Святая капелла Сент-Шапель - шедевр готической архитектуры. Сент шапель париж


Святая капелла Сент-Шапель - шедевр готической архитектуры

 

Готическая часовня-реликварий Сент-Шапель расположена на острове Сите на месте бывшего Королевского дворца в центре Парижа. Сент-Шапель была задумана как место для размещения священных реликвий, которые были вывезенны крестоносцами из разграбленного в результате крестового похода Константинополя. Среди них «Терновый венец, обагренный кровью Христа", икона «Спас Нерукотворный» и множество других ценных реликвий, купленных Людовиком Святым в 1239 году.

Всемирную известность Сент-Шапели принесли невероятной красоты витражи. На многометровых панно отражено все Святое писание. Уникальной особенностью, которая отличает ее от других готических часовен, является отсутствие несущих конструкций для поддержания бокового распора свода. Здесь они представлены изящными вертикалями между длинными окнами.

Сент-Шапель называют ярким образцом французской зрелой готики. Святая капелла включает в себя нижнюю и верхнюю часовню.

Нижняя часть Сент-Шапель была освящена в честь Святой Девы Марии. Она имеет функциональное значение и служит основой для верхней капеллы. В своё время этот этаж строился для слуг, а второй - для членов королевской семьи. Поэтому интерьеры нижнего этажа немного скромнее, да и высота всего семь метров. Ее низкие своды поддерживаются массивными колонами.

Верхняя капелла, которая предназначена для хранения святых реликвий, отличается неземной крастой и великолепием. Несущие стены заменены широкими оконными проемами, которые насыщают все помещение солнечным светом.

Витражные окна выполнены по мотивам библейских книг. Они повествуют об истории мира от сотворения до казни Иисуса Христа. Каждый витраж разделен на стрельчатые арки и «читается» слева направо и снизу вверх. В цветовой палитре витражей преобладают красный и синий цвета, которые придают особую яркость и выразительность. На огромной витражной розе ХV века находится изображение сцен Апокалипсиса. 

На витражах изображено больше тысячи библейских сюжетов. Большая часть из них — подлинные, которые были изготовлены в ХIII веке, а остальные восстановленны во время реставраций. Центральные витражи посвящены Христу, Иоанну Богослову и Иоанну Крестителю. На других изображены сюжеты из Ветхого завета.

В украшении капеллы использовано множество изображений лилий, которые во Франции считались королевскими цветами. Вдоль стен капеллы расположены скульптуры апостолов, часть из них подлинные. Потолок усыпан золотыми звездами.

Сент-Шапель лучше всего посещать в ясную солнечную погоду, когда витражи с библейскими сюжетами дают какой-то особый свет.

venividi.ru

Сент-Шапель в городе Париж - Advisor.Travel

Святая капелла (Сент-Шапель) (фр. Sainte Chapelle) — часовня - реликварий. Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Исполнена в готическом стиле.

Святая капелла (Сент-Шапель) (фр. Sainte Chapelle) — часовня - реликварий. Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Исполнена в готическом стиле. Имеет небольшие размеры: длина 35 м, ширина 11 м. Считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров. Третий по посещаемости монумент Парижа.

История

?апелла была задумана как хранилище реликвий, вывезенных Людовиком IX (Святым) из Константинополя в 1239 году. Возведена в рекордные сроки, в с 1245 по 1248 годы, под руководством Пьера из Монтрейля, одного из крупнейших зодчих готики, по образцу аналогичного сооружения при Сен-Жерменском замке. Дата закладки капеллы неизвестна, но есть точная дата дня освящения Сент-Шапель — 26 апреля 1248 г.

В дальнейшем подвергалась нескольким реставрациям: в XV веке, в 1837 году — Лассю и Виолле-ле-Дюком и позднее. В 2008 году начинается реставрация семи витражей. Реставрация продлится 5 лет, стоимость работ — €10 млн.

Устройство

?апелла выстроена в изысканной манере: тонкие каменные стены усилены металлическими скобами и богато украшены скульптурным, керамическим и живописным декором. Она поделена на два яруса равной площади (600 м2), но разной высоты. Нижняя капелла, освященная в честь Девы Марии, предназначалась для придворных, дворцовой гвардии и слуг. В верхней, освященной во имя Святого Креста, молилась королевская семья, приближенные. Там хранились реликвии. Первый из двух ярусов (нижняя капелла) имеет три нефа и укреплён стройными и вплотную примыкающими к стенам контрфорсами, которые принимают на себя распор широкого центрального пролёта. В основной ярус, верхнюю капеллу, высота которой достигает 20 м, можно было пройти прямо из главных покоев дворца, и там был устроен небольшой альков для королевской семьи. Неф верхней капеллы знаменит своими полностью сохранившимися витражами, в основном 13 в., превращающими интерьер в настоящую ювелирную шкатулку. В главной апсиде некогда располагался монументальный реликварий. Наружный портик с западной стороны, круглое окно-роза и пинакли, а также башенка были перестроены в эпоху Нового времени.

ru.advisor.travel

ФРАНЦИЯ. Париж 2013. Часовня Сент-Шапель.

platpaul — 30.10.2013

1. Сколько раз был в Париже, но попасть в капеллу Сент-Шапель как-то не удавалось. Эту закономерность исправил в последнюю поездку.Сент-Шапель находится на острове Ситэ и снаружи почти не видна: ее заслонили более поздние здания. Здесь она еще и строительными лесами закрыта.

2. Сент-Шапель переводится как "Святая капелла". Она имеет небольшие размеры: её длина 35 м, ширина 11 м, высота всего 33 метра. Капелла была построена в короткий срок - за тридцать три месяца - и освящена в 1248 году.

3. Горгулья и королевская лилия как символ французского королевского дома встречаются здесь везде и неспроста: Людовик IX выкупил Терновый венец и решил построить для него соответствующую капеллу - но только для себя.

4.

5. У входа всех входящих встречает Божья Матерь, ведь нижняя капелла освящена в честь ее. Под ее ногами обнаружено непонятное существо.

6.

7. Интересна Сент-Шапель тем, что она двухуровневая, при этом снаружи капелла не так массивна как многие ее современницы. Сначала попадаем в нижний уровень, который предназначался для придворных, верхний ярус предусмотрен для королевской семьи и высшей знати, которой дозволялось присутствовать на королевском богослужении.

8. Несмотря на недостаток света, нижняя капелла не выглядит мрачно. Основные декоративные мотивы — королевские лилии и стилизованные крепостные башни - они эмблема Бланки Кастильской, королевы-матери.

9.

10.

11. На стенах эмалевые медальоны с изображениями двенадцати апостолов.

12.

13. Красочная верхняя капелла построена без несущих стен: их заменили пятнадцать широких оконных проемов. К сожалению, часть их была на реставрации.

14. Сверкающая и красочная верхняя капелла, высота которой достигает 20,5 метров, не имеет несущих стен - их заменяют пятнадцать широких оконных проемов, насыщающих помещение солнечным светом и разграниченных лишь опорами, состоящими из группы тонких колонн.

15. Витражи невероятной красоты - все разные, сочетающие в себе пять красок: синюю, желтую, малиновую, фиолетовую и черную. Площадь витражей составляет 600 м², и две трети из которых подлинные произведения XIII века.

16.

17.

18.

19. Витиеватость узоров на полу как продолжение красоты витражей.

20.

21. Центральный алтарь - именно он предназначался для Тернового венца.

22. В дни Великой французской революции часовне был нанесен колоссальный ущерб, однако, хранившийся здесь Терновый венец был спасен и передан на хранение в собор Парижской Богоматери, в котором он сейчас и находится.

23. Из 1134 библейских и религиозных сюжетов, запечатленных на витражах, 720 дошли до нас с XIII века, остальные изготовлены при реставрации заново.

24.

25.

26.

27. Словно огонь, полыхающие окно-розетта.

28.

29.

Смотрите и другие церкви Парижа:ФРАНЦИЯ. Париж 2013. Церковь Сент-Трините. http://platpaul.livejournal.com/252040.htmlФРАНЦИЯ. Париж. Церковь Сент-Этьен-дю-Мон. http://platpaul.livejournal.com/168069.htmlФРАНЦИЯ.Париж. Базилика Сакре-Кер. http://platpaul.livejournal.com/250839.html

yablor.ru

Святая капелла — Сент-Шапель (Sainte-Chapelle) в Париже

     Расположенная в 1-м округе Парижа Святая капелла — Сент-Шапель (Sainte-Chapelle) — является одним из самых изысканных и примечательных памятников средневековой архитектуры. Она была построена в 1243-1248 гг. во внутреннем дворе королевского замка на острове Сите по велению французского короля Людовика IX Святого, получившего свое прозвище за набожность и трепетное отношение к христианским ценностям.

     Недалеко от нее находятся такие знаменитые достопримечательности Парижа, как Собор Парижской Богоматери, Консьержери и Дворец правосудия, да и сам по себе остров Сите – очень красивое и интересное место, где можно проникнуться духом и историей столицы Франции.

     Название этой готической церкви переводится как Святая Капелла. Она была построена по распоряжению Людовика Святого. В ту эпоху в ходу были символы и иносказания, так вот часовня Сент-Шапель должна была олицетворять единство духовной и светской власти в лице Людовика Святого.

     Король дважды совершал крестовые походы, а в 1239 г. выкупил у Латинского императора Балдуина II за огромную для своего времени сумму в 135 000 ливр христианские реликвии Страстей господних, среди которых были терновый венец Иисуса Христа и фрагмент креста, на котором он был распят. Для сравнения, строительство самой капеллы обошлось «всего» в 40 000 ливр.

          Именно для хранения столь дорогих во всех отношения реликвий Людовик IX решил возвести капеллу. Капелла получилась столь богатой и красивой, что в ней было достойно молиться и самому королю. Монарх мог пройти в верхний зал капеллы (придворные молились в нижнем) прямо из своих покоев по галерее, которая, к сожалению, не сохранилась.Строительство часовни Сент-Шапель заняло 33 месяца. По легенде эта дата выбиралась как магическая, и рабочих постоянно подгоняли. Поэтому репутация у церкви в народе была, мягко говоря, не самая хорошая. Осуждали Людовика Святого и за то, что он не брезговал покупкой реликвий у христианских монархий, и да общее направление его политики. Между тем часовня Сент-Шапель стала архитектурным чудом той эпохи. Она соединила общий силуэт готических церквей с необыкновенной легкостью, изяществом архитектуры. Однако впоследствии остров Сите застроили и силуэт часовни сегодня не слишком бросается в глаз.

     Часовня Сент-Шапель строилась под чутким руководством крупнейшего парижского зодчего Пьера, уроженца Монтрейля. В качестве образца была использована Святая капелла, находящаяся при Сен-Жерменском замке. В период стройки Сент-Шапель именно в этой капелле находились все реликвии будущей отреставрированной часовни. В 1248 году Сент-Шапель была впервые освящена. 

     За время своего существования, легендарная парижская церковь была несколько раз отреставрирована. Точнее, в западной стороне здания были заменены шпили и некоторые элементы витражей. Во время великой французской революции Сент-Шапель получила значительные разрушения. Большая часть мебели и важных реликвий были разграблены и практически уничтожены. Некоторую часть имеющихся в часовне статуй были спасены археологом из Франции Александром Ленуаром. На сегодняшний день их можно увидеть в здании часовни. В 1803 году витражные экспозиции Сент-Шапель были сняты и проданы, а все здание превратилось в архив. Сохранившиеся части готической культуры находятся в трех разных музеях в Филадельфии и в Лондоне. Первая масштабная реставрация началась в 1837 году под руководством таких архитекторов, как Виолле-ле-Дюк, Лассюс и Феликс Луи Жак Дюбан. К концу XIII века Сент-Шапель была полностью восстановлена и получила свой первозданный вид. 

     Двухуровневая Святая капелла имеет небольшие размеры: её длина 35 м, а ширина 11 м. Это здание с единым нефом, упирающимся в семигранную апсиду. Снаружи строгость фундамента и мощность контрфорсов противостоят лёгкости верхних частей здания, увенчанного деревянным кедровым шпилем высотой в 33 метра. Шпиль изготовлен в XIX веке, но является точной копией шпиля XV столетия.

     Наружная галерея, соединяющая капеллу с дворцом, вела в верхнюю капеллу, освящённую во имя Святого Креста и предназначенную для короля и его ближайшего окружения. Именно здесь, в богато украшенной раке, установленной на ажурном постаменте в глубине апсиды, хранились реликвии, купленные Людовиком Святым. Нижняя капелла, освящённая в честь Девы Марии, была отведена для придворных, дворцовой гвардии и слуг.           Стены трёхнефной нижней капеллы с низкими сводами украшены аркатурами в форме трилистника и двенадцатью медальонами с изображениями апостолов. На колоннах геральдические лилии на лазурном фоне чередуются с башнями Кастилии в честь Бланки Кастильской, матери Людовика Святого. Тонкие колонны поддерживают своды с росписью, изображающей звёздное небо. Надгробные плиты на полу отмечают места погребения хранителей церковной сокровищницы и каноников Сент-Шапели.

     Верхняя капелла, предназначенная для хранения прославленных реликвий, отличается несравненным великолепием. Мощь контрфорсов почти не ощущается благодаря продуманному распределению группы из девяти небольших колонн, скрадывающих объёмность каждой опоры. К колоннам приставлены статуи апостолов. Но главным украшением верхней капеллы являются витражи. Их площадь составляет 600 м² и две трети из них — подлинные произведения витражного искусства XIII века. В витражах доминируют красный и синий цвета, что отличает их от более позднего круглого витража XV столетия на западной стороне капеллы. Витражи выполнены по мотивам библейских текстов, повествующих об истории человечества от сотворения мира до казни Иисуса Христа.

     Обязательно посетите   Сент-Шапель в ясный солнечный день. Поднявшись на второй ярус, в первую минуту кажется, что здесь вообще нет стен. Только огромные окна, разноцветные витражи, насквозь пробитые солнечным светом. А внутри — дрожащий и переливающийся светом воздух. Через несколько минут, оглядевшись, понимаешь, что и стены, и перекрытия на месте — просто по сравнению с площадью окон они незаметны. Витражи в пятнадцать метров высотой, занимающие площадь более 600 кв.м., иллюстрируют более чем 1000 сцен из Ветхого и Нового завета — начиная от Сада Эден и заканчивая Апокалипсисом. Несмотря на то, что большая часть из того что мы сегодня можем видеть внутри Сент-Шапель является уникальной репродукцией, около двух третей витражей подлинные и сохранились с XIII века.Сама капелла совсем не велика, но благодаря смелому архитектурному  решению, визуально облегчившему конструкцию стен, она кажется невесомой, большой и прозрачной.

     Как ни печально, на своём веку капелла пережила множество неприятностей, в т.ч. наводнения и пожары, но хаос Французской революции не только нанес ущерб Сент-Шапель, но и привел к утрате многих реликвий, хранившихся в её стенах. Часть из них, включая Терновый венец, были переданы на хранение в Собор Нотр-Дам де Пари, где и находятся  по сей день.

     Летом в Сент-Шапель проводятся концерты классической музыки, которая в стенах часовни звучит просто удивительно.

     Вход в часовню охраняется полицейскими, посетителям строго запрещено иметь при себе любые острые или металлические предметы.

smtravel.com.ua

Сент-Шапель - самая красивая церковь Парижа

Путешествие по Парижу не может состояться без посещения готической церкви Сент-Шапель. Это путешествие в раннее средневековье и во времена крестовых походов. Средневековый Париж откроется перед вами во всей своей первозданной истории и красоте.

Где находится церковь Сент-Шапель? Сент-Шапель находится в самом сердце Парижа – на острове Сите, откуда, собственно, и началась история города Парижа. На Сите находился королевский дворец (ныне Консьержери), вблизи которого и была построена церковь Сент-Шапель (Sainte Chapelle), что с французского переводится как Святая часовня (капелла).

Сент-Шапель была построена в 1242 – 1246 гг. по приказу французского короля Людовика IX Святого (1214 – 1270). Король Людовик IX Святой в 34 года (в 1248 г.) возглавил седьмой крестовый поход, который проходил на Кипре и в Египте. Крестоносцы пытались взять Каир, столкновения с мамлюкским военачальником Бейбарсом закончилась для короля плачевно – он попал в плен. Во время следующего (восьмого) крестового при осаде Туниса похода король умер. Людовик IX был покровителем искусств, при нем была возведена не только Сент-Шапель, но и знаменитый собор в Реймсе. Сын Людовика IX – Роберт Французский стал родоначальником французской королевской династии Бурбонов.

Сент-Шапель была построена как реликварий для тернового венца Христа, который в 1239 г. Людовик IX приобрел у венецианцев. Из других важнейших христианских реликвий, которые должны были храниться в Сент-Шапели – фрагмент Животворящего креста, на котором был распят Христос, а также фрагмент Копья Лонгина, пики, которой римский воин Лонгин пронзил подреберье Христа. На сегодняшний момент часть сохранившихся с тех времен реликвий находятся в Национальной библиотеке Парижа, а терновый венец – в Соборе Парижской богоматери.

Архитектурные особенности Сент-Шапели вводят путешественника в особый мир готического искусства. Капелла, что не характерно для подобных сооружений, состоит из двух этажей. В апсиде верхней капеллы, посвященной Святому Кресту, хранились драгоценные реликвии. Наружная галерея соединяла верхнюю капеллу с королевским дворцом, поэтому здесь могли находиться только король и его семья.

Из сохранившихся предметов украшения верхней капеллы, восходящей к 13 веку – статуи апостолов; небольшие росписи, которые сохраняются в том виде, в котором они дошли на нашего времени.

Верхняя капелла украшена великолепными витражами, часть из них датируется 13 веком, другие – 19 веком, когда в Сент-Шапеле проводились реставрационные работы. Ведь в 18 ст., во время Французской революции, в этой красивейшей церкви Парижа находился архив. Витражи скрывают мощь контфорсов и делают капеллу воздушной и невесомой. Верхняя капелла поражает своей красотой – она сияет солнечным днем великолепным созвучием цвета, свет в витражах искрится и переливается, создавая неповторимый красочный эффект. Верхняя капелла поражает красотой тем более, когда путешественник поднимается из нижней капеллы, напрочь лишенной естественного света.

Нижняя капелла была посвящена Деве Марии, здесь во время богослужения при короле Людовике IX находились придворные, гвардейцы, слуги. Нижняя капелла оформлена сочными звучными цветами – синим, алым, золотым. Повсюду виднеются французские лилии и кастильские короны. Последняя находилась в интерьере этой часовни как дань уважения матери короля Людовика IX – Бланки Кастильской. Над посетителем капеллы, всего на уровне порядка 6 – 7 метров – огромное синее небо с мерцающими золотыми звездами.

Понравилась статья? Поддержи нас в социальных сетях, нажми:

www.gorodamira.biz

Святая капелла Сент-Шапель, Париж - фотографии, описания достопримечательностей, советы путешественникам

Sainte Chapelle Париж, Франция

Часовня Сент-Шапель на острове Сите. В Средние века ее называли «вратами в рай». Спустя несколько сот лет Андре Моруа охарактеризовал ее как «подлинное чудо готического искусства». И как приятно, что в наши дни, несмотря ни на что, мы все еще можем понять, о чем говорили наши предшественники.

Не секрет, что окружение часовни весьма мрачновато. Ближайшие Дворец Правосудия и Консьержери, конечно, монументальны с точки зрения архитектуры и значительны с точки зрения истории, но они никогда не смогут пробудить тех эмоций, что Сент-Шапель. А ведь начиналось все, по мнению некоторых исследователей, с политических мотивов. Людовику IX были жизненно необходимы доказательства того, что именно он является избранником Божьим на французский престол. Таковыми стали константинопольские реликвии: терновый венец Христа и щепки от креста. По слухам, они стоили в три раза дороже, чем построенная в 1248 году для их хранения часовня. Более подробно узнать о том, как все происходило, можно на месте, внимательно глядя на витражи. Тема перенесения святынь является одной из центральных, наравне с «Тайной вечерей» и другими библейскими сюжетами. Они повсюду, в том числе в деталях готической розы, состоящей чуть ли не из ста элементов.

Хоть Сент-Шапель пока и не стала главным местом действия какого-нибудь современного романа, но загадок в ней предостаточно, нужно лишь посмотреть по сторонам, и лучше всего с биноклем в руках, чтобы не упустить ничего важного. Благо в наши дни можно заглянуть во многие уголки, а ведь когда-то верхняя часовня предназначалась исключительно для членов королевской семьи, а нижняя – для прислуги и простолюдинов. Свои тайны Сент-Шапель сумела сохранить и после реконструкции. Не секрет, что здание пострадало в годы революции, равно как и многое из того, что было создано по желанию королей. Часовню, возможно, спасло лишь то, что были сохранены старинные чертежи. Правда, прежних реликвий здесь уже нет. О терновом венце напоминают лишь каменные шипы на колокольнях. Для полного погружения в атмосферу средневековой мистики стоит прийти в капеллу во время одного из концертов классической музыки, которые здесь периодически проводятся.

←     Дальше →

tiptotrip.ru

Самостоятельно по острову Ситэ в Париже (Норт-Дам, Сент-Шапель и Консьержери).

-Находясь в Париже  ,на 4-й день у меня было запланировано с утра посетить остров Ситэ. Париж зародился на этом острове.Именно здесь в 3 веке до нашей эры поселилось племя паризиев.Шли века, и постепенно поселение стало церковным и светским центром Франции.Отражением первого стал величественный Нотр-Дам,а второго -  Дворец правосудия.Оба эти здания и ныне доминируют на острове.  22 июля 2010 года около 8 часов утра я уже подходил к острову Ситэ сразу стал виден Нотр-Дам. Первый камень собора в 1163 году заложил папа Александр 3,но понадобилось еще 170 лет,чтобы воплотить в камне проект епископа Мариса де Сюлли.Разграбленный в дни Революции шедевр готики в 1841-1864 году отреставрировал архитектор Виолле-ле-Дюк. Собор имеет три нефа (длина центрального около 130 метров) и самый большой во Франции орган.Шпил собора поднят на 90 метров.-Вид на собор с реки Сены.-Памятник древнему герою Франции. В 1330 году были впервые открыты для верующих ворота храма. Высота башен западного фасада- 69 метров.Преодолев 387 ступенек сможете увидить Париж с сверху.Собор открыт ежедневно с 8.00-18.45. Вход бесплатный,а на верх собора 8 евро.-Ширина собора 48 метров.--Гигантские окна-розы украшают северный.западный и южный фасад.13 век.---Перед собором находиться небольшая площадь-она считается центром страны и от нее.-Соседняя улица ведет ко дворцу правосудия и церкви Сент-Шапель.-Виден шпиль церкви Сент-Шапель. Здесь слева от дворца правосудия вход в церковь а справа  вход в Консьержери.-Далее я вышел на мост перед зданием Консьержери-это готический дворец построенный Филиппом Красивым в 1301-1315 году-Часть его почти всегда служила тюрьмой которую охранял консьерж.Здесь пытали Равальяка,убийцу Генриха 4.-Далее опять дворец правосудия только уже с другой стороны.-А за дворцом-площадь Дофина-создана по приказу Генриха 4.--Памятник Генриху 4. 1818года,находиться в сквере Вер-Галан-Здесь же и остановка речных такси на которых можно проплыть по Сене.--Я снова стал возвращаться в центр острова.-На другой стороне набережная Турнель а нам налево в церковь Сент-Шапель.--Небольшая очередь.Церковь открыта с 9.30 до18.00 ежедневно. Единый билет в церковь и Консьержери -10 евро,но жалеть их не стоит.-Этот готический шедевр был построен Людовиком 9 для хранения привезенных им из Крестовых походов реликвий,был завершен в 1248 году-В нижней часовни статую 12 апостолов - великолепный образец средневековой резьбы по дереву.--В верхнюю часовню ведет узкая винтовая лестница.Здесь мы попадаем в огромное,заполненное разноцветными лучами света пространство.-Витражи 13 века ,старейшие сохранившиеся в Париже.-Это просто-красота!!!!-Часовня считается самой красивой церковью Парижа, в том числе из-за 15 метровых витражных окон,поднимающихся до самого свода.-----Это Дворец правосудия,чтобы зайти в Консьержери надо выйти со двора дворца на улицу.-И вот мы в Консьержери.Внизу Зал Ратников.1302 года.этот огромный зал является единственным в Европе образцом гражданской готической архитектуры.-Этот огромный обеденный зал обогревался 4 каминами-В эпоху Революции дворец стал обителью ужаса,в которой тысячи людей ожидали своей очереди на гильотину.-Здесь сидели Дантон,Робеспьер.Сент-Жюст,Демулен,Шарлотта Корде,заколовшая Марата--Вот в таких камерах они сидели-Внутренний дворик консьержери-Место где заключенные-женщины стирали одежду заключенным-Камера в которой дожидалась смерти королева Мария-Антуанета-охрана всегда была рядом!-Ей отрубили голову в 1793 году по решению Революционного трибунала,который заседал в Консьержери.  Так за два с половиной часа я спокойно обошел весь остров  Сите и пошел гулять в район Пари Сен-Жермен.

venividi.ru