Святые места в Грузии – православные монастыри и храмы. Действующие монастыри грузии


Монастыри Грузии из ТОП-20 - фото и как добраться

Начну, разумеется, с карты - так наглядно видно масштабы проделанной работы. Ну, как говорится, сам себя не похвалишь... А, вообще, правда, напишите в коментах нужно ли делать подобные статьи в будущем? Интересно?  Или, иди-ка ты, Серёжа, займись чем-то действительно полезным..?

Монастыри Кахетии

Монастырь Старая Шуамта

Монастырь Старая Шуамта

Монастырь Квелацминда (Kvelatsminda)

Монастырь Квелацминда в Гурджани

Монастырь Икалто (Ikalto)

Монастырь Икалто

Монастырь Алаверди

Монастырь Алаверди

Монастырь Некреси

Монастырь Некреси

Монастырь Греми

Монастырь Греми

Монастырь Новая Шуамта

Монастырь Новая Шуамта

Как добраться в Кахетию из Тбилиси

Все храмы Кахетии вполне реально объехать за 1-2 дня. В первом случае галопом, во втором - размеренно. Лучше всего стартовать на авто из Тбилиси. Маршрутки ходят, но неудобно и только до городов Телави, Сигнахи или Кварели, соответственно. Т.о., надо сначала приехать в один из соот-щих городков, а там уже брать такси - 90 лари/день. Без ночёвки в таком случае, скорее всего, также не обойтись. То есть, прибавляем ещё 100-120 лари.

Своим ходом

В Телави и Кварели ходят маршрутки от метро Исани. Стоимость около 8-10 лари. Очень и очень желательно приходить пораньше - маршрут популярен среди местных жителей, места быстро заканчиваются. Расписания нет - отправление по мере заполнения. В общем-то, как и везде в Грузии.

В Сигнахи можно уехать от метро Самгори. Это в Тбилиси. Цена вопроса 6 лари. Интервал движения порядка двух часов, с местами ситуация аналогична - кто успел, тот и сел.

Из Телави в Сигнахи (и наоборот) ходит одна единственная маршрутка. О времени отправления лучше поинтересоваться накануне. Как способ весьма сомнительный, но в теории существует.

На такси

Из Тбилиси в Телави или Сигнахи туда-обратно обойдётся примерно в 80 или 120 лари соответсвенно (очень зависит от умения торговаться). При таком сценарии придётся прибавлять стоимость такси от городков до самих монастырей, что изрядно увеличивает конечную стоимость и оттого сомнительно.

Из Тбилиси с заездом в Телави - монастыри - заезд в Сигнахи и возвращение в Тбилиси на весь день стоит от 150 лари и выше. Сильно зависит от сезона. В сезон цена ползёт в район 180.

На машине

Стартовать лучше из Тбилиси. Если приезжать в Грузию не на своей машине, то её стоит арендовать. Я арендовывал авто в Тбилиси через этот сайт. Все координаты GPS можно взять из карты, что вначале этой статьи и забить в навигатор или офлайновские карты Google или Maps.me - кому что больше нравится.

Экскурсия в Кахетию

Для тех, у кого нет прав, боязнь водить арендованный авто или и то, и другое есть индивидуальные экскурсии в Кахетию из Тбилиси на один день - это самый лучший способ, чтобы с одной стороны, решить проблему транспорта, сэкономить на ночёвке и вернуться в Тбилиси в тот же день, с другой - получить максимум удовольствия от общения с местным жителем. То, ради чего и стоит ехать в Грузию.

Хороших экскурсий много, но лично ме импонирует Михаил и его очень крутая авторская экскурсия по Кахетии - можно уехать на целый день дегустировать вино в Алазанской долине и успеть осмотреть самобытные кахетинские монастыри. От самого Михаила все просто в полном восторге! Достаточно почитать отзывы.

Групповые экскурсии - вариант, но, честно говоря, уже компромиссный. Но тоже вариант. Программа сильно урезана до одного монастыря и одной дегустации. По отзывам неплохая экскурсия в Кахетию.

Тут позволю себе небольшое лирическое отступление. Когда сразу после возвращения из Грузии судьба забросила меня в Афины, я вдруг с удивлением для себя обнаружил такое очевидное сходство, которым обладают монастыри Грузии и Греции. Да, в Афинах я провёл в разы меньше времени, чем в Грузии, но это вот прям бросилось в глаза. На фото ниже небольшая, но очень атмосферная византийская церковь в Афинах - одна из старейших православных церквей в городе.

Нет, конечно, ни Греми или Алаверди, но Старая Шуамта или Квелацминда чем-то напоминает...

На заднем плане церковь Богородицы Капникареи в Афинах

На самом деле, подобное сходство совсем не случайно. Это отражение традиционных культурных скреп Грузии и Византии. Так, например, именно греческий язык можно рассмотреть внутри церкви 10-го века в скале в грузинской Вардзии...

Военно-грузинская дорога

Собор Светицховели

Собор Светицховели

Монастырь Джвари

Монастырь Джвари

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро

Крепость Ананури

Крепость Ананури

Троицкая церковь Гергети

Троицкая церковь Гергети

Как добраться

Чтобы увидеть все монастыри Грузии, расположенные на Военно-грузинской дороге нужно быть мобильным (такси, машина напрокат, экскурсии). Это позволит делать остановки в нужных местах. Если ехать своим ходом, то добраться можно будет только до одного храма - Гергети в Казбеги, куда приходит маршрутка из Тбилиси. Едет она, естественно, без остановок у достопримечательностей.

Своим ходом

Маршрутки отходят от метро Didube. Возле этого метро есть одноимённая автостанция, где нужно найти маршрутку до Казбеги. Стоимость 10 лари. В сезон отправление каждый час с 8:00 до 19:00. Обратно расписание и интервал движения примерно такие же.

На такси

Найти можно на любом углу. Умение торговаться сильно поможет уехать по цене от 150 лари. Время ожидания дополнительно никак не оплачивается - таксист будет ждать ровно столько, сколько потребуется (разумеется, исключительно в пределах светового дня).

На машине

Отправной точкой и на это раз будет Тбилиси. У меня была машина напрокат в Тбилиси, которую я бронировал через этот сайт. Все координаты GPS можно взять из карты, что вначале этой статьи и забить в навигатор, карты Google или Maps.me.

Экскурсия по Военно-грузинской дороге

Групповые экскурсии проводят сразу на двух языках одновременно - группы собирают интернациональные. Диагноз тут таков: показано к применению исключительно любителям селфи, которым достаточно 10-15 минут на каждый монастырь. Ни о каком "постоять и проникнуться атмосферой" речи тут не идёт. Более серьёзный подход - это индивидуальные экскурсии с местным жителем.

Очень хорошие отзывы о гиде по имени Артур. Его индивидуальная экскурсия называется "Дорога к легендарному великану Казбеку". Второго по популярности гида в этом регионе зовут Гия. Отзывы о нём можно почитать здесь.

Тбилиси

Метехи

Метехи

Собор Святой Троицы

Кафедральный​ Собор Святой Троицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В случае с Тбилиси всё совсем просто - никуда ехать не надо. Все перечисленные монастыри реально обойти за один день. По Тбилиси вообще можно передвигаться исключительно пешим ходом. По крайней мере, за мои, без малого, четыре поездки в Тбилиси, у меня сложилось стойкое ощущение, что местные жители именно так и делают.

Если эмоциональное решение о поездке в Тбилиси уже принято, но ещё не согласовано со своим "рацио", то, на всякий случай, можно забронировать что-то из гостиниц, чтобы в случае окончательного решения ехать было уже место куда. У большинства отелей отмена брони бесплатна. На такой случай у меня в блоге есть статья про проверенные и потому рекомендуемые мной отели Тбилиси в центре. Надеюсь, кому-то из вас пригодится.

trip-blog.ru

Монастыри Тбилиси - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Девичий монастырь Тбилиси

Девичий монастырь Тбилиси (фото)

Рекомендовать место

12

Девичий монастырь города Тбилиси еще до постройки относился к Армянской Апостольской Церкви, но в конце XX века его захватила Грузинская. Он был построен в 1727 году по инициативе Мелик-Ашхарбека, который не сумел довести дело до конца, так как в 1724 году погиб в сражении с турками. На его место пришел сын Мелик-ага, решивший продолжить дело отца. Он был участником индийского похода и вложил все собранные деньги в постройку девичьего монастыря, став ктитором здания. Также Мелик-ага принимал участие и в строительной части.

Святое здание было размещено недалеко от его жилища, раньше в его честь называли целые кварталы. После окончания строения в монастырь были приглашены две монахини из Церкви Святой Екатерины в Новой Джуге. Девичий монастырь был выложен из красного кирпича с венчающей сооружение колокольней. Небольшую башню было видно издалека благодаря яркому куполу и узким, но длинным окнам.

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро (фото)

Рекомендовать место

12

Вы можете удивиться культурно-историческому наследию Грузии, если посетите древнейшие православные святыни этой страны. Так, на слиянии двух рек - Мтквари и Арагви - расположен монастырь Самтавро, включающий Самтавро-Преображенскую церковь и здания женского монастыря Святой Нино. В историографических источниках этот монастырь назывался вторым Иерусалимом.

По преданию, самая первая церковь была построена на месте ежевичника — особое место, куда Святая Нино приходила для уединенной молитвы. Впоследствии, в эпоху правления царя Мириана началось возведение храма Самтавро. Этот огромный и «лепотной» храм несколько раз обновлялся и восстанавливался после разрушительных нападений Тамерлана и землетрясения 1283 года. Название «самтавро» не случайно и значит «мтавари-глава». Это связано с тем, что изначально это место стал усыпальницей предстоятелей церкви. Первыми были похоронены святой Мириан и святая Наны как первосвятители Грузии.

В настоящее время паломники и туристы могут посетить Преображенский храм и малую церковь св. Нино, помолится в церквях св. Иоанна Крестителя и Иоанна Златоуста, восхититься великолепием храмового иконостаса XV века и изумительными фресками XVII века. Для верующих будут интересны посещение и прикосновение к православным святыням: чудотворным иконам Иверской Божьей Матери и святой Нино, мощи святого Абибоса Некресского и святого Шио Мгвимского. Кроме этого, на территории монастыря находится могила грузинского старца Гавриила, известного своей прозорливостью.

Монастырь Некреси

Монастырь Некреси (фото)

Рекомендовать место

10

Некреси - это небольшой симпатичный монастырь высоко на горе над Алазанской равниной. Сейчас это только монастырь на горе, раньше тут (под горой) был целый город. Основал монастырь Або Некрессский.

Монастырский комплекс Некреси состоит из нескольких потрясающих по красоте зданий, построенных в разные времена и эпохи. Самое раннее здание здесь - это церковь, построенная в конце IV века, в честь принятия Грузии христианства в качестве основной национальной религии.Спустя несколько десятков лет, в конце VI - начале VII века здесь был воздвигнут главный храм, освящённый в честь Пресвятой Девы. Кроме этих храмов, здесь сегодня можно также видеть большую Купольную церковь, построенную в IX веке, и Епископский дворец, построенный XVI веке.

Сохранились небольшая трехнефная базилика (конца IV в.), построенная во время правления царя Трдата, старшего сына царя Мириана. Церковь построена из грубо отёсаного камня и стоит на фундаменте, преобразованном в гробницу. Это строение называется базиликой только исходя из её внешних форм. Центральный неф завершающийся формой подковы и формировавший апсиду на востоке узок и высок. Он связан с проходами через широкие подковообразные арки.

Монастырский комплекс Некреси интересен своими фресками,видами на Алазанскую долину.На территории монастырского комплекса есть источник воды.

Монастырь Джвари

Монастырь Джвари (фото)

Рекомендовать место

16

2

Если вы любите посещать религиозные святыни разных стран, то Вам непременно нужно посетить старейший монастырь Джвари, расположенный на вершине грузинской горы между реками Арагвы и Курой. Этот памятник грузинской средневековой архитектуры внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И, действительно, посмотреть есть на что!

«Крест» - вот что обозначает «Джвари» в переводе с грузинского. На пике этой горы ещё в IV столетии Святая Нино воздвигла деревянный крест как символ победы христианской веры над языческой. По легенде, Крест помогал исцелять верующих от болезней, привлекая все больше паломников. Спустя два столетия на его месте построили небольшую церковь в форме тетраконха, напоминающий удлиненный крест с полукруглыми абсидами на концах. Храм построили так, чтобы деревянный Крест разместить внутри. Кстати, до наших дней сохранился пьедестал Креста. Впоследствии, рядом с церковью возник и монастырь, ставший религиозным центром Грузии.

В настоящее время, обитель восстановили после советского лихолетья. Здесь всегда рады приветствовать верующих и просто туристов. Вблизи монастыря находится Дерево желаний, на который туристы повязывают ленты. Добраться до монастыря можно на маршрутном такси (направление: Мцхета-Джвари).

Шио-Мгвимский монастырь

Шио-Мгвимский монастырь (фото)

Рекомендовать место

12

3

Шио-Мгвимский монастырь – это старинный монастырь и архитектурный комплекс, расположенный неподалеку от города Мцхета.

Монастырь был основан в VI веке одним из ассирийских христианских миссионеров святым Шио. Первой постройкой был храм Святого Иоанна Крестителя.

Монастырь быстро стал крупнейшей монашеской общиной, уже к концу VI века он насчитывал в своих рядах около 2000 монахов.

Монастырь неоднократно опустошался и разрушался. В середине XV века при правлении царя Георгия VIII монастырь вместе со всеми землями был передан семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, и до начала XIX века являлся их семейной усыпальницей.

В советское время монастырь был закрыт, но сейчас он является действующим и по-прежнему привлекает паломников.

www.openarium.ru

Святые места в Грузии: храмы, монастыри, православные святыни

Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Хранящиеся в древних монастырях и храмах, они позволяют почувствовать истинную ценность христианской веры и погрузиться в благодатную атмосферу минувших столетий. Осмотреть все реликвии государства в рамках одного паломнического тура практически невозможно, однако любому туристу под силу побывать в самых интересных местах, где хранятся наиболее ценные иконы и мощи.

Знамениты святые места в Грузии

Бодбийский монастырь

Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.

Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.

Патриарший собор Светицховели

Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.

Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.

Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Монастырь Самтавро

В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро, состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.

Внутри строения содержится много интересных святынь:

  • икона Святой Нино, обладающая чудотворным действием;
  • мощи анахорета Шио Мгвимского и проповедника Абибоса Некресского;
  • икона Иверской Божьей Матери;
  • могила царицы Наны;
  • часть камня с места захоронения Нино в Бодбийском монастыре.

Собор Сиони

Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.

Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.

Монастырь Джвари

По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.

Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.

Другие грузинские святыни

Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:

  • Монастырский комплекс Шемокмеди – сохраняет самую древнюю грузинскую икону, датируемую 886 годом. Образ Преображения Господня доставили в храм из Зарзмского монастыря в XVI столетии. С того времени икона собирает тысячи паломников и туристов, приезжающих отдохнуть в Западную Грузию.
  • Гелатский монастырь – почитается благодаря усыпальнице царя Давида Строителя. Считается, что под его основанием похоронена царица Тамара, хотя по другим данным, ее прах был позже перевезен в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери – в храме размещаются мощи святых Иоанна, Георгия и Марины, частица пояса и риза Богоматери, а также часть губки, из которой Спаситель испил уксус.
  • Монастырь Моцамета – в это святое место паломники едут ради поклонения мощам святых Константина и Давида, которые были замучены захватчиками-арабами.
  • Храм Метехи – является местом захоронения святого Або Тбилисского и святой Шушаники, первой в Грузии великомученицы, погибшей от руки своего супруга-огнепоклонника.

Монастырский комплекс Шемокмеди

Шемокмеди

Гелатский монастырь

Собор Влахернской иконы Божьей Матери

Монастырь Моцамета

Храм Метехи

Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Святыни Грузии стоят того, чтобы их посетить. На протяжении многих столетий они олицетворяют собой чистую душу грузинских жителей, отражая славную и насыщенную событиями историю этого края.

Понравилась статья? Поделитесь!

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

v-georgia.com

Церкви и монастыри в Грузии

Дарьяльский монастырь «Возле подножья Казбека, на высоте 2170 метров над уровнем моря в окружении великолепной природы находится Дарьяльский монастырь – одни из древнейших в Грузии духовных центров. Есть легенда, согл...» Храм Сиони «Сиони является главным историческим храмом Тбилиси и вторым по значению в Грузинской православной церкви. Его назвали в честь горы Сион, а освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен ...» Пещерный монастырский комплекс Бетлеми «На склоне высочайшей вершины Грузии – горы Казбек находится Бетлемская пещера, в которой расположен знаменитый монастырский комплекс Бетлеми. Первым заметил возле вершины горы вход в пещеру, зак...» Церковь Метехи «Из правобережной части Старого Тбилиси лучше всего видна желтовато-серая скала, отвесно обрывающаяся к реке. На ней красиво смотрится построенная в XIII столетии Метехская церковь, ставшая для многих ...» Церковь Кашвети «На проспекте Руставели, напротив здания парламента находится православная церковь Святого Георгия – Кашвети. Она строилась в 1904-1910 годах по проекту местного архитектора Леопольда Бильфельда,...» Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Батуми «Этот действующий храм является кафедральным собором для Лазской и Батумской епархии Грузинской православной церкви. Изначально это был католический собор, который в 1903 году на свои средства построил...» Пантеон Мтацминда «В Тбилиси на Мтацминда (Святой горе) находится пантеон, где похоронены общественные деятели, национальные герои, артисты, учёные и литераторы Грузии. Этот некрополь находится на склоне горы Мтацминда,...» Троицкая церковь (Гергети) «У подножия Казбека, на высоте 2170 м находится Троицкая церковь. Рядом проходит Военно-Грузинская дорога, на правом берегу притока Терека Чхери стоит деревня Гергети, а прямо под церковью находится по...» Церковь Святого Николая «В центре Батуми находится самый старый храм этого города – церковь Святого Николая. Построить его предложила греческая диаспора, возглавляемая главой города Ильёй Ефремиди. В 1930-е годы церков...» Церковь Сурб Геворг «В исторической части Тбилиси находится построенная в XIII столетии армянская церковь Святого Георгия. Она является одной из самых старых армянских церквей грузинской столицы, а к настоящему времени &n...» Шио-Мгвимский монастырь «Неподалёку от древнего города Мцхета расположен столь же древний Шио-Мгвимский монастырь, стоящий в узком ущелье между известняковых скал на северном берегу Куры. Отсюда около 30 километров до Тбилиси...» Церковь Карапи Святого Георгия (Клдисубани) «Церковь Карапи, посвящённая святому Георгию, находится в Клдисубани – одном из старейших районов Тбилиси. До 1991 года она относилась к Армянской апостольской церкви, а затем перешла под контрол...» Монастырь Моцамета «Недалеко от Кутаиси, возле живописного ущелья, на поросшей бурной растительностью горе прячется монастырь Моцамета, хранящий останки мучеников Константина и Давида, которые погибли за веру в Христа. М...» Цминда Самеба или Храм Святой Троицы «Цминда Самеба является главным в Грузии кафедральным собором. Это совсем ещё юный храм, построенный в 2004 году, поэтому он не успел обрасти многовековыми достопримечательностями. Но и на него стоит п...» Церковь Святого Христа Всеспасителя, Батуми «Так называется храм в Батуми, принадлежащий Армянской апостольской церкви и находящийся на улице Константина Гамсахурдия. В Аджарии, и, в частности, в Батуми жизнь армян активизировалась с 1880-х годо...» Шавнабадский монастырь Святого Георгия Победоносца «Этот монастырь стоит на высокой горе Телети, расположенной в Гардабанском районе Джавахетии. Прежде здесь находилась небольшая грузинская церковь, построенная в XVIII столетии. Позднее она отошла к ар...» Монастырский комплекс Давид-Гареджа «Если отъехать на 60 километров от Тбилиси к юго-востоку, по направлению к азербайджанской границе, то можно увидеть комплекс пещерных монастырей VI столетия Давид-Гареджа. Он тянется на 25 км вдоль ск...» Церковь Иоанна Богослова « В районе Тбилиси Вера, на улице Киачели, возле монастыря Андрея Первозванного («Синего монастыря») стоит Русская православная церковь Иоанна Богослова. Весь этот район города появилс...» Монастырь Гелати «Самым значительным грузинским монастырём средневекового периода является расположенный возле Кутаиси Гелатский монастырь Богородицы. Он был центром культурной и духовной жизни страны, с середины XVI в...» Девичий монастырь Тбилиси «Изначально расположенный в Тбилиси Девичий монастырь подчинялся Армянской апостольской церкви, но в конце прошлого века его присвоила себе Грузинская православная церковь. Построен он был по инициатив...» Монастырь Сафара «К юго-востоку от Месхетии, недалеко от Ахалцихе, в горах Самцхе-Джавахетского региона стоит Сафарский монастырь, основанный в XIII веке Святым Саввой. Здесь отчётливо ощущается дух старины, которые мн...»

www.rukivnogi.com

Паломничество в Грузию – Азбука паломника

Собор Святой Троицы в Тбилиси

Гру́зия (груз. საქართველო [sɑkʰɑrtʰvɛlɔ], Сакартве́ло) — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере.

Крупнейшие города

  • Тбилиси
  • Кутаиси
  • Батуми
  • Рустави
  • Зугдиди
  • Гори
  • Поти
  • Сухуми
  • Цхинвали

Грузинская православная церковь

Грузи́нская правосла́вная це́рковь (официальное название: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь, груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

История

Ранний период

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.

Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.

Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.

Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов . Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг.

Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.

Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.

Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская.

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины.

Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью..

При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 — 14 мая 1817;

К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха.

После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

Восстановление автокефалии. Новейший период

12 марта (25 марта) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.

27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.

В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.

Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года.

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

Предстоятель с 23 декабря 1977 года — Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II.

Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви».

Отношения с Московским Патриархатом

Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в августе 2008 года в связи с военным конфликтом в Грузии заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами».

9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит (Ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в интервью каналу «Вести» сказал, в частности об «Аланской епархии»: «Нужно сказать, что это не просто раскольническая как бы епархия, а дело в том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от греческих старостильников. [— Это тоже непризнанная иерархия] Совершенно верно, от так называемого Киприяновского синода. Вся деятельность этого синода в отношении России направлена на ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией».

12 сентября 2009 года, во время заседания дискуссионного клуба «Валдай», позиция Московского Патриархата по вопросу о территории Грузинской Церкви была подтверждена председателем Отдела внешних церковных связей МП архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Грузии находятся в храмах и монастырях Грузинской Православной Церкви.

ТБИЛИСИ: Сионский кафедральный собор. Мощи:

  • свт. Иоанн Манглисский (XVIII в.),
  • свт. мч. католикос Кирион III (ХХ в.),
  • св. исп. католикос Амвросий Хелая (ХХ в.),
  • ап. Фома (глава),
  • крест св. Нины.

Кафедральный собор Святой Троицы:

  • Камень Благодати (в алтаре).

Метехская Успенская церковь. Мощи:

  • мц. Шушаника (V в.).

Церковь Анчисхати. Мощи:

  • свт. мч. Евдемон (XVII в.).

Храм Св. Нины:

  • свт. исп. Стефан Бодбийский (ХХ в.) (могила около храма).

Церковь Александра Невского. Мощи и икона:

  • свт. Зиновий Тетри-Цкаройский (ХХ в.),
  • «Смоленская» икона Божией Матери,
  • схиархим. Виталий (Сидоренко) (чтимая могила около храма).

Пантеон на горе Мтацминда. Мощи:

  • могила прав. Илии Чавчавадзе,
  • могила мч. Димитрия Кипиани (XIX в.),
  • прав. Евфимия Такаишвили (ХХ в.).

Государственный музей искусства Грузии:

  • оригинал «Хахульской» иконы Божией Матери,
  • икона «Анчийский Спас»,
  • «Кацхская» икона Спасителя.

МЦХЕТА: Кафедральный собор 12-и апостолов. Мощи и другие святыни:

  • Благодатный Столп («Свети Цховели») – ствол кедра, под которым сокрыты Хитон Господень (?) и милоть Пророка Илии;
  • мч. Евстафий Мцхетский (VI в.),
  • царь Димитрий Самопожертвователь (XIII в.) (мощи под алтарем),
  • свт. католикос Антоний II Багратиони (ХVIII в.),
  • «Цилканская» икона Божией Матери.

Самтаврский монастырь. Мощи:

  • свт. мч. Авив Некресский (VI в.) (мощи под алтарем),
  • свв. царь Мириан и царица Нана (IV в.).

Шио-Мгвимский монастырь (9 км. к западу от Мцхеты). Мощи:

  • прп. Шио Мгвимский (VI в.),
  • свт. мч. Неофит Урбнисский (VI в.) (мощи под алтарем),
  • свт. Александр Окропиридзе (XIX в.).

Марткопский монастырь (5 км. от Марткопи, Мцхетский район). Мощи:

  • прп. Антоний Марткопский (VI в.).

Монастырь Зедазени (8 км. от Мцхеты). Мощи:

  • прп. Иоанн Зедазнийский (VI в.),
  • прп. Евфимий Кереселидзе (ХХ в.).

С. ЗЕМО-НИКОЗИ, Горийского района. Кафедральный Вознесенский собор. Мощи:

  • мч. Ражден (V в.).

Мужской монастырь Бетания (17 км. к западу от Тбилиси). Мощи и икона:

  • прп. Иоанн Маисурадзе (ХХ в.),
  • прп. Георгий Мхеидзе (ХХ в.),
  • оригинал «Бетанской» иконы Божией Матери.

Бодбийский женский монастырь (2 км. от Сигнахи). Мощи и икона:

  • равноап. Нина, «просветительница Грузии»,
  • «Иверская» икона Божией Матери.

С. ТИБИАНИ, Сигнахского района. Мужской монастырь Хирса. Мощи:

  • прп. Стефан Хирский (VI в.).

ГУРДЖААНИ. Храм Архангелов:

  • свщисп. Полиевкт Карбелашвили (ХХ в.) (могила около храма).

С. АЛАВЕРДИ, Ахметского района. Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца в монастыре Алаверди. Мощи:

  • прп. Иосиф Алавердский (VI в.),
  • св. царицы мцц. Кетеваны (XVII в.) (глава) и Макрина.

СТЕФАНЦМИНДА. Мощи:

  • прпмч. Иосиф Мохеве (XVIII в.).

С. ГЕРГЕТИ, близ Стефанцминды. Троицкий храм:

  • оригинал «Гергетской» иконы Божией Матери.

Давидо-Гареджийский мужской монастырь (Сагареджойский район). Мощи:

  • прпп. Давид, Лукиан и Додо Гареджийские (VI в.).

АХАЛЦИХЕ. Мужской монастырь Сапара. Мощи:

  • мчч. Гареджийские (XVII в.).

С. АЦКУРИ, Ахалцихского района. Кафедральный собор. Мощи:

  • свт. Ефрем Великий (IX в.).

БАТУМИ. Гонийская крепость:

  • могила ап. Матфия (?).

ОЗУРГЕТИ. Кладбище:

  • могила прав. Филимона Певца (XIX в.).

Гелатский монастырь (11 км. от Кутаиси). Мощи и икона:

  • св. цари Давид Строитель и Дамиан,
  • свт. Евфимий Гелатский,
  • свт. Гавриил Кикодзе,
  • прп. Иоанн Шавтели,
  • оригинал «Ацкурской» иконы Божией Матери.

С. МОЦАМЕТА (6 км. от Кутаиси). Монастырь святых Давида и Константина. Мощи:

  • мчч. Давид и Константин Аргветские (VIII в.).

ЦАГЕРИ. Монастырь Св. Максима Исповедника. Мощи:

  • прп. Максим Исповедник (VII в.) (глава).

СЕНАКИ. Монастырь Менджи. Мощи:

  • прп. Алексий (Шушаний) (XIX в.).

ЗУГДИДИ. Музей во дворце Дадиани:

  • Хитон Божией Матери.

Храмы

Монастыри

Видео

ПРАВОСЛАВИЕ В ГРУЗИИ. Фильм митрополита Илариона (Алфеева) HD

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ПРАВОСЛАВНАЯ ГРУЗИЯ

Планета Православия фильм (Сирия, Ливан, Грузия)

Кутаиси (Храм Баграта, Монастырь Моцамета , Гелатский монастырь) HD

Святые ГПЦ

А

  • Або Тбилисский
  • Алексий (Шушания)
  • Амвросий (Католикос-Патриарх всея Грузии)
  • Анфим Иверский
  • Ашот I Куропалат

В

  • Вахтанг I Горгасали

Г

  • Гавриил (Ургебадзе)
  • Георгий Афонский

Д

  • Давид IV Строитель

Е

  • Евфимий Афонский

И

  • Иларион Грузинский
  • Иоанн Иверский

К

  • Кетеван Мученица
  • Кирион II
  • Константин Грузинский
  • Коридзе, Филимон Исаевич

Л

  • Луарсаб I
  • Луарсаб II

М

Н

П

Т

  • Такаишвили, Эквтиме Семёнович
  • Тамара (царица)

Ч

  • Чавчавадзе, Илья Григорьевич

Ш

  • Святая Шушаник

Ссылки

Подкатегории

В этой категории отображается 5 подкатегорий из имеющихся 5.

azbyka.ru

Монастырь в горах Грузии: место, где время остановилось

Если есть на земле рай, то я попала в него. Это первая мысль, которая приходит в голову, когда ты попадаешь в Джихетский монастырь. Я никогда не соблюдала постов, не причащалась и не исповедовалась. Не воцерковленный я человек, одним словом. Но готова поклясться чем угодно, что ни разу в жизни не чувствовала себя безопаснее и спокойнее, чем в этом месте. И чем дальше я отдалялась от монастырских ворот и продвигалась вглубь зеленых зарослей и монастырских келий, тем острее я это ощущала. Будто кто-то нашептывал: "Эй, не трусь, я с тобой! Я всегда с тобой!" И я шла, оставляя там, у ворот, что-то важное. Нет, не что–то, а кого-то! И этот кто-то был не кто иной, как я сама. Я уходила от самой себя, объятой непонятной тревогой и беспочвенными страхами. Уходила туда, где все понятно и ясно до конца: что главное, а что может отойти на второй план…

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Дорога к главному храму Пресвятой Богородицы

Мелодия наступающего дня

Знакомо ли вам, как занимается утро в горах? Это сказочное явление. Под ногами — росистая трава, над головой шелестящая листва, а вдалеке трель редкой птицы, перебивающая журчание ручейка. И все эти звуки не заглушают друг друга, а дополняют и сливаются в одну красивую мелодию. В мелодию наступающего дня. Это весеннее утро и есть самое священное и важное, а не то, что люди выдумывают, чтобы властвовать друг над другом. И вот тут, на высоте 225 метров над уровнем моря, осознаешь это с особой ясностью.

На территории монастыря несколько храмов. Тропинка, усыпанная щебнем и отороченная по бокам засохшими ветвями, ведет к самому старому из них — храму Пресвятой Богородицы.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Дорога к главному храму Пресвятой Богородицы

В этих местах бытует легенда, согласно которой царица Тамар, путешествуя по Гурии, заночевала на одной из здешних гор. Монахини, узнав про это, посчитали место святым и основали на нем храм. Многие годы монастырь тот служил матушкам пристанищем. Но со временем строения начали разрушаться, к тому же земля, на которой трудились монахини, давала скупые всходы. И тогда матушки, обращаясь с молитвами к Богу, попросили послать им более благодатное место для возведения храма. Они выпустили трех голубей, которые, пролетев расстояние, начали кружить над этим самым местом.

Храм Пресвятой Богородицы построили тут в 1896 году. Хотя монашеские поселения появились задолго до этого. Первой на этой территории поселилась монахиня Елена Мгалоблишвили — в 1886 году. Постепенно там образовался целый монашеский приход, который построил храм. В монастыре функционировала школа, где учили грамоте и рукоделию.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Храм Пресвятой Богородицы, построенный в 1896-м году

В храме хранится чудотворная икона Богородицы. Она была пожертвована в 1905 году мужским монастырем Иоанна Богослова с Афонской горы. Икона писалась специально для действующего женского монастыря в Гурии. Перед храмом много могильных камней. После смерти тела монахинь предавали земле тут же. Многие из надгробных камней датированы XIX веком. Толщина ствола раскинувшего ветви дерева наводит на мысль, что и оно из той же эпохи.

По левую сторону от храма приземистые, одноэтажные кельи. Сохранилась и самая первая из них, построенная еще в XIX веке. В ней проводили службы еще до того, как построили храм Пресвятой Богородицы. Келья действующая. В ней и по сей день живут монахини.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Самая первая келья, построенная на территории монастыря в XIX веке

Монашеский постриг вместо мирской суеты

Во двор заезжает машина. Сидящая за рулем монахиня лихо подруливает к храму. Багажник джипа открывается, и затворницы начинают вытаскивать из нее различную снедь. Cказать по правде, затворницами их можно назвать с большой натяжкой. Улыбки и доброжелательность не сходят с их лиц и невольно передаются мне.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

В монастырь доставили продукты

"Женщины приходят сюда с разными судьбами, у каждой свой путь до храма. Кого-то бог приводит сюда через испытания, кого-то через поиски. Я жила долгое время церковной жизнью. И в какое-то время поняла: все, готова отказаться от мирской жизни", — говорит моя собеседница матушка Тамар.

Это имя, благодаря царице Тамар, возведенной в лик святых, тут настолько популярно, что так зовут почти каждую вторую монахиню. Сама она служит с 2003 года. Поднялась в монастырь 4 декабря, в день Джихетоба — празднования храма. И осталась, приняв монашеский постриг.

"Это происходит у каждого по своему, — продолжает матушка. – А готовность к постригу и принятию другой жизни измеряется тем, что в тот самый момент ты вдруг понимаешь, что мирское тебя уже не интересует и теряет для тебя всякую цену. Не все, переступая порог монастыря, уверены в том, что они хотят выбрать этот путь. К некоторым это решение приходит с течением времени", — говорит матушка.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Матушка Тамар

— Ну что, прогуляемся по нашему лесу? – спрашивает матушка Тамар. И мы начинаем уходить в чащобу, туда, где зелень становится гуще, и тропинка сужается и становится извилистой.

На сегодняшний день Джихетская женская община состоит из 25 насельниц. В летнее время в монастыре людей гораздо больше. Приезжают на время пожить монастырской жизнью.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Хвойная аллея

Джихетский монастырь примечателен, как поведала мне матушка, еще одной историей. В одной из его келий проживал иеромонах Федор (Темур Чихладзе), расстрелянный в 1984 году как соучастник скандального дела об угоне самолета в Тбилиси. Эта трагическая история легла в основу романа грузинского писателя Дато Турашвили, а в 2017 году состоялась премьера художественного фильма российского режиссера грузинского происхождения Резо Гигинеишвили, снятого по мотивам этой истории.

Проходим несколько метров, и из густой листвы выныривает маленький храм с разбитым перед ним крохотным бассейном. Церковь Иоанна Крестителя возвели в 2002-м, тогда же построили и бассейн, в который стекается родниковая вода. По словам матушки Тамар, вода в нем чудодейственная, помогает избавиться от бесплодия.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Храм Иоанна Крестителя, построенный в 2002 году

Напившись родниковой воды, следуем дальше. Проходим мимо парников, пчелиной пасеки, выгона для скота, всего здешнего хозяйства, которое ведут обитатели монастыря. У пчелиных ульев замечаю нескольких мужчин. Их пребывание тут не ограничено. Есть работы, которые требуют физической силы. И тогда на помощь приходят мужчины. У них отдельная келья за оградой монастыря.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Парники, расположенные на территории монастыря

Без технических благ цивилизации

Где-то вдалеке пасется скот, звеня колокольчиками, журчит ручеек… На всем лежит такой отпечаток безмятежности, что кажется, время замедлило ход. Наш обратный путь пролегает через аллею, образованную сосновыми деревьями. Солнцу проникнуть сюда непросто. И те редкие лучи, которые находят брешь в цепких сосновых объятиях, весело с тобой заигрывают. Издалека слышится звон колокола…

— У нас тут свое, монастырское время. Вот сейчас три часа. Взгляните на свои часы, — говорит матушка. Я кидаю взгляд на стрелки наручных часов – они показывают четыре. — Мы давно живем по одному времени, не переходя на летнее время или зимнее. И оно отличается от мирского времени.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Ворота Джихетского монастырского комплекса

"Многие, попадая сюда, желают остаться. Если не навсегда, но хотя бы на время, — рассказывает матушка, скорее предвосхищая вопрос, который мучал меня с того момента, как я переступила порог монастыря. — Для того, чтобы попасть в монастырь, человек должен быть близок к Богу. Причащаться, молиться. Договориться с наставником и остаться тут. Монастырь для всех открыт. И живут тут по монастырскому укладу. Тот образ жизни, который мы ведем, не так прост. Мы поднимаемся в четыре часа утра, до рассвета молимся. Служба идет в храме каждый день. В советское время, когда монахи поднимались сюда, здешние жители забрасывали их камнями. Тут даже воды не было, и им приходилось платить три рубля за ведро воды. Слава богу, проблема воды решена. В монастыре у каждого из нас есть свои повинности. Архимандрит, игуменья распределяют, кому сегодня чем заняться. К слову, сегодня ты можешь работать в огороде, в парниках, завтра убирать храм, а послезавтра заниматься трапезой", — рассказывает матушка Тамар.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Храм Пресвятой Богородицы, построенный в 1896 году

— У нас нет электроосвещения, — продолжает она. — Года три назад, при содействии благотворительного фонда "Карту", который и кельи новые строит, были установлены солнечные батареи. Мы стараемся максимально использовать дневной свет. Зимой мы бодрствуем до девяти-десяти часов. Летом ложимся позднее. По воскресеньям отдыхаем, тогда можем читать книги, заниматься духовным развитием. В основном, читаем духовную литературу. Можно почитать грузинских авторов – поэтов, прозаиков. Делать это удается лишь вечером, но если ты просыпаешься в четыре утра, то и спать ложишься пораньше. Монаху шесть часов сна должно хватать. Когда ты делаешь этот шаг, то должен быть готов к тому, что в твоей жизни будет меньше комфорта. Раньше тут было намного сложнее. Условия жизни были тяжелее. Сегодня у нас есть газ, в кельях тепло. От того, что у нас нет света, мы не можем тут стирать и содержать стиральные машины. Мы приобрели участок внизу, где живут две наших послушницы. Они и занимаются этими делами. Монастырь обрел жизнь после прихода настоятеля Андрея Кбилашвили. Он провел воду, построил храмы. Говорит, что мы столько рушили за времена Советского Союза, что сейчас время строить. Отец Андрей — очень трудолюбивый человек. И сам не отдыхает и нам не дает отдохнуть, — улыбается монахиня.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Экспонаты музея в Джихетском монастыре

Напоследок мы заходим в музей, который тоже находится на территории монастырского комплекса. В нем фотографии монахинь, служивших в монастыре, предметы быта, использовавшиеся в кельях в XIX веке. Фотография священника Темура Чихладзе, того самого "героя" из "Поколения джинс", старейший молитвенник, монастырская печать. Есть даже патефон, принадлежавший Иосифу Сталину. Отец одного из прихожан был секретарем Ланчхутского района. Патефон – личный подарок Иосифа Виссарионовича. Сын решил передать патефон в музей. Экспонаты музея, в основном, являются пожертвованиями прихожан.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Патефон вождя народов, товарища Иосифа Виссарионовича Сталина

— Вот так мы и живем, — говорит, мягко улыбаясь и закрывая на замок двери музея, матушка Тамар. – У нас нет ни телевизоров, ни Интернета. Но мы не испытываем их нехватки. С одной стороны, провести тут интернет стоит больших денег, с другой — будет отвлекать от серьезных дел. Все здесь хорошо, кроме климата, который очень сырой в этих краях. Для перемены климата ездим в высокогорное место Бахмаро. Там есть храм, кельи, в которых мы некоторое время живем.

— Приезжайте к нам еще, — говорит, прощаясь, матушка. – Летом тут особенно хорошо. Сюда поднимаются и местные, и туристы. Устраиваются прямо на лужайках. Отдыхают, обретают спокойствие…

Остаться тут. Взять и выпасть из привычного уклада жизни, став временно недоступным абонентом… Вот чего больше всего хочется.

Но вместо этого я медленно направляюсь к ограде, за которой меня ожидает машина. Джип насилу отпыхтелся, одолев подъем по горному бездорожью. Ему, кажется, вообще не хочется двигаться с места. Так же, как мне. Но обстоятельства, как мы любим повторять, сильнее нас. Единственное, что меня утешает в эти минуты, так это мысль о том, что когда-нибудь я обязательно вернусь сюда. Не знаю, на день, два или на неделю, но вернусь. Хотя бы для того, чтобы снова обрести себя…

sputnik-georgia.ru

Монастыри Грузии| ТОП-5 монастырей в Грузии.

Монастыри Грузии

Грузия – одна из первых приняла христианство  и в программе каждого тура обязательно будет древний монастырь, церковь или собор. Я побывала во многих местах и составила свой список обязательных к посещению подобных мест, о которых я восхищенно рассказываю своим друзьям и знакомым.

Ванис Квабеби

Ванис-КвабебиВанис-Квабеби

Ванис-Квабеби – пещерный монастырь, рядом с Вардзией. Чтобы подняться к Ванис Квабеби нужно пройти в крутую гору около 500 метров, причем дорога идет змейкой и 500 метров превращаются в километр. Подъем не из легких. Живут в монастыре 6 монахов. Одна из них расположена на вершине в скале,  нужно подниматься по тоннелям и вертикальным лестницам. Страшно!Очень! В Ванис-Квабеби я буду возвращаться при каждой возможности. Пол сравнению с Вардзией – он не примечателен, но энергетика очень сильная в этом месте. Нам удалось пообщаться с монахами. Я не могу описать словами ощущения, которая я испытала в Ванис Квабеби. Просто поезжайте и убедитесь сами.

Зеленый монастырь

Зеленый монастырьЗеленый монастырь

Зеленый монастырь – расположен он в районе Боржоми. Это было первый монастырь в Грузии, где я почувствовала невидимую силу. В древнем веке в монастырь пришли турки и убили всех монахов. По сей день в  лесу вокруг монастыря находят камни красного цвета, считается, это кровь монахов. На территории есть небольшая церковь, куда может зайти каждый человек. По периметру церкви стоят иконы монахов, я зашла туда одна, вокруг меня не было никого, кроме этих икон и той самой силы.

Давид Гареджи

Давид ГареджиДавид Гареджи

Давид Гареджи – с придыханием рассказываю всем о нем. Одна часть монастыря расположена на территории Грузии, другая – в Азербайджане. Давид Гареджи – огромный  монастырский комплекс. Много кельей расположены по другую стороны горы от главного монастыря  — лавры св.Давида. С высоты горы открываются потрясающие виды на разноцветную пустыню. Говорят, монахи монастыря делают самое лучшее вино – Саперави. На мой взгляд, Давид Гареджи – уникальное место и я рекомендую побывать здесь каждому.

Моцамета

МоцаметаМоцамета

Моцамета – монастырь Святых Давида и Константина. Находится в пригороде Кутаиси. Мощи Святых сейчас находится в главном храме, на возвышении справа от входа. Под ним сделан проход высотой примерно в половину человеческого роста. Нужно несколько раз обойти ковчег вокруг проползая через этот проход. На территории монастыря очень тихо, уютно и спокойно! Слышен лишь шелест листьев и журчание воды в каньоне. Атмосфера здесь умиротворенная!

Столп Кацхи

Столп Кацхи Столп Кацхи

Столп Кацхи – пятое заслуженное место за свою необычность. Мне было интересно посмотреть. Поехала бы я второй раз? Нет. Но тем, кто не был – увидеть надо обязательно.

best-georgia.ru