Основные архитектурные достопримечательности Стамбула - что нужно увидеть. Архитектура стамбула


Прогулка по Стамбулу. Вся архитектура Стамбула

Видео полета над монументами Стамбула в HD формате. Используйте режим 'Полный экран'.

Продолжаем нашу виртуальную прогулку по Стамбулу - по самым значимым объектам архитектуры. На этот раз в наш фокус попадут такие вкусняшки, как Мечеть Султанахмет, Дворец Топкапы, Мечеть Султана Эйюпа, Дворец Долмабахче, Большой базар и многие другие. Культурный и исторический флер этих монументов определяет для многих не только атмосферу Стамбула, но и Турции в целом. Как обычно, по каждому объекту архитектуры полетаем в 3D, обозрим его с высоты птичьего полета, ознакомимся с самыми интересными фактами, определяющими его историю и историю Стамбула. Фотогалереи и карты - на десерт!

Мечеть Султанахмет, Стамбул

» Мечеть Султанахмед является самой крупнейшей и одной из красивейших мечетей Стамбула. Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огромному количеству белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. » Строительство мечети велось 7 лет и было завершено в 1616 году. » Необычной частью голубой мечети является ниша для молитв, высеченная из огромного куска мрамора с черным камнем, который доставили сюда из Мекки. » В мечеть существует отдельный вход для султана, который приезжал сюда на лошади. Перед входом была низко натянута специальная цепь, для прохода под которой ему приходилось наклоняться. Тем самым воздавалась хвала Богу, и демонстрировалась ничтожность султана перед всевышним. » Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира – мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов (их было 6) с Мечетью Султана Ахмета, это было признано святотатством и было принято решение пристроить к мечети аль-Харам еще один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие сооружения.

Дворец Топкапы, Стамбул

» Дворец Топкапы можно считать целым городом, который находится на территории Стамбула, ведь общая площадь дворца более 700 тысяч квадратных метров, а длина – 5 километров. » Во Дворце Топкапы размещается обширная коллекция сокровищ включая драгоценности, костюмы, вооружение и святые экспонаты. Основные экспонаты включают плащ и меч Пророка Мохаммеда и его коллекцию фарфора, которая является третьей по важности в мире. » В казначействе Дворца размещается пятый самый большой алмаз в мире, который установлен в серебре и окружен 49 меньшими алмазами. » Одна из главных достопримечательностей дворца — свой Гарем — защищенное и запретное место, которое размещало только самых близких к Султану людей, включая его семью, жен, любовниц, евнухов и их слуг. Вход в Гарем был строго запрещен для посторонних, всем внутри управляла мать Султана. » Дворец был официальной резиденцией Оттоманских Султанов в течение почти 400 лет.

Мечеть Султана Эйюпа, Стамбул

» Мечеть Эйюп построена на месте захоронения знаменосца пророка Мухаммеда Эйюп аль-Ансари, погибшего при осаде Константинополя. » Существует традиция, касающаяся восшествия султана на престол. Согласно ей будущий правитель непременно должен посетить мечеть Султана Эйюпа, где ему торжественно на пояс будет одет легендарный клинок, принадлежавший когда-то основателю династии Осману Гази и, только после этого, он будет провозглашен правителем мусульман. » Внутри мавзолея сегодня бережно хранятся святые мусульманские реликвии, особое место среди которых отведено отпечатку следа ноги Пророка Мухаммеда. » Войти в мечеть, не заметив у самого входа шадырван – фонтан ритуальных омовений, просто невозможно. Предназначается он для торжественной церемонии «опоясывания мечем». » Мечеть часто подвергалась изменениям и разрушениям. Наиболее разрушительным для него оказалось землетрясение в 1766 году. Султаном Селим Третий принял решение снести почти разрушенную мечеть и отстроить ее заново.

Дворец Долмабахче, Стамбул

» Потолки и стены Долмабахче украшены сотнями килограммов золота. Интерьеры украшает старинная французская мебель. Во дворце есть комната, полностью выполненная из хрусталя. Ванны здесь – мраморные, ковры – шелковые. » Все часы во дворце Долмабахче показывают 09:05. Это время кончины Мустафы Кемаля Ататюрка (османский и турецкий реформатор). Он скончался здесь 10 ноября 1938 года. » Имя дворца переводится как «насыпной сад». » Потолок главного зала Долмабахче для приема гостей украшает люстра, которая весит четыре с половиной тонны. Это подарок королевы Виктории. » В стамбульском дворце Долмабахче висят картины русского художника Айвазовского. Султан Абдул-Хамид II заказал ему около 40 работ с изображением Босфора, моря, видов города. За картины художник получил самую высокую турецкую награду – орден Османа, украшенный бриллиантами.

Большой базар, Стамбул

» Один из самых крупных крытых рынков в мире. Базар расположен в старой части Стамбула и занимает огромную площадь, которая составляет 30 700 квадратных метров. На базаре расположено более 4000 магазинов на 66 улицах. » До середины XIX века Большой базар был центром работорговли. » Чего только нет в лабиринтах Гранд-Базара – керамика, золото, серебро, бижутерия, шали, платки, амулеты, ковры, килимы и многое другое. » Количество посетителей достигает полумиллиона в день. » Как на всяком базаре, здесь принято торговаться. У неопытного покупателя запрашиваемая цена наверняка вызовет шок, однако смущаться не стоит – подобная ситуация наблюдается много где. Так что если владелец лавки видит, что человека определенный товар действительно интересует, он наверняка снизит цену.

Дворец Бейлербейи, Стамбул

» Дворец Бейлербейи был построен в 1861 году в качестве летней резиденции и места для развлечения главы государства. В переводе с турецкого Дворец Бейлербейи означает «Господь господствующих». » Дворец Бейлербейи посещали такие известные правители, как персидский шах Насреддин, российский князь Николай, английский герцог Виндзорский. Французская императрица Евгения была настолько восхищена великолепием дворца, что приказала сделалать точную копию окон для своей спальни в Тюильри в Париже. » Во дворце Бейлербейи 26 комнат и три этажа. Он разделен на отедльные секции для мужчин и женщин, в том числе и гарем. » Деревянная основа дворца Бейлербейи была частично разрушена пожаром. Спустя время, новый султан велел полностью разрушить старую конструкцию и возвести новый дворец. » Пол во дворце Бейлербеи покрывали тростником, который специально привозили из Египта. Зимой он избавлял обитателей от сырости и влаги, а летом от зноя.

Мечеть Селима Явуза, Стамбул

Расположение на карте: Факты: » Мечеть Селима Явуза – османская имперская мечеть, построенная в честь османского падишаха Явуза Селимара. » Мечеть расположена на самой вершине пятого городского холма. С ее террасы открывается великолепная панорама на Золотой Рог. » Размеры и географическое положение мечети делают ее важным местом и ориентиром в Стамбуле. » Мечеть Селима Явуза является второй старейшей существующей имперской мечетью в Стамбуле. »  Мечеть была построена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память о своем отце Селиме, который умер в 1520 году. Эта статья об архитектуре Стамбула защищена законом об авторских правах. Полная перепечатка разрешена только при указании источника с прямой ссылкой на www.orangesmile.com.

orangesmile.com

Архитектура Стамбула

Архитектура Стамбула

Византийская архитектура Стамбула

В течение 1123 лет город был центром христианской жизни, и до наших дней с той эры дошло удивительно большое количество построек.

Когда Мехмед Завоеватель захватил Стамбул в 1453 г., множество церквей было обращено в мечети; несмотря на минареты, практически всегда такие комбинированные церкви-мечети можно отличить по характерным красным кирпичам, свойственным всем византийским церквям.

Во время правления Юстиниана (пр. в 527-565) архитекторы прилагали все усилия, чтобы превзойти достижения друг друга в создании идеальной формы базилики, увенчанной куполом в романском стиле. Высшим образцом подобного творения можно считать Ая-Софью.

Ране-византийские базилики представляли собой в плане многоугольник, симметричный относительно центра, с поддерживающими стенами и венчающим куполом над четырехугольником внешних стен. Очаровательная Малая Ая-Софья (Kucuk Aya Sofya Camii), построенная около 530 г., представляет собой наглядный пример подобной базилики.

Византийцы имели пристрастие к построению фортификационных сооружений.

Масштабнейшим из подобных проектов можно считать сохранившиеся до сих пор Феодосиевы стены. Возведенная в V в. по приказу императора Феодосия II стена протянулась на 20 км и успешно защищала город во время множественных осад до того момента, как была наконец пробита в 1453 г.

Константин Великий, первый византийский император, назвал свой город Новым Римом. Как и для Рима, для нового города были характерны крупные общественные проекты, например каменный акведук, построенный императором Валентианом между 368 и 378 гг. Акведук питал целую серию цистерн по всему городу, включая Цистерну Базилику.

Как и Рим, город был построен на семи холмах, а его планировка подразумевала церемониальную улицу - теперешняя Диван Йолу - и основные общественные сооружения, такие как Ипподром.

Малая Ая-Софья, фото

Фото. Вырезанная из камня голова медуза Горгона

Вырезанная из камня голова горгоны Медузы, Цистерна Базилика

Османская архитектура Стамбула

После падения Константинополя султаны не стали терять время, чтобы оставить в городе свой архитектурный отпечаток. Мехмед даже не дождался момента взятия города, возводя монументальную Румелихисар на Босфоре.

Как только Мехмед оказался в городе, он немедленно развернул растянувшуюся на века бурную деятельность в плане османской застройки, возведя значительное количество сооружений, включая мечеть на четвертом холме, после чего приступил к работам над самой знаменитой османской постройкой: дворцом Топкапы.

Мехмед явно питал слабость ко дворцам, а его праправнук, Сулейман Великолепный, больше интересовался строительством мечетей. Со своим придворным архитектором Мимаром Синаном он возвел величайшую из городских османских императорских мечетей.

Ставшая прототипом для последующих построек, мечеть Синана имела внутренний двор с шадырваном (фонтаном для омовений) с увенчанными куполами аркадами с трех сторон. С четвертой стороны располагалась сама мечеть с двухуровневым портиком. Главный молельный зал покрывал центральный купол, окруженный меньшими куполами и полукуполами. Обычно в мечетях имелся один минарет, но в императорских их могло быть два или четыре, и только в единственной императорской мечете, отстроенной позже Голубой мечети, возвели целых шесть минаретов.

В каждой императорской мечети имелся кюллие (мечетный комплекс), организованный вокруг нее. Кюллие представлял собой филантропический комплекс, включающий медресе (высшую исламскую школу), хаммам, дарюшсифу (больницу), имарет (суповую кухню), кютюпхаме (библиотеку) и кладбище с тюрбе (гробницами). С течением времени многие из подобных кюллие были разрушены; к счастью, значительная часть зданий комплексов при восхитительной Сулеймание  и Атик Валиде сохранились в целости и сохранности.

Последующие султаны продолжили строительную гонку Мехмеда. Ни один другой дворец не мог сравниться с Топкапы, но султан Абдул-Меджит I приложил все усилия, чтобы превзойти его, возведя грандиозный дворец Долмабахче, а Абдул-Азиз I выстроил экстравагантные дворец Чираган и дворец Бейлербейи. Эти и подобные постройки, относящиеся к той эпохе, известны под общим собирательным названием «турецкого барокко».

Перечисленные мечети и дворцы определяют пейзаж и городскую линию горизонта, но помимо них есть и другие типично османские постройки: хаммамы и деревянные особняки у воды. Хаммамы обычно входили в комплекс кюллие и играли важную роль места социальной коммуникации и омовений. Значимыми с архитектурной точки зрения можно считать такие хаммамы, как Ая-Софья Нюррсм Султан Хамамы, Чемберлиташ Хамамы и Джагалоглу Хамамы . Все они являются действующими.

Богатые османы и иностранные дипломаты выстроили много ялы (расположенных у воды деревянных особняков) вдоль берегов Босфора; в самом городе подобные дома обычно были окружены садами, несмотря на их расположение в самой гуще шумных городских улиц. К сожалению, немногие из, этих особняков дожили до наших дней: их большая часть была уничтожена пожарами, которые регулярно разрушавшими османский город.

Румелихисар, фото

Румелихисар

Голубая мечеть в Стамбуле, фото

Голубая мечеть

Голубая мечеть Стамбула, фото

Дворец Долмабахче

ВЕЛИКИЙ СИНАН

Ни один из сегодняшних звездных архитекторов и близко не подобрался к тому влиянию, которое оказал на Константинополь Мимар Ходжа Синан за время своей 50-летней карьеры.

Синан родился в 1497 г. и в детстве был отобран у родителей и рекрутирован по девширме, ежегодному призыву молодежи в янычары. Он принял мусульманство (что полагалось делать всем рекрутам) и в конечном счете занял пост военного инженера в корпусах янычар. Сулейман Великолепный назначил его главой императорских архитекторов в 1538-м.

В общей сложности Синан спроектировал 321 здание, 85 из которых сохранились в Стамбуле до наших дней. Он умер в 1588 г. и погребен в созданной им самим тюрбе (гробнице), расположенной в одном из углов мечети Сулеймание, постройке, рассматриваемой многими, как его главный шедевр.

Псевдоосманский стиль и модернизм

В конце XIX - начале XX в. архитекторами была создана смесь европейской архитектуры с турецким барокко с легкими реверансами в сторону османского стиля. Такой стиль был назван псевдоосманским, или первой национальной архитектурой. Главными выдающимися архитекторами, работавшими в этом стиле, стали Ведат Тек (1873-1942) и Кемалеттин Бей (1870-1927). Наиболее известные работы Тека - Главпочтамт в Сиркеджи (1909) и Хайдарпаша искелеси (паромный терминал, 1915-1917). Лучшие постройки Хайдарпаши Бея включают мечеть Бебек и караван-сарай Вакыф-хан (1912-1926), банковское здание в Эминёню, где теперь располагается Legacy Ottoman Hotel.

Одновременно в городе расцветал стиль ар-нуво. Раймондо Даронко, итальянский архитектор, спроектировал несколько элегантных зданий, включая восхитительный, но находящийся в печальном состоянии дом Боттера на Исикляль Каддеси.

После объявления Ататюрком Анкары столицей государства Стамбул растерял большую часть своего блеска и количества вливаемых инвестиций. Модернизм развернулся на нетронутом просторе Анкары, в то время как его стамбульские развлечения свелись к зданию Стамбульской мэрии в Фатихе, спроектированному Невзадом Эролом и построенному в 1953 г., Istanbul Hilton Hotel дизайна S0M и Седада Хакки Эльдема, построенному в 1952 г., Библиотеке Ататюрка в Гюмюшсую, также авторства Эльдема, и пользующемуся весьма дурной репутацией Культурному центру Ататюрка работы Хаяти Табанлыоглу, возведенному в 1956-1957 гг. и в настоящий момент находящемуся в процессе капитальной реставрации.

Достойные внимания образцы современной архитектуры включают мечеть Шакирин (2009) и Каньон - комплекс жилых, офисных и коммерческих построек в Левенте дизайна расположенною в Лос-Анжелесе бюро Jerde Partnership и местных архитекторов Tabanhoglu Partnership. Стоящий по соседству жилой комплекс Loft Gardens и башня Istanbul Sapphire, и то и другое работы Tabanhoglu Partnership, также заслуживают особого упоминания. Множество художественных музеев и культурных центров по всему городу имеют впечатляющие новые корпуса или расположены в фантазийно реконструированных промышленных или торговых зданиях. Лучшими образчиками среди подобных сооружений можно считать музей современного искусства Стамбула Istanbul Modern работы Tabanhoglu Partnership; SALT Галата Мимарлара Тасарыма; Музей Сакыпа Сабанджи Саваша. Эркеля и Чыракоглу; новый Военно-морской музей в Бешикташе Мехмеда Кютюкчюоглу и сантралистанбул в Сютлудже в Золотом Роге Эмре Аролата, Невзада Сайына и Хана Тюмертекина.

Стамбульский музей современного искусства, фотоСтамбульский музей современного искусства

Фото дома Боттера на Истикляль Каддеси

Дом Боттера на Истикляль Каддеси

Мечеть Шакирин в Стамбуле, фото

Мечеть Шакирин архитектора Хюсрея Тайлы

putev0ditel.ru

Маршруты по Стамбулу на карте. Архитектурные достопримечательности Стамбула

Видео полета над монументами Стамбула в HD формате. Используйте режим 'Полный экран'.

Стамбул, да и Турция в целом, немыслимы без своих знаковых архитектурных сооружений. Собор Святой Софии, Мечеть Сулеймание, Галатская башня, Девичья башня, Новая мечеть, Мечеть Ортакёй, и Церковь Святых Сергия и Вакха сегодня определяют историческое и архитектурное лицо Стамбула. Давайте рассмотрим их поближе с нетривиального ракурса - просто полетаем над ними! Соседний видеоряд предлагает облет всех упомянутых архитектурных монументов Стамбула в HD формате. Ниже, мы дополним этот ракурс самыми интересными историческими фактами по каждому сооружению. Обзорная карта всех знаковых монументов Стамбула прилагается внизу страницы.

Собор Святой Софии, Стамбул

» Название собора происходит от греческого слова «софия», означающего знание и мудрость. » До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница. » В Софийском соборе расположена знаменитая «Плачущая колонна», прикосновение к которой исполняет любые желания. » Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире. » За всю историю своего существования Собор Святой Софии семь раз страдал от землетрясений. Всякий раз после разрушений его тщательно восстанавливали.

Мечеть Сулеймание, Стамбул

» Зодчий Синан при строительстве мечети произнес знаменитую фразу «Эта мечеть будет стоять вечность!». » Лампады в мечети сделаны из страусиных яиц! Они стали местом жительства огромной семьи пауков, которые завелись из-за присутствующих в лампадах трав, благовоний и специй. » Есть много легенд и преданий, связанных с Сулеймание. Говорят, что внутрь ее купола поместили кусок «черного камня» из Каабы. По другой легенде, драгоценные камни нужно искать в минаретах Сулеймание: персидский шах в насмешку послал драгоценные камни Султану Сулейману в качестве спонсорской помощи на строительство мечети, а султан в гневе приказал заложить эти сокровища в кладке одного из минаретов. » Ранее мечеть Сулеймание в Стамбуле была не только религиозным учреждением, тут также были: больница, медресе, приют, бани, караван-сарай. » Также в мечети Сулеймание расположена гробница Сулеймана Великолепного и его супруги Роксоланы.

Галатская башня, Стамбул

» Галатская башня была построена в середине 14 века. Тогда, она носила другое название — «башня Христа» — а сооружение ее было призвано увековечить факт расширения генуэзских колоний Константинополя. » В период правления султана Селима Второго башня Галата использовалась в качестве обсерватории » Башня с 1874 г. использовалась в качестве пожарной вышки. Башня, которую византийцы называли Большим Бастионом, генуэзцы — Башней Иисуса, в османский период несколько раз менял свой облик. » На седьмом этаже можно увидеть рельефное изображение Хазерфена Ахмета Челеби. Он был первым человеком, которому удалось летать благодаря самодельным крыльям. » С башни Галата можно увидеть самый лучший вид на Золотой рог, исторический полуостров, Босфор и азиатское побережье.

Девичья башня, Стамбул

» Девичья башня в Стамбуле построена на скалах и овеяна легендами. Одна из легенд гласит о том, что ясновидец предвидел смерть любимой дочери султана в день ее 18-летия. Султан тут же заказал строительство башни – хотел обезопасить дочь. Как только строение было готово, девушку поселили жить в башню. В восемнадцатый день рождения султан послал дочери корзинку с фруктами. В нее закралась ядовитая змея, от укуса которой девушка умерла. » Девичья башня Стамбула отображена на банкноте в 10 лир 1966-1981 года выпуска. » Раньше в стамбульской Девичьей башне располагалась тюрьма, а сегодня здесь работает ресторан. » Существует несколько версий строительства башни. По одной версии Девичью башню построил афинский полководец Алкивиад для контроля над пришествием персидских кораблей в Босфорский пролив. По другой — башня была построена во время правления императора Константина Великого в качестве сторожевой вышки. » После захвата города османами на башне решено было построить маяк, обращенный к Мраморному морю.

Новая мечеть, Стамбул

» Новая мечеть – одна из самых больших мечетей Стамбула. » Мечеть украшают 66 куполов и два минарета. Высота главного купола 36 метров. » Высота минаретов – 52 метра. » Внутри мечеть хорошо освещена, а окна украшены цветными витражами. » Мечеть имеет монументальный внутренний двор, в центре которого находится элегантный фонтан для религиозных омовений. Вокруг двора построена галерея.

Мечеть Ортакёй, Стамбул

» Мечеть Ортакёй – потрясающая мечеть в красивейшем городе Стамбуле. Официально мечеть носит название Большая мечеть Меджидие. » Для совершения намаза, падишахи специально переплывали на весельных лодках в эту мечеть Ортакёй. » Мечеть расположена на мысе, который византийцы называли Ключ к Босфору. » Мечеть Ортакёй состоит из гарема и личных помещений султана. Молитвенная ниша была выполнена из мрамора и мозаики. Одной из особенностей этой мечети – высокие и широкие окна, которые пропускают много солнечного света, отражают воды Босфора, создавая великолепный эффект. » Район, примыкающий к мечети, в старину пользовался довольно сомнительной репутацией: народ здесь жил несерьезный, легкомысленный.

Церковь Святых Сергия и Вакха, Стамбул

Расположение на карте: Факты: » Церковь святых Сергия и Вакха – одна из самых древних сохранившихся церквей Стамбула, построенная в 527-529 гг. » Церковь святых Сергия и Вакха послужившая прообразом для базилики Сан-Витале и собора святой Софии (отсюда у церкви есть второе название – «малая Айя-София»). » Церковь посвящена святым Сергию и Вакху, которые были солдатами Римской империи и занимали важные должности, пока не выяснилось, что они тайные христиане. Солдаты были подвергнуты жестоким пыткам, во время которых Вакх погиб, а Сергий был обезглавлен. » Во время Балканских войн здесь в церкви нашли приют тысячи беженцев. » Серьезный ущерб состоянию церкви нанесло строительство в непосредственной близости от нее железной дороги. По этой причине ЮНЕСКО внесло церковь свв. Сергия и Вакха в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения. Эта статья о маршрутах по архитектурным достопримечательностям Стамбула защищена законом об авторских правах. Полная перепечатка разрешена только при указании источника с прямой ссылкой на www.orangesmile.com.

orangesmile.com

Армянские архитекторы Стамбула

Главные ворота Стамбульского дворца Долмабахче были созданы армянским архитектором Карапетом Баляном. (Фото: Mehmet Yaman)

Главные ворота Стамбульского дворца Долмабахче были созданы армянским архитектором Карапетом Баляном. (Фото: Mehmet Yaman)

Турецкий Музей Архитектуры в 2014 году открыл онлайн выставку (на данный момент страница отсутствует – прим. ред.) сооружений современной Турции, созданных армянскими архитекторами в эпоху Османской империи.

На сайте присутствует информация об армянском вкладе в архитектурное развитие Стамбула:

Архитекторы армянского происхождения играли большую роль в строительстве дворцовых и официальных зданий Османской империи.

Среди членов Офиса Императорских Архитекторов, руководящего данными стройками, всегда были архитекторы армянского происхождения. Новичков этого офиса обучали мастера. Другими словами, Офис Императорских Архитекторов являлся и своего рода архитектурной школой.

Архитекторы семьи Балян уже работали над строительными проектами дворца. Почти все крупные мечети заказанные султанами в Стамбуле в первой половине века были работами Балянов.

Вскоре все больше левантийских, греческих и других армянских архитекторов начали выполнять проекты общественных зданий и частных сооружений их соответствующих общин.

Это были либо набранные опыта от практики, либо выпускники архитектурных школ Европы.

Между тем, профессия архитектора больше не пользовалась успехом среди мусульманского населения Османской империи.

После открытия Школы Изящных Искусств, на протяжении долгого периода, большинство студентов архитектурного факультета были греками или армянами.”

За весь период Османской истории множество знаменитых архитекторов армянского происхождения играло важную роль в развитии империи.

Архитектуру Стамбула невозможно представить без семьи Балян, династии знаменитых османских императорских архитекторов армянского происхождения.

Мечеть Сулеймнание, 1890

Мечеть Сулеймнание, 1890

На протяжении пяти поколений в XVIII и XIX веках, они разработали и построили множество основных зданий, включая дворцы, ларьки, мечети, церкви и различные общественные здания, в основном в Стамбуле.

Девять знаменитых членов семьи служили шести султанам на протяжении почти века и именно они стоят за эволюцией архитектуры столицы того времени.

Самое главное и крупное сооружение построенное членами этой семьи – дворец Долмабахче, который считается одним из лучших дворцов XIX века во всем мире.

Большая часть их сооружений до сих пор в применении и относится к историческим памятникам.

Другим знаменитым армянским архитектором Османской империи был Мимар Синан – главный османский архитектор и гражданский строитель при султанах Сулеймане Прекрасном, Селиме II и Мураде III, в XVI веке.

На протяжении 15 лет, он был ответственен за строительство или за контроль каждого крупного сооружения в Османской империи.

Им построено более трехсот сооружений. Его также считают одним из первых инженеров сейсмостойкого строительства в мире.

Его ученики спроектировали мечеть Султанахмет в Стамбуле, Старый Мост в Мостаре и помогли создать Тадж Махал в Могольской империи.

Его считают величайшим архитектором классического периода Османской архитектуры и сравнивают с Микеланджело, его западным современником.

Среди его шедевров есть такие знаменитые сооружения, как мечеть Сулеймание в Стамбуле и мечеть Селимие в Эдирне.

Ниже представлены изображения из выставки:

Пирс острова Бююкуда Архитектор: Миран Азарян

Пирс острова Бююкуда Архитектор: Миран Азарян

Часовня и больница Святого Спасителя Архитектор: Кеворк Асланян

Часовня и больница Святого Спасителя Архитектор: Кеворк Асланян

Болгарская церковь Св. Степана Архитектор: Овсеп Азнавур

Болгарская церковь Св. Степана Архитектор: Овсеп Азнавур

Табачная фабрика - Университет Кадир Хас Архитектор : Овсеп Азнавур

Табачная фабрика – Университет Кадир Хас Архитектор : Овсеп Азнавур

Санасарян Хан - Старый Полицейский Округ // "Египетские апартаменты", Архитектор: Овсеп Азнавур

Санасарян Хан – Старый Полицейский Округ // “Египетские апартаменты”, Архитектор: Овсеп Азнавур

Мечеть Безмиалем Валиде Архитектор : Карапет Амира Балян

Мечеть Безмиалем Валиде Архитектор : Карапет Амира Балян

Дамба Валиде Архитектор : Карапет Амира Балян

Дамба Валиде Архитектор : Карапет Амира Балян

Церковь Св. Марии // Церковь Св. Троицы // Дамба Махмуда II Архитектор : Карапет Амира Балян

Церковь Св. Марии // Церковь Св. Троицы // Дамба Махмуда II Архитектор : Карапет Амира Балян

 Гробница Махмуда II Архитектор : Карапет Амира Балян

Гробница Махмуда II Архитектор : Карапет Амира Балян

 Гробница Махмуда II Архитектор : Карапет Амира Балян

Гробница Махмуда II Архитектор : Карапет Амира Балян

Гробница Махмуда II Архитектор : Карапет Амира Балян

Гробница Махмуда II Архитектор : Карапет Амира Балян

Военная академия // Военные казармы Кулели Архитектор : Карапет Амира Балян

Военная академия // Военные казармы Кулели Архитектор : Карапет Амира Балян

Дворец Долмабахче Архитектор : Карапет Амира Балян

Дворец Долмабахче Архитектор : Карапет Амира Балян

Мечеть Нусретие Архитектор : Крикор Амира Балян

Мечеть Нусретие Архитектор : Крикор Амира Балян

Казармы Селимие // Мечеть Нусьретие Архитектор : Крикор Амира Балян

Казармы Селимие // Мечеть Нусьретие Архитектор : Крикор Амира Балян

Парадный зал дворца Долмабахче Архитектор : Никохос Балян

Парадный зал дворца Долмабахче Архитектор : Никохос Балян

Дворец Долмабахче, царские ворота Архитектор : Никохос Балян

Дворец Долмабахче, царские ворота Архитектор : Никохос Балян

Павильон Ыхламур Архитектор : Никохос Балян

Павильон Ыхламур Архитектор : Никохос Балян

Дворец Бейлербейи Архитектор : Саркис Балян

Дворец Бейлербейи Архитектор : Саркис Балян

Дома Акаретлер Архитектор : Саркис Балян

Дома Акаретлер Архитектор : Саркис Балян

Ihlamur павильон Архитектор : Никохос Балян

Ihlamur павильон Архитектор : Никохос Балян

Мечеть Садабад // Полицейский участок Мачка - Факультет делового администрирования // Оружейный склад Мачка - Школа иностранных языков Архитектор : Саркис Балян

Мечеть Садабад // Полицейский участок Мачка – Факультет делового администрирования // Оружейный склад Мачка – Школа иностранных языков Архитектор : Саркис Балян

Дворец Чирахан Архитектор : Саркис Балян

Дворец Чирахан Архитектор : Саркис Балян

Военное Министерство - Ректорат Стамбульского Университета Архитектор : Саркис Балян

Военное Министерство – Ректорат Стамбульского Университета Архитектор : Саркис Балян

Башня Беязит // Завод железа и стали Архитекторы : Карапет Амира Балян и Сенекерим Балян

Башня Беязит // Завод железа и стали Архитекторы : Карапет Амира Балян и Сенекерим Балян

Церковь Св. Господа Архитектор : Мкртич Каркян

Церковь Св. Господа Архитектор : Мкртич Каркян

Церковь Св. Марии Архитектор : Карапет Девлетян

Церковь Св. Марии Архитектор : Карапет Девлетян

Жилые дома Архитектор : Левон Гюрегян

Жилые дома Архитектор : Левон Гюрегян

Дилсизаде Хан // Здание Бюро Архитектор : Степан Хамамджян

Дилсизаде Хан // Здание Бюро Архитектор : Степан Хамамджян

Жилой дом Архитектор : Шабух Ханчер

Жилой дом Архитектор : Шабух Ханчер

Церковь Св. Павла Архитектор : Крикор Хюрмюзян

Церковь Св. Павла Архитектор : Крикор Хюрмюзян

Армянская Евангелическая Церковь Архитектор : Степан Измирлян

Армянская Евангелическая Церковь Архитектор : Степан Измирлян

Жилой дом Фера Архитектор : Арам и Исаак Каракаш

Жилой дом Фера Архитектор : Арам и Исаак Каракаш

Жилой дом имени Рагыпа Паши Архитектор : Арам и Исаак Каракаш

Жилой дом имени Рагыпа Паши Архитектор : Арам и Исаак Каракаш

Кинотеатр Сюррея Архитектор : Кегам Кавафян

Кинотеатр Сюррея Архитектор : Кегам Кавафян

Особняк у моря Азаряна - Музей Садберк Ханым Архитектор : Андон Казарян

Особняк у моря Азаряна – Музей Садберк Ханым Архитектор : Андон Казарян

Особняк Ташчияна Архитектор : Артин Мадчарян

Особняк Ташчияна Архитектор : Артин Мадчарян

Церковь Св. Льва Архитектор : Погос Макасдар

Церковь Св. Льва Архитектор : Погос Макасдар

Армянская патриархия Архитектор : Крикор Мелидосян

Армянская патриархия Архитектор : Крикор Мелидосян

Ворота армянского кладбища Архитектор : Миран Кальфа

Ворота армянского кладбища Архитектор : Миран Кальфа

Овакимян Хан Архитектор : Левон Нафилян

Овакимян Хан Архитектор : Левон Нафилян

Акопян Хан // Иш Банкаси (банк) Архитектор : Левон Нафилян

Акопян Хан // Иш Банкаси (банк) Архитектор : Левон Нафилян

Церковь Св. Гиоргия Архитектор : Петрос Немтзе

Церковь Св. Гиоргия Архитектор : Петрос Немтзе

Метро Хан Архитектор : Микаэль Нурикан

Метро Хан Архитектор : Микаэль Нурикан

Здание лицея Дарюшшафака Архитектор : Оганнес Кальфа

Здание лицея Дарюшшафака Архитектор : Оганнес Кальфа

Церковь Св. Креста Архитектор : Оганнес Серверян Церковь Св. Григория Архитектор : Арутюн Серверян

Церковь Св. Креста Архитектор : Оганнес Серверян Церковь Св. Григория Архитектор : Арутюн Серверян

Больница и аптека Св. Спасителя Архитектор : Оганнес Серверян

Больница и аптека Св. Спасителя Архитектор : Оганнес Серверян

Морской госпиталь // Рядные дома Св. Якова Архитектор : Арам Тахтачиян

Морской госпиталь // Рядные дома Св. Якова Архитектор : Арам Тахтачиян

Анадолу Хан Архитектор : Саркис Ташчиян

armeniangc.com

Стамбул сегодня: современная архитектура | Города мира

Стамбул сегодня быстро меняется. Современная архитектура Стамбула (комплекс «Стамбул Метрополь») придаст столице Османской империи новый облик. Художественная инсталляция усиливает впечатления от современного облика Стамбула.

В азиатской части Стамбула сегодня возводится комплекс «Метрополь Стамбул», который будет состоять из международного финансового центра, офисных и жилых помещений, торгового и развлекательного центров, 400 метровой улицы.Стамбул сегодня. Архитектура Стамбула. Комплекс «Стамбул Метрополь». Фото ©RMJM

Доминантами архитектурного комплекса «Метрополь Стамбул» являются три небоскреба. Центральный небоскрёб («Башня Метрополь») – один из самых высоких небоскрёбов в Европе. При строительстве комплекса используется энергетическая система третьего поколения, принцип зелёной социальной зоны, функциональный дизайн. Проектировщики предложили городу концепцию комплекса, в котором дом и офис соединён под одной крышей, который претендует на роль памятника современной архитектуры Турции, будет важнейшей финансовой площадкой мира, крупнейшим торгово-развлекательным центром Стамбула. Дизайн финансового центра, по мысли его создателей, навеян важнейшим историческим памятником Стамбула и Турции – дворцовым комплексом Топкапы.Стамбул сегодня. Архитектура Стамбула. Комплекс «Стамбул Метрополь». Фото ©RMJM

«Метрополь Стамбул» получил свою интерпретацию в художественной инсталляции. Аудиовизуальное воплощение этого яркого примера современной архитектуры Турции и Стамбула решила компания «Nerdworking». Художественная инсталляция «Стамбул Метрополь», по мысли её создателей, должна гипнотически захватить и очаровать зрителя. Великолепные белые визуальные рельефы 2,8 м х 5 м составляют основу аудио-визуального спектакля. Создаваемый этой художественной инсталляцией эффект можно оценить непосредственно. Смотрите видео — художественная инсталляция «Стамбул Метрополь» («Nerdworking»).

Автор текста: Анна Шарибжанова.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.

Понравилась статья? Поддержи нас в социальных сетях, нажми:

www.gorodamira.biz

Architecture of Istanbul | vv-travel.ru

См. также: Стамбул и Список архитектурных сооружений в Стамбуле Карта Стамбула 1911 года.

The Архитектура Стамбула описывает большую смесь структур, которые отражают много влияний, которые сделали неизгладимый след во всех районах города. Древняя часть города (исторический полуостров) до сих пор частично окружен стенами Константинополя, возведенный в 5-м веке императором Феодосием II, чтобы защитить город от вторжения. Архитектура внутри города собственно содержит здания, статуи, и функциональные конструкции, которые пришли из Византии, генуэзцев, Османской, и современных турецких источников. В городе много архитектурно значимые объекты. На протяжении своей долгой истории, Стамбул приобрел репутацию культурного и этнического плавильный котел. В результате, есть много исторических мечетей, церквей, синагог, дворцов, замков и башен, чтобы посетить в городе.

Содержание

    1 древних греческих и римских сооружений
      1.1 Змеевидная колонна 1.2 Колонна Константина

    2 византийские и генуэзские структуры

      2.1 Стены Константинополя и его окрестностей 2.2 собора Святой Софии и мечети Маленькая Святая София 2.3 Студит монастырь 2.4 Святой Ирины 2.5 Влахерне дворец и Дворец Porphryogenitus 2.6 Хора и Pammakaristos Церковь 2.7 Палаццо дель Comune 2,8 Башня Леандер 2,9 Башня Галата

    3 Османской структуры 4 Связанные списки 5 Справки 6 Источники 7 Внешние ссылки

Древние греческие и римские структуры

Змеевидная колонна

Змеевидная колонна, старейший греческий памятник в Стамбуле

Один из старейших памятников еще сохранившихся с древних времен является Змеевидная колонна, памятник построен первоначально в честь Аполлона за победу над персами при Платеях в 479 г. до н. Колонна была перенесена Константином Великим, когда Константинополь стал новой столицей, и стоял на ипподроме до сих пор. Член польского посольства посещения в 1700 году поврежден верх его сильно, разрывая змея головы. [1] Сегодня руководители сохраняются в Археологическом музее в Стамбуле.

Колонна Константина

Наиболее важные памятники римской архитектуры в городе включают Колонна Константина (Турецкий: Cemberlitas), Который был возведен в 330 году Константином Великим для маркировки декларацию новой столицы Римской империи и содержит несколько фрагментов Истинного Креста и других артефактов, принадлежащих к Иисусу Христу и Деве Марии, Mazulkemer Акведук, Валент Акведук, Колонна готами в сераля Point, в Milion который служил для расчета расстояния между Константинополем и других городах Римской империи, и ипподрома Константинополя, который был построен по образцу Большого цирка в Риме.

Византийские и генуэзские структуры

Вода траншеи [2] [3], который стоял перед тройных земельных стенами Константинополя позже наполненных землей и используемых для сельскохозяйственного Дополнительная информация: Список византийских памятников в Стамбуле

Стены Константинополя и его окрестностей

Строительство стен Константинополя началось еще при Константине Великом, который расширил ранее существующих стен Византии, чтобы защитить новую Римскую столицу который быстро вырос после его провозглашения, как Nova Roma. Новый набор стен был построен дальше на запад во время правления Феодосия II, и восстановлен после землетрясения в 447 в их нынешнем виде. волноломы в области сераля Пойнт, которые непрерывно существует с Lygos и Византии, являются самой старой частью городских стен, в то время тройные земельные стены Феодосия II в западной части города являются самыми сильными части. Северо-западная часть земельных стен был построен в 627 году во время правления Ираклия, с тем чтобы учесть пригород Влахерне, и добавил к более поздними императоров. Крепостные стены имели 55 ворот, крупнейшим из которых был Porta Aurea (Золотые ворота), торжественное ворота используются императоров, на юго-западном конце тройной земельных стен, недалеко от Мраморного моря. В отличие от городских стен, которые были построены из кирпича и известняка, Porta Aurea был построен из больших, чистых линий, белых мраморных блоков, чтобы отличить его от остальных, и квадрига с статуями слонов стояли на ее вершине. [3] Двери из Порта Aurea были сделаны из золота, отсюда и название, которое означает "Золотые ворота" на латинском языке. [3] В 1458 османский султан Мехмед II построил Йедикуле ("Семь Towers") Замок защищать Porta Aurea, который был включены в этом замке и до сих пор стоит как часть Пентагона-образной компоновки стен замка. Колонна Маркиана (Турецкий: К? ztas?) Возведен Marcianus (правил 450-457) датируется тем же периодом, что и тройных земельных стенах Феодосия II.

Наиболее сохранившийся византийский структура, которая выжила из правления Ираклия (610-641) является Тюрьма Anemas, [4] включены в городских стен, на Влахерне. Это огромный замок-как структура с несколькими башнями и сеть подземных византийских тюрьмах.

Собор Святой Софии и Маленькая Святая София

Собор Святой Софии, построенный Юстинианом между 532 и 537, по праву считается шедевром византийской архитектуры. Это была самая крупная когда-либо собор, построенный в мире на протяжении более тысячи лет, до завершения собора Севильи в 1575 году в эпоху Возрождения

Ранняя византийская архитектура по классическому римский модель куполами и арками, но дальнейшее улучшение этих архитектурные концепции, о чем свидетельствует с храмом Святой Софии, которая была разработана по Исидор и Anthemius качестве третьего церкви расти на этом месте, между 532 и 537, после беспорядки Ника (532), в течение которого второй церковь была разрушена (первая церковь, известная как Megala Ekklessia ("Великая церковь») был открыт Констанция II в 360, а второй храм был открыт Феодосия II в 405, а третий и текущий был открыт Юстинианом в 537). Церковь святых Сергия и Вакха (немного Собор Святой Софии), который был первой церковью, построенной Юстинианом в Константинополе и edificed между 527 и 536, ранее сигнал такого улучшения в дизайне купольных зданий, которые требуют сложных решений для проведения Структура. Нынешний собор Святой Ирины (который был построен Константином в 4 веке, но позже был расширен Юстинианом в 6 веке) и Цистерна Базилика находятся также в этот период.

Студит монастырь

Большинство византийских церквей, которые были построены или увеличены Юстинианом в 6 веке были построены в 4 веке во время Константина. Старейшее византийская церковь в Стамбуле с его первоначальной форме является Студит (Имрахор) монастырь, который был построен в 462. Монастырь также известен как Св. Иоанн Студит потому что он был в честь святого Иоанна Крестителя. Крыша здания не существует сегодня, но окружающие ее стены, а также его великолепные украшения пола остаются нетронутыми. Многие важные решения, касающиеся христианства были сделаны в этом здании, в том числе острых дискуссий на личности Девы Марии (ли она была Богородица (Матерь Божия) И было ли это право осудить Нестория, кто выступал против этого определения), а также дискуссии и столкновения на иконоборчества.

Святая Ирина

4 век Святой Ирины, построенный Константином, является старейшим стоя византийская церковь в городе

В соответствии с решением Феодоры, жены Феофила, чтобы восстановить значки в 843, многие церкви и другие видные византийские здания в городе были украшены с новыми иконками, но некоторые, как собор Святой Ирины, по-прежнему несут признаки иконоборческой период. Boukoleon дворец в основном [5] относится к эпохе правления Феофила.

Влахерне дворец и Дворец Porphryogenitus

Дворец Багрянородного (Турецкий: Tekfur Сарай?), Который является единственным выжившим часть Влахернском дворце, датируется периодом Четвертого крестового похода. В эти годы, на северной стороне Золотого Рога, Доминиканской священники католической церкви построил церковь святого Павла в 1233 году.

Хора и Pammakaristos Церковь

Основные статьи: Хора и Pammakaristos Церковь Монастырь Хора, известный как Kariye Muzesi

Наиболее важные церкви, которые были построены после византийцы взяли Константинополь еще в 1261 включают Монастырь Хора и Pammakaristos Церковь. Окончательная структура Монастырь Хора, который существует отражает пять дополнений, которые были закончены в период пребывания последнего ktetor, Теодор Метохит, от 1316 до 1321. В 1511 году церковь была официально преобразована в мечеть, и назвал Карие Camii. В 1945 году мечеть была превращена в музей, и был назван Карие Muzesi по сей день. После многих веков, только церковь, южная часовня, и еще одно здание на севере остаются. [6]

Pammakaristos Церковь была построена в начале 12-го века для Майкла VII Дука и его жены Марии (сестра Алексея II Комнина). Это была самая крупная церковь в городе в то время, что служил в монастырь для женщин. Перед османского завоевания Константинополя, sarcophagii из Алексия I Комнина и его дочери Анны отдыхали в часовне внутри монастыря. В 1453, монахини были удалены, но церковь была оставаться нетронутой, для гигантского креста, который существовал на куполе исключением. Крест был удален султана Сулеймана в 1547 после многочисленных жалоб. В 1586 году султан Мурад III превратил ее в мечеть, назвав ему Фетхие Camii. [7]

Палаццо дель Comune

Башня (Леандер) Знаменитый Девичья был первоначально построен как деревянной конструкции императором Алексея Комнина

Кроме того, в этот период, генуэзцы Подеста Галата, Монтано де Marinis, построенный Палаццо дель Comune (1314), копия San Giorgio дворца в Генуе, который до сих пор стоит в руинах на глухих улицах Bankalar Caddesi в Галата, вместе с прилегающими зданиями и многочисленными генуэзских домов из начала 14-го века.

Башня Леандер

Древний афинский полководец Алкивиад, после морской победы на Кизика, возможно, построен пользовательский станции для судов, поступающих из Черного моря на небольшой скале перед Хрисополь (ныне Uskudar). [8] В 1110 византийский император Алексей Комнин построен на этом сайте деревянная башня защищена каменной стеной. [8] Структура, известный как Башня Леандер после легенде Героя и Леандер (которая состоялась в Дарданеллы), был перестроен и восстановлен несколько раз турками-османами, пока в 1763 году не было возведен из камня. [8] Самая последняя реставрация прошла в 1998 году. Опоры стальные были добавлены вокруг древней башни в качестве меры предосторожности после 17 августа 1999 землетрясения.

Башня Галата

Башня Галата доминирует над горизонтом средневекового генуэзской цитадели на северном берегу Золотого Рога, с видом на Старый город (полуостров Константинополя) на южном берегу

Генуэзцы также построил башни Галата, которую они назвали как Турриса (Башня Христа), на самой высокой точке цитадели Галата, в 1348 году.

Османские структуры

Topkap? Дворец

Турки построили Anadoluhisar? на азиатской стороне Босфора в 1394, и Rumelihisar? на противоположном (европейской) берегу, в 1452, за год до завоевания Константинополя. Основная цель этих замков, вооружившись большой дальности Balyemez (Faule Metze) пушки, было блокировать морское сообщение на Босфор и не допустить поддержки корабли из генуэзских колоний на черноморские порты, такие как Каффе, Синоп, и Amasra, от достижения Константинополь и помогая византийцев во время турецкой осады города .

После османского завоевания города, султан Мехмед II инициировал широкую гамму план реконструкции, который включал строительство грандиозных зданий, таких как Eyup Мечеть Султана, Мечеть Фатих, Topkap? Дворец, Большой базар и Йедикуле (Семь башен) замок, который охраняли главный входные ворота города, Porta Aurea (Золотые Ворота). В столетий после Мехмеда II, много новых важных зданий, таких как мечети Сулеймание, мечети Султанахмет, Мечеть Ени и многих других были построены.

Дворец Долмабахче

Традиционно, османские здания были построены из богато древесины. Только «государственные здания", такие как дворцы и мечети были построены из камня. Начиная с 18 и 19 веков, дерево постепенно заменены камня в качестве основного строительного материала, в то время как традиционные османские архитектурные стили были постепенно заменены с европейских стилей, таких как барокко в стиле этого Aynal? Kavak дворец (1677-1679) и мечеть Nuruosmaniye (1748-1755, первая мечеть в стиле барокко в городе, также славится своей барокко фонтан), и барокко дополнения 18-го века в разделе гарем Topkap? Дворец. После Танзимата реформ, которые эффективно начали процесс европеизации Турции в 1839 году, новые дворцы и мечети были построены в неоклассическом, барокко и стилей рококо, или смесь всех трех, например, дворец Долмабахче, Дворец Бейлербеи и Ortakoy (Mecidiye) мечети. Даже неоготическими мечети были построены, например, мечети Пертевнийял Валиде Султан и Y? сть? г Хамидие мечеть. Крупные государственные здания, как школы или военных казармах были также построены в различных европейских стилей.

Мечеть Ортакей и Босфорский мост

Начиная с начала 19 века, районы вокруг Истикляль были заполнены грандиозных здания посольств, принадлежащих к видных европейских государств, и ряды европейских (в основном неоклассической и позже в стиле модерн) стиль здания начали появляться на обоих флангах проспекте. Стамбул особенно стал крупным центром движения в стиле модерн в конце 19 и начале 20 веков, с известными архитекторами этого стиля, как Раймондо D'Aronco строительство многих дворцов и особняков в самом городе и на Принцевых островах. Его наиболее важные работы в городе включают несколько зданий на Y? сть? Дворцовый комплекс г, а Боттер Дом на проспекте Истикляль. Знаменитый Камондо Лестницы на Bankalar Каддези (Banks Street) в Каракей (Галата) также является прекрасным образцом архитектуры в стиле модерн. Другие важные примеры Н? дел Каср? (Хедив дворец) на азиатской стороне Босфора, Флора Хан в Сиркечи и Фрей Apartman? в Sishane квартале Бейоглу.

Таким образом, к середине 19-го века, в южной части Золотого Рога (исторический полуостров Константинопольский) был традиционно Османской Турции внешний вид и население, в то время как северная часть Золотой Рог стал все больше и больше европеизированной как с точки зрения архитектуры и с точки зрения демографии. Мост Галата стала связь между восточными и западными (южных и северных) районах европейской части Стамбула.

Босфор был расценен как летний курорт в период Османской империи и традиционных деревянных домов и особняков, называется йал?, были выбор богатого Османской элиты. Большая часть развития произошло во время Tulip Период, в течение которых лучше всего представленной Sadullah Pasa Ял? с? построен в 1783 году. Старейшее йал? является йал Amcazade Копрулу Гусейн-паша? расположен в Кандилли на азиатских берегах Босфора и датируется 1699. Деревянные особняки у моря шале сохранил свои основные архитектурные принципы до середины 19-го века, когда они были постепенно вытеснены менее горючих кирпичных домах особенно во время Первой Конституционного периода. Развитие Ял? с продлился до Первой мировой войны.

Связанные списки

    Список архитектурных сооружений в Стамбул Список колоннами и башнями в Стамбул Список музеев и памятников в Стамбуле Список самых высоких зданий в Стамбул Список мечетей в Стамбуле Список церквей в Стамбуле Список синагог в Стамбуле

Статья была переведена автоматически. Источник: Википедия

vv-travel.ru

Стамбул | Энциклопедия KM.RU

Турция (географическая карта).

Вид на Стамбул.

Стамбул (Istanbul) — крупнейший город Турции, порт, экономический и промышленный центр страны. Население —7,2 миллиона человек.

Панорама Стамбула. В центре — Голубая мечеть, за ней — храм Софии.

Первые поселения на месте современного Стамбула относятся к 600 году до н.э. Дорийцами из Мегары на малоазийском берегу Босфора был основан город Калкедон (ныне район Кадикей), спустя несколько десятилетий была основана колония и на европейском берегу. Греческая колония получила имя «Византий» по имени предводителя колонистов. В 339 году до н.э. Византий осаждался царем Македонии Филиппом, по преданию, накануне атаки Филиппа в небе над городом появился полумесяц, на который начали лаять собаки, разбудив жителей. Полумесяц, как эмблема города, позже была перенят сельджуками. Византий был взят Александром Македонским, позже город стал союзником Рима. В 196 году Византий оказал помощь сопернику императора Септима Жестокого, за что был полностью разрушен. Позже Септим Жестокий отстроил город заново. В 324 году н.э. император Константин Великий объявил город столицей Римской империи, дав ему имя Константинополь. Период наивысшего расцвета Константинополя приходится на правление императора Юстиниана (527-565). Долгое время Константинополь был столицей Византии, ставшей центром восточного христианства. Серьезный урон Константинополю нанесли крестоносцы, которые захватили его в 1204 году — в это время были разрушены и разграблены многие памятники православного Константинополя. Последний взлет Византии и Константинополя связан с правлением династии Палеологов, начавшегося в 1259 году. Первые атаки турков во главе с султаном Мехмедом II относятся к 1450 году, в 1451 году была построена крепость Румели-Хисар на Босфоре, закрывшая Константинополю выход к Черному морю. В 1453 году Константинополь после долгой осады подчинился султану Мехмеду II, объявившему город столицей османской империи. Политика Мехмеда была направлена на мирное сосуществование мусульман и христиан, однако многие жители покинули город, затем он вырос за счет миграции греков, турок и армян. Многие византийские памятники города были перестроены, православный храм Святой Софии был превращен в мечеть, на мысу в бухте Золотой Рог появился сераль — султанский дворец. Период правления Сулеймана I (1520-1566) ознаменовался возведением множества восхитительных памятников мусульманской архитектуры, сохранившихся до наших дней. В конце Первой Мировой войны Стамбул был оккупирован англичанами и французами. 13 сентября 1923 года Мустафа Кемаль (Ататюрк) объявил столицей турецкой республикой Анкару. Современный Стамбул остается центром культурной и духовной жизни Турции, крупнейшим туристическим центром, расположенным на границе Европы и Азии.

Пролив Босфор в районе Стамбула.

Живописно расположенный на берегах Босфора город с многочисленными постройками византийского и османского периодов, музеями и дворцами, хранящими сокровища искусств, как магнит влечет к себе туристов. Стамбул разделен на две части Босфором, который соединяет Черное и Мраморное моря. На восточном берегу Ускудар (Ускюдар, Uskudar) расположены квартал Кадикей, вокзал Хайдарпаша (Haydarpasa), крепость Анадолу-Хисар (Anadolu Hisar). Европейская часть Стамбула делится на две части заливом Золотой Рог. В наиболее старой части города расположены кварталы Эминеню (Eminonu), Султанахмет (Sultanahmet), собор Св. Софии и дворец Топкапы. По Галатскому мосту можно попасть в более современные кварталы: Таксим (Taksim), Бешиктас (Besiktas) и Бейоглу (или Бейолу, Beyoglu). Выше по Босфору расположены кварталы Бебек (Bebek), Йеникей (Yenikoy), Тарабиа (Tarabya), крепость Румели-Хисар (Rumeli Hisar). Самые богатые районы расположены на азиатском берегу — это кварталы Мачка (Macka), Нишанташи (Nisantasi), окрестности Бебека. В глубине Золотого Рога расположены кварталы Фенер (Fener) — местонахождение всемирного Патриарха, и Эйуп или Аюп (Eyup).

Замечательным архитектурным, историческим и музейным комплексом является городская стена Стамбула. На ее южном конце стоит Едикуле (Yedikule) или «Семибашенная крепость», расположенная в том месте, где городская стена сходится с береговыми укреплениями. Особого внимания в крепости заслуживает Башня надписей, в которой когда-то содержали под стражей иностранных посланников, а также южный пилон Золотых ворот. К северу от крепости сохранился участок хорошо сохранившейся стены с воротами Св. Романа, от которых можно добраться до ворот Эдирне (Edirnekapi) с мечетью Михримах (Mihrimah). Мечеть построена в 1550 году архитектором Синаном, отцом «классического стиля». Характерная особенность мечети — высокие арки стен и купол 37-метровой высоты. Внутреннее пространство мечети производит впечатление простора благодаря трем рядам окон. В северной части городской стены расположен Музей Кахрие Джами (Kariye Camii Muzesi), размещенный в бывшей церкви монастыря Хора. В этом византийском храме сохранились одни из самых известных фресок и мозаик Стамбула. Храм был построен при правлении императора Юстиниана, позже многократно перестраивался. Мозаики с изображениями Богоматери и Иисуса были выполнены в 1314-1321 гг.

Стамбул. Собор Айя София.

Осмотр достопримечательностей Стамбула почти всегда начинается с собора Св. Софии (Айя-София, Hagia Sophia). Это самое значительное сооружение города. До 1453 года (в течение 916 лет) это была христианская церковь, затем до 1934 года (в течение 481 года) — мечеть, а после1934 года — музей. Современное здание Айя-Софии было заложено при императоре Юстиниане в 532 году на месте храма, строившегося при Константине I с 325 года и обновленного при Феодосии. Айя-София была разграблена крестоносцами в 1204 году. В 1453 году собор по приказу Мехмеда II был превращен в мечеть. Столбы в подкупольном пространстве церкви выполнены из песчаниковых блоков, скрепленных свинцом, а стены и своды из кирпича. В период мусульманского правления в ансамбле Св. Софии появились минареты, подпорные стены, фонтаны, кухня и гробницы, также были заштукатурены все изображения святых в интерьере храма. У входа в современный храм находятся остатки базилики Феодосия. Из открытого двора пять дверей ведут в притвор древней базилики, облицованной мрамором и украшенной золотой мозаикой. Девять дверей в притворе ведут во внутреннее пространство базилики. Особого внимания заслуживает Императорский портал, над которым расположена знаменитая мозаика, изображающая Иисуса на троне и коленопреклоненного императора Льва VI. В ансамбле Айя-Софии выделяется огромный купол (диаметр — 31 м). К центральному нефу храма примыкают два боковых, куда можно пройти через открытые аркады. Из византийских фресок в храме сохранились изображения Богородицы на троне, ангелов и херувимов в апсиде. Особого внимания заслуживают мозаики на верхней галерее 9-12 веков. В период мусульманской реконструкции Айя-Софии были пристроены максура для султана, михраб и минраб, на восьми деревянных медальонах выписали имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али, а также Хасана и Хусейна, сыновей Али. В числе достопримечательностей Айя-Софии — «потеющая колонна» в левом боковом нефе, которая, по поверьям, помогает при различных болезнях. Из храма-музея ведут бронзовые двери, ранее бывшие главным входом. Во дворе слева находятся гробницы султанов и принцев.

Площадь Айя-София в городском районе Султанахмед — настоящее средоточие архитектурных и культурных памятников Стамбула. Недалеко от площади, на улице Кызылай (Kizilai), расположен Йерабатан-серай (Yerebatan Sarayi) или «Подземный дворец», построенный при императоре Юстиниане в 6 веке над цистерной — резервуаром для хранения воды. Длина помещения составляет 141 метров, перекрытия поддерживаются 336 колоннами. Особую атмосферу во дворце создают освещение и музыка.

На площади Айя-София можно осмотреть Ат Мейданы (At Meydani), античный ипподром с несколькими интересными памятниками, среди которых египетский обелиск времен фараона Тутмоса (1502-1448 гг. до н.э.), установленный императором Феодосием в 390 году; Змеиная колонна из храма Аполлона в Дельфах; каменная колонна, установленная в 10 веке Константином VII Багрянородным. На противоположной стороне Ат Мейданы расположен музей турецкого и исламского искусства (Turk Ve Islam Sanatlari Muzesi), в котором собраны образцы мусульманского искусства разных эпох: каллиграфия, надписи на камнях, миниатюра, сосуды и древние ковры. Музей занимает прекрасный дворец Ибрагим-паши, построенный в 1542 году.

Стамбул. Голубая мечеть, или мечеть Ахмеда (Ахмедие). Построена (1609-1616) в «классическом стиле» Махмедом Ага — учеником знаменитого архитектора Синана.

На восточной стороне площади Айя-София находится Султан Ахмед Джами (Sultan Ahmet Camii) — главная мечеть Стамбула, известная также как «Голубая мечеть». Она была построена в 1609 — 1616 гг. Около Голубой мечети стоит шесть минаретов — столько же, сколько было в Большой мечети в Мекке. Стены сооружения украшены голубыми изразцами, в тех же тонах расписан и впечатляющий купол. В михрабе Голубой мечети хранится осколок камня Кааба из Мекки. В конце улицы Кючюк-Айя-София на берегу Мраморного моря стоит Малая Айя-София (Kucuk Aya Sofya) или церковь Св. Сергия и Св. Вакха (527-536). Внутренне пространство Малой Айя-Софии имеет форму восьмигранника.

Стамбул. Колонны дворца Тонкапы (султанский дворец).

Вблизи собора Св. Софии находится еще одна достопримечательность города — султанский дворец Топкапы (Topcapi Sarayi) со знаменитым гаремом. Ко дворцу можно пройти через задний двор Айя-Софии, миновав ворота Хумаюн (Bab-i Humayun), выстроенные при Мехмеде II. Перед богато украшенными воротами с тремя башнями находится фонтан Ахмеда III (1728) с мраморными рельефами и купольной крышей, по праву считающийся одним из самых красивых в Стамбуле. За воротами Хумаюн находится площадь с церковью Святой Ирины (Hagia Eirene). До постройки Айя-Софии церковь Святой Ирины была главной в Константинополе. После взятия Константинополя турками церковь Св. Ирины служила арсеналом янычар, а затем — складом. В архитектурном отношении она является классической базиликой, имеющей в плане форму креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. В церкви находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.

Стамбул. Топкапы. Багдадский павильон.

Комплекс сооружений и экспозиций Дворца-музея Топкапы начинается за воротами Селям (Bab-I Selam), которые также известны как «Ворота правосудия»: в двух башнях у ворот некогда томились приговоренные к смерти. На втором дворе музея расположены помещения кухонь, здесь же размещается коллекция фарфора. Напротив расположены конюшни, где выставлены карета и упряжь османского периода. Перед конюшнями находится вход в знаменитый гарем, комплекс которого сложился за несколько веков. Ворота Саадет (Bab-i Saadet) ведут в третий двор, они служили для проведения торжественных церемоний во время праздника Курбан-Байрам. В третьем дворе находится зал приемов (Arz Odasi) и библиотека Ахмеда III. В четвертом дворе можно осмотреть Сад тюльпанов и множество павильонов, среди которых особенно выделяется Багдад-кешк (Bagdad Kosk), построенный в 1638 году в память о завоевании Багдада. Купол и свод павильона украшены золотыми рельефами, стены — изразцами, двери и окна — перламутровой и слоновой костью.

Стамбул. Топкапы. Крытая галерея.

Другие достопримечательности дворца Топкапы — комната обрезаний (Sunnet Odasi) и хранилище священных реликвий. В сокровищнице хранятся предметы, принадлежащие пророку Мухаммеду, а также богатства, накопленные османскими властителями — трон из Индии, украшенный изумрудами и бриллиантами, кинжал Топкапы, а также знаменитый «Алмаз ложечника». У дворца Топкапы находится интересный архитектурный памятник — ворота Айоса Романоса, некогда выстроенные возле не сохранившейся до наших дней церкви Св. Романоса. Ворота получили название Топкапы (Topkapi), то есть «пушка», так как в 1453 году Мехмед установил здесь самую большую пушку. Здесь же, по преданию, был убит последний византийский император.

Центр старого Стамбула — бульвар Ататюрка (Ataturk Bulvari) с примыкающей площадью Баязида (Beyzit Meydani). Бульвар Ататюрка пересекают арки акведука Валента (368). Первоначально длина акведука составляла около 1 км, до наших времен сохранился участок, равный 800 м. К югу от акведука высится мечеть Шехзаде (Sehzade Camii), построенная Синаном в 1544-1588 гг. в память об умершем в 1543 г. Мехмеде, сыне Сулеймана Великолепного. Недалеко от бульвара Ататюрка расположен значительный памятник византийской эпохи — монастырь Пантократор (Pantocrator). В числе других византийских памятников современного Стамбула стоит отметить церковь Христа Спасителя (Kariye Cami). Монастырь, в состав которого ранее входила эта церковь, располагался за пределами городских стен Константинополя.

Площадь Баязида всегда оживлена, это любимое прогулочное место гостей и жителей города. На площади стоит мечеть Баязида (Beyazit Camii) (1501-1506). В ее комплекс входят медресе, школа, турецкие бани и мавзолей. Мечеть Баязида стала началом классической эпохи в турецкой архитектуре. Во дворе мечети расположен перистиль с античными колоннами и фонтан. Минареты стоят довольно далеко от здания мечети. К северу от мечети Баязида расположен комплекс старого университета, ставшего в конце 19 века первым турецким высшим учебным заведением.

Стамбул. Университет Богазичи.

К северу от университета, на холме над Золотым Рогом, находится одна из наиболее известных мечетей Стамбула — мечеть Сулеймана или Сулеймание (Suleymaniye Camii) (1550-1557). Внутреннее пространство строения перекрывается куполом высотой 53 метра. Эту мечеть часто называют «мечетью Света»: ее гармоничный декорированный мрамором интерьер освещается из 136 окон. Двор мечети окружен галереей, поддерживаемой 24 колоннами из порфира, белого мрамора и розового гранита. Четыре минарета мечети символизируют то, что Сулейман Великолепный был четвертым султаном, правящим в Стамбуле. Комплекс мечети, в который входят многочисленные пристройки (кухня, бани, школы и библиотеки), в настоящее время занимает отдельный квартал города.

Самой древней мечетью Стамбула считается Сагриджилар Джами (Sagricilar Camii), что неподалеку от моста Ататюрка. Раньше она считалась мечетью кожевенников, мастерские которых некогда располагались в этом квартале. Во дворе мечети расположен мавзолей ее основателя Явджеза Эрсинана. Другой интересный памятник храмовой архитектуры старого Стамбула — мечеть Рюстема-паши (Rustem Pasa Camii), построенная Синаном в 1561 году. Мечеть украшена великолепными изразцами, она считается одной из самых красивых в городе.

Панорама Стамбула. Пролив разделяет Старый город и новые районы, Европу и Азию.

Множество интереснейших архитектурных и исторических памятников Стамбула расположено по берегам залива Золотой Рог. В их числе — площадь Эминеню (Eminonu) и мост Галата (Galata), который ведет в район Бейоглу (Beyoglu). На площади Эминеню стоит Новая мечеть (Эни Джами, Yeni Camii) (17 в.), рядом с которой расположен Египетский базар (Misir Carsi). Это один из старейших рынков Стамбула — торговые ряды появились здесь уже в 1660 году. К югу расположен Большой базар (Капалы-Чарши, Kapali Carsi), основанный еще Мехмедом Завоевателем. Этот всемирно известный рынок занимает площадь в 30 тысяч кв. м, он состоит из 65 улиц с более чем четырьмя тысячами магазинов. Между Большим базаром и мечетью Баязида находится рынок букинистов Шахафлар-Чаршиси (Sahaflar Carsisi). В византийскую эпоху на его месте располагался Хартопратейо (Chartoprateio), бумажный и книжный рынок, после падения Константинополя здесь стали продавать гравюры и тюрбаны, а букинисты обосновались на рынке в 18 веке.

Западный берег Золотого рога — район Айюб (Эюб)— был недавно отреставрирован. Над мостом автострады виден храмовый комплекс Айюба. По преданию, в 674 году на этом месте погиб в битве с арабами знаменосец пророка Мухаммеда Айюб Ансари. Место паломничества всего мусульманского мира — мечеть Айюба, построенная в 1458 году Мехмедом Фатихом. Надгробное сооружение Айюба украшено сине-зелеными изразцами. Недалеко от мечети расположено кладбище.

Мост Галата ведет в район Бейоглу, который когда-то назвался «Пера» и был заселен европейцами. Галата, южная часть Бейоглу, известна благодаря короткому туннелю самого старого в Европе метрополитена. Около 500 года была построена башня Галата (Galata Kulesi), с верхнего яруса которой открывается прекрасный вид на город. На площади Таксим (Taksim) расположен монумент Независимости. На берегу Босфора в районе Бейоглу, недалеко от стадиона и отеля «Hilton», находятся мечеть Долмабахче (Dolmabahce) 19 века, часовая башня и дворец Долмабахче. Дворец был возведен в 1853 году с использованием европейских архитектурных форм. Особенно поражают его портал, тронный зал и алебастровая баня.

Из Бейоглу можно попасть на восточный берег Босфора, в район Ускюдар (Uskudar), миновав башню Леандра, которую тюрки называют «Девичьей башней» (Kizkulesi). У паромного причала в Ускюдаре стоит мечеть Михримах (Mihrimah) (1548), построенная по желанию дочери Сулеймана II. В центре площади, неподалеку от причала, расположен фонтан Ахмеда II (1728), а к западу от нее — мечеть Шемси-паши (Semsi Pasa). Другая достопримечательность Ускюдара — мечеть Ени-Валиде (Yeni-Valide), построенная в 1710 году Ахемдом III в четь его матери. Недалеко от нее расположена Чинили Джами (Cinili Camii), Фаянсовая мечеть. В южной части района расположены мечеть Ески-Валиде (Eski Valide) и кладбище Караджаахмед (Karacaahmet Mezarligi). К югу от кладбища Караджаахмед начинается район Селимие (Selimiye), интересным памятником которого являются казармы Селима, выполненные как крепостное сооружение.

Стамбул. Мечеть.

В Стамбуле множество самых различных музеев. Недалеко от церкви Св. Ирины, в Старом городе, расположен Археологический музей (Arkeoloji Muzesi), в собраниях которого широко представлены античная скульптура, саркофаги, стелы, керамика и монеты. Наиболее известный экспонат музея — саркофаг Александра Македонского, украшенный рельефами с изображением сцен из жизни великого полководца. Особого внимания заслуживают стела из иерусалимского храма, львица из геликарнасского мавзолея, бюсты римских императоров и скульптуры византийской эпохи. Напротив археологического музея расположен Музей Фатиха (Fatih Muzesi), в котором представлены художественные ремесла сельджуков и турок. Здание музея, известное под названием Чинили-кешк (Cinili Kosk) или Фаянсовый павильон, было построено персидским архитектором Камеледдином при Мехмеде II одновременно со дворцом.

Напротив южного крыла археологического музея расположен Музей восточных древностей (Eski Sark Eserlery Muzesi) с коллекциями археологических находок из всех регионов Ближнего Востока, относившихся ранее к Османской империи. Основные экспонаты — из Египта, Йемена, Месопотамии и хеттских поселений Анатолии. Одним из наиболее ценных экспонатов музея является фаянсовый рельеф, украшавший Священный путь, который вел к воротам Иштар в Вавилоне. Особым вниманием посетителей музея пользуется договор между хеттских царем Хаттусили II и фараоном Рамсесом II, датируемый приблизительно 1270 г. до н.э. Нельзя не обратить внимание и на статуи царей Салмансара III, Гудеа из Лагаша и Хамураппи из Вавилона.

Среди мест, любимых стамбульскими туристами, — многие знаменитые кофейни, рестораны и отели. Так, в кофейне «Pityer Loti Kahvehanesi», из которой открывается прекрасный вид на Золотой Рог, любил проводить время французский художник Пьер Лоти. Мало что изменилось в кафе отеля «Pera Palace», в котором Агата Кристи написала свое «Убийство в восточном экспрессе». Неизменным атрибутом Стамбула остаются турецкие бани (хамам), которых в городе насчитывается более сотни. Одна из лучших старинных бань — Джагалолу (Cagaloglu Hammami). Очень известная и популярная у иностранных туристов баня — Галатасарай (Galatasaray Hammami). Некоторые бани — такие как Cemberlitas Hammami или Mahmut Pasa Hammami — расположены в красивых старинных зданиях, интересных и в качестве памятников архитектуры.

Стамбул. Мечеть Ортакей.

Несомненно, один из главных туристических маршрутов Стамбула — пролив Босфор (Istanbul Bogazici) с его историческими памятниками и современными курортными местечками. В экскурсию по Босфору можно отправиться из района Галата. В районе Ортакей (Ortakoy), известном своей мечетью и множеством популярных у молодежи ресторанов, в 1973 году построен большой висячий мост, соединяющий берега Босфора. Прибрежный район Арнавуткей (Arnavutkoy) известен рыбными тавернами, а район Бебек (Bebek) — роскошными кафе-барами. Путешествуя по Босфору, нельзя пропустить крепость Румели Хисары (Rumeli Hisari), построенную в 1452 году при Мехмеде II. Напротив нее расположена не столь большая крепость Анадолу Хисары (Anadolu Hisri).

К югу от Стамбула, у входа в Измитский залив, лежат Принцевы острова (Kizil Adalar), архипелаг из девяти островов, главными из которых являются Kinali Ada (Proti), Burgaz (Antigone), Heybeli Ada (Halki) и Buyuk Ada (Pringipos). В византийскую эпоху на островах были основаны многие монастыри. В иконоборческий период острова служили местом ссылки принцев и представителей духовенства. Большинство памятников византийского периода уничтожены крестоносцами. В 19 веке Принцевы острова были застроены жителями района Пера. Особенно интересен остров Бургаз, получивший название от греческого слова «pyrgos» — «башня». В 1869 году здесь на руинах был построен монастырь. В центре деревни на острове находится церковь Иоанна Крестителя, построенная Феодорой в 842 году. На Черном море, если выйти из пролива Босфор, есть несколько известных турецких курортов — Килиос (Kilyos) на европейской стороне по отношению к проливу и Шиле (Sile) — на азиатской.

www.km.ru