Храм Святой Софии, Константинополь. Храм святой софии что такое


Собор святой Софии - это... Что такое Собор святой Софии?

Собор святой Софии

Запрос «Собор Святой Софии» перенаправляется сюда; о других храмах с таким названием см. Софийский собор.

Координаты: 41°00′31″ с. ш. 28°58′48″ в. д. / 41.008611° с. ш. 28.98° в. д. (G)41.008611, 28.98

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией[1], Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

Первые постройки

Фрагменты базилики Феодосия

Собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I[3]. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II[4]. По мнению Н. П. Кондакова Констанций лишь расширил постройку Константина[5]. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»[6]. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий II в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.[7]

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году[8]. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте скромную по размерам базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Юстинианова базилика

История строительства

В память об усмирении бунта, едва не приведшего к свержению Юстиниана (483—565), император решил отстроить собор заново. Чтобы осуществить замысел по возведению величественного храма Юстиниану пришлось в самом начале столкнуться с крупными издержками: территория вокруг сгоревшей церкви была застроена и ему пришлось выкупить у владельцев участки земли и снести находившиеся на них постройки[9]. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих[9]. Император желал, чтобы воздвигаемая церковь превзошла величиной и роскошью все когда-либо существовавшие храмы, и не останавливался ни перед какими расходами на неё: золото, серебро, слоновая кость и дорогие породы камня были употреблены для её украшения в огромном количестве; со всех концов империи свозились колонны и глыбы редкого мрамора, шедшие на её убранство. Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм[10]. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил патриарх Мина.

Прокопий Кесарийский, современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии:

Софийский собор времён Византийской империи (реконструкция)

Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони[11].

— Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5: I:27)

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»[12]. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»[13]. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»[14]. Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 555 человек; при императоре Ираклии он доходил до 600 человек[9].

История собора периода Византийской империи
Внутренний вид сводов собора

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора:

пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.

— Хронография Феофана, год 6051 / 551

Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

Собор после османского завоевания

В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея[15].

Архитектурные особенности

План собора

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству

главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности[16].

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей (см. раздел Рунические надписи).

Мозаичный цикл

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.

Мозаика апсиды

Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века[17]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела[18] (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».[19] Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года сообщает, что мозаика апсиды была создана иконописцем Лазарем, пострадавшим в период иконоборчества, а после Торжества Православия получившем широкое признание. Вероятность этого допускает А. Грабар и полностью исключает византинист К. Манго. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал мозаику с изображением Богородицы:

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — все придает ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворенностью.[19]

Не менее высоко им оценена мозаика с архангелом Гавриилом, он считает, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения». Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения[17].

Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На своде были помещены 12 фигур из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. В. Н. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества.

Иоанн Златоуст

Около 878 года в северном тимпане собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и четырёх других святителей. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Н. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает:

Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, еще лишенные характерной для позднейших мозаик сухости и заостренности, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельченности. Розоватого тона лица обработаны зелеными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века.[19]

Входная мозаика нарфика

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом

В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила в медальонах. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Льва VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»[18].

Вероятно эта композиция отражает некую торжественную религиозную церемонию.[17] Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии, когда первый трижды падет ниц перед вратами, ведущими в храм, а затем входит в него. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI в котором он описывает Страшный Суд и припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам[19].

Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу:

По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. Софии. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное[19].

Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол[20].

Портрет императора Александра

Император Александр

На северо-западном столбе северной галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1958 года и имеет точную датировку 912 годом[21]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора.

Фигура изображена в фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй[22]), и перепоясывался лором.

По сторонам от изображения помещены медальоны, содержащие имя императора и монограммы, расшифровывающиеся как «Господи, помоги твоему слуге, православному благоверному императору»[19]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом[21]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа, датируемых периодом Юстиниана I.

Академик В.Н. Лазарев отмечает, что особенностью данной мозаики является широкое использование серебряных кубиков (по сравнению с золотыми), которые занимают около 1/3 фона мозаики. Также в отдельных местах мозаики (например, большом пальце и на ладони левой руки) кубиками мозаики была непокрыта подготовительная фресковая живопись.

Мозаика южного вестибюля

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. На ней изображена Богородица на престола с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (слева), приносящего в дар город Константинополь, и Юстиниана (справа), приносящего Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства[23]. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале[24].

Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона предают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров[17]. Академик В. Н. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов[19]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)[17].

Исламские элементы архитектуры и убранства

Исламские элементы
Михраб, расположенный в апсиде Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати Минбар, откуда имам читает проповеди

Рунические надписи

Одна из рунических надписей в соборе Святой Софии

Рунические надписи в соборе Святой Софии — надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора Святой Софии в Стамбуле. Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году[25], затем были найден ещё ряд надписей. Предполается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились.[26]

Кампания "за освобождение храма"

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии[27] — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council)[28]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».[29]

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou)[30] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Все дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.[31]

См. также

Примечания

  1. ↑ Наречение собора в честь Софии Премудрости Божией понимается как посвящение его Иисусу Христу, Богу-Слову (см. Журнал Московской патриархии. 1982, № 8, стр. 73.)
  2. ↑ Historic Areas of Istanbul (англ.). unesco.org. Проверено 15 февраля 2010.
  3. ↑ Хронография Феофана, год 5816 / 316
  4. ↑ Сократ Схоластик. «Церковная история». Кн. II, гл. 16
  5. ↑ Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. — М.: Индрик, 2006. — С. 116.
  6. ↑ Сократ Схоластик. «Церковная история». Кн. II, гл. 43
  7. ↑ Карташёв А. В. Вселенские соборы. — Клин: 2004. — С. 159.
  8. ↑ Карташёв А. В. Вселенские соборы. — Клин: 2004. — С. 460.
  9. ↑ 1 2 3 Успенский Ф. И. История Византийской империи / Сост. Т. В. Мальчикова. — М.: Мысль, 1996. — 794 с.
  10. ↑ Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. Проверено 14 февраля 2010.
  11. ↑ Прокопий Кесарийский О постройках. Проверено 14 февраля 2010.
  12. ↑ Robert S. Nelson Hagia Sophia, 1850-1950: Holy Wisdom Modern Monument. — Chicago: University of Chicago Press, 2004. — С. 1.
  13. ↑ Цитируется по Крест - хранитель всея Вселенныя : История создания и воссоздания креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой / Л.В.Алексеев. — Минск: Вестник Белорусского Экзархата, 1996. — 126 с.
  14. ↑ Карташёв А. В. Вселенские соборы. — Клин: 2004. — С. 461.
  15. ↑ В Айя-Софие возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов (тур.)
  16. ↑ Византийское искусство VI века // Всеобщая история искусств / Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2, книга первая.
  17. ↑ 1 2 3 4 5 Византийское искусство 9 - середины XI века // Всеобщая история искусств / Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2, книга первая.
  18. ↑ 1 2 Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. — Л: Искусство, 1981. — С. 106.
  19. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Лазарев В. Н. Мозаики собора Св. Софии в Константинополе // История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  20. ↑ Отто Демус Классическая система декора средневизантийского храма // Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой, ред. и сост. А. С. Преображенский. — М.: Индрик, 2001. — 160 с.
  21. ↑ 1 2 P. A. Underwood, E. J. W. Hawkins The Mosaics of Hagia Sophia at Istanbul. The Portrait of the Emperor Alexander // DOP. — 1961. — Т. 15. — С. 189–217.
  22. ↑ Георгий Кодин. De Officiis. VI
  23. ↑ Известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы (Лазарев В. Н. Мозаики собора Св. Софии в Константинополе // История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.)
  24. ↑ Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. — Л: Искусство, 1981. — С. 112.
  25. ↑ Svärdström, Elisabeth Runorna i Hagia Sofia // Fornvännen. — 1970. — № 65. — С. 247—249.
  26. ↑ Knirk, James E. Runer i Hagia Sofia i Istanbul // Nytt om runer. — 1999. — № 14. — С. 26—27.
  27. ↑ Международная группа активистов продолжает возвращения Церкви константинопольского собора Святой Софии Православие.Ru 26 июля 2007.
  28. ↑ Free Agia Sophia Council of America сайт «Совета по освобождению Святой Софии».
  29. ↑ Remarks of Raymond Buckley(англ.) Текст выступления Р. Бакли на слушаниях.
  30. ↑ Константинопольская София — мать всех церквей (см. справку в примечании) Православие.Ru 29 октября 2007.
  31. ↑ Крис Спиру. Возвращение Святой Софии «Завтра» 22 апреля 2009, № 17, стр. 5.

Литература

dic.academic.ru

Храм Святой Софии, Константинополь - это... Что такое Храм Святой Софии, Константинополь?

«Святая София» перенаправляется сюда. Для информации о христианской святой, обратитесь к статье Вера, Надежда, Любовь и их мать София.

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией[1], София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Располагался в центре Константинополя рядом с императорским дворцом (в настоящее время это исторический центр Стамбула, район Султанахмет). После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть; в 1935 году приобрёл статус музея.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55 метров, диаметр купола 31 метр.

История

Софийский собор времён Византийской империи (реконструкция)

Внутренняя часть Айя-Софии

Собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания.

Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте базилику, что и было выполнено в 415 году, однако и её постигла та же печальная участь — в 532 году при восстании «Ника» базилика сгорела (развалины её были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора).

Император Юстиниан (483—565) решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви свв. Сергия и Вакха. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм.

Обвалившийся во время землетрясения 989 купол собора перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора.

16 июля 1054 г. в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софие, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов. [2]

Архитектурные особенности

План собора

В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.

Фотогалерея

Внешняя часть

Внутренняя часть

Верхняя галерея

Верхняя галерея около Ложи Императрицы

Византийские колонны с мозаикой и рисунками Оттоманской эры

Мозаика, изображающая Императора Александра, держащего свиток и державу

Крупный план на мраморную дверь, замочную скважину и ключ

Мозаика «Принц Алексей Комнин»

Резной крест на одной из мраморных панелей

Крупный план на Серафима на куполе

Вид на Голубую мечеть из окна

Исламские элементы

Исторические рисунки

Набросок мозаики в восточной арке и апсидах, найденной в XIX веке, сделан братьями Фоссати

Набросок мозаики шести патриархов на южном тимпане (Фоссати)

Набросок мозаики шести патриархов на северном тимпане (Фоссати)

Элементы собора

Рунические надписи

Кампания за «освобождение» храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии[3] — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council)[4]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству.»[5]

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou)[6] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

«Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Все дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению».[7]

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Храм святой Софии (Византия) - это... Что такое Храм святой Софии (Византия)?

«Святая София» перенаправляется сюда. Для информации о христианской святой, обратитесь к статье Вера, Надежда, Любовь и их мать София.

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией[1], София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Располагался в центре Константинополя рядом с императорским дворцом (в настоящее время это исторический центр Стамбула, район Султанахмет). После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть; в 1935 году приобрёл статус музея.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55 метров, диаметр купола 31 метр.

История

Софийский собор времён Византийской империи (реконструкция)

Внутренняя часть Айя-Софии

Собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания.

Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте базилику, что и было выполнено в 415 году, однако и её постигла та же печальная участь — в 532 году при восстании «Ника» базилика сгорела (развалины её были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора).

Император Юстиниан (483—565) решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви свв. Сергия и Вакха. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм.

Обвалившийся во время землетрясения 989 купол собора перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора.

16 июля 1054 г. в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софие, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов. [2]

Архитектурные особенности

План собора

В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.

Фотогалерея

Внешняя часть

Внутренняя часть

Верхняя галерея

Верхняя галерея около Ложи Императрицы

Византийские колонны с мозаикой и рисунками Оттоманской эры

Мозаика, изображающая Императора Александра, держащего свиток и державу

Крупный план на мраморную дверь, замочную скважину и ключ

Мозаика «Принц Алексей Комнин»

Резной крест на одной из мраморных панелей

Крупный план на Серафима на куполе

Вид на Голубую мечеть из окна

Исламские элементы

Исторические рисунки

Набросок мозаики в восточной арке и апсидах, найденной в XIX веке, сделан братьями Фоссати

Набросок мозаики шести патриархов на южном тимпане (Фоссати)

Набросок мозаики шести патриархов на северном тимпане (Фоссати)

Элементы собора

Рунические надписи

Кампания за «освобождение» храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии[3] — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council)[4]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству.»[5]

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou)[6] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

«Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Все дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению».[7]

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Храм Святой Софии (Салоники) - это... Что такое Храм Святой Софии (Салоники)?

Координаты: 40°37′58.24″ с. ш. 22°56′49.54″ в. д. / 40.632844° с. ш. 22.947094° в. д. (G) (O) (Я)40.632844, 22.947094

Хра́м Свято́й Софи́и (греч. Ἁγία Σοφία) — крестокупольный трёхнефный христианский храм в городе Салоники, освящённый во имя Софии Премудрости Божией. Представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода, сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].

История храма

На месте существующего храма в первой половине V века располагалась раннехристианская пятискатная базилика, посвящённая святому Марку. Вместе с другими постройками она представляла собой комплекс религиозных сооружений площадью более 8000 квадратных метров[3]:94. Эта церковь была разрушена землетрясением в 618-620 годах, и на её месте был построен нынешний храм, занявший только часть прежнего комплекса.

Строительство храма относят к периоду между 690 и 730 годами[3]:96, а первое письменное упоминание о нём содержится в письме Феодора Студита от 795 года[4]. Окончание строительства храма Святой Софии приходится на период правления императора Льва III, при котором в Византийской империи началось иконоборчество, что объясняет минимальное количество мозаичных украшений храма.

Храм Святой Софии, обращённый в мечеть

В византийский период храм окружали многочисленные административные и культовые сооружения. Иоанн Камениата, описывая в начале X века церкви Салоник, называет храм Святой Софии одним из самых выдающихся[5]. В 1357 году в храме погребли архиепископа Григория Паламу, вскоре канонизированного в лике святых, а его мощи стали почитаться источником чудес[6]. В X веке Софийский собор стал кафедральным храмом Фессалоникийской митрополии. В период завоевания города крестоносцами и существования Фессалоникского королевства в нём находилась кафедра католического епископа.

Около середины XI века храм был перестроен[3]:109. К его западной части был пристроен просторный нартекс. Входные ворота прежней постройки были снесены, а восточную стену нартекса украсили фресковой живописью.

После завоевания Салоник турками в 1430 году храм до 1523 года продолжал использоваться для христианских богослужений, но потом, как и другие храмы города, был обращён в мечеть[3]:96. Турками был изменён внешний вид храма — фасад украсил портик в османском стиле, колокольню переделали в минарет, а затем возвели и второй минарет в османском стиле. Внутреннее убранство храма уничтожено не было, его покрыли штукатуркой, которая и сохранила мозаики собора. В 1890 году пожаром строению был причинены значительные разрушения. В 1907—1910 годах турки выполнили ремонт. В 1912 году по итогам Первой Балканской войны город Салоники перешёл к Греции и Святая София была возвращена христианам. Османский минарет был разобран, а колокольне была возвращена изначальная функция. Храм является действующим и относится к митрополии Фессалоник. В современных Салониках собор находится в историческом центре города, а улица и площадь перед храмом носят названия в честь святой Софии.

Архитектурные особенности

План храма

Размеры храма составляют 42 (длина) на 35 (ширина) метров, диаметр купола — около 10 метров, а высота рукавов креста — около 16 метров[7]. Архитектура храма сочетает в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. Купол положен на парусах, которые опираются на столбы. Выделяются очень глубокие подкупольные арки, которые образуют крестообразно расходящиеся от купола рукава[8]. При этом пространство храма расчленено на три нефа, хотя боковые нефы и не соответствуют апсидам, которые находятся на стыке центрального и боковых нефов[9]. К архитектурным элементам, характеризующим переход от куполообразной к крестокупольной базилике, относится также и то, что барабан имеет прямоугольную форму, купол держится на полуцилиндрических балках[3]:95.

Центральный неф

В архитектуре храма виден ряд недостатков (например, основание купола не имеет формы круга, а почти четырёхугольное с закругленными углами), которые объясняются тем, что, вероятно, архитектор ещё не освоил строительство нового вида церквей с базированием купола на арках[3]:94-95. Общий стиль памятника провинциален, хотя масштаб постройки и сложность композиции свидетельствуют о восстановлении архитектурных традиций VI века[7]. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, храм Святой Софии напоминает константинопольские постройки Юстиниана и в первую очередь церковь Святой Ирины[9].

В архитектуре алтарной части видны новые архитектурные формы, вызванные изменениями, произошедшими в чине литургии: для приготовления Святых Даров сделано помещение для жертвенника, а справа от алтаря, симметрично жертвеннику, — диаконник для хранения церковной утвари и облачений[3]:96.

Внутреннее пространство храма разделено двумя рядами колонн, своды купола держатся на четырёх объемных колоннах византийского стиля, а неф имеет крестовый свод.

Внутреннее убранство

Храм имеет квадратную форму, характерную для поздневизантийских крестокупольных базилик. Античные и византийские колонны, чередуясь, разделяют внутреннюю часть храма. Для колонн использованы капители, украшенные двумя рядами развивающихся листьев (аналог капителей в базилике Святого Димитрия), которые были позаимствованы из более древнего храма, вероятно, V века[3]:99. Стены храма оштукатурены и раскрашены под мрамор. В ряде мест нанесён растительный орнамент.

Купол храма опирается на цилиндрический барабан, который, снижаясь, принимает форму квадрата с двенадцатью окнами, пространство выше которых покрыто мозаикой с изображением Вознесения. Также мозаикой украшен и свод апсиды алтарной части, где имеется мозаичное изображение Богородицы, относящиеся к иконописному типу «Одигитрия».

Кроме мозаик в храме сохранились фрески XI века, которые были выполнены при его реконструкции после пожара 1037 года. Фрески расположены в один ряд на восточной стене нартекса. На большинстве из них изображены святые, канонизированные в лике преподобных. Среди них выделяются преподобная Феодора и преподобный Евфимий — святые из Салоник.

Мозаики

Мозаика апсиды — «Одигитрия» Фрагмент мозаики «Одигитрия»

Храм был построен в период иконоборчества, в связи с чем изначально апсида была украшена огромным крестом, а свод вимы — многочисленными небольшими крестами в прямоугольниках (так называемая аниконическая декорация). Эти мозаичные изображения были созданы в 780-е годы (то есть после первого восстановления иконопочитания императрицей Ириной или незадолго до него). Такая датировка основана на сохранившихся монограммах Константина VI, его матери императрицы Ирины и надписи с упоминанием епископа Феофила, бывшего участником Седьмого Вселенского собора в 787 году[10]. Они находятся в своде алтаря рядом с крупным изображением равноконечного креста в круге.

Вскоре после окончательного восстановления иконопочитания императрицей Феодорой в 843 году изображение креста было заменено мозаичным изображением Богородицы, сидящей на троне, с младенцем Христом на руках. Изображение выполнено на золотом фоне. Мастер, создававший мозаику, не был знаком с принципами исправления перспективных искажений[11]. По этой причине созданная им фигура Богородицы на полукруглой поверхности апсиды получилась широкой и грузной, а фигура Богомладенца Христа, напротив, слишком маленькой.

На уровне плеч Богородицы сохранились контуры креста, первоначально украшавшего апсиду. Под изображением Богородицы сохранилась надпись, относящаяся к первоначальному мозаичному украшению апсиды — «Господь Бог, сделай прочным это строение, так чтобы оно было непоколебимо до скончания века, для того чтобы был славен Ты, Твой Единородный Сын и Твой Пресвятой Дух».[3]:107 Между сводом алтаря и аркой на узкой лицевой части мозаикой выложена цитата из 64-го псалма — «Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего»  (Пс.65:5).

Мозаика купола — «Вознесение»

На большой мозаике купола изображена сцена Вознесения Иисуса Христа. Образ Христа заключен в многоцветную шарообразную рамку — мандорлу, поднимаемую в небо двумя ангелами. Христос, благословляющий правой рукой, изображён сидящим на радуге. Вокруг этого центрального образа изображены двенадцать апостолов и Богородица в окружении двух ангелов, один из которых указывает на слова из апостольских деяний, написанные над их головами: «…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»  (Деян.1:11). Относительно датировки данной мозаики существуют следующие версии[12]:

  • по мнению Шарля Диля и М. Ле Турно, создана в два этапа: Христос с ангелами — VII век, Богоматерь, ангелы и апостолы — IX век. Данная датировка, по мнению профессора Петербургского университета Д. В. Айналова, не имеет никаких оснований;
  • академик В. Н. Лазарев датирует мозаику IX веком на основании её сходства с росписями шестой капеллы в Гёреме и с мозаиками капеллы Сан Дзено в базилике Санта-Прасседе. Также в пользу такой датировки, на его взгляд, свидетельствует сохранившаяся в куполе надпись с упоминанием солунского архиепископа Павла (880—885 годы), которая, возможно, была выполнена одновременно с мозаикой.
  • искусствовед Г. С. Колпакова датирует мозаику ок. 849 годом[13]:270 то есть первыми годами после окончательного восстановления иконопочитания.

Изображения апостолов отделены друг от друга деревьями. Мастер попытался передать индивидуальные черты каждого апостола: один смотрит на небо, прикрывая глаза рукой, другой представлен задумчивым со слегка опущенной головой, которую он поддерживает рукой, третий выражает изумление, наклонив голову и сжимая руку у подбородка. Апостолы, в отличие от Христа и Богоматери, изображены не имеющими нимба. Богородица изображена в молитвенном положении с поднятыми вверх руками.

Характеризуя технику исполнения мозаики, австрийский искусствовед Отто Демус пишет, что она представляет пример идеальной оптической системы отрицательной перспективы, характерный для средневизантийского искусства.

Длинные ноги фигур, то есть те их части, что находятся на более или менее вертикальных и поэтому подверженных сильному сокращению участках купола, укороченные торсы, небольшие головы — словом, всё изображено именно так, чтобы при взгляде снизу пропорции фигур казались нормальными. Даже несколько странное изображение сидящего Христа в зените купола попадает в точку — зритель воспринимает Его фигуру почти неискажённой, а это значит, что она оказывается меньше и шире. Её относительная неуклюжесть связана с тем, что изображение сидящей фигуры на обозреваемой снизу горизонтальной поверхности для византийского художника было почти неразрешимой проблемой.[11]

Также он отмечает, что помещение в куполе композиции Вознесение Христово является примером архаичной иконографии и не размещение в куполе Христа Пантократора, традиционного для столичного искусства Византии, объясняется провинциальным положением Салоник[11]. Г. С. Колпакова относит мозаику к примерам архаического народного вкуса, но отмечает, что её отличает «академизация приёмов, усиленная стилизация объёмов, их точёность, орнаментализация очертаний деталей»[13]:271.

Данная мозаика стала прототипом росписи купола Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина XII века)[14], а её отдельные мотивы были использованы для создания мозаичной композиции конхи алтаря лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме (1907—1910 годы)[15].

Включение в число объектов Всемирного наследия

15 января 1987 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была номинирована группа раннехристианских и византийских памятников в городе Салоники, включающая и храм Святой Софии. В сентябре 1988 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием возможности их включения в реестр.[16] На 14-ой сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Бразилии 5—9 декабря 1988 года, указанная группа памятников была включена в Список объектов Всемирного наследия под номером 456.[17]

Примечания

  1. ↑ В настоящее время принадлежит номинально, фактически митрополия Фессалоник находится в управлении Элладской православной церкви (см. перечень епархий Вселенского патриархата и список членов Священного синода Элладской церкви)
  2. ↑ Paleochristian and Byzantine Monuments of Thessalonika. unesco.org. Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 5 мая 2010.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Папахатзис Н. Памятники Салоник. — MOLHO. — 159 с. — ISBN 960796405-5
  4. ↑ Феодор Студит // Patrologia Graeca, vol. XCIX, col. 918
  5. ↑ Иоанн Камениата Взятие Фессалоники // Две византийские хроники. — М.: Изд-во вост. лит-ры, 1957.
  6. ↑ Григорий Палама // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. 13. — ISBN 5-89572-022-6.
  7. ↑ 1 2 Комеч А. И. Византийская архитектура VI - XII вв. // Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. — М.: Наука, 1987. — 319 с.
  8. ↑ Византийское искусство 7-8 веков // Всеобщая история искусств / Под общ. ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2, книга первая.
  9. ↑ 1 2 Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. — Л: Искусство, 1981. — С. 87.
  10. ↑ Лазарев В. Н. Эпоха иконоборчества (730–843) [V.3. Абстрактная символика] // История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  11. ↑ 1 2 3 Отто Демус История средневизантийской системы // Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский. — М.: Индрик, 2001. — 160 с.
  12. ↑ Лазарев В. Н. Эпоха иконоборчества (730–843) [V.6. Влияние народного искусства на искусство столицы] // История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  13. ↑ 1 2 Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2010. — 528 с. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-9985-0447-1
  14. ↑ Морозова М. Е. Некоторые особенности построения фрески в куполе Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Проверено 10 апреля 2010.
  15. ↑ Лисовой Н. Н. Елеонская гора // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. 18. — С. 310—317. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  16. ↑ Advisory Body Evaluation  (англ.). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 14 апреля 2010.
  17. ↑ Report of the World Heritage Committee ( Twelfth Session)  (англ.). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 14 апреля 2010.

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Храм Святой Софии - это... Что такое Храм Святой Софии?

 Храм Святой Софии

Храм Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта. Софийский собор стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины. Поскольку Собор святой Софии является государственным музеем-заповедником и внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать любой религиозной организации и проводить там богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года), 22 ноября 2006 года Украинская православная церковь Московского Патриархата отказалась участвовать в будущем в этом мероприятии: согласно заявлению Синода УПЦ МП, молитва вместе с «отлученными от церкви» противоречит Апостольским Правилам[1].

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Планшет
  • Ятрохимия

Смотреть что такое "Храм Святой Софии" в других словарях:

  • Храм Святой Софии (Салоники) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православная церковь Храм Святой Софии Αγία Σοφία …   Википедия

  • Храм Святой Софии (Трабзон) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор Αγία Σοφία …   Википедия

  • Храм Святой Софии, Константинополь — «Святая София» перенаправляется сюда. Для информации о христианской святой, обратитесь к статье Вера, Надежда, Любовь и их мать София. Православный собор Софийский собор Αγία Σοφία …   Википедия

  • Храм святой Софии (Византия) — «Святая София» перенаправляется сюда. Для информации о христианской святой, обратитесь к статье Вера, Надежда, Любовь и их мать София. Православный собор Софийский собор Αγία Σοφία …   Википедия

  • Храм Святой Софии (Львов) — Бывший костёл Софии (ныне церковь святой Софии) Костёл Святой Софии  культовое сооружение во Львове (Украина), памятник архитектуры. Расположено на ул. Ивана Франко, 121 а. Костёл был основан на месте прежнего деревянного костёла, основанного в… …   Википедия

  • Храм Святой Троицы (Тула) — Православный храм Храм Святой Троицы …   Википедия

  • Храм святой Троицы (Львов) — Костёл и монастырь сакраменток ансамбль культовых сооружений во Львове (Украина). Расположен на ул. Тершаковцев (бывшая Марченко), 9. В 1990 е годы собор был передан УГКЦ и носит название Храм Святой Троицы. Костёл сакраменток был построен в 1718 …   Википедия

  • Храм Святой Анны (Львов) — Костёл Анны в междувоенный период (1918 1939) Костёл Святой Анны и монастырь памятник истории и архитектуры во Львове (Украина) на перекрёстке улиц Городоцкой и Шевченко (бывшей Яновской). После легализации УГКЦ здание перешло в собственности… …   Википедия

  • Храм Святой Анны во Львове — Костёл Анны в междувоенный период (1918 1939) Костёл Святой Анны и монастырь памятник истории и архитектуры во Львове (Украина) на перекрёстке улиц Городоцкой и Шевченко (бывшей Яновской). После легализации УГКЦ здание перешло в собственности… …   Википедия

  • Храм святой Ольги-Елизаветы (Львов) — Костёл Святой Эльжбеты собор в неоготическом стиле во Львове, на площади Кропивницкого, рядом с улицей Городоцкой. По преданию костёл был назван в честь популярной в народе императрицы Елизаветы (Зизи) Габсбург, супруги императора Австро Венгрии… …   Википедия

dic.academic.ru

Храм святой Софии, Турция | Как интересно. ру

храм святой софииГде находится храм Святой Софии?

Храм святой Софии — это самое красивое сооружение, которое сохранилось после пожара, землетрясения и вандализма хулиганов.  Но каждый раз храм св. Софии буквально восстал из пепла, это самое величественное строительство человечества, которого прежде не было, ни когда. Храм находится в Стамбуле Турция.

 История храма святой Софии

Церковь Святой Софии был построен в 360 году Константином. Он, вплоть до 404 года носил название “великая церковь”. А в 405 году нашей эре перестроен в более крупную сооружение. В 532 году нашей эры, в период восстания «Ника», церковь святой Софии была сожжена вместе с половиной города. Следующая реконструкция была проделана Юстинином, который привез восемь Коринфских колонн из Баальбека в Константинополь и установил их. В свое время это был самый большой собор в мире, а в 989 году во время землетрясения, рухнул его купол вместе со многими другими частями и был разграблен. Византийский Правитель пригласил знаменитого архитектора Трдата,   для реконструкция храма святой Софии.

За годы своего существования храм Святой Софии претерпел различные изменения, он был преобразован в мечеть, после этого в соборе была открыта мусульманская школа, сооружена социальная кухня для неимущих и собрана бесценная библиотека. Султан Абдулла сделал обширные изменения в сооружение собора здания. Отец Турецкого народа, Мустафа Кемаль Паша превратили его в музей. Если собрать все изменения собора святой Софии, произошедший в его архитектуре во все времена получится так: храм, церковь, мечеть, музей.

Турецкий зодчий Синан занялся восстановлением и укреплением храма святой Софии. Он завершил работу и сделал  два минарета по бокам в главной части здания, выдерживающие различные сейсмические активности землетрясений. Тем самым зодчий Синан, по мнению современных ученых  сейсмологов является первым инженером в мире, который построил здание, которое может противостоять землетрясениям.

Базилик сделал серьезную революцию в строительствехрама  святой Софии, он установил огромные купола, которые  имели большой вес. Это здание еще не видел такой нагрузки куполов. В то время, еще не было ни железо для сооружения каркаса, а большую крышу и купола установили на массивные столбы и укрепили в стену. Купол поддерживался и был установлен в четыре опоры, каждая с площадью около 118 кв. метров. Сама церковь имеет размеры  82 x 67 метров, купол над полом поднимается на высоту 64,01 метров, и она имеет диаметр 33,53 метров.

Деисус в 12-13 веке сделал мозаику до верха в Южной галерее храма. В Византийский период храм святой Софии была зарезервирована для членов императорской семьи и суда, которые просматривали литургию на его Восточной стороне церкви. Первоначально своды галереи были покрыты мозаикой Пятидесятницы и Серафимы, но это все разрушилось в результате землетрясения в 1894 году. Многие считают, что это мозаики являются величайшими сокровищами мирового искусства и культуры. Среди христиан изображение Христа называют лучшим изображением. Это большая трагедия, что большинство из мозаик было утеряно, но чудом  сохранилась красивое лицо Христа, его матери и св. Иоанна Крестителя, что является чудом.

храм святой софии1

 Это удивительное сооружение храм Святой Софии сохранились из-за любви и заботе верующих, которые сделали его домом для молитвы, истории и искусства. Так сохраним же это сооружение собора святой Софии для будущих потомков. Если приедете на отдых в Турцию, посетите этот удивительный храм.

 

Похожие статьи сайта:

kak-interesno.ru

Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Храм Святой Софии в Константинополе, всемирно известный памятник византийской архитектуры, по словам русского ученого Н.П. Кондакова, «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Закавказья.

История Святой Софии началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь — новую столицу империи. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь во имя святой Софии.

Имя София обычно толкуют как «премудрость», хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой аспект Иисуса как образБожественной Премудрости. София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением — разумный, мудрый. Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи. Первые христианские храмы в главных городах Киевской Руси — в Киеве, Новгороде, Полоцке — были также посвящены Святой Софии. А последним крупным храмом Святой Софии стал Софийский собор в Тобольске, построенный в 1680-х годах.

Император Констанций, сын и наследник Константина Великого, перестроил и расширил построенный отцом храм. Сто лет спустя этот собор сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Храм, восстановленный императором Аркадием, снова был разрушен, на этот раз до основания, во время восстания 531 года, при подавлении которого в столице Византии погибло 35 тыс. человек.

После этого император Юстиниан I заложил новый храм. В это время в Константинополе уже существовало 30 церквей, блиставших золотом, серебром и разноцветными мраморами. Но Юстиниан пожелал построить храм, который превзошел бы величием и роскошью все когда-либо построенное в мире.

Главными строителями храма хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Оба они — выходцы из Малой Азии. Зодчий Анфимий был к тому же выдающимся изобретателем и ученым того времени. В подчинении у Исидора и Анфимия работали еще 100 архитекторов.

На строительстве собора ежедневно трудились около 10 тыс. рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Рима были привезены колонны из порфира, из Эфеса — колонны из зеленого мрамора. Строительство храма продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Собор был освящен 26 декабря 538 года.

Когда строительство окончилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Святой Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». Входящий в него чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося в храме чувствовала, что «Бог здесь, близко от нее, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя». Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!»

Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина храма составляет 81 м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придает собору стройное единство.

Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон. Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была сделана из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Вокруг престола полукругом располагались колонны из яшмы и порфира.

Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенное мозаиками внутреннее пространство храма. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Во мраке густой южной ночи храм, озаряя все вокруг подобно грандиозному пожару, возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров.

В 1453 году турецкий султан Мехмед II Завоеватель во главе 200-тысячного войска осадил Константинополь. Дни Византии были сочтены, но император Константин XI Палеолог отрекаться от престола не стал, а возглавил отряд последних защитников империи — 14 тыс. бойцов. Византийцы героически сопротивлялись, но силы были неравны. 29 мая турки ворвались в город.

«В некоторых местах, вследствие множества трупов, совершенно не было видно земли», — пишет очевидец. По приказу султана Мехмеда долго искали труп императора Константина и нашли его под грудой убитых — императора опознали только по пурпурным сапожкам с вышитыми золотом двуглавыми орлами. Султан приказал отрубить голову императору и водрузить ее на высокой колонне посреди завоеванной столицы Византийской империи.

Существует легенда, что, когда турки ворвались в собор, служивший там священник исчез за таинственной дверью в стене храма, захватив с собой святые реликвии. Турки не сумели его догнать: стена внезапно закрылась за ним. Во время реставрации 1850-х годов эта дверь была впервые за четыреста лет вскрыта — за ней оказалась крохотная часовня и уходящая куда-то вниз лестница, заваленная мусором...

Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Но красота христианского храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. В царствование султана Селима II к внешним стенам храма пристроили грубые контрфорсы, совершенно изменившие первоначальный вид собора. Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью, и лишь в 1932 году началась их расчистка. В сделанной турками пристройке находились султанская усыпальница — здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I.

Святая София за свою долгую жизнь пережила множество невзгод. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. К середине XIX столетия София находилась под угрозой реального разрушения, и только спешно вызванные султаном Абдул-Междидом итальянские реставраторы спасли положение. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации их снова замазали известью. Но великое искусство нельзя убить.

Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. А в 1934 году мечеть в храме Святой Софии была упразднена, а вместо нее открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа Пантократора и другие шедевры византийских мастеров. «Посетитель и ныне испытывает совершенно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, — писал известный искусствовед Л.Д. Любимов. — Как некогда людям средневековья подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором».

Ни в одном другом памятнике художественный гений Византии не нашел такого полного и совершенного воплощения, как в Софии Константинопольской.

Величайшие храмы мира

Подобно тому как в древности семь городов оспаривали право именоваться родиной великого Гомера, так и в разных местностях Малой Азии и Балкан существует множество претендентов на право называться родиной великого турецкого зодчего Ходжи Мимара Синана (1489—1578). Турки говорят...

Величайшие храмы мира

В Юго-Восточной Анатолии, в 50 км от города Адыяман, на высоте 2150 м над уровнем моря, располагается национальный парк Немрут-даг — «гора Немрут». Его название связывают с легендарным охотником Нимрудом (Нимродом, Нимвродом, Немрутом) — правнуком Ноя, упоминающимся в Библии....

Величайшие храмы мира

Каппадокия — древнее название горного района в Центральной Турции, в долине реки Кызыл-Ирмак, ограниченного с запада озером Туз, а с юга на северо-восток — горными хребтами Тавр и Теджер. Во II тысячелетии до н.э. территория Каппадокии входила в состав Хеттского царства. В III—...

Поделиться:

insai.ru