Как пользоваться метро в Париже. Подробная инструкция. Париж метро


Как пользоваться метро в Париже. Подробная инструкция

Как ни странно многие туристы, даже те, кто прожил всю жизнь в городах с метрополитеном, почему-то бояться пользоваться парижским метро. Есть страх заблудиться, проехать нужную станцию, да и вовсе быть поглощённым этой транспортной махиной. Мы дадим несколько практических советов и поможем вам разобраться в системе метро Парижа.

Схему парижского метро вы можете найти прямо под этой статьей.

Шаг первый. Заходим в метро Парижа.

В Париже над входами в подземку весит достаточно много различных табличек. Но перепутать практически невозможно. Это либо буква «М», либо надпись «Metro».

Вы вошли. Теперь нужно купить билет. Очень подробно этот процесс мы расписали в статьях «Как купить билет на метро в киоске RATP?» и «Как купить билет на метро в Париже?». Либо вы можете заранее посмотреть и купить проездной в нашей статье "Выгоден ли абонемент Paris Visit?" или по этой ссылке.

Далее заходим в само метро через турникеты. На фотографиях мы попытались доступно показать процесс прохода через турникеты.  

На следующей фотографии вы видите турникеты. А чуть левее дверь с решетками. Эта дверь предназначена для прохода в метро инвалидов, пассажиров с детьми и большим багажом. Если это ваш случай, попросите работника станции (например, в киоске информации), открыть вам эту дверь. Вы компостируете билет в простом турникете, показываете работнику, он нажимает кнопку, и дверь для вас открывается.

Вставляете билет (любой стороной, абсолютно неважно как), проходите турникет, забираете билет, толкаете дверь (если она есть), входите в метро.

Билет сохраняйте до конца поездки на случай появления контролеров.

Шаг второй. Определяем направление движения.

Не забывайте о том, что в киоске информации или покупки билета, вы всегда можете попросить бесплатную карту парижского метрополитена. Она маленькая, удобная и поможет вам в дальнейшем. Или же можете заранее скачать карту парижского метро на нашем сайте

Кроме того, перед входом на станции, и на самих парижских станциях, и в поездах висят карты метро, с которыми можно свериться, в случае необходимости.

Вы выбрали, куда вам надо ехать.  Посмотрели на карте, на какой вы сейчас ветке, куда едете, где пересесть. Теперь идем на станцию.

Ветки в парижском метро названий не имеют. Только номер. Эти номера и есть на указателях, за которыми вам и нужно следовать. Перед входом на платформу вы увидите примерно такое панно.

На нем написаны все станции, до которых идет выбранный вами поезд. Найдите свою и смело идите вперед.

Шаг третий. Входим в поезд

В Париже есть несколько автоматических веток метро (например, 1 и 14). Но большинство веток еще управляются водителями, и в таких поездах дверь нужно открыть самому. На дверях есть кнопки или ручки, которые нужно или нажать или дернуть и войти в поезд.

На некоторых ветках станции до сих пор не объявляются. Поэтому внимательно следите за названиями станций, которые проезжаете.

Никаких «Осторожно, двери закрываются» и в помине нет. Просто короткий гудок и всё. Будьте осторожны.

Шаг четвертый. Если вдруг есть пересадка.

Выходите на станции пересадки и ищите указатели на нужную вам ветку. Примерно так. И дальше уже идете по проторенной дорожке.

Шаг пятый. Выходим из парижского метро.

Также нажимаете кнопку или дергаете ручку, и вот вы на станции.

Смотрите указатели, на которых указано «Sortie», по ним и следуйте.

Если вы знаете, куда вам точно надо выйти, смотрите цифры и пояснения на указателях.

Обычно перед выходом из метро, вы  встретите подобные двери.

Многие из них автоматические, но некоторые нужно толкать самому. Приложите свою руку к месту, где нарисована рука и толкайте.

Вот и все! Что может быть проще!

И напоследок. Не бойтесь парижского метро. Да, Париж – город сравнительно небольшой, и его можно обойти пешком при желании. Но иногда все же нужно экономить и время и силы. Пользуйтесь метро, оно нисколько не сложнее московского, или любого другого. Да и не потеряетесь вы там. Даем гарантию.

P.S. Метро города Парижа за всю свою историю еще не поглотило ни одного человека. Все, кто хотел, выжили! :)

paris10.ru

Парижский метрополитен

Когда я в первый раз спустилась в метро Парижа, то абсолютно не представляла себе, куда идти. Билеты мне приобрела заранее французская семья, в которой я жила. Мне надо было доехать до Maisons-Laffitte — я жила в этом небольшом городке под Парижем. Я долго определялась, на какую остановку мне идти. Я сделала правильный выбор, но для того, чтобы точно знать, уточнила у девушки в вагоне.

Первое мое впечатление от метро Парижа было не самое приятное. Я была поражена грязью, которая там царила, и ужасными запахами. Это касалось, в особенности, станций Chatelet и Les Halles. Это две большие станции, соединенные между собой переходом, которые находятся на пересечении сразу нескольких линий метро и RER. Ориентироваться там очень сложно — множество переходов и лестниц.

Другие станции наоборот приятно поразили меня. Мне очень нравилась станция Arts et Métiers. Она сделана в виде подводной лодки. Иллюминаторы на стенах, покрытых сплошными листами металла. Станция Франклина Рузвельта оформлена очень стильно — сиденья там полукруглые, а освещение приглушенное. Многие другие имеют вполне стандартное оформление — стены покрыты белой плиткой и сиденья зеленого или желтого цветов.

Немного об истории метро

Метро было открыто в 1900 году. Тогда была построена первая линия — Chateau de Vincennes-Porte Maillot. Первые линии прокладывали строго под улицами и шоссе. Это объяснялось тем, что строители боялись упереться в чей-нибудь подвал или погреб. Уже тогда Париж был очень плотно застроен. Некоторые платформы имеют искривленный вид, так как улицы, под которыми они были проложены, были не очень широкие.

В те годы было два класса в вагонах: первый и второй. Стоимость билетов в каждый из них была разная. Большая часть станций в центре города были построены к 1920 году. Так как стиль «art nouveau» или «модерн» в то время был в моде, то станции и вход в них оформляли, опираясь на него. Он характеризуется отсутствием прямых линий и наличием «природных», изогнутых линий. Так появились характерные для метро Парижа арки у входа.

Строительство метро продолжалось в течение всего 20 века. В 1969 году оно было соединено с системой RER. Планируется построить другие новые линии и станции, так как город продолжает расти.

Что из себя представляет?

Метро Парижа состоит из 16 линий. Его схема представляет собой целую паутину из пересечения всех этих линий. Сверху накладывается еще и схема RER — Réseau Express Régional d’Ile-de-France. По-русски, это региональные электрички, соединяющие пригород с самим Парижем. RER пересекается с метро, поэтому сложно первое время привыкать к тому, что нужно переходить с метро на RER. Их 5 веток: А, В, С, D, Е, отправляющиеся до всех маленьких городков Иль-де-Франса.

Вагоны метро двух типов: новые с пологими крышами и старые зелено-белые, квадратные.

Поезда RER — двухэтажные. Во всех есть удобные мягкие сиденья. Правда, в период часов пик свободного места вам точно не найти.

Прелесть парижского метро заключается в том, что станции находятся практически на каждом углу. В этом они разительно отличаются от метро Петербурга, где я жила полтора года. Это очень удобно. В каком бы районе Парижа вы не оказались, вы все равно наткнетесь на метро рано или поздно.

Линии метро

Я опишу каждую из веток метро и отдельно отмечу те станции, которые вам понадобятся при посещении Парижа.

Первая линия

Первая линия обозначается желтым цветом. Она соединяет район La Défence и Chateau de Vincennes. Последняя находится рядом с очень красивым Венсеннским замком с парком.

Именно на ней расположена станция Charles-de-Gaulle — на площади Шарля де Голля, которая является отправной точкой любого путешественника, желающего открыть для себя Елисейские поля.

Другими важными станциями являются:

  • Concorde — на площади Согласия, недалеко от входа в сад Тюильри;
  • Tuileries — находится у самого входа в сад Тюильри;
  • Palais Royal — Musée du Louvre — рядом находится главный вход в Лувр; Louvre-Rivoli — расположена рядом с Лувром, но на улице Риволи;
  • Bastille — она находится на Площади Бастилии, где была одноименная знаменитая тюрьма.

Что уж тут говорить. Если вы приедете в Париж, то обязательно покатаетесь по этой ветке.

Вторая линия

Вторая — синего цвета — идет от Port-Dauphine до Nation. Из нужных станций тут: Charles-de-Gaulle, Monceau — рядом с одним из самых живописных на весь Париж парков — Монсо. Мы часто ходили туда посидеть на траве и перекусить. Многие французы любят отправляться туда, чтобы отдохнуть и насладиться частичкой природы.

Barbès-Rochechouart — это на весь Париж известная станция, так как она является как бы «воротами» в Арабский квартал. Мы ходили туда на экскурсию. Там будто попадаешь в арабскую страну — названия на их языке, а среди жителей много арабов. Это не самый безопасный район Парижа. Вечером и ночью там точно не стоит гулять.

Père Lachaise находится рядом с одноименным кладбищем. Я ходила туда гулять — красивое, но мрачное место.

Третья линия

Третья ветка — коричневая — соединяет Pont de Levallois — Bécon и Gallieni. На ней находится станция Opéra — рядом со знаменитой Парижской оперой и музеем духов Фрагонара. Здесь же расположена одна из моих любимых станций — Arts et Métiers.

Линия 3bis

Маленькая, голубая ветка 3bis является продолжением третьей. Раньше так и было, но потом ее выделили в отдельную линию метро. Она идет от станции Gambetta до Porte des Lilas. На ней всего 4 станции.

Четвертая линия

Четвертая ветка — фиолетового цвета — идет от Porte de Clignancourt до Mairie de Montrouge.

На ней находятся две важные станции: Gare de l’Est и Gare du Nord — это два важных вокзала Парижа, откуда отправляются поезда по всей Франции. Тут же расположены станции Les Halles и Chatelet. Они соединены особым подземным переходом, поэтому их иногда называют одной станцией.

Сразу за ними находится станция Cité. Она находится на острове Ситэ, рядом с Собором Парижской Богоматери. Если хотите его посетить, то ехать вам нужно именно до нее.

Saint-Germain-des-Prés является станцией, которая является входом в одноименный район. Это один из самых престижных районов Парижа, где раньше жили художники, писатели и буржуа. Теперь там живут очень богатые люди.

Denfert-Rochereau находится рядом со знаменитыми Парижскими катакомбами, о которых я написала в своей другой статье.

Пятая линия

Пятая ветка — оранжевого цвета — является соединительной между двумя станциями: Bobigny-Pablo Picasso и Place d’Italie. Каких-то важных или популярных достопримечательностей на ней нет.

Шестая линия

Шестая — зеленая — начинается от Charles-de-Gaulle и идет до Nation. Здесь находятся две важные станции метро, ведущие к Эйфелевой башне: Trocadéro и Bir-Hakeim. Если вы поедете до первой, то выйдете у так называемого дворца Трокадеро — там рядом площадка, с которой открывается прекрасный вид на башню. Вторая станция выведет уже непосредственно к самой башне.

Эта ветка отличается от других тем, что большая часть пути проходит над землей, а не под. Когда я ездила по ней, то заметила, что при подъезде к Эйфелевой башне машинист замедляет поезд, чтобы все смогли насладиться прекрасным открывающимся видом на башню. Это перегон Bir-Hakeim-Passy.

Из примечательных станций можно привести Bercy — она выведет вас на так называемую деревушку Берси. Это особое место в Париже, которое обладает своей атмосферой.

Седьмая линия

Седьмая — розовая ветка — соединяет станции La Courneuve и Villejuif-Louis Aragon. Я называла ее коварной, так как она разъединяется на две после станции Maison Blanche и надо быть аккуратным, чтобы не уехать туда, куда не надо.

Из значимых станций на ней: Chaussée d’Antin La Fayette. Езжайте до нее, если вам нужно посетить знаменитую галерею Лафайет, где сосредоточено огромное количество дорогих бутиков. Тут же Opéra — рядом с Опера Гарнье; Pyramides — выведет к Пирамиде Лувра; Palais Royal Musée du Louvre — около Лувра.

Линия 7bis

Одно из ответвлений — 7bis — построено, как продолжение 7-ой ветки. Идет от станции Louis Blanc до Pré Saint-Gervais. Станция Buttes-Chaumont этой ветки находится возле очень живописного парка — Бютт-Шомон.

Восьмая линия

Фиолетовая — 8-оя ветка — идет от Balard до Pointe du Lac. На ней расположены станции:

  • Invalides — возле Дома Инвалидов, в котором есть музей Военной истории и гробница Наполеона Бонапарта;
  • Concorde;
  • Madeleine — у церкви Мадлен — настоящему произведению искусства французского классицизма;
  • Opéra;
  • Bastille.

Девятая линия

9-ая ветка соединяет Pont de Sèvres до Mairie de Montreuil. Из важных станций - Trocadéro, Chaussée d’Antin La Fayette.

Десятая линия

Ветка 10 — светло-коричневая — тоже была для меня коварной. Она имеет петлю ближе к Boulogne Pont de Saint-Cloud. Идет до Gare d'Austerlitz — это один из важных вокзалов Парижа. Cluny-La Sorbonne выведет к музею Клюни — это музей Средневековья в городе.

Одиннадцатая линия

11 ветка — темно-коричневая — идет от Chatelet до Mairie de Lilas. Станция Hotel de Ville выведет к одноименному зданию.

Rambuteau — к Центру Жоржа Помпиду (это крупный культурный центр, ориентированный на развитие и распространение современного искусства).

Двенадцатая линия

Линия 12 — темно-зеленая — соединяет Front Populaire до Mairie d’Issy. Тут тоже есть Madeleine, Concorde, Saint-Lazare.

Тринадцатая линия

13 линия — голубая — начинается от станции Chatillon-Montrouge и разделяется на две: до Saint-Denis — Université и Asnières Gennevilliers Les Courtilles. Если вы поедете до первой, то выходите на станции Basilique de Saint-Denis, чтобы посетить знаменитую Базилику. Это готика в ее первозданном, чистом виде, а заодно и крупное захоронение останков королей Франции. Меня она очень впечатлила. Находится же Базилика в одном из опаснейших районов Парижа, поэтому там надо держать ухо востро.

Там же расположена станция Champs-Elysées — Clemenceau. Возле находятся Большой и Малый дворцы, где проводят иногда интересные выставки. Так мы ходили в один из них на выставку кукол от самых известных модельеров: Прада, Луи-Виттон и т.д.

Четырнадцатая линия

Последняя линия — 14 — одна из самых новых. Станции там в очень современном стиле — из металла и стекла. На станции Gare de Lyon устроен сад — очень красивый. Остальные в виде стеклянных труб, через которые и идут поезда.

Пригородные электрички — RER

Как я писала их 5:

  • А — проходит через Charles de Gaulle — Etoile, La Défense — там находится Большая Арка Дефанс и крупные торговые центры, как Les 4 Temps и т.д.; Лионский вокзал.

Остановка Marne-la-Vallée Chessy — это конечная станция, так что вы ее точно не проедете. Там находится вход в знаменитый Диснейленд.

  • В — понадобится вам, если вы прибываете в аэропорт Шарль-де-Голль — это одна из конечных станций. Если вы поедете в другую сторону, то достигнете аэропорта Орли, но для этого придется выйти на станции Anthony и там сесть на OrlyVal до самого аэропорта.
  • С — В южном направлении она выведет к Версалю. Это остановка Versailles — Rive Gauche. Через Париж она идет вдоль станций Музея Орсэ — возле музея; у Дома Инвалидов и вокзала Аустерлиц.
  • D — она тоже соединяет север и юг Парижа. Проходит через Лионский и Северный вокзалы. Также идет через Сен-Дени.
  • Е — идет от вокзала Сен-Лазар до города на юго-востоке Турнон. Эту ветку планируется еще развивать на запад, в сторону Дефанс.

Билеты

Разовый билет стоит 1,90 EUR. Купить его можно в специальных автоматах, установленных возле входов в метро, и кассах. Его нужно провести через турникеты, чтобы пройти дальше. Не пытайтесь проскочить через них без оплаты. В метро ходят контролеры и проверяют билеты, поэтому не стоит рисковать. Штраф для безбилетников может составлять до 100 EUR.

В пределах Парижа такие билеты можно использовать и на RER. Если же вы планируете ехать до Диснейленда или Версаля, то билет надо покупать отдельно, сказав кассиру или выбрав в автомате нужное направление.

Если вы планируете остаться в Париже надолго, то имеет смысл сделать себе проездной. В Париже есть проездные системы NaviGo — это карта, на которую можно докупать поездки, по своему усмотрению. Можно сделать недельный проездной — 22 RER. Он действует на все виды транспорта, но только в пределах Парижа, включая электрички. Проездной на месяц стоит 100 EUR.

Пополнять его можно в кассах или автоматах. Чтобы пройти через турникет, нужно коснуться им его сверху.

И напоследок

Национальным спортом французов являются забастовки. Это касается и метро Парижа. Некоторые остановки могут оказаться закрытыми по этой причине. Часто ремонтируют и отдельные станции, и линии, поэтому они могут не работать. Станции RER рано закрываются. Вообще у каждой станции метро свое расписание, но почти все уже прекращают к 23:00 — 00:00. Не забывайте об этом, если идете гулять вечером по Парижу. Я не советую вам пользоваться метро или электричками поздно вечером, так как в это время там уже не безопасно.

travelask.ru

режим работы метро, разновидности билетов и цены

Сеть парижского метро, покрывающая площадь около 10 кв. километров, состоит из шестнадцати линий и трехсот станций. Линии пронумерованы от 1 до 14, на третьей и седьмой линии имеются bis-направления – ответвления, которые считаются самостоятельными линиями. 

Режим работы метрополитена

С воскресенья по четверг парижское метро открыто с 5.30 утра и до 00.40 ночи, а по пятницам, субботам и перед праздниками его работа продлевается до 01:40. Интервал между поездами зависит от времени суток и напряженности трафика: в часы пик он не превышает двух минут, тогда как в вечернее время, а также в выходные и праздничные дни может достигать 8-10 минут. Для максимально точного расчета продолжительности поездки в метро Государственное управление общественным транспортом Парижа (RATP) предлагает на своем сайте планировщик маршрута, ориентирами в котором служат не только названия станций, но также известные достопримечательности и названия улиц города.

Время первого и последнего поезда по каждой станции парижского метро и RER.

Карта парижского метро

Кликните по картинке, чтобы загрузить PDF файл.

Детальная информация по картам метро Парижа.

Виды и стоимость билетов

Парижский метрополитен предлагает множество вариантов оплаты проезда в соответствии с нуждами горожан и туристов, приезжающих в город на разный срок и с различными целями. Помимо одноразовых билетов, месячных и годовых абонементов можно купить комплект из десяти или двадцати одноразовых билетов («карне» - carnet), проездной билет на один или несколько дней, а также проездной на неделю.

Одноразовый билет на метро называется «Ticket t+». Он действителен на одну поездку любой дальности, включая любые пересадки с линии на линию и скоростные электрички RER в Транспортной зоне №1. Эти билеты можно приобрести в кассах на станциях или через кассовые автоматы, как за наличные евро, так и с помощью чипованых банковских карт.

Внимание: карты с магнитной полосой НЕ принимаются ни автоматами, ни кассирами билетных касс!

Стоимость одноразового билета в парижском метрополитене в 2013 году составляет 1,7€. Покупка «карне» билетов даст 20% экономию в цене, поскольку комплект из десяти одноразовых билетов стоит не 17€, а 13,30€. Дети до трех лет ездят в метро бесплатно, а детям в возрасте от четырех до девяти лет можно купить «детский карне» по цене 6,65€ за 10 штук. Поштучно детские билеты не продаются.

Однодневный проездной билет называется «Ticket Mobilis». Он дает возможность неограниченного пользования метрополитеном в течение всего дня покупки и выгоден в том случае, если запланированы активные перемещения по городу с утра и до вечера. Для этих билетов выделяется несколько зон действия (всего их пять). Однако все туристические маршруты укладываются в первую и вторую Зону, поэтому достаточно приобрести Ticket Mobilis zones 1-2 за 6,6€. Поскольку билеты данного типа можно приобрести заранее на несколько дней вперед, перед началом использования на каждом нужно проставить дату и вписать свое имя и фамилию. (Передача билета другому лицу запрещена!).

Цены на проездной билет Ticket Mobilis
Зона 1-2 6,60€
Зона 1-3 8,80€
Зона 1-4 10,85€
Зона 1-5 15,65€

Безлимитные одно-, двух-, трех- и пятидневные билеты называются Carte Paris Visite и охватывают своим действием «центральный Париж» (зоны 1-3) или Париж и транзит до аэропортов Орли и Шарль де Голль (зоны 1-5). Такие билеты выгодны самостоятельным путешественникам, приезжающим во французскую столицу на короткое время и не пользующимся услугами трансферта из аэропорта до отеля. Стоимость Carte Paris Visite варьируется в зависимости от зоны действия и количества дней пребывания, для детей в возрасте от четырех до одиннадцати лет предусмотрена скидка 50%. На проездном билете от руки проставляется дата начала использования и пишется имя и фамилия владельца (передача проездного другому лицу запрещена!). Ранее такие билеты состояли из двух частей, второй частью была номерная карточка, на данный момент их упростили.

Цены на проездной билет Carte Paris Visite (взрослый / детский)   1 день 2 дня 3 дня 5 дней

Зона 1-3 (цент Парижа)

10,55€/5,25€ 17,15€/8,55€ 23,40€/11,70€ 33,70€/16,85€

Зона 1-5 (центр + аэропорты CDG и Орли)

22,20€/11,10€ 33,70€/16,85€ 47,25€/23,60€ 57,75€/28,85€

Недельные проездные билеты называются Pass Navigo Découverte и имеют вид пластиковой карточки. Важный нюанс: эта карта действует строго с понедельника по воскресенье, поэтому ее выгодно покупать только в том случае, если визит в Париж запланирован с понедельника или вторника и до выходных. Продажа карт на следующую неделю начинается в пятницу, продажа карт текущей недели завершается в среду. Pass Navigo Découverte продаются только через операторов билетных касс; вместе с пластиковой картой выдается бумажное удостоверение, в которое нужно вклеить фотографию размером 2.5х2 см и вписать имя владельца. Несмотря на сложность механизма покупки, такая карта дает существенные преимущества в цене: если пятидневный проездной Carte Paris Visite в центральную и трансфертную зоны стоит 33.7€ и 57.75€, соответственно, то недельная карта Pass Navigo Découverte на эти же зоны обойдется в 25.65€ и 34.40€.

Цены на проездной билет Pass Navigo Découverte
Зона 1-2 19,80€
Зона 1-3 25,65€
Зона 1-4 31,05€
Зона 1-5 34,40€
Зона 2-3 18,70€
Зона 2-4 23,70€
Зона 2-5 27,40€
Зона 3-4 17,90€
Зона 3-5 21,85€
Зона 4-5 17,45€

Покупка билетов и их применение

Покупка одноразовых билетов осуществляется через кассы и автоматы, проездных билетов (кроме Ticket Mobilis) – только через кассы. Автоматы принимают монеты евро и чипованные банковские карты; оплата банкнотами или картами с магнитной полосой не предусмотрена. Выход на платформу осуществляется через турникеты или распашные ворота посредством считывания автоматом магнитной полосы на билетах или информации с бесконтактной карты Pass Navigo Découverte. Для прохода через турникет нужно вставить билет в слот магнитной полосой вниз, а затем забрать его из верхнего слота. О принятии билета к оплате свидетельствует короткий звуковой сигнал и надпись на турникете “Reprenez votre ticket”. После этого следует подойти близко к воротам, чтобы сработал соответствующий датчик; двери откроются автоматически. Если проезд осуществляется по бесконтактной карте, ее нужно пронести перед фиолетовым считывающим датчиком в верхней части турникета; на распознавание карты требуется одна-две секунды.

Станции метрополитена

  

Большинство станций парижского метро находятся под землей, и лишь несколько остановочных платформ выведены на поверхность. Входы в метро могут быть обозначены литерой М или вывеской Metropolitain; над старыми станциями в центре города сохранились великолепные входные группы в стиле арт-деко. Каждая станция оборудована несколькими входами, однако парижское метро нельзя назвать примером «безбарьерной среды»: лифтами и приспособлениями для возможности спуска в метро людей с ограниченными возможностями оборудованы лишь пятьдесят станций из трехсот.

Метрополитен объединен с сетью электропоездов RER посредством станций, расположенных на основных парижских вокзалах: Gare St. Lazare, Gare du Nord , Gare de l’Est, Gare de Lyon, Gare d’Austerlitz и Gare Montparnasse. Навигация между платформами пересадочных станций осуществляется по указателям на баннерах, размещенных на стенах переходных туннелей.

Поезда метро

В подавляющем большинстве поездов открывание дверей вагонов осуществляется вручную с помощью зеленой кнопки или рычага на двери. Исключение составляют поезда 14-й линии – они полностью автоматизированы.

Выход из метро

Выходы со станции обозначены вывеской или табличкой Sortie. Для выбора наиболее удобного выхода можно ориентироваться по карте, размещенной в фойе станции. Конец платной зоны метрополитена обозначен либо турникетами, работающими только на выход, либо распашными дверями с инфракрасными датчиками.

goinway.ru

Парижское метро — подробная информация с фото и видео

Парижское метро — это не только наиболее простой и дешевый способ передвижения по городу, но и одна из исторических достопримечательностей французской столицы. Метро в Париже – одно из самых старых в Европе, оно приняло первых пассажиров в 1900 году.

Сами парижане и многочисленные туристы считают метро очень удобным и выгодным видом транспорта. В часы пик (8.00-9.00 и 17.00-18.30) поезда приходят через каждые 2 минуты, а в нерабочее время интервал между ними составляет от 8 до 10 минут. После метрополитена Москвы, парижское метро считается самым загруженным подземным транспортом Европы. Каждый день подземными линиями пользуется около 4,5 млн человек.

Метро французской столицы имеет 303 станций, 62 из которых – пересадочные. Оно состоит из 16 веток. Четырнадцать из них пронумерованы по порядку от 1 до 14, а две являются ответвлениями, поэтому обладают номерами 3-бис и 7-бис. Каждая из веток парижского метро окрашена в собственный цвет. По веткам № 1 и 14 хотят скоростные поезда без машинистов.

Большинство линий парижского метро проложено под землей и идет вдоль исторических улиц. Так, например, линия №1 проходит под знаменитыми Елисейскими полями и дальше – вдоль длинной улицы Риволи. Платформы расположены по бокам поезда, и только некоторые пересадочные станции имеют привычные нам островные платформы.

Еще одна любопытная особенность – в центре города станции метро стоят недалеко друг от друга, на расстоянии всего 500 м. При переходе со станции на станцию пассажирам часто приходится преодолевать достаточно большой путь, в том числе и по лестницам. Когда необходимо рассчитать, сколько времени займет поездка от одной станции до другой, используют формулу: 2 минуты на перегон между станциями и 5 минут на каждый переход.

Как было построено метро в Париже

Метрополитен в столице Франции стал четвертым в Европе. Раньше него были построены подземные линии в Лондоне, Будапеште и Глазго. Когда начали строить парижское метро, маршруты поездов прокладывали исключительно под улицами, ведь отклонившись в сторону, строители могли попасть в погреба и подвалы частных домов. Это привело к тому, что некоторые станции метро в Париже немного искривлены, а на ряде станций боковые платформы не стоят точно друг напротив друга.

Строительство первой линии заняло всего 20 месяцев. Открытие парижского метро приурочили к Всемирной выставке, проходившей в городе летом 1900 года. Все горожане и приехавшие на выставку туристы могли купить билет проехать на подземном поезде от Венсенского замка до Порта-Майо.

Большинство линий парижского метро появилось до 1920 года. В исторической части города подземные станции строили очень плотно. А с 1969 года линии метро связали в единую транспортную систему со скоростными электропоездами RER.

От стиля модерн до современного дизайна

Вход в метро нетрудно найти на улицах города, так как он обозначен буквой «М». Как правило, входные павильоны на станции парижского метро ничем не примечательны. Однако, есть исключения: павильоны, построенные в начале прошлого века, являются настоящими произведениями искусства. Их создал талантливый французский дизайнер и архитектор Эктор Гимар, который был ярким представителем популярного в те времена течения ар-нуво (модерна).

Сегодня сохранилось три вида старых наземных павильонов в стиле ар-нуво. Вход на некоторые станции украшают длинные чугунные «стебли» с красными фонарями в виде цветочных бутонов. В оформлении других павильонов лестницу опоясывает литая решетка. Крыши третьих похожи на раскрывшиеся раковины. Такие закрытые входные павильоны ведут, например, на станции «Palais Royal» и «Abbesses».

Традиции необычного оформления парижского метро продолжаются и в наши дни. Многие туристы и парижане спускаются в подземку не только для того, чтобы доехать до нужного места. Их привлекают сами станции, часть из которых превратили в настоящие выставочные залы.

На платформе «Bastille» можно увидеть фрагменты стен знаменитой тюрьмы Бастилии. Кроме того, здесь вывешены эстампы газет, издававшихся во Франции во времена Революции. А на станции «Hotel-de-Ville» проходят сменные выставки гравюр, живописных работ и фотографий, на которых запечатлена парижская ратуша и жизнь окружающего ее квартала.

Оформление станции «Varenne» посвящено скульптурным работам Огюста Родена. Платформы станции «Louvre-Rivoli» похожи на настоящий музей. Здесь нашлось место статуям, барельефам и историческим фотоснимкам. На станции «Pont-Neuf» можно увидеть огромные копии французских монет. А приехавшие на платформу «Palais Royal-Musee du Louvre» с удивлением разглядывают большую фреску, сделанную из 2 млн жемчужин.

Отличия парижского метро и RER

Система парижского метро обслуживает городские кварталы. В отличие от нее, скоростные электропоезда RER (Réseau Express Régional) связывают Париж с его пригородной зоной. Кстати, французы произносят «RER» как «эр-ё-эр». RER – очень комфортабельные пригородные электрички, на которых можно быстро добраться из центра Парижа в его самые отдаленные предместья. Их, как и парижское метро, ценят за скорость и относительно невысокую стоимость проезда – 1,9 евро.

Почти все станции метрополитена идут под землей, в линии RER убраны под землю только в городской черте. На схемах и метро, и RER рисуют цветными линиями, но ветки метро обозначены цифрами, а линии скоростных электропоездов – латинскими буквами. RER имеет пять веток: A, B, С, D и Е.

Метрополитен Парижа открыт для пассажиров с воскресенья по четверг с 5.30 до 0.40, а RER начинает работу на полчаса раньше. В пятницу, субботу, а также в предпраздничные дни метро работает до 1.40 ночи.

Интересные факты о парижском метро

  • Подземные поезда движутся не очень быстро. Средняя скорость парижского метро составляет 35 км/ч.
  • По большинству линий ходят пятивагонные составы. На линиях № 1 и 14, где управление переведено на автоматический уровень, курсируют поезда, состоящие из шести вагонов, а на вспомогательной линии 7-бис – из трех.
  • Бесплатную схему линий метро можно получить на каждой из станций. Для этого нужно спуститься вниз и попросить служащего дать большой, малый или карманный план Парижа.
  • Чтобы было легче ориентироваться, стоит запомнить, что на схемах линия метро обозначается словом «ligne», выход указателем голубого цвета «sortie», а пересадка оранжевым указателем «сorrespondance».
  • Каждая из веток парижского метро имеет не только порядковый номер, но и собственное имя, состоящее из названий конечных станций, например, Balard/Créteil.
  • Чтобы понять, куда направляется поезд, стоит обратить внимание на указатели, обозначающие конечные станции на линии. Если правильно пользоваться такими направлениями или «direction», можно добраться до любой части города практически по прямой. Правда, при этом нужно будет совершить несколько пересадок.
  • На любой платформе парижского метро висит табло, где указано время, остающееся до прибытия следующего поезда, и фактическая длина маршрута. На перроне всегда есть подробная карта Парижа с наименованиями улиц, что очень облегчает ориентирование в городе гостям французской столицы.
  • Большинство вагонов нужно открывать вручную. Это можно сделать как снаружи, так и изнутри поезда. Чтобы открыть дверь, достаточно нажать на зеленую кнопку и повернуть вверх рычаг. Автоматическими открываются двери поездов, курсирующих по линиям № 1 и 14.
  • В новых поездах парижского метро следующую станцию дважды объявляет диктор. Кроме того, такие вагоны оборудованы световым индикатором, показывающим ту платформу, на которую уже приехал поезд, и следующую платформу. В старых поездах голосовые объявления не делают и индикаторов нет. Чтобы не проехать нужную станцию, пассажиры должны быть внимательными и сверять название на платформе со схемой, вывешенной в вагоне.
  • В парижском метро существует несколько станций, названных в честь событий, которые происходили на территории России. Станция «Сталинград» посвящена кровопролитной Сталинградской битве, «Севастополь» – событиям обороны крымского города, а станция «Крым» получила свое название в честь Крымской войны XIX века.

Оплата проезда

На всем общественном транспорте французской столицы действуют единые проездные билеты. То есть билеты, купленные в метро, действительны для проезда в трамваях, автобусах, в пределах первой зоны на поездах RER, а также на фуникулере Монмартра. Пассажиры обязаны хранить их до конца поездки. В случае, когда пассажир не может предъявить билет контролеру, тот выписывает штраф. Кроме того, без билета нельзя выйти через турникет при окончании поездки.

Базовые одноразовые билеты «tiket+» продают в автоматах, билетных кассах, на железнодорожных и автобусных станциях, в автобусах, трамваях, а также в табачных киосках. Некоторые автоматы по продаже «tiket+» принимают наличные, в других билеты продают только по кредитным картам. Удобно, что в автоматах по продаже билетов, кроме французского, можно выбрать английский, немецкий или итальянский язык.

Разовые билеты действуют в течение 90 минут и позволяют совершить одну пересадку. Приобретя сразу 10 таких билетов или «cournet» (карнэ) за 14,5 евро, можно сэкономить 27% от общей стоимости. Те, кто путешествует на метрополитене несколько раз в течение дня, знают как выгадать еще больше. Они покупают более дешевые проездные билеты (абонементы), рассчитанные на один день, неделю и месяц.

Туристы, приехавшие в Париж на несколько дней, стараются купить туристическую карту «Paris Pass». По ней можно бесплатно посетить многие музеи Парижа, получить скидки на услуги, а также бесплатно путешествовать на парижском метро. Карты «Paris Pass» бывают нескольких видов и рассчитаны на 2, 4 и 6 дней. Они продаются в метро, на станциях RER, в туристических офисах, магазинах FNAC, табачных и газетных киосках.

wikiway.com

Метро Парижа

В этой статье мы не претендуем на полноту раскрытия темы и описание всех станций метро Парижа, от которых можно легко добраться до многочисленных достопримечательностей столицы Франции. Мы лишь расскажем о своих личных впечатлениях и поделимся некоторыми особенностями, подсмотренными нами в парижском метро.

Метро Парижа. Вход и выход

Начнём со входов в метро. В отличие от Москвы, здесь нет помпезных павильонов в стиле ар-деко. Вход в метро — это просто лестница, ведущая вниз. Иногда она дублируется эскалатором, работающим только на подъём. Вот, например, один из входов станции Place d’ Italie (Площадь Италии), которым мы пользовались чаще всего.

Более монументальный вход на станцию Champs Elysees-Clemenceau (Елисейские Поля-Клемансо) выглядит так.

Ещё бы, ведь это самый центр города — площадь Rond Point (Рон Пуэн) рядом с Большим и Малым дворцами.

Метро Парижа. Цена билетов

Плата за проезд в парижском метро высокая. Она почти втрое выше московской. Разовый билет стоит 1,9 евро. Однако если Вы собираетесь ездить много и часто, то лучше купить так называемый карнет из 10 билетов. Он обойдётся Вам в 14,5 евро. Есть ещё льготный тариф, но он распространяется только на определённые категории граждан Евросоюза.На фото также видны тарифы на билеты на поезда RER (Reseau Express Regional  то есть «Сеть Региональных Экспрессов»), идущие в аэропорты Руасси-Шарль де Голль и Орли. Если вы не собираетесь лететь в Марсель или Бордо, то билеты в аэропорт Орли вам вряд ли пригодятся. А билет на поезд RER в Руасси стоит 10 евро.

Существуют также безлимитные проездные билеты на 1,2,3 и 5 дней. Эти билеты продаются только для Парижа (действительны для 1-3 зоны) или для Парижа и пригородов, включая аэропорты. Про недельные, месячные и годовые проездные, включая школьные и студенческие, мы упоминать не будем.

Как и в московском метро, в метро Парижа не нужно доплачивать за пересадку с одной линии на другую. Билеты для выхода из метро не нужны. Но лучше сохранять их до конца поездки, в метро может быть контроль билетов, его отсутствие грозит приличным штрафом.

Как войти в парижское метро

Если Вы купили обычный билет, то для прохода в метро его надо вставить в билетоприёмник турникета (на фото отверстие вверху над моей рукой 🙂 ) и обязательно забрать его, когда билет выскочит в окошке сверху. Если билет не забрать, то турникет останется заблокированным.Если у Вас безлимитный проездной на 1-5 дней, то вы просто прикладываете его к считывателю лилового цвета, который виден наверху турникета.

На крупных пересадочных станциях, таких как Шатле (Chatelet), турникетов может быть столько же, сколько в московском метро.

На менее нагруженных станциях их гораздо меньше. Вот, например, вход на станцию Пляс д’Итали (Place d’Italie). Справа видны автоматы для продажи билетов, левее под синей вывеской — окошечки касс, а в глубине — всего четыре турникета.

На выходе также стоят турникеты ещё более брутального вида. Чаще всего они открываются автоматически, иногда дверцы надо толкнуть и они откроются.

Особенности парижского метро

Вопреки расхожим взглядам метро в Париже чистое и удобное, хотя и абсолютно функциональное. Красотой там не пахнет, зато на метро можно быстро и с достаточным комфортом добраться почти до любой точки города. Вот только на Монмартр метро не ходит. 🙁

Клошары в парижском метро встречаются, но от них почему то не воняет. 🙂 Ситуация, возможная в московском метро, когда в вагон зашёл бомж и весь вагон вышел, для Парижского метро не подходит.

В отличие от московских станций, где в центре находится платформа, а пути — по бокам от неё, в парижском метро всё с точностью до наоборот. В центре находятся пути, а две платформы — по двум сторонам. Поэтому, когда вы входите на станцию, нужно внимательно сверяться с указателями, чтобы не уехать в противоположную сторону.

Станция метро Парижа. Конкретно эта называется Шатле (Мост Менял). Здесь две платформы, пути — между ними

Поезда в метро Парижа

В метро Парижа на разных линиях используют различные вагоны. Совсем старых мы не видели, хотя нам попадались вагоны на резиновых шинах. Такие ходят на линиях, где есть надземные участки, идущие по эстакадам. Поезда линии №6, идущие от Nation (Площадь Нации) до Charle de Gaulle-Etoile (Площадь Шарля де Голля или Площадь Звезды) значительную часть пути проделывают по эстакадам рядом с жилыми домами.

Вид из вагона метро между станциями Glaciere (Гласьер) и Saint Jacques (Святого Иакова).Переулочек возле станции метро Bir-Hakeim (Бир-Хакейм) неподалёку от Эйфелевой башни. Фото сделано из вагона метро линии №6.

Поезд линии №6 прибывает на станцию Place d’Italie (Площадь Италии). Здесь используются колёса с резиновыми шинами.

Переходы, пересадки и выходы в Парижском метро

По линии №6 удобно добираться до Башни Монпарнас, откуда открываются великолепные виды на город. Станция называется Montparnasse Bienvenue (Монпарнас Добро пожаловать). Также по этой линии легко доехать до Эйфелевой башни (станция Bir-Hakeim; Бир-Хакейм) и до пощади Звезды с Триумфальной Аркой в конце Елисейских Полей. Это будет конечная станция Charles de Gaulle-Etoile (Шарль де Голль-Этуаль).А это уже более современный состав линии №7 уходит со станции Palais Royale — Musee du Louvre (Королевский дворец — Музей Лувр).

Седьмая линия проходит вдоль Сены через центр города. Начиная со станции Chatelet (Шатле) и до станции Opera (Опера) на каждой остановке Вас ждёт встреча с шедеврами Парижа, начиная от Нотр-Дам и до Опера-Гарнье. В промежутке между ними окажутся Консьержери, Сен-Шапель, Лувр, улица Риволи, сад Тюильри с Триумфальной аркой Карусель, площадь Пирамид, площадь Согласия. Стоп! Перечислять можно до бесконечности.

В некоторых поездах парижского метро чтобы открыть двери надо нажать кнопку (линия №7) или, даже, повернуть ручку (линия №6). Фото сделать не догадались.Ещё более современные поезда ходят на линии №2. Здесь двери открываются автоматически, также, как и в нашем метро. Мы воспользовались этой линией лишь единожды, чтобы добраться от Монмартра до нашей гостиницы. Нам пришлось сделать пересадку на линию №5 на станции Stalingrad (Сталинград). Именно там сделан этот снимок.

В кадр также попало табло, показывающее время до прибытия ближайшего и следующего за ним состава. Как видите интервал вполне приемлемый — поезда ходят каждые 2 минуты.Названия остановок в поездах объявляют не везде. На шестой и седьмой линиях нам приходилось высчитывать, сколько же остановок нам осталось. Здесь здорово выручали схемы маршрута, помещённые над дверьми вагонов. Они очень похожи на московские.

На пятой и восьмой линиях, где используется более современный подвижной состав, названия остановок объявляют по громкой связи. Схемы маршрута электрифицированы: те станции, которые поезд уже миновал, подсвечены лампочкой, лампочка мигает у названия следующей станции, а те, которые ещё предстоит проехать, остаются тёмными. Это тоже напоминает современные электрифицированные схемы в московском метро, только в Париже они, пожалуй, более информативные.

Навигация в метро Парижа

Система навигации в метро Парижа заслуживает всяческих похвал. Там практически невозможно заблудиться, несмотря на довольно путанные переходы и множество выходов. Во-первых на каждой станции многократно повторяется её название и не еле заметными буквами, как на большинстве станций московского метро, а крупными белыми надписями на синем фоне. Не захочешь, а увидишь.

Станция Bir-Hakeim. Выход к Эйфелевой башне. Фото сделано из окна вагона.Надеюсь, что здесь перевод не потребуется.Станция Монпарнас-Бьенвеню. Дословно: Монпарнас-Добро пожаловать.

Во-вторых на каждой станции есть масса указателей, помогающих найти нужную платформу или выход. Это станция Place d’Italie, где сходятся 3 линии парижского метро. Всё чётко и ясно — на пятую и седьмую линии — прямо, на шестую — налево.

На снимке ниже — станция Шарль де Голль — Этуаль. Налево пересадка на RER линии А. Направо — к поездам метро линий №№1, 2 и 6. Здесь же указаны кассы и выходы из метро. Все выходы пронумерованы. Налево выходы №№5, 6, 7, 8 на авеню Carnot (Карно), de la Grande Armee (Великой Армии), улицу Presbourg (Пресбур или, по русски, Братиславскую 🙂 ) и авеню Foch (Фош). Направо выходы №№1, 2, 3 к Champs Elysees (Елисейским Полям), авеню de Friedland (Фридланд) и авеню Hoch (Ош). Коричневым цветом отмечен выход к достопримечательности, в данном случае — к Триумфальной арке.

На каждой станции есть схема близлежащего квартала с выходами, указанием автобусных маршрутов, названий всех окрестных улиц и достопримечательностей.

Схема квартала у станции Шарль де Голль — Этуаль.Ещё один пример: схема квартала у станции Монпарнас-Бьенвеню включает Башню Монпарнас, вокзал Монпарнас и прилегающие улицы.

Тот же принцип навигации сейчас пытаются применить в Москве и у меня есть сильное подозрение, что он «цельнотянутый» с парижского метро.Ещё одна замечательная деталь, выгодно отличающая парижское метро от московского это… туалеты. Да, да, туалеты!

Вам никогда не доводилось объяснять людям, что в московском метро туалетов нет? Нам доводилось. А те, что есть поблизости, вообще напоминают издевательство над страждущими.Забыл ещё добавить, что на каждой станции можно бесплатно получить схему метро Парижа. Нам так вообще выдали карту со всеми основными достопримечательностями и схемой метро в придачу.

Схема парижского метро

Время работы метро

С воскресенья по четверг метро Парижа открыто с 5:30 до 00:40. С пятницы по воскресенье, а также в предпраздничные и праздничные дни с 05:30 до 01:40. Проезда следуют с интервалом в две минуты в час пик и с интервалом 8-10 минут в нерабочее время, праздничные дни и по воскресениям.

Выводы

Подводя итоги, выражу наше частное мнение, что парижское метро гораздо лучше, чем мы его себе представляли по книгам и отчётам путешественников. Достоинства парижского метро:1. Развитая транспортная сеть. До любой станции идти пешком не более 10 минут. Станции расположены близко друг от друга.2. Чистота. В парижском метро грязи не обнаружено. Клошары, правда, присутствуют, но никому особо не мешают.3. Комфорт. Вагоны удобные, много сидячих мест, практически не было давки.4. Отличная система навигации. Даже без знания языка разобраться очень просто.Недостатки парижского метро:1. Дорого. Для французов может и нет, а мы проездили сумму, эквивалентную 2600 рублям. Это цена билетов на 60 и 40 поездок в московском метро. То есть в Москве на эту сумму вдвоём мы могли бы воспользоваться метро 50 раз, а Париже ездили на метро только 12 раз.2. Довольно запутанные переходы, особенно на станции Сталинград.

Из собственной практики. На четыре дня пребывания в Париже вдвоём мы покупали два карнета по 10 билетов и ещё докупили 4 единичных билета. Наземным транспортом мы не пользовались. Передвигались на метро. Чего и вам советуем.

О том, как создавалось московское метро мы рассказали в серии репортажей:Московское метро. Первая очередь (красная ветка)Московское метро. Вторая очередь (зелёная и синяя ветки)Московское метро. Третья очередь (синяя и зелёная ветки)Московское метро. Четвёртая очередь (кольцевая линия)

kraeved1147.ru

Метро Парижа. Описание, история. Полезные советы.

Как ни странно, парижское метро – не самое старое в мире. Его опередили Лондонское и, почему-то, Будапештское. Первая линия метро Парижа открылась в 1900 году, и с тех пор схема его линий непрерывно совершенствуется. Изначально было решено, что станции должны встречаться в центре на минимальном расстоянии. И действительно, в центре города, от одной до другой можно дойти пешком минут за 10. Русских туристов, привыкших к длинным перегонам московского метрополитена, удивляет, что поезд часто останавливается, не успев толком разогнаться. Длина линий парижского метро – 222 километра, на нем 298 станций (для сравнения, длина линий московского метро – 292 километра и 177 станций).

Есть еще одна особенность – метро Парижа проложено на небольшой глубине, потому строго следует направлению улиц. Отклонение в любую сторону приведет к попаданию в подвал какого-нибудь дома. Из-за этого платформы противоположных направлений на станциях иногда не совпадают или бывают искривлены. Только на окраинах станции приобретают современный конструктивистский вид.

Сегодня в метро Парижа 16 линий. Они обозначаются номерами от 1 до 14, а линии 3 и 7 имеют еще и ответвления 3-бис и 7-бис. В на указателях, кроме номеров, есть и названия конечных станций. Каждая ветка на схеме обозначена своим цветом. Поезда ходят с 5.30 до 0.30, независимо от времени года и праздников. В вечернее время метро может стать и опасным – здесь ночует множество бродяг и тусуются неформалы. Особенно неприятны в этом смысле линии 2 и 12, женщинам в одиночку поздно здесь лучше не ездить.

Билеты покупаются в кассах, но все чаще люди предпочитают автоматы. Билет нужно сохранять до конца поездки, он нужен и при выходе. Кроме того, встречаются и контролеры. Из-за неглубокого залегания и разветвленности парижских катакомб, подвалов и коммуникаций на территорию подземки часто проникают безбилетники, бродяги и преступники. Никакие меры безопасности неспособны это предотвратить, хотя служба безопасности прикладывает к этому огромные усилия.

Еще одна особенность, непривычная россиянам – подвижной состав нестандартизирован, вагоны имеют множество отличий. Но на всех линиях, кроме самой современной, 14-й, двери открываются вручную, или после нажатия пассажиром специальной кнопки. Парижане знают эти особенности наизусть, а приезжие часто путаются, ждут, пока дверь откроется сама, и уезжают дальше. Благо, что по одному билету можно сделать неограниченно количество пересадок, так что всегда можно вернуться.

Кроме метрополитена, в Париже действует и сеть скоростных подземных электричек RER. Они проложены глубоко под центром города, а в предместьях выходят на поверхность. Некоторые станции метро в центре Парижа соединены со станциями RER, переход на них бесплатен.

Парижский метрополитен является собственностью муниципалитета города. Он уступает в роскоши отделки московскому, но очень функционален и предельно автоматизирован. Многочисленные указатели и табло не дают заблудиться, карты метро раздаются бесплатно, объявления по громкой связи даются на нескольких языках, в том числе и русском. Узнать вход в метро можно по зеленым перилам на лестнице, ведущей под землю, или указателю «Metro».

Будем благодарны, если Вы оцените эту статью!

parisweb.ru

Парижский метрополитен

Парижское метро часто ругают. Там грязно, воняет, тесные поезда, узкие переходы и низкие скорости. Возможно, с точки зрения пассажира, так оно и есть. Но если рассматривать метрополитен Парижа как транспортную систему, то все становится не так и плохо.

Сен-Мишель (Saint-Michel) — типичная станция парижского метрополитена. 4 линия, открыта 9 января 1910 года.

Важно понимать, что парижское метро было открыто в 1900 году. Тогда не было типовых решений для подземки и все приходилось изобретать с нуля и проверять на живых людях.

Конечно, уже активно развивался лондонский метрополитен и было построено по одной ветке в Глазго и Будапеште. Но то были не времена глобализации.

В Будапеште первую ветку метро построили в 1896 году. Это раньше чем в Париже на 4 года. Только, в отличии от Парижа, вторую ветку будапештского метрополитена построили на базе советских проектов только в 1970 году. В Глазго ветка построенная в 1896 году так и осталась единственной (вот так она выглядит, почти комедийно). Так что, заимствовать идеи, кроме как у лондонского метро, было не у кого. Да и те только-только отказались от паровой тяги и стали использовать проходческие щиты при строительстве тоннелей.

Однообразные станции это не всегда плохо. Станции четвертой ветки.

Такое ранее развитие и относительная самобытность не могла не отразится на парижской подземке. Само название подземки «метрополитен» родилось именно в Париже.

Парижане с большим энтузиазмом встретили новый вид транспорта. К концу 1900 г. было перевезено 4 млн пассажиров. А какой у них был выбор? Ford T выйдет только через восемь лет, а до этого извольте пользоваться конными повозками или трамваями.

Ну да ладно. Наши люди попадая в парижский метрополитен отмечают прежде всего узкие переходы, небольшие поезда, низкие скорости и частые остановки. Все это отголоски того самого «стандарта», который заложили в самом начале, еще в 1898-1900 годах.

Уже в первоначальном проекте было запланировано 9 веток. Метро должно было стать подземным видом транспорта на электрической тяге, со стандартной шириной колеи (1435 мм) и габаритами подвижных составов, не превышающими 2.4 метра (что исключало использование обычных железнодорожных подвижных составов), максимальным наклоном путей 40 мм/м и радиусом искривления 75 м. Длина станций составляла 75 м.

Короткие станции и маленькие составы сразу бросаются в глаза. Станция Трокадеро (Trocadéro), открыта 2 октября 1900 года, как ответвление от станции Étoile первой линии метро.

Накануне Первой мировой войны в Париже действовало уже 10 линий, общая длина путей составляла 91 км. В 1913 г. было перевезено 467 млн пассажиров. План развития парижского метрополитена предусматривал создание такой густой сети, чтобы в любой точке города в радиусе ближайших 400 м можно было найти станцию метро.

По меркам современных систем метро парижское больше похоже на подземную линию скоростного трамвая (такую как в Порту или Севилье). Сегодня парижский метрополитен плотной сеткой покрывает Париж и ближайшие пригороды, что по Московским меркам похоже на территорю внутри ТТК.

Салон вагона метро (в кадре почти весь вагон). Обратите внимание на откидывающиеся сиденья. Ими можно пользоваться, пока вагон не набивается битком.

Где бы вы не находились в Париже, до ближайшей станции метро врядли будет больше пяти минут пешком. Правило 400 метров работает до сих пор. Более того, зачастую в пяти минутах ходьбы вам может быть доступно несколько станции на нескольких линиях метро.

За такую плотность приходится платить скоростью, но тут на помощь приходит система пригородных электричек RER. В отличии от Москвы и Санк-Петербурга они не упираются в тупиковые вокзалы, а ныряя в тоннель пронизывают Париж насквозь.

Станции системы пригородных поездов RER расположены на гораздо большем расстоянии друг от друга, скорости поездов выше, да и сами поезда намного больше. Если вы, как и большая часть парижан, живете в пригороде, там вам нужно дойти до ближайшей станции метро, потом доехать до нужной ветки RER и уже там пересесть на свою электричку.

Такой подход позволяет практически полностью отказаться от использования личного автомобиля для поездок по Парижу.

На некоторых линиях используются резиновые шины. Это тоже изобретение французов. 11 линия, маршрутом Châtelet — Mairie des Lilas была перестроена первой на шинный ход в 1956 году. Электропоезд Alstom MP 89 CC 25.

На некоторых ветках шины используются вместе с традиционным колесами. Шины используют чтобы снизить уровень шума и позволить поездам преодолевать более крутые подъемы. Из-за высокой стоимости переоборудования шины используются только на 4, 6 и 11 ветках. Вообще, вопрос шума спорный, шины скрипят так, что друг друга не слышно. По ощущениям, вибрация меньше.

Самые распространенные электропоезда метро MF67 (MF67-012 и MF67-023) на станции Gallieni (конечная). Это уже не Париж, вторая тарифная зона.

Сервисная зона у станции Gallieni. Париж — тесный город с дорогой землёй. Наземные депо небольшие и, по большей части, там осуществляется только обслуживание и ремонт электропоездов. Для отстоя используются многочисленные служебные пути, тупики, бывшие кольца, вторые-третьи-четвёртые пути на станциях и т.п.

Вход на станцию метро иногда можно и не заметить. Это может быть вход под землю практически без опознавательных знаков.

Вход станции Лувр — Риволи (Louvre – Rivoli).

Станция Лувр — Риволи (Louvre – Rivoli) была открыта 13 августа 1900 года. Мы ее застали вот в таком виде. Обратите внимание на барьер, о нем ниже.

Переходы между станциями. На полу что-то типа наплавляемого линолеума, на стенах керамическая плитка. Углубления для рекламных плакатов предусмотрены заранее и декорированы плиткой.

Плитка на станциях парижского метрополитена заслуживает особого внимания. Дело в том, что на станциях и в переходах используется всего несколько типов плитки и она давно стала одним из символов парижской подземки.

На большей части веток нет объявления станций. Пассажиры ориентируются по табличкам на стенах станции. Таблички многократно повторяются и их всегда видно из вагонов поезда. Станция Гар-дю-Нор (Gare du Nord), линия 4. Электропоезд Alstom MP 89 CC №25.

Автоматическое управление поездами

Отдельного внимания заслуживают линии 1 и 14. Дело в том, что эти линии полностью автоматизированны. В поездах нет ни машинистов, ни даже кабин для них. Ветка 14 была построена в 1998. Ветку 1 перевели на автоматическое управление в 2011-2012 годах.

Автоматизированные ветки предполагают наличие дополнительного барьера между платформами и поездами. Такие барьеры теперь не редкость и их можно встретить во многих метрополитенах, например Бангкоке.

А вот так выглядят станции автоматизированной 14 ветки метро. Станция Сен-Лазар (Saint-Lazare).

Автоматизированная линия 14. Вид сверху.

mikhail.krivyy.com