Православные храмы и монастыри Франции. Православная церковь в париже


Православная церковь и ее развитие во Франции

Принято считать, что русская православная церковь своим появлением обязана первой волне эмиграции, которая появилась в Париже после всех потрясений начала двадцатого века: двух революций 1917-го года, а также Гражданской войны. Это не совсем так. Точнее, совсем не так.

Свято-Александро-Невский кафедральный собор. Первые русские осели во Франции в 18-ом веке, а уже к середине 19-го в Париже проживало порядка тысячи русских. Кто-то при посольстве, кто-то по торговым делам, кто-то учился. Ну а кое-кто просто, будучи подданным русского царя, облюбовал для проживания французскую столицу. Всем этим людям, конечно же, было тесно в единственном месте для моления, которое на тот момент располагалась в русском Посольстве. Имелся запрос на русские православные церкви во Франции, поэтому в 1847-м году Иосиф Васильевич Васильев, тогдашний священник при русском посольстве, начал работы по проектировке, чтобы в Париже имелась постоянно действующая русская православная церковь. Процесс тормозился из-за медлительности французской администрации, русское же правительство тоже не проявляло в этом деле особой заинтересованности. Но в итоге Наполеон III все-таки дал разрешение, и первая русско православная церковь во Франции начала возводиться. Строительство велось за счет пожертвованный, собранных русскими людьми в России и Франции, сто пятьдесят тысяч франков было внесено самим царем Александром II.

В 1861-м году, одиннадцатого сентября, первая православная церковь во Франции была освящена архиепископом Леонтием. Церковь исполнена в виде креста, лучи которого увенчаны четырьмя башенками, купола которых символизируют собой четырех евангелистов. Центральный купол возносится ввысь на 58 метров и, по замыслу авторов, символизирует самого Христа. В храме происходили отпевания многих знаковых для России фигур: Бунин, Тарковский, Тургенев, Шаляпин, Окуджава. Здесь со своей возлюбленной русской балериной Ольгой Хохловой венчался сам Пабло Пикассо.

Русская православная церковь в Париже. Константинопольский Патриархат

Основное же развитие русская православная церковь во Франции получила в двадцатых годах двадцатого столетия, во время первой волны эмиграции. Сбежавшие после революции 1917-го года русская аристократия и после Гражданской войны Белая гвардия сформировали много приходов. Русские православные церкви, созданные ними, в последствие объединила в себе Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, центр которой находился в Париже и был частью Константинопольского Патриархата.

 

Храм

Приход

Адрес

Свято-Александро-Невский кафедральный собор (Собор Александра Невского)

Константинопольский

75008, Париж, улица Daru, 12

График богослужений можно найти на официальном ресурсе собора

 

Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Константинопольский

75015, Париж, улица Olivier de Serre, 91

Богослужения по выходным и великим праздникам

Храм Знамения Божией Матери

Константинопольский

75016. Париж, бульвар Exelmans, 87

Еженедельные богослужения

Храм Святого Серафима Саровского и Покрова Божией Матери

Константинопольский

75015, Париж, улица Lecourbe, 91

Еженедельные богослужения

Храм Сергиевского подворья (при богословском институте)

Константинопольский

75019, Париж, улица de Crimee, 93

Еженедельные службы

Храм Всех Святых в Земли Российской Просиявших

Русская Зарубежная Церковь

75016. Париж, улица Claude Lorrain, 19

Еженедельные богослужения

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Храмы православной церкви в Париже

      Православная церковь Константинопольского Патриархата в провинциях Франции

Первая православная церковь города Канны - Архангело-Михайловская. Из небольшого здания, построенного в 1886-м году, она, усилиями князя Великого князя Михаила Михайловича, внука Николая Первого, трансформировалась в прекрасный храм, ставший впоследствие достопримечательностью Лазурного берега. Императорская фамилия щедро жертвовала на этот храм, поэтому строительство не затянулось – церковь возвели всего за год. Значимые реликвии церкви: мощи Серафима Саровского, Симеона Верхотуровского и Иоанна Кроншдатского. Как архитектурный памятник храм прославился благодаря своей колокольне, которая кажется почти невесомой и поражает ажурностью и тонким изяществом. С 1923-го года церковь на раз становилась предметом судебных разбирательств по поводу своей юридической принадлежности. К сожалению, на данный момент точка в споре по ее принадлежности не поставлена.

Церковь Иконы «Всех скорбящих Радость» в городе Ментона была освящена в декабре 1892-года. Сначала в Ментоне было открыто Русское благотворительное общество, которое оказывало помощь тяжело больным и умирающим, а спустя двенадцать лет потребность этого Общества в церковном приходе была реализована. В наше время численность прихожан составляет порядка восьмидесяти человек, но в курортные сезоны ряды молящихся пополняют отдыхающие. Эта православная церковь выдержана в традиционном русском стиле. Она относительно небольшая, но довольно изящная.

Покровский женский монастырь, город Солан, является наиболее крупным из православных монастырей во Франции. Основан он был в 1985-м году, когда в одном из домов ущелья Лаваль поселились пять монахинь. По мере разрастания монастыря, в обычном доме сестрам становилось тесно, и в 1991-м году монастырь приобретает ферму близ города Юзера, в Солане. Поскольку службы идут на французском языке, монастырская православная церковь достаточно популярна среди местного населения – праздниками здесь бывает тесно.

Преображенский женский монастырь достаточно молод, он был открыт в 1978-м году в Мартеле, а в 1990-м переехал в Террасон, к пещерам святого Сура. Это место историческое – в шестом веке в пещерах располагался один из первых монастырей Франции. На данный момент в монастыре живет шесть монахинь. Паломники могут рассчитывать там на прием и ночлег.

Церковь Святой Троицы

0238892875

45120, Шалет-Сюр-Луан, улица Gaston Jaillon, 54

Церковь Святой Александры

0493879704, 0493961468

www.acor-nice.com

06600, Ницца, улица de Longchamp 6

Церковь Воскресения Христова

протоиерей Андрей Дробот

38000, Гренобль, авеню de Vizille, 5

Церковь Святого Великомученника Георгия

0643738190

13001, Марсель, улица Clapier, 13

Церковь Святого Николая

Службы идут на французском языке

59000, Лилль, улица Necker, 3 bis

Церковь Всех Святых в Земле Российской Просиявших

0493961468, 0493338703

06600, Антиб, бульвар du 11 novembre Baie de Saint Roch

Церковь Святого Николая

Вечерние службы – суббота, утренние – воскресенье. Храм открыт всю неделю

31300, Тулуза, авеню de la Grande Bretagne, 302

Монастырь Преподобного Силуана

архимандрит Симеон

0243359512

72440, Сен-Марс-де-Локене,

Monastere Saint Silouane Route du Grand Luce

Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы

Богослужения каждый день 0386919352 http://perso.orange.fr/monastere.bussy

89400, Бюси-ан-От, улица de la Foret.11

Покровский монастырь

игуменья Ипандия

30330, Ла-Бастид-д'Ангра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Православная церковь Франции имеет несколько приходов без собственных храмов. Богослужения проводятся не регулярно, на различных территориях: в помещениях католических храмов, отелях, госпиталях, часовнях и даже на дому.

Православная церковь имеет во Франции не такую уж длинную историю – около ста пятидесяти лет. Так сложилось, что на развитие страны повлияли многолетние противостояния католиков и протестантов, а православие оставалось восточнее. Поход Наполеона на Россию и последующее вхождение русских войск в Париж способствовал русской экспансии во Францию. С собой русские принесли православие. Лазурный берег и Париж очень полюбились русской аристократии, Великие князья и родственники Императорской семьи жили в живописнейших местах Франции на постоянной основе. С собой они привозили не только членов своей семьи, но и многочисленных русских православных слуг. Естественно, всем им рядом с жилищем требовалась русская православная церковь. Начались активные строительства богатых храмов в местах обитания знати. Денег не жалели ни на изящную архитектуру, ни на роскошное внутреннее убранство. Вслед за знатью в Париж и на французские курорты потянулось богатое купечество и представители творческой богемы, отложив свой отпечаток на историческую ценность православных храмов во Франции. Между 1917-м и 1923-м годами русская диаспора пополнилась беженцами из Советской России. Обстоятельства их исхода с родины не позволяли вести роскошный образ жизни, и на новые церкви приходилось собирать долго и всем миром. Новый виток свое развития во Франции русская православная церковь ознаменовала уже в двадцать первом веке.

 

 

 

 

 

russenfrance.com

Собор Александра Невского (Париж) — WiKi

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже — слишком тесного.

В 1847 году священник русского посольства — Иосиф Васильев — начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.

Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Церковь становится кафедральным собором в 1922 году, когда архиепископ Евлогий (Георгиевский) устраивает здесь административный центр (кафедру) своей епархии приходов русских эмигрантов.

С 1983 года здание охраняется французским государством как исторический памятник. Начиная с 1996 года, проведены большие реставрационные работы.

В 2011 году при соборе стараниями протоиерея Василия Шевчука была создана молдавская Благовещенская община[2].

Архитекторы церкви — Роман Иванович Кузьмин и Иван Васильевич Штром. План церкви — в виде греческого креста. Каждый луч креста заканчивается апсидой. На апсидах возведены башенки с куполами. Пять куполов символизируют Христа с 4 евангелистами. Центральный купол поднимается на высоту в 48 м.

На фасаде расположено мозаичное изображение «Благословляющий Спаситель на троне» — копия мозаики из храма Святого Аполлинария в итальянском городе Равенна. Автор мозаики М. Герцели.

Византийский стиль особенно ощущается во внутреннем убранстве и росписи храма. Над иконами и фресками работали многие известные художники.

12 июля 1918 года в соборе венчались Пабло Пикассо и балерина Ольга Хохлова. Свидетелями были Жан Кокто, Макс Жакоб, Сергей Дягилев и Гийом Аполлинер.

Здесь отпевали многих известных россиян:

В 1938 году по почину и трудами Союза ревнителей памяти императора Николая II в Александро-Невском храме воздвигнут крест-памятник «Императору Великому Мученику, Его Царственной Семье, Его верным слугам, с Ним мученический венец принявшим, и всем Россиянам, богоборческой властью умученным и убиенным».

Многие годы регентом соборного хора был Е. И. Евец, видный популяризатор русской музыкальной культуры.

При храме существует русская церковно-приходская школа (директор — Елизавета Сергеевна Оболенская).

Настоятели посольской церкви и собора

ru-wiki.org

Париж православный

Париж православный

19 октября 2015

Трагические события последних месяцев и недель – в Сирии, Турции, странах Европы и особенно во Франции – породили в умах многих наших сограждан, ведущих активный образ жизни, сильную уверенность в том, что нам совсем не скоро удастся предпринять путешествие к христианским святыням Европы и Азии. Наше общее многовековое христианское прошлое, к сожалению, блекнет, а где-то и рушится под натиском агрессивных орд радикалов и сатанистов. А ведь в той же Франции, где нашли приют многие беженцы из России в трагическом ХХ веке, христианство имеет почти двухтысячелетние корни. Даже в самой топонимике французской столицы на протяжении столетий сохраняется память о служителях Христовых, которую не смогли стереть кровавые революции и войны.

Монмартр – гора мучеников

Один из главных символов Парижа – Монмартр, холм высотой 130 метров, известный большинству туристов как средоточие творческой богемы, оказывается, одно из самых святых мест города. Его название переводится как «Гора мучеников» – от греческого слова «мартири» – «мученики». По сохранившемуся преданию, примерно в 272 году здесь были обезглавлены за проповедь христианства первый епископ Парижа святой Дионисий, пресвитер Рустик и диакон Елевферий. При этом одна из местных легенд сообщает, что после обезглавливания Дионисий взял отрубленную голову в руки, омыл ее в источнике и прошел примерно шесть километров. Место, где он упал замертво, впоследствии стали называть Сен-Дени, то есть Святой Дионисий. Память об этом подвиге во имя Христа очень долго сохранялась местными жителями, так что еще в Средние века Монмартр был местом паломничества верующих. И с тех пор многие церкви, улицы и площади Парижа носят название Сен-Дени.

По преданию, святой Дионисий проповедовал христианство сначала в Риме, а затем в германских землях, Испании и Галлии (современной Франции). Его сопровождали в этом служении пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Когда языческие власти городка Лютеция (будущего Парижа) начали преследовать христиан, все три проповедника были схвачены и брошены в темницу. Наутро мученики были обезглавлены на вершине самого высокого холма на окраине города, который с тех пор и получил свое название Монмартр. А святой Дионисий с тех пор считается одним из небесных покровителей Парижа.

Не случайно именно на горе Монмартр в конце XIX века была построена одна из самых красивых церквей Парижа – базилика Сакре Кёр (церковь Сердца Христова). Ее белые купола, величественно возвышающиеся над горой, видны практически из любого места в городе. Церковь, строительство которой финансировалось государством, стала символом национального покаяния и примирения после французской революции, в ходе которой был убит архиепископ Парижский и пролились огромные потоки человеческой крови.

Православная Церковь также почитает память священномученика Дионисия (3 октября по юлианскому календарю. А 19 октября 1997 года впервые за много лет в часовне базилики Сен-Дени, в которой покоятся мощи трех святых мучеников, был совершен православный молебен. В нем участвовали представители двух православных юрисдикций – Московского и Румынского Патриархатов. С тех пор православные молебны перед мощами святого Дионисия и его сподвижников проводятся регулярно.

Палец святой Женевьевы

Еще одной покровительницей Парижа является мученица Женевьева, христианская святая неразделенной Церкви. Она родилась около 420 года в Нантере, предместье Парижа, и в 15 лет начала аскетическую жизнь. В 451 году, когда городу угрожали вторгнувшиеся в Европу орды Аттилы, Женевьева предсказала, что Париж будет спасен, и войска варваров действительно отошли в сторону, хотя местные жители до последнего не верили ее предсказанию. В 460 году именно Женевьева благословила постройку над могилой святого Дионисия Парижского церкви, при которой король Дагоберт I основал позже аббатство Сен-Дени.

Она прожила необычайно длинную по тем временам жизнь, отойдя к Богу в 80 лет. Почти сразу после смерти Женевьева стала почитаться святой покровительницей Парижа, к ее мощам начали стекаться многочисленные толпы паломников и местных жителей. Во время вражеских нашествий, эпидемий и прочих стихийных бедствий раку с ее мощами носили по парижским улицам. Церковь святой Женевьевы, где под главным престолом находилась рака, неоднократно грабили и жгли норманны, но каждый раз парижане ее восстанавливали, а полностью отстроили в XII-XIV веках, украсив мрамором.

К сожалению, во время французской революции мощи покровительницы Парижа в рамках «борьбы с предрассудками» были сожжены на Гревской площади – традиционном месте казней. Чудом сохранившиеся рака и фаланга руки святой Женевьевы хранятся ныне в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон, которая стоит на улице, носящей название «Холм святой Женевьевы».

Когда после революции 1917 года многие русские православные люди оказались в Париже, большая часть их буквально нищенствовала и голодала. В какой-то тяжелый момент одному из членов русской общины Парижа приснилась святая Женевьева и призвала молиться ей как покровительнице города, пообещав помочь в острой нужде.

Терновый венец Спасителя

Самым знаменитым символом Парижа, конечно, является Нотр-Дам – собор Божией Матери, духовное святилище, место паломничества туристов со всего мира. Здесь хранится одна из величайших святынь христианства – Терновый венец Спасителя, отправленный в Париж из Константинополя после его захвата крестоносцами. В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес Терновый венец на плечах. В 1241 году в Париж также была принесена частица Креста Господня.

В рекордные сроки, с 1243 по 1248 годы, для этих реликвий в центре Парижа была воздвигнута Сент-Шапель – Святая часовня, которую после революции закрыли. В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Парижской Богоматери, где хранятся до сих пор. В первую пятницу каждого месяца в 15 часов, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Нам довелось побывать на этой церемонии, которая оставила незабываемые впечатления. За час до ее начала люди приходят в собор и рассаживаются на стоящие там скамьи. В указанное время из сокровищницы собора выходит процессия, состоящая из иерархов и клириков католической церкви, которые с большим почтением несут святыни к центральному престолу храма. Затем все присутствующие аккуратно, рядами, встают с сидений и двумя шеренгами подходят к святыням. Среди этих людей сильно выделяются наши соотечественницы, которые накладывают на себя крестное знамение, а некоторые читают молитвословы.

Очень трогательно наблюдать, как перед величайшими христианскими святынями одинаково смиряются люди разных рас – черной, желтой и белой, разного уровня достатка и социального положения. В изумительной тишине и благоговении они подходят к святыням, лобызают их, низко кланяются и отходят. Многие остаются в храме до завершения церемонии, когда представители духовенства торжественной процессией уносят святыни в сокровищницу.

Русская часовня

В центре Парижа на улице Сен-Дени находится церковь Сен-Лё-Сен-Жиль, в которой хранится великая христианская святыня – мощи святой царицы Елены, матери императора Константина. Их французская история начинается в IX веке, когда французский монах по имени Тёджист, исцелившись после молитвы у мощей от неизлечимой болезни, выкрал их из римского храма святых Маркеллина и Петра и перевез во Францию. Вся эта история стала предметом большого международного епископского скандала. В конце концов, римский папа простил монаха Тёджиста и повелел оставить святыню в его монастыре в Реймском епископстве.

Во времена якобинских гонений в монастырь был направлен отряд с приказом конфисковать все имущество, а сам монастырь разрушить. Один из монахов по имени Грассар взял мощи из раки и спрятал их в отдаленной деревенской церкви. Лишь в глубокой старости он сообщил епископу Парижскому о том, где спрятал мощи царицы Елены. Епископат решил найти достойное место в столице для помещения святыни, и в 1820 году в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже произошла торжественная передача мощей. С тех пор они там и пребывают. Правда, за последний век об их существовании жители Парижа почти забыли.

Но в 1997 году у мощей святой Елены представителями трех православных юрисдикций (Константинопольской, Румынской и Московской) был совершен первый молебен, а в 2003-м – первая православная литургия. За последние годы в крипте церкви появились русские иконы, два раза в месяц здесь поют акафисты и служат литургию. По молитвам святой равноапостольной императрицы Елены при католическом храме Сен-Лё-Сен-Жиль образовалась православная община, и это святое место в центре Парижа зажило новой жизнью. Стоит отметить, что служители храма радушно встречают всех, кто приходит сюда помолиться у мощей святой Елены, и любезно указывают путь к крипте, где собирается православная община.

Светлана Высоцкая

sozidau.ru

Православные храмы и монастыри Франции

Собор св. Александра Невского в Париже.

 Православная жизнь во Франции фактически берет начало в 1816 году, когда после победы над Наполеоном, указом императора Александра I была учреждена церковь греко-российского исповедания при миссии в Париже. В 1861 году в Париже был построен великолепный храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Он и сейчас является настоящим украшением столицы Франции, но до самой революции это был единственный православный храм в Париже.   С середины XIX века  во Франции возводятся русские православные храмы в местах, где традиционно в то время отдыхает российская аристократия. Церковь св. Николая и муч. Александры в Ницце, Архангело- Михайловский собор в Каннах, церковь Покрова Богородицы и св. Александра Невского в Биаррице, церковь Пресвятой

Церковь Архангела Михаила в Каннах.

Богородицы и Николая чудотворца в Ментоне. В 1912 году в Ницце был освящен Свято-Николаевский собор, являющийся и на сегодняшний день самым большим православным храмом в Западной Европе.  В XX веке, с его войнами, революциями и социальными потрясениями, русское православие стало путеводной нитью для многих тысяч эмигрантов, лишившихся Родины. Революционные события и гражданская война в России вынудили покинуть родину  около двух миллионов русских людей.В 1921 г патриарх Тихон назначил архиепископа Евлогия (Георгиевского) управляющим русскими православными приходами в Западной Европе. Париж стал духовным и культурным центром русской эмиграции. Сразу же встал вопрос о строительстве церквей, русское население потянулось в церковь, не хватало храмов, не хватало и священников.  В 1925 году вторым приходом в эмигрантском Париже стал Храм преподобного Сергия Радонежского – знаменитое Сергиевское подворье и Свято- Сергиевский Богословский институт .  Митрополит Евлогий считал, что нужен не только приход, но нужна богословская школа. Церковь Трех Святителей была основана в 1931 году в помещении бывшего гаража, оставшимися верными Московской Патриархии священниками и небольшой группой прихожан. Еще один православный приход Московского патриархата иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святой Генофефы Парижской, существующий и по настоящее время связан с чудом, проявленным св. Женевьевой — Покровительницей Парижа. Приход был создан в 1936 году трудами священника Михаила Бельского, прихожан Владимира и Магдалины Лосских, Евграфа Ковалевского, врача Андрея Блума- будущего митрополита Антония Сурожского. Первые попытки создать в эмиграции монашескую обитель предпринимались уже с 1926 года, когда под Парижем в Гарган–Ливри возникла община » Нечаянная Радость». Осенью 1932 г. возникло «Православное Дело» м. Марии Скобцовой. В 1933 г.  Екатерина Любимовна Лихачева основала в г. Аньер (Франция) близ Парижа при храме Христа Спасителя дом призрения для пожилых русских эмигранток. В 1934 г. была пострижена в мантию с именем Мелания.  А в 1935 г. основала монашескую обитель Воскресения Христова в селении Розэ-ан-Бри в 50 км от Парижа. Но это было скорее монашество  в форме «монашества в миру», осуществляющего «социальное христианство», миссионерское по своей цели, — поставившее себе задачей христианизацию мирской жизни.  1933 году  возник Свято-духов скит в Ле Мениль Сен-Дени. Приблизительно в тоже самое время возникает скит Всех святых в Земле российской просиявших  в Мурмелон Ле Гранд, это был первый скит основанный по афонскому уставу о. Алексием (Киреевским). В 1938 году митрополит Евлогий благославляет основние  скита Казанской иконы Божией Матери в Муазене  в 70 км от Парижа. И тем не менее в своих воспоминаниях относящихся к 1938 году владыка Евлогий с горечью писал, что «монашество в эмиграции не расцвело».  Буквально накануне своей кончины летом 1946 года митрополит Евлогий благословил создание   Покровского монастыря в местечке Бюсси-ан-От, куда переехали монахини Евдокия, Бландина, Феодосия и Глафира. Первой игуменией стала монахиня Евдокия ( Куртен-Мещерякова).

Афонские подворья во Франции основали три французских насельника монастыря Симонопетра: иеромонахи Плакида (Дезей), Серафим (Пиотт) и Илия (Раго). Эти небольшие обители расположились в южной Франции: мужской монастырь св Антония Великого в горном массиве Веркор со скитом св. Марии Египетской на острове Поркероль, Покровский женский монастырь в Солане ( департамент Гар) и Преображенский женский монастырь у города Террасон в Аквитании.

 Монастырь святого  Силуана Афонского смешанный православный монастырь, расположенный в местечке Сен-Марс-де-Локене примерно в 200 км на юго-запад от Парижа,  основан 1 августа 1990 года иеромонахом Симеоном (Коссеком) духовным сыном архимандрита  Софрония (Сахарова), ученика Силуана Афонского.

magdalina-france.ru

Франция (храмы) — Азбука паломника

Франция

Церковь Покрова Богородицы и святого Александра Невского — действующий храм в юрисдикции Константинопольского вселенского Патриарха; построен в 1890-1892 в Биаррице на проспекте Императрицы. Французское название — Église Saint-Alexandre-Nevsky-et-de-la-Protection-de-la-Mère-de-Dieu.

Решение возвести храм в Биаррице на берегу Гасконского залива было принято в 1879 году. До того, церковные службы отправляли в одной из гостиных виллы Евгении, летней резиденции императрицы Евгении в Биаррице.

Вскоре был образован «Комитет по устройству и упрочению существования православной домовой церкви в г. Биаррице», который официально был утверждён в 1899 году. Благодаря деятельности Комитета поток пожертвований на возведение отдельного храма увеличился.

Кроме того, острая необходимость строительства отдельного храма была связана с тем, что новый владелец императорского дворца «Общество Парижского банка», предполагал приспособить здание под гостиницу.

Адрес: Биарриц, avenue de l'Impératrice, 8

Подробнее...

Архангело-Михайловская церковь — православный храм Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, построен французским архитектором Нуво в 1894 в городе Каннe (Франция), на бульваре Александра III. Достопримечательность Лазурного побережья и Каннa.

До 24 апреля 2015 года в крипте храма были погребены великий князь Николай Николаевич Младший и его супруга великая княгиня Анастасия Николаевна. В крипте церкви остаются захоронения великого князя Петра Николаевича и его супруги великой княгини Милицы Николаевны, а также принца Петра Ольденбургского.

Адрес: Канны, boulevard Alexandre III, 36-40

Подробнее...

Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм Корсунской епархии Московского патриархата, построен в начале ХХ века в Ницце, близ бульвара Царевича (boulevard Tzaréwitch), в конце тупика Avenue Nicolas II. Французское название — La Cathédrale orthodoxe russe Saint-Nicolas.

После строительства, начатого в 1903 и завершившегося в 1912 году, собор находился в ведении Православной российской церкви. С 1923 года храм был передан в аренду на 99 лет Русской православной культовой ассоциации, c 1931 года пребывающей в церковной юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов (Константинопольский патриархат). В 2010 году решением суда здание собора было признано находящимся в собственности Российской Федерации, в 2011 году передавшей храм в пользование Русской Православной Церкви (Московский патриархат).

Одна из известных достопримечательностей Ниццы; по оценкам СМИ, самый большой в Западной Европе православный храм.

Адрес: Cathédrale russe de St. Nicolas, 2, Avenue Nicolas II / boulevard Tzaréwitch, 06000 Nice, France

Телефон: +33 9 83 94 71 55.

E-mail: [email protected]

Подробнее...

В 1880 году было основано Русское Ментонское благотворительное общество (фр. Société russe de bienfaisance à Menton), находившееся под покровительством великой герцогини Анастасии Михайловны. Целью создания Общества была организация взаимопомощи русских подданных, проживавших в Ментоне, Бордигьере и Сан-Ремо, а также попечение о больных и скончавшихся.

После устройства Русского дома Общество решило построить церковь. Закладка храма состоялась 5 (17) июня 1892 года. Постройка храма производилась по плану и под руководством архитектора Г.-Г. Терслинга.

24 ноября (6 декабря) 1892 года состоялось освящение храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая Чудотворца. Чин освящения возглавил настоятель Ниццкой церкви протоиерей С. Г. Любимов.

В 1903 году приход получил самостоятельность. До появления храма в Сан-Ремо в Ментону приезжали молиться также русские, отдыхавшие на итальянской Ривьере. В 1912 году для духовенства вблизи храма был куплен отдельный дом.

Адрес: Ментона, rue Paul-Morillot, 14

Подробнее...

Строительство было начато зимой 1856 года по инициативе вдовствующей императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I и при участии россиян, находящихся на лечении в Ницце.

Автором проекта церкви был синодальный архитектор Александр Кудинов, но его существенно изменил строивший храм зодчий из Ниццы.

Церковь освятили 31 декабря 1859 года во имя святителя и чудотворца Николая и мученицы царицы Александры.

Торжественное освящение храма состоялось в присутствии великой княжны Марии Николаевны, дочери императора Николая I, впоследствии принцессы Баденской, русских дипломатов и русской общественности. Это был первый русский православный храм во Франции.

Адрес: Ницца, rue de Longchamp, 6

Подробнее...

Храм основан в 1935 году. Так как, город Сен-Луи расположен рядом с местом, где сходятся границы трёх стран — Швейцарии, Франции и Германии, в 1 км от Базеля, с которым его связывает международная трамвайная линия, Храм Свт. Николая Чудотворца является, таким образом, одновременно приходом для трёх стран.

Приход, в основном, русскоязычный, ставший в последние годы довольно большим за счёт последней русской иммиграции. Посещают его не только русские по происхождению, но и грузины, молдаване, украинцы, русскоязычные немцы, французы и швейцарцы.

При приходе существует и действует швейцарская благотворительная организация «Милосердный Самарянин», которая уже около 15 лет помогает особо нуждающимся в России (сейчас это, в основном, студенты духовных школ и многодетные семьи). Тесные отношения связывают приход с Русской Православной Церковью в России, с Московской Духовной Академией и семинарией.

Адрес: Eglise Saint Nicolas 3, rue des Jardins F-68300 Saint-Louis, France

Телефон: +41 61 311 21 55

E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

Подробнее...

Церковь была построена по инициативе Союза офицеров бывшего Экспедиционного корпуса Русской армии во Франции. Экспедиционный корпус русской армии во Франции и Греции (Экспедиционный корпус, Русский экспедиционный корпус) — обобщающее наименование экспедиционных войск (соединений, бригад) Русской Императорской армии, участвовавших в Первой мировой войне на территории Франции и Греции, по инициативе двух государств в рамках интернациональной помощи и обмена между двумя союзниками по Антанте.

Специальный строительный комитет в короткий срок собрал необходимые для строительства храма средства (композитор Сергей Рахманинов пожертвовал на строительство 12 тысяч франков).

В апреле 1936 года состоялась закладка первого камня в основание строительства церкви. Архитектором выступил Альберт Александрович Бенуа, создавший крестово-купольную одноапсидную церковь новгородского типа. На звоннице церкви, продолжающей западный фасад храма, протоиереем Михаилом Яшвилем был собран и настроен комплект колоколов.

Адрес: France, Champagne-Ardenne, Mourmelon-le-Grand, Сен-Илер-ле-Гран, мемориальное кладбище

Подробнее...

7 мая 1938 года совершена закладка храма на 200 человек. Протопресвитер Виктор стал главным вдохновителем строительства и главой строительного комитета. Автором проекта стал русский архитектор-эмигрант Сергей Баздерев. Много сделал француз Жюль Рош, долго живший в России — он ссудил 50 тысяч франков. Храм строили своими руками, главным образом вечером, после работы. Возили тяжёлые тачки, носили кирпичи, клали цемент. Сам настоятель месил глину. Были созданы две бригады, которые работали с большим усердием. Средства собирали везде, где только могли. Работы шли в течение всей Второй мировой войны, несмотря на военное положение, на бомбардировки, на крайне тяжёлое экономическое положение. Молодёжь, на велосипедах, ездила за город и привозила, с большим трудом найденные продукты, чтобы кормить на месте работающих.

31 августа 1945 года вместе с митрополитом Серафимом (Лукьяновым) и настоятелем протопресвитером Виктором приход перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата.

5 мая 1946 года храм был освящён митрополитом Серафимом.

17 января 1948 года приход вместе с настоятелем вернулся в юрисдикцию в РПЦЗ.

Адрес: 5 Rue Sainte-Geneviève, 69006 Lyon, Франция

Телефон: +33 4 78 24 72 66

Подробнее...

Кафедральный храм во имя Пресвятой Троицы на набережной Бранли в Париже был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 4 декабря 2016 года. Входит в комплекс Русского духовно-культурного центра.

Русский духовно-культурный центр — комплекс из четырёх зданий:

  • кафедральный собор Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви,
  • российско-французской начальной школы на 150 учеников,
  • выставочного центра,
  • здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями.

Центр расположен на территории общей площадью 4,2 тыс. кв. метров в VII округе Парижа, приобретённой Правительством России участке земли в Париже, в нескольких сотнях метрах от Эйфелевой башни и в непосредственной близости от музея Бранли, Гран Пале и парижского музея современного искусства. Территория центра является частью посольства РФ во Франции и обладает в этой связи дипломатическим иммунитетом.

Проект центра разработан французским архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом. Официальное открытие состоялось 19 октября 2016 года.

Адрес: 1 Quai Branly, 75007 Paris.

Подробнее...

Собор Свято́го Са́ввы (серб. Црква Светог Саве у Паризу) — кафедральный собор Западноевропейской епархии Сербского патриархата, расположенный в городе Париже и освящённый в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии — святого Саввы Сербского.

В сентябре 1947 года в Париже была основана первая сербская православная община, которая 3 февраля 1948 года была официально признана французскими властями. На начальном этапе приход не имел своего отдельного храма и богослужения совершались в храмах других христианских конфессий.

В 1962 году община взяла в аренду протестантскую церковь на рю Симплон, а в 1984 году окончательно приобрела и переоборудовала здание для православных служб.

Здание собора было построено в неороманском стиле и снаружи облицовано тесаным известняком и украшено ажурным орнаментом. Над входом в храм помещена фреска святителя Саввы Сербского, написанная в стиле древней сербской церковной живописи. Внутри церковь разделена вдоль опорными столбами на две части: слева — храмовое пространство; в правом - установлена большая икона Пресвятой Богородицы «Всецарица». Резной двухярусный иконостас из морёного дуба с иконами (справа от Царских врат) в нижнем ряду - Спасителя, Архангела Михаила, Иоанна Крестителя, великомученика и целителя Пантелеимона; слева — образ Божией Матери «Троеручница», архидиакон Стефан, святитель Савва Сербский, святитель Николай Чудотворец. Во втором иконостасном ряду изображены двенадцать апостолов. Венчает иконостас образ Ветхозаветной Троицы и православный восьмиконечный крест. Росписей в храме нет.

Адрес: 23, rue du Simplon, 75018 Paris

Подробнее...

Храм на рю Лекубр был построен в 1933 году и освящён в честь преподобного Серафима Саровского. Проект иконостаса церкви создал учредитель Общества возрождения художественной Руси, академик Н. В. Глоба. В нижнем ряду были установлены иконы письма П. А. Федорова.

Спустя сорок лет здание храма пришло в негодность, в связи с чем в 1973—1974 годах на месте старого храма по проекту архитектора А. Н. Фёдорова была построена новая деревянная церковь. Внутри храма находятся два массивных клёна, стволы которых выходят наружу через отверстия в крыше (одно растение живое, второе — засохшее). На одном из деревьев находится текст завещания Серафима Саровского.

Одной из главных святыней храма является икона преподобного Серафима с частицей его мощей. Также в церкви хранятся часть камня, вывезенного из Царского Села, на котором святой совершал свой молитвенный подвиг, часть мантии святого и небольшое количество муки, которую сестры Дивеевского монастыря мололи на ручной мельнице и раздавали по горстке паломникам как благословение.

Адрес: 91, rue Lecourbe, Paris 15e.

Подробнее...

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже — слишком тесного.

В 1847 году священник русского посольства — Иосиф Васильев — начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.

Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Адрес: Париж, Rue Daru, 12

Подробнее...

В 1890 году по проекту французского архитектора Жозефа Водреме (1829—1914) на улице Жоржа Бизе, 7 в XVI округе Парижа состоялась закладка греческого православного собора, освящение которого было совершено 22 сентября 1895 года в честь первомученика архидиакона Стефана.

Здание собора высотой 42 метра было построено в византийском стиле, облицовано белым и коричневым глазурованным кирпичом, а стены прорезаны длинными арочными окнами. Венчает собор купол, расположенный на парусах и равносторонний византийский крест. Арочный вход в храм обрамляют коринфские колонны из жёлтого известняка. Наружные стены собора частично застроены более поздними постройками.

В 1962 году в храме венчались легендарная певица Эдит Пиаф, принявшая православие, и греческий парикмахер Теофанис Ламбукас.

В 1977 году в соборе отпевали величайшую оперную певицу греческого происхождения Марию Каллас.

С 1980 года по субботам в храме регулярно проводит богослужения на арабском языке община Антиохийской православной церкви.

Адрес: 7 Rue Georges Bizet, 75016 Paris, Франция

Телефон: +33 1 47 20 67 22

Подробнее...

Храм всех святы́х, в земле́ Росси́йской просия́вших (фр. Eglise de Tous les Saints glorifiés en Terre Russe) — бывший храм Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) в Париже, основанный святителем Иоанном Шанхайским в 1961 году. Ныне центр неканонической Истинно-православной церкви Молдавии в Западной Европе.

Западноевропейская епархия канонической РПЦЗ числит этот храм в своей юрисдикции с оговоркой «приход временно не обслуживается»; всё движимое и недвижимое имущество прихода принадлежит «Православному культовому объединению», пребывающему в в расколе с 2001 года.

Адрес: 19, rue Claude Lorrain, Paris

Подробнее...

Храм трёх святителей (фр. Eglise cathédrale des Trois-Saints-Docteurs, Трёхсвятительское подворье) — кафедральный храм Корсунской епархии Русской православной церкви в Париже. Единственный православный храм Парижа, где службы совершаются ежедневно.

Интерьер церкви, устроенный в русском стиле, был украшен фресками и иконами письма Леонида Успенского и монаха Григория (Круга). Работы завершились в 1960 году.

В конце 2003 — начале 2004 года архиепископ Иннокентий (Васильев) предпринял капитальный ремонт Трехсвятительского храма.

Адрес: 5 rue Pétel, 75015 Paris (метро Vaugirard, 12ая линия)

Телефон настоятеля: + 3 06 07 96 60 70

Email настоятеля: [email protected]

Подробнее...

azbyka.ru

Франция — Азбука паломника

Фра́нция (фр. France, МФА (фр.): [fʁɑ̃s]), официальное название Францу́зская Респу́блика (фр. République française, МФА (фр.): [ʁe.py.blik fʁɑ̃.sɛz]) — государство в Западной Европе. Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство», её принцип — правление народа, народом и для народа. Столица — город Париж.

Крупнейшие города 

Православие во Франции 

Православие во Франции. В I тысячелетии н. э. епархии на территории Франции входили в состав единой Христианской церкви. Однако после раскола Церквей в XI веке вся территория Франции оказалась в юрисдикции Католической церкви и первые православные приходы нового времени появились лишь в XIX веке. Согласно статистике к 1998 году во Франции насчитывалось 240 тысяч из православный верующих различных поместных православных церквей. Хотя эти верующие являются гражданами Франции, по этническому происхождению они — выходцы из стран с традиционным православным присутствием: России, Украины, Греции, Румынии, Болгарии, бывшей Югославии, Ливана и др.

Юрисдикции

Как и для многих стран, не относящихся к территории традиционного православия, для Франции характерно сосуществование большого количества юрисдикций, связанное как с различными странами происхождения православных верующих, так и с перипетиями истории XX века.

Константинопольский патриархат

Галльская митрополия (греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Γαλλίας, фр. Metropole grec-orthodoxe de France) — основана в 1963 году для греческих приходов Франции, которые до этого момента входили в состав Фиатирской архиепископии с кафедрой в Лондоне. Глава — митрополит Галльский Эммануил (Адамакис), председатель Ассамблеи православных епископов Франции. 38 приходов. До 2003 года митрополия включала также греческие приходы Испании, Португалии и Канарских островов, 20 января 2003 года выделенные в новую епархию с центром в Мадриде.

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе (фр. Archevêché des Églises Orthodoxes Russes en Europe Occidentale, греч. Πατριαρχικὴ Ἐξαρχία τῶν ἐν Δυτικῇ Εὐρώπῃ Ὀρθοδόξων Παροικιῶν Ρωσσικῆς Παραδόσεως) — создана в 1931 году для приходов, перешедших вместе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) под омофор Константинопольского патриарха. Включает свыше 60 приходов и один монастырь, в том числе 43 прихода во Франции. Bо Франции архиепископия является крупнейшей православной епархией.

Украинская епархия Западной Европы в составе Украинская православная церковь в США (фр. Diocèse ukrainien d'Europe Occidentale) — центр в Лондоне, 3 прихода во Франции. Самостоятельно не представлена в Ассамблее православных епископов Франции.

Русская православная церковь

Корсунская епархия Московского Патриархата — основана в 1960 году в составе бывшего Западноевропейского экзархата РПЦ, просуществовавшего до 1990 года. Объединяет приходы РПЦ во Франции, Швейцарии, Испании, Португалии и на Канарских островах. До декабря 2007 года также включала Патриаршие приходы Италии. Во Франции — 20 приходов и монастырей. Глава — архиепископ Иннокентий (Васильев).

Женевская и Западно-Европейская епархия РПЦЗ (фр. Diocèse de Genève et d'Europe occidentale) — возникла в 1927 году в результате разрыва архиепископа Евлогия (Георгиевского), с Архиерейским Синодом РПЦЗ. Объединяет приходы на территории Швейцарии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Во Франции 8 действующих приходов и 4 «временно не обслуживается» (всего в 10 городах). Кроме того, Каннский приход является ставропигиальным и подчиняется непосредственно Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви. Глава — архиепископ Михаил (Донсков).

Сербская православная церковь

Епархия Франции и Западной Европы (серб. Епархиjа Западноевропска, фр. diocèse de France et d'Europe occidentale, англ. Serbian Orthodox Diocese of France and Western Europe) — основана в 1969 году для сербских приходов во Франции, Бельгии, Нидерландах и Испании. 16 приходов во Франции. Глава — епископ Лука (Ковачевич).

Румынская православная церковь

Румынская митрополия Западной и Южной Европы (фр. Métropole Orthodoxe Roumaine d'Europe Occidentale et Méridionale, англ. Romanian Orthodox Metropolitanate of Western and Southern Europe) — основана в 1974 для румынских приходов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Испании, Португалии, Италии, Швейцарии, Великобритании и Ирландии. Глава — митрополит Иосиф (Поп). Во Франции — 30 приходов и монастырей.

Антиохийская православная церковь

Антиохийская Православная Архиепископия Европы (фр. L'Archidiocèse Orthodoxe Antiochien d'Europe, англ. Antiochian Archdiocese of Europe) — основана в 2000 году. 4 прихода во Франции.

Болгарская православная церковь

Западно- и Среднеевропейская епархия (фр. Diocese Orthodoxe Bulgare d'Europe occidentale et Centrale, англ. Bulgarian Orthodox Diocese of Western and Central Europe) — 3 прихода во Франции (Париж, Лион и Страсбург).

Грузинская православная церковь

Митрополия Западной Европы (Georgian Orthodox Diocese in Western Europe) — центр в Брюсселе. Кроме того, один грузиноязычный приход (святой Нины) есть в составе Греческой митрополии Константинопольского патриархата.

Святыни

Все святыни Франции

Многие мощи древнехристианских святых и другие священные реликвии во Франции находятся в католических храмах.

Собор Парижской Богоматери:

Храм Св. Стефана:

  • св. Геновефа (Женевьева) Парижская (V в.) (часть мощей).

Храм Сен-Ле-Сен-Жиль:

  • равноап. цар. Елена (часть мощей).

Храм Трёх Святителей (Париж):

  • «Парижская-Иверская» икона Божией Матери.

Знаменский женский монастырь (Марсена):

  • «Равенсбрюкская» икона Божией Матери.

ПЕРПИНЬЯН. Кафедральный собор Св. Иоанна Предтечи:

  • левая рука святого Иоанна Предтечи

Монастыри

Православные монастыри Франции

В настоящее время во Франции существует 23 православных монастыря, которые распределены следующим образом по юрисдикциям:

  • 8 — Константинопольский патриархат:
  • 1 — Антиохийский патриархат
  • 4 — Русская Православная церковь
  • 7 — Румынская Православная церковь
  • 3 — Сербская Православная церковь

Храмы

Православные храмы Франции

Собор Парижской Богоматери

Собо́р Пари́жской Богома́тери (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строился с 1163 по 1345 гг. В соборе хранится Терновый венец Спасителя .

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Адрес: Париж, 6 pl. du Parvis Notre-Dame, metro Cite.

Часы работы: с 8.00 до 18.45 с понедельника по пятницу, 08.00-19.45 — в субботу и воскресенье.

Подробнее...

Учебные заведения

  • Русская духовная семинария во Франции
  • Свято-Сергиевский православный богословский институт
  • Свято-Дионисиевский православный богословский институт

Фото

  • Собор Парижской Богоматери

  • Внутренне убранство собора Парижской Богоматери

  • Витражи в соборе Парижской Богоматери

  • Терновый Венец Христа

  • Собор Александра Невского в Париже

Видео

Православные святыни Франции

Русская православная семинария во Франции

Крест над Европой. Выпуск от 19 мая. Паломничество в грот Марии Магдалины

Париж, Собор Нотр Дам, Собор Парижской Богоматери

Патриарх Кирилл совершил богослужение в Трехсвятительском храме в Париже

Патриарх Кирилл освятил Свято-Троицкий собор в Париже

Русский духовно-культурный центр начинает работу в Париже

Во Франции после реставрации открылся один из красивейших православных храмов

Ссылки

Подкатегории

В этой категории отображается 6 подкатегорий из имеющихся 6.

Страницы в категории «Франция»

Эта категория содержит единственную страницу.

azbyka.ru

Православные святыни Парижа. Часть 1, отзыв от туриста elenarossi на Туристер.Ру

Я бегу по Парижу. Всего лишь несколько часов как наш самолет приземлился в аэропорту Шарль де Голь, а я уже, закинув чемодан в гостиницу, бегу по Парижу, боясь опоздать на Акафист Иверской Божьей Матери.

Как найти храм, где хранится эта святыня, украденная еще в войну 1812 года и обретенная совсем недавно. О, это целая история! История моей культуры, моих соотечественников, история любви, верности, боли.

Май, цветут каштаны, но я лишь мельком вижу красоту и своеобычие незнакомого города, который за неделю должна узнать и, конечно же, полюбить.

Как известно, Иверией и в античные и византийские времена называлась территория Восточной Грузии.

Когда-то Иверский образ явился во сне благочестивому грузинскому старцу Гавриилу. С X века этот образ находился на Святой Горе, в Иверском монастыре, названном так в связи с тем, что там подвизались грузинские монахи.

В 1648 году в Москву с Афона была привезена копия этого чудотворного образа, а позже, в 1669 году рядом с Воскресенскими воротами на Красной площади в Москве была построена часовня, куда поместили список с Афонской иконы.

Часовня никогда не запиралась, потому что поток людей к этой святыне не иссякал никогда.

Образ Иверской считался чудотворным, так что его в Москве нередко носили по домам всех болящих и страждущих. А когда основной образ уносили, на его место ставили другой — список, также чтимый и чудотворный. Именно этот, второй список и похитил один французский офицер, когда французы в войну 1812 года грабили Москву, а потом жестоко в ней страдали.

Прошло почти 120 лет и вот, в 1930 году один из русских эмигрантов, увидел в витрине антикварного магазина икону Божией Матери, которую хорошо знал, так как был русским, выходцем из Москвы.

Хозяин антикварного магазины, сказал, что икону принес потомок того французского офицера и понимая ценность святыни, назначил за ее выкуп немыслимую сумму: в 25000 франков. В то время это были огромные деньги. Был создан специальный комитет. Люди, русские и не только, православные французы, но в основном все же наши эмигранты, несли все свои сбережения, кто-то отдавал последнее (отложенное на «черный день», на похороны).

Под водительством епископа Вениамина (Федченкова) православные христиане Франции усердно молились. Однажды епископ Вениамин поехал в магазин, проведать святыню и обнаружил, что трудно продаваемую икону отправили в сырой подвал. Именно там он увидел Иверскую, стоящую вниз головой. Владыка Вениамин упал на колени перед образом и стал слезно молиться. Вероятно, это событие произвело на продавца должное впечатление, так как он не только снизил цену, но и согласился пойти на рассрочку.

Несмотря на то, что процесс затянулся на несколько лет, икона все же была выкуплена и установлена в церкви Трех Святителей, находящейся в юрисдикции Московского Патриархата.

Как многие приходы эмигрантов, в то время, храм Трех Святителей помещался в бывшем гараже. Фанерный иконостас, неотштукатуренные стены, бедность… «Денег не было никаких, на которые можно было бы покупать пищу для живших при храме пяти монахов. Ели они только то, что прихожане складывали в картонные коробки у дверей одной кельи», — так рассказывал впоследствии митрополит Антоний Сурожский о жизни прихода Трех Святителей.

Эта церковь стала местом паломничества. Со всех концов Франции в храм приезжали русские люди, чтобы почтить святой образ Иверской иконы. Вновь двери храма не запирались ни днём, ни ночью, чтобы каждый мог помолиться. Так в Париж вернулась московская традиция неусыпного почитания иконы.

А митрополит Евлогий в проповеди 1930 года, сказал очень важные слова:«Пусть этот образ Владычицы послужит нам символом единства и откроет нам двери в многострадальную Родину».

Икона, которую еще называют Вратарницей, должна была открыть двери и объединить православных людей, расколовшихся в результате революции на два непримиримых лагеря. Это и произошло.

Я бегу по Парижу. Сегодня вторник — день, когда в 18 часов читается Акафист — другого случая не предвидится, ведь через неделю я должна уже улететь в Россию.

Специально не пользуюсь метро — боюсь еще больше заблудиться. Парижское метро — целый город, с множеством веток. Город, в котором надо уметь ориентироваться, а у меня нет времени и совсем нет опыта пользования этим видом транспорта. Искать с картой в руках мне кажется надежнее.

Я бегу быстро. Я не знаю, сколько километров нужно преодолеть, для того, чтобы найти адрес: 5, rue Petel, 75015 Paris, но я спешу.

Однако название одной из улиц — rue Lecourbe, заставляет меня остановиться. Где-то здесь во дворе дома 91 находится еще одна церковь в честь св. Серафима Саровского. Эта церковь интересна не только тем, что это единственная деревянная церковь в Париже, но и тем, что когда ее строили, два могучих дерева в центре храма решили не выкорчевывать, но оставить.

Как пройти во двор? Забегаю в близлежащее кафе и, понимая, что во французском я совсем не сильна, почему-то начинаю спрашивать на испанском (который у меня немногим лучше французского). Как ни странно, хозяйка кафе, отвечает мне на испанском, и очень доброжелательно рассказывая (о чем-то), ведет через улицу, нажимает код заветной двери, и показывает — куда идти дальше.

В глубоком дворе райский уголок. Поют птицы. Два дерева вырастают из крыши маленького однокупольного храма. Одно дерево живое — другое — засохшее. Говорят, что когда священник обращается с проповедью, указывает на этих двух свидетелей, как бы символизирующих духовную и бездуховную жизнь людей.

Бегу дальше. Нахожу заветный дом, в бывшем гараже которого находится храм, но церковь не нахожу. Спрашиваю, кружу рядом — все закрыто. Молодые этнические французы удивленно пожимают плечами — о чем это я…

Возвращаюсь в гостиницу. Ноги гудят. Решимость побывать везде, где задумала, не оставила меня. Я знаю, что французская Иверкая икона еще явит и мне свой лик, просто, наверное, нужно… заслужить.

А еще мне нужно побывать у моей св. Елены, ведь когда-то это и стало главным посылом моей поездки в Париж. Это случилось в Барселоне.

В православном храме, где в тот день молились вместе и русские и болгары, мы разговорились с двумя молодыми женщинами. Одна болгарка Мария попросила меня на прощание взять ее свечу и поставить в Петербурге Ксении Петербуржской. «А я за вас поставлю свечку в Париже — у меня муж француз и я часто там бываю», — сказала она.

— Как! Елена в Париже?

— Конечно!

Помню, я шла морозной серой питерской осенью в часовню к св. Ксении на Смоленском кладбище. Как поставила свечку Марии с ее, неизвестной мне просьбой, которую должна была услышать Ксения…

Прошло три месяца, и я получила маленькое электронное послание из Барселоны: «Елена! Мы в большой любви живем с мужем несколько лет и очень хотели бы ребенка. Теперь, вот уже три месяца, как мы ждем прибавления. Мы счастливы».

Тогда я поняла, что мне обязательно нужно поехать в Париж, туда, где так часто бывала Мария, где молилась за меня, и где обязательно должна была побывать и я.

Церковь Сен-Лё-Сен-Жиль, в которой покоятся мощи святой царицы Елены, матери императора Константина, находится в центре Парижа на улице Сен-Дени. Улица эта не славится добропорядочностью, но может быть не случайно мощи св. Елены, которая часто воздвигала христианские храмы на месте языческих капищ, находятся здесь. Святыня поругаема не бывает.

В церкви шла служба. Я обратилась к монахине на своем «тарабарском» французском. Я объяснила ей, что я — Елена из России приехала к своей святой Елене в Париж…

Она улыбнулась и попросила ждать. Через некоторое время, она пришла с ключом и отвела меня в подземную крипту.

Открыла заветную дверь и оставила… наедине с моей святой. Нет! Такого не бывает!!!

Наверху согласно пел хор, все было полно трепетной радости и мира.

Как мощи попали во Францию?

Когда-то давно, еще в IX веке, французский монах по имени Тёджист по его собственным молитвам у раки св. Елены был исцелен. После этого он почему-то решил выкрасть мощи святой и перевезти их во Францию в свой монастырь около города Реймса. Эта история стала предметом скандала и братья-монахи осудили собрата. Однако когда выяснилось, что если бы монах по своей глупости не привез мощи, они через короткое время могли бы быть уничтожены во время гонений мусульман на христианские святыни.

Однако опасность заключалась не только вовне. Во времена революции якобинцы также пришли в монастырь, чтобы уничтожить святыни. Один из монахов по имени Грассар взял мощи из раки и спрятал их. Спустя много времени лишь в 1820 году состарившийся отец Грассар счел возможным передать святыню в церковь Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже.

В 1997 году у св. Елены представители трех православных церквей: Константинопольской, Московской и Румынской

отслужили первый молебен, а в 2003 году состоялась и первая литургия. Сегодня в крипте церкви появились русские иконы, два раза в месяц здесь поют и читают акафисты, служат литургию. При католическом храме Сен-Лё-Сен-Жиль образовалась православная община.

Православный Париж — да может ли такое быть! Оказывается — может! И рассказ об этом удивительном месте не только туризма, но и паломничества еще будет продолжен.

Это видео дает представление о молитвах разных конфессий, которые я услышала в Париже, а также о том, что звучало почти как молитва…

Молитвы Парижа

Это видео - несколько музыкальных фрагментов из служб в храмах разных конфессий в Париже. Молитва - она звучит сокровенно. И не важно, сладкоголосый тенор на мессе в Нотр-Дам или чистый голос нищенки в метро... Главное - это когда от сердца.

www.tourister.ru