Площадь Вогезов – самая старинная в Париже. Площадь вогезов в париже


Площадь Вогезов

Площадь Вогезов в Париже — одна из самых старинных и красивейших во всем городе. Мне она очень понравилась тем, что она вся в зелени. Там приятно отдохнуть от городской суеты, которая неизбежна в большом городе. Она изящная и грациозная, как истинная парижанка. Интересно, что площадь со всех сторон окружают дома в едином стиле, выложенные красным кирпичом. Они приятно контрастируют с зеленой площадью.

Сюда обязательно стоит прийти в жаркий день. На площади установлены фонтаны, поэтому там прохладно даже в непереносимую парижскую жару. От фонтанов разлетаются брызги во все стороны, которые вам помогут охладиться. Мне это точно помогло. Я гуляла по Парижу с подругой, когда мы дошли туда. Это приятная остановка, где на скамеечке можно отдохнуть от бега по достопримечательностям Парижа.

Площадь небольшая в своих размерах, но очень интересная с исторической точки зрения. Она находится в районе Маре, на месте которого до XIII века было болото. Отсюда и название района — “marais” (от франц. “болото”). Затем, до Французской Революции, там жили аристократы и богачи, которых позже оттуда выгнали.

Историческая справка

Это самая старая площадь в Париже, после площади Дофина на острове Ситэ. Её построили на месте бывшего Турнельского дворца, который был резиденцией королей Франции до строительства Лувра.

В 1605 году, когда она появилась, она называлась Королевской. В Париже площадь тогда слыла не самым хорошим местом, так как дворяне любили назначать там дуэли.

После Французской Революции ее переименовали в площадь Вогезов в честь жителей французской коммуны Вогез, которые добровольно давали деньги на нужды революции.

В домах, которые окружают площадь, жили многие известные люди — от Виктора Гюго до кардинала Ришелье, так как это место всегда считалось очень престижным для проживания. И сейчас тут живут только очень состоятельные люди.

Что можно посмотреть

Как на самой площади, так и вокруг нее, есть на что посмотреть. Обо всех достопримечательностях подробно расскажу ниже.

Статуя Людовика XIII (Monument à Louis XIII)

На площади установлена конная статуя короля Людовика XIII. Еще кардинал Ришелье решил установить в центре статую, чтобы у дуэлянтов не было места для поединков.

Статую разрушили во время революции, а в 1836 году ее восстановили на прежнем месте. Людовик воплощен в ней как улыбающийся красивый мужчина в римской тоге с венком на голове. На реального короля статуя мало чем похожа.

Дом-музей Виктора Гюго (Maison de Victor Hugo)

Это музей великого писателя, где представлены его рукописи и книги, а также картины и скульптуры, которые ему посвящены. Он находится на втором этаже особняка Роганов, на втором этаже. Писатель снимал там квартиру, а после его смерти было решено устроить там музей.

  • Часы работы: со вторника по воскресенье — с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и праздничных дней. Закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря.
  • Стоимость входа: 5 EUR. Бесплатный вход для лиц до 18 лет.

Сад при отеле Сюлли (Jardin de l'Hotel de Sully)

Это красивый и ухоженный сад при отеле Сюлли, где и проживал знаменитый композитор де Сюлли.

Сад мне понравился своей тишиной. Туристов тут мало, так как мало кто из них знает об этом месте, поэтому здесь хорошо отдохнуть от туристических толп. Когда живешь в Париже, большие толпы туристов начинают раздражать тебя, как и парижан.

Частные галереи (Les galeries d'art)

Вокруг всей площади устроены частные галереи, где выставляются картины современных художников из разных стран. Иногда там попадаются довольно интересные экземпляры.

В галереи можно заходить и чтобы просто посмотреть на картины. Мы зашли как-то в одну из галерей. Интересно посмотреть на шедевры современных авторов. За вход денег не берут, а картины поадаются лучше, чем даже те, что висят в центре Жоржа Помпиду.

Как добраться

Четыре станции метро находятся недалеко от площади. Можно выбрать Chemin Vert — это восьмая линия метро. Идти от нее минут 5.

Столько же времени потребуется, если вы поедете до станции Saint-Paul. Это первая ветка метро. От станции Bréguet - Sabin идти дольше — 7 минут. Это пятая ветка. От станции Bastille идти всего минут 5. Заодно вы можете сразу посмотреть обе площади — Бастилии и Вогезов. Это остановка расположена на пересечении трех линий — 1-ой, 5-ой и 8-ой.

И напоследок

Приходите на площадь в весенний день. Тогда распускаются цветы и деревья наполняются птицами. Приятно там посидеть в хороший день, наслаждаясь запахом цветов и пением птиц. Рядом есть множество кафе и ресторанов, где можно перекусить, но приготовьтесь выложить кругленькую сумму — от 50-80 EUR на человека.

И еще один совет: когда спрашиваете дорогу до площади, правильно говорить «Пляс де Вож», а не «Возг» или что-то подобное.

travelask.ru

Площадь Вогезов

История Площади Вогезов (или Королевской площади) в Париже самым тесным образом связана с орденом тамплиеров. Известно, что в средние века на месте этой площади были болота. Впоследствии, король Людовик Девятый подарил эти земли тамплиерам, которые их осушили и построили на месте болот свои церкви и монастыри. Тамплиеры стали очень богатым орденом. По своему могуществу во Франции они могли даже поспорить с самим королем. Поэтому орден был распущен, а его главари казнены. В 14 веке площадь Вогезов облюбовал король, его двор последовал за своим монархом, и цены на квартиры в домах на площади Вогезов моментально взлетели вверх. . Король и члены королевской семьи стали владельцами многих особняков на площади Вогезов. Одним из таких дворцов стал особняк с башенками Турнель, правда первыми королевскими владельцами этого дворца стали не французы, а англичане – король Генрих Шестой и его дядя герцог Бедфорд.

Фото Площадь Вогезов

После окончания Столетней войны в этом дворце поселился король Франциск Первый, а затем Генрих Второй. Правда, этот прекрасный особняк был разрушен по приказу королевы Екатерины Медичи, после того как рядом со дворцом на рыцарском турнире был убит Генрих Второй. В течение нескольких лет на месте бывшего дворца Турнель существовал рынок по продаже коней. Новый вид площади Вогезов придал король-строитель Генрих Четвертый, который среди прочих своих строительных проектов по обустройству Парижа решил на месте дворца Турнель построить Королевскую площадь, которая, по мнению короля должна была стать центром элегантной жизни в Париже. Однако насладиться своим детищем король так и не успел, он был убит одним фанатиком во время своей прогулки по Парижу. Через два года после убийства Генриха Четвертого, в 1612 году, торжественным открытием нового ансамбля Королевской Площади была отмечена помолвка Людовика Тринадцатого и Анны Австрийской. Площадь Вогезов стала первой площадью в городе, где архитекторами была проработана буквально каждая деталь. По своей форме площадь представляет собой прямоугольник, который со всех сторон закрыт одинаковыми домами. Из этих домов выделяются только два – Павильон Короля и Павильон Королевы. Еще одна особенность площади Вогезов – совершенно не типичный для Парижа цвет этих домов: красный с белым. По всему периметру площади дома окружены аркадами, на первых этажах домов располагаются художественные лавки и антикварные магазины. Площадь Вогезов сразу же пришлась по вкусу парижанам. Наиболее состоятельные сразу же поселились в районе этой площади. В принципе про каждый из домов на площади Вогезов можно написать отдельный рассказ. Например, в 1626 году в доме № 1 родилась мадам де Севинье, а кардинал Ришелье владел домом № 21. После Французской революции площадь Вогезов не опустела, хотя проживать на Королевской площади стало уже не так престижно. Кстати, свое нынешнее название площадь получила в те времена. В 1800 году Наполеон переименовал Королевскую площадь в площадь Вогезов в честь провинции во Франции, где собирались самые большие налоги. Аристократы и дворяне больше не жили на площади Вогезов, но она стала центром интеллектуальной жизни Парижа. Например, на этой площади поселился Виктор Гюго. Площадь Вогезов вошла в историю Парижа не только как центр светской жизни. Это было местом проведения дуэлей в Париже. Именно на этой площади произошла знаменитая дуэль, описанная в романе Александра Дюма “Графиня де Монсоро”. Положить конец дуэлям попытался кардинал Ришелье. Он даже установил на площади конную статую короля, ведь дуэль в присутствии короля каралась смертной казнью. Однако на дворян ничего не действовало. Даже показательная казнь дуэлянтов, которую провели в 1627 году на Гревской площади.

travels.co.ua

Площадь Вогезов в Париже: описание, адрес, проезд, фото

Место, отлично передающее дух столицы Франции, где многовековая история пересекается и гармонично сочетается с жизнью современного мегаполиса – площадь Вогезов в Париже. Она практически не изменилась за время своего существования, и каждая из окружающих её построек считается памятником архитектуры и входит в перечень исторических монументов страны. В своё время здесь успело пожить множество известных личностей, например, кардинал Ришелье, Виктор Гюго, Доминик Стросс-Канн, Теофиль Готье и Анни Жирардо.

Сейчас накал страстей немного поутих, и там больше не устраивают турниры и дуэли, не проходят королевские празднества, но пройтись по картинным галереям и антикварным лавкам, посетить музеи или просто зайти в ближайшее кафе, чтобы насладиться чашечкой кофе и неповторимой атмосферой может любой желающий.

История создания

Земля, на которой сегодня находится одна из красивейших площадей Парижа, повидала немало исторически важных и просто захватывающих событий. Некогда на этом месте и вовсе находилось болото, которое в XIII веке осушили и застроили. Так появился квартал Маре.

Однако уже в XIV веке постройки снесли. На их месте возвели Турнельский дворец. В нём проживал Генрих II с супругой, Екатериной Медичи. Именно там монарха смертельно ранили копьём в ходе рыцарского турнира. После смерти мужа Екатерина, не имея желания более оставаться в особняке, переехала, а навевающую болезненные воспоминания постройку приказала снести.

На освободившемся участке устроили конный рынок, просуществовавший до 1605 года, когда король Генрих IV принял решение разбить здесь площадь, строительство которой завершили лишь в 1612. По периметру площади правильной квадратной формы расположились дома из кирпича красного цвета с полосами из сероватого камня, выполненные в одинаковом архитектурном стиле.

Из двадцати восьми домов только два не похожи на остальные. Впоследствии они стали известны как павильоны короля и королевы, а сама площадь ознаменовалась “королевской”, поскольку её торжественное открытие было приурочено к помолвке правившего в то время монарха Людовика XIII с Анной Австрийской.

В 1670 площадь огородили ажурной решёткой из чугуна, превратив в городской сад, ставший одним из любимых мест отдыха горожан. В центральной части парка поставили бронзовую статую сидящего верхом на лошади Людовика XIII, во времена революции переплавленную на пушку.

Нынешнее имя она обрела в 1800 г. Её, в качестве дани уважения жителям Вогезы, пожертвовавшим деньги на нужды французской революции, переименовали в пл. Вогезов. Также восстановили утраченную ранее статую. Правда, теперь её выполнили из мрамора. И уже в наше время изготовили цементную копию скульптуры, оригинал же поместили в музей.

Площадь сегодня

На протяжении уже очень долгого времени она остаётся излюбленным местом отдыха, как самих парижан, так и туристов. Практически всегда в хорошую погоду множество людей располагается прямо на газонах, что довольно не типично для Парижа. Территория площади закрыта почти со всех сторон и пересекается единственной улицей, здесь запрещёно выгуливать собак и проезд моторного транспорта. Благодаря этому она является своеобразным островком покоя и умиротворения посреди шумного города.

В центральной части площади, занятой сквером Людовика XIII, можно посмотреть на конную статую короля, полюбоваться фонтаном, и просто посидеть на скамейке, наслаждаясь свежим воздухом. На первых этажах зданий, где когда-то бойко вели торговлю старинные лавки, теперь ждут посетителей небольшие художественные галереи, уютные книжные и антикварные магазинчики, бутики и элитные рестораны.

Среди известных людей, чьи жизни переплетаются с историей площади, первым вспоминается Виктор Гюго. Французский классик проживал здесь с 1832 по 1848, в комнатах на втором этаже дома No 6. Теперь в этих комнатах устроен музей его имени.

А в доме под номером 21 жил знаменитый кардинал Ришелье. Также внимания заслуживает дворец Сюлли. Попасть к нему можно, пройдя через юго-западные ворота. Внутри здания в духе ренессанса, с чудесным внутренним двориком, ныне открыт Национальный центр фотоискусства. Здесь устраивают временные выставки фото, чаще всего на исторические и социальные темы.

Также, пройдя ещё немного в западном направлении, можно дойти до небольшой площади – Марше-Сент-Катрин.

Практическая информация

Площадь находится на границе четвёртого и пятого округов.

Добраться можно на общественном транспорте:

  • Линия метро 1 – до станции Saint-Paul;
  • Линия 5 – до станции Bastille;
  • Линия 8 – до Chemin Vert;
  • Автобус No 20, 29, 65, 69, 76, 96.

my-france.club

Площадь Вогезов и окрестности

Площадь Вогезов и окрестности

Продолжая путь по улице Фран-Буржуа к востоку от Музея Карнавале, вы окажетесь на одной из красивейших площадей Парижа – площади Вогезов, шедевре аристократической изысканности и первой в истории города плановой застройке.

По периметру этой просторной квадратной площади симметрично располагаются здания над аркадами, построенные из розового кирпича и камня.

Строительство площади началось в 1605 году по приказу Генриха IV, а торжественное открытие состоялась в 1612 по случаю бракосочетания Людовика XIII и Анны Австрийской – именно поэтому в разбитом на площади садике с зелеными лужайками и посыпанными гравием дорожками в тени каштанов можно заметить статую Людовика XIII.

Первоначально площадь называлась Королевской, но затем, в 1800 году, она была переименована в площадь Вог (Вогезы) в честь департамента, который первым внес денежный взнос для расходов на нужды Французской революции. Интерес королевской семьи к этому месту восходит еще к тем временам, когда на месте, где сейчас находится северная сторона нынешней Вогезской площади, располагался королевский дворец – особняк Турнель.

Здесь жили вплоть до 1559 года, а какое-то время дворец даже был резиденцией герцога Бедфорда, который правил Францией от имени Англии в 1420-х годах. После гибели на рыцарском турнире короля Генриха II его супруга, Екатерина Медичи, приказала снести особняк Турнель, в результате чего на освободившемся месте появился огромный конный рынок, где каждое воскресенье продавалось от одной до двух тысяч лошадей. Так продолжалось до тех пор, пока Генрих IV не задумал разбить здесь Королевскую площадь.

Несмотря на все превратности судьбы, площадь Вогезов (Place des Vosges) всегда сохраняла свою значимость и являлась одной из главных достопримечательностей Парижа. И сегодня обеспеченные парижане любят прогуляться под ее аркадами, посещать художественные салоны, антикварные лавки либо модные бутики, захаживать в рестораны на открытом воздухе и слушать уличных музыкантов.

В обеденный перерыв в саду на площади – единственном в этом районе зеленом островке – много малышей, стариков, рабочих и школьников, а на зеленом газоне можно даже полежать что для Парижа не типично.

Музей Виктора Гюго на площади Вогезов

Среди многих знаменитостей любивших площадь Вогезов (Place des Vosges) был и Виктор Гюго. В доме № 6, где он написал большую часть своего романа «Отверженные», ныне находится Музей Виктора Гюго, в котором целая комната завешана афишами о многочисленных театральных постановках этого знаменитого романа.

Гюго был разносторонне одаренным человеком: помимо писательской деятельности, он занимался рисованием (здесь выставлены многие из его рисунков) и изготовлением мебели. В музее необычная столовая в китайском стиле, которую он собрал сам. Кроме этого, тут можно увидеть многочисленные портреты, рукописи и другие памятные вещи, которые помогут вам лучше понять Гюго – человека и творца, особенно если вы не читаете по-французски.

Среди семейных портретов вы увидите портрет старшей дочери Гюго Леопольдины работы Огюста Шатийона, на котором девочка держит «Часослов», открытый на эпизоде «Успение Богородицы», – примечательная деталь, учитывая, что через восемь лет в возрасте девятнадцати лет дочь великого писателя утонула вместе со своим мужем всего через шесть месяцев после свадьбы. Потеря дочери отразилась в чрезвычайно волнующей поэзии Гюго, в том числе в известных стихах «Едва займется день...».

Окрестности Вогезской площади

Пройдя через ворота в юго-западном углу Вогезской площади, а также через замковый сад и оранжерею, вы окажетесь перед изысканным ренессансным фасадом особняка Сюлли. Отдохните на скамейках сада или же пройдите дальше мимо здания, чтобы полюбоваться сфинксами на парадной лестнице и тем самым сократить себе путь дальше на улицу Сент-Антуан.

Ныне в самом особняке расположился Национальный центр фотоискусства, где проводятся временные фотовыставки, обычно на социальные, исторические или антропологические темы. Тут же можно посетить и книжный магазин, где посетителям предлагается большое разнообразие книг о Париже.

Неподалеку, в западном направлении по улице Сент-Антуан, почти напротив церкви Сен-Поль (XVI век), торжественное открытие которой состоялось при участии кардинала Ришелье, находится еще одна небольшая площадь Марше Сент-Катрин, представляющая собой полную противоположность импозантной, правильно спланированной площади Вогезов.

Эта площадь – прекрасный образец иного архитектурного направления, отражающего стремление французских мастеров соорудить нечто уютное, небольшое по размеру, скорее случайное, но неотразимо чарующее.

Больше фотографий площади Вогезов и окрестностей тут: Фотогалерея

www.vparis.net

ВАСИЛИЙ БЕТАКИ: Париж 8

Площадь Вогезов(Place des Vosges)(первоначально – Королевская)

Фото Елены Кассель.

Ещё в конце 70-х годов, до реставрации и включения во все туристские справочники, площадь Вогезов была одним из самых тихих мест не только квартала Марэ, но и всего Парижа… Совсем ещё недавно тут было множество старинных мелких лавок, уступивших теперь место ресторанам и картинным галереям. Часть фасадов кирпичных трёхэтажных зданий, из которых и состоит эта квадратная площадь, была закрашена масляной краской (к счастью всё того же кирпичного цвета), а часть совсем почернела от времени и фабричного дыма.

Фото Елены Кассель.

Расположенная на самом восточном краю квартала Марэ, площадь представляет собой квадрат со стороной 140 метров. Она – одна из наиболее замкнутых площадей, какие можно вообразить: всего одна улица проходит через площадь насквозь, и два отходящих от площади переулка скрыты арками.

Фото Елены Кассель.

Площадь образована 36-ю домами, почти одинаковыми. Все они кирпичные, а окна и углы облицованы светлым песчаником. По центру северной и южной сторон, друг напротив друга – два дома немного повыше прочих, хотя имеют то же число этажей: Павильон короля и Павильон королевы. Они были построены первыми в 1605 г. и послужили обязательным образцом для всех остальных домов этой площади.

Павильон королевыФото Елены Кассель. Павильон короляФото Бориса Великсона.

Тяжеловесные с крестовыми сводами арки (каждый дом стоит на четырёх арках) невысоки и широки – ширина почти равна высоте. Под аркадой можно по квадрату обойти всю площадь – даже оба переулка, уводящие на север и на юг, начинаются под арками, не нарушая цельной линии домов – только узкая улица, носящая в западной части название «улица Вольных Горожан», а в восточной короткой – «улица Ослиного Шага», разрывает замкнутый квадрат.

Совсем недавно, в 70-х – 80-х годах ХХ в., впервые, наверное, за триста лет, стены площади отчистили пескоструем от бесчисленных слоёв краски. Площадь обрела свой собственный «исторический» цвет: сочетание розового кирпича с бежевым песчаником – характерный вид фасадов в стиле французского позднего ренессанса. Высокие – особенно на вторых, парадных этажах – окна, частые переплёты и мелкие квадратики стёкол, острые грифельные крыши… Сквозь окна, часто не задернутые, – любуйтесь, прохожие! – видны расписные балки, порой старинные люстры под ними… Всё – как в начале семнадцатого века.( Или «Великого века», как любят называть его французские историки)

На площади Вогез,На старой place des VosgesОпять попутал бесВлюбляться в эту ложь,Где красных стен квадратИ окон переплётГлядят в кленовый сад,Над пиками оградЛист за листом плывёт,Как тени львиных лап,А в воздухе висятСледы пернатых шляп.Сырая глушь аркадВсё искажает так,Как будто бы звенятФантомы старых шпаг -Нет, просто антиквар,Вздыхающий гобсек,На ключик закрывалЕдва ли бывший век…

Фото Елены Кассель.

Площадь – единственное место в Марэ, сохранившееся полностью без каких-либо добавлений… Если не считать цементной статуи Людовика XIII, которая была когда-то бронзовой. История статуи – длинная и поучительная.

Сначала, когда площади ещё не было, Екатерина Медичи заказала конный памятник своему мужу Генриху II, погибшему, как я уже говорил, в 1559 г. на последнем рыцарском турнире в истории Европы от удара копья Габриэля де Монтгомери. «Именно этот удар копья сотворил Вогезскую площадь» – писал спустя три века Виктор Гюго. Он имел в виду следующую историю.

На месте нынешней площади в XVI в. стоял дворец Турнель. В нем жил Генрих II с Екатериной Медичи. Но после гибели «последнего французского короля-рыцаря», королева переехала в Лувр. До того стал Екатерине ненавистен этот дворец, что она велела устроить в нём конский рынок. Тут за один день до двух тысяч лошадей меняли хозяев. А в 1565 году по приказу вдовствующей королевы дворец вообще был снесён.

В 1602 г. весёлый король Генрих IV (Париж-таки действительно стоил мессы!) заказал архитекторам Серсо и Шатийону проект площади, где поначалу хотел расположить шёлковую мануфактуру, но затем переменил свои намерения и предложил архитектору Клеману Метезо создать здесь (по собственному королевскому черновому наброску проекта) ансамбль из роскошных особняков для придворных и площадь для празднеств.

Фото Елены Кассель.

Заодно король отправил в переплавку бронзового Генриха II, чтобы отлить своё изображение, которое и водрузил на того же коня.

После гибели Генриха IV от руки фанатика-католика Равальяка в 1610 г. на престол взошёл несовершеннолетний Людовик XIII. Кардинал Ришелье стал первым министром и почти регентом при молодом короле. Он правил Францией более тридцати лет.

А в 1639 г., посчитав, что Генрих IV, простоявший на новой этой площади три десятка лет, смотрится не слишком актуально, Ришелье заказал скульптору Пьеру Биару статую своего «монарха и повелителя Генрих IV, как и его предшественник, был расплавлен, и бронза пошла на нового всадника – Людовика XIII. Итак, бронзовая лошадь ещё раз сменила хозяина – недаром стояла она на бывшем конском рынке. Фактически Ришелье до самой смерти правил Францией, поскольку Людовик ХIII отличался редкостным безволием. Этот король (а вовсе не Д Артаньян!) был «первой шпагой» страны, но во всём прочем – куклой в руках кардинала премьер-министра…

На постаменте статуи была высечена пространная надпись, сообщавшая, что статую эту в честь «Людовика Справедливого» воздвиг его верный слуга и премьер-министр кардинал Ришелье. Однако парижане (не из числа мушкетеров, конечно) думали иначе на тему, кто чей слуга, и «предложили» на боку пьедестала иную оценку отношениям между королём и кардиналом:

Король наш добрый – как судьба слепа! –Всю жизнь лакеем служит у попа. Ci-git, le Roi,notre bon maitreQui fu vingt ans valet d’un pretre.

Фото Елены Кассель.

Но и при короле мушкетёров злоключения бедной лошади не закончились – полтора века спустя её, на сей раз уже вместе со всадником, переплавили по приказу Робеспьера на пушку, которая должна была «нести пламя Революции в Германию и другие страны, изнывающие под игом тиранов и ждущие избавления…» и т.д. и т.п. Как известно, дождались они этого «избавления» от Наполеона, при котором, кстати, статуя Людовика XIII была высечена из мрамора по старым эскизам и установлена на том же месте. Уже в XX веке она была отправлена в музей, чтобы уберечь её от выветривания, и заменена цементной копией.

В квадратном, вписанном в площадь сквере, так и стоит теперь эта копия конной статуи Людовика XIII, короля известного нам по «Трём мушкетёрам» Дюма. Его именем назван и сквер. Хотя существованием своим площадь обязана вовсе не этому королю, ничего в своей жизни не построившему…

Франция помнит, что в отличие от Людовика XIII, умевшего по словам современника «только махать шпагой да вяло ругаться с кардиналом», отец этого «никчёмного короля», Генрих IV «на троне вечный был работник», который своими всесторонними талантами и редкостной работоспособностью может напомнить нам о Петре Первом.

Ансамбль площади был закончен только в 1612 году, два года спустя после смерти Веселого короля, ко дню бракосочетания его сына Людовика XIII (второго короля династии Бурбонов) с Анной Австрийской. Впрочем, свадеб было две: Людовика с Анной и его сестры, Елизаветы Французской, которая выходила за наследника испанского престола (будущего Филиппа IV). В числе почётных гостей присутствовало всё семейство Гизов ( некогда «вдохновителей и организаторов» Варфоломеевской ночи), «фиктивная вдова» Генриха IV королева Марго, герцог Неверский и, разумеется, кардинал Ришелье во главе пока ещё немногочисленного королевского двора: покойный Генрих IV не держал много министров и придворных.

Вместо турнира на этот раз на площади перед 10 тысячами зрителей танцевали кадриль на лошадях – во главе этого редкостного балета были Шарль де Гиз и маршал Бассомпьер. А с наступлением вечера отсюда по улицам Парижа отправился кортеж, состоявший из 1300 всадников, 160 трубачей, и ещё 80 оркестрантов на 17 телегах. Экономность прежнего царствования мгновенно сменилась пышностью нового.

Но всё-таки юный король подтвердил указ своего отца: ни один особняк на площади не должен был никогда быть разделённым между наследниками владельца, а переходить от отца к старшему сыну цельным и не перестроенным. Возможно, поэтому ансамбль площади дожил до наших дней не изменённым, если не считать трёх или четырёх балконных решёток, заменённых в разные времена.

Площадь, как уже говорилось, выглядит сегодня, после реставрации, так же, как в начале XVII в., когда в одном из домов по западной стороне её (в д. 21) жил кардинал Ришелье, а мушкетёры короля, не боясь и не стесняясь, что Его Преосвященство, неровен час, выглянет в окно, задирали гвардейцев кардинала, болтавшихся от нечего делать по площади, зевая от жары и скуки.

А не мешало бы им помнить, что именно здесь весьма печально кончилась одна дуэль, случившаяся вскоре после подписания кардиналом указа о запрещении поединков: герцог Монморанси схватился с дворянином Бенвероном, победил его и был обезглавлен по приказу Ришелье.

И в наши дни, наверное, никого бы не удивило, если бы под гулкими крестовыми сводами четырёх бесконечных галерей, образованных аркадами, звон вилок и ножей из ресторанчиков, выставивших столы наружу, перелился бы в бряцание шпаг и шпор, а издалека вдоль галереи к вам направились бы, стуча ботфортами, мушкетёры или кардинальские гвардейцы… Впечатление, что XVII век поселился тут на редкость прочно, усиливается несколькими антикварными лавками, в витринах которых, среди всякой всячины, красуются порой старинные шляпы, шпаги, шпоры. Кто бы ни жил тут за прошедшие три с половиной столетья, площадь все равно остаётся в своём времени. И ни в каком ином…

По соседству с кардиналом Ришелье на площади в доме № 6 жила знаменитая певица и куртизанка Марион Делорм – вечная соперница «королевской подружки» Нинон де Ланкло, которая была на 10 лет младше её. Марион рассказала в своих мемуарах, что, придя впервые (для конспирации в мужской одежде) к не менее знаменитому кардиналу премьер-министру, она была весьма осчастливлена им: Марион «высоко оценила мужские достоинства святого отца». Особенно его… «бороду клинышком», которая, по её словам, «дала доныне не испытанные ощущения, как, впрочем, и его жёсткие волосы, спадавшие ниже ушей»…

Видимо, Его Преосвященство действительно пришелся по вкусу этой даме, уж ей-то было с кем сравнить его: в том же году среди её более или менее постоянных поклонников числились одновременно пятидесятилетний герцог де Бриссак, девятнадцатилетний шевалье де Граммон, её тайный муж Сен-Мар, казнённый позднее как заговорщик, а также принц Конде и несовершеннолетний внук адмирала Колиньи…

Фото Елены Кассель.

Когда кардинал переслал ей через слугу 100 пистолей, она бросила их в Сену, ибо денег никогда со своих любовников не брала, а только «тряпочки» да серебряные «игрушки», т.е. чаши или кубки… И это должен был знать всякий! Несмотря на этот инцидент, Марион Делорм и позднее посещала Его Преосвященство довольно часто…

Ритм жизни этой площади остается ближе к XVII столетию, хотя, казалось бы, одно имя великого Виктора Гюго, жившего здесь с 1832 по 1848 год, должно было бы оставить тут печать и XIX века.

Фото Елены Кассель.

В доме, где Гюго с семьёй занимал второй этаж, с 1903 года размещён мемориальный музей писателя. Тут были написаны «Марион Делорм», «Лукреция Борджиа», «Мария Тюдор», «Анджело», «Рюи Блаз» («Опасное сходство») и множество стихов. Переехал Гюго из этого, весьма уже не престижного в его времена, места, только после избрания в Академию и совпавшего с этим событием избрания депутатом Конституционной Ассамблеи во время революции 1848 г.

Одновременно с Гюго жил в соседнем доме поэт Теофиль Готье, автор и поныне знаменитого романа «Капитан Фракасс», а после него, в той же квартире – Альфонс Доде. Этажом выше жила знаменитая трагическая актриса Рашель. («Негодующая Федра» в стих. О.Мандельштама.)

Площадь называлась Королевской со времён мушкетёров и до 1792 года, затем на один год стала площадью Федератов, затем ещё на один год – площадью Единства (якобинское название), при Директории – снова Федератов, а 7 марта 1800 года Наполеон переименовал её в Вогезскую, в честь департамента, первым заплатившего в казну военный налог (!!!). В 1814 г., после реставрации Бурбонов, площадь снова стала Королевской, в 1831 опять Вогезской, в 1852 Королевской, и в 1870 опять Вогезской, каковой пока и остаётся.

И только бедному Генриху Четвертому на площади, которую он построил, так ничего и не досталось: даже лошадь и ту отобрали! Но зато в свои бурные, хотя не столь уж долгие годы, как сказано в песенке, перевдённой русским драматургом Александром Гладковым, «победами увенчан, он жил счастливей всех!»

Крайний справа - дом кардинала Ришелье.Фото Елены Кассель.

bolvan.ph.utexas.edu

Площадь Вогезов в Париже — подробная информация с фото

Площадь Вогезов (Place des Vosges)

Площадь Вогезов — старейшая идеально спланированная площадь в центре Парижа. Она стала первым образцом планомерного развития города. В 1559 году Генрих II был убит во время рыцарского турнира вблизи Отеля де Турнель, который располагался на северной стороне нынешней площади. Его вдова, Екатерина Медичи, повелела снести дворец, и огромная площадь стала местом, где продавали лошадей. В 1605 году Генрих IV приказал устроить здесь площадь в честь бракосочетания Людовика XIII. Были возведены 36 особняков из розового кирпича и камня с аркадами, окружившие площадь кольцом. Дома построены в соответствии с проектом - ширина и высота фасадов была одинаковой, а высота крыш не превышала половины высоты фасада.

Генрих IV назвал площадь Королевской, вскоре здесь поселилось немало аристократических семейств. В 1800 году площадь была переименована в площадь Вогезов, когда одноименный административный департамент первым начал платить налоги Наполеону. В XIX - начале XX века район пришел в упадок, однако сегодня на площади Вогезов по-прежнему немало шикарных магазинов и ресторанов. В домах вокруг площади жило много знаменитых людей: кардинал Ришелье, Блез Паскаль, мадам де Совиньи - это лишь несколько имен. Одним из наиболее именитых обитателей района был Виктор Гюго - он жил на втором этаже в доме номер 6, где написал большую часть романа «Отверженные». Ныне здесь открыт его музей, и это единственный из чудесных домов, открытый для посещения.

Поделиться:

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Смотрите также: Фото Боденского озера, Города Гондураса, Канада, Гватемала, Пхаяу, Остров Тенерифе, Лестница Королевы

wikiway.com

Площадь Вогезов – самая старинная в Париже.

Много веков назад на этом месте, находились болота, подаренные Людовиком IХ ордену Тамплиеров. В последствии, в ХIII веке,  эти земли были осушены и застроены, а квартал получил название «Мааре», в переводе «болото».

Слишком процветали Тамплиеры, чем вызвали зависть короля.  В ХIV веке монарх вместе со своим двором сам решил занять эти места. Со временем, члены королевской семьи стали владеть многими особняками в этом квартале. Одним из таких дворцов был Турнельский, первыми жителями которого, были английские завоеватели.

После окончания Столетней войны во дворце поселились Екатерина Медичи со своим мужем, Генрихом II. В 1559 году во время рыцарского поединка, участнику турнира Генриху II  был нанесён смертельный удар копьём.  «Именно этот удар копья образовал площадь Вогезов»,-  так писал несколько веков спустя Виктор Гюго. Екатерина Медичи переехала в Лувр, по её приказу, ненавистный дворец был разрушен, а на месте шикарного замка с садом, был открыт рынок коней, где с утра и до глубокой ночи слышался топот и лошадиное ржание.

После завоевания Парижа Генрихом IV, король верный своему городу, на месте Турнельского дворца решил разбить Королевскую площадь (так она называлась до 1799 года) и заказал архитектору Клеману Метезо построить её для торжественных мероприятий с элегантными особняками для придворных. Но Генриху не суждено было увидеть своё «детище», он был убит фанатиком католиком  Равальяком.  В 1610 году к власти пришёл король Людовик XIII, а спустя два года было пышное открытие площади в честь помолвки Людовика XIII с Анной Австрийской.

Площадь Вогезов (Place des Vosges)  представляет собой прямоугольник со всех сторон закрытый однотипными   зданиями. Вообще, считается, что это самая замкнутая площадь в Париже, с единственной улицей, проходящей сквозь неё. Всего тридцать шесть домов окружают площадь, похожих друг на друга как «две капли воды», выделяются лишь два здания: дворец Короля и Королевы.

Новым для Парижа был цвет зданий, постройки были выложены красным кирпичом и белым камнем. Каждое здание стоит на четырёх арках, поэтому можно обойти весь плац по периметру, не выходя из них, скрываясь в знойные дни от солнца, а в непогоду от дождя. Первые этажи облюбовали владельцы картинных галерей, антикварных и книжных магазинов, ресторанов, чайных салонов, а ведь ещё недавно здесь были старинные торговые лавочки.

Жители Парижа сразу прониклись любовью к площади Вогезов и желанием многих из них, было поселиться в этих домах.  Невозможно описать все события и всех участников этих событий, происходивших здесь, но главные из них достойны внимания.

Особняк номер 21 приобрёл кардинал Ришелье, покорённый необычностью архитектуры, но так и не живший в нём. Ришелье был первым министром и регентом при несовершеннолетнем короле Людовике XIII, безвольном и слабохарактерным, в сущности, кардинал правил страной тридцать лет. В 1639 году из переплавленного бронзового памятника Генриху IV простоявшему на площади более 30 лет, Ришелье приказал установить конную статую Людовика XIII, но и она была переплавлена на пушку, по приказу Робеспьера.

Только Наполеон восстановил статую Людовику — Справедливому, высеченную теперь из мрамора. В XX веке она была отправлена в музей, а взамен сделана цементная копия статуи Людовика XIII. Король, известный читателям по знаменитому роману Александра Дюма «Три мушкетёра» и вошедший в историю, как «только умеющий махать шпагой и флегматично спорить с кардиналом» теперь стоит в сквере, названным его именем.

В 1800 году Наполеон дал этому месту новое название – площадь Вогезов, в честь провинции, которая первой сдала налоги в казну. Теперь это было центр интеллектуальной жизни в Париже, здесь обосновался Виктор Гюго, живший на втором этаже одного из особняков с 1832 по 1848 годы, где были  написаны: «Анжело», «Морион Делом», «Мария Тюдор», «Опасное сходство», «Лукреция Борджиа», а также целый ряд других произведений. В 1903 году здесь был открыт музей Виктора Гюго. В соседнем доме жил поэт Теофиль Готье, а позже Альфонс Доде.

Это место прославилась своими дуэлями, потрясающе описанными в романе А.Дюма «Графиня Де Монсоро». Ришелье, встревоженный большим количеством  глупых убийств, издал указ о запрете дуэлей. Но действие это не возымело, тогда по приказу Ришелье, победивший в  дуэли Монморанси, был обезглавлен на глазах у многочисленной публики, в назидание другим.

Площадь Вогезов является самым тихим и единственным местом в квартале Мааре не изменившимся со временем. Не так давно все здания были реставрированы и очищены от множества слоёв старой краски, площадь приобрела свойственный ей вид, начала семнадцатого века —  века Великого, как говорят историки Франции.Адрес: Place des VosgesПросмотреть увеличенную карту

Будем благодарны, если Вы оцените эту статью!

parisweb.ru