как называется буддийский храм? Буддийская церковь


Буддийский храм - это... Что такое Буддийский храм?


  • Буддха Йодфа Чулаоке
  • Буддха Лэтла Нафалай

Смотреть что такое "Буддийский храм" в других словарях:

  • Буддийский храм —       (Приморский проспект, 91), памятник архитектуры. Построен в 1909 15 архитектором Г. В. Барановским по инициативе далай ламы и при консультации учёных востоковедов и художников В. В. Радлова, С. Ф. Ольденбурга, Ф. И. Щербатского, Н. К.… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Буддийский храм в Белграде — Калмыцкий храм в Белграде, начало 1944 года Калмыцкий буддийский храм в Белграде (серб. Калмички будистички храм у Београду) исторический храм, действовавший в 1928 1944 годах и обслуживавший духовные нужды калмыцких эми …   Википедия

  • Буддийский храм в Санкт-Петербурге — Монастырь Гунзэчойнэй Санкт Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» …   Википедия

  • Буддийский храм (Белград) — Калмыцкий храм в Белграде, начало 1944 года Калмыцкий буддийский храм в Белграде (серб. Калмички будистички храм у Београду) историче …   Википедия

  • Буддийский храм Фос-ду-Игуасу — Буддийский храм в муниципалитете Фос ду Игуасу штата Парана (Бразилия) построен усилиями китайской диаспоры в 1996 году. Вокруг храма расположено множество статуй, выполненных в традиционном китайском стиле …   Википедия

  • буддийский храм в санкт-петербурге — первый в Европе будд. храм, построенный в 1910 1915 на средства, собранные верующими бурятами, монголами и калмыками, а также пожертвованные главой Тибета далай ламой XIII. Решение о строительстве храма в столице Российской империи было принято в …   Буддизм

  • Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй» — Координаты: 59°59 …   Википедия

  • Буддийский дом во Фронау — Буддийский дом во Фронау(2006) Буддийский дом во Фронау (нем. Das Buddhistische Haus)  самы …   Википедия

  • Храм Хунло — Храм монастырь (寺 сы) Храм Хунло 红螺寺 Страна КНР Город Пек …   Википедия

  • храм — а; м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древнерусские храмы. Храмы Московского Кремля. Буддийский х. Х. богини Дианы. Дорога к храму (о возвращении к религиозным духовным ценностям). 2. кого чего. Высок …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

как называется буддийский храм? - Полезная информация для всех

В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы, принадлежавшие различным сектам. Эти храмы сами по себе становились произведениями зодчества и центрами многих искусств архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства. Само место для храма выбиралось по строгим законам геомантии: во-первых, оно должно было быть средоточием благоприятных сил, во-вторых защищать город (или резиденцию императора, сегуна или дайм владетельного князя) от неблагоприятных потусторонних демонических воздействий. Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. Храмовый ансамбль с окружающим его садом, где весной цвели бело-розовые сакуры, летом пышные цветы, осенью алели клены, а зимой все было подернуто сверкающим инеем, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление, словно они воочию лицезрели небесную страну Сукхавати, Чистую Землю Будды Амиды, одного из главных персонажей буддийского культа. Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бдоин с окружающим его пышным садом и озером.

В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды (тоо) , колокольня (сороо) , зал для проповедей (коодоо) , библиотека (хранилище рукописей кодзоо) , зал для медитаций на сутрах (хоккэдо) ; помещение-жилище монахов (сообоо) и трапезная (дзикидоо) . Пагода является самым высоким сооружением на территории храма, архитектурной доминантой всего района или даже города. Пагоды возникли в древней Индии они служили напоминанием о Будде Гаутаме Шакьямуни. Согласно древней легенде, когда Будда собирался покинуть этот мир и уйти в нирвану, его опечаленные ученики попросили оставить им какое-нибудь напоминание о нем. И Будда тогда перевернул свою чашу для собирания подаяния и сказал, что это и будет напоминанием. Древние индийские пагоды (ступы) действительно имели форму перевернутой вверх дном чаши, в фундаменте которой замуровывали буддийские реликвии, части тела самого Будды или его учеников, священные писания, драгоценности и т. д. В Китае (а впоследствии и в Японии) буддийские пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш, постепенно уменьшающимися в размерах по направлению вверх. Через всю башню изнутри проходит ее главная опора высокая и массивная деревянная, колонна, насквозь пронизывающая все сооружение: внизу, под фундаментом, она упирается в базовый камень (он же реликварий) , а вверху образует высоко возносящийся над последней крышей декоративный шпиль. Со всех сторон храмовый комплекс окружает глиняная стена с величественными воротами с каждой стороны света. Главные здания храмов (кондо или хондо) были украшены настенной живописью (клеевыми или лаковыми красками) , живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими канонические образы буддийской иконографии: будды, бодхисатвы (грядущие будды) и боги-хранители буддизма, гневные и благостные, а также буддийские святые. Буддийская скульптура деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Интерьер храма, наполненный величественными фигурами, запечатленными в позах медитативной сосредоточенности (или, наоборот, в эксцентричных боевых стойках, с яростными оскаленными лицами) вызывал у паломников благоговейный трепет.

info-4all.ru

Буддийские храмы и монастыри - это... Что такое Буддийские храмы и монастыри?


  • Буддизм и гомосексуализм
  • Буддха Лэтла Набхалай

Смотреть что такое "Буддийские храмы и монастыри" в других словарях:

  • Буддийские храмы и монастыри Монголии — Содержание 1 История 2 Типология монастырей 2.1 Морфология …   Википедия

  • Храмы Санкт-Петербурга — Храмы Санкт Петербурга  список культовых сооружений Санкт Петербурга  православных, католических и протестантских соборов, церквей и часовен, а также синагог, мечетей, дацанов и другое. В Санкт Петербурге 268 конфессий и… …   Википедия

  • Буддизм в Казахстане — Буддизм …   Википедия

  • Буддизм в Бирме — Буддийский монах В Бирме (Мьянма) распространено несколько школ буддизма Тхеравады, небольшое количество проживающих в Бирме китайцев практикуют Махаяну. К буддистам относят себя 90 % населения Мьянма. В первую очередь это бирманцы, моны, шаны,… …   Википедия

  • Буддизм в Мьянме — Буддийский монах В Мьянме (бывшая Бирма) распространено несколько школ буддизма Тхеравады, небольшое количество проживающих в Мьянме китайцев практикуют Махаяну. К буддистам относят себя 90 % населения …   Википедия

  • Буддизм в Китае — Содержание 1 История проникновения буддизма 1.1 Первые сведения о буддизме в Кита …   Википедия

  • Буддизм в Туве — Буддизм в России …   Википедия

  • Буддизм Японии — Буддийский храм в Японии Буддизм в Японии самая распространённая религия, охватывающая большинство населения. Буддизм в Японии неоднороден. За всю полуторатысячелетнюю историю в Японию пришли и сформировались многочисленные буддийские школы и… …   Википедия

  • Китайский буддизм — Содержание 1 История проникновения буддизма 2 Развитие буддизма 3 Современное состояние буддизма …   Википедия

  • Эрдэни-Дзу — Монастырь Эрдэни Дзу Эрдэнэ Зуу (Лхундубдэченлин) тиб. ལྷུན་གྲུབ་བདེ་ཆེན་གླིང་ …   Википедия

dik.academic.ru

Буддийский храм (Белград) - это... Что такое Буддийский храм (Белград)?

Калмыцкий храм в Белграде, начало 1944 года

Калмыцкий буддийский храм в Белграде (серб. Калмички будистички храм у Београду) — исторический храм, действовавший в 1928—1944 годах и обслуживавший духовные нужды калмыцких эмигрантов, бежавших от Гражданской войны в России. В его постройке участвовал Эренджен Хара-Даван. Храм был частично разрушен во время Битвы за Белград и через несколько лет снесён.

Часто называется «первым буддийским храмом в Европе» и во всяком случае входит в число самых первых в Европе храмов тибетского буддизма наряду с буддийским храмом в Санкт-Петербурге, если не учитывать собственно калмыцкие хурулы на территории Калмыкии.

История

Первые белоэмигранты — калмыки-казаки прибыли в Сербию через Турцию в 1920 году. Среди эмигрантов был ряд представителей высокого духовенства, в том числе багши хурула Платовской станицы Манчуда Буринов и багши Денисовской станицы Санджи Умальдинов.

Значительная группа калмыков — несколько сотен человек — поселились в конце года на окраине Белграда в селе Мали Мокри Луг (современная община Звездара). Это была самая крупная колония калмыков в Европе. В сентябре 1923 калмыки открыли первый буддийский храм в арендованных помещениях в непосредственной близости от штаб-квартиры их ассоциации, и доверили его попечению трех монахов во главе с бакшой Гави-Джимбой (Манчудой) Буриновым. В 1925 году они переехали в другой дом, так как первый был слишком мал для проведения служб. С этого времени появляются документы о финансовой поддержке со стороны местных властей.

В ряде случаев калмыцкие лидеры обращались за помощью к властям. Так, в 1925 они попросили Министерство по делам религии о финансовой помощи. Копия этого письма была направлена Патриарху Сербской православной церкви Димитрию. Имеется сочувственное письмо Патриарха в Министерство, где он призывает Министерство помочь калмыкам.[1]

Первая публикация о калмыках в Белграде и их временном храме была опубликована в Zeitschrift für Buddhismus '1924/25 - Munchen 1925, вып. 2, p. 2, p. 388 на немецком языке. О мартовской храмовой церемонии 1927 года написал Джон Принс, глава миссии США в Югославии, в журнале "American Anthropologist" (1928). Позже его статья была заново опубликована в "Fragments from Babel" (Columbia University Press, New York, 1939).

В 1928 году Ассоциация калмыков предприняла шаги, чтобы построить постоянное место поклонения. В декабре 1929 храм был торжественно открыт.

До постройки постоянного храма, в 1928, умер первый глава калмыцкого духовенства в Белграде бакши Манчуда Буринов, и его место почти на весь период существования храма занял Санджи Умальдинов (1882—1946).

Сбором средств на постройку постоянного здания храма занимался полковник Абуша Алексеев, президент строительного управления (и президент Ассоциации калмыков), и его помощник и секретарь Эренджен Хара-Даван. Денежные пожертвования шли от калмыков по всей Европе. Здание было построено за несколько месяцев во многом благодаря бесплатному труду калмыцких строителей.

Наиболее значительную помощь храму на этом этапе оказал белградский коммерсант Милош Ячимович (1858—1940), выделивший участок принадлежавшей ему земли (примерно 530 кв. м.) под строительство храма. Он также подарил калмыкам 10 000 кирпичей и более 7 500 досок, цемент и другие материалы. Эта щедрая помощь привлекла к храму внимание других обеспеченных представителей сербского общества, среди которых были и члены королевского дома.

Построенное в результате здание могло вмещать до 150 человек.

В декабре 1929 года буддийский храм в Белграде был торжественно освящён. Освящение возглавлял бакша Намджал Нимбушев, приехавший по этому случаю из Парижа.

Храм вскоре стал популярной достопримечательностью Белграда как для сербов, так и для иностранцев. В 1930 году он был отмечен в Путеводителе по Белграду, а годом позже улица, на которой он стоял, была переименована в Буддийскую улицу (серб. Будистичка улица, ныне Будванска).

Новость о храме широко распространилась в буддийском мире, и с ним установили контакты Общество Маха Бодхи, Гималайский институт Николая Рериха и другие международные буддийские организации. В 1930 году Н. К. Рерих подарил монастырю старинную тибетскую танку. На 1944 год в монастыре было уже 16 танок.

Храму длительное время не хватало храмовой статуи Будды. Её предоставила Япония в 1934 году, после обращения главы эмигрантов в Югославии к послу Японии в Румынии. Вскоре из Токио пришёл груз, содержавший большую статую и ряд ритуальных принадлежностей.

Храм служил калмыкам для заключения браков, проведения панихид и других социальных нужд, что ярко отличало этот храм от собственно тибетских. Здесь же появилась воскресная школа, где проводились занятия по калмыцкому языку и буддизму. В то время Религия была обязательным школьным предметом, и калмыцких школьников отправляли в храм для уроков по буддизму, откуда они возвращались в школу с оценками, проставленными ламой.

В 1935 году состоялась реконструкция, призванная увеличить внутреннее пространство храма.

Калмыцкая колония в Белграде прекратила своё существование в конце Второй мировой войны, когда калмыки, боясь преследований Советской Армии, бежали в Германию, а затем в США и страны Западной Европы (в первую очередь во Францию).

Закрытый храм сильно пострадал во время битвы за Белград (октябрь 1944), была разрушена верхняя часть крыши («Башня»). Некоторое время здание служило домом культуры и помещением профсоюзной организации, а несколько лет спустя было разрушено, и на фундаменте храма было воздвигнуто новое двухэтажное здание.

Ссылки

Библиография

  • John D. Prince: "A Note on Kalmucks in Belgrade", American Anthropologist (1928), pp. 341-345
  • Hemut Klar: "Kalmucks and the Wheel", London, The Middle Way, 29, 3, 1954;
  • Helmut Klar: "Die Kalmücken und ihr Tempel in Belgrad und München", Bodhi Baum, 5, 1, 1980;
  • Борманшинов, Араш. Первый буддийский храм в Европе. Журнал Шамбала, Элиста, No 5-6/, 1997.
  • Josip Suchy: "Na obisku pri budistih", Jutro, br.171, 1932.
  • Stevan Popović: "Beogradski Kalmici", Beograd, Beogradske opštinske novine, br.12,1939.
  • Olga Latinčić: "Budistički hram u Beogradu", Arhivski pregled, Beograd, 1-2/1982
  • Zmago Šmitek: "Kalmička zajednica u Beogradu", Kulture Istoka, 25/1990
  • Toma Milenković: "Kalmici u Srbiji (1920 -1944)"; Beograd, 1998.

Примечания

dic.academic.ru

Храмы Будды

храмы будды

Буддизм. Религия без божеств. Буддизм – это самоконтроль. Очищение ума и развитие благотворных качеств.

Буддизм практикует отречение от мирского, но все же имеет вполне земные, осязаемые формы. Приобщиться к ощутимой, материальной стороне буддизма и своими глазами убедиться в величии религии можно во время посещения самых известных Храмов Будды.

Желтый: Будда, ожидающий достижения Нирваны

В Бангкоке вообще не один храм Будды. Но именно этот храм – Храм лежащего Будды, или Wat Phra Chetuphon – является одним из старейших. Статуя Будды, возлежащая, согласно названию, в ожидании Нирваны, имеет длину 46 метров и покрыта золотой краской. Желтый как символ отречения от мирского используется в отделке всего храма.

Даже стоящие на территории Храма статуэтки Будды прихожане покрывают позолоченной фольгой, отчего все окружающее кажется сияющим. Вероятно, именно такое ощущение всеобщего сияния и возникает при переходе в Нирвану.

Зеленый: цвета изумруда

Зеленый – цвет пребывания в покое, тишине и равновесии. Именно за этими чувствами и направляются паломники в Храм изумрудного Будды в Бангкок. Сам Будда, естественно, зеленого цвета (из зеленого камня жадеита), не отличается исполинским ростом своего лежащего собрата, но по значению ни в чем ему не уступает. Многие путешественники с восторгом отзываются о том состоянии покоя и умиротворения, которое возникает при взгляде на зеленого Будду. Возможно, поэтому количество желающих посетить этот Храм никогда не уменьшается.

Белый: нефрит и мрамор

Белый принято считать символом просветленного ума, чистоты и спокойствия.

Храм Нефритового Будды был построен в Шанхае в 1882 году. Этот храм обязательно стоит посетить поклонникам архитектуры Китая. Архитектура постройки, по общему мнению специалистов, относится к классической китайской, в цветовом решении преобладают любимые монахами-буддистами желтые цвета. Почти двухметровая статуя Будды выполнена из нефрита белого цвета и украшена драгоценными камнями. К сожалению, съемка в зале с Нефритовым Буддой строго запрещена, что компенсируется возможностью приобретения миниатюрных изображений Будды в ближайших магазинчиках.

Храм большого Будды на Пхукете строится исключительно на пожертвования. Что удивительно, буддисты действительно оказались свободны от излишней привязанности к материальным благам. Чего стоит одна храм большого будды только статуя Будды из мрамора, в высоту 45 метров!

Клык Будды

Неизвестно, как бы отнесся сам Будда к тому, что во время торжественной церемонии погребения у него изъяли верхний левый клык. Зуб побывал в волосах принцессы, был спасен от уничтожения бесчисленное множество раз, и в итоге обосновался в двухэтажном высоком хранилище в Храме Зуба Будды в Канди.

Скромность внешнего оформления стен храма, преобладание белого цвета компенсируется богатым убранством внутренних покоев с многочисленной резьбой, вставками из дерева и кости.

 

womanadvice.ru

Первый буддийский храм в Москве

До 1991 года в Москве в основном действующими были православные церкви, но со вступлением в силу закона Конституции о вероисповедании, который во времена Советского Союза действовал только на бумаге, все в корне поменялось.

Теперь в столице Российской Федерации службы проводятся не только для православных христиан, работают синагоги и мечети, а вскоре будет построен первый буддийский храм в Москве. Это по-настоящему многонациональный город, где мирно соседствуют разные конфессии.

Община буддистов

Республик, входящих в состав Российской Федерации и исповедавших буддизм, много. К ним относятся Калмыкия, Тыва, Бурятия, Алтайский и Забайкальский край, Иркутская область, что в общей численности составляет около 1 миллиона человек. Кроме перечисленных территорий, эта религия широко распространена в таких городах, как Санкт-Петербург, Самара и Москва, где ее приверженцы образуют общины, объединявшие сотни человек.

буддийский храм в москве

Повторное развитие буддизма в России началось с 1990-х годов, когда верующим стали возвращать уцелевшие храмы и воздвигать новые. На сегодняшний день в стране представлено много школ: от японской дзэн и корейской сон до традиционных тибетских, а также направлений Махаяны и Тхеравада.

Хотя приверженцев буддизма, в сравнении с другими конфессиями, немного, он входит в четверку официальных религий России. В 2009 году впервые был организован и проведен в Москве форум, в рамках которого произошел разговор представителей различных школ о будущем развитии религии в стране. В настоящее время интерес к буддизму проявляют все больше людей разных национальностей, что привело к тому, что начато строительство буддийского храма в Москве, который объединит все школы под одной крышей.

Значение воздвижения комплекса

Видимо, концепции буддизма становятся близкими для многих россиян, так как число людей, принявших эту религию, неустанно растет. Необходимость в настоящем святилище, которое сможет вместить сразу несколько сотен человек, возникла давно.

Строительство буддийского храма в Москве является символом того, что у представителей разных направлений этой религии нет противоречий друг с другом, они могут проводить ритуалы под крышей единого для всех здания. Этот комплекс смогут посещать все, кто желает узнать больше об этой религии. Здесь планируется проводить семинары, лекции, выставки и обучение основным практикам.

Главной целью храмового комплекса станет укрепление духовных связей между людьми в рамках сотрудничества между собой различных буддийский школ.

Расположение объекта

В районе Отрадное возведены храмы основных религий России. Здесь есть православная церковь, мусульманская мечеть, синагога, а теперь планируется возвести первый буддийский храм в Москве. На самом деле это будет настоящий комплекс, против которого, к сожалению, выступали некоторые представители православных общин. Идея объединения в одном районе церкви всех четырех официальных религий России — это показатель того, что независимо от конфессий люди должны уважать религии друг друга и сосуществовать в едином пространстве.

строительство буддийского храма в москве

Первый буддийский храм в Москве (адрес: Нововладыкинский проезд, вл. 15) станет символом объединения верующих со всех концов страны, даже там, где есть только небольшие ее общины. Для них наличие храмового комплекса, в который можно совершить паломничество, чтобы провести духовные практики с представителями разных школ, является подтверждением признания этой религии на общероссийском уровне.

Его Святейшество Далай-лама благословил строительство, высоко оценив появление храма в регионе, где нет буддизма. Он дал будущему комплексу имя «Тубден Шедублинг», отметив, что тот должен стать центром, распространявшим учение Будды.

Храмовый комплекс: Основной храм

Задуманный как просветительский и культурный центр буддийский храм в Москве (фото ниже это демонстрирует) представляет собой несколько зданий, объединенных в единую композицию.

Общая площадь строительства составляет 2875 м2, из которых 1186 м2 займет сам комплекс, в который войдут:

  • культовое помещение, площадь которого составит 600 м2;
  • конференц-зал — около 300 м2;
  • медицинский корпус — 334 м2;
  • библиотека займет 222 м2;
  • благотворительная столовая — более 470 м2.

буддийский храм в москве фото

Центром комплекса станет Основной храм — трехэтажное здание, в котором разместятся:

  • на 1 этаже — зал для молитв, благотворительная столовая и помещения для монахов;
  • 2 этаж станет местом для медитаций, конференций и проведения лекций, именно эти помещения ожидают здесь гостей;
  • 3 этаж — это библиотека и офисы администрации.

На имеющемся в здании цокольном этаже расположатся кабинеты центра восточной медицины, гардеробная и комната ожидания.

Территория комплекса и Малый храм

Буддийский храм в Москве строится исключительно на пожертвования верующих и будет иметь территорию, оформленную в традиционном для этой религии стиле.

буддийский храм в москве адрес

Вся свободная площадь подлежит озеленению с последующей установкой религиозных символов, а по периметру будет построена ограда с традиционными южными воротами. Среди культовых скульптур будут представлены те, что являются важными объектами для верующих в тех странах, где они проживают.

Малый храм — это, скорее, вспомогательный корпус, состоящий из одноэтажного здания с подвалом.

Помещение для реликвий

Ступа Просвещения традиционно находится на одной линии со священными воротами и дверьми основного храма, расположена с его северной стороны. Подобное сооружение имеет каждый буддийский храм. Описание этого культового здания в разных странах имеет общие черты.

буддийский храм описание

Ступа Просвещения состоит из 3-х этажей, где только нижний является местом для проведения ритуалов. Второй и третий этажи состоят из полностью изолированных от внешнего мира камер, в которых хранятся реликвии. На верхнем ярусе Ступы Просвещения сооружается открытая наружу ниша, где устанавливают статую Будды, она венчает все декоративное навершие. На цокольном уровне также будут находиться изолированные камеры с реликвиями.

Именно таким увидят первый буддийским храм в Москве не только верующие, но и все интересующиеся этой религией жители и гости столицы.

fb.ru

Культ и церковь буддизма

Реферат

«Культ и церковь буддизма»

Эти два элемента в раннем буддизме находятся в тесной взаимосвязи. Здесь община верующих первоначально состояла из одних лишь «профессионалов религии», из монахов, относящихся к церкви, и именно в их религиозной практике стал складываться культ буддизма.

Очевидно, для своих приверженцев Будда установил какие-то правила поведения, составившие их религиозную практику и явившиеся ядром того культа, который впоследствии утвердился в буддизме. Эти правила относились к индивидуальному поведению человека и включали ряд запретов в отношении пищи, одежды и всего образа жизни. Среди них были и мелкие предписания, о чем свидетельствует предание, согласно которому Будда перед смертью сказал Ананде, что когда его, Будды, не будет, то сангха, если пожелает, «может ликвидировать мелкие и мельчайшие предписания».

Что же касается собственно культа как совокупности обрядов, то и здесь первоначальный буддизм основывался на религиозной практике своих предшественников.

Самым древним обрядом буддизма была так называемая упосата — молитвенное собрание членов монашеской общины. По преданию, когда Будда ввел данный обычай в подражание брахманским молитвенным собраниям, упосата, в отличие от них, протекала в молчании и молитвенных индивидуальных размышлениях. Это вызывало нарекания у присутствовавших мирян: «Что же это монахи сидят, точно немые? или у них нет учения, которое они могли бы возвещать на собраниях?». Тогда была введена практика своеобразной общей исповеди, причем, по тому же преданию, Будда предписал публично читать на упосате Пратимокшу, что, конечно, неправдоподобно, ибо ,нет оснований считать, что эта священная книга буддизма уже существовала при жизни Будды. Вызывает недоумение и сообщение об отношении мирян к тому, что делалось на упосате: согласно другим источникам туда не допускались не только миряне, но даже послушники и монахини. В Пратимокше действительно подробно зафиксирован весь ритуал упосаты, но это сделано уже после того, как он сложился в культовой практике.

Вначале молитвенные собрания проходили в дни полнолуния и новолуния, но со временем поводы для их проведения становились все более многообразными. Менялась форма организации монашества. Выявилась необходимость специальных убежищ, в которых бродячие бхикшу могли проводить сезон дождей, длящийся в Индии не меньше трех месяцев. Такими убежищами явились вихары-монастыри, вскоре превратившиеся в стационарные учреждения буддийской церкви. Перед тем, как разойтись по стране после очередной вассы (сезона совместного пребывания в вихаре), бхикшу собирались на двухдневное прощальное собрание (паварану) по той же программе, что упосата, но в расширенном виде. Стали проводиться

собрания и по случаю начала каждого сезона — зимы, лета и дождей.

До поры до времени буддийская церковь включала в себя лишь один элемент — духовенство, «профессионалов» религии: каждый примыкавший к ней уходил из мира и полностью посвящал себя духовной деятельности.. В дальнейшем, однако, было неизбежно возникновение и второго элемента церкви — общины мирян. По мере роста количества приверженцев новой религии среди них появлялись и такие, для которых уход из мира оказывался невозможным или нежелательным. С другой стороны, определенные контингенты верующих должны были оставаться в миру, занимаясь хозяйственной деятельностью, чтобы содержать все возраставшее число духовенства. Соответственно претерпевал серьезные изменения и культ: должны были получать удовлетворение эмоционально-духовные потребности верующих, в какой-то мере отличные от интересов и потребностей предавшего себя духовным упражнениям аскета. Постепенно в буддизме пышно развернулись те же элементы культа, которые существуют и в других религиях.

Некоторые сторонники теории исключительности буддизма в отношении других религий обосновывают ее тем, что в отличие от них буддизм начал не с культа богов, а с культа святых. Но между святыми и богами в нем с самого начала не существовало принципиальной разницы; даже Будду можно считать и святым и богом, это относится даже к любому архату, поскольку он может в конце концов оказаться бодисатвой.

Основными объектами культового почитания обычно являются изображения и реликвии. В отличие от католицизма, который начал с изображений, а потом перешел к реликвиям, буддизм с самого начала возвел в культ многочисленные реликвии. Они классифицируются по следующим рубрикам: мощи святых, и прежде всего самого Будды; вещи, как считается, принадлежавшие им или находившиеся в их пользовании; предметы, изготовленные в честь почитаемого лица. Кроме того, большое распространение в буддизме получило почитание тех населенных пунктов, отдельных сооружений, рощ, деревьев, которые связаны (действительным или мнимым образом, что невозможно проверить) с биографией Будды или кого-нибудь из его сподвижников.

Культ мощей достиг в буддизме такого размаха и распространения, с которым может конкурировать, пожалуй, только католический культ. По преданию, останки Будды после его сожжения явились объектом ожесточенных споров между претендентами на их обладание. Часть их была выделена богам-дэвам и злым богам-нагам, остальное поделено между восемью племенами-государствами. Кто опоздал к дележу, довольствовался углями от погребального костра, которые тоже были превращены в святыню. Все мощи были помещены для вечного хранения и почитания в многочисленные ступы. Эти сооружения и теперь сохранились по всей Индии.

Почитаемые местности становились местами паломничества. Среди них выделились четыре: место, где Будда родился (Капилавасту), где он «прозрел» (Гайа), место его первой проповеди (Бенарес) и место нирваны (Кусинагара). Массовое паломничество к указанным святым местам имело следствием, во-первых, их оборудование дополнительными объектами почитания — храмами, ступами, графическими и рельефными изображениями; во-вторых, должен был разрабатываться и обогащаться новыми пышными церемониями ритуал проводимых здесь молебствий, шествий и иных инсценированных представлений. Последствием развертывания паломнического движения явилось материальное обогащение соответствующих монастырей и других учреждений буддийской церкви.

Практика пожертвований, основанная на такой религиозной добродетели, как готовность к подаянию, вначале находила свое выражение в скромных формах и размерах. Она заключалась в том, что в чашку, которая составляла основной элемент снаряжения бхикшу, мирянин опускал милостыню, рассчитанную на хлеб насущный для самого монаха. Со временем эта милостыня принимала все более широкие масштабы и приносилась уже не в чашку странствующего бхикшу, а в монастырь. Убежища нищенствующих монахов богатели, становясь средоточием не только и не столько духовной мощи, сколько средств экономического господства. Это в свою очередь имело последствия и для культа. Как пишет А. Барт: «По мере того как он таким образом обогащался, буддизм все более вдавался в роскошь. Ему стали нужны огромные монастыри, чтобы дать приют легионам монахов; памятники для воспоминаний, чтобы ознаменовать те места, которые, как думали, были освящены присутствием учителя и святых; здания, роскошно украшенные, чтобы в них хранить их мощи; часовни, чтобы в них воздвигать, их образа». Сравнивая буддийский культ с брахманистским, Барт констатирует парадоксальное положение: «В то время, как брахманизм, самый материальный из всех культов, до конца сохранял свои первоначальные изделия, бамбуковые навесы, земляные насыпи, кусочки трав и несколько деревянных ваз, самая отвлеченная и самая обнаженная из религий по новому контрасту первая задумала поражать воображение посредством необычайных зрелищ». При этом сам по себе культ «состоял из некоторого рода службы, читаемой вслух, из выражений веры и хвалы, из приношений цветов, поддерживания огня в нескольких лампадках перед образом или ракой Будды; но обстановка культа была великолепна».

Вызывает споры вопрос о том, была ли молитва в первоначальном буддийском культе. Решение вопроса зависит от того, что понимать под молитвой. В широком смысле этого понятия в него входят и «выражения веры и хвалы»; в узком смысле молитва означает обращение к божеству или другой сверхъестественной силе с просьбой о помощи. Пожалуй, нет оснований так суживать понятие молитвы, ибо в любом обращении к богу в подтексте фигурирует мольба о благосклонности и покровительстве. Поэтому неправ С. Кеппен, когда утверждает, что «у буддистов древнейших поколений молитвы не было», а были лишь «формулы исповедания веры, при помощи которых свидетельствовали свою принадлежность к приверженцам Будды, публичное чтение принятых обязательных молитв, или, наконец, хвалебные возгласы и песнопения по адресу Всесовершенного...». Фактически Кеппен здесь опровергает самого себя как и тогда, когда заявляет, что и такие, фигурировавшие в богослужении, формулы, как «пусть все творения будут счастливы и свободны от страданий, болезней и дурных желаний!», не относятся к области молитвы; здесь, мол, отсутствует сторона «Ты», к которой обращена молитва. Это неверно, ибо в указанной формуле, типичной для буддистского богослужения даже раннего периода, по существу подразумевалась та сверхъестественная сила, содействие которой только и могло бы, с точки зрения верующего, обеспечить исполнение его желания.

Буддизм обогатил религиозную практику неведомым до него приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана, — углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры. Предусматривались различные формы и степени бхаваны, но все они были рассчитаны не на массу верующих, а на аристократов духа, монахов, достигших способности внутреннего отвлечения от мира.

mirznanii.com