История создания Царь-Пушки и Царь-Колокола. Картинки царь колокол и царь пушка


Царь-пушка и Царь-колокол - памятники русского литейного искусства :: SYL.ru

В Москве, на территории Кремля, внимание всех посетителей привлекают выдающиеся работы русских литейщиков - Царь-пушка и Царь-колокол. Они изумляют отточенностью линий, размерами, поразительной красотой декора. Над этими феноменами не властно время.

Уникальное орудие

Царь-пушка, представляющая собой бомбарду (средневековое артиллерийское орудие), была отлита из бронзы на территории Пушечного двора литейным мастером Чоховым Андреем ещё при царе Фёдоре Иоанновиче, в 1586 году. Несмотря на свои впечатляющие размеры, она - настоящее произведение искусства. А это действительно очень большое орудие, ее масса – 40 тонн, а длина - 5,5 метров. Царь-пушка рельефно опоясана, ее украшают портреты святых, а также изображение царя Федора Иоанновича с символами самодержавия в руках. Это очень тонкая работа, несмотря на свои немалые масштабы! Позже в Петербурге, в 1835 году, были изготовлены и ядра с лафетами, которые тоже были декорированы узорами. Изначально Царь–пушка изготовлялась, конечно, с намерением использовать ее в обороне Кремля, и ее установили на Красной площади, на деревянном настиле у Лобного места. Однако в бою она так и не участвовала. В 18-м веке ее поместили во дворе Арсенала, а в советское время она переехала на Ивановскую площадь. Здесь Царь-пушка была водружена на чугунный лафет, и в качестве декорации рядом поместили ядра. В 1980 году в результате исследовательских работ выяснилось, что снарядами должны были служить каменные ядра весом в 8 тонн. Кроме того, обнаружилось, что однажды из нее все-таки был произведен выстрел. Некоторые историки предполагают, что выстрелом из нее развеяли прах Лжедмитрия. Царь-Пушка в Москве включена в Книгу рекордов Гиннеса как орудие самого большого калибра. Возможно, когда-то отливались орудия и большего калибра, но до наших дней они не дошли.

История Царь-колокола

Царь-колокол был отлит, а вернее, перелит из Григорьевского, по приказу Анны Иоанновны. Литейные мастера Иван Моторин с сыном Михаилом взялись за дело в 1733 году. Они добавили к исходному металлу остатки старого колокола, который сохранился еще со времен Бориса Годунова. Под колокол на территории Ивановской площади вырыли 10-метровую яму. Литье завершал в ноябре 1735 года Михаил самостоятельно, поскольку его отец Иван Моторин к тому времени уже умер. Высота колокола составила более 6 метров при диаметре 6,6 м, а вес достигал 2 тысяч килограммов. Интересно, что для лучшего звучания в состав сплава добавили 525 килограммов серебра и 72 килограмма золота. В марте 1737 года произошёл Троицкий пожар, во время которого сгорела деревянная времянка над ямой с колоколом. Горящие бревна и поленья падали в нее, металл раскалялся. Люди со всей округи, боясь, что Царь-колокол расплавится, заливали яму водой. Однако из-за перепада температур по поверхности колокола пошли трещины, и один кусок весом в 1,5 тонны вообще откололся. В течение последующих лет дважды, в конце 18-го века и в начале 19-го, колокол пробовали вытащить, однако безрезультатно. И лишь в августе 1836 года это произведение литейного искусства извлекли из ямы и установили на бронзовый постамент в Московском Кремле.

www.syl.ru

История создания Царь-Пушки и Царь-Колокола

Царь-пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Это величайший памятник русской артиллерии. Мало найдется иностранных туристов, покинувших Москву, не взглянув на пушку. Будучи самым крупнокалиберным орудием в мире, царь-пушка находится в книге рекордов Гиннеса.

В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля. Изначально пушку установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот.

Однако хан не дошел до Москвы, поэтому горожане так и не увидели, как бьет орудие, именуемое за свои размеры царь-пушкой. В XVIII в. пушку переместили в Московский Кремль, и с тех пор она не покидала его пределы. На том месте царь-орудие стояло до начала ХVIII в., пока Петр I не задумал строительство Цейхгауза (Арсенал Московского Кремля), организуя в нем оружейное хранилище для древних и трофейных экспонатов. Сначала орудие поставили во дворе Арсенала, а потом оно охраняло его главные ворота.

В 1835 году пушка была воздвигнута на новый лафет из чугуна, изготовленный по эскизам академика Брюллова А.П. Царь-пушка вместе с другими старинными орудиями была размещена вдоль Оружейной палаты. В 1960 г. Началось строительство Кремлевского дворца. Старая постройка Оружейной палаты была снесена и орудие снова доставили к Арсеналу. Ближе к 1980 году царь-пушка вместе с лафетом и ядрами вывозят на плановую реставрацию. На прежнее место их вернули 1980 году.

Сегодня орудие можно посмотреть на Ивановской площади. Рядом расположена колокольня Ивана Великого и церковь Двенадцати апостолов.

Царь-пушка расположена на лафете из чугуна, выполняющем декоративную функцию. Саму пушку отливали из бронзы. Рядом лежат декоративные ядра из чугуна. С правой стороны пушки изображен Федор Иванович на коне. На голове у князя корона, а в руках он держит скипетр. Рядом с изображением написано, что это Великий Князь Федор Иванович, являющийся Государем-самодержцем Великой России. Считается, что название пушка могла получить благодаря изображению князя. Кроме царь-пушки, можно встретить другое название - «Дробовик Российский». Такое название связано с тем, что орудие отливали специально для стрельбы дробом, так называемой картечью.

На левой стороне пушки написано, что ее автором является «литец Ондрей Чохов». Ствол орудия декорирован красивейшим орнаментом. Отдельного внимания заслуживает лафет. Чтобы подчеркнуть высокий статус орудия, литейщики изобразили царя зверей – льва. Лафет покрыт незаурядным переплетением растений, среди которых символическое изображение льва, борющегося со змеей. Спицы больших колес выполнены в виде переплетающихся листьев.

 

 

В мире не существует колокола больше, чем Царь-колокол, отлитый руками человека. Правда, эту работу, можно отнести к достижению в сфере технологии литья, поскольку колокольного голоса услышать никому и не удалось. Но какие бы не были функции у Царь-колокола, однозначно – это уникальное произведение колокольного литья и символ российского государства.История создания Царь-колокола начинается с приказа об его изготовлении, который был издан императрицей Анной Иоанновной. Им должны были заменить колокол Григорьева, висевший на колокольне Кремля (около Успенского собора), который был поврежден во время пожара. По приказу императрицы, изготовить новый нужно было из материала старого колокола, но при этом увеличить его вес на 20%, доведя до 10000 пудов!

Никто из мастеров колокольных дел не решался браться за такую работу. Колокол Григорьева был достаточно сложен, а изготовление нового, казалось, затеей неосуществимой. Было даже отправлено предложение во Францию к механику королевского дворца, на что тот ответил отказом, приняв все за шутку. Фельдмаршал Миних, на котором лежала ответственность за поиск мастера, уже совсем отчаялся, когда русский умелец Иван Моторин дал свое согласие.

Так как выбора у Миниха особо не было, то в 1733 году именно Моторин приступил к изготовлению. Работы проводили в Москве на Пушечном дворе (теперь здесь знаменитый «Детский мир»). Прямо в земле была вырыта опалубка для формы колокола, так как данный вес изделия не смог бы выдержать никакой другой способ. На подготовку ушло почти полтора года. Неожиданностью для всех стала смерть Ивана Моторина в 1735 году. Завершить начатое дело пришлось его сыну Михаилу.

Днем, когда был отлит Царь-колокол, принято считать 25 ноября 1735 года. Вес его составляет почти 200 тонн! Размеры (диаметр и высота) увеличились каждый на 6 метров. Сплав состоит из чистого серебра (525 кг), золота (75 кг), меди (85%) и олова (13%). Заготовке, полученной в результате отливки, была необходима доработка. Нужно было убрать лишний облой и при помощи чеканки осуществить украшение всех элементов. На проведение этих работ также ушло довольно много времени.

Все то время, пока над Царь-колоколом работали декораторы, он находился в яме. На нем появились барельефы Иоанна Предтечи, апостола Петра, Христа, Богоматери и Святой Анны. Четко вырисовывались фигуры Анны Ивановны и царя Алексея Михайловича (отца Петра I). Но история создания Царь-колокола складывалась довольно не гладко. Во время крупного пожара в Москве (20 мая 1937 год) загорелась возведенная вокруг почти завершенного Царь-колокола деревянная постройка. Потушить огонь быстро не удалось, а из-за горящих падающих бревен колокол нагрелся. Боясь, что поверхностный слой может частично расплавиться, и при этом пострадает оригинальный декор, было принято решение охладить колокол. Фатальной ошибкой стало то, что его начали поливать водой. В связи с таким резким перепадом в температуре, на колоколе образовались значительные трещины, и отвалился кусок, вес которого составил 11,5 тонн.

Дважды пытаясь восстановить Царь-колокол, наконец, отказались от этой затеи, решив, что после спайки «голос» колокола не будет таким, который требовался. Царь-колокол в 1836 году становится своеобразным памятником, установленным на постаменте в Кремле в Москве. Эта известная достопримечательность находится там и сегодня.

Источник

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

zagopod.com

Царь-пушка и Царь-колокол - Москва. История, описание, фото Царь-пушки и Царь-колокола в Москве в кремле

Царь-пушка и Царь-колокол - Москва
Царь-пушка и Царь-колокол являют собой гордость российского литейного искусства, оба феномена «рождены» на территории Пушечного двора. Расположены в городе Москве на территории Кремля, на Ивановской площади. 

Первым, в 1586 году, появился нынешний памятник артиллерии – бронзовая Царь-пушка, автором орудия выступил Андрей Чохов. Габариты его внушительны: около 5,5 метров длина, масса немного превышает 39 тонн, а калибр равен 890 миллиметрам или 35 дюймам. Пушка рельефно опоясана, а правую сторону ее дула украшает изображение царя Федора Ивановича, в руках монарха символы самодержавия, а сам он верхом на коне. В качестве атрибутов изготовили и декорировали узорами в 1835 году на заводе Берда в городе Петербурге ядра и лафеты. 

Изначально пушку собирались использовать в качестве средства обороны Кремля и установили устрашающее орудие на деревянном настиле подле Лобного места на Красной площади. Тем не менее, в бою Царь-пушке участвовать так и не довелось. В 18 веке ее переместили во двор Арсенала, после к его воротам, а советское время обернулось для достопримечательности «переездом» на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов. Пушку водрузили на чугунный лафет, а рядом поместили ядра. 

При проведении ремонтных и исследовательских работ в 1980 году, выяснилось, что пушечными снарядами должны были быть каменные 8-ми тонные ядра, а также обнаружились свидетельства произведенного хотя бы однажды выстрела. Историки полагают, таким образом, был развеян прах Лжедмитрия. Царь-Пушка внесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого калибра, конечно, когда-то отливались превосходящие ее орудия, но, увы, до наших дней конкуренты не дошли. 

Царь-колокол велела отлить, а точнее перелить из Григорьевского, отяжелив и увеличив в масштабе, Анна Иоанновна. За дело взялись Иван Моторин и его сын Михаил (1733-1735 годы), к исходному металлу добавили остатки старого колокола, сохранившегося со времен правления Бориса Годунова. Формирование колокола происходило на территории Ивановской площади, для чего было вырыто 10-ти метровое углубление. Высота колокола чуть более превысила 6 метров, диаметр его составил 6,6 метров, а вес достиг 2 тысяч килограммов. Литье завершилось 25 ноября 1735 года, его предварял подготовительный процесс, а в саму работу вмешивались неприятные обстоятельства – умер Иван Моторин, и Михаилу пришлось заканчивать труд самостоятельно. Примечательно, что в составе сплава содержится 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра. 

Последовала чеканка колокола, а 20 марта 1737 года случился так называемый Троицкий пожар, спаливший деревянную времянку над ямой, в которой находился Царь-колокол. Поленья и бревна падали в нее, раскаляя металл. Люди сбегались со всей округи и заливали углубление водой, боясь, что колокол расплавится. Но своими действиями навредили не меньше, по причине перепада температур будущий памятник испещрили трещины, а также от него откололся 1,5-тонный кусок. Многострадальное произведение литейного искусства оставили в яме, где он и провел последующий век. 

Позднее скол объясняли падением колокола, но современник считают, дело было в производственном браке. А пожар пришелся кстати, позволив скрыть нарушения технологии. Колокол пытались вытащить дважды в конце 18 и начале 19 веков, что успехом не увенчалось. Удача улыбнулась 17 августа 1836 года, извлеченного гиганта установила на бронзовый пьедестал в Московском Кремле, постамент украсили портретными изображениями и росписью. Отколотый кусок разместили подле.

Источник: turizm.ngs.ru

 

Фото активный отдых на природе       

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

www.svastour.ru

Царь-пушка фото

Царь-Пушка, как и Царь-колокол, является наследием русской истории, а также памятником архитектуры и литейного искусства нашего прошлого. Царь-пушка является не только памятником архитектуры, но и памятником русской артиллерии. Это внушительное изделие произвёл на свет русский мастер Андрей Чохов на Пушечном Дворе, в 1586 году, что почти на 150 лет ранее Царя-Колокола.

Пушка эта является, так называемой, бомбардой. Длина её составляет  5,34 м, диаметр ствола — 120 см, калибр 890 мм, масса — 39,31 тонн. Царь-пушка украшена различными рельефами и изображениями. Так на правой части красуется царь Фёдор Иванович на коне и со скипетром. Также есть несколько надписей, которые гласят: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия», «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов».

Отчего пушку назвали царём, никто достоверно не знает. Одни связывают это название с размерами орудия, другие с изображением царя. Изначально её называли Дробовик Российский, так как думали, что она стреляла картечью или дробью. На самом деле бомбарда была предназначена для стрельбы каменными ядрами  весом 800 килограмм. Была изготовлена не просто для красоты, а для того, что бы, установленная на Красной площади у Лобного места, она защищала Московский Кремль от врагов и захватчиков.

В настоящее время Царь-пушка находиться в Кремле на Ивановской площади рядом с собором Двенадцати Апостолов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кратчайшие сроки и выгодные условия для сро в строительстве. Компания РусРегистр будет вам хорошим партнёром.

art-assorty.ru

Царь-пушка и Царь-колокол - Москва. История, описание, фото Царь-пушки и Царь-колокола в Москве в кремле

Царь-пушка и Царь-колокол - Москва
Царь-пушка и Царь-колокол являют собой гордость российского литейного искусства, оба феномена «рождены» на территории Пушечного двора. Расположены в городе Москве на территории Кремля, на Ивановской площади. 

Первым, в 1586 году, появился нынешний памятник артиллерии – бронзовая Царь-пушка, автором орудия выступил Андрей Чохов. Габариты его внушительны: около 5,5 метров длина, масса немного превышает 39 тонн, а калибр равен 890 миллиметрам или 35 дюймам. Пушка рельефно опоясана, а правую сторону ее дула украшает изображение царя Федора Ивановича, в руках монарха символы самодержавия, а сам он верхом на коне. В качестве атрибутов изготовили и декорировали узорами в 1835 году на заводе Берда в городе Петербурге ядра и лафеты. 

Изначально пушку собирались использовать в качестве средства обороны Кремля и установили устрашающее орудие на деревянном настиле подле Лобного места на Красной площади. Тем не менее, в бою Царь-пушке участвовать так и не довелось. В 18 веке ее переместили во двор Арсенала, после к его воротам, а советское время обернулось для достопримечательности «переездом» на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов. Пушку водрузили на чугунный лафет, а рядом поместили ядра. 

При проведении ремонтных и исследовательских работ в 1980 году, выяснилось, что пушечными снарядами должны были быть каменные 8-ми тонные ядра, а также обнаружились свидетельства произведенного хотя бы однажды выстрела. Историки полагают, таким образом, был развеян прах Лжедмитрия. Царь-Пушка внесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого калибра, конечно, когда-то отливались превосходящие ее орудия, но, увы, до наших дней конкуренты не дошли. 

Царь-колокол велела отлить, а точнее перелить из Григорьевского, отяжелив и увеличив в масштабе, Анна Иоанновна. За дело взялись Иван Моторин и его сын Михаил (1733-1735 годы), к исходному металлу добавили остатки старого колокола, сохранившегося со времен правления Бориса Годунова. Формирование колокола происходило на территории Ивановской площади, для чего было вырыто 10-ти метровое углубление. Высота колокола чуть более превысила 6 метров, диаметр его составил 6,6 метров, а вес достиг 2 тысяч килограммов. Литье завершилось 25 ноября 1735 года, его предварял подготовительный процесс, а в саму работу вмешивались неприятные обстоятельства – умер Иван Моторин, и Михаилу пришлось заканчивать труд самостоятельно. Примечательно, что в составе сплава содержится 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра. 

Последовала чеканка колокола, а 20 марта 1737 года случился так называемый Троицкий пожар, спаливший деревянную времянку над ямой, в которой находился Царь-колокол. Поленья и бревна падали в нее, раскаляя металл. Люди сбегались со всей округи и заливали углубление водой, боясь, что колокол расплавится. Но своими действиями навредили не меньше, по причине перепада температур будущий памятник испещрили трещины, а также от него откололся 1,5-тонный кусок. Многострадальное произведение литейного искусства оставили в яме, где он и провел последующий век. 

Позднее скол объясняли падением колокола, но современник считают, дело было в производственном браке. А пожар пришелся кстати, позволив скрыть нарушения технологии. Колокол пытались вытащить дважды в конце 18 и начале 19 веков, что успехом не увенчалось. Удача улыбнулась 17 августа 1836 года, извлеченного гиганта установила на бронзовый пьедестал в Московском Кремле, постамент украсили портретными изображениями и росписью. Отколотый кусок разместили подле.

Источник: turizm.ngs.ru

 

Фото активный отдых на природе       

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

svastour.ru

История Царь-пушки (17 фото)

Как известно Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудиие и памятник русской артиллерии,отлитый из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Сегодня мы попытаемся узнать можно ли из неё стрелять или это всё-таки бутафория.

Автор пишет: В народе ходит много заблуждений про неё. Например: «В России была самая мощная и передовая в мире производственно-технологическая база изготовления чугуна, памятниками которой и являются эти уникальные артефакты (это про Царь-колокол и Царь-пушку, – авт.)… уже давно доказано, и есть документальные подтверждения того, что Царь-пушка реально стреляла» .

По колоколу и так понятно. Их делают исключительно из бронзы, причём не любой, а специального состава. Ну, а пушки, конечно, разные бывают. Для этого в тяжёлые времена наш замечательный народ использовал даже берёзовый кап. Брали плотную кряжистую берёзовую заготовку, делали в ней отверстие, оковывали железными полосами, прожигали маленькое отверстие в казённой части для запала и вот пушка готова. В 17…19 веках их, в основном, уже лили из чугуна. Но Царь-пушка всё-таки бронзовая.О документальных доказательствах того, что пушка стреляла, замечание важное. Действительно, в народе крутится информация о том, что некие специалисты точно установили… обнаружили… и т.д. Слух этот запущен журналистами. О том кто, и что действительно установил, будет подробно рассказано ниже. Также рассмотрим вопрос о другом заблуждении, которое бродит в учёных умах. Многие из них считают, что Царь-пушка, это огромный дробовик. Очень удобное мнение, которое позволяет историкам объяснять многие загадки, связанные с ней. На самом деле, это не так, что и будет убедительно показано.Бытует и ещё одно устойчивое заблуждение, заставляющее сомневаться в разумности человеческой природы. Утверждают, что Царь-пушка изготовлена, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Нелепость этого утверждения тоже станет очевидной, по мере прочтения статьи.Какие можно привести аргументы:Во-первых, бросаются в глаза чугунные ядра, которые в 19 веке и стали источником тех самых разговоров о декоративном назначении пушки. В 16 веке пользовались каменными ядрами, а они в 2,5 раза легче выставленных чугунных. Можно совершенно точно сказать, что стенки пушки не выдержали бы давления пороховых газов, при выстреле таким ядром. Конечно, это понимали, когда их отливали на заводе Берда.Во-вторых, бутафорский лафет, отлитый там же. Стрелять с него нельзя. При выстреле штатным каменным 800 килограммовым ядром из 40 тонной Царь-пушки, даже с небольшой начальной скоростью 100 метров в секунду, произойдёт следующее:расширяющиеся пороховые газы, создавая повышенное давление, будут как бы раздвигать пространство между ядром и дном пушки;ядро начнёт двигаться в одном направлении, а пушка – в противоположном, при этом скорость их движения будет обратно пропорциональна массе (во сколько раз легче тело, во столько раз быстрее полетит).

Масса пушки всего лишь в 50 раз больше массы ядра (в автомате Калашникова, например, это соотношение порядка 400), поэтому, когда ядро полетит вперёд со скоростью 100 метров в секунду, пушка покатится назад со скоростью около 2 метров в секунду. Эта махина остановится не сразу, всё-таки 40 тонн. Энергия отката будет приблизительно равна жёсткому удару КАМАЗа в препятствие на скорости 30 км/час. Царь-пушку сорвёт с лафета. Тем более, что она просто лежит на нём сверху, как бревно. Удержать всё это может только специальный скользящий лафет с гидравлическими демпферами (гасителями отката), и надёжным креплением орудия. Уверяю вас, это и сегодня довольно внушительное устройство, а тогда такого просто не было. И всё это не только моё мнение: «В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 г. в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно – Царь-пушку вдребезги разнесёт!» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»). Поэтому, тот артиллерийский комплекс, который нам показывают в Кремле под названием Царь-пушка, это гигантская бутафория.

Сегодня упорно муссируются гипотезы о применении Царь-пушки в качестве дробовика. Мнение очень удобное для историков. Если это дробовик, то его таскать никуда не надо. Поставил к бойнице и всё, жди врага.

Сегодня упорно муссируются гипотезы о применении Царь-пушки в качестве дробовика. Мнение очень удобное для историков. Если это дробовик, то его таскать никуда не надо. Поставил к бойнице и всё, жди врага.То, что отлил Андрей Чохов в 1586 году, то есть, сам бронзовый ствол, действительно могло бы стрелять. Только выглядело бы это совсем не так, как думают многие. Дело в том, что по своей конструкции Царь-пушка это не пушка, а классическая бомбарда . Пушкой называется орудие с длиной ствола от 40 калибров и выше. У Царь-пушки длина канала ствола всего 4 калибра. А для бомбарды это как раз нормально. Они часто имели внушительный размер, и применялись для осады, как стенобитное орудие. Чтобы разрушить крепостную стену, нужен очень тяжёлый снаряд. Для этого и гигантские калибры.

Ни о каком лафете речь тогда не шла. Ствол просто прикапывали в грунт. Плоский торец упирали в глубоко забитые сваи (Рис. 2). Рядом копали ещё 2 окопчика для артиллерийского расчёта, поскольку такие орудия частенько разрывало. Заряжание иногда занимало сутки. Отсюда скорострельность подобных орудий – от 1 до 6 выстрелов в день. Но всё это стоило того, ибо позволяло сокрушать неприступные стены, обходиться без многомесячных осад и сокращать боевые потери при штурме.

Только в этом может быть смысл отливки 40 тонного ствола калибром 900 мм. Царь-пушка это бомбарда – стенобитное орудие, предназначенное для осады вражеских крепостей, а вовсе не дробовик, как некоторые склонны считать.

Вот и мнение специалиста по данному вопросу: «…В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо неё можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно не сутки, а всего 1-2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии» на 1730 г. числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов – 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов – 2, 22 фунта – 1, 21 фунт – 3 и т.д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр. Риторический вопрос: каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Царь-пушка никогда не применялась по назначению

Как было сказано в начале статьи, ходят слухи о неких «документальных подтверждениях» того, что Царь-пушка стреляла. Вообще-то, имеет большое значение не только факт выстрела, но ещё и чем она стреляла, и при каких обстоятельствах. Ядра, которыми заряжали пушку, могли быть разного веса, и навеска пороха могла быть разная. От этого зависит давление в канале ствола и мощность выстрела. Всего этого сейчас не определить. Кроме того, если из орудия были произведены пробные испытательные выстрелы, то это одно, а если оно применялась в бою – совсем другое. Приведу по этому поводу цитату:«Документы об испытаниях Царь-пушки или применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание позднейшим историкам для длительных споров о её назначении… Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, а изготовлена она, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар… Интересная деталь, в 1980 г. исследовавшие канал орудия специалисты из Академии им. Дзержинского сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, 1 раз…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Кстати, отчёт этих самых специалистов по непонятным причинам не был опубликован. А раз отчёт никому не показывают, то его нельзя считать доказательством. Фраза «стреляли, по крайней мере, 1 раз» видимо кем-то из них была обронена в беседе или интервью, а то мы бы вообще ничего об этом не узнали. Если бы пушка использовалась по назначению, то неизбежно в стволе имелись бы не только частицы пороха, которые по слухам и были обнаружены, но и механические повреждения в виде продольных царапин. В бою из Царь-пушки стреляли бы не ватой, а каменными ядрами весом примерно 800 кг.

Должен быть и некоторый износ поверхности канала ствола. Иначе и быть не может, потому что бронза достаточно мягкий материал. Выражение «по крайней мере», как раз и свидетельствует о том, что кроме частиц пороха ничего существенного там обнаружить не удалось. Если это так, то пушка не применялась по назначению. А частицы пороха могли остаться от испытательных выстрелов. Точку в этом вопросе ставит тот факт, что Царь-пушка ни разу не покидала пределов Москвы:«После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали верёвки, в эти верёвки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных брёвнах-катках. Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка – у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас Исторический музей. В 1626 г. их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землёй. Эти помосты назывались роскаты…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).У себя дома применять стенобитное орудие по назначению как-то самоубийственно. В кого собирались стрелять 800 килограммовым ядром от стен Кремля? По живой силе противника 1 раз в день стрелять бессмысленно. Танков тогда не было. Наверное, ожидали появления Годзиллы. Разумеется, эти огромные стенобитные орудия были выставлены на всеобщее обозрение не с боевыми целями, а как элемент престижа державы. И, конечно, это не было их основным предназначением. При Петре I Царь-пушку установили на территории самого Кремля. Там она находится и по сей день. Почему она ни разу не использовалась в боевых действиях, хотя как стенобитное орудие вполне боеспособна? Может быть, причиной тому является её чересчур огромный вес? Реально ли было перемещать такое орудие на большие расстояния?

Транспортировка

Современные историки крайне редко задают себе вопрос: «для чего?». А вопрос – крайне полезный. Вот и давайте спросим, для чего было отливать осадное орудие весом 40 тонн, если бы его нельзя было доставить к вражескому городу? Для того, чтобы напугать послов? Вряд ли. Могли бы для этого изготовить дешёвый макет, и показывать его издалека. Зачем столько труда и бронзы тратить на блеф? Нет, Царь-пушку отлили, чтобы использовать её практически. Значит, могли и переместить. Как они могли это сделать?40 тонн – это действительно очень тяжело. Такой вес не способен перевести грузовик КАМАЗ. Он рассчитан только на 10 тонн груза. При попытке погрузить на него пушку, сначала разрушится подвеска, затем погнётся рама. Для этого нужен тягач в 4 раза более прочный и мощный. А всё, что можно было изготовить из дерева, с целью удобной транспортировки пушки на колёсах, имело бы воистину циклопические размеры. Ось такого колёсного устройства была бы толщиной не менее 80 см. Дальше нет смысла представлять, всё равно никаких свидетельств о чём-то подобном нет. Везде написано, что Царь-пушку тащили, а не везли.

Посмотрите рисунок, на котором грузят тяжёлое орудие. К сожалению, здесь мы видим только сталкивание бомбарды с настила, а не сам процесс перемещения. Но на заднем плане видна транспортная платформа. У неё загнутая к верху носовая часть (защита от утыкания в неровности). Платформу явно использовали для скольжения. То есть, груз тащили, а не катили. И это правильно. Катки можно использовать только на ровной и твёрдой поверхности. Где такую найдёшь? Вполне понятно и то, что загнутая носовая часть окована металлом, ведь груз очень тяжёлый. Вес большинства стенобитных орудий не превышал 20 тонн.

Допустим, что основную часть пути они преодолевали по воде. Перемещение этих бомбард волоком на небольшие расстояния в несколько километров с помощью множества лошадей, тоже выполнимая задача, хотя и очень нелёгкая. Но можно ли сделать то же самое с 40 тонным орудием? Обычно такие исследования заканчиваются выражениями типа «исторический казус». Как будто решили недотёпы всех удивить, отлили что-то рекордно гигантское, а как тащить не подумали. Вот, дескать, как это по-русски – Царь-колокол, который не звонит и Царь-пушка, которая не стреляет.Но мы не будем продолжать в этом духе. Давайте прощаться с мыслями о том, что наши правители были глупее сегодняшних историков. Довольно валить всё на неопытность мастеров и самодурство царей. Царь, сумевший занять этот высокий пост, заказавший 40 тонное орудие, оплативший его изготовление, был явно не дурак, и должен был очень хорошо обдумать свой поступок. Такие затратные вопросы с кондачка не решаются. Он совершенно точно понимал, как собирается доставить этот «подарок» к стенам неприятельских городов.

Громадное орудие Малик-э-Майдан

Кстати, отговорка типа «сначала сделали, а потом подумали, как перетащить» довольно часто встречается в исторических исследованиях. Это стало привычным. Не так давно канал Культура рассказывал зрителям о китайской традиционной архитектуре. Показали вырубленную в скале плиту весом 86 000 тонн. Объяснение в общих чертах такое: «Китайский император, якобы, имел отклонения в психике на почве гигантского самолюбия и заказал себе немыслимых размеров гробницу. Он сам, архитекторы, тысячи каменотёсов, якобы, были психически неполноценными и в части логики. Десятилетиями все они осуществляли мегапроект. Вырубили, наконец, плиту и тут только поняли, что даже с места сдвинуть её не смогут. Ну и бросили это дело…» Похоже на наш случай.

То, что Царь-пушка – это не просто всплеск энтузиазма московских литейщиков, доказывает и существование ещё более громадного орудия Малик-э-Майдан . Оно было отлито в Ахман-дагаре в Индии в 1548 году, и имеет массу целых 57 тонн. Там историки тоже поют песни о 10 слонах и 400 буйволах, тащивших эту пушку. Это такое же по назначению осадное орудие, как Царь-пушка, только тяжелее на 17 тонн. Что это, второй исторический казус в это же историческое время? И сколько ещё таких орудий надо обнаружить, чтобы понять, что их в то время отливали, доставляли к осаждённым городам и практически использовали? Если мы сегодня не понимаем, как это происходило, значит, таковы наши познания.

То, что Царь-пушка – это не просто всплеск энтузиазма московских литейщиков, доказывает и существование ещё более громадного орудия Малик-э-Майдан. Оно было отлито в Ахман-дагаре в Индии в 1548 году, и имеет массу целых 57 тонн. Там историки тоже поют песни о 10 слонах и 400 буйволах, тащивших эту пушку. Это такое же по назначению осадное орудие, как Царь-пушка, только тяжелее на 17 тонн. Что это, второй исторический казус в это же историческое время? И сколько ещё таких орудий надо обнаружить, чтобы понять, что их в то время отливали, доставляли к осаждённым городам и практически использовали? Если мы сегодня не понимаем, как это происходило, значит, таковы наши познания.Здесь мы снова сталкиваемся с остаточно-низким уровнем нашей сегодняшней технической культуры. Это связано с искажённым научным мировоззрением. С современных позиций мы не видим решения, которое было в то время очевидным. Остаётся сделать вывод, что ещё в 16 веке на Руси и в Индии знали что-то такое, что позволяло перемещать подобные грузы.

Упадок артиллерийских технологий в средние века

На примере бомбард можно увидеть очевидную деградацию артиллерийского искусства на протяжении столетий средневековья. Первые образцы изготавливались из двухслойного железа. Внутренний слой был сварен из продольных полос, а снаружи его укрепляли толстые поперечные кольца. Через некоторое время стали изготавливать литые орудия из бронзы. Это однозначно снизило их надёжность, и соответственно, увеличило вес. Любой инженер вам подтвердит, что кованое железо на порядок прочнее литой бронзы. Тем более, если оно собрано, как описано выше – двухслойным пакетом с направлением волокон соответствующим действующим нагрузкам. Вероятно, причина в стремлении удешевить процесс изготовления.Конструкция первых бомбард тоже удивительно прогрессивна. Например, сегодня вы не найдёте современных образцов стрелкового оружия, которые заряжались бы со стороны дульного отверстия. Это очень примитивно. Уже полтора столетия в ходу заряжание с казённой части. В таком способе масса преимуществ – и скорострельность выше, и обслуживание орудия удобнее. Недостаток один – более сложная конструкция с запиранием казённой части ствола на момент выстрела.Как интересно, что первые же в истории орудия (бомбарды), сразу имели прогрессивный способ заряжания с казённой части. Казённик часто крепился к стволу с помощью резьбы, то есть, ввинчивался. Такая конструкция некоторое время сохранялась и в литых орудиях. Посмотрите на Рис. 6. Здесь сравнивается турецкая бомбарда и Царь-пушка. По геометрическим параметрам они очень похожи, но Царь-пушка, отлитая на сотню лет позже, уже выполнена неразъёмной. Значит в 15…16 веках перешли на более примитивное дульное заряжание.Вывод здесь может быть только один – первые бомбарды выполнялись с остаточным знанием прогрессивных конструктивных решений артиллерийского оружия, а возможно, копировались с каких-то старых и более совершенных образцов. Однако технологическая база уже была довольно отсталой для этих конструктивных решений, и могла воспроизвести только то, что мы наблюдаем в средневековых орудиях. При таком уровне изготовления преимущества казённого заряжания уже практически не проявляются, но их упрямо продолжали делать казнозарядными, потому что не знали ещё, как можно по-другому. Со временем техническая культура продолжала деградировать, соответственно и орудия стали выполняться неразъёмными, по более упрощённой и примитивной схеме заряжания с дульной части.

Заключение

Вот и выстроилась логичная картинка. В 16 веке Московское княжество вело многочисленные боевые действия, как на востоке (взятие Казани), на юге (Астрахань), так и на западе (войны с Польшей, Литвой и Швецией). Пушку отлили в 1586 году. Казань к этому времени уже взяли. С западными странами было установлено шаткое перемирие, более похожее на передышку. Могла ли Царь-пушка быть востребована в этих условиях? Да, безусловно. От наличия стенобитной артиллерии зависел успех военной кампании. Города-крепости западных соседей надо было как-то брать. Иван Грозный умер в 1584 году, за 2 года до отливки пушки. Но именно он определил потребность государства в подобных орудиях, и процесс их изготовления был запущен. Вот как развивались события:«С 1550 г. по 1565 г. на московском Пушечном дворе работами руководил Кишпир Ганусов (Ганус), по национальности, видимо, немец. В летописях встречаются упоминания об одиннадцати орудиях, им отлитых, но до нас не дошло ни одно. Самое большое медное орудие, отлитое Ганусовым в 1555 г., было названо Кашпирова пушка. Вес её составлял 19,65 т. В том же 1555 году московский мастер Степан Петров отлил пушку «Павлин» весом 16,7 т… Любопытно, что обе огромные пушки Иван Грозный повелел доставить к осажденному русскими Полоцку. 13 февраля 1563 г. царь приказал воеводе князю Михаилу Петровичу Репнину «пушки болшие Кашпирову да Степанову да Павлин да Орел да Медведь и весь наряд стенной и верхней поставити близко городских ворот» и стрелять «без опочивания, день и нощь». От этой стрельбы дрожала земля – «ядра у болших пушек по двадцети пуд, а у иных пушек немногим того полегче». На следующий день ворота были разрушены, и сделано несколько проломов в стене. 15 февраля Полоцк сдался на милость победителям. В 1568 г. молодой ученик Кашпира Андрей Чохов (до 1917 г. его писали Чехов) отлил своё первое орудие… Самым знаменитым орудием Андрея Чохова стала Царь-пушка (1586 г.)» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).При Иване Грозном было отлажено производство подобных орудий и освоено их применение, включая транспортировку. Однако, волевая государственная хватка пропала после его смерти и вступления на престол преемника. Фёдор 1 Иоаннович был человеком совсем другого склада. В народе его называли безгрешным и блаженным. Вероятно, стараниями последователей Ивана Грозного заказ на изготовление Царь-пушки всё же был сформирован. Однако, величие творения Андрея Чохова всё же превышало запросы нового царя. Поэтому Царь-пушка осталась невостребованной, хотя боевые действия с применением осадной артиллерии велись уже спустя 4 года (русско-шведская война 1590-1595 года).

Вывод

Царь-пушка – настоящая. Антураж вокруг неё – бутафория. Сформированное общественное мнение о ней – ложно. Царь-пушка должна удивлять нас, гораздо больше, чем древние мегалиты. Ведь они удивительны тем, что огромные камни весом в несколько тонн доставлены… подняты… поставлены… и т.д. В 16 веке ничего принципиально нового, отличного от неолита в транспортировке и погрузке (согласно официальной точке зрения) не применялось, а 40-тонное орудие транспортировали. Кроме того, камни ставили один раз и на века, а не менее тяжёлую пушку предполагалось многократно перемещать на огромные расстояния.Она тем более удивительна, что была изготовлена сравнительно недавно, ещё в 16 веке. Ведь про время мегалитов учёные вольны фантазировать, как им вздумается – сотни тысяч рабов, столетия строительства и т.д., но про 16 век много чего известно. Тут с фантазиями не разгуляешься.В кремле выставлено на обозрение настоящее чудо, замаскированное под нелепость, но мы его не замечаем, потому что зомбированы пропагандой, ложными гипотезами и мнением авторитетов.С одной стороны, это образец гигантской бутафории 19 века, с другой – одно из крупнейших действующих средневековых орудий. Вместе с тем, она замечательный свидетель упадка артиллерийских технологий средневековья.

Источник: masterok.livejournal.com

fishki.net

Соборная площадь Московского Кремля

Содержание статьи

Москву, как столицу нашей Родины можно назвать сердцем России, тогда Кремль можно назвать сердцем Москвы. А если и дальше следовать этой логике, то Соборная площадь это самое сердце Кремля. Вот и получается, что сегодня нам предстоит экскурсия в самое сердце нашей бескрайней Родины — на Соборную площадь Московского Кремля.

Все, кто когда-либо были в Москве посещали Красную площадь. Да и как может быть иначе? Ведь Красная площадь это главная площадь России. Тот, кто в Москве не был, хорошо знает Кремль по открыточным видам и новогодним поздравлениям президента. Из тех, кто был на Красной площади, за стены Кремля проходил не каждый, а между тем за Кремлевской стеной интересного не меньше, чем снаружи. Соборную площадь Кремля мы включили в обязательную часть программы прогулок по Москве.

Кроме самой прогулки по Соборной площади можно еще посетить Оружейную палату, где хранится шапка Мономаха и корона Российской Империи, с экскурсией подняться на смотровую площадку колокольни Ивана Великого и посмотреть на развод конного и пешего караулов. Со всеми вариантами экскурсионных программ и ценами на них можно ознакомиться на официальном сайте Московского Кремля.

Как попасть на Соборную площадь Кремля

В целях обеспечения безопасности вход на Соборную площадь только один. Расположен он в Кутафьей башне, построенной в XVI веке. Это единственная из сохранившихся предмостных башен Кремля. Такие башни служили для защиты мостов ведущих в Кремль.Соборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

Билеты можно купить в информационно-туристическом центре Московского Кремля, который находится в Александровском саду, неподалеку от Кутафьей башни. Вид на информационный центр из бойницы Троицкого моста.Соборная площадь Кремля

До Александровского сада можно добраться на метро. Благо это самый центр Москвы и станций метрополитена в округе не меньше десятка. Самая удобная и близкая станция ко входу к музейным кассам это станция метро Александровский сад и Библиотека имени Ленина. Здесь улица Воздвиженка пересекается с улицей Маховой. Вам останется только пройти Сапожковую площадь и вы окажетесь возле Кутафьей башни. Кроме того, в Александровский сад можно зайти с Манежной площади, здесь станции метро Охотный ряд и Манежная площадь. А еще можно пройти со стороны Замоскворечья через Большой Каменный мост. Это целесообразно скажем если вы были в Третьяковке в Лаврушенском переулке, потом перешли по Лужкову мосту на Болотный остров, а потом по Большому Каменному мосту дошли до Александровского сада.Соборная площадь Кремля

Троицкая башня Московского Кремля

Троицкая башня является главной на западной стороне Кремля. Троицкие ворота служили проездом ко дворам царицы, царевен и патриарха.Соборная площадь Кремля

Мост здесь возник не случайно. Раньше на месте Александровского сада протекала река Неглинная. Поэтому от Троицкой башни был перекинут мост, а для его защиты была построена Кутафья башня. В конце XVII века башню надстроили, украсили декором и установили куранты, после чего она стала очень похожа на Спасскую. Но после пожара 1812 года куранты не были восстановлены. Проходим через Троицкие ворота и оказываемся внутри Кремля.Соборная площадь Кремля

Троицкая площадь Кремля

Оказываемся мы на Троицкой площади Кремля. Если смотреть от Троицкой башни, то по левую руку от нас здание желтого цвета — Арсенал. Строительство Арсенала началось по указу Петра I в 1702 году и продолжалось без малого 34 года. Правда прослужил он, по меркам истории, не очень долго. При отступлении в 1812 году, Арсенал был взорван войсками Наполеона, таким образом уцелел только фундамент. В восстановленном здании Арсенала планировали устроить музей Отечественной войны, поэтому сюда было свезено множество артиллерийского оружия того времени. Сейчас эти пушки, установленные на лафетах красуются по всему периметру Арсенала.Соборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

Напротив Арсенала, на правой стороне Троицкой площади находится Государственный Кремлевский дворец. Исторический облик Кремля был разбавлен в 1959-1961 году. Именно в эти годы на территории Московского Кремля появилось здание Дворца съездов.Соборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

Дальше дорога уводит нас в сквер Троицкой площади, где можно отдохнуть от полуденного зноя и полюбоваться артиллерийскими экспонатами XVII века.Соборная площадь Кремля

Не вся территория Московского Кремля открыта для посещения. Запрещенными к осмотру остаются Сенатская площадь и здание Сената. Но справедливости ради стоит отметить, вряд ли там находится что-то более интересное, чем Соборная площадь Кремля. По брусчатке, кстати, ходить запрещено, за этим неустанно следит кремлевский патруль.Соборная площадь Кремля

Царь-пушка и Царь-колокол

Отсюда можно повернуть направо и оказаться на самой Соборной площади, но мы пройдем немного вдоль Ивановской площади. Здесь одна за другой нас ждут две очень любопытные достопримечательности. Это Царь-пушка и Царь-колокол. Сначала про Царь-пушку.Соборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

Свое название Царь-пушка получила вполне заслуженно. Кроме того, что она отлита из бронзы и ее вес приблизительно равен 40 тоннам, калибр ее снарядов равен 890 мм. Пушка отлита на Московском пушечном заводе по приказу царя Федора Иоанновича в XVI веке. Удивительно или нет, но Царь-пушке так и не довелось выпустить ни одного снаряда. Конкретный тип артиллерии так и не установлен. Быть может Царь-пушке было положено стрелять картечью, чему свидетельствует название, записанное в старых документах — «Дробовик». Пушка установлена на декоративный лафет, а рядом с памятником установлена пирамидка из четырех полых ядер. И ядра и лафет вылиты из чугуна в 1835 году.Соборная площадь Кремля

Отсюда виден и Царь-колокол.Соборная площадь Кремля

Как и Царь-пушка, Царь-колокол является выдающимся памятником русского литейного искусства, но уже XVIII века. Отлит он по приказу императрицы Анны Иоанновны. Вес колокола без малого 202 тонны, поэтому Царь-колокол отливали неподалеку от того места где он стоит сейчас. К востоку от звонницы, на Ивановской площади специально для его отлива была вырыта яма глубиной 10 метров.Соборная площадь Кремля

Еще два года после отливки колокол пролежал в этой яме, где в ноябре 1737 года его застал страшный пожар в Кремле. В результате тушения пожара на раскаленный металл попала вода, в результате резкого перепада температур металл дал трещину и откололся небольшой кусок. Вес этого маленького кусочка 11,5 тонны. Из ямы Царь-колокол был извлечен только через 100 лет после пожара.Соборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

Царь-колокол вместе с отколотым куском установлен на Ивановской площади Московского Кремля на специально сооруженном для него постаменте, рядом с колокольней Ивана Великого.Соборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

Соборная площадь Кремля, Успенский собор

Теперь настало время посетить и Соборную площадь Кремля. Здесь нас ждет настоящая кладезь истории Государства Российского. Соборная площадь занимает самую высокую часть Боровицкого холма, а называется так именно из-за того, что на ней расположено несколько соборов и церквей. Существующий вид Соборная площадь имеет с XV века. Это историческое место является, без преувеличения, колыбелью государственности. Ведь именно в Успенском соборе (на фото в центре) проводились коронации царей, а другой собор Архангельский служил царям последней усыпальницей.Соборная площадь Кремля

Южный вход в Успенский собор (на фото слева) был предназначен для царских процессий. Над вратами образ Владимирской Богоматери и фрески с изображениями Святителей.Соборная площадь КремляСоборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

На входе не забудьте взять информационные материалы, они здесь представлены на нескольких языках. Оказавшись внутри Успенского собора можно почувствовать дуновение истории. Успенский собор был заложен в XIV веке московским князем Иваном Калитой, как собор Успения Пресвятой Богородицы. А уже в XV веке по велению князя Ивана III итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти возводится новый собор. Именно в Успенском соборе в 1613 году был венчан на царство первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович, а в 1896 году коронован последний российский император Николай II.

Архангельский собор Соборной площади Кремля

Еще один знаменитый собор на Соборной площади это собор святого Архистратига Михаила в Кремле, он же Архангельский собор. Дошедшее до наших дней здание было выстроено в 1508 году на месте обветшалого храма, построенного Иваном Калитой. Знаменит собор своим некрополем. Всего в некрополе Архангельского собора 54 захоронения, включаю раки святых царевича Дмитрия Ивановича, младшего сына Ивана Грозного и Михаила Черниговского.Соборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

Грановитая палата и Красное крыльцо

Еще одним памятником архитектуры является Грановитая палата. Это одно из древнейших гражданских зданий в Москве. Построено оно было в XV веке, а называется так из-за восточного фасада, стена которого отделана гранёным рустом.Соборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

С южной стороны Грановитой палаты расположена лестница — Красное крыльцо. Оно использовалось для выхода царя к народу и для прохода процессии в Успенский собор в день коронации. Последняя процессия по этой лестнице прошла с Николаем II в 1896 году.Соборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

Собор Спаса Нерукотворного Образа или Верхоспасский собор, построен в 1635 году, как домовая церковь русских царей.Соборная площадь Кремля

На фото между Успенским собором и Архангельским собором расположена колокольня Ивана Великого. Построена она была в XIV веке и надстроена в начале XVI века при Борисе Годунове. 81 метровая колокольня оставалась самым высоким зданием в России вплоть до начала XVIII века. Кстати, на колокольню Ивана Великого можно подняться. Для этого нужно купить билет в кассах туристического центра.Соборная площадь Кремля

Тайницкий сад

Выходим с Соборной площади Кремля и идем по Боровицкой улице в сторону Боровицких ворот. Справа от нас Большой Кремлевский дворец. Его длина 125 метров, построен он в 1849 году.Соборная площадь КремляСоборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

А слева видна закрытая для посещения территория Тайницкого сада и открывается чудесный вид на Москву-реку, местами он правда закрыт густой растительностью.Соборная площадь КремляСоборная площадь КремляСоборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

С территории Соборной площади можно выйти несколькими способами. Один из них это через Боровицкую башню, но мы делать этого не будем и выйдем через центральную башню Кремля — Спасскую, а предварительно прогуляемся по раскинувшемуся здесь же Большому Кремлевскому скверу. Он находится в верхней части Тайницкого сада и открыт для посещения.Соборная площадь КремляСоборная площадь КремляСоборная площадь КремляСоборная площадь КремляСоборная площадь КремляСоборная площадь КремляСоборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

Прогулявшись по тени прекрасного сквера мы как раз выходим к Спасской башне, которая выведет нас прямо на Красную площадь Кремля.Соборная площадь КремляСоборная площадь Кремля

Посетив это место вы взглянете на Кремль другими глазами. Московский Кремль предстанет пред вами совершенно иным, нежели его привыкли видеть с Красной площади или из Александровского сада. За красным кирпичом внешних стен кроется многовековая история нашего государства. История не только зданий, но и судеб. Соборная площадь Кремля в корне меняет представление о Московском Кремле. И конечно она является обязательной к посещению.

turisticum.ru