Организация туризма: отдых, осуществляемый с разными целями. Большое собрание туристов как называется


Выполнил учитель физкультуры и ОБЖ МОУ Батуринская СОШ Корф Т

microbik.ru 1

Выживание в условиях автономного существования итоговый урок 6 класс

  • Выполнил учитель физкультуры и ОБЖ

  • МОУ Батуринская СОШ Корф Т.А.

Цель

  • Должны иметь представление о психологических познавательных процессах, благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире и в чрезвычайных ситуациях в частности.

Задачи

  • Выяснить психологические состояния человека при выживании.

  • Определять расстояния по звуку.

  • Как подготовиться к походу.

  • Вырабатывать умения подготовить и развести костер.

План

  • Разминка

  • Факторы выживания

  • Личное снаряжение

  • Звуки

  • Стороны света

  • Как правильно развести костер

  • Походная песня

Разминка

  • Человек, любящий ходить в походы

  • Большой топор, а маленький ….

  • Что разжигают туристы, чтобы согреться, обсушиться и приготовить пищу?

  • Самое любимое занятие рыбака

  • Сборник географических карт

  • Большое собрание туристов

  • Большая сумка, которую туристы носят на спине

  • Посуда, емкость для приготовления пищи на костре

  • Прибор, при помощи которого определяют стороны света

  • Прежде чем собраться в поход, нужно ее изучить

  • Если дождик, мы не тужим – бойко шлепаем по лужам

  • Не живая, а идет, неподвижна, а ведет.

Звук

  • Можно оценить примерное расстояние до источника звука. Выберите из ниже приведенных примеров на каком расстоянии слышны:

  • Шум поезда

  • Паровозный или пароходный гудок, сирена

  • Выстрел из ружья

  • Автомобильный гудок

  • Лай собаки, ржание лошади

  • Шум грузовой машины

  • Крик человека

Личное снаряжение Перечислите личное снаряжение для однодневного похода

Костер

  • Какие типы костров изображены?

Стороны света

  • Какие стороны света зашифрованы в этих ребусах

Как правильно развести костер

  • Найти поляну защищенную от ветра

  • Очистить место для костра

  • Заготовить растопку

  • Спичками поджечь растопку

  • При этом соблюдать правила пожарной безопасности

Походная песня

  • Митяев Олег

  • Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

  • Струна осколком эха пронзит тугую высь.

  • Качнется купол неба, большой и звездно-снежный

  • Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

  • Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

  • Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка улыбнись!

  • И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

  • «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

  • И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

  • Чьи имена, как раны, на сердце запеклись,

  • Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

  • Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Выводы в пословицах

Спасибо за внимание

microbik.ru

Как стать туристом

Стр 1 из 7Следующая ⇒

Виноградов Ю.Н., Митрухова Т.В. Воскресные путешествия пешком

Ленинград: Лениздат, 1988. - 144 с.

Авторы - мастер спорта СССР Ю.Н. Виноградов и инструктор туризма Т.В. Митрухова - в популярной форме знакомят читателей с организацией и проведением прогулок и походов выходного дня в окрестностях Ленинграда.

Приводятся описания наиболее популярных несложных туристских маршрутов, которые могут быть пройдены в выходные дни.

Книга рассчитана на широкий круг читателей - людей всех возрастов, желающих провести воскресные дни в походах по пригородам Ленинграда. Она будет также полезна энтузиастам, которые стремятся создать туристскую группу или секцию в трудовом коллективе, по месту учебы или жительства.

Как стать туристом

Выбираем снаряжение

Не забывайте про питание

Укладка рюкзака

Движение по маршруту

Бивак

-Соберем друзей

 

Как стать туристом

Круглый год электропоезда увозят по выходным дням десятки тысяч ленинградцев за город. Среди воскресных пассажиров можно выделить особую группу людей, отличительным признаком которых служит рюкзак. «Туристы», - обычно называют их, не задумываясь. Но каждый ли человек с рюкзаком - турист?

Энциклопедический словарь определяет туризм как организованное путешествие по определенным маршрутам.

Значит, чтобы стать туристом, нужны, во-первых, маршрут движения и во-вторых - определенная организация. Исходя из этого мы расскажем вам о том, как организовать поездку за город, чтобы она стала настоящим туристским походом - походом выходного дня. А чтобы вас на первых порах не испугали трудности выбора маршрута - предложим описания наиболее популярных.

Итак, желание пойти в поход уже появилось. Тогда - собирайте попутчиков!

Но прежде условимся, что раз уж вы решили стать туристами, придется выполнять определенные правила - «Правила проведения туристских спортивных походов». Поэтому тех людей, которые пойдут с вами в поход, будем называть не «компания», а «группа». Состав туристской группы для похода выходного дня согласно правилам может колебаться в широких пределах - от 4 до 50 человек. Такой количественный состав легко объясним: минимальное количество участников определено исходя из требований элементарной безопасности на маршруте - в случае травмы одного трое других всегда смогут оказать ему помощь. Ну а группа числом более 50 человек просто будет неуправляемой.

Но и 50 человек - тоже слишком много для одной туристской группы. В такой огромной группе наверняка будут возникать внутренние «малые группы», исходя из общности интересов. Так что для туристской группы для походов выходного дня мы посоветуем максимально ограничиться 10-12 человеками. Если же со временем количество участников у вас возрастет и превысит 20-25 человек, такую группу целесообразно будет разбить на 2-3 самостоятельных. При этом ходить можно будет всем вместе, по одному маршруту, а остальные вопросы (питание, лагерь и т. п.) - решать внутри отдельных групп.

С кем идти в поход? Можно собрать в туристскую группу сослуживцев или соседей по дому, или просто знакомых и родственников - всех, кто в принципе разделяет вашу мечту о походе и с кем вам будет приятно провести свои выходные дни. Никаких ограничений по возрасту для участников похода выходного дня, а также требований к их туристскому опыту формально не устанавливается, но очевидно, что в группе должны быть собраны люди со схожими интересами, единомышленники.

Теперь, когда у вас собрана туристская группа, для нее необходим руководитель. Согласно правилам, группа должна его выбрать. Совсем не обязательно для этого устраивать большое собрание с президиумом и протоколом - достаточно каждому высказаться и предложить кандидатуру, и тогда сразу можно будет выявить лидера. Но при этом нужно, чтобы избранный вами руководитель ранее хотя бы один раз побывал в походе выходного дня, чтобы иметь представление о туризме. И конечно, нужно, чтобы он обладал умением увлечь и повести за собой группу. Вероятно, последнее качество у него обязательно есть, иначе вы выбрали бы другого руководителя. На практике чаще всего случается, что не группа выбирает руководителя, а он подбирает группу. В этом нет ничего плохого, нет нарушения правил: принимая приглашение в поход, каждый из участников как бы признает лидирующую роль его организатора и согласен с этим.

Прежде чем отправиться в поход, не забудьте распределить обязанности между участниками. Итак, руководитель уже есть. Напомним ему, что в группе добровольно собраны его единомышленники, то есть люди, которым, не следует приказывать, а можно и нужно с ними советоваться. Поэтому стиль руководства должен быть демократическим (за исключением экстремальных ситуаций, когда требуется немедленно найти верное решение).

Кроме руководителя в группе следует назначить, а точнее, «выдвинуть» еще несколько должностных лиц. Это прежде всего - завхоз, обеспечивающий в группе питание ее участников.

В походе выходного дня вы, конечно, не собираетесь болеть, однако в группе должен быть «медик». Конечно, невозможно сделать так, чтобы в каждой группе находился профессиональный медицинский работник, но один из участников должен быть подготовлен - теоретически, практически и морально - к оказанию доврачебной помощи в случае травмы или заболевания. Именно в его рюкзаке должна находиться и ваша, походная аптечка.

Каждый из туристов должен уметь починить нехитрый походный инвентарь, но если у вас в группе есть умелец, способный вернуть к жизни казалось бы безвозвратно испорченную вещь, назначьте его «ремонтником». Пусть он скомплектует и носит ремонтный набор, давая пользоваться им, по мере надобности, другим участникам группы. Можете быть спокойны: инструмент у умельца всегда будет содержаться в порядке, а в «безнадежном» случае он непременно придет на помощь и обязательно что-нибудь придумает.

И конечно же, в вашей группе наверняка будут свои кино- и фотооператоры, лучше других участников владеющие аппаратурой.

Но для того, чтобы получить статус организованной туристской группы, недостаточно собрать группу и определить ее руководителя. За спиной туристской группы обязательно должна стоять организация, которая будет ей помогать и поддерживать ее. В Правилах такая организация именуется как «проводящая поход». Организация, проводящая поход, помогает группе в обеспечении инвентарем и снаряжением, создает условия для занятий туристов по подготовке к походам, ходатайствует в случае необходимости о допуске ее в отдельные районы, об организации экскурсионного и транспортного обслуживания и т. д. Как правило, в качестве такой организации выступают профсоюзные комитеты или спортивные клубы, советы физкультуры; ими могут быть различные районные клубы, клубы при ЖЭКах и т. д. Обычно «проводящей» выбирается та организация, где работают, учатся, проживают большинство участников.

Формальным подтверждением того, что в поход отправляется организованная туристская группа, служит маршрутный лист. В него заносится состав группы, ее маршрут, сроки проведения. Это - своеобразный паспорт группы на маршруте: все сведения в нем должны быть заверены подписью ответственного лица и печатью проводящей организации.

Если в вашей организации нет изготовленных типографским способом бланков, маршрутный лист совсем несложно напечатать на пишущей машинке. Вот как он выглядит:

mykonspekts.ru

Читать книгу Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс Валерия Маркова : онлайн чтение

Вопросы и задания

1. Что помогает человеку выжить в трудных природных условиях?

2. Назовите психические познавательные процессы, влияющие на поведение человека в экстремальной ситуации.

3. Что такое внимание?

4. Объясните, как вы понимаете термин «устойчивость внимания».

5. Проверьте, внимательны ли вы. Найдите изображённых на рисунке двух женщин.

6. Разложите на столе 20 разных предметов: ручку, тетрадь, ключи, игрушку, фонарик, другие вещи. Накройте всё это газетой. Отвлекитесь на какое-нибудь другое дело, например поговорите с кем-нибудь. Через 10 минут вернитесь к столу. Снимите газету на полминуты и снова накройте ею предметы. Запишите на бумаге всё, что вы успели увидеть. Потом снимите газету и проверьте, все ли предметы вы заметили и записали. Чем больше предметов вы смогли сразу запомнить, тем больше объём вашего внимания. Повторяйте это упражнение, пока не добьётесь того, что сможете записать все предметы. Это будет уже тренировкой вашего внимания.

7. Что такое ощущение?

8. Что такое восприятие?

9. Чем восприятие отличается от ощущения?

10. Что такое память?

11. Чем непроизвольная память отличается от произвольной?

12. Объясните, как вы понимаете термин «мышление».

13. К каким последствиям может привести чрезмерное увлечение воображением картин возможного несчастья?

14. Выполните упражнения, направленные на развитие психических процессов (приложение 1).

§ 4. Страх – главный психологический враг

Чаще всего страх порождает сильнейшее напряжение всех сил человека, когда тот попадает в опасную ситуацию и начинает представлять себе картины того, что с ним может произойти и какая угроза его жизни и здоровью кроется впереди. Такое напряжение называют стрессом, а страх одно из его проявлений. «Неизвестная беда всегда внушает больше страха», – замечали древние мудрецы.

Переживание страха может начаться с простого опасения, испуга, а закончиться ужасом. Человек начинает метаться, теряет контроль над своим поведением и в результате вместо спасения может навлечь на себя ещё больше бед. Например, оказавшись один в лесу, позволив страху овладеть собой, он перестаёт правильно оценивать, как далеко находится от знакомых мест, насколько на самом деле велика опасность. Нарушаются его наблюдательность, нормальное восприятие предметов вокруг. Пень с сучком может показаться страшным животным, дерево злодеем с топором. Могут начаться плач, крик, беспорядочная беготня, нередко кругами по одному и тому же месту.

От всей этой суеты человек пугается ещё больше и совершает ещё более необдуманные поступки. Это явление называют паникой, а подобное поведение – паническим. Если в этот момент решительно не скомандовать себе: «Прекратить!», то паника будет нарастать.

Затем появляется чувство сильной усталости, оцепенения или, наоборот, состояние очень сильной тревоги, возбуждения, желания всё крушить на своём пути. И в том и в другом случае человек может даже сам себя поранить или не заметить настоящую опасность. В таком состоянии ему вряд ли удастся вспомнить, что надо делать, как оказать себе первую помощь в случае ранения или укуса животного. Не сможет он заметить и спасительные источники воды или признаки человеческого жилья поблизости.

ЗАПОМНИТЕ: страх, тревога, паника, растерянность рождаются только тогда, когда человек воображает, что опасность больше, чем она есть на самом деле, и начинает заранее представлять жуткие картины того, что может с ним случиться. Но ведь может и не случиться, и это во многом зависит от него.

Основными причинами страха являются: внезапное изменение обстановки, одиночество, неизвестность, неожиданное приближение кого-то или чего-то, высота, темнота, разные звуки.

Каждый человек испытывает страх перед опасностью, но побороть его может только тот, кто научился его в себе оценивать, распознавать его причины и кто заранее освоил приёмы управления собой.

Какие черты характера надо выработать у себя, чтобы выжить в сложных условиях?

Об одних людях говорят, что они решительные и настойчивые: если поставят перед собой цель, обязательно её добьются. Про других говорят, что они упрямые, если чего-то захотят, никого и ничего слушать не будут, своё возьмут. Какая разница между ними?

В первом случае речь идёт о тех, которые умеют сами поставить перед собой цель, например учиться только хорошо или научиться плавать. Поэтому они много трудятся самостоятельно или посещают спортивную секцию, прислушиваются к советам старших, могут преодолевать трудности в достижении своей цели. В другом случае ребята не ставят никакой цели, ни о чём не задумываются, а просто подчиняются своим сиюминутным желаниям и удовольствиям. Как только они начинают сталкиваться с трудностями в удовлетворении этих желаний, то становятся капризными и требуют, чтобы все вокруг им помогали. Часто они действительно добиваются своего, но только потому, что всем надоели. Такие люди, попадая в трудные условия, как правило, и становятся жертвами различных несчастных случаев.

ЗАПОМНИТЕ: чтобы выжить в чрезвычайных условиях в природе, нужно побороть страх, заставить себя спокойно рассуждать, когда хочется кричать и плакать, и поставить перед собой цель выжить во что бы то ни стало.

Умение человека сознательно управлять своим поведением и трудом, направленность его на преодоление трудностей в достижении поставленных целей называют волей.

Однако воля – это не только умение поставить цель и приложить усилия, чтобы добиться её, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, если это необходимо.

Начинать воспитание воли надо с выработки привычки преодолевать сначала небольшие трудности. Например, приучить себя рано вставать, когда хочется поваляться в постели, или продолжать выполнять домашнее задание, хотя друзья зовут во двор. Систематически работая над собой таким образом, человек закаляет и тренирует свою волю.

ЗАПОМНИТЕ: принятое решение должно быть исполнено.

Всякий раз, когда человек принимает решение, но исполнение снова и снова откладывает, его воля ослабевает. Систематическое невыполнение принятых решений делает человека неподготовленным к встрече с реальными трудностями, которые неизбежны при экстремальных ситуациях в природе. Конечно, свои решения надо обдумывать: выполнение их должно быть по плечу, но, приняв решение, надо его выполнять.

Кроме этого важно:

• тренироваться в сосредоточении внимания на своих действиях, поступках и оценке их с точки зрения развития воли;

• уметь анализировать свои действия и поступки, ошибки и просчёты, чтобы в будущем их не повторять;

• быть строгим и взыскательным по отношению к себе при выполнении того, что задумано, своих обещаний;

• уметь укреплять и развивать свои волевые качества (настойчивость, решительность, целеустремлённость) путём целенаправленного самовнушения при помощи специальных фраз и слов (вот их примеры: «Мои желания подчинены мне», «Я вполне могу сдержать себя», «Меня невозможно сбить с толку», «Я управляю собой», «Я владею собой в любой обстановке», «Я владею своими чувствами», «Я всегда собран (собранна), организован (организованна)», «Я не теряюсь ни при каких обстоятельствах»). Желательно выучить эти фразы наизусть и периодически в спокойной обстановке повторять их про себя.

Вопросы и задания

1. Объясните, что вы понимаете под терминами «опасение», «испуг», «ужас», «паника».

Назовите основные причины страха.

3. Приведите примеры панического поведения из кинофильмов и художественных произведений.

4. Что называют волей?

5. Какие волевые черты характера вы знаете?

6. Как сильная воля помогает выжить в экстремальных ситуациях?

7. Как можно развить свою волю?

§ 5. Подготовка к походу и поведение в природных условиях

Что нужно сделать для того, чтобы избежать возникновения экстремальных ситуаций в природных условиях? Знающие люди утверждают, что для этого прежде всего необходимо: 1) правильно подготовиться к походу; 2) соблюдать правила безопасного поведения в природных условиях. Давайте рассмотрим эти вопросы на примере туристского похода школьников.

Туристы обычно подготовлены к автономному существованию. Для них это нормальное явление, они идут на это сознательно. Они планомерно готовятся к жизни вдали от населённых пунктов, самостоятельному приготовлению пищи, оказанию первой помощи.

Подготовка к походу

Ежегодно тысячи туристов-школьников отправляются в походы и экспедиции. Их сопровождают учителя или руководители туристских кружков.

Туристы реально знают и представляют себе сложности походной жизни и заблаговременно готовятся к их преодолению. Существует инструкция, в которой определены обязанности руководителя и членов группы при подготовке и проведении похода, по предотвращению экстремальных ситуаций. Главная задача при подготовке и проведении похода – это обеспечение безопасности.

Не думайте, что поход это сплошное удовольствие. В походе бывает и трудно, и холодно, и слишком жарко.

Туристскую группу школьников обязательно возглавляют двое взрослых: руководитель группы и его заместитель. Если во время похода что-то произойдёт с руководителем, его место займёт заместитель.

Руководителя группы назначают из опытных туристов. Он несёт ответственность за жизнь и здоровье членов группы. Поэтому он обладает абсолютной властью, как капитан корабля.

Подготовки требуют и многодневные, сложные походы, и одно-двухдневные. Подготовка предусматривает определение целей и задач похода, разработку маршрута, приобретение продуктов питания, подготовку общественного (палатки, посуда для приготовления пищи) и личного снаряжения.

Особенно много времени занимает подготовка к многодневному походу. Так как многодневные походы часто проводят вдалеке от дома, от населённых пунктов, необходимо тщательно разработать маршрут, познакомиться с климатическими условиями района путешествия. С учётом разработанного маршрута, климата и рельефа местности подбирают необходимое снаряжение группы и приобретают продукты питания.

В интересах безопасности продукты и снаряжение желательно распределять так, чтобы у каждого члена группы были самые необходимые в экстремальной ситуации вещи: спички, какие-либо продукты, личная посуда, позволяющая приготовить пищу (например, железная кружка), и нож.

Руководитель похода после разработки маршрута представляет его в маршрутно-квалификационную комиссию, членами которой являются самые опытные туристы, хорошо знающие выбранный для похода район. Они проверяют правильность разработки маршрута, запасные варианты выхода на случай непредвиденных обстоятельств, соответствие снаряжения, дают советы и консультации.

О маршруте и сроках его прохождения руководитель обязан сообщить в поисково-спасательную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий того района, где будет совершён поход. Поисково-спасательные службы действуют во всех областях, краях, республиках России. Сообщения им посылают для того, чтобы они смогли оперативно оказать помощь группе, если она вовремя не возвратится из похода или подаст сигнал об экстремальной ситуации, в которой оказалась.

Вот один пример из газетных сообщений (Российская газета. 1997. 3 сентября):

«От группы туристов, совершающих путешествие по отрогам горного массива Иегош, поздним вечером был получен сигнал бедствия. У 18-летней студентки Сочинского политехнического колледжа Жени Горбуновой начались резкие боли в животе. Уже через час в воздухе был вертолёт «Спецавиа» с пятью спасателями на борту. В темноте найти группу не удалось, и тогда ребята решили десантироваться. Это был самый драматичный этап операции: в дождливую и ветреную погоду спуститься по верёвке с высоты 30 метров совсем не просто. Но парни один за другим скользнули в темноту. За ночь разыскали туристов, сообщили их точные координаты, оказали заболевшей девушке первую помощь. А уже утром вторым рейсом вертолёта пострадавшая была доставлена в Сочи и госпитализирована…»

Наконец маршрут разработан и проверен, подготовлены снаряжение и продукты, поставлена в известность местная поисково-спасательная служба. Но и даже после тщательной подготовки группа не застрахована от экстремальных ситуаций.

Правила безопасного поведения на природе

У туристов существуют чёткие правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий. Эти правила направлены на обеспечение безопасности.

ЗАПОМНИТЕ: в походе необходимо быть дисциплинированным, ведь бо́льшая часть экстремальных ситуаций в природе возникает из-за недисциплинированности участников.

Во время движения члены группы идут в колонне по одному. Впереди в роли направляющего может идти руководитель или штурман группы, сзади замыкающий. У него ответственная задача: следить, чтобы колонна не растягивалась, никто не отставал. Если вдруг что-то случилось с одним из участников, то замыкающий решает, останавливать ли всю группу или остановиться с этим участником для устранения неполадок. Но в любом случае он сначала сообщает об этом руководителю.

ЗАПОМНИТЕ: на маршруте или на привале ни в коем случае нельзя уходить от группы.

Особенно внимательными надо быть при движении по сложным участкам местности. Можно поскользнуться на крутом горном склоне, на сырых камнях на берегу горной реки, на переправе через неё, оступиться при движении по болоту, да и просто запнуться ногой за поваленное дерево, ветку в густой траве.

Опасны последние километры дневного перехода. Накапливается усталость, снижается внимание.

При движении вдоль русла реки по сырым камням надо соблюдать особую осторожность

В группе всегда назначается участник, ответственный за оказание первой помощи. Уметь её оказывать должны все члены группы, но у назначенного на эту должность хранится медицинская аптечка. Среди туристов принято считать, что поход проведён успешно, если медикаменты и перевязочные средства не потребовались.

Внимательными надо быть и при движении в лесу

ЗАПОМНИТЕ: если быть внимательным и соблюдать осторожность, медикаменты не понадобятся.

Надо быть осторожным у костра, нельзя пить сырую воду… Как запомнить, что можно, а что нельзя? Очень просто об этом расскажут на занятиях туристского кружка и всему научат: ставить палатку, разводить костёр, готовить пищу, ориентироваться на местности, оказывать первую помощь, вязать специальные туристские узлы (см. приложение 3).

На маршруте и на привале настоящие туристы бережно относятся к окружающей природе, стараясь как можно меньше нарушать её гармонию.

ЗАПОМНИТЕ: мы – гости природы и должны вести себя прилично.

Стойки для палаток не надо вырубать из живых деревьев на каждом привале, лучше взять разборные, лёгкие из дома. Ушли в прошлое вырубленные рогульки и перекладины для подвешивания вёдер над костром: туристы теперь носят с собой лёгкий разборный таганок или тросик. Соблазнительно подстелить под палатку пушистые еловые ветки, но правильнее взять с собой теплоизоляционный коврик.

Для подвешивания вёдер над костром туристы используют тросик

У туристов есть такое правило: если кто-то отправляется в разведку, то заранее определяют маршрут и устанавливают контрольное время, к которому необходимо вернуться. Если это время истекло, а ушедшие в разведку не вернулись, начинают поисковые работы.

Собираясь в незнакомый лес, расспросите о местности, маршрутах местных жителей. Если есть подробная карта этого района, изучите её. Лучше пойти в незнакомый лес с местными ребятами, а ещё надёжнее с кем-то из взрослых. Уходя, надо сообщить об этом родителям или кому-то из взрослых.

Выходя из населённого пункта, надо определить направление дорог, идущих от него. Узнать, какими ориентирами ограничен участок леса, в который собираетесь идти.

У туристов и ориентировщиков, участвующих в соревнованиях, существует понятие «границы полигона». Это линейные ориентиры (дороги, просеки, граница леса, линии электропередачи), за которые выходить нельзя.

На всякий случай участникам соревнований сообщают порядок действий в случае потери ориентировки. Это делают для того, чтобы при потере ориентировки участник не ушёл далеко из района соревнований, а выходил в определённом направлении на хорошо заметный линейный ориентир и далее шёл к месту сбора. Рассмотрим это на примере показанного на схеме района соревнований у деревни Дровяная.

Схема района соревнований туристов у деревни Дровяная

Границы полигона: с севера река Андога и овраг с пересыхающим ручьём, с востока – реки Андога и Стача, с юга – река Стача, с запада – железная дорога и дорога от деревни Дровяной до железной дороги.

При потере ориентировки требуется выходить на запад до железной дороги и потом идти вдоль неё до деревни.

Полученные ориентиры и установки, как действовать в случае потери ориентировки, помогают обеспечить безопасность участников соревнований и облегчают работу спасателей.

Уходя даже на короткое время в лес, надо взять с собой на всякий случай пару бутербродов, термос с чаем, немного карамелек, спички (но не для игры с огнём!). Совсем неплохо взять с собой компас.

«Как я ругал себя за то, что не взял с собой спичек. Я мысленно дал себе слово на будущее время не отлучаться без них от бивуака даже на несколько метров» – это слова знаменитого русского исследователя Дальнего Востока В. Арсеньева, оказавшегося в плохую погоду вдалеке от своего лагеря.

Во время прогулки надо запомнить основное направление движения, какие-то хорошо заметные предметы, по которым можно определить своё местонахождение (их называют ориентирами), развилки троп, перекрёстки дорог, характерные особенности рельефа. Собирая с кем-нибудь грибы или ягоды, стараться не упускать друг друга из вида.

Иногда в литературе можно встретить совет: при входе в незнакомый лес отмечать свой путь зарубками на деревьях. Представьте, во что превратится лес, если все входящие в него начнут делать зарубки или надламывать ветки! Делать это надо только в крайнем случае, в экстремальной ситуации, но об этом поговорим позже.

Вопросы и задания

1. Объясните, какова основная цель тщательной подготовки к походу.

2. Почему руководитель группы обладает абсолютной властью во время похода?

3. Зачем руководитель группы сообщает маршрут похода и сроки его проведения в местную поисково-спасательную службу?

4. В течение года под руководством преподавателя выполните задания и упражнения, предложенные в приложении 2.

5. Отгадайте и впишите в клеточки слова:

    1. Человек, любящий ходить в походы. 2. Большой топор, а маленький…? 3. Что разжигают туристы, чтобы согреться, обсушиться и приготовить пищу? 4. Самое любимое занятие рыбака. 5. Сборник географических карт. 6. Большое собрание туристов. 7. Большая сумка, которую туристы носят на спине. 8. Посуда, ёмкость для приготовления пищи на костре. 9. Прибор, при помощи которого определяют стороны горизонта. 10. Сторона горизонта.

А теперь из букв, стоящих в серых клеточках, составьте ключевое слово, обозначающее предмет, необходимый в походе.

Сверьте свои ответы с приведёнными в рубрике «Ответы на задания» в конце учебника.

6. Расскажите о правилах движения группы на маршруте. Почему последние километры дневного перехода считают самыми сложными?

7. Как надо относиться к окружающей природе при движении на маршруте и на привале?

8. Что такое «границы полигона» и зачем их определяют?

9. Нарисуйте по памяти схему своего маршрута от дома до школы, от платформы электрички до дачи или ещё какого-либо маршрута.

10. После поездки на дачу или прогулки в парке постарайтесь изобразить на листе бумаги какой-либо участок пути. Попросите родителей проверить правильность выполнения этого задания.

11. Изобразите в виде схемы участок ближайшего леса, в который вы ходите за грибами или ягодами. Определите сами или расспросите местных жителей о том, какими линейными ориентирами ограничен этот участок. Определите примерное их нахождение. Пойдите в лес с родителями, попробуйте выйти на эти ориентиры. Перед этим определите направление на север, затем направление на линейный ориентир.

12. Разгадайте слово, зашифрованное в ребусе.

Сверьте свой ответ с приведённым в рубрике «Ответы на задания» в конце учебника. Для чего, собираясь в поход, надо изучать этот предмет?

13. Отгадайте загадку:

 Кто, как только жарко станет,Шубу на плечи натянет,А нагрянет холод злой —Скинет с плеч её долой? 

Сверьте свой ответ с приведённым в рубрике «Ответы на задания» в конце учебника.

iknigi.net

"Туристический поход - дело серьезное" или как набрать группу и провести организационное собрание

Наталия Евгеньевна преподает биологию. Андрей Евгеньевич - учитель физики. Туристская группа под их руководством прошла много дорог, на которых школьники общались с живой природой, изучали флору и фауну родного края, приобретали походные навыки, учились самостоятельности. За семь лет работы накоплен интересный опыт проведения туристических, обучающих (биологическая практика) и дальних экскурсионных походов.

Романтика и ноющие ноги, красоты родной земли и воспитание детей, салки с догонялками и серьезная внеклассная работа - все это есть в походе. Как его организовать, читайте в публикуемом ниже материале. Это готовое к применению методическое пособие. А начнем мы с набора участников путешествия и предпоходной подготовки группы.

Как набрать группу?

Вы думаете, что как только вы предложите детям идти в поход, от желающих не будет отбоя? К сожалению, это не так. Уже много лет мы перед каждым походом вывешиваем в школе объявления-приглашения, а после дальних поездок - интересные фотогазеты. Как вы думаете, сколько новых участников мы набрали за семь лет? Вы не поверите - ни одного! Впрочем, объявления напоминают уже собирающимся ребятам о том, что пора бы принять наконец решение о походе, а директор видит, что работа идет, и радуется этому. Но такой способ не годится для того, чтобы набрать группу школьников в поход.

Недавно городская газета, выходящая пятитысячным тиражом, опубликовала большую статью о нашей работе и приглашение участвовать в поездках. Сколько новых людей обратилось к нам в результате? Опять ни одного. Тем не менее группа школьников в наши походы набирается всегда, но над этим надо работать.

С кем же мы ходим в наши школьные походы? В основном с теми ребятами, которые у нас учатся или когда-то учились. А еще с теми, чьих родителей мы знаем. И набираем участников только через личное общение с ними: на уроках, на переменах, по телефону.

«Если друг оказался вдруг...»

Случается так, что дети получают нужную информацию, а записаться не спешат. Дети говорят, что они не знают, поедут или нет, большого энтузиазма не проявляют, с родителями вопрос не обсуждают и ждут, когда согласятся ехать все их друзья. Что делать? Рассмотрим проблемы и способы их решения.

Идею похода, как и любой товар, надо «продавать» детям. Под словом «продать» мы понимаем вот что: наглядно показать, что предстоящий поход реален для каждого человека. Добиться, чтобы ребенок решил, что это ему нужно, чтобы он готов был найти время (а сегодня еще и деньги) для участия в вашем мероприятии. Это трудоемкая работа. Но от успеха ее зависит, состоится поход или нет.

Папы и мамы

Вторая проблема - родители, которым тоже необходимо «продать» поход. Школьник не может принять решение об участии в походе самостоятельно. Он идет к родителям, и они часто говорят ему: «Нет!». Почему? Родитель новичка не знает о вас почти ничего. Как правило, он не понимает, для чего нужны походы, и не знает того, что написано в этой статье. Иногда встречаются родители, которые очень заботятся о ребенке и хотят оградить его от разных опасностей, заставить заниматься уроками все выходные и все каникулы, посадить его под домашний арест, наказав за что-то. Но мы все же будем исходить из того, что родители - это замечательные люди и у нас с ними одинаковые цели. Просто мы еще не дали им правильную, нужную информацию о том, почему ребенку полезно участвовать в походе, не поинтересовались, какие у них трудности, не помогли их уладить. Вообще родители часто нуждаются в информации, которую школьник не способен донести до них. Поэтому перед большими поездками мы печатаем, размножаем и раздаем рекламную листовку, рассчитанную на родителей.

Когда ребенок хочет в поход и, кажется, нет действительно серьезных причин не отпускать его, должен решительно действовать руководитель похода. Довольно часто ребенка, никогда не бывавшего в походах, родители не отпускают из-за беспокойства о его безопасности и комфорте. Таким папам и мамам надо по телефону или при встрече объяснять, что дети не мерзнут в теплых спальных мешках на теплоизолирующих ковриках, в сухой палатке, которая к тому же надежно защищает от комаров.

Встречаются также родители, ошибочно думающие, что поход - это такое развлекательное мероприятие, и не отпускающие детей в наказание за что-либо. Еще ни один родитель не запретил посещать ребенку школу в наказание за какую-нибудь провинность. Надо убедить их в полезности похода. Многие родители ходят на собрания в школу. Посещайте и вы эти собрания, показывайте фотогазеты, рассказывайте о походах!

Друзья-подруги

Для ребят очень важно, чтобы в поход пошли друзья-подруги (и желательно все сразу). Более двух третей ребят в первую очередь интересуются именно этим обстоятельством. Они готовы подумать об участии, но только в том случае, если уже записались их друзья. Но эти друзья ждут точно того же, и тогда ситуация со сборами заходит в тупик. Иногда удается ее уладить, зная, кто с кем дружит, и беседуя с ними по отдельности, начиная с самых решительных. Например, Оксана не хочет в поход. Причина - не едет Ксюша. Разговор по телефону: «Привет. Ксюша едет. А ты?» - «Да?! Точно едет?» - «Я разговаривал с ее мамой, ее отпускают».

Возможно, сама Ксюша при этом еще колеблется, потому что не знает, едет ли Оксана. И в результате едут обе девушки. Может быть, вы подумали, что они маленькие? Нет, это замечательные девчонки из 9-го класса, прошедшие с нами много дальних дорог.

Существует некоторая критическая масса - число ребят, которые решили идти. Если это количество участников собралось, то, вероятно, многие другие тоже захотят примкнуть, а если нет, то поход под угрозой. Конечно, дети часто спрашивают, сколько человек идет в поход. Не надо говорить, что пока никто не записался. Лучше назвать прогнозируемые данные.

Практика показывает, что многие дети очень плохо передают информацию родителям и необходимо несколько раз спросить каждого ребенка персонально, отпустили ли его в поход. При этом дети выражают полную готовность отправиться в путешествие, но отвечают, что забыли обсудить этот вопрос с родителями. Когда вы сообщаете детям о предстоящей поездке, важно записывать предполагаемых участников, пусть даже и сомневающихся, с их телефонами и указанием той проблемы, которая, по их словам, мешает им поехать, если такая есть. Затем по этому списку приходится вновь и вновь опрашивать ребят до тех пор, пока они не сдадут деньги на дорогу и питание и таким образом определятся со своим участием в походе. Иногда надо обзвонить всех колеблющихся, при необходимости дать всю нужную информацию родителям и уладить те проблемы, которые можно уладить.

Погода. Если, например, сегодня льет дождь, в поход в лес планируется через неделю, собрать народ, как ни странно, будет труднее, чем в солнечный день. Впрочем, бывалых ребят дождем не испугаешь, а новичкам и, как ни странно, некоторым родителям, приходится объяснять, что погода сегодня никак не связана с той погодой, которая будет в нашем походе. За семь лет один только раз мы перенесли поход из-за плохой погоды.

Собираться надо заранее. Конечно, собираться в поход следует, имея достаточный запас времени. Начать рекламу двухдневного похода лучше недели за две, крайний срок - за неделю. Собрать ребят в поход за два дня практически невозможно. Помните, что многим детям требуется время, чтобы решиться поехать куда-нибудь, уговорить родителей. Начинать сборы в дальнюю поездку на каникулы желательно не менее чем за месяц до начала похода.

Что надо сделать руководителю перед общим собранием?

а) Определиться с целями, районом, сроками и стоимостью похода.

б) Собрать участников и при необходимости решить вопросы с родителями.

в) Подготовить снаряжение к выдаче.

Пользуясь составленным списком участников, надо определить количество общественного снаряжения (палатки, котлы и т. д.) и заранее распределить его между участниками похода с учетом равномерности загрузки и физических возможностей ребят. Распределение снаряжения надо отметить в списке. Так же следует подготовить снаряжение к выдаче, то есть проверить его исправность и при необходимости отдать участникам похода для ремонта.

г) Найти и проинструктировать завхоза по питанию.

д) Составить и написать меню на каждый прием пищи в походе и на его основе вместе с завхозом составить список покупаемых продуктов.

е) Назначить точное время сбора в поход, определиться с транспортом, узнать заранее расписания необходимых автобусов, электричек, катеров и т.д.

ж) Подготовить список участников похода с контактными телефонами (оставить место для записей о выданном общественном снаряжении и о сданных деньгах).

з) Подготовить список участников похода, где будет записано, кто какие продукты покупает и сколько денег ему на это выдали.

Организационное собрание

Назначается за 1-3 дня до выхода. Задачи на собрании:

а) Сообщить о целях и маршруте похода. Если поход будет проходить в форме биологической или экологической экспедиции или экскурсии, следует поставить обучающие цели и объяснить ученикам, как они должны будут отчитаться после экскурсии.

б) Если ставится задача уборки территории (экологический поход), надо сразу об этом договориться.

в) Достичь соглашения с ребятами о том, что поход - это совместное исследовательское, познавательное, обучающее и развлекательное мероприятие и мы готовы работать вместе для достижения успеха (ставить палатки, собирать дрова, убирать мусор, готовить еду, мыть посуду).

г) Сообщить точное время и место сбора, дать контактный телефон руководителей.

д) Сообщить о предполагаемом времени возвращения и также указать самый поздний срок выхода с маршрута. (Некоторые родители могут сильно волноваться даже при опоздании группы на 1-2 часа, а такое опоздание порой связано с транспортными задержками).

е) Обязательно надо достичь соглашения по поводу строгого запрета на спиртные напитки и курение во время похода.

ж) В экологических походах не принято употреблять напитки, содержащие искусственные подсластители и консерванты. Многократные наблюдения показали, что дети, дорвавшись до киосков, покупают там разные, мягко сказать, сомнительной съедобности продукты, наиболее вредными из которых являются дешевые лимонады, ничего не содержащие, кроме «химии». Употребление этих напитков в неумеренных количествах на фоне физической нагрузки вполне может привести к отравлению. В нашей практике были даже попытки пить ледяной лимонад на десятиградусном морозе в зимнем походе. Поэтому сейчас в группе действует закон: эти напитки в походе не разрешаются, а если вдруг появятся, то будут вылиты на землю. Дети иногда ворчат, когда пьют вместо сладкой водички несладкую минералку или воду из колодца, но никто не обижается по этому поводу. Приятно, что некоторые дети в результате проведенной работы отказались от употребления этого неполезного питья и дома.

з) В зимнее время надо предупредить, что нельзя пить ледяную воду в походе. Мы рекомендуем брать флягу с горячим чаем и тщательно завертывать ее в запасную теплую куртку или спальный мешок. Часа через три-четыре чай все еще будет теплым, даже в сильный мороз.

и) Нужно также договориться с детьми не брать в лес плейеры и магнитофоны. Плейер все равно возьмут, а если вы не предупредите, то возьмут и магнитофон, и все будут вечером у костра слушать не тишину и таинственные звуки ночного леса, а молодежную «попсу» на полную громкость.

к) Следует сообщить детям о личном снаряжении, которое потребуется в походе, об особенностях погоды.

л) Новичкам желательно выдать готовый список необходимых вещей. Если его продиктовать детям, то информация может не дойти до родителей. Поэтому список надо напечатать и раздать.

м) Надо предупредить детей о том, что послепоходный сбор снаряжения производится сразу по возвращении, и тому, кто брал «общественный» рюкзак, понадобится пакет, чтобы переложить свои вещи. Объяснить, что каждый отвечает за выданное ему снаряжение, сохраняет его до конца похода и потом сдает. Практика показывает, если снаряжение не собрано в день возвращения, этот процесс может продолжаться очень долго, а некоторые общественные вещи пропадут бесследно.

н) Не забудьте собрать деньги (на дорогу, питание, организационные расходы) с тех, кто их еще не сдал.

о) Надо выдать каждому список продуктов, которые он должен купить, и деньги на них. Эту работу выполняет завхоз по питанию, в то время как руководитель раздает снаряжение.

Отметьте в списке сумму, выданную на продукты. Объясните, что продукты должны быть правильно упакованы, например, каждая буханка хлеба - в отдельном пакете, сливочное масло - в твердой коробке, для сахарного песка потребуется банка с крышкой и т. д.

Полезно также объяснить, какие конкретно продукты надо покупать. Так, был случай, когда мальчик вместо риса приобрел более дешевый рисовый продел. Вместо сливочного масла как-то купили маргарин, а вместо сдобных печений - семь килограммов несладких галет и «бетонных» сушек. Со временем выявляются люди, которым можно доверить наиболее сложные покупки. При распределении продуктов надо учитывать индивидуальные особенности человека: так, есть дети, склонные все время садиться на свой рюкзак вне зависимости от того, что в нем лежит. Можно ли доверить им покупать и нести в рюкзаке печенье?

п) Выдайте и запишите общественное снаряжение.

р) Если надо, договоритесь заранее о ремонте общественного снаряжения.

с) Проведите занятие по правильной укладке рюкзака для новичков.

т) Сообщите, что купание в холодной воде дозволяется только при письменном разрешении родителей. («Прошу разрешить купаться в холодной воде моему сыну, Васе Иванову, 01.05.2003. Иванов А.А. Подпись»). Иногда дети, не имеющие записок, просят их усыновить, но мы соглашаемся очень редко.

у) Соберите заранее данные о состоянии здоровья детей. В дальние походы мы собираем записки от родителей: «Мой сын, Вася Иванов, по состоянию здоровья может принимать участие в многодневном турпоходе. Непереносимости медикаментов нет (или есть, тогда надо написать какие). Плавать умеет (не умеет). 01.06.2003. Иванов А.А. Подпись»

Андрей Тарчевский, учитель физики, инструктор по туризму,

Наталия Жарикова, учитель биологии, заместитель директора лицея №14 города Жуковского Московской области

www.ug.ru

отдых, осуществляемый с разными целями

  Современная туристическая инфраструктура имеет возможность предложить гостям из разных стран мира невероятно широкий выбор услуг, направленных на обеспечение самого лучшего, разнообразного и запоминающегося отдыха. Организация международного туризма по всей стране – задача ведущих туроператоров, которую они должны выполнять быстро и качественно.

  Экономическая составляющая туризма

  Организация туризма является серьезным экономическим фактором, приносящим в бюджет страны стабильный и регулярный доход. Гости из других стран (и их платежеспособность) способствуют пополнению государственного дохода, благодаря чему международный туризм называется туризмом активным. Или же напротив, выезд большого количества туристов из страны проживания, гарантирует отток финансов, что называется туризмом пассивным.

  Классификация отдыха

  Международный туризм  обычно классифицируется по тем целям, которые ставят перед собой его участники. Основным направлением считается организация путешествия с целью отдыха и (или) развлечения. Такие поездки – основная часть международного туризма, объединяющая поездки оздоровительные, спортивные, познавательные или любительские. Как показывают исследования, основными направлениями такие поездок являются поездки к солнцу и морю. Очень часто развлекательный туризм включает  себя посещение некоторых достопримечательностей, знакомство с культурой и историческим развитием той страны, которую посещают туристы.

  Вторым крупным видом туристической инфраструктуры является организация туризма с деловыми целями. В основном такие поездки осуществляются по служебной надобности – это участие в съездах, конференциях, собраниях и конгрессах. Кроме того, участниками делового туризма являются водители-дальнобойщики, коммерческие агенты, гиды туристических агентств и стюардессы, которые выполняют обычно свои профессиональные обязанности за пределами страны своего проживания.

  Помимо всего прочего, организация туризма может подразделяться на индивидуальные и групповые виды отдыха. Международный индивидуальный туризм подразумевает одновременное совершение поездки за пределы страны проживания от одного до пяти путешественников. Групповые поездки включают в себя организацию отдыха для шести и более человек. Последние обычно организовываются в том случае, если планируется путешествие археологическое, историческое или искусствоведческое, то есть, те, которые объединяют интересы многих людей, или же поездки с целью активно отдохнуть – горнолыжные или сафари.

  Международный туризм может также условно подразделяться на коммерческий и социальный. Организация туризма коммерческого происходит для того, чтобы привлечь в страну прибыль, в то время как социальный отдых гарантирует возможность совершить путешествие для лиц, не слишком хорошо обеспеченных. Таковыми являются школьники, студенты, инвалиды и пенсионеры.

  Формальностей не избежать

  Международным туризмом называются такие поездки, которые с туристическими целями осуществляются за пределы страны проживания путешественников.  Организация обслуживания туристов в этом случае требует выполнения некоторых условий, в частности, оформления выездных документов, взыскание с туристов во время выезда и въезда определенных налогов, пошлин и сборов, введения некоторых ограничений на обмен валюты и медицинский осмотр.

  Эти формальности необходимы, так как международный туризм значительно отличается от внутреннего, в первую очередь необходимостью пересечения границ, сменой денежной системы, преодолением языковых барьеров и прочих деталей.

fb.ru

Англия – страна уникальных достопримечательностей

достопримечательности Англии

Англию не назовёшь раем для туристов – в том смысле, что солнечных дней здесь относительно мало, а море далеко не такое тёплое, как в Испании, Италии или Греции, не говоря уже о южных странах. Тем не менее, в Англию стремятся туристы со всего мира: отдых здесь считается весьма престижным, а уровень сервиса – очень высоким.

Туристическая инфраструктура развита по всей стране: много комфортабельных отелей и известных лечебных курортов, а сеть английских автомобильных дорог считается самой развитой в Европе. Железнодорожное сообщение тоже развито высоко: после Германии Англия занимает 2-е место в мире, так что путешествовать здесь легко и приятно – при этом можно посетить те места, которые давно хотелось, и увидеть достопримечательности, о которых мы слышим с детства. Кстати, добираться до Великобритании тоже легко, и дешевле всего лететь самолётом; можно и на поезде, и на автомобиле – через Ла-Манш есть и автомобильная, и железнодорожная переправа, - но так будет дороже; из многих европейских стран в Англию ходит паром, но и в этом случае авиаперелёт в целом обойдётся дешевле. К тому же рейсы в Лондон регулярно совершает большинство известных авиакомпаний – этот город считается одним из важнейших центров авиатранспорта, так что самолёт в этом случае - самый выгодный вид транспорта.

В Англии проводится много спортивных соревнований, и учебных программ здесь тоже немало – желающие могут не только отдыхать, но и сразу же обучаться языку или другим наукам – на этот случай разработано много специальных курсов. Развитая культура Англии и её богатейшая история тоже не могут не привлекать туристов – о британских музеях знает весь цивилизованный мир.

Достопримечательности Англии: Лондон

О Лондоне надо писать отдельно, но нельзя не посетить Британский музей, Вестминстерское аббатство и Букингемский дворец, Собор Святого Павла и Национальную Галерею – одно из крупнейших собраний живописи в мире.

Символ Великобритании – Биг Бен, в Лондоне тоже невозможно не заметить, хотя мало кто знает, что так называется не сама башня, и даже не знаменитые часы, самые точные в стране – Биг Беном называют второй по величине в Англии колокол, установленный на башне в 50-е годы XIX века; его отливкой руководил сэр Бенджамин Холл – считается, что колокол носит его имя.

достопримечательности Англии

Музеев в Лондоне больше 30, а театров – более 80; кроме этого, есть ещё много исторических мест, а также великолепных и роскошных магазинов; ночные же клубы Лондона притягивают, как магнитом, не только известных тусовщиков и стильную молодёжь, но и звёзд мировой величины – здесь для всех найдутся развлечения по вкусу, будь то зажигательная вечеринка, или солидный клуб. Проблем с ночным передвижением, как в Москве, в Лондоне нет – там ходят специальные ночные автобусы, мест в которых хватает на всех.

О провинциальных достопримечательностях Англии рассказывают реже - их тоже великое множество, но мы попробуем их хотя бы коротко перечислить.

На востоке страны есть древний город Линкольн: на его месте в начале I тысячелетия н.э. располагался знаменитый Девятый легион римлян – там даже сохранилась построенная ими арка, через которую сегодня можно въехать в этот город.

В средние века Линкольн процветал – им дорожил Вильгельм Завоеватель, и сегодня уникальность города выражена, прежде всего, в его отлично сохранившейся средневековой планировке, разрозненной и неупорядоченной: в ней смешиваются античный, романский, готический, классический и другие стили и направления, но главными достопримечательностями считаются укреплённый замок, построенный по приказанию Вильгельма I, и Собор Девы Марии, в течение 2-х с половиной веков после постройки считавшийся высочайшим сооружением в мире – он выше, чем пирамида Хеопса.

Город Дарем находится на полуострове у реки – он был задуман, как оборонительное сооружение, а сегодня его называют «северной жемчужиной» страны. Здесь тоже есть уникальный в своём роде средневековый собор и замок, также построенный при Вильгельме I, а Даремский университет является одним из старейших в Великобритании после Оксфорда и Кембриджа – сегодня здесь готовят специалистов высокого класса. Кстати, можно посетить и эти университетские города – здесь можно близко познакомиться с самыми древними английскими традициями и достопримечательностями; обязательно стоит побывать и в Стратфорде-на-Эйвоне - посетить шекспировский музей и Королевский театр.

Говоря об Англии, нельзя не вспомнить о Стоунхендже – древнейшем сооружении, назначение которого не выяснено учёными до сих пор; однако, чем бы ни был Стоунхендж – кельтским храмом, древнейшей обсерваторией или созданием инопланетных пришельцев, он не перестаёт вызывать интерес во всём мире уже на протяжении многих столетий, с тех пор как его начали исследовать – а впервые это произошло ещё в XVII веке.

достопримечательности Англии

Удивительная местность – Нортумберленд, в последние годы стала привлекать внимание туристов, хотя это графство нельзя назвать политически значимым для страны: оно заселено слабо – немногим более 60 человек на 1 кв. км, и основной статьёй дохода здесь до недавнего времени было сельское хозяйство. Возможно, этим оно и привлекает: здесь много нетронутой природы, которую особенно любят художники, приезжающие в Нортумберленд специально, чтобы писать свои пейзажи. У графства древняя история: поселения людей здесь были ещё в бронзовом и железном веке; здесь же находится знаменитая стена Адриана, а также множество замков и мест, где много веков назад происходили кровопролитные сражения. Хотя через Нортумберленд не проходят автомобильные дороги, здесь бывает много туристов: в год около 50 000 иностранцев и более 1 млн. жителей Великобритании. Традиции графства уникальны: только здесь можно увидеть танец с рэпперами – особыми мечами из гибкой стали, и услышать местную волынку, отличную от шотландской; местность также имеет собственную ткань – тартан, рисунок которой не имеют права воспроизводить в других местах – разновидностью тартана является знаменитая «шотландка».

Вообще о Шотландии и Уэльсе рассказывать надо отдельно, но и о той части королевства, которую называют Англией, невозможно рассказать в короткой статье.

Одним из красивейших мест Англии считается Котсуолдс – местность, расположенная на холмах, и считающаяся самой обширной зоной естественной красоты в Великобритании. Среди холмов и скал много парков и садов, больших и маленьких, и настоящие английские деревни; гряда холмов тянется около 100 км в западной части Центральной Англии, а на северо-западе обрывается крутым уступом. В Котсуолдсе кругом раскинулись зелёные луга, вересковые пустоши и буковые леса; здесь разводят много скота – это основная отрасль местной экономики.

Озёрный край – Лейк Дистрикт, вдохновил немало художников, писателей и поэтов, и продолжает вдохновлять до сих пор. Край находится на географической границе Англии и Шотландии; между крутыми, хотя и невысокими, горами лежат зелёные долины, а озёра не похожи одно на другое, так что бродить здесь не надоедает никогда. В 1951 году эта местность была объявлена национальным заповедником, считающимся сегодня самым посещаемым в Англии – всего в стране таких заповедников 14.

В графстве Шропшир тоже много холмов – они занимают около ¼ его площади, а вот людей здесь мало, хотя находится эта местность почти в центре Великобритании. Это графство тоже считается зоной природной красоты; местность вокруг ущелья Айронбридж, недалеко от города Телфорда, внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это ущелье считается уникальным памятником индустриальной революции: здесь находится музей под открытым небом, и всё сохранилось, как в XVIII веке – фабрики, шахты, железные дороги, жилые и общественные постройки, и чугунный мост через реку Северн, самую длинную в Великобритании – первый в мире мост из металла.

Англия – страна с богатейшей историей и культурой, и достопримечательностей в ней сотни – только в Лондоне есть около 25 таких, которые известны всему миру – жители разных уголков Земли с детства мечтают их увидеть. Сегодня эта страна не так далека от нас, как раньше – современное транспортное сообщение сделало близкими любые точки планеты, поэтому лучшим способом знакомства с Англией, её знаменитыми традициями и культурой будет её посещение - а начать можно с небольшого экскурсионного тура.

Гатаулина Галина для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна

www.inflora.ru

Восточное гостеприимство. Традиции и правила гостеприимства в Средней Азии. Как вести себя в гостях

 

«Если нету угощения никакого,скажи гостю хоть ласковое слово».Казахская пословица.

На Востоке бедный путник иль богатый гость, независимо от возраста, пола и национальности, всегда найдет доброго хозяина, который его приютит, угостит горячим чаем, накормит лучшим из того, что есть, и положит ночевать на самое удобное место. Если странник потерялся, ему обязательно укажут путь, напоив чаем. Читая дневники путешественников прошлых веков, часто можно встретить такие слова: «…В какой бы дом мы не заходили, там нам были рады и угощали чаем». Не отличаются отзывы и нынешних туристов, путешествующих автостопом по Средней Азии: «Там, где мы остановились, была большая многодетная семья. Было видно, что еда у них не изобилует и места ночлега не королевские. Но несмотря на то что о нас они знали только, что нам негде переночевать, нас накормили лучшей едой и положили на лучше места, пусть даже и на полу на мягких матрасах (курпачах), но Восток есть Восток». Цитаты приведены из реальных источников.

Считается, что каждый человек приходит в дом по воле Аллаха. Угадать, добр незнакомец или нет, невозможно, поэтому следует принять каждого, дабы не прогневать тем самым Аллаха. В Узбекистане люди верят, что нужно любого гостя пускать в дом и всячески показывать свое гостеприимство, потому что в облике незнакомца к человеку может постучаться сам Аллах. Немифическим примером благого восточного гостеприимства были годы Великой Отечественной войны, когда семьи Средней Азии брали к себе совсем незнакомых людей, просто тех, кому нужна была помощь, и делили с ними последний кусок хлеба. Но эти правила гостеприимства были зарождены в сердцах коренного народа много веков назад и сохранились в современной жизни практически неизменными.

Если Вы приедете погостить в Среднюю Азию, советуем Вам заранее узнать более подробно о восточном гостеприимстве, которое отличается особым теплом и добром. Это не только расширит Ваш кругозор, но и поможет не задеть чувства коренного народа.

Одно из главных правил - обязательно следует здороваться с соседями, особенно если вы встретились в узком пространстве (лифт, коридор, очередь, узкая улочка в махалле и пр.) и встречный человек старше Вас. Если Вы уже знакомы, хотя бы немного, шапочно, то при приветствии следует поинтересоваться, как дела, как здоровье, как семья, работа. Но нужно помнить и о том, что эти вопросы будут неуместны, если беседующие разного пола и замужние/женатые, и тем более не стоит проявлять какие-либо черты флирта. При приветствии следует сделать небольшой, еле заметный поклон, кивок головой, при этом приложить руку к груди. Поэтому, если с Вами поздоровался незнакомый Вам человек или ребенок, пробегающий мимо, не удивляйтесь и не напрягайте память, вспоминая, где Вы с ним познакомились, просто ответьте добрым приветствием.

Отдельной главой в восточном гостеприимстве можно выделить поход в гости или приглашение гостей к себе. Узбекская пословица гласит: «Гость дороже отца» («Принимай гостя лучше, чем собственного отца»). В гости принято идти с гостинцами, гости шумною толпой идут с угощениями, которые, завернутыми в большие скатерти, несут на подносе или в эмалированном тазу. Каждая хозяйка хочет показать свои кулинарные вкусности, и после окончания праздника заполняет ответными гостинцами ту посуду, с которой пришел гость, - пришедший с гостинцами никогда не уйдет с пустыми руками!

Постарайтесь в гости не опаздывать и придти к назначенному часу. В большинстве случаев мужчины и женщины собираются раздельно, в разные часы, особенно в знаменательные даты - свадьба, обрезание, похороны, либо в разных комнатах, если повод сбора не столь значителен и многолюден. Все застолья начинаются с короткой молитвы, а дальше -бесконечное число сладостей, десятки чайников, горячие блюда и снова фрукты и сладости с чаем! Встают из-за стола с кратким молитвенным благодарением.

Подобные совместные застолья - это гораздо больше, чем просто совместное употребление пищи. Это обряд мира и дружбы - отведать хлеба (лепешки) в доме врага, означало, что вражда окончена. Также совместные трапезы - это заключение договоров между семьями (свадьба детей и прочее).

Если Вас пригласили поесть из одной тарелки (к примеру, большой ляган плова), значит, Вас приняли в свой круг, Вам доверяют. Люди в таком кругу называются «хам товок» («общее блюдо»). Интересный нюанс существует, к примеру, у узбеков. Если «собрание обедающих» велико, люди группируются по четыре человека и им подают одно большое блюдо. Такое блюдо называется «инок-товок» - «блюдо братства, дружное блюдо» (в разных регионах это название может звучать чуть по-разному).

В давние времена считалось, что значимый человек, ученый или священник, прикоснувшись к пище, передаёт свою силу, и если то, что он оставит, доедят дети, то им передастся его сила и благодать. Также свято относились и к обычному гостю - остатки его пищи хозяин должен был доесть. Однако сегодня культурный прогресс полностью искоренил эти поверья. Исключения могут составлять только семьи - старообрядники.

На вопрос: «Где и когда зародилось восточное гостеприимство?» - единогласного и общепризнанного ответа нет. Приверженцы мусульманства скажут, что это было предписано Мухаммедом, и будут правы. Традиции гостеприимства могли пойти от суфиев - в суфизме человеколюбие являлось одной из основополагающих истин.

Есть мнение, что восточное гостеприимство началось с указа Чингизхана. В годы своего властвования он приказал жителям беспрекословно принимать у себя дома воинов из его армии, любого страждущего путника и каждого незнакомого гостя. За неисполнение указа провинившегося человека жестоко наказывали - его привязывали к лошадям и заставляли их бежать в разные стороны. Надо признать, жестокая смертная казнь. Подобная казнь описана в нескольких легендах, к примеру, про крепость Гульдурсун, значит можно предположить, что подобный вид наказаний действительно существовал. Подлинного письменного указа Чингизхана и даже копий о том, что каждый хозяин должен принимать гостя, не сохранилось, а это значит, что это могло быть именно так, но могло и не быть. Попробуем рассудить вместе, «прогулявшись» в историю Средней Азии.

Приказ властвующего в большинстве случаев соблюдался беспрекословно - это факт, страх наказания и почитание властителя делали свое дело. Даже существует такая легенда: «Пришли жители к хакиму (что-то вроде мэра в современном понимании) подать платить. Тот с народом побеседовал, заодно и спросил, что, мол, вас беспокоит, всё ли нравится, всем ли довольны. На что те ответили: «Зима нам не нравится, холодная, аж два-три месяца стоит». И взмолились к хакиму: «Напиши такой указ погоде, чтобы она не была холодной». Посмеялся хаким, но просьбу выполнил. И ушли жители, удовлетворенные своим походом. На следующее лето жители жили беззаботно, не делая зимних запасов и не утепляя жилища в зиму. Холода, как им и положено, пришли. Долго люди показывали небу указ, но оно не подчинялось…». Отсюда вывод, что народ в те времена беспрекословно относился к указам и действительно мог послушаться указа о «гостеприимстве» и исполнять его.

Мог ли Чингизхан издать такой «гуманный» указ, в то время как сам он разрушал города (Самарканд, Ходжент, Термез, Балх и многие другие), а жителей убивал или порабощал? Хотя также известен тот факт, что в войсках Чингизхана была образцовая дисциплина, поэтому, всё может быть. Возможно, изначально этот указ подразумевал обязательный радушный прием его воинов в каждом встречном доме, и лишь затем люди стали принимать у себя любого нуждающегося путника.

Но вряд ли этот указ мог иметь место во времена Чингизхана. Задолго до его завоеваний на территории Средней Азии население объединялось в сельские общины, что уже само собой подразумевает, что всё общее и равное. Возможно, корни восточного гостеприимства уходят именно в те давние времена. В последующем появились торговые караваны, одиночные купцы, которые в дороге часто нуждались в ночлеге, воде и пище.

К миру и добру во все времена призывали многие восточные мыслители (до и после Чингизхана) - это Абу Райхан Беруни, Абу Абдаллах Хорезми, Фитрат, Абу Али ибн Сина: «Нет, не дело вражда. В добром мире живете народы, Дружба - дело людей, славить дружбу строкой - моё дело», и многие, многие другие.

Какая из версий является правильной - сейчас это уже не столь важно, достаточно посмотреть в добрые глаза белобородого аксакала или на детвору, которая обязательно с Вами поздоровается. Разве возможно «зародить» доброту по приказу? Самый главный фактор восточного гостеприимства - это воспитание. Здесь за младшего всегда в ответе старший, здесь все дети знают, что к любому, кто старше его хотя бы на несколько лет, нужно обращаться с уважением и на «вы», в том числе и к родителям, а нуждающемуся в помощи - обязательно помочь.

Восточное гостеприимство - это, прежде всего, добро и взаимоуважение. И этими золотыми устоями восточного бытия всегда славился коренной народ Средней Азии.

Надежда Савицкая

 

Фотографии:

смотреть все фото »»

 

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

www.centralasia-travel.com