Русский православный храм в Париже будет строить другой архитектор. Православный храм в париже


Подарок эмигрантам: в Париже открыли российский православный центр

16:2119.10.2016

(обновлено: 18:14 19.10.2016)

12232185

ПАРИЖ, 19 окт — РИА Новости, Виктория Иванова. Открытие российского духовно-культурного центра на парижской набережной Бранли прошло в среду в Париже.

Церемония открытия состоялась в присутствии министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского и мэра Парижа Анн Идальго. Среди гостей церемонии была также мэр 7-го округа Парижа Рашида Дати, посол России во Франции Александр Орлов, парижские политики, представители культурой элиты города, дипломаты.

Экс-премьер Франции считает, что нельзя разрывать связи с Россией

"Сегодня мы открыли не только храм, а целый комплекс, центр. Конечно, храм с архитектурной точки является центральным моментом этого комплекса, но помимо него тут и культурный центр, и образовательный центр, и аудиториум, будут проводиться различные культурные мероприятия и лекции. Мне кажется, этот храм сегодня важен именно потому, что западное общество, французское, переживает такой сложный период своей истории, когда теряются нравственные ориентиры. Мы ощущаем тягу большого числа французов вернуться к тем корням, которые были нашими общими духовными, христианскими корнями. И с этой точки зрения храм будет востребован, его с большим интересом ждут здесь во Франции", — сказал РИА Новости посол РФ в Париже Александр Орлов.

Глубокий след в истории города

Символическую ленту в цветах российского триколора на входе в центр перерезали Мединский и епископ Богородский Антоний, руководитель управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям.

По словам епископа, с 30-х годов прошлого столетия православная община была вынуждена совершать богослужения в подвале велосипедной фабрики, где было устроено Трехсвятительское подворье.

Умаханов: делать отношения РФ и Франции заложником ситуации в Сирии немудро

"Сегодня, наконец, мы стали свидетелями того, как на берегу реки Сены засияли золотом купола величественного православного собора. Он станет кафедральным храмом Русской православной церкви в Париже. Этого события ждали многие поколения русских эмигрантов в Париже. Я уверен, что этот храм, как и другие памятники русско-французской дружбы, станет видимым символом добрых отношений между нашими странами вне зависимости от политических обстоятельств, которые имеют место в разное время", — добавил епископ.

В свою очередь, мэр Парижа Анн Идальго также поздравила собравшихся с открытием центра. "Я счастлива, что российский центр и православный храм нашли свое место в этом замечательном седьмом округе Парижа, и что это место будет служить символом дружбы. Как мэр Парижа я знаю, что русские оставили глубокий след в истории этого города. Этот отпечаток — художественный, культурный и интеллектуальный", — сказала мэр.

Путин отметил значимость нового православного центра в Париже

Она добавила, что "это замечательное место позволит россиянам наших дней продолжить традиции и оставить след в жизни этого города".

Планы на ближайший год

После выступлений гостей церемония завершилась вручением подарков. Глава компании Bouygues Batiment Ile-de-France Бернар Мунье вручил три медали, отлитые в честь открытия центра: министру культуры, послу России и епископу Антонию, а самому центру от его "родителей" в подарок достался черный рояль.

Пока сам храм еще не освящен и даже не оформлен — первых посетителей встречают высокие и пустые белые стены. Отделка церкви займет какое-то время, но в одном из корпусов центра уже начала работу первая выставка фотографий.

"Это проект действительно уникальный. Я думаю, что это место достойно такой прекрасной столицы Европы — Парижа. И я уверен, это будет одним из любимых мест посещения не только наших соотечественников, не только православных, приезжающих в Париж, но и местом встречи и взаимного общения гостей Парижа, французов, наших друзей", — сказал Мединский.

Пиотровский рассказал о значении открытия храма РПЦ в Париже

Он показал журналистам объемную папку — список мероприятий, запланированных к проведению в центре в следующем году. "Очень много планируется мероприятий — кино, выставки, образовательные программы. Мне бы очень хотелось, чтобы этот центр как можно скорее зажил полноценной жизнью в этих прекрасных стенах", — сказал Мединский.

Церемония закладки первого камня на месте строительства российского православного духовно-культурного центра прошла в Париже в апреле 2015 года на набережной Бранли — на участке, приобретенном управлением делами президента РФ в марте 2010 года.

Ожидалось, что презентовать собор будут президенты Франции и России Франсуа Олланд и Владимир Путин, однако визит российского лидера в Париж был отменен.

ria.ru

Православный собор в Париже как зеркало трений между Путиным и Олландом | Политика | ИноСМИ

Агрессивная военная политика Владимира Путина приводит ко все большей международной изоляции российского президента. Во вторник на прошлой неделе ему пришлось отменить свой визит в Париж, поскольку Франсуа Олланд предупредил о том, что выскажется со всей прямотой по поводу варварских бомбардировок Алеппо российской авиацией. Французский президент назвал их «военными преступлениями», которые могут быть осуждены Международным уголовным судом. Но самым показательным является случай с русским православным собором, который Путин хотел открыть во французской столице 19 октября.

Это история, наполненная интригами, дипломатическими хитростями и имперскими устремлениями. И через все это проходит религия. В рамках своих усилий по восстановлению символов исчезнувшей советской империи в середине прошлого десятилетия Путин принял решение о строительстве большого православного собора в Париже. Во французской столице уже был православный собор в честь Александра Невского, где венчался Пабло Пикассо, но он был в подчинении Константинопольского патриархата.

Путин поручил проект Владимиру Кожину, в то время управляющему делами президента РФ, пользовавшегося его огромным доверием. Именно Кожин и сам Путин убедили правительство Николя Саркози продать России великолепный участок земли площадью в 4.200 квадратных метров, где раньше располагался Институт метеорологии. Он находился на набережной Брэнли (Branly), на берегу Сены между Эйфелевой башней и мостом Альма.

Многие хотели заполучить этот участок и предлагали немалые деньги, прежде всего Россия и Саудовская Аравия. Первая предлагала 73 миллиона евро и хотела построить на нем собор. Саудовцы, предлагавшие намного больше, хотели возвести там огромную мечеть.Le Monde18.03.2016Le Monde13.10.2016Reuters15.10.2016Русская служба RFI11.10.2016Русская служба RFI16.10.2016После долгих процедур и согласований Саркози принял тогдашнего Патриарха всея Руси Алексия II, объяснившего ему необходимость строительства достойного храма для 200 тысяч прихожан Русской православной церкви, проживавших в Париже. Осуществление проекта было ускорено, и в итоге конкурс выиграл знаменитый архитектор Мануэль Нуньес-Яновски (Manuel Núñez-Yanowsky), сын испанского республиканца.

«Знаете, почему это будет находиться здесь», рассказывает мне по телефону этот французский архитектор о своем разговоре в Елисейском дворце, когда ему показывали карты и чертежи проекта. «Мне указали на храм и крест и добавили: если не это, то здесь будет полумесяц».

Заинтересованность и настойчивость Путина в ускорении работ привели к тому, что министр культуры Фредерик Митерран (Frédéric Mitterrand) в правительстве Саркози назвал будущий собор «Святым Владимиром на Сене». Для российского посольства в Париже он стал главным проектом, считают в мэрии. Именно в мэрии социалист Бертран Деланоэ (Bertrand Delanoë), бывший в ту пору градоначальником, поставил перед собой возвести храм, который сейчас называется Собор Святой Троицы. «Это оскорбление русской души, Православной церкви и Парижа», обрушивался он с критикой на консерватора Саркози.

Вступив в должность президента в 2012 году, Олланд решил не вступать в полемику со своим популярным мэром и распорядился радикально пересмотреть весь проект. Он не может быть осуществлен «по техническим и эстетическим причинам», подытожила его министр культуры Аурели Филипетти (Aurélie Filipetti).

Все это вызвало активные действия Москвы. В июле в дело вмешался Путин, который встретился с Олландом. В итоге они пришли к компромиссному решению, жертвой которого стал Нуньес-Яновски. «Они зарубили мой проект и заключили сделку». Ее суть заключалась в том, чтобы поручить строительство французскому архитектору Жану-Мишелю Вильмотту (Jean-Michel Wilmotte), имевшему опыт осуществления масштабных проектов в России. «Мой проект состоял в сочетании традиций и современности, а они в итоге сделали что-то вроде дома богатого араба», негодует Нуньес-Яновски.

Строительство пошло с невиданной скоростью после окончательного одобрения проекта в январе 2014 года. На этот раз в основу огромного здания высотой порядка 30 метров, увенчанного пятью величественными позолоченными куполами, не закладывали землю, привезенную из России. Когда в XIX веке рядом с Триумфальной аркой строился собор в честь Св. Александра Невского, состоявший всего лишь из трех небольших башен, в его основании была положена горсть земли, привезенная русским царем из России.

© AP Photo, Christophe EnaКафедральный собор Русской Православной Церкви в Париже

Однако цель остается все той же «Это великое возвращение России на мировую арену. Путин хочет этим сказать: мы вернулись в Париж, на этот раз на берега Сены».

На финишной прямой Кремлю пришлось преодолеть еще одно испытание, потребовавшее больших дипломатических и финансовых усилий, что иногда одно и то же. В июне 2014 года Арбитражный суд в Гааге вынес постановление о компенсации бывшим акционерам ЮКОСА 50 миллиардов евро.

Чтобы вернуть эти деньги, партнеры бывшего владельца компании Михаила Ходорковского потребовали наложить арест на российское имущество за рубежом, в частности, на парижский собор. Французская судебная система пришла в движение. Кремль тоже и добился, что французское правительство ужесточило закон о процедуре наложения ареста. Возможно, в качестве в обмен Россия почти не требовала неустойки после решения Олланда не поставлять Москве десантные корабли-вертолетоносцы «Мистраль», по которым уже был подписан контракт.

Собор, защищенный теперь дипломатическим иммунитетом, предстанет перед публикой во всем своем великолепии 19 октября. Но Путина на церемонии открытия не будет. Это пятно, хотя и небольшое, на огромном флаге, который он поднял в самом сердце Парижа.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Cathedédrale Alexandre Nevsky de Paris

История образования Русской Церкви в Париже, как и во многих других странах, связана с появлением дипломатических миссий. Русско-французские отношения имеют многовековую историю. В XI в. (1051 г.) дочь Киевского князя Ярослава Мудрого, Анна Ярославна, вышла замуж за французского короля Генриха I (1031-1060). Однако до царствования Петра Великого постоянных представительств не было, и только посещение Петром Франции в 1717 г. стало основой для более близких дипломатических связей между обеими державами. Было открыто постоянное представительство, но еще без постоянной церкви. Православная жизнь во Франции ведёт своё начало от указа императора Александра I от 12 февраля 1816 года об учреждении церкви греко-российского исповедания при миссии в Париже.

Особенность Парижа состояла в том, что в нём жила большая колония православных — как русских, так и других народностей. В начале, была основана церковь св. апостолов Петра и Павла в нанимаемых помещениях (rue Mesley и затем rue de Berri), которые явно не могли вместить всех русских, желающих помолиться; а если иметь в виду общее число всех православных, то потребность сооружения отдельного, более обширного храма становилась очевидной.

С 1847 года, этому делу и посвятил все свои силы настоятель православной русской церкви в Париже, магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиерей Иосиф Васильевич Васильев. Инициатива, сборы средств и все труды и заботы, связанные с этим поистине исключительным делом на чужбине, принадлежат ему. На этом достойном пути он встретил немало трудностей. В связи с неблагоприятными обстоятельствами (Крымская война – 1853-1856) правительство и Святейший Синод категорически отказали о. Иосифу в государственных или церковных средствах, необходимых для постройки храма. Тогда у него зародилась мысль построить этот храм на общественные от сборов средства. Но это тоже потребовало много хлопот и только в 1856 году после двух новых отказов русского правительства, по инициативе императора Александра II было дано разрешение на открытие книг для сбора средств на сооружение храма в Париже.

Храм был предназначен не только для русских, но для всей православной общественности. Итак, построение Храма в Париже стало общим делом. Участвовал в этом сборе весь «мир». Жертвовали православные в Париже, русские, французы, сербы, военные, монахини и купцы с нижегородской ярмарки, куда ездил сам о. Иосиф. Свое личное пожертвование сделал и сам император Александр II. Каждый давал по мере своих возможностей – от двадцати сантимов греческого студента Сорбонны до ста тысяч франков греческого купца. К сбору присоединились католики и протестанты.

В 1857 и 1858 гг. два соседних участков земли были приобретены для построения храма. План храма был составлен и разработан проф. С-Пб. Академии Художеств Р. Кузьминым, а руководил и наблюдал за строительством академик И. В. Штром, архитектор.

Храм построен из белого тесаного камня в русско-византийском стиле. Архитекторы, иконописцы и художники, украшавшие его, пользовались документами, собранными при капитальном ремонте и реставрации св. Софии Константинопольской в 1847 г., что и объясняет русско-византийский стиль сооружения. Закладка первого камня состоялась 3 марта 1859 года, а к августу 1861 г., храм был закончен.

Чин освящения храма, устроенного в честь св. Александра Невского — небесного покровителя Александра II, был совершен 30 августа ст. ст. (11 сентября 1861 года) преосвященным Леонтием, епископом Ревельским (Таллиннским), в день празднования перенесения мощей св. благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря во Владимире в Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь в Санкт-Петербурге (1724). В иерархическом порядке русская церковь в Париже находилась на общем положении русских зарубежных церквей и подчинялась митрополиту Петроградскому и Ладожскому. Во время гражданской войны после крымской эвакуации Белой Армии в 1920 году Святейший Тихон, патриарх Московский и всея Руси, поручил управление заграничными русскими церквями коллегиальному Высшему Церковному Управлению. В марте 1921 г. указом патриарха Тихона архиепископ Евлогий (Георгиевский) был назначен Управляющим Западно-Европейскими Православными Русскими Приходами. Со дня перенесения митрополитом Евлогием епископской кафедры из Берлина в Париж храм св. Александра Невского становится кафедральным храмом образовавшейся епархии. Приходской устав был принят согласно требованиям церковного управления, приход зарегистрирован в 1923 г. согласно законам Франции, и с этого времени была оформлена начавшаяся еще во время построения храма приходская жизнь. До 1945 г. храм также служил церковью сербского и болгарского посольств. В 1930 году за отказ прекратить критику антирелигиозной политики советской власти митрополит Евлогий был отстранен от кафедры митрополитом Сергием, местоблюстителем Московского патриаршего престола. Тогда, согласно просьбе Епархиального собрания, грамотой святейшего патриарха Вселенского Фотия II от 17 февраля 1931 г. епархия была принята под святительский омофор Вселенского патриарха, в юрисдикции которого наш храм находится и по сей день, и преобразована в экзархат.

Митрополит Евлогий может считаться создателем Западноевропейской русской православной епархии, которую он возглавлял с 1921 по 1946 год.

На кафедре его сменил митрополит Владимир. Он двадцать лет служил в Ницце и в 1945 г. был вызван митрополитом Евлогием для помощи в управлении епархией. В 1946 г. после кончины митрополита Евлогия Святейший Вселенский патриарх утвердил митрополита Владимира правящим епископом епархии. Грамотой митрополита Владимира 1951 года Св. Александро-Невский храм возведен в ранг кафедрального Собора, с сохранением прежнего порядка управления, на основании Приходского Устава. После митрополита Владимира в главе Епархии служили архиепископ Георгий (Тарасов) (1960-1981), архиепископ Георгий (Вагнер) (1981-1991), архиепископ Сергий (Конавалов) (1993-2003),архиепископ Гавриил (де Вилдер) (2003-2013), aрхиепископ Иов (Геча) (2013-2015). Ныне епархию возглавляет Высокопреосвященный архиепископ Иоанн (Рэннэто). Со времен неутомимого о. Иосифа Васильева наряду с самоотверженным и преданным выполнением своих прямых обязанностей по духовному сопровождению своей паствы, соборный причт предоставляет духовную помощь всем нуждающимся, и в том числе в больницах и русских старческих домах.

Особое место в истории храма занимает хор. В начале хором управляли французские регенты, сам хор комплектовался по необходимости французскими певчими. В 1921 протодиакон Н. Тихомиров составляет первый хор из русских певчих. С 1925 г. пять исключительно талантливых регентов сменились в нашем соборе: Н.П.Афонский (1925-1949), П.В.Спасский (1949-1968), Е.И.Евец (1968-1988), В.Е. Евец (1988-2007). Сегодня руководит хором протодиакон Александр Кедров. Соборный хор наполняет пространство храма гармонией, услаждает слух молящихся и украшает строй богослужений. Хор дает концерты во Франции и за границей, записал ряд дисков и много сделал для ознакомления западных христиан и любителей религиозной музыки с русским церковным пением. Каждый год по французскому радио передаются Рождественское и Пасхальное богослужения.

В 1867 году император Александр II был торжественно принят в Париже и 7 июня 1867 года вместе с императрицей Марией Александровной молился в храме после избавления от покушения на их жизнь в Булонском лесу. Присутствовали на этом молебне также император Наполеон III и императрица Франции, прусский король Вильгельм I и его министр Бисмарк, великие князья Александр и Владимир Александровичи, великая княгиня Мария Николаевна. Покушение произошло в день Вознесения Господня, и в память о своем избавлении государь пожертвовал церкви икону праздника Вознесения, а также образ св. Александра Невского. В 1896 г. государь император Николай II и императрица Александра Федоровна начали свой официальный визит во Францию с молебна в нашем храме.

Со дня освящения храм стал духовным центром русской колонии во Франции, а с 1922 года — с момента учреждения митрополитом Евлогием епископской кафедры в Париже — духовным центром русского рассеяния в западной Европе.

Численность эмигрантов из России, рассеявшихся по всему миру после революции 1917 года, оценивается в два–три миллиона человек. Значительная часть «зарубежной России» собралась в Западной Европе, и наш храм стал центром не только духовной, но и общественной жизни русской эмиграции. После перенесенных во время октябрьской революции испытаний каждый, кто находил себе приют и безопасность в гостеприимной Франции, находил под сенью этого храма молитвы и утешения. Многие из вновь прибывших искали своих родных и соратников при храме. В молитвенном общении друг с другом началось тяготение русских православных людей к храму. В нем провожали в жизнь вечную многих воинов, скончавшихся во Франции.

В Соборе установлены иконы и памятники с дарственными надписями в память соратников или в честь юбилеев военных частей Императорской и Белой Армий. Есть киоты в память о русских воинах Экспедиционного Корпуса и Русского Легиона, погибших на французском фронте в войне 1914-1918 гг., Российского Воздушного Флота, Дроздовской дивизии, Российского воинства императорской Добровольческой и Русской Армий, о казаках Войска Донского, лейб-гвардии Семеновского полка, в память трехсотлетия Изюмского государственного полка, по случаю 250 летия лейб-гвардии Преображенского полка и многое другое. Общество Ревнителей памяти Николая II поставило крест-памятник убиенной в 1918 г. царской семье.

Говорят, что при одобрении проекта собора Наполеон III назвал его «странным, оригинальным, но очень красивым».

С 1983 г. собор относится к историческим памятникам Франции, но это не является его единственным назначением. Повороты истории, октябрьская революция и её бедственные для всей Восточной Европы последствия возложили на епархию и наш храм особую ответственность. В течение полутора веков наш собор явил величественную картину своего служения русским и православным людям во Франции и в Западной Европе. Он стал свидетелем личной, семейной и общественной жизни нескольких поколений православных белой и последующих эмиграций из России и восточно-европейских стран, которые под его сводами собираются в важных случаях жизни.

Кафедральный Собор Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского принадлежит каждому православному «парижанину», входящему в него со смиренным сердцем, независимо от его национальности и длительности пребывания в Париже, и каждого сопровождает молитва произнесенная епископом Леонтием в день освящения храма: «И ныне молим Тя, Господи, да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь; и услыши молитву всех притекающих сюда с верою…» (3 Царств VIII, 29-30).

Елена Рунге

По материалам изданий приходского совета, и в частности «Памятки к столетию Собора».

www.cathedrale-orthodoxe.com

Православный собор и русский духовно-культурный центр в Париже

Вчера, во вторник 14.04.2015 в Париже состоялась закладка первого камня в основание православного собора и русского духовно-культурного центра.

Посол России во Франции Александр Орлов подчеркнул, что строительство нового храма в Париже давно стало острой необходимостью, так как русская община неизменно растёт. Посол сравнил значение начала строительства центра со строительством моста Александра III. Он напомнил, что этот мост «уже более века является символом российско-французской дружбы».

1Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года. Посол России во Франции Александр Орлов

Торжественная церемония прошла в 7-м округе Парижа, неподалеку от Эйфелевой башни. Комплекс общей площадью 4,2 тыс. кв. метров будет построен на территории, которая ранее принадлежала французской метеорологической службе Meteo France ("Метео-Франс").

2Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

Духовный центр включит православный храм и семинарию, а также библиотеку и центр для проведения встреч представителей русской общины и знакомства парижан с православной культурой. Кроме того, на территории центра должна открыться российско-французская школа. Как сообщили ТАСС в посольстве РФ в Париже, ожидается, что она сможет принимать в свои классы до 150 учеников.

3Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

В марте 2010 года Российская Федерация приобрела у Франции земельный участок для возведения духовного центра. Местом для него был выбран исторический район на левом берегу Сены - набережная Бранли. Россия впервые в своей современной истории приобрела землю за рубежом для строительства православного храма.

4Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

Вопрос о возможности его создания поднимал еще патриарх Алексий II во время визита во Францию осенью 2007 года. Храм Трех Святителей на улице Петель в Париже, объединяющий приходы Корсунской епархии, уже не может вместить всех желающих, особенно в дни знаменательных для православных событий.

5Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

Проект духовного центра прошел целый ряд экспертиз на соответствие техническим, а главное - архитектурным требованиям. Власти Парижа подчеркивали, что будущий православный комплекс должен полностью отвечать всем регламентам и гармонично вписываться в уникальный архитектурный ансамбль города. Ведь рядом находятся Эйфелева башня - самый посещаемый во Франции туристический объект, Гран-Пале, а также музей Бранли.

6Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

В 2011 году место строительства вместе осмотрели Владимир Путин и Франсуа Фийон, занимавший тогда пост премьер-министра Франции. Символично, что будущий православный комплекс будет одной стороной выходить на Франко-русскую авеню, а другой обращен в сторону моста Александра III.

7Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

Окончательный проект Российского духовно-культурного центра был утвержден в январе 2014 года. Его автором стал известный архитектор Жан-Мишель Вильмот.

8Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года. Архитектор Жан-Мишель Вильмот

9Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

После этого началась работа по расчистке территории, сносу старого здания Meteo France, и подготовке фундамента с учетом строгих требований и регламента мэрии Парижа. Соответствующий контракт на проведение работ был заключен с французской компанией Bouygues ("Буиг").

10Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

Ранее в Управлении делами президента РФ сообщали, что строительство православного духовного центра в Париже завершится в конце 2016 - начале 2017 годов.

11Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

12Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

13Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

14Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

15Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

16Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

17Презентация православной церкви и русского духовно-культурного центра в Париже 17 января 2014 года

Блог про Омск и не только... в других социальных сетях:  

fotoparis.livejournal.com

Собор Александра Невского (Париж) - это... Что такое Собор Александра Невского (Париж)?

Координаты: 48°52′39.21″ с. ш. 2°18′07.17″ в. д. / 48.877558° с. ш. 2.301992° в. д. (G) (O) (Я)48.877558, 2.301992

Собор Александра Невского в Париже — кафедральный собор[1]экзархата православных русских церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). Полное название — Свято-Александро-Невский кафедральный собор в Париже. Находится на улице Дарю (rue Daru) в 8-м округе столицы. Освящён в 1861 году.

История постройки

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже — слишком тесного.

В 1847 году священник русского посольства — Иосиф Васильев — начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.

Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Церковь становится собором в 1922 году, когда архиепископ Евлогий (Георгиевский) устраивает здесь административный центр своей епархии приходов русских эмигрантов.

С 1983 года здание числится как исторический памятник Франции. Начиная с 1996 года, проведены большие реставрационные работы.

Архитектура

Архитекторы церкви — Роман Иванович Кузьмин и Иван Васильевич Штром. План церкви — в виде греческого креста. Каждый луч креста заканчивается апсидой. На апсидах возведены башенки с куполами. Пять куполов символизируют Христа с 4-мя евангелистами. Центральный купол поднимается на высоту в 48 м.

На фасаде расположено мозаичное изображение «Благословляющий Спаситель на троне» — копия мозаики из храма Святого Аполлинария в итальянском городе Равенна. Автор мозаики приходится родственником известному архитектору графу Павлу Сюзору.

Византийский стиль особенно ощущается во внутреннем убранстве и росписи храма. Над иконами и фресками работали многие известные художники.

Из истории собора

12 июля 1918 года Пабло Пикассо венчался в соборе с русской танцовщицей Ольгой Хохловой. Свидетелями были Жан Кокто, Макс Жакоб, Сергей Дягилев, и Гийом Аполлинер.

Здесь отпевали многих российских знаменитостей:

  • Иван Тургенев в 1883 году,
  • Фёдор Шаляпин в 1938,
  • Василий Кандинский в 1944,
  • Антон Деникин в 1947,
  • Георгий Гурджиев в 1949,
  • Василий Воскресенский (de Basil) в 1951,
  • Иван Бунин в 1953,
  • Борис Зайцев в 1972,
  • Андрей Тарковский в 1986,
  • Булат Окуджава в 1997,
  • Анри Труайя в 2007-м.

В 1938 году по почину и трудами Союза ревнителей памяти императора Николая II в Александро-Невском храме воздвигнут крест-памятник «Императору Великому Мученику, Его Царственной Семье, Его верным слугам, с Ним мученический венец принявшим, и всем Россиянам, богоборческой властью умученным и убиенным».

При храме существует русская церковно-приходская школа. Директор школы — Елизавета Сергеевна Оболенская. Тел.: +33 6 15072642

На входе висит доска для русских частных объявлений.

Настоятели посольской церкви и собора

Настоятели прихода Даты Настоятель
... — после 1727 священник Даниил Яковлев
июнь 1741—1745 священник Андрей Григорьевич Геневский
1756 — 10 (12) января 1761 иеромонах Иоасаф (Осип Иванович Шестаковский) (около 1717 — после 1770)
1761—1764 иеромонах Кирилл (Флоринский)[2] (1729—1795)
1764—1765 иеромонах Гервасий ( —1765)
1767—1781 священник Симеон Матвеев
1783—1792 священник Павел Васильевич Криницкий (—1835)
1803 иеромонах Вениамин (не доехал)
1807—1812 протоиерей Иоанн Иванович Бедринский (1769—1831)
1817—1818 протоиерей Иоанн Краснопевцев
1818—1834 протоиерей Иоанн Лавров[3]
21 мая (2 июня) 1835 — 1848 протоиерей Димитрий Степанович Вершинский (1798—1858)
1848—1867 протоиерей Иосиф Васильевич Васильев (1821—1881)
1867—1887 протоиерей Василий Яковлевич Прилежаев (1832—1887)
1887—1890 протоиерей Арсений Васильевич Тачалов (1838—1890)
1890—1898 протоиерей Димитрий Васильевич Васильев (—1902)
1898 протоиерей Арсений Васильевич Рождественский
9 (21) июля 1898 — 13 июля 1936 протопресвитер Иаков Георгиевич Смирнов (1854—1936)
1936— 31 марта 1951 протопресвитер Николай Николаевич Сахаров (1869—1951)
1951—1959 протоиерей Григорий Петрович Ломако (1884—1959)
1959 — настоящее время настоятелями являются правящие архиереи

Часы работы

Открыт для посетителей по вторникам, пятницам и воскресеньям с 15:00 до 17:00

Примечания

  1. ↑ Статус собора присвоен распоряжением митрополита Владимира (Тихоницкого), экзарха Вселенского патриарха, от 20 января/2 февраля 1951 года.
  2. ↑ Впоследствии епископ Севский и Брянский.
  3. ↑ Остался в Париже. Лишён сана в 1848 году.

Ссылки

dic.academic.ru

Русский православный храм в Париже будет строить другой архитектор

13 июня. ПРАВМИР. Сменился автор русского православного храма в центре Парижа, предполагается, что новый этап положит конец спорам вокруг строительства, сообщает Седмица со ссылкой на The Wall Street Journal.

Проектом занялся французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт, он намерен сохранить пять куполов, но отказаться от стеклянного “покрова”, который был предусмотрен в проекте испанского архитектора Мануэля Нуньеса-Яновского.

Нуньес-Яновский в марте этого года получил письмо из Управления делами президента России, которым его уведомляли о том, что контракт с ним расторгнут, поскольку французские власти не одобрили предложенный им проект.

“Это битва Давида с Голиафом, – признавал испанский архитектор. – Но я хочу вернуться в проект. Моя церковь должна стоять на берегу Сены”.

Мэр Парижа Бертран Деланоэ ранее назвал замысел Нуньеса-Яновского “посредственным архитектурным проектом, разработанным в спешке”, а архиепископ Егорьевский Марк и вовсе заявил, что стеклянная часть напоминает ему “задравшуюся юбку балерины”.

История строительства храма началась в 2007 году, когда Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находясь с визитом во Франции, высказал пожелание о возведении в Париже православной церкви. В 2010 году Россия купила участок земли под строительство на левом берегу руки Сены. Проект Нуньес-Яновского победил в объявленном в том же году конкурсе, однако из-за нелестных отзывов о нем мэра Парижа в ноябре 2012 года посол России во Франции Александр Орлов заявил, что Россия отзывает заявку на строительство, так как у французских властей возникли “технические опасения”.

www.pravmir.ru

Новый православный храм в Париже. Какой проект лучше?: alternathistory

alternathistory (alternathistory) wrote, 2011-01-28 05:10:00 alternathistoryalternathistory 2011-01-28 05:10:00 Уважаемые коллеги, возможно, многие знают, что сейчас проходит конкурс на лучший проект нового православного храма в Париже. И вокруг этого проекта сложилась неоднозначная. Я бы даже сказал, скандальная ситуация. Дело в том, что все проекты нового храма в Париже, выполнены, в так сказать, современном архитектурном ключе. С большей или меньшей степенью авангардизма. И в России сформировалось целое общественное движение, по недопущении того, что бы православный храм в Париже был модернистской стекляшкой. Предлагаю вашему вниманию статью на эту тему, и хочу этим постом ответить на некоторые тезисы авторов этого течения и естественно услышать ваше мнение. Автор статьи протоиерей Владимир Ригин (настоятель строящегося храма Преподобного Андрея Рублева с центром православного искусства и архитектуры в Москве)Ну, во-первых. Как пишет автор на финальную часть конкурса отобрано 10 работ, а в своей статье разместил изображения только трёх. По трём работам трудно оценивать – все ли десять работ являются «модернистскими стекляшками» или нет. Возможно, это худшие работы.Я не поленился, и нашёл все 10 проектов и выкладываю их вашему вниманию:

Храм-волна

 

Петербургская классика

 

Храм-пирамида

Музейный экспонат

 

Храм, завернутый в бумагу

 

Кремлевский стандарт качества

 

Парижские Кижи

 

Детский конструктор в лужковском стиле

 

Храм-ракушка

 

Церковь в офисном стиле

Согласитесь, стили самые разные. Далее основным тезисом автора против модерна является то что православное церковь, дескать, ни когда не поддавалась новомодным архитектурным течениям.Но это не так. Весь 18 и 19 века православные храмы строились в современных для того времени стилях. Есть определённый канон для православных храмов, такой как форма куполов. Но есть и определённая свобода для архитекторов в плане формы стен, окон, короче говоря, всего остального. Почему храм не может быть в современном стиле, но с сохранением канона, мне лично не понятно.Вообще статья похожа на пропиаривание одного единственного проекта – «Петербургская классика». В принципе в этом ничего нет плохого. Но, лично на мой взгляд, проект – «Кремлевский стандарт качества», больше соответствует так сказать истинно православному стилю. Если Петербургская классика выполнена в стиле 18-19 веков (к сожалению не силён, в архитектуре – могу ошибиться в названии стиля). То Кремлевский стандарт качества выполнен в по настоящему древнем – допетровском стиле. А если почитать представленную вам статью так можно подумать что и этот проект является модернистской стекляшкой (лично я понял, именно так). Вообще, мне кажется, не наше дело решать, каким быть храму в Париже. Если церковные иерархи считают, что представленные проекты, соответствуют канону православного храма, то так тому и быть. А выбирать лучший из этих проектов, на мой взгляд, должны прихожане. То есть, православные парижане. Им в этот храм ходит и им в нём молиться.В общем, всё что хотел я сказал. Жду ваших мнений.

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

alternathistory.livejournal.com