Необычные места и памятники Парижа. Часть 1. В париже памятники


Памятник воинам Русского экспедиционного корпуса в Париже. Фото

Путешествуй с нами:

Достопримечательности Парижа

Рубрика: Париж

В самом центре французской столицы, между знаменитым Большим дворцом (фр. Grand Palais), он слева от Елисейских Полей, и не менее известным мостом Александра III (Pont Alexandre III) находится памятник воинам Русского экспедиционного корпуса. Он появился в Париже относительно недавно, в 2011 году, но уже успел занять достойное место среди самых популярных достопримечательностей города на Сене. Какова история этого монумента? Что он собой представляет? Почему его посвятили именно этому воинскому подразделению?

Экспедиционные войска – в помощь французам

В декабре 1915 года Российскую империю посетил с визитом сенатор Поль Думер (президент Франции с 1931 по 1932гг.). Во время встречи с Николаем II союзник по Антанте в Первой мировой войне попросил о военной помощи. В результате переговоров стороны подписали межгосударственный договор, согласно которому Россия обязалась эту помощь оказать. В 1916 году соглашение было реализовано: на Западный фронт отправились четыре отдельные бригады (по два полка в каждой). Общая численность российских экспедиционных войск во Франции составила 45 тысяч солдат и 750 офицеров. Первый полк высадился в Марселе 26 апреля, оставшиеся три – чуть позже в Бресте.

Впоследствии две бригады были отправлены в Македонию, а во Франции осталось более 20 тыс. русских солдат, которые вместе с французами участвовали в боях в Шампани вплоть до свержения самодержавия в феврале 1917 года. В боях полегла половина нашего воинского контингента, включая унтер-офицеров и офицеров. После Октябрьской революции Россия вышла из войны, и корпус был расформирован. Позднее из числа добровольцев был сформирован Русский легион. Французский маршал Фош утверждал, что в первую очередь благодаря мужеству русских солдат его страна не исчезла как государство с европейской карты.

Из истории создания мемориального комплекса

В ноябре 2009 года во Франции с официальным визитом побывал председатель правительства России Владимир Путин. Он встретился со своим французским коллегой Франсуа Фийоном, и в ходе заседания межправительственной комиссии в Рамбуйе оба премьера одобрили инициативу установления в Париже памятника воинам Русского экспедиционного корпуса, воевавшего в 1916-1918 годах в составе союзнических армий на Западном фронте Первой мировой войны. Согласно договоренностям, Франция объявила международный конкурс на лучший проект памятника. Победил в нем народный художник РФ, скульптор Владимир Суровцев.

Парижский совет, столичное законодательное собрание, решением от 28 сентября 2010 года выделил земельный участок под памятник на набережной Сены в самом сердце города. Как уже было упомянуто в самом начале, он находится между Большим дворцом, известном как «Гран-Пале», и мостом Александра III. 7 октября того же года в министерстве культуры с участием представителей мэрии состоялось совещание. Французская сторона приняла на себя расходы по подготовке и благоустройству территории под мемориал и непосредственно по его установке. Российская сторона обязалась изготовить сам памятник и доставить его в Париж.

Что представляет собой памятник русским воинам

Полное название памятника: Мемориал памяти солдат и офицеров русского экспедиционного корпуса, воевавших в составе союзнических армий в 1915-1918 годах. В названии учтен тот факт, что подразделение было создано в 1915 году, хотя некоторые источники датой его основания ошибочно указывают год прибытия корпуса во Францию – 1916-й. В торжественной церемонии открытия памятника 21 июня 2011 года приняли участие премьер-министры Владимир Путин и Франсуа Фийон. После того, как с памятника скинули тканевое покрытие, зазвучал марш экспедиционного корпуса «Конь славен». Его исполнил хор Сретенского монастыря.

Скульптор изобразил в своей работе молодого офицера. Рядом с ним его боевой товарищ, донской жеребец. В облике воина угадывается образ простого русского человека. Он смотрит вдаль и, конечно, вспоминает о своем доме и близких. В июле 1919 года в победном марше по Елисейским Полям прошли англичане, французы, американцы, бельгийцы и даже марокканцы – то есть союзники, кроме русских. Наши воины, по свидетельствам очевидцев, стояли тогда у обочины и плакали от горечи и стыда. С появлением памятника допущенная по отношению к ним историческая несправедливость, несомненно, устранена. Пусть и с опозданием почти в сто лет…

← Вандомская площадь в Париже – архитектурный шедевр XVII века Пламя свободы в Париже – монумент в честь франко-американской дружбы →
 

Похожие публикации:

Пирамида Лувра Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа...

Елисейские Поля У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи...

Остров Сите – старейшая часть Парижа Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не...

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra) …Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет...

Река Сена Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres...

  Поделиться ссылкой:

www.hobbysalon.ru

Париж. Статуи и памятники, которые уничтожены или исчезли. (часть I)

Памятник Виктору Гюго (Victor Hugo)Уничтожен в 1942 г., находился в 16 округе Парижа (16e) на площади Виктора Гюго

С приходом к власти во Франции правительства Виши в 1940 году, под давлением фашистской администрации было принято немало решений, которые изменили облик столицы Франции. Одно из них – решение отправить на переплавку памятники из меди и цветных металлов. Официально это объяснялось «нуждами промышленности и сельского хозяйства» (для опрыскивания виноградников сульфатом меди), а также мотивировалось их низким художественным уровнем. Сохранилось только два пьедестала: памятников Франсуа Араго и Франсуа Распаю.1Etienne Dolet (Этьен Доле)Уничтожен в 1942 г., находился на place Maubert - 5e (5 округ Парижа)

В действительности такое решение было продиктовано и другими стремлениями, хотя фашистская Германия действительно использовала некоторую часть полученного металла в своей военной промышленности, а часть передала скульптору Третьего Рейха Арно Брекеру. Часть меди действительно пошла для опрыскивания виноградников. Специальная комиссия правительства Виши составила список памятников, которые рассматривались как имеющие историческую и художественную ценность, а все остальные должны были быть уничтожены.

2Le Chevalier de la Barre (Шевалье де ла Барре)Уничтожен в 1942 г., находился в сквере Nadar - 18e (18 округ Парижа)

У маршала Петена были свои мотивы для уничтожения некоторых статуй. Поэтому не случайно в первую очередь были уничтожены статуи идеологических врагов маршала Петена и фашизма – гуманистов и философов. Памятники религиозным святым не были тронуты, не были тронуты и памятники, связанные с первой мировой войной за исключением памятников Эдит Кавель и генерала Мангена. Переплавили памятники Виктору Гюго, шевалье де ла Барру, Жан-Полю Марату, Вольтеру, Лавуазье, Жан-Жаку Руссо, Этьену Доле, Шекспиру, Эмилю Золя, Диогену (а он-то чем помешал?) и другие. В их числе не случайно оказались Франсуа Араго и Франсуа Распай.

3François Coppée (Франсуа Coppe)Уничтожен в 1942 г., находился на площади André Tardieu - 7e (7 округ Парижа)

Доминик Франсуа Жан Араго (Dominique François Jean Arago) или просто Ф.Араго, как это имя высечено на памятнике, был вдающимся французским физиком и астрономом. Его молодость была полна приключений, а уже в возрасте 23 лет он был избран в Академию. Его первой заслугой было точное измерение в 1806 году парижского меридиана. (С этой работой и были связаны его злоключения, которые начались во время работы в Испании, когда он попал в плен.)

4Pierre-Jean de Béranger (Пьер-Жан-де-Беранже)Уничтожен в 1942 г., находился в square du Temple - 3e

Этот меридиан, обозначенный ещё в 1718 году Жаком Кассини, до 1884 года для Франции был нулевым меридианом. Впоследствии эта роль перешла к Гринвичскому меридиану. Парижский меридиан проходит через Парижскую обсерваторию. Он обозначен бронзовыми метками на мостовых и тротуарах города, их называют «медальонами Араго». Всего их 135 и они расположены на протяжении 17 километров от Монмартра до Университетского городка. Один из медальонов находится на пьедестале памятника, отправленного на переплавку в Третий Рейх. Памятник Ф.Араго работы каталанского скульптора Александра Олива (Alexandre Oliva) был поставлен в 1893 году на бульваре Араго перед Парижской обсерваторией (будущая площадь Иль-де-Сен, Île-de-Sein). Он был отправлен на переплавку в 1942.

5Shakespeare (Шекспир)Уничтожен в 1942 г., находился на Bd Haussmann - 8e - 9e

Франсуа Распай (François-Vincent Raspail) был ученым-химиком, врачом и политическим деятелем, а в 1848 году он даже выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах. За свои политические взгляды он не раз оказывался в тюрьме. После одного из заключений в 1835 году он опубликовал в своей газете небольшой словарик тюремного жаргона, одно из первых исследований в своей области, которым пользовался и Эжен Сю в работе над романом «Парижские тайны». Во времена Второй империи Франсуа Распай был вынужден эмигрировать, вернувшись во Францию, даже заступился за коммунаров, предложив в 1879 году их амнистировать.

6Доминик Франсуа Жан Араго (Dominique François Jean Arago)Уничтожен в 1942 г., находился на place de l'île de Sein - 14e

Франсуа Распай (François-Vincent Raspail) был участником Июльской революции (три дня великой славы), стоял во главе «Общества друзей народа», был редактором газеты «Реформатор» (Le Réformateur), был основателем газеты «Друг народа» (L’Ami du peuple) повторявшей название газеты Марата. Франсуа Распай был человеком левых политических взглядов, карбонарием, и поэтому памятник ему, работы скульптора Леопольда Мориса поставленный в 1889 в сквере Жак-Антуан (Jacques-Antoine) на площади Данфер-Рошро, также оказался в списке скульптур с большим содержанием меди и других цветных металлов. Он также был отправлен на переплавку в 1942 году и точно также парижане, поразмыслив, решили его не восстанавливать.

7Ledru Rollin (Ледрю Роллен)Уничтожен в 1942 г., находился рядом с Mairie du 11e

Отсутствие на пьедесталах памятников Франсуа Распаю и Франсуа Жану Араго является очень ярким историческим свидетельством о времени, которое никогда не следует забывать. Памятники стояли, впрочем, совсем недалеко друг от друга.

8Thésée combattant Centaure (Тесей в борьбе Кентавром)Уничтожен в 1942 г., находился в square Barye - 4e

В общей сложности было переплавлено более ста статуй из меди и цветных металлов из которых 74 памятника. Соответствующий закон были принят правительством Виши 11 октября 1941 года. Этой теме посвящен документальный фильм «Провалы в памяти».

9Théophraste RenaudotУничтожен в 1942 г., находился на rue de Lutèce - 4e

10Charles Fourier (Шарль Фурье)Уничтожен в 1942 г., находился на boulevard de Clichy - 18e

11Benjamin Godard (Бенжамин Годар)Уничтожен в 1942 г., находился в square Lamartine - 16e

12Jean Jacques Rousseau (Жан-Жак Руссо)Уничтожен в 1942 г., находился на place du Panthéon - 5e

13Monument des Francs-Tireurs (Памятник французским стрелкам)Разрушен, находился на place St Ferdinant - 17e

14Pelletier et CaventouРазрушен, находился на boulevard St Michel - 5e

15Le sergent Bobillot (Сержант Bobillot)Разрушен в 1942 г., находился на boulevard Voltaire - 11e

16Alphonse de Neuville (Альфонс де Невиль)Разрушен в 1942 г., находился на place Wagram - 17e

17Les aéronautes (Воздухоплаватели)Разрушен, находился в porte des Ternes - 17e

18Victorien SardouРазрушен в 1942 г., находился на place de la Madeleine - 8e

19"Sauvée" ("Спасена")Разрушен в 1942 г., находился в square Violet - 15e

20Bataille d'enfants (Битва детей)Разрушен в 1942 г., находился в square Violet - 15e

21Diogène (Диоген)Разрушен в 1942 г., находился в square du Temple - 3e

22Сrocodile (Крокодил)Разрушен в 1942 г., находился на place de la Nation - 12e

23Ludovic TrarieuxБронза разрушена в 1942 г., находился в square C. N. Ledoux - 14e

24Paul Broca (Поль Брока)Разрушен в 1942 г., находился на Bd St Germain - 6e

25Jean Mace (Жан Мейс)Разрушен в 1942 г., находился на place Armand Carrel - 19e

26Lamartine (Ламартин)Бронза разрушена в 1942 г., находился в square Lamartine - 16e

27CharletБронза разрушена в 1942 г., находился в square Abbé Migne - 14e

28Miss Edith Cavell (Мисс Эдит Кавелл)Разрушен в 1940 г., находился в jardin des tuileries - 1e

29Voltaire (Вольтер)Разрушен в 1942 г., находился возле Institut de France - 6e

30Condorcet (Кондорсе)Разрушен в 1942 г., находился возле Institut de France - 6e

31Michel Jean SedaineРазрушен в 1942 г., находился в square d'Anvers - 9e

32Статуя исчезла.Находилась в square Painlevé - 5e

33Jean Martin Charcot (Жан Мартен Шарко)Разрушен в 1942 г., находился в Hôpital Salpetrière - 13e

34Jean Sylvain Bailly (Жан Сильвен Байи)Разрушен в 1942 г., находился в jardin Luxembourg - 6e

35Emile Zola (Эмиль Золя)Статуя разрушена, находилась на Avenue Emile Zola - 15e

36Lavoisier (Лавуазье)Разрушен в 1942 г., находился на place Madeleine - 8e

Париж. Статуи и памятники, которые уничтожены или исчезли. (часть I)

Советую прочитать на эту тему:Разрушение парижских памятников в 1941-1943 году

Блог про Омск и не только... в других социальных сетях:  

france-ru.livejournal.com

Необычные места и памятники Парижа. Первая часть.

Как справедливо заметил однажды Оноре де Бальзак: «Париж – это предмет зависти для тех, кто никогда его не видел; счастье или несчастье (смотря как повезёт) для тех, кто в нём живёт, но всегда — огорчение для тех, кто принуждён покинуть его». Те, кому уже повезло побывать там, поняли, что Париж – не город, – это целая планета, и изучить её за один визит редко какому путешественнику удается. А ведь именно здесь, в этом уникальном французском уголке на берегах Сены, где сошлись в конфликте новое и старое, всегда кроется непознанное, неведомое и нетронутое. Поэтому для всех любознательных любителей столицы Франции наш ТОР-5 необычных мест и памятников Парижа, которые вам не удастся посетить с обычным туристическим туром.

Толкучка Сент-Уан (Saint-Ouen)

Блошиные рынки Парижа известны на весь мир. Толкучка Сент-Уан, что расположилась вдоль улицы де Розьер, — самый большой из них: он представляет собой целый комплекс из 10 рынков, 2000 стендов и 17 километровых проходов. Для заядлых коллекционеров да и просто любителей необычных сувениров и редких вещиц – это самое подходящее место в Европе. Чего здесь только не найти? Мебель 18 века, фламандские ковры, древние часы, бронза начала 20 века, антикварное стекло, военное обмундирование, китайские гравюры, куклы и игрушки, старинные книги… Для модниц, знающих толк в старой одежде, тут представлено широкое разнообразие товара: гардероб 1900-х годов, шляпные булавки, старинные кружева, туфли-лодочки, африканские украшения, разнообразные безделушки. Для охотников за редкостями вежливым продавцам найдется что предложить: ажурные канделябры, старые граммофоны, музыкальные шкатулки, археологические находки, скульптуры, удивительные экспонаты живописи и дизайна. Как бы то ни было, предметы, выставленные здесь, можно перечислять до бесконечности. Попав в это в какой-то мере мифическое место, вы точно не уйдете с пустыми руками.

Рынок в Париже

«Ле До Магот» (Les Deux Magots)

«В Париже только больные обедают у себя в номере» — такое наблюдение вывел в своем произведении «Триумфальная арка» небезызвестный Эрих Мария Ремарк. Кафешки Парижа – это совершенно особенные заведения, обладающие каждый своей неповторимой атмосферой – будь то классическое французское бистро или знаменитейший ресторан, который представляет собой исторический памятник, охраняемый государством. Один из них – ресторан «Ле до Магот» по праву считается настоящей достопримечательностью Парижа. Он известен тем, что здесь любили бывать Пабло Пикассо, Альбер Камю, Эрнест Хемингуэй. В перерыве между пешими прогулками по городу будет как нельзя кстати уединиться в уютной атмосфере этого ресторанчика. Трапеза придаст вам больше наслаждения, если вы отведаете что-нибудь из местного меню. Галантное обслуживание, в высшей степени вкусная кухня, отпечаток истории и загадочности в каждой детали обстановки – всё для того, чтобы прийти в восторг, приятно отдохнуть и набраться сил для новых открытий по Парижу.

Музей магии (Musée de la magie)

Более необычного места в Париже сложно и сыскать. Это место сразу переносит его посетителя в удивительный мир зеркальных лабиринтов, оптических обманов, волшебных превращений, загадочных трюков и не поддающихся пониманию фокусов. Директора музея позаботились о том, чтобы экскурсия по нему была не просто занимательной, но фееричной и не похожей ни на что. Начинается она с маленького театрализованного представления для пришедших – трудно не прийти в восторг во время выступления профессиональных магов и иллюзионистов, демонстрирующих своё искусство. Затем взору туристов открывается уникальная экспозиция из подлинных реквизитов, которые использовались, например, легендарным фокусником Робер-Гуденом. Здесь же рядом – удивительные экспонаты, которыми пользовались французские чародеи в 17 веке; невероятные приспособления для вызова духов и другие самые разные элементы этой огромной магической коллекции. Самое интересное, что в путешествии по каменным подземным коридорам музея вас сопровождает настоящий волшебник: он любезно расскажет вам о долгой истории магии, но ни за что не откроет секрет своих фокусов, которые он то и дело попутно показывает. Стоит упомянуть о том, что уже много лет в этом месте работает студия магии, где каждый желающий сможет почувствовать грань между мистикой и наукой. Только здесь вы сможете не только окунуться в мир магии, но и стать частью этого удивительного, сказочного мира.

«Пер-Лашез» (Père Lachaise)

Популярный сегодня писатель Януш Леон Вишневский в своём «188 дней и ночей» написал, что «есть много людей, для которых Пер-Лашез – единственная причина посетить Париж». Для тех, кто никогда не слышал об этом месте, разъясняем: Пер-Лашез – довольно специфическая достопримечательность, так как представляет собой кладбище. И раз уж точка зрения Вишневского является для нас авторитетной, то стоит прислушаться и уделить некоторое время описанию этого удивительного пантеона душ. Это место поражает своей архитектурой и, надо заметить, для коренных парижан является просто большим древним парком, в котором они с удовольствием прогуливаются, отдыхают на лавочках, читая книжки. Для туристов тут представляет интерес могила Джима Моррисона и других известных деятелей, например, Фернана Броделя, Пьера Бурдье, Оноре де Бальзака, Лафонтена, Оскара Уайльда, Беллини, Шопена, Эдит Пиаф. Каждая могила – как статья для энциклопедии, каждый памятник здесь – шедевр, а надгробные камни и готические часовни – воплощение искусства и изящества. Иными словами, это целый музей надгробной скульптуры под открытым небом. И вряд ли он кого-то оставит равнодушным.

Необычный памятник в Париже — аббатство Сен-Дени

Готическое аббатство Сен-Дени (Saint-Denis)

Как правило, туристов не водят в аббатство Сен-Дени. Во многом это обусловлено тем, что коммуна, на территории которой располагается аббатство, известна высоким уровнем преступности. Однако, это место стоит того, чтобы рискнуть и своими глазами взглянуть на шикарную усыпальницу великих королей Франции. С точки зрения архитектурной ценности и красоты, базилика Сен-Дени – настоящая жемчужина среди всех соборов Франции. Особенно впечатляют витражи, которые являются главным украшением храма. Свет, который проникает через готические окна и витражную розу создает ощущение вознесение человека к духовным ценностям, символизирует отрыв от будничных проблем. Уже более 1000 лет аббатство служит хранителем исторического наследия французского государства. Не побывать там – значит многое упустить.

Вообще в отношении необычных мест в Париже трудно рекомендовать что-либо конкретное. Этот город необычен сам по себе. Стоит лишь немного отойти от традиционных туристических троп, как тут же обнаруживается нечто потрясающее. Так что идите, куда глаза глядят, не бойтесь заплутать в парижских улочках – обязательно найдете неизвестную доселе достопримечательность, и она станет вашей любимой, вашей личной ассоциацией с Парижем, с городом, в который невозможно не вернуться.

Полезные ссылки для организации путешествия в Париж

Воспользуйтесь поиском дешевых авиабилетов от aviasales.ru. Для этого можно воспользоваться формой поиска прямо на нашем сайте:

Для того, чтобы найти место для проживания, воспользуйтесь удобным поиск недорогих отелей в Париже.

Рекомендуем ознакомится с нашим обзором мест жительства в Париже — В каком районе Парижа остановиться?

Похожие записи

Понравилось? Поделитесь с друзьями!    

Подпишись на новости:    

triptoeverywhere.ru

Настоящий памятник Парижу

...Жизнь как-то сама подсказала, что красивые в Париже не только туристки или остарбайтерши из Восточной Европы, но и сами француженки. Просто они красивы по-другому. Не по-нашенски. И просто глупо даже как-то сравнивать ту красоту и нашу.

Вторым удивлением на женскую тему стало то, что в Париже, оказывается, всего... три официальных памятника женщинам. Да-да, всего три. И это при таком обилии женщин, прославивших Францию! Даже символ Франции и ее второе название, можно даже сказать, прозвище – это Марианна во фригийском колпаке. А вот памятника этой самой Марианне нет. Ее внешний вид все время определяют, «слизывая» облик с признанных французских красавиц. Марианнами по очереди побывали певицы, актрисы, манекенщицы Брижит Бардо, Мирей Матье, Катрин Денев, Инес де ла Фрессанж, Летиция Каста, Эвелин Тома. Сейчас общепризнанной Марианной «работает» Софи Марсо...

Счастливицами, удостоенными изваяний в Париже, являются Жанна д’Арк, Орлеанская Дева и спасительница Франции, и две певицы – Эдит Пиаф и Далида (Иоланта Кристина Джильотти).

Памятники Жанне д’Арк

Памятник Эдит Пиаф на пляс Пиаф (Place Edith Piaf) в Париже

Далида на перекрестке аллеи Де Бруйяр и улицы Де Л’Абревуар

Мне показалось это, как минимум, странным. Я пошустрил по Парижу и по Интернету. И таки да – всего три официальных. Причем если Орлеанская Дева (д’Арк) и «Воробышек» (Пиаф) изображены прилично, в полный рост, то Далида «заслужила» лишь бюст у подножия Монмартра неподалеку от своего дома, который сейчас пустует и приходит в запустенье, и знаменитой «Алели теней» (аллеи Де Бруйяр), на которой в начале ХХ века куражились в утреннем тумане и кокаиновом дыму все декаденты, прославившие в стихе и на полотне красоты Франции, Парижа и своих мыслей, ими рожденных.

Аллея де Бруйяр

Дом, в котором жила Далида

Потом оказалось, что не все так страшно. Есть в Париже отдельный памятник Саре Бернар. А самое большое естественное хранилище женских изваяний – это Люксембургский парк, где есть своеобразная аллея французских королев.

Памятник Саре Бернар в роли Федры на «площади трех Дюма»

В Люксембургском саду. Аллея королев. Все статуи вдоль заборчика изображают королев Франции

Маргарита Наваррская, Мария Медичи и Анна Австрийская

Там же увековечены писательницы Жорж Санд и наша София Ростопчина, которая вошла в историю классической французской и мировой детской литературы как графиня де Сегюр.

Жорж Санд

Дочь московского губернатора Федора Ростопчина, который был обвинен в пожаре в Москве в 1812 году и сослан от греха подальше в Европу, София уехала с отцом, вышла замуж за французского графа, приняла католичество и даже похоронена во Франции, точнее – в Бретани.

Памятник графине Софии Ростопчиной

Еще одним местом, где можно встретить узнаваемую женщину, является летний сад Тюильри. Там, на месте сожженного летнего королевского дворца теперь люди отдыхают. И там же установлены многочисленные скульптуры. В том числе – и всемирно известного скульптора Аристида Майоля, которому натурщицей служила некто Дина Верни. Особа крайне интересная и знаменитая.

Одна из многих работ Майоля в саду Тюильри рядом с Лувром. Дина Верни в камне

Уроженка еврейского Кишинева, Дина Яковлевна Айбиндер вышла замуж за французского кинооператора Сашу Верни, а потом стала не просто натурщицей для Майоля, а галеристкой, искусствоведом, коллекционером антикварных кукол, певицей, которая исполняла русский шансон, лагерные и блатные песни, участницей Французского Сопротивления и даже кавалером ордена Почетного легиона.

Тоже Дина Верни

Скульптуры в Люксембургском саду и подле Тюильри – это, конечно, не классические памятники. Но все же...

А самым главным – настоящим, подлинным и непреходящим – памятником Парижа являются его живые «экспонаты». Женщины, которые ходят по улицам, сидят в кафе, осуществляют шопинги и променады просто от ничегонеделанья и переизбытка свободного времени. Они такие разные! Вот их фиксировать и ими же любоваться можно бесконечно. Как и всей разнообразной жизнью Парижа. Равно как и любого другого города планеты. Но сейчас – Парижа, раз о нем мы ведем речь...

Фотографии Владимира Скачко и из Интернета

telegrafua.com

ФРАНЦИЯ-01. Париж. Памятники-скульптуры. 03 ноября 2011

Париж – воистину один из главных центров мировой культуры. Музеи, галереи, выставочные залы, архитектурные шедевры. Парижане говорят, что нет и не может быть человека, который успеет за свою жизнь, даже долгую, посмотреть все.

 Мы себе такой задачи даже не ставили. Ведь мы – реалисты.

Гуляя по улицам, мы убедились, что столица Франции – это настоящий музей под открытым небом. Невозможно сосчитать, сколько скульптурных памятников украшают парижские улицы, площади, дворы, сады и парки, стены. В этом посте – то что мы повстречали, гуляя по городу. Некоторые из них знали по фотографиям, какие то увидели впервые. Чему очень были рады

Конный памятник Людовику XIV. Это - копия мраморной статуи работы итальянского скульптора и архитектора Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598—1680). Оригинал не понравился Людовику, он приказал статую переделать и установить в Версале. Металлический Король-Солнце на коне появился во дворе Лувра в 1988 году, одновременно со стеклянной входной Пирамидой.

Напротив сада Тюильри (Jardin des Tuileries), расположенного рядом с Лувром, на другом берегу реки Сена можно посмотреть коллекции крупнейшего собрания французского искусства – музея д’Орсе (Musée d`Orsay). Вокруг громадного здания бывшего вокзала, в 1986 ставшего музеем, есть много великолепных скульптур. Слева – «Лошадь с бороной» (1878), скульптор Pierre-Louis Rouillard(1820-1881). Справа – носорог (1878), скульптор Henri Alfred Jacquemart (1824-1896).

«Молодой слон, попавший в западню», 1877-1878 г. Автор - Emmanuel Fremiet (1824-1910).

Шесть больших (более 2х метров высоты) бронзовых скульптур, они были изготовлены разными авторами для установки на дворце Трокадеро для Всемирной выставки 1878 года в Париже. Справа - Южная Америка…

Слева – направо: Европа, Африка, Америка Северная, Америка Южная, Океания. Каждую статую, детали одежды, декора можно долго рассматривать.

Недалеко, в Латинском квартале находится Люксембурский дворец и сад, в котором бесчисленное множество скульптур. Ниже – некоторые из них.

Памятник выдающемуся французскому живописцу Еже́ну Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix, 1798-1863). Автор - скульптор-реалист Еме Далу́ (фр. Aimé-Jules Dalou, 1838—1902). Во времена Парижской коммуны он стал одним из руководителей музеев Лувра, трудно переоценить его роль в спасение коллекции от революционного вандализма.

Сад был разбит в начале XVII века по приказу Марии Медичи, вдовы короля Генриха IV, флорентийки по рождению.

Очень необычная скульптура «Продавец масок» (Le Marchand de masques) появившаяся в Саду в 1883 году. Ее автор - Захари Аструг (Zacharie Astruc, 1835-1907), скульптор, художник, поэт и критик, один из авторитетов в творческой жизни Франции второй половины 19 века. Молодой человек держит в руках маску Виктора Гюго (Victor Marie Hugo, 1802—1885) — поэта, прозаика и драматурга. В основании памятника – маски еще 9-ти великих французов, современников Захари Аструга, расположенные по кругу. Лео́н Гамбетта́ (Léon Gambetta, 1838—1882) — премьер-министр страны, Жан Батист Камиль Коро (фр. Jean-Baptiste Camille Corot, 1796—1875) — художник и гравёр; Александр Дюма-сын ( Alexandre Dumas fils, 1824—1895) — драматург и прозаик; Гектор Берлиоз (Louis-Hector Berlioz, 1803—1869) — композитор, дирижёр; Жан-Баптист Карпо (Jean-Baptiste Carpeaux, 1827-1875) – скульптор; Габриэль Урбен Форе (Gabriel Urbain Fauré, 1845—1924) — композитор и педагог; Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix, 1798-1863) – художник; Оноре де Бальзак (Honoré de Balzac, 1799—1850) — писатель; Жюль Барбе д'Оревильи ( Jules Amédée Barbey d'Aurevilly, 1808—1889) — писатель и публицист.

Уникальный фонтан Марии Медичи. Ему почти 400 лет, его перестраивали, однако центральная группа появилась в 1630 году. Великан Полифем застиг нимфу Галатею в объятьях простого пастуха После чего обрушил на них обломок скалы.

Заранее намеченная встреча заставила нас на несколько часов уехать на окраину города. Убедились – памятники есть по всему мегаполису. Многофигурная композиция посвящена жителям одного из районов Парижа, округа Montrouge, военным, погибшим за Францию в разных войнах. Она появилась в 1922 году, ее автор Евгений Бене (Eugène-Paul Benet, 1863-1942).

Слон возле одного из скромных частных домов. Почему он тут стоит? Может, это слон, в котором когда то ночевал Гаврош? Правая статуя нам очень понравилась своими линиями и внутренней динамикой!

Вернулись в центр. Мы в Латинском квартале – месте расположения Сарбонны, одного из самых известных в мире университетов. На улице Эколь (Rue des Ecoles) обязательно найдите симпатичную статую Мише́ля де Монте́ня (фр. Michel de Montaigne, 1533—1592), французского писателя и философа эпохи Возрождения. Он недаром тут сидит и является любимцем студентов. Ведь основа его философии - глубокая убежденность в невозможности человеком познать абсолютную истину. Именно это всегда готов доказывать студент преподавателю во время неправильного ответа на вопрос! А основа морали Монтеня – стремление к счастью вообще присуща молодому человеку, тем более, студенту. Левый ботинок философа блестит на солнце. Это традиция. Если потереть, то защита диплома или диссертации пройдет успешно!

В квартале много старинных зданий с каменными скульптурами, которым много веков от роду.

Очень интересный памятник истории – раскопанные древнеримские бани – термы. Не случайно рядом в скверике на площади Paul Painleve стоит эмблема другой великой столицы. Волчица с будущими основателями Рима – Ромулом и Ремом.

Переходим Сену по мосту Tournelle. Со стороны Латинского квартала на берегу устремлен ввысь обелиск высотой 15 метров со статуей покровительницы Парижа св. Женевье́вы (Satute de Sainte Geneviere). При жизни ее очень уважали парижане. В 460 году Женевьева благословила постройку церкви над могилой святого Дионисия, которая позже переросла в аббатство Сен-Дени (первый парижский монастырь). Мост был построен в 1930 году, а скульптуру создал Пол Ландовский (Paul-Maximilien Landowski, 1875-1961), самой известной работой которого является 38 метровая статуя Христа-Искупителя (порт. Cristo Redentor) на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро.

Немного отдохнем в сквере имени папы римского Иоанна XXIII (Jean-XXIII). Он находится с тыла Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris). В зелени есть несколько статуй, но доминанта - фонтан Девы или фонтан архиепископа (La fontaine de la Vierge или fontaine de l'Archevêché). Под стрельчатой башенкой высотой около 10 метров - статуя Девы Марии с младенцем. Фигуру создал в 1845 году скульптор Луи Мерле (Louis Merlieux).

На площади перед собором Нотр-Дам в центре внимания - памятник Карлу Великому (statue de Charlemagne) работы (1877) скульпторов Шарля и Луи Роше (Charles et Louis Rochet). По памятнику можно изучать историю – оружие, одежда и даже сбруя коня созданы в соответствии с музейными экспонатами. Рядом с королем – его ближайшие соратники рыцари Роланд и Оливье.

Один из самых оригинальных монументов появился в 1986 году на улице Rue du Jour рядом с церковью Сент-Эсташ (фр. Église Saint-Eustache, св. Евстафия). Ее из монолитной глыбы создал скульптор Анри де Миллер (Henri de Miller). Голова весом 70 тонн, рядом одна, правая кисть руки. L'écoute. Слушающий. В некоторые дни возле монумента выстраивается очередь желающих сфотографироваться рядом.

Поднимаемся на Монмартр. В нише стены – литая решетка. Сюжет похож на «Явление Христа народу».

Этой голове на стене одного из храмов более 400 лет.

В сквере Сюзанн Бюиссон (square Suzanne Buisson) есть небольшая, но запоминающаяся статуя св. великомученика Дионисия Парижского или Сен-Дени ( фр. Saint Denis , лат. Dionysius), который держит в руках собственную голову. В III веке он был первым епископом Лютеции (так тогда назывался Париж). Язычники его обезглавили на вершине горы, но он с головой в руках дошел до храма и только там упал. Кстати, с тех пор гора называется Montmartre — гора мучеников.

«Человек, который проходит через стену». Оригинальный памятник посвящен французскому писателю Марселю Эме (Marcel Aymé, 1902—1967), автору многих пьес, романов и фантастических историй. Автор памятника – друг писателя Жан Маре́ (Jean Marais, 1913-1998) — французский актёр, режиссер, писатель, художник и талантливый скульптор.

В самом центре Монмартра, на перекрестке аллеи Де Бруйяр и улицы Де Л`Абревуар (Carrefour de l'Allee des Brouillards et de la rue de l'Abreuvoir) в 1997 году появился памятник великой певице Далиде (фр. Dalida, настоящее имя Иола́нда Кристи́на Джильо́тти, итал. Yolanda Christina Gigliotti, 1933—1987). Его создал известный мастер Ален Аслан (Alen Aslane). Тогда же имя певицы получила и площадь, расположенная в нескольких десятках метров от дома, где жила звезда мировой эстрады.

Скульптуры в Париже бывают даже на колесиках, как эта упитанная дама, сидящая около Музея эротического искусства (72 bd de Clichy 70018 Paris).

Palais des Musées d'art modern (Дворец Музея современного искусства) был открыт в 1937 году к международной выставке искусств и технологий. Расположен около Сены на набережной avenue de New-York. А называется Palais de Tokyo (Дворец Токио). Дело в том, что набережная с 1918 по 1945 год называлась Avenue de Tokio.

Экспозицию внутри нам посмотреть не хватило времени. А фасады, украшенные интересными барельефами и отдельно стоящими под открытым небом статуями нам очень понравились. Правая посвящена волонтерам, погибшим за свободу Франции.

Одно из многочисленных изображений легендарной Жанны Д’Арк. Мы видели их, созданных из металла, гранита, дерева, пластика, даже мозаичные. Это – из благородного мрамора.

Луксорский обелиск (фр. obélisque de Louxor или Игла Клеопатры) в Париже на площади Конкордии (Place de la Concorde, площадь Согласия) — самый древний монумент французской столицы. Его подарил Франции в начале 1830-х гг. египетский король Мухаммед Али. Ранее он украшал вход в храм в городе Луксор в Египте. Масштабы площади соответствуют величию этого обелиска, созданного из каменного монолита.

Последняя скульптурная группа, которую мы посмотрели уже в темноте – фонтан Saint Michel на одноименной площади. К сожалению, ночью монументальное многофигурное сооружение видно не очень хорошо. Святой Михаил с волнистым мечом в руке. Сбоку и сверху – множество скульптур. Попробуем подойти сюда днем. Резкости не было ни в фотоаппарате, ни в глазах, которые слипались от усталости и эмоций.

В 50 метрах от фонтана садимся в метро на станции Saint Michel едем в отель...

www.nesididoma.com

Париж. Статуи и памятники, которые уничтожены или исчезли. (часть I)

Памятник Виктору Гюго (Victor Hugo)Уничтожен в 1942 г., находился в 16 округе Парижа (16e) на площади Виктора Гюго

С приходом к власти во Франции правительства Виши в 1940 году, под давлением фашистской администрации было принято немало решений, которые изменили облик столицы Франции. Одно из них – решение отправить на переплавку памятники из меди и цветных металлов. Официально это объяснялось «нуждами промышленности и сельского хозяйства» (для опрыскивания виноградников сульфатом меди), а также мотивировалось их низким художественным уровнем. Сохранилось только два пьедестала: памятников Франсуа Араго и Франсуа Распаю.1Etienne Dolet (Этьен Доле)Уничтожен в 1942 г., находился на place Maubert - 5e (5 округ Парижа)

В действительности такое решение было продиктовано и другими стремлениями, хотя фашистская Германия действительно использовала некоторую часть полученного металла в своей военной промышленности, а часть передала скульптору Третьего Рейха Арно Брекеру. Часть меди действительно пошла для опрыскивания виноградников. Специальная комиссия правительства Виши составила список памятников, которые рассматривались как имеющие историческую и художественную ценность, а все остальные должны были быть уничтожены.

2Le Chevalier de la Barre (Шевалье де ла Барре)Уничтожен в 1942 г., находился в сквере Nadar - 18e (18 округ Парижа)

У маршала Петена были свои мотивы для уничтожения некоторых статуй. Поэтому не случайно в первую очередь были уничтожены статуи идеологических врагов маршала Петена и фашизма – гуманистов и философов. Памятники религиозным святым не были тронуты, не были тронуты и памятники, связанные с первой мировой войной за исключением памятников Эдит Кавель и генерала Мангена. Переплавили памятники Виктору Гюго, шевалье де ла Барру, Жан-Полю Марату, Вольтеру, Лавуазье, Жан-Жаку Руссо, Этьену Доле, Шекспиру, Эмилю Золя, Диогену (а он-то чем помешал?) и другие. В их числе не случайно оказались Франсуа Араго и Франсуа Распай.

3François Coppée (Франсуа Coppe)Уничтожен в 1942 г., находился на площади André Tardieu - 7e (7 округ Парижа)

Доминик Франсуа Жан Араго (Dominique François Jean Arago) или просто Ф.Араго, как это имя высечено на памятнике, был вдающимся французским физиком и астрономом. Его молодость была полна приключений, а уже в возрасте 23 лет он был избран в Академию. Его первой заслугой было точное измерение в 1806 году парижского меридиана. (С этой работой и были связаны его злоключения, которые начались во время работы в Испании, когда он попал в плен.)

4Pierre-Jean de Béranger (Пьер-Жан-де-Беранже)Уничтожен в 1942 г., находился в square du Temple - 3e

Этот меридиан, обозначенный ещё в 1718 году Жаком Кассини, до 1884 года для Франции был нулевым меридианом. Впоследствии эта роль перешла к Гринвичскому меридиану. Парижский меридиан проходит через Парижскую обсерваторию. Он обозначен бронзовыми метками на мостовых и тротуарах города, их называют «медальонами Араго». Всего их 135 и они расположены на протяжении 17 километров от Монмартра до Университетского городка. Один из медальонов находится на пьедестале памятника, отправленного на переплавку в Третий Рейх. Памятник Ф.Араго работы каталанского скульптора Александра Олива (Alexandre Oliva) был поставлен в 1893 году на бульваре Араго перед Парижской обсерваторией (будущая площадь Иль-де-Сен, Île-de-Sein). Он был отправлен на переплавку в 1942.

5Shakespeare (Шекспир)Уничтожен в 1942 г., находился на Bd Haussmann - 8e - 9e

Франсуа Распай (François-Vincent Raspail) был ученым-химиком, врачом и политическим деятелем, а в 1848 году он даже выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах. За свои политические взгляды он не раз оказывался в тюрьме. После одного из заключений в 1835 году он опубликовал в своей газете небольшой словарик тюремного жаргона, одно из первых исследований в своей области, которым пользовался и Эжен Сю в работе над романом «Парижские тайны». Во времена Второй империи Франсуа Распай был вынужден эмигрировать, вернувшись во Францию, даже заступился за коммунаров, предложив в 1879 году их амнистировать.

6Доминик Франсуа Жан Араго (Dominique François Jean Arago)Уничтожен в 1942 г., находился на place de l'île de Sein - 14e

Франсуа Распай (François-Vincent Raspail) был участником Июльской революции (три дня великой славы), стоял во главе «Общества друзей народа», был редактором газеты «Реформатор» (Le Réformateur), был основателем газеты «Друг народа» (L’Ami du peuple) повторявшей название газеты Марата. Франсуа Распай был человеком левых политических взглядов, карбонарием, и поэтому памятник ему, работы скульптора Леопольда Мориса поставленный в 1889 в сквере Жак-Антуан (Jacques-Antoine) на площади Данфер-Рошро, также оказался в списке скульптур с большим содержанием меди и других цветных металлов. Он также был отправлен на переплавку в 1942 году и точно также парижане, поразмыслив, решили его не восстанавливать.

7Ledru Rollin (Ледрю Роллен)Уничтожен в 1942 г., находился рядом с Mairie du 11e

Отсутствие на пьедесталах памятников Франсуа Распаю и Франсуа Жану Араго является очень ярким историческим свидетельством о времени, которое никогда не следует забывать. Памятники стояли, впрочем, совсем недалеко друг от друга.

8Thésée combattant Centaure (Тесей в борьбе Кентавром)Уничтожен в 1942 г., находился в square Barye - 4e

В общей сложности было переплавлено более ста статуй из меди и цветных металлов из которых 74 памятника. Соответствующий закон были принят правительством Виши 11 октября 1941 года. Этой теме посвящен документальный фильм «Провалы в памяти».

9Théophraste RenaudotУничтожен в 1942 г., находился на rue de Lutèce - 4e

10Charles Fourier (Шарль Фурье)Уничтожен в 1942 г., находился на boulevard de Clichy - 18e

11Benjamin Godard (Бенжамин Годар)Уничтожен в 1942 г., находился в square Lamartine - 16e

12Jean Jacques Rousseau (Жан-Жак Руссо)Уничтожен в 1942 г., находился на place du Panthéon - 5e

13Monument des Francs-Tireurs (Памятник французским стрелкам)Разрушен, находился на place St Ferdinant - 17e

14Pelletier et CaventouРазрушен, находился на boulevard St Michel - 5e

15Le sergent Bobillot (Сержант Bobillot)Разрушен в 1942 г., находился на boulevard Voltaire - 11e

16Alphonse de Neuville (Альфонс де Невиль)Разрушен в 1942 г., находился на place Wagram - 17e

17Les aéronautes (Воздухоплаватели)Разрушен, находился в porte des Ternes - 17e

18Victorien SardouРазрушен в 1942 г., находился на place de la Madeleine - 8e

19"Sauvée" ("Спасена")Разрушен в 1942 г., находился в square Violet - 15e

20Bataille d'enfants (Битва детей)Разрушен в 1942 г., находился в square Violet - 15e

21Diogène (Диоген)Разрушен в 1942 г., находился в square du Temple - 3e

22Сrocodile (Крокодил)Разрушен в 1942 г., находился на place de la Nation - 12e

23Ludovic TrarieuxБронза разрушена в 1942 г., находился в square C. N. Ledoux - 14e

24Paul Broca (Поль Брока)Разрушен в 1942 г., находился на Bd St Germain - 6e

25Jean Mace (Жан Мейс)Разрушен в 1942 г., находился на place Armand Carrel - 19e

26Lamartine (Ламартин)Бронза разрушена в 1942 г., находился в square Lamartine - 16e

27CharletБронза разрушена в 1942 г., находился в square Abbé Migne - 14e

28Miss Edith Cavell (Мисс Эдит Кавелл)Разрушен в 1940 г., находился в jardin des tuileries - 1e

29Voltaire (Вольтер)Разрушен в 1942 г., находился возле Institut de France - 6e

30Condorcet (Кондорсе)Разрушен в 1942 г., находился возле Institut de France - 6e

31Michel Jean SedaineРазрушен в 1942 г., находился в square d'Anvers - 9e

32Статуя исчезла.Находилась в square Painlevé - 5e

33Jean Martin Charcot (Жан Мартен Шарко)Разрушен в 1942 г., находился в Hôpital Salpetrière - 13e

34Jean Sylvain Bailly (Жан Сильвен Байи)Разрушен в 1942 г., находился в jardin Luxembourg - 6e

35Emile Zola (Эмиль Золя)Статуя разрушена, находилась на Avenue Emile Zola - 15e

36Lavoisier (Лавуазье)Разрушен в 1942 г., находился на place Madeleine - 8e

Советую прочитать на эту тему:Разрушение парижских памятников в 1941-1943 году

Блог про Омск и не только... в других социальных сетях:  

fotoparis.livejournal.com

Памятники женщинам в Париже - ответы и советы на твои вопросы

Здравствуйте, Клавдия.

Такая страна, как Франция, считается законодательницей моды, а также она является родиной многих известных женщин: модельеров, актрис, певиц, политических деятелей, но памятники им вы вряд ли сможете найти на их исторической родине. Дело в том, что во Франции действительно не принято ставить памятники женщинам. Однако несколько известных памятников женщинам вы все-таки сможете увидеть, если когда-нибудь посетите столицу Франции – Париж.

Монументы в Париже, посвященные женщинам

Туристы, путешествующие по столице Франции, смогут найти в городе всего лишь 3 официальных памятника, которые посвящены женщинам.

Наиболее известным из них является "золотой" монумент, изображающий молодую девушку на коне, в руках у которой развевается знамя. Он располагается на небольшой прямоугольной площади Пирамид, которая находится на востоке от улицы Риволи. Этот памятник увековечил образ легендарной Жанны Д’Арк – Орлеанской девы. Её отряд стал одним из тех, благодаря победам которых англичане были вынуждены снять осаду с города. Уже позже Жанна Д’Арк попала в плен, а потом признана церковью "еретичкой, вероотступницей, идолопоклонницей" и была казнена - сожжена заживо на костре совсем молодой, в возрасте 19 лет.

Вторым памятником, на котором женщина представлена в полный рост, является скульптура с изображением известной французской певицы и актрисы – Эдит Пиаф. Он был установлен в столице Франции на площади Place Edith Piaf относительно недавно, всего лишь в 2003 году.

Третьей женщиной, которая удостоилась такой чести, как памятник в столице Франции, стала еще одна французская певица – Далида (настоящее имя Иоланда Кристина Джильотти). Она имела итальянское происхождение, несмотря на то что родилась и выросла в Египте. Её бюст можно найти вблизи подножия Монмартра на площади, которая получила имя певицы, потому что рядом находится её дом.

Есть во Франции и другие памятники женщинам. В одном из них можно узнать великую французскую актрису Сару Бернар, которая блистала на сцене в конце 19 века. Одной из её ролей на подмостках "Комеди Франсэз" стала Федра, и скульптура актрисы в этой роли украшает Парижскую площадь Катру. Автором данного изваяния стал скульптор Франсуа-Леон Сикард.

Если туристы, прогуливающиеся по Парижу, дойдут до Люксембургского сада, расположенного рядом с Нотр-Дам, то смогут найти там Аллею королев. Статуи, изображающие 20 величественных дам - известных европейских королев, находятся там и уже давно украшают террасу.

Решение увековечить этих женщин было принято еще в конце XIX века, когда во Франции царствовал Луи Филипп. Среди скульптур в саду можно найти следующих французских королев: Святую Клотильду, Святую Женевьеву - покровительницу Парижа, Святую Батильду, Бертраду Лаонскую, Марию Стюарт, Анну Австрийскую, Анну Бретонскую, Маргариту Прованскую, Бланку Кастильскую, Марию Медичи.

Таким образом, как вы могли заметить, официальных памятников с изображения женщин в столице Франции всего только 3, хотя скульптур, которые увековечили известных женщин, намного больше.

С уважением, Мария.

Подробнее читайте тут.

Полезный совет?

www.domotvetov.ru