Музей-заповедник "Усадьба "МУРАНОВО", Московская область, Пушкинский район. Фото мураново


Усадьба Мураново – Адрес музея, описание и фотографии заповедника

Недалеко от подмосковного Софрино в Пушкинском районе находится усадьба Мураново, построенная в первой половине XIX века. Двухэтажный деревянный дом с пристройкой и башней возведен по чертежам Е.А. Боратынского в 1841 году. В 1920 году в Мураново был открыт литературно-мемориальный музей Ф.И. Тютчева, созданный сыном поэта.

История усадьбы

За свою историю Мураново не раз меняло владельцев, одними из первых хозяев были князья Оболенские. В 1818-1836 годах усадьба принадлежала генерал-майору Л. Н. Энгельгардту, а затем его дочерям. Старшая, Анастасия Львовна, была женой Е.А. Боратынского, который стал владельцем усадьбы в 1836 году. Поэт передал красоту окружающей природы в стихотворении, которое начинается со строк: «Есть милая страна, есть угол на земле...». Евгений Абрамович с семьей прожил в Мураново только одну зиму, которая оставила самые теплые воспоминания:

«Я помню ясный, чистый пруд;Под сению берёз ветвистых,Средь мирных вод его три острова цветут;Светлея нивами меж рощ своих волнистых,За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумитИ брызжет мельница. Деревня, луг широкой,А там счастливый дом… туда душа летит,Там не хладел бы я и в старости глубокой!»

Исследователи отмечают, что описание пейзажа в этом стихотворении очень точно передает виды Муранова. При Боратынском был построен новый двухэтажный деревянный дом, обложенный снаружи кирпичом. Перед окнами дома был разбит цветник, вниз от которого шел луг, воспетый поэтом.

После смерти Е.А. Боратынского новым владельцем стал Н. В. Путята, при нем в усадьбе бывали многие видные деятели того времени, в том числе Н. В. Гоголь. Завершается история владения усадьбой фамилией Тютчев, младший сын поэта был женат на Ольге Путята (Тютчевой), которая и стала последней собственницей Муранова.

Парк

Во второй половине XIX века усадьба Мураново достигла своего расцвета. На территории располагались персиковая и цветочная оранжереи, ананасовая теплица, в саду росли жасмин и сирень. В 1880 году была посажена липовая аллея. К 1907 году полностью сформировался усадебный комплекс с парковой территорией. И сейчас в парке сохранились несколько деревьев, посаженных при Е.А. Боратынском, например, лиственница европейская у северного фасада главного дома.

Музей в усадьбе

Федор Иванович Тютчев часто и подолгу гостил в усадьбе. После его смерти Иван Федорович Тютчев, сын поэта, собрал рукописи отца, личные вещи и перевез их в Мураново. Также была перевезена обстановка спальни и кабинета из Петербурга, книги, портреты, предметы интерьера из Москвы и обветшавшего к концу XIX века Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии. Эти предметы и послужили основой для открытия музея в 1920 году, когда Мураново перешло во владение государству.

С момента основания музея его директором был внук поэта.

Музей «Усадьба Мураново» сегодня

Сегодня усадьба Мураново представляет собой музейный комплекс, который объединяет несколько построек: главный усадебный дом, флигель и кухню, гладилку, кучерскую, ледник, домовую церковь Спаса Нерукотворного. В доме сохранена атмосфера усадебной жизни XIX века, здесь собраны мемориальные предметы, принадлежавшие семье Е.А. Боратынского и Ф. И. Тютчева. Собрание музея насчитывает более 28000 экспонатов, среди которых коллекция мебели, изобразительные материалы и значительная библиотека, насчитывающая свыше 9000 книг.

Обзорная экскурсия по усадьбе дает представление о бывших владельцах и знакомит с особенностями архитектуры и парковой зоны. В музее проходит театрализованная экскурсия «Усадебная кухня». Участникам не только показывают кухонную утварь XIX века, но и делятся секретами рецептов старинных блюд.

www.culture.ru

Усадьба Мураново: адрес, фото, как добраться

Мураново – усадьба, принадлежавшая роду великих литераторов Федора Тютчева и Евгения Боратынского. Сотню лет их семьи сохраняли культурное наследие для потомков, а в 1920 г. передали имение и обстановку государству. Сегодня в здании действует музей, посвященный творчеству поэтов и их друзей, в разное время обитавших в усадьбе.

Усадьба Мураново

История усадьбы Мураново

Первое упоминание об усадьбе Мураново относится к 1816 г., когда имение приобрела Екатерина Энгельгардт, жена генерал-майора Льва Энгельгардта из Смоленской губернии, известного как автора воспоминаний о жизни и деятельности Екатерины II и Павла I.

Усадьба Мураново

В браке у нее родились дети, среди них – дочери Анастасия и София. Первая вышла замуж за русского поэта и переводчика Евгения Боратынского, вторая – за его друга Николая Путяту, известного мемуариста. В усадьбе образовалось «литературное родовое гнездо» - бережно сохранялись произведения и публикации, а также памятные предметы быта.

Евгений Боратынский любил Мураново и жил в усадьбе круглый год. В 1841 г. он активно занимался хозяйством: устраивал мельницу, облагораживал прилегающий сад, строил новый дом по собственному проекту. Строительство дома было завершено в 1842 г., он стал главным зданием усадьбы. А через два года Евгений Боратынский загадочно погиб в заграничном путешествии.

Усадьба Мураново

В 1850 г. имение по наследству перешло к Софии и Николаю Путятам, которые аккуратно хранили предметы, оставшиеся в усадьбе от Боратынского: письменный стол, портреты, опубликованные произведения, рукописи. Николай Путята стремился продемонстрировать труды предков обществу: в 1859 г. он напечатал «Записки» Льва Энгельгардта, а через 8 лет – письма Боратынского. В усадьбу стали приезжать его друзья - именитые литераторы Николай Гоголь, Сергей Аксаков, Евдокия Ростопчина.

В 1869 г. Ольга, дочь Софии и Николая, вышла замуж за Ивана Тютчева, сына выдающегося поэта Федора Ивановича. Новая семья тоже приняла участие в сохранении литературного наследия и музейных экспонатов родового поместья. Интересно, что сам Федор Тютчев, в честь которого назвали музей, бывал в усадьбе всего один раз. Вещи, автографы, книги поэта были привезены сюда уже после смерти поэта.

Усадьба Мураново

Иван и Ольга стали последними хранителями семейных традиций и ценностей поэтов, Тютчева и Боратынского. В 1918 г. Ольга приняла решение передать Мураново государству.

Как появился музей

В 1920 г. на базе усадьбы открылся музей имени Федора Тютчева, в котором хранились исторические, биографические и литературные документы, многолетние переписки обитателей усадьбы с друзьями и родными. Были представлены также коллекции изобразительного и прикладного искусства, фотографии, старинная мебель, фарфоровая посуда и фаянс.

Усадьба Мураново

В 1924 г. директором музея в Мураново стал Николай Тютчев, внук Федора. Он от рождения обладал чувством прекрасного и отличался любовью к искусству. Николаю удалось создать в музее живую атмосферу дворянского поместья. В работе ему помогали сестры, брат и племянник: они водили экскурсии, выполняли мелкие ремонтные работы, ухаживали за садом и вели просветительскую деятельность.

В музее были созданы постоянные отделы в память о Федоре Тютчеве и Евгении Боратынском, регулярно проходили временные выставки, приуроченные к памятным датам, были составлены путеводители по музею.

Усадьба Мураново

В 1949 г. после смерти Николая пост директора занял Кирилл Пигарев, правнук поэта. При нем музей стал центром исследований жизни и творчества Тютчева и Боратынского. В усадьбу приезжали ученые из Норвегии, Англии, США, Венгрии.

В 1984 г. скончался Кирилл Пигарев, и музей был закрыт на капитальный ремонт. Вновь он открылся только в декабре 1996 г. и сегодня готов принимать посетителей.

Комнаты и интерьеры музея

В здании музея два этажа. Зайдя внутрь, посетители попадают в прихожую с простой дубовой мебелью и старинными гравюрами на стенах. Она открывает вид на анфилады комнат - на первом этаже располагаются:

Усадьба Мураново

  • Три гостиных: большая, зеленая и голубая.
  • Столовая с хрустальной люстрой под потолком и стеновой нишей, обрамленной белоснежными колоннами. В комнате представлены коллекции фарфора и фаянса.
  • Кабинет, повторяющий обстановку петербургского кабинета Федора Тютчева, и литературная комната, расположенная вдали от парадных помещений.
  • Библиотека. Здесь хранится большая часть семейного литературного фонда, а также книги по генеалогии, этнографии, искусству, юриспруденции.
  • Спальня. В ней установлена кровать, на которой скончался поэт Тютчев, представлены дорогие ему вещи.
  • Отдел «Е.А. Боратынский в Муранове».

Усадьба Мураново

На второй этаж ведут три лестницы, среди них – Светлая в восточной части дома. Стены вдоль лестницы украшены гравюрами с видами Санкт-Петербурга и Петергофа. Наверху находятся комнаты, экспозиции в которых посвящены Николаю Гоголю, Ивану Аксакову и Ольге Тютчевой.

Усадьба Мураново

Проводятся обзорные экскурсии по дому и прилегающему парку. Также возможно знакомство с духовной жизнью усадьбы – программа включает посещение Мурановского Храма и Барского колодца.

Часы работы и проезд в Мураново

Музей открыт с 10:00 до 17:00 ежедневно, кроме понедельника. Он находится по адресу: Московская область, Пушкинский район, деревня Мураново.

Усадьба Мураново

Попасть в музей можно, доехав до станции Ашукинская и пересев на автобус № 34, который ходит раз в час, либо в маршрутку. Стоимость проезда на автобусе – 42 р., на маршрутке – 100 р. Еще один вариант – заказать такси. Проезд от станции Ашукинская до Мураново стоит 150 р.

Посещение музея стоит от 50 до 160 р., в зависимости от выбранной экскурсии. Есть скидки для пенсионеров, инвалидов, студентов и школьников.

mos-holidays.ru

Усадьба МУРАНОВО, Московская область, Пушкинский район: deadokey

27 июля 2006 года, день в день ровно спустя 133 года после смерти Ф.И. Тютчева, в здании усадьбы Мураново вспыхнул пожар. За год до этого, я фотографировал усадьбу Мураново и музейную экспозицию на старый фотоаппарат. Смотрим древние допожарные фотки 2005 года...

В прошлом Мураново было среднепоместной усадьбой, включавшей главный дом, церковь, жилые и хозяйственные постройки, сад и парк. Усадьба органично вписывалась в природный ландшафт, составляя с ним единый архитектурно-пейзажный ансамбль.

2.

 

С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.

3. Главный усадебный дом.

 

Достопримечательностью усадьбы Мураново является главный дом, построенный в 1842 году Е.А.Боратынским. В нем постепенно сложился комплекс литературных и бытовых меморий гениальных русских поэтов Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева. Здесь же были сосредоточены материалы И.С.Аксакова (поэта, публициста, издателя и первого биографа Тютчева), Н.В.Путяты (литератора и друга Е.А.Боратынского), Н.В.Сушкова (литератора, хозяина литературного салона в Москве) и Л.Н.Энгельгардта (автора исторических мемуаров).

4. При Путятах и Тютчевых в Большой гостиной ставились любительские спектакли.

 

История Мураново как «литературного гнезда» складывалась на протяжении целого столетия. В 1816 г. эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Е.П.Энгельгардт, женой отставного генерал-майора Л.Н.Энгельгардта. Участник военных походов, он стал известен как автор воспоминаний о временах Екатерины II, Павла I и Александра I.

5. Вид из прихожей на анфиладу комнат (следующая – большая гостиная).

 

В 1826 г. поэт Евгений Абрамович Боратынский женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне, а в 1837 г. его друг литератор Николай Васильевич Путята стал мужем младшей – Софьи Львовны.

6. Большая гостиная.

 

Впервые Боратынский посетил Мураново в 1826 г. Начиная с 1828 г. он почти ежегодно жил здесь с семьей в летнее время. В стихотворении «Есть милая страна, есть угол на земле...», написанном в начале 1830-х годов, запечатлен мурановский пейзаж со всеми его характерными особенностями: С 1841 г. Боратынский был погружен в хозяйственную деятельность.

7. Гостиная, диван-«жаба»

 

В 1842 г. он занимался устройством пильной мельницы, сводом, продажей и посевом леса; по своим архитектурным планам строил новый двухэтажный дом. В том же году вышла книга его философской лирики «Сумерки». Осенью 1843 г., поэт с женой и детьми отправился в заграничное путешествие, оказавшееся для него роковым. 29 июня 1844 г. Е.А.Боратынский внезапно умер в Неаполе. Имение переходит в собственность С.П. Путятой.

8. Библиотечная комната не вмещает всех книг, накопившихся в мурановском доме. Книжные шкафы есть и в других комнатах — в прихожей, гостиных, кабинете, Литературной комнате и даже под лестницей на второй этаж.

 

В 1850 г. имение по разделу имущества между сестрами А.Л.Боратынской и С.Л.Путятой отошло во владение к последней.

9.

 

Путяты бережно хранили наследие Боратынского: портреты, письменный стол, предметы, связанные с литературным трудом и последним путешествием. Для них Мураново всегда оставалось «страной поэта». В 1859 г. Н.В.Путята опубликовал «Записки» своего тестя Л.Н.Энгельгардта, а в 1867 г. напечатал письма Е.А.Боратынского, снабдив их подробными комментариями.

10.

 

Широкие литературные связи Путяты определили круг его мурановских гостей. Здесь бывали Н.В.Гоголь, С.Т. и К.С. Аксаковы, кн. В.Ф.Одоевский, кн. Е.П.Ростопчина, С.А.Соболевский, С.Д.Полторацкий и другие.

11.

 

В 1869 г. дочь Путят Ольга Николаевна стала женой Ивана Федоровича Тютчева, младшего сына поэта Ф.И.Тютчева. Эта семья продолжила работу по собиранию, хранению и обнародованию культурных ценностей мурановского «литературного гнезда».

12.

 

Семейное предание гласит, что Ф.И.Тютчев однажды навестил семью своего сына в Муранове. Лишь после смерти поэта этому месту суждено было стать хранилищем его наследия. В разное время сюда были привезены автографы, книги, портреты, вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии.

13. За столом-«сороконожкой» в столовой собирались все литературные гости, перебывавшие в Муранове, и не раз, конечно, он бывал раздвинут во всю длину.

 

В 1879 г. И.Ф.Тютчев построил в Муранове для своей овдовевшей матери Эрнестины Федоровны флигель для ее летних приездов. Здесь она готовила к печати сочинения мужа, включавшие его стихотворения и политические статьи.

14. Многие предметы некогда находились в домашнем обиходе.

 

В Муранове неоднократно бывал Иван Сергеевич Аксаков, женатый на старшей дочери поэта Анне Федоровне. В 1874 г. он опубликовал первую биографию Тютчева. Его труд вобрал в себя как семейные предания, так и документальные свидетельства, хранившиеся в родственном окружении поэта.

15.

 

После кончины И.С.Аксакова его вдова передала в усадьбу Мураново часть рукописей, книг и портретов мужа, а также обстановку его московского кабинета. Здесь же оказалось и наследие Николая Васильевича Сушкова, который был женат на Дарье Ивановне Тютчевой, сестре поэта. В 1850-х гг. он публиковал стихи Ф.И.Тютчева в своем альманахе «Раут».

16.

 

В Москве в доме Сушковых жила Екатерина Федоровна Тютчева, дочь поэта, не чуждая литературному труду. Ее сестра Дарья Федоровна Тютчева вместе с братом И.Ф.Тютчвым в 1900 г. осуществила второе, дополненное, издание сочинений отца.

17.

 

После смерти обеих сестер в Мураново было доставлено множество портретов, документов, книг и вещей из принадлежавшей им усадьбы Варварино Владимирской губернии. Так семья И.Ф. и О.Н. Тютчевых оказалась хранительницей культурного наследия двух поэтов Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева и их родственного окружения.

18.

 

Усадьба Мураново – редкий пример неразоренного родового гнезда, где семейные культурные традиции не прерывались даже в музейный период.

19.

 

В 1879 г. И.Ф. Тютчев построил в северо-восточной части парка деревянный флигель для своей матери, Эрнестины Федоровны. В нем она регулярно проводила летние месяцы, приезжая в Мураново из Петербурга. Эрнестина писала брату Карлу Пфеффелю о своем новом, «прелестном деревянном доме на кирпичном фундаменте, оборудованном прекрасными печами, украшенном балконами и в самом деле очень комфортабельном».

20.

 

На своей Мурановской даче вдова поэта работала над подготовкой к изданию первого посмертного собрания сочинений Тютчева, переводила на французский язык биографию мужа, написанную И.С. Аксаковым.

21. В витрине выставлена детская игра — домино 1870-х годов с персонажами из «Ревизора» и «Мертвых душ» и выточенная из слоновой кости рука, приделанная к гладко отполированной палочке черного дерева.

 

Рядом с флигелем была выстроена небольшая избушка, служившая при нем кухней. С западной стороны от главного усадебного дома располагался хозяйственный двор, хорошо завуалированный живой изгородью из боярышника и глухим забором. На нем в свое время были хозяйственные постройки: Кучерская, Амбар, Каретный сарай, Гладилка.

22. Гоголевская комната, диван-"жаба".

 

В 1920 году открытие музея-усадьбы имени Ф. И. Тютчева в Муранове поддержал В. И. Ленин. С 1870-х там жила семья Ивана Федоровича, сына поэта, сохранявшая рукописи, книги и личные вещи. После революции Мураново стало одним из первых литературно-мемориальных музеев; даже музей Л. Н. Толстого в Ясной Поляне был открыт только в следующем году. Потомками Ф. И. Тютчева создан здесь литературно-мемориальный музей.

23. Некогда такие палочки были широко распространены в помещичьем быту.

 

В июле 2006 года главный дом усадьбы серьёзно повреждён пожаром, вызванным попаданием молнии. В то же время благодаря героизму сотрудников музея практически все его экспонаты остались в сохранности.

24. Описывая в «Мертвых душах» кабинет Хлобуева, Гоголь пишет: «На столе лежала щегольская ручка слоновой кости для почесывания себе самому спины».

 

В десять часов вечера 26 июля начался пожар в музее-усадьбе Тютчева «Мураново», расположенном в 40 км от Москвы. Огонь охватил более 500 квадратных метров площади музея. По предварительным данным, от огня пострадали три сотрудницы музея, пытавшиеся спасти экспонаты. Громоотвод не спас от пожара.

25.

 

1 августа 2006 года музей должен был отмечать свой день рождения - 86 лет со дня основания.

26.

 

На утро 27 числа пожар был потушен, а должностные лица рапортовали о полном спасении музейной коллекции. Тем не менее, по словам работников музея, некоторые вещи или сгорели, или пострадали от воды при тушении и восстановлению не подлежат. Точные цифры ущерба еще не подсчитаны, но известно, что выгорела крыша главного усадебного дома, башенка «бельведер», спроектированная самим Боратынским, пострадали комнаты Гоголя, Аксакова и «тужилка», где некогда обучались барские дети.

deadokey.livejournal.com

Музей-заповедник "Усадьба "МУРАНОВО", Московская область, Пушкинский район: deadokey

В наступившем году любителям русской литературы будет преподнесён подарок от коллектива Музея-заповедника «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева. 1 августа, в день рождения музея и (так было задумано основателем музея, Николаем Ивановичем Тютчевым) в день празднования обретения мощей  Преподобного Серафима Саровского, для посетителей откроется экспозиция в комнатах второго этажа главного усадебного дома.

Помимо гостевых комнат - Аксаковской и Гоголевской, спальни Ольги Николаевны Тютчевой, последней владелицы дома, перед посетителями предстанет вновь воссозданный кабинет основателя музея. Впервые наши современники познакомятся с его коллекцией фарфора.  Николай Иванович Тютчев, внук поэта, - коллекционер, знаток русского искусства, один из лидеров отечественного музейного дела 1920-х – 1940-х годов.

Музейщикам удалось максимально точно восстановить его кабинет – таким,  каким он был после реконструкции дома в 1908 году. Воссоздать интерьер кабинета помогла сохранившаяся фотография 1915 года, фотографии 1920-х годов, в том числе и сделанные старшим братом Николая Ивановича, Фёдором Ивановичем, замечательным фотографом-любителем. После него осталось много снимков, запечатлевших усадебный дом, парк и парковые постройки. Да и сам Николай Иванович детально описывал родовое гнездо, словно предчувствуя к нему долгий интерес.

Уже в музейные годы в Муранове подолгу жил художник Михаил Нестеров. В этом доме Михаил Васильевич написал замечательные портреты Николая Ивановича Тютчева и его сестры Софьи Ивановны. Не обошла новая экспозиция и внучек поэта Тютчева – Екатерину и Софью, фрейлин Его императорского двора. Словом, здесь никого не забыли. И попытались в доме создать такую атмосферу, словно хозяева пять минут назад вышли отсюда - и вот-вот вернутся. Я немного опережаю события и предлагаю Вам аудиогид по усадьбе Мураново, созданный вместе с сотрудниками музея. Особые благодарности при создании аудиогида хочу выразить Морозовой Надежде Георгиевне (зам. по науке), Пацюкову Владимиру Владимировичу (заведующий фондовым отд.), Шапариной Евгении Владимировне (зам. по развитию). Вы можете прогуляться по усадьбе, изучить предварительно историю всех построек, послушать рассказы про самые интересные экспонаты музея и посмотреть полную коллекцию архивных фотографий усадьбы, которой так знаменит музей.

2. Главный дом усадьбы построен в 1842 году на месте старого барского дома (вероятно, не на месте старого дома, Энгельгардтовский, похоже, стоял немного в стороне) выдающимся русским поэтом Евгением Абрамовичем Боратынским. Оригинальный конструктивный и архитектурный замыслы поэта, соединившего в облике здания черты замка и английского коттеджа, позволили этому памятнику культурного наследия занять особое место в истории русской архитектуры и усадебной культуры. Дом деревянный, но основная его часть и башня обложены кирпичом. Между деревянной и кирпичной стенами – зазор: получается дом-термос.  А в архитектуру, помимо «коттеджа» и «башни», введена русская срубная часть..

 

В 1816 году усадьба Мураново была куплена Екатериной Петровной Энгельгардт (177? – 1821), женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта (1766 – 1836). Он был участником многих военных походов под знамёнами П.А. Румянцева-Задунайского и А.В. Суворова-Рымникского, и стал известен как автор воспоминаний об этих сражениях, о времени Екатерины II, Павла I и Александра I.

 
3. Кабинет Н.И. Тютчева, реконструированный по фотографии 1915 года. Ее интерьер составляет в основном ампирная мебель русской работы. В Мураново мебель в основном привезли из имения Е.Ф. Тютчевой Варварино Владимирской губернии. Варварино на карте усадеб Владимирской области здесь.
 

4. Пейзаж "Закат". Написан в 1871 году Иваном Константиновичем Айвазовским, принадлежал Николаю Ивановичу Тютчеву (внуку поэта), был приобретен для его художественной коллекции. Известный маринист Айвазовский изредка обращался к "сухопутной" тематике, поэтому пейзаж представляет собой редкость в корпусе произведений художника.

 

В 1826 году поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне (1804-1860), а в 1837 году его ближайший друг – литератор Николай Васильевич Путята (1802-1877) – стал мужем Софьи Львовны (1811-1883), младшей дочери Энгельгардтов.

 

5. Кабинет Н.И. Тютчева В нём до сегодняшнего дня сохранилась обстановка рабочего кабинета поэта Евгения Абрамовича Боратынского. В этом кабинете он готовил к изданию свою последнюю поэтическую книгу «Сумерки», вышедшую в свет в 1842 году.

 

6. Часы.

 

Впервые Боратынский посетил усадьбу в 1826 году, и начиная с 1828 года он почти ежегодно стал жить здесь с семьёй в летнее время.

 

7. Спальня. В этой небольшой полутемной комнате находится кровать, на которой 15 июля 1873 года скончался Ф.И. Тютчев.

 

8. Обстановка комнаты вместе с кроватью была привезена в Мураново из Царского Села, где прошли последние месяцы жизни поэта.

 

9. В комнате находятся портреты самых близких поэту людей. Среди них – фотографии младшей дочери Марии и сына Дмитрия, а на акварели И. Крихубера изображен Н.И. Тютчев, старший брат поэта, всякий раз спешивший ему на помощь в трудные минуты жизни. Все трое умерли незадолго до кончины самого Федора Ивановича.

В 1842 году Боратынский разобрал старый дом Энгельгардтов и по собственным чертежам и планам построил новый дом для своей семьи.  Дом весь деревянный, но парадные комнаты имеют высокие потолки, дверные и оконные проёмы, соответственно, она нуждается в большей теплозащите и поэтому эта часть дома обложена кирпичом. В нём до сегодняшнего дня сохранилась обстановка рабочего кабинета поэта Евгения Абрамовича Боратынского. В этом кабинете он готовил к изданию свою последнюю поэтическую книгу «Сумерки», вышедшую в свет в 1842 году.

 

10. Библиотека – одна из самых уютных и приветливых комнат мурановского дома с камином и выходом на балкон. Здесь хранится основная часть мемориального фонда, который сложился благодаря стараниям не одного поколения обитателей усадьбы и их родственников. Украшением библиотеки являются тяжелые фолианты знаменитой французской Энциклопедии, составленной деятелями эпохи Просвещения Д. Дидро и Ж.Д’Аламбером.

 

11. В библиотеке хранится множество книг (общее количество 8 000 томов), виды литературы (кроме художественной) – справочная, научная, хозяйственная, детская, периодические издания. Имеются здесь и особо редкие экземпляры. Это, например, первое издание сатир А.Д. Кантемира (1762 г.), «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в лондонском издании Герцена (1858 г.), несколько первых посмертных собраний сочинений Пушкина, а также первые издания романов Гончарова, Достоевского, Толстого и других писателей. Наряду с классической литературой в библиотеке встречается немало русских и переводных романов и повестей. Таковы, например, «Абейлард и Элоиза, или Драгоценное собрание писем сих нещастных любовников» (1816 г.), «Две невесты, или Любовь, верность и терпение» Августа Лафонтена (1818 г.), «Юлия, или Подземелье Мадзини» Анны Радклиф (1819 г.) и многие другие.

 

12. Часы в библиотеке.

 

В 1843 году Е.А. Боратынский отправился с женой и старшими детьми в заграничное путешествие, из которого ему не суждено было вернуться. Поэт скоропостижно умер в Италии в 1844 году от разрыва сердца.

 
13. Столовая. Архитектурному интерьеру этой комнаты придают особый характер белые колонны, обрамляющие нишу в глубине комнаты. Между колоннами – напольные часы фирмы Уард в футляре красного дерева. Такие часы, славящиеся особой точностью, во множестве были выписаны из Англии при Екатерине II.
 

14. Английский фаянс 19 века.

 

В 1850 году имение по разделу имущества между сёстрами А.Л. Боратынской и С.Л. Путятой отошло во владение к последней.

 

15. Этот сервиз был заказан Карлом фон Пфеффелем в Париже и подарен сестре Эрнестине фон Дернберг, урождённой Пфеффель, по случаю ее бракосочетания в 1839 году с Фёдором Тютчевым. Сервиз расписан художниками знаменитой парижской живописной мастерской Фейе.

 

16. Ваза в столовой.

 

17. Большая Гостиная – самая обширная и торжественная комната дома. Благодаря эркерам с высокими дверями-окнами, выходящими на северный и южный балконы, она объединяет внутреннее пространство дома с окрестными пейзажем. Главная парадная комната дома наполнена предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVIII – XIX века.

 

Здесь бывали: Н.В. Гоголь, С.Т. и К.С. Аксаковы, Е.П. Ростопчина, С.А. Соболевский, С.Д. Полторацкий. Н.В. Путята и сам имел непосредственное отношение к литературе – он автор целого ряда литературных и исторических статей и заметок.

 

18. Украшением гостиной является большая бронзовая люстра со скульптурной группой мифологического содержания, а также французские канделябры и часы, украшающие камин. Интересны и такие экспонаты, как ломберный столик наборного дерева конца XVIII в. и удобные кресла-"корытца" устойчивой формы, созданные в России в начале XIX века. Привлекают внимание круглый стол, декорированный итальянской мозаикой и массивный диван – «крапо» (1840-е гг.). Прекрасны изделия из фарфора известных русских и зарубежных производств XVII-XIX веков. Активную роль в создании художественного облика Большой Гостиной играет семейная портретная галерея.

 

19. Часы в большой гостиной.

 

20. В этой комнате с окнами на север, мягко и «сумеречно» освещенной, работал Е.А. Боратынский. В 1874 году здесь поместили обстановку петербургского кабинета Ф.И. Тютчева. С тех пор комната стала называться «кабинетом двух поэтов».

 

В 1869 году единственная дочь Путят Ольга Николаевна (1840-1920) вышла замуж за Ивана Фёдоровича Тютчева (1846 - 1909), младшего сына поэта. Именно Ивану Фёдоровичу и его детям мы обязаны тем, что в Муранове было сосредоточено и бережно хранилось наследие Федора Ивановича Тютчева и других славных обитателей усадьбы. С 1874 году сюда перевозились автографы, книги, портреты, личные вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и обветшавшего к концу XIX века Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии.

 

21. В 1873 году, после смерти Фёдора Ивановича Тютчева, его сын Иван Фёдорович перевёз в Мураново библиотеку, архив и личные вещи поэта. Был сюда перевезён и его письменный стол – массивный, двухтумбовый, со столешницей, крытой тёмно-зелёным коленкором. На столе – сделанный из латуни многопредметный письменный прибор: подставка для чернильниц и перьев, стаканчики для карандашей и ружейной дроби, которой чистили гусиные перья, спичечница, колокольчик.

 

22. По чертежам самого поэта был изготовлен местными крестьянами стол-бюро Е.А. Боратынского. На нем – дорожный несессер, бювар, печать и другие мелкие вещи, принадлежавшие хозяину кабинета.

 

23. На стене кабинета привлекает внимание живописный портрет Эрнестины Федоровны Тютчевой, жены поэта "женщины замечательной красоты и ума", по словам И.С. Аксакова. Он исполнен баварским художником Ф. Дюрком в 1840 г. Другой немецкий художник Ф. Ленбах является автором портрета брата Эрнестины – К. Пфеффеля, баварского публициста и друга поэта. Портрет Эл. Ботмер, первой жены Фёдора Ивановича, исполненный маслом, написан неизвестным художником во второй половине 1820-х гг. Он передает всё обаяние этой милой и преданно любившей женщины, оставившей глубокий след в жизни поэта. Портрет дочерей Ф.И. Тютчева от первого брака - Анны, Дарьи, Екатерины художника А. Саломе трогает свежестью и чистотой детских лиц.

 

24. Зеленая гостиная.

 

25. Часы в зеленой гостиной

 

Для Путят Мураново всегда оставалось «страной поэта». Они бережно хранили мемории Боратынского, оставленные его вдовой в усадьбе. Главным образом, это предметы, связанные с литературным трудом и последним путешествием Евгения Абрамовича. Широкие литературные связи Н.В. Путяты определили круг его мурановских гостей.

 

26. Портрет Евдокии Мещерской с дочерью Анастасией Мещерской (в замужестве Озеровой) и воспитанницей Елчаниновой, написан художником Ефимом Спажинским в 1807 году в Полоцке, предположительно во время паломнической поездки Мещерских и Елчаниновой к местам, связанным с Ефросинией Полоцкой.

 

В 1879 году И.Ф. Тютчев построил в Муранове для своей овдовевшей матери Эрнестины Фёдоровны флигель, куда она приезжала в летнее время. Здесь она готовила к печати посмертное собрание сочинений мужа, изданное в 1886 году. В Муранове неоднократно бывал Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886), женатый на старшей дочери поэта Анне Фёдоровне (1829-1889). Он стал первым биографом Ф.И. Тютчева.

 

27. Голубая гостиная. Эта небольшая комната, подобно Зеленой гостиной, получила свое название по цвету обоев и обивки мебели. Примечательностью ее интерьера является большое зеркало в богатой раме красного дерева, украшенной декором из чеканной бронзы (Франция, 1830-е гг.). Почти на столетие ранее изготовлено круглое зеркало в резном золоченом обрамлении стиля «рокайль» (1740–1750- гг.).

 

28.

 

В Москве, в доме Сушковых, жила Екатерина Фёдоровна Тютчева, младшая дочь поэта. Её сестра Дарья Фёдоровна Тютчева вместе с И.Ф. Тютчевым в 1900 году издала второе, дополненное, собрание сочинений отца. После смерти обеих сестёр в Мураново было доставлено множество портретов, документов, книг и вещей из принадлежавшей им усадьбы Варварино Владимирской губернии.

 

29. Прихожая открывает анфиладу парадных комнат по южному фасаду. Простая по форме мебель, изготовленная из дуба и ели во второй половине прошлого века, создает ощущение уюта и изысканной простоты. Комнату украшают старинные гравюры и литографии. Они воспроизводят героическое прошлое России, во многом определившее национальное самосознание того поколения молодых людей, к которому относились Е.А. Боратынский и Ф.И. Тютчев. Интересно аллегорическое изображение Петра I на гравюре известного изографа А. Зубова, а также раскрашенные гравюры начала XVIII века, исполненные с оригиналов П.Д. Мартена.

 

30. На второй этаж дома ведут три лестницы. Одна из них, расположенная в восточном крыле, издавна называлась «темной». На ее стенах развешаны гравюры, выполненные в середине XVIII века известным гравером Михаилом Махаевым. Они довольно точно изображают отдельные уголки молодой столицы Российской империи - Петербурга и его окрестностей – в частности, Ораниенбаума и Петергофа.

 

31. В августе 1849 года Мураново посетил Н.В. Гоголь, возвращаясь из соседней усадьбы Абрамцево. Он останавливался в верхней комнате по южному фасаду, которая с тех пор и стала называться Гоголевской. С памятью великого писателя здесь связан его литографированный портрет 1852 г. и игра домино с изображениями персонажей из «Ревизора» и «Мертвых душ».

 

32. В Гоголевской комнате висят многочисленные акварели Д.В. Путяты, брата Николая Васильевича - хозяина усадьбы. Профессиональный военный, склонный к художественному творчеству, он любовно и с большим старанием запечатлел в своих работах уютные уголки цветущей мурановской усадьбы, какой она была при Путятах и Тютчевых.

 

33. Комната «младших Тютчевых» - Екатерины Ивановны и Софьи Ивановны.

 

В 1918 году О.Н. Тютчева, последняя владелица усадьбы, и её сын Н.И. Тютчев (1876 - 1949) приняли решение о передаче Муранова государству. В октябре 1918 года Регистрационная комиссия Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса выдала О.Н. Тютчевой охранную грамоту на усадьбу. Одновременно Василию Евгеньевичу Пигарёву (мужу внучки поэта Екатерины Ивановны) был выдан Мандат, по которому он назначался хранителем дома Тютчевых при сельце Мураново Дмитровского уезда.

 

34. Воссоздаваемая Нестеровская комната – с походным стульчиком-тростью М.В. Нестерова и фотокопией написанного в Муранове портрета С.И. Тютчевой (хранится в Нижегородском художественном музее).

 

Музей-усадьба «Мураново» имени поэта Ф.И. Тютчева был открыто 13 августа 1920 года. Первым его заведующим был назначен К.И. Барташевич, но его обязанности фактически исполнял внук поэта Н.И. Тютчев.

 

35. Вид на мурановский пруд.

 

Постановлением Совнаркома от 20 августа 1922 года «Мураново» было утверждено в сети учреждений Главнауки как музей-усадьба. С 9 февраля 1924 года его пожизненным хранителем и заведующим назначается Н.И. Тютчев, инициатор создания музея. С самого начала существования музея интенсивную научную работу ведут сам Н.И. Тютчев и на добровольных началах его сёстры Е.И. Пигарёва и С.И. Тютчева, в частности, переводя и изучая обширный Мурановский архив.

 

36. Проходная комната (зимняя столовая).

К материалам музея постоянно обращаются известные литературоведы Г.И. Чулков, С.Н. Дурылин, Д. Благой и многие другие видные учёные того времени; несколько позже к ним присоединяются и зарубежные исследователи. Так Мурановский музей становится источниковедческой базой для изучения жизни и творчества Тютчева и Боратынского.

 

37. Кабинет Н.И.Тютчева – директора музея. Этот стол оказался в Муранове после смерти Анны Фёдоровны Аксаковой – супруги Ивана Сергеевича Аксакова и дочери Фёдора Ивановича Тютчева. Иван Сергеевич Аксаков, один из лидеров русского славянофильства, писатель, публицист, философ - в 1880-х годах издавал и редактировал гремевшую по всей России газету «Русь». Письменный стол Аксакова в Муранове – это стол публициста и редактора. Бювар, маленькая пепельница, большой редакторский карандаш… И фотография отца любимой жены, человека, которого Иван Сергеевич глубоко уважал, - фотография великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева.

 
А теперь выйдем на улицу...
 

38. В 1879 году Иван Федорович Тютчев построил для своей матери, Эрнестине Федоровне Тютчевой (урожденной баронессе фон Пфеффель), в северо-восточном углу усадьбы усадебное здание с кухней, ледником и дровяным сараем. Здание получило закрепившееся за ним название «флигель», а также «бабушкино».

 

39. Мурановская липовая аллея/

 

40. Колокольня.

 

41. У восточной стены церкви – могилы сына и внука поэта: Ивана Федоровича (ум. в 1909 г.) и Николая Ивановича (ум. в 1949 г.). В 1984 году здесь же был похоронен последний директор Муранова из династии Тютчевых, правнук поэта, Кирилл Васильевич Пигарев.

 

42.

 

43. Служебная постройка «Ледник» - одно из последних по времени строительства усадебное строение. Строительство этого хозяйственного здания запечатлела фотография начала 20 века, где на бревнах, из которых воздвигалось это деревянное строение, восседал его строитель – внук поэта – Федор Иванович Тютчев (младший).

 

44.

 

45. В юго-западном углу широкого луга перед Талицкой запрудой, на ее берегу расположилось еще одно служебное усадебное строение – Прачечная. Расположенное в отдалении от других усадебных строений, оно служило одной цели, понятной уже из названия этого исторического объекта. Здесь стирали белье.

 

46. Прачечная на берегу пруда.

 

deadokey.livejournal.com

Мураново, 2018 ✮ Самые удивительные места в России

Усадьба Мураново – один из самых известных в России музеев-заповедников, сохранивший все черты помещичьего имения ХIХ в. Именно в таких тихих, лишенных столичной роскоши и размаха уголках вырастали лучшие представители уездного дворянства, с детства впитавшие в себя дух семьи с её устоями верности родине, гражданскому долгу и идеалам гуманизма, семейным святыням и традициям. Русскому поэту XIX века Федору Тютчеву, семья которого владела этой усадьбой, не довелось лично побывать в Мураново. Но это не помешает посетителю прочувствовать саму атмосферу родового гнезда.

Небольшое поместье Мураново стоит на высоком берегу реки Талицы, в 60 км от Москвы и великолепно вписывается в окружающий неброский, покоряющий прелестью простоты русский пейзаж. Поместье в свое время принадлежало целому ряду дворянских фамилий, самая известная из которых – Тютчевы. На территории усадьбы доминирует Главный дом оригинальной постройки (он же – музей), возле него – флигель и кухня, действующая домовая церковь Спаса Нерукотворного, несколько хозяйственных построек. Здания окружены деревьями, парком и липовой аллеей, кустарниками и цветниками, которым владельцы усадьбы всегда уделяли большое внимание.

История усадьбы

В качестве усадьбы Мураново упоминалось в документах 1645 года. Тогда его владельцем был стольник царя Алексея Михайловича, а позже – смоленский воевода князь Шаховской. Расцвет имения относится к 1816 – 1917 гг., когда им владели родственные семьи Энгельгартов, Боратынских, Путятов и Тютчевых. Примечательно, что во всех четырех семьях проявились способности к литературному творчеству.

Мураново в 1816 году стало собственностью семьи отставного генерал-майора Льва Энгельгарта, прославившегося своими мемуарами о сражениях времен царствования Екатерины II, Павла I и Александра I, в которых он лично участвовал. В 1826 старшая дочь Энгельгартов – Анастасия — вышла замуж за российского поэта Евгения Боратынского, а младшая – Софья, в 1837 году – за литератора Николая Путяту.

Боратынский очень любил усадьбу и с 1828 года приезжал сюда каждое лето. Он с удовольствием занимался хозяйственными делами Мураново, увлёкся цветоводством и перепланировкой парка, построил новый двухэтажный дом, в котором написал свой последний сборник поэзии «Сумерки». После смерти поэта в 1843 году усаmuranovo-усадебный дом где бывал Гогольmuranovo-усадебный дом где бывал Гогольдьба перешла к младшей дочери семьи – Софье Путята и её мужу. Память о Боратынском была сохранена его другом, историком Путятой в виде книг, бумаг и личных вещей. Заботы о благоустройстве имения продолжались: оно стало одним из самых уютных уголков Московской области.

Единственная дочь Путят, Ольга, повзрослев, вышла замуж за Ивана Тютчева, младшего сына удивительного лирика Федора Ивановича Тютчева, творившего на стыке Золотого и Серебряного веков российской поэзии. Сыновнее отношение к творчеству и памяти отца было благоговейным, и благодаря этому Россия сохранила наследие великого поэта. Иван Фёдорович и его дети собирали и сохраняли в усадьбе рукописи, письма и другие документы, личные вещи Тютчева и семьи.

В 1918 году, после разразившейся в России революции, наследники Тютчева добились объявления усадьбы музеем и стали первыми хранителями собранных в нём сокровищ. Правнук поэта К. Пигарев был бессменным директором музея до 1989 года. Благодаря заботам потомков, подавляющее большинство экспонатов в  музее – подлинники, а Мураново – редкий в стране пример сохранившегося в неприкосновенности дворянского родового гнезда.

Памятники

Центр Мураново – главный дом усадьбы, построенный в 1842 году. Он был деревянным, обложенным снаружи кирпичом и соответствовал плану, начерченному Боротынским. Своеобразный вкус поэта сделал это здание непохожим ни на один особняк того времени. Дом состоит из 3-х частей: двухэтажного здания-основы, к которому примыкает одноэтажная пристройка, заканчивающаяся трёхэтажной башней. И отделка, и пропорции усадебного дома отличаются оригинальностью и вызывают особый интерес современников.

В мурановском особняке 16 комнат, большинство которых демонстрируют картины помещичьего быта того времени. Среди них кабинет Тютчева, Зелёная и Большая гостиные, столовая, библиотека, кабинет двух поэтов. Отдельного внимания заслуживают Литературная комната, посвящённая Боратынскому и Главная спальня, Church of the Savior Not Made by HandsChurch of the Savior Not Made by Handsв которую перевезли вещи Тютчева после его смерти.

Все вещи в доме: семейные архивы и бумаги двух поэтов, мебель, книги, посуда, одежда и предметы быта – настоящие. Они принадлежали семье и родным Фёдора Ивановича и имеют немалую историческую и художественную ценность. Интерьеры из благородных пород дерева времён Екатерины II, редкие ковры и картины Рокотова, Кипренского, Айвазовского и Саврасова, старинные фолианты и ткани составляют более 28 тысяч экспонатов. В кухне сохранилась старинная кухонная утварь тех времён.

На территории музея находятся небольшая каменная семейная церковь Спаса Нерукотворного, постройки 1978 года, домик вдовы Тютчева – Эрнестины Фёдоровны, выстроенный в 1879 году, детский домик Бабы Яги, хозяйственные muranovo-усадебные раритетыmuranovo-усадебные раритетыпостройки.  Среди деревьев парка и липовой аллеи есть великаны возрастом под 200 лет. Говорят, что они «видели» Пушкина, Гоголя, Аксакова и других знаменитых особ.

В нескольких минутах ходьбы от усадьбы находится Мурановский пруд, воспетый Боротынским, с остатками старинных ирригационных сооружений и местный Святой источник с часовней и купальней.

Помимо приёма посетителей, музей-заповедник Мураново проводит множество литературно-художественных и образовательных мероприятий для местных жителей и гостей, а также Масленицы, сенокос в Муранове, юбилейные праздники.

© 2016-2018 moscovery.com

Автор статьи:Вера Круглова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

ru.moscovery.com

усадьба Тютчева, музей-заповедник. Как добраться в усадьбу Мураново. Отзывы туристов

В 50 км от Москвы располагается основное наследие великого русского поэта Ф. И. Тютчева. Это место носит название "Мураново". Усадьба в свое время была домом друзей и родственников литератора. А после смерти Тютчева было принято решение перевезти его рукописи и семейные раритеты в имение. Впоследствии здесь был организован музей. Усадьба Мураново, официальный сайт которой содержит информацию об истории поместья, принимает ежегодно тысячи гостей – любителей и ценителей прекрасного. мураново усадьба

Общие сведения

В нашей стране существует перечень выдающихся деятелей культуры, память о которых было решено увековечить. В 1920 году в подмосковном имении Тютчева был открыт музей, который назвали в его честь. Что характерно, в поместье удалось сохранить подлинность обстановки. Этот факт дает возможность серьезно изучить художественную культуру того времени. Создатели музея с особой тщательностью воссоздали атмосферу, царившую в доме в годы жизни Тютчева. Так, на окнах располагаются занавески начала века, столы покрыты потертой скатертью, а шифоньер заклеен картинками той эпохи. Каждый предмет обстановки имеет свое "коренное" место. И при взгляде на интерьер создается впечатление, что данная мебель до сих пор сохраняет прикосновения рук ее хозяина. музей усадьба тютчева мураново Мураново – усадьба с очень необычной судьбой. Поместье считается уникальным памятником русской культуры. Такому статусу оно обязано связи с именами двух известных лириков: Евгения Абрамовича Баратынского и Федора Ивановича Тютчева. Весь цвет русской интеллигенции 19 века собирался в этом "доме поэтов". И до наших дней сохранилась здесь атмосфера времени, в котором жили творчески одаренные люди, передававшие в своих произведениях чувства и образ мыслей представителей прошлой эпохи.

Внешний вид

Тем, кто посетил Мураново, усадьба (отзывы многих туристов это подтверждают) навсегда запала в душу своей простотой, незамысловатостью интерьеров. Гости не увидят здесь ни ряда белых колонн, ни ворот с ажурными витиеватыми узорами, ни возвышающихся над ступеньками львов - ничего из того, что свойственно старинным имениям. Здесь не заметишь монументальности и пафоса зданий той эпохи. По "задумчивой" липовой аллее, заряжаясь тишиной и покоем, можно дойти до дома, из которого открывается прекрасный вид. Строение не отличается уникальностью архитектуры. Между тем внутреннее убранство может вызвать приятное удивление.

Интерьер

За распахнутыми дверями можно увидеть ряд примыкающих друг к другу комнат. Подобное расположение соответствовало традициям быта той эпохи. Изменения и изыскания в разных архитектурных направлениях не повлияли на усадьбы того времени. Традиционная планировка комнат была не только их своеобразной особенностью, но и отличительной чертой, выявляющей достоинства. Ярким тому подтверждением служит имение Мураново. Усадьба, фото которой представлено в статье, начинается с большой гостиной. Это помещение олицетворяет собой величественность и торжественность всего дома. По причине отсутствующих окон спокойные сумерки обитают тут в любое время суток. Свет попадает сюда только через распахнутые двери проходных комнат. Вся атмосфера помещения располагает к тому, чтобы окунуться в нее с головой, задержавшись в той эпохе. Затаив дыхание, можно долго рассматривать картины на стенах, любоваться изысканным набором ломберного стола, теряться в мелодичном звоне часов работы французских мастеров. Соседство двух веков, нынешнего и минувшего, нашло здесь свое отражение. Передовые веяния того времени заключались в том, чтобы торжественность и величие интерьера не умаляли, не принижали людей. Эти черты проявились и здесь. Великолепная бронзовая люстра с позолотой висит почти на уровне человеческого роста, что придает гостиной особую ясность и звучание. Камин в светлых тонах отличается суровой строгостью. музей усадьба мураново

Произведения искусства

Академик А. Грабарь говорил, что Мураново – усадьба, где находятся редкие произведения русской живописи. В составе картинной галереи, собранной несколькими поколениями владельцев , встречаются прекрасные работы Кипренского, Рокотова, Саврасова, Айвазовского, Тропинина. Предметы живописи внутренней обстановки помещения не только являются видом декоративного убранства и страницей русской истории, но и соединяют времена и эпохи. На картине художника Карла Барду, выполненной в пастельных тонах, изображена генеральская семья Л. Н. Энгельгардта. В начале 19 века они были владельцами поместья Мураново. Усадьба принимала также Пушкина, Давыдова, в доме которого Баратынский встретил свою будущую жену - Анастасию Энгельгардт.

История

В 1841 году Баратынский - по причине неудобства и малых размеров старого дома - начинает строить новое жилье. Через некоторое время на месте обычной помещичьей усадьбы появляется то, что можно назвать одним из лучших литературных гнезд 19 века. В этом произведении архитектурного искусства была заключена картина жизненного уклада представителей дворянства. В 1844 году Баратынский отправляется в Италию. Из этой солнечной страны он регулярно посылает родным оптимистичные и жизнерадостные весточки. Неожиданным для всех ударом оказалась его скоропостижная смерть. Опустело Мураново. Усадьба спустя шесть лет переходит к новому наследнику - Николаю Васильевичу Путяте. Этот творческий человек бережно отнесся к тому, что осталось от родственников и сохранил все достояние имения. музей усадьба мураново официальный сайт

Культурное значение

Этот новый владелец Мураново основал здесь своеобразный литературный салон. Собиравшиеся тут люди вели свободные разговоры, читали книги и статьи. Всех их объединяло чувство духовной общности. Время на званых приемах пробегало быстро, незаметно и очень весело. Разбившись на группы, гости вели беседы у камина, играли в карты, музицировали, специальные альбомы заполняли стихами и рисунками, наслаждались модными романсами. В те времена трудно было найти хотя бы одну гостиную, где не находилось бы фортепиано. Для творчества Баратынского значимым были быт, аудитория и салон, который был организован в Мураново. Усадьба (как добраться до поместья, будет рассказано далее) посещалась известными творческими личностями. В частности, здесь бывали Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский, С. Т. Аксаков, А. Н. Майков, Я. П. Полонский. Очень дружен был хозяин усадьбы с Ф. И. Тютчевым, сын которого в 1869 году женился на дочери Путяты. Федор Иванович, узнавший об этом, позже напишет невестке о том, что дружбу длиною в двадцать лет можно было укрепить и освятить только этим браком. Сам поэт, неоднократно посещавший Мураново, скончался в Царском селе в конце 19 века. А наследие "мурановского" рода пополнилось архивами, книгами и вещами, принадлежавшими этому замечательному человеку.

Музей

Усадьба Тютчева Мураново находится в первозданном виде и сегодня. До нашего времени дошло убранство комнат Баратынского и Тютчева. Многие вещи занимают те места, на которых они стоят уже многие десятки лет. Кабинет Евгения Абрамовича выделяется письменным столом, который изготовили когда-то опытные крепостные мастера. Именно за ним был написан последний сборник его стихов. Чернильница, папка для бумаги, мелкие принадлежности лежат там, где они находились при хозяине дома, и как будто ждут, когда же он снова прикоснется к ним. усадьба тютчева в мураново

Библиотека - эталон комфорта и тишины

Благодаря старинным шкафам из красного дерева, за стеклянными дверцами которых сверкают золотые корешки книг, комната приобретает теплый и сочный колорит. Авторы этих печатных изданий дружили с владельцами Мураново. Усадьба, адрес которой: Московская обл., р-н Пушкинский, поселение Ашукино, как уже было выше сказано, принимала множество выдающихся людей. Н. В. Гоголь и С. Т. Аксаков очень любили библиотеку и проводили много времени в ней. А Баратынский и Пушкин были крепкими приятелями и неоднократно встречались в Москве. После прочтения лично автором поэмы "Борис Годунов" Евгений Абрамович восхищенно отозвался о невероятных высотах этого произведения. В библиотеке также находятся книги, принадлежавшие в свое время Тютчеву. Тургенев считается первооткрывателем значимости творчества этого поэта. А Толстой писал о том, что он был заворожен величием его таланта.

Интерьер библиотеки

Находясь в данном помещении, все посетители непременно обращают внимание на паркет. Связано это с тем, что пол из мореного дуба и сосны выполнен таким образом, что удивительная красота дерева сохранилась и по сей день. Набранный паркет, натертый воском, сумел сохранить первоначальную свежесть и свой натуральный цвет. В этой же комнате располагается бюро необычной конструкции, выполненное из красного дерева. Сегодня встретить столярные работы такого качества практически невозможно. Это бюро с откидной крышкой и большим количеством замысловатых ящиков имеет несколько хитро спрятанных тайников. мураново усадьба фото

Известные комнаты

Двухэтажная усадьба Тютчева в Мураново обладает потрясающей лестницей, вдоль которой на стенах располагаются цветные литографии и гравюры. Поднимаясь по ступеням на второй этаж дома, посетители попадают в другой, отличный от нашего, мир. Находящиеся здесь комнаты при жизни поэта предназначались для гостей. Конечно, их убранство несколько отличается от роскошно оформленных помещений второго этажа. Здесь нет оригинально выполненных каминов, парадной мебели и дивных люстр. Однако от этих помещений остается ощущение уюта и комфорта. Кстати, на втором этаже усадьбы располагается гоголевская комната. Как видно из названия, в ней некоторое время проживал известный русский писатель. В этих покоях располагается не так много мебели, в результате создается ощущение полупустой комнаты. Вместе с тем от помещения веет особым спокойствием. Кроме того, именно здесь сосредоточены многочисленные картины, на которых изображен музей-усадьба Тютчева Мураново. В комнате напротив гоголевских покоев максимально точно воссоздали московский кабинет зятя и по совместительству первого биографа Тютчева - И. С. Аксакова. В 1866 году Иван Сергеевич заключил брак с дочерью поэта Анной Федоровной. Кстати, до вступления в брак наследница Тютчева была фрейлиной при царском дворе. В последующем она написала интереснейшие мемуары о том периоде своей жизни - "При дворе двух императоров". Создавая "дубликат" кабинета Аксакова, особое внимание уделили правильности расстановки мебели. Так, у окна расположили конторку, за которой биограф предпочитал работать стоя. Помните, в "Войне и мире" Толстого князь Болконский трудился за таким же столом. мураново усадьба адрес

Особенности обстановки

При посещении второго этажа во время осмотра парадных комнат просто захватывает дух от царящей здесь торжественной обстановки. Особое впечатление производит на посетителей находящаяся в этих комнатах мебель. Именно благодаря ей музей-усадьба Мураново имеет обжитой вид. Стоит сказать, что в обстановке дома уживаются сразу несколько стилей. Однако этот момент только придает особую изюминку всем помещениям усадьбы. Так, некоторые элементы расставлены уютными островками, а отдельная мебель строго расположена вдоль стен. Также на первом этаже усадьбы встречаются элементы обстановки, украшенные набором из ценных пород древесины. Такое искусство деревообработки достигло пика своего успеха во второй половине XVIII века. Одни мастера украшали мебель набором из цветочных гирлянд и букетов, другие использовали виды городов. А кто-то предпочитал вносить в свои работы элементы растительного мира и геометрические фигуры. Обычно таким образом декорировали ломберные столики. Эта карточная игра была весьма популярна в те времена среди дворян. Некоторые представители знати приобретали себе несколько подобных столов либо заказывали парный вариант исполнения.

Характерные черты интерьера

В период жизни Тютчева для декора помещений использовали преимущественно фарфор. Его можно было встретить в каждой комнате на горках, консолях или просто красиво расставленным на столах. Усадьба Мураново является кладезем фарфорового искусства не только русского, но и иностранного производства. В семье Федора Ивановича на протяжении века пользовались саксонским чайным сервизом, который был произведен еще в XVIII веке. Если какой-то предмет из набора разбивался, на заказ создавалась его копия. Русские фабрики выполняли изделия из фарфора в художественных народных традициях. Благодаря такому нюансу эти работы несут в себе неповторимую самобытность. Парадные комнаты усадьбы выполнены в характерных для того времени дворянских чертах. Здесь уживаются практичность и удобство с торжественностью и красотой. В поместье Тютчева особо чувствуется, насколько глубоко в ту эпоху искусство проникло в быт людей. Каждый посетитель имения по достоинству оценивает две акварели, выполненные С. Тимофеевым.

Мураново (усадьба). Как добраться до поместья?

Сначала нужно сесть на электричку на Ярославском вокзале и доехать до ст. Ашукинская. Далее необходимо попасть собственно в деревню, где находится усадьба Мураново. Как доехать до поместья от станции? Нужно сесть на 34-й автобус или маршрутку.

fb.ru

Усадьба в Мураново: фото интерьеров дома, построенного Евгением Баратынским | Admagazine

Дата: 03.10.2014 , Обновлено: 07.06.2016

Интерьеры усадьбы Мураново – абсолютно жилые. В вазах – цветы, на столах – скатерти, посуда и раскрытые книги, стулья повернуты так, будто с них только что встали. Приходится напоминать себе, что вы в музее и что наследники последних владельцев, Тютчевых, с Октябрьской революции живут не в доме, а в усадебном флигеле. Это первое впечатление не обманчиво. В Мураново действительно живут – но не реальные люди, а привидения двух великих русских поэтов, Евгения Баратынского и Федора Тютчева.

Дом в Му­ра­но­во постро­ен в 1842 го­ду поэтом Ев­ге­ни­ем Баратынским.

Дом в Му­ра­но­во постро­ен в 1842 го­ду поэтом Ев­ге­ни­ем Баратынским.

Надо заметить, что привидения эти поселились в Мураново не потому, что его объявили музеем. Они жили здесь всегда: наследники поэтов еще в XIX веке поставили себе целью сделать усадьбу настоящим мемориалом их памяти. Характер Мураново, его интерьеры и обстановку определила романтическая мистика.

Боль­шая гос­ти­ная обстав­ле­на в ос­нов­ном ме­бе­лью из крас­но­го де­ре­ва 1830-х–1840-х го­дов. По сте­нам разве­ша­ны се­мей­ные пор­т­ре­ты.

Боль­шая гос­ти­ная обстав­ле­на в ос­нов­ном ме­бе­лью из крас­но­го де­ре­ва 1830-х–1840-х го­дов. По сте­нам разве­ша­ны се­мей­ные пор­т­ре­ты.

Для начала, этот дом был построен поэтом-романтиком без “посторонней” помощи архитектора. Евгений Баратынский получил усадьбу в приданое за своей женой. Дом на живописном участке к северу от Москвы он строил по собственному рисунку. Будучи поэтом, он первым делом захотел иметь башню – такую же, как у его английского коллеги Вальтера Скотта. В Мураново башня, правда, небольшая – всего два этажа, но, в отличие от других русских усадеб, жилая, а не игрушечная. Баратынский регулярно в ней уединялся и писал стихи. Кроме башни в особняке есть еще две “составные части”: большой квадратный дом и протяженный корпус с коридором, который соединяет его с башней. В планировке квадратной части Баратынский не был оригинален – возможно даже, что он использовал один из множества “типовых” проектов, которых в XIX веке было не меньше, чем сейчас. Так или иначе, это традиционная для русских усадебных домов французская ампирная схема: в центре – парадный зал, из которого множество дверей ведут в дополнительные комнаты – гостиные.

Сто­ло­вая. Ам­пир­ная лю­с­т­ра, ме­бе­ль крас­но­го де­ре­ва, зер­кала и фар­фо­р — все кон­ца XVIII — начала XIX ве­ка.

Сто­ло­вая. Ам­пир­ная лю­с­т­ра, ме­бе­ль крас­но­го де­ре­ва, зер­кала и фар­фо­р — все кон­ца XVIII — начала XIX ве­ка.

Гостиных в Мураново заметно больше, чем в обыкновенных русских усадьбах. Во-первых, хозяева всегда принимали множество гостей. К Баратынскому, а потом и к Тютчевым (к которым Мураново перешло потому, что сын поэта женился на родственнице жены Баратынского) ездили их многочисленные литературные знакомые. Во-вторых, после посещения усадьбы кем-то из знаменитых гостей, к примеру, Гоголем, Аксаковым или Одоевским, хозяева устраивали в доме очередную “тематическую” комнату. И приводили в нее уже следующих литературных посетителей. В результате мурановские гостиные еще в XIX веке поделились на нормальные, жилые, и особые, “памятные”. И именно поэтому переход к музейной деятельности произошел в свое время совершенно безболезненно и как будто даже не нарушил привычного уклада жизни в Мураново.

Ком­на­та вто­ро­го этажа. Мяг­кая ме­бель кон­ца XIX сто­ле­тия, сти­ли­зо­ван­ная под роко­ко. Сто­лик, сту­лья и под­став­ка для прогулочной тро­с­ти, Thonet.

Ком­на­та вто­ро­го этажа. Мяг­кая ме­бель кон­ца XIX сто­ле­тия, сти­ли­зо­ван­ная под роко­ко. Сто­лик, сту­лья и под­став­ка для прогулочной тро­с­ти, Thonet.

А уклад этот был для русской усадьбы достаточно типичным. Сердце дома билось в парадной гостиной. Большие размеры этой “главной” комнаты позволяли при желании устраивать здесь балы или литературные вечера. В обычное же время она была поделена на разные зоны – диваны, кресла и кушетки группировались вокруг столиков для рукоделия, рабочих конторок и музыкальных инструментов. Это позволяло нескольким группам гостей одновременно заниматься своими делами, не мешая друг другу.

“Гоголевская комната”.

“Гоголевская комната”.

Рядом с большой гостиной – “литературная комната”. Здесь собраны вещи, связанные с памятью Евгения Баратынского (мебель, которую сделали для его кабинета крепостные) и Федора Тютчева (обстановка из его петербургского кабинета). “Зеленая гостиная” – пример “нормальной” мурановской комнаты. Здесь с литературой ничто не связано, зато стоит отличная ампирная мебель красного дерева с бронзовыми накладками, горка с фарфором (без которой ни один усадебный интерьер не обходится) и висят семейные портреты – довольно сомнительного художественного качества.

“Зеленая гостиная”.

“Зеленая гостиная”.

За большой гостиной располагается парадная столовая. Здесь все строго и торжественно – владельцы Мураново следовали английским традициям, и к обеду было положено переодеваться. В комнате много зеркал и дорогого фарфора, в том числе саксонского. Важная деталь – монументальная супница в центре раздвижного стола-сороконожки. 

“Литературная комната”.

“Литературная комната”.

Пожалуй, самая необычная комната в Мураново – главная спальня. Сюда в 1873 году, после смерти Федора Тютчева, перевезли из Царского Села его мебель, в том числе роскошную резную кровать красного дерева. На этой самой кровати, не смущаясь мрачными ассоциациями, спал его сын Иван. Хотя, надо заметить, в своих вкусах он был не оригинален – в XIX веке было даже принято окружать себя вещами дорогих покойников (князь Волконский в своем имении Суханово, к примеру, спал на том самом диване, на котором умер в Таганроге император Александр I).

“Голубая гостиная”.

“Голубая гостиная”.

Мемориальная кровать – апофеоз музеефикации Мураново. Рядом с ней бледнеют все “конторки, принадлежавшие Аксакову”. И все же Мураново – образец дома прежде всего очень уютного, семейного – настоящего “дворянского гнезда”. Люди приезжали сюда не стихи писать, а отдохнуть – отвлечься от светских обязанностей и “шума городского”. Баратынский описывал жизнь в Мураново как “тихий сон тихого счастья”. Сохранившаяся в усадьбе обстановка позволяет почувствовать, что он имел в виду. Сами владельцы сделали этот интерьер музейным – и именно поэтому он живой и жилой. “Да, мы так жили”, – могут с ностальгической гордостью отметить дружелюбные мурановские привидения.

Cпаль­ня. Боль­шая часть ме­бе­ли — 1830-х го­дов. Рез­ная кро­вать красного дере­ва. Екате­­ринин­ское трю­мо с позо­­­ло­­чен­ной резь­бой.

Cпаль­ня. Боль­шая часть ме­бе­ли — 1830-х го­дов. Рез­ная кро­вать красного дере­ва. Екате­­ринин­ское трю­мо с позо­­­ло­­чен­ной резь­бой.

Текст: Дмитрий Швидковский и Евгения Микулина

www.admagazine.ru