Экскурсия на Киевский вокзал. Фото киевского вокзала в москве


9 вокзалов Москвы. – Варламов.ру

В Москве имеется 9 действующих железнодорожных вокзалов. Почти все вокзалы являются начально-конечными тупиковыми пунктами железнодорожных линий-направлений от Москвы (не являются тупиковыми Белорусский и Курский, и, отчасти, Савеловский, через который проходит одна не тупиковая линия — через нее проходит поезд дальнего следования с Белорусского вокзала до Рыбинска). Названия большинства из вокзалов (за исключением Ленинградского, Белорусского, Савёловского) совпадают с названиями их железнодорожных станций.

По материалам проекта "Фотографии старой Москвы" представляю вам подборку фотографий московских вокзалов.

Белорусский вокзал (Смоленский, Брестский).

Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы, началось во второй половине 1860-х гг. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 г. Вокзал стал шестым по счёту в Москве. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В начале 1890-х гг. движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский.

Но самое важное его имя - Вокзал Победы. Это отсюда в 1941 году отправлялись эшелоны на линию фронта, и здесь же в 1945 встречали солдат-победителей, возвратившихся из Берлина. Именно здесь впервые прозвучала песня "Священная война". Каждый год 9 мая на Белорусском вокзале проходит празднование Дня Победы. В этот день с вокзала отправляется "Поезд памяти". В здании вокзала, в Воинском зале, открыт музей, где отражена жизнь Белорусского в военные и послевоенные годы.

Казанский вокзал (Рязанский).

Здание вокзала построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Казанского вокзала 20 июля 1862 года. Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым, создателем гостиницы "Москва", Мавзолея В.И. Ленина и станции "Комсомольская". Использовался принцип "хоромной" композиции, принятой в древнерусской архитектуре. В здании вокзала сочетаются несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. Объединяет их все угловая башня, напоминающая башню Сююмбеки в Казанском кремле. Башня увенчана шпилем с драконом Зеланом, изображавшимся на древнем гербе Казани. На одном из фасадов здания расположены часы со знаками зодиака.

В 1950-х гг. был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 гг. здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами. На сегодняшний день вокзал является одним из крупнейших вокзалов Европы.

Рязанское направление - единственная московская железная дорога с левосторонним движением поездов. Так, на большинстве станций электрички подходят к платформе с непривычной левой стороны. А все потому, что изначально в строительстве участвовали английские инженеры. Менять все "слева направо" оказалось слишком дорого и хлопотно - так и оставили. Запретят ли вместе с левосторонними автомобилями и левостороннюю железную дорогу - вопрос сложный:

Киевский вокзал.

В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание конторы сохранилось до наших дней). К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая "украсила Москву таким срубом».

Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление его временности, быть может оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичные вокзал. Но «временное пассажирские помещение» простояло полтора десятка лет, пока правление Московско-Киево-Воронежской железной дороги не решило возвести самый большой вокзал Москвы.

29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым.

В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Все пространство до берега в то время было тесно застроено небольшими домиками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. Перекрытие над железнодорожными перронами создано по проекту архитектора В.Г. Шухова. Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году.

В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово. 10 июля 1935 года был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. В плане реконструкции Москвы было записано: «Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки».

Вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком "нового Ренессанса". Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые в ручную переводятся на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.

Курский вокзал (Нижегородский).

Первоначально вокзал (в то время называвшийся Нижегородским) был построен в 1860-х годах совсем в другом месте: у Покровской заставы (по левой стороне нынешней Нижегородской улицы), вне тогдашней городской черты. Это был отдельный деревянный вокзал, имевший статус временного. Объем перевозок рос, а постоянное место вокзалу все не могли подобрать. Пришлось вмешаться правительству - оно выкупило дорогу в казну, сделав ее государственной. После этого Курское и Нижегородское направления расположились под крышей одного здания, строящегося тогда на Садовом кольце.

Строительство велось по проекту архитектора Н.Орлова и закончилось в 1896 году. На вокзальной площади появилось изящное здание с белыми колоннами. И по сей день правое крыло Курского вокзала отдано нижегородскому (Горьковскому) направлению, левое - Курскому. Реконструировали Курский вокзал в 1938 году, но коренные изменения ждали его в 70-х.

Из-за большого пассажиропотока было возведено новое здание длиной 200 м, обращенное стеклянным фасадом на привокзальную площадь. Ритм складчатой кровли, уходящей в перспективу, должен был ассоциироваться с движением поезда, а большой козырек, выступающий на 9 м, - с крытым перроном. У Курского вокзала две части - надземная, с залами ожидания и кассами, и подземная - с камерами хранения, проходами к поездам и станциям метро. Проект создавался по принципу рациональности и позволял вместить большое число пассажиров. До постройки на привокзальной площади торгового комплекса "Атриум" внутри было всегда светло. По вечерам же иллюминация вокзала освещала привокзальную площадь.

Ленинградский вокзал (Николаевский).

Здание вокзала построено в 1844—1849 по проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Железевича для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851. Является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. С 1856 по 1924 носил название Николаевского вокзала, с 1924 — Октябрьского.

В 1934 году Ленинградский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребенка. В 1948—1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Очередная крупная перестройка пришлась на 1977 год — вокзал был реконструирован, были выстроены новые здания.

Ленинградский вокзал - единственный в Москве, не входящий в ведение Московской железной дороги, и подчиняющийся, как и полтора века назад, Санкт-Петербургу. Рядом с вокзалом со стороны Ярославского вокзала расположен наземный павильон станции метро «Комсомольская».

Павелецкий вокзал.

Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.

Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.

По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.

Открытие Павелецкого вокзала прошло 1 сентября 1900 года. На вокзале было отслужено молебствие с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.

varlamov.ru

Инженер Шухов. Киевский вокзал: allerleiten

Киевский вокзал. 2005

Площадь Европы. 2009Раньше это была часть площади Киевского вокзала, но в честь образования Евросоюза ее отделили и переименовали в Площадь Европы. На площади расположены 48 колонн с флагами европейских стран, скульптура "Похищение Европы" (проект бельгийского скульптора Оливье Стребеля) и ресторан "Европа"

Киевский вокзал. 2006

Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала. 29.04.2006

Вид с крыши небоскреба "Москва" на Киевский вокзал и офисно-деловой центр "Легион IV". 2009

Киевский вокзал. 2002

Киевский вокзал. Внешний вид дебаркадера

Киевский вокзал

Киевский вокзал (до 1934 года — Брянский вокзал) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из 9-ти железнодорожных вокзалов Москвы по адресу пл. Киевского Вокзала, д. 2. Памятник архитектуры и инженерного искусства.Брянский вокзал вскоре после постройкиРешение о строительстве Киевского вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).

Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художник Ф. И. Рерберг. В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала более 36 тысяч кв. метров.

Киевский вокзал. 2007

Киевский вокзал. 2007

Киевский вокзал. Середина 1970-х годов ~ 1936 год. Фотограф Аркадий Шайхет

К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное остеклённое арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы прекрасно видны и демонстрируют изящность величественного сооружения.

Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.

В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учетом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.

В 1940—1945 с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин).

В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала. Внешний вид дебаркадера существенно не изменился.

На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые вручную переводятся на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.

Киевский вокзал

Здание Киевского вокзала

Поезд Москва-Киев на перроне Киевского вокзала Москвы. Февраль 2007

«Киевский вокзал» на Фото.Сайте. Июль 2010

Стоянка такси у Киевского вокзала (до 1953 года) ~ Киевский вокзал. 1963. Фотограф Дмитрий Бальтерманц

Брянский вокзал. 1902 год

Строительство Киевского вокзала. Снимок сделан между 1912-1917 годами

oldcolor: 09.03.2011: Спасибо, потрясающий снимок! Всегда интересно увидеть как строились знаменитые здания и сооружения, особенно в те времена, когда не было подъемных кранов. Если мне не изменяет память, дебаркадер Киевского был построен в 1915 г. Кажется, так гласит памятная надпись на здании вокзала.

Москва. Что было - что стало. Брянскiй вокзалъ. 03.10.2006 (c) retromoscow

Киевский вокзал. Брянский вокзал. 03.10.2006 (c) retromoscow* ~ 1899: вид первого Брянского вокзала (построен в 1897-1899) Московско-Киево-Воронежской железной дороги на окраине Москвы, в Дорогомилове, на Бережковских огородах. Вокзал представлял из себя 1этажное "маловыразительное деревянное здание длиной по фасаду 45 сажен" с 2мя подъездами. Со стороны ж/д полотна во всю длину вокзала тянулся крытый дебаркадер. Имелась и вторая, открытая платформа. Поезда отбывали и приходили с 4х путей.

* 1920е: вид сквера с трамвайным кругом у здания нового Брянского вокзала (1914-1917, доделки до 1920). Построен в стиле неоклассицизма архитектором И.Рербергом и инженером В.Шуховым, спроектировавшим большепролётные арочные с остеклением конструкции над огромным дебаркадером-перроном.

* VI.2006: вид площади Европы перед Киевским вокзалом (с 1934) с каменным "сквером" и фонтаном с бельгийской скульптурой "Похищение Европы" (слева). Правее, у башни с часами - автостоянка. Справа от вокзала идёт строительство очередного торгового центра.

Киевский вокзал. 1963 ~ Киевский вокзал. Снимок сделан между 1970-1972 годами. Гостиница "Белград" еще только строится...

Станция метро Киевская. Наземный вестибюль. 1950-е годы ~ 1980-е годы

Дебаркадер Киевского вокзала. 2002–2004 гг.

«Последний из Могикан» на Фото.Сайте. 22.03.2010

«Постой паровоз...» на Фото.Сайте. 11.02.2010

«Киевский вокзал» на Фото.Сайте. 01.10.2009

«Вечерняя тарелочка» на Фото.Сайте. 23.02.2011

«Киевский вокзал» на Фото.Сайте. 21.09.2009

«Вечер большого города...» на Фото.Сайте. 16.09.2009

«Киевский вокзал» на Фото.Сайте. 30.03.2009

«Ночь. Улица. Фонарь.» на Фото.Сайте. 11.08.2009Москва. Часть моста Богдана Хмельницкого. Гостиница Редиссон. Площадь Европы. Киевский вокзал. За ним Moscow City

~ * ~ * ~ * ~

Инженеру В.Г. Шухову

Салават Щербаков о памятнике Шухову в Париже. Дата создания: 23.03.2011

Скульптор Салават Александрович Щербаков, Заслуженный художник России, рассказывает о проекте памятника великим конструкторам Владимиру Шухову и Густаву Эйфелю в Париже, а также о реконструкции территории, прилегающей к Шуховской башне в Москве. В беседе принимают участие правнук Владимира Григорьевича Шухова президент фонда "Шуховская башня" Владимир Фёдорович Шухов и корреспондент РИА "Новости" Наталья Трефилова.

Гиперболоид инженера Шухова. 20.03.2006 (c) retromoscow

Свою знаменитую Шаболовскую башню Шухов спроектировал и построил в виде сетчатой оболочки в форме 6-ярусного стального гиперболоида вращения - подобное "геометрическое" решение было запатентовано им ещё в 1896-1899. Сетчатая конструкция позволяла значительно снизить ветровую нагрузку. Башня на окраинной Шаболовке строилась в 1919-1922 (вступила в строй 19 марта 1922).

Высота её ~160 м, хотя по первоначальному проекту должна была быть 350 м, что выше Эйфелевой башни в Париже (1889, h=305 м) - но у молодой Советской республики не нашлось столько стальных профилей (лишь по личному указанию Ленина дефицитный металл был выдан Шухову из запасов Военного ведомства)

Вчера (19.03.2006) показывали интересный сюжет о башне в программе "Вести-Москва" - оказывается, конструкцию собирали без кранов и строительных лесов телескопическим методом - монтировали по частям внизу, а потом поднимали внутри вырастающего "гиперболоида" наверх лебёдками. В процессе строительства произошло обрушение части конструкций, несколько рабочих погибло (по другим данным - никто не пострадал) - и ГПУ вынесло Шухову "уникальный" приговор "расстрел условно", т.е. в случае повторения "внештатной ситуации" инженер был бы расстрелян. Шухов чуть ли не ночевал на стройплощадке и башню в итоге достроили успешно, а позже он стал лауреатом Ленинской премии (1929) и Героем Соцтруда (1932). Вот так - или грудь в крестах, или голова в кустах...

"Наше Наследие" № 70 2004. Московская жизнь в объективе В.Г.Шухова (c) Елена Шухова

"Я по профессии инженер, а в душе фотограф" - так сам В.Г.Шухов определял место, которое в его жизни занимала фотография. Эти слова не были преувеличением. Увлечению фотографией Владимир Григорьевич отдал почти полвека - с середины 1880-х до 1930-х годов - и оставил после себя для того времени колоссальную коллекцию, насчитывающую свыше полутора тысяч негативов на пленке и пластинах, собственноручных отпечатков на бумаге и стереоскопических позитивов на стекле. Весь материал Шуховым систематизирован: снимки разложены в специальные коробки и альбомы, многие подписаны и датированы.

Автопортрет за рабочим столом. 1900

Григорий Петрович Шухов. 1890

На даче в Вешняках. 1885Ольга Леонардовна Книппер (в центре), сестры В.Г.Шухова - Ольга (слева) и Александра, Константин Леонардович Книппер

Автопортрет с женой, детьми и знакомыми. 1899 На руках у Владимира Григорьевича – дочь Верочка, возле Анны Николаевны – Сергей и Ксения

Столовая дома В.Г.Шухова в Скатертном переулке. 1900 За столом – мать Владимира Григорьевича Вера Капитоновна и жена Анна Николаевна

Гостиная дома В.Г.Шухова в Скатертном переулке. 1901 У рояля – Анна Николаевна с дочерьми Ксенией и Верой. На переднем плане – сыновья Сергей и Фавий

Вера и Сергей Шуховы в доме на Смоленском бульваре. 1912

Вера и Сергей Шуховы в доме на Смоленском бульваре. 1912

Дочь Вера. 1913

Автопортрет. 1910 На спортивной трапеции во дворе своего дома на Смоленском бульваре

Во дворе дома на Смоленском бульваре. 1908Играют в теннис Лев Николаевич Мединцев (брат жены В.Г.Шухова) и Вера ШуховаВелосипедисты на Девичьем поле. 1913. Крайний слева – Сергей Шухов

1. В.Г.Шухов – велосипедист. Фото неизвестного автора 1880-х годов2. Гиперболоидная сетчатая водонапорная башня системы Шухова, построенная на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Фото А.О.Карелина 1895 года3. Сетчатая водонапорная башня на территории Сельскохозяйственного института в Петровско-Разумовском в Москве. 1914 Владимир Григорьевич Шухов. Фото С.В.Шухова 1923 годаВ.Г.Шухов с внучкой Аллой. Фото С.В.Шухова 1938 годаРоссийская Портретная ГалереяЭнциклопедия известных людей в фотографиях

Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939)

Русский советский инженер и ученый.

Основные труды посвящены решению задач добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти, теплотехнике и строительному делу.

Осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с эффективным использованием мазута, разработал конструкцию топки с подогревом поступающего к факелу воздуха, создал конструкцию водотрубного парового котла (т.н. "котел Шухова").

В области строительной техники разработал оригинальные конструкции легких экономичных перекрытий различных типов, в т.ч. висячие сетчатые на площади в несколько тысяч кв. метров (Нижегородская ярмарка) и легкие металлические арочные покрытия (дебаркадер Киевского вокзала в Москве).

По его конструкции сооружено множество башен, опор под резервуары, маяков, мачт, антенн.

Под его руководством спроектировано и построено около 500 мостов, в том числе через Оку, Волгу, Енисей.

Вершиной творчества является радиобашня на Шаболовке в Москве (1922), инженерная конструкция которой воспринимается как совершенная архитектурная форма.

allerleiten.livejournal.com

Экскурсия на Киевский вокзал: vsevolodya

В минувшую субботу мне довелось посетить экскурсию по Киевскому вокзалу от проекта "Москва глазами инженера". По правде сказать, про вокзал я знал мало, но больше всего меня привлекала возможность подняться на башенку Киевского вокзала и увидеть Москву и Европейскую площадь с той высоты, с которой смотрят чугунные орлы, находящиеся на этой самой башенке. Наш экскурсовод и идейный вдохновитель МГИ Айрат Багаутдинов рассказал о предпосылках и истории появления современного Киевского вокзала, объяснил, почему у вокзала два входа и как изменилось внутреннее убранство вокзала после Великой Отечественной войны.Архитектором Киевского вокзала был Иван Иванович Рерберг, которому также принадлежит проект здания Северного страхового общества в Москве.

Ещё интересно было послушать про часовника (Айрат  обратил наше внимание на то, что часовника не стоит путать с часовщиком, поскольку часовник - этот тот, кто заводит часы, а часовщик - тот, кто их чинит) и его работу на башенке у Киевского вокзала. Здесь находятся одни из немногих механических часов, сохранившихся в Москве. Самые известные механические часы находятся в Спасской башне Московского Кремля.

Под катом больше фотографий внутри Киевского вокзала и вида с башенки.

1. Экскурсия началась с рассказа о стиле здания, об архитекторах И.И. Рерберге и В.К. Олтаржевском. Лично мне было особенно интересно послушать про дебаркадер конструкции инженера В.Г. Шухова. В середине 2000-х дебаркадер был реконструирован, и все металлические конструкции были заменены на внешне такие же, но современные. Сохранились лишь первые четыре металлоконструкции, отличить которые можно по заклёпкам. Ныне вместо заклёпок используется сварка.

2. Было решено сначала посетить башенку, а позже прогуляться по самому вокзалу. Под руководством Айрата мы поднялись на самую высокую часть вокзала.Часовой механизм. Заводится вручную.

3. Поднимаемся.

4.

5. С парапета открылся потрясающий вид!Здание МИДа и Бородинский мост.

6. Здание высотки на Кудринской площади и здание мэрии Москвы (бывшее здание СЭВ). Слева здание Правительства РФ - Белый дом.

7. Крупнее.

8. Реконструкция шпиля МИДа.

14. Деловой комплекс Москва-сити.

15. Несколько лет назад увидел аналогичную фотографию у своих друзей. После этого захотелось побывать в этом месте.

16.

17. Под надёжной защитой.

18.

19. Орлы на фоне московской застройки выглядят потрясающе!

20.

21.

22. Башенка изнутри.

23. Один из залов Киевского вокзала. Интересно, что открыть его должны были в 1916-м г., но из-за начавшейся Пермой Мировой и последовавшей за ней революции и Гражданской войны открыт вокзал был только в 1918 г. Но на росписи в зале не стали изменять дату с 1916 на другую.

24. Ранее на этом месте был багажный зал. Теперь же это общий зал ожидания. После войны его отделали барельефами, посвящёнными республикам СССР - УСРС (Украї́нська Соціялісти́чна Радя́нська Респу́бліка) и РСФСР, тем самым показывая связь народов этих республик.

25. Уродливые ларьки всё портят.

26. Служебный балкон, недоступный для гостей вокзала.

Огромное спасибо за проведение экскурсии Айрату Багаутдинову и проекту "Москва глазами инженера". Подписывайтесь на них и приходите на их экскурсии! А я в свою очередь хочу сказать, что посетил потрясающее место и посмотрел на привычный Киевский вокзал с другого ракурса.

Добавить в друзья

Подписывайтесь на меня в соцсетях:

Исторические места Москвы:

vsevolodya.livejournal.com

Окрестности Киевского вокзала с крыш.

Фотографии, представленные в этом посте были сделаны с Дома Архитектора, с рекламного щита над Большой Дорогомиловской, и, собственно, с самого Киевского вокзала.

Дом на Ростовской набережной (также Дом Архитекторов) — жилой дом, расположенный в Москве на Ростовской набережной, 5. Отстроен архитектором Щусевым в стиле «сталинского ампира» в 1930-х годах. Здание является частью нереализованного проекта парадного ансамбля Смоленской и Ростовской набережных, задуманного Щусевым. Боковые крылья, облицованные бежевым кирпичом, построены в начале 1960-х...Около года назад крыша этого здания была очень популярна среди любителей верхотуры, но мне в ту пору так и не удалось туда попасть. То было лень, то не было времени, в общем, не срослось. И очень зря. Из-за паломничеств посторонних лиц озлобившиеся жильцы надолго прикрыли эту крышу, очень жёстко заколотив гвоздями со стороны крыши все двери наверх, а единственную дверь, через которую можно было пройти на крышу, позакрывали прочными замками. Их можно понять)А теперь, спустя целый год, я выбрался поснимать закат с этой замечательной точки. Правда, пришлось преодолевать жёстко нагромождённые жильцами препятствия (да простят они меня за это).

Выбрался я наверх уже когда солнце скрывалось за горизонтом. Увы, не удалось поснимать город, озарённый лучами заходящего солнца.

1. Солнце зашло аккурат между стен двух домов.

3. В противоположную от солнца сторону городские постройки приобрели приятный, мягкий оттенок, характерный только для морозных закатов.

4. И спустя приблизительно полчаса зажглась подсветка города, мост Богдана Хмельницкого весь засветился изнутри, а небо стало ярко-оранжевым.

5. Площадь Европы, Киевский вокзал и Москва-Сити красиво выстроились в ряд.

6. Бородинский, Смоленский, Новоарбатский мосты со включённой подсветкой, и замыкающий композицию Дом Правительства РФ.

Ещё возле Большой Дорогомиловской стоит дурацкий (как и вся реклама в городе) рекламный щит, с которого открывается шикарный вид на Большую Дорогомиловскую, на Киевский вокзал и на МИД. Эта точка съёмки недоступна 360 дней в году. И лишь изредка, в основном, когда меняют рекламу на щите, туда реально пробраться поснимать. Лично я терпеть не могу всякий мусор, вроде рекламы. Москва превратилась в город для торгашей, здесь можно делать всё, что угодно, строить и сносить всё, что угодно и как угодно, лишь бы были на это деньги. А ведь какой красивой предстаёт Москва на исторических фото... Нет рекламы, кругом зелень, постройки выполнены по генплану, в отдельных районах соблюдается присущий ему архитектурный стиль и расцветка... Эх. Ладно.

7. Большая Дорогомиловская улица и возвышающиеся над городом небоскрёбы Москвы-Сити.

8. Флаги стран Европы (с почему-то отсутствующим флагом Греции), Киевский вокзал и коптящие трубы завода по производству облаков, т.е. ТЭЦ 12.

9. Вид в сторону Сити меня особо порадовал, поэтому в этом посте размещу аж три вариации кадра в эту сторону.

10.

11. "Мечтай!"

12. Площадь Европы и мост Богдана Хмельницкого.

И, как мне кажется, самый сочный момент данного поста. Киевский вокзал во всей своей красе!Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художникФ. И. Рерберг. В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира.Сейчас на крыше вокзала идут работы по смене кровли крыши, и успешно попасть к дебаркадеру или к орлам на башенке немного затруднительно из-за бдительных рабочих. Но тем не менее, мне удаётся попасть в эти два наиболее интересных места вокзала.

13. Орёл на башенке грозно наблюдает за кознями приезжих чёрных букашек.

14. А сама башня изнутри полая, по внутреннему периметру снет тянется узкая лестница, а раритетный часовой механизм как бы подвис на мостке над полостью внутри башни. В стенах огромные циферблаты с римскими цифрами.

15. Лестница, ведущая к часам.

16.

17. К сожалению, у меня не вышло снять зимой этот кадр лучше, чем осенью, но я считаю нужным поделиться им с Вами в этом посте.

18 К зданию вокзала примыкает гигантский дебаркадер, решение которого отличается простотой и конструктивной смелостью: огромное пространство над платформами перекрывают большепролётные остеклённые арочные конструкции (длина 321м, ширина 47,9м, высота 30м, вес конструкций более 1250т), имеющие форму параболы. Ажурные стальные фермы прекрасно видны и демонстрируют изящность грандиозного и величественного сооружения.

vanh1to.livejournal.com

Вокзал «Киевский вокзал» в Москве: фото | Лучшие архитектура Москвы

Гулять Архитектура

  • О месте
  • Добавить отзыв
  • Карта
  • Владельцам

Посмотреть фотогалерею места

Один из самых красивых вокзалов столицы

Архитектура вокзального комплекса (по проекту Ивана Рерберга и Виктора Шухова) явилась переосмыслением классицизма в традициях прошлого века.

По проекту Шухова здесь был воздвигнут дебаркадер — это грандиозная, величественная, и вместе с тем изящная конструкция из стекла и металла, напоминающая парящий в воздухе прозрачный купол.

Киевский вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса».

Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну.

Сейчас даже не все жители столицы знают, что изначально Киевский вокзал носил название «Брянский», который вовсе не украшал город — это было унылое, одноэтажное здание, служившее частым поводом для едких карикатур, где высмеивалась скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом».

В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году, а в 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский.

На сегодня Киевский вокзал превратился в крупный транзитный пункт: открыт зал регистрации пассажиров авиарейсов, проводится оформление необходимых документов и сдача багажа. До аэропорта можно добраться всего за 25 минут на скоростном экспрессе от Киевского вокзала.

  • Добавление и реклама места
  • Добавить событие
  • Владельцам мест
  • Реклама

10 самых популярных и бронируемых квестов

Архитектура рядом с адресом «площадь Киевского Вокзала, 2»

Смотровая площадка Панорама 360

Самая высокая в Европе смотровая площадка

2 км

Музей здания Дом Мельникова

Всемирно известный шедевр советского авангардизма — открылся в качестве музея

1.5 км

Архитектура Дом Маргариты

Дом булгаковской Маргариты: по одной из версий, героиня романа жила именно в двадцать первом доме на Остоженке

2 км

Здание Дом Перцовой

Дом, построенный по эскизам автора русской матрешки

2.5 км

Частный институт > стрелка

Бесплатное постдипломное образование в сфере медиа, архитектуры и дизайна

2.5 км

Здание Дом Наркомфина

Шедевр архитектуры, жилой дом-коммуна для работников комиссариата финансов

2 км

Набережная Крымская

Обновленная набережная Музеона между Красным Октябрём и Парком Горького

2.5 км

Галерея Третьяковка

Крупнейший художественный музей в Москве

3 км

Деловой район Москва-Сити

«Московский международный деловой центр»

2 км

Непостроенное здание Дворец Советов

Неосуществленный монументальный проект, 420 метров в высоту, увенчанный статуей Ленина

2.5 км

Монастырь и музей Новодевичий

Старейший из ныне действующих женских монастырей Москвы

2 км

Другие архитектура в Москве

Башня Шуховская

Гиперболоидная конструкция в виде сетчатой оболочки в Москве на Шаболовке 1922 года

Дом Особняк Морозова

Особняк, построенный для миллионера Арсения Морозова в 1899 году. Ныне — дом приёмов правительства

Беседки Беседки в Марфино

Приз посетителей сайта Архиwood в номинации «Дизайн городской среды»

Здание Клуб Русакова

Клуб Русакова Союза Коммунальников, построенный в 1929 году по проекту архитектора Мельникова

Необычная стилизация Дом с хохломой

Роспись бара и магазина Дениса Симачёва в Столешниковом переулке

Здание Гараж Интуриста

Авангардное здание по проекту выдающегося архитектора Мельникова 1934 года

Гараж На Новорязанской

Памятник архитектуры русского авангарда по проекту Мельникова и Шухова 1926 — 1929

Здание Гараж Госплана

Здание 1936 года по авангардному проекту Мельникова в соавторстве с Курочкиным

Башня Дуло

Одна из самых старых построек Москвы, возведённая в XII веке

Бензоколонка Кремлевка

Редкий памятник утилитарного ар-деко. Здесь до сих пор заправляют правительственные автомашины

Дворец культуры Клуб фарфористов

Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода в городе Ликино-Дулёво

a-a-ah.ru

Киевский вокзал Москвы - История

Киевский вокзал Москвы расположен на месте некогда существовавшей здесь Дорогомиловской слободы. Временем ее образования принято считать XV век. Именно сюда, по царскому указу, в Москву переселили «государевых ямщиков» из самой Вязьмы.

Крестьянский люд был призван заниматься «ямской гоньбой» - перемещением пассажиров и грузов. От остальных повинностей они были полностью освобождены.

Именно здесь зародилась первая транспортная система сообщения на Руси.

Киевский вокзал Москвы - фото

Фото 1. Киевский вокзал в городе Москве

Затем по городу образовались другие ямские слободы: Переяславская, Коломенская, Тверская-Ямская, Рогожская.

Ямская гоньба полностью оформилась к моменту объединения Руси в годы царствования Ивана III.

XIX век – время зарождения и становления железнодорожного сообщения в Российской империи.

Киевский вокзал – история зарождения

В конце девятнадцатого столетия, уже существовавшее «Общество Киевско-Воронежской железной дороги» подает в правительство прошение о разрешение прокладки путей от Брянска к Москве, для улучшения связи с Киевом. В 1895 году был получен утвердительный ответ.

Наступило время поиска места под будущий вокзал.

Свой выбор акционеры остановили на Дорогомиловской слободе. 

Дебаркадер в виде арки на Киевском вокзале Москвы - фото

Фото 2. Достопримечательность железнодорожного вокзала - 

дебаркадер Шухова

На тот момент эти места, в основе своей, занимала пустошь с некоторым присутствием небольших дровяных складов и огородов горожан. Экономически это было очень выгодно – отпадали значительные траты на выкуп земель и сносимых домов.

Правление Общества обратилось в Городскую Думу с прошением о выделении участка «Бережковских огородов». 

На эту просьбу был дан положительный ответ, правда, с некоторыми условиями: провести полную реконструкцию Бородинского моста и укрепить набережную Москвы-реки в этом районе.

Освящение вновь построенного Брянского вокзала прошло уже в июне 1899 года, 29 числа. А открытие железнодорожного сообщения приходится на другую дату – 1 августа.

Здание имело непрезентабельный вид (длинное деревянное сооружение в виде барака с двумя подъездами) и вызывало естественные усмешки у горожан, критиковавших хозяев за их скупость. 

Переустройство Киевского вокзала в XX веке

Правление Общества железной дороги принимает решение и выделяет деньги на строительство нового вокзала на месте прежнего. Архитекторами проекта назначены Рерберг И.И. и В.К. Олтаржевский, как участник.

К работам приступили незадолго до Первой Мировой – майским днем 1914 года.

Несмотря на войну и последующую революцию, работы по возведению здания Брянского вокзала шли строго по плану и были практически полностью завершены в 1918 году.

Первые поезда ушли от обновленной платформы в феврале 1918 года, 18 числа.

Новое сооружение было построено в необычном на тот момент неоклассическом стиле с использованием элементов ампира, хотя модным направлением в архитектуре считался модерн. Брянский вокзал стал самым большим из имеющихся тогда в Москве.

Активное участие в устройстве и оформлении вокзала принимали скульптор Алёшин, инженер Шухов, художник Регберг.

Внутреннее убранство отражало события Отечественной войны 1812 года и указывало на преемственность поколений.

Значимой достопримечательностью вокзала стал дебаркадер из железа и стекла. Разработал проект известный инженер – В.Г. Шухов, более известный как автор Шуховской башни на улице Шаболовка.

Остекленная арка представляла собой грандиозное сооружение. 

При высоте в 28 метров и ширине под 48, ее общая длина составила 321 метр. Вес всей конструкции превысил 1250 тонн (!). 

В первозданном виде дебаркадер простоял до 1980 года, когда его расширили и модернизировали к московской Олимпиаде.

Еще одну реконструкцию сооружение пережило уже в 2003 году.

Из-за поразившей металл коррозии требовалась замена балок и перегородок. Хотя теперь для соединения элементов конструкции применялась не клёпка, а сварка – строители сохранили основные формы дебаркадера. На память были оставлены клепанные конструкций Шухова только у внутренних стен перрона. Стекла заменили на монолитный поликарбонад. 

Также под руководством и при авторстве Шухова было устроено большепролетное перекрытие перронного зала, которое состояло из арочных конструкции. Изготовили их при участии инженерной фирмы Бари. 

Ассиметрично вокзалу была пристроена башня с часами. Ее высота составила 51 метр. В память о Бородинском сражении верх сооружения украшен скульптурными композициями орлов.

Киевский вокзал в годы Советской власти и в наши дни

В 1934 году Брянский вокзал переименовывают в Киевский.

В 1954 году были завершены работы по строительству пристройки к северной части существующего Киевского вокзала. В ней разместился вестибюль построенной станции метро и пригородные кассы. 

В 1976 году, для хранения багажа и ручной клади, пристраиваются специальные дополнительные помещения.

Последние преобразования на Киевском вокзале относятся к 2003 году. Тогда, кроме работ по реконструкции дебаркадера, о чем говорилось выше, обновили платформы для прибывающих поездов и проложили дополнительные железнодорожные пути.

Как добраться до Киевского вокзала? На метро – станция «Киевская».

Вокзалы города Москвы
Последние добавленные на сайт статьи ...

progulkipomoskve.ru

9 вокзалов Москвы. Фотоистория - История и современность

Пост очень старый, некоторые снимки могут не открываться, но всё равно есть интересные моменты.

Да, Oldmos теперь Pastvu.

В Москве имеется 9 действующих железнодорожных вокзалов. Почти все вокзалы являются начально-конечными тупиковыми пунктами железнодорожных линий-направлений от Москвы (не являются тупиковыми Белорусский и Курский, и, отчасти, Савеловский, через который проходит одна не тупиковая линия — через нее проходит поезд дальнего следования с Белорусского вокзала до Рыбинска). Названия большинства из вокзалов (за исключением Ленинградского, Белорусского, Савёловского) совпадают с названиями их железнодорожных станций.

По материалам проекта "Фотографии старой Москвы" представляю вам подборку фотографий московских вокзалов.

Белорусский вокзал (Смоленский, Брестский).

Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы, началось во второй половине 1860-х гг. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 г. Вокзал стал шестым по счёту в Москве. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В начале 1890-х гг. движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский.

Но самое важное его имя - Вокзал Победы. Это отсюда в 1941 году отправлялись эшелоны на линию фронта, и здесь же в 1945 встречали солдат-победителей, возвратившихся из Берлина. Именно здесь впервые прозвучала песня "Священная война". Каждый год 9 мая на Белорусском вокзале проходит празднование Дня Победы. В этот день с вокзала отправляется "Поезд памяти". В здании вокзала, в Воинском зале, открыт музей, где отражена жизнь Белорусского в военные и послевоенные годы.

Казанский вокзал (Рязанский).

Здание вокзала построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Казанского вокзала 20 июля 1862 года. Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым, создателем гостиницы "Москва", Мавзолея В.И. Ленина и станции "Комсомольская". Использовался принцип "хоромной" композиции, принятой в древнерусской архитектуре. В здании вокзала сочетаются несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. Объединяет их все угловая башня, напоминающая башню Сююмбеки в Казанском кремле. Башня увенчана шпилем с драконом Зеланом, изображавшимся на древнем гербе Казани. На одном из фасадов здания расположены часы со знаками зодиака.

В 1950-х гг. был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 гг. здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами. На сегодняшний день вокзал является одним из крупнейших вокзалов Европы.

Рязанское направление - единственная московская железная дорога с левосторонним движением поездов. Так, на большинстве станций электрички подходят к платформе с непривычной левой стороны. А все потому, что изначально в строительстве участвовали английские инженеры. Менять все "слева направо" оказалось слишком дорого и хлопотно - так и оставили. Запретят ли вместе с левосторонними автомобилями и левостороннюю железную дорогу - вопрос сложный:

Киевский вокзал.

В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание конторы сохранилось до наших дней). К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая "украсила Москву таким срубом».

Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление его временности, быть может оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичные вокзал. Но «временное пассажирские помещение» простояло полтора десятка лет, пока правление Московско-Киево-Воронежской железной дороги не решило возвести самый большой вокзал Москвы.

29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым.

В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Все пространство до берега в то время было тесно застроено небольшими домиками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. Перекрытие над железнодорожными перронами создано по проекту архитектора В.Г. Шухова. Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году.

В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово. 10 июля 1935 года был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. В плане реконструкции Москвы было записано: «Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки».

Вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком "нового Ренессанса". Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые в ручную переводятся на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.

Курский вокзал (Нижегородский).

Первоначально вокзал (в то время называвшийся Нижегородским) был построен в 1860-х годах совсем в другом месте: у Покровской заставы (по левой стороне нынешней Нижегородской улицы), вне тогдашней городской черты. Это был отдельный деревянный вокзал, имевший статус временного. Объем перевозок рос, а постоянное место вокзалу все не могли подобрать. Пришлось вмешаться правительству - оно выкупило дорогу в казну, сделав ее государственной. После этого Курское и Нижегородское направления расположились под крышей одного здания, строящегося тогда на Садовом кольце.

Строительство велось по проекту архитектора Н.Орлова и закончилось в 1896 году. На вокзальной площади появилось изящное здание с белыми колоннами. И по сей день правое крыло Курского вокзала отдано нижегородскому (Горьковскому) направлению, левое - Курскому. Реконструировали Курский вокзал в 1938 году, но коренные изменения ждали его в 70-х.

Из-за большого пассажиропотока было возведено новое здание длиной 200 м, обращенное стеклянным фасадом на привокзальную площадь. Ритм складчатой кровли, уходящей в перспективу, должен был ассоциироваться с движением поезда, а большой козырек, выступающий на 9 м, - с крытым перроном. У Курского вокзала две части - надземная, с залами ожидания и кассами, и подземная - с камерами хранения, проходами к поездам и станциям метро. Проект создавался по принципу рациональности и позволял вместить большое число пассажиров. До постройки на привокзальной площади торгового комплекса "Атриум" внутри было всегда светло. По вечерам же иллюминация вокзала освещала привокзальную площадь.

Ленинградский вокзал (Николаевский).

Здание вокзала построено в 1844—1849 по проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Железевича для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851. Является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. С 1856 по 1924 носил название Николаевского вокзала, с 1924 — Октябрьского.

В 1934 году Ленинградский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребенка. В 1948—1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Очередная крупная перестройка пришлась на 1977 год — вокзал был реконструирован, были выстроены новые здания.

Ленинградский вокзал - единственный в Москве, не входящий в ведение Московской железной дороги, и подчиняющийся, как и полтора века назад, Санкт-Петербургу. Рядом с вокзалом со стороны Ярославского вокзала расположен наземный павильон станции метро «Комсомольская».

Павелецкий вокзал.

Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.

Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.

По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.

Открытие Павелецкого вокзала прошло 1 сентября 1900 года. На вокзале было отслужено молебствие с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.

Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 80-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и палаллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей. Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Гурков, С. Кузнецова и А. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания. Капитально обновленный Павелецкий открыл свои двери 3 ноября 1987 года. Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объему и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час — это уровень весьма крупного транспортного комплекса.

Рижский вокзал (Виндавский, Балтийский, Ржевский).

Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса.

В января 1995 года Правительство Москвы приняло постановление "О комплексной застройке площади Рижского вокзала с решением транспортной развязки. После реконструкции облик вокзала не изменился. По старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков и пристенков, отреставрировали люстры.

Сегодня здание вокзала это современное строение, с системой подземных пешеходных переходов, которые объединили вокзал и станцию метро. Были построены современные билетные кассы, световая информация в залах и на платформе. Это просторные, светлые залы ожидания, комфортная гостиница, открытая комната матери и ребенка, и многое другое.

Савёловский вокзал.

Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово, длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.

Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897—1902 гг.). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская Дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы).

Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы и грузовой двор.

К 1980-м вокзал сильно обветшал и перестал справляться с возросшим пассажиропотоком. В 1987 года под руководством Я. В. Шамрая было начато его расширение, оконченное 1 сентября 1992 года. Движение поездов во время работ не прекращалось. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута линия метрополитена (см. Савёловская (станция метро)).Вид со стороны города от входа в метро

В начале 2000-х в связи с низким пассажиропотоком предполагалось закрыть Савеловский и Рижский вокзалы, однако это не было сделано. Тем не менее, последние поезда дальнего следования (два до Рыбинска, по одному до Углича и Санкт-Петербурга по ветке через Сонково) с Савёловского вокзала были переведены на Белорусский, и теперь он обслуживает только пригородные электропоезда. С этого же времени касса поездов дальнего следования перестала работать круглосуточно (а периодически не работает вообще), и вокзал стал «дневным», в отличие от почти всех остальных вокзалов Москвы (Рижский ныне открыт с 07:00 до 22:00).

Ярославский вокзал.

В XVII веке на современной площади трех вокзалов раскинулось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчевским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку, до Красного пруда, поле тоже получило название Каланчевское.

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).

В 1862 г. между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км). В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам.

В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.

Нажав на фотографии вы сможете рассмотреть их в хорошем качестве и посмотреть место с которого она была сделана. Также вы сможете оставить свои комментарии и принять участие в обсуждении каждого снимка.

При подготовки описания использовались метериалы http://ru.wikipedia.org и http://allzd.ru/.

visualhistory.livejournal.com