Нагорный Карабах: страна, которой нет. Чей город карабах


Кавказский Узел | Беженцы от Карабахского конфликта. Нагорный Карабах и 7 районов

Беженцы от Карабахского конфликта. Нагорный Карабах и 7 районов

10:41, 01 сентября 2018

Окончание. Начало:

Беженцы из НКАО и Шаумянского района

Данные последней советской переписи населения показывают 40,688 азербайджанцев, живших на начало 1989 года в НКАО. Однако, по словам Юнусова, азербайджанские власти не доверяли этим цифрам и в октябре 1990 года провели свою собственную перепись, согласно которой азербайджанцев было не 41, а 46 тысяч. К сожалению, он не приводит ссылок на первоисточники, с помощью которых эти данные можно было бы проверить, однако в правдивость этой цифры можно поверить по нескольким причинам. Во-первых, в неразберихе начало 1989 года, какое-то число азербайджанцев (большая часть которых были не коренными местными жителями), могло выехать к родственникам, либо просто быть недоучтено. Во-вторых, в Ходжалы, население которого составляло в 1989 году 2135 человек, заселялись беженцы – турки-месхетинцы из Узбекистана, к концу 1990 году заселили до 4000 человек дополнительно, которые по мере эскалации конфликта почти все покинули этот населенный пункт, причем еще до захвата его армянскими силами, но на октябрь 1990 года они как раз находились там. При этом, по словам Юнусова, «неармянское население НКАО составило 47 тыс.чел.», то есть за исключением армян и азербайджанцев они насчитали лишь 1000 человек, по сравнению с 3000 по результатам переписи 1989 года. Так что 46 тысяч человек включает в себя приписки других национальностей к азербайджанцам, в особенности, турок-месхетинцев.

Сколько же было самих азербайджанцев? Если азербайджанцы Армении показывали отрицательное миграционное сальдо, то результатом государственной политики Азербайджана стало то, что миграционное сальдо азербайджанцев НКАО было резко положительным на протяжении многих десятилетий. Однако после 1988 года нельзя считать, что оно могло продолжать оставаться таковым. Примем его за 0. Тогда число азербайджанских беженцев составит 40688+естественный прирост азербайджанцев НКАО за 1989-1990 гг. Естественный прирост должен был составить 1792 человека, таким образом, азербайджанцев на конец 1990 года, когда они, начали массово покидать Карабах, было 42.5 тысяч человек или 43.1 тысячи человек, если они покинули Карабах к началу 1992 года. Возьмем среднюю цифру в 42.8 тыс. чел., как наиболее реалистичную, учитывая, что процесс бегства был растянут по времени.

В сумме с беженцами из Армении, мы получаем примерно 210 тысяч беженцев-азербайджанцев из Армении и НКР. К тому моменту, беженцев-армян из Азербайджана и НКР уже достигало 360 тысяч, которые были зарегистрированы в Армении. Учитывая временных беженцев, это число в 1992 году достигало 430 тысяч человек.

Беженцы из 7 районов

В течение 1992-1993 гг., армянские подразделения заняли ряд территорий Азербайджана за пределами бывшей НКАО. Население этих территорий бежало во внутренние районы Азербайджана. Их численность также необходимо оценить. Согласно советским переписям населения Азербайджана, население этих районов изменялось следующим образом.

Таблица В-1. Динамика численности населения районов Азербайджана, занятых силами НКР, по данным советских переписей 1939-1979

 

1939

1959

1970

1979

Джебраил

23,502

26,377

37,227

43,047

Физули

43,487

48,330

67,397

76,013

Агдам

60,663

66,868

93,422

107,493

Кельбаджар

20,931

22,635

33,487

40,516

Лачин

20,356

24,734

35,642

47,261

Кубатлы

22,026

19,187

25,748

26,673

Зангелан

21,362

18,857

28,058

29,377

Суммарная численность населения

212,327

226,988

320,981

370,380

Численность армян во всех семи районах

3,650

3,048

2,104

1,405

Доля армянского населения

1.72%

1.34%

0.66%

0.38%

Стоит отметить, что в данных районах еще даже в 1939 году оставалось, пусть и небольшое, число армянского населения, доля которого сократилась с 1.7% в 1939 году до примерно 0.25% в 1989 году.

Данных переписи 1989 года по районам этот источник не предоставляет. Их результаты представляются Статистическим комитетом Азербайджана в публикации «Демографические индикаторы Азербайджана – 2018» (стр. 65-68). Там представлены несколько другие цифры, что, возможно, вызвано некоторыми изменениями административных границ в Азербайджане впоследствии. Сравнивать данные, полученные из разных источников, неверно, поэтому рост будет рассчитан на основе данных Статкома Азербайджана.

Таблица В-2. Численность населения 7 районов Азербайджана в 1979 и 1989 гг. (тыс. чел.)*

 

1979

1989

Прирост

Ежегодный прирост, включая миграцию, человек

Ежегодный прирост, ‰

Естественный прирост в 1990 году, человек

Население на 1 января 1993, оценка**

Джебраил

43.0

48.3

5.3

530

11.7

1,072

50.6

Физули

76.0

88.7

12.7

1270

15.6

2,305

94.4

Агдам

113.0

132.2

19.2

1920

15.8

2,622

140.8

Кельбаджар

58.1

57.8

-0.3

-30

-0.1

989

57.7

Лачин

47.3

51.6

4.3

430

8.7

1153

53.4

Кубатлы

26.7

28.1

1.4

140

5.1

616

28.7

Зангелан

29.4

31.3

1.9

190

6.4

691

32.1

Суммарная численность населения

393.5

438.0

44.5

4450

10.8

9,448

457.2

* Источник – Демографический сборник Азербайджана 2018, собственные расчеты

** Для оценки численности населения на 1 января 1993 года, были экстраполированы тренды динамики населения, наблюдавшиеся в 1979-89 гг. в каждом районе на последующие 4 года (1989-92).

В 1990 году фиксировался один из самых высоких уровней естественного прироста по всему советскому Закавказью (после 1986 г.). При этом, естественный прирост в 1990 году оказался на 5000 человек выше, чем ежегодный суммарный прирост, что позволяет предположить, что отрицательное сальдо миграции этих территорий составляло от -4000 до -5000 человек в год.

Стоит учесть, что занята не вся территория этих районов. То есть, беженцами стали не все их жители. В таблице ниже приведена доля территории, контролируемой армянскими силами и распределение численности населения этих районов по городам и селам.

Таблица В-3. Занятая армянами и оставшаяся под азербайджанским контролем территория 7 районов

 

Вся территория

Занятая территория

% территории занято

Городское население (1989)

Сельское население (1989)

Джебраил

1050

1050

100

5.9

42.4

Физули

1386

462

33

22.3

66.4

Агдам

1094

~700*

64

27.1

105.1

Кельбаджар

1936

1936

100

8.0

49.8

Лачин

1835

1835

100

7.9

43.7

Кубатлы

802

802

100

5.4

22.7

Зангелан

707

707

100

11.5

19.8

Всего

8810

7634

100

88.1

349.9

*Википедия указывает 842 км2, однако анализ карт Google и этой карты с конкретизацией линии соприкосновения на основании аэрофотосъемки показывает, что под контролем армянских сил находится порядка 700 кв. км. Что касается Физулинского района, то там цифры совпали.

Чтобы оценить число беженцев, следует считать 100% населения 5 районов – Джебраила, Кельбаджара, Лачина, Кубатлы и Зангелана – 222.5 тыс. на 1 января 1993 года. Что касается Агдама, то чтобы получить число беженцев, следует взять городское население целиком (поскольку города были заняты), и число сельского населения, пропорциональное потерянной Азербайджаном территории. В случае с Физули также часть территории с сельским населением, а также часть городского населения, поскольку Горадиз с населением в 6000 человек был отбит Азербайджаном.

В случае Агдама, это 28.9 тыс. городского населения на 1993 год и 71 тыс. чел. – сельского населения. В случае Физули, это 19 тыс. городского населения на 1993 год и 23.3 тыс. сельского населения. В Физулинском районе под контролем армянских сил находится лишь город Физули, тогда как город Горадиз находится под контролем азербайджанцев. Население Физули в 1989 году составляло 17.1 тыс. чел., а в 1991 – 17.5 тыс. Горадиз был занят армянскими силами, но ненадолго и к 2012 году его население составило 7.1 тыс. чел, что позволяет предполагать, что лишь малая часть его населения (от тысячи до 1200 человек) стали беженцами и не вернулись, примерно 2300 человек вернулись сразу же, а еще около 3000 человек вернулись впоследствии. В этих двух районах, число беженцев можно оценить в 142.2 тыс. человек. Итого количество беженцев из этих территорий составило 364.7 тыс. чел. Это предельная численность беженцев, поскольку под контролем осталась более орошаемая и равнинная часть этих районов, она же была изначально гуще населена сельским населением.

Из этого числа следует вычесть порядка 1,100 человек – армян, ставших беженцами с этих же территорий 4-5 годами ранее. Из остальных примерно 2,400 человек составляли курды – их количество в 1979 году составляло примерно две с половиной тысячи человек и несмотря на продолжающуюся ассимиляцию, должна была сокращаться их доля, но не абсолютная численность. Стоит также отметить, что большинство азербайджанцев – жителей Лачина и Кельбаджара по происхождению курды, а сама эта территория еще в 1920-ых гг. называлась «Курдистанским уездом».

Число вынужденно перемещенных лиц из приграничных с фронтом территорий я не учитывал, также как не считаю тех, кто покинул приграничные территории Армении. Единственные, кого также следует учесть в качестве беженцев – это жители анклавов Армении, занятых Азербайджаном и анклавов Азербайджана, занятых Арменией.

Итоги

Подведем результаты по итоговому числу беженцев из Армении и Азербайджана в результате Карабахского конфликта.

Таблица В-4. Итоговое количество беженцев в результате Карабахского конфликта

 

Азербайджанцы

Армяне

Курды

Всего

Армения

169,700

2,800

3,600

176,100

Азербайджан кроме зоны Карабахского конфликта

1,200

343,900

 

345,100

НКАО+Шаумян

42,800

47,000

 

89,800

7 районов

361,200

1,100

2,400

364,700

Всего

574,900

394,800

6,000

975,700

График В-1. Распределение беженцев по национальности

График В-2. Распределение беженцев по региону исхода

Количество азербайджанцев, потерявших свои дома в результате Карабахского конфликта, составляет 579,600 человек, или примерно 8.4% от числа проживавших в СССР всех азербайджанцев. Число армян, потерявших свои дома в результате Карабахского конфликта, составляет 394,800 человек, или около 8.4-8.5% проживавших в СССР армян. Кроме того, беженцами стали 6000 курдов и примерно 1500 турок-месхетинцев, которые повторно стали беженцами после заселения их Азербайджаном в зону конфликта. Из 3000 русских и представителей других национальностей, живших в Карабахе и Шаумяне, на сегодня осталось около 400, так что многие русские также бежали в результате конфликта, однако меньшинство из них потеряло свои дома и не имело возможность вернуться, поэтому в общем числе беженцев я их и не учел в таблице В-4, если же учесть русских и турок-месхетинцев, то число беженцев достигнет 979.8 тыс. чел.

В 1990 году более ста тысяч русских уехали из Азербайджана из-за нападений или даже погромов, последовавших за армянским погромом в Баку и вводом советских войск, также приведшим к жертвам. В некотором роде, и они являются беженцами в результате конфликта, но такой подсчет уведет нас слишком далеко.

Общее число людей, потерявших свои дома, составляет чуть менее 1 млн человек, причем как азербайджанцев, так и армян, а не только азербайджанцев, как утверждают азербайджанские власти.

Это число не включает в себя лиц, уехавших по причинам, связанным с конфликтом, таким как близость к фронту (при том, что их дом не был занят войсками противоборствующей стороны), экономический упадок и т.д. Кроме того, это число не включает в себя временных беженцев – армян из НКР, которые выехали оттуда на срок от года до 4 лет и вернулись после окончания войны.

Кроме того, рассчитанное число оценивает число беженцев непосредственно на момент бегства, а не на момент проведения советской переписи или что-то подобное, учитывает все миграционные процессы, имевшие место и наиболее точные данные, доступные автору по публикациям в интернете, публикациям в прессе, советским статистическим сборникам, а также национальным статистическим сборникам Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха. Однако в данном подсчете в число беженцев не включаются лица, родившиеся в семьях беженцев уже после миграции.

www.kavkaz-uzel.eu

Конфликт в Нагорном Карабахе - PanARMENIAN.Net

PanARMENIAN.Net - Если да, то данный материал поможет вам составить основное впечатление о происходящем.

Что такое Армения, Азербайджан и Карабах?

Страны в регионе Южного Кавказа. Армения существует со времен Вавилона и Ассирии. Страна под названием Азербайджан появилась в 1918 году, а понятие «азербайджанец» и того позже – в 1936 году. Карабах (который армяне с древнейших времен называют «Арцах») – регион, на протяжении веков населенный армянами, с 1991 году является фактически независимой республикой. Азербайджан ведет борьбу за Карабах, утверждая, что это азербайджанская территория. Армения содействует Карабаху в намерении защитить свои границы и независимость от азербайджанской агрессии. (Если хотите узнать больше, то достаточно посмотреть раздел «Карабах» в Wikipedia).

Почему Карабах оказался в составе Азербайджана?

В 1918-1920 гг. новосозданный Азербайджан при поддержке Турции пытается завладеть Карабахом, но армяне не позволили Азербайджану захватить свои земли. В начале 1920-х, когда коммунисты заняли Закавказье, Иосиф Сталин за один день принял решение передать Карабах ставшему советским Азербайджану. Армяне были против, но не смогли этому помешать.

Почему армяне не захотели смириться?

Число армян Карабаха в составе советского Азербайджана стало постепенно уменьшаться из-за политики, проводимой азербайджанскими властями, которые всячески мешали экономическому и культурному развитию армян, закрывали армянские школы, также мешали связям армян Карабаха с Арменией, разными способами заставляли их эмигрировать. Кроме того, власти Азербайджана постоянно увеличивали число азербайджанцев в регионе, строя для них новые поселения.

Как началась война?

В 1988 году в Карабахе началось национальное движение армян, выступающих за выход из состава Азербайджана и присоединение к Армении. Азербайджанское руководство ответило на это погромами и депортацией армян в ряде азербайджанских городов. Советская армия, в свою очередь, начала зачистку Карабаха от армян и депортацию населения. Карабах начал воевать с советской армией и Азербайджаном. Местные армяне, к слову, отличные воины. Только село Чардахлу (на данный момент - под контролем Азербайджана, все армяне депортированы) дало 2 советских маршалов, 11 генералов, 50 полковников, которые в составе советской армии воевали с фашистами.

После распада СССР войну с Карабахом продолжил уже независимый Азербайджан. Армяне ценой крови смогли защитить большую часть территории Карабаха, но потеряли один район и часть двух других районов. Взамен армяне Карабаха смогли занять территории 7 пограничных районов, которые в 1920-х, также при посредничестве Сталина, были отделены от Армении и Карабаха и переданы Азербайджану. Только благодаря этому сегодня азербайджанская обычная артиллерия не может обстреливать Степанакерт.

Почему война возобновилась спустя десятилетия?

По оценке различных международных организаций, Азербайджан, сравнительно богатый нефтью, но отличающийся низким уровнем жизни, является страной с коррумпированной диктатурой. Средняя зарплата здесь даже ниже карабахской. Для того, чтобы отвлечь население от многочисленных внутренних проблем, азербайджанские власти на протяжении лет напрягали ситуацию на границе Карабаха и Армении. К примеру, последние столкновения совпали с панамским скандалом и публикацией темных фактов об очередных миллиардах клана президента Азербайджана Ильхама Алиева.

В конце концов, чьей землей является Карабах?

В Карабахе (который, напомним, армяне называют Арцахом) существует более 3000 памятников армянской истории и культуры, в том числе - более 500 христианских церквей. Самые древние из этих памятников насчитывают более 2 тысяч лет. Исламских памятников в Арцахе не более 2-3 десятков, самый старый из них построен в 18 веке.

Чья земля же земля Нагорный Карабах? Вы вольны сами делать выводы.

www.panarmenian.net

Нагорный Карабах: страна, которой нет

Монастырь Дадиванк, Нагорно-Карабахская Республика (Марк Страттон)

Монастырь Дадиванк, Нагорно-Карабахская Республика (Марк Страттон)

“Это чудо Гандзасара,” – говорит Галуст, указывая на мину, застрявшую в стенах монастыря 13 века на самой вершине горы, в нем, по словам местных жителей, покоится голова Иоанна Крестителя. “Она (мина – прим.ред) попала сюда, но не разорвалась ”, – говорит Галуст.

Очарование долины, хранящей это средневековое сокровище с изящным 16-гранным тамбуром, едва вяжется с видом изрешеченного пулями фасада. Но учитывая последние события в истории самопровозглашенной республики Нагорного Карабаха, после 70 лет советского атеизма, настоящее чудо Гандзасара в том, что он вообще стоит на своем месте.

Архиепископ Паргев, глава Арцахской Епархии

Архиепископ Паргев, глава Арцахской Епархии

 

Нагорное нигдеНагорный Карабах, громоздящийся над Северным Ираном в форме зубчатой короны, появился вновь на международной арене в эпоху сверхновой истории СССР в начале 90-х, когда кавказские республики одна за другой начали выходить из под контроля, как спутники, потерявшие управление. Волнения в Чечне, Южной Осетии и Абхазии продолжаются и по сей день. Но карабахские сепаратисты, их армянские союзники и Азербайджан, на протяжении 6 лет воевавшие за Карабах, поддерживают перемирие с 1994 года, что позволяет туристам посещать этот край, который фактически (хоть это и не признается международной общественностью) является продолжением восточной Армении.

Сталин посеял семена конфликта в регионе в 1921, проводя политику «разделяй и властвуй», чтобы противостоять этнической оппозиции зарождавшегося СССР. Он отделил преимущественно христианский Нагорный Карабах от Армении и передал его во власть Азербайджанской Советской Социалистической Республики, населенной мусульманами. Анклав сошел с международной арены до тех пор, пока последствия беспринципной политики Сталина не дали о себе знать, став причиной разрозненности в СССР, когда напряженность отношений на почве этнической розни проявилась снова.

Колыбель христианского мираЧтобы добраться до Нагорного Карабаха, я преодолел путь в 330 км на восток по единственной дороге из залитой солнцем столицы Армении, Еревана. Со мной был армянский гид, Галуст Овсепян, чье уставшее от мира сего выражение лица шло вразрез с его блестящими энциклопедическими знаниями в истории и искусстве.В Ереване мы посетили несколько мест, хранящих живые свидетельства карабахского конфликта 1988-94гг, такие как Военный Музей «Мать Армения» и кладбище Ераблур, где похоронены 7,000 армян, ставших жертвами конфликта, унесшего жизни более 30 000 человек.

Чтобы добраться до столицы Нагорного Карабаха, Степанакерта, мы провели один замечательный день в пути через колыбель Христианского мира. По дороге вдоль турецкой границы придорожные продавцы предлагали сладкие арбузы, персики, сушеные абрикосы и большие оплетенные бутыли вина Арени. А позади виднелась заснеженная вершина горы Арарат высотой 5137 метров, именно она предположительно явилась причалом Ноева ковчега.

Арарат был также захвачен в 1921, чтобы установить мир с Турцией, но по-прежнему имеет сакральное значение для армян. На его предгорьях, в Монастыре Хор Вирап, я карабкался в черный как смоль зиндан (темница в яме), где Григорий Просветитель провел 13 несчастных лет, заключенный в тюрьму до того, как обратил Армению в христианство в 301 году н. э., сделав армян первой в мире христианской нацией.

Вид на гору Арарат Фото: Марк Страттон

Вид на гору Арарат Фото: Марк Страттон

Миновав Арарат, дорога вздымается на высоту более 2,000 м по холмистой золотой равнине Сюника. После этого попадаешь в продолжительный коридор Лачин – пуповина, соединяющая Армению и 4,400 кв. км Нагорного Карабаха через ныне оккупированную территорию Азербайджана.

Как только мы пересекли реку Ахавно, пограничный знак провозгласил «Добро пожаловать в Нагорно-Карабахскую республику». Однако, местные жители склонны называть ее Арцах – название Карабах («черный сад» на тюркских языках) напоминает о временах исторического иностранного господства.

Вопрос жизни и смертиНет никаких очевидных последствий войны в современном Степанакерте, прохладная и полная жизни небольшая столица была старательно восстановлена. Ее молодое население с охотой посещает просторные аллеи магазинов и кафе, пуская здесь корни. Жизнь в зоне прекращения огня кажется позабытой каждый вечер у отеля «Армения» на площади Возрождения, бывшем советском плацу, где марширующих солдат заменили толпы прогуливающихся людей. В 19:00 я присоединился к потоку людей, направившихся в парк Степана Шаумяна, где веселый фонтан бил струями в унисон с музыкальной эклектикой – от Шостаковича до Шакиры.

Музей Степанакерта содержит свидетельства веков римского, персидского и тюркского господства. Но гид музея по имени Гаянэ с волосами цвета вороного крыла всякий раз стремилась подтвердить христианское наследие этой местности, показывая мне хачкары – средневековые мемориальные камни, искусно украшенные геометрическим орнаментом, напоминающим кельтские кресты.Когда началась война, Гаянэ, тогда в возрасте двух лет, была вывезена в Ереван. “Мой отец был математиком и остался воевать, управлял танком”, – сказала она. Эта миниатюрная молодая женщина сказала мне, что она и сама готова бороться за Арцах. Это напомнило мне о том, что я читал у российского диссидента Андрея Сахарова:

«Для Азербайджана проблема Карабаха – это вопрос амбиций; для армян Карабах – вопрос жизни и смерти».

“Ни одна страна в мире не признает их”, объяснял нам Галуст. “Но люди Карабаха очень упрямы и никогда не покинут эти земли”.

Монумент "Мы и наши горы"

Монумент “Мы и наши горы”

 

Культурные уголкиНа протяжении следующих нескольких дней мы искали разбросанные по всей территории проявления армянской культуры в форме надежно укрытых монастырей, крепостей и древних городов. Сначала мы посетили прежнюю столицу – Шуши, в 10 км от Степанакерта. Эта горная крепость венчает внушающее страх ущелье реки Каркар, утесы которого сложены гармошкой, будто их пропустили через кондитерский мешок. На покалеченных войной улицах Шуши можно увидеть проблески того, что когда-то было изящным многоконфессиональным космополитическим городом: персидские надписи, мавританские аравийские арки и выложенные плиткой минареты мечетей XIX-го века. Шуши был священным городом для мусульман азербайджанцев до недавнего времени, пока им не пришлось бежать в ходе свирепого сражения с борцами за Карабах в 1992 году, что перевернуло войну в пользу последних.

Восстановленный собор XIX-го века Казанчецоц в Шуши демонстрирует интересную двойственность. Возрождающаяся самоидентичность Нагорного Карабаха сфокусирована вокруг его христианского наследия, при этом в советские времена исповедовать какую-либо религию было запрещено, вследствие чего церкви пришли в упадок.После посещения средневековой церкви Гандзасар мы направились в монастырь Дадиванк. К западу от горы Мрав высотой 3,340 м, мы обогнули южную границу Азербайджана через плодородную мозаику из фруктовых садов и ореховых рощ долины Тартар . Здесь, в малонаселенных деревнях можно увидеть заброшенные российские танки Т-72 и более не существующие советские колхозы. Показательный пример вездесущего карабахского гостеприимства – старик остановил своего осла, чтобы всучить мне в руки горсть фундука с беззубой улыбкой.

Галуст не часто пользовался этим маршрутом, поэтому остановился, чтобы спросить трех стариков, сидящих у обочины, как далеко до Дадиванка. “Пятнадцать километров”, сказал один. “Семнадцать”, прорычал другой. “20 километров!” взорвался третий. “Вы оба всегда несли ерунду”. Когда мы возвращались два часа спустя, эти трое не сдвинулось и с места.Дадиванк абсолютно не просматривается с дороги. Только пройдя по крутой тропинке и попав на горную площадку, можно увидеть постройку Х века терракотового цвета, со строгостью присущей горным православным монастырям, которые я видел в Греции и на Святой земле. “Он был заброшен и обветшал во власти Советского Азербайджана. Не один рубль был потрачен на его восстановление”, пожаловался Галуст.

Но монастырь имеет отношение к самым истокам христианства. Говорят, что Дади, ученик Святого Фаддея (Апостола Иуды), приехал в Армению два тысячелетия назад, проповедуя Евангелие. Изначально церковь была построена в IV веке, затем восстановлена в Средние Века. В его старинном убранстве можно найти роскошные барельефы, изображающие Иуду, и древние армянские письмена, в том числе запись, сделанную княгиней Арзу-Хатун, оплакивающей гибель своих сыновей от рук турецких захватчиков.

Чудо затерянного мира?Мои приключения на Южном Кавказе завершились в восточной части Карабаха на захваченной территории Азербайджана, которой в военном отношении присвоен статус буферной зоны. Добраться до нее можно через Аскеран, где башенки крепости Майраберд заполняют долину как ряд желтоватых вставных зубов. Она была построена персидскими захватчиками в XVI веке, чтобы перекрыть доступ в Нагорный Карабах с Каспийских равнин на востоке.

Монастырь Дадиванк, Нагорно-Карабахская Республика

Монастырь Дадиванк, Нагорно-Карабахская Республика

Когда я вскарабкался на заросшие руины, 75-летний Жора показался из своего сада, в котором густо росли гранаты и черный виноград. “Мы раньше делили Аскеран с азербайджанцами. Мы помогали друг другу”, сказал он. “Но когда началось насилие в 1988 году, здесь стало опасно. Я тут родился и никогда отсюда не уеду, потому что здесь был убит и похоронен мой сын”.

Галуст изо всех сил пытался разобрать диалект Жоры, который представлял собой смесь русского языка и фарси. Но он понял его чувства, пронзительные настолько, что стало ясно: о сближении с его бывшими соседями азербайджанцами пока речи идти не может.

Позади Аскерана горы таят в Каспийскую равнину, растянувшуюся далеко на территорию суверенного Азербайджана. Галуст настроил азербайджанское радио, пока мы смотрели на Агдам, азербайджанский город-призрак, в котором жили 80 000 человек до того, как его полностью разрушили армянские силы. Заброшенные минареты возвышались над обломками разрушенных зданий.

Целью нашей поездки был Тигранакерт 2000-летний город, который однажды может быть признан древним чудом света. Сегодня же небольшой музей хранит только часть сокровищ, полученных в ходе недавних археологических раскопок. Они свидетельствуют о власти армянского короля, Тиграна Великого, чья некогда великая империя (95-55 до н..э.) простиралась от Средиземного до Каспийского моря. Позже Марк Антоний, а затем и арабские захватчики в VII веке завоевывали Тигранакерт прежде, чем он пришел в окончательный упадок.

О Тигранакерте никому не известено, потому что здесь была советская тюрьма, так что раскопки были невозможны вплоть до окончания войны”, объяснил Вархам, местный археолог. Большинство артефактов, монет, оружия и инструментов каталогизируется в Ереване. “Богатство этих находок и архитектуры свидетельствует о том, что несколько тысяч лет назад здесь находился крупнейший торговый город между Китаем и Аравией”, добавил он.Я прошелся по склону горы Тигранакерта и присел на останки крепостных укреплений I века на раскаленном ветру, трепавшем сухую траву. Я остался совсем один, гоняя палочкой ящериц по песку. Я размышлял – такая мощная империя и полностью забыта. В следующую секунду далекий звук выстрела с армянских военных учений вернул меня из жаркого туманного оцепенения в современную реальную политику Нагорного Карабаха.

“Статус-кво не изменится еще в течение какого-то времени, но, возможно, лет через 20, когда чувства от войны утихнут, соглашение станет возможным”, с надеждой говорил Галуст.

Вопрос Нагорного Карабаха остается спорным. И я понимаю, что в этом путешествии я не слышал аргументы азербайджанской стороны. Но сейчас, эта безвестная непризнанная республика, столь гостеприимная, с такой богатой историей, живет своей совершенно захватывающей самобытной независимой жизнью.

© Источник: www.wanderlust.co.uk – Марк Страттон, сентябрь 2014 года.© Перевод: Анаит Хаджабекян – Armenian Global CommunityТерминология и лексика автора сохранены. Мнения и оценки, озвученные в материале, могут не совпадать с мнением редакции Armenian Global Community.

Загрузка...

armeniangc.com