Базилика Сакре-Кер в Париже - молитва об искуплении грехов. Париж сакре кер


Базилика Сакре-Кёр в Париже — подробная информация с фото

Базилика Сакре-Кёр – католический храм и одна из наиболее востребованных достопримечательностей современного Парижа. Величественное сооружение из белого известняка расположилось на самом верху монмартрского холма, став визитной карточкой квартала. Название собора в переводе с французского означает «Святое сердце». Ежедневно по ступеням базилики Сакре-Кёр поднимаются тысячи паломников и туристов, пришедших поклониться христианским святыням, послушать мессу или полюбоваться внутренним убранством церкви.

История базилики Сакре-Кёр

В отличие от парижской легенды – собора Нотр-Дам, базилика Сакре-Кёр не может похвастаться богатым историческим прошлым. Идея строительства нового собора возникла в 1871 году. Базилику предлагалось воздвигнуть в память о жертвах франко-прусского конфликта. Поражение в этой войне стало полной неожиданностью, сильно ударившей по национальному самосознанию французов. Всеобщую скорбь активно «подогревал» и епископ Нантский, Феликс Фурнье, объявивший произошедшее наказанием божьим, ниспосланным его народу за столетнее моральное разложение. Искупить такие грехи, по мнению духовенства, можно было только единственным способом: сооружением нового храма. Проект базилики Сакре-Кёр был резко раскритикован и в народе, и в правительственных кругах, в результате чего строительство пришлось отложить на несколько лет. Деньги на базилику собирались по общественной подписке, а первый камень в основу будущего собора был заложен только 16 июня 1875 г.

В общей сложности на возведение храма ушло около 40 лет. Строительство существенно тормозили укрепительные работы. Заброшенные каменоломни, расположившиеся под основанием базилики Сакре-Кёр, постоянно угрожали обвалом, поэтому в качестве опорной системы для фундамента приходилось использовать сваи. Полностью завершить строительство удалось только к 1914 году.

Не исключено, что со временем интерес прихожан к Сакре-Кёр мог немного угаснуть, что сделало бы базилику обычной церковью: прекрасной, но лишенной собственного характера. Благодаря новаторскому решению Поля Абади, этого не произошло. Талантливый архитектор выбрал для строительства храма белый песчаник, имевший одну интересную особенность: при контакте с водой камень приобретал необычайную белизну и прозрачность. Это не только придало сооружению дополнительную оригинальность, но и сделало его по-настоящему заметным. Как в солнечную, так и в дождливую погоду белоснежные стены и купола базилики Сакре-Кёр видны из любого уголка Парижа.

Факты из истории строительства

  • В общей сложности на строительство храма Сакре-Кёр было собрано 46 млн франков. Четверть этих средств составили добровольные пожертвования верующих.
  • Каждый спонсор, взнос которого составлял более тысячи франков, получал право увековечить свою фамилию или семейный герб на внешней кладке стен.
  • Несмотря на то, что возведение церкви и внутренняя отделка помещений были завершены в 1914 г., в течение целых двух лет здание собора оставалось неосвященным.
  • Поль Абади не дожил до окончания строительства базилики Сакре-Кёр, и завершающий этап работ был выполнен другим архитектором.

Архитектура

Если смотреть на собор Сакре-Кёр с высоты птичьего полета, то можно заметить, что церковь имеет очертания греческого креста. Четыре купола, венчающие храм, повторяют силуэт базилики в г. Перигё. Самый большой и высокий купол – центральный, его высота составляет 83 м. Внутрь этого гигантского элемента ведет винтовая лестница, состоящая из 300 ступеней.

В свое время архитектура Сакре-Кёр вызвала много споров и критики. Нетипичное для Парижа сооружение поначалу производило впечатление чего-то чужеродного, не вписывающегося в общую городскую картину. Даже специалисты погрузились в раздумья, к какому конкретному стилю отнести данный проект. Учитывая, что в оформлении здания смешались элементы византийского, греческого и отчасти романского направлений, сделать это оказалось непросто.

Фасад базилики Сакре-Кёр

Фасад здания не перенасыщен декоративными элементами. Хотя без типичных для католического собора скульптур здесь тоже не обошлось. Фигуры, украшающие внешнюю часть базилики Сакре-Кёр, можно условно подразделить на два типа: библейские персонажи и символические барельефы.

Несколько в стороне от центрального входа находится статуя архангела Михаила. Скульптура расположена на постаменте, на вершине которого стоит облаченный в доспехи ангел, попирающий змея. Последний, благодаря оригинальной фантазии скульптора, больше напоминает среднестатистического аллигатора. Это придает всей композиции неординарный и одновременно грозный вид. Именно на фоне этой статуи любят фотографироваться посетители собора.

Прямо над портиком базилики Сакре-Кёр туристов встречают позеленевшие от времени статуи Жанны Д'Арк и Людовика Святого. Король и народная героиня в полном боевом снаряжении восседают на лошадях, напоминая посетителям храма о великом прошлом Франции. В центральной точке фасада расположилась фигура Христа, носящая название «Благочестивое сердце». Правая рука Спасителя поднята вверх для благословения прихожан, а левая прижата к груди.

Темные силы на фасаде Сакре-Кёр представлены горгульями и химерами. Детально выполненные фигуры инфернальных существ производят неизгладимое впечатление. Кстати, на стенах базилики можно встретить такое нечастое явление, как зооморфные горгульи, например, в виде разъяренной свиньи или хитроватого козла. Главная функция этих декоративных элементов – напоминание о силах зла, мощь которых сдерживает христианская вера. Есть на стенах базилики Сакре-Кёр и символические барельефы, вроде сидящей в гнезде курицы. Раскинувшая крылья птица символизирует родительскую опеку: точно так же бог защищает свою паству от земных соблазнов.

Внутреннее убранство базилики Сакре-Кёр

Войдя в храм через центральный вход, посетители попадают в центральную часть зала, украшенную великолепным мозаичным полотном. Уникальное изображение носит название «Благоговение Франции перед Сердцем Господним» и является одним из самых крупных в мире. Площадь этой удивительной росписи составляет 475 м².

В центре живописной композиции находится фигура Христа, протягивающего руки для объятий. Слева от Спасителя изображена Дева Мария, а у его ног расположился коленопреклоненный папа Лев XIII, протягивающий сыну божьему земной шар. Кроме центральных фигур, на полотне присутствуют образы святых апостолов, Жанны Д'Арк, католических великомучеников, кардиналов, а также обычных людей в национальных одеждах, представляющих все пять континентов. Мозаика создавалась художником Люком-Оливье Мерсоном в течение 10 лет.

Любопытный факт: именно кисти Мерсона принадлежат готические иллюстрации к роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Настенная мозаичная роспись состоит в основном из библейских и символичных сюжетов. Например, метафоричное изображение пеликана, который кормит своих птенцов, является отсылкой к таинству Евхаристии, когда Иисус делился с учениками вином и хлебом, олицетворявшими кровь и тело божье. Красный петух неразрывно связан с отречением апостола Петра от веры. Купающиеся олени символизируют молитву, обращенную к богу.

Удивительное впечатление производят и немногочисленные витражи Сакре-Кёр. Помимо традиционных изображений святых и великомучеников, на них иногда можно встретить силуэт рыбы – символа первых христиан. В 1944 году, во время бомбардировок Парижа, часть витражей серьезно пострадала, но осуществленная в 1946 г. реставрация вернула картинам первоначальный вид.

Орган

В базилике Сакре-Кёр находится один из самых больших органов в мире. Масштабное сооружение расположилось над клиросом, в специально созданной для него нише под окном-розой. Деревянный корпус инструмента украшают готические башенки и небольшие скульптуры ангелов. Пульт этого грандиозного инструмента имеет четыре клавиатуры для ручной игры и одну педальную.

Устройство было спроектировано Аристидом Кавайе-Колем и, благодаря наличию 78 регистров, отличалось неповторимым звучанием. Однако многочисленные реставрации инструменту на пользу не пошли. Невозможность замены некоторых частей конструкции, а также неизбежно накапливающаяся в ее трубах пыль привели к тому, что высота и тембр звучания органа стали существенно хуже. Тем не менее, на сегодняшний день инструмент продолжает радовать прихожан своей удивительной музыкой.

Крипта

Спустившись под алтарную часть храма, можно обнаружить крипту – помещение, в котором обрели вечный покой мощи святых, мучеников и выдающихся парижских деятелей. На территории усыпальницы расположились 14 погребальных залов (7 – на восточной стороне и 7 – на западной). Здесь же можно увидеть камень, заложенный в основу собора в год начала строительства базилики Сакре-Кёр.

В противовес скромному, но эффектному убранству алтарной части храма, оформление крипты максимально аскетично. Серая кладка стен, строгие колонны, поддерживающие мрачные церковные своды, – все это говорит о том, что главная функция помещения – отнюдь не развлекательная. Хотя интересные экспонаты в «нижней» церкви тоже есть. Например, в одном из залов расположен монумент священникам и семинаристам, погибшим во времена Второй мировой войны. Способны удивить и здешние надгробия, с фотографической точностью копирующие внешность тех, кто под ними лежит. Кстати, инициатор строительства базилики Александр Лежантиль покоится именно в крипте Сакре-Кёр.

Колокол

В базилике Сакре-Кёр находится самый большой парижский колокол. Гигантская фигура весом в 19 тонн оснащена не менее массивным языком (850 кг). Изделие было отлито в 1891 году в г. Анси.

Часы работы и правила посещения Сакре-Кёр.

Базилика Сакре-Кёр открыта для паломников и туристов ежедневно с 6 утра до 11 вечера. Посетить крипту и смотровую площадку под одним из куполов храма можно с 9:00 до 18:45 в летние месяцы и с 10:00 до 17:45 в осеннее-зимний период. И если вход в храм официально бесплатный, то за прогулку по погребальным залам, а также подъем на купол придется заплатить около 8 евро.

С момента основания и по сей день Сакре-Кёр остается действующей церковью, принимающей паломников со всего света. Непрекращающиеся ни на минуту служения – часть обета, данного в свое время основателями собора. Так что, совершая экскурсию по храму, не стоит оскорблять чувства верующих излишне громкими комментариями и вызывающим поведением.

Туристам

Базилика Сакре-Кёр – место, пользующееся большой популярностью не только у туристов, но и у верующих парижан. Если ваша цель – спокойная прогулка по церковным залам, лучше прийти в храм ранним утром. Избегайте вечерних воскресных служб, школьных каникул и католических праздников – именно в это время в Сакре-Кёр особенно многолюдно.

У подножия храма всегда много местных торговцев и просто шарлатанов, которые охотно продают туристам якобы чудодейственные «ниточки счастья», а иногда, пользуясь моментом, выуживают из карманов кошельки.

Со смотровой площадки Сакре-Кёр открывается удивительная панорама Парижа. Правда, чтобы увидеть французскую столицу во всем ее великолепии, придется преодолеть 237 ступеней по лестнице. Чтобы не испортить себе впечатление от экскурсии, лучше прийти в удобной обуви, а в зимние месяцы еще и одеться потеплее: на площадке гуляет сильный ветер.

Внутри базилики Сакре-Кёр запрещена фото- и видеосъемка. Делать снимки разрешается только на фоне фасада базилики.

Организовать экскурсию по зданию можно самостоятельно, достаточно купить в церковной лавке путеводитель по Сакре-Кёр. Пособие переведено на несколько языков, что облегчает поиск необходимой информации.

Среди туристов и паломников бытует забавное поверье: чтобы снова вернуться в Париж, необходимо погладить ногу статуи Святого Петра, находящуюся в базилике.

Как добраться

Базилика Сакре-Кёр находится в высшей точке холма Монмартр. Точный адрес объекта: 35 Rue du Chevalier de la Barre, Paris 75018.

Добраться до архитектурного памятника можно несколькими способами. Самый простой вариант для тех, кто планирует быстрый осмотр всех значимых достопримечательностей округа, – «Монмартробус». Маршрут начинается сразу от площади Пигаль. Вышедшим на станции метро «Анвер» можно отправиться к базилике Сакре-Кёр пешком, поднявшись по каменным монмартрским лестницам. Более быстрый и комфортный вариант – фуникулер.

wikiway.com

Базилика Сакре-Кёр в Париже: история, описание, фото

Адрес: Франция, Париж, 18-ый округ, холм МонмартрНачало строительства: 1875 годОкончание строительства: 1914 годАрхитектор: Поль АбадиВысота колокольни: 94 м.Основные достопримечательности: витражи, мозаичные панно, самый большой колокол Парижа — «Савояр», статуи Жанны д’Арк и Людовика СвятогоКоординаты: 48°53′12″N 2°20′34″E

Если задать вопрос жителям любой страны в мире: «С чем ассоциируется в первую очередь Париж?», - подавляющее большинство респондентов назовет Эйфелеву башню. Однако с этим в корне не согласны сами парижане, которые главными достопримечательностями своего родного города, в котором, к слову, находится огромное количество памятников архитектуры и истории, называют Собор Парижской Богоматери и великолепную белоснежную Базилику Сакре-Кёр.

О последнем архитектурном шедевре, который возвышается на легендарном холме Монмартре, и привлекающий огромное число туристов не только с Европы, но и со всего мира, пойдет речь в данном материале. Базилика Сакре-Кёр, несмотря на то, что построена она была сравнительно недавно, является, по мнению коренных жителей Парижа, одним из главных символов города.

Вид на главный фасад базилики Сакре-Кёр

Базилику Сакре-Кёр можно увидеть практически с любой точки Парижа, как и башню Эйфеля. Естественно, высота храма значительно меньше башни, но благодаря тому, что построен он на вершине холма, создается впечатление, будто базилика – это самое высокое здание столицы Франции. Кажется оно не только самым высоким, но и самым великолепным. Такой визуальный эффект достигается благодаря уникальному камню, из которого практически полностью построен «Храм Сердца Христова». Когда над Парижем восходит солнце, у всех без исключения появляется твердая уверенность в том, что Базилика Сакре-Кёр частично прозрачна и подсвечивается при помощи ультрасовременных технологий изнутри. Естественно, это мнение ошибочно, точно так же она «светилась» и в конце 19-го века, когда и речи ни о какой подсветке быть не могло. Как уже говорилось выше, фантастическое зрелище Базилика Сакре-Кёр являет всем парижанам и гостям города благодаря четко выверенным расчетам архитекторов и удачному выбору строительного материала. На уникальном камне, из которого и построили католический храм, следует обязательно остановиться чуть ниже, впрочем, как и на имени талантливого архитектора.

Кстати, стиль, в котором построена Базилика Сакре-Кёр, довольно часто называют римско-византийским, однако современные архитекторы утверждают, что «Храм Сердца Христова» в Париже больше напоминает собой огромную греко-византийскую церковь. Перепутать Сакре-Кёр с каким-либо другим храмом Парижа не сможет даже человек, впервые приехавший в столицу Франции. Во-первых, базилика построена на самой высокой точке города, а во-вторых, ее стиль и, как часто говорят гиды - «белоснежное великолепие», не встречается больше нигде в мире.

Вид на юго-восточную сторону фасада здания

Базилика Сакре-Кер - «искупление грехов»

Строительство Сакре-Кер началось в 1875-м году, и было связано с религиозными взглядами Юбера де Флери и Александра Лежанти. Эти два ревностных католика, глядя на бедственное положение в котором находилась Франция в те годы, дали обет построить в столице страны великолепный храм, посвященный «Сердцу Христову». В Париже, как и в других городах Франции, после поражения во франко-прусской войне все приходило в упадок, жители бедствовали, в некогда великой и могущественной стране невозможно было найти работу, а преступность росла с каждым годом.

Юбер де Флери и Александр Лежанти обратились к французам с пламенной речью, в которой основной акцент делался на том, что такое затруднительное положение связано с тем, что бог отвернулся от Парижа. Они призвали своих соотечественников сдать деньги на строительство великолепного храма, который бы стал началом новой Франции – богатой и процветающей. «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!», - говорилось в обращении к народу.

Народ Парижа всегда отличался особенным взглядом на религию и архитектуру своего города. Достаточно вспомнить только, какой эффект произвела на парижан Эйфелева башня. Кстати, примерно такое же отношение коренное население Парижа и выказало к новому проекту. Подавляющее число парижан было против возведения базилики на Монмартре. По свидетельствам очевидцев того времени, многие, даже незнакомые с планом люди, называли будущее сооружение не иначе, как «вульгарный праздничный торт».

Вид на террасу над главным входом и купола базилики

Если внимательно изучить историю, то можно понять такое отношение французов к обету католиков. Именно на Монмартре зарождалась Французская революция, которую даже после ее подавления все считали освобождением от «монархической кабалы». Парижане попросту не понимали, почему они должны просить у бога прощения за свержение власти и «восстановление справедливости», которая подразумевала собой разграбление всех памятников истории и архитектуры.

Однако не все французы столь негативно отнеслись к идее строительства «Храма Святого Сердца Христова». К словам и обету Юбера де Флери и Александра Лежанти прислушался даже сам парижский архиепископ Гибер, который поддержал верующих в их начинании. Он лично выбрал место, где будет построен новый величественный французский храм. Естественно, это оказалась самая высокая точка Парижа. Однако выбор холма Монмартра был связан не только с его высотой: именно на нем принял мученическую смерть за веру первый архиепископ города и один из его покровителей – Святой Дионисий. Более того, Гибер сразу же внес предложение строить не обычный храм, а именно базилику. Как известно, в католической вере, базилика – это место, куда собираются все верующие из разных уголков страны. В будущей базилике «Святого Сердца Христова» все верующие должны были возносить свои молитвы за процветание Франции и просить об искуплении грехов ее жителей.

Вид на базилику Сакре-Кёр сбоку

Базилика Сакре-Кёр - история строительства

Во Франции после франко-прусской войны все решения принимались чрезвычайно быстро и практически столь же быстро они воплощались в жизнь: страну необходимо было в прямом смысле воскрешать. Сразу же после того, как архиепископ Гибер выбрал место для строительства базилики, Национальное Собрание Парижа объявило конкурс среди архитекторов на разработку плана нового храма. Победу в этом конкурсе одержал опытный специалист, родившийся и выросший в Париже - Поль Абади. Он уже успел прославиться к тому времени работами, связанными с реставрацией Собора Парижской Богоматери.

Увы, как только закончилась разработка плана базилики Сакре-Кер, Абади умер. Его проект воплощали в жизнь еще пять архитекторов, каждый из которых вносил в архитектуру свои собственные элементы. Поэтому говорить о том, что Сакре-Кёр построена по плану Поля Абади, было бы не совсем верно. Однако Абади успел сделать главное, что и прославило новую базилику на весь мир: он удачно выбрал для нее строительный материал. Базилика, посвященная памяти погибших в франко-прусской войне и символизирующая молитву об искуплении грехов французской коммуны, была возведена из редчайшего минерала, который добывается только в небольшом поселении Шато-Ландон. Этот минерал уникален тем, что при соприкосновении с водой он становится ослепительно-белым. Дожди сделали свое дело: в настоящий момент Базилика Сакре-Кер будто светится изнутри. Ее цвет многие даже называют неземным, божественным.

Над главным входом базилики находятся скульптуры Святого Людовика (слева), Жанны д'Арк (справа) и Иисуса Христа (по центру)

Строительство базилики Сакре-Кёр длилось довольно продолжительное время. Дело все в том, что воплотить в жизнь проект Абади и разработать новые элементы храма, было крайне затруднительно. Во-первых, холм Монмартр из-за многочисленных каменоломен, в которых еще в древние века добывали гипс, мог не выдержать вес столь массивного сооружения. Для этого пришлось укреплять фундамент и рыть дополнительные шахты с перекрытиями: всего, согласно строительной документации, было вырыто 83 шахты, глубина которых достигала порой более 35 метров. Во-вторых, от плана Поля Абади, как уже говорилось выше, архитекторы решили со временем немного отойти: менялась эпоха, а вместе с ней менялись и стили. Именно по этой причине были увеличены купола Сакре-Кер и добавлена колокольня. Стоит отметить, что первый архитектор желал возвести базилику в южно-французском стиле, а благодаря работе новых архитекторов она приобрела вид греко-византийского храма. Достроить базилику Сакре-Кёр, по документам, удалось лишь в 1914-м году. Правда, эта дата лишь считается официальной, все работы над зданием были полностью завершены только в 1923-м году. Внутренняя отделка базилики была завершена еще позже.

Со временем парижане наконец-то поняли, что в их стране появилась уникальная в своем роде достопримечательность, в которой можно не только отмаливать свои грехи, но и которая удачно вписалась в образ современной столицы, да еще и приносит, благодаря туризму, неплохой доход.

Бронзовая фигура Святого Людовика на фасаде базилики

Базилика Сакре-Кер - одна из главных достопримечательностей современного Парижа

В наши дни ежегодно к Базилике Сакре-Кер приходят миллионы туристов. Их привлекает необычная архитектура храма, в которой удачно соединились сразу, по меньшей мере, три стиля. Необыкновенное чувство благоговения возникает у посетителей базилики во время службы: потрясающая роспись потолка, выполненная в золотистых тонах, звуки мощнейшего органа и пение хора навсегда остаются в памяти. Перед экскурсией в базилику Сакре-Кёр следует обязательно помнить о том, что фотографировать внутри действующего храма для паломников, категорически запрещено. Сделать памятные фото можно у входа в здание на фоне скульптур Жанны д'Арк и Святого Людовика. Эти исторические личности отлиты из бронзы, возле них всегда выстраивается очередь из туристов с фотоаппаратами.

Католики практически всегда присутствуют на службах, а туристы других вероисповеданий просто осматривают богатое внутреннее убранство храма и спускаются в крипту, где хранятся бесценные христианские реликвии. Именно в крипте можно поклониться огромной статуе Спасителя человечества с пылающим сердцем.

Сакре-Кер - памятка туристу

Вход в ослепительно белую базилику, которая по своей популярности может сравниться с Триумфальной аркой и даже творением Эйфеля, бесплатный, а вот подняться по ступеням на смотровую площадку, находящуюся на куполе базилики, обойдется в 5 евро. Эта сумма будет потрачена не впустую: вид, открывающийся с купола, способен ввести своим великолепием в немой шок даже повидавшего много на своем веку бывалого путешественника. Со смотровой площадки виден весь Париж и не только.

Бронзовая фигура Жанны д’Арк на фасаде базилики

В ясную погоду можно рассмотреть даже окрестности столицы Франции с их удивительными лесами и «затерявшимися» среди них шато. Высота самого высокого купола 83 метра, а колокольни – практически 100 метров. Кстати, именно в Сакре-Кёр находится самый большой во Франции колокол: он весит чуть более 19 (!) тонн, а его язык – 850 килограмм. Этот колокол имеет даже свое имя: «Савоярд». Назван он так неслучайно, его отлили не за деньги парижан, а за средства, пожертвованные жителями Савойи.

Базилика открыта для прихожан с 6 утра до 10-30 вечера. Подняться по длинной винтовой лестнице на смотровую площадку можно с 9 утра и только до 7 вечера, а зимой она закрывается в 18-00.

Несмотря на популярность базилики Сакре-Кер, полиции даже в наши дни не удалось справиться с огромным количеством мошенников, промышляющих возле одной из главных достопримечательностей Парижа. К слову, делятся они на три группы, и каждая из этих групп предлагает привязать на кисть туриста ниточку. Подавляющее число мошенников – это выходцы из африканских стран. Первые привязывают «ниточку на счастье» и потом просят за нее вознаграждение. Вернуть эту ниточку сразу не получится: снять ее можно только при помощи острого ножа или ножниц, поэтому многие туристы теряются и платят вымогателям деньги. Вторая группа – это мошенники, сотрудничающие с ворами: пока один из них предлагает «ниточку счастья», второй бесцеремонно копошится в сумке у гостя столицы Франции. И третья группа – мошенники, обладающие даром гипноза: предлагая «завязать ниточку счастья» они вводят человека в состояние ступора, и он сам отдает преступникам всю свою наличность.

Вид на юго-западную сторону базилики

Если турист посещает базилику Сакре-Кер в составе экскурсионной группы, гид заранее предупреждает об опасности и дает отпор мошенникам. В случае если гость Франции отправляется к базилике самостоятельно, ему лучше не обращать внимания на предложения африканцев и даже не смотреть им в глаза. К самому входу в Базилику мошенники не приближаются.

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности ПарижаФранцияСтранны Европы

Базилика Сакре-Кёр в Париже на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Базилика Сакре-Кер

Сакре-Кер венчает вершину холма Монмартр — района, который в начале XX века пользовался дикой популярностью у художников, музыкантов и прочих людей искусства. Когда я увидела впервые это внушительное здание белоснежного цвета, выделяющееся на серо-жемчужном парижском небе, я испытала восхищение и благоговение. Невозможно устоять перед красотой и грацией этого собора, который является одной из жемчужин французской столицы.

Я была здесь дважды. И оба раза я поражалась красоте Сакре-Кер. Когда подходишь к базилике, кажется, будто она стесняется, прячась за кипами деревьев. Поднимаясь выше к ней, все больше проникаешься ощущением спокойствия, которое волнами расходится от здания. Здесь чувствуется величие и незыблемость Франции!

Немного истории

Название Sacré Couer с французского переводится как «святое сердце». По сравнению с прочими церквями и соборами Парижа, это относительно молодое здание: строительство было начато по случаю окончания франко-прусской войны в 1871 году. Конфликт оставил глубокую рану на сердце Франции, которая заживает до сих пор. Одна знакомая немка рассказывала мне, что дедушка во французской семье, в которой она жила, не разговаривал с ней именно по причине этой исторической бойни. Строительство продолжалось до 1914 года. Промедление было вызвано тем, что под холмом находились старые каменоломни, из-за которых почва была неустойчива.

Почему базилику решили строить именно здесь, на Монмартре? Логично, что на возвышенности храм будет видно со всех сторон, но есть и более глубокая причина: со времен галлов этот холм был местом культа. Когда-то тут находились храмы, посвященные Меркурию и Марсу.

Что еще интересно, постройка ориентирована на северо-восток, в отличие от прочих католических церквей. В плане Сакре-Кер представляет собой греческий крест. Стиль, в котором церковь построена, называется римско-византийским. И действительно, базилика очень напоминает византийские храмы. Фасад здания украшен двумя скульптурами зеленого цвета: Жанны д'Aрк, спасительницы Франции, и Людовика Святого, короля Франции с 1226 по 1270 года.

Что нужно знать перед посещением

Не отправляйтесь к Сакре-Кер поздно вечером. Монмартр считается не самым безопасным местом в Париже. Тут живет много выходцев из Африки и Ближнего Востока.

Обувь лучше предпочесть без каблуков, удобную. В первый раз я пошла в туфлях, но потом об этом сильно пожалела. Подниматься по ступенькам вверх очень некомфортно.

Не стоит носить с собой и большие суммы денег. В толпах туристов как раз и орудуют воры, которые могут незаметно вытянуть все из вашей сумки или рюкзака. Лучше брать маленькую сумму на самые нужные расходы и банковскую карту на всякий случай.

Часы работы

Базилика доступна для осмотра каждый день с 06:00 до 23:00. В крипту и на купол можно попасть также ежедневно, но летом с 09:00 до 18:45, а зимой с 10:00 до 17:45. Если вам интересно, собор действующий, и там проходят службы с понедельника по пятницу в 07:00, 11:15, 15:00 и 18:30. В пятницу есть дополнительная месса в 22:00.

Как добраться

От любой станции метро топать придется прилично. Первый раз мы ехали до станции Blanche («Бланш») на 2-ой линии, так как хотели еще посмотреть знаменитое кабаре «Мулен-Руж». Оттуда идти 15 минут.

Можно доехать до станции Anvers («Анвер») на той же 2-ой линии, откуда дорога займет около 10 минут пешком. Тогда вы пройдете сквозь живописный сквер Louise Michel (Луи Мишель).

Такое же время выйдет, если доедете до Château Rouge («Шато-Руж») на 4-ой линии. С точки зрения наличия различных достопримечательностей это самый неудачный путь: по дороге не попадается ничего примечательного.

Ближе всего станция Abbesses («Абес») на 12 ветке, от нее всего 7 минут ходьбы. Также рядом с этой остановкой метро находится стена, где на всех языках мира написано Je t’aime («я тебя люблю»). Поэтому можно убить двух зайцев разом.

На самом деле, когда приезжаешь в район Монмартр, то сразу замечаешь цепочку туристов, которые направляются к базилике Сакре-Кер. Достаточно просто идти за ними, чтобы выйти к знаменитой церкви. Базилика находится на самом холме, к ней ведет очень длинная лестница. На подходе бдят вездесущие иммигранты в надежде продать вам браслетики. Мой совет: не давайте надеть себе на запястье такой браслет: они сразу потребуют денег. Даже если прежде говорили, что это бесплатно.

Подъем к базилике

На фуникулере

Если вам кажется утомительным идти пешком по ступенькам, садитесь на фуникулер (так мы и поступили во время второй прогулки к церкви). Он представляет собой стеклянный вагончик (на фото ниже) и находится слева от Базилики.

Для входа можно воспользоваться обычным билетом на метро (1.7 EUR) или проездным Navigo. Подъем недолгий, но интересный: вокруг красивый вид на районы Парижа.

Пешком

Пройдя первую часть ступеней, вы выйдете на небольшую террасу, где находятся фонтаны.

Преодолев остальной путь по ступенькам, вы окажетесь в самой высокой естественной точке Парижа (из рукотворных помним про Эйфелеву башню и Монпарнас). Первое, что нас с подругой здесь сильно впечатлило — это великолепный вид: город весь как на ладони. Можно сесть на ступеньки и насладиться этим моментом, как все вокруг и делают. Между вами и Парижем не будет ничего лишнего, никаких оград и заборов.

На подходе к базилике один молодой человек устраивает настоящее шоу. Он карабкается как обезьяна по фонарю и показывает разные акробатические трюки.

Наверху можно позабавиться не только трюковым шоу ловкого африканца, но и пародиями и шутками мима, который ходит там. Мы наблюдали эту сцену с удовольствием. По желанию ему можно заплатить за представление. Мы боялись попасться ему на пути, так как он приставил к прохожим.

Также возле базилики ходит маленький поезд, он катает детишек.

Стоимость входа

Базилику вы можете посетить бесплатно. В крипту и на купол вход будет стоить 8 EUR.

Что внутри

Мне больше всего понравились витражи, которые так красиво расцвечивает солнце. Стрельчатые своды, высокие колонны… Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать! Напротив алтаря находится орган, на котором играют во время богослужений.

К просмотру доступна крипта и купол: в крипте находятся гробницы кардиналов Франции, с купола, как вы можете догадаться, открывается великолепный вид на весь Париж.

Помимо прочего, в Базилике есть магазин, в котором продают различные предметы религиозного назначения и книги об истории собора. Цены от 10 EUR.

travelask.ru

Базилика Сакре-Кёр (Basilique du Sacré-Coeur)

Базилика Сакре-Кёр жителями Парижа считается, наравне с Триумфальной аркой, одним из наиболее значимых сооружений города. Украсившая вершину холма Монмартр, она видна практически из любого района столицы, хотя и не является самым высоким зданием в ней.

 

Высота центрального купола Сакре-Кёр достигает отметки в 83 метра, что далеко не самый значительный результат в Париже. Однако в ясную погоду базилику можно рассмотреть едва ли не из любого места в городе, чему способствует ее расположение. Построенная в историческом центре, на знаменитом холме Монмартр, она стала вершиной 130-метровой возвышенности. Отсюда открывается и великолепный вид на французскую столицу — в ясную погоду со смотровой площадки дальность обзора достигает 50 км.

 

Базилика Сакре-Кёр - вид с Эйфелевой башниБазилика Сакре-Кёр -Монмартр

 

Базилика Сакре-Кёр - история

Строительству храма Сердца Христова предшествовал ряд испытаний, через которые довелось пройти французам. Сегодня базилика считается двойным памятником: политическим и культурным. Жителями города он воспринимается как символ покаяния за поражение во Франко-прусской войне 1870 г и социалистическую Парижскую коммуну 1871 г. Воплощая в себе консервативную мораль ордена культа Святого Сердца, базилика увенчала наиболее мятежный район, в котором во время коммуны располагался крупнейший артиллерийский парк.

Культ Святейшего Сердца Иисуса Христа подразумевал видение любящего и всепрощающего Христа, потому не удивительно, что базилика была посвящена именно ему. Пленение Наполеона III прусаками, крах армии, расстрел архиепископа и смерть тысяч человек во время попытки революции — всего за два года парижанам пришлось пережить множество испытаний, за большую часть которых ответственность лежала на самих французах.

Базилика Сакре-Кёр холм МонмартрБазилика Сакре-Кёр -строительство 1882 год

Интересно, что идея построить базилику была принята не сразу — в 1871 году предложение строительства храма в память о жертвах недавно завершившейся войны было раскритиковано. Однако в 1873 году, когда события были переосмыслены, предложение поддержало необходимое количество депутатов. Интересно, что строительство Сакре-Кёр велось не на средства государственной казны — деньги удалось получить с помощью общественной подписки.

Кстати, парижане были традиционно против строительства монументального сооружения. Изначально ее называли «провокацией для революции», потом — «национальным тортом». Эмиль Золя в своем выступлении окрестил проект «всеподавляющей каменной массой». Социалисты, в том числе и в XX веке, считали храм «построенным на костях братьев-коммунистов».

Проект архитектора Поля Абади, в «резюме» которого к тому моменту значилось несколько серьезных реставрационных работ (в том числе в Нотр-Даме), подразумевал создание базилики в римско-византийском стиле. В 1875 году начались строительные работы, однако возвести храм быстро не получилось. Практически сразу после закладки фундамента автор плана скончался, его дело продолжили еще пять архитекторов. Чуть позже работы приостановили, чтобы укрепить почву Монмартра. В итоге, строительство было завершено лишь в 1914.

Несмотря на то, что за возведением собора Абади наблюдать не смог, ему принадлежит важнейшее решение — выбор материала. Для строительства был предпочтен травертин, добываемый во Франции только в Шато-Ландон. Главной его особенностью является «обеление» при соприкосновении с водой. Сегодня, когда стены церкви омыты многочисленными дождями, кажется, что она светится изнутри.

 

Базилика Сакре-Кёр - колокольняБазилика Сакре-Кёр

 

Базилика Сакре-Кёр - архитектура

Величие храма подчеркивают элементы архитектуры, включенные в единый ансамбль. Например, 103-метровая колокольня, хотя и возвышается даже над главным куполом, не выглядит чем-то неестественным. Кстати, на ней установлен крупнейший в Париже 20-тонный колокол — Савояр, один только язык которого весит 850 кг.

Необычный для того времени архитектурный стиль был реакцией против нео-барочных «настроений» (вылившихся, например, в строительство Оперы Гарнье). В дизайне здания присутствует множество национальных мотивов. Так, трехарочный портик украшен бронзовыми конными изваяниями Жанны д'Арк и Людовика IX.

Базилика Сакре-Кёр - богослужениеБазилика Сакре-Кёр - купол

Интерьер церкви не менее впечатляющий, чем экстерьер. В аспиде базилики создана мозаика «Благоговение Франции перед Сердцем Господним» авторства Люка-Оливье Мерсона. Она считается одной из крупнейших в мире. Знаменитый орган по популярности может уступить только «конкуренту» из Нотр-Дам. Уникальный дизайн, прекрасное звучание, обеспечивающееся 78 регистрами, — современники были уверены, что он опередил свое время. К сожалению, даже сегодня полноценная его реставрация не произведена, вследствие чего некоторые элементы гиганта разрушаются.

Отдельного внимания заслуживает крипта, расположенная под алтарной частью Сакре-Кёр. Выполненная из тусклого мрамора она контрастирует своими угрюмыми сводами с золотом и блеском самого здания. Здесь, у алтаря св. Петра в одноименном зале молилась Святая Тереза. Надгробия в крипте — настоящие шедевры, каждый из которых достоин внимания поклонников искусства пластики. Кстати, в базилике есть и урна с прахом инициатора национального обета и строительства церкви — Александра Лежантиля.

Панорама:

 

Базилика Сакре-Кёр - время работы и стоимость посещения:

 

Базилика открыта для посещения каждый день без исключения, с 6 утра до 22: 30. Вход бесплатный.Большой орган не доступен для посетителей, его можно услышать во время богослужений: суббота в 22:00, воскресенье в 11:00, 18:00 и 22:00.Обратите внимание: фотографировать и снимать видео в базилике запрещено.

Доступ на Купол - снаружи собора, с левой стороны.Внимание: лестница на Купол имеет 300 ступеней, без лифта!Расписание купола : ежедневно с 8:30 до 20:00 часов (с мая по сентябрь) и с 9:00 до 17:00 (октябрь-апрель).Время работы может варьироваться в зависимости от погодных условий.Стоимость - 5.00€ - уточняйте на месте.

Официальный сайт Базилики Сакре-Кёр: sacre-coeur-montmartre.com

Базилика Сакре-Кёр - как добраться:От метро:Anvers (M° 2) + Фуникулер (действует билет на метро) или лестницыAbbesses (M° 12) + Фуникулер (действует билет на метро) или лестницыJules Joffrin (M° 12) + Montmartrobus (остановка Place du Tertre)Pigalle (M° 12, M° 2) + Montmartrobus (остановка Norvins)

 

Видео:

 

Адрес: 35 Rue du Chevalier de la Barre, 75018 Paris

 

Базилика Сакре-Кёр на карте:

gotro.ru

история, как добраться, фото и видео

Базилика Сакре-Кёр возвышается на вершине Монмартра. Эта достопримечательность является одной из самых живописных. Величественный храм существует в Париже уже целый век, и, надо отметить, он не всегда был популярен среди французов. Противоречивые мнения в свое время раздирали сообщество, но все это сегодня в прошлом.

Храм из белого камня привлекает многих туристов, которые приезжают к холму. Название базилики в переводе означает «Святое Сердце».

От подножия храма открывается великолепный вид на Париж. При желании можно подняться на вершину базилики. Вид на город отсюда способен впечатлить даже самого искушенного.

Содержание статьи:

Фотографии базилики Сакре-Кёр

Видео

 

История базилики

1871 год стал не из легких для Франции. Поражение во Франко-прусской войне, Парижская коммуна, осада столицы и другие беды шли одна за другой. После всех бед было предложено построить новый храм, который должен увековечить память жертв войны и «кровавой недели» Парижской коммуны.

Изначально предложение подвергли критике, но депутаты поддержали идею, о чем было дано официальное согласие в 1873 году. Храм решили воздвигнуть на вершине холма Монмартр. Главным архитектором стал Поль Абади, чей проект был выбран из всех предложенных. Согласно плану в облике базилике должны сочетаться элементы ренессансной, романской, византийской и готической архитектуры.

Средства на строительство собирались с граждан Франции на добровольной основе. 16 июня 1875 был заложен первый камень, вместе с ним – пергамент, на котором была описана церемония основания храма, сундук с медалями и медальон из бронзы «Франция преподносит Христу момартрскую базилику».

Для укрепления почвы, изрытой шахтами, пришлось приостановить работы по возведению храма. Проблема проседания почвы была решена благодаря 80 сваям, уходящим вглубь холма на 34 метра. Поэтому строительство длилось почти 40 лет – до 1914 году. Поль Абади так и не увидел храм воочию – смерть настигла его в 1884 году. Базилика была освящена спустя пять лет после окончания строительства. Даже тогда не все еще было в том виде, который привычен сегодня. Первая мировая война отвлекла внимание правительства от завершения работ, поэтому окончанием строительства можно назвать 1923 год. Работа над убранством базилики продолжалась еще несколько лет.

Храм был по душе не всем. Многие выражали свое недовольство базиликой, сторонники Республики считали ее чуждой идеалам Великой французской революции, а кто-то даже сравнивал ее с тортом.

Сакре-Кёр сегодня

Со временем противников храма становилось все меньше. Он стал естественной частью Парижа, местом, которое популярно не только среди горожан, но и туристов, которых в окрестностях холма особенно много. Образ Сакре-Кёр часто используется на открытках и в приветственных видео для приезжих.

Базилика не теряет своей белизны за счет редкого известняка, который был использован для возведения стены. Он под воздействием воды он покрывается белым налетом, который и сохраняет цвет стен храма.

Облик храма напоминает византийский, за счет чего и выделяется среди всех остальных церквей Парижа. Самая высокая точка храма находится примерно в 100 метрах от земли. Центральный купол возвышается на 83 метра.

Что можно увидеть в храме

Базилика поражает своей величественностью еще на подходе. Чтобы подняться к ней, надо пройти 237 ступенек, ведущих от основания Монмартра.

Главный вход храма украшен бронзовыми фигурами Людовика IX и Жанны д’Арк. Над базиликой можно увидеть бронзовую статую архангела Михаила, которая находится в стороне от главного входа. На внешних стенах встречаются горгульи как в привычном понимании – устрашающие фигуры, так и необычные, похожие на настоящих животных. Среди них можно увидеть и неожиданную интерпретацию заботу Бога над верующими – фигура курицы в гнезде, раскинувшая крылья над птенцами.

Над внутренним убранством работали многие мастера, в том числе и художник Люк-Оливье Мерсон, ему принадлежат витражи и мозаика «Благоговение Франции перед Сердцем Господним». И внутри храма есть непривычная для католической церкви деталь – фигура улитки, которая является частью украшений сидений на клиросе.

В отличие от строго величия собора Парижской Богоматери в Сакре-Кёр все внутренние стены украшены мозаикой на различные темы. Внимание привлекает изображение пеликана. Он символизирует Иисуса Христа, отдавшего свое тело и кровь своим ученикам во время последнего ужина со своими учениками.

Чтобы обойти весь храм, рассматривая мозаики на стенах, можно потратить целый день. И надо отметить, что, раз уж довелось приехать в Париж, стоит выделить этот день на посещение базилики.

Расположение, как добраться

Адрес базилики 35 Rue du Chevalier de la Barre.

Ближайшая станция метро – Anvers (вторая линия). Надо быть готовыми к тому, что здесь всегда много людей, но дойти от станции до основания лестницы, ведущей к базилике, не составит труда. Чуть дальше находится станция метро Abbesses (двенадцатая линия), где народа меньше. Чтобы дойти от нее до Монмартра, придется потратить больше времени, но будет возможность пройтись по тихим улочкам Парижа.

Также от площади Пигаль отправляется автобус с названием Монмартрбюс. Небольшое транспортное средство предназначено для того, чтобы проехать по узким улочкам этого района.

Посещение базилики

Сакре-Кёр работает ежедневно с 9:00 до 22:00.

На смотровую площадку можно попасть с 10:00 до 18:00 с начала ноября по конец марта, последнюю группу пускают до 17:45, с 10:00 до 19:00 с начала апреля по конец октября, последняя группа проходит до 18:45. Наверх можно подняться по лестнице и фуникулеру, который ходит с интервалом в 5 минут.

В саму базилику можно пройти бесплатно. Чтобы подняться на смотровую площадку, надо заплатить 5 евро, в крипту – 6 евро.

travels-guid.ru

Базилика Сакре-Кёр в Париже

Базилика Сакре-Кёр в Париже

Базилика Сакре-Кёр, буквально «базилика Святого Сердца» (время посещения ежедневно с 6.00 до 22.15; метро Abbesses/Anvers) – это причудливая имитация византийского храма, башня и белоснежный купол которого стали неотъемлемой частью парижского небосклона.

Собор Сакре-Кёр (Basilique du Sacre Coeur) был возведён в конце XIX столетии по инициативе Католической церкви, желавшей искупить «преступления» Парижской Коммуны.

Противники строительства церкви, к которым относился и Клемансо, взяли реванш, присвоив расположенному у подножия монументальной лестницы скверу – скверу Вилетт – имя местного художника, который во время освящения церкви стал кричать «Да здравствует дьявол!».

Внутреннее убранство базилики Сакре-Кёр представляет собой еще большую неовизантийскую мешанину, но ее компенсирует самое главное достоинство Сакре-Кёр – вид с вершины  собора (время посещения ежедневно, апрель-сентябрь с 8.30 до 19.00; октябрь-март, 9.00-18.00; стоимость 5 евро).

Высота у собора почти такая же, как у Эйфелевой башни, поэтому сверку город виден как на ладони, окруженный холмами, с высотными домами в юго-восточной части, на высотах пригорода Бельвиль и на западе в квартале Дефанс. Возвышающееся в самом центре города сооружение – это башня Монпарнас, а позади нее, на некотором расстоянии, видны высотные дома южных пригородов.

Собор Сакре-Кёр в истории Парижа

Фактически с любой точки столицы просматривается это величественное строение переливающееся различными молочно-розовыми оттенками. Любой человек, даже впервые попавший в Париж, ни с чем не перепутает этот прекраснейший собор. Своё нынешнее название базилика Сакре-Кёр получила в честь католического праздника Святого Сердца Христова (Sacre Coeur в переводе с французского означает «святое сердце»), а сам храм посвящён памяти жертв франко-прусской войны.

Строительство Сакре-Кёр было начато в 1876 году, на холме Монмартр, самой высокой точке Парижа (130 метров), однако вскоре оно было приостановлено из-за нестабильности почвы. Дело в том, что в эпоху средневековья там располагались каменоломни, и как следствие грунт на холме оказался непригодным для сооружения такого массивного строения.

Потребовалось немало сил и времени дабы стабилизировать почву под будущим сооружением. Для укрепления фундамента было выкопано 83 шахты, глубина которых составляла 33 метра. Сам собор Сакре-Кёр, высотой 94 метра, решили возвести из редкого известняка, который при соприкосновении с водой покрывается особым, белым налётом. Именно поэтому базилика Сакре-Кёр так сверкает белизной.

Главный архитектор этого величественного храма, Поль Абади, так и не увидел полностью законченным своё творения, так как он умер в 1884 году. Достраивать собор Сакре-Кёр по очереди брались ещё пять архитекторов, каждый из которых вносил в строение свои новшества.

Так, например, одним из последователей Поля Абади была увеличена высота куполов храма, после чего они приняли, неоднозначную яйцеобразную форму и колокольня, которая первоначально по стилю задумывалась как южно-французская стала выглядеть скорее как византийская. Полностью строительство собора было закончено лишь в 1914 году, а оформление интерьера Сакре-Кёр ещё позже.

Особенности и отношение горожан к базилике Сакре-Кёр

Особенно прекрасно любоваться базиликой у подножья лестницы, состоящей из 237 ступеней ведущей на вершину холма к главному входу храма, который украшают бронзовые фигуры святого Людовика (слева от входа) и Жанны д’Арк (справа).  Ну а с площадки перед Сакре-Кёр открывается изумительный панорамный вид на Париж, который при условии ясной погоды тянется аж на 50 километров  вдаль, а также на прилегающие улочки района Монмартр.

Следует отметить, что горожане достаточно долго выступали против возведения собора. Сперва оспаривалось место строительства, холм Монмартр. Как известно именно в этом столичном районе начинались  кровопролитные события Парижской коммуны.

И многие восприняли строительство собора на этом месте как антинародный памятник разгрому народного движения. Также отрицательно воспринимался и сам образ храма, в котором переплетались элементы романской, готической, византийской и ренессансной архитектуры якобы, совершенно чуждой привычному облику столицы Франции. Жители города ехидно подшучивали, называя собор Сакре-Кёр «национальным тортом».

Однако все эти споры и народные возмущения давно уже в прошлом и на сегодняшний день базилика Сакре-Кёр является, пожалуй, одной из трёх главных архитектурных достопримечательностей Парижа, стоящая наравне с такими признанными столичными тяжеловесами как Триумфальная арка и Эйфелева башня.

Монмартробюс

Небольшой размер курсирующего по Монмартру автобуса с названием «Монмартробюс» объясняется тем, что он предназначен для путешествия по узким извилистым улочкам, а его необычная форма и экологически безопасный электрический двигатель вполне соответствуют сельскому духу квартала.

Если ваши ноги уже устали от ходьбы, поездка на этом автобусе будет лучшим способом совершить экскурсию по Монмартру и уж конечно самым дешевым, потому что оплата проезда производится билетами на метро или автобус.

Маршрут начиняется на площади Пигаль, затем автобус едет вверх по улице Мартир, далее на запад по улице Аббес, затем по изгибу улицы Лепик через улицу Соль к улице Коленкур. На обратном пути автобус направляется вниз по улице Ламарк мимо собора Сакре-Кёр и фуникулера, а затем через улицу Аббес и улицу Удон возвращается на площадь Пигаль.

Больше фотографий базилики Сакре-Кёр в Париже тут: Фотогалерея

www.vparis.net

Базилика Сакре-Кер в Париже

Базилика Сакре-Кер – один из главных соборов в Париже, расположенный в верхней части Монмарта, в 15-м округе Парижа. Строительство окончено в 1914 году.

За год собор посещает около 10 миллионов верующих и туристов. Это второе религиозное строение Франции, наиболее посещаемое после Нотр-Дам-де-Пари, в том числе и паломниками.

Предпосылки создания базилики

В письме к своей епархии священников 4 сентября 1870 года, когда во Франции была провозглашена Третья Республика, монсеньёр Феликс Фурнье приписывает поражение государства во франко-прусской войне к божественному наказанию из-за столетнего морального разложения Франции после революции 1789 года.

Двое инициаторов постройки базилики — Убер Рого де Флери и Александр Лежантиль, дали клятву во время осады Парижа 1870 года, что сделают все для того, чтобы возвести собор и славить Сердце Иисуса Христа, после того как Париж станет свободным. И название базилике дано соответствующее, ведь в переводе с французского, Сакре-Кер буквально означает «Святое Сердце».

Вид на собор Сакре-Кер из города (Hernán Piñera / flickr.com)

Возведение базилики было решено посвятить в честь памяти о жертвах войны между Францией и германскими государствами 1870 — 1871 гг, известной как франко-прусская война. Предложение о строительстве было раскритиковано, возможно, из-за того, что Франция, начав войну, не только не победила, а еще и с крахом была сокрушена. После войны некоторые французские земли присоединились к Германской империи, Франция выплачивала огромные деньги по контрибуции, было убито более 500 тысяч мирных жителей и до миллиона солдат.

Но из-за одобрения клятвы Флери и Лежантиля парижским архиепископом Гибером, Папой Римским Пием IX (31 июля 1872 года), и по закону, принятому 24 июля 1873 года Национальной Ассамблеей, собор все-таки было решено построить.

Место строительства собора было выбрано неслучайно. Исторически сам холм Монмарт, на котором расположена базилика Сакре-Кер, был местом поклонения языческим богам Меркурию и Марсу предположительно галлов и римлян. Считается, что именно на вершине Монмарта был казнен римлянами первый проповедник Парижа – Дионисий. Именно на холме вплоть до 1792 года существовало бенедиктинское аббатство. Кроме всего прочего, холм Монмарт – наивысшая точка Парижа. Конечно же, возносящийся на холме собор будет виден издалека.

У частных землевладельцев была выкуплена земля под застройку и объявлен конкурс для поиска наиболее подходящего архитектора. Для кандидатов были установлены определённые условия по используемым ресурсам: небольшая площадь застройки, ограниченные средства на постройку базилики в 7 миллионов франков и наличие склепа и монумента Святого Сердца.

Из 78 проектов, одобрение получил французский архитектор-реставратор Поль Абади. Но из-за продолжительного строительства базилики, архитектору не удалось самому достроить базилику. И после кончины Абади были наняты другие архитекторы, завершившие работу мастера.

Строительство Сакре-Кер

Первый камень базилики положен 16 июня 1875 года. Однако, возведение собора завершено лишь в 1914 году. Освящение храма, первоначально запланированное на 17 октября 1914 года также отложено из-за начала войны. И базилика Сакре-Кер была освящена лишь спустя два года, 16 октября 1919 года, в присутствии кардиналов, архиепископа Парижа, многих епископов, церковных сановников, духовенства, общественных органов и простых верующих.

Базилика Сакре-Кер возведена из белого песчаника. После начала строительства выяснилось, что фундамент нужно дополнительно укреплять, вбивая сваи на глубину порядка 40 метров. Конечно же стало очевидно, что денег, выделенных на постройку базилики будет недостаточно. Огромные средства были переданы на строительство общественностью. Также многие верующие финансировали основные этапы постройки, помогая тем, чем могли.

При строительстве был объявлен конкурс на спонсорство. Можно было купить камень для кладки с указанием инициалов. Такие камни спонсоры выкупали по цене от 120 до 100 тысяч франков. Все спонсоры, выделяющие сумму свыше 1 тыс. франков имели право нанести на наружной кладке собора имя или семейный герб.

За 40-летнюю историю возведения базилики, собрано порядка 46 миллионов франков, из которых ¼ средств собрана за счет пожертвований верующих.

Архитектура Сакре-Кер

Базилика имеет форму греческого креста. Сверху строение украшают четыре великолепных купола. Центральный купол, немного напоминающий яйцевидную форму, самый высокий – 83 метра, и сверху увенчан колоннадой. Внутри под куполом имеется винтовая лестница, а под куполом сформирована витражная галерея. Эклектичная архитектура Сакре-Кер вдохновлена византийскими и романскими строениями.

В отличие от большинства церквей, традиционно имеющих ориентацию восток-запад, базилика Секре-Кер ориентирована на север-юг.

Ступени приводят путника к главному входу базилики. Над колоннами возвышаются статуи, а сверху здание увенчано пятиметровой каменной статуей Иисуса Христа. Скульптором статуи выступил Жюль Лефевр. Он же выполнил основную часть скульптурного убранства базилики. Также его работа — большой алтарь и две конных статуи, изготовленные из бронзы, расположенные по обе стороны от главного входа, короля Людовика IX Святого и Жанны д’Арк.

Главный вход ведет к центральной части базилики с огромным куполом с витражной галереей. Потолок купола украшен крупнейшей мозаикой во Франции, площадью 473,78 кв. метров. Мозаику разрабатывал французский художник-гравер Люк-Оливье Мерсон, уже на тот момент известный не только во Франции, но и во всем мире. Из наиболее популярной работы Мерсона — готические иллюстрации к шедевру Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Внутреннее помещение Сакре-Кер (Guilhem Vellut / flickr.com)

Работы по декорированию апсиды выполнялись с 1912 по 1922 гг. в мастерских Гильбер-Мартин. Художник раскрасил разноцветными виражами и монументальной мозаикой базилику так, что она потрясает своей красотой и изяществом. Мозаику называют «Благоговение Франции перед Сердцем Господним».

В зале находится орган, завораживающий музыкой и огромными размерами.

С центральной части базилики можно спуститься в склеп (крипту). Неимоверной красоты скульптуры и надгробия, находящиеся в склепе, выполнены известными парижскими скульпторами.

С противоположной стороны от главного входа, расположена высокая 100-метровая колокольня. Огромный шпиль прямоугольной башни, кроме всего прочего, может похвастать самым большим колоколом во Франции – Савояр, достигающего 3-х метров в диаметре и весом около 19 тонн.

Туристу на заметку

Базилика Святого Сердца обречена на вечное поклонение Святым. Верующие — мужчины, женщины и дети из всех слоев общества по очереди читают непрерывную молитву день и ночь. Молитва – вечное поклонение, миссия, которую взяла на себя базилика Сакре-Кер.

Сакре-Кер – постоянно действующий католический собор. Это место паломничества многих верующих со всей Франции и не только. Любопытному туристу вести себя необходимо в храме сдержанно и культурно.

Кроме великолепной базилики Сакре-Кер, на холме Монмартр расположено еще одно святое место – церковь Святого Петра

Время работы базилики Сакре-Кер с 6:00 до 22:30. Вход в действующий храм – бесплатный, но в крипту и на обзорную площадку, находящуюся на центральном куполе придется заплатить до 8 евро. Обзорная экскурсия проводится ежедневно с 9:00 до 19:00, а зимой до 18:00.

Со смотровой площадки базилики Сакре-Кер открывается живописнейший вид Парижа, простирающийся на 50 километров. Впечатления от посещения Святого Сердца останутся в памяти надолго.

comments powered by HyperComments

attractionstory.ru