Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online. Сен шапель в париже


Сен-Шапель в Париже | Париж и Франция

Февраль 10th, 2013 admin

Часовня Сен-Шапель в Париже, известная также как святая часовня, является готической постройкой  13-го века на острове Сите.

Сен-Шапель в Париже находится практически напротив собора Нотр-Дам, так что вы ее увидите сразу, стоит только повернуться спиной к собору.

Она так красива,  что вы ее моментально заметите, особенно на фоне комплекса Дворца правосудия.

Сен-Шапель была построена ультра-набожным Людовиком IX для использования  ее в качестве собственной королевской часовни и места хранения религиозных символов.

Ибо в отличие от многих других набожных аристократов, которые не гнушались кражами священных реликвий, святой Людовик покупал их за огромные суммы.

В 1239 году он купил терновый венец у обедневшего императора в Константинополе за 135 тысяч ливров (для сравнения, строительство самой часовни Сен-Шапель обошлось в 40 тысяч).

Затем к коллекции была добавлена Часть Животворящего Креста, что наряду с другими реликвиями сделало Сен-Шапель ценнейшим хранилищем религиозных сокровищ.

В дополнение ко всему, строительство Сен-Шапель было результатом политических амбиций Людовика, желавшего быть главным монархом западного христианского мира.

Поэтому в отличии от многих великих соборов, возводимых столетиями, часовня была построена очень быстро, всего за каких-то шесть и торжественно освещена в апреле 1248.

Ну а король умер от чумы в крестовый поход, позже был канонизирован папой, и теперь известен как Святой Людовик.

Внешний вид часовни Сен-Шапель в Париже

Несмотря на свои небольшие размеры, часовня выше окружающих ее зданий, и можно сказать, что Сен-Шапель является одной из самых высоких точек французской готики во всех смыслах этого слова.

Интерьер вызывает сильное ощущение хрупкой красоты, созданной за счет сокращения структурных опор до минимума, чтобы освободить место для огромного пространства с изысканными витражами. В результате часовня окутана светом и цветом, особенно в солнечный день.

Уникальность Сент-Шапель в Париже предает тот факт, что она включает в себя две часовни. Нижняя служила приходской церковью для всех жителей дворца. Эта часовня, которая считается довольно простой, с арками и сводчатым потолком, усыпанным звездами, посвящена Деве Марии.

Другая, верхняя часовня, предназначенная для членов королевской семьи, содержит более шести сотен квадратных метров витражей, окруженных тонким, окрашенным в разные цвета, камнем.

Окна в глубоких красных и синих тонах, прекрасные статуи, потоки света – все это создает необыкновенный визуальный эффект в узком и высоком помещении. Окно — розетка было добавлено в 15-м веке.

Верхняя часовня Сен-Шапель

Сент-Шапель в Париже  — этот настоящий шедевр средневекового религиозного искусства можно посетить по комбинированному билету с находящейся рядом Консьержери.

Сохраните ссылку в социальных сетях, чтобы не потерять

на Ваш сайт.

www.parizh-france.ru

Капелла Сент-Шапель в Париже. Архитектура и дизайн интерьера

Вид Парижа и Сен-Шапель на иллюстрации братьев Лимбургов

Капелла Сент-Шапель (Святая капелла) в Париже традиционно считается одним из самых посещаемых мест во время культурно-познавательных туров во Францию.  Она была построена в период с 1241 по 1248 гг. (во времена правления короля Людовика IX) как дворцовая часовня для хранения христианских реликвий. Главными среди них являлись: терновый венец Христа (по преданию, надетый на него перед казнью) и часть Животворящего Креста, на котором он был распят. Таким образом, Сент-Шапель изначально задумывалась как архитектурный реликварий (обрамление христианских ценностей).

Сен-Шапель. Общий вид нефа капеллы

В средние века строительство церквей было часто связано с сюжетами Священной истории, или атрибутами жизни святых. Таковы, например, церковь Сан-Марко в Венеции (посвященная Св.Марку), или Шартрский собор (посвященный Богоматери и ее одеянию). Вместе с тем, Сент-Шапель строилась как королевская капелла, убранству которой следовало быть дорогим и элегантным. Будучи одним из символов монархии, сооружение идейно связывало Терновый венец Христа с королевской властью, подчеркивая, тем самым, ее божественное происхождение. Вместе с тем, богатое убранство Сент-Шапель подчеркивало статус короля (который, сам по себе, являясь глубоко религиозным человеком, жил и одевался довольно скромно). Доступ в капеллу в то время был возможен лишь со второго этажа королевского дворца, располагавшегося на острове Сите в центре Парижа (позже, королевский дворец был перенесен на другую сторону Сены с северной стороны). Лестницы, по которым вход в сооружение осуществляется в наши дни, тогда были служебными.

Сен-Шапель. Общий вид капеллы и дворца

Сооружение капеллы, предположительно, было начато в 1241 г.

8-го августа 1239 г. Терновый венец был доставлен в Париж. Для ускорения строительства было выделено 40000 ливров (по тем временам, большие средства), которые, тем не менее, уступали затратам на приобретение реликвий у императора Балдуина II (последнего латинского императора Константинополя). Освящение сооружения состоялось в 1248 г., когда Людовик IX отправился в седьмой крестовый поход, поручив заботу о капелле своему управляющему (именуемому также капелланом и казначеем).

Святые реликвии, хранящиеся в капелле, выставлялись для обозрения каждую Страстную пятницу. В это время больным прихожанам разрешалось прикасаться к ним для обретения веры в исцеление. В остальное время реликвии хранились в богато украшенных нишах часовен. В 1306 году в сооружение был доставлен великолепный реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение), служивший во время канонизации Людовика IX в 1299 г.

Сен-Шапель. Витражи нефа верхнего этажа

Строительство Сент-Шапель велось спустя почти столетие после зарождения готического стиля, одним из первых образцов которого стала базилика Сен-Дени. За это время четыре поколения архитекторов и строителей широко практиковали и совершенствовали формы, детали и методы возведения сооружений. Появилась новая разновидность готики, получившая название «лучистый стиль» (Rayonnant style). Сент-Шапель стала одним из первых образцов его применения. Особенностями новой разновидности стиля являлись:

  • внедрение витражной рамы, независимой от конструктивных особенностей стен;
  • технологические усовершенствования при работе с металлом;
  • использование пергамента для предварительной разработки планов и архитектурных деталей.

Сен-Шапель. Неф капеллы с ребрами жесткости

Все нововведения «лучистого стиля» капеллы были взаимосвязаны.

Особенность новой конструкции состояла в том, что большие витражные пространства (ослабляя кладку стен) требовали дополнительных мер усиления, с целью сопротивления ветровой нагрузке. По этой причине, в конструкции использовались кованные железные прутья, хорошо выдерживающие нагрузку на растяжение и изгиб. В Сент-Шапель, прутья визуально скрыты внутри каменной кладки и ребер жесткости. Подобная конструктивная система за восемьсот лет предвосхитила появление армированных железобетонных конструкций. В Сент-Шапель использованы две горизонтальные железные ленты, опоясывающие сооружение по периметру и связанные между собой системой зажимов. Одна из лент расположена в уровне середины высоты витражных окон. Металлические ленты опоясывают и часовню. В некоторых местах, замаскированные под каркас, соединения железных элементов создают иллюзию витражного окна. Железные тяги выполняет в сооружении ту же роль, что и контрфорсы в большинстве готических церквей. Именно они, компенсируя нагрузки, позволили Сент-Шапель сохранить относительно ровный и компактный внешний силуэт.

Сен-Шапель. Готическая роза западного портала

Схемы, изображенные на пергаменте, давали возможность не только донести идеи архитектора до каменщиков, но и передать опыт строительства из одного места в другое. Это обеспечило быстрое распространение готических сооружений на большей части территории Северной Европы. Возможно, именно использование рисунков и описаний в этот период позволило сохранить имена архитекторов Сент-Шапель. Среди них: Жан де Шель (скончался около 1260 г.) и Пьер де Монтрей (скончался в 1267 г.), разработавший трансепт собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам). Схожесть деталей часовен Сент-Шапель и Амьенского собора свидетельствует, что в разработке мог принимать участие кто-то из архитекторов последнего (или его преемник).

Сен-Шапель. Скульптура в нефе

При проектировании дизайна интерьера королевской капеллы возникла непростая задача ее практической и эстетической совместимости с местом для хранения реликвий. Функционально, Сент-Шапель должна была иметь 2 этажа. Первый, в уровне земли, посвященный Богоматери, предназначался для персонала дворца. Верхний этаж был непосредственно связан с королевским дворцом. Для реализации проекта был введен дополнительный ряд колонн, компенсирующих перераспределения нагрузки. Вместо традиционных готических контрфорсов, в Сен-Шапель использованы элегантные простенки, перпендикулярные плоскости стен с витражами, идущие от уровня пола до низа сводчатого перекрытия. Они делят стены на пять частей, в каждой из которых располагается по четыре ряда витражных окон. Семь подобных отсеков (бухт) формируют скругленную стену апсиды. Каждый простенок, подобно стенам, армирован (снабжен) каркасом из железных прутьев.

Сен-Шапель. Фрагмент витража со сценой Крещения

Витражный декор Сен-Шапель уникален.

6672 квадратных метра его остекления содержат 1134 религиозные сцены. Витражные стекла отличает весьма высокое, для своего времени, качество. Даже там, где витражи были восстановлены в XIX веке, цельность композиции не позволяет легко отличить их от оригинальных. По всей вероятности, в их создании принимали участие разные группы художников. За исходные образцы были приняты витражи Шартрского собора. В отличие от Шартра, в Сен-Шапель вместо раздельного использования красного и синего цветов был использован синтезированный фиолетовый. Цвет оказался столь популярен, что часто давая характеристику тем или иным винам, говорили что они имеют «цвет окон Сен-Шапель».

Витражи прямых стен нефа, в основном, иллюстрируют сцены из Ветхого Завета. Композиции в первой из семи бухт апсиды отражают историю хранящихся в капелле реликвий, остальные посвящены жизнеописанию Христа. Нервюры перекрытия, имитирующие небесный свод со звездами, окрашены в синий цвет с золотым вкраплением. Оформление капеллы дает представление о том, насколько популярны в период средневековья были яркие цвета.

Сен-Шапель. Статуя короля Людовика IX

Время внесло ряд изменений в изначальный вид Сен-Шапель.

В 1383 г. к ней были пристроены ризница и архив. Последний, был разрушен в 1776 г. во время замены помещений суда королевской резиденцией. В пятнадцатом веке была добавлена фигура ангела, которого с помощью механических приспособлений опускали в помещение во время проведения службы. Во времена Карла VII на западной стене было установлено великолепное готическое окно, сохранившееся до нашего времени. При Людовике XII была достроена наружная лестница. Шпиль на крыше менялся, по меньшей мере, трижды. Будучи символом королевской семьи, Сен-Шапель, хоть и не была разрушена, но сильно пострадала во времена Французской революции. Из интерьера исчезла мебель и часть убранства, реликвии были отправлены на монетный двор. Ряд скульптур, перевезенных в другие музеи и церкви, удалось спасти. Верхний этаж часовни был превращен сначала в клуб, затем — в судебный архив. В это, неблагоприятное для Сен-Шапель, время, часть витражей была распродана.

С 1836 по 1857 гг. Жан-Батист Лассо (архитектор сотрудничавший с Виоле-ле-Дюком) занимался восстановлением капеллы, невзирая на нехватку средств. Великолепные скульптуры двенадцати апостолов, размещенные на верхнем этаже Сен-Шапель были собраны лишь к 1844 г. Но, лишь половина из них оказалась в пригодном для экспонирования состоянии. В настоящее время, большинство фигур заменены копиями, оригиналы которых хранятся в музее средневекового искусства Парижа.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Д.Хансера.

Читайте также:

www.5arts.info

Площадь Дофин и часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle)

Площадь Дофин и часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle)

К востоку от Нового моста (Pont Neuf), через улицу от статуи короля Генриха IV, расположены старинные дома XVII века из красного кирпича, обрамляющие проход на площадь Дофин (place Dauphine) одну из самых уединенных и красивых площадей Парижа.

Тут не слышно городской транспорт, а слышны лишь легкие удары мячей: это дети играют в тени старых каштанов. Другая сторона площади заканчивается массивным фасадом Дворца правосудия.

Здание было возведено на месте старого дворца, служившего резиденцией французских монархов до того драматического момента, когда в 1358 году кровавое восстание под предводительством Этьена Марселя не заставило королевскую семью искать убежища в более безопасном парижском Лувре.

Парижская часовня Сент-Шапель

Единственная часть прежнего дворца, которая сохранилась в идеальном состоянии, - это часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle) (время посещения ежедневно с 9.00 до 17.00; стоимость 7 евро, с посещением Консьержери 9 евро; метро Cite). Хрупкий на вид шпиль часовни высоко парит над зданиями Дворца правосудия, а значительная по сравнению с длиной высота делает ее похожей на обрубленный церковный клирос.

Часовня частично была разрушена во время Французской революции, когда ее стали использовать в качестве склада муки, в середине XIX века ее скрупулезно отреставрировали, поэтому сегодня - это превосходный образец французской высокой готики, знаменитый своими изысканными витражами.

Часовня была построена Людовиком IX в 1242-1248 годах и предназначалась для хранения священных реликвий, которые монарх приобрёл у разорившегося константинопольского императора по баснословной цене более высокой, чем стоимость возведения самой часовни.

Эти реликвии - предположительно терновый венец Христа и фрагменты Священного креста - сейчас хранятся в соборе Парижской Богоматери. Они выставляются на обозрение прихожан раз в году, в Великую пятницу.

Часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle) фактически состоит из двух часовен. Довольно темная нижняя часовня, с расписанным звездами потолком, предназначалась для слуг, тогда как верхняя часовня, в которую поднимались по винтовой лестнице, была построена специально для нужд короля и его свиты.

Верхняя часовня производит поистине ошеломляющее впечатление. Ее стены почти полностью состоят из великолепных витражей, которые поддерживаются специальными опорами. Для того чтобы опоры казались хрупкими и утонченными, средневековые мастера сконструировали каждую из них в виде нескольких тонких колонн толщиной с карандаш. Сверкание красно-синих витражей создает блики внутри верхней часовни, и у посетителей создаётся визуальное впечатление, что вокруг них порхают мириады ярких бабочек.

Витражи, две трети которых сохранились с прежних времен, наглядно демонстрируют всю библейскую историю: повествование начинается на северной стороне с Книги Бытия и некоторых других книг Ветхого Завета, затем (на восточной стороне) - Страсти Господни, а заканчивается история изображением Апокалипсиса в окне-розе.

Часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle) часто эксплуатируется в качестве зала для концертов классической музыки; здесь можно насладиться музыкой в прекрасных интерьерах часовни. Билеты на концерт лучше покупать заранее, в противном случае придется долго стоять в очереди.

Больше фотографий площади Дофин и часовни Сент-Шапель (Sainte Chapelle) здесь: Фотогалерея

www.vparis.net

Отдых с детьми самостоятельно.Часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle) в Париже

Подлинное сокровище среди капелл Средневековой Европы, часовня Сент Шапель несомненно запомнится вам своими витражами, игрой света золотых, красных, ярко-синих и зеленых тонов. Спрятавшаяся во дворе за мощными стенами Дворца Правосудия и выделяющаяся только 33-метровым шпилем, она, как и положено истинной жемчужине, не сразу раскрывает свои тайны. А посмотреть тут есть на что!

Стены Сент-Шапель почти полностью представляют собой витражи, их площадь около 670 кв.метров, две трети витражей – подлинные, старинные. На них изображены сцены из Библии, это словно многоцветные экраны, создающие магический калейдоскопический эффект.

Советы по организации посещения часовни Сент-Шапель.Обязательно выбирайте для посещения солнечный день, именно в этом случае эффект будет наиболее впечатляющим. Можно взять с собой бинокль, сесть на лавочку внутри часовни и рассмотреть витражи подробно.При посещении с маленькими детьми будьте осторожны – лестница, ведущая в Верхнюю Капеллу (Chapelle Haute), где молились король и его свита, представляет собой узкую спираль.Летом в Сент-Шапель проводятся концерты классической музыки, которая в стенах часовни звучит просто удивительно.

Официальная информацияАдрес: Дворец правосудия (Palais de Justice), 1 округ, boulevard du Palais, 6.Вход с левой стороны от центрального входа во Дворец Правосудия.Метро «Cite», «Saint-Michel», станция RER «Saint-Michel — Notre-Dame» .

Часы работы часовни Сент Шапель: ежедневно 9.30 – 18.00 (март – октябрь), 9.00 – 17.00 (ноябрь – февраль).

Стоимость билета: старше 25 лет – 7,50 евро, с 18 до 25 лет – 4,80 евро, дети до 18 лет бесплатно.В первое воскресенье каждого месяца с октября по март и в Дни национального достояния (3-й week-end сентября) вход бесплатный.Вы можете купить общий билет для посещения в один день Сент Шапель и дворца Консьержери, они находятся близко друг от друга. В этом случае стоимость билета такова: старше 25 лет – 10 евро, с 18 до 25 лет – 7,90 евро.

Историческая справкаНазвание этой готической церкви переводится как Святая Капелла. Она была построена по распоряжению Людовика Святого. В ту эпоху в ходу были символы и иносказания, так вот часовня Сент-Шапель должна была олицетворять единство духовной и светской власти в лице Людовика Святого.

Поводом к строительству, однако, послужило приобретение значимой христианской реликвии — тернового венца Христа – у латинского императора. Так что эта небольшая церковь на острове Сите изначально была задумана не только как личная молельня королевской семьи, но и в качестве сокровищницы.Историки свидетельствуют о том, что стоимость строительства по тем временам была беспрецедентно низка. Людовик Святой потратил на часовню Сент-Шапель в три раза меньше, чем на сам Терновый венец.

Строительство часовни Сент-Шапель заняло 33 месяца. По легенде эта дата выбиралась как магическая, и рабочих постоянно подгоняли. Поэтому репутация у церкви в народе была, мягко говоря, не самая хорошая. Осуждали Людовика Святого и за то, что он не брезговал покупкой реликвий у христианских монархий, и да общее направление его политики.

Между тем часовня Сент-Шапель стала архитектурным чудом той эпохи. Она соединила общий силуэт готических церквей с необыкновенной легкостью, изяществом архитектуры. Однако впоследствии остров Сите застроили и силуэт часовни сегодня ен слишком бросается в глаза.

Часовня Сент-Шапель – один из немногих архитектурных памятников, сохранивших подлинный стиль 13 века. Так знаменитые витражи со сценами на библейские темы были построены именно тогда, и по сегодняшний день привлекают внимание туристов. По легенде, часовню старались не перестаивать полностью, так как она хранила атмосферу превосходства французских королей над остальными монархами Европы.

Однако Великая Французская Революция оказалась беспощадна к древним реликвиям Сен-Шапель. В эту эпоху исчез серебряный ларец для мощей и была переплавлена большая часть убранства из драгоценного метала. Сам же терновый венец кто-то похитил и сохранил. И в 1804 он был торжественно вручен епископу Парижа. Это как бы символизировало свершившееся после революции разделение светской и духовной власти.

travel-child.ru

Сен-Шапель

История церкви Сен-Шапель (Париж) началась в 1204 году, после того как крестоносцы захватили столицу Византии Константинополь.

Сен-Шапель

История церкви

В 1238 году одному из лидеров крестоносцев королю Бодуэну не хватило денег для выплаты жалования своим солдатам, и он занял их под залог у одного богатого венецианского купца. А предметом залога был Терновый Венец, который до этого времени хранился в Константинополе. Узнав об этом, король Людовик Девятый решил доставить эту реликвию во Францию и выкупил ее у венецианцев. Он лично встречал посольство возле городка Вильнев л’Аршевек, и оттуда босой и в рубище понес драгоценный ларец в Париж.

Место, где лежал Терновый Венец

Первоначально реликвия хранилась в соборе Нотр-Дам, однако король решил построить для нее отдельную церковь. Мысль о Сен-Шапель возникла у короля под влиянием трудов итальянского монаха Иоахима Фиорского, который жил в 12-м столетии.

Легенда о Терновом Венце

По теории этого монаха вся история человечества разделена на три эры. Последняя эра – это эра “Святого духа”, когда на земле должен был воцариться всеобщий мир. Однако перед этим миром во всех странах должны были пройти ожесточенные конфликты.

Капелла Сен-Шапель

Согласно Иоахиму начало третей эры должно было наступить в 1260-м году. В 1260 году в Италии и Германии действительно начались волнения и войны. Однако это были типичные для средних веков события, и они не имели мирового значения. Сам король на два года наложил епитимью на всю Францию. Сельскую местность страны наводнили так называемые флагелланты, которые бичевали себя и призывали верующих искупить свои грехи. Правда, все дело закончилось тем, что последователей Иоахима объявили еретиками.

Повсюду в Сен-Шапель присутствует число 126, которое символизирует 1260 год в трактовке итальянского монаха. Например, витражное окно церкви состоит из 126-ти частей.

Витражное окно

Архитектор Сен-Шапель остался неизвестным. Вероятнее всего им был один из самых выдающихся архитекторов 13-го столетия Пьер де Монтеро, которого с большим почетом называли “каменных дел доктором”.

По замыслу архитектора, церковь должна была состоять из двух часовен – нижней и верхней. Это была европейская традиция для церквей, предназначенных для королевских семейств – верхний этаж только для короля, а нижний для его придворных. Освящение Сен-Шапель произошло в 1248 году. Нижняя часовня церкви была посвящена Богоматери, а верхняя Терновому Венцу. В глубине последней часовни на специальном подиуме хранилась хрустальная с золотом рака с реликвиями. Только король имел право прикасаться к ней. По большим праздникам король через специальную стеклянную перегородку показывал эти реликвии народу.

Верхняя часовня

Церковь серьезно пострадала во времена Великой Французской Революции. Все драгоценные предметы, в том числе и рака с реликвиями были конфискованы. Саму церковь даже хотели разрушить. Сначала ее приспособили под склад муки, потом клуб, а затем в ней устроили архив документов. Одновременно с этим на Сен-Шапель была вывешена табличка – “Национальное имущество – на продажу”. Покупателей не нашлось, но именно эта вывеска и спасла церковь от полного разорения. В 1837 году было принято решение о реставрации церкви.

Окно и барельеф церкви

Церковь Сен-Шапель на карте

travels.co.ua

Шапель - это... Что такое Сент-Шапель?

Координаты: 48°51′19.35″ с. ш. 2°20′41.91″ в. д. / 48.855375° с. ш. 2.344975° в. д. (G) (O) (Я)48.855375, 2.344975

Святая капелла (Сент-Шапель) (фр. Sainte Chapelle) — готическая часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242—1248 гг. Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века, считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров и является третьим по посещаемости[источник не указан 538 дней] монументом Парижа.

История

Верхняя капелла

Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был «Терновый венец, обагрённый кровью Христа», обладание которым должно было упрочить влияние французского королевства в христианском мире. В 1239 году Людовик приобрёл венец, по некоторым данным, за огромную сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. Точнее, Балдуин II заложил терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым. В августе 1239 года терновый венец прибыл в Париж, куда позже были доставлены частицы Креста Господня, Копьё Лонгина и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового Заветов.

Для святынь такого ранга потребовалось достойное архитектурное обрамление и на месте старой королевской часовни Святого Николая была возведена новая церковь. Она была построена в рекордно короткий срок с 1242 по 1248 годы, предположительно, под руководством Пьера из Монтрейля, одного из крупнейших зодчих готики. За образец была взята Святая Капелла при Сен-Жерменском замке, ставшая временным местом хранения реликвий до освящения Сент-Шапели. Постройка обошлась казне «всего» 40 тысяч ливров, что в три раза дешевле стоимости тернового венца. Дата закладки капеллы неизвестна, но есть точная дата дня освящения Сент-Шапель — 26 апреля 1248 года.

За свою многовековую историю церковь подвергалась нескольким реставрациям. В частности, в ходе работ в XV веке был заменены шпиль капеллы и круглый витраж на западной стороне.

Будучи символом королевской власти и религии, капелла сильно пострадала во время французской революции. Были разграблены мебель и реликвии, разбиты тимпаны, сломан шпиль. Органы были перевезены в церковь Сен-Жермен-л'Осерруа. Большинство статуй были спасены французским археологом Александром Ленуаром (fr:Alexandre Lenoir) и ныне находятся в здании Сент-Шапели. В результате разграбления часть священных реликвий была утеряна, сохранившиеся находятся в Парижской Национальной библиотеке, а терновый венец пребывает в Соборе Парижской Богоматери.

В 1803 году витражи Сент-Шапели были сняты на два метра по высоте, а здание превращено в архивный склад. Снятые витражи были либо проданы, либо уничтожены. В настоящее время часть сохранившихся витражей находятся в музеях: три медальона — в Филадельфийском музее искусств[1], часть витражных секций — в парижских музеях Клюни и Виктории и Альберта.

Большие реставрационные работы в здании были начаты в 1837 году. Ими руководили архитекторы Виолле-ле-Дюк, Феликс Луи Жак Дюбан и Лассюс. Капелла и оставшиеся витражи XIII столетия были полностью отреставрированы, кроме того, воссоздан новый деревянный шпиль, являющийся точной копией шпиля XV века.

В 2008 году была начата реставрация семи витражей, которая, как ожидается, продлится 5 лет. Стоимость работ — €10 млн.

Устройство

Макет Святой капеллы Нижняя капелла Фрагмент витража верхней капеллы

Двухуровневая Святая капелла имеет небольшие размеры: её длина 35 м, а ширина 11 м. Это здание с единым нефом, упирающимся в семигранную апсиду. Снаружи строгость фундамента и мощность контрфорсов противостоят лёгкости верхних частей здания, увенчанного деревянным кедровым шпилем высотой в 33 метра. Шпиль изготовлен в XIX веке, но является точной копией шпиля XV столетия.

Наружная галерея, соединяющая капеллу с дворцом, вела в верхнюю капеллу, освящённую во имя Святого Креста и предназначенную для короля и его ближайшего окружения. Именно здесь, в богато украшенной раке, установленной на ажурном постаменте в глубине апсиды, хранились реликвии, купленные Людовиком Святым. Нижняя капелла, освящённая в честь Девы Марии, была отведена для придворных, дворцовой гвардии и слуг.

Стены трёхнефной нижней капеллы с низкими сводами (их высота 6,6 м) украшены аркатурами в форме трилистника и двенадцатью медальонами с изображениями апостолов. На колоннах геральдические лилии на лазурном фоне чередуются с башнями Кастилии в честь Бланки Кастильской, матери Людовика Святого. Тонкие колонны поддерживают своды с росписью, изображающей звёздное небо. Надгробные плиты на полу отмечают места погребения хранителей церковной сокровищницы и каноников Сент-Шапели.

Верхняя капелла, предназначенная для хранения прославленных реликвий, отличается несравненным великолепием. Мощь контрфорсов почти не ощущается благодаря продуманному распределению группы из девяти небольших колонн, скрадывающих объёмность каждой опоры. К колоннам приставлены статуи апостолов. Но главным украшением верхней капеллы являются витражи. Их площадь составляет 600 м² и две трети из них — подлинные произведения витражного искусства XIII века. В витражах доминируют красный и синий цвета, что отличает их от более позднего круглого витража XV столетия на западной стороне капеллы. Витражи выполнены по мотивам библейских текстов, повествующих об истории человечества от сотворения мира до казни Иисуса Христа.

Каждое витражное окно поделено на стрельчатые арки и «читается» слева направо и снизу вверх. Пятнадцать витражей, от северной стены по часовой стрелке расположены в следующем порядке: 1 — Бытиё, 2 — Исход, 3 — Числа, 4 — Книга Иисуса Навина, 5 — Книга Судей Израилевых, 6 — Книга пророка Исайи и Иессеево Древо, 7 — Святой Иоанн Богослов и Детство Христа, 8 — Страсти Христовы, 9 — Святой Иоанн Креститель, 10 — Книга пророка Даниила, 11 — Книга пророка Иезекииля, 12 — Книги Иудифи и Иова, 13 — Книга Есфири, 14 — Книги Царств, 15 — История реликвий Страстей Христовых. С первого по четвёртый и последние четыре витража, расположенные вдоль нефа, составлены из четырёх стрельчатых арок, остальные образованы парой арок. Круглый витраж на западной стороне капеллы посвящён Откровению Иоанна Богослова.

Примечания

Источники

Ссылки

dic.academic.ru

Сент-Шапель (Святая капелла), Париж (Франция): история, фото, как добраться, адрес на карте и время работы в 2018

О месте Сент-Шапель (Святая капелла)

Святая капелла Сент-Шапель В Париже считается одним из самых примечательных и изысканных памятников средневековой архитектуры, который расположен в первом округе Парижа. Сооружение было построено в период с 1243 по 1248 года на острове Сите во дворе королевского замка по велению правящего короля Франции Людовика IX Святого, который получил прозвище за свою набожность, а также благодаря трепетному отношению к христианским ценностям.Король два раза совершал крестовые походы. В 1239 году он выкупил у Балдуина II, который являлся Латинским императором, христианские реликвии Страстей господних, за огромную для того времени сумму в 135 тысяч ливр. Среди них находились фрагмент креста, на котором был распят Иисус Христос, а также его терновый венец.Людовик IX решил возвести святую капеллу для хранения реликвий, таких дорогих во всех отношения. Строительство Сент-Шапель обошлось дешевле, чем сами реликвии - «всего» в 40 тысяч ливр. Она получилась настолько красивой и богатой, что в ней достойно было молиться даже самому королю. Монарху был предоставлен верхний зал капеллы, вход в который шел прямо из королевских покоев по галерее, которая не сохранилась к настоящему времени. Придворные молились в нижнем зале капеллы.Капелла Сент-Шапель с 1862 года является национальным историческим памятником.Богато декорирован первый ярус сооружения, стены украшены геральдическими лилиями, семиметровый свод расписан фресками, оконные проемы раскрашены витражами. Но совершенно не сравнима эта красота перед тем чудом, которое художники и архитекторы создали на втором ярусе. В углу находится узкая средневековая лестница, которая ведет в королевскую молельню наверх.Особенно святая капелла красива в ясный солнечный день. Поднявшись на второй ярус, кажется в одно мгновение, что здесь нет стен, а есть только разноцветные витражи, огромные окна, пробитые насквозь солнечным светом и внутри только переливающийся и дрожащий светом воздух. Оглядевшись, через несколько минут понимаешь, что и перекрытия, и стены на месте, но они незаметны в сравнении с площадью окон. Витражи высотой в пятнадцать метров занимают площадь около 600 кв.м., иллюстрируя тысячи сцен из Нового и Ветхого заветов. Большая часть произведений искусства внутри Сент-Шапель являются уникальными репродукциями XIII века и являются подлинными.капелла совсем небольшая, но благодаря архитектурному решению, которое визуально облегчило конструкцию стен, она кажется большой, невесомой и прозрачной.Сент-Шапель пережила множество неприятностей, таких как пожары и наводнения, хаос Французской революции, который нанес ущерб и привел к утрате хранившихся в её стенах реликвий. Некоторые из них были переданы в Собор Нотр-Дам в Париже на хранение, где и находятся по настоящее время.Святая капелла интересна снаружи своим изящным шпилем высотой в 33 метра. Крышу украшают устрашающие каменные химеры, которые являются сестрицами тех, что украшают собой Собор Нотр-Дам.

Показать больше

www.turizm.ru