Пантеон в Париже – собор, ставший мавзолеем. Пантеон в париже фото


Пантеон в Париже – собор, ставший мавзолеем. Фотографии

Достопримечательности Парижа

Рубрика: Париж

Пантеон в Париже хорошо известен далеко за пределами Франции. Находится в Латинском квартале столичного пятого округа. Представляет собой величественный исторический и архитектурный памятник. В то же время это усыпальница (мавзолей), в которой нашли покой самые выдающиеся личности этой страны. В их честь у входа в Пантеон выгравирована надпись: «Великим людям – благодарная Отчизна». Однако не все туристы, переступающие порог этого помпезного сооружения, знают, что своим появлением оно обязано… болезни августейшего монарха Людовика XV Возлюбленного. Точнее его последующему выздоровлению. Если бы Его величество тогда скончался, то вряд ли выполнил бы то обещание, которое он клятвенно дал.

Королевский обет Людовика

В ту пору как раз разразилась война за австрийское наследство. Франция и ряд других европейских государств вознамерились оспорить завещание императора Австрии Карла VI и поделить между собой обширные владения династии Габсбургов. В 1744 году Людовик XV решил взять на себя командование армией непосредственно в бою. Реализоваться же в этом качестве ему не довелось. Король вдруг заболел: у него обострилась давняя подагра, поднялась температура. Тогда «сбивать» ее еще не умели, поэтому все решили, что монарху недолго осталось. Когда стало совсем плохо, он обратился с молитвой к Святой Женевьеве и попросил сохранить ему жизнь. Людовик дал торжественный обет, что в случае выздоровления возведет в честь этой покровительницы Парижа величественный храм. Чудо случилось: король выздоровел, а вот его любовница умерла. В потрясении он впал в сильную депрессию. Даже о государственных делах позабыл, не говоря уже об обете. Отчаяние прошло с появлением новой возлюбленной. Тут он и вспомнил о клятве, приказав брату фаворитки найти хорошего архитектора. Им стал Ж.Ж. Суфло. Только вот св. Женевьеве пришлось подождать: проект церкви ее имени начал разрабатываться в 1755 году – через 11 лет после выздоровления короля.

Как возводился храм св. Женевьевы

Местом возведения собора стала территория аббатства Святой Женевьевы. Архитектор в качестве образца выбрал римский Пантеон. Фундамент под новый храм заложен в 1758 году, а первый камень – самим Людовиком в 1764 году. Мсье Суфло предусмотрел в проекте наружные и внутренние колонны с очень большим диаметром. Само здание по исполнению задумывалось в виде так называемого греческого креста. С учетом преддверия его длина составила 104 метра. Посередине возвышается 23-метровый купол. Опорой ему служат четыре столба. Кстати, очень легких. Их не так-то быстро можно заметить между колоннами. «Воздушностью» отличаются и круглые своды сооружения. В них имеются просветы. Они сделаны в разных направлениях и настолько искусно, что проникающий свет переливается, будто играя. Расстояние от пола до рамы самого верхнего просвета составляет 52 метра.

В ходе строительства, правда, возникли определенные трудности. Мастера уже заканчивали отделывать пол из мрамора, как в их поле зрения попали отколки и трещины в держащих купол столбах. Та же картина наблюдалась в соседних колоннах. Трещины были небольшими, но имелся риск их расширения, и всё это могло угрожать зданию разрушением. Правительство образовало соответствующую комиссию по исправлению недостатков. Но при этом нарушать архитектуру здания запрещалось. Руководил работами ученик и последователь Суфло архитектор Жан-Батист Ронделе, переделавший нуждающиеся в этом купол и своды, но не нарушивший первоначальный проект.

Поначалу парижане с возмущением взирали на внешний облик нового собора. Кстати – проведем историческую параллель – так же неодобрительно они восприняли впоследствии и архитектуру базилики Сакре-Кёр, которая возводилась с 1875 по 1914 годы. Но, с другой стороны, горожан понять можно, так как церковь, не имевшая определенного стиля, как бы не вписывалась в общую столичную панораму. Только потом эксперты назвали Пантеон образцом французского классицизма. Однако через какое-то время жители Парижа поменяли свое мнение. В ней хранились мощи и рака святой Женевьевы, что придавало храму особую религиозную ценность.

Собор становится усыпальницей

Людовик XV не дожил до завершения строительства своего детища. Он умер в 1774 году от оспы, заразившись ею от очередной фаворитки. Полностью же строительство было завершено в 1789 году. По историческому совпадению в том же году началась Великая Французская революция. В ее результате в 1793 году был свергнут следующий монарх, внук усопшего Людовик XVI. Новые революционные власти приняли решение превратить собор Святой Женевьевы в усыпальницу великих деятелей французского народа. Они же изменили название сооружения на Пантеон.

Свой последний покой в мавзолее обрели такие выдающиеся личности, как Вольтер, Жан-Жак Руссо, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Пьер Кюри и многие другие. Среди них только две женщины: Мария Склодовская-Кюри и жена Марселен Бертло, захороненная вместе с ним. Останки некоторых известных людей – Оноре Габриеля Рикети Мирабо, Жан-Поль Марата, Шарля Луи Жозефа Шарля д’Альбера де Люиня и Луи Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо – в свое время были удалены из усыпальницы. Останки двоих, Николя-Жозефа Борепера и Огюста Анри Мари Пико Дампьера, утеряны. Несколько человек захоронены не целиком, а только урны с их сердцами. А вот Ян Виллем де Винтер – наоборот: его сердце захоронено в Нидерландах, а тело в Пантеоне.

Когда к власти пришел Наполеон, усыпальнице вернули религиозный статус, и она вновь стала церковью св. Женевьевы. Однако мавзолеем быть не перестала. При Бонапарте здесь хоронили высших чиновников его империи и других людей, прославившихся своими талантами или геройством. В 1814 году в стране восстановилась монархия Бурбонов (период Реставрации) и при короле Людовике XVIII в церкви продолжались отделочные работы. Появились четыре картины по истории Франции, расписывал потолок церкви барон Гро. После июльской революции 1830 года собор вновь стал Пантеоном. Выполняет он свое предназначение и в наши дни, продолжая оставаться мавзолеем для великих французов.

Интересные факты

  • Выдающихся личностей в Пантеоне хоронят не сразу, а выдерживают паузу. Это нужно для того, чтобы посмотреть, не выявятся ли о них со временем нелицеприятные факты. Как случилось, например, с Оноре Мирабо, и его прах пришлось вынести.
  • Среди великих французов захоронен и великий итальянец – художник Рафаэль. Сейчас трудно объяснить, чем руководствовались при принятии решения об упокоении здесь иностранца. Кстати, писатель Ж.-Ж. Руссо, чьи останки тоже здесь, по происхождению швейцарец.
  • Прах Александра Дюма-отца нашел в Пантеоне последнее пристанище… спустя 132 года после смерти. Ровно столько лет понадобилось французам, чтобы решить, действительно ли он был великим писателем или рядовым графоманом.
  • Здание Пантеона, сохранившееся до наших дней, немое свидетельство, казалось бы, невозможного – соединения в одном сооружении сразу четырех архитектурных стилей.
  • Многие окна в XVIII веке заложили кирпичом. Так решили революционеры, полагавшие, что в гробнице великих людей не должно быть слишком много света.
  • В Пантеоне находится маятник Фуко, доказывающий, что наша планета всё же вертится. Впервые публичный эксперимент с маятником осуществили в 1851 году. Инициатором стал Луи Бонапарт, президент Второй республики и будущий Наполеон III.
← Триумфальная арка в Париже – символ величия и славы Музей Орсе в Париже – сокровищница импрессионизма →
 

Похожие публикации:

Пирамида Лувра Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа...

Елисейские Поля У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи...

Остров Сите – старейшая часть Парижа Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не...

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra) …Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет...

Река Сена Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres...

  Поделиться ссылкой:

www.hobbysalon.ru

ФРАНЦИЯ 2008. Париж, Пантеон. - ФотоПутешествия с Паулем )

Еще одна великолепная церковь Парижа, которая конечно таковой была...  Церковь расположена на холме св. Женевьевы - это примерно 60 метров над уровнем Сены - наверное оттого это еще один из ориентиров Парижа.

Где-то когда то прочел примерно такие слова "История Пантеона - это по сути история людского тщеславия, когда невозможно отличить сиюминутное от вечного" За почти 300 летнюю историю церковь меняла не только свое назначение, но и названия и детали архитектуры....

Пантеон - неокласическое здание почти в самом сердце Латинского квартала - это вид из Люксембургского сада...

На входе надпись "AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE" («Великим людям благодарная отчизна»).

Как обычно привожу краткую историю храма. А началось все с Луи XV, когда тот поклялся в 1744, что если он выздоровеет то построит церковь в честь св. Женевьевы на одноименном холме. Король остался жив и примерно через 20 лет начались работы по строительству, которые были завершены в 1789...

Его освятили и тут начались мучения собора. Во время революции Конвент решил именно в ее крипте хоронить великих людей Франции. Крест был демонтирован, а на барельефе фронтона Св. Женевьева была заменена на фигуру Матери-родины, которую коронует богиня Истина и впервые появилась надпись «Великим людям благодарная отчизна», вместа креста появилась фигура Славы и она получила впервые название Пантеон.

Но ничто не вечно под Луной. Революция прошла, вернулась династия Бурбонов и Пантеон вновь св. Женевьевой - надпись удалили, скульптуры фронтона заменили..После революции 1830 года, король Луи-Филипп снова переименовал церковь в Пантеон, а также (в четвёртый раз!) сменил барельефы на фронтоне. В 1851 г. Наполеон III снова назвал Пантеон церковью Св. Женевьевы. И опять – «навеки веков». Снова водрузили крест.

Ровно через двадцать лет коммунары снесли крест, заменив его красным знаменем. Через два года Третья республика опять водрузила крест. Когда в 1885 году умер Виктор Гюго, та же Третья Республика опять переименовала церковь в Пантеон и похоронила его рядом с Вольтером. Надпись «Великим людям – благодарное отечество» восстановили, но и крест оставили на прежнем месте. Сейчас в крипте находятся захоронения Руссо, великого врача Кабаниса, Эмиля Золя, Пьера и Марию Кюри, Александа Дюма. Я не большой любитель склепов, поэтому сьемку в крипте не делал....

Где-то в пятидесятых годах XIX в. Леон Фуко подвесил под куполом свой знаменитый маятник, наглядно показывающий вращение Земли.

На этой фотографии не видно этой тонкой нити, но она начинается где-то с центра купола, он не имеет никакого моторчика, но постоянно раскачивается из стороны в сторону.....

Но и маятник несколько раз то убирали, то снова вешали, видимо, в зависимости от политического моментаКак не странно этот маятник отражает судьбу не только самого Пантеона или Франции, но и нашей все бренной жизни, сколько раз мы кидаемся в крайности? сколько много поменялось за нашу жизнь - и порой в такие противоположности качался наш маятник!

и на последок я приблизил фреску купола....

Единственное что неизменным оставалось в Пантеоне всегда - его гигантский купол - он возвышается над Парижем не одно столетие и вот таким виден с собора Парижской Богоматери.вот такая история из жизни Парижа, мне кажтся подобное повторялось и во многих сдругих странах....

platpaul.livejournal.com

Пантеон — маятник в мавзолее / Мировые Достопримечательности / Мировые достопримечательности. Фото достопримечательностей, идеи для путешествий. Туристический журнал.

Любой, кто побывал в Риме, посетил Римский Пантеон, как одну из самых главных достопримечательностей итальянской столицы. А вот Парижский Пантеон далеко не так популярен и известен, хотя посетить его непременно стоит.

Созданный по образу и подобию своего старшего «брата» Римского Пантеона, этот «храм всех религий» расположился в самом центре Латинского квартала, в пятом округе Парижа. Карту округа и его достопримечательностей можно посмотреть на сайте, там же есть информация об отелях и шопинге в Париже.

Пантеон для Парижа сегодня — это не просто храм, это, прежде всего, мавзолей, в котором захоронены выдающиеся деятели Франции в области политики, литературы, физики и тд.

Строительство Пантеона началось при Людовике 15-м, в 1758 году. Король пообещал, что если он исцелится от тяжелой болезни, то на месте старой церкви святой Женевьевы, построит новый храм.

Строительство было закончено в 1789 году, к этому времени король был свергнут во время революции, а новое правительство решило использовать храм как мавзолей, для того, чтобы производить здесь захоронения великих деятелей страны.

Первым в 1791 году здесь был захоронен выдающий философ Вольтер, после него в Пантеоне в разные годы были захоронены: Жан-Жак Руссо, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Луи Брайль, Пьер и Мария Кюри, Александр Дюма (отец) и другие.

Здесь, в Пантеоне, племянник Наполеона Бонапарта, император Наполеон Третий, поддержал первую публичную демонстрацию знаменитого эксперимента с маятником Фуко, показывающим суточное вращение Земли.

Если у кого-то до сих пор есть сомнения вращается ли наша планета или она неподвижна, то развеять их можно в Парижском Пантеоне, маятник установлен здесь и в наши дни. Вместе с многочисленными захоронениями и светом, пробивающимся сквозь купол здания, посещение Пантеона оставляет впечатление уникального, таинственного и необычного места.

Источник: turj.ru

Материал подготовлен для сайта turj.ru При перепечатке материалов активная и прямая ссылка на источник обязательна.

turj.ru

Отдых с детьми самостоятельно.Пантеон в Париже (Le Pantheon)

Пантеон в Париже (значение слова Пантеон — храм всех святых) по своему смыслу значительно отличается от того же знаменитого Пантеона в Риме. Можно сказать, что он посвящен одной из главных французских святых – Революции. Надпись на входе в Пантеон гласит: «Великим людям благодарная отчизна» (фр. AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE). Здесь покоится прах таких великих людей, как Мирабо, Марат, Вольтер, Гюго, Руссо, Суффло, Золя и Брайля. Единственная женщина, захороненная здесь — Мария Кюри, которая похоронена рядом с мужем, Пьером Кюри.

Советы по организации посещения.Пантеон будет интересно посетить детям не моложе 7 лет. Если они обладают знаниями по истории Франции, то им будет интересно рассматривать огромные картины с изображением сцен из жизни Жанны д’Арк или монументы Дантона и компании.

Субъективное мнение автора сайтаЕсли вы знакомы со скульптурами, которыми украшена станция Московского метрополитена «Площадь революции» — может возникнуть сильная ассоциация…В центральной части зала неожиданно вы увидите уж совсем вроде бы неподходящие предметы для Храма Революции — маятник Фуко, с помощью которого именно в Пантеоне Фуко демонстрировал в 1851 году вращение Земли (это копия настоящего маятника, оригинал выставлен в Музее искусств и ремесел). Рядом с ним – статуя египетской кошки. Так что воистину Пантеон в Париже можно назвать Храмом всех святых.

К могилам известных людей ведет лестница вниз, в крипту.Летом, если ваши дети не испугаются лестницы в 206 ступеней, можно подняться на смотровую галерею купола Пантеона, с которой открывается великолепная панорама Парижа.

Чтобы отдохнуть после посещения Пантеона, можно посидеть на стульчиках в чудесном Люксембургском саду, который находится неподалеку, и насладиться нежными бордюрами из цветов.

Официальная информацияАдрес: 5 округ, площадь Пантеона (place du Pantheon).Метро «Cardinel-Lemoine» или«Maubert-Mutualite», RER B «Luxembourg»

Часы работы: ежедневно 10.00 – 18.30 (апрель – сентябрь), 10.00 – 18.00 (октябрь – март). Вход посетителей прекращается за 45 минут до закрытия.Стоимость билета: старше 25 лет – 7.50 евро, с 18 до 25 лет – 4.80 евро, дети до 17 лет бесплатно.В Дни национального достояния (3-й week-end сентября) вход бесплатный.

Историческая справка.В 1744 году Луи XV поклялся, что если он выздоровеет, то возведет церковь на месте старого аббатства Святой Женевьевы. Он поправился, но выполнение обещания заняло у него много времени. Фундамент был заложен лишь в 1758 году архитектором Ж. Суффло.Суффло задумал соединить в своем творении лучшие достижения мировой архитектуры, которые были накоплены на тот момент. Он создал превосходный шестиколонный греческий портик, увенчал здание куполом, сделал интерьер воздушным и светлым, как в готике, но применил при этом сводчатые романские потолки.

Строительство Пантеона в Париже завершилось в 1789 году, под руководством Ронделе, ученика Суффло. В это время во Франции то восстанавливалась монархия, то одерживала верх республика, то короновался император, то торжествовала Коммуна. Поэтому и Пантеон не раз то превращался в церковь, то вновь становился гражданской усыпальницей. Спиливались и воссоздавались кресты, изменялись надписи, сбивались барельефы, заказывались новые росписи.Почти сто лет Пантеон выяснял свое предназначение, пока в 1885 г. здесь не захоронили Виктора Гюго, величайшего писателя. С тех пор, изменения в судьбе бывшей церкви Св. Женевьевы, закончились — здесь по-прежнему хоронят великих граждан Франции. Их могилы расположены внизу, в крипте, куда ведет лестница из бывшей алтарной части.Чтобы сооружение больше отвечало духу величественной гробницы, в годы революции затемнили интерьер и замуровали все окна по периметру. Поэтому, теперь нельзя оценить в полной мере задумку Суффло, который стремился к свету и легкости.Следы заделанных окон видны на стенах слева и справа от центрального входа.

Несмотря на изменение первоначального архитектурного замысла, интерьер Пантеона в Париже по-прежнему производит величественное впечатление. Множество скульптур и росписей на стенах посвящены истории св. Женевьевы — покровительницы Парижа.Пантеон в Париже — одно из самых величественных сооружений Франции. Он служит мавзолеем, где покоится прах великих французских граждан.

travel-child.ru

Пантеон (Париж) — википедия фото

Кратко

Помпезное здание в стиле зрелого классицизма было построено на территории аббатства Святой Женевьевы архитектором Ж. Суффло, взявшим пример с римского Пантеона. Строительство велось по обету короля Людовика XV, который поклялся в случае своего выздоровления от тяжёлой болезни выстроить в аббатстве новый храм. Фундамент был заложен в 1758 г., и здание было закончено учеником Суффло в 1789 г.

Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.

Церковь св. Женевьевы

Церковь св. Женевьевы всегда пользовалась большим уважением парижан: в ней хранились мощи святой и рака. Тут же были похоронены Хлодвиг, первый из королей, принявших христианскую веру, его жена и дочь. Раку св. Женевьевы украсили в 1242 г. и поставили под главный престол, затем опять переделали — из чистого серебра— и вызолотили. Под церквью оберегалось подземелье со сводами, где ещё во времена гонений на христиан собирались на молитву.

Аббатство и церковь св. Женевьевы несколько раз грабили и жгли норманны — в 846, 884 и 892 гг.; каждый раз восстанавливали, а полностью отстроили в XIII—XIV вв. Церковь была украшена кардиналом Ларошфуко мрамором и образами. Во времена заразных болезней и бедствий в городе раку святой торжественно обносили по городу, начиная с 1229 г.

Людовик XV

Людовик XV задумал перестроить церковь с основания и сам заложил первый камень в 1764 г., изменив начальное расположение храма и саму архитектуру, бывшую тогда в употреблении в Париже. Архитектор ввёл колонны, отдельные и большого диаметра, как внутри, так и снаружи. Его план своей лёгкостью и красотой заслужил общее одобрение и напоминал греческие и римские храмы.

Храм должен был представлять греческий крест, длиной в 104 м, считая преддверие, и в 76 м ширины между стен; посредине возвышался купол в 23 м, поддерживаемый внутри четырьмя столбами, столь лёгкими, что едва можно было различать их между отдельными колоннами, составлявшими 4 отделения креста. Такая же лёгкость являлась и в круглых сводах здания, где с большим искусством сделали просветы в разных направлениях, которые своими переливами света производят разнообразный и приятный эффект. Высота от пола до рамы верхнего просвета посреди свода — 52 м.

Строительные трудности

Оставалось закончить мраморный пол, как заметили несколько отколов и небольших трещин в столбах, держащих купол, и в соседних колоннах: тяжесть сводов подавляла слабые подпоры и угрожала скорым разрушением здания. Необходимо было приспособить новые поддуги, сделать опоры столбами и некоторым образом испортить внутренний вид здания, которое уже полагали оконченным после непрерывных 40-летних трудов и более 15-миллионной издержки.

Опытные архитекторы уже предвидели эту беду и подавали записки, где доказывали, что здание устоять не может. Патт (Pierre Patte, 1723—1814) ясно показал, от чего произошло повреждение. Правительство распорядилось о создании комиссии, к которой присоединись художники и которая удостоверилась, что купол и три свода сложены искусно и предусмотрительно; что железных связей достаточно, что кладка правильная и из лучшего камня, и в верхней части церкви нет повреждений, хотя поддерживающие её нижние столбы осели и треснули. Значит, недостатком были непрочность и дурная постройка столбов.

После заключения комиссии занялись исправлением и предупреждением разрушения, не портя внутренного расположения и не прибавляя столбов или колонн, чтобы не нарушить гармонию плана. Управлять работами поручили Жану-Батисту Ронделе (Rondelet, 1743—1829) в конце 1770 г.; он переделал купол и своды, оставаясь верным плану Суффло.

Французская революция

В революцию назначение храма переменилось: под названием Пантеона его посвятили великим мужам Франции. Были сделаны перемены в расположении, и под сводами его подземельных галерей похоронили прах Вольтера, Руссо и затем Марата; позже останки Марата вынесли и перезахоронили на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон. Гробницы Вольтера и Руссо были вначале деревянными и раскрашенными, с сусальной позолотой, но быстро сгнили. Путешественник Н. С. Всеволожский[2] удивлялся, почему Франция присвоила себе и Руссо, великого писателя, но швейцарца.

Первая империя

В правление Наполеона Пантеон возвратили религии, он опять назывался церковью св. Женевьевы. Император распорядился хоронить в подземелье его верховных чиновников империи и тех редких мужей, что прославились своими дарованиями, геройскими подвигами или примерной храбростью. Место им отвели в другой стороне и далеко от Вольтера и Руссо, которые и после смерти, кажется, не могут примириться и сблизиться, а потому лежат в противоположных сторонах: один — по правую сторону от входа, а другой — по левую.

Реставрация

При Людовике XVIII продолжали отделывать церковь. Потолок расписывал барон Гро (Gros, 1771—1835). Четыре картины по истории Франции, начиная от Карла Великого, были спланированы так, чтобы четвёртая была посвящена Наполеону; но после его падения художник изобразил на ней возвращение Бурбонов, искусно поместив на облаках Людовика XVI, его супругу и сына.

После революции 1830 г. церковь опять была обращена в Пантеон.

В 1851 г. в Пантеоне по инициативе президента Второй республики Луи Бонапарта (будущего Наполеона III)[3] была осуществлена публичная демонстрация эксперимента с маятником Фуко.

  Внутри парижского Пантеона, панорамный вид

org-wikipediya.ru