Проедемся по Армении? Эчмиадзин и другие достопримечательности Армавирского района. Эджмиацин армения


Эчмиадзинский кафедральный собор (Армения): описание, история, интересные факты

По всему миру сегодня есть множество соборов и храмов. Одни хранят многовековую историю, другие еще совсем «молоды», а некоторые и вовсе прекратили своё существование в силу войн, разрушений или природных явлений.

Многие из них были полностью или практически уничтожены, многие отреставрированы до прежнего вида или немного обновлены в своем дизайне. Но всё это внешний вид. История различных соборов остается богатой событиями, тайнами и интересными фактами.

эчмиадзинский кафедральный собор

И, разумеется, наиболее интересной будет история первых христианских храмов в мире, которые сохранились до сегодняшнего дня. Одним из таких строений является Эчмиадзинский кафедральный собор, который расположен в Армении. Это красивейший христианский храм, который появился на заре религии.

Как появился собор

Эчмиадзинский кафедральный собор в самом деле был возведен в далёком 301 году нашей эры. Сегодня это главный христианский храм Армянской апостольской церкви. В те лета главенствовал он в период с 303 по 484 годы, а позднее - с 1411 года. По совместительству этот храм тогда являлся резиденцией первого Верховного Патриарха Католикоса всех армян – Григория Просветителя (Лусаворича).

Город, где был построен Эчмиадзинский кафедральный собор – Вагаршапат - это древнейший город, который был основан на месте древнего поселения Варгдесаван царём Варгашем Первым в первой половине 2 столетия нашей эры. Позднее наименование города было сменено на Эчмиадзин.

эчмиадзинский кафедральный собор армения

Само слово «Эчмиадзин» обозначает «место, где явился Единородный». Также Эчмиадзинский кафедральный собор называют более древним названием – «Шокахат», что переводится как «источник света».

Легенда о создании собора

Существует предание относительно строительства этого собора. Его связывают с царем Трдатом Третьим и католикосом Григорием Просветителем. Согласно этому сказанию, царь однажды отдал своим подчиненным приказ мученически казнить 33 сестер-инокинь, отчего позднее сошел с ума. А среди узников в то время находился Григорий Просветитель, который смог исцелить недуг царя, вернуть ему рассудок и обратить в христианскую веру. Разумеется, подданные царя немного позднее сделали то же самое. Таким образом, вся Армения была обращена в христианство.

Легенды о месте расположения храма

Есть и легенда о месте, где предполагалось расположить храм. Будущий первый католикос долго не мог выбрать место для собора, но однажды Григорию, который впоследствии и стал первым патриархом Эчмиадзина, приснился сон. Во сне к нему пришел Единородный (Христос). Он сошел с небес с огненным молотом в руке и указал на место для строительства храма. Построен собор был на территории бывшего языческого храма, где поклонялись местным языческим богам.

собор эчмиадзин главный кафедральный собор армении

Есть подобная легенда, согласно которой на месте будущего храма прежде располагалось болото. И во сне к Григорию Иисус Христос явился с золотой веткой ивы, очертив ею круг на положенном месте. Эта же легенда рассказывает о том, что вначале ежедневно кладка разваливалась, и строительство было очень этим замедлено. Тогда явился Иисус католикосу второй раз, чтобы сказать, что место проклято наличием нечисти и что он её разгонит. И тогда вспомнил Григорий об ивовой ветке. Он пришел на место строительства с сорванной по дороге ивовой ветвью и стал ею размахивать. По преданию, вся нечисть была разогнана, и ничего больше не мешало возводить городской кафедральный собор Св. Эчмиадзин.

История строительства собора

За свою многовековую историю собор претерпел множество реконструкций и реставраций. Как и многие другие здания, данный шедевр архитектуры строился не один век.

Изначально Эчмиадзинский кафедральный собор был построен как прямоугольное здание, в форме простой базилики, а уже позднее стал собором с куполом в центре. Первым материалом, который использовался для него, было дерево. Уже в 5 столетии храм обрел крестообразную форму с куполом. Посодействовал этому правивший в то время князь Ваган Мамиконян.

Дальнейшие изменения в архитектуру собора вносили католикосы Комитас и Нерсес Третий. И в первой половине 7 века было принято решение перестроить собор, используя камень вместо дерева. Тогда и были заложены очертания собора, которые сохранились до сих пор.

эчмиадзинский кафедральный собор вагаршапат

В 12 столетии был сооружен еще один купол, и теперь западный выход украшала трехъярусная колокольня. А еще через 6 столетий с трех сторон храма были добавлены шестиколонные ротонды (круглое здание с куполом) – по южной, северной и восточной сторонам. Теперь собор имел пятикупольное венчание.

Расписан собор был в 1721 году. Базовыми элементами является натуралистический орнамент в виде сине-фиолетовых и красно-оранжевых растений.

Музей в Эчмиадзинском соборе

В 1869 году по восточной стороне храма была создана пристройка – ризница, в которой хранилось церковное имущество и различные драгоценные реликвии. На сегодняшний день это здание является музеем, где сохранились священные реликвии, церковные одеяния, расшитые жемчугом и золотом, кресты и посохи католикосов, различные ритуальные предметы. Также в музее сохранились кресла католикосов, которые украшены фигурками из серебра, с отделкой из слоновой кости и перламутра.

Самую древнюю коллекцию рукописей собирал и хранил именно Эчмиадзинский кафедральный собор. Армения в то время, как и другие государства, накапливала множество художественных и литературных шедевров.

описание эчмиадзинского кафедрального собора

Но стоит отметить, что ценности постоянно «путешествовали», что было довольно опасно для них ввиду хрупкости. Примером тому служит перевод резиденции католикоса в Двин. До 12 столетия коллекция продолжала перемещаться, пока в 1441 году не вернулась обратно в Эчмиадзин.

Уже в 20 столетии храм был существенно отреставрирован. Колонны и арки, которые удерживали купол, были хорошо укреплены, а купол облицевали свинцом. Тогда же был применен мрамор для строительства нового алтаря и укладки пола собора. Элементы росписи храма изнутри также были обновлены и дополнены деталями.

Другие строения, находящиеся на территории собора

Помимо музея, в описание Эчмиадзинского кафедрального собора также стоит добавить наличие Духовной академии Святого Эчмиадзина. Данное учебное заведение является уникальным и единственным в своём роде.

Что касается предметов и обучения, то людей, посещающих лекции, здесь немного. Аудитория включает около 50 человек. Базовые предметы в основном гуманитарные – философия, психология, логика, языки, всемирная история и риторика.

кафедральный собор св эчмиадзин

Эчмиадзинский кафедральный собор в современности

История данного храма, как видим, богата различными фактами, наполнена легендами и сказаниями. Сегодня собор Эчмиадзин - главный кафедральный собор Армении. Его ежегодно посещает множество туристов. Это культурное и духовное достояние государства, объединяющее всех верующих.

fb.ru

Проедемся по Армении? Эчмиадзин и другие достопримечательности Армавирского района | Культура

Во-первых, это развалины древнего Армавира — одной из 12 бывших столиц Армении (IV век до н.э.), а неподалёку была ещё одна, предыдущая столица — Ервандашат.

Во-вторых, под развалинами древнего Армавира нашли ещё более древние развалины урартского города Аргиштихинили (VIII век до н.э.). Это тот самый Аргишти который «Могучие дела здесь совершил…», как было написано клинописью на камне. Но Бог с ними, с древними развалинами, они интересны только двум археологам.

А еще развалины Звартноца — это уже VII век, почти современность. Правда, интереса особого они всё равно не вызывают. Разве что у двух историков архитектуры.

Так что же здесь тогда интересного? Дело в том, что здесь расположен Эчмиадзин, и потому этот самый маленький Армавирский марз приобретает о-о-очень большое значение для Армении.Армавирский марз на карте АрменииАрмавирский марз на карте АрменииФото: ru.wikipedia.org

Эчмиадзин

Главный собор ЭчмиадзинаГлавный собор ЭчмиадзинаФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Эчмиадзин — центр армянской Вселенной, островки которой разбросаны по всему миру. Это не только символ Армянской Апостольской Церкви, коим он, конечно, является. Но он давно уже стал символом Армении и армянства.

А какой символ обойдётся без легенды? Ну, а легенда, как известно, это предание поэтическое и на истину в последней инстанции не претендует. Да и кто на неё претендует? Резиденция каталикоса в ЭчмиадзинеРезиденция каталикоса в ЭчмиадзинеФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Итак, «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», а точнее, в Римской империи и её Вечном городе, христиане в первые три века нашей эры периодически подвергались гонениям со стороны императоров. Это продолжалось вплоть до 312 года, когда император Восточной Римской империи Константин в известном Миланском эдикте уравнял в правах христианство с другими культами.

Но Армения пошла дальше — она провозгласила христианство в качестве государственной религии. Событие это было связано с именами Святого Григория Лусаворича (Просветителя) и армянского царя Трдата III Великого.

Вкратце сюжет крещения Армении состоит в следующем.

В 300 году Рим начал очередное гонение на христиан. 33 каппадокийских христианки спасаются от преследований в Армении. В одну из этих беженок — красавицу Рипсиме — влюбляется царь Трдат. Получив отказ, он казнит их всех и заболевает тяжёлым недугом. Григорий Лусаворич, совершив обряд захоронения казненных, излечивает Трдата, крестит его и вместе они путешествуют по Армении, обращая в христианство своих подданных.

Однажды Святому Григорию Просветителю было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Вот так и возник Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «Сошёл Единородный».

Первый вариант собора, построенный к середине IV века, представлял собой бескупольную базилику, типичную для первых христианских построек. К середине V века на месте старой базилики был построен центрический купольный квадрифолий, сохранившийся с перестройками вплоть до наших дней. Эчмиадзин Эчмиадзин Фото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

За прошедший с того времени период с храмом было всякое, вдаваться в подробную историю не буду. В 1627 году епископ Мовсес при поддержке католикоса Филиппоса занялся приведением Эчмиадзина в порядок.

Вот как повествует Аракел Даврижеци (перевод Армена Казаряна) о том, что было с храмом к тому времени:

«Ладана не курили, ибо не было ни ладана, ни кадильниц. А мощеный пол церкви весь был изрыт и превратился в гнездо гадин и пресмыкающихся; большие окна [храма] все были открыты настежь, решеток не было, и птицы, проникавшие внутрь, заполняли церковь пометом… Сооружения, возведенные вокруг церкви с давних времен, опять же разрушились и обвалились друг на друга, и столько накопилось земли и золы, что вокруг церкви со всех сторон поднялись [кучи] мусора и земли высотою в семь локтей, так что они совсем закрыли основание и ступени церкви, которые имеются с внешней стороны».

Обветшавший за тысячу долгих лет, Эчмиадзинский собор с тех пор принялись холить и лелеять. Прежде всего реконструировали барабан (надстроили) и купольное покрытие. Вместо приземистого зонтичного покрытия появился крутой и гладкий конус. Затем построили колокольню с ротондой, а в XVIII веке и с остальных трёх сторон Собора появились аналогичные шестиколонные ротонды. Эчмиадзин Эчмиадзин Фото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Впечатляет византийской роскошью внутренняя роспись Собора, завершенная в XVIII веке. Но вот мотивы этого разнообразного растительного орнамента, выполненного в оранжево-красных и сине-лиловых тонах, скорее персидские. Этот «восточный флёр» благополучно соседствует с портретами святых и апостолов, сценами на темы Святого Писания.Интерьер собора Эчмиадзин Интерьер собора Эчмиадзин Фото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Со временем многие из фресок были уничтожены, и в ХХ веке была осуществлена полная их реставрация. Был построен новый мраморный алтарь, укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом.

Нет предела совершенству, и каждый раз, попадая на территорию Эчмиадзина, я открываю для себя что-то новое. Но в итоге всё хорошее, в смысле архитектурных достижений, было создано в VII веке — и собор святой Рипсимэ (618 г.), и собор святой Гаянэ (630 г.)

Вместе с собором Эчмиадзина они знаменовали собой новый шаг в каменном зодчестве Армении — переход от базиликальных зданий к крестово-купольным. Дальше этого не ушли и поныне. Собственно, и идти-то некуда, ибо никакой новой парадигмы с тех пор предложено не было. Да и надо ли?

Рипсимэ и Гаянэ

Церковь Св. Рипсимэ стоит наособицу среди всех предыдущих попыток создать нечто отличное от предыдущих римских базилик. Сурб РипсимеСурб РипсимеФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Архитектор при возведении культовых сооружений вынужден совмещать несовместимое. С одной стороны, нужно уловить и воплотить главную претензию заказчика, с другой — обеспечить прочность конструкции. А ещё нужно вписать сооружение в пейзаж, соблюсти пропорции, удовлетворить собственное эстетическое чувство, и решить массу других, менее очевидных, но не менее значимых проблем. И всё это нужно сделать сразу и навсегда. Это нереально. Достигая успеха в одном, часто проигрывают в другом.

Например, в сурб Рипсимэ была решена проблема обеспечения целостности внутреннего пространства, но слишком широкий барабан сделал её несколько приземистой. И тем не менее она стала заметной вехой в развитии армянской архитектуры и послужила образцом для подражания на многие века вперёд. Купол сурб РипсимеКупол сурб РипсимеФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Что касается тектоники, то есть проявлении вовне внутренней структуры, то это общее место для армянских храмов. Глядя на прямоугольный чехол, характерный для большинства армянских храмов, невозможно представить, что он скрывает. Одни лишь треугольные ниши в какой-то степени обозначают алтарную апсиду, но и то только для сведущего человека. Общий крестообразный план выражен вполне чётко, но все детали скрыты то ли двускатным покрытием рукавов креста, то ли островерхим конусом, надетым на барабан и скрывающим купол. Но это, в конце концов, компенсируется архитектоникой, то есть соотношением масс в общей композиции.

Ещё одним экспериментом стала церковь Гаянэ. Пристроенная в 1683 году галерея (портик, паперть) очень оживила изначально аскетичный образ многострадальной Гаянэ. Сурб ГаянэСурб ГаянэФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Но, в конечном счёте, ведь именно эти церкви VII века, построенные в Эчмиадзине, заложили основы классической армянской архитектуры. Вид на сурб ГаянэВид на сурб ГаянэФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Звартноц

Архитектурное наследие — развалины построенного в VII веке нашей эры храма Звартноц (в переводе с древнеармянского — «Храм бдящих ангелов») расположены неподалеку от Эчмиадзина и Еревана. Развалины храма ЗвартноцРазвалины храма ЗвартноцФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Если бы его не было, его стоило бы придумать. Столько гипотез про Звартноц было высказано на разных интернет-форумах! Специалисты по истории архитектуры обсудили каждый обломок, примеряя его то на второй ярус, то на третий.

Одна из реконструкций: предположительно, так мог выглядеть ЗвартноцОдна из реконструкций: предположительно, так мог выглядеть ЗвартноцФото: ru.wikipedia.org

Как говорится, Бог в помощь… Я решил не сгущать краски и не нагнетать мистику в обсуждение этого, несомненно, незаурядного, но уж слишком разрушенного шедевра. Просто посмотрите фотографии. Обнаруженные в начале XX века живописные развалины древнего храма хорошо смотрятся на фоне Арарата.Звартноц на фоне АраратаЗвартноц на фоне АраратаФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Развалины храма ЗвартноцРазвалины храма ЗвартноцФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ruРазвалины храма ЗвартноцРазвалины храма ЗвартноцФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ruРазвалины храма ЗвартноцРазвалины храма ЗвартноцФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ruНа заднем фоне — АраратНа заднем фоне — АраратФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Вот и все по Армавирскому марзу. В нашем путешествии по Армении остался еще один не охваченный район — Котайк, и столица страны Ереван. В последней статье армянского цикла я расскажу про места, которые стоит там посетить.

shkolazhizni.ru

Эчмиадзин, Армения. - путешествия и прочее

Таксист в Эчмиадзин опоздал, сославшись на то, что мы неправильно запомнили время отъезда. В Армении на такую наглость не обижаются. Мы допили утренний кофе, и погрузились в такси. Что-то китайского производства, ядовито синее снаружи и с фальшивой отделкой под древесину внутри. Ремень безопасности был заброшен за сидением водителя сзади. В случае, если милиция окажется поблизости, ремень быстро перебрасывается через плечо, создавая эффект, будто водитель был пристёгнут всю дорогу. Арик, Павел, Серёжа – мы познакомились, теперь можно ехать в армянский Ватикан, монастырь Эчмиадзин с тысячелетней историей.Французские туристы осматривают церковь святой Гайане в Эчмиадзине, в то время как дети спешат тренировать хоровое пение в церкви святой Гаяне.

Я провёл в Армении в общей сложности пять дней, из них четыре дня я стационировался в Ереване. Армения – маленькая страна. Многие знаковые достопримечательности можно посетить в формате однодневных поездок с возвращением в Ереван. По площади Армения составляет меньше половины Баварии. Так я посетил древний языческий храм Гарни с коринфскими колоннами как в добротном учебники по эллинистической архитектуре, и монастырь Гехард, спрятанный в горном ущелье и видный издалека лишь за счёт ярких палаток, под которыми продавцы суджука и кураги скрываются от дождя перед входом в монастырь. Я также посетил монастырь Хор Вирап, где сфотографировал самую главную достопримечательность Армении – гору Арарат по турецкую сторону границы, а также провёл несколько часов в монастыре Эчмиадзин, святом городе и патриаршем престоле Армянской православной церкви.Алтарь под открытым небом является одновременно воротами у входа в Эчмиадзинский монастырь.Монастырь Эчмиадзин в 20 километрах к западу от Еревана – один из свидетелей самых древних событий истории Армении. Монастырь был основан в 303 году, главный собор был построен в 7 веке, внутреннее оформление храма относится к 17-18 векам. Как один из древнейших монастырей мира, Эчмиадзин входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.Монастырь Эчмиадзин.Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство. Э, это произошло в 301 году нашей эры. В 325 году к христианству примкнули картлы, предки современных грузин. С тех пор христианство играет в жизни армян особую роль. Принятие христианства позволило немногочисленному горному народу обрести независимую идентичность в свете постоянной войны с Персией на востоке и Римской империей на западе. Армяне настолько крепко прониклись своей новой идентичностью, что спустя лишь 20 лет после принятия новой религии гордый народ стоял на смерть против превосходящих сил персидской армии на защите новой веры.В армянских церквях, несмотря на их принадлежность к восточному христианству, внутри храмов разрешено фотографировать. Делают это не только туристы, но и мамаши, которые хотят запомнить момент, когда они привели своих мальчика и девочку в церковь. При этом без лишней скромности фиксируется любой момент: от установки свечи до поцелуя чудотворной иконы. Благодаря любви армян к фотографированию в церкви никто не мешает любопытным иностранцам снимать на «никоны» церковнослужителей, мальчиков из церковного хора, да и тех же целующих чудотворные иконы армянских детей.Армянское православие отличается от русского или болгарского, отличаются традиции, архитектура и даже календарь праздников. Армянская апостольская церковь относится к древнеправославным церквям, что отделяет её от Русской православной церкви. Внутри храмы такие же мрачные, какими мы их знаем из детства, стены обильно украшены фресками, в оформлении часто присутствует золото. Армянские церкви часто даже оказываются мрачнее мрачного, как, к примеру, монастырь Гехард, вырезанный в скале, освещённый лишь парой узких отверстий в куполах и морем свечей, света от которых, однако, не хватает даже на 3200 ISO.В отличие от католической церкви, армянская апостольская церковь не имеет единого лидера. Лидер армянской церкви – католикос – является духовным, а не иерархическим лидером церкви, поэтому разными армянскими епархиями одновременно могут управлять несколько католикосов. История знает примеры одновременного правления пяти католикосов в эмиграции. Сейчас в Армянской церкви есть два лидера: Католикос Всех Армян со столицей в Эчмиадзине и Киликийский Католикос с центром где-то в Ливане. Если я правильно понимаю всю иерархию мирского православия, часть православных церквей подчиняются патриарху константинопольскому, в то время как более древние церкви относятся напрямую к иерусалимского патриархату. Во избежание недоразумений и для поддержания светской беседы на следующей дискотеке, этот вопрос мне предстоит ещё раз внимательно изучить.Парадная аллея Эчмиадзинского монастыря. Главный собор находится на реконструкции.Монастырь Эчмиадзин – главный строительный объект Армении, а армянская православная церковь – главный подрядчик страны. Изредка в Армении можно увидеть строящееся светское здание, школу или больницу (в 95% случаев – в столице), зато во многих неожиданных местах в полной, казалось бы, глуши попадаются строящаяся церковь или реставрируемая монастырская ограда. Нигде в Армении не найти более ухоженного газона и более чистых скамеек, чем в монастыре Эчмиадзин. На этой древней святыне сконцентрированы финансовые усилия всей бедной, но гордой страны.Современная церковь в Эчмиадзине.На территории Эчмиадзинского монастыря расставлено несколько чрезвычайно вычурных образцов хачкаров - средневековых могильных камней.Особенно сильно в Армении действует взаимосвязь армии и церкви. По территории Эчмиадзина разгуливало несколько парней в камуфляжной форме и фуражках. Позже солдаты зашли в собор и хором поклонились иконе. Потом схватили фотоаппарат и стали фотографировать друг друга на фоне цветных ковров, которыми в Армении принято украшать алтарь.Интерьер Эчмиадзинского собора.Часть монастыря закрыта от прихожан высоким забором. Здесь проживает сам патриарх армянской церкви. Как любой другой человек, он не хочет, чтобы ему мешали всякие верующие, поэтому приближаться к двухэтажной постройке в стиле классицизма запрещено, а чтобы ни у кого не возникало подобного желания, на солидном отдалении от здания по периметру установлен фигурный чугунный забор с колючками. На входе стоит охранник/вахтёр, который, если с ним договориться, пропускает прогуляться по территории патриарха. К тому же, в самом доме патриарха есть закрытый музей. Закрытый, значит, доступ не для всех, но если попросить, то можно пройти.Резиденция Католикоса Всех Армян.Весь Эчмиадзинский монастырь охраняется ЮНЕСКО по причине своей древности и сохранности. Тем не менее, Эчмиадзин не ограничивается одним лишь древним зодчеством. Кроме тысячелетнего собора, в Эчмиадзине есть и образцы современной архитектуры. Например, церковь Святого Вартана, построенная, судя по кладке, совсем недавно, или ворота у входа в монастырский комплекс, законченные в 2001 году.Вход в современную церковь святого Вартана.Вокруг древнего монастыря со временем развился небольшой одноимённый город. В отличие от церкви, городу достаётся гораздо меньше внимания со стороны властей и частных инвесторов. В панораме города доминируют забитые досками магазины сети «госкоопторг», ямы на дорогах и перегоревшие вывески с отвалившимися армянскими буквами. Откровенно говоря, Эчмиадзин выглядит нищим, но так я думал лишь, пока не увидел другие провинциальные армянские города, в особенности, город Севан, но об этом – в другом репортаже.Уличные сцены города Эчмиадзина.В городе Эчмиадзине, помимо монастыря, можно посмотреть ещё две древние церкви. Церковь Святой Рипсиме невозможно не заметить, если ехать по дороге из Еревана. Церковь святой Гайаны спрятана в стороне от туристического пути. Если пройти через Эчмиадзинский монастырь вдоль разрушенного стадиона, где дети гоняют мяч и пыль, из-за деревьев на фоне горы Арарат покажется скромная церковь 7 века. В крипте этой церкви спрятаны мощи Святой Гайаны. Вместе с Эчмиадзинским монастырём, обе древние церкви, чей облик практически не изменился с 7 века, находятся под защитой ЮНЕСКО.Церковь святой Гаяне.Пожилые армяне встретились на территории Эчмиадзинского монастыря.

После осмотра Эчмиадзина распогодилось: тучи разошлись, стало жарко. Воздух всё ещё был недостаточно прозрачным, чтобы увидеть из Эчмиадзина легенду Армении, гору Арарат. В надежде, что после обеда воздух станет чище (какая глупость!), мы уселись в наше голубое такси и во главе с хмурым Ариком, от которого мы за весь день в дороге не дождались ни единого армянского анекдота, кроме грубых русских ругательств, мы поспешили в монастырь Хор Вирап, расположенный у подножья недоступной горы Арарат.

Оригинал записи. Больше репортажей об Армении и отдельных городах по маршруту моего транскавказского путешествия - по ссылкам!

ru-travel.livejournal.com

Эчмиадзин | Гид по Армении

Эчмиадзинский монастырь (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար)

Эчмиадзин — монастырь Армянской апостольской церкви; местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 гг., и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ИсторияЭчмиадзин — прежнее название которого Вагаршапат, — основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян — католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Что посмотретьРедкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря — Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа — кельи монахов.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин — резиденция армянского патриарха — католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный так староармянский.

При монастыре была открыта и первая армянская школа.

На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви ЭчмиадзинаЭчмиадзин также называют городом церквей. Это не напрасно: помимо Эчмиадзинского монастыря, здесь находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы воздвигнуты в честь мучениц — первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат.

Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи — изящные звонницы. На архитектурных деталях — орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

armenia-guide.ru

Эчмиадзин

Одной из самых древних святынь и исторических реликвий Армении является Эчмиадзин.

Одной из самых древних святынь и исторических реликвий Армении является Эчмиадзин. Это духовный центр и сердце христианства, куда стремится попасть каждый армянин, даже если он живет вдалеке от исторической родины.Город Эчмиадзин был основан  при правлении Вагарша I – царя, правившего в Великой Армении  в 116-144 годах новой эры и относящегося к династии Аршакидов.  Вагарш перестроил древний город Вардкесаван и назвал его в свою честь Вагаршапатом.  Почти триста лет город был столицей древней Великой Армении.

Эчмиадзинский кафедральный собор построенный на рубеже 4-5 веков является одним из древнейших христианских храмов в мире.

Эчмиадзинский кафедральный собор построенный на рубеже 4-5 веков является одним из древнейших христианских храмов в мире.

Современный Эчмиадзин – это в первую очередь исторический центр, куда стремятся попасть многочисленные туристы и паломники. Здесь находятся святыни  Армянской церкви –  резиденция ее главы Католикоса Всех Армян, Эчмиадзинский кафедральный собор  (303), базилика Гаяне (630), храм Рипсиме (618), церковь Шокагат (1694).  Несмотря на то, что сам город достаточно небольшой по размеру, а его население составляет около шестидесяти тысяч человек, Эчмиадзин имеет достаточное количество культурных и научных заведений. Это филиал государственной картинной галереи Армении, университет «Григор Лусаворич», при котором действуют лицей и медицинский колледж, клубно-библиотечный техникум. В Эчмиадзине родились известные композиторы, поэты, художники и ученые Армении. В городе действуют музей композитора С.Г.Комитаса и дом-музей И.М.Иоаннисяна – знаменитого  армянского поэта.

Внутреннее убранство собора.

Внутреннее убранство собора.

В конце девятнадцатого века в Эчмиадзине была основана духовная академия, которая долгое время оставалась единственным учебным заведением, занимающимся подготовкой священников для Армянской церкви. В Эчмиадзине есть прекрасная библиотека, в которой хранятся древние рукописи и книги. Часть книг в начале двадцатого века перешла на хранение в Ереванский Матенадаран, но в библиотеке осталось более тридцати тысяч  бесценных экземпляров.

Церковь Святой Гаянэ. Построена в 630 году по приказу католикоса Эзра. В арочном портике находится некрополь высшего армянского духовенства.

Церковь Святой Гаянэ. Построена в 630 году по приказу католикоса Эзра. В арочном портике находится некрополь высшего армянского духовенства.

Необыкновенно красив и гармоничен Кафедральный собор Святого Эчмиадзина, представляющий собой прекрасный образец древнеармянского зодчества. Крестообразное сооружение с центральным куполом, имеет массивные гладкие стены из туфа и создает впечатление незыблемой твердыни, являющейся олицетворением христианской веры.  За долгие годы своего существования собор несколько раз перестраивался, а в восемнадцатом  веке, внутри него  были сделаны настенные росписи.

Церковь Святой Рипсиме. Церковь построена в 618 году на месте древнего языческого капища, где была замучена и убита Святая Рипсиме.

Церковь Святой Рипсиме. Церковь построена в 618 году на месте древнего языческого капища, где была замучена и убита Святая Рипсиме.

В состав Эчмиадзинского монастыря входит церковь Святой Рипсиме, являющаяся достоянием всемирного наследия ЮНЕСКО.  Она была построена в 618 году на месте, где приняла мученическую смерть Святая Рипсиме. Красивая легенда, рассказывающая об истории основания Эчмиадзинского монастыря,   повествует о тридцати семи девушках-христианках, живших в монастыре Святого Павла. Одна из них (Рипсиме),  не согласилась стать женой армянского царя Трдата III, сказав, что она принадлежит только Христу, и царь в ярости повелел убить всех монахинь.  После этой казни Трдатом III овладело безумие, от которого его излечил Григорий Просветитель.  Исцелившись, царь уверовал в христианство и крестился, а Георгий Просветитель увидел сон, в котором ему явился Христос, указавший место для строительства храма. Позже в монастырский комплекс вошла  церковь Святой Рипсиме и базилика Гаяне, которая являлась настоятельницей монастыря Святого Павла.

Церковь Шокагат. Построена в XVII в. в память одной из дев-христианок, бежавших из Рима.

Церковь Шокагат. Построена в XVII в. в память одной из дев-христианок, бежавших из Рима.

С давних времен Эчмиадзин являлся не только центром христианской веры   Армении, он был и остается центром всей армянской культуры, местом, где зародилась армянская письменность, а многие поколения духовенства, жившие здесь, оставили после себя огромное   наследие, в виде памятников литературы и живописи. В Эчмиадзине зарождались и развивались науки:  медицина, философия, богословие, астрономия, математика. Здесь появлялось и развивалось армянское искусство – литература, живопись, армянская миниатюра, музыка и поэзия. Древнейший культурный и духовный  памятник – Эчмиадзин – является бесценным сокровищем не только для Армении, но и для всего мира.

Армения — Святой Эчмиадзин

planetaarmenia.ru

Эчмиадзин. Духовная столица Армении - Первый кузбасский фотоблог

Город Вагаршапат - духовная столица Армении. Здесь находится большой храмовый комплекс Эчмиадзин, резиденция Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян и центр Армянской апостольской церкви

1.

2. История появления Эчмиадзинского кафедрального собора связана с именем царя Трдат III и Григория Просветителя. Царь Трдат III содержал в заточении в подземной тюрьме Хор Вирап в течение около 15 лет святого Григория Просветителя. Потом Григорий исцелил царя, тот принял христианство, а Армения стала первой в мире христианской страной. По преданию, в 303 году место для строительства главного храма место царю указал лично Григорий Просветитель, которому, в свою очередь, его указал Иисус, храм получил название Эч-Миадзин (Сошествие Единородного). Первоначально храм был деревянным, а позднее перестраивался и менял свой внешний вид несколько раз. Сейчас идет очередная реконструкция

3. С 2000 года один из древнейших храмов в мире внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО

4.

5. У входа в храм могилы бывших Католикосов

6. У главных ворот на территорию комплекса в 2000 году открыт алтарь под открытым небом, в честь 1700-летия принятия Арменией христианства

7.

8. Слово «Матенадаран» в переводе с армянского означает хранилище рукописей, или проще - библиотека. Начало создания коллекции в Эчмиадзине датируется V веком и связано с Месропом Маштоцем, создателем армянской письменности. Эчмиадзинский Матенадаран сегодня находится в двухэтажном здании, площадь каждого этажа 1500 квадратных метров

9. На территории комплекса большое количество Хачкар, каменных стелл с изображениями крестов

10. Памятник жертвам геноцида армян 1915 года

11. Одно из самых новых строений на территории комплекса. Церковь Святых Архангелов 2011 года постройки

12. И снова интересное архитектурное решение

13. Внутри что-то происходит

eugzolotuhin.livejournal.com

Вагаршапат(Эджмиацин). Фотографии, информация, туры, отдых и достопримечательности Эджмиацина(Армения)

АрменияВагаршапат, г. в 20 км к западу от Еревана (марз Армавир, Армения). В древности - город в исторической обл. Арагацотн, пров. Айрарат Вел. Армении, древнейшее название Вардгесаван, позднее Нор-Калак (Новый город; греч. Καινούπολις), со времени строительства укреплений арм. царем Вагаршем I Аршакуни (117-140) назван В. и стал 2-й царской резиденцией Армении после Арташата. Здесь находится знаменитый мон-рь Эчмиадзин, к-рый сохраняет статус главного духовного центра арм. народа; в честь него в 1945-1995 гг. В. назывался Эчмиадзин. Сведений по истории и археологии языческой эпохи немного. На месте кафедрального собора Эчмиадзин предположительно существовал храм, посвященный верховной арм. богине Анаит-Артемиде, в связи с чем в раннем средневековье В. имел также название Артимед. Рядом с храмом располагался комплекс царского дворца, о чем свидетельствуют сообщения Агафангела (1983. § 279, 384) и обнаруженные в кон. XVIII в. к западу или к юго-западу от кафедрального собора остатки здания с обработанными блоками мрамора и напольной мозаикой (Шаххатунянц. 1842. С. 80-81), а также частично раскопанная в вост. части цитадели античная баня (Тирацян. 1977. С. 83-84). Стела с клинописью и фрагменты античного сооружения были заложены под алтарь кафедрального собора (IV в.) и подкупольные пилоны ц. прмц. Рипсимии (Рипсиме) (618).

В. возвысился со времени принятия христианства в Армении (нач. IV в.), с ним связаны наиболее драматические события истории прмц. Рипсиме и ее сподвижниц святых дев Рипсимид, а также миссионерской деятельности свт. Григория Просветителя. В описаниях событий рубежа III-IV вв. фигурируют царский дворец и винодавильня близ него, где обосновались девы, и местность, где они приняли мученичество. С дворцом В. и его окрестностями связаны образы Видения свт. Григория Просветителя («Агафангел»), в к-ром ангел указал ему на огненную колонну с золотой базой и светящимся крестом - место, где в память о девах-мученицах следовало построить «дом молитвы» (с XIII в. толкование видения неск. изменилось: спустившийся с небес Единородный Сын Божий ударил золотым молотом о землю, определив место буд. церкви). Это место после строительства в В. мартириев святых Рипсимид свт. Григорий и царь Трдат III обнесли высокой стеной и установили «знамение спасительного креста». После посещения Кесарии Каппадокийской свт. Григорий выстроил на этом месте церковь, буд. кафедральный собор, получивший с XIII-XIV вв. название Эчмиадзин (арм. Էջ Միա(?)իճ - Сошел Единородный). В IV в. в В. рядом с собором была основана резиденция католикоса, открыты греч. и сир. школы.В 60-х гг. IV в. иран. войска, вторгшиеся в Армению, разрушили В. до основания (Фавстос Бузанд). Город был восстановлен при католикосах Нерсесе Великом (353-373) и Сааке Партеве (387/88-439), в правление к-рого на рубеже IV-V вв. страна испытала кратковременный подъем: ок. 406 г. усилиями этого католикоса, Месропа Маштоца и царя Врамшапуха (389-414) создана арм. письменность, в 406 г. в В. открылась 1-я арм. школа.Близость храма Эчмиадзин к царскому дворцу сыграла важнейшую роль в утверждении патриаршей кафедры именно в В., так же как после упразднения царства (428 г.) пребывание марзпанов (правителей Армении в составе Сасанидского Ирана) в Двине привело к переезду католикоса в новую столицу в 461 г. Важная роль В. сохранилась, в 484 г. кн. Ваан Мамиконян с основания восстановил здание кафедрального собора, здесь сформировался крупный монастырский центр, объединивший собор и прилегающие к городу общины, а настоятель Лазар Парпеци учредил 1-ю в Армении б-ку. К V-VI вв., вероятно, относятся руины 2 однонефных церквей, одна к востоку от совр. ц. прмц. Рипсиме, др. недалеко от ц. Шогакат. На протяжении VII в. строительство в В. велось попечением католикосов, по большей части халкидонитской ориентации. Католикос Комитас I Ахцеци в 618 г. возвел церковь-мартирий дев Рипсимид (см. ст. Рипсиме церковь) и вновь восстановил собор, католикос Езр I Паражнакертци (630-641) выстроил церковь-мартирий прмц. Гаяне (Гаиании), католикос Нерсес III Таеци (641-661/62) возвел круглый храм Звартноц и патриарший дворец вблизи В. на месте знаменательной встречи освобожденного из неволи свт. Григория и царя Трдата III.Оккупация Араратской долины арабами, турками-сельджуками, монголо-татарами и др. кочевниками привела к разрухе и упадку В. Возрождение древних обителей началось в 1441 г., когда решением Эчмиадзинского Собора резиденция католикоса из Сиса (Киликия) была перенесена в В. Покупка В. католикосом Григором Х Джалалбекянцем (1443-1465/66) и превращение его в монастырское владение повысили значение церкви и способствовали развитию сельского хозяйства, во 2-й пол. XV в. производилось восстановление обветшалого кафедрального собора.В нач. XVII в. иран. шах Аббас I велел разобрать собор Эчмиадзина и перевезти его в Исфахан, чтобы прервать нити, связывавшие с родиной тысячи армян-переселенцев, вывезенных в Иран. Мероприятие оказалось непосильным, что спасло храм от гибели. Католикос Мовсес III Татеваци (1629-1632) начал восстановление разоренных святынь В., монастырских и гражданских сооружений. С запада от собора была возведена монументальная арка, «Трдатовы ворота», под к-рыми ныне проходит процессия от католикосата в храм и обратно. Крупные работы по обустройству Эчмиадзинского мон-ря и реставрации храмов святых Рипсимии и Гаиании были произведены при католикосе Пилипосе I Албакеци (1633-1655), с 1640 г. воссоздана Эчмиадзинская школа, получившая название Вардапетаран, в 1653-1658 гг. построена колокольня кафедрального собора. В кон. XVII в. собор Эчмиадзинского мон-ря был расписан изнутри.В 1694 г. на средства кн. Агамала Шоротеци был возведен мон-рь Шогакат (арм. շռղակաթ - лучезарное сияние) в память о явлении, описанном в Видении свт. Григория Просветителя и первоначально ассоциировавшимся с кафедральным собором. Церковь мон-ря имела вид купольного зала.При католикосе Абрааме III Кретаци, в 1735 г., город получил нек-рые привилегии от Надир-шаха Афшара, посетившего В., в течение XVIII в. активизировались культурная жизнь и монументальное строительство, изменилась планировка центра города, территория мон-ря Эчмиадзин была окружена по периметру стенами (275´ 235 м) с 4 арочными воротами на каждой стороне. Приглашенный в В. Овнатан Овнатанян в 1769 г. вновь расписал собор. В 1776 г. в В. основано первое бумажное производство.В. пострадал во время русско-персид. войны 1804-1813 гг. При отступлении в 1804 г. армии ген. П. Д. Цицианова Эчмиадзин и В. были разграблены, посетивший В. неск. дней спустя шах Фатали привел в порядок мон-рь и освободил В. от податей. После присоединения Вост. Армении к России, в 1828 г., В. по-прежнему считался монастырским владением, Церковь способствовала развитию городского хозяйства. В 1833 г. в мон-ре был установлен памятник рус. воинам, павшим в Ошаканском сражении 1827 г. Католикос Геворг IV в 1869 г. пристроил с востока к зданию собора обширную ризницу, превратившуюся затем в музей, в 1871-1874 гг. возвел здание духовной семинарии Геворгян (за пределами монастырской ограды, к востоку от собора). В отличие от памятников XVII в., в архитектуре к-рых присутствуют элементы древневост., иран. зодчества, этим сооружениям свойственно соединение национальных особенностей зодчества с европ., в т. ч. рус., элементами.Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. В. являлся одним из главных арм. культурных центров. В 1868 г. здесь было основано первое в Армении периодическое издание - офиц. орган Католикосата ж. «Арарат». В 70-х гг. XIX в. открылись новый читальный зал б-ки, насчитывавшейГорода Армении 45 тыс. книг, Рипсимийская девичья школа, Эчмиадзинский музей. В советское время преподаватели семинарии Геворгян составили костяк кадров Ереванского гос. ун-та, фонды б-ки легли в основу создания Национальной б-ки и Ин-та рукописей Матенадаран. В. оказался местом, где работали выдающиеся деятели культуры и исторической науки: Комитас, Р. Ачарян, Е. Татевосян, М. Екмалян, Г. Тер-Мкртчян (Миабан), Е. Тер-Минасян, Гарегин Овсепян (католикос Гарегин I) и др. Возрождение арм. классики, отчасти в рамках национального модерна, отразилось в монументальном строительстве В. нач. XX в.: новые здания католикосата (Вехаран), начатые в 1910 г. на средства А. Манташяна (архит. П. Зурабян), и б-ки (Матенадаран) (архит. П. Зурабян), школы-интерната (10-е гг. XX в., архит. В. Мирзоян). Мон-рю Эчмиадзин в В. принадлежали больница (1902), лаборатория (1911), обсерватория (1911-1914) и др. постройки. Единство материала большинства построек (туф теплых тонов) и традиц. техники кладки обеспечило органичную связь между архит. сооружениями всех эпох на территории Эчмиадзина и В.В годы первой мировой войны арм. добровольческие отряды получали в В. благословение католикоса перед уходом на фронт. Город стал центром национально-освободительного движения, в годы геноцида армян (1915 и след.) - местом приюта беженцев и организации помощи, в В. были основаны больницы, сиротские приюты, благотворительные об-ва. Жители В. и монахи Эчмиадзина приняли участие в судьбоносной для Армении Сардарапатской битве с турками в мае 1918 г.Кратковременный подъем духовной и культурной жизни В. в период первой республики (1918-1920) сменился резким упадком и репрессиями в первые десятилетия после установления советской власти. В годы Великой Отечественной войны ощутимой была роль Эчмиадзина в деле репатриации армян и организации военной помощи. С 1944 г. начал издаваться офиц. ж. Католикосата «Эчмиадзин», наследник «Арарата»; в 1945 г. при католикосе Геворге VI открылась Эчмиадзинская ДС (семинария Геворгян не действовала с 1917).В 50-60-х гг. XX в. в В. (тогда - Эчмиадзине) была проведена основательная реставрация храмов св. Рипсиме, св. Гаяне, Шогакат. Особенно активная строительная деятельность развернулась при католикосе Вазгене I (1955-1994): было укреплено и отремонтировано здание собора, обновлены и дополнены его росписи (под рук. Л. Дурново), в 1962 г. завершено строительство нового дворца католикоса, отремонтированный старый дворец превращен в музей; возведена трапезная, др. постройки, в т. ч. памятные родники и хачкары. В 1982 г. была создана сокровищница (гандзатун) Алека и Мари Манукянов, благоустроена территория мон-ря и центральной части города, а также др. архитектурных памятников. Здесь работали такие зодчие, как С. Сафарян, Р. Исраелян, С. Гурзадян, Л. Садоян, А. Галикян, К. Кафадарян, М. Мазманян. Новое строительство в 4-й четв. XX в. было предпринято с учетом сложившейся историко-архитектурной ситуации, напр. жилая застройка главной улицы (архитекторы Я. Исаакян, Г. Рашидян). Город, включая Звартноц, стал рассматриваться не только как религ., но и как единый культурно-туристический центр.Недолгое правление католикоса Гарегина I (1995-1999) ознаменовалось активизацией духовной жизни. В., вновь получивший историческое название, стал местом издания церковно-богословской и научной литературы. Под юрисдикцию Армянской Апостольской Церкви было возвращено здание семинарии Геворгян. Начало правления католикоса Гарегина II (с 1999) совпало с подготовкой и празднованием юбилея 1700-летия принятия христианства (2001), в связи с чем было завершено восстановление ряда древних храмов и строительство новых. С запада к двору Эчмиадзинского мон-ря примкнула новая площадь с выходящим на нее Открытым алтарем Трдат Великий, вновь были отреставрированы росписи собора.

Информация

  • Страна: Армения
  • Марз: Армавир
  • Община: Эчмиадзин
  • Основан: II век до н. э.
  • Прежние названия: до 114 — Вардкесаван, до 1945 — Вагаршапат, до 1992 — Эчмиадзин
  • Население: 57 500 человек (2010)
  • Часовой пояс: UTC+4
  • Телефонный код: +374 (231)
  • Почтовые индексы: 1101—1109

Храмы Эчмиадзина

Эчмиадзин — исторический центр армянской апостольской церкви. В городе находятся монастырь с резиденцией католикоса, Эчмиадзинский кафедральный собор, богословские учебные заведения. Собор, в виде обычной базилики, был построен в 303 г., вскоре после введения в Армении христианства как государственной религии, затем реконструирован в V и VII веках. Колокольня построена в 1653—58 г., ризница — в 1869 г.В интерьере собора есть фрески, созданные на рубеже XVII и XVIII веков (Овнатан Нагаш), а также в конце XVIII в. (О. Овнатанян). В комплекс монастыря входят трапезная (первая половина XVII века), гостиница (середина XVIII века), дом католикоса (1738—41), школа (1813), каменный водоём (1846) и другие постройки. В советское время возведены многочисленные жилые дома и общественные здания.В Эчмиадзине также находятся храмы Рипсимэ (618), купольная базилика Гаянэ (630, реставрирована в 1652) с трёхарочным гавитом (1683), церковь Шокагат (1694). В соборе расположен музей с коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства (основан в 1955).

ЭджмиацинЦеркви АрменииMayr ator Surb Ejmiacin

Источник. pravenc.ru

about-planet.ru