Картины Русского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть. Что посмотреть в русском музее


Картины Русского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть Третьяковская галерея. Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых  людей. И нам не так печально.

О картине читайте также в статье “Последний день Помпеи” Брюллова. Почему это шедевр”.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.

Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи.  Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.

Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

О картине читайте подробнее в статье “Бурлаки на Волге” Репина. Почему картина стала культовой”.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

Но вы можете полюбоваться авторскими, более яркими копиями в Третьяковской галерее или Симферопольском музее.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Что посмотреть в Русском музее

Еще два четверга – 17 и 24 ноября – у петербуржцев и гостей города будет возможность посетить Русский музей бесплатно.

Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Рассказываем о постоянных экспозициях и выставках, которые открыты во второй половине ноября.

Петербуржцы и гости города могут воспользоваться акцией и прийти в музей бесплатно 17 или 24 ноября, или же по обычной цене – в любой другой день (кроме вторника). Отметим, что по четвергам Русский музей работает до 21:00.

• Постоянные экспозиции

Основная ретроспективная экспозиция музея расположена в Михайловском дворце (Инженерная ул., 4) и в корпусе Бенуа (набережная канала Грибоедова, 2). Причем, если в Михайловском дворце представлено искусство от XII века и далее, то в корпусе Бенуа – лишь начиная с конца XIX века.

В числе самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в зданиях Русского музея: иконы Андрея Рублева и Симона Ушакова, «Итальянский полдень» Брюллова, «Волна» Айвазовского, «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Репина, «Витязь на распутье» Васнецова, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Портрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» Серова, «Потрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиева.

В зале Михайловского дворца, в котором многие посетители задерживаются надолго, расположена картина Айвазовского «Девятый вал» и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Также в главных зданиях музея можно увидеть самые известные полотна Кипренского, Венецианова, Левитана, Врубеля и Нестерова. В корпусе Бенуа представлены работы К. Петрова-Водкина, В. Кандинского, К. Малевича, А. Левитина, М. Шемякина и других художников XX века.

• Выставка «Кандинский и Россия»

До 4 декабря

Адрес: корпус Бенуа, набережная канала Грибоедова, 2.

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – всемирно известный русский живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке.

В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с живописными и графическими произведениями этого мастера и образцами авторского фарфора вошли работы его знаменитых современников: Казимира Малевича, Ивана Билибина, Елены Поленовой, Сергея Малютина и других.

Важной частью экспозиции стали иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки, резьба по дереву), оказавшие существенное влияние на формирование живописной системы Василия Кандинского.

• Немецкий видеоарт

До 28 ноября

Адрес: Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1.

Восемь произведений немецких художников и международных видеоартистов, которые работают в Германии, последовательно демонстрируются в Музее Людвига в Русском музее.

Например, художница Ульрике Розенбах часто обращается к мифологическим женским образам из истории искусства. В работе «Рефлексия на тему рождения Венеры» Розенбах спроецировала на стену знаменитую картину Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», перед которой она установила раковину с песком и монитор, демонстрирующий морской прибой. Художница входила в раковину таким образом, что её тело сливалось с телом Венеры Боттичелли.

• «Александр Павлов»

С 23 ноября

Адрес: Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1.

Пейзаж, как универсальный образ природы, прямо, либо опосредованно, присутствует во всем творчестве Александра Павлова. Умело вовлекая зрителя в мир живописной природы, автор создает уникальную атмосферу тепла и близости, раскрывая по-своему образы, знакомые каждому с детства. Секрет очарования творений художника заключается в особенной одухотворённости, наполненности светом, воздухом, красочностью. Его натюрморты органичны и близки пейзажам.

Мир, изображённый на полотнах автора, знакомый, обычный и очень простой, но, вместе с тем, притягательный и поэтичный.  На выставке будут представлены работы последних лет, в которых раскрывается эволюция автора от натурного образа до цельного философского высказывания, от эскиза к картине.

• «Паоло Трубецкой. К 150-летию со дня рождения»

С 24 ноября

Адрес: Михайловский замок, ул. Садовая, 2.

Русскому музею принадлежит самая крупная в России коллекция произведений выдающегося скульптора Павла (Паоло) Петровича Трубецкого (1866–1938), в том числе знаменитая конная статуя Александра III для памятника, открытого в мае 1909 года на Знаменской площади в Петербурге. В 1939 году она была принята в музей на хранение и в 1994 установлена перед Мраморным дворцом, филиалом Русского музея.

В экспозиции, представляющей преимущественно произведения наиболее плодотворного «русского» периода, рядом с портретами выдающихся современников (Л.Н. Толстого, С.Ю. Витте, И.И. Левитана, Ф.И. Шаляпина, С.С.Боткина) будут показаны жанровые и анималистические работы, а также графика Трубецкого. В состав выставки войдут 37 скульптурных произведений и 8 рисунков из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и московской частной коллекции.

Фото: https://vk.com/rusmuseum, http://deletant.livejournal.com, http://np-travel.spb.ru, http://masterart.ru

piter.my

3 картины, которые точно надо посмотреть в Русском музее. Советы петербуржцев

Что точно надо посмотреть туристу в Русском музее? Проведя опрос жителей Петербурга, «Город 812» выяснил, что главной русской картиной респонденты считают «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. На втором месте Иван Айвазовский с «Девятым валом». На третьем – Илья Репин с «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года».

Нельзя не заметить, что это все картины большие по размеру. То есть размер в оценке произведений искусства тоже имеет значение. Но не только этими тремя работами ограничились респонденты. Названо больше 30 произведений. Посмотреть рекомендации можно в инфографике и последующем списке.

Суммарно советы петербуржцев туристам по осмотру Русского музея выглядят так (с процентами за них проголосовавших):

1 Карл Брюллов «Последний день Помпеи» 56%
2 Иван Айвазовский «Девятый вал» 36%
3 Илья Репин «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» 25%
4 Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре» 19%
5 Илья Репин «Бурлаки на Волге» 17%
6 Виктор Васнецов «Витязь на распутье» 6%
7 Иван Шишкин «Корабельная роща» 6%
8 Илья Репин «Запорожцы» 6%
9 Казимир Малевич «Черный квадрат» 6%
10 Казимир Малевич «Красная конница» 6%
11 Андрей Рублев «Апостол Петр» и «Апостол Павел» 6%
12 Валентин Серов «Портрет Иды Рубинштейн» 6%
13 Михаил Врубель «Демон летящий» 6%
14 Павел Филонов «Формула Петроградского пролетариата» 6%
15 Карл Брюллов «Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» 3%
16 Карл Брюллов «Итальянский полдень» 3%
17 Борис Кустодиев «Купчиха за чаем» 3%
18 Борис Кустодиев «Портрет Ф.И. Шаляпина» 3%
19 Александр Самохвалов «Девушка в футболке» 3%
20 Валентин Серов «Дети» («Саша и Юра Серовы») 3%
21 Валентин Серов «Николая II в серой тужурке» 3%
22 Василий Суриков «Взятие снежного города» 3%
23 Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» 3%
24 Икона XII века «Ангел Златые власы» 3%
25 Леон Бакст «Древний ужас» 3%
26 Павел Филонов «Пир королей» 3%
27 Павел Филонов «Формула весны» 3%
28 Кузьма Петров-Водкин «Полдень. Лето» 3%
29 Кузьма Петров-Водкин «На линии огня» 3%
30 Василий Кандинский «Черное пятно» 3%
31 Василий Кандинский «Сумеречное» 3%
32 Александр Дейнека «Оборона Севастополя» 3%
33 Федор Бруни «Медный змий» 3%
34 Василий Перов «Тройка» (эскиз) 3%

 

Часть опрошенных советовала посмотреть картины, которых в Русском музее нет – Исаак Бродский «Ленин в Смольном», Михаил Врубель  «Демон сидящий» и Николай Рерих «Заморские гости» надо смотреть в Третьяковской галерее.

А в Русском музее — кроме экспозиции — наши респонденты  советуют обратить внимание на здание Михайловского дворца, в котором он находится. И отдельно — на корпус Бенуа.

Facebook

Вконтакте

gorod-812.ru

Русский музей - Прогулки с дилетантом

Русский музей в Санкт-Петербурге - обязательное место для посещения каждым русским человеком, считающим себя хоть сколько-то образованным. Наравне с Третьяковской галереей это величайшая энциклопедия русского искусства.

Питер-2013 // Часть 36

1. Русский музей создан в 1895 году по указу императора Николая II в здании «Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».

2. Сам дворец был построен в 1819-1826 годах для князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I.

3. Архитектором выступил знаменитый Карл Росси.

4. Первоначальная коллекция была основана на произведениях, поступивших к 1898 году из Академии Художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретенных в частных коллекциях.

5. К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунок, гравюра и акварель, а также около 5 тысяч памятников старины: икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.

6. В 1941 году большую часть коллекции эвакуировали в Пермь, остальное сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания. За время Великой Отечественной войны ни один музейный экспонат не пострадал.

7. В конце XX - начале XXI века в состав Русского музея были включены Летний сад с 92 мраморными скульптурами зданиями, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец, Домик Петра I.

8. Интерьеры дворца поражают не меньше, чем заключённые в нём коллекции.

9.

10.

11. Стены украшены великолепными европейскими гобеленами.

12.

13.

14. На лестнице выставлена пара скульптур. Вот фрагмент статуи с кровли Зимнего дворца, автор Ж. Боумхен.

15. Скульптор М.А. Коло, модель головы для памятника Петру I.

16. В разделе древнерусского искусства широко представлены иконы XII–XV веков.

17. Это произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров.

18. Древнейшая из икон в коллекции — «Ангел Златые власы», датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.

19. Наиболее полной является коллекция произведений изобразительного искусства XVIII — первой половины XIX веков.

20. Три эскиза и многочисленные этюды к картине Александра Иванова «Явление Христа народу».

21. Эпическое полотно размером 5,4 на 7,5 метров создавалось Ивановым в течение 20 лет, с 1837 по 1857 год. Сейчас оно выставлено в Третьяковской галерее, этюды и эскизы - в Русском музее.

22. Также в зале представлена скульптура в античном стиле. В. Демут-Малиновский, «Русский Сцевола».

23. Н. Пименов, «Юноша, играющий в бабки».

24. Карл Брюллов, портрет архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя.

25. «Христос и грешница», Василий Поленов, 1888 год.

26. Она написана под влиянием уже упомянутой «Явление Христа народу».

27. На картине автор стремился рассказать библейскую притчу «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» как реальное историческое событие.

28. Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.

29. Фрагмент картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», Г.И. Семирадский,1889 год.

30. К русской исторической серии относятся произведения по сказкам. М.А. Врубель, «Богатырь», 1898-1899 годы.

31. Тоже Врубель, блюдо «Садко», 1899-1900 годы.

32. Тот самый камень с надписью с картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», 1882 год.

33. Майоликовый камин «Вольга и Микула» из дома Бажанова. Выполнен по эскизам всё того же Врубеля.

34. Позитивные корабли с картины Николая Рериха «Славяне на Днепре».

35. Леонид Позен, «Скиф», 1889-1890 годы.

36. А.Л. Обер, «Тигр и Сипай».

37. Немало картин изображают природу. «Волна» Ивана Айвазовского.

38. Прекрасное в своей минималистичности «Озеро» Исаака Левитана.

39. Гений пейзажа Архип Куинджи, «Радуга», 1900-1905 годы.

40. «Мордвиновские дубы» Ивана Шишкина.

41. Его же «Ручей в берёзовом лесу».

42. А вот и сам Иван Иванович, портрет работы Ивана Крамского, 1880 год.

43. Илья Репин, «Белорус», 1892 год.

44. Коллекцию живописи с русским национальным колоритом открывает Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», написанная напоследок, лишь в 1918 году.

45. На заднем плане - патриархальная Россия.

46. Ф. Малявин, «Две девки», 1910 год.

47. «Весенний солнечный день» Константина Юона — картина светлая по настроению, по ней хорошо писать сочинения.

48. Похожая картина Бориса Кустодиева — «Масленица».

49. Портрет Фёдора Шаляпина в аналогичном стиле написан Кустодиевым в 1921 году.

50. Фон для великого артиста.

51. Другой портрет Шаляпина, выполненный в 1911 году К.А. Коровиным, наполнен светом и лёгкостью довоенной жизни.

52. Растиражированная по миллионам советских кухонь картина Василия Перова «Охотники на привале» была написана в 1871 году. По узнаваемости может сравниться с «Неизвестной» Ивана Крамского.

53. Часть ещё одного знаменитого полотна — «Взятие снежного городка», Василий Суриков, 1891 год.

54. А это ещё одна картина, знакомая каждому с детства.

55. «Бурлаки на Волге» написана Ильёй Репиным в 1870-1873 годах.

56. Рядом можно увидеть один из эскизов к картине с совершенно иной композицией.

57. На другой его картине - игривый студент. «Приготовление к экзамену», 1864 год.

58. Картину Василия Петрова «Монастырская трапеза» можно рассматривать долго.

59. Она написана в 1865 году и является злой сатирой на духовенство.

60. Важный сановник с чванливой барыней и угодливо склонившийся перед ними батюшка, рассчитывающий на пожертвования для монастыря. Нищенка с голодными детьми безнадежно тянет руку за подаянием. А внизу куда-то лезет поп.

61. Многофигурное полотно К.А. Савицкого «На войну», созданное в 1880-1888 годах, посвящено проводам солдат на русско-турецкую войну.

62. Сейчас бы сказали, «сын-патриот не нашёл поддержки у отца-либерала»?

63. Один из эпизодов той войны изобразил баталист В.В. Верещагин - «Скобелев под Шипкой».

64. Все помнят «Девочку с персиками», стиль Валентина Серова сложно спутать. Эта картина называется «Дети», на ней художник изобразил своих сыновей Сашу и Юру.

65. Слава Серова как портретиста стала для него настоящей кабалой и проклятием. После 1895 года он писал много портретов по заказам буржуазной и аристократической знати. Это портрет Александра III с рапортом в руках, 1900 год.

66. «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900 год.

67. В портрете графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон с собакой (1903 год) Серов сам настоял на изображении любимого пса молодого графа, и тот выглядит на портрете едва ли не значительней своего хозяина.

68. То же с конём на портрете князя Ф.Ф. Юсупова, но тут животное представлено совершенно взбесившимся.

69. Официозное произведение Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея» с этюдами занимает целый зал со световым окном в потолке.

70. В начале XX века сменилась эпоха, на смену реализму пришёл модерн. Портрет поэтессы Анны Ахматовой в стиле кубизма кисти Натан Альтман, 1914 год.

71. Также в начале веке произошёл расцвет театров. А.Н. Бенуа, «Итальянская комедия», 1906 год.

72. Автопортрет В.И. Шухаева в виде Пьеро, 1914 год.

73. Борис Григорьев, портрет Мейерхольда, 1916 год. Позу придумал сам художник. Режиссёр был вынужден долго позировать на цыпочках, поэтому у него такой измождённый вид.

74. К.А. Сомов, «Осмеянный поцелуй», 1908 год.

75. Кузьма Петров-Водкин, автопортрет, 1918 год.

76. Переносимся в искусство советского периода.

77. «Голова крестьянина» авторства того самого Малевича, написанная в 1928-1929 годах, знакома многим по аватарке kashin. Этот стиль называется супранатурализмом.

78. В те же годы написана «Формула весны» авангардиста Павла Филонова.

79. А так Филонов увидел скульптуру на Нарвских воротах. 3 декабря 1941 года художник умер от голода в блокадном Ленинграде.

80. Кукрыниксы, «Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946 годы.

81. Завершает музейную экспозицию поздний соцреализм. Я. Крестовский, «Сборщики», 1975 год.

82. Станция «Площадь революции» на картине Н.И. Нестеровой «Метро», 1980 год.

83. Советские фарфоровые статуэтки.

84. Также в музее представлено несколько сервизов авангардной посуды.

85. Пожалуй, такой стиль мне нравится больше всего. Свежо и необычно.

86. Закончить хотелось бы наиболее понравившимся мне изумительным произведением А.М. Герасимова «Полдень. Тёплый дождь». Написана картина в 1939 году, но как будто для Серебряного века.

87. Сирень на картине проступает в объём толстыми мазками, делая картину живой и рельефной.

deletant.livejournal.com

ИСТОРИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ

Можно знать досконально экспозиции Эрмитажа, можно идеально ориентироваться в Третьяковской галерее, можно быть готовым в любой момент провести для своих друзей импровизированную экскурсию по музею имени Пушкина, но все-таки не считать себя знатоком русского художественного искусства. А все почему? Потому что без Русского музея в этом деле никуда! Сегодня вспоминаем историю музея, в котором хранится одна из самых больших коллекций русской живописи в мире.

Любитель искусств Александр III

13 апреля 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало учредить «Русский музей имени императора Александра III» в Санкт-Петербурге. А официально открыт музей был лишь 8 марта 1898 года. Но мысль о создании музея пришла в голову еще Александру III и задолго до этого. В молодости будущий император Александр III увлекался искусством и даже сам учился живописи у профессора Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария Федоровна, и они уже вдвоем продолжили свои занятия под чутким руководством академика Боголюбова.

ИСТОРИЯ РУССКОГО МУЗЕЯАлександр III с женой и тремя старшими детьми. 1878 г

Приняв власть, император понял, что совмещать управление страной и живопись невозможно, а потому свои художества забросил. Но любви к искусству не утратил, и транжирил значительные суммы из казны на покупку произведений искусства, которые уже не помещались ни в Гатчине, ни в Зимнем, ни в Аничковом дворце. Тут-то Александр и решил создать государственный музей, в котором бы могли храниться полотна русских живописцев, и который соответствовал бы престижу страны, поднял патриотические настроение и все такое прочее.

Считают, что впервые идею император высказал после 17 выставки Товарищества передвижников в 1889 году, где он приобрел картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных».

ИСТОРИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ

Особый статус Русского музея

К 1895 году успели создать проект постройки здания музея русского искусства при Академии художеств и даже закончить смету, но 21 октября 1894 года Александр III скончался, и казалось, что музей так и не станет реальностью. Но за дело взялся Николай II. Он постановил отдать под нужды музея купленный в казну Михайловский дворец.

В положении о музее 1897 года подчеркивался его особый статус. Были закреплены особые правила создания коллекции, например, произведения современных художников должны были сперва 5 лет находиться в музее при Академии художеств и только затем по выбору управляющего их могли поместить в Русский музей.

Предметы искусства, помещаемые в музей, должны были остаться там на веки вечные — то есть их нельзя было забрать или передать в какое-нибудь другое место.

Управляющий назначался высочайшим именным указом и обязательно должен был принадлежать к Императорскому дому.
ИСТОРИЯ РУССКОГО МУЗЕЯШарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.
С миру по нитке — музею коллекция

Поначалу коллекция музея составлялась из собранных Александром III картин, которые были переданы из Академии художеств, Эрмитажа, например, знаменитое полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов. Часть собрания была приобретена в частных коллекциях. Как решил Николай II, в дальнейшем собрание должно было пополняться за счет казны, в которой даже ввели отдельный параграф для музея, и благодаря возможным пожертвованиям.

Таковых, на удивление, оказалось много, размер коллекции стремительно рос и увеличился почти вдвое по сравнению с первоначальными 1,5 тысячами произведений и 5000 экспонатов из Музея христианских древностей. В первый штат музея был зачислен «цвет нации» — самые выдающиеся ученые, искусствоведы и историки, например, А. П. Бенуа, П. А. Брюллов, М. П. Боткин, Н. Н. Пунин и другие.

ИСТОРИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ

Жизнь музея в XX веке

Благодаря Государственному музейному фонду, работавшему в первые годы после Октябрьской революции, коллекция музея после 1917 года стремительно росла. Были восполнены большие пробелы в коллекции, например, какое-то время в музее вообще не были представлены некоторые течения русской живописи, а собрание некоторых было крайне скудным.

В 1922 году экспозиция музея впервые была выстроена по научно-историческому принципу, что вывело музей на качественно новый уровень. Но одного лишь здания Михайловского дворца было недостаточно для разросшейся коллекции, и постепенно музей начал «завоевывать территорию». В 30-х годах занятые до той поры арендаторами корпус Бенуа флигель Росси в Михайловском дворце были освобождены и перешли к Русскому музею, а чуть позже из родительского гнезда Русского музея «съехал» этнографический отдел, ставший Государственным музеем этнографии народов СССР. В 40-х годах корпус Бенуа и Михайловский дворец даже соединили специальным переходом.

ИСТОРИЯ РУССКОГО МУЗЕЯБольшая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.
Куда сходить и что посмотреть?

В начале XXI века во владения Русского музея перешли Летний сад с коллекцией мраморных скульптур (да, да, в Летнем саду сейчас стоят лишь копии), а также расположенные в нем Летний дворец Петра I, Кофейный и Чайный домики. Домик Петра I на Петровской набережной, который также принадлежит Русскому музею, сперва был построен из бревен, но через некоторое время был укрыт каменным, а чуть позже — кирпичным чехлом.

ИСТОРИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ

В числе самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в Русском музее, можно назвать иконы Андрея Рублева и Симона Ушакова, полотна Брюллова «Итальянский полдень» и «Последний день Помпеи», Айвазовского «Девятый вал» и «Волна», «Бурлаки на Волге» кисти Репина, «Витязь на распутье» работы Ванецова, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Потрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» кисти Серова, «Потрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиева. Но это лишь малая часть из тех прекрасных полотен русских живописцев, которые хранятся в Русском музее.

ИСТОРИЯ РУССКОГО МУЗЕЯВалентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн

Лучше один раз увидеть — если запланируете путешествие по Санкт-Петербургу, обязательно посетите Русский музей.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Государственный Русский музей в СПб: часы и режим работы

В самом сердце Санкт-Петербурга находится Русский музей, где хранится самая большая коллекция русского искусства. Его общая территория —  свыше 30 гектаров и включает Михайловский и Летний сады. Основа художественной коллекции размещена во дворцах, созданными выдающимися архитекторами XVIII-XIX веков: К. Росси, Д. Трезини, А. Ринальди, В. И. Баженовым, Ф. Б. Растрелли.   Во время прогулки по архитектурному комплексу Русского музея можно почувствовать дыхание времени, шелестящее отзвуками стихов Пушкина и Цветаевой, чуть-чуть царапающее рассказами Веллера и знающее еще много интересного. Посетившим Русский музей Санкт-Петербург становится ближе с каждым визитом.

Увеличивается количество тех людей, которые где-то в далеких местах и точках побывали в электронном Русском музее. В нем можно провести не один месяц, выбирая темы, маршруты и т.д. Но они хотят приехать в реальный музей, чтобы ощутить реальную атмосферу, посмотреть на подлинники

Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев

Бесценное сокровище Санкт-Петербурга

Государственный русский музей — важная достопримечательность Санкт-Петербурга. Его название выплывает из памяти одним из первых, когда разговор заходит о Северной Венеции. Официальный сайт русского музея в Санкт-Петербурге прекрасно выполнен и всегда готов предоставить информацию своему посетителю о художественных коллекциях фонда, проводимых выставках и других направлениях деятельности.

Создание общедоступного собрания искусства стало реализацией животрепещущей темы образованного общества России, которая горячо обсуждалась с середины XIX века. К этому времени стала очевидной необходимость создания нового государственного музея, который сосредоточил бы в одном месте лучшие отечественные художественные произведения.

К моменту открытия музея в Петербурге в 1985 году его собрание насчитывало около 7 тысяч экспонатов, большая часть которых представляла произведения древнерусского искусства. Первым зданием, предназначенным для хранения музейной коллекции, стал специально приобретенный Николаем II Михайловский дворец.

Музейное собрание представлено большим количеством произведений живописи XVIII-XX веков, работами современных художников-авангардистов, скульптурными, графическими и фотографическими композициями, а также различными инсталляциями. Музей активно развивается. Недавно в его собственность было передано три здания в Санкт-Петербурге, для большего удобства хранения и показа грандиозного собрания из 400 тысяч образцов русского искусства X-XXI веков.

Прекрасные дворцы и изящный деревянный домик в Петербурге

Сегодня Русский музей СПб размещается в нескольких строениях, являющихся памятниками архитектуры. Это Михайловский, Мраморный, Строгановский дворцы, Инженерный замок и Летний дворец и Летний домик Петра Великого.

  • Самое первое здание, разместившее художественную коллекцию — Михайловский дворец. Его строительство было осуществлено в стиле ампир по проекту Карла Росси, причем первоначальный замысел принадлежал императору Павлу I.
  • Мраморный дворец Петербурга хранит часть собрания музея с конца XX века. Его отличает характерный стиль Антонио Ринальди – мраморная облицовка фасада и строгие черты раннего классицизма. Всего для отделки было использовано 32 сорта мрамора.
  • В создании Строгановского дворца принимала участие целая плеяда выдающихся архитекторов под руководством Ф. Б. Растрелли. Великолепное здание было возведено для семьи Строгановых в стиле пышного русского барокко.
  • Инженерный (Михайловский) замок — несчастный свидетель гибели Павла I, своего создателя. Спроектированный архитектором В. И. Баженовым в качестве главной парадной резиденции, после ужасного убийства императора он был навсегда покинут семьей Романовых. Около двадцати лет замок пустовал, а в 1823 году в нем было размещено Главное инженерное училище.
  • Летний дворец — одно из старейших строений города. Построенное Доменико Трезини, здание является скромным представителем барокко, достаточно небольшим по размерам.
  • Домик Петра Первого, хотя и срублен из сосновых бревен, напоминает постройку из камня благодаря особой отделке и росписи дерева. По утверждению научных сотрудников музея, здание практически точь-в-точь такое же, как и при Петре I.

Коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге

Собрание музея в Петербурге содержит образцы русского искусства целого тысячелетия до настоящего момента. Экспозиция регулярно пополняется за счет участия в аукционах, а также за счет передачи произведений искусства коллекционерами.

Расширивший в начале 30-х годов XX века Русский музей Корпус Бенуа в Санкт-Петербурге содержит значительную часть художественных произведений. Для посещающих Русский музей часы работы Корпуса Бенуа являются наиболее длительными. Неудивительно, ведь нем располагаются практически все временные выставки, а также постоянные экспозиции, посвященные декоративно-прикладному искусству и развитию русской живописи XIX и XX веков. Здесь можно в полную силу прочувствовать творчество «Мир искусства», объединившего Н. Рериха, М. Добужинского, Д. Митрохина и других художников в конце XIX века.

Режим работы

Для своих посетителей в Санкт-Петербурге Русский музей режим работы имеет стабильный уже много десятилетий. Выходной день недели — вторник, а праздничными днями считаются только 12 декабря и 1 января.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

cityguide-spb.ru

Шедевры Русского музея

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов

«Последний день Помпеи» Карла Брюллова - самая известная в мире картина на тему извержения Везувия.

После представления картины в Милане в 1833 г. Брюллов стал в Италии объектом фанатичного поклонения, которого в этой стране не удостаивался ни один художник со времен Возрождения. Когда он шел по улице – прохожие снимали перед ним шляпы, когда заходил в театр – публика вставала. Возле его дома собирались толпы людей, желающие поприветствовать своего кумира.

Интересно, что в одном из персонажей картины Брюллов изобразил самого себя, а его приятельница графиня Юлия Самойлова фигурирует на полотне трижды.

☼ ☼ ☼

«Девятый вал», И.К. Айвазовский

Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского – Ованес Геворгович Айвазян.

Для создания картины «Девятый вал» Айвазовский использовал всего 4 краски — красную, желтую, зеленую и коричневую. Богатейшие колористические эффекты полотна созданы за счет смешивания основных цветов.

Айвазовский обладал абсолютной зрительной памятью и большинство своих картин создавал без натуры, пользуясь лишь условными набросками. Он работал настолько быстро, что мог написать морской вид среднего размера за 2 часа. За свою жизнь художник написал более 6 тысяч картин.

☼ ☼ ☼

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», И. Е. Репин

Мало кто знает о том, что картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» вовсе не одна. Существует три версии, которые немного отличаются по композиции и персонажам. Вариант 1887 года экспонируется в Третьяковской галерее, вариант 1891 года (основной) в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Третий, который художник называл «наиболее исторически достоверным», находится на родине И.Е. Репина, в Харьковском художественном музее.

В качестве моделей для шести персонажей «Запорожцев» Репин использовал своих знакомых и друзей, подходящих по типажу. В частности, дородный казак в белой папахе, которого многие сравнивают с Тарасом Бульбой - это Владимир Гиляровский («дядя Гиляй»), знаменитый путешественник и писатель.

☼ ☼ ☼

«Садко», И. Е. Репин

«Садко» - единственная картина Репина на сказочный сюжет, и одна из немногих, в которой он использовал технику импрессионистов. С импрессионизмом художник познакомился во Франции, где он путешествовал в качестве пенсионера Академии художеств. Репин даже написал несколько картин с использованием его приемов («Садко», «Последний луч» и т.д.»), но результат начинающего мастера не удовлетворил. И хотя ему пророчили огромный успех в кругах импрессионистов, он решительно отказался от стиля, который считал «интересным с точки зрения техники, но решительно пустым по смыслу».

Моделью для создания образа Садко стал друг И. Е. Репина, художник В. М. Васнецов (автор «Богатырей», «Аленушки» и т.д.)

☼ ☼ ☼

«Витязь на распутье», В.М. Васнецов

Картин «Витязь на распутье» было написано три. В двух первых версиях богатырь располагается лицом к зрителям. Вариант 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Версия 1879 года экспонировалась на первой выставке «Союза русских художников» 1903–1904 гг. и была приобретена американским коллекционером. 110 лет спустя, в 2013 году, картина вернулась в Россию и была представлена в Москве на вернисаже «Россия: искушение историей». Версию 1882 года, на которой витязь повернут спиной к зрителям, можно увидеть в Государственном Русском музее.

☼ ☼ ☼

«Лунная ночь на Днепре», А. И. Куинджи

В 1880 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка, на которой экспонировалась одна-единственная картина. Тем не менее она произвела фурор, на выставку выстраивались очереди, и многие посетители приходили посмотреть на картину не один раз. Это была «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи. Необычное лунное освещение, представленное на полотне, подчеркивалось тем, что картина выставлялась в темной комнате. Многие посетители не верили в то, что можно написать свет луны настолько реалистично, и заглядывали за раму в поисках скрытой лампочки.

☼ ☼ ☼

«Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков

Задумав картину «Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков поехал в Швейцарию и побывал на всех перевалах, где в 1799 году прошло войско знаменитого генералиссимуса. Он не только писал в этих местах пейзажные этюды для будущей картины, но и сам скатывался вниз по снегу и льду, определяя скорость движения персонажей на разных стадиях спуска.

Картина была написана и выставлена в 1899 году – к 100-летию беспримерного воинского подвига А. Суворова.

Известные режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков являются прямыми потомками В.И. Сурикова.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

kudago.com