Фотолента поста - Как снимали фильм "Гладиатор". Гладиатор где снимался


Как снимали фильм "Гладиатор"

Самым удивительным, пожалуй, стало то, что картина, которая планировалась и снималась как коммерческий блокбастер, в 2001-м удостоилась «Оскара» как лучший фильм прошедшего года. Также статуэтки получили Расселл Кроу, художник по костюмам Дженти Йейтс и создатели звука и визуальных эффектов. Ридли Скотт был номинирован, но проиграл Стивену Содербергу, отмеченному за «Траффик».

Неожиданный успех «Гладиатора» произвел на Голливуд столь сильное впечатление, что многие занялись сочинением сценариев об античности, и фильмы вроде «300 спартанцев» появились благодаря DreamWorks, Францони и Ридли Скотту. Удалась картина и по части популярных цитат – некоторые яркие фразы «Гладиатора» стали расхожими выражениями. При этом наибольшую славу снискали слова «Вы еще не развлеклись?», восходящие к самому первому замыслу картины как ленты о кровавых увеселениях.

Эти слова в Америке часто используют как мем, как цитатную шутку без особого смысла, но в них заключен весьма серьезный вопрос: «Ради чего люди ходят на кровавые шоу – ради крови или ради чего-то более сложного и высокого?» Чтобы найти ответ, нужно заглянуть в историю гладиаторских боев и увидеть, что зрелище, которое родилось как обряд человеческого жертвоприношения, с веками эволюционировало в шоу вроде нынешних боев без правил. Так, к концу их истории в гладиаторских боях были и весовые категории, и правила, сводящие к минимуму смерти на арене.

Да, зрители приходили ради крови и адреналина, но они оставались ради продолжительных, эффектных, драматичных, отчасти даже интеллектуальных противостояний, в которых ни у одного из противников не было явного преимущества и где проигрыш не означал смерть. Ведь такие противостояния были куда более интересными и захватывающими, чем «избиение младенцев». В споре мрачной реальности смерти и ее вычурного искусства искусство раз за разом побеждало. И это вселяет надежду, что нынешние кровавые шоу, официальные и подпольные, когда-нибудь уйдут в прошлое и останутся лишь в учебниках истории – и в таких фильмах, как «Гладиатор».

Источник

yap-helper.ru

Интересные факты фильма Гладиатор | Интересные факты обо всех фильмах

Фильм Гладиатор (оригинальное название Gladiator) в 2000 году снял режиссер Ридли Скотт. Сценаристом выступил Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон. Фильм идет 155 мин. / 02:35.

Слоган фильма:«Генерал, ставший рабом. Раб, ставший гладиатором. Гладиатор, бросивший вызов империи»

Интересные факты:

  1. Конни Нильсен нашла в одном из антикварных магазинов кольцо, изготовленное около двух тысяч лет назад. Именно это кольцо она надевала в ходе съемок.
  2. Автор сценария Дэвид Францони начал работу над сюжетной линией еще в далеких 70-х.
  3. Съемочный процесс был завершен 1 июня 1999 года.
  4. Первая батальная сцена снималась 20 дней. Роли варваров по большей части исполняли шотландские статисты, многие из которых в свое время участвовали в съемках фильма «Храброе сердце».
  5. По непонятным причинам, создатели изменили имперский цвет Рима — пурпурный — на синий. В фильме все атрибуты власти и армии Рима (флаги, вексиллумы, мантии и экипировка солдат) из общеизвестного пурпурного цвета стали синими.
  6. Полная версия фильма имеет хронометраж 171 минута.
  7. Рассел Кроу начал съемки в картине спустя всего несколько месяцев после завершения работы над фильмом «Свой человек» (1999). Специально для роли он набрал порядка сорока фунтов и с завидной легкостью сбросил их перед «Гладиатором». Рассел уверял, что не делал ничего сверхъестественного для этого, всего лишь работал на своей австралийской ферме.
  8. В процессе съёмок Ридли Скотт ходил в красной кепке, которую носил актёр Джин Хэкман в картине «Багровый прилив», поставленной, кстати, братом режиссёра, Тони Скоттом.
  9. «Мне приходилось испытывать большие физические нагрузки и прежде, но в этот раз это было слишком» — сказал в интервью Рассел Кроу. «Вы знаете, я никогда не думал о том, через что мне придется пройти, когда соглашался на эту роль, и в середине съемок я стал жалеть, что не согласился на роль кондуктора в автобусе».
  10. Для съемок начальной битвы с германцами были построены две катапульты в натуральную величину. Каждая из них весила около тонны, а снаряд, выпущенный такой катапультой, улетал на 140 метров. Стоит отметить, что настоящие катапульты были способны поражать цель на растоянии 250-300 метров.
  11. Татуировка S.P.Q.R. на плече Максимуса означает Сенат и граждане Рима (Senatus Populus Quіrіtіum Romanus)
  12. Рана на правой щеке Рассела Кроу, полученная во время первой батальной сцены, абсолютно настоящая. Конь актера чего-то испугался и понесся на деревья, одна из веток проткнула щеку главного героя.
  13. Несмотря на долго ходившие слухи, Эния не записала к саундтреку ни единой композиции. Действительно, заглавная песня очень похожа по стилистике на творчество Энии, однако практически весь саундтрек был записан Лизой Джеррард.
  14. В действительности Коммодус был единственным римским императором, позволявшим себе время от времени выходить на арену. На самом деле погиб он вовсе не на арене - он был задушен в комнате для переодевания атлетом по имени Нарцисс. Именно так и хотели назвать героя Рассела Кроу в первых вариантах сценария.
  15. Актер Оливер Рид (роль Проксимо) скончался во время съемок от сердечного приступа. Поэтому в некоторых сценах пришлось применять компьютерную графику, на что было выделено порядка 3 миллионов бюджетных долларов. Фильм посвящен памяти этого актера.
  16. Съемки фильма начались 1 февраля 1999 года. Первой снятой сценой стал эпизод, в котором Максимус своей речью поднимает боевой дух римских воинов перед сражением с варварами.
  17. В стартовой сцене фильма, где главный герой идет по полю и проводит рукой по траве, на самом деле задействован дублер Рассела Кроу.
  18. Роль Максимуса была написана специально для Мэла Гибсона, но актер по каким-то причинам отказался от съемок.
  19. В роли волка, сопровождавшего Максимуса в сцене битвы с германцами, была использована немецкая овчарка.
  20. Во время съемок Рассел Кроу получил письмо от руководства, в котором его просили не играть в футбол, в виду получения возможных травм. Как раз в это время он делал одну батальную сцену за другой. Кроу послал начальству такой ответ: «Я могу драться с четырьмя тиграми, но не могу играть в футбол? Полно вам… С любовью, Рассел.»
  21. Ричард Харрис, который играет Марка Аврелия, должен был играть Коммода в фильме «Падение Римской Империи», но поссорился с режиссёром и был заменён Кристофером Пламмером.
  22. Малую арену, где Максимус обучается в школе гладиаторов, построили в Марокко на месте футбольного поля, гармонично вписав ее в окружающие здания.
  23. Посетив настоящий Колизей, Ридли Скотт отметил для себя его «достаточно небольшие размеры». Поэтому, разрабатывая макет декораций, Скотт увеличил реальные размеры сооружения чуть ли не в два раза.
  24. В сценах, проходящих в Колизее, лишь две трибуны были действительно наполнены статистами. Остальная часть массовки была прорисована на компьютере.
  25. Максимус носит в фильме звание генерала. В действительности, это звание появилось лишь в XVI веке во Франции.
  26. В сцене с участием тигров принимало участие 5 животных, на съемку этого эпизода было отведено 4 дня, но съемки растянулись на несколько недель.
  27. 21 ноября 2000 года было выпущено 2-х дисковое издание фильма на DVD, что было большой редкостью для того времени. Данный релиз картины стал самым продаваемым за всю историю DVD продукции.

film-fakt.ru

«Гладиатор» - история создания фильма

В конце 1990-х «пеплум» (фильм об античном мире) считался вымершим жанром, не способным заинтересовать массового зрителя. Только безумцы в то время могли вложить 100 миллионов долларов в подобное кино. Однако такие безумцы нашлись, и они смогли отыскать постановщика, который вернул пеплуму звание «блокбастерного жанра».

В 2000 году студия DreamWorks и режиссер Ридли Скотт выпустили ставшую всемирно популярной и заработавшую 450 миллионов долларов картину, которая называлась «Гладиатор».

Мысль написать сценарий о гладиаторах впервые посетила Дэвида Францони в те времена, когда она еще не была абсолютным безумием. Пеплум был весьма популярным жанром как в Америке, так и в Южной Европе в первые послевоенные десятилетия, примерно до середины 1960-х. Так что, когда в конце 1960-х молодой Францони отправился в долгое путешествие по Европе и Азии в поисках себя и вдохновения, еще не было ясно, что этот жанр умер всерьез и надолго.

Тогда Францони не уделил много внимания мысли, возникшей под впечатлением от античных достопримечательностей и научно-популярной книги Дэниела Мэнникса «Идущие на смерть»

В последующие десятилетия Францони не раз вспоминал о своем юношеском замысле. Он читал книги по римской истории, осматривал сохранившиеся амфитеатры, где некогда проводились гладиаторские бои, смотрел старые фильмы, из которых можно было почерпнуть интересные сюжетные ходы. Однако его карьера все никак толком не запускалась (первый фильм по его сценарию – комедия «Джек-попрыгунчик» с Вупи Голдберг – был снят лишь в 1986 году), и потому он мог всерьез работать лишь над сценариями, которые хотя бы теоретически можно было продать. Пеплумы к их числу никак не относились.

Уверенность в себе, необходимую для работы над таким сценарием, Францони обрел лишь в середине 1990-х, когда, живя в Риме, корпел над текстом спилберговского «Амистада» (историческая драма о судебном разбирательстве во времена американского рабовладения вышла в прокат в 1997 году). В отличие от многих голливудцев, Спилберг был готов выслушивать «завиральные» идеи, и после завершения «Амистада» Францони решил представить режиссеру и продюсеру черновик «Гладиатора».

Изначально сценарист именовал своего героя Нарциссом, но затем он позаимствовал звучное имя у римского генерала IV века Максимуса (Максима) Испанского и переименовал персонажа в Максимуса Деция Меридия из Испании. Это, кстати, было не совсем корректно составленное имя. По римским правилам персонажа должны были звать Деций Меридий Максимус (Деций – личное имя, Меридий – родовая фамилия, Максимус – семейная фамилия, обозначающая ответвление рода).

Когда Францони вынес свой набросок на суд Стивена Спилберга как представляющего DreamWorks потенциального инвестора и Дугласа Вика («Волк», «Деловая девушка») как потенциального продюсера, они сразу же ухватились за проект. Им понравилось, что Францони хочет предложить зрителям не образовательную экскурсию в чужой, незнакомый мир, а драматичное путешествие в узнаваемое прошлое, где многое сходно с современной Америкой. К тому же они понимали, что компьютерные технологии позволят создать более впечатляющий Древний Рим, чем тот, который можно было увидеть в фильмах начала 1960-х. И, конечно, их захватила сложнейшая профессиональная задача – реанимировать жанр, который все считали умершим и похороненным. Ведь для Спилберга и Вика поздние голливудские пеплумы были фильмами детства, которые вдохновили их стать кинематографистами.

Разумеется, перспективного сценария для такого кино было мало. Продюсерам нужен был режиссер, который бы смог создать убедительный Древний Рим. Плюс, так как картина должна была стать не только высокобюджетным боевиком, но и психологической драмой, постановщик ленты обязан был с равным мастерством снимать грандиозные и камерные сцены. Поскольку режиссеры такого калибра встречаются редко, продюсеры быстро нашли своего «римлянина» в лице Ридли Скотта, перенесшего публику в футуристический мир «Бегущего по лезвию» и изучавшего психологию военных в «Солдате Джейн». Зная, что Скотт прежде всего художник (декоратор по первой профессии), Вик прислал ему не только сценарий Францони, но и картину французского академиста Жан-Леона Жерома «Добей его!» (1872), изображающую гладиатора, который стоит над поверженным врагом и ждет зрительского решения о судьбе проигравшего. Режиссеру хватило одного взгляда на репродукцию, чтобы согласиться снять «Гладиатора».

Подбирая актера, который смог бы все это сыграть, продюсеры сперва примеривались к Мелу Гибсону, но звезда «Храброго сердца» объявил, что уже староват для таких ролей. Поскольку в то время ему еще не было 45 лет, логично предположить, что актер просто не захотел связываться с новым историческим эпиком, да еще и играть не борца за народную свободу, а покорителя «варваров», среди которых были и предки шотландцев, воевавших за свою независимость в «Сердце».

За отсутствием суперзвезды продюсеры и Ридли Скотт довольствовались звездой восходящей, причем тоже из окрестностей самого маленького континента (есть в воздухе Австралии что-то такое, от чего там беспрестанно рождаются подходящие для Голливуда «крутые парни»). Роль Максимуса получил новозеландец Расселл Кроу, который двумя годами ранее блеснул в неонуаре «Секреты Лос-Анджелеса». Кроу в то время было 35 лет, и он был, честно говоря, слишком молод для заслуженного римского генерала. Но с бородой (да и, пожалуй, без бороды) актер выглядел старше своего реального возраста, и потому он стал превосходным Максимусом. Также рассматривались кандидатуры Антонио Бандераса и Хью Джекмена.

Когда Скотт предложил роль императора Коммода 25-летнему Хоакину Фениксу, тот был в шоке. Прежде игравший только современных парней Феникс даже представить себя не мог в образе римского диктатора. Но режиссер счел, что актер сможет изобразить то сложное сочетание коварства, слабости, развращенности и «бесноватого мужества», которое представлял собой Коммод. И Скотт не прогадал.

Не промахнулся постановщик и с приглашением актрисы на роль Луциллы, сестры Коммода и бывшей возлюбленной Максимуса, которая все еще питает к нему теплые чувства (эта сюжетная деталь была унаследована от «Падения Римской империи»). Скотт долго искал ровесницу Кроу, в которой бы чувствовались имперская стать и недюжинный ум, и он остановился на датчанке Конни Нильсен, дебютировавшей в США в фильме 1997 года «Адвокат дьявола».

Впрочем, поскольку Рим был многонациональной империей, без явно «этнических» актеров Скотт все же не обошелся. Темнокожего гладиатора Джубу, лучшего друга Максимуса, сыграл уроженец Бенина Джимон Хонсу. Старшего гладиатора Хагена Германца изобразил бывший немецкий бодибилдер Ральф Меллер («Киборг», «Универсальный солдат», претендент на главную злодейскую роль в «Терминаторе 2»). В легендарного же гладиатора Тигра из Галлии перевоплотился привыкший к ролям здоровяков датский силач и бодибилдер Свен-Оле Торсен, часто снимавшийся вместе с Арнольдом Шварценеггером («Конан-варвар», «Бегущий человек», «Близнецы»).

В отличие от «Бегущего по лезвию», Ридли Скотт в работе над «Гладиатором» мог опираться на экспертов по античности. Но он не очень-то был расположен к ним прислушиваться. На его вкус, та Римская империя, которую он видел в учебниках и старых фильмах, была скорее забавной, чем величественной. Белые тоги, возлежание на кушетках вместо сидения за столом, примитивные шлемы и доспехи – все это было исторически точным, но художественно неубедительным. И Ридли Скотт вместе с художником-постановщиком Артуром Максом («Семь», «Солдат Джейн»), декоратором Криспианом Саллисом («Чужие») и художником по костюмам Дженти Йейтс создал свою собственную, отчасти вымышленную Римскую империю с более пестрыми и сложными нарядами, с более совершенными доспехами и оружием (порой скорее средневековым, чем античным) и с более близкой к нашей манерой поведения. Дошло до того, что для фильма была снята сцена, в которой солдат казнили расстрелом из лука. Хотя расстреливать в мире начали лишь после появления надежного огнестрельного оружия (зачем тратить стрелы, если можно повесить преступника или отрубить ему голову?).

В некоторых отношениях, впрочем, «Гладиатор» получился менее современным, чем Римская империя II века нашей эры. Так, Скотт отказался от фрагмента, в котором гладиаторы рекламировали товары, хотя в Риме существовали рекламные контракты, и экранный Колизей был примерно на 20 тысяч человек меньше, чем в реальности. В самом деле, трудно поверить, что в то время существовали стадионы, где помещалось 70 тысяч зрителей!

Как был построен Колизей? По схеме, которая с тех пор стала стандартной для Голливуда. Сооруженный декораторами реальный низ (около 16 метров в высоту) и нарисованный на компьютерах виртуальный верх (еще примерно 30 метров) с виртуальными зрителями. Это позволяло снимать крупные и средние планы (гладиаторы, публика и так далее), не связываясь с дорогими эффектами, а на общих планах демонстрировать тот размах Колизея, который было сложно обеспечить вживую.

Снимать в Англии было, естественно, дороже, чем в какой-нибудь Словакии, но нервничавший Скотт хотел, чтобы во время «вхождения» в проект его окружали родные стены. Или, точнее, родные деревья и родные люди. К тому же к участию в массовых эпизодах можно было привлечь опытных английских реконструкторов (то есть тех, кто любит разыгрывать батальные сцены прошлого), многие из которых ранее снимались в «Храбром сердце»

Конечно, приглашая реконструкторов, никто не ждал, что они придут со своими доспехами и своим оружием. Все это надо было не только придумать, но и произвести, порой вручную, а затем раздать членам массовки и проследить, чтобы реквизит в конце работы был возвращен на место. А так как в самых размашистых сценах участвовали сотни и даже тысячи статистов, то вместо «костюмерной комнаты» на съемках «Гладиатора» была целая палаточная «костюмерная деревня»! С соответствующим количеством сотрудников.

Наконец, римские сцены создавались на Мальте, где кроме нижней части Колизея декораторы соорудили целый античный городок с рынками, колоннадами, статуями и прочими признаками столицы империи. Там картина понесла чудовищную утрату – от сердечного приступа скончался Оливер Рид. Он не успел сняться в нескольких заключительных сценах, и потому роль Проксимо была сокращена, а совершенно необходимые для фильма моменты были созданы с помощью снятого со спины дублера и компьютерного монтажа. Лицо Рида из неиспользованных дублей было вмонтировано в сцены, снятые уже после его смерти.

Съемки фильма проходили с января по май 1999 года, и после этого у режиссера был почти целый год на постпродакшен. В частности, на доведение до ума компьютерной графики. Ее было в картине всего девять минут, и, например, тигры в сцене поединка Максимуса с Тигром из Галлии были самыми настоящими, а не компьютерными. Но без колоссальных компьютерных панорам Рима и виртуально достроенного Колизея «Гладиатор» заметно потерял бы в размахе и пафосе.

Когда 5 мая 2000 года фильм вышел в прокат, зрители же с удовольствием шли в кино, и в год таких «модерновых» лент, как «Люди Икс» и «Миссия невыполнима 2» (а также всего через год после «Матрицы»), фильм о древнеримском гладиаторе стал прокатным хитом – 450 миллионов долларов сборов при 100-миллионном бюджете.

Самым удивительным, пожалуй, стало то, что картина, которая планировалась и снималась как коммерческий блокбастер, в 2001-м удостоилась «Оскара» как лучший фильм прошедшего года. Также статуэтки получили Расселл Кроу, художник по костюмам Дженти Йейтс и создатели звука и визуальных эффектов. Ридли Скотт был номинирован, но проиграл Стивену Содербергу, отмеченному за «Траффик».

Неожиданный успех «Гладиатора» произвел на Голливуд столь сильное впечатление, что многие занялись сочинением сценариев об античности, и фильмы вроде «300 спартанцев» появились благодаря DreamWorks, Францони и Ридли Скотту.

В стартовой сцене фильма, где главный герой идет по полю и проводит рукой по траве, на самом деле задействован дублер Рассела Кроу.

Рана на правой щеке Рассела Кроу, полученная во время первой батальной сцены, абсолютно настоящая. Конь актера чего-то испугался и понесся на деревья, одна из веток проткнула щеку главного героя.

Для съемок начальной битвы с германцами были построены две катапульты в натуральную величину. Каждая из них весила около тонны, а снаряд, выпущенный такой катапультой, улетал на 140 метров. Стоит отметить, что настоящие катапульты были способны поражать цель на растоянии 250-300 метров.

В сцене с участием тигров принимало участие 5 животных, на съемку этого эпизода было отведено 4 дня, но съемки растянулись на несколько недель.

В роли волка, сопровождавшего Максимуса в сцене битвы с германцами, была использована немецкая овчарка.

«Мне приходилось испытывать большие физические нагрузки и прежде, но в этот раз это было слишком» — сказал в интервью Рассел Кроу. «Вы знаете, я никогда не думал о том, через что мне придется пройти, когда соглашался на эту роль, и в середине съемок я стал жалеть, что не согласился на роль кондуктора в автобусе».

источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30696534344.mirtesen.ru

Место съемок голливудского блокбастера "Гладиатор"

Оригинал взят у rodham в Место съемок голливудского блокбастера "Гладиатор"Эль Джем знаменит в первую очередь благодаря великолепно сохранившемуся римскому амфитеатру (который многие называют Колизеем или Амфитеатром Марка Антония Гордиана). Это был третий по размеру римский амфитеатр после римского Колизея и амфитеатра города Капуя. Амфитеатр был построен в III веке нашей эры, а именно в 238 году. Длина арены амфитеатра составляет 65 метров, ширина 39 метров. Вместимость до 30 000 человек.В XX веке случайно сохранившиеся древнеримские мозаики перенесены в местный Археологический музей. В 1979 году остатки древнеримского амфитеатра в городе Эль-Джем ЮНЕСКО объявило всемирным наследием.Фильмы о гладиаторах никогда не снимаются в римском Колизее, поскольку он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея в кино чаще всего исполняет Амфитеатр из Эль Джема. В 2000 году в нём снимали фильм Гладиатор с Расселом Кроу.

ru-travelliving.livejournal.com

Место съемок голливудского блокбастера "Гладиатор"

Эль Джем знаменит в первую очередь благодаря великолепно сохранившемуся римскому амфитеатру (который многие называют Колизеем или Амфитеатром Марка Антония Гордиана). Это был третий по размеру римский амфитеатр после римского Колизея и амфитеатра города Капуя. Амфитеатр был построен в III веке нашей эры, а именно в 238 году. Длина арены амфитеатра составляет 65 метров, ширина 39 метров. Вместимость до 30 000 человек.В XX веке случайно сохранившиеся древнеримские мозаики перенесены в местный Археологический музей. В 1979 году остатки древнеримского амфитеатра в городе Эль-Джем ЮНЕСКО объявило всемирным наследием.Фильмы о гладиаторах никогда не снимаются в римском Колизее, поскольку он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея в кино чаще всего исполняет Амфитеатр из Эль Джема. В 2000 году в нём снимали фильм Гладиатор с Расселом Кроу.

rodham.livejournal.com

«Гладиатор» - история создания фильма - Кино

В конце 1990-х «пеплум» (фильм об античном мире) считался вымершим жанром, не способным заинтересовать массового зрителя. Только безумцы в то время могли вложить 100 миллионов долларов в подобное кино. Однако такие безумцы нашлись, и они смогли отыскать постановщика, который вернул пеплуму звание «блокбастерного жанра».

В 2000 году студия DreamWorks и режиссер Ридли Скотт выпустили ставшую всемирно популярной и заработавшую 450 миллионов долларов картину, которая называлась «Гладиатор».Мысль написать сценарий о гладиаторах впервые посетила Дэвида Францони в те времена, когда она еще не была абсолютным безумием. Пеплум был весьма популярным жанром как в Америке, так и в Южной Европе в первые послевоенные десятилетия, примерно до середины 1960-х. Так что, когда в конце 1960-х молодой Францони отправился в долгое путешествие по Европе и Азии в поисках себя и вдохновения, еще не было ясно, что этот жанр умер всерьез и надолго.

Тогда Францони не уделил много внимания мысли, возникшей под впечатлением от античных достопримечательностей и научно-популярной книги Дэниела Мэнникса «Идущие на смерть»В последующие десятилетия Францони не раз вспоминал о своем юношеском замысле. Он читал книги по римской истории, осматривал сохранившиеся амфитеатры, где некогда проводились гладиаторские бои, смотрел старые фильмы, из которых можно было почерпнуть интересные сюжетные ходы. Однако его карьера все никак толком не запускалась (первый фильм по его сценарию – комедия «Джек-попрыгунчик» с Вупи Голдберг – был снят лишь в 1986 году), и потому он мог всерьез работать лишь над сценариями, которые хотя бы теоретически можно было продать. Пеплумы к их числу никак не относились.

Уверенность в себе, необходимую для работы над таким сценарием, Францони обрел лишь в середине 1990-х, когда, живя в Риме, корпел над текстом спилберговского «Амистада» (историческая драма о судебном разбирательстве во времена американского рабовладения вышла в прокат в 1997 году). В отличие от многих голливудцев, Спилберг был готов выслушивать «завиральные» идеи, и после завершения «Амистада» Францони решил представить режиссеру и продюсеру черновик «Гладиатора».Изначально сценарист именовал своего героя Нарциссом, но затем он позаимствовал звучное имя у римского генерала IV века Максимуса (Максима) Испанского и переименовал персонажа в Максимуса Деция Меридия из Испании. Это, кстати, было не совсем корректно составленное имя. По римским правилам персонажа должны были звать Деций Меридий Максимус (Деций – личное имя, Меридий – родовая фамилия, Максимус – семейная фамилия, обозначающая ответвление рода).

Когда Францони вынес свой набросок на суд Стивена Спилберга как представляющего DreamWorks потенциального инвестора и Дугласа Вика («Волк», «Деловая девушка») как потенциального продюсера, они сразу же ухватились за проект. Им понравилось, что Францони хочет предложить зрителям не образовательную экскурсию в чужой, незнакомый мир, а драматичное путешествие в узнаваемое прошлое, где многое сходно с современной Америкой. К тому же они понимали, что компьютерные технологии позволят создать более впечатляющий Древний Рим, чем тот, который можно было увидеть в фильмах начала 1960-х. И, конечно, их захватила сложнейшая профессиональная задача – реанимировать жанр, который все считали умершим и похороненным. Ведь для Спилберга и Вика поздние голливудские пеплумы были фильмами детства, которые вдохновили их стать кинематографистами.

Разумеется, перспективного сценария для такого кино было мало. Продюсерам нужен был режиссер, который бы смог создать убедительный Древний Рим. Плюс, так как картина должна была стать не только высокобюджетным боевиком, но и психологической драмой, постановщик ленты обязан был с равным мастерством снимать грандиозные и камерные сцены. Поскольку режиссеры такого калибра встречаются редко, продюсеры быстро нашли своего «римлянина» в лице Ридли Скотта, перенесшего публику в футуристический мир «Бегущего по лезвию» и изучавшего психологию военных в «Солдате Джейн». Зная, что Скотт прежде всего художник (декоратор по первой профессии), Вик прислал ему не только сценарий Францони, но и картину французского академиста Жан-Леона Жерома «Добей его!» (1872), изображающую гладиатора, который стоит над поверженным врагом и ждет зрительского решения о судьбе проигравшего. Режиссеру хватило одного взгляда на репродукцию, чтобы согласиться снять «Гладиатора».

Подбирая актера, который смог бы все это сыграть, продюсеры сперва примеривались к Мелу Гибсону, но звезда «Храброго сердца» объявил, что уже староват для таких ролей. Поскольку в то время ему еще не было 45 лет, логично предположить, что актер просто не захотел связываться с новым историческим эпиком, да еще и играть не борца за народную свободу, а покорителя «варваров», среди которых были и предки шотландцев, воевавших за свою независимость в «Сердце».

За отсутствием суперзвезды продюсеры и Ридли Скотт довольствовались звездой восходящей, причем тоже из окрестностей самого маленького континента (есть в воздухе Австралии что-то такое, от чего там беспрестанно рождаются подходящие для Голливуда «крутые парни»). Роль Максимуса получил новозеландец Расселл Кроу, который двумя годами ранее блеснул в неонуаре «Секреты Лос-Анджелеса». Кроу в то время было 35 лет, и он был, честно говоря, слишком молод для заслуженного римского генерала. Но с бородой (да и, пожалуй, без бороды) актер выглядел старше своего реального возраста, и потому он стал превосходным Максимусом. Также рассматривались кандидатуры Антонио Бандераса и Хью Джекмена.

Когда Скотт предложил роль императора Коммода 25-летнему Хоакину Фениксу, тот был в шоке. Прежде игравший только современных парней Феникс даже представить себя не мог в образе римского диктатора. Но режиссер счел, что актер сможет изобразить то сложное сочетание коварства, слабости, развращенности и «бесноватого мужества», которое представлял собой Коммод. И Скотт не прогадал.

Не промахнулся постановщик и с приглашением актрисы на роль Луциллы, сестры Коммода и бывшей возлюбленной Максимуса, которая все еще питает к нему теплые чувства (эта сюжетная деталь была унаследована от «Падения Римской империи»). Скотт долго искал ровесницу Кроу, в которой бы чувствовались имперская стать и недюжинный ум, и он остановился на датчанке Конни Нильсен, дебютировавшей в США в фильме 1997 года «Адвокат дьявола».

Впрочем, поскольку Рим был многонациональной империей, без явно «этнических» актеров Скотт все же не обошелся. Темнокожего гладиатора Джубу, лучшего друга Максимуса, сыграл уроженец Бенина Джимон Хонсу. Старшего гладиатора Хагена Германца изобразил бывший немецкий бодибилдер Ральф Меллер («Киборг», «Универсальный солдат», претендент на главную злодейскую роль в «Терминаторе 2»). В легендарного же гладиатора Тигра из Галлии перевоплотился привыкший к ролям здоровяков датский силач и бодибилдер Свен-Оле Торсен, часто снимавшийся вместе с Арнольдом Шварценеггером («Конан-варвар», «Бегущий человек», «Близнецы»).

В отличие от «Бегущего по лезвию», Ридли Скотт в работе над «Гладиатором» мог опираться на экспертов по античности. Но он не очень-то был расположен к ним прислушиваться. На его вкус, та Римская империя, которую он видел в учебниках и старых фильмах, была скорее забавной, чем величественной. Белые тоги, возлежание на кушетках вместо сидения за столом, примитивные шлемы и доспехи – все это было исторически точным, но художественно неубедительным. И Ридли Скотт вместе с художником-постановщиком Артуром Максом («Семь», «Солдат Джейн»), декоратором Криспианом Саллисом («Чужие») и художником по костюмам Дженти Йейтс создал свою собственную, отчасти вымышленную Римскую империю с более пестрыми и сложными нарядами, с более совершенными доспехами и оружием (порой скорее средневековым, чем античным) и с более близкой к нашей манерой поведения. Дошло до того, что для фильма была снята сцена, в которой солдат казнили расстрелом из лука. Хотя расстреливать в мире начали лишь после появления надежного огнестрельного оружия (зачем тратить стрелы, если можно повесить преступника или отрубить ему голову?).

В некоторых отношениях, впрочем, «Гладиатор» получился менее современным, чем Римская империя II века нашей эры. Так, Скотт отказался от фрагмента, в котором гладиаторы рекламировали товары, хотя в Риме существовали рекламные контракты, и экранный Колизей был примерно на 20 тысяч человек меньше, чем в реальности. В самом деле, трудно поверить, что в то время существовали стадионы, где помещалось 70 тысяч зрителей!

Как был построен Колизей? По схеме, которая с тех пор стала стандартной для Голливуда. Сооруженный декораторами реальный низ (около 16 метров в высоту) и нарисованный на компьютерах виртуальный верх (еще примерно 30 метров) с виртуальными зрителями. Это позволяло снимать крупные и средние планы (гладиаторы, публика и так далее), не связываясь с дорогими эффектами, а на общих планах демонстрировать тот размах Колизея, который было сложно обеспечить вживую.

Снимать в Англии было, естественно, дороже, чем в какой-нибудь Словакии, но нервничавший Скотт хотел, чтобы во время «вхождения» в проект его окружали родные стены. Или, точнее, родные деревья и родные люди. К тому же к участию в массовых эпизодах можно было привлечь опытных английских реконструкторов (то есть тех, кто любит разыгрывать батальные сцены прошлого), многие из которых ранее снимались в «Храбром сердце»Конечно, приглашая реконструкторов, никто не ждал, что они придут со своими доспехами и своим оружием. Все это надо было не только придумать, но и произвести, порой вручную, а затем раздать членам массовки и проследить, чтобы реквизит в конце работы был возвращен на место. А так как в самых размашистых сценах участвовали сотни и даже тысячи статистов, то вместо «костюмерной комнаты» на съемках «Гладиатора» была целая палаточная «костюмерная деревня»! С соответствующим количеством сотрудников.

Наконец, римские сцены создавались на Мальте, где кроме нижней части Колизея декораторы соорудили целый античный городок с рынками, колоннадами, статуями и прочими признаками столицы империи. Там картина понесла чудовищную утрату – от сердечного приступа скончался Оливер Рид. Он не успел сняться в нескольких заключительных сценах, и потому роль Проксимо была сокращена, а совершенно необходимые для фильма моменты были созданы с помощью снятого со спины дублера и компьютерного монтажа. Лицо Рида из неиспользованных дублей было вмонтировано в сцены, снятые уже после его смерти.Съемки фильма проходили с января по май 1999 года, и после этого у режиссера был почти целый год на постпродакшен. В частности, на доведение до ума компьютерной графики. Ее было в картине всего девять минут, и, например, тигры в сцене поединка Максимуса с Тигром из Галлии были самыми настоящими, а не компьютерными. Но без колоссальных компьютерных панорам Рима и виртуально достроенного Колизея «Гладиатор» заметно потерял бы в размахе и пафосе.

Когда 5 мая 2000 года фильм вышел в прокат, зрители же с удовольствием шли в кино, и в год таких «модерновых» лент, как «Люди Икс» и «Миссия невыполнима 2» (а также всего через год после «Матрицы»), фильм о древнеримском гладиаторе стал прокатным хитом – 450 миллионов долларов сборов при 100-миллионном бюджете.Самым удивительным, пожалуй, стало то, что картина, которая планировалась и снималась как коммерческий блокбастер, в 2001-м удостоилась «Оскара» как лучший фильм прошедшего года. Также статуэтки получили Расселл Кроу, художник по костюмам Дженти Йейтс и создатели звука и визуальных эффектов. Ридли Скотт был номинирован, но проиграл Стивену Содербергу, отмеченному за «Траффик».

Неожиданный успех «Гладиатора» произвел на Голливуд столь сильное впечатление, что многие занялись сочинением сценариев об античности, и фильмы вроде «300 спартанцев» появились благодаря DreamWorks, Францони и Ридли Скотту.

В стартовой сцене фильма, где главный герой идет по полю и проводит рукой по траве, на самом деле задействован дублер Рассела Кроу.Рана на правой щеке Рассела Кроу, полученная во время первой батальной сцены, абсолютно настоящая. Конь актера чего-то испугался и понесся на деревья, одна из веток проткнула щеку главного героя.Для съемок начальной битвы с германцами были построены две катапульты в натуральную величину. Каждая из них весила около тонны, а снаряд, выпущенный такой катапультой, улетал на 140 метров. Стоит отметить, что настоящие катапульты были способны поражать цель на растоянии 250-300 метров.В сцене с участием тигров принимало участие 5 животных, на съемку этого эпизода было отведено 4 дня, но съемки растянулись на несколько недель.

В роли волка, сопровождавшего Максимуса в сцене битвы с германцами, была использована немецкая овчарка.«Мне приходилось испытывать большие физические нагрузки и прежде, но в этот раз это было слишком» — сказал в интервью Рассел Кроу. «Вы знаете, я никогда не думал о том, через что мне придется пройти, когда соглашался на эту роль, и в середине съемок я стал жалеть, что не согласился на роль кондуктора в автобусе».

cinematographua.livejournal.com

"Гладиатор" - фильм 2000 года

Гладиатор - фильм 2000 года

«Гладиатор» Ридли Скотта – один из наиболее масштабных и впечатляющих современных фильмов об античных временах. Со времени релиза прошло 16 лет, но лента о Максимусе до сих пор популярной и непревзойденной.

Еще в 70-х годах прошлого века молодой писатель Дэвид Францони начал работу над сценарием о полководце, ставшем рабом в результате предательства и интриг. Почти 30 лет Францони писал историю, которая в итоге была воплощена и вышла на экраны в виде эпической исторической картины под названием «Гладиатор».

кадр из фильма Гладиатор

Описание картины «Гладиатор»

180 год до нашей эры. Войска Римской империи под командованием Марка Аврелия ведут войну против германских племен. Максимус Децим Меридий – полководец испанского происхождения, уверенно ведет войска к победе. Под Виндобоной происходит решающая битва, римские легионы во главе с «Испанцем» одерживают победу. Война окончена. Покрытый славой легендарный Максимус, наконец, может вернуться в Испанию, к жене и сыну. Но судьба непредсказуема. Она преподносит сюрприз в виде появления Коммода, сына Марка Аврелия. Дальше события развиваются совсем не так, как планировал славный Максимус…

фильм Гладиатор 2000 года

Сюжет

После окончания затяжной войны, Марк Аврелий решает передать власть Сенату, дабы уничтожить деспотию в республике. Исполнителем своей воли он избирает легендарного Максимуса, но подлый сын императора, Коммод, узнав о планах отца, убивает его. Смерть уготовлена и Максимусу, однако ему удается выжить и вернуться на родину. По возвращении перед ним открывается ужасная картина – его дом разорен, жена и маленький сын зверски убиты.

Максимус теряет последние силы, и становится пленником работорговца. Так легендарный воин становится простым гладиатором.

За короткое время ему удается добиться славы и расположения жестокой римской публики, ему дают прозвище «Милосердный». Но слава имеет и обратную – Коммод узнает, что Максимум жив. Вместе со своей сестрой Луциллой они плетут интриги, цель Коммода – оставаться римским императором, цель Луциллы – сделать императором своего сына.

Луцилла - герой из Гладиатора

Максимусу предстоит долгая борьба, на его стороне римляне, его боготворят воины и гладиаторы. Но приемов против человеческой подлости в арсенале Испанца нет. Ему удается убить предателя Коммода, но и сам легендарный Максимус погибает. Он прожил короткую, но яркую жизнь, жил и умер героем, и, пусть на небесах, но воссоединился со своей семьей.

Актеры в фильме «Гладиатор» — исполнители главных ролей

  • Роль генерала Максимуса исполнил новозеландский актер Рассел Кроу. Рассел Айра Кроу — так звучит полное имя актера. На момент съемок в «Гладиаторе» он уже был довольно популярен, в основном, благодаря роли в нуар-детективе «Секреты Лос-Анджелеса». Но по-настоящему громкую славу ему принес именно «Гладиатор».
  • Актер Рассел Кроу в фильме Гладиатор 

  • Роль убийцы императора Коммода сыграл Хоакин Феникс, актер из Пуэрто-Рико, обладающий яркой внешностью и несомненным талантом – его экранный Коммод получился на редкость отвратительной личностью.
  • Роль Луциллы исполнила датская актриса Конни Нильсен,на счету которой более сорока ролей в кино.

Создатели

«Гладиатор» стал далеко не первым шедевром, снятым британцем Ридли Скоттом, но точно одним из самых ярких. В создании картины ему помогал сценарист Дэвид Францони, сложную операторскую работу выполнил Джон Мэтисон.

История создания фильма и съемки

Нужно было быть достаточно решительным человеком, чтобы в начале 2000-х взяться за работу над картиной в забытом и непопулярном жанре «пеплум».

Деньги выделила компания DreamWorks, первым сценарий увидел Стивен Спилберг – официальный представитель компании. Идея возродить забытый жанр, создать Рим при помощи компьютерной графики и получить прибыль вдохновили Спилберга и Дугласа Вика, и под проект была выделенная значительная даже по голливудским меркам сумма в 100 миллионов долларов.

Сценарист фильма, Дэвид Францони, взялся за написание сценария еще в 70-х годах, когда пеплум был довольно популярен. На написание сценария его вдохновила научно-популярная книга «Идущие на смерть» Д. Мэнникса. Вдохновение Францони искал, путешествуя по Европе и Азии. Быстро нашли и режиссера, способного снимать масштабное кино – Ридли Скотта.

кино Ридли Скотта

А вот с подбором актера на главную роль вышла небольшая заминка. И Скотт, и Францони видели исполнителем роли Максимуса Мэла Гибсона, но тот наотрез отказался сниматься в ленте, мотивируя тем, что стал староват для таких ролей. После довольно долгих поисков на роль был утвержден Кроу, хотя он и был слишком молодым для легендарного генерала (на момент съемок Кроу исполнилось 35 лет).

Картина снималась в течении 4-х месяцев, зимой и весной 1999 года, съемки проходили в Англии и Марокко. В ленте есть сцены, в которых принимали участие тысячи статистов.

Статистов набирали, в основном, из опытных британских реконструкторов, многие из которых снимались в не менее эпичном «Храбром сердце». Около съемочной площадки стоял целый палаточный городок, в котором жили статисты и многочисленные костюмеры и гримеры.

Для съемок использовали декорации, некоторые строились в натуральную величину. Например, катапульты, способные метать камни на расстояние до 140 метров, были вполне настоящими.

Интересные факты

Незадолго до начала съемок «Гладиатора» Кроу принимал у частие в другом проекте, для которого значительно набрал вес. Для работы в «Гладиаторе» актер похудел на 40 фунтов. На вопрос, как ему это удалось, Кроу ответил, что просто работал на своем ранчо.

Рассел Кроу в роли гладиатора

Учитывая стилистику заглавной песни, многие ошибочно считали, что трек записан Энией. Однако Эния не принимала участие в записи музыки к «Гладиатору», саундтрек был записан австралийским композитором Лизой Джеррард.

Во время съемок от сердечного приступа умер исполнитель роли Проксимо Оливер Рид. Смерть наступила в местном баре, после того как актер выпил несколько бутылок рома.

Бои с тиграми были сняты без использования компьютерной графики, в них были задействованы специально подготовленные бойцы.

Саундтреки

Музыка к фильму была написана немецким метром Хансом Циммером в соавторстве с Лизой Джеррард. Наиболее запоминающимися из 35 саундтреков можно назвать композиции Progeny и The Wyeat.

Награды

Фильм был запланирован продюсерам как своеобразный эксперимент по возрождению жанра пеплум. Крупный бюджет был обусловлен тем, что продюсеры решили создать масштабный проект, но не для получения наград, а для получения прибыли.

Ирония в том, что именно «Гладиатор» стал лучшим фильмом года и получил пять Оскаров. Но и коммерческий успех был внушительным – при вложенных, в общей сложности, 145 миллионах, лента заработала в мировом прокате более 457 миллионов долларов.

кино про гладиаторов

Критика, рецензии

Критики, в целом, оценили ленту Ридли Скотта положительно, хотя некоторые и отмечали излишний пафос некоторых сцен. Также создателей фильма упрекали в исторической недостоверности – «неточностей», и в самом деле, было немало. Марка Аврелия никто не убивал – он умер от чумы, звания генерала в те времена не существовало, как и кистеней с моргенштернами. Коммод с пяти лет был цезарем, так что место на троне ему было обеспечено в детстве безо всяких интриг.

Коммод из фильма Гладиатор

Большинство критиков все же сошлись на том, что «Гладиатор» — качественный, захватывающий, красивый фильм и получил пять Оскаров вполне заслуженно. И пусть в ленте есть неточности, присутствует некоторая слащавость и нотки пафоса, «Гладиатор» был и остается одним из ярчайших представителей современного кино об античности.

Видео: Гладиатор — смотреть трейлер

 

Ноя 5, 2016Ирина

kinomoe.com