Фотографии Баку. Общественный транспорт. Баку общественный транспорт


Общественный транспорт в Баку – Арриво

Общая информация

Больше всего в городе автобусов и маршруток. В центре есть метро.

Общественный транспорт работает с 06:00 до 00:00. После 20:00 – только в центре города. Маршрутные такси в пригород ходят не чаще раза в час, по наполняемости. Ночных автобусов нет.

Единого автобусного перевозчика нет. Маршруты часто изменяются. Многие маршруты дублируются. Нумерация маршрутов меняется несколько раз в год.

Карта и расписание маршрутов

Актуальная карта и расписание движения автобусов здесь.

Построить маршрут и рассчитать стоимость можно здесь.

Местные жители сами не успевают следить за изменением маршрутов, уточняйте, куда идет автобус у водителя или кондуктора.

Расписание общественного транспорта Баку также можно скачать для смартфона:

Карта с точностью до дома, маршруты и пробки

Билеты

Единых билетов не существует. Проезд оплачивается водителю или кондуктору. Тариф в центре города 0,2 манат. В пригороды до 0,35 манат. Экспресс-автобус до аэропорта 1 манат. Оплата при посадке.

Не удивляйтесь, если водитель не даст билет, контролеров в автобусах нет с советских времен.

Автобусы в Баку

На маршрутке или автобусе можно добраться в любой район города. Автобусы работают с 07:00 до 23:00, после 20:00 в пригороды автобусы ходят один раз в час, в центре города автобус придется подождать 15 минут.

Входить в автобусы можно через любую дверь.

Большие автобусы останавливаются только на остановках. Останавливать автобус не нужно. Маршрутные такси останавливаются по требованию.

Метро в Баку

Метро в Баку официально состоит из двух веток: красной и зеленой, но поезда идут вместе до станции 28 мая, где расходятся до станций Ичери Шехер (красная) и Дарнагюль (зеленая). На участке зеленой ветки от станции Джабар Джабарлы до станции Шах Исмаил Хатаи ходит отдельный состав.

Часы работы: 06:00-00:00

Интервалы движения в часы-пик около 5 минут. Вечером интервалы увеличиваются до 15 минут.

Карту метро можно посмотреть здесь.

Фото- и видеосъемка в метро запрещены законом. Мешать закрытию дверей не стоит – штраф 50 манат. Курение в вагонах и на станциях запрещено – штраф 50 манат. За выброшенный мимо урны мусор и вандализм – 10 манат.

Билеты

Оплатить проезд можно картой (аналог московской Тройки, которые продаются в автоматах в на станциях. Заплатить можно монетами и купюрами до 20 манат.

Залоговая стоимость карты

2 маната

1 поездка

0,2 маната

После использования карты ее можно вернуть в кассу и получить залог.

Фуникулер

Фуникулер в Баку в основном посещают туристы во время обзорной экскурсии. Рельсы проложены между станциями Нагорный парк и площадью на проспекте Нефтяников. Промежуточных станций нет. Вагоны следуют по одному пути, с развилкой в середине маршрута.

Время в пути между станциями около 4 минут, время посадки – 10 минут. В каждый вагон вмещается до 28 пассажиров.Проезд бесплатный.Режим работы: 10:00-22:00

Прокат велосипедов в Баку

Сети проката велосипедов в Баку нет, все прокаты частные и расположены в центре города. В некоторых прокатах существует ограничение по выезду за пределы определенного района города. Почасовая аренда велосипеда популярна у местных жителей, путешественники обычно арендуют велосипед на день.

Подробнее о велопрокате в Баку можно прочитать здесь. (ссылка)

Междугородние автобусы

Из Баку ходят автобусы во все крупные районные центры Азербайджана. Автобусы ходят по расписанию, также на некоторых маршрутах есть нерегулярные рейсы.Билеты можно купить на автовокзале или на сайте (на азербайджанском языке).

Международный автовокзал БакуАдрес: Баку Сумгаитское шоссе, рядом с МотодромомТелефон: (+99412) 499-70-38Часы работы: 08:00-18:00www.bbak.az

Популярные междугородние направления из Баку

Направление

Время в пути

Цена, манат

Гянджа  

4 часа

10

Джалилабад

4 часа

10

Ленкорань

6 часов

5

Имишли

5 часов

8

Нафталан

5 часов

10

Нахичевань

10 часов

14

Все тарифы можно посмотреть здесь.

Поездка из Баку в Нахичевань проходит через территорию Ирана – для россиян потребуется иранская виза.

Международные автобусы

Из Баку ходят автобусы в города России, Турции, Грузии. Автобусы новые и комфортабельные и соответствуют всем международным нормам. Wi-Fi и зарядка для гаджетов отсутствуют.

Расписание автобусов можно посмотреть здесь.

Популярные международные направления из Баку

Направление

Цена, манат

Краснодар

83

Казань

92

Москва

80

Нижний Новгород

110

Новороссийск

66

Санкт-Петербург

145

  

Все тарифы можно посмотреть здесь.

До Москвы ехать больше суток. Обычно автобусом в Россию добираются граждане Азербайджана.

Туристические автобусы

В городе работают стандартные двухэтажные автобусы Hop oh Hop off. Маршрут состоит из 15 остановок и охватывает основные достопримечательности Баку.

Расписание автобуса зависит от времени года и дня недели. Интервал движения летом около 30 минут. Каждый маршрут рассчитан на полтора часа. Автобусы работают с 11:00 до 20:00 зимой и с 11:00 до 22:00 летом.

При покупке билета выдаются наушники с аудиогидом. Есть русский язык.

Билеты

Кто может купить

Цена, манат

Иностранцы

20

Местные жители

10

Ветераны, пенсионеры (60+), студенты, подростки (до 16 лет)

5

Дети (до 5 лет), журналисты, отельеры

бесплатно

Билеты можно приобрести у водителя и на сайте. Билеты, купленные он-лайн, можно использовать в течение трех месяцев. Все билеты действительны один день.

Из-за разницы в курсах обмена валют, билеты выгоднее покупать у водителя.

www.arrivo.ru

Фотографии Баку. Общественный транспорт: anmur

Общественный транспорт Баку представлен преимущественно южнокорейскими автобусами ДЭУ. Проезд 20 коп. Автобусы с ног до головы разукрашены рекламой.

***2. В салоне автобуса турникетов нет. Просто на входе платишь водителю и всё.

3.

4. Остановки имеют такой вид. Есть табло, правда оно пока не работает, но очень круто. А эта стойка перед остановкой, с козырьком в виде купола показывает время и температуру воздуха.

5.

6.

7. Ночью стойка красиво светится

8. В центре города все подземные переходы с эскалаторами. Очень круто. А в самой подземке всё блестит. Это надо видеть.

9.

10.

11.

12.

13.

14. Теперь о метро. В Баку есть метрополитен. Местами он похож на московский метрополитен. А местами не похож. Схема бакинского метро имеет такой вид. Сходу и не разберёшь что и как

15. Вход на станцию Ичери Шахар (бывш. Баксовет)

16. Станция 28 мая. Похожа на московскую 1905 года

17. В метро очень много рекламы. Отчасти, когда рекламы много это говорит о том, что экономика развивается в правильном направлении. Спускаюсь по эскалатору

18. Станция Сахил

19.

20. Бакинцы хорошие торговцы. Они до такой степени хорошие, что открывают палатки прям в вестибюле метро. Нигде пока такого ещё не видел

21.

22. Салон вагонов метро тот ещё советский

23. В отличие от метро салоны автобусов очень приличные. Надеюсь скоро бакинцы и для метро закупят южнокорейские суперсовременные вагоны

24. В вагонах метро установлены плазменные экраны с рекламой

25. Были построены новые станции. Это станция Азадлик проспекти (Проспект независимости). По длине в каждую станцию умещается 5 вагонов (в Москве, например, 8).

26. Указатель в центре зала

27. Не прислоняться. В отличие от ташкентского метрополитена тут пишут только по-азербайджански

28. В некоторых станциях на эскалаторах вообще нет рекламы. Только камеры видеонаблюдения

29. Вестибюль станции Ичери Шахар

30. Информационные щиты в центре зала имею такой вид

31. Ещё в Баку есть фуникулёр, но его ремонтировали и я пошёл на смотровую площадку в обход пешком

32.

33. Хотел отсюда по лестнице, но не пустили

34.

35. Прям как в кино

36. В обход было далеко идти, но я всё же дошёл до смотровой площадки.

Оттуда открывается красивый вид на весь город, но об этом в следующих записях

(Продолжение следует)

anmur.livejournal.com

Общественный транспорт в Азербайджане – Арриво

Общая информация

Общественный транспорт в Азербайджане хорошо развит только в больших городах. В них существует несколько способов передвижения, а транспорт в основном ездит по расписанию. В стране есть метрополитен, сеть городских автобусов и маршруток. Трамваи и троллейбусы в стране больше не используются.

Несмотря на наличие указателей на многих остановках они не помогают туристам, так как написаны по-азербайджански. При поездках к некоторым достопримечательностям туристам придется воспользоваться услугами такси.

Билеты в Азербайджане

 

В Азербайджане в большинстве городов не существует единой системы проездных билетов. Исключение составляет Баку, где можно приобрести проездной, действующий на метро. В остальных городах проезд оплачивается при входе водителю или кондуктору в салоне. Порой после оплаты проезда пассажиры не всегда получают билет.

Стоимость билетов отличается в разных городах. В среднем, поездка на автобусе обойдется в 0,2 маната. Поездка на городском автобусе в пригороды около 0,8 манат. Стоимость проезда в метро: 0,2 маната. Проездные на метро продаются в специальных автоматах при входе.

Автобусы в Азербайджане

Главным транспортом в городах являются автобусы и маршрутки. Автобусы ходят в основном по расписанию, но интервалы на некоторых маршрутах велики. Ночных автобусов в городах Азербайджана нет, но по выходным и праздникам они работают до позднего вечера.

Кроме автобусов есть множество различных маршруток, дублирующих автобусы или имеющих собственные направления. В основном это микроавтобусы Mercedes. Единой окраски у них нет, поэтому ориентироваться нужно на таблички под лобовым стеклом с указанием маршрута и промежуточных остановок.

Метро в Азербайджане

Метро в Азербайджане есть только в столице страны. Подземка состоит из двух линий – красной и зеленой. Всего в бакинском метро 23 станции. Фактически участок зеленой ветки между «Джабар Джабарлы – Шах Исмаил Хатаи» является отдельным направлением.

Метрополитен Баку не является главным городским транспортом, основную часть пассажиров перевозят автобусы и маршрутки.

Режим работы: 06:00-24:00

Интервалы движения в часы-пик около 5 минут, к вечеру интервалы увеличиваются до 10 минут.

Оплатить проезд можно при помощи пластиковых карт. Продаются они в автоматах в вестибюле станций. Принимаются к оплате монеты и бумажные купюры номиналом до 20 манат

Залоговая стоимость карты

2 маната

1 поездка

0,2 маната

Если карта не была использована, то ее залоговая стоимость возвращается.

Фуникулер в Азербайджане

Фуникулер в есть в Баку и используется для сообщения Нагорного парка и площади на проспекте Нефтяников. Есть только две станции, в начала и в конце маршрута. Промежуточных станций нет. Двигаются вагоны по одному пути, с развилкой в середине маршрута.

Время в пути между станциями около 4 минут, время ожидания – 10 минут. В каждый вагон может поместиться до 28 пассажиров.

Проезд бесплатный.

Режим работы: 10:00-22:00

www.arrivo.ru

Транспорт Азербайджана

Общая информация

Движение в Азербайджане – правостороннее (руль слева).

В Азербайджане наибольшее значение имеет автомобильный транспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог – 59 141 км, из них асфальтировано 29 210 км.

Шоссе в Азербайджане следуют параллельно основным железнодорожным магистралям. Одно из них проходит вдоль Каспийского моря из России в Иран, через Баку. В свою очередь из Баку к грузинской границе также ведёт автодорога. От города Евлах (на магистрали Баку - Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах.

Последние изменения: 15.01.2013  наверх

Общественный транспорт

Городской общественный транспорт в Азербайджане представлен автобусами, метро (в Баку), маршрутками и такси.

Автобусы курсируют по всей стране и обычно быстрее и удобнее поездов, особенно на ближние и средние расстояния. Городской автовокзал Баку расположен в центре города, возле ст. метро "20 января".

Последние изменения: 15.06.2010  наверх

Такси

В любое время суток можно воспользоваться услугами такси, цену лучше оговаривать заранее. Стоимость проезда в пределах города - от 3 до 8 USD. Последние изменения: 15.06.2010  наверх

Метро

Бакинский метрополитен открыт 6 ноября 1967 г. Состоит из двух линий, красной и зелёной, общая протяжённость - 33,1 км, имеет 22 станции. Работает до 01:00. Последние изменения: 15.06.2010  наверх

Авиационный транспорт

Крупнейшие города Азербайджана связаны с Баку и между собой авиасообщением. Самый крупный аэропорт находится в Баку, откуда совершаются регулярные международные рейсы.

В стране пять международных аэропортов: Бакинский международный аэропорт имени Гейдара Алиева, Парзиван, Гянджа, Ленкорань и Нахичевань.

Азербайджанские авиалинии (AZAL) - национальный авиаперевозчик страны.

Последние изменения: 15.06.2010  наверх

Железнодорожный транспорт

Железные дороги, являются одним из основных видов транспорта в Азербайджане, на их долю приходится около 40 % грузооборота (2007 год) и до 25 % пассажирооборота. Протяжённость железных дорог - 2 195 км.

Через Азербайджан проходит железнодорожная магистраль в Иран.

Последние изменения: 15.06.2010  наверх

Прокат авто

Туристам, желающим взять в Азербайджане машину напрокат, необходимы следующие документы: водительское удостоверение и заграничный паспорт (ну и деньги, разумеется).

Важно соблюдать несколько простых правил:

Во-первых, необходимо внимательно ознакомиться с договором аренды.

Во-вторых, лучше обращаться в крупные компании с устоявшейся репутацией. Поскольку газеты изобилуют частными объявлениями о прокате, без указания юридического лица и соответственно подобные арендодатели не оформляют положенных бумаг и требуют значительные залоги (причин не получить свои деньги обратно может быть множество).

В-третьих, нужно обязательно оформлять страховку и предварительно узнавать, какие действия должны быть предприняты в случае аварии или поломки автомобиля.

Следует учитывать так же, что фирмы обязательно возьмут с вас еще стоимость страховки, плюс налог на добавочную стоимость.

Последние изменения: 15.06.2010  наверх

tourweek.ru

В Баку две напасти: дураки и автобусы - БТА

Жизнь любого большого города, каким является и Баку, невозможно представить без общественного транспорта. Тысячи автобусов, такси, вагонов метро каждое утро везут на работу миллионы горожан... Общественный транспорт сродни кровеносным сосудам, без которых невозможно кровообращение - как только с ним возникают проблемы, сбои дает весь организм. Так и в мегаполисе транспортные затруднения порой парализуют всю его жизнедеятельность.

Берегись автобуса!

Скверное состояние, если и не всех, то большого числа дорог, да и, в целом, неудовлетворительная работа общественного транспорта в столице за последние годы справедливо возмущают горожан. Битком набитые и вечно опаздывающие автобусы и вагоны подземки, гонки, которые устраивают водители транспортных средств, не чистые на руку водители такси и съевшая не один миллион манатов, но так до конца и не налаженная, система интеллектуального управления транспортом, стали постоянной будоражащей СМИ проблемой.

Власти города, разумеется, понимали, что транспортная система города дает сбои и требует реформирования, но навести порядок одномоментно, наскоком здесь невозможно. Наконец в декабре 2015 года было принято кардинальное решение создать самостоятельную структуру, ведающую всем общественным транспортом. Указом президента Азербайджана Ильхама Алиева при Кабинете министров было создано Бакинское транспортное агентство, которое возглавил один из самых молодых чиновников азербайджанского правительства – 35-летний Вюсал Керимли.

Тот самый Baku Bus

За плечами Вюсала Керимли не только молодость, но и определенный опыт деятельности в транспортной сфере. До своего очередного назначения он находился у истоков создания ООО Baku Bus и состоял в его руководстве. Именно эта компания изменила наши прежние представления о городском транспорте в Баку и внедрила ранее не существовавшую культуру оплаты проезда пластиковыми картами. Успешная деятельность ООО Baku Bus наглядно продемонстрировала менеджерские качества команды молодых управленцев, и вскоре Керимли и его молодой команде поручили реформировать всю транспортную сферу Баку.

Haqqin.az решил узнать, какие конкретно задачи удалось решить за полтора года существования новой госструктуры и что намечено предпринять в ближайшее время.

Городской транспорт в столице Азербайджана - это, в первую очередь, городские автобусы. На сегодня в Баку действует 157 маршрутных линий, перевозки по которым до последнего времени осуществляли 58 перевозчиков. Ежедневно на бакинские маршруты выходит свыше двух тысяч автобусов, однако лишь 450 автобусов на 18 маршрутных линиях отвечают современным стандартам - сертифицированные водители,  карточная оплата проезда и т.д.

Опыт Baku Bus показал, что автобусные перевозки в Баку можно и, главное, нужно переводить на цивилизованный лад. Обеспечение пассажиров комфортными условиями проезда, хоть и является важной задачей, но, как показывает жизнь, не первостепенной.

В первую очередь, необходимо позаботиться о безопасности. Между тем на большинстве маршрутных линий в Баку действуют частные компании, которые не имеют даже собственных гаражей. В итоге машины не проходят своевременного технического осмотра, водителей не обследуют на соответствие состояния здоровья их

haqqin.az

Общественный транспорт Баку - отзывы туристов о городском транспорте 2018

Аэропорт им. Гейдара Алиева

Я люблю аэропорты. Когда находишься там, то уже путешествуешь, и не важно, летишь по своей родной стране или за рубеж. Аэропорт Баку в моем списке стоит особняком, он своеобразный.

Рейс Бодрум-Баку, вид из иллюминатораПервое, что поразило - аэропорт как будто бы нежилой. Хотя может я просто попала в такое время, что практически не встретила пассажиров. Классный дизайн с уютными коконами, сталь, стекло, но пусто. Здесь есть все, что нужно - кабинки для сна, бесплатный вай-фай, кафе-библиотека, места для зарядки гаджетов, масса свободных стульев/скамеек/диванчиков и нет толпы, снующей туда сюда, как в аэропорту Стамбула, где частенько приходилось сидеть на полу. Аэропорт им. Гейдара Алиева, чистая зонаУ меня была пара часов пересадки между рейсами, паспортный контроль был пройден в рекордно быстрые 10 минут и остально время я мерила шагами практически пустые залы. Здесь обнаружился салон красоты и спа, по-моему даже двухэтажный. Пара кафе с колоритным сервисом и одноразовой посудой, в которых принимают к оплате карты, неохотно валюту и по странному курсу, сдачу дают строго в азербайджанских манатах. В тот момент я искренне пожалела, что Макдональдс есть только до прохождения паспортного контроля:) Есть несколько разных бизнес-залов, самый колоритный на мой взгляд - Baku Club.

Мировая мода тоже не обошла главный аэропорт Азербайджана стороной, расположенные на третьем этаже магазины марок класса люкс радуют индивидуальны подходом, в частности и в виду отсутствия других покупателей.

В общем и целом, если отбросить придирки к азербайджанскому колоритному сервису, это прекрасный аэропорт, со всей необходимой инфраструктурой, нужной для путешественника. Надеюсь, что каждый кто здесь побывал, оценил его по достоинству!

travelask.ru

Транспорт Азербайджана - это... Что такое Транспорт Азербайджана?

Карта основных автомобильных и железнодорожных маршрутов Азербайджана.

В Азербайджане представлены все основные виды транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный, водный, трубопроводный.

История

Марки Азербайджана. На правой изображён внутренний двор Караван-сарая XIX века в Баку. На левой — фасад Караван-сарая XIX века в Шеки.

История развития транспорта и транспортных средств в Азербайджане уходит глубоко в прошлое. Судоходство по Каспийскому морю, реке Куре, мощённые дороги раннего Средневековья, караван-сараи, гостиные дворы, были созданы, и развивались в течение последних двух тысячелетий. Сообщения о морских портах на Каспии и судоходства по ней известны с эпохи античности.[1]

Современная транспортная система Азербайджана, начала свое развитие с середины XIX-го века освоением и развитием нефтедобычи в Азербайджане. Нефтедобыча, нефтепереработка, и соответственно задачи по доставке их производителю и потребителю сыграли главную роль в развитие современной транспортной системы Азербайджана.

Все современные морские порты на Каспии принадлежащие Азербайджану, первые железные дороги, большая часть первых автодорог, первый городской вид транспорта — конка, появились вследствие развития нефтяной промышленности. Соответственно и расположение и направление этих транспортных объектов диктовались условиями нефтяной промышленности. Морские порты строились для вывоза нефти и нефтепродуктов, первая железная дорога общего назначения Баку — Сабунчи — Сураханы, также первоначально предназначалась для транспортировки нефти, от центров добычи до морского порта. Гужевые дороги имели цель облегчения транспортировки нефтепродуктов по земле, которые до появления железных дорог перевозились на арбах, караванным способом. Дальнейшее развитие, как нефтяной промышленности, так и иных видов производств, постепенно более расширяли как ареал сосредоточения транспортных коммуникаций и инфраструктуры (до того большая часть всех транспортных коммуникаций и соответствующей инфраструктуры приходилось на Бакинскую губернию) так и предназначение и направления перевозок и развития транспортной системы в Азербайджане.

Железнодорожный транспорт

Железные дороги

Вагон поезда «Cәnub» (Баку — Астара)

Железные дороги являются одним из основных видов транспорта в Азербайджане, на их долю приходится около 40 % грузооборота (2007 год) и до 25 % пассажирооборота[2]. В 1980-е доля железных дорог в общем грузо/пассажирообороте составляла 80 % и 50 % соответственно, объём перевозимых грузов в 1987 году достиг 120 млн.т.[2] Падение объёмов перевозок было связано с развалом СССР, нарушением экономических связей, конфликтом в Нагорном Карабахе. Все эти явление резко снизили долю железных дорог в перевозках по стране. Пик кризиса перевозок пришёлся на 1991-93 годы[2]. С 1995 года начался процесс оживления и наращивания уровня перевозок. С 2000 года рост объёма перевозок стал увеличиваться минимум на 25 % ежегодно. В 2007 году по железным дорогам было перевезено до 35 млн.т. грузов[3].

Сеть железных дорог общего пользования в Азербайджане и вся его инфраструктура принадлежит ЗАО «Азербайджанская железная дорога» — ЗАО АЖД, государственной компанией эксплуатирующей железные дороги общего пользования. Помимо ЗАО АЖД, права операторов перевозок, имеют также компании Middle East Petrolium и Azersun, владеющие грузовым вагонным парком, имеющие лицензию на перевозки нефти по железным дорогам. Кроме того, своими железнодорожными линиями, парком ПС, и объекты инфраструктуры, располагают многие промышленные предприятия, чья железнодорожная инфраструктура имеет статус промышленных подъездных путей.

Общая протяжённость железных дорог — 2125 км, из них двухпутные — 800 км, развёрнутая длина — 2995 км.

электрифицировано 1523 км (3Кв постоянного тока)[2] Плотность железных дорог (км/10000 кв. км.): 242.0 (1993—1996 гг.)[4]

Национальная железнодорожная компания Азербайджана — закрытое акционерное общество «Азербайджанские железные дороги»

В эксплуатации находится

  • 500 электровозов
  • 270 тепловозов
  • 38 тыс. грузовых вагонов
  • 1000 пассажирских вагонов.
  • 6 основных локомотивных депо
  • 2 оборотных локомотивных депо
  • 9 вагонных депо

Узкоколейные железные дороги

С конца XIX в. по конец XX-го в.в Азербайджане были построены и экспулатировались линии железных дорог узкой колеи, ведомственного подчинения. Все узкоколейные железные дороги (кроме Макинской узкоколейной железной дороги имевшей колею 1060 мм) имели колею 750 мм, большая часть их принадлежала АзНефти, а также Министерству сельского хозяйства Азербайджанской ССР. Первой железной дорогой, построенной в Азербайджане, была узкоколейная железная дорога Кедабекского медеплавильного завода «Братья Сименс» открытая на несколько месяцев раньше чем Баку — Сабунчи-Сураханинская железная дорога.

Учебные железные дороги

В Азербайджане, в 1947 г в Баку, и в 1977 г. в Нахичевани, были построены детские железные дороги, целью и предназначением которых являлось прививание детям интереса к железным дорогам, их теоретическая и практическая подготовка к работе в будущем на железных дорогах. Многие выпускники ДЖД в дальнейшем выбирали профессию железнодорожника; выпускники ДЖД пользовались определёнными льготами при поступлении в железнодорожные училища, техникумы и ВУЗ-ы по специальности железных дорог.[5] Нахичеванская детская железная дорога — закрыта.

Метрополитен (азерб. Metropoliten)

Бакинский метрополитен открыт 6 ноября 1967 года. Состоит из двух линий, красной и зелёной, общая протяжённость — 34,6 км, имеет 23 станций. Является одним из двух (наряду с городским общественным автотранспортом) важнейших видов городского транспорта Баку, выполняя значительный объём пассажироперевозок.[6]

Автомобильный транспорт

История

Арба для перевозки керосина. конец XIX-го века, Баку

Свое развитие дорожная сеть начала с середины XIX-го века строительством гужевых мощенных дорог, большая часть дорожной сети была сосредоточена в пределах Бакинской губернии, и предназначалась для облегчения транспортировки нефти и нефтепродуктов, перевозившимися на арбах, караванным методом. Тогда же, в 1850 году была построена первая шоссейная дорога в Азербайджане Елизаветпольской губернии вблизи посёлка Абдаляр. В 1860 году построена шоссейная дорога Евлах — Шуша — Нахичевань — Эривань. Большая часть автогужевых дорог на начало XX-го века были грунтовыми, только 209 км имели твердое покрытие. Основным видом передвижения по гужевым дорогам были легковые извозчики — фаэтоны. В 1911 году в Азербайджане насчитывалось 39 автомобилей. К концу 20-х годов автомобильный парк в Азербайджане насчитывал 896 автомобилей, из них 275 легковых автомобилей, 518 грузовых, 103 специализированных. Ещё около 400 автомобилей имелось в составе автопарка АзНефти. К 30-м годам протяженность автомобильных дорог составила около 6500 км. Для развития автоперевозок в Азербайджанской ССР был учреждена республиканский филиал государственной организации «Союзтранс», который занимался грузовыми и пассажирскими перевозками в пределах республики. В 1929 году был создан Народный комиссариат Автомобильного транспорта, в 1946 году преобразованный в Министерство автомобильного транспорта Азербайджанской ССР. 50-60 года характерны высоким темпом развития автомобильного транспорта, в республике для городского автотранспорта создавались автопарки, автобусные, таксомоторные, грузовые объединения по грузовым перевозкам. Объём грузоперевозок автотранспортом в конце 80-х годов составил 148 млн.т. С провозглашением независимости, объединения и структуры автотранспорта, были приватизированы. Ныне весь объём пассажиро- и грузоперевозок по стране выполняется частными авто компаниями. Эксплуатация и техническое обслуживание автомобильных дорог, находится в ведении Департамента «Йолнаглиййетсервис» (азерб. Yolnəqliyyatservis) Министерства транспорта Азербайджана.

Автодороги

Общая протяжённость: 59 141 км. Из них 29 210 км с твердым покрытием. Департаментом «Йолнаглиййетсервис» (азерб. Yolnəqliyyatservis) Министерства транспорта Азербайджана, эксплуатируется и обслуживается 22134 км магистральных дорог страны. Из них 1684 км составляют международные магистрали, 2669 — стратегически важные, 13 тыс. км — местной важности, 1,5 км — на территории Баку, 3,3 тыс. км — на территории регионов. Общее число мостов на территории страны составляет 1201.[7]

Шоссе в Азербайджане следуют параллельно основным железнодорожным магистралям. Одно из них проходит вдоль Каспийского моря из России в Иран, через Баку. В свою очередь из Баку к грузинской границе также ведёт автодорога. От города Евлах (на магистрали Баку — Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах. Все они являются сегментами следующих европейских автомобильных маршрутов[8][9]:

  • Садарак, Нахичевань,
  • Нахичевань, Джульфа, Ордубад
  • Зангеланский район, Физулинский район, Джебраильский район — на данный момент маршрут блокирован.
  • Бейлаганский район, Сабирабад, Али Байрамлы, Аджигабул
  • M2 Аджигабул, Алят, Баку

Автобусное сообщение

Автобус проезжающий по ул.28 мая в Баку Автобусы в Баку.

Автобус является наиболее развитым видом общественного транспорта в городах страны. Между Баку и крупными городами республики и райцентрами, а также с городами России, Грузии, Ирана и Турции налажено регулярное автобусное сообщение.[10]

Трубопроводный транспорт[11]

Основная статья: Экспортные трубопроводы Азербайджана

В 1990-е годы, с обретением Азербайджаном независимости были подписаны контракты по разработке азербайджанских нефтяных месторождений на Каспии: «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», а также газового месторождения «Шахдениз». Для обеспечения экспорта углеводородов на мировые рынки была разработана нефтяная стратегия, согласно которой на первом этапе разработки месторождений предполагалось транспортировка «ранней» азербайджанской нефти через Россию по магистрали Баку — Новороссийск и через территорию Грузии, по маршруту Баку — Супса, а затем по основному трубопроводу через турецкую территорию — к порту Джейхан. В соответствии с нефтяной стратегией были восстановлены и построены заново следующие трубопроводы: Северный Экспортный Маршрут, Западный Экспортный Маршрут, Баку — Тбилиси — Джейхан и Южнокавказский газовый.

История

Действующие трубопроводы

Морской транспорт

Правительственной регулирующей организацией является Государственная морская администрация Азербайджана.

История судоходства в Азербайджане

Старые причалы Бакинского порта, XIX в.

История судоходства на Каспии насчитывает около 1600 лет. Известия о мореплавании по Каспию хотя известны с античной эпохи, но первые известные морские порты в пределах современного Баку появились на азербайджанском берегу Каспия ещё в эпоху албанского царства. Широкое же развитие мореплавание получило со времен появления государства Ширваншахов, которые первыми также создали регулярный торговый и военный флот в Каспийском море. Современное торговое судоходство начало свое развитие с середины XIX-го века, с созданием в 1858 году Акционерного общества «Кавказ и Меркурий», чья национализация в 1918 году а в последующем объединением с флотом «Каспийский танкер» — Касптанкер в 1953 году привело к образованию Каспийского морского пароходства — Каспар. Своим появлением торговое судоходство, в том числе появлением АО «Кавказ и Меркурий» обязана началом промышленной освоением добычи и переработки нефти. Азербайджан стал родиной танкерного флота, впервые в истории морского судоходства суда стали использовать для перевозки нефти, первым судном для нефтеперевозки стала нефтяная баржа «Алекснадр», построенной в 1873 году, в 1878 г. был сдан в эксплуатацию первый в мире танкер «Зороастр». С 1903 года на Каспии начинается эпоха теплоходов, с постройкой теплохода «Вандал». С 1889 года положено начало судостроительной и судоремонтной промышленности в Азербайджане.

Морской торговый флот

Азербайджанские марки, посвященные 150 летию Каспара.

Крупнейшем азербайджанской судоходной компанией, является Каспийское морское пароходство — Каспар (азерб. Xəzər dəniz gəmiçiliyi), являющийся также крупнейшей судоходной компанией в бассейне Каспия. Каспар занимается перевозкой всех видов грузов, но весомую долю в перевозках составляют нефть и нефтепродукты, компания также выполняет пассажироперевозки, и является оператором железнодорожной паромной переправы Баку — Туркменбаши, Баку — Актау. Каспару также принадлежит и ряд судоремонтных заводов.

Флот Каспара насчитывает 86 судов с суммарным дедвейтом 483,782 тонн, из которых 41 танкер,35 сухогрузов, 10 вспомогательных судов. Также имеются 3 судна типа 3 Ро-Ро (железнодорожно-автомобильный), 7 паромов (железнодорожно-пассажирский), пассажирские суда и катера.

Каспийское пароходство выполняет и международные перевозки в бассейнах других морей и океанов, в основном Чёрного, Средиземного, Балтийского морей, и Атлантического океана.

Каспийский морской нефтяной флот (Каспморнефтефлот)

Каспийский морской нефтяной флот — (азерб. Xəzər Dəniz Neft Donanmasi) XDND. Касморнефтефлот является структурным подразделением Азербайджанской Государственной Нефтяной Компании — ГНКАР, которая специализируется на морских нефтеперевозках, обслуживании нефте/газодобычи, строительстве и ремонте и транспортировке морских буровых установок, прокладке подводных трубопроводов и иных коммуникаций, а также аварийно-спасательной службе. Каспморнефтефлот имеет в своем составе 259 судов различного назначения. Имеет международную сертификацию, и участвует в реализации многих международных проектов в разных регионах мира.

Паромные переправы

Составной частью транспортной системы Азербайджана в международных транспортных проектах и коридорах являются железнодорожные паромные переправы Баку — Туркменбаши, Баку — Актау. Первая из них, Баку — Туркменбаши (тогда ещё — Красноводск) начала действовать в 1963 году, вторая в 70-е годы. Паромы являются железнодорожными и железнодорожно-автомобильными, перевозящие не только железнодорожные составы, но и автомобили, а также пассажиров.

Порты и гавани

Бакинский Порт.

Все порты находятся на побережье Каспийского моря.

  • Астара
  • Баку — Порт имеет 17 причалов (5 предназначены для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, 10 — для перевозки леса и других грузов, 2 — пассажирских).[18] Бакинский порт располагает также крупными нефтяными терминалами в Дюбенди и Сангачале, планируется перенос основной части бакинского порта из центра города, в дальний пригород Баку, Аляты.
  • Ленкорань
  • Сумгаит

Речной транспорт

Единственной судоходной рекой в Азербайджане была Кура, навигация по ней была круглогодичной от Евлаха до устья реки вблизи города Нефтчала. Но уровень глубины реки позволял использовать только суда с малой осадкой и низким водоизмещением, то есть — с малой грузоподъемностью. Эти особенности сдерживали развитие речного транспорта в Азербайджане. В крупных населенных пунктах вдоль реки были расположены речные пристани, наиболее крупные из которых были в Сальянах, Ширване (Али-Байрамлы), Евлахе. В связи с развитием гидроэнергетики, со строительством новых гидроэлектростанций и плотин, также нерентабельности речного судоходства по Куре, с конца 80-х, судоходство по Куре было прекращено.

Авиационный транспорт

Крупнейшие города Азербайджана связаны с Баку и между собой авиасообщением. Самый крупный аэропорт находится в Баку, откуда совершаются регулярные международные рейсы. Кроме Баку, регулярные международные рейсы совершаются также из Гянджи, Нахичевани и Ленкорани (с 2009 года). Государственной организацией в сфере управления и регулирования в Гражданской Авиации Азербаджана является Государственная администрация гражданской авиации Азербайджана.

Авиакомпании

Государственные

Подразделениями государственного концерна AZAL, являются авиакомпании:

AZAL Avia — пассажирские перевозки Cargo Air — грузовые перевозки AZAL Helicopters — оператор вертолетного парка AZAL Aero — сельскохозяйственная авиация

Планируется разделение компании AZAL Avia, на компании по международным и внутренним перевозкам, с созданием компании оператора внутренних авиаперевозок.

Частные

Кроме того в Азербайджане действуют и частные авиакомпании:

Аэропорты

Общее число аэропортов, по состоянию на 2007 год, равнялось 35 (27 с жёстким покрытием посадочных полос[19] и 8 с неасфальтированным покрытием[19]), в их число входят такие аэропорты как

Согласно программе развития гражданской авиации Азербайджана, в 2008 году восстановлены региональные аэропорты в Ленкорани, Закаталах, планируется восстановление аэропорта Шеки,[20].

Кроме того, имеется вертолётный аэродром в Забрате.

Городской общественный транспорт

Транспорт Баку на открытке дореволюционной России

Городской общественный транспорт получил развитие и распространение по всему Азербайджану. В Азербайджане изначально были представлены все виды городского транспорта, автобусы, трамваи, троллейбусы, метро. Начало современному городскому транспорту в Азербайджане положили городские фаэтоны и конка, в дальнейшем замененные на автотранспорт и трамваи. Трамваи в Азербайджане существовали в Баку, Сумгаите и Гяндже, троллейбусы в Баку, Сумгаите, Гяндже, Мингечауре, Али-Байрамлах, Нахичевани. В данный момент вся сеть трамваев и троллейбусов закрыта. Из ныне существующих видов городского транспорта, действуют автобусы и метрополитен.

История городского транспорта Баку на азербайджанских марках 1999

Городской общественный автотранспорт, представлен во всех городах и селах Азербайджана, каждый райцентр имеет свою сеть внутригородского, внутрирайонного и межрайонного автобусного сообщения. Большая часть всех автоперевозчиков являются частными компаниями. С 2007 года идёт усиленное замена изначально использовавшихся автобусов малой вместительности (маршруток) на автобусы большой вместительности.

Источники

Примечания

 

Страны Европы: Транспорт Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

dic.academic.ru