Симпатичный бульвар с музыкантами и фонтаном. Эспланада бульвар хельсинки


Парк Эспланады, Хельсинки (Финляндия): история, фото, как добраться, адрес на карте и время работы в 2018

Когда я первый раз пошел гулять по Хельсинки, я думал, что "эспланада" это что-то такое похожее на "эстакаду".  Потом стал изучать вопрос и окзалось, что в средние века эспланадой называли большое пространство перед крепостью, обязательно пустое, без застройки, чтобы противник не мог незаметно подобраться к крепостным стенам. На самом деле оказалось, что "эспланада" - это просто широкая улица или аллея в парке. С 17 века в европейских парках устраивали эспланады - осевые аллеи, обсаженные деревьями и кустами (наример, в Версале во Франции). 

Видимо, поэтому в некоторых путеводителях улицу Эспланади называют парком, а в других - вообще сравнивают с Елисейскими полями в Париже. Ну не знаю, парком ее можно назвать весьма условно.

На мой взгляд - это обычный такой бульвар, похожий чем-то на кусочек обычного московского бульвара. При этом на Чистопрудном бульваре, не говоря про Цветной, деревьев раза в 2-3 больше. И в отличие от Москвы в конце Эспланады вас ждет не еще один бульвар (и за ним еще один и так далее), а фонтан, рынок, порт и Финский залив.На карте бульвар кажется длинным, но по факту (особенно когда гуляешь в солнечную погоду) выясняется, что особо там и негде разгуляться. 

Так что живописный порт и залив - это в каком-то смысле утешительный приз для гуляющего по Эспланаде туриста. Хотя весьма неплохой, надо сказать. Как бы там ни было, пройтись там все равно приятно. Особенно, если помнить, что бульвар этот появился в первой трети 19 века, когда Финляндия начала входить в состав Российской Империи.

На бульваре имеется несколько памятников (поэтам и писателям) и куча лавочек. На траве в огромном количестве отдыхает молодежь (алкоголь никто не пьет). И еще есть открытая эстрада Эспа. Летом на ней проходят бесплатные концерты, как правило играют джаз, фолк, поп (будни 16-19, сб 12-15). А в июле проходит фестиваль джаза. Еще в начале Эспланады стоит театр, а на самой улице часто играют музыканты. И неплохо играют.

На улочках, уходящих вбок от Эспланади, много разных кафешек.А в конце улицы, у порта, есть бронзовый фонтан (начала 20 века). Называется Морская нимфа (Хавис Аманда). На верху фонтана стоит полуобнаженная девушка, а по бокам фонтанной чаши сидят морские львы. Из их пасти бьют струи воды. На солнце все это искрится и выглядит довольно симпатично. Детишки любят фотографироваться, сидя на спине у морского льва - его весьма удобно оседлать и обнять за шею.Кстати, ходили слухи, что моделью была жена скульптора, а не 19-летняя француженка. Так что фонтан был довольно скандальной достопримечательностью в свое время. А теперь вот стал чуть ли не символом города.

www.turizm.ru

Хельсинки. Эспланада. | izi.TRAVEL

В 1812 году при планировке города архитектор Карл Энгель включил парк в план застройки. Вместе с Рыночной и Сенатской площадями Эспланада - один из наиболее цельных архитектурных ансамблей Хельсинки. Архитектор придал ей элегантность, которая сделала Эспланаду не только местом отдыха, но и городской достопримечательностью. Вдоль бульвара идет липовая аллея, самые старые деревья были посажены еще в 40-х годах 19 века. Эспланада стала своеобразной границей между столичным центром города и его окраинами, отгораживая роскошь Сенатской площади от старого деревянного Хельсинки. По Эспланадам пролегла еще одна граница: когда во второй половине 19 века напряжение между финским и шведским населением достигло пика, Эспланады стали возможностью показать свой патриотизм: финны демонстративно гуляли по Южной Эспланаде, шведы – по Северной.В самом начале Эспланады нас встречает скульптура «Хавис Аманда» или «Морская нимфа». Изящная бронзовая фигура девушки сегодня является одним из главных символов Хельсинки. По замыслу автора фигура выходящей из моря молодой женщины символизирует рождение города. Подобно Афродите, выходящей из пены морской, Аманда поднимается из вод Балтийского моря на скалистый финский берег. Прелестную бронзовую девушку Аманду изваял в 1906 году в Париже известный финский скульптор Вилле Валгрен. Моделью стала 19-летняя парижанка мадмуазель Марсель Делькини. Французы хотели оставить статую в стиле модерн для украшения одной из улиц Парижа, однако по желанию автора бронзовую скульптуру привезли в Хельсинки. Фонтан из гранита выполнен по эскизам Элиэля Сааринена, парапет украшают морские котики. Поначалу городские власти сочли обнаженную скульптуру выпадом против нравственности. Однако, в конце концов, в 1908 году фонтан был установлен в самом центре города, при большом скоплении народа. Несмотря на протесты «общественного мнения» и суровые отзывы критики, памятник почти сразу же стал предметом национальной гордости. Такая парадоксальная ситуация вызвала к жизни легенду – говорили, что ее создатель обидевшись на ханжество городских чиновников специально установил фигуру Аманды спиной к зданиям городской администрация.Со временем «Хавис Аманда» превратилась в ласковое «Манта», а с 1930-х годов она стала одним из символов веселого праздника весны – Ваппу, который празднуют 1 мая. Это один из главных праздников Финляндии, особенно любимый студентами. Он начинается накануне, 30 апреля. Главное действо стартует на Рыночной площади ровно в 18.00, когда по традиции на голову Хавис Аманды надевают студенческую фуражку. На бульваре мы встретим целый ряд памятников – обилие малой скульптуры это характерная черта не только Хельсинки, но и других городов Европы. Эспланады, или "Эспы", как их называют горожане - это созвездие памятников, кафе, ресторанов, гостиниц, излюбленное место встреч и прогулок жителей города. Северная и Южная Эспланады для небольшого Хельсинки то же самое, что Невский проспект для Петербурга или Елисейские поля для Парижа. Эспланады и примыкающие к ней кварталы – это сердце Хельсинки. Мы пройдем по бульвару Эспланады, отсюда хорошо видны здания, расположенные по ее южной и северной сторонам.-----В начале парка нас встречает застекленный павильон ресторана «Капели», построенный в 1867 году архитектором А. Лальстрёмом. Павильон неоднократно перестраивали, но в целом он сохранил свой изящный и легкомысленный облик. Каппели продолжает традиции музыкальной ресторанной жизни на Эспланаде, особенно в летнюю пору. Напротив входа в ресторан находится современная открытая сцена летнего театра «Эспа».С обеих сторон от этой открытой эстрады размещены небольшие фонтаны со скульптурами русалок, играющих с рыбой. Они были установлены в 1940 году, их автор знаменитый скульптор Виктор Янсон. Моделью для русалки была его дочь – Туве Янсон, впоследствии известная во всем мире писательница, автор цикла повестей о мумми-троллях. Туве Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году, здесь прошло ее детство.На противоположной стороне, на Южной Эспланаде (Этеляэспланади, 6), за рестораном Капели – вы увидите небольшое здание, похожее на дворянский особняк, его фасад выполнен в духе петербургского ампира. Это самое старое здание на Эспланадах, оно было построено в 1824 году по проекту архитектора К. Энгеля. До получения Финляндией независимости оно служило резиденцией генерал-губернатора. В 1917-1918 революционных годах дворец стал штабом совета рабочих и солдатских депутатов и поэтому его называли «Смольна». В 1919 году здесь обосновался регент Финляндии Маннергейм. Сейчас в здании находится Парадный зал Государственного Совета, который используется для правительственных приемов.Для путешественника нелишне обратить внимание на угловое здание по Северной Эспланаде (Похьойсэспланади, 19) – на его фасаде вы увидите большую зеленую латинскую букву «i» – здесь размещается Информационный центр Хельсинки, который предлагает вниманию туристов многочисленные бесплатные буклеты и информацию по Хельсинки, а также есть центр обслуживания, предоставляющий туристические услуги.Само здание было построено в 1816 году как частный дом русского купца Ушакова. При реконструкции в 70-е годы прошлого века был сохранен внешний облик фасада, но внутренние помещения полностью перестроены. Однако здесь сохранился так называемый «Югендзал», сделанный по проекту известного архитектора Ларса Сонка в 1906 г. В тот период времени в здании располагался банк, и перед архитектором стояла задача создать не только яркий, но и функциональный интерьер. Зал колоритен и стоит того, чтобы его увидеть. Сейчас он используется как выставочный и концертный зал. Чтобы более полно оценить стиль архитектора Ларса Сонка, корифея национального романтизма, стоит немного свернуть в маршрута на улицу Фабианкату – где находится построенное им здание Биржи (Фабианинкату, 14). Главная архитектурная тема этого массивного здания – прямоугольные пилоны, охватывающие третий и четвёртый этажи. Биржевой зал считается одним из лучших в Хельсинки интерьеров в стиле национального романтизма. Сейчас в здании размещается Хельсинкская фондовая биржа.Надо сказать, что на Эспланаде предельно наглядно меняются архитектурные эпохи. Здания, стоящие ближе к морю и Торговой площади, строились в начале 19 века, в стиле классицизм. Но по мере удаления от моря стиль меняется от ампира к модерну так же, как менялись архитектурные стили на протяжении позапрошлого столетия. В конце бульвара нас встретят здания, построенные уже в конце 19 - начале 20 века. Большей частью это постройки в стиле «неоренессанс». Подлинным мастером этого жанра был архитектор Карл Теодор Хейер. Он получил образование в Швеции, имел хорошую практику. В конце 19 века его работы приобрели большую известность, он стал законодателем архитектурной моды. Хейер – яркий представитель неоренессанса, автор музея «Атениум». По его проектам был сооружен целый ряд построек на Эспланаде. Бросьте взгляд на угловой дом с башенкой, занимающий весь квартал на Северной Эспланаде (Похьойсэспланади, № 25-27). Это так называемый «скандинавский дом», построенный по проекту Карла Хейера в 1882 году. Из построек Хейера на Эспланадах стоит особо отметить следующий дом по Северной Эспланаде, № 29. Здание для отеля «Кемп» было возведено в 1887 году. Отель составил определенную конкуренцию отелю «Сеурахуоне»: но если в отеле на Рыночной площади собирался светский Хельсинки, то ресторан «Кемпа» был популярен среди богемы. Никогда прежде культурная жизнь Хельсинки не была столь активной как в последнее десятилетие 19 века. Живой обмен мнениями происходил в бесконечных диспутах, ресторан отеля «Кемп» стал местом встреч столичных художников и писателей. В свое время здесь побывали все финские знаменитости. Ныне существующее здание – точная копия работы Т.Хейера, заботливо восстановленная по сохранившимся чертежам. В здании расположилась пятизвездочная гостиница »Кемп». Сохранился и действует зал ресторана. Дом № 31 по Северной Эспланаде - также работа Т. Хейера. На бульваре Эспланады находится памятник Йохану Людвигу Рунебергу - великому поэту, человеку незаурядной, трагической судьбы. Еще при жизни его творчество получило широкое признание далеко за пределами Финляндии. Тем более примечательны слова поэта, отказавшегося от почетного и доходного места в Стокгольме: «Финляндия — бедная мать, которой нужны все ее сыновья».На родине творчество Рунеберга положило начало современной финской литературе, способствовало формированию чувства национального самосознания. Современники называли Рунеберга «первым национальным поэтом». Его стихотворение «Наш край», стало гимном Финляндии. Русскому читателю это стихотворение известно в переводе А. Блока.После смерти писателя по инициативе Сейма был проведен сбор денег на установку большого памятника в Хельсинки. Памятник создал сын поэта, скульптор Вальтер Рунеберг. Высота памятника восемь метров, у подножия его женская фигура со свитком – финская муза, вдохновительница поэта. На пьедестале высечен текст национального гимна. На памятнике нет имени, считается, что это ясно само собой. Памятник Рунебергу торжественно открыли в 1885 году, 10 лет спустя его смерти.5 февраля - день рождения Йохана Рунеберга отмечается как национальный праздник. В этот день принято угощать друзей пирожным Рунеберга, это стало культурной традицией. Пирожное изготавливается из теста с большим количеством измельченного миндаля. Считается, что пирожное стало популярным благодаря жене Рунеберга Фредрике, которая оставалась верным другом и помощником поэта до самой смерти.Иногда за дверями домов вас ожидают удивительные открытия. Если войти в подъезд дома № 33-А по Северной Эспланаде, на первый взгляд ничем не примечательный, за современными стеклянными дверями вас ожидает сюрприз – вестибюль и лестница, оформленные в стиле модерн. Продолжая путь по Северной Эспланаде, за перекрестком, любители архитектуры могут на пару минут заглянуть в очаровательный переулок Ванха Кауппакуя, созданный в 1888 году по проекту архитектора К.А.Вреде. Вход в переулок находится за въездной аркой углового дома. В летний период здесь можно со вкусом выпить кофе или вкусно пообедать и пережить полученные впечатления. По памятникам на Эспланаде можно изучать историю финской литературы. Наверно не случайно, именно писателям, впервые создававшим произведения на финском языке, поставлены памятники в самом сердце Хельсинки.

izi.travel

Объект Эспланада | Аудиогид: Хельсинки | Хельсинки | Финляндия

От залива и гаваней начинаются две Эспланады – Северная и Южная: Похьойсэспланади и Этеляэспланади. В центре проходит бульвар, настолько широкий, что его чаще называют Парком Эспланады. В 1812 году при планировке города архитектор Карл Энгель включил парк в план застройки. Вместе с Рыночной и Сенатской площадями Эспланада - один из наиболее цельных архитектурных ансамблей Хельсинки. Архитектор придал ей элегантность, которая сделала Эспланаду не только местом отдыха, но и городской достопримечательностью. Вдоль бульвара идет липовая аллея, самые старые деревья были посажены еще в 40-х годах 19 века. Эспланада стала своеобразной границей между столичным центром города и его окраинами, отгораживая роскошь Сенатской площади от старого деревянного Хельсинки. По Эспланадам пролегла еще одна граница: когда во второй половине 19 века напряжение между финским и шведским населением достигло пика, Эспланады стали возможностью показать свой патриотизм: финны демонстративно гуляли по Южной Эспланаде, шведы – по Северной.В самом начале Эспланады нас встречает скульптура «Хавис Аманда» или «Морская нимфа». Изящная бронзовая фигура девушки сегодня является одним из главных символов Хельсинки. По замыслу автора фигура выходящей из моря молодой женщины символизирует рождение города. Подобно Афродите, выходящей из пены морской, Аманда поднимается из вод Балтийского моря на скалистый финский берег. Прелестную бронзовую девушку Аманду изваял в 1906 году в Париже известный финский скульптор Вилле Валгрен. Моделью стала 19-летняя парижанка мадмуазель Марсель Делькини. Французы хотели оставить статую в стиле модерн для украшения одной из улиц Парижа, однако по желанию автора бронзовую скульптуру привезли в Хельсинки. Фонтан из гранита выполнен по эскизам Элиэля Сааринена, парапет украшают морские котики. Поначалу городские власти сочли обнаженную скульптуру выпадом против нравственности. Однако, в конце концов, в 1908 году фонтан был установлен в самом центре города, при большом скоплении народа. Несмотря на протесты «общественного мнения» и суровые отзывы критики, памятник почти сразу же стал предметом национальной гордости. Такая парадоксальная ситуация вызвала к жизни легенду – говорили, что ее создатель обидевшись на ханжество городских чиновников специально установил фигуру Аманды спиной к зданиям городской администрация.Со временем «Хавис Аманда» превратилась в ласковое «Манта», а с 1930-х годов она стала одним из символов веселого праздника весны – Ваппу, который празднуют 1 мая. Это один из главных праздников Финляндии, особенно любимый студентами. Он начинается накануне, 30 апреля. Главное действо стартует на Рыночной площади ровно в 18.00, когда по традиции на голову Хавис Аманды надевают студенческую фуражку. На бульваре мы встретим целый ряд памятников – обилие малой скульптуры это характерная черта не только Хельсинки, но и других городов Европы. Эспланады, или "Эспы", как их называют горожане - это созвездие памятников, кафе, ресторанов, гостиниц, излюбленное место встреч и прогулок жителей города. Северная и Южная Эспланады для небольшого Хельсинки то же самое, что Невский проспект для Петербурга или Елисейские поля для Парижа. Эспланады и примыкающие к ней кварталы – это сердце Хельсинки. Мы пройдем по бульвару Эспланады, отсюда хорошо видны здания, расположенные по ее южной и северной сторонам.-----В начале парка нас встречает застекленный павильон ресторана «Капели», построенный в 1867 году архитектором А. Лальстрёмом. Павильон неоднократно перестраивали, но в целом он сохранил свой изящный и легкомысленный облик. Каппели продолжает традиции музыкальной ресторанной жизни на Эспланаде, особенно в летнюю пору. Напротив входа в ресторан находится современная открытая сцена летнего театра «Эспа».С обеих сторон от этой открытой эстрады размещены небольшие фонтаны со скульптурами русалок, играющих с рыбой. Они были установлены в 1940 году, их автор знаменитый скульптор Виктор Янсон. Моделью для русалки была его дочь – Туве Янсон, впоследствии известная во всем мире писательница, автор цикла повестей о мумми-троллях. Туве Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году, здесь прошло ее детство.На противоположной стороне, на Южной Эспланаде (Этеляэспланади, 6), за рестораном Капели – вы увидите небольшое здание, похожее на дворянский особняк, его фасад выполнен в духе петербургского ампира. Это самое старое здание на Эспланадах, оно было построено в 1824 году по проекту архитектора К. Энгеля. До получения Финляндией независимости оно служило резиденцией генерал-губернатора. В 1917-1918 революционных годах дворец стал штабом совета рабочих и солдатских депутатов и поэтому его называли «Смольна». В 1919 году здесь обосновался регент Финляндии Маннергейм. Сейчас в здании находится Парадный зал Государственного Совета, который используется для правительственных приемов.Для путешественника нелишне обратить внимание на угловое здание по Северной Эспланаде (Похьойсэспланади, 19) – на его фасаде вы увидите большую зеленую латинскую букву «i» – здесь размещается Информационный центр Хельсинки, который предлагает вниманию туристов многочисленные бесплатные буклеты и информацию по Хельсинки, а также есть центр обслуживания, предоставляющий туристические услуги.Само здание было построено в 1816 году как частный дом русского купца Ушакова. При реконструкции в 70-е годы прошлого века был сохранен внешний облик фасада, но внутренние помещения полностью перестроены. Однако здесь сохранился так называемый «Югендзал», сделанный по проекту известного архитектора Ларса Сонка в 1906 г. В тот период времени в здании располагался банк, и перед архитектором стояла задача создать не только яркий, но и функциональный интерьер. Зал колоритен и стоит того, чтобы его увидеть. Сейчас он используется как выставочный и концертный зал. Чтобы более полно оценить стиль архитектора Ларса Сонка, корифея национального романтизма, стоит немного свернуть в маршрута на улицу Фабианкату – где находится построенное им здание Биржи (Фабианинкату, 14). Главная архитектурная тема этого массивного здания – прямоугольные пилоны, охватывающие третий и четвёртый этажи. Биржевой зал считается одним из лучших в Хельсинки интерьеров в стиле национального романтизма. Сейчас в здании размещается Хельсинкская фондовая биржа.Надо сказать, что на Эспланаде предельно наглядно меняются архитектурные эпохи. Здания, стоящие ближе к морю и Торговой площади, строились в начале 19 века, в стиле классицизм. Но по мере удаления от моря стиль меняется от ампира к модерну так же, как менялись архитектурные стили на протяжении позапрошлого столетия. В конце бульвара нас встретят здания, построенные уже в конце 19 - начале 20 века. Большей частью это постройки в стиле «неоренессанс». Подлинным мастером этого жанра был архитектор Карл Теодор Хейер. Он получил образование в Швеции, имел хорошую практику. В конце 19 века его работы приобрели большую известность, он стал законодателем архитектурной моды. Хейер – яркий представитель неоренессанса, автор музея «Атениум». По его проектам был сооружен целый ряд построек на Эспланаде. Бросьте взгляд на угловой дом с башенкой, занимающий весь квартал на Северной Эспланаде (Похьойсэспланади, № 25-27). Это так называемый «скандинавский дом», построенный по проекту Карла Хейера в 1882 году. Из построек Хейера на Эспланадах стоит особо отметить следующий дом по Северной Эспланаде, № 29. Здание для отеля «Кемп» было возведено в 1887 году. Отель составил определенную конкуренцию отелю «Сеурахуоне»: но если в отеле на Рыночной площади собирался светский Хельсинки, то ресторан «Кемпа» был популярен среди богемы. Никогда прежде культурная жизнь Хельсинки не была столь активной как в последнее десятилетие 19 века. Живой обмен мнениями происходил в бесконечных диспутах, ресторан отеля «Кемп» стал местом встреч столичных художников и писателей. В свое время здесь побывали все финские знаменитости. Ныне существующее здание – точная копия работы Т.Хейера, заботливо восстановленная по сохранившимся чертежам. В здании расположилась пятизвездочная гостиница »Кемп». Сохранился и действует зал ресторана. Дом № 31 по Северной Эспланаде - также работа Т. Хейера. На бульваре Эспланады находится памятник Йохану Людвигу Рунебергу - великому поэту, человеку незаурядной, трагической судьбы. Еще при жизни его творчество получило широкое признание далеко за пределами Финляндии. Тем более примечательны слова поэта, отказавшегося от почетного и доходного места в Стокгольме: «Финляндия — бедная мать, которой нужны все ее сыновья».На родине творчество Рунеберга положило начало современной финской литературе, способствовало формированию чувства национального самосознания. Современники называли Рунеберга «первым национальным поэтом». Его стихотворение «Наш край», стало гимном Финляндии. Русскому читателю это стихотворение известно в переводе А. Блока.После смерти писателя по инициативе Сейма был проведен сбор денег на установку большого памятника в Хельсинки. Памятник создал сын поэта, скульптор Вальтер Рунеберг. Высота памятника восемь метров, у подножия его женская фигура со свитком – финская муза, вдохновительница поэта. На пьедестале высечен текст национального гимна. На памятнике нет имени, считается, что это ясно само собой. Памятник Рунебергу торжественно открыли в 1885 году, 10 лет спустя его смерти.5 февраля - день рождения Йохана Рунеберга отмечается как национальный праздник. В этот день принято угощать друзей пирожным Рунеберга, это стало культурной традицией. Пирожное изготавливается из теста с большим количеством измельченного миндаля. Считается, что пирожное стало популярным благодаря жене Рунеберга Фредрике, которая оставалась верным другом и помощником поэта до самой смерти.Иногда за дверями домов вас ожидают удивительные открытия. Если войти в подъезд дома № 33-А по Северной Эспланаде, на первый взгляд ничем не примечательный, за современными стеклянными дверями вас ожидает сюрприз – вестибюль и лестница, оформленные в стиле модерн. Продолжая путь по Северной Эспланаде, за перекрестком, любители архитектуры могут на пару минут заглянуть в очаровательный переулок Ванха Кауппакуя, созданный в 1888 году по проекту архитектора К.А.Вреде. Вход в переулок находится за въездной аркой углового дома. В летний период здесь можно со вкусом выпить кофе или вкусно пообедать и пережить полученные впечатления. По памятникам на Эспланаде можно изучать историю финской литературы. Наверно не случайно, именно писателям, впервые создававшим произведения на финском языке, поставлены памятники в самом сердце Хельсинки.

www.yourguide.biz

Парки Хельсинки - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Национальный парк Лиесярви

Национальный парк Лиесярви (фото)

Рекомендовать место

2

Национальный парк Лиесярви это традиционная финская ферма, где можно побродить по тропинкам вокруг озер и понаблюдать за птицами и животными .

Летом хутор Кортениеми становится домом для представителей домашнего скота, традиционно разводимого на финских фермах: коров, лошадей, овец и домашней птицы. Над полями, где традиционными способами, без использования химии и пестицидов, выращиваются овощные и зерновые культуры, порхают ласточки.

Среди водоплавающих птиц, населяющих большие нетронутые озера парка, можно встретить грациозного лебедя-кликуна, считающегося национальной птицей Финляндии, а также чернозобую гагару и серощекую поганку. Природные леса парка Лиесярви открыты для посещений круглый год.

В парке Лиесярви проложено около 30 км снабженных указателями тропинок, включая дорожки, ведущие к информационно-справочному центру Хяме, в котором располагается музей местной живой природы, а также уютное кафе.

Парк Эспланады

Парк Эспланады (фото)

Рекомендовать место

2

Парк Эспланады представляет собой великолепную липовую рощу с многочисленными аллеями, памятниками, ресторанами и летним театром. Расположен парк в центральной части столицы. Парк был разбит в 20 - х годах прошлого столетия, что делает его одним из старейших парков столицы. Он почти сразу же завоевал популярность у местных жителей.

Парк является одним из лучших мест для проведения культурного досуга и просто отдыха. Благодаря своим великолепным аллеям, освежающим фонтанам и музыкальным выступлениям на летней эстраде он пользуется огромной популярностью у туристов.

Особого внимания заслуживает памятник известному финскому поэту Людвигу Рунебергу, автору национального гимна Финляндии. Также стоит посетить старинный ресторан "Капелли".

Парк развлечений Линнанмяки

Парк развлечений Линнанмяки (фото)

Рекомендовать место

1

Парк развлечений Линнанмяки, расположенный в центре финской столицы, городе Хельсинки, был открыт в 1950 году и является старейшим парком развлечений в городе.

На территории парка более 40 аттракционов, самыми популярными из которых вот уже на протяжении более полувека являются такие, как «Бешеный поток» длиной 370 метров, «Американские горки» длиной 960 метров и высотой 24 метра, «Переворачивающиеся вагончики», развивающие скорость 60 километров в час.

Также Парк развлечений Линнанмяки предлагает посетить комнату страха, кинотеатр 3D, Музей игрушек, двухэтажный аквариум, рестораны, кафе и магазины.

Парк Эспланада

Парк Эспланада (фото)

Рекомендовать место

1

Парк растянулся в длину на 400 метров. По всему периметру высажены высокие деревья (преимущественно - тенистые липы) и расставлены красивые цветочные клумбы.

C 1867 года на территории парка действует известный ресторан Kappeli со сценой для выступления артистов, ежедневно развлекающих посетителей Эспланады. Под сенью парковых деревьев разместилось много памятников историческим личностям. Например, в самом центре стоит статуя автора слов национального гимна – Йохана Людвига Рунеберга.

Еще одним достоянием парка является Шведский театр, построенный в 1966 году. Его облик практически не изменился до наших дней благодаря заботливой реставрации фасада и сохранению интерьера.

Открыта Эспланада круглосуточно. Вход свободный.

Эспланадный парк

Эспланадный парк (фото)

Рекомендовать место

2

1

Эспланадный парк - излюбленное место отдыха жителей финской столицы. В народе его прозвали по простому - «экспа». Дату его создания относят к началу XIX века, когда Хельсинки ещё только начинали расширяться.

Центром общественной жизни парка можно назвать ресторан «Капелли», построенный в далёко 1867 году. С тех пор ресторан множество раз перестраивался. В летнее время здесь ежедневно проводятся представления, как музыкальные, так и театральные.

Настоящий скандал разыгрался в 1908 году, когда в парке перед широкой публикой был открыт памятник морской нимфе. Обнажённая девушка настолько шокировала интеллигентных финнов, что многие потребовали немедленно снести памятник. Но вопреки буйству толпы, искусство взяло верх, и на сегодня морская нимфа является одним из главных украшений парка.

Национальный парк Торронсуо

Национальный парк Торронсуо (фото)

Рекомендовать место

1

Торронсуо – национальный парк, который был основан в Финляндии в 1990 году. Он находится на юге страны, в 100 километрах от столицы Хельсинки. Площадь Торронсуо невелика: всего 25 500 квадратных километров. Правительство Финляндии своевременно решило взять под охрану данные нетронутые земли, не дожидаясь их естественного осушения. Особенно величественное зрелище представляет собой Торронсуо с высоты птичьего полета. Осмотреть территорию с такой высоты можно с помощью высокой смотровой вышки в Кильямо.

Основу парка составляют верховые болота с толстым слоем дёрна. Причем, как обнаружили ученые, здесь расположены самые толстые слои торфа в Финляндии, вплоть до 12 метров. В пределах Торронсуо обитает несколько видов бабочек. А видов птиц, которые обитают здесь, еще больше: утки, гагары, буревестники, фазаны, аисты, ибисы и цапли. И это далеко не полный перечень здешних обитателей. Часть видов птиц и насекомых типична для северных районов Финляндии, а на юге страны они встречаются лишь в пределах этого парка.

Если попасть в Торронсуо в летний сезон, то можно отведать вкусных лесных ягод – чернику, морошку и клюкву. При осмотре парка не следует сходить с проложенных троп, так как можно легко провалиться в болото.

Парк бульвара Эспланади

Парк бульвара Эспланади (фото)

Рекомендовать место

3

Эспланади - это живописный городской парк, расположенный в самом сердце города Хельсинки. В парке очень любят проводить время как горожане, так и гости финской столицы - это просто идеальное место для прогулок и отдыха.

Эспланади - это самый настоящий оазис, зажатый между двумя оживленными улицами - Северной и Южной Эспланадой.

Также это один из старейших парков столицы - он был спроектирован архитектором Энгелем и впервые появился на карте города ещё в двадцатых годах 19 века.

Со всех сторон бульвар окружен красивыми средневековыми зданиями и памятниками архитектуры. В самом парке также есть на что посмотреть - здесь прохожего ждут ухоженные цветочные клумбы, тенистые липовые аллеи, полянки для пикников, фонтаны и огромное количество разнообразных статуй и монументов.

В целом, парк на бульваре можно смело назвать одной из самых известных и красивых достопримечательностей города Хельсинки. Чистый воздух и живая природа притягивают сюда массу туристов и отдыхающих.

www.openarium.ru

Достопримечательности Хельсинки. Парк Эспланады | Статья на awaytravel.ru

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Парк Эспланады, расположенный в самом центре Хельсинки, является сегодня одним из любимых мест отдыха у жителей и гостей столицы Финляндии. Он был основан ещё в 30 годы XIX века и с тех пор не только сохранил, но и приумножил свою популярность. Спроектировал его талантливый архитектор и ландшафтный дизайнер Карл Людвиг Энгель, чья казалось бы обычная рабочая задумка превратилась в настоящее произведение искусства. На территории парковой зоны раскинулась великолепная липовая роща, в тени которой находятся многочисленные аллеи с удобными скамеечками, уютные кафе и рестораны, а также летний театр Эспа, в котором регулярно проводятся различные музыкальные выступления и спектакли, традиционно собирающие большое количество народу.

Парк Эспланады уверенно входит в число главных культурных центров города и никогда не испытывает недостатка в отдыхающих, особенно в тёплое время года. Здесь часто можно услышать звуки джазовой и национальной музыки, получить удовольствие от любования окружающими ландшафтами или совершить увлекательную велосипедную прогулку. Ценителям местной кухни стоит посетить старинный ресторан Каппели у входа в парк, названный в честь возвышающейся неподалёку часовни. Чуть дальше расположены фонтаны Kalapojat и Aallottaria, дарящие прохладу и свежесть в жаркие летние дни.

Отличным дополнением к существующим парковым пейзажам служат всяческие статуи и скульптурные композиции, среди которых выделяются памятники прославленному финскому поэту Людвигу Рунебергу, сочинившему слова к национальному гимну, а также известным литераторам Топелиусу и Эйно Лейно. Присутствуют тут и необычные абстрактные скульптуры, часто приковывающие внимание туристов в качестве объектов для фотосессии. В летние месяцы прекрасную атмосферу создают обильно покрытые зеленью деревья и яркие цветочные клумбы. Парк Эспланады находится в окружении многих известных достопримечательностей и часто находится на пути к ним, поэтому регулярно становится неотъемлемой частью экскурсионной программы по финской столице для тысяч приезжих туристов.

Парк Эспланады, Хельсинки Парк Эспланады, Хельсинки

www.awaytravel.ru

Симпатичный бульвар с музыкантами и фонтаном

Когда я первый раз пошел гулять по Хельсинки, я думал, что "эспланада" это что-то такое похожее на "эстакаду".  Потом стал изучать вопрос и окзалось, что в средние века эспланадой называли большое пространство перед крепостью, обязательно пустое, без застройки, чтобы противник не мог незаметно подобраться к крепостным стенам. На самом деле оказалось, что "эспланада" - это просто широкая улица или аллея в парке. С 17 века в европейских парках устраивали эспланады - осевые аллеи, обсаженные деревьями и кустами (наример, в Версале во Франции). 

Видимо, поэтому в некоторых путеводителях улицу Эспланади называют парком, а в других - вообще сравнивают с Елисейскими полями в Париже. Ну не знаю, парком ее можно назвать весьма условно.

На мой взгляд - это обычный такой бульвар, похожий чем-то на кусочек обычного московского бульвара. При этом на Чистопрудном бульваре, не говоря про Цветной, деревьев раза в 2-3 больше. И в отличие от Москвы в конце Эспланады вас ждет не еще один бульвар (и за ним еще один и так далее), а фонтан, рынок, порт и Финский залив.На карте бульвар кажется длинным, но по факту (особенно когда гуляешь в солнечную погоду) выясняется, что особо там и негде разгуляться. 

Так что живописный порт и залив - это в каком-то смысле утешительный приз для гуляющего по Эспланаде туриста. Хотя весьма неплохой, надо сказать. Как бы там ни было, пройтись там все равно приятно. Особенно, если помнить, что бульвар этот появился в первой трети 19 века, когда Финляндия начала входить в состав Российской Империи.

На бульваре имеется несколько памятников (поэтам и писателям) и куча лавочек. На траве в огромном количестве отдыхает молодежь (алкоголь никто не пьет). И еще есть открытая эстрада Эспа. Летом на ней проходят бесплатные концерты, как правило играют джаз, фолк, поп (будни 16-19, сб 12-15). А в июле проходит фестиваль джаза. Еще в начале Эспланады стоит театр, а на самой улице часто играют музыканты. И неплохо играют.

На улочках, уходящих вбок от Эспланади, много разных кафешек.А в конце улицы, у порта, есть бронзовый фонтан (начала 20 века). Называется Морская нимфа (Хавис Аманда). На верху фонтана стоит полуобнаженная девушка, а по бокам фонтанной чаши сидят морские львы. Из их пасти бьют струи воды. На солнце все это искрится и выглядит довольно симпатично. Детишки любят фотографироваться, сидя на спине у морского льва - его весьма удобно оседлать и обнять за шею.Кстати, ходили слухи, что моделью была жена скульптора, а не 19-летняя француженка. Так что фонтан был довольно скандальной достопримечательностью в свое время. А теперь вот стал чуть ли не символом города.

www.turizm.ru

Хельсинки - это тоже интересно

Хельсинки – пожалуй, самая посещаемая российским туристами зарубежная столица. Главное достоинство этого города – близко. Около 400 км от Санкт-Петербурга, примерно 1000 км – от Москвы. Город, безусловно, не производит впечатления «столицы мира», да и не пытается казаться таковым. Это очень милая «провинциальная» европейская столица. Но понять Хельсинки, как и любой другой город, из окна туристского автобуса невозможно. Достопримечательностями финская столица вроде бы небогата. Однако при кажущемся отсутствии достопримечательностей город чрезвычайно интересен как единое целое. Интересен очень удачным и органичным соединением прошлого всех эпох своего существования и настоящего, природы и общества.

Съездить туда стоит хотя бы для того, чтобы на всё это посмотреть. Правда, надо ещё и понимать, что видишь. Туры в Хельсинки предлагают сотни туристических фирм, но программа всех этих туров удручающе однообразна: обзорная экскурсии с показом трёх памятных мест – Сенатской площади, памятника Сибелиусу и «Церкви в скале», посещение аквапарка «Серена» и торгового центра «Итякескус». И всё. Естественно, что у подавляющего большинства туристов остаётся впечатление, что это вообще все, что есть интересного в столице Финляндии.

Но это впечатление совершенно неправильно! Для финнов главная «достопримечательная» улица Хельсинки – Эспланада, бульвар, отходящий от Торговой площади. Это, собственно, не одна улица, а две – Северная Эспланада и Южная Эспланада. На Северной Эспланаде неподалёку от Торговой площади находится Информационное бюро по туризму в Финляндии, на Южной эспланаде – то же, но города Хельсинки. И в первом, и во втором есть буклеты, путеводители, планы Хельсинки на русском языке, причём совершенно бесплатно. Ничего удивительного в этом нет – такие информационные центры с бесплатным «раздаточным материалом» существуют во всех более или менее крупных городах Европы. Но удивительно то, что наши туристы в подавляющем большинстве просто не знают ни про существование этих центров, ни про их бесплатность! Они целиком и полностью доверяют гидам, квалификация которых во многих случаях оставляет желать лучшего. «Желать лучшего» - мягко сказано. Как мне кажется, очень многие, в том числе и крупные турфирмы, относятся к поездкам в Финляндии как к «неизбежному злу», чему-то вроде новогодних утренников для артистов (работать неохота, а денег по-лёгкому срубить хочется), и к организации их относятся соответственно.

Информации в бесплатных проспектах, естественно, гораздо больше, чем может сообщить гид. Самый, на мой взгляд, интересный проспект – «Хельсинки: пешком по городу», где чрезвычайно подробно расписан чуть не каждый дом в центральной части города. Текст этого путеводителя вместе с картинками выложен на сайте www.tournet.ru, причём картинки снабжены «лейблом» этого сайта. Но полагаю, что содержание авторы сайта целиком и полностью почерпнули из путеводителя. Безусловно, многие упомянутые в путеводителе достопримечательности интересны только и исключительно финнам. Например, они всячески чтят память главных национальных писателя и поэта – А. Киви и Й. Руненберга соответственно. Не знаю, как кому, а мне их имена говорят очень мало. Наверное, только специалисты по Финляндии могут рассказать о заслугах тех, кто эти имена носил. Скорее всего иностранцы чувствуют примерно то же самое, когда их в России возят по местам, связанным с именами, например, А.С. Пушкина или А.П. Чехова.

«Выгуливаясь» с таким путеводителем и планом по Хельсинки (господа, уясните, пожалуйста – это всё бесплатно, и не надо ездить на бестолковые обзорные экскурсии), узнать о Хельсинки можно очень много. И не только о Хельсинки, но и о Финляндии вообще, и об отношении к России. Так, очень мило обозначено происхождение названия улицы Маннергейма: «Улица названа в 1942 году в честь 75-летия Маршала Маннергейма», а абзацем ниже, там, где речь идёт о памятнике «Три кузнеца», говорится: «На самом памятнике и постаменте следы от бомбежек Хельсинки во время Второй мировой войны». Но речь идёт о тех временах, когда Финляндия (фактическим руководителем которой был Маннергейм) воевала на стороне гитлеровской Германии, и бомбы, падавшие на Хельсинки, были советскими бомбами, которые сбрасывались на столицу про-гитлеровского государства – и сбрасывались в качестве абсолютно справедливого возмездия!

Если вернуться к Эспланаде, то бульвар очень красив, и архитектурные эпохи на нём меняются предельно наглядно. Здания ближе к морю (Торговой площади) строились в начале 19 века, но по мере удаления от моря стиль меняется – от ампира к модерну так же, как менялись «модные» архитектурные стили на протяжении позапрошлого столетия. В конце бульвара – здания, построенные уже в начале 20 века. На самом бульваре – несколько скульптур, ряд которых открывается скульптурой «Хавис Аманда» («Морская нимфа»), поставленной на Торговой площади в 1908 году. Город Гельсингфорс, столица Великого княжества Финляндского, всячески противился водружению этой скульптуры, представляющей собой фигуру обнажённой девушки, однако в конце концов она была поставлена. И почти сразу же стала «предметом национальной гордости» не только жителей Хельсинки, но и Финляндии вообще. Каждый год 30 апреля скульптура украшается новой деталью – студенческой фуражкой, а после чемпионата мира по хоккею 1995 года, когда Финляндия завоевала чемпионский титул, «Манту» (так сократилось в обыденной речи почти торжественное название скульптуры) одели в форму хоккейной сборной Суоми. Маленькие памятники или скульптуры, разного вида и назначения, очень характерная черта не только Хельсинки, но и многих других городов Европы, например – Стокгольма. На Эспланаде ряд этих памятников и скульптур завершается очаровательной скульптурой «Сказка и жизнь» - две обнажённых женщины, стоящих напротив друг друга. Но не следует понимать это так, будто все памятники и скульптуры Эспланады – обнажённые женские фигуры. Памятники между «Мантой» и «Сказкой и былью» - вполне одетые мужчины.

Эспланада и примыкающие к ней кварталы – это сердце Хельсинки. Понятно, что аналогия далеко не всегда бывает уместной, но Эспланада и Сенатская площадь в Хельсинки в чём-то схожи с Невским проспектом и Дворцовой площадью в Санкт-Петербурге. Главные улицы в обоих случаях – это средоточие жизни города, а главные площади – главным образом экскурсионные объекты. На Эспланаде расположены дорогие магазины и отели; несколько обменных пунктов, где безо всяких проблем меняют в том числе и российские рубли. Иногда вызывает удивление то, что у табличек с названиями улиц, примыкающих к Эспланаде, помещены маленькие изображения животных. Это – наследие давно минувших лет, когда город делился не на улицы, а на кварталы, каждый из которых носил имя какого-либо животного, в числе которых были как вполне северные, так и экзотические. Нигде, кроме центра, табличек с животными нет.

Главный транспортный узел Хельсинки – это Торговая площадь, к которой сходятся основные пути разбросанного по полуостровам и островам города. Но Торговая площадь – это и главная набережная города. Любой подъём воды в Финском заливе в первую очередь приводит к тому, что вода поднимается на эту площадь. Не стал исключением и подъём воды, связанный с необычайно высокой для января температурой (до +9оС) и штормами в январе 2005 года. Вода поднялась так высоко, что пристань, к которой подходят катера из Суменлинны, оказалась полностью в воде. Столица Хельсинки «отгораживалась» от поднимающегося моря кипами прессованного бумажного мусора, выстроив своеобразные «парапеты» вдоль Торговая площади, и надо сказать, что эта защита достаточно эффективна. Правда, такой подъём воды был не совсем обычен для Хельсинки. Это было заметно по десяткам, если не сотням, финнов, которые гуляли по площади, иногда целыми семьями, и снимали наводнение на Торговой площади всем, что только может снимать.

Часть Торговой площади – это четыре небольших искусственных бухточки, куда когда-то заходили маленькие рыбацкие суда и суда из крепости Свеаборг, нынешней Суменлинны. Крепость Свеаборг вдохнула жизнь в прозябавший город Гельсингфорс, основанный в 1550 году Густавом Вазой на северном берегу Финского залива напротив Ревеля (нынешнего Таллина). Город первоначально был основана при устье реки Ванда (Ванта), откуда позднее перенесён на своё нынешнее место. Перенесён из военных соображений – исторический центр (место первоначального города) находится на полуострове, защищённым с севера заливом Тёёлё. Сейчас этот залив, пересеченный несколькими мостами, в том числе и железнодорожным, практически не замечается, но когда-то он был весьма значимой преградой. В 17 веке Гельсингфорс развивался очень медленно, но в первой половине 18 века Швеция теряет на Балтике один город за другим. После очередного поражения Швеции в 1743 году Гельсингфорс становится ближайшим к русской границе крупным шведским городом. И шведы начинают принимать меры к тому, чтобы удержать за собой остававшуюся у них часть нынешней Финляндии. В 1748 году на островах, прикрывающих с юга подступы к Гельсингфорсу, начинается строительство чрезвычайно мощной крепости, названной Свеаборг (Шведская крепость). Крепость была построена, и более пятидесяти лет в том числе и с её помощью удавалось сдерживать дальнейшее продвижение русской власти на запад. Но в мае 1808 году почти без сопротивления крепость была взята русской армией. И на этом власть Швеции над Финляндией была утеряна навсегда. Строительство крепости привело к притоку населения в Гельсингфорс уже в шведское время. В 1812 году город провозглашается столицей подвластного России Великого княжества Финляндского, что во многом также объясняется существование крепости Свеаборг. Город Або (Турку), бывший центром «Шведской Финляндии», не защищён ничем, к тому же находится на западном побережье Финляндии, и «смотрит» в сторону Швеции. Крепость Свеаборг становится основным гарнизоном русской армии в Финляндии, с одной стороны – защищая Гельсингфорс, а с другой – самим своим существованием пресекая «поползновения» финнов к каким бы то ни было мятежам. Но в 1918 г., после подписания большевистским правительством позорного Брестского мира, русская армия уходит из Финляндии и из Свеаборга. Власти новой Финляндии в том же 1918 году дают крепости новое название – Суоменлинна (Финская крепость), переделывают гарнизонную православную церковь Св. Александра Невского в протестантскую кирху, и устраивают в крепости лагерь для «красных финнов», захваченных в плен в ходе гражданской войны 1918 года. В 1919 году в крепости встаёт финский гарнизон, и военные функции она исполняла до 1973 года. С этого времени бывшая крепость становится частью города Хельсинки, здания штабов и казарм переделываются под жильё, а крепостные сооружения становятся туристским объектами. В Суоменлинне есть даже хостел. Хостелы и в Финляндии, и вообще в Европе – это своеобразные гостиницы для очень бедных. Больше всего они похожи на «комнаты для транзитных пассажиров» - есть такие на наших вокзалах. Из всех удобств предоставляется только койка для ночлега. Душ и туалет – в коридоре, еда в стоимость проживания не входит. Если размещаться таким образом, то место обойдётся примерно в 20 евро за сутки, одноместный номер – около 35 евро. Это самый дешёвый вариант ночлега. Хостелов в Хельсинки несколько, не только на Суоменлинне, но и в самом городе. Номер на двоих в четырёхзвездочной гостинице стоит около 100 евро с завтраком. Гостиниц – очень много. Кажется, что половина зданий центра – это гостиницы, причём большие.

В 1991 году крепость Суоменлинна включается в список Всемирного наследия. Крепость никогда не разрушалась. Там сохранились в целости оборонные и другие сооружения и шведского, и русского периода её истории. Надо сказать, что финны и не скрывают особенностей истории крепости. Так, из таблички, установленной около бывшей гарнизонной церкви, а ныне – «кирхи-маяка», каждый желающий может узнать, как менялось назначение и внешний вид этого здания. Правда, желающий должен владеть или финским, или шведским, или по крайней мере английским языком. На русском языке информации нет, и вообще в Финляндии её очень мало. Если надписи на русском и есть, иногда они выглядят просто забавно. Например, в магазине около КПП «Ваалимаа» («Шайбе», известной каждому пересекавшему границу на автобусе или автомобиле) висит большой плакат «Допро пожаловать!». Винить финнов в повальном пренебрежении русским языком вряд ли стоит – а сколько в России людей, владеющих финским? Но вернёмся к Суменлинне.

Крепостные сооружения находятся на 4-х островах, соединённых между собой мостами. Увидеть можно практически всё, и на поверхностный осмотр крепости нужен целый день. Это действительно достопримечательность Хельсинки, крепости-музея такого размера просто не существует (или я про них не знаю). Но честно могу сказать – «за державу обидно». Ведь крупнейшая в мире морская крепость вовсе не Суменлинна, как утверждается в туристических проспектах города Хельсинки, а Кронштадтская крепость, сооружения которой протягиваются от мысов Серая Лошадь и Красная Горка на южном берегу Финского залива до пос. Приветнинское (бывший форт Ино) на северном берегу. Но форты, входившие в состав Кронштадтской крепости, попросту заброшены и загажены. Попытки энтузиастов восстановить хоть что-то (например, форт Тотлебен) наталкиваются на полнейшее равнодушие и власти, и населения.

Может показаться, что добраться до Суменлинны сложно. Но это не так. К острову регулярно ходят катера с двух пристаней, из которых главная – на Торговой площади. Ходят они дважды в час днём и раз в час – вечером и ночью. Ночью – это не преувеличение. Движение катеров на Суоменлинну прекращается в третьем часу ночи. Таким образом, жители острова совершенно не чувствуют себя отрезанными от Хельсинки – какие бы дела в любое время не требовали их поездки в город, они всегда могут это сделать. Катера принадлежат городу, и на них действует билеты городского транспорта. Проверять их, честно говоря, никто не проверяет. Правда, бывают дни, когда добраться до Суоменлинны невозможно – катера не ходят. Они не ходили, например, во время январского наводнения этого года. Но в это время не ходили и гораздо более крупные суда. Было отменено даже отправление паромов на Стокгольм, что бывает исключительно редко.

Паромы – это очень важная часть жизни Хельсинки. Финская столица с их помощью сообщается с остальной Европой. Хельсинки – это, пожалуй, одна из немногих столиц «континентальной» части Евросоюза, не имеющая с остальной его территорией регулярного сухопутного сообщения. Международные железнодорожные и автобусные маршруты связывают Хельсинки лишь с Россией, главным образом – Санкт-Петербургом. С остальными странами и городами Европы сообщение поддерживается либо морем, либо по воздуху. Можно, конечно, добраться и посуху, обогнув Ботнический залив, но это слишком долго и дорого. Главных паромных компаний две – «Викинг Лайн» и «Силья Лайн». Это два вечных конкурента, поддерживающих сообщение по одним и тем же линиям – Хельсинки – Стокгольм, Турку – Стокгольм и Хельсинки – Таллин. Фирменные цвета «Викинг Лайна» - красный и белый, «Силья Лайна» - синий и белый. У «Викинг Лайна» названия судов – женские имена («Габриэлла», «Мариэлла», есть даже «Синдирелла», по-русски – «Золушка», но она ходит на линии Стокгольм – Мариехамн). У «Силья Лайн» названия судов – с музыкальным уклоном (например, «Силья Опера» и «Силья Симфония»). По-разному называются типы кают, но сами каюты и в целом суда – практически одинаковые. Более того, примерно одинаковы и цены, и сервис. Поэтому выбор той или иной паромной компании – дело исключительно личных пристрастий. Но на российском рынке представлена главным образом «Силья Лайн», предложений «Викинг Лайна» гораздо меньше. Тем не менее компании продолжают борьбу за клиента самыми разными способами. Например, в буклете «Добро пожаловать в Хельсинки», который бесплатно распространяется «Викинг Лайном», есть раздел «Паромы в Стокгольм», но в нём указаны только адреса этой компании.

Кроме этих двух основных компаний, есть несколько более мелких, поддерживающих сообщение со Швецией, Эстонией, Германией и Данией. Паромных маршрутов в Россию нет. Хотя эстонская компания «Таллинк» в 2004 году организовала паромную линию Таллин – С.-Петербург – Хельсинки, но опыт её эксплуатации вряд ли можно назвать удачным. Очевидно, что до отмены визового режима паромные линии из России в Европу не могут быть экономически эффективными. Один паром может принять на борт до 2,5 тыс. пассажиров и от 200 до 500 автомобилей. Такие потоки не всегда можно поддерживать даже на традиционных линиях Хельсинки – Стокгольм, а обеспечить даже половинную загрузку на С.-Петербург в нынешних условиях вряд ли возможно. Самый дешёвый билет из С.-Петербурга до Хельсинки на пароме стоил 25 евро, для европейца – это почти что ничего, но для жителя России – достаточно много. К тому же самостоятельное получение визы, необходимой даже для однодневного путешествия в Финляндию, не слишком простое и быстрое дело. Стоит финская виза 35 евро (правда, цена одинакова вне зависимости от числа поездок и срока действия), а срок её оформления – до 15 дней. Собственно, именно это и было отражено в пресс-релизе компании «Таллинк» по поводу прекращения с января 2005 года паромного сообщения между С.-Петербургом и Хельсинки: «Хотя компания установила чрезвычайно низкие цены на билеты, сохраняющийся визовый режим требовал от путешественников очень большого стремления к приобретению этого круиза». В сентябре 2004 года было прекращено сообщение по маршруту С.-Петербург – Росток, поддерживавшемуся «Силья Лайн». Увы, громадные балтийские красавцы-паромы мы можем увидеть лишь в портах Финляндии, Швеции и других балтийских стран, но не в Санкт-Петербурге. Для сравнения: крупные паромные компании Финляндии ежедневно отправляют в Таллин до 10 паромов. Время в пути от Хельсинки до Таллина – меньше двух часов. Вертолётное путешествие по тому же маршруту продолжается 18 минут. Однодневный тур из Хельсинки в Таллин и обратно на пароме стоит 36 евро. Каких-либо визовых формальностей здесь просто не существует.

К сожалению, Финляндия является последовательным противником отмены визового режима Шенгенских стран с Россией. Мотивы такого противодействия открыто не декларируются. Но ещё в 2003 году, когда впервые зашла речь об отмене визового режима и Испания пусть не совсем внятно, но поддержала эту идею, министр иностранных дел Финляндии одёрнул Испанию следующим образом: «Это примерно то же самое, что для Испании отменить визовый режим с Марокко». Безусловно, обидно, но во многом виноваты и мы сами, на протяжении полутора десятилетий усердно создавая в СМИ облик бедной, убогой страны, где люди едва-едва зарабатывают на хлеб, «правит бал» кровавая русская мафия, и чуть ли не единодушным стремлением является эмиграция в более благополучные страны. Очевидно, что всё это – или не совсем так, или совсем не так, но европейские страны мы запугали сильно. Причём в неправильности этих представлений о России и русских финнов не убеждает даже статистика. Финляндию ежегодно посещает больше миллиона туристов из России, но в общем числе преступлений Финляндии доля преступлений, совершаемых русскими (как туристами, так и жителями Финляндии) составляет всего 4%. А основная часть этих преступлений – дорожно-транспортные происшествия и мелкие кражи в магазинах. Но призрак «русской мафии», собственно и созданной воображением журналистов, ещё долго будет «бродить по Европе».

Паромы – это весьма значимая, но всё же только часть жизни Хельсинки. Центр сейчас вышел далеко за пределы исторического центра города, и одним из главных районов города стал район Тёёлё. Основная часть района Тёёлё расположена на перешейке между двумя заливами – Тёёлё и Сеурансааренселькя. Сам район сформировался уже к концу 19 века, но современная его структура сложилась в основном в 20-м веке. Основными его магистралями являются улицы Маннергейма и Мехелина. Улица Маннергейма - главная улица современного Хельсинки, в дореволюционное время называвшаяся Западное шоссе. Улица Мехелина также существовала уже в начале 20 века, но называлась тогда улицей Норденшельда. Сейчас улицей Норденшельда называется лишь её северный участок (после пересечения улиц Маннергейма и Мехилина). Самым значительным зданием, построенным в это время, является здание парламента Финляндии. Посетить его с экскурсией или присутствовать на заседаниях может любой желающий. Неподалёку от парламента находятся здания двух музеев – Национального музея Финляндии (к северу) и музея современного искусства «Киасма» (к югу, на противоположной стороне улицы Маннергейма). Национальный музей – один из самых старых музеев Финляндии, его нынешнее здание выстроено в начале 20 века. Здание Музея современного искусства построено в 1998 году. Посетить Национальный музей, вне всякого сомнения, стоит. В нём представлена вся история Финляндии – от доисторических времён до эпохи джинсов и компьютеров. Но информации по-русски нет. Впрочем, и русских посетителей здесь бывает не очень много. Чрезвычайно интересный для нас зал музея – «Тронный зал», в котором выставлен трон Великих князей Финляндии – русских императоров, и представлены портреты всех императоров от Александра I до Николая II. Портреты разные по размеру, причём можно предположить, что размер портрета зависит от симпатий финнов к тому или иному императору. Например, очень небольшой портрет Александра III, при котором была предпринята попытка «русификации» Великого княжества (в финской истории годы его правления обозначаются как «годы гнёта»). Но очень большие портреты – Александра I, Александра II и Николая II. Памятник Александру II возвышается на Сенатской площади и является одной из главных городских достопримечательностей.

Музей современного искусства «Киасма» весьма своеобразен. Не берусь судить о художественных достоинствах выставленных там произведений, но уверяю, что любую стену из любого нашего общественного туалета можно там выставлять в качестве образца этого самого современного искусства. То ли финнам рисовать больше нечего, то ли ни о чём другом они думать не в состоянии… Но так или иначе – настоятельно не советую ходить в этот музей с детьми и подростками. Если дитё потом начнёт воспроизводить то, что он видел в этом музее, то вряд его творчество родители или учителя оценят положительно, разве что сверстники могут похвалить. Но впрочем, искусствовед из меня небольшой – если такое рисуют, значит, оно кому-нибудь нужно. Понять бы ещё – кому. А вообще музеев в Хельсинки – около 70, все посетить вряд ли возможно.

Ещё один архитектурный символ Тёёлё, пожалуй, самый известный в мире – дворец «Финляндия», творение Алвара Аалто, самого известного финского архитектора. В Финляндии своеобразный культ А. Аалто, любое здание, построенное по его проекту, считается архитектурным шедевром. Но общее впечатление, которое производит дворец «Финляндия», сравнимо с впечатлением, производимым Кремлёвским Дворцом съездов (или Государственным Кремлёвским дворцом, как он сейчас называется). Во дворце «Финляндия» был подписан Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году. Этим актом была юридически закреплена ситуация, сложившаяся в послевоенной Европе, и утверждена неприкосновенность послевоенных границ. Акт, подписанный подавляющим большинством европейских государств и США, был несомненной победой советской дипломатии. К сожалению, всего через 15 лет после подписания Заключительный акт стал скорее историческим, нежели политическим документом. По Дворцу проводятся экскурсии, но их надо заказывать. Несколько севернее Тёёлё, в районе Мейлахти, на берегу залива располагается новая резиденция президента Финляндии «Мянтюниеми», построенная в 1993 году. Старый Президентский дворец на Торговой площади используется лишь в церемониальных целях. Старый дворец – бывшая резиденция Великих князей Финляндских, использовавшаяся в этом качестве с 1843 г., и в качестве 1919 года – в качестве дворца президентов независимой Финляндии.

К юго-западу от Торговой площади находятся исторические части города – Кайвопуйсто и Эйра. Застройка района Кайвопуйсто («пуйсто» - это парк, «пуйстикко» - сквер) в качестве курортного началась ещё в 40-х годах 19 века, и сейчас значительная его часть занята парками. Это самый фешенебельный район Хельсинки, здесь, помимо прочего, находятся посольства ведущих государств – России, США, Великобритании и Франции. Неподалёку от посольств, на берегу – музей Маннергейма. Это дом, в котором маршал Финляндии прожил с 1924 по 1951 год, и где он умер. Музей был создан почти сразу же после смерти Маннергейма, существует по сей день и будет существовать до тех пор, пока есть независимое финское государство. Как бы не относились к Маннергейму как русские, так и жители других государств, для финнов он – основатель и защитник Финляндии, которому это государство и обязано своим существованием. Маннергейм победил красных в гражданской войне, он отстоял независимость Финляндии в 1940 и 1944 году – во всяком случае, так считает большинство финнов. Но российским политикам возлагать цветы на могилу и восхвалять Маннергейма, как великого государственного деятеля, явно не стоит. Россию Маннергейм ненавидел, хотя и служил в кавалергардах, и вся его деятельность на высших военных и государственных постах Финляндии была направлена против нашей страны. Очень часто можно услышать о том, что Маннергейм, дескать, в 1941 году остановил финские войска на старой границе и не дал им двинуться дальше к Ленинграду. Это – абсолютная неправда. Финские войска остановились на старой границе просто потому, что дальше продвинуться не смогли. Но прорваться в глубь Карелии и оккупировать Петрозаводск им удалось, и финский оккупационный режим был не лучше немецкого. Во всяком случае, лагеря для военнопленных и гражданского населения финны создавали с немалым энтузиазмом. Справедливости ради следует отметить, что Маннергейм вывел Финляндию из войны в сентябре 1944 года. Но это случилось только тогда, когда финны окончательно убедились в бесперспективности её продолжения. Собственно, именно благодаря этому Маннергейм сохранил свою жизнь и положение. В музее представлены обстановка дома такой, какой она была при жизни Маннергейма, выставлены его вещи и награды.

На юге района, в парке Кайвопуйсто, находится памятник Н.А.Э. Норденшельду, родившемуся в Гельсингфорсе в 1832 г., и первым в мире прошедшему по Северному морскому пути в 1878 – 1879 годах. Норденшельд, как и Маннергейм, был шведом. Но большая часть жизни Норденшельда прошла в Швеции, и по Северному морскому пути (или Северо-Восточному проходу, как его тогда называли) он пронёс флаг Швеции. Шведы очень много сделали для Финляндии, и в стране до сих пор два государственных языка – финский и шведский. Но многие шведы принципиально не учат финский, до сих пор полагая его чем-то вроде языка колониального народа. Однако шведов в Финляндии становится всё меньше, и в подавляющем большинстве её районов (за исключением тех, где шведы основное население – это юго-восточное побережье Ботнического залива и Аландские острова) шведская речь стала редкостью. Но все таблички с названиями улиц в Хельсинки – на двух языках, финском и шведском.

Район Эйра застроен в начале 20 века целыми кварталами домов в стиле «югенд», или «модерн», как этот стиль называли в России. Улицы здесь очень похожи на Каменноостровский проспект в Санкт-Петербурге, большая часть которого застроена домами того же стиля. И Каменностровский проспект в С.-Петербурге, и район Эйра в нынешнем Хельсинки строились как районы для богатых. Эйра в значительной мере сохраняет эту функцию и сейчас.

Катаянокка – район, расположенный к юго-востоку от Торговой площади. Основная его достопримечательность – православный Успенский собор, самый крупный православный собор в зарубежной Европе. Финская православная церковь – автокефальная, т.е. самостоятельная, хотя и очень небольшая. Число прихожан этой церкви, по самым оптимистическим оценкам, составляет около 100 тыс. чел., но при этом православная церковь – вторая по значению в Финляндии после протестантской. Над Хельсинки как бы «плывут» два собора – протестантский Кафедральный собор и православный Успенский. Оба собора очень хорошо видны, например, с западного берега Южной гавани. К чести финнов следует сказать, что православная церковь в Финляндии гонениям не подвергалась, в отличие, например, от Польши. Поляки в 20-е годы попросту снесли главный православный собор Варшавы – собор Св. Александра Невского, сейчас на его месте площадь Пилсудского. Успенский собор был построен в 1868 г., возобновлён в 1898 г., и затем заново освящён в 1968 г. В Хельсинки есть и другие православные церкви, например, в самом центре – церковь Св. Троицы, построенная в 1827 г. Финская православная церковь живёт по григорианскому календарю, т.е. праздники отмечаются вместе с протестантами и католиками (последних в Финляндии около 8 тысяч). Успенский собор используется не только для богослужений, но и для проведения разного рода массовых мероприятий (концертов и т.д.), по образцу протестантских церквей. Но от этого он не перестаёт быть православным собором.

Район Катаянокка – это бывший «портово-промышленный» район, стремительно меняющий своё лицо в последние десятилетия. Здания складов, таможен и т.д. становятся отелями, офисными помещениями и жилыми зданиями. До революции в этом районе размещалась база военно-морского флота России. На его восточной оконечности располагается Морские казармы, комплекс которых ныне занимает Министерство иностранных дел Финляндии. Здесь же жили офицеры, и одна из главных достопримечательностей района – здание бывшего казино, предназначавшегося для флотских офицеров. До 1968 года все бывшие сооружения русского флота принадлежали военным, но затем были коренным образом переделаны и стали использоваться в «гражданских» целях. Рядом с комплексом Морских казарм в конце 70-х гг. были построены новые жилые кварталы. Примерно в это же время началась продолжавшаяся до 90-х годов реконструкция старых портовых сооружений. Так, бывший склад был перестроен в отель «Гранд Марина», соседствующий с терминалом «Викинг Лайна» (у терминала «Силья Лайна» на противоположном берегу Южной гавани – свой отель, «Палас»).

Безусловно, Хельсинки не ограничивается этими районами, но в их пределах сосредоточена основная часть городских достопримечательностей. Я сознательно избегал упоминаний о тех туристских объектах, которые очень подробно описываются в путеводителях и на экскурсиях, просто для того, чтобы дать представление о Хельсинки, как городе, в котором есть на что посмотреть. Рядом с Хельсинки выросло два города – Эспоо и Ванта, фактически слившихся со столицей. В Эспо находится одна из самых известных для россиян достопримечательностей Финляндии – аквапарк «Серена». Любопытно, что финны очень любят использовать географические названия в качестве торговых марок. Так, например, известные у нас в стране краски «Тиккурила» получили своё название благодаря одному из районов города Ванта, финское название которого Тиккурила, а шведское – Дикурсби. Для подавляющего большинства населения нашей страны «Нокиа» - это название мобильных телефонов, но так называется небольшой городок неподалёку от Тампере. Менее, но всё же известная фирма «Вяртсиля» также названа по городу, в котором она начиналась.

Безусловно, если сравнивать Финляндию с другими европейскими странами, то она первоначально кажется не слишком интересной. Но это первое впечатление обманчиво. Надо просто посмотреть получше и подольше, чтобы понять, насколько эта страна своеобразна и интересна.

Комментарий автора:Не берусь судить о художественных достоинствах выставленных в музее произведений, но уверяю, что любую стену из любого нашего общественного туалета можно там выставлять в качестве образца этого самого современного искусства.

100dorog.ru