая империя

В правление Наполеона Пантеон возвратили религии, он опять назывался церковью св. Женевьевы. Император распорядился хоронить в подземелье его верховных чиновников империи и тех редких мужей, что прославились своими дарованиями, геройскими подвигами или примерной храбростью. Место им отвели в другой стороне и далеко от Вольтера и Руссо, которые и после смерти, кажется, не могут примириться и сблизиться, а потому лежат в противоположных сторонах: один — по правую сторону от входа, а другой — по левую.

Реставрация

При Людовике XVIII продолжали отделывать церковь. Потолок расписывал барон Гро (Gros, 1771—1835). Четыре картины по истории Франции, начиная от Карла Великого, были спланированы так, чтобы четвёртая была посвящена Наполеону; но после его падения художник изобразил на ней возвращение Бурбонов, искусно поместив на облаках Людовика XVI, его супругу и сына.

После революции 1830 г. церковь опять была обращена в Пантеон.

В 1851 г. в Пантеоне по инициативе президента Второй республики Луи Бонапарта (будущего Наполеона III) [2] была осуществлена публичная демонстрация эксперимента с маятником Фуко.

Захоронения

В Пантеоне захоронены (список в порядке даты захоронения):

Год захороненияв Пантеоне Имя Описание
1791 Оноре Габриель Рикети Мирабо Знаменитый оратор и деятель революции. Останки удалены из Пантеона 25 ноября 1794 года.
1791 Вольтер Философ.
1792 Николя-Жозеф Борепер (фр.)русск. Офицер, герой революции. Останки утеряны.
1793 Луи Мишель Лепелетье де Сен-Фаржо Политик, подавший решающий голос за казнь короля, убит роялистом. Останки удалены, отданы родственникам 14 февраля в 1795 г.
1793 Огюст Анри Мари Пико Дампьер Генерал. Останки утеряны.
1794 Жан-Поль Марат Революционер. Останки удалены из Пантеона.
1794 Жан-Жак Руссо Философ.
1806 Франсуа Дени Тронше Политик и юрист.
1806 Клод Луи Петье Политик, военный министр.
1807 Жан Этьен Мари Порталис Политик и юрист.
1807 Луи-Пьер-Панталеон Ренье (фр.)русск. Драматический актёр.
1807 Шарль Луи Жозеф Шарль д’Альбер де Люинь (фр.)русск. Политик. Останки удалены из Пантеона
1807 Жан Батист Пьер Бевьер (фр.)русск. Политик.
1808 Франсуа-Бартелеми Бегюно (фр.)русск. Генерал.
1808 Пьер Жан Жорж Кабанис Философ-материалист.
1808 Габриель-Луи Коленкур (фр.)русск. Генерал.
1808 Жан-Фредерик Перрего Банкир.
1808 Антуан-Сезар Шуазель-Праслен (фр.)русск. Политик.
1808 Жан-Пьер Фирмен Малер Генерал. Урна с сердцем.
1809 Жан-Батист Папен (фр.)русск. Политик.
1809 Жозеф Мари Вьен Художник.
1809 Пьер Гарнье де Лабуассьер Генерал.
1809 Жан Пьер Сер (фр.)русск. Политик. Урна с сердцем.
1809 Джироламо Луиджи Франциско Дураццо (фр.)русск. Итальянский политик. Урна с сердцем.
1809 Жюстен-Бонавентюр Морар де Галл Адмирал. Урна с сердцем.
1809 Эммануэль Крете (фр.)русск. Политик.
1810 Джованни-Баттиста Капрара Кардинал.
1810 Луи Шарль Винсент Ле Блонд Сент-Илер Генерал.
1810 Жан-Батист Трельяр Генерал.
1810 Жан Ланн Маршал Франции.
1810 Шарль-Пьер де Флёрио де ла Туретт Кларе Адмирал.
1811 Луи Антуан де Бугенвиль Путешественник.
1811 Чарльз Эрскин де Келли (фр.)русск. Кардинал.
1811 Александр Антуан Юро де Сенармон Генерал. Урна с сердцем.
1811 Винценти-Марери, Ипполито-Антонио (фр.)русск. Кардинал.
1811 Николя Мари Сонжи де Курбон Генерал.
1811 Мишель Орденер Генерал.
1812 Жан Мари Пьер Дорсенн Генерал.
1812 Ян Виллем де Винтер Маршал Голландии. Только тело. Сердце захоронено в Кампене (Нидерланды).
1813 Гиацинт-Юг-Тимолеон Коссе-Бриссак (фр.)русск. Политик.
1813 Жан-Игнас-Жак Жакмино (фр.)русск. Политик.
1813 Жозеф Луи Лагранж Математик.
1813 Жан Руссо (фр.)русск. Политик.
1813 Жозеф де Вири (фр.)русск. Политик.
1814 Жан-Николя Демонье (фр.)русск. Политик и писатель.
1814 Жан Ренье Генерал.
1814 Клод Амбруаз Ренье (фр.)русск. Политик.
1815 Антуан Жан Мари Тевенар Адмирал.
1815 Клод Жюст Александр Легран Генерал.
1829 Жак-Жермен Суффло Архитектор Пантеона.
1885 Виктор Гюго Писатель.
1889 Лазар Карно Организатор революционной армии. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1889 Теофиль Мало Корре де Латур д’Овернь Военный деятель. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1889 Франсуа-Северен Марсо-Дегравье Генерал. Только прах. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1894 Мари Франсуа Сади Карно Президент Франции. Похоронен сразу же после убийства.
1907 Марселен Бертло Физик и химик. Похоронен вместе с женой Софи Бертло.
1907 Софи Бертло Первая женщина, погребённая в Пантеоне. Похоронена вместе с мужем, которого пережила на несколько часов.
1908 Эмиль Золя Писатель.
1920 Леон Мишель Гамбетта Политик. Урна с сердцем
1924 Жан Жорес Политик левого толка. Похоронен спустя 10 лет после убийства.
1933 Поль Пенлеве Политик и математик.
1948 Поль Ланжевен Физик.
1948 Жан Батист Перрен Физик. Похоронен в тот же день, что и Поль Ланжевен.
1949 Виктор Шельшер Борец за отмену рабства. Согласно его воле, похоронен вместе со своим отцом.
1949 Феликс Эбуэ Чернокожий колониальный администратор, герой Сопротивления. Похоронен в тот же день, что и Виктор Шельшер.
1952 Луи Брайль Создатель шрифта Брайля. Похоронен перед годовщиной столетия со дня смерти.
1964 Жан Мулен Герой Сопротивления. Прах перенесен с кладбища Пер-Лашез 19 декабря 1964 года.
1987 Рене Кассен Лауреат Нобелевской премии Мира. Похоронен перед годовщиной столетия со дня рождения.
1988 Жан Монне Предприниматель и политик. Похоронен перед годовщиной столетия со дня рождения.
1989 Анри Грегуар Гуманист. Похоронен в годовщину празднования двухсотлетия Французской революции.
1989 Гаспар Монж Математик. Похоронен в годовщину празднования двухсотлетия Французской революции.
1989 Мари Жан Антуан Никола Кондорсе Философ. Похоронен в годовщину празднования двухсотлетия Французской революции. Гроб на самом деле пуст, так как останки утеряны.
1995 Пьер Кюри Физик. Оба, Пьер и Мария Кюри были похоронены в апреле 1995 года.
1995 Мария Склодовская-Кюри Физик. Вторая по счёту женщина, погребённая в Пантеоне.
1996 Андре Мальро Писатель, министр. Прах перезахоронен в Пантеон 23 ноября 1996 года спустя 20 лет после смерти
1998 Туссен-Лувертюр, Франсуа Доминик Борец за независимость Гаити. Символически. Захоронена земля с места гибели и установлена мемориальная плита.
1998 Луи Дельгрe (фр.)русск. Деятель с Гваделупы, борец против рабства. Символически. Захоронена земля с места гибели и установлена мемориальная плита.
2002 Александр Дюма (отец) Писатель. Перезахоронен в Пантеон спустя 132 года после смерти.
2011 Эме Сезер Мартиникский общественный деятель. Установлена мемориальная доска. Похоронен на Мартинике[3].
2015 Пьер Броссолетт Герой Сопротивления.
2015 Женевьев Де Голль-Антоньоз Племянница генерала де Голля, правозащитник. Частица земли с могилы.
2015 Жан Зе Герой Сопротивления.
2015 Жермен Тийон (фр.)русск. Герой Сопротивления.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пантеон (Париж)"

Примечания

  1. ↑ Всеволожский Николай Сергеевич (1772—1857) — Путешествие через южную Россию, Крым и Одессу в Константинополь, Малую Азию, северную Африку, Мальту, Сицилию, Италию, южную Францию и Париж в 1836—1837 гг. Том 2
  2. ↑ [www.iucaa.ernet.in/~scipop/Literature/articles/focupend.htm Crease R. P. The prism and the pendulum. The ten most beautiful experiments in science]
  3. ↑ France Guide. [us.franceguide.com/Aime-Cesaire-joins-Voltaire-and-Rousseau-at-the-Pantheon-in-Paris.html?NodeID=1&EditoID=232794 Aimé Césaire joins Voltaire and Rousseau at the Panthéon in Paris]. French Government Tourist Office (2011). Проверено 9 апреля 2011. [www.webcitation.org/6GFQsdaUg Архивировано из первоисточника 29 апреля 2013]. (англ.)

Ссылки

  • [pantheon.monuments-nationaux.fr/fr/ n.monuments-nationaux.fr/fr/] — официальный сайт Пантеона
  • [www.monuments-nationaux.fr//fichier/edu_monument/42/edumonument_pdf_fr_pantheonhdf-pdf3fd48ee6e5c81.pdf Досье Пантеона на сайте Центра исторических памятников, 16 стр. в формате pdf]
  • [www.travel-journals.ru/Paris/architecture/pantheon/pantheon.htm Пантеон на сайте «Архитектурные памятники Парижа»]

Отрывок, характеризующий Пантеон (Париж)

Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге. – Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи. – Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне. Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви. «Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась. – В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня… – Ты любишь его? – Да, – прошептала Наташа. – О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи. – Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas. – Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе. Они помолчали. – Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие. Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов. Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами… Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией. Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции. В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России. В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования. «Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.». Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают. Что значат эти упреки? Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов? В чем же состоит сущность этих упреков? В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку. Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру. Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели. Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного. Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни.

Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении. Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации. Почему же это случилось так, а не иначе? Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история. Но что такое случай? Что такое гений? Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений. Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей. Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении. Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений. Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы. Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению. И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться. Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место. Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там. По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо. Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его. Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия. Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.

wiki-org.ru

Пантеон Парижа - церковь и усыпальница

Пантеон – величественная постройка в стиле французского классицизма, изначально церковь, затем усыпальница великих людей Франции. Пантеон находится в Латинском квартале и является одной из основных достопримечательностей Парижа.

Немного истории

Первая церковь появилась на этом месте еще в 6 веке и связывается с именем легендарного короля франков Хлодвига. Король Франции Людовик XV решил восстановить древнее здание. Строительство продолжалось с 1764 по 1789 год и недёшево обошлось казне. Новый храм не успел постоять спокойно – его завершение совпало с французской революцией. Здание переименовали и превратили в усыпальницу выдающихся людей страны. Первыми стали деятели эпохи просвещения – Вольтер и Руссо, а так же герои французской революции – Мирабо и Марат. Но останки двух последних “выдворили” из Пантеона, как только сменилась политическая ситуация. При Наполеоне здание было возвращено церкви (хотя практика захоронения выдающихся людей сохранилась). В 1830 году Пантеон вновь потерял функцию храма и с тех пор уже радикально не менялся.

Архитектура

Строгий античный облик здания вдохновлён “тёзкой” – Пантеоном в Риме. Проект казался современникам очень смелым – в тогдашнем Париже царствовал совсем другой стиль, пышное, наполненное излишествами барокко.  Пантеон является сочетанием греческой классики и архитектурных исканий своего времени. Здание отличает лёгкость, торжественность, великолепное внешнее и внутреннее оформление. Но не обошлось и без неудач – с самого начала конструкция не отличалась большой прочностью. Сегодня, к счастью, благодаря ряду реконструкций, оно вполне безопасно.

Великие люди

В склепах Пантеона покоятся Виктор Гюго, Эмиль Золя, Пьер и Мария Кюри, и многие другие выдающиеся личности. В 2002 в Пантеоне перезахоронили Александра Дюма (отца), автора “Графа Монте-Кристо” и “Трёх мушкетёров”. Последним захороненным здесь (в 2011) стал Эме Сезар, французский поэт и общественный деятель, борец за права чернокожих.

Интересно

  •  На протяжении XIX века ходили упорные слухи, что останки Вольтера были украдены религиозными фанатиками и выброшены в мусор.  Чтобы пресечь их, в 1897 году гробницу вскрыли. Останки философа оказались на месте.
  • В 2007 году в Пантеоне была установлена памятная таблица в честь 2600 простых французов, которые в годы нацисткой оккупации помогали евреям спастись от концлагерей. Так была отмечена значимость их поступка в истории страны.

Как работает?

Пантеон открыт с 1 апреля по 30 сентября с 10 утра до 18:30, и с 1 октября по 31 марта с 10:00 до 18:00.

Сколько стоит билет?

Билет в Пантеон стоит 8,5 евро, со скидкой 6,5 евро, бесплатно для молодежи, студентов, инвалидов. В летний период для всех категорий действует полный тариф – 9 евро.

Как доехать до Пантеона?

Станции парижского метро Maubert-Mutualité и Cardinal-Lemoine ,  линия 10.

Автобусы: 21, 27, 38, 82, 84, 85, 89 .

RER : линияe B, станция Luxembourg

Что и делать во французском Пантеоне? Наслаждаться архитектурой и думать о вечном!

paris10.ru

Париж, Пантеон: история памятника

У туристов всего мира, посещающих Францию, особой любовью пользуется Париж. Пантеон, исторический памятник, находящийся в этом городе, отличается не только богатой историей, но и красотой архитектурных форм. Сооружение представляет собой по сути усыпальницу, в которой покоятся останки наиболее знаменитых исторических личностей страны. Пантеон был построен во время Великой французской революции. Одно время здание мавзолея было собором Св. Женевьевы.

В настоящее время этот мемориальный комплекс представляет собой одно из наиболее популярных туристических мест Парижа. Путешественников привлекает не только история захороненных знатных горожан, но и величественная архитектура здания. Во внешнем облике можно отметить эклектику нескольких стилей, нельзя однозначно отнести постройку к определенному архитектурному направлению. В то время, когда в Пантеоне функционировал собор, исторические источники сообщают о резком неприятии горожанами внешнего вида здания. Впрочем, парижане славятся своим неоднозначным отношением к новациям в архитектурных формах. Достаточно вспомнить историю Эйфелевой башни.

Величественно выглядит Пантеон (Париж). Фото его используют для многих плакатов и открыток. Расположен он в пятом округе, вблизи от центра города. На входе в комплекс туристов встречает надпись, гласящая «От благодарной Родины - достойным людям». Тут же всегда присутствуют многочисленные туристы со всего света. Особо интересный внешний вид Пантеон приобретает с наступлением заката, в это время включается специальная подсветка.

Церковь Святой Женевьевы

Всех интересует вопрос: "В каком году основали пантеон в Париже?" История его своими корнями уходит в XVIII век, когда король Франции Людовик XV перед решающими боями внезапно занемог и уже собирался испустить дух, но после молитв св. Женевьеве внезапно стал чувствовать себе гораздо лучше и в скором времени исцелился. Король поклялся, что если Женевьева вернет ему здоровье, то он обязуется построить большую церковь во имя святой. Правда, после того как король обрел здоровье, он забыл о данном небесам обещании и вспомнил о нем только спустя долгое время.

На 12-м году после излечения короля была начата постройка храма под руководством известного в те времена архитектора Суффло. Таким образом еще одну достопримечательность обрел Париж. Пантеон – это прекрасное сооружение, которое восхищает каждого туриста.

Строительство собора

Проект под авторством известного архитектора привел монарха и жителей города в недоумение. Для той эпохи было характерно архитектурное направление барокко, отличающееся богатством украшений и роскошью форм. Архитектор Суффло использовал собственный подход – оригинальную эклектику четырех различных направлений: греческого, романского, готического, барокко.

Католическая церковь выступила резко против предложенного проекта из-за того, что формы храма отчасти напоминали византийский крест. Суффло пришлось внести изменения во внешний вид сооружения. Так обрел свою форму Пантеон в Париже. Описание сооружения свидетельствует о том, что это не просто храм, а усыпальница для великих людей Франции.

В дальнейшем по мере строительства архитектору постоянно приходилось сталкиваться с многочисленными трудностями и нехваткой финансирования. Денежные затруднения короля привели к тому, что пришлось удешевлять проект, отказываясь от некоторых архитектурных элементов. В итоге строительство затянулось, и до его завершения не дожили ни король, ни знаменитый архитектор. Достраивать сооружение пришлось его помощникам.

Дальнейшая история Пантеона

Здание недолго пробыло собором. С началом Великой французской революции многие храмы страны постигла скорбная участь: они подверглись разорению и закрытию. Храм Св. Женевьевы чудом избежал подобной участи. Для этого здание из церкви было преобразовано в Пантеон – усыпальницу героев страны. На протяжении дальнейшей истории сооружение несколько раз переходило от революционеров к королевскому двору и обратно и меняло свое название. В конечном итоге за зданием закрепилось наименование Пантеон.

Современное состояние

В настоящее время многих туристов привлекает Париж. Пантеон представляет собой мемориальный комплекс, усыпальницу, в которой хранятся останки прославленных французов и почетных друзей страны. Так, к примеру, здесь упокоен знаменитый итальянский живописец Рафаэль. Многие прославленные личности все еще ждут своего часа, чтобы быть перезахороненными в столь знаменитом месте, например:

  • Наполеон Бонапарт;
  • Граф Мирабо;
  • Вольтер;
  • Руссо.

Если вы посетите Париж, Пантеон достоин быть первым местом, куда вы отправитесь.

fb.ru

Пантеон (Париж) - это... Что такое Пантеон (Париж)?

Координаты: 48°50′46″ с. ш. 2°20′45″ в. д. / 48.846111° с. ш. 2.345833° в. д. (G) (O) (Я)48.846111, 2.345833

Пантео́н (фр. Panthéon) — архитектурно-исторический памятник, образец французского классицизма в Латинском квартале 5-го округа Парижа, Франция. Первоначально церковь св. Женевьевы, позже — усыпальница выдающихся людей Франции.

Надпись на входе в Пантеон гласит: «Великим людям благодарная отчизна» (фр. AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE).

История

Кратко

Помпезное здание в стиле зрелого классицизма было построено на территории аббатства Святой Женевьевы архитектором Ж. Суффло, взявшим пример с римского Пантеона. Строительство велось по обету короля Людовика XV, который поклялся в случае своего выздоровления от тяжёлой болезни выстроить в аббатстве новый храм. Фундамент был заложен в 1758 г., и здание было закончено учеником Суффло в 1789 г.

Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.

Церковь св. Женевьевы

Церковь св. Женевьевы всегда пользовалась большим уважением парижан: в ней хранились мощи святой и рака. Тут же были похоронены Хлодвиг, первый из королей, принявших христианскую веру, его жена и дочь. Раку св. Женевьевы украсили в 1242 г. и поставили под главный престол, затем опять переделали — из чистого серебра — и вызолотили. Под церквью оберегалось подземелье со сводами, где ещё во времена гонений на христиан собирались на молитву.

Аббатство и церковь св. Женевьевы несколько раз грабили и жгли норманны — в 846, 884 и 892 гг.; каждый раз восстанавливали, а полностью отстроили в XIII—XIV вв. Церковь была украшена кардиналом Ларошфуко мрамором и образами. Во времена заразных болезней и бедствий в городе раку святой торжественно обносили по городу, начиная с 1229 г.

Людовик XV

Людовик XV задумал перестроить церковь с основания и сам заложил первый камень в 1764 г., изменив начальное расположение храма и саму архитектуру, бывшую тогда в употреблении в Париже. Архитектор ввёл колонны, отдельные и большого диаметра, как внутри, так и снаружи. Его план своей лёгкостью и красотой заслужил общее одобрение и напоминал греческие и римские храмы.

Храм должен был представлять греческий крест, длиной в 104 м, считая преддверие, и в 76 м ширины между стен; посредине возвышался купол в 23 м, поддерживаемый внутри четырьмя столбами, столь лёгкими, что едва можно было различать их между отдельными колоннами, составлявшими 4 отделения креста. Такая же лёгкость являлась и в круглых сводах здания, где с большим искусством сделали просветы в разных направлениях, которые своими переливами света производят разнообразный и приятный эффект. Высота от пола до рамы верхнего просвета посреди свода — 52 м.

Строительные трудности

Оставалось закончить мраморный пол, как заметили несколько отколов и небольших трещин в столбах, держащих купол, и в соседних колоннах: тяжесть сводов подавляла слабые подпоры и угрожала скорым разрушением здания. Необходимо было приспособить новые поддуги, сделать опоры столбами и некоторым образом испортить внутренний вид здания, которое уже полагали оконченным после непрерывных 40-летних трудов и более 15-миллионной издержки.

Опытные архитекторы уже предвидели эту беду и подавали записки, где доказывали, что здание устоять не может. Патт (Pierre Patte, 1723-1814) ясно показал, от чего произошло повреждение. Правительство распорядилось о создании комиссии, к которой присоединись художники, и которая удостоверилась, что купол и три свода сложены искусно и предусмотрительно; что железных связей достаточно, что кладка правильная и из лучшего камня, и в верхней части церкви нет повреждений, хотя поддерживающие её нижние столбы осели и треснули. Значит, недостатком были непрочность и дурная постройка столбов.

После заключения комиссии занялись исправлением и предупреждением разрушения, не портя внутренного расположения и не прибавляя столбов или колонн, чтобы не нарушить гармонию плана. Управлять работами поручили Ронделе (Rondelet, 1743-1829) в конце 1770 г.; он переделал купол и своды, оставаясь верным плану Суффло.

Французская революция

В революцию назначение храма переменилось: под названием Пантеона его посвятили великим мужам Франции. Были сделаны перемены в расположении, и под сводами его подземельных галерей похоронили прах Вольтера, Руссо и затем Марата; позже Марата выкинули. Гробницы Вольтера и Руссо были вначале деревянными и раскрашенными, с сусальной позолотой, но быстро сгнили. Путешественник Н. С. Всеволожский[1] удивлялся, почему Франция присвоила себе и Руссо, великого писателя, но швейцарца.

Первая империя

В правление Наполеона Пантеон возвратили религии, он опять назывался церковью св. Женевьевы. Император распорядился хоронить в подземелье его верховных чиновников империи и тех редких мужей, что прославились своими дарованиями, геройскими подвигами или примерной храбростью. Место им отвели в другой стороне и далеко от Вольтера и Руссо, которые и после смерти, кажется, не могут примириться и сблизиться, а потому лежат в противоположных сторонах: один — по правую сторону от входа, а другой — по левую.

Реставрация

При Людовике XVIII продолжали отделывать церковь. Потолок расписывал барон Гро (Gros, 1771-1835). Четыре картины по истории Франции, начиная от Карла Великого, были спланированы так, чтобы четвёртая была посвящена Наполеону; но после его падения художник изобразил на ней возвращение Бурбонов, искусно поместив на облаках Людовика XVI, его супругу и сына.

После революции 1830 г. церковь опять была обращена в Пантеон.

Внутри парижского Пантеона, панорамный вид

Захоронения

В Пантеоне захоронены (список в порядке даты захоронения):

XVIII век

XIX век

  • 1806: Франсуа Дени Тронше, fr:Claude-Louis Petiet
  • 1807: fr:Jean-Baptiste-Pierre Bevière, fr:Louis-Joseph-Charles-Amable d'Albert de Luynes, Порталис, Жан Этьен Мари, fr:Louis-Pierre-Pantaléon Resnier
  • 1808: fr:Antoine-César de Choiseul-Praslin, fr:Jean-Frédéric Perregaux, fr:Jean-Pierre Firmin Malher, Пьер Жан Жорж Кабанис, fr:François Barthélemy Beguinot
  • 1809: fr:Girolamo-Luigi Durazzo, fr:Jean-Baptiste Papin, Жозеф Мари Вьен, fr:Pierre Garnier de Laboissière, fr:Justin Bonaventure Morard de Galles, fr:Jean-Pierre Sers, fr:Emmanuel Crétet
  • 1810: Жан Ланн, fr:Louis Charles Vincent Le Blond de Saint-Hilaire, Джованни-Баттиста Капрара, fr:Charles Pierre Claret de Fleurieu; Трельяр, Жан-Батист
  • 1811: fr:Nicolas Marie Songis des Courbons, fr:Charles Erskine de Kellie, fr:Alexandre-Antoine Hureau de Sénarmont, fr:Michel Ordener, Луи Антуан де Бугенвиль, fr:Ippolito-Antonio Vincenti-Mareri
  • 1812: Ян Виллем де Винтер, Жан Мари Пьер Дорсенн, Огюст Жан-Габриэль де Коленкур
  • 1813: Жозеф Луи Лагранж, fr:Jean-Ignace Jacqueminot, fr:Hyacinthe-Hughes Timoléon de Cossé-Brissac, fr:Justin de Viry, fr:Jean Rousseau, fr:Frédéric Henri Walther
  • 1814: fr:Jean-Nicolas Démeunier, Жан-Луи-Эбенезер Ренье, Ренье, Клод Амбруаз
  • 1815: Клод Жюст Александр Легран, fr:Antoine-Jean-Marie Thévenard
  • 1829: Жак-Жермен Суффло
Вид на купол Пантеона ночью

XX век

XXI век

См. также

Примечания

  1. ↑ Всеволожский Николай Сергеевич (1772—1857) — Путешествие через южную Россию, Крым и Одессу в Константинополь, Малую Азию, северную Африку, Мальту, Сицилию, Италию, южную Францию и Париж в 1836—1837 гг. Том 2

Ссылки

dic.academic.ru