Позднесоветская архитектура Еревана. Архитектура еревана


Позднесоветская архитектура Еревана | VeniVidi.ru

Офис компании "Арментел", армянского подразделения "Билайна", на перекрестке улиц Азатутяна и Агароняна представляет собой 9-этажный параллелепипед, поставленный на двухэтажный стилобат со внутренним двориком.Позднесоветская архитектура Еревана

Декоративный элемент на уличном фасаде.Позднесоветская архитектура ЕреванаСетка солнцезащитных экранов. Это частый и очень живописный элемент южной советской архитектуры, в основном сосредоточенный в солнечных среднеазиатских республиках, но в Армении тоже встречающийся. Выглядит невероятно круто.Позднесоветская архитектура ЕреванаРоскошный барельеф на стилобате. Столько всяких смыслов.Позднесоветская архитектура ЕреванаИ еще одно украшение стилобата. Судя по нему, во времена АрмССР здесь тоже находилось что-то телекоммуникационное.Позднесоветская архитектура ЕреванаЕще одно здание, вызвавшее у меня восхищенное попискивание - Центр геодезии и картографии на проспекте Комитаса. Поражают конечно масштабы развития геодезии и картографии в Армении.Позднесоветская архитектура ЕреванаПозднесоветская архитектура ЕреванаДвухэтажная пристройка к высотному объему, выходящая на проспект.Позднесоветская архитектура ЕреванаОформление центрального входа. Вот это я понимаю, национальные традиции в интернациональной советской архитектуре.Позднесоветская архитектура ЕреванаЕще один элемент декора здания.Позднесоветская архитектура ЕреванаОстаемся на проспекте Комитаса. Комплекс НИИ и библиотек АН Армении. Четыре многоэтажных корпуса-близнеца поставлены на объединяющий весь комплекс стилобат. Это уже чисто интернациональная архитектура.Позднесоветская архитектура ЕреванаПродолжая тему солнцезащитных экранов. 9-й корпус Ереванского политехнического университета (факультеты радиотехники и транспорта).Позднесоветская архитектура ЕреванаПозднесоветская архитектура ЕреванаПозднесоветская архитектура ЕреванаЦентральный вход.Позднесоветская архитектура ЕреванаИ барельеф, украшающий первый этаж.Позднесоветская архитектура ЕреванаРядом бизнес-центр "Цитадель", который начинал строиться в 1983 году также как один из корпусов ереванской Политехники. До 1991 года его достроить не успели и закончили уже в 2000-е в новом статусе.Позднесоветская архитектура ЕреванаПозднесоветская архитектура ЕреванаВид с Каскада на комплекс Политехнического университета. Виден и 9-й корпус и "Цитадель" и высотный 5-й корпус ближе и правее центра снимка. Слева старые университетские здания.Позднесоветская архитектура Еревана9-й и 5-й корпуса.Позднесоветская архитектура ЕреванаОдна из позднесоветских ереванских гостиниц - "Двин" (1978, арх. Ф.Акопян, А.Алексанян, Э.Сафарян) недалеко от ущелья реки Раздан и детской железной дороги в 2008-м находилась под жесточайшей реконструкцией. Не знаю, как там сейчас.Позднесоветская архитектура ЕреванаБашенка в национальных традициях, пристроенная к объему ресторана.Позднесоветская архитектура ЕреванаДекоративная композиция на главном фасаде (скульп. А.Шираз).Позднесоветская архитектура ЕреванаИ общий вид совсем немаленького комплекса.Позднесоветская архитектура ЕреванаДом камерной музыки имени Комитаса (1978, арх. С.Кюркчян)."Архитектура Советской Армении": "Дом камерной музыки в Ереване, размещенный на Кольцевом бульваре, отодвинут от его центральной оси. Уже подобный сдвиг оправданно отдает примат собственно бульвару. Объемно-пространственное решение здания начинается с плоскостных, планировочных элементов на достаточно отдаленных подступах к нему. Это дорожки, бордюры, водные поверхности, образующие с зеленью газонов и цветниками своего рода прелюдию к основным объемным действиям самого здания. Подобное развитие от плоских, низших форм пластики к собственно зданию сообщает всей композиции живость и динамичность, типичные для развития архитектурных и музыкальных тем. Не имея рядом ярких архитектурных доминант, здание будто бы нашло свою архитектурную опору в земле, на которой оно стоит".Позднесоветская архитектура ЕреванаПозднесоветская архитектура ЕреванаВид сзади.Позднесоветская архитектура ЕреванаЦирк.Позднесоветская архитектура ЕреванаОдним из крупнейших общественных сооружений, построенных в Ереване в 1970-е стал Республиканский стадион "Раздан" (1972, арх. К.Акопян, Г.Мушегян, констр. Э.Тосунян), вписанный в сложный рельеф ущелья Раздана."Архитектура Советской Армении": "Выразительная композиция двухъярусного амфитеатра, раскрытого в сторону ущелья реки Раздан, сообщила сооружению оригинальность и придала ему запоминающийся архитектурный образ. Стадион был серьезным экзаменом для архитекторов и строителей республики на их зрелость в реализации строительства современных крупнейших спортивных сооружений индустриальными методами. К сожалению, здесь не до конца были решены вопросы обеспечения зрительских потоков совместно со всем комплексом работы транспорта в прилегающем к центру районе".Позднесоветская архитектура ЕреванаСтадионная чаша из-под верхней трибуны.Возвращаясь к нашим местным баранам, хотелось бы выразить недоумение и негодование тому, что в послевоенные годы Минск не получил ни крупного Республиканского стадиона, ни нормальной телебашни, важных статусных объектов столицы союзной республики. В большинстве братских столиц есть хотя бы что-то одно.Позднесоветская архитектура ЕреванаБрутализм такой брутальный.Позднесоветская архитектура ЕреванаИ еще одно крупное общественное здание - двухзальный кинотеатр "Россия" (1975, арх. Г.Погосян, А.Тарханян, С.Хачикян, констр. Г.Геворкян, И.Цатурян). За моей спиной кафедральный собор Григория Просветителя."Архитектура Советской Армении": "Здание двухзального кинотеатра "Россия" со дня своего рождения было в центре внимания архитектурной общественности в силу своей масштабной значительности. Однако принятая планировочная форма здания с ее двухмерной, прямоугольной структурой трудно вписывается в треугольный участок, ограниченный магистралями, и по этой причине, вырастая в объем, вступает в противоречие с окружающей и без того довольно неудачной застройкой".Позднесоветская архитектура ЕреванаКрупнее. На переднем плане памятник Зоравару Андранику, невообразимым образом по мысли скульптора умудряющемуся ехать сразу на двух лошадях.Позднесоветская архитектура ЕреванаПрофиль. Впечатляющее здание, но к сожалению находится в неважном состоянии."Ясность замысла внутренней композиции, выраженной игрой объемов двух залов, мастерское применение вантового перекрытия в сейсмических условиях, правдивое воплощение в формах современного содержания - вот, на наш взгляд, неоспоримые достоинства его архитектуры. Сопряжение двух залов, острое пластическое сочетание которых определяет монументальную сущность здания - лейтмотив композиции".Позднесоветская архитектура Еревана"Кинотеатр задуман как многофункциональный культурный центр: кинозалы здесь объединены с выставочными помещениями, танцзалом, кафе. Кинозалы приподняты над вестибюлем, фойе и служебными помещениями. Развитие композиции начинается изнутри, а красота форм основана на их соответствии тектонике основных строительных материалов. Логично решение поднять залы на верхний уровень, высвободив в затесненных условиях нижний уровень под рекреацию".Вместо рекреации в стилобате сейчас устроен торговый комплекс весьма клошарного вида. Не знаю, работает ли сам кинотеатр.Позднесоветская архитектура ЕреванаМощный козырек.Позднесоветская архитектура ЕреванаСтыковка двух залов.Позднесоветская архитектура ЕреванаИ меньший зал.Позднесоветская архитектура ЕреванаАрхитектурой жилых зданий мучать никого не буду, только один пример - дом-башня со сплошным кольцом балконов. Очень южная архитектура.Позднесоветская архитектура ЕреванаВ заключении хотелось бы почтить память еще одного образца (и одного из лучших) ереванской модернистской архитектуры - Дворца молодежи (1970-е, арх. Г.Погосян, А.Тарханян, С.Хачикян, М.Закарян, констр. Г.Геворкян, И.Цатурян, С.Багдасарян), стоявшего до недавнего времени на кромке Канакерского плато и являвшегося абсолютной высотной доминантой армянской столицы. В 2006 году новые собственники-вандалы снесли комплекс, заявив, что он не соответствует требованиям о сейсмоустойчивости. Все последние месяцы проводился международный конкурс на новую застройку этого участка, и как раз на днях был объявлен его победитель. Говно какое-то.Над комплексом работала та же команда архитекторов, что и над кинотеатром "Россия"."Архитектура Советской Армении": "Здесь в едином центре объединены универсальный зал на 1000 мест, зал бракосочетания, библиотека, выставочный зал, дискотека, гостиница, ресторан, кафе и т.д. Над комплексом доминирует круглый высотный объем гостиницы, неориентированная обтекаемая форма которого равнозначна при обозрении со всех точек. С его последнего этажа, где расположено вращающееся кафе, открываются великолепные панорамы городского пейзажа. Стилобатный объем комплекса, решенный террасами, арочными пропилеями и подпорными стенками из базальта различной обработки, несколько несвойственен авторам, верным основам "новой архитектуры". Прослеживается и обращение к национальным архитектурным традициям, хотя и со стремлением к их модернизации".Позднесоветская архитектура ЕреванаЭто конечно не все крупные административные и общественные здания, построенные в Ереване в 1960-80-е гг. Что-то я уже показал, как например здание аэровокзала "Звартноц", что-то возможно еще покажу. Например, большой спортивно-концертный комплекс на холме Цицернакаберд.

darriuss

venividi.ru

Позднесоветская архитектура Еревана - darriuss

Продолжим изучать архитектуру советского модернизма, и сегодня совместно насладимся некоторыми его закавказскими образцами.

Внезапно захотелось вернуться к ереванской серии.

Офис компании "Арментел", армянского подразделения "Билайна", на перекрестке улиц Азатутяна и Агароняна представляет собой 9-этажный параллелепипед, поставленный на двухэтажный стилобат со внутренним двориком.

Декоративный элемент на уличном фасаде.

Сетка солнцезащитных экранов. Это частый и очень живописный элемент южной советской архитектуры, в основном сосредоточенный в солнечных среднеазиатских республиках, но в Армении тоже встречающийся. Выглядит невероятно круто.

Роскошный барельеф на стилобате. Столько всяких смыслов.

И еще одно украшение стилобата. Судя по нему, во времена АрмССР здесь тоже находилось что-то телекоммуникационное.

Еще одно здание, вызвавшее у меня восхищенное попискивание - Центр геодезии и картографии на проспекте Комитаса. Поражают конечно масштабы развития геодезии и картографии в Армении.

Двухэтажная пристройка к высотному объему, выходящая на проспект.

Оформление центрального входа. Вот это я понимаю, национальные традиции в интернациональной советской архитектуре.

Еще один элемент декора здания.

Остаемся на проспекте Комитаса. Комплекс НИИ и библиотек АН Армении. Четыре многоэтажных корпуса-близнеца поставлены на объединяющий весь комплекс стилобат. Это уже чисто интернациональная архитектура.

Продолжая тему солнцезащитных экранов. 9-й корпус Ереванского политехнического университета (факультеты радиотехники и транспорта).

Центральный вход.

И барельеф, украшающий первый этаж.

Рядом бизнес-центр "Цитадель", который начинал строиться в 1983 году также как один из корпусов ереванской Политехники. До 1991 года его достроить не успели и закончили уже в 2000-е в новом статусе.

Вид с Каскада на комплекс Политехнического университета. Виден и 9-й корпус и "Цитадель" и высотный 5-й корпус ближе и правее центра снимка. Слева старые университетские здания.

9-й и 5-й корпуса.

Одна из позднесоветских ереванских гостиниц - "Двин" (1978, арх. Ф.Акопян, А.Алексанян, Э.Сафарян) недалеко от ущелья реки Раздан и детской железной дороги в 2008-м находилась под жесточайшей реконструкцией. Не знаю, как там сейчас.

Башенка в национальных традициях, пристроенная к объему ресторана.

Декоративная композиция на главном фасаде (скульп. А.Шираз).

И общий вид совсем немаленького комплекса.

Дом камерной музыки имени Комитаса (1978, арх. С.Кюркчян).

"Архитектура Советской Армении": "Дом камерной музыки в Ереване, размещенный на Кольцевом бульваре, отодвинут от его центральной оси. Уже подобный сдвиг оправданно отдает примат собственно бульвару. Объемно-пространственное решение здания начинается с плоскостных, планировочных элементов на достаточно отдаленных подступах к нему. Это дорожки, бордюры, водные поверхности, образующие с зеленью газонов и цветниками своего рода прелюдию к основным объемным действиям самого здания. Подобное развитие от плоских, низших форм пластики к собственно зданию сообщает всей композиции живость и динамичность, типичные для развития архитектурных и музыкальных тем. Не имея рядом ярких архитектурных доминант, здание будто бы нашло свою архитектурную опору в земле, на которой оно стоит".

Вид сзади.

Цирк.

Одним из крупнейших общественных сооружений, построенных в Ереване в 1970-е стал Республиканский стадион "Раздан" (1972, арх. К.Акопян, Г.Мушегян, констр. Э.Тосунян), вписанный в сложный рельеф ущелья Раздана.

"Архитектура Советской Армении": "Выразительная композиция двухъярусного амфитеатра, раскрытого в сторону ущелья реки Раздан, сообщила сооружению оригинальность и придала ему запоминающийся архитектурный образ. Стадион был серьезным экзаменом для архитекторов и строителей республики на их зрелость в реализации строительства современных крупнейших спортивных сооружений индустриальными методами. К сожалению, здесь не до конца были решены вопросы обеспечения зрительских потоков совместно со всем комплексом работы транспорта в прилегающем к центру районе".

Стадионная чаша из-под верхней трибуны.

Возвращаясь к нашим местным баранам, хотелось бы выразить недоумение и негодование тому, что в послевоенные годы Минск не получил ни крупного Республиканского стадиона, ни нормальной телебашни, важных статусных объектов столицы союзной республики. В большинстве братских столиц есть хотя бы что-то одно.

Брутализм такой брутальный.

И еще одно крупное общественное здание - двухзальный кинотеатр "Россия" (1975, арх. Г.Погосян, А.Тарханян, С.Хачикян, констр. Г.Геворкян, И.Цатурян). За моей спиной кафедральный собор Григория Просветителя.

"Архитектура Советской Армении": "Здание двухзального кинотеатра "Россия" со дня своего рождения было в центре внимания архитектурной общественности в силу своей масштабной значительности. Однако принятая планировочная форма здания с ее двухмерной, прямоугольной структурой трудно вписывается в треугольный участок, ограниченный магистралями, и по этой причине, вырастая в объем, вступает в противоречие с окружающей и без того довольно неудачной застройкой".

Крупнее. На переднем плане памятник Зоравару Андранику, невообразимым образом по мысли скульптора умудряющемуся ехать сразу на двух лошадях.

Профиль. Впечатляющее здание, но к сожалению находится в неважном состоянии.

"Ясность замысла внутренней композиции, выраженной игрой объемов двух залов, мастерское применение вантового перекрытия в сейсмических условиях, правдивое воплощение в формах современного содержания - вот, на наш взгляд, неоспоримые достоинства его архитектуры. Сопряжение двух залов, острое пластическое сочетание которых определяет монументальную сущность здания - лейтмотив композиции".

"Кинотеатр задуман как многофункциональный культурный центр: кинозалы здесь объединены с выставочными помещениями, танцзалом, кафе. Кинозалы приподняты над вестибюлем, фойе и служебными помещениями. Развитие композиции начинается изнутри, а красота форм основана на их соответствии тектонике основных строительных материалов. Логично решение поднять залы на верхний уровень, высвободив в затесненных условиях нижний уровень под рекреацию".

Вместо рекреации в стилобате сейчас устроен торговый комплекс весьма клошарного вида. Не знаю, работает ли сам кинотеатр.

Мощный козырек.

Стыковка двух залов.

И меньший зал.

Архитектурой жилых зданий мучать никого не буду, только один пример - дом-башня со сплошным кольцом балконов. Очень южная архитектура.

В заключении хотелось бы почтить память еще одного образца (и одного из лучших) ереванской модернистской архитектуры - Дворца молодежи (1970-е, арх. Г.Погосян, А.Тарханян, С.Хачикян, М.Закарян, констр. Г.Геворкян, И.Цатурян, С.Багдасарян), стоявшего до недавнего времени на кромке Канакерского плато и являвшегося абсолютной высотной доминантой армянской столицы. В 2006 году новые собственники-вандалы снесли комплекс, заявив, что он не соответствует требованиям о сейсмоустойчивости. Все последние месяцы проводился международный конкурс на новую застройку этого участка, и как раз на днях был объявлен его победитель. Говно какое-то.

Над комплексом работала та же команда архитекторов, что и над кинотеатром "Россия".

"Архитектура Советской Армении": "Здесь в едином центре объединены универсальный зал на 1000 мест, зал бракосочетания, библиотека, выставочный зал, дискотека, гостиница, ресторан, кафе и т.д. Над комплексом доминирует круглый высотный объем гостиницы, неориентированная обтекаемая форма которого равнозначна при обозрении со всех точек. С его последнего этажа, где расположено вращающееся кафе, открываются великолепные панорамы городского пейзажа. Стилобатный объем комплекса, решенный террасами, арочными пропилеями и подпорными стенками из базальта различной обработки, несколько несвойственен авторам, верным основам "новой архитектуры". Прослеживается и обращение к национальным архитектурным традициям, хотя и со стремлением к их модернизации".

Это конечно не все крупные административные и общественные здания, построенные в Ереване в 1960-80-е гг. Что-то я уже показал, как например здание аэровокзала "Звартноц", что-то возможно еще покажу. Например, большой спортивно-концертный комплекс на холме Цицернакаберд.

В предыдущих сериях:

1. Дорога в Ереван и обратно.2. Армянское пиво.3. Транспорт в Ереване.4. Станция "Ереван".5. Два центра Еревана.6. Z-Ереван.7. Понаехали там.8. Каскад.9. Ереванская скульптура: начало.10. Ереванская скульптура: окончание.11. Детская железная дорога.12. Эребуни.

darriuss.livejournal.com

Советский Ереван - История и современность

Ереван считается одним из древнейших городов мира. Годом его основания считают год основания урартского города Эребуни — 782 г до н. э., расположенного на южной окраине современного Еревана, хотя нет данных указывающих на существование значимого поселения на месте расположения города в период с IV века до н. э. по III век н. э.Однако от этой древности осталось весьма немного следов. Несмотря на статус столицы губернии, дореволюционная Эривань сохраняла вид бедного провинциально-восточного города, с одно-двухэтажными глинобитными домами, узкими кривыми улочками. Дворец сердаров и крепость лежали в развалинах. Поэтому столицу советской Армении пришлось строить как бы заново, "под ключ". У советских градостроителей была возможность тщательно продумать планировку и образы архитектурных ансамблей, однако Ереван принадлежит к числу тех городов, где архитектура вторична, а первична география, природный ландшафт. Главной достопримечательностью и символом Еревана является вздымающийся на горизонте величественный Арарат, для которого вся городская застройка является лишь фоном.

В центре Еревана, у пл. Ленина, 1975 г.:Сталинский стиль приобрёл в Ереване, как и во многих других советских республиках, неповторимый местный колорит. А ещё у города свой особенный цвет.. По фотографиям мне всегда казалось, что почти все ереванские здания выдержаны в одной песочно-коричневатой палитре.

Центральная площадь города, в то время называлась в честь Ленина, 1975:

Фонтаны на той же площади, 1975:

Площадь Ленина в 1973 г.:

Та же площадь в 1957 г.:После распада СССР площадь Ленина переименовали в площадь Республики.Как сообщает Википедия, "центром архитектурного ансамбля города является Площадь Республики (1924—1958 годы). Форму площади образуют 5 зданий: здание Национального исторического музея Армении, здание Правительства Армении с главными часами страны на башне, Центральное здание почты РА, гостиница «Marriott Armenia», здание Министерства иностранных дел и энергетики. Перед зданием Музея истории Армении стоят легендарные «поющие» фонтаны, одновременное меняющие свой цвет." Но это уже в наши дни.

Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (1926-39, арх. А. И. Таманян; завершен в 1953), 1951 г.:Площадь-Спандаряна, 1971:

Кинотеатр "Москва", 1960-е или 1970е:

Монумент в честь Степана Шаумяна , 1971:

Несмотря на сейсмоопаность, в советские времена в Еревани появились довольно васокие здания, например, почтамт:

Аэропорт, 1986:

Спортивно-развлекательный комплекс, 1985:

Памятник архитектору А..Таманяну:Таманян - отец современного Еревана.Как сообщает Википедия, при Советской власти начинается масштабная реконструкция Еревана, проводимая с 1924 г. по проекту А. О. Таманяна, разработавшего особый национальный стиль с использованием элементов традиционной церковной архитектуры и туфа как строительного материала. В ходе этой реконструкции, город полностью изменил свой вид; почти все ранее построенные здания были уничтожены (в их числе — крепость, чей камень пошел на облицовку набережной, дворец сардара, почти все церкви и мечети). Были проложены новые улицы, Ереван был электрифицирован, проведены водопровод и канализация. Лесопосадки на окрестных холмах покончили с пыльными бурями, бывшими бичом старой Эривани.

Памятник Гайку Нахапету (легендарный прародитель армян).. Скульптор К.Нуриджанян:

Памятник "Мать-Армения". Скульптор А.Арутюнян:

В завершение ещё одна цитата из Википедии: "Сегодня Ереван значительно преображается с каждым днем и приобретает вид современной европейской столицы с национальными особенностями. Строительство в городе приобретает глобальные масштабы, изменяя город до неузнаваемости. Построен новый Северный проспект, по всему городу ведется точечная и районная современная застройка, в городе создано много иностранных посольств и консульств, Ереван набирает политическую и экономическую мощь, распространяя своё культурное, политическое и экономическое влияние далеко за пределы Республики Армения"..

visualhistory.livejournal.com

Ереван — Полюбить советскую архитектуру

По просьбе Strelka Magazine архитектор Тигран Арутюнян выбрал 10 важных для истории страны модернистских зданий столицы Армении.

Большая часть Армении начиная с 60-х была застроена модернистской архитектурой. Индустриальные города, огромные жилые массивы, заводы — после распада СССР стране пока не удалось реализовать проект такого же масштаба. Так что модернизм для Еревана не просто архитектурный период, но важнейшая составляющая культурной идентичности.

Последние годы отмечены возросшим интересом к этому наследию. В 2012 году венскую выставку, посвящённую советскому модернизму, украшала фотография с Домом писателей в Севане. В этом году в Ереване прошла недельная конференция по модернизму, а недавно в издательстве DomPublishers вышел архитектурный гид по городу, где огромное внимание уделено именно второй половине 20 века. Этот стиль стал способом самоидентификации и гордостью армянской архитектуры. Несмотря на этот интерес, модернистское наследие переживает не самые лучшие времена: многие здания находятся под угрозой исчезновения.

Выбранные для гида объекты не так растиражированы, как, например, СКК им. Карена Демирчяна, кинотеатр «Россия» или ставшая уже иконической столовая Дома писателей на берегу озера Севан, но помогут показать, из чего же состоит полное экспериментов городское пространство столицы Армении.

 

АРМЯНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Адрес: улица Аветиса Агароняна, 3

Архитектор: Мартин Микаелян

Годы постройки: 1957–1962

Здания научно-исследовательских институтов стали первыми примерами применения классических форм модернизма — цельных чистых поверхностей, сборных панелей и новых стеновых кладок с ярко выраженной линейной эстетикой.

Одной из первых построек был АрмНИИСА. Комплекс состоит из пяти корпусов с главным зданием посередине, где расположены центральный вход, актовый зал и административные помещения. В боковых корпусах размещались лаборатории. Как и в ранних модернистских жилых домах, чистые формы во многом выражены в туфовой кладке стен. В строительстве центрального комплекса одной из первых была применена панельная кладка на всю стену с характерной декоративной мозаикой на тему развития строительной мысли в Армении (художник А. Хачатрян). Внизу объём поддерживается косыми туфовыми пилонами.

С распадом СССР площади Института стали сдаваться в аренду предприятиям и офисам. А сегодня комплекс находится в полузаброшенном состоянии.

 

КАРДИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Адрес: улица Паруйра Севака, 5 ​

Архитектор: Д. Торосян

Годы постройки: вторая половина 1960-х

Народный архитектор СССР Джим Торосян, с именем которого связано развитие национальной архитектурной школы позднесоветского периода, в ранние годы проявил себя и как мастер модернистской архитектуры. Здание — уникальный пример больничной архитектуры этого периода, где весь больничный комплекс сконцентрирован в одном объёме.

Изящная прямоугольная пластина центра стремится к максимальной чистоте и стерильности форм. Весь объём подчёркнут равномерными вертикальными полосами из светлого фельзитового туфа, а косые балконы на фасаде облицованы тёмным базальтом. Архитектор спроектировал и территорию перед зданием, однако ландшафтный дизайн практически не сохранился.

 

ЖИЛОЙ ДОМ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПРОСПЕКТА МАШТОЦА С УЛИЦЕЙ САРЬЯНа

Адрес: проспект Маштоца, 7 ​

Архитектор: А. Зарян

Год постройки: 1964

Множество оригинальных модернистских зданий было сосредоточено на главном проспекте центра Еревана — Маштоца (ранее, естественно, Ленина). В частности, этот жилой дом — единственное здание, которое было спроектировано не выпускником ереванской архитектурной школы Арменом Заряном. Уроженец Стамбула, получивший образование в Венеции, Риме и Париже, в 1960-е он перебрался на историческую родину с солидным багажом знаний и реализованными проектами в Италии и Вене.

Пятиэтажный жилой дом был построен в 1964 году и стал одним из первых модернистских жилых зданий в Ереване. На первом этаже расположен музей современного искусства.

Новаторское здание создавало новую эстетику модернистской архитектуры в традиционном материале — розовом туфе. Выраженные балконы и длинные линейные лоджии, сдержанные декоративные приёмы на плоскостных поверхностях создают яркий, динамичный образ прямоугольного модернистского здания.

Сегодня дом не притерпел фатальных модификаций. Однако на престижном свободном участке в 2000-е перед ним был построен торговый павильон, разрушивший цельную картину.

 

ДОМ «ОРБИТА»

Адрес: улица Амиряна, 15

Архитекторы: Л. Балаян, М. Товмасян

Год постройки: 1973

На том же проспекте расположены уже панельные адаптированные серийные жилые дома. Примечателен один из них — на перекрёстке проспекта Маштоца с улицей Амиряна, среди горожан он известен как «Орбита». Вытянутая форма дома подчеркивает связь проспекта и улицы и связывает эти пространства с расположенной неподалёку площадью Республики.

Симметричное здание из панелей, облицованных коричневым туфом, делают выразительнее белые балконы, расположенные с четырёх сторон. Здание поставлено на стилобат, углы которого были решены популярным для этого периода приёмом — вогнутыми открытыми углами.

 

ДОМ НА УЛИЦЕ ИСРАЕЛЯНА

Адрес: улица Исраеляна, 37, 43​

Архитектор: А. Алексанян

Год постройки: 1979

Этот жилой комплекс расположен на небольшом расстоянии от ущелья и ведёт диалог не только с окружающим городским пространством, но и непосредственно с природой. Ансамбль состоит из двух отдельно стоящих недалеко друг от друга массивов по три и четыре блока соответственно.

Это интересные, раздробленные прямоугольные объёмы с полосатой фактурой из оранжевого туфа и светлого фельзита по всему периметру зданий. Этот приём одновременно способствует контрасту с тёмно-серым ущельем и большими мазками вливается в общую городскую ткань.

 

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Адрес: проспект Маштоца, 7​

Архитекторы: Д. Торосян, Г. Арамян

Годы постройки: 1980-е

Композиция из пяти глухих цилиндрических форм, расположенных разрозненно вдоль улицы Сарьяна, несколько в глубине по отношению к красной линии улицы, в народе получила прозвище «бочки». На фоне трёх многоэтажный жилых башен бочки выделяются свои масштабом, сдержанной стилистикой и чистотой форм, чему способствует также материал облицовки здания — травертин.

Музей был основан известным искусствоведом Генрихом Игитяном и стал первой институцией в СССР, специализирующейся именно на современном искусстве. Сегодня в здании расположились Культурный центр Hay-Art и музей Эдуарда Исабекяна. А Музей современного искусства находится уже в другом здании — на первом этаже жилого дома архитектора Армена Заряна.

 

ЛЕТНИЙ ЗАЛ КИНОТЕАТРА «МОСКВА»

Адрес: улица Абовяна, 18​

Архитекторы: С. Кнтехцян, Т. Григорян

Год постройки: 1968

Один из уникальных примеров армянской архитектуры, характерный для новаторского духа 1960-х. Здание расположено за основной частью здания кинотеатра «Москва», во дворе. Экран находится в южной части двора, а позади, в сторону улицы Туманяна, под углом выдвинут асимметричный трапециевидный объём зрительной чаши, которая почти не просматривается со стороны улицы. Эффект от композиции можно почувствовать только с высоты. Изначально строение имело парящий стилобат, развёрнутый вдоль улицы Туманяна, однако ещё в советские годы его снесли, сочтя неуместным с эстетической точки зрения. Решение довольно спорное: проект со стилобатом едва ли не более выигрышный.

Именно летний кинотеатр олицетворяет пока самый ощутимый успех общества по сохранению архитектурного наследия. В 2009–2010 годах Армянская апостольская церковь намеревалась воссоздать на этом месте разрушенный в 1931 году храм. До этого в начале 2000-х на территории примыкающего к кинотеатру здания намеревались построить многофункциональный бизнес-центр. Этот проект был отклонён городскими властями. А ещё раньше, в начале 1990-х годов, сам автор, Спартак Кнтехцян, разработал проект для гостиницы, которая должна была парить над кинотеатром, оставив нетронутым уникальное сооружение.

Пока здание находится в полузаброшенном состоянии, вяло функционирует, и, как показывает практика сохранения архитектурного наследия в Ереване, ему ещё не раз будет необходимо отстаивать своё право на существование.

 

ДОМ-МУЗЕЙ ХАЧАТУРА АБОВЯНА

Адрес: Канакер, 2-я улица, 4​

Архитектор: Л. Садоян

Год постройки: 1978

​Музей появился в результате реконструкции существовавшего ранее одноэтажного исторического здания — родового дома великого армянского писателя Хачатура Абовяна, построенного его дедом в XIX столетии. В 1938-м здесь был открыт дом-музей. В последующем было построено новое здание — двухэтажный модернистский монолитный объём, облицованный оранжевым туфом, который нависает над историческим домом, целиком закрывая его.

Подход к строительству дома-музея напоминает многие мемориальные постройки в СССР. Но примечательно, что этот проект не имеет никакой идеологической составляющей.

 

ВЕСТИБЮЛЬ СТАНЦИИ МЕТРО «МАРШАЛ БАГРАМЯН»

Адрес: проспект Маршала Баграмяна, Парк влюблённых​

Архитекторы: С. Кнтехцян, А. Зурабян

Год постройки: 1981

Метро в Ереване было открыто в 1981 году и имеет всего одну линию и десять станций. Так что, в отличие от московского метрополитена, у ереванского только одна архитектурная эпоха — модернистская. Хотелось остановиться на одной из не самых загруженных центральных станций.

Вестибюль целиком выполнен из стекла и стали, и его образ прямо отсылает к берлинской Национальной галерее Миса ван дер Роэ. Он расположен в Парке влюблённых и, благодаря своей прозрачности, органично смотрится в окружающем ландшафте. С проспекта Баграмяна можно увидеть только его как бы парящий над землёй массивный козырёк, сделанный из составных сечений. Объём вестибюля симметрично разделён на две части промежуточным мостиком. Он связывает парк и проспект и расположен прямо по центральной оси президентского дома, создавая тем самым контрастный диалог между модернизмом и классицизмом.

 

ЗДАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КАДАСТРА

Адрес: проспект Комитаса, 35/2​

Архитектор: Армен Агалян

Годы постройки: 1970-е

Здание находится на левой стороне проспекта Комитаса и просматривается почти с любой его точки. Оно представляет собой прямоугольный вытянутый объём, поставленный поперёк проспекта, который будто бы собран из ажурных панелей и поставлен на условный стилобат там, где расположен вход.

Серое здание смягчается оранжевыми вставками, которые добавляют в его аскетичный облик яркие акценты. Объём стилобата имеет вытянутую горизонтальную прямоугольную форму и расположен уже не поперёк, а вдоль проспекта.

Текст: Тигран Арутюнян

Фотографии: Акоб Мансурян

sovietarch.strelka.com

Площадь Республики, Ереван: история, описание, архитектура

Площадь Республики – это центральная городская площадь столицы Армении. Архитектурный ансамбль был спроектирован в начале 20-х годов прошлого века, а строительство велось вплоть до конца 50-х годов. Здесь размещены важные правительственные здания, культурные и развлекательные объекты. Благодаря высокой (до 50 тыс. человек) вместимости, площадь Республики в Ереване стала центральным местом протестов 2018 года, которые привели к кардинальным политическим изменениям в стране.

Историческая справка

Городская площадь различной конфигурации существовала в центре Еревана на протяжении многих веков. Во время раскопок в 2003 году был обнаружен более старый слой мостовой XVIII-XIX век. Генеральным планом 1906 года была предусмотрена перестройка и облагораживание этой территории. Проект подготовлен Борисом Мехрабаном и частично реализован в 1911-м.

После включения Армении в состав СССР советское правительство приняло решение заново перестроить площадь Республики в Ереване. Для этого были выделены большие средства. Проектированием занимался известный архитектор Александр Таманян в рамках нового более прогрессивного генерального плана столицы. По задумке, площадь должна была иметь строгую овальную форму. Однако в процессе строительства пришлось учитывать особенности местности, и часть формы выполнили в виде трапеции. Это никак не повлияло на торжественный вид сердца города.

Вместимость площади Республики в Ереване

Строительство

В 1924 году завершилась гражданская война, но стычки с вооруженными формированиями на Кавказе продолжались и дальше. Многие сферы жизни требовали немедленного финансирования. В этих непростых условиях, с целью укрепления народного духа, начались работы по реконструкции площади Республики в Ереване.

Строительство стартовало в 1926 году с возведения базальтового фундамента Дома правительства. Верхнюю часть собирали из местного туфа. Как было принято в СССР, площадь назвали именем вождя пролетариата – В.И. Ленина (Ленини Храпарак). Его статуя заняла центральное место в 1940 году. Однако к началу Великой отечественной войны было реализовано только часть проекта. Во время ВОВ все свободные ресурсы направлялись на финансирование армии и оборонных предприятий. Сразу после победы работы были продолжены ускоренными темпами. К 1958 году был готов комплекс из пяти зданий. Национальная галерея сдана в 1977 году.

Площадь Республики архивное фото

Архитектура

Безусловно, центральное место на площади Республики в Ереване занимает Дом правительства корпус №1. Первоначально в нем находился Народный комиссариат Армении. В наши дни здесь заседает Совет министров. Северо-западное крыло строилось под руководством Александра Таманяна (1926-1929 гг.), оставшуюся часть достраивал уже его сын Геворг. Основные работы были завершены в 1941-м.

Вначале 50-х годов начались работы по возведению Музея истории Армении. В архитектурный ансамбль был включен концертный зал Арно Бабаджаняна постройки 1916 года. Над проектом работали Эдуард Сарапиан и Марк Григорян. В 1977-м была пристроена Национальная галерея.

Одну из сторон овала площади Республики в Ереване занимает роскошный отель сети «Марриотт». Однако свою историю он ведет с 1958 года и в советское время назывался «Армения».

Площадь Республики в Ереване: как добраться

Дом правительства корпус №2 занимает Министерство иностранных дел. Здание относится к более позднему историческому периоду и вобрало в себя архитектурные веяния 50-х годов. За его строительство отвечали Вараздат Аревшатян, Рафаэль Исраелян и Самвел Сафарян.

Еще на площади присутствует главное здание почты Республики Армения. Его возведение началось в 1933 году, однако в период войны фактически было приостановлено. Работы были завершены только в 1956-м. Авторы проекта Эдуард Сарапян, Марк Григорян. До 2016 года здание было домом для Министерства транспорта и коммуникаций.

Прочие достопримечательности площади Республики в Ереване:

  • Поющие фонтаны. Истинное украшение архитектурного ансамбля. Их первое открытие состоялось в конце 60-х годов. В 2007-м они были реконструированы французской компанией Aquatique Show International, на что было потрачено 1,4 млн евро.
  • Питьевой фонтанчик. Интересный объект малых архитектурных форм, расположенный около музейного комплекса. Называется «Семь источников» по числу струй воды.
  • Рождественская елка. Устанавливается ежегодно накануне Нового года.

В 1991 году был снесен памятник Ленину. До сих пор не утихают дискуссии, что поставить на его месте.

Площадь Республики в Ереване: поющие фонтаны

Как добраться до площади Республики в Ереване?

Объект расположен в самом центре города. Соответственно, посетить его не составит никаких проблем. Самый простой (но не самый дешевый) способ – на такси. Этот вариант вполне уместен, учитывая знание (скорее незнание) армянского языка зарубежными путешественниками.

Если есть возможность воспользоваться личным транспортом, необходимо выехать на одну из центральных магистралей Еревана – улицу Ханджян и двигаться в сторону центра. На пересечении с улицей Арама повернуть на северо-запад. Буквально через 500 метров площадь предстанет во всей красе. Также к объекту ведут улицы Саргсяна, Налбандяна, Абовяна, Бузанда, Меца и Амиряна.

При движении на общественном транспорте (автобусе, троллейбусе либо маршрутке) необходимо выйти на одноименной остановке Площадь Республики. Также до центра можно доехать на метро. Хотя остановочные пункты объявляются на армянском языке, названия станций дублируются на русском. Необходимая станция также называется Площадь Республики.

fb.ru

Ереван архитектора Марка - Barev Today

Архитекторы, деятели культуры и журналисты спорят, пытаясь обосновать свои позиции – нужно было сносить этот одноэтажный дом, или возможно, стоило оставить его нетронутым, как историческую ценность, как свидетеля истории города.

В обсуждении принял участие и журналист Марк Григорян, автор и ведущий программы «Незнакомый Ереван», выставив несколько постов в социальных сетях и выступив в группе интеллигентов, высказавшихся против сноса зданий XIX и XX веков.

Мы встретились с ним в одном из ереванских кафе, чтобы поговорить о старом и новом Ереване, вспомнить о его дедушке – известном архитекторе, сыгравшем большую роль в строительстве нового Еревана.

Архитектор Марк Владимирович Григорян (1900-1978 гг) – автор нескольких зданий на площади Ленина – это сейчас площадь Республики, здания Национального Собрания, президентской администрации, Конституционного суда. Он спроектировал и построил Матенадаран, здание, в котором сейчас находится Американский университет Армении, Дом артистов на проспекте Маштоца, Дом специалистов на углу Московской и Теряна и многие другие.

«За всю историю Армении было всего два армянских архитектора, которые работали и в мастерской автора генерального плана Еревана, академика архитектуры Александра Таманяна, и у первого главного архитектора города, профессора Николая Буниатяна. И одним из двух был мой дед, Марк Владимирович - старший», – рассказывает Марк-журналист.

Мы сидим в кафе на улице Абовяна. Посетители, входя, здороваются с моим собеседником. Но видно, что это не потому, что он завсегдатай кафе, а потому, что они узнают известного журналиста. Однако он сейчас, скорее, просто внук своего деда-архитектора.

«Марк Григорян был вторым в истории Еревана главным архитектором города. Он был из поколения архитекторов, следовавших за Александром Таманяном и единственным армянским архитектором вообще, который работал в соавторстве с автором генерального плана Еревана, Александром Таманяном. Одним из их совместных проектов была детская больница, расположенная на углу сквера и улицы Абовяна. Сейчас там кардиологическое отделение первой больницы. А в соавторстве с Николаем Буниатяном они создали Маргаряновский роддом на проспекте Маштоца», – рассказывает журналист.

Известно также, что Марк Григорян был одним из семи выпускников самого первого курса архитектурного отделения политехнического факультета Ереванского университета. В то время еще не было отдельного института архитектуры, как не было и Политехнического института.

Однокурсниками Марка Григоряна были архитекторы Самвел Сафарян, Оганес Маркарян и Арсен Агаронян, инженеры Рубен Акопян, Александр Ованисян и строитель Ашот Мелик-Мартиросян. Это был замечательный и талантливый курс. Вклад Григоряна, Сафаряна, Маркаряна и рано ушедшего из жизни Агароняна в строительство нового Еревана трудно переоценить – они построили несколько десятков зданий, составляющих сегодня лицо города.

До некоторого времени работу Марка Григоряна ценили. Его награждали медалями, он получил Государственную премию СССР за проект здания ЦК КП Армении, в которм сейчас работает Национальное Собрание, а Государственную премию Армянской ССР он получил вместе с целым коллективом архитекторов (за создание ансамбля площади Ленина в Ереване).

Имя архитектора носит улица, его знают многие, а его сооружения вызывают гордость и уважение. В своем городе он ценил каждый квадратный сантиметр.

Журналист Марк Григорян серьезен: «Мы можем поставить ему в заслугу то, что пока он был главным архитектором, как бы ни строился Ереван, основная часть старого города оставалась неизменной. Кое-что конечно менялось – как же иначе?! Но основная часть была сохранена», – рассказывает он.

Внук говорит, что Марк-старший всегда с большой осторожностью относился и к проекту Главного проспекта, и к проекту Северного проспекта, понимая возможные минусы этих двух больших бульваров, и видимо осознавая, какую цену придется заплатить Еревану за их существование.

Марк-журналист говорит о том, что Марк-архитектор не забывал и о своей "малой родине".

«Он смог добиться того, что власти Ростовской области согасились начать работы по восстановлению армянской церкви Сурб-Хач в Нахичевани-на-Дону, где он родился. Представляете, как сложно это было в советское время? Приходилось бороться буквально за каждый камень, каждую могильную плиту на армянском кладбище, каждое строение на территории храма».

К старым зданиям Марк Григорян-старший относился по разному, о чем в частности свидетельствует история реконструкции здания гимназии, стоявшего торцом к строящейся площади Республики (Ленина). Сейчас в этом здании находится музей истории Армении.

Есть и обратный пример – здание театра Пароняна, где изначально находился парламент Первой республики. Почему он его перестроил, изменив это здание до неузнаваемости – узнать уже никто не сможет. Может быть потому, что от парламента уже ничего не оставалось к тому моменту, когда он взялся за строительство здания театра…

«Безусловно, будь дед просто жив, то самим фактом своей жизни он бы не допустил массового уничтожения исторического наследия. Архитектурные здания города являются его лицом. Наши предки строили этот город для нас. Так давайте же сохраним их труды»

«Старые здания, – заканчивает наш разговор, автор и ведущий телепрограммы, посвященной истории ереванских зданий, – являются материальными свидетелями нашей истории. Их ни в коем случае нельзя уничтожать, этого не простят нам наши собственные дети. А внуки не простят тем более».

barev.today

Ереван. Часть 1. Обзорная.: armenia_ru

Тег «Армения» появился в моём ЖЖ сразу после возращения из путешествия по Кавказу в мае этого года, но до сих пор – стыдно признаться! – я не удосужился написать рассказ о поездке. Сегодня я начну публикацию репортажей с рассказа о Ереване. Здесь началось моё путешествие, здесь в первые дни я более интенсивно фотографировал всё, что казалось мне местной экзотикой, к чему я позже привык: беспорядочное движение, уличная торговля, провода, гаражные дворы и «самострои», антикварные лунапарки, мужчины и нарды, раритетные советские автомобили и открытые, не боящиеся фотоаппарата люди.

Из Еревана я отобрал полутораста фотографий. Я не хочу растерять аудиторию моего ЖЖ одним огромным постом, поэтому разделяю рассказ на четыре части: общая экскурсия, транспорт, советская архитектура (ням-ням!) и уличные сцены. Начнём с обзорной экскурсии!Вид на центральный Ереван. Вдалеке в ясный день виден Арарат.

Я прилетел в Ереван поздно ночью. Мой друг и напарник-путешественник grishasergei застрял в ту ночь где-то в небе между Хельсинки, Киевом и Москвой и присоединился ко мне лишь на второй день. Поначалу я расстроился, что первый день придётся гулять самостоятельно, но время пролетело быстро. Для начала я отоспался.Самолёт из Киева в Ереван прилетел, но из Тбилиси уже не вылетел. Обратно мне пришлось выбираться своим ходом. О компенсации речь не шла.Вечерний рейс из Киева – один из немногих, что оживляют ереванский международный аэропорт Звартноц. В годы советской власти (в Армении это время принято называть «при коммунистах») в Ереване был построен очень необычный с архитектурной точки зрения аэропорт. Расположенный по кругу терминал огибала двухъярусная автомобильная эстакада, а в центре конструкции возвышалась диспетчерская вышка. И всё это на фоне горы Арарат!Фото аэропорта Звартноц отсюда.По загадочной причине этот шедевр советской архитектуры несколько лет тому назад сменил новый стеклянный терминал «Звартноц». Замещение архитектуры можно простить, когда в ночном окошке на паспортном контроле девушка отдаёт паспорт с печатью и говорит: «Добро пожаловать в Армению!». Мне было приятно. В родной Украине мне такого ещё никогда не говорили, украинские пограничники считают даже простое приветствие позорным для своей профессии.Пустой зал прилётов нового терминала аэропорта Звартнотц.В самолёте в небе над Чёрным морем я разговорился с тремя британскими ребятами, которые оказались звёздами мировой классической музыки и ехали на гастроли в Ереванский оперный театр. Пока мы обменивались телефонами в зале прилёта, встречающая сторона положила мой рюкзак в багажник такси и навящиво пригласила подвезти до хостела. Приятное начало кавказского гостеприимства!Вечерний Ереван.На следующий день я начал знакомство с Ереваном, предварительно позавтракав в хостеле и выпив кофе. Хостел находился в самом центре Еревана, рядом с площадью Сахарова, куда нужно было пройти через двойную арку и двор с овощным киоском.Такие забавные арки во внутренних дворах в центре Еревана.Центральные районы города были спланированы в 1920-х годах по единому генплану, автором которого был архитектор Таманян. Решётка из прямоугольных кварталов легла на план провинциального Еревана, знакомого нам по фотографиям в стиле sepia и надписью «старый Эріван». Тогда же через центр города был проложен широкий (по меркам своего времени) проспект Ленина (ныне – проспект Маштоца или просто «Проспект»), а в самом центре плана находилась площадь Ленина (ныне – площадь Республики).Уголок старого Эрівана.Весь центральный Ереван был перепланирован по общей схеме в едином архитектурном стиле. Центр города застроен преимущественно домами в стилях конструктивизма и, чуть позже, неоклассицизма.Указатель улиц на площади Республики. Большинство надписей в Армении дублированы на русском и английском языках. Армянско-английские надписи без русского перевода – скорее редкость.Лишь площадь Республики, подчёркивая свой особый парадный статус, получила более пышные фасады в стиле сталинского ампира. Здесь же на площади расположен музей истории Армении (бывший музей Ленина), Дом правительства и гостиница «Марриотт» (бывшая «Армения»). Как бы указывая на особую ценность этой площади в жизни Еревана, при въезде на площадь стоит знак, запрещающий водителям сигналить! Езда без бибкалки – это ночной кошмар армянского водителя!Парковка на площади Республики возле Дома правительства Армении.Стиль зданий на площади Республики называют в Армении стилем Таманяна, по имени того самого архитектора, который росчерком карандаша по ватману определил в 1920-х годах новый облик советского города.Здесь же, на площади Республики, нужно отметить характерную особенность ереванской архитектуры: фасад из красного, ереванского, туфа. Туф не сразу бросается в глаза по приезду в Ереван, однако со временем становится очевидно, что натуральный камень придаёт даже простым «хрущёвкам» более божеский вид. На качестве жилья, разумеется, камень никак не сказывается.Вторая, менее примечательная, особенность армянского градостроительства: провода.Ещё одна интересная деталь: оформление «арок» во внутренних дворах. В центральной части города длинные унылые переходы во двор яркими цветами с наивными мотивами были превращены в украшение кварталов. Вместе с растущими вдоль тротуаров деревьями жилые кварталы в центре Еревана переносят туриста лет на двадцать в прошлое, в эпоху, когда автомобилей было мало, а встреч и прогулок в тени деревьев – много.Несмотря на обилие деталей-свидетелей советского прошлого, Ереван – не застывший во времени город. То тут, то там видны первые признаки капиталистического прогресса в связке с олигархическими влияниями. В разных частях города растут новые высотные бетонные дома.Современная архитектура в Ереване, к сожалению, почему-то тоже тяготеет к синему зеркальному стеклу.Часто элитное жильё соседствует с настоящими трущобами: кварталами двухэтажной застройки, смешанными с гаражными кооперативами. Такие кварталы встречаются даже в центре Еревана. От парадных улиц они скрыты пышными фасадами домов. Заглянув сквозь помпезную арку в стиле сталинского ампира во двор, нередко можно стать свидетелем буквально крестьянского существования, в двухэтажных домиках с небольшим фермерским хозяйством.Здесь тоже живут люди. Кстати, в самом центре Еревана.Северный проспект – единственная пешеходная улица Еревана. Здесь смешались воедино европейские и азиатские архитектурные веяния современно Армении. Улица длиной в три городских квартала, пересекает расчерченную шахматную сетку улиц центрального Ереван под углом 45 градусов и упирается в оперный театр. По обе стороны улицы ведётся активное строительство. Не знаю, что за здания украшали проспект до его «реконструкции», но современные десятиэтажные здания построены, как и следовало бы ожидать, в стиле «под старину», с гипсовыми колоннами, пилястрами и балюстрадами. Яркие, совершенно не свойственные армянской архитектуре, оштукатуренные фасады главной пешеходной улицы Еревана, смотрятся аляповато в районе городе, основная часть которого была построена согласно генплану в эпоху неоклассицизма и конструктивизма.Северный проспект - пешеходная улица Еревана.Северный проспект заканчивается на площади перед оперным театром. Вокруг театральной площади расположены элитные кафе. Они настолько элитные, что предлагают неслыханную услугу: за то, чтобы протянуть ноги в мягком диване, нужно заплатить за платное место. То есть, кроме кофе и кальяна, диван тоже стоит денег. Кофе и кальян стоят, даже по европейским меркам, очень дорого.Гламурная жизнь в Ереване тоже где-то есть.Косая ось Северного проспекта продолжается за оперным театром ещё два квартала, где упирается в окружную дорогу. На противоположной стороне расположен Каскад – многоярусное сооружение, дом-монумент, смесь традиционного армянского и современного армянского. Скорее просто смесь. Зато отсюда открывается красивый вид на город. Но для начала, чтобы попасть к Каскаду, нужно пересечь шестирядный автомобильный поток без пешеходного перехода.Последний рубеж перед пешеходной зоной.Оказавшись на противоположном берегу, можно расслабиться: отсюда начинается пешеходная аллея, усыпанная экспонатами современного искусства, подаренными армянскими олигархами, проживающими за границей, и привезенными в Ереван со всего мира.Перед Каскадом стоит памятник архитектору Таманяну, автору генплана Еревана.В конце аллеи начинается сам Каскад – многоярусное сооружение с мотивами армянской архитектуры. Каскад взбирается на гору, с которой открывается вид на весь центральный Ереван. Если повезёт с погодой, то отсюда можно будет увидеть обе вершины горы Арарат, у подножья которых в долине будет лежать огромный город. В центре этого вида лежит монументальное здание оперного театра. После горы Арарат, оперный театр – второй самый узнаваемый открыточный мотив из Еревана. Он настолько узнаваемый, что я даже забыл сделать отдельную фотографию! Круглый в плане театр состоит из двух идентичных половинок: в одной части хозяйствует оперный театр, а в другой – симфонический оркестр.Каскад состоит из пяти ярусов, каждый из которых оформлен в стиле армянского народного творчества, как утверждает путеводитель. Между ярусами можно передвигаться на шумном советском эскалаторе. Вдоль эскалаторов расставлены копии известных и оригиналы менее известных экспонатов из мира современного искусства. Внутренние помещения Каскада отведёны под музеи или частные галереи. Последний, самый высокий ярус занимает хрустальный дворец Swarowski.Интерьер Каскада.Строительство Каскада было начато в 1971 году, прекратилось в 1980 году и возобновилось в 2002, когда патронат над Каскадом взял на себя один армянский олигарх. Был произведён ремонт внутренних помещений, однако запланированный последний ярус Каскада, где должен был разместиться обширный музейный комплекс, построен не был. Последний ярус Каскада, удачно скрытый от глаз наблюдателя снизу, остался до сих пор незавершённым.Обзорная платформа с видом на гору Арарат отделена от Каскада замороженной стройкой.Параллельно Каскаду на склоне горы расположен район фешенебельных особняков с золотыми тонированными стёклами. С их террас открывается ничем не заслоняемый вид на Арарат.Район фешенебельных вилл для богатых армян.В стороне от Каскада, в отрыве от эскалаторов, расположена обзорная площадка возле монумента 50-летия советской Армении. Отсюда открывается вид на центральный Ереван, лежащий у подножья Арарата. Арарат видно лишь в хорошую погоду. Мне не повезло. Все четыре дня воздух был пыльным, мутным, поэтому Арарат я увидел лишь на экскурсии в Хор Вирап, о чём расскажу отдельно.Этому виду центра Еревана не хватает верхушки Арарата на заднем плане, но в этот день воздух был пыльным. Готовился пойти дождь. Фотографии для открыток снимаются на ярус ниже, откуда не видно стройки.Если центр Еревана построен по организованной схеме, то остальные районы возникали и застраивались согласно окружающему ландшафту в большей степени, чем градостроительной политике. Ереван расположен на участке со значительным перепадом высоты: от 900 до 1300 метров над уровнем моря. С западной стороны Ереван спускается к Араратской долине – единственному плодородному и возделываемому участку Армении. В 25 километрах на запад от Еревана проходит турецкая граница, а сразу за ней – символ Армении, гора Арарат.На фото справа изображён обелиск и мемориал жертвам армянского геноцида.На восток Ереван взбирается по достаточно крутым склонам гор, благодаря чему большинство спальных районов 1960-х и 1980-х годов скрыто от глаз туриста. Чтобы увидеть, как живут армяне в большом городе (а в Ереване проживает треть населения Армении!), нужно сесть на маршрутку и выехать за пределы «кольца» 1920-го года.Спальные районы Еревана. Обратите внимание на использование красного туфа. На фоне - не гора Арарат.В спальных окраинах Еревана высотные панельные дома перемежаются с частным сектором. Здесь можно застать уличную сценку, при которой вдоль просёлочной, по моим стандартам, дороги клюют куры, над головой сушатся бельё и ковры, в беседке перед подъездом пожилые мужчины играют в нарды, дети гоняют мяч по пыльному пустырю, а женщины тащат домой пластиковые пакеты, гружённые едой.Несданные новострои, некий "Северный луч".Попасть в дом или подняться на крышу в Армении не составляет труда. Двери большинства домов открыты настежь. Жильцы домов придержат дверь в лифте, поинтересуются, куда едут молодые люди с фотоаппаратами, откуда приехали, где остановились, как им нравится Ереван, а в конце угостят кофе и попросят соседа открыть дверь на крышу, если она закрыта.Необычное соседство: панельные многоэтажки среди частного сектора. Генплан Еревана занимается лишь фасадной лнией улиц. Во многих дворах Еревана (даже в центре города) жизнь до сих пор протекает, будто в деревне.Тяжёлое запущенное состояние армянского жилищно-эксплуатационного хозяйства открывает фотографам доступ на крыши. Когда в Киеве за проникновение на крышу нужно прибегать к уловкам, маскировке и бакшишу, в Ереване на крышу дома можно подняться без всех этих забот. Вход на крышу многих домов в Армении открыт.Единый архитектурный облик Еревана был утерян где-то между 1930-и и 2010-и годами.На крыше расположены многочисленные спутниковые тарелки. Часто на крыше можно увидеть мангал. Единственное, о чём просят жильцы: ходить по крыше аккуратно, чтобы не повредить тонкий слой изоляции и не сорвать спутниковые провода. В Армении, как и во многих бедных странах, жизнь без телевизора не имела бы смысла, поэтому во многих семьях есть своя собственная спутниковая тарелка.По тарелкам на крыше можно сосчитать количество домохозяйством в этом панельной многоэтажке.Во многих армянских домах я слышал от жильцов одну и ту же жалобу о протекающей крыше. Маленький метраж квартир, не рассчитанный министерством в Москве на крупные армянские семьи, заставляет многих к самозахвату лестничных клеток и «самострою». «Самострой» – это удивительно армянское явление («самостроя» также много в Грузии), когда к фасаду дома пристраивается, стоящая на отдельных сваях комната. «Самострой» настолько распространён в Армении, что нередко встречается целый «новый» фасад дома, где каждая семья пристроила к старому фасаду по комнате, выдвинувшись при этом на несколько метров вперёд.Армянский самострой украшен элементами народного творчества.Ереван – шумный, перегруженный автомобилями город, но при этом я не назвал бы его грязным, разве что пыльным. На улицах и многих оживлённых перекрёстках сохранились такие атрибуты советского города, как питьевые фонтанчики и аллеи с деревьями вдоль проезжей части.Ереван останется в моей памяти мне как город с большим количеством зелени, шумным уличным движением, крайне доброжелательными людьми, лёгким, по-детски наивным, налётом пафоса на главных улицах (в кафе «Москва», где цены на чай и кофе превышали средние по рынку в три раза, протекала крыша и пледов на всех посетителей не хватало).

Генеральный план развития Еревана архитектора Таманяна хоть и превратил провинциальный Эріван в столицу советской Армении, но он никак не мог предсказать тот бум количества автомобилей и маршруток, который переживает Ереван сейчас. Вторая часть прогулки по Еревану оценит транспортную систему города и спустится в ереванское метро, а в третьей части я покажу несколько зданий «эпохи коммнистов», которые входят в учебники мировой архитектуры ХХ века.

Продолжение рассказа о Ереване следует...

Оригинал записи. Больше репортажей из моего путешествия по Кавказу - по ссылке!

armenia-ru.livejournal.com