Париж, Пантеон: история, описание, архитектурный стиль, интересные факты. Париж пантеон


Пантеон в Париже: история, описание, фото

Адрес: Франция, Париж, 5-ый округ, Латинский кварталНачало строительства: 1764 годОкончание строительства: 1789 годАрхитектор: Жак-Жермен СуффлоДиаметр купола: 23 м.Основные достопримечательности: захоронения, маятник Фуко, скульптурыКоординаты: 48°50′46″N 2°20′45″E

Если говорить о самых значимых и самых интересных достопримечательностях Франции, то, несомненно, следует выделить величественное здание Пантеона в Париже.

Мавзолей, в котором захоронены самые выдающиеся французы (и не только) был возведен в бурные времена, времена, когда Францию охватила революция. Однако это история, которая, естественно, заслуживает особого внимания, ведь Пантеон в Париже – это еще и бывший собор Святой Женевьевы и, как любят называть его многочисленные гиды, памятник амбициям и страстям, кипевшим при королевском дворе, а затем и на баррикадах. В наши дни Пантеон является одним из самых посещаемых мест столицы Франции.

Вид на главный вход в парижский Пантеон

Такую популярность он приобрел даже не благодаря покоящимся в нем останкам сильных мира сего: путешественников привлекает его необычные архитектурные формы. Пантеон в Париже нельзя отнести к какому-либо определенному архитектурному стилю. Во времена, когда была открыта церковь Святой Женевьевы, ее внешний вид вызвал у парижан возмущение, наверное, не меньшее, чем будущее творение Эйфеля. Такова уж эта страна - Франция, в ее столице совмещаются, казалось бы, на первый взгляд, несовместимые здания, памятники истории и архитектуры.

Здание парижского Пантеона находится в легендарном Латинском квартале, расположенном в пятом округе Парижа. Из номера округа становится понятно, что Пантеон был построен недалеко от центра Парижа: как известно, нумерация двадцати округов начинается от центральной части города. Путешественник, пришедший посмотреть на здание Пантеона, на его входе сможет увидеть выгравированную надпись, говорящую о предназначении здания. Если дословно перевести эту надпись на русский язык, то можно прочитать примерно следующее: «От благодарной Отчизны великим людям!». Возле огромной усыпальницы можно всегда встретить многочисленные экскурсионные группы, которые в Пантеоне могут не только насладиться уникальной архитектурой, но и многое узнать об истории Франции и о ее выдающихся гражданах. Фантастическое зрелище Пантеон в Париже представляет собой, когда сумерки опускаются на город: благодаря уникальной подсветке, здание словно освещается из-под земли, а свет «уходит» в небо. В этом, наверняка, есть какой-то символизм: фото Пантеона, сделанные в вечернее время профессиональными фотографами, украшают многочисленные офисные здания и отели по всему миру.

Вид на парижский Пантеон со стороны улицы Клотер

Собор Святой Женевьевы - обет короля

Свою непростую и длинную историю Пантеон в Париже, а если быть точнее изначально церковь Святой Женевьевы, ведет с 1744-го года. Именно тогда Людовик XV принял на себя командование войсками, которые должны были одержать долгожданную победу над австрийцами. Правда, побывать в гуще сражений ему не удалось, у короля внезапно поднялась высокая температура: медицина того времени была бессильна, жаропонижающих средств в 1700-хх годах еще не существовало. Многие из приближенных короля считали, что Людовик XV вскоре умрет. Находясь на смертном одре, король взмолился Святой Женевьеве, которая и в наши дни считается покровительницей Парижа. Он дал торжественную клятву, что если Святая смилостивится над ним, то он воздвигнет в ее честь роскошный храм.

Случилось чудо, король выздоровел, в мир иной отошла лишь его любовница, которая заразилась вирусным заболеванием от монарха. Сильнейшая депрессия заставила короля позабыть о государственных делах и данном обете. Лишь влюбившись в очередной раз, Людовик XV вспомнил о своем обещании и приказал брату своей новой фаворитки выбрать архитектора для постройки храма Святой Женевьевы. Интересно то, что архитектор Суфло приступил к разработке проекта храма лишь в 1755-м году, ровно через 11 лет после «страшной» болезни короля.

Строительство храма Святой Женевьевы

Проект храма, разработанный архитектором, вызвал у короля и парижан, мягко сказать, немой шок. В те времена все здания Парижа строились в роскошном стиле барокко, декоративные архитектурные элементы украшали каждый дом, не говоря уже о храмах или дворцах. Однако Суфло решил отойти от устоявшихся традиций, и в своем проекте соединил сразу четыре стиля.

Вид на греческий портик с колоннами (вход в здание)

На плане можно было увидеть портик в греческом стиле с шестью колонами, накрытый «строгим» куполом, потолок которого предполагалось выполнить в романском стиле, а интерьер храма должен был быть воплощен в жизнь в готическом стиле. Кроме этого, архитектор, вдохновленный собором Святого Павла, находящимся в столице Туманного Альбиона, решил поставить колоны в стиле барокко в качестве опоры для перекрытий. Превзойти гениальность Кристофера Рена, создавшего лондонский собор, Суфло не удалось: свод был очень тяжелым и колонны попросту бы разрушились под его весом. Стоит отметить, что начать строительство храма Суфло удалось лишь 1764-м году. Первый камень торжественно заложил король, который уже двадцать лет назад дал обет Святой Женевьеве.

Католическая церковь отправила Людовику XV письмо, в котором выражался протест против строительства здания по плану Суфло. Дело все в том, что проект предусматривал постройку храма, напоминающего собой очертания «греческого креста». Поэтому архитектор удлиняет два крыла и делает храм похожим на католическую базилику. Справедливости ради стоит отметить, что во время строительства архитектурного сооружения, постоянно возникали трудности, по большей части, они были связаны с финансированием. Проще говоря, у Людовика XV не хватало денег, чтобы воплотить в жизнь план архитектора Суфло. По этой причине три стороны храма лишились портиков, остались лишь колоны и фронтон, которые и в наше время можно увидеть на главном фасаде Пантеона. Многочисленные документы, сохранившиеся до наших дней, характеризуют короля Людовика XV, как очень любвеобильного мужчину. Все его фаворитки хотели «помочь» возлюбленному выполнить свой обет, они от руки рисовали всевозможные украшения, которые, по их мнению, обязательно должен был добавить в здание архитектор короля.

Купол парижского Пантеона со смотровой площадкой

Как известно из истории, Людовик XV отошел в мир иной в 1774-м году. Он так и не успел выполнить свое обещание Святой Женевьеве. Не довел дело до конца и погрязший в интригах архитектор Суфло. Благо у специалиста были помощники, которые в 1789-м году достроили до конца здание храма Святой Женевьевы. Как уже говорилось выше, парижане приняли новый храм «в штыки» - в прямом и переносном смысле. Многим казалось, что здание выглядит слишком строго и не соответствует архитектуре Парижа. Величественный купол не подходил к греческому портику, нарушая при этом гармоничность всего архитектурного ансамбля. Зачастую многие достопримечательности не признаются жителями городов, в которых они построены. Так произошло и с храмом Святой Женевьевы.

Забегая немного вперед, хотелось бы уточнить, что современные архитекторы считают Пантеон в Париже великолепным зданием, построенным в классическом стиле. Довольно спорное мнение, особенно если вспомнить, что стилей у здания четыре. Однако купол, разработанный Суфло, вдохновлял многих специалистов, например, Капитолий в столице США имеет точно такой же купол. К слову, «следы» парижского Пантеона можно найти и в России - купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Пантеон в Париже - революция и запутанная история

Мечта архитектора Суфло была воплощена в реальность. В Париже появился собор, который составил достойную конкуренцию лондонскому храму Святого Павла и римскому католическому собору Святого Петра. Однако собором Святой Женевьевы он назывался совсем недолго.

Внутри Пантеона в Париже

Как только закончилось строительство, во Франции начались массовые беспорядки, которые французы с гордостью называли революцией. Восставшие рабочие грабили и разрушали огромные соборы, и даже небольшие храмы. Подобной участи удалось избежать лишь собору Святой Женевьевы, который революционеры в конце 18-го века назвали Пантеоном. Пантеон в Париже должен был прославить героев Франции и стать местом их упокоения. Первым революционером, похороненным в Пантеоне Парижа, был граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть менее двух лет: оказывается его соратники доказали связь героя с королем. Останки были вынесены из Пантеона и похоронены на кладбище, революционеры не установили даже надгробную плиту. Кстати, один из соратников Мирабо Марат, обвинивший в предательстве своего бывшего друга, был вскоре убит и похоронен в Пантеоне.

Из истории можно узнать, что власть несколько раз переходила от революционеров к королевскому двору и обратно. Столько же раз здание становилось Пантеоном, а затем собором Святой Женевьевы. Закончилось все на том, что архитектурное сооружение, разработанное Суфло, все же получило название Пантеон. Интересно то, что здание превращалось из собора в мавзолей и из мавзолея в собор несколько раз на протяжении ста лет. Французам, видимо, было очень трудно определиться с предназначением архитектурного шедевра, возвышающегося неподалеку от центра Парижа. Все закончилось в 1885-м году. В тот год в здание Пантеона внесли тело Виктора Гюго.

Маятник Фуко

Пантеон в Париже - наши дни

В наши дни здание Пантеона в Париже продолжает выполнять возложенные на него французскими революционерами функции: являться мавзолеем для великих французов и не только. Кстати, парижане не желают повторения истории с графом Мирабо, поэтому после смерти выдающейся личности, делается пауза. За этот промежуток времени выясняется, действительно ли человек был выдающимся или, как в случае с Мирабо, произошла ошибка. Например, в 2002-м году в парижском Пантеоне, спустя 132 года после своей смерти был похоронен Александр Дюма. Парижане более ста лет выясняли: действительно ли он был гениальным писателем или же «произошла ошибка», и Дюма был обычным графоманом? В очереди на погребение стоит Наполеон Бонапарт и, как ни странно, граф Мирабо. Оказывается, его уже реабилитировали и останки революционера «ждут» того момента, когда их снова торжественно внесут в Пантеон. К слову, наверное, в Пантеоне будут похоронены Вольтер и Руссо, если, конечно, со временем, о них не всплывут нелицеприятные факты.

Глядя на современное здание Пантеона в Париже, если отбросить в сторону все связанные с ним «происшествия», то можно сказать, что Суфло сумел сделать практически невозможное. Архитектор придал готическую легкость и воздушность зданию, построенному сразу в четырех стилях. Увы, в настоящий момент, многие окна, запланированные Суфло, можно увидеть заложенными кирпичом: так решили в 18-м веке революционеры.

Монумент Национальной конвенции

По их мнению, в гробницу величайших людей Франции проникало слишком много света. Последнее, на чем хотелось бы остановиться, описывая величественный Пантеон в Париже, так это на маятнике Фуко, который должен доказывать всем посетителям мавзолея, что наша планета «все же вращается».

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности ПарижаФранцияСтранны Европы

Пантеон в Париже на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

описание, история, экскурсии, точный адрес

Пантеон в Париже (Франция) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

«Великим людям благодарная отчизна»

надпись на Пантеоне

В 1764 году здание задумывалось Людовиком XV как церковь Святой Женевьевы, благодаря которой, он, с помощью молитв, оправился от тяжёлой болезни. Однако через некоторое время история внесла свои коррективы в планы монаршей особы. Французские революционеры перечеркнули все дальнейшие планы Людовика, а церковь перепрофилировали в гробницу для великих мужей страны.

Среди первых выдающихся личностей в Пантеоне оказались Жан-Жак Руссо, Мари-Франсуа Вольтер, ненадолго к ним присоединялся и прах Марата, но его нахождение там, видимо, сочли не вполне политкорректным в определённый момент.

На сегодняшний день в Пантеоне насчитывается около полусотни самых незаурядных мыслителей, учёных, писателей Франции, которые нашли своё последнее пристанище среди выдающихся соотечественников. Хотя, нужно отметить, что Пантеон стоит посетить не только из желания побывать рядом с нетленным прахом, но и просто для получения мощного и многократного эстетического удовольствия от монументальной архитектуры классического стиля.

Кроме того, стоит обратить внимание на копию маятника, который висит под самым куполом Пантеона. Это копия того самого маятника, с помощью которого физик Жан Бернар Леон Фуко продемонстрировал публике, что Земля все-таки вертится. Наконец, именно сюда в 2002 году с большой помпой переехал прах Александра Дюма.

Забавный случай произошел здесь в 2005 году, когда в здание проникли активисты организации «культурных партизан» Untergunther. Они тайком починили не работавшие уже полвека часы, после чего руководство Пантеона подало на них в суд и благополучно дело проиграло.

Парижский Пантеон

Координаты

Адрес: Place du Panthéon. Часы работы: апрель-сентябрь пн-вс 10:00–18:30, октябрь-март пн-вс 10:00–18:00, кроме 1 января, 1 мая, 25 декабря, вход — 7 EUR, 4,50 EUR (льготный), дети бесплатно.

Веб-сайт: pantheonparis.com.

Цены на странице указаны на июнь 2018 г.

tonkosti.ru

Пантеон в Париже - как добраться, режим работы и стоимость билетов 2017, официальный сайт

еще фотографии →

Пантеон – это историко-архитектурный памятник, построенный на левом берегу Сены в центре Латинского квартала на вершине холма Geneviève. Святая Женевьева считается покровительницей Парижа, она жила в V веке и прославилась тем, что охраняла город от врагов и совершила много чудес.

Как доехать до Пантеона

  • Метро - станция Cardinal Lemoine
  • На поезде RER – станция Luxembourg Sénat

Режим работы Пантеона в 2018 г.

  • Ежедневно, кроме 1 января, 1 мая и 25 декабря, утро 17 июня
  • с 1 апреля по 30 сентября – с 10:00 до 18:30
  • с 1 октября по 31 марта – с 10:00 до 18:00

Вход прекращается за 45 минут до закрытия.

Стоимость билетов в Пантеон в 2018 г.

  • Для взрослых – 9 евро
  • Для детей до 18 лет – бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, проживающие на территории Евросоюза, - бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, НЕ проживающие на территории Евросоюза, - 7 евро
  • Бесплатно каждое первое воскресенье месяца с ноября по март
  • Бесплатно третьи выходные (суббота и воскресенье) сентября (European Heritage Days)

Настоятельно рекомендуем взять в аренду аудиогид (есть на русском языке) - с ним посещение Пантеона будет намного интереснее и познавательнее. Стоимость аренды аудиогида - 3 евро.

Краткое описание

В 1744 году Людовик XV, болевший подагрой, дал обет, что если молитва поможет ему выздороветь, в честь Святой будет построен храм. После своего исцеления в 1757 году на вершине холма король приказал заложить церковь, посвященную Святой Женевьеве.

Храм в стиле раннего французского классицизма возводил любимец короля архитектор Жак Жермен Суффло, а завершил строительство - его ученик Жан-Батист Ронделе. В качестве образца был взят римский пантеон II века.

В 1791 году во время французской революции храм был преобразован в пантеон для захоронения самых великих людей страны. В нем покоятся писатель и просветитель Жан Жак Руссо и философ Вальтер, деятели французской революции Мирабо и Марат. По прошествии времени, когда все революционные события завершились, Марата и Мирабо вынесли прочь.

Над главным фасадом здания высечены слова «Родина Свободой и Историей венчает великих людей». Но поскольку в большей части она венчает выдающихся граждан только после их смерти, вряд ли стоит туда стремиться, например, слева за Бонапартом, а справа – за Лафайетом, Вольтером и Руссо. Тем более, что во Франции прославившегося могли разодрать надвое: тело – в одну сторону, сердце – в другую. Так например, сердце покоящегося здесь французского офицера Мало Корре де Латур д’Оверня, которого Наполеон назвал первым гренадером Республики, долгое время возили перед полками прежде чем вернуть потомкам.

В 1885 году в Пантеоне был торжественно похоронен Виктор Гюго, а в 2002 сюда переехал прах самого известного французского писателя Александра Дюма, на очереди и Жорж Санд. Если Президент Франции примет такое решение, то она будет здесь второй женщиной рядом с покоящейся Марией Склодовской-Кюри.

В 1851 году Жан Бернар Леон Фуко здесь демонстрировал свои опыты с известным маятником Фуко. На всех встречах и приемах он говорил: «Приходите, я приглашаю вас посмотреть, как вертится Земля».

Любому русскому, пришедшему в Пантеон, огромное красивое пространство пантеона напомнит Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, созданный Огюстом Монферраном, а американец увидит сходство с Капитолием, купол которого заимствован у Суффло и Ронделе.

Необычайно красивы фрески, изображающие сцены жизни Святой Женевьевы, ни один день которой, видимо, не обходился без чуда. Здесь особенно примечательны работы художников Пьера Пюви де Шаванна и Жан Поль Лоранса, нарисовавших сцены из жизни Святой Женевьевы, а также Жюль Эжен Леневё, создавшего фрески, посвященные жизни и деятельности Жанны д’Арк.

Пантеон в Париже - официальный сайт

www.paris-pantheon.fr

Осмотрев Пантеон, Вы можете посетить расположенную на этой же площади церковь Сент-Этьен-дю-Мон, светлую с большими окнами, построенную в готическом стиле, а также шикарное здание мэрии 5 округа Парижа, залы которого украшены лепниной и позолотой, картинами и резными панно.

tripguide.ru

Пантеон в Париже - описание, адрес, часы работы, фото

Пантеон в переводе с греческого означает “храм всех богов”. Вы найдете здания с именем “пантеон” в разных городах мира. Одним из более известных является Пантеон в Париже. Как и многие здания под именем “пантеон”, парижский Пантеон известен сегодня за его религиозную историю.

Описание Пантеона в Париже

Интерьер Пантеона в Париже

Само здание было построено в конце 1750-х годов, после того, как король Людовик XV приказал построить церковь Св. Женевьевы (парижской покровительницы). Если фасад вам выглядит знакомо, то это потому, что он был сделан по образцу пантеона в Риме, построенного в 1 веке нашей эры. Им долго любовались, как архитектурным и инженерным чудом. Купол выполнен в стиле собора Святого Павла в Лондоне. Помимо этих подобий, парижский Пантеон имеет свою структуру.

Строительство было завершено в 1789 году, незадолго до французской революции. Его первоначальная цель состояла в том, чтобы церковь Сент-Женевьев была немедленно преобразована революционным правительством в мавзолей, в котором будут похоронены великие французские люди. Начиная с 1789 года, Пантеон в Париже служил церкви в двух различных точках, но это было недолговечно и вскоре здание вернулось к своей первоначальной миссии.

Главные его достопримечательности включают в себя могилы, которые находятся в его склепе. Среди погребенных имен, здесь находятся некоторые из самых известных людей, которых похоронили в Париже, в том числе: Вольтер, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Жан Жак Руссо, Луи Брайля, Пьер Кюри, Мари Кюри, Дюма. Также здесь был похоронен Жак-Жермен Суффло. Для многих его имя не является известным, но он был архитектором, который спроектировал здание, где он теперь и похоронен.

Маятник Фуко

Маятник Фуко в парижском Пантеоне

Еще одна интересная изюминка Пантеона – это огромный маятник Фуко, который был построен в 1851 году. Его придумал физик-астроном Леон Фуко. Он был построен внутри пантеона для того, чтобы продемонстрировать вращение земли вокруг своей оси. Затем его представили в национальной консерватории искусств и ремесел (музей науки в Париже). Оригинальный маятник был перемещен обратно в пантеон в 1946 году.

Если вы заинтересованы в получении отличного вида на Париж с купола пантеона, то вам необходимо найти гида. Сделать это не сложно, так, как это является абсолютно бесплатно (по правилам музея не разрешено подниматься без сопровождения).

Как добраться и часы работы

Парижский Пантеон вечером

Расположение: Пятый округ. Латинский квартал: Площадь Пантеон, 75005.

Как добраться: На метро – остановка Cardinal Lemoine. Автобусные линии под номерами 84, 89.

Часы работы: С конца марта по начало октября: 10 утра-6:30 вечера.

С начала октября по конец марта: 10 утра-6 вечера.

Последний вход за 50 мин. до закрытия.

Выходные дни: 1 Января, 1 Мая, 25 Декабря. Вход: €7 для взрослых, €4.50 в возрасте 18-25 лет (до 17 лет бесплатно).

Более подробная информация: тел 01-44-32-18-00

my-france.club

история, описание, архитектурный стиль, интересные факты :: SYL.ru

Если говорить о самых интересных и значимых местах Парижа, то, бесспорно, стоит вспомнить о величественном Пантеоне. Это строение известно не только тем, что в нем захоронены самые известные деятели столицы, а прежде всего своей потрясающей историей. Но давайте обо всем поговорим подробнее.

Неоднозначное архитектурное решение храма

Если вы хотите посмотреть Париж, Пантеон непременно должен стать номером один в вашем списке достопримечательностей столицы Франции. Интересен тот факт, что когда-то это здание парижане встретили достаточно агрессивно, не оценив простоту форм строения и непонятный стиль. К слову сказать, так было со многими новыми строениями, которые в дальнейшем стали символами города, как, например, Эйфелева башня.

Шли годы, и каждое здание становилось любимым не только самими парижанами, но и гостями, и туристами. Огромное количество достопримечательной сохранил Париж, Пантеон в их числе. Он имеет давнюю и запутанную историю, о которой мы хотим поведать читателям.

Предыстория

Надо сказать, что Пантеон ведет свою историю с 1744 года. Изначально это строение было ничем иным, как церковью Святой Женевьевы.

Король Людовик XV, прибывший в Мец для того, чтобы принять командование войсками, направленными против австрийцев, внезапно заболел. У него была высокая температура, а медицина в те годы была совершенно бессильна - в арсенале лекарей не было жаропонижающих средств. Лечили, как правило, молитвами и реликвиями. Все были уверенны, что король в скором времени умрет. Уже не надеясь на выздоровление, Людовик XV обратился с молитвой к покровительнице Парижа святой Женевьеве с обещанием построить в ее честь самую большую и красивую церковь в Париже в случае излечения.

Как бы фантастически это ни звучало, но король выздоровел. А вот его возлюбленная герцогиня Шантору умерла, заразившись от него болезнью. Это надолго ввело Людовика XV в депрессию, которая прошла лишь с появлением в его жизни новой фаворитки Жанны Антуанетты Пуассон, вошедшей в историю как маркиза де Помпадур.

Новая возлюбленная короля очень быстро освоилась при дворе, стала законодательницей мод и главной советчицей Людовика XV. Девушка составила протекцию своему младшему брату, желая, чтобы он стал главным инспектором королевских зданий. Однако у юноши не было никакого образования и опыта в данной сфере, поэтому для него была организована поездка в Италию с архитектором Суфло в качестве обучения. После возращения маркиз Мариньи получил долгожданную должность.

Архитектор проекта

И только в 1755 году король вспомнил о своем обете, данном святой Женевьеве. Монарх поручает Мариньи подобрать подходящий проект. По правилам того времени автором проекта должен был стать главный королевский архитектор. Но маркиз решил пойти против установленных норм. Кто построил Пантеон в Париже? Мариньи предложил в качестве архитектора Суфло, который сопровождал маркиза во время поездки в Италию.

Пантеон в Париже: архитектура

Сейчас нам, конечно же, сложно представить, насколько революционным был по тем временам проект Суфло. Ведь за прошедшие двести лет здание стало настоящей классикой, которой подражали новые поколения зодчих. В настоящее время нас сложно чем-то удивить после творений двадцатого века. Но архитектурный стиль нового здания был вызывающе простым.

В эпоху барокко предпочитали пышность и вычурность элементов, а Суфло в своем проекте предпочел вернуться к строгой простоте античности. Именно по этой причине его творение вызвало недовольство консерваторов. А вот прогрессивные парижане по достоинству оценили здание, в котором автор решил соединить все архитектурные достижения того времени.

Он увенчал здание красивейшим куполом, создал шестиколонный портик (греческий), а интерьеры сделал невероятно светлыми и легкими, используя при этом потрясающие сводчатые потолки. Таким был создан Пантеон в Париже. Архитектор Суффло даже рискнул сделать некоторые новые элементы, поставив тяжелый купол на колоннаду. Однако конструкция была невероятно тяжелой, и колонны попросту не выдержали бы ее, поэтому была построена сложная конструкция, невидимая для глаз обычного обывателя.

Трудности строительства

Кроме того, архитектор столкнулся с тем, что при закладке фундамента были обнаружены пустоты римского периода, когда здесь добывали строительные камни. Процесс был остановлен, поскольку нужно было пересмотреть проект и облегчить конструкцию. Лишь в 1764 монарх заложил первый камень в основание храма. К тому времени уже прошло двадцать лет с того момента, как Людовик XV дал обет святой Женевьеве.

Архитектурный стиль нового здания не устраивал и церковь, поскольку строение изначально не имело равноконечного греческого креста. Поэтому, чтобы соблюсти западные традиции, были удлинены два крыла здания. Это позволило приблизиться к пропорциям католической базилики.

Во время строительства храма архитектору пришлось столкнуться со многими трудностями. Во времена правления Людовика XV казна периодически оказывалась пустой, а потому и финансирование проекта не было стабильным. Автору церкви неоднократно приходилось упрощать конструкцию.

Кроме того, достаточно осложняли ход строительства постоянные дрязги придворных дам, которые считали себя специалистами в области архитектуры и вели споры о том, какими должны быть башни и колокольни, что выбить на барельефе.

В 1774 году Людовик XV умер, так и не выполнив своего обещания. А еще через шесть лет скончался и сам архитектор. Церковь Женевьевы в Париже (Пантеон) была достроена в 1790 году учениками Суфло – Бребионом и Ронделе. Но драматическая история прекрасного храма на этом не закончилась.

Недостатки строения

Специалисты в области архитектуры считают, что Суффло есть за что критиковать. Его творение вышло совершенно не одухотворенным, а некоторые элементы совершенно не гармонируют друг с другом. Кроме того, прочность здания оставляет желать лучшего. Пустоты под фундаментом дали о себе знать, из-за подвижности грунта за многие годы в стенах образовались многочисленные трещины.

В 1980 годах туристы, посещавшие Париж, Пантеон не могли осмотреть, так как храм был закрыт на реставрацию. К такой мере прибегли из-за того, что с годами поржавели металлические стяжки, которые скрепляли сооружение и облегчали каменную кладку. В итоге в восьмидесятых годах прошлого века здание стало рушиться, из-за чего и было закрыто на реконструкцию.

И по сей день прекрасное строение украшает Париж. Пантеон стал значительным достижением в архитектуре и своего рода символом той эпохи. Идеи Суффло нашли своих сторонников. Вдохновившись его творением, зодчие последующих поколений создали купол Капитолия в Вашингтоне. И купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге напоминает работу Суффло.

Продолжение истории

Пантеон в Париже (описание храма приведено в статье) был построен в весьма неудачное время. Франция погрязла в беспорядках революции. В этот период яростно разорялись христианские храмы. Досталось и церкви святой Женевьевы, которая была превращена в Пантеон.

Здесь имеет смысл рассказать о том, кто похоронен в Пантеоне (в Париже). Революция XVІІІ века во Франции, как и любая война, не закончилась без жертв. После гибели графа Мирабо было принято решение похоронить его в новой церкви. Храм решением Национального собрания был превращен в Пантеон.

Через несколько лет Марат Робеспьер нашел доказательство преступных связей Мирабо с представителями королевского двора. Его прах убрали из Пантеона. К тому времени уже был убит и сам Робеспьер, его похоронили в храме Женевьевы.

Превращение храма в Пантеон

Чтобы здание более соответствовало образу гробницы, в годы революции практически все окна были заделаны, что испортило замысел Суффло, стремившегося сделать свое творение легким и светлым. В дальнейшем во Франции вновь восстановилась монархия, потом она сменилась республикой. В таком беспрерывном хаосе менялся и Пантеон: убирали и добавляли отдельные элементы и надписи на барельефах.

Многие годы храм менял свое предназначение. Такая ситуация продолжалась почти сто лет, пока в 1885 году в Пантеоне не похоронили Виктора Гюго. С тех пор храм превратился в гробницу. Здесь хоронят самых известных людей Франции. Могилы находятся в самом низу, куда ведет длинная лестница от бывшей алтарной части.

Во избежание ошибок появилась практика выдерживать временной промежуток между датой кончины и захоронением в Пантеоне. Последним человеком, чей прах похоронили в храме, стал великий Александр Дюма. Произошло это в 2002 году, через 132 года с момента его смерти.

Пантеон (Париж): интересные факты

На фронтоне здания имеется надпись: «Великим людям благодарная Родина». А на барельефе можно различить фигуру молодого Наполеона в окружении солдат, реабилитированного Мирабо, Руссо и Вольтера. Несмотря на все внесенные изменения, которых не было в первоначальном варианте архитектора, здание все равно производит потрясающее величественное впечатление. Автору творения удалось достичь готической воздушности и легкости. На стенах здания красуются многочисленные росписи и скульптуры, посвященные истории храма святой Женевьевы, как память о тех временах, когда строение еще носило ее имя.

В настоящее время при выходе из Пантеона взору открывается полукруглая площадь, на которой построены два асимметричных здания, а вдаль уходит улица Суффло. Отсюда видна и Эйфелева башня. Подобная асимметрия не является случайностью, она была задумана самим архитектором, который хотел не только построить храм, но и достойно организовать вокруг него пространство.

В те времена архитекторы не просто строили здания, перед ними стояла задача гармонично внедрить новое строение в ансамбль всего города. Для воплощения своей величественной идеи Суффло планировал перестроить всю вершину холма. В его планы входило построение новой улицы таким образом, чтобы издалека можно было видеть храм. Интересен тот факт, что сам архитектор многие планы не успел воплотить в жизнь. Но улица намного позднее (в 1847 году) все же была построена по его задумке и даже получила его имя.

Храм в наше время

В наши дни Пантеон продолжает быть мавзолеем для известных граждан Франции. В одной из могил захоронен знаменитый итальянец Рафаэль (художник). Храму так и не вернули первоначальное предназначение. В Пантеоне похоронены актеры, политики, путешественники, писатели, философы, адмиралы, банкиры и генералы: Эмиль Золя, Мария Склодовская-Кюри, София Бертло, Марселен Бертло. Прах самого архитектора Суффло также покоится в стенах храма. В общей сложности в стенах Пантеона обрели покой более семидесяти граждан, которые сделали значительный вклад в развитие страны.

Внутреннюю часть храма с 1874 года украшают картины, демонстрирующие фрагменты истории Франции в разные периоды, и красивейшие барельефы с декоративным орнаментом. В Пантеоне можно увидеть фрески Пюваса де Шавана, повествующие о деяниях святой Женевьевы.

В храме имеется смотровая площадка, находящаяся под самым куполом. Чтобы попасть на нее, необходимо преодолеть 206 ступеней. Находясь на ней, можно любоваться потрясающим видом Парижа.

Вместо послесловия

Туристам, направляющимся в Париж, стоит посетить Пантеон, который стал одним из символов города. Необыкновенное архитектурное решение храма и его внутреннее убранство достойны внимания. Здание имеет богатейшую историю, которая отразилась на внутреннем и внешнем виде храма.

www.syl.ru

Париж, Пантеон: смотровая площадка и мавзолей

Пантеон в Париже, безусловно, перекликается с римским собратом, и если по возрасту сильно ему проигрывает, то по величественности и помпезности вполне сопоставим. Купол Пантеона — одна из лучших смотровых площадок Парижа.

История появления Пантеона на холме Святой Женевьевы

Прогуливаясь в Париже по Латинскому кварталу, неизбежно в какой-то момент оказываешься перед грандиозным зданием в неоклассическом стиле, с мощной колоннадой и высоким, довлеющим над окрестностями куполом.

 

На фронтоне надпись — «Великим людям — благодарная Родина»

«Триумф Родины», скульптура д’Анже, 1837 г

Пантеон водружен  на вершине холма Святой Женевьевы – одного из семи холмов, на которых стоит Париж. И освоен этот холм был первым из семи.

Сначала римляне обосновались на острове Сите, но очень скоро перебрались на левый берег Сены и стали застраивать склоны холма. Следы первоначального римского города Лютеция сохранились до наших дней: это термы Клюни, арена Лютеции, декуманус – одна из центральных улиц древнего города (сейчас это улица Сен-Жак).

Пантеон на карте Парижа

Впоследствии холм назвали именем Святой Женевьевы, небесной покровительницы Парижа, жившей в 5-м веке. Ее молитвы, как полагают, спасли город от нашествия Аттилы – подойдя к Парижу, Аттила почему-то повернул вспять.

Со временем на холме возникло аббатство Святой Женевьевы. А в 18-м веке Людовик 15-й во время тяжелой болезни пообещал в случае своего выздоровления возвести достойнейшую церковь в честь Женевьевы. Строили церковь по проекту архитектора Суффло с 1758 по 1789 годы и закончили как раз к началу Великой французской революции.

Что делать атеистам-революционерам со свежепостроенной церковью, да еще такой грандиозной? Решили использовать ее как пантеон – для захоронения выдающихся людей, сделавших славу Франции. А над мощами святой Женевьевы надругались: отрезали ей голову, а тело сожгли.

Революция сменилась реставрацией монархии. Пантеон опять стал церковью Святой Женевьевы. Потом было еще несколько революций и реставраций, каждая из которых пантеон превращала в церковь и наоборот. В конце концов установилась республика, и маятник метаморфоз застыл на «пантеоне». И попутно «украсился» научным маятником – физик Жан Леон Фуко подвесил к куполу шар на тросе для наглядной демонстрации вращения Земли.

Меж тем крипта Пантеона пополнялась гробницами великих французов, и изначально сугубо мужское общество со временем было разбавлено двумя женщинами: полячкой Марией Складовской-Кюри, дважды удостоившейся Нобелевской премии, и Софи Бертло, женой химика Бертло, который ни за что не соглашался лежать в Пантеоне без жены.

 

Подъем на купол Пантеона. Париж сверху

В предыдущие мои визиты в Париж Пантеон оставался в стороне от моих маршрутов либо был закрыт на реставрацию. Но на этот раз он вырос передо мной как нельзя кстати и был открыт для посещения. Я отмела все свои планы и уверенно направилась изучать внутренности Пантеона.

Билет в сам Пантеон стоит 8,5 евро. Открыт музей ежедневно с 10 до 18 (с 1 апреля до 30 сентября – до 18-30). Отдельно продаются билеты за 2 евро на купол Пантеона. Подъем на купол осуществляется по сеансам. Я очень удачно подошла к началу очередного сеанса. К этому времени уже набралась интернациональная группа человек в 20.

В 11 часов мы под предводительством строгого официального мужчины отправились наверх. 206 ступеней по узкой винтовой лестнице, и мы оказались у верхнего края стены, а оттуда по крутой лестнице поднялись к куполу.

 

Круговая галерея

 

Виды с купола Пантеона открывались замечательные. Пожалуй, эту смотровую площадку можно поставить в один ряд с галереей Химер Нотр-Дам.

С востока к Пантеону примыкает лицей Генриха IV с башней Хлодвига, возведенные на фундаменте церкви Женевьевы. Эту церковь заложил еще в 502 году франкский король Хлодвиг, принявший христианство. В церкви были похоронены сам Хлодвиг, его жена и святая Женевьева.

 

Рядом с лицеем стоит аккуратная (так и хочется сказать «миловидная») церковь Сент-Этьен-дю-Мон.

Колокольня  Сент-Этьен-дю-Мон

 

Нотр-Дом де Пари

 

Базилика Сакре-Кёр смотрится очень эффектно. Ниже нее выделяется церковь Сент-Эсташ и шпиль Сен-Шапель.

 

Зеленый купол Обсерватории Сорбонны и черный купол Дворца Института Франции.

 

Колесо обозрения на площади Согласия

 

За церковью Сен-Сюльпис громоздятся небоскребы Дефанса

 

Улица Суффло упирается в Люксембургский дворец, за которым вдалеке возвышается Эйфелева башня. Правее башни – золотой купол Дома Инвалидов

 

Обратите внимание, сколько печных труб

 

Спускаемся с купола

Пантеон внутри

Внутреннее пространство Пантеона-церкви св. Женевьевы выглядит не менее впечатляюще, чем снаружи. Несмотря на массивность колонн и монументальность форм, есть ощущение легкости и наполненности светом.

 

Центральная скульптурная композиция — «Национальный конвент», 1924. Скульптор Сикар.

 

До сих пор отделить «церковь от государства» здесь не удалось: памятники во славу Франции и государственных деятелей соседствуют с картинами жизнеописания святой Женевьевы. Общий стиль картин напоминает нашего Нестерова. Расписывал Пантеон Жак Фердинанд Эмбер (Jacques Ferdinand Humbert).

Цикл картин из жизни Женевьевы выполнили художники Пьер Пюви де Шаванн и Жан-Поль Лорен.

 

В центре зала качается неустанный маятник Фуко.

 

Макет Пантеона

 

Крипта

Из просторного и светлого зала лестница ведет в сумрачную крипту.

 

В конце лестницы – ваза с сердцем Леона Гамбетта

 

При входе в крипту имеется схема расположения захоронений.

 

Как явствует из схемы, самые почетные места при входе занимают Жан-Жак Руссо (он лежит справа от входа), Вольтер и Суффло (они покоятся напротив Руссо слева от входа).

Архитектор Суффло, автор проекта парижского Пантеона, не дожил до окончания строительства, зато удостоился чести лежать в самом достойном обществе внутри своего творения. Его именем также названа улица, ведущая к главному входу в Пантеон.

Саркофаг Руссо

Могила Вольтера

Остальные саркофаги размещены по двое-по трое в каждом склепе, а то и поболе.

Так, в одной камере соединили таких разных литераторов как Виктор Гюго, Эмиль Золя и Александр Дюма. Причем Дюма положили в Пантеон в 2002 году, спустя 132 года после его смерти.

 

Видно, что Дюма «вписан» совсем недавно в камеру № 24

 

Обеим семейным парам (супругам Кюри и Бертло) предоставлены отдельные склепы.

 

Захоронения жертв революций 1830 и 1848 гг. — здесь уже идут списком

 

Тесное и темное подземелье пронизано узкими коридорами. Возникает ощущение лабиринта.

 

Из крипты поднимаемся наверх, любуемся еще раз настенной росписью и покидаем этот пышный мавзолей.

После посещения Пантеона советую зайти в церковь Сент-Этьен-дю-Мон, расположенную по соседству.

А улица Суффло отведет вас к Люксембургскому саду. С аллеи сада открывается еще один открыточный вид на Пантеон.

Заказать трансфер из аэропорта

Экскурсии на русском языке для небольших компаний и индивидуалов

Отели в Париже

Поиск дешевых авиабилетов

Готовые туры

Отели

Туристическая страховка

Чтобы не пропустить ничего интересного, вы можете оформить е-мейл подписку. Тогда вы будете получать сообщения о появлении новых рассказов. ПОДПИСАТЬСЯ

putevye-istorii.ru

Пантеон в Париже Panthéon

Пантеон в Париже был построен по приказу короля Людовика XV в благодарность святой Женевьеве за своё излечение от подагры, на месте древней базилики Святой Женевьевы, где находилась рака (гроб) с её мощами, а построил эту церковь еще Кловис, первый христианский король Франции.

Работы начались в 1757 и закончились в 1789 под руководством Ронделе. После Революции по распоряжению революционного правительства церковь была превращена в храм Славы - мавзолей для известных и выдающихся французов и переименована в Пантеон в честь древнеримского пантеона. С тех пор Пантеону дважды власти возвращали функции церкви - в 1806 году Наполеон открыл двери для религии, второй раз в 1885 году, приняв вскоре под свои своды останки Виктора Гюго.

Он, вместе с другими известными людьми (в частности, это супруги Кюри, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Эмиль Золя, Александра Дюма, а также и сам архитектор Пантеона Жак-Жермен Суффло), покоится в крипте, куда можно попасть из бывшего алтаря по большой лестнице. С этого времени Пантеон окончательно превратился в усыпальницу для наиболее почитаемых нацией граждан.

Именно в Пантеоне в 1851 году французский физик Леон Фуко провел эксперимент, призванный продемонстрировать вращение земли, установив для своего эксперимента под куполом Пантеона 67-ми метровый маятник. Всем было видно, что за 24 часа маятник совершал полный оборот, однако это объяснялось тем, что на самом деле под ним вращалась земля.

Этот эксперимент произвел такое впечатление на представителей научного мира и широкую общественность, что люди приходили сюда толпами, чтобы посмотреть, как земля вращается у них под ногами. Оригинальная металлическая сфера находится в Пантеоне и сегодня.

Посетить Пантеон стоит не только для того, чтобы отдать дань чести выдающимся французским деятелям и осмотреть этот архитектурный шедевр. Если у вас хватит смелости, вы можете подняться на смотровую галерею купола, и насладиться живописной панорамой Парижа.

posmotrim.by