Франция, Париж: Парижские катакомбы - темная сторона французской столицы. Под парижем


Город мёртвых (2014) » The-Cinema.club – лучший кинотеатр для просмотра онлайн-фильмов бесплатно.

В подборке: Призраки и привидения,Выживание

Информация о фильме:Жанр: ужасы, триллер, детективСтрана: СШАГод выпуска: 2014Режиссер: Джон Эрик ДаудлПродолжительность: 93 мин.Перевод: Полный дубляж [Чистый звук] [ Лицензия! ]В ролях: Пердита Викс, Бен Фельдман, Эдвин Ходж, Франсуа Сивиль, Мэрион Ламберт, Али Мархьяр, Косме Кастро, Хамид Джавадан, Тео Чолби, Эми ЛевиОписание фильма: Париж это город любви и дорогих духов. Брендовые бутики, вкуснейшая еда, множество архитектурных и культурных памятников, туристы и достопримечательности. Но, все это лишь та картинка, которая видна на поверхности. На самом деле, Париж скрывает страшные тайны, о которых знают лишь избранные. Молодая студентка Скарлетт, приезжает в город, что бы разобраться в недостающих кусочках истории. Она и ее команда, решают изучить Париж изнутри. Под землей, в парижских катакомбах, в величайшем в мире склепе 1795 года, прячутся настоящие владыки нашего мира. Это огромная могила стала домом 6 миллионам людей, и кто знает, что там происходит. Во время изучений древних захоронений, команда сталкивается с адскими силами, которые приводят каждого лицом к лицу со своими кошмарами жизни. Как выбраться ребятам из проклятых подвалов, ведь они, на самом деле олицетворяют ад. @ the-cinema.club

Оценки зрителей: Также советуем к онлайн просмотру:

8.0

Занимательность:

7.6

Игра актеров: Зарегистрируйтесь, если не хотите видеть этот баннер!

Смотреть Париж: Город мёртвых онлайн:

Запомнить время

x

Или:

  Скачать торрент "Париж: Город мёртвых" бесплатно:

Торрент №1

Торрент №2 | BDRip 1080p

Качество: BDRip-AVC (Что такое BDRip или DVDRip?)Видео: x.264, 1056x572 (1,85:1), 23,976 fps, 2464 kbps, 0.170 bit/pixelАудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 3/2 (L,C,R,l,r) + LFE ch, 448.00 kbps | RUSРазмер: 2.18 GBПеревод: Профессиональный (полное дублирование) [лицензия BD CEE] Качество: BDRip 1080p (Что такое BDRip или DVDRip?)Видео: 1920x1040 (16:9), 10020 Кбит/сек, 23,976 кадр/сек, 0,209 Бит/[Пиксели*Кадры]Аудио: Аудио №1: русский / AC3 / 5.1 / 48 kHz / 640 kbps / 16 bitРазмер: 7.76 ГБПеревод: Проф. (полное дублирование)

Ещё никто не оставил рецензию.

ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

the-cinema.club

Катакомбы Парижа – мрачное чрево города

Катакомбы Парижа — это обширная сеть рукотворных тоннелей под Парижем, с останками миллионов парижан. Катакомбы образовались в результате добычи известняка, а кости сюда принесли с городских кладбищ, когда те стали переполняться. Здесь лежат останки Максимилиана Робеспьера — французского революционера. Парижские катакомбы, это одна из самых необычных мировых достопримечательностей.

Как попасть в самую противоречивую достопримечательность Парижа, читайте ниже.

При первой попытке посетить катакомбы Парижа оказалось, что вход в них открыт только до 16:00 и мы уже опоздали. Второй раз мы решили не стоять в очереди, которая почти замкнулась в кольцо вокруг сквера Клода-Николя Леду. На третий раз мы пришли пораньше, думали, что народу не будет, но фокус не удался. Очередь была на прежнем месте. Пришлось стоять. Место необычное и попасть туда очень хотелось. В итоге под землю мы спустились через два с половиной часа.

 Статья отредактирована 10.12.2017

История парижских Катакомб

Как появились сами тоннели?

Первые подземные разработки начались в 12-13 веках, на территории современного Люксембургского сада. Париж рос, дворцы и новые соборы требовали большое количество известняка. Его как раз и добывали в этих подземельях. В частности, из этого камня построен Собор Парижской Богоматери. С увеличением Парижа росли и катакомбы. К 17 веку подземелья оказались в черте города, и некоторые дома буквально висели над тоннелями. Кое-где случались обвалы.

В 1777 году, по приказу Короля Франции Людовика XVI, была создана Генеральная инспекция каменоломен, которая, кстати, существует и по сей день. Она следит за состоянием подземелий уже более двухсот лет.

С появлением инспекции начались масштабные работы по укреплению каменоломен.

Для предотвращения обвалов опасные тоннели заполняют бетоном. Этот способ прост и надежен. Благодаря бетонированию городские улицы перестали проваливаться, но с другой стороны часть катакомб исчезла. В частности, полностью утрачены гипсовые разработки на севере Парижа.

Склеп

Откуда в катакомбах кости?

Одновременно с обширной сетью подземелий, в Париже назревала другая проблема — переполнение городских кладбищ. По христианской традиции умерших следовало хоронить на землях, принадлежавших церкви. Эту традицию всячески поддерживали представители духовенства, получая прибыль за ритуальные услуги.

Самое известное парижское кладбище «Невинных» принимало в свои земли усопших почти со всего города. Туда же хоронили жертв эпидемии бубонной чумы и Варфоломеевской ночи.

A la mort on laisse tout — Смерть забирает всё

Книга Экклезиаста

В результате, к 1763 году, когда вышел запрет на захоронения в черте города, на кладбище было захоронено около двух миллионов человек. И это на площади в 7000 кв. м. — всего лишь квадрат 84Х84 метра. Тела в могилы складывали в несколько уровней друг над другом. Так как площадь была ограничена, а расти кладбищу куда-то надо было, оно росло вверх. Уровень земли на кладбище поднялся на два метра над городскими улицами, а слой трупов в некоторых местах доходил до десяти метров. Понятно, что это способствовало ухудшению санитарной обстановки в городе. А каково было жителям ближайших домов.

Точки кипения ситуация достигла в 1780 году, когда гниющая масса тел из склепа в стене кладбища вывалилась. Жители этого не стерпели — по их требованию кладбище закрыли. В настоящее время от него ничего не осталось. В современном Париже, на месте кладбища «Невинных» устроен небольшой сквер с фонтаном.

В 1785 году начались работы по переносу останков с кладбища «Невинных» в бывшие каменоломни, которые продолжались 15 месяцев. Кости чистили, дезинфицировали и спускали под землю. Часто просто сбрасывая их в шахту. После очистки кладбища Невинных кости собирали и с других мест.

Сейчас в том месте, где лежат останки с кладбища Невинных установлена табличка с соответствующей надписью.

В результате, в настоящее время в парижских подземельях находятся останки шести миллионов человек. При этом в современном Париже проживает примерно 2,2 миллиона жителей. Некоторым костям в склепе уже более тысячи лет.

На старых фотографиях работы по обустройству парижских катакомб:

Самостоятельная экскурсия по катакомбам

Возвращаемся в наши дни. От кассы в сторону уходит коридор из которого винтовая лестница ведет на 20 метров под землю. Спускаясь вниз заметно холодает. Круглый год в подземельях сохраняется постоянная температура +14 градусов. Воздух очень влажный. Куртки пришлось надевать сразу как спустились, хорошо хоть взять их догадались. Дальше идем по длинному узкому коридору, который периодически куда-то поворачивает, соединяется с другими коридорами. На стенах написаны названия улиц под которыми проходит тоннель. Сейчас в катакомбах Парижа заблудиться не возможно, все лишние проходы перегорожены, но до того как из них сделали музей такие случаи бывали. Пройдя несколько небольших залов, коридор выводит ко входу в склеп, где начинаются длинные галереи заполненные останками жителей Парижа.

Вход в склеп обрамлен двумя колоннами черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Балка поддерживающая потолок между колоннами содержит надпись:

Arrête, c’est ici l’empire de la mort

Остановись! Здесь царство Смерти. В склепе установлено множество табличек с надписями, отражающими хрупкость человеческой жизни.

Ряд костей, который обращен к проходу, аккуратно уложен и образует стену общей протяженностью 780 метров и высотой почти до потолка подземелий. Поначалу, кости просто бросали в кучу. В 1810 году Генеральная инспекция Катакомб оформила останки в виде стены из аккуратно уложенных берцовых костей. Эта стена обращена к туристам. Местами её даже украсили узорами из черепов. Остальные кости по-прежнему свалены в кучу позади.

На поверхности земли, мы не замечаем того, насколько всему живому необходим свет. Но здесь, единственные источники света это небольшие прожекторы. В их лучах появляется жизнь. Мох на стенах тоннелей растёт точно в форме луча света от прожектора.

На выходе из катакомб досматривают сумки, что бы ни кто не прихватил с собой «сувенир» на память. Когда выходишь на свет, появляется мысль: «Где я?». Перед глазами стена какого-то здания, солнце слепит глаза и непонятно в какую сторону идти. Там рядом есть магазин с сувенирами, но он бестолковый, можно купить мультяшный пластмассовый череп.

Во время Второй Мировой Войны в катакомбах, в паре километров друг от друга, одновременно находились секретный бункер фашистов и штаб французского сопротивления.

Экскурсия с гидом (по-русски)

Приключения в парижских катакомбах

Побывать в царстве мёртвых можно в сопровождении гида. На экскурсии вы узнаете историю этих мест начиная с глубокой древности, когда нынешний Париж был дном моря. Доказательства этого вам покажет гид. Вы услышите интересные истории и легенды о катакомбах.

Стоимость экскурсии 144€.

  • Продолжительность 2 часа
  • Количество человек не ограничено
  • Можно с детьми

Как попасть в катакомбы

Вход в Парижские катакомбы находится в 14-м округе Парижа на площади Denfert-Rochereau со стороны проспекта Женераль Леклерк. Касса там же у входа. Если не ориентируетесь в парижских районах — читайте нашу статью Районы Парижа. Где лучше жить туристу. Узнаете, где там лучше поселиться, чтобы удобней было осматривать город.

Чтобы быть в курсе новостей, присоединяйтесь к нашей группе:

На метро к катакомбам (линии 4 и 6) или RER (линия В) ехать до станции Denfert-Rochereau.

На автобусах по маршрутам 38 и 68.

Вход в катакомбы

Вход в катакомбы на карте

Часы работы

Катакомбы открыты ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме понедельника и праздничных дней.

Купить билеты можно до 16:00.

Цена билета 12€ (в 2016 году).

Сайт парижских подземелий: www.catacombes.paris.fr

Условия в Катакомбах

Персонал, обслуживающий Катакомбы следит за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно.

Протяженность тоннеля 2 км, прохождение которых занимает примерно 45 минут времени.

В тоннелях нет туалетов, гардеробов, лифтов и прочих удобств, включая сотовую связь.

Чтобы спуститься в Катакомбы нужно пройти по узкой винтовой лестнице 130 ступеней и еще 83 ступени, чтобы подняться обратно на поверхность.

В тоннелях постоянная температура 14°C и высокая влажность – не забудьте одеться потеплее.

Катакомбы не стоит посещать людям с проблемами с дыханием или сердцем, а также детям и впечатлительным личностям.

В катакомбы не допускаются люди с ограниченной подвижностью и дети младше 14 лет без сопровождения взрослых.

Фото и видеосъемка

В Катакомбах Парижа разрешается фотосъемка для личных целей, без использования вспышки и штатива.

Легенды парижских катакомб

Теперь поговорим о легендах. Специально сделал эту тему в самом низу, чтобы не отпугнуть впечатлительных читателей. Такое место как Катакомбы Парижа не может не обрастать легендами. Оно привлекает толпы поклонников черной магии, сатанизма и прочей нечисти.  Кроме них есть диггеры и катафилы — любители парижских катакомб. Все они находят собственные пути под землю и изучают тоннели, не предназначенные для туристов. Для массового посещения открыта только малая часть целого подземного мира — тёмного, запутанного и опасного. Тоннели ветвятся, света нет, сыро, холодно, кругом человеческие кости — представили обстановочку? И входы в этот мир есть не только через кассы и обустроенную экспозицию, а через канализационные коллекторы и тоннели метро.

Истории пропавших

Рассказов о пропавших в катакомбах людях накопилось множество за годы их существования. Многие из них пересказаны уже столько раз, что понять, что правда а что нет уже не возможно, да и звучат они уже больше как сказки. Поэтому мы нашли легенду, в которой есть ядро здравомыслия.

Однажды в одном из тоннелей нашли видеокамеру. На записи было видно, как человек осматривает катакомбы. В какой-то момент он начинает идти быстрее, потом ещё быстрее. Слышно тяжелое дыхание. Потом он побежал и уронил камеру. В кадре видно его ноги — он убегает дальше по тоннелю. Что случилось — никто не знает. Его так и не нашли. Может он просто выбрался и пошел домой, а может и нет —  потерялся в бесконечной сети тоннелей, как многие до него.

Видео с этой камеры попало в руки группы энтузиастов, которые попробовали пройти по следам того человека. Они сделали свой фильм. К сожалению, только на английском, но речь разборчивая — понять можно.

Кино конечно сделано так, что нагоняет жуть на человеческий разум. Ролик, снятый той камерой, показан в самом начале первой части. Что случилось с его автором? Я не знаю — скорее всего он просто запаниковал и не смог справиться с эмоциями. В таком месте паника может привести к печальным последствиям.

Интересный факт. В одном из подземных коридоров (не доступных туристам) сохранилась надпись сделанная в 1854 году. Это фамилии полицейских, которые искали здесь контрабандистов

Парижские катакомбы в кино

Катакомбы Парижа не раз становились декорацией для разных фильмов: профессиональных и любительских, документальных и художественных. Фильмы о катакомбах снимают до сих пор, они часто появляются в сети. Много любительских фильмов на разных языках вы легко можете найти и посмотреть онлайн.

Наиболее известные художественные фильмы это Катакомбы (2006 года) и Париж: Город мёртвых (2014 года). Оба ужастики, из них вы вряд ли узнаете что-то полезное о катакомбах. Например, фильм Париж: Город мёртвых это некая смесь: сюжет от фильма Сокровища нации снятый от первого лица на манер Ведьмы из Блэр. Всё немного сумбурное. Герои фильма упоминают Николя Фламеля — французского алхимика, которому якобы удалось получить философский камень. Его-то они и отправляются искать в подземельях. Но это всё сказка, интересно другое. Дом, где жил и работал Николя Фламель дошёл до наших дней — построенный в 1407 году — это самый старый дом в Париже.

Дом Николя Фламеля расположен в 3-м округе Парижа, по адресу 51, rue Montmorency (улица Монмаранси 51). Ближайшая станция метро Rambuteau. Здание не представляет из себя ничего выдающюегося, и к катакомбам не имеет ни какого отношения, кроме упоминания в фильме.

Несмотря на необычность этой достопримечательности, Катакомбы Парижа — это неотъемлемая часть истории города и французского народа. Для расширения кругозора здесь стоит побывать и увидеть всё своими глазами. Тем более для туристов всё благоустроено. Удачных вам путешествий!

dorogi-ne-dorogi.ru

описание, история и отзывы посетителей

Большинство людей считает, что самый романтичный и поэтичный европейский город – Париж. Катакомбы – не самая известная и популярная его достопримечательность, а всего лишь небольшая часть огромных многоуровневых подземелий, протянувшихся более чем на 300 километров под ним.

История появления

В античные времена на месте современной столицы Франции располагалось римское поселение – Лютеция. Для возведения терм, спортивных арен и создания скульптур, которые и сегодня можно увидеть в Латинском квартале и на острове Сите, стали добывать местный известняк и гипс, и именно тогда появились первые каменоломни. Со временем римская Лютеция превратилась во французский Париж, для постоянного растущего города требовалось все больше строительных материалов. Каменоломни не только расширялись, но и углублялись. В XII веке одним из приоритетных направлений французского экономического развития стала добыча известняка и гипса. К XV столетию каменоломни стали уже двухуровневыми, а рядом с выходами устраивали особые, оснащенные лебедками, колодцы для поднятия на поверхность огромных каменных блоков. К XVII веку сеть подземных тоннелей и шахт располагалась под всеми парижскими улицами. Практически весь город «завис» над рукотворно созданными пустотами.

Проблема и решение

В XVIII веке появилась угроза обрушения и ухода под землю многих парижских улиц. А после того как в 1774 году случилась трагедия – в 30 метровую яму провалилась часть улицы д'Анфер со зданиями, людьми и повозками – приказом короля Франции Людовика XVI была создана специальная организация - Генеральная инспекция каменоломен, существующая и работающая сегодня. Ее сотрудники отвечают за состояние, в котором находятся катакомбы под Парижем, укрепляют и ремонтируют подземные тоннели. Несмотря на все предпринятые меры, опасность разрушения сохраняется, так как подземные воды подмывают укрепления и основания пещер.

Современная история

Практичные французы использовали подземелья для выращивания грибов, хранения вин и прочих продуктов. Во время Второй мировой войны, когда немецкие войска оккупировали Париж, подземные катакомбы стали использоваться как борцами французского Сопротивления, так и фашистами. В середине прошлого столетия свободный доступ к подземным тоннелям запрещен, но катафилы – любители подземной парижской жизни – и сегодня находят возможность попасть в катакомбы, где проводят вечеринки, пишут картины и создают другие художественные объекты.

Официально разрешенный и открытый для всех подземный уровень Парижа – метрополитен и огромный четырехэтажный универмаг "Форум", расположенный под сквером, где раньше находился описанный Эмилем Золя рынок – "чрево Парижа".

Парижская подземка

Метро французской столицы одно из старейших в мире – ему уже более ста лет. Его пути переплетаются с линиями электричек, а в состав входят более 14 линий и 400 станций среднего и мелкого залегания, соединенных извилистыми переходами, сооруженных на месте старинных парижских катакомб. Парижское метро отличается от всех остальных приятным благоуханием. Полы вестибюлей ежемесячно покрывают специальным воском с запахом леса и луга.

Как в них попасть?

Большинство туристов с удовольствием пользуются парижским метро и посещают подземный гигантский магазин "Форум", но далеко не каждый путешествующий по Франции стремится попасть в древние катакомбы Парижа. Экскурсия в подземный мир французской столицы — это мероприятие, как говорится, «на любителя». Тем не менее попасть в них можно через специальный павильон, бывшее здание таможни, расположенный неподалеку от станции метро Denfert-Rochereau (Данфер-Рошро). Для посещения туристами открыто около 2,5 километра подземных туннелей и пещер. На территории некоторых мест законом запрещено находиться, а специальные полицейские бригады, патрулирующие в катакомбах, следят за его соблюдением.

Оссуарий

Расположен французский подземный некрополь под такими современными парижскими улицами, как Алле, Даре, д’Аламбер и авеню Рене-Коти, и большинство из тех, кто прогуливается по ним, даже не подозревают о том, что под ними находится. Свою мрачную особенность имеют катакомбы Парижа. История Оссуария, или проще говоря, подземного кладбища, началась в 1780 году, после того как городской парламент запретил захоронения в черте города. Останки более двух миллионов людей, упокоенных ранее на крупнейшем парижском кладбище Невинных, были вывезены, продезинфицированы, обработаны и уложены на глубину более 17 метров в заброшенных каменоломнях Томб-Исуар. Так был очищен от захоронений Париж. Катакомбы стали местом упокоения более шести миллионов человек. В 1876 году был основан парижский Оссуарий, состоящий из круговых галерей общей протяженностью почти в 800 метров. Свой современный вид парижские катакомбы приобрели в начале XIX века: ровные коридоры, заполненные черепами и костями. Самым ранним захоронениям, относящимся к эпохе Меровингов, более 1000 лет, а самые поздние были проведены во времена Французской революции.

Что там?

Попав в Париж, катакомбы и Оссуарий стоит посетить для того, чтобы на «контрасте» смерти и жизни оценить красоту и романтизм французской столицы. Для того чтобы попасть в некрополь, придется спуститься по 130 металлическим ступенькам узкой винтовой лестницы. Тем, кто страдает клаустрофобией, хроническими сердечными, нервными и легочными заболеваниями, лучше не отправляться на подобную экскурсию, чтобы не навредить собственному здоровью.

Кроме человеческих останков, уложенных в стену, на глубине почти в 20 метров можно увидеть установленный в шахте для подачи свежего воздуха алтарь, барельефы, памятники и скульптуры, украшавшие захоронения прошлых столетий. Практически каждый сектор обозначен каменным надгробием, на котором указана дата перезахоронения останков, а также от какой церкви и кладбища они были перевезены. В одной из галерей можно увидеть колодец, ранее использовавшийся для добычи известняка, из которого был построен Париж. Катакомбы, вернее, потолки и стены этих подземных галерей, «декорированы» плотно пригнанными друг к другу костями и черепами умерших. В этом Городе Тьмы, как сами французы называют этот некрополь, покоятся останки таких известных в свое время людей, как Блез Паскаль и Фуке, Марат и Лавуазье, Робеспьер и Шарль Перро, Рабле и Дантон.

Отзывы туристов

Сегодня путешественники, желающие посетить катакомбы (Париж, Франция) могут прогуляться только по исторической части и не заходить в секторы, где расположены захоронения. Вырубленные под землей тоннели не производят какого-то особого впечатления – слабоосвещенные коридоры и кое-где встречающиеся таблички с указанием названий улиц, расположенных сверху. А вот Оссуарий, место хранения костей, поражает большинство людей не столько количеством останков, сколько различными узорами и фигурно выложенными черепами, кладками в виде «домика», «бочки» или храма. Несмотря на предупреждающую надпись при входе: «Остановись! Здесь царство смерти!», особого ужаса никто не испытывает, а бывалые туристы говорят о том, что палермские катакомбы капуцинов производят более гнетущее впечатление. Даже такое огромное количество отдельных черепов и костей не так ошеломляют, как сохранившиеся итальянские мумии. Несмотря на строжайший запрет даже прикасаться к ним, туристы из разных стран берут в руки и делают селфи с останками.

fb.ru

Секретные места Парижа, которые вы не найдёте в типичном путеводителе

1. Парк Променад Планте

Приглашаем вас в сады Променад Планте! Настоящее царство зелени раскинулось от площади Бастилии до кольцевой автодороги Периферик, Парижской окружной дороги. Это оригинальный парк, протяженностью 4,7 км, построенный на месте заброшенного железнодорожного полотна в 1993 году. По легенде этот зелёный бульвар был сооружён по вдохновению мифом о садах Семирамиды.

Одна половина парка представляет собой наземную пешеходную аллею. Другая, так называемая «галерея искусств», располагается на виадуке (сооружении мостового типа, расположенное на пересечении дороги с глубоким оврагом). Здесь можно увидеть как захватывающие панорамные виды, так и закрытые пространства, которые окружены высокими зданиями, старинными и новыми жилыми.

Адрес: 290 Avenue DaumesnilСайт: www.promenade-plantee.org

2. Чудотворные медальоны

Неподалеку от Лувра, в доме №140 по улице Дю Бак (Рю Дю Бак) располагается святилище с капеллой чудотворного медальона. На этом месте 19 июля, а затем и 27 ноября 1830 года Святая Дева явилась Екатерине Лабуре, молодой послушнице Дочерей христианской любви св. Викентия де Поль, поручив ей изготовление так называемого «чудесного» медальона с изображением Богородицы. Через несколько лет в Париже разразилась страшная эпидемия холеры, и тогда сёстры конгрегации «Дочери Милосердия» изготовили первые 2000 медальонов.

Уже почти два столетия этот медальон вселяет надежду в терпящих бедствия и невзгоды, одаряет мир своими милостями и чудесами.С улицы эту часовню особо не видно: нужно войти во двор, и там уже будет в неё вход. Кстати, здесь и хранятся нетленные мощи той святой Екатерины. Пакетик с медальончиками обойдется недорого: всего около 5 евро за штук 7.

Адрес: 140 Rue du BacСайт: filles-de-la-charite.org

3. Большая Арка в современном квартале Дефанс

Дефа́нс (La Défense) — это суперсовременный квартал в ближнем пригороде Парижа, который считается самым большим деловым центром Европы и даже получил прозвище «парижский Манхэттен». Длина пешеходной зоны здесь составляет 1,2 км, а ширина — 250 м. Автодороги, наряду с железной дорогой и метро, спрятаны в подземных туннелях.

Большая Арка Дефанс (La Grande Arche de la Défense) — это современный вариант известнейшей Триумфальной арки — представляет собой куб правильной формы с проходом внутри. Под ней располагаются станции RER (пригородного экспресс-метро) и метро. Боковые «колонны» занимают правительственные и коммерческие офисы. На верхних этажах работает Музей информатики, ресторан и смотровая площадка с великолепным видом на город и «историческую ось» Парижа, протянувшуюся от Большой Арки Дефанс до Лувра.

На официальном сайте можно загрузить и распечатать купон, предоставляющий скидку в 1.50 евро на взрослый билет.

Адрес: 1 Parvis de la DefenseСайт: www.grandearche.com

4. Музей Эдит Пиаф

Эдит Пиаф — не просто великая певица, она — настоящее воплощение духа Франции. Дом-музей Эдит-Пиаф — это две комнаты небольшой квартирки, расположенной в жилом доме на правом берегу Сены, которые до предела наполнены реликвиями, связанными с разными этапами жизни знаменитой певицы: афиши, диски, портреты, аксессуары и даже знаменитое черное платье.

Можно сказать, что музей довольно-таки интимный. Он бесплатный, хоть и частный, поэтому попасть в него можно только по предварительной записи. Владелец музея — верный поклонник певицы Бернар Маршуа. Еще в далеком 1958 году шестнадцатилетним подростком он познакомился с Эдит Пиаф и до самой смерти певицы стал ее верным помощником, помогая во всех делах и участвуя во многих событиях ее жизни.

Адрес: 5 Rue Crespin du GastО музее: www.parisinfo.com

5. Кабаре “Aux Trois Mailletz”

Это веселое кабаре с богатой историей. В своё время здесь выступали такие легендарные звезды, как Элла Фитцджеральд, Билли Холидей и Лил Армстронг.

Кабаре “Aux Trois Mailletz” — это живая музыка и доброжелательная атмосфера. Здесь поют и танцуют до утра! Поют даже официанты, а гости танцуют даже на столах:) Вход платный, но зрелище стоит того. Если вы хотите весело провести ночь в Париже, то знайте, что здесь всегда есть пианист, артисты, готовые вас развлечь, и доброжелательная французская публика.

Адрес: 58 Rue GalandeО музее: www.lestroismailletz.fr

trois-mailletz-slave from Laurent ROCHETTA on Vimeo.

6. Завтрак на Сене

На рассвете, когда Париж ещё спит, у вас есть возможность совершить круиз по Сене и, заодно, романтично позавтракать. Устроить себе прекрасное начало дня легко — для этого достаточно попить кофе с традиционными круассанами, наслаждаясь чудесными парижскими пейзажами на реке Сена. Ах, какие мосты, а уж какая архитектура вокруг!

Все лодки оснащены тентом, так что дождь прогулке не помеха. Стоит один час такого удовольствия около 39 €. Сделать заказ можно по телефону, или заполнив форму на сайте.

Адрес: 6 Quai Jean CompagnonО музее: www.greenriver-paris.fr

7. Венсенский лес

Для любителей живописных зелёных пейзажей Венсенский лес станет настоящим раем. Ведь это парк площадью 995 га — самый крупный зеленый массив в Париже. Его ещё называют «лёгкими Парижа».

В прошлом он был охотничьим поместьем всех королей Франции. Территория спланирована в стиле английского парка с развитой водной сетью озёр и каналов, а также мостами, фонтанами и ресторанами. Кроме того в Венсенском лесу находятся ипподром, велодром, зоопарк, тропический и ботанический сады, буддийская пагода. Можно взять лодку напрокат.

Адрес: 293 avenue DausmenilВики: Венсенский лес

8. Катакомбы Парижа

Огромная сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа, разросшихся в самом чреве Парижа. Общая протяжённость — от 187 до 300 километров. Происхождение ходов связано с добычей известняка, находящегося под большой толщей грунта. Средняя глубина выработок составляет около 25 метров.

С конца XVIII века в связи с перенасыщением Парижских кладбищ (порой под одной могилой могли покоиться десяток человек на различных уровнях) в катакомбы перезахоронили останки почти 6 миллионов человек. Знаменитый оссусарий представляет собой галереи уложенных вдоль стен костей и черепов.

Адрес: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-TanguyСайт: www.catacombes.paris.fr

9. Лофт «Холодильники» (Les Frigos)

В прошлом — это гигантский склад-холодильник при товарной станции. Сейчас переоборудованное дизайнерами и архитекторами индустриальное пространство заселяют артисты и художники. Из наиболее известных обитателей «Холодильников» можно отметить: фотографов Гийёма Жирандо и Франка Бишона, композитора Симона Клоке-Ляфолли; ассоциацию «New music association», «Союз музыкантов джаза», радиостанцию «Пари-джаз».Всего здесь около 80-ти мастерских и квартир художников, а также 17 клубов и ассоциаций.

Les Frigos — это типичный пример лофта, существующего в формате культурного центра, в котором часть помещений сдаётся под галереи, танцевальные студии, шоу-румы, кафе, ателье и тому подобное.

Среди авторов росписей, которые сами жильцы называют фресками, были такие известные художники как А. Мессенджер и Бен.Но в шок прохожих приводят другие — более пошлые граффити на внешних и внутренних стенах зданиях. Они выражают, своего рода, протест против бедности, жестокости, пошлости окружающего мира. Сами жители «Холодильников» принимают такой облик здания, не закрашивают эти граффити и не пытаются их изменить. Хоть эти росписи вовсе и не отражают их внутренний мир.

Адрес: 19 Rue des FrigosСайт: www.les-frigos.com

10. Музей Карнавале

Местные жители считают музей Карнавале «самым парижским музеем», ведь это городской музей истории Парижа. Вход сюда, кстати, бесплатный.Музей Карнавале расположен в особняке 16-го века, который украшен барельефами и имеет несколько садов, украшенных растительными орнаментами и статуями известного французского скульптора Гужона.

В 1866 году Париж начали кардинально перестраивать, поэтому решили создать музей, чтобы сохранить в нем облик старого города. Для этого приобрели особняк Карнавале, а потом и расположенное рядом здание – особняк Ле Пелетье де Сент-Фаржо 17-го века.

В музее более 100 залов. Здесь есть и подлинные произведения декоративного искусства, и картины художников с изображением городских пейзажей Парижа, и вещи знаменитостей. Часть залов реконструирует исторические интерьеры прошлых веков: салоны Людовика XV и Людовика XVI, зал для балов особняка Венделя, ювелирную лавку Жоржа Фуке, галерею мадам де Севинье, салон писательницы баронессы де Ноай, кабинет Марселя Пруста…

Адрес: 23 Rue de SévignéСайт: www.carnavalet.paris.fr

11. Музей магии и чудес

Музей магии и чудес был открыт в 1993 году. Он располагается в подвальном помещении XVI века, под особняком маркиза де Сада. Основатель – коллекционер магических атрибутов Жорж Пруст. Стоит отметить, что почетное место здесь отведено Жану Эжен Робер-Удену, которого считают отцом современной магии.

В музее представлены разные магические реквизиты для сверхошеломляющих фокусов: ящики для распиливания девушек, летающий человек, волшебные палочки, не отражающие зеркала, хитроумные приспособления и даже устрашающие экспонаты. Помимо предметов, которые использовались магами в XVII-XVIII веках, есть и инструменты современной магии. Добровольцы могут опробовать зеркальный лабиринт. Работает сувенирная лавка.

Стоимость входа в музей — около 8 евро. Не пропустите сеанс фокусов, которые идут каждые 30 минут с 14.30 до 18.00. Увиденное потрясёт вас!

Адрес: 11, rue Saint PaulСайт: www.museedelamagie.com

12. Парк Андре Ситроена

Парк Андре Ситроена площадью 14 гектар располагается на левом берегу Сены в 15 районе Парижа. Это единственный парк, выходящий непосредственно на Сену. Его построили на территории бывшего автомобильного завода «Ситроен» (Citroën) и назвали в честь основателя компании Андре Ситроена (André Citroën).

В центре парка расположена большая прямоугольная поляна размером примерно 273 м на 85 м. Ее пересекает проходящая через весь парк по диагонали 630-метровая прямая дорожка. На территории парка располагаются: оранжереи с экзотическими и средиземноморскими растениями, 120 «танцующих» фонтанов, «Сад метаморфоз» с подвешенными переходами, 6 «Тематических садов» (каждый с особым ландшафтом и дизайном) и «Сад в движении», в котором в свободном порядке произрастают дикие растения.

Но самое удивительное — возможность подняться над Парижем на высоту 150 метров в заполненном гелием 32-метровом шаре и полюбоваться одним из лучших видов города: открывается обзор и на Эйфелеву башню, и на многие городские достопримечательности.

Из интересных фактов: на шаре имеется флаг, цвет которого зависит от состояния атмосферы: если воздух чист, то вы увидите флаг зеленого цвета, если «дышать нечем» — флаг будет красным.

Адрес: 2 Rue CauchyВики: Parc André Citroën

13. Китайская пагода (La Pagode)

По мнению местных жителей, La Pagode — это архитектурная феерия Парижа. Это экзотическое здание совсем не ожидаешь увидеть в тихом районе, где нормой являются дома в османском стиле.

Античная японская пагода была построена в 1896 году монсеньором Морином (владельцем магазина промтоваров Le Bon Marché) в подарок своей жене. Затем он был спасен от сноса в 1970 году, а позже превратился в кинотеатр.

La Pagode является одним из немногих храмов независимого кино в Париже, где можно посмотреть фильмы в оригинальной режиссерской версии таких мастеров как Кустурица, Мануэль де Оливейра или Кена Лоуча.Если вы запланировали посещение этого культового места, настоятельно рекомендуем приехать пораньше и насладиться чашечкой чая в крошечном восточном саду.

Адрес: 57 bis, rue de Babylone

14. Парк «Франция в миниатюре»

Под Парижем, недалеко от Версаля, есть одно удивительное место – парк «Франция в миниатюре». Здесь воссозданы уменьшенные (в масштабе 1:30) копии самых известных архитектурных достопримечательностей Франции. Всего 160.

Лозунг у парка весёлый: «Пройдитесь по Франции шагами гиганта!»

Вся «Франция в миниатюре» будто живая. По всей территории пролегают мини-железные дороги, по которым проносятся маленькие поезда, во всех соборах идет служба, около Лувра играет марш, на стадионе слышны звуки футбольного матча, на лесенках сидят люди, по дорогам ездят машины…Парк не маленький — занимает территорию в 5 гектар. Потребуется минимум 2 часа, чтобы его обойти.

Адрес: Boulevard André MalrauxСайт: www.franceminiature.fr

15. Самое старое дерево в Париже

Дерево растёт в сквере Рене Вивиани, который располагается напротив знаменитого Нотр-Дам, на противоположном берегу Сены, рядом с одной из старейших парижских церквей Сен-Жульен-ле-Повр.

В Париже есть одно дерево (лжеакация или робиния), которому насчитывается более четырёх сотен лет. Предположительно, оно было высажено своим тёзкой ботаником Жаном Робеном аж в 1601 году! При этом старейшее дерево Парижа имеет «паспорт» — официальную табличку, подтверждающую его почтенный возраст.

Ствол дерева-долгожителя от времени и климатических условий местами прогнил, поэтому его поддерживают две бетонные опоры. Дерево утратило верхние ветви своей кроны в годы Первой мировой войны, но ежегодное цветение показывает сохранившиеся жизненные силы дерева.

Адрес: 2 rue du FouarreВики: Сквер Рене Вивиани

Надеемся, что наша подборка оказалась интересной и полезной. По крайне мере, она лишний раз напоминает о том, что в Париже умопомрачительно красиво и атмосферно. Это действительно то место, которое стоит увидеть своими глазами!

А если у вас есть собственные «секретные» места, в которых вы бывали и которые можете порекомендовать читателям «Лайфхакера» к посещению, не стесняйтесь упомянуть о них в своём комментарии. Будем вам очень признательны за это доброе дело!

lifehacker.ru

Франция, Париж: Парижские катакомбы - темная сторона французской столицы / Мировые Достопримечательности / Мировые достопримечательности. Фото достопримечательностей, идеи для путешествий. Туристический журнал.

Эйфелева башня, Лувр, Монмартр, Елисейские поля, собор Парижской богоматери, музей Помпиду… Город любви, искусства, музеев и… аромата свежевыпеченных багетов. Париж. Точнее, его парадная ипостась — глянцевая, богемная, романтическая и прекрасная. И даже не вериться, что у Парижа есть и другая сторона — темная и страшная. Чтобы попасть туда, нужно пройти сквозь «ворота ада» и спуститься вниз на 90 ступенек. И тогда перед вами приоткроют свои тайны жуткие и мистические катакомбы Парижа.

Этот 330-километровый лабиринт находится в центре Парижа, а вход в него разместился в небольшом и неприметном павильончике — бывшем здании таможни. Узкая винтовая лестница уходит под землю. Там начинаются вырубленные в камне туннели катакомб.

Из этого камня строились дома, дворцы и храмы стремительно растущего города, начиная с 13 века. Рос Париж, росли и каменоломни. Практически весь город стоял на подземных катакомбах, внушая горожанам обоснованный страх: ведь в любой момент их дома могли оказаться в глубоком подземелье. Как в 1774 г. в 30-метровую яму провалилась часть улицы д'Анфер. Под землей исчез 300-метровый участок улицы с домами, людьми и экипажами.

С другой стороны назрела еще одна, казалось бы, неразрешимая проблема. С ростом города, выросла и потребность в погостах. Кладбища, расположенные возле церквей, просто «не справлялись». Так, существующее с 11 в. кладбище Невинных к середине 18 века стало местом захоронения более 2 млн. тел. В одной могиле на разной глубине могло быть до 1500 останков, относящихся к разным эпохам! В окрестностях кладбища стояла невыносимая вонь, а сам погост являлся чудовищным рассадником инфекции. С учетом этого парламент в 1763 году запретил хоронить покойников в пределах стен города.

А в 1780 г. случилась катастрофа в духе С. Кинга и Хичкока: рухнула стена, отделяющая кладбище Невинных от улицы Рю де ла Линжери. В подвалы домов устремилось «цунами» из останков покойников и немыслимого количества грязи и нечистот. Вот тогда-то Людовик XVI и принял решение все останки с древнейшего городского кладбища перенести в катакомбы. Впоследствии туда же «переехали» умершие с 17 городских кладбищ и 300 культовых мест Парижа.

На стенах катакомб появилась христианская символика и соответствующие случаю фразы. Кости аккуратно складывались в ровные горки, увенчанные черепами. А на дверях появилась упреждающая надпись: «Остановись! Здесь царство мертвых».

Всего же в Парижских катакомбах покоятся останки более 6 миллионов человек. Среди них — Жан Батист Кольбер, Максимилиан Робеспьер, Блез Паскаль, Шарль Перро, Марат, Антуан Лоран Лавуазье, Франсуа Рабле, Николя Фуке и многих другие.

Источник: turj.ru

turj.ru

Лабиринты под Парижем – Это интересно!

Как сюда попасть? – Сюда ведёт множество люков и лестниц. Что надеть? – Шахтёрский шлем подойдёт. Что тут делать? – Работать, веселиться, рисовать или просто прогуляться по тёмной паутине туннелей.

(18 фото)

1. Жонглёр огнём по имени Луис освещает стены старого карьера. Туннели общей длиной более 180 км извиваются, словно змеи, под зданиями Парижа, но почти все они закрыты. Но это не мешает регулярно проводить тут вечеринки.

2. Свет прикасается к тьме. Ночь сгущается над городом, известным по всему миру своими огнями, которые забираются даже в огромный и немного опасный лабиринт.

3. Призрак оперы – рыба? Под зданием Гарнье – старого оперного театра – находится не только ветка метро, но и небольшой пруд. В 1860 году тут был вырыт котлован для фундамента оперы, который позднее был затоплено водой, в результате чего и образовалось озеро. Не понятно как, но тут завелась довольно крупная рыба, которую подкармливают сотрудники оперы.

4. Городской инспектор спускается в шахту для осмотра туннеля, который внезапно обвалился.

5. Посторонним вход воспрещён. Но для некоторых, как и для этого студента, подобные запреты лишь добавляют остроты ощущений от прикосновения к давно забытому прошлому столицы. Некоторые даже рисуют самодельные карты этих туннелей.

6. Обманчивая картина. За аккуратными башенками черепов, рёбер и берцовых костей в катакомбах Парижа скрываются целые свалки скелетов. В XVIII и XIX веках на затопленных старых кладбищах вода повымывала из земли скелеты и занесла их в заброшенные карьеры.

7. Черепа, лежащие на вершине надгробного камня – лишь некоторые следы шести миллионов «жителей» катакомб Парижа. Это так называемое Кладбище Невинных. Там, где сейчас располагается Ле Оль центра Парижа, несколько веков назад было кладбище. Примерно между 1786 и 1788 годами оно было очищено, а тысячи человеческих останков – сброшены в старый карьер. А затем сюда «переехали» скелеты и с других кладбищ. Некоторые из величайших светил Франции, включая Рабле и Робеспьера, скорее всего, покоятся где-то в этой гигантской груде костей.

8. Столбы Парижа. Городской инспектор Хавьер Дутхил проверяет на прочность столб из сырого известняка, построенный рабочими карьера в начале 1800-х годов. Если эта колонна рухнет сегодня, то обвалится не только потолок шахты.

9. В 1710 году рабочие, которые копали гробницы под Нотр-Дам де Пари, обнаружили другие колонны, возведённые семнадцатью веками раннее лодочниками галло-римской Лютеции. Теперь эта находка выставлена в музее Клюни. Это первое свидетельство об именах галльских богов, таких как Цернуннос, изображённый на фотографии. По предположениям учёных, его рога символизируют мужскую фертильность. «Это напоминает Розеттский камень», – говорит куратор музея Изабель Бардье-Фронти.

10. Искры летят во все стороны от жонглёра огнём, демонстрирующего своё мастерство перед Нотр-Дам де Пари на острове Ситэ. Когда-то в XII веке известняк для строительства собора был добыт в карьерах на левом берегу. «История карьеров – это история города», – говорит археолог Марк Вирэ.

11. По дороге вниз. Многие парижане ежедневно спускаются в катакомбы, пользуясь услугами метрополитена. Ведь такие станции, как например, станция Ламарк-Куленкур, построены в одном из туннелей. Туристы, которым хочется заглянуть поглубже, могут купить билет на пешеходную экскурсию, включающую остановку на «станции-призраке».

12. Подземный Париж. Жаркие ритмы субботнего вечера заполняют арочную пещеру Ше Георгэ в Сан-Жерман-де-Пре. Из-за недостаточного пространства, ограничивающего число возможных посетителей, многие клубы отстраивают подземные этажи, запуская людей в помещения, которые раньше использовались для хранения вина.

13. Под камнями. А это вечеринка была заранее забронирована. Художник Михаэль Шевро (с фонарём на лбу) и писатель Джек Манини (следующий справа) подписывают копии своей общей работы «Зелёный дьявол». Иллюстрированный роман посвящён временам фашистской оккупации Парижа и сочетает в себе как исторические факты – участники движения Сопротивления скрывались в туннелях, так и народные сказания о зелёном дьяволе, обитающем в подземелье.

14. Три неотъемлемых атрибута парижских катакомб: живопись, пиво и грибы – все они представлены в подземной комнате, названной Ле Селье или «хранилище». До 1968 года тут хранили пиво. А после того, как вначале XIX века тут перестали добывать известняк, парижские пивовары расширили свои кладовые за счёт прохладных подземелий. Точно также тут разрослись и грибы. Не думайте, речь идёт не о знаменитых парижских шампиньонах, а об обычной плесени.

15. В заброшенном карьерном тоннеле под Парижем раздаётся слабый гул поездов метро, исходящий откуда-то сверху. Художник, известный как Лон, наносит последние штрихи на свой шедевр – фрески на основе творения швейцарского художника Арнольда Бёклина «Остров мёртвых». Вход посторонних в катакомбы считается незаконным, вот почему такие, как Лон, предпочитают псевдонимы. У него ушло более года, чтобы завершить картину. По собственным подсчётам,художник провёл в катакомбах в общей сложности 2500 часа.

16. Пляж. В песчаной комнате, известной как «пляж», на стене изображена неоднократно восстанавливаемая незаконно проникшими в катакомбы картина в стиле японского мастера гравюр Хокусаи. Такая работа может потребовать сотни часов. Причём речь идёт не только о самом рисовании, но и о доставке необходимых материалов к месту назначения.

17. Портал. Солнечный свет с бульвара, расположенного наверху, падает на спасателей,отрабатывающих приёмы спасения на воде. Сооружение канала Сен-Мартин было проведено по приказу Наполеона в 1802 году. Канал вытекает из Сены под тем местом, где когда-то стояла Бастилия, и выходит к северной окраине Парижа.

18. Бонжур всему этому. Нелегальные посетители катакомб Йопи и Доминик выходят на свет божий через заброшенный железнодорожный туннель после погружения с аквалангами в затопленном карьере. Как и многим любителям прогуляться по подземелью, их влечёт сюда свобода катакомб. «На поверхности тут слишком много правил», – говорит Йопи. «Тут мы делаем, что хотим. А где ещё это возможно?», – добавляет Доминик.

daypic.ru

Русский замок под Парижем / Travel.Ru / Страны и регионы

Маленький замок Le Moulin de Senlis, известный в русской общине Франции под неофициальным названием Chateau Montgeron, стоит в юго-восточном предместье Парижа. Он всегда стоял на отшибе, и даже еще какие-нибудь десять-пятнадцать лет назад это место считалось далеким пригородом.

Теперь, когда скоростное метро RER подвело к нему одну из своих линий, до центра Парижа - Chatelet сейчас семнадцать минут, до Елисейских полей двадцать. Предместье Монжерон, тихий французский пригород с одноэтажными, дачного типа домиками, садиками и провинциальным уютом, вдруг стало частью парижского мегаполиса. Но никакие перемены не коснулись Le Moulin de Senlis. По строгим оценкам профессионалов исторической архитектуры, это и не замок вовсе. Размеры строения не соответствуют эталону. Слишком маленький, хотя есть все признаки - башня, герб на воротах и на главном здании, крепостная зубчатая стена с проемами бойниц. В каталоге достопримечательностей Франции он именуется "Местом встреч короля Генриха IV". Вообще, Le Moulin de Senlis в переводе означает "мельница Сенлис" - по названию соседнего города и огромного заповедного леса, расположенного в сотне километров от Парижа.

В замке были свои подвалы и конюшни, сейчас перестроенные в жилые помещения. Здесь было не только место для пиров и приема гостей, но и целое самостоятельное хозяйство. Король, сам провинциал, выросший в похожем замке в одной из провинций Франции, создал его, видимо, по памяти своего детства и частенько приезжал сюда, неизвестно только - на гугенотскую сходку или на встречу с очередной красоткой. А может быть, он прятался здесь от двора, чтобы побыть немного в тишине и покое.

Место, действительно, удивительное мирное. Только изредка пролетит со стальным шелестом мимо трансъевропейский экспресс в Рим. Густой лес, окружавший когда-то замок, почти весь вырублен. С трех сторон поместье обступили здания разрастающихся пригородов, но на паре гектаров парка сохранилась нетронутая природа, настолько незатоптанная и чистая, насколько это вообще возможно в наше время. С задней стороны замка за кирпичным забором чье-то заброшенное поместье, на лугу которого пасутся козы и лошади. Парк переceкается рекой, или, скорее, большим ручьем Йер. Это, между прочим, приток Сены. В речушке плавают кувшинки, склонились ивы, на упавшем в воду бревне греются под солнцем черепашки, да иногда слышен всплеск. Это выдры ловят мелкую рыбешку.

В этом месте рисовали импрессионисты. Помните кувшинки в пруду на картине Моне? Это те самые, у Монжероновского замка.

Девять веков назад все вокруг было покрыто безлюдными лесами, а на этом месте было большое оживленное аббатство. Прошли века, вокруг возник цивилизованный город, на месте аббатства построили замок. Что за тайна кроется в нем? Здесь в одиннадцатом веке жила королева Франции, Анна Ярославна. Ярослав Мудрый, скрепив и улучшив государство российское, решил усилить его влияние на Западе и для этого выдал всех своих дочерей за иноземных принцев. Анну выдали за наследника французской короны. Анна со свитой ехала к суженому через всю Европу, в те времена вовсе не фешенебельную, а полную смуты и опасностей. Брак был в целом удачным, но счастье омрачилось безвременной кончиной молодого короля. Погоревав, Анна вышла замуж во второй раз, теперь уже неудачно. На этот раз супруг попался здоровый, но слишком наклонный к женскому полу и пирам. Уставшая от скандалов и измен, Анна сначала удалилась в аббатство, а потом, пожив здесь несколько лет, вернулась в Россию.

Если можно говорить о геопатогенных местах, то Le Moulin de Senlis, безусловно, является таким. Вместо аббатства, обветшавшего от времени, был построен в пятнадцатом веке Le Moulin de Senlis. Ходят легенды, что в прошлом веке замок принадлежал ордену розенкрейцеров. В доказательство показывают на фронтоне главного здания необычный герб с розой и крестом. Говорят, розенкрейцеры освятили это место и закляли его. Может быть, поэтому замок никогда не был разрушен завоевателями. Чего вокруг только не происходило - войны, революции. А на стенах замка нет ни одной отметины, кроме естественных признаков возраста. Соседний город Виль-Сан-Жорж, крупный железнодорожный узел, почти совсем разрушен во время последней мировой войны. А Le Moulin de Senlis фашисты не тронули.

После российской октябрьской революции, когда тысячи русских ринулись в Париж, спасаясь от красного террора, одна русская графиня купила это поместье и основала здесь foyer - приют для русских беженцев. Здесь жили выброшенные из своей страны историческим ураганом князья, графы, поручики. Они пили, стрелялись, страдали от ностальгии. Кто-то спился и погиб в клоаке Парижа, кто-то сумел адаптироваться и перебрался в престижные районы. Этот период представители русской эмиграции, вернее, дети белоэмигрантов, не любят вспоминать, поэтому трудно узнать какие-либо достоверные исторические сведения и имена из этого времени. Даже имя графини-благодетельницы неизвестно. Во всезнающем справочнике исторических достопримечательностей подробно рассказывается только о событиях 15-19 века, а дальше добавлено: с начала нашего века замок принадлежит русской общине. После второй мировой войны Фонд Толстого организовал в замке приют для беспризорников и детей, родители которых погибли на фронте. Здесь была французская "республика Шкид". Руководство приюта старалось быть жестким, чтобы превратить уличных детей и сирот в почтенных граждан Франции, и говорят, что в приюте царили драконовские законы. Сейчас двор полон детворы, но это веселые дети нынешних переселенцев. А из примет того времени остался памятник неизвестного автора. Над четырехугольным каменным фонтаном, служившим в старину поилкой для королевских лошадей, кто-то водрузил фигурку Маленького принца. Грустно смотрит он на сегодняшних обитателей. Поколение белоэмигрантов, которое выросло в нормальных семьях, сегодня - респектабельные французы с русскими корнями, вспоминает, что в детстве их пугали Монжероном. "Если будешь плохо себя вести, отдадим тебя в Le Moulin de Senlis". Но недолго Le Moulin de Senlis оставался детским домом.

Странные природные изменения стали происходить в окрестностях. То ли послевоенное строительство, то ли какие-то другие причины вызвали изменения, но дожди и наводнения затопили замок, и жильцы были выселены. Несколько лет Moulin Senlis простоял нежилой. Веснами он стоял, полностью окруженный водой, что придавало ему сказочную таинственность. Местный мэр, чуждый сантиментов, отдал приказал вычистить парк и изменить русло ручья. В шестидесятые годы замок восстановили. Графиня-владелица к тому времени скончалась, завещав его русской общине. А тут в России грянула "оттепель" и последовавшие за ней политические заморозки. В Париж потянулись новые российские беженцы - диссиденты шестидесятых-семидесятых годов. Их поселяли в Le Moulin de Senlis. После войны тут появилось новое необычное строение. Сербская община беженцев попросила у парижской префектуры разрешения выстроить свою церковь. Им отказали, и тогда они обратились к русской общине. Комитет белоэмигрантов решил, что славянам нужно держаться вместе, и вот на заднем дворе выросла маленькая церковь. В подобии армянского культового здания - русские иконы, на которые ложится радужный отсвет католических витражей.

Сейчас в Le Moulin de Senlis русское общежитие. Снаружи стены покрыты живописной зеленью. Химеры грозно наклонились над тяжелыми воротами с кованым запором. Над входом старинный герб. Решетки на окнах сторожевой башни. В главном здании витражи. Крепостная стена по-прежнему окружает строения. Любопытные французские туристы, привлеченные необычной архитектурой, иногда заходят - что это такое, не музей ли? Нет, не музей, это общежитие имени монаха Бертольда Шварца. Филиал России на парижских задворках. Из окон доносится запах борща и котлет. Слышны крики: "Вова, живо домой, кому сказала!" Во дворе мужики в тренировочных штанах ковыряются в машинах, употребляя знакомые до боли выражения. На веревках треплется белье. Лениво бродят полосатые мурзики. На лавочке отдыхают бабушки, перебирая косточки соседям. Жильцов немного, с полсотни, но они сумели полностью изменить дух замка и превратить его в обыкновенную Воронью слободку...

Несмотря на старинную славу этого места, жить здесь для российского эмигранта не так уж престижно. Во-первых, отдаленность от центра создает неудобства. На вечеринках россиян в самый разгар веселья народ из Монжероновского общежития извиняется и покидает компанию. Нужно вовремя успеть домой. Утром - утренние сложности. Скоростное метро проведено сюда не так давно, и хотя в часы пик поезда отходят каждые пять-десять минут - они забиты французами, спешащими на работу. Теснота как в московском метро, с той лишь разницей, что все вежливы. Частые забастовки транспортников полностью отрезают замок от центра. Пешком туда не дойти. До Елисейских полей - семнадцать километров. Даже на велосипеде не каждый доберется. У многих есть свои машины, но опять же, во время забастовок дороги забиты до отказа. Многочасовые пробки не легче очередей брежневского периода. Тот, кто находит стабильную работу в Париже, старается перебраться в город.

Вторая причина, вынуждающая покидать замок, - теснота и неудобство. Когда жители говорят, что последний капитальный ремонт проводился в период Парижской коммуны, это не кажется преувеличением. Все время что-то выходит из строя. Зимой, как правило, периодически отключается отопление, толстые стены сразу промерзают, из-за всех дверей слышен кашель. Вдобавок начинает гаснуть электричество, потому что все дружно включают электрообогреватели. Вечером предохранители выбивает, и кто-то один должен совершить личный подвиг во имя интересов других - выключить свой обогреватель, потому что линия перегружена. Никому не хочется мерзнуть во имя коллектива, так что замок бывает погружен в темноту несколько часов, пока кто-то не плюнет с досады, и, укрывшись потеплее, ляжет спать. По сути, замок - это большая коммуналка, и скандальная, и дружная. В коридоре под гирляндой женского белья - велосипеды, душ почти всегда занят, и конфорки горят вечным огнем. На каждое из трех зданий - по одной кухне для коррид. Есть и общественные души в одном из подвальных помещений, которое негласно именуется "пыточной". Народ же сюда прибывает, хотя и не избалованный роскошью, из советских микрорайонов, но все же не изведавший настоящей коммунальной жизни.

Общественный комендант замка, высококвалифицированный переводчик, интеллигент, далекий от желания стать маленьким царьком этой вотчины, старается никогда не вмешиваться в споры и говорит: "Разбирайтесь сами". Впрочем, случись что: болезнь или неожиданный приезд родственников - бегут к этому же ближнему, своему соотечественнику, вчера оплеванному.

Старожилы уверяют, что раньше в главном корпусе жило привидение, дама в белом. Никто не знал, кого представляла эта дама - Анну Ярославну, фаворитку Генриха IV или русскую беженку. К безобидному белому облаку, маячившему в конце коридора после полуночи, привыкли и не боялись. Внезапно привидение пропало. Может, отбыло в мир иной, а может, перебралось поближе к центру.

Для того, чтобы, не будучи привидением, поселиться в замке, нужно заручиться разрешением г-на Струве, официального директора Монжероновского общежития. Никита Алексеевич в замке бывает редко, живет он совсем в другой стороне, с семьей. Свою обязанность командовать общежитием он откровенно не любит. Дело не в том, что нынешние жильцы последней волны "совковой" эмиграции ему чужды по определению. Просто замок не приносит ему ничего, кроме хлопот. Дворянин, настоящий интеллигент и потомок известного в российской истории политического деятеля, Струве с гораздо большим рвением занимается другими делами - изданием и распространением книг на русском языке. Струве работает директором парижского филиала международного издательства YMСA-press, которое издает литературу авторов русского зарубежья. У него большой магазин на улице Святой Женевьевы, в самом сердце Латинского квартала. Кроме издательских хлопот и магазинной суеты он принимает приезжащих во Францию писателей и деятелей культуры. Ко всему, Никита Алексеевич сам пишет книги и читает лекции на русском факультете лингвистического университета в Нантере, северном благородном пригороде Парижа. Обо всем этом писал в "iностранце" московский филолог Максим Кронгауз.

Когда раздается звонок из замка, на лице Струве появляется хинное выражение. Никаких приятных новостей звонок из Монжерона не сулит. Никто не просит его прочесть рукопись или не спрашивает совета о написании диссертации по русской лингвистике. Чаще всего новости касаются водопроводной аварии или засора унитаза.

Если бы Никита Алексеевич был не литературным публицистом-эстетом, а писателем бытового жанра типа Зощенко или Бабеля, он бы благодарил судьбу за то, что она пожаловала ему замок. Диалоги из рассказов Зощенко были детским лепетом по сравнению с тем, что раздается в замковских коридорах.

Макбетовские страсти ни разу не разгорались в этих стенах, самым крупным преступлением является кража из общественного холодильника. Случались драки, но никогда не доходило до увечий. Местная полиция хорошо знает дорогу в замок, частенько соседи вызывали ее, не поделив конфорки, но ажаны никогда особо не торопились, зная по опыту, что самый большой ущерб заключается в побитых тарелках и царапинах. Чаще всего полиция подъезжает к замку забрать очередную угнанную машину, брошенную перед воротами. Местные хулиганы делают так, чтобы навести полицию на русских эмигрантов. Но комиссары считают слишком простодушным для русских бросать улики перед собственным домом и ищут виновников дальше. Проверяют вместо замка цыганское поселение, расположенное рядом с Le Moulin de Senlis.

В последних числах декабря, когда Париж обвешан новогодней мишурой, а в супермаркетах идут праздничные распродажи, замок впадает в безудержное гуляние. Жильцы отмечают Noel олимпийским перемирием и многодневными пирами. Постепенно Noel переходит в Новый год, а там и в русское рождество...

Когда российские туристы приезжают в Париж, они непременно наведываются на кладбище Сен Женевьев дю Буа. Непонятна эта страсть к отеческим гробам. Садитесь на поезд RER линии А в сторону Melun и поезжайте в Монжерон. Не обещаю, что обитатели замка встретят вас ласково. Не могу гарантировать также и того, что взор ваш будет услажден изысканным зрелищем. Но это правда жизни. Так жили российские поэты и художники в изгнании, вынужденном или добровольном. Так, среди этого всего жила Марина Цветаева, которая мыла полы в соседнем пригороде. Так перебивался Илья Эренбург. И Марк Шагал. Вы увидите картинки быта российских деятелей культуры. Будем любить и ценить их, пока они живы.

27.08.1996

Источник: iностранец

guide.travel.ru