Эчмиадзин (город). Город эчмиадзин армения википедия


Эчмиадзин Википедия

Эчмиадзинский монастырь (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար, от др.-арм. Էջ Միածինն [ɛːʤ miɑʦʼinn] — «Сошествие Единородного»[1]) — монастырь Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 годы[2], и снова с 1441 года[2]. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

IV век — 484 год: резиденция армянского католикоса

Эчмиадзинский монастырь является резиденцией Католикоса всех армян с начала IV века до 484 года[3][2] и снова с 1441 года[4][2]. В начале V века в Вагаршапате был созван церковный собор[5], принявший решение о создании армянского алфавита и перевода Библии. В Эчмиадзинском монастырском комплексе расположены Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские учебные заведения. Деревянный собор был впервые построен в первые годы IV века (вскоре после введения в Армении христианства как государственной религии)[6] и затем перестроен в камне в V и VII веках.

Конец V века — 1441 год

В 491 году в Эчмиадзине был созван церковный собор, который официально предал анафеме халкидонское вероучение[7]. В конце V века марзпан Армении Ваан Мамикоян назначил настоятелем монастыря Лазаря Парпеци[8]. По мнению Н. Токарского до VII века Эчмиадзин был базиликой с деревянной крышей. Купол, возможно пять, появилась в VII веке после капитальной перестройки католикосом Комитасом[9]. Н. Токарский предполагает, что уже в XIII веке монастырь был в руинах[9].

В соборе расположен музей с коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства. Вокруг Эчмиадзинского монастыря находятся также церковь Святой Рипсиме (618), церковь святой Гаяне (630, реставрирована в 1652) с трёхарочным гавитом (1683), церковь Шокагат (1694).

Восстановление католикосата в Эчмиадзине

В 1441 году армянский Патриарший престол был снова возвращён[10][11][4][12][2][9] в Эчмиадзин. Конец XIV — первая половина XV веков стали эпохой кризиса в истории Армянской апостольской церкви. Престол католикоса, находящегося в городе Сисе в Киликии, неоднократно переходил из рук в руки, в результате чего несколько католикосов даже погибли. Параллельно с этим на территории Восточной Армении, в частности, в Сюнике, началось движение за возрождение армянской церкви. Именно там возникла идея о переносе престола католикоса в Эчмиадзин — её древнейший исторический центр[11][12]. Ещё ранее, в 1304 году, эта идея отражалась в произведении «Плач у врат св. Катогикэ» Степаноса Орбеляна[13]. Вопрос стал наиболее актуальным особенно после падения Киликийского армянского государства.

Правитель государства Кара Коюнлу Джаханшах с целью привлечения на свою сторону духовенства согласился содействовать перенесению католикосского престола в Эчмиадзин. Он распорядился также освободить от государственных налогов Татевский и Вагадинский монастыри, сыгравших значительную роль по сравнению с другими религиозными очагами указанного времени[14].

В мае 1441 г. с согласия ереванского бека Ягуба более 300 вардапетов, епископов, светских вельмож и старейшин съехались в Эчмиадзин для избрания нового католикоса. В собрании 700 епископов, архимандритов, учёных, а также представителей знати, организованной католикосом Григором IX, данное решение окончательно было закреплено[12].

Новое и новейшее время

В 1604 году иранский шах Аббас I решил перенести соборный храм по частям в новую столицу государства Исфахан, где в результате депортации из Закавказской Армении[15] была сформирована крупная армянская община. Этот план не был реализован, но многое реликвии были вывезены и хранятся в Ванкском соборе.

Трёхъярусная колокольня была построена в 1653—1658 годах. Шестиколонные ротонды с трёх сторон появились в XVIII веке.

В интерьере собора есть фрески, созданные на рубеже XVII и XVIII веков (Овнатан Нагаш), а также в конце XVIII века (Овнатан Овнатанян). В комплекс монастыря входят трапезная (первая половина XVII века), гостиница (середина XVIII века), дом Католикоса (1738—1741), школа (1813), каменный водоём (1846) и другие постройки.

Побывавший в XVIII веке в монастыре греческий митрополит Хрисанф Неопатрасский в своем «Объяснении» генерал-фельдцейхмейстеру князю Платону Зубову, говоря о Католикосе и монастыре, отмечал:

Сей Патриарх великую имеет силу во всех тех местах, и почти вся нация повинуется его повелениям. Он почти самовластен. О монастыре том могу сказать, что нет в свете его богатее, разве монастырь Св. Иоанна Лорета, в папском владении состоящий, и собственные папские сокровища с сим армянским монастырем могут сравняться. В нём находится великое множество монахов и архиереев, ибо при каждой должности монастырской начальником должен быть один из архиереев и от мала до велика все богаты. Сокровище монастыря сего неизвестно где хранится, но, кажется, содержат его в подземных местах для безопасности[16].

Окрестности Эчмиадзина пострадали в результате Кавказской войны. В мае 1827 г. русские войска начали наступление на эриванском направлении, заняли Эчмиадзин, блокировали Эривань, а затем овладели Нахичеванью и крепостью Аббасабад. 9 июня командующего русскими войсками Паскевича известили о том, что персидский командующий Гассан хан собирается совершить набег на русские сообщения, собираясь пройти от Гумр через Джалал Оглы в Башчекет до Цалки, возглавив 1500 всадников. Но прибытие Паскевича в Эчмиадзин и его переговоры с окрестными «татарами» (азербайджанцами) заставили Гассана изменить свои планы. Русское командование приняло меры к отражению наступления, но остановить полностью персидскую конницу представилось невозможным — вся её деятельность с тех времён ограничивается лишь несколькими набегами в русские сообщения, преимущественно в окрестностях самого Эчмиадзина.[17] В начале августа Аббас-Мирза, стремясь остановить дальнейшее наступление русских, вторгся в Эриванское ханство, 15 (27) августа осадил Эчмиадзин, но понеся поражение от А. И. Красовского у с. Ушаган (Ошакан) на р. Касах, отступил в Персию.[18]

8 июня 1827 года синклит армянского духовенства приветствовал колокольным звоном фельдмаршала Ивана Паскевича. Второй раз в ходе Персидской кампании Эчмиадзинский монастырь был занят русскими в августе 1827 года генералом Афанасием Красовским. Под его началом сражались армянские добровольческие отряды, сформированные тифлисским епископом Нерсесом Аштаракеци. В 1828 году по Туркманчайскому договору Эчмиадзин вошёл в состав Российской империи.

В Российском законодательстве проведён был принцип, согласно которому «Эчмиадзинский верховный Патриарх избирался всем гайканским народом армяно-григорианского исповедания по установленному порядку, независимо от места проживания отдельных членов народа[19]».

В 1869 году у собора появилась ризница. Она была пристроена с восточной стороны и используется для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

12 июня 1903 года был издан указ о конфискации имущества Армянской апостольской церкви[20]. Согласно закону, всё недвижимое имущество (включая территорию Эчмиадзинского монастыря) и капитал, принадлежавшие Армянской церкви и духовным учреждениям, переходили в ведение государства. Из доходов от конфискованного имущества и денежных средств выделялась доля их прежнему владельцу — армянским духовным учреждениям. Ограблением Эчмиадзина руководил эриванский вице-губернатор Михаил Накашидзе, будущий бакинский губернатор.

Католикос Мкртич I возглавил массовую протестную кампанию армянского народа, которая увенчалась успехом: 1 августа 1905 года Николай II подписал указ о возвращении Армянской церкви конфискованного имущества; одновременно разрешалось вновь открыть армянские национальные школы.

В 1915 году братия Эчмиадзинского монастыря оказывала самоотверженную помощь беженцам из Западной Армении.

В советское время в Эчмиадзине построены многочисленные жилые дома и общественные здания. В 1965 году в Эчмиадзине был возведён памятник жертвам Геноцида армян 1915—1922 годов.

В 2009—2011 годах в Эчмиадзине была возведена церковь Святых Архангелов.

См. также

Примечания

  1. ↑ Словарь изобразительного искусства (недоступная ссылка с 14-06-2016 [805 дней])
  2. ↑ 1 2 3 4 5 Encyclopedia of Early Christianity. — Routledge, 2013. — P. 227.

    Оригинальный текст (англ.)

    Gregory the Illuminator established the center of the church in the Armenian capital city of Vagarshapat, later named Echmiadzin. It moved subsequently to Dvin from 484 to 901, then to Cilicia in 1116, and in 1441 back to Echmiadzin. This final move provoked a division between the catholicate of Echmiadzin and those who remained in the city of Sis in Cilicia, who formed the catholicate of Cilicia, which in the early twentieth century was transferred to Antylias in Lebanon.

  3. ↑ Mahé A., Mahé J.-P. Grégoire de Narek. Tragédie. Matean olbergut'ean. Le Livre de Lamentation. — Peeters Publishers, 2000. — Vol. 584, Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. — P. 30.

    Оригинальный текст (фр.)

    Le siège patriarcal arménien fut successivement Valarsapat (314—484), Duin (484 — fin IXe s.), Att'amar (928—948), Argina (950—992), Ani (992—1046), sans compter le siège du catholicossat arméno-chalcédonien d'Awan (592—603) et les résidences occasionnelles de certains catholicos

  4. ↑ 1 2 Ioanna Rapti. Featuring the King: Rituals of Coronation and Burial in the Armenian Kingdom of Cilicia // Court Ceremonies and Rituals of Power in Byzantium and the Medieval Mediterranean: Comparative Perspectives / Edited by Alexander Beihammer, Stavroula Constantinou, Maria Parani. — BRILL, 2013. — P. 292.

    Оригинальный текст (англ.)

    This double importance survived the fall of the Cilician kingdom and determined the approaches to its history: as a mediterranean component, it was integrated along with Jerusalem in the intitulatio of the lusignan kings, while its national armenian significance continued to be embodied by the Catholicos (Katołikos), the armenian patriarch, up until 1441, when the holy see was established again in Etchmiadzin in Greater Armenia

  5. ↑ Джагацпанян Е. Д. Вагаршапатские соборы // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 490—491. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  6. ↑ Эчмиадзин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. ↑ John Anthony McGuckin. The Path of Christianity: The First Thousand Years. — InterVarsity Press, 2017.

    Оригинальный текст (англ.)

    At the Council of Vagharshapat in 491, and reiterated at the Council of Dvin in 527, the Chalcedonian decree was officially anathematized, and thus began the long ecclesiastical separation from the Byzantine and Latin traditions of theology

  8. ↑ A. E. Redgate. The Armenians. — Blackwell, 2000. — P. 153.

    Оригинальный текст (англ.)

    Despite the various political and ecclesiastical problems Armenian intellectual life continued to thrive. The late fifth century onwards produced further translations into Armenian of Greek writers, including Aristotle and Plato, and the medical writers Hippocrates and Galen. Lazarus of P'arp studied in the Roman Empire, before being appointed, by the marzpan Vahan, as abbot of a monastery in Valarshapat.

  9. ↑ 1 2 3 Н. М. Токарский. Архитектура древней Армении. — Ер.: Изд-во АН Арм. ССР, 1946. — С. 61.

    Оригинальный текст (рус.)

    Сопоставляя сведения древних историков (Лазарь Парпский, Себеос) о первых церквах Армении и в частности об Эчмиадзине с наличными остатками церковных построек первых веков христианства, мы приходим к выводу, что до VII в. Эчмиадзин был обычной для того времени базиликой с деревянной кровлей и только при капитальной перестройке, проиpведенной Комитасом, получил один, а может быть и пять куполов. Выступающих абсид в это время у него еще не было. Они появились вернее всего при восстановлении собора, лежавшего уже в XIII в. в развалинах, по возвращении сюда в XV в. католикосского престола из Киликии.

  10. ↑ Nira Stone, Michael E. Stone. The Armenians: Art, Culture and Religion. — Chester Beatty Library, 2007. — P. 29.

    Оригинальный текст (англ.)

    Cilicia's intimate relationship with the Franks, however, led to theological conflict A sustained effort was made by the Papacy to bring the Armenians into conformity with Roman Catholic doctrine and practice. This desire was paralleled by Latinizing tendencies of the royal house towards the end of the Cilician kingdom and continued for a century longer. By 1441, however, traditional fвеorces in Armenia reasserted themselves and the seat of the Catholicos moved back to Armenia itself.

  11. ↑ 1 2 Ejmiatsin — статья из энциклопедии Британника

    Оригинальный текст (англ.)

    Upon the conversion of Armenia to Christianity about 300 CE, Vagarshapat became the residence of the Armenian patriarch. In 344 the town ceased to be the Armenian capital, and in 453 the patriarchal seat was removed elsewhere, but in 1441 the catholicos Kirakos brought back the seat to Vagarshapat, which thereafter remained the home of the “catholicos of all Armenians.”

  12. ↑ 1 2 3 Бозоян А. А., Юзбашян К. Н. Армянская апостольская церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. III. — С. 329—355. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
  13. ↑ Ejmiatsin — статья из Encyclopædia Iranica. S. Peter Cowe
  14. ↑ 8 АКАДЕМИЯ НАУК АРМЯНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ Г.М.ГРИГОРЯН ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СЮНИКА IХ-ХVвв. ИЗДАТЕЛЬСТВО АН АРМЯНСКОЙ ССР ЕРЕВАН 1990 ББК 63.3(2Ар)4 Г 835 Печатается. www.libed.ru. Проверено 2 апреля 2018.
  15. ↑ Willem Floor, Edmund Herzig. Iran and the World in the Safavid Age. — I.B.Tauris, 2015. — P. 285.

    Оригинальный текст (англ.)

    This role grew after the mass deportation of the population of Eastern Armenia to Iran by Shah 'Abbas I in 1604—5. By his order the inhabitants of Erevan, Old Julfa, Agulis, Dasht and other commercial centres of Armenia were settled in the vicinity of Isfahan, where a new town called New Julfa (Nor Jugha in Armenian) emerged in the early seventeenth century.

  16. ↑ Путешествия по Востоку в эпоху Екатерины II. / Подгот. Вигасин А. А., Карпюк С. Г. — М.: Восточная литература; Школа-пресс, 1995. — С. 270. — ISBN 5-02-017092-5
  17. ↑ Василий Потто. Кавказская война. Том 3. Персидская война 1826-1828 гг.. — Litres, 2017-09-05. — 715 с. — ISBN 9785425080998.
  18. ↑ В ходе русско-персидской войны.... old.prlib.ru. Проверено 30 января 2018.
  19. ↑ Ильинский И. Автономия. // Энциклопедический словарь Гранат. I доп. том. — М., 1935.
  20. ↑ Пролоббированный главноначальствующим Кавказского наместничества князем Григорием Голицыным.

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Эчмиадзин - это... Что такое Эчмиадзин?

  • Эчмиадзин — город, Армения. Со II в. до н. э. существовал город Вардкесаван; название от личного имени и арм. аван селение . В 140 х гг. царь Вагар шак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат город Вагарша (иран. апат, абад селение, город …   Географическая энциклопедия

  • ЭЧМИАДЗИН — (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей. Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал армянской государственной картинной галереи, Дом музей… …   Современная энциклопедия

  • ЭЧМИАДЗИН — (до 1945 Вагаршапат) город в Армении, в 15 км от ж. д. ст. Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи. Дом музей И. М.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эчмиадзин —         (до 1945 Вагаршапат), город в Армянской ССР. Известен со II в. до н. э. Исторический центр армянской апостольской церкви. Собор (303, перестроен в V и VII вв.) с колокольней (1653 58) и ризницей (1869). В соборе фрески (конца XVII XVIII… …   Художественная энциклопедия

  • эчмиадзин — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Эчмиадзин — (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи, Дом… …   Энциклопедический словарь

  • Эчмиадзин — (до 1945 Вагаршапат)         город республиканского подчинения, центр Эчмиадзинского района Армянской ССР, на Араратской равнине, в 15 км от ж. д. ст. Эчмиадзин и в 20 км от Еревана. 37 тыс. жителей (1974). В Э. заводы пластмасс, бытовых… …   Большая советская энциклопедия

  • Эчмиадзин — город в Армении. Со 11 го в. до н.э. существовал город Варкесован; название произошло от личного имени и армянского аван – «селение». В 140 х годах царь Варгашак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат – «город Вагарша» (иран …   Топонимический словарь Кавказа

  • ЭЧМИАДЗИН — монастырь вблизи Еревана, являющийся историч. центром армяно григориан. церкви. В нем расположены резиденция патриарха католикоса, патриарший кафедральный собор (построен в 303), духовная академия и семинария, а также ряд др. учреждений. Здесь же …   Атеистический словарь

  • Эчмиадзин — город, Армения. Со II в. до н. э. существовал город Вардкесаван; название от личного имени и арм. аван селение . В 140 х гг. царь Вагар шак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат город Вагарша (иран. апат, абад селение, город …   Топонимический словарь

  • dic.academic.ru

    Эчмиадзин (город) Википедия

    Страна Марз Община Мэр История и география Основан Прежние названия Площадь Высота центра Часовой пояс Население Население Цифровые идентификаторы Телефонный код Почтовые индексы
    Город
    Вагаршапат
    арм. Վաղարշապատ
    Эчмиадзинский собор
    Флаг Герб
    40°10′ с. ш. 44°18′ в. д.HGЯO
    АрменияАрмения
    Армавир
    Эчмиадзин
    Карен Григорян[источник не указан 1271 день]
    II век до н. э.
    до 114 — Вардкесаван[источник не указан 1271 день]до 1945 — Вагаршапатдо 1992 — Эчмиадзин
    40 км²
    853 ± 1 м
    UTC+4
    57 500[1] человек (2010)
    +374 (231)
    1101—1109
    www.ejmiatsin.am (арм.) (рус.) (англ.)

    Вагаршапат

    ru-wiki.ru

    Эчмиадзин, Армения. - кучерявый гид

    Таксист в Эчмиадзин опоздал, сославшись на то, что мы неправильно запомнили время отъезда. В Армении на такую наглость не обижаются. Мы допили утренний кофе, и погрузились в такси. Что-то китайского производства, ядовито синее снаружи и с фальшивой отделкой под древесину внутри. Ремень безопасности был заброшен за сидением водителя сзади. В случае, если милиция окажется поблизости, ремень быстро перебрасывается через плечо, создавая эффект, будто водитель был пристёгнут всю дорогу. Арик, Павел, Серёжа – мы познакомились, теперь можно ехать в армянский Ватикан, монастырь Эчмиадзин с тысячелетней историей.Французские туристы осматривают церковь святой Гайане в Эчмиадзине, в то время как дети спешат тренировать хоровое пение в церкви святой Гаяне.

    Я провёл в Армении в общей сложности пять дней, из них четыре дня я стационировался в Ереване. Армения – маленькая страна. Многие знаковые достопримечательности можно посетить в формате однодневных поездок с возвращением в Ереван. По площади Армения составляет меньше половины Баварии. Так я посетил древний языческий храм Гарни с коринфскими колоннами как в добротном учебники по эллинистической архитектуре, и монастырь Гехард, спрятанный в горном ущелье и видный издалека лишь за счёт ярких палаток, под которыми продавцы суджука и кураги скрываются от дождя перед входом в монастырь. Я также посетил монастырь Хор Вирап, где сфотографировал самую главную достопримечательность Армении – гору Арарат по турецкую сторону границы, а также провёл несколько часов в монастыре Эчмиадзин, святом городе и патриаршем престоле Армянской апостольской церкви.Алтарь под открытым небом является одновременно воротами у входа в Эчмиадзинский монастырь.Монастырь Эчмиадзин в 20 километрах к западу от Еревана – один из свидетелей самых древних событий истории Армении. Монастырь был основан в 303 году, главный собор был построен в 7 веке, внутреннее оформление храма относится к 17-18 векам. Как один из древнейших монастырей мира, Эчмиадзин входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.Монастырь Эчмиадзин.Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство. По легенде, это произошло в 301 году нашей эры. В 325 году к христианству примкнули картлы, предки современных грузин. С тех пор христианство играет в жизни армян особую роль. Принятие христианства позволило немногочисленному горному народу обрести независимую идентичность в свете постоянной войны с Персией на востоке и Римской империей на западе. Армяне настолько крепко прониклись своей новой идентичностью, что спустя лишь 20 лет после принятия новой религии гордый народ стоял на смерть против превосходящих сил персидской армии на защите новой веры.В армянских церквях, несмотря на их принадлежность к восточному христианству, внутри храмов разрешено фотографировать. Делают это не только туристы, но и мамаши, которые хотят запомнить момент, когда они привели своих мальчика и девочку в церковь. При этом без лишней скромности фиксируется любой момент: от установки свечи до поцелуя чудотворной иконы. Благодаря любви армян к фотографированию в церкви никто не мешает любопытным иностранцам снимать на «никоны» церковнослужителей, мальчиков из церковного хора, да и тех же целующих чудотворные иконы армянских детей.Армянское "православие" отличается от русского или болгарского, отличаются традиции, архитектура и даже календарь праздников. Армянская апостольская церковь относится к древнеправославным церквям, что отделяет её от Русской православной церкви. Внутри храмы такие же мрачные, какими мы их знаем из детства, стены обильно украшены фресками, в оформлении часто присутствует золото. Армянские церкви часто даже оказываются мрачнее мрачного, как, к примеру, монастырь Гехард, вырезанный в скале, освещённый лишь парой узких отверстий в куполах и морем свечей, света от которых, однако, не хватает даже на 3200 ISO.В отличие от католической церкви, армянская апостольская церковь не имеет единого лидера. Лидер армянской церкви – католикос – является духовным, а не иерархическим лидером церкви, поэтому разными армянскими епархиями одновременно могут управлять несколько католикосов. История знает примеры одновременного правления пяти католикосов в эмиграции. Сейчас в Армянской церкви есть два лидера: Католикос Всех Армян со столицей в Эчмиадзине и Киликийский Католикос с центром где-то в Ливане. Если я правильно понимаю всю иерархию мирского православия, часть православных церквей подчиняются патриарху константинопольскому, в то время как более древние церкви относятся напрямую к иерусалимского патриархату. Во избежание недоразумений и для поддержания светской беседы на следующей дискотеке, этот вопрос мне предстоит ещё раз внимательно изучить.Парадная аллея Эчмиадзинского монастыря. Главный собор находится на реконструкции.Монастырь Эчмиадзин – главный строительный объект Армении, а Армянская апостольская церковь – главный подрядчик страны. Изредка в Армении можно увидеть строящееся светское здание, школу или больницу (в 95% случаев – в столице), зато во многих неожиданных местах в полной, казалось бы, глуши попадаются строящаяся церковь или реставрируемая монастырская ограда. Нигде в Армении не найти более ухоженного газона и более чистых скамеек, чем в монастыре Эчмиадзин. На этой древней святыне сконцентрированы финансовые усилия всей бедной, но гордой страны.Современная церковь в Эчмиадзине.На территории Эчмиадзинского монастыря расставлено несколько чрезвычайно вычурных образцов хачкаров - средневековых могильных камней.Особенно сильно в Армении действует взаимосвязь армии и церкви. По территории Эчмиадзина разгуливало несколько парней в камуфляжной форме и фуражках. Позже солдаты зашли в собор и хором поклонились иконе. Потом схватили фотоаппарат и стали фотографировать друг друга на фоне цветных ковров, которыми в Армении принято украшать алтарь.Интерьер Эчмиадзинского собора.Часть монастыря закрыта от прихожан высоким забором. Здесь проживает сам патриарх армянской церкви. Как любой другой человек, он не хочет, чтобы ему мешали всякие верующие, поэтому приближаться к двухэтажной постройке в стиле классицизма запрещено, а чтобы ни у кого не возникало подобного желания, на солидном отдалении от здания по периметру установлен фигурный чугунный забор с колючками. На входе стоит охранник/вахтёр, который, если с ним договориться, пропускает прогуляться по территории патриарха. К тому же, в самом доме патриарха есть закрытый музей. Закрытый, значит, доступ не для всех, но если попросить, то можно пройти.Резиденция Католикоса Всех Армян.Весь Эчмиадзинский монастырь охраняется ЮНЕСКО по причине своей древности и сохранности. Тем не менее, Эчмиадзин не ограничивается одним лишь древним зодчеством. Кроме тысячелетнего собора, в Эчмиадзине есть и образцы современной архитектуры. Например, церковь Святого Вартана, построенная, судя по кладке, совсем недавно, или ворота у входа в монастырский комплекс, законченные в 2001 году.Вход в современную церковь святого Вартана.Вокруг древнего монастыря со временем развился небольшой одноимённый город. В отличие от церкви, городу достаётся гораздо меньше внимания со стороны властей и частных инвесторов. В панораме города доминируют забитые досками магазины сети «госкоопторг», ямы на дорогах и перегоревшие вывески с отвалившимися армянскими буквами. Откровенно говоря, Эчмиадзин выглядит нищим, но так я думал лишь, пока не увидел другие провинциальные армянские города, в особенности, город Севан, но об этом – в другом репортаже.Уличные сцены города Эчмиадзина.В городе Эчмиадзине, помимо монастыря, можно посмотреть ещё две древние церкви. Церковь Святой Рипсиме невозможно не заметить, если ехать по дороге из Еревана. Церковь святой Гайаны спрятана в стороне от туристического пути. Если пройти через Эчмиадзинский монастырь вдоль разрушенного стадиона, где дети гоняют мяч и пыль, из-за деревьев на фоне горы Арарат покажется скромная церковь 7 века. В крипте этой церкви спрятаны мощи Святой Гайаны. Вместе с Эчмиадзинским монастырём, обе древние церкви, чей облик практически не изменился с 7 века, находятся под защитой ЮНЕСКО.Церковь святой Гаяне.Пожилые армяне встретились на территории Эчмиадзинского монастыря.

    После осмотра Эчмиадзина распогодилось: тучи разошлись, стало жарко. Воздух всё ещё был недостаточно прозрачным, чтобы увидеть из Эчмиадзина легенду Армении, гору Арарат. В надежде, что после обеда воздух станет чище (какая глупость!), мы уселись в наше голубое такси и во главе с хмурым Ариком, от которого мы за весь день в дороге не дождались ни единого армянского анекдота, кроме грубых русских ругательств, мы поспешили в монастырь Хор Вирап, расположенный у подножья недоступной горы Арарат.

    Больше репортажей об Армении и отдельных городах по маршруту моего транскавказского путешествия - по ссылкам!

    kucheryavchik.livejournal.com

    Монастырь Эчмиадзин Википедия

    Эчмиадзинский монастырь (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար, от др.-арм. Էջ Միածինն [ɛːʤ miɑʦʼinn] — «Сошествие Единородного»[1]) — монастырь Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 годы[2], и снова с 1441 года[2]. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    История

    IV век — 484 год: резиденция армянского католикоса

    Эчмиадзинский монастырь является резиденцией Католикоса всех армян с начала IV века до 484 года[3][2] и снова с 1441 года[4][2]. В начале V века в Вагаршапате был созван церковный собор[5], принявший решение о создании армянского алфавита и перевода Библии. В Эчмиадзинском монастырском комплексе расположены Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские учебные заведения. Деревянный собор был впервые построен в первые годы IV века (вскоре после введения в Армении христианства как государственной религии)[6] и затем перестроен в камне в V и VII веках.

    Конец V века — 1441 год

    В 491 году в Эчмиадзине был созван церковный собор, который официально предал анафеме халкидонское вероучение[7]. В конце V века марзпан Армении Ваан Мамикоян назначил настоятелем монастыря Лазаря Парпеци[8]. По мнению Н. Токарского до VII века Эчмиадзин был базиликой с деревянной крышей. Купол, возможно пять, появилась в VII веке после капитальной перестройки католикосом Комитасом[9]. Н. Токарский предполагает, что уже в XIII веке монастырь был в руинах[9].

    В соборе расположен музей с коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства. Вокруг Эчмиадзинского монастыря находятся также церковь Святой Рипсиме (618), церковь святой Гаяне (630, реставрирована в 1652) с трёхарочным гавитом (1683), церковь Шокагат (1694).

    Восстановление католикосата в Эчмиадзине

    В 1441 году армянский Патриарший престол был снова возвращён[10][11][4][12][2][9] в Эчмиадзин. Конец XIV — первая половина XV веков стали эпохой кризиса в истории Армянской апостольской церкви. Престол католикоса, находящегося в городе Сисе в Киликии, неоднократно переходил из рук в руки, в результате чего несколько католикосов даже погибли. Параллельно с этим на территории Восточной Армении, в частности, в Сюнике, началось движение за возрождение армянской церкви. Именно там возникла идея о переносе престола католикоса в Эчмиадзин — её древнейший исторический центр[11][12]. Ещё ранее, в 1304 году, эта идея отражалась в произведении «Плач у врат св. Катогикэ» Степаноса Орбеляна[13]. Вопрос стал наиболее актуальным особенно после падения Киликийского армянского государства.

    Правитель государства Кара Коюнлу Джаханшах с целью привлечения на свою сторону духовенства согласился содействовать перенесению католикосского престола в Эчмиадзин. Он распорядился также освободить от государственных налогов Татевский и Вагадинский монастыри, сыгравших значительную роль по сравнению с другими религиозными очагами указанного времени[14].

    В мае 1441 г. с согласия ереванского бека Ягуба более 300 вардапетов, епископов, светских вельмож и старейшин съехались в Эчмиадзин для избрания нового католикоса. В собрании 700 епископов, архимандритов, учёных, а также представителей знати, организованной католикосом Григором IX, данное решение окончательно было закреплено[12].

    Новое и новейшее время

    В 1604 году иранский шах Аббас I решил перенести соборный храм по частям в новую столицу государства Исфахан, где в результате депортации из Закавказской Армении[15] была сформирована крупная армянская община. Этот план не был реализован, но многое реликвии были вывезены и хранятся в Ванкском соборе.

    Трёхъярусная колокольня была построена в 1653—1658 годах. Шестиколонные ротонды с трёх сторон появились в XVIII веке.

    В интерьере собора есть фрески, созданные на рубеже XVII и XVIII веков (Овнатан Нагаш), а также в конце XVIII века (Овнатан Овнатанян). В комплекс монастыря входят трапезная (первая половина XVII века), гостиница (середина XVIII века), дом Католикоса (1738—1741), школа (1813), каменный водоём (1846) и другие постройки.

    Побывавший в XVIII веке в монастыре греческий митрополит Хрисанф Неопатрасский в своем «Объяснении» генерал-фельдцейхмейстеру князю Платону Зубову, говоря о Католикосе и монастыре, отмечал:

    Сей Патриарх великую имеет силу во всех тех местах, и почти вся нация повинуется его повелениям. Он почти самовластен. О монастыре том могу сказать, что нет в свете его богатее, разве монастырь Св. Иоанна Лорета, в папском владении состоящий, и собственные папские сокровища с сим армянским монастырем могут сравняться. В нём находится великое множество монахов и архиереев, ибо при каждой должности монастырской начальником должен быть один из архиереев и от мала до велика все богаты. Сокровище монастыря сего неизвестно где хранится, но, кажется, содержат его в подземных местах для безопасности[16].

    Окрестности Эчмиадзина пострадали в результате Кавказской войны. В мае 1827 г. русские войска начали наступление на эриванском направлении, заняли Эчмиадзин, блокировали Эривань, а затем овладели Нахичеванью и крепостью Аббасабад. 9 июня командующего русскими войсками Паскевича известили о том, что персидский командующий Гассан хан собирается совершить набег на русские сообщения, собираясь пройти от Гумр через Джалал Оглы в Башчекет до Цалки, возглавив 1500 всадников. Но прибытие Паскевича в Эчмиадзин и его переговоры с окрестными «татарами» (азербайджанцами) заставили Гассана изменить свои планы. Русское командование приняло меры к отражению наступления, но остановить полностью персидскую конницу представилось невозможным — вся её деятельность с тех времён ограничивается лишь несколькими набегами в русские сообщения, преимущественно в окрестностях самого Эчмиадзина.[17] В начале августа Аббас-Мирза, стремясь остановить дальнейшее наступление русских, вторгся в Эриванское ханство, 15 (27) августа осадил Эчмиадзин, но понеся поражение от А. И. Красовского у с. Ушаган (Ошакан) на р. Касах, отступил в Персию.[18]

    8 июня 1827 года синклит армянского духовенства приветствовал колокольным звоном фельдмаршала Ивана Паскевича. Второй раз в ходе Персидской кампании Эчмиадзинский монастырь был занят русскими в августе 1827 года генералом Афанасием Красовским. Под его началом сражались армянские добровольческие отряды, сформированные тифлисским епископом Нерсесом Аштаракеци. В 1828 году по Туркманчайскому договору Эчмиадзин вошёл в состав Российской империи.

    В Российском законодательстве проведён был принцип, согласно которому «Эчмиадзинский верховный Патриарх избирался всем гайканским народом армяно-григорианского исповедания по установленному порядку, независимо от места проживания отдельных членов народа[19]».

    В 1869 году у собора появилась ризница. Она была пристроена с восточной стороны и используется для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

    12 июня 1903 года был издан указ о конфискации имущества Армянской апостольской церкви[20]. Согласно закону, всё недвижимое имущество (включая территорию Эчмиадзинского монастыря) и капитал, принадлежавшие Армянской церкви и духовным учреждениям, переходили в ведение государства. Из доходов от конфискованного имущества и денежных средств выделялась доля их прежнему владельцу — армянским духовным учреждениям. Ограблением Эчмиадзина руководил эриванский вице-губернатор Михаил Накашидзе, будущий бакинский губернатор.

    Католикос Мкртич I возглавил массовую протестную кампанию армянского народа, которая увенчалась успехом: 1 августа 1905 года Николай II подписал указ о возвращении Армянской церкви конфискованного имущества; одновременно разрешалось вновь открыть армянские национальные школы.

    В 1915 году братия Эчмиадзинского монастыря оказывала самоотверженную помощь беженцам из Западной Армении.

    В советское время в Эчмиадзине построены многочисленные жилые дома и общественные здания. В 1965 году в Эчмиадзине был возведён памятник жертвам Геноцида армян 1915—1922 годов.

    В 2009—2011 годах в Эчмиадзине была возведена церковь Святых Архангелов.

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Словарь изобразительного искусства (недоступная ссылка с 14-06-2016 [805 дней])
    2. ↑ 1 2 3 4 5 Encyclopedia of Early Christianity. — Routledge, 2013. — P. 227.

      Оригинальный текст (англ.)

      Gregory the Illuminator established the center of the church in the Armenian capital city of Vagarshapat, later named Echmiadzin. It moved subsequently to Dvin from 484 to 901, then to Cilicia in 1116, and in 1441 back to Echmiadzin. This final move provoked a division between the catholicate of Echmiadzin and those who remained in the city of Sis in Cilicia, who formed the catholicate of Cilicia, which in the early twentieth century was transferred to Antylias in Lebanon.

    3. ↑ Mahé A., Mahé J.-P. Grégoire de Narek. Tragédie. Matean olbergut'ean. Le Livre de Lamentation. — Peeters Publishers, 2000. — Vol. 584, Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. — P. 30.

      Оригинальный текст (фр.)

      Le siège patriarcal arménien fut successivement Valarsapat (314—484), Duin (484 — fin IXe s.), Att'amar (928—948), Argina (950—992), Ani (992—1046), sans compter le siège du catholicossat arméno-chalcédonien d'Awan (592—603) et les résidences occasionnelles de certains catholicos

    4. ↑ 1 2 Ioanna Rapti. Featuring the King: Rituals of Coronation and Burial in the Armenian Kingdom of Cilicia // Court Ceremonies and Rituals of Power in Byzantium and the Medieval Mediterranean: Comparative Perspectives / Edited by Alexander Beihammer, Stavroula Constantinou, Maria Parani. — BRILL, 2013. — P. 292.

      Оригинальный текст (англ.)

      This double importance survived the fall of the Cilician kingdom and determined the approaches to its history: as a mediterranean component, it was integrated along with Jerusalem in the intitulatio of the lusignan kings, while its national armenian significance continued to be embodied by the Catholicos (Katołikos), the armenian patriarch, up until 1441, when the holy see was established again in Etchmiadzin in Greater Armenia

    5. ↑ Джагацпанян Е. Д. Вагаршапатские соборы // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 490—491. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
    6. ↑ Эчмиадзин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    7. ↑ John Anthony McGuckin. The Path of Christianity: The First Thousand Years. — InterVarsity Press, 2017.

      Оригинальный текст (англ.)

      At the Council of Vagharshapat in 491, and reiterated at the Council of Dvin in 527, the Chalcedonian decree was officially anathematized, and thus began the long ecclesiastical separation from the Byzantine and Latin traditions of theology

    8. ↑ A. E. Redgate. The Armenians. — Blackwell, 2000. — P. 153.

      Оригинальный текст (англ.)

      Despite the various political and ecclesiastical problems Armenian intellectual life continued to thrive. The late fifth century onwards produced further translations into Armenian of Greek writers, including Aristotle and Plato, and the medical writers Hippocrates and Galen. Lazarus of P'arp studied in the Roman Empire, before being appointed, by the marzpan Vahan, as abbot of a monastery in Valarshapat.

    9. ↑ 1 2 3 Н. М. Токарский. Архитектура древней Армении. — Ер.: Изд-во АН Арм. ССР, 1946. — С. 61.

      Оригинальный текст (рус.)

      Сопоставляя сведения древних историков (Лазарь Парпский, Себеос) о первых церквах Армении и в частности об Эчмиадзине с наличными остатками церковных построек первых веков христианства, мы приходим к выводу, что до VII в. Эчмиадзин был обычной для того времени базиликой с деревянной кровлей и только при капитальной перестройке, проиpведенной Комитасом, получил один, а может быть и пять куполов. Выступающих абсид в это время у него еще не было. Они появились вернее всего при восстановлении собора, лежавшего уже в XIII в. в развалинах, по возвращении сюда в XV в. католикосского престола из Киликии.

    10. ↑ Nira Stone, Michael E. Stone. The Armenians: Art, Culture and Religion. — Chester Beatty Library, 2007. — P. 29.

      Оригинальный текст (англ.)

      Cilicia's intimate relationship with the Franks, however, led to theological conflict A sustained effort was made by the Papacy to bring the Armenians into conformity with Roman Catholic doctrine and practice. This desire was paralleled by Latinizing tendencies of the royal house towards the end of the Cilician kingdom and continued for a century longer. By 1441, however, traditional fвеorces in Armenia reasserted themselves and the seat of the Catholicos moved back to Armenia itself.

    11. ↑ 1 2 Ejmiatsin — статья из энциклопедии Британника

      Оригинальный текст (англ.)

      Upon the conversion of Armenia to Christianity about 300 CE, Vagarshapat became the residence of the Armenian patriarch. In 344 the town ceased to be the Armenian capital, and in 453 the patriarchal seat was removed elsewhere, but in 1441 the catholicos Kirakos brought back the seat to Vagarshapat, which thereafter remained the home of the “catholicos of all Armenians.”

    12. ↑ 1 2 3 Бозоян А. А., Юзбашян К. Н. Армянская апостольская церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. III. — С. 329—355. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
    13. ↑ Ejmiatsin — статья из Encyclopædia Iranica. S. Peter Cowe
    14. ↑ 8 АКАДЕМИЯ НАУК АРМЯНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ Г.М.ГРИГОРЯН ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СЮНИКА IХ-ХVвв. ИЗДАТЕЛЬСТВО АН АРМЯНСКОЙ ССР ЕРЕВАН 1990 ББК 63.3(2Ар)4 Г 835 Печатается. www.libed.ru. Проверено 2 апреля 2018.
    15. ↑ Willem Floor, Edmund Herzig. Iran and the World in the Safavid Age. — I.B.Tauris, 2015. — P. 285.

      Оригинальный текст (англ.)

      This role grew after the mass deportation of the population of Eastern Armenia to Iran by Shah 'Abbas I in 1604—5. By his order the inhabitants of Erevan, Old Julfa, Agulis, Dasht and other commercial centres of Armenia were settled in the vicinity of Isfahan, where a new town called New Julfa (Nor Jugha in Armenian) emerged in the early seventeenth century.

    16. ↑ Путешествия по Востоку в эпоху Екатерины II. / Подгот. Вигасин А. А., Карпюк С. Г. — М.: Восточная литература; Школа-пресс, 1995. — С. 270. — ISBN 5-02-017092-5
    17. ↑ Василий Потто. Кавказская война. Том 3. Персидская война 1826-1828 гг.. — Litres, 2017-09-05. — 715 с. — ISBN 9785425080998.
    18. ↑ В ходе русско-персидской войны.... old.prlib.ru. Проверено 30 января 2018.
    19. ↑ Ильинский И. Автономия. // Энциклопедический словарь Гранат. I доп. том. — М., 1935.
    20. ↑ Пролоббированный главноначальствующим Кавказского наместничества князем Григорием Голицыным.

    Литература

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Эчмиадзин - это... Что такое Эчмиадзин?

  • Эчмиадзин — город, Армения. Со II в. до н. э. существовал город Вардкесаван; название от личного имени и арм. аван селение . В 140 х гг. царь Вагар шак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат город Вагарша (иран. апат, абад селение, город …   Географическая энциклопедия

  • ЭЧМИАДЗИН — (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей. Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал армянской государственной картинной галереи, Дом музей… …   Современная энциклопедия

  • ЭЧМИАДЗИН — (до 1945 Вагаршапат) город в Армении, в 15 км от ж. д. ст. Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи. Дом музей И. М.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эчмиадзин — Эчмиадзин: Название города Вагаршапат с 1945 по 1992 года. Эчмиадзинский монастырь  монастырь в городе Вагаршапат, духовный центр армян …   Википедия

  • эчмиадзин — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Эчмиадзин — (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи, Дом… …   Энциклопедический словарь

  • Эчмиадзин — (до 1945 Вагаршапат)         город республиканского подчинения, центр Эчмиадзинского района Армянской ССР, на Араратской равнине, в 15 км от ж. д. ст. Эчмиадзин и в 20 км от Еревана. 37 тыс. жителей (1974). В Э. заводы пластмасс, бытовых… …   Большая советская энциклопедия

  • Эчмиадзин — город в Армении. Со 11 го в. до н.э. существовал город Варкесован; название произошло от личного имени и армянского аван – «селение». В 140 х годах царь Варгашак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат – «город Вагарша» (иран …   Топонимический словарь Кавказа

  • ЭЧМИАДЗИН — монастырь вблизи Еревана, являющийся историч. центром армяно григориан. церкви. В нем расположены резиденция патриарха католикоса, патриарший кафедральный собор (построен в 303), духовная академия и семинария, а также ряд др. учреждений. Здесь же …   Атеистический словарь

  • Эчмиадзин — город, Армения. Со II в. до н. э. существовал город Вардкесаван; название от личного имени и арм. аван селение . В 140 х гг. царь Вагар шак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат город Вагарша (иран. апат, абад селение, город …   Топонимический словарь

  • dic.academic.ru

    Эчмиадзин Википедия

    Запрос «Эчмиадзин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Страна Местоположение Конфессия Архитектурный стиль Реликвии и святыни Состояние Сайт
    Монастырь
    Эчмиадзинский монастырь
    Էջմիածին
    Эчмиадзинский собор
    40°09′42″ с. ш. 44°17′28″ в. д.HGЯO
    Армения Армения
    Вагаршапат
    ААЦ
    Армянская архитектура
    • Частица Ноева Ковчега,
    • Гегард - Копье (пронзившее Христа),
    • Десницы св. Григория Просветителя
    идеальное
    armenianchurch.org
     Эчмиадзинский монастырь на Викискладе

    Эчмиадзинский монастырь (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար, от др.-арм. Էջ Միածինն [ɛːʤ miɑʦʼinn] — «Сошествие Единородного»[1]) — монастырь Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 годы[2], и снова с 1441 года[2]. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Содержание

    • 1 История
      • 1.1 IV век — 484 год: резиденция армянского католикоса
      • 1.2 Конец V века — 1441 год
      • 1.3 Восстановление католикосата в Эчмиадзине
      • 1.4 Новое и новейшее время
    • 2 См. также
    • 3 Примечания
    • 4 Литература
    • 5 Ссылки

    История[ | код]

    IV век — 484 год: резиденция армянского католикоса[ | код]

    Эчмиадзинский монастырь является резиденцией Католикоса всех армян с начала IV века до 484 года[3][2] и снова с 1441 года[4][2]. В начале V века в Вагаршапате был созван церковн

    ru-wiki.ru