Царь-пушка и Царь-колокол (Москва): фото и отзывы. Картинки царь пушка и царь колокол


Царь-пушка и Царь-колокол. 100 великих достопримечательностей Москвы

Царь-пушка и Царь-колокол

И Царь-пушка, и Царь-колокол уже давно стали одними из символов России. Своим видом и размерами они словно бы напоминают о временах, когда на Руси жили и творили удивительные мастера-умельцы, чей талант и золотые руки до сих пор вызывают уважение и восхищение.

Они установлены на Ивановской площади в Кремле.

Ивановская площадь в Кремле – одна из древнейших площадей Москвы. Размеры и облик Ивановской площади складывались на протяжении многих столетий. Но особый колорит ей придали два всемирно известных памятника.

Существует расхожее мнение, что из Царь-пушки не было сделано ни единого выстрела. Но как доказали учёные, выстрел из этой пушки всё же был произведён.

Царь-пушку отлил знаменитый русский мастер Андрей Чохов по приказу царя Фёдора Ивановича. Гигантское орудие весом в 2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 году на московском Пушечном дворе. Длина Царь-пушки – 5345 мм, внешний диаметр ствола – 1210 мм, а диаметр утолщения у дула – 1350 мм. Орудие украшено поясами рельефов, на правой стороне дульной части – изображение царя Фёдора Ивановича в короне и со скипетром в руке, верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки. Выше передней правой скобы над изображением царя вылито: « Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия ».

Документы об испытаниях Царь-пушки или применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание для длительных споров о её назначении. Большинство историков и военных считали, что Царь-пушка – это дробовик, то есть орудие, предназначенное стрелять дробью, которая в XVI–XVII веках состояла из мелких камней.

Царь-пушка

Царь-пушка в XIX и начале ХХ века так и именовалась во всех официальных документах дробовиком.

Тайна Царь-пушки была раскрыта лишь в 1980 году. Тогда пушку отвезли в Серпухов на реставрацию. После того как орудие исследовали специалисты, то стало ясно, что Царь-пушка – это не пушка, а классическая бомбарда! Название «бомбарда» произошло от латинских слов bombus (громовой звук) и arder (гореть). Царь-пушка (бомбарда) была предназначена для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг). А записали Царь-пушку в дробовики потому, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики.

Судьба Царь-пушки складывалась так. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю. Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах – катках.

В 1626 году её подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Роскат с Царь-пушкой поставили у Лобного места. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.

После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Пётр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье» все старинные орудия. Пётр не пощадил самые древние творения московских мастеров-литейщиков. Исключение было сделано лишь для самых крупных орудий. В числе их и оказалась Царь-пушка.

Позднее пушку переместили в Кремль. Сначала она стояла во дворе здания Арсенала, а затем у главных ворот. Мало кто знает, что в 1941 году, во время наступления гитлеровцев на Москву, oбсуждaлся вопрос об испoльзoвaнии пушки при oбoрoне. В 60–е годы ХХ века, в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку переместили на Ивановскую площадь Кремля.

В настоящее время Царь-пушка, являющаяся одним из крупнейших орудий в мире по калибру, находится на чугунном декоративном лафете. Такими же декоративными являются и чугунные ядра, отлитые в 1834 году в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда.

Вторым выдающимся произведением русского литейного искусства на Ивановской площади является Царь-колокол. Его значительные размеры, удивительная четкость и красота декора вызывают всеобщее восхищение.

Создание этого произведения явилось закономерным итогом длительного развития бронзолитейного дела – старейшей отрасли русского ремесла.

Техника литья колоколов на протяжении многих столетий определялась общим уровнем развития литейного искусства. Процесс отливки изделия был действительно искусством. Изготовление своеобразно и мощно звучащего колокола всегда становилось большим событием для мастеров литейного дела.

Царь-колокол

Бронзовый гигант возвышается на 6,14 метра, а его диаметр равен 6,6 метра. Вес его составляет 201 тонну 924 килограмма. Он высится на своём каменном постаменте с 1836 года.

История создания колокола началась в 1600 году. Тогда по приказу Бориса Годунова мастер Андрей Чохов отлил 40–тонный колокол, получивший название Большого Успенского. Но пожар уничтожил деревянную колокольню, в которой он находился. Колокол упал и разбился. Отлить новый, больше и лучше прежнего, распорядился уже царь Алексей Михайлович. Осколки старого колокола собрали, добавили нового металла, и в 1652 году появился второй Царь-колокол. Он весил уже 130 тонн, а его диаметр был 5,4 метра. Но спустя два года этого гиганта разбили при Рождественских звонах.

В 1655 году Александр Григорьев из остатков предыдущего колокола и опять-таки с прибавкой нового металла отлил 160–тонный Царь-колокол. Только язык его весил четыре тонны. За 10 месяцев его изготовления на колоколе успели выгравировать изображение царя, царицы, патриарха Никона, херувимов. Этот исполин протянул дольше других – до 1701 года. Случился очередной пожар. Огонь не пощадил деревянные постройки Кремля. И шедевр литейного мастерства вновь разбился.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала отлить новый колокол «чтобы в нём в отделке было весу 10 000 пуд».

Мастер Иван Фёдорович Моторин, потомственный литейщик, с сыном Михаилом взялись за подготовительные работы. Декоративные украшения на колоколе выполнили скульптор Фёдор Медведев и мастера «пьедестального и формовочного дела» Василий Кобелев и три Петра – Кохтев, Галкин и Серебряков.

Предполагалось, что изготовление закончится в 1733 году, поэтому надпись на колоколе была подготовлена соответствующая. Но проект слишком долго утверждали, затем произошла авария в печах. Только в ноябре 1735 года колокол был отлит.

Ещё два года готовый колокол доводили до полной готовности – заканчивали чеканные работы и украшения. Это и стало причиной очередной беды – не стой он в яме, полной деревянных лесов, может быть, пожар 1737 года и обошёл бы его стороной. Ну, а когда на раскалённый колокол попала вода, он треснул. И повреждённый колокол пролежал в яме почти сто лет. Только в 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен на постамент, выполненный по проекту Августа Августовича (Огюста) Монферрана.

Интересно, что затем не раз поднимался вопрос о ремонте (спайке) колокола. Но в итоге от этого отказались, так как выяснилось, что восстановить нормальное звучание будет невозможно.

Как и Царь-пушка, Царь-колокол стал лишь выдающимся памятником русского литейного искусства минувших веков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Царь-пушка и Царь-колокол: история создания

В бесконечном списке самых интересных достопримечательностей столицы России особое место отводится «царским» символам, которые все привыкли называть Царь-пушкой и Царь-колоколом. Сложно найти в мире подобные рукотворные шедевры, которые бы имели такую же необычную историю, окутанную многочисленными легендами. 

Царь-пушка как символ оружейного величия

В наши дни Царь-пушку по праву относят к основным достопримечательностям Московского Кремля, поскольку именно она является величайшим памятником русской артиллерии. Практически каждый турист, посещающий Москву, считает своим долгом взглянуть на это чудо оружейного искусства. И примечательно, что именно Царь-пушка зарегистрирована в книге рекордов Гиннеса как самое крупнокалиберное оружие в мире.

Создателем этой пушки считается  Андрей Чохов - русский мастер, который в 1586 году отлил исполинское орудие, стреляющее каменной картечью, для защиты Кремля от наступающей на Москву орды крымского хана. Изначально оно было установлено на возвышенности для обороны Спасских ворот и моста через Москву-реку. Однако орда хана так и не дошла до города, поэтому горожанам не довелось увидеть, как бьет оружие, которое из-за своих размеров получило название величественное «Царь-пушка». В XVIII веке пушка была перемещена в Кремль, пределы которого она больше никогда не покидала.

По кремлевской территории орудие перемещалось не один раз. Сначала оно было выставлено во дворе Арсенала (строительство Цейхгауза было задумано Петром I), а затем его переместили для охраны главных ворот. В 1835 году для пушки был воздвигнут новый лафет - изготовленный из чугуна по эскизам академика А.П. Брюллова. После этого наряду с другим старинным оружием она была установлена в Оружейной палате. Во время строительства Кремлевского дворца в 1960 году старую постройку снесли, и орудие вновь переместили к Арсеналу. В конце 70-х годов ХХ века Царь-пушку, лафет и ядра вывезли на плановую реставрацию, после чего вернули на прежнее место. Сегодня она выставлена на обозрение на Ивановской площади.

Царь-пушка считалась достаточно сильным артиллерийским орудием средневековья, однако стрелять из нее практически невозможно. Многие склонны считать ее бутафорией, и в этом есть доля  истины. Четыре ядра из чугуна, которые сложены у подножья Царь-пушки, играют исключительно декоративную роль. Несмотря на то, что внутри они полые, их вес составляет 1970 кг. Для сравнения: масса каменного ядра – всего 0,819 т. То есть стрелять чугунными ядрами практически невозможно, поскольку пушку в этом случае попросту разорвет. Но по легенде Царь-пушка все-таки однажды выстрелила. Это случилось после разоблачения самозванца Лжедмитрия и его побега из Москвы.

Царь-колокол

Царь-колокол был изготовлен по приказу императрицы Анны Иоанновны для замены колокола Григорьева, который висел на колокольне Кремля рядом с Успенским собором и был сильно поврежден во время пожара. История его создания далеко не безоблачна, и она уже стала легендой, которая только увеличивает популярность и без того знаковой достопримечательности.

По распоряжению царицы Царь-колокол планировали изготовить из материалов поврежденного колокола Григорьева. Его вес нужно было довести до 10 000 пудов, то есть увеличить практически на 20%. Поскольку колокол Григорьева имел весьма сложную конструкцию, а изготовление на его основе нового казалось и вовсе неосуществимым делом, местные мастера колокольного ремесла не решались браться за работу. Найти отважного исполнителя было поручено фельдмаршалу Миниху, который даже обращался с таким предложением к механику королевского дворца во Франции, но получил отказ, поскольку французы приняли все за шутку.

Поиски зашли в тупик, но ситуацию спас русский мастер Иван Моторин, который вызвался изготовить Царь-колокол и приступил к работе в 1733 году. Для изготовления столь массивного изделия на Пушечном дворе в Москве (ныне на этом месте находится всем известный «Детский мир») прямо в земле сделали опалубку по форме колокола. Подготовительные работы длились почти полтора года и остановились после неожиданной смерти Ивана Моторина. Закончить начатое дело вызвался его сын Михаил.

Днем отливки Царь-колокола традиционно считают 25 ноября 1735 года. Вес этого гиганта составил практически 200 тонн. Он на 85% состоял из меди и на 13% - из олова, однако в состав сплава также входили 75 кг золота и 525 кг серебра. По сравнению с колоколом Григорьева Царь-колокол был на 6 метров выше и шире в диаметре.

Полученная в результате отливки заготовка была тщательно доработана. Из нее был удален лишний облой, а все элементы были украшены искусной чеканкой. Работа декораторов также заняла немало месяцев, и все это время Царь-колокол находился в яме, поскольку его вес не могли выдержать никакие опоры. Изделие было украшено барельефами Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, апостола Петра и святой Анны. Также был прорисованы фигуры царя Алексея Михайловича (отец Петра I) и Анны Ивановны.

Когда Царь-колокол был практически готов, в Москве случился сильный пожар (20 мая 1737 г.), в результате которого загорелась возведенная вокруг деревянная постройка. Горящие бревна нагрели колокол и его принялись спешно охлаждать, опасаясь расплавления поверхностного слоя и повреждения оригинального декора. Роковая ошибка заключалась в том, что колокол начали поливать холодной водой. В результате перепада температур по поверхности металла пошли трещины и от колокола отвалился кусок весом 11,5 тонн. Его пытались восстанавливать дважды, и оба раза безрезультатно. Считая, что «голос» колокола уже не будет прежним после спайки, его решили превратить в своеобразный памятник и в 1836 году установили на постамент в Московском Кремле, где он находится по сей день.

 

Другие статьи

www.russren.ru

Пушка и колокол - цари московского Кремля

пушка и колокол

Пушка и колокол всегда имели некоторую связь. И то, и другое делают из одних металлов и часто на одних и тех же заводах. На протяжении всей истории в военное время колокола плавили для изготовления пушек, затем в часы мира и благополучия пушки плавили, чтобы создать колокола. Самые большие экземпляры пушки и колокола находятся всего в ста метрах друг от друга на территории московского Кремля.

Царь-пушка

пушка и колокол

Царь-пушка – это 40-тонная гигантская машина и бронзы калибром 890 мм. Она считается самой большой в мире. Пушку создал в 1586 году мастер Андрей Чохов по приказу царя Федора I, сына Ивана Грозного. К сожалению, пушка получилась настолько тяжелой, что пушечный выстрел мог сломать ее.

пушка и колокол

Источник фото: flickr.com/photos/archer10/

Долгое время считалось, что ее так и не применяли, однако, в конце 20 столетия исследования показали, что пушку использовали, по крайней мере, один раз и стреляли предположительно картечью, а не пушечным ядром.

пушка и колокол

Копия царь-пушки в Донецке (Украина)

Вероятно, царь-пушку создали для демонстрации мощи и величия царя, а не военного дела. В наши дни русские пушечные мастера по праву считаются лучшими в мире. Они разработали такие модели оружия, которые не имеют аналогов на Западе, а русская армия владела одной из самых крупных артиллерийских арсеналов в Европе.

Читайте также

Прежде, чем пушку переместили в Кремль, она более столетия простояла на Красной площади. Сегодня она установлена на лафете, а рядом лежат несколько пушечных ядер.

Царь-колокол

пушка и колокол

Недалеко от самой большой пушки находится другая самая крупная в мире достопримечательность – Царь-колокол. Его высота 6 метров, ширина – 6,6 метров, а весит он почти 202 тонны! Поверхность колокола украшена изображениями ангелов, святых и фигурами императрицы Анны и царя Алексея практически в натуральную величину. Как и царь-пушку, колокол никогда не использовали.

пушка и колокол

Его создание связано с чередой несчастных случаев. Оригинальный колокол, который весил 18 тыс. килограммов, был разбит во время пожара. Следующий царь-колокол сделали из остатков предыдущего, но гораздо больших размеров. Его вес составлял 100 тыс. килограммов! Не будучи законченным, он также был уничтожен во время пожара. Третий колокол был еще массивнее и весил в два раза больше своего предшественника.

пушка и колокол

Чтобы создать колокол такого размера, была выкопана большая яма. После двух лет литья он, наконец, был закончен, но вспыхнул очередной пожар. Во время тушения часть холодной воды попала на колокол, из-за чего металл дал трещину и большой кусок весом более 10 тонн откололся. Колокол упал обратно в литейную яму, где и оставался лежать в течение почти целого века. Наконец, в 1836 году его подняли и установили на пьедестал.

Если вам понравилась наша статья, то поделитесь ею с друзьями и подпишитесь на наши обновления. Также предлагаем вам скачать презентацию «Пушка и колокол — цари московского Кремля», которая пригодится вам на занятиях или других мероприятиях. До новых встреч!

По материалам amusingplanet.com.

idealtourist.ru

фото и отзывы — E1.ТУРИЗМ

Царь-пушка и Царь-колокол являют собой гордость российского литейного искусства, оба феномена «рождены» на территории Пушечного двора. Расположены в городе Москве на территории Кремля: Ивановской и Красной площадях соответственно.

Первым, в 1586 году, появился нынешний памятник артиллерии – бронзовая Царь-пушка, автором орудия выступил Андрей Чохов. Габариты его внушительны: около 5,5 метров длина, масса немного превышает 39 тонн, а калибр равен 890 миллиметрам или 35 дюймам. Пушка рельефно опоясана, а правую сторону ее дула украшает изображение царя Федора Ивановича, в руках монарха символы самодержавия, а сам он верхом на коне. В качестве атрибутов изготовили и декорировали узорами в 1835 году на заводе Берда в городе Петербурге ядра и лафеты.

Изначально пушку собирались использовать в качестве средства обороны Кремля и установили устрашающее орудие на деревянном настиле подле Лобного места на Красной площади. Тем не менее, в бою Царь-пушке участвовать так и не довелось. В 18 веке ее переместили во двор Арсенала, после к его воротам, а советское время обернулось для достопримечательности «переездом» на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов. Пушку водрузили на чугунный лафет, а рядом поместили ядра.

При проведении ремонтных и исследовательских работ в 1980 году, выяснилось, что пушечными снарядами должны были быть каменные 8-ми тонные ядра, а также обнаружились свидетельства произведенного хотя бы однажды выстрела. Историки полагают, таким образом, был развеян прах Лжедмитрия. Царь-Пушка внесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого калибра, конечно, когда-то отливались превосходящие ее орудия, но, увы, до наших дней конкуренты не дошли.

Царь-колокол велела отлить, а точнее перелить из Григорьевского, отяжелив и увеличив в масштабе, Анна Иоанновна. За дело взялись Иван Моторин и его сын Михаил (1733-1735 годы), к исходному металлу добавили остатки старого колокола, сохранившегося со времен правления Бориса Годунова. Формирование колокола происходило на территории Ивановской площади, для чего было вырыто 10-ти метровое углубление. Высота колокола чуть более превысила 6 метров, диаметр его составил 6,6 метров, а вес достиг 2 тысяч килограммов. Литье завершилось 25 ноября 1735 года, его предварял подготовительный процесс, а в саму работу вмешивались неприятные обстоятельства – умер Иван Моторин, и Михаилу пришлось заканчивать труд самостоятельно. Примечательно, что в составе сплава содержится 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра. 

Последовала чеканка колокола, а 20 марта 1737 года случился так называемый Троицкий пожар, спаливший деревянную времянку над ямой, в которой находился Царь-колокол. Поленья и бревна падали в нее, раскаляя металл. Люди сбегались со всей округи и заливали углубление водой, боясь, что колокол расплавится. Но своими действиями навредили не меньше, по причине перепада температур будущий памятник испещрили трещины, а также от него откололся 1,5-тонный кусок. Многострадальное произведение литейного искусства оставили в яме, где он и провел последующий век.

Позднее скол объясняли падением колокола, но современник считают, дело было в производственном браке. А пожар пришелся кстати, позволив скрыть нарушения технологии. Колокол пытались вытащить дважды в конце 18 и начале 19 веков, что успехом не увенчалось. Удача улыбнулась 17 августа 1836 года, извлеченного гиганта установила на бронзовый пьедестал в Московском Кремле, постамент украсили портретными изображениями и росписью. Отколотый кусок разместили подле.

16 просмотров за сентябрь, 34 за август, 6188 всего

turizm.e1.ru

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Царь-пушка и Царь-колокол являют собой гордость российского литейного искусства, оба феномена «рождены» на территории Пушечного двора. Расположены в городе Москве на территории Кремля: Ивановской и Красной площадях соответственно.

Первым, в 1586 году, появился нынешний памятник артиллерии – бронзовая Царь-пушка, автором орудия выступил Андрей Чохов. Габариты его внушительны: около 5,5 метров длина, масса немного превышает 39 тонн, а калибр равен 890 миллиметрам или 35 дюймам. Пушка рельефно опоясана, а правую сторону ее дула украшает изображение царя Федора Ивановича, в руках монарха символы самодержавия, а сам он верхом на коне. В качестве атрибутов изготовили и декорировали узорами в 1835 году на заводе Берда в городе Петербурге ядра и лафеты.

Изначально пушку собирались использовать в качестве средства обороны Кремля и установили устрашающее орудие на деревянном настиле подле Лобного места на Красной площади. Тем не менее, в бою Царь-пушке участвовать так и не довелось. В 18 веке ее переместили во двор Арсенала, после к его воротам, а советское время обернулось для достопримечательности «переездом» на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов. Пушку водрузили на чугунный лафет, а рядом поместили ядра.

При проведении ремонтных и исследовательских работ в 1980 году, выяснилось, что пушечными снарядами должны были быть каменные 8-ми тонные ядра, а также обнаружились свидетельства произведенного хотя бы однажды выстрела. Историки полагают, таким образом, был развеян прах Лжедмитрия. Царь-Пушка внесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого калибра, конечно, когда-то отливались превосходящие ее орудия, но, увы, до наших дней конкуренты не дошли.

Царь-колокол велела отлить, а точнее перелить из Григорьевского, отяжелив и увеличив в масштабе, Анна Иоанновна. За дело взялись Иван Моторин и его сын Михаил (1733-1735 годы), к исходному металлу добавили остатки старого колокола, сохранившегося со времен правления Бориса Годунова. Формирование колокола происходило на территории Ивановской площади, для чего было вырыто 10-ти метровое углубление. Высота колокола чуть более превысила 6 метров, диаметр его составил 6,6 метров, а вес достиг 2 тысяч килограммов. Литье завершилось 25 ноября 1735 года, его предварял подготовительный процесс, а в саму работу вмешивались неприятные обстоятельства – умер Иван Моторин, и Михаилу пришлось заканчивать труд самостоятельно. Примечательно, что в составе сплава содержится 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра. 

Последовала чеканка колокола, а 20 марта 1737 года случился так называемый Троицкий пожар, спаливший деревянную времянку над ямой, в которой находился Царь-колокол. Поленья и бревна падали в нее, раскаляя металл. Люди сбегались со всей округи и заливали углубление водой, боясь, что колокол расплавится. Но своими действиями навредили не меньше, по причине перепада температур будущий памятник испещрили трещины, а также от него откололся 1,5-тонный кусок. Многострадальное произведение литейного искусства оставили в яме, где он и провел последующий век.

Позднее скол объясняли падением колокола, но современник считают, дело было в производственном браке. А пожар пришелся кстати, позволив скрыть нарушения технологии. Колокол пытались вытащить дважды в конце 18 и начале 19 веков, что успехом не увенчалось. Удача улыбнулась 17 августа 1836 года, извлеченного гиганта установила на бронзовый пьедестал в Московском Кремле, постамент украсили портретными изображениями и росписью. Отколотый кусок разместили подле.

20 просмотров за сентябрь, 34 за август, 6191 всего

turizm.ngs24.ru

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Царь-пушка и Царь-колокол являют собой гордость российского литейного искусства, оба феномена «рождены» на территории Пушечного двора. Расположены в городе Москве на территории Кремля: Ивановской и Красной площадях соответственно.

Первым, в 1586 году, появился нынешний памятник артиллерии – бронзовая Царь-пушка, автором орудия выступил Андрей Чохов. Габариты его внушительны: около 5,5 метров длина, масса немного превышает 39 тонн, а калибр равен 890 миллиметрам или 35 дюймам. Пушка рельефно опоясана, а правую сторону ее дула украшает изображение царя Федора Ивановича, в руках монарха символы самодержавия, а сам он верхом на коне. В качестве атрибутов изготовили и декорировали узорами в 1835 году на заводе Берда в городе Петербурге ядра и лафеты.

Изначально пушку собирались использовать в качестве средства обороны Кремля и установили устрашающее орудие на деревянном настиле подле Лобного места на Красной площади. Тем не менее, в бою Царь-пушке участвовать так и не довелось. В 18 веке ее переместили во двор Арсенала, после к его воротам, а советское время обернулось для достопримечательности «переездом» на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов. Пушку водрузили на чугунный лафет, а рядом поместили ядра.

При проведении ремонтных и исследовательских работ в 1980 году, выяснилось, что пушечными снарядами должны были быть каменные 8-ми тонные ядра, а также обнаружились свидетельства произведенного хотя бы однажды выстрела. Историки полагают, таким образом, был развеян прах Лжедмитрия. Царь-Пушка внесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого калибра, конечно, когда-то отливались превосходящие ее орудия, но, увы, до наших дней конкуренты не дошли.

Царь-колокол велела отлить, а точнее перелить из Григорьевского, отяжелив и увеличив в масштабе, Анна Иоанновна. За дело взялись Иван Моторин и его сын Михаил (1733-1735 годы), к исходному металлу добавили остатки старого колокола, сохранившегося со времен правления Бориса Годунова. Формирование колокола происходило на территории Ивановской площади, для чего было вырыто 10-ти метровое углубление. Высота колокола чуть более превысила 6 метров, диаметр его составил 6,6 метров, а вес достиг 2 тысяч килограммов. Литье завершилось 25 ноября 1735 года, его предварял подготовительный процесс, а в саму работу вмешивались неприятные обстоятельства – умер Иван Моторин, и Михаилу пришлось заканчивать труд самостоятельно. Примечательно, что в составе сплава содержится 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра. 

Последовала чеканка колокола, а 20 марта 1737 года случился так называемый Троицкий пожар, спаливший деревянную времянку над ямой, в которой находился Царь-колокол. Поленья и бревна падали в нее, раскаляя металл. Люди сбегались со всей округи и заливали углубление водой, боясь, что колокол расплавится. Но своими действиями навредили не меньше, по причине перепада температур будущий памятник испещрили трещины, а также от него откололся 1,5-тонный кусок. Многострадальное произведение литейного искусства оставили в яме, где он и провел последующий век.

Позднее скол объясняли падением колокола, но современник считают, дело было в производственном браке. А пожар пришелся кстати, позволив скрыть нарушения технологии. Колокол пытались вытащить дважды в конце 18 и начале 19 веков, что успехом не увенчалось. Удача улыбнулась 17 августа 1836 года, извлеченного гиганта установила на бронзовый пьедестал в Московском Кремле, постамент украсили портретными изображениями и росписью. Отколотый кусок разместили подле.

18 просмотров за сентябрь, 34 за август, 6190 всего

turizm.ngs55.ru

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Царь-пушка и Царь-колокол являют собой гордость российского литейного искусства, оба феномена «рождены» на территории Пушечного двора. Расположены в городе Москве на территории Кремля: Ивановской и Красной площадях соответственно.

Первым, в 1586 году, появился нынешний памятник артиллерии – бронзовая Царь-пушка, автором орудия выступил Андрей Чохов. Габариты его внушительны: около 5,5 метров длина, масса немного превышает 39 тонн, а калибр равен 890 миллиметрам или 35 дюймам. Пушка рельефно опоясана, а правую сторону ее дула украшает изображение царя Федора Ивановича, в руках монарха символы самодержавия, а сам он верхом на коне. В качестве атрибутов изготовили и декорировали узорами в 1835 году на заводе Берда в городе Петербурге ядра и лафеты.

Изначально пушку собирались использовать в качестве средства обороны Кремля и установили устрашающее орудие на деревянном настиле подле Лобного места на Красной площади. Тем не менее, в бою Царь-пушке участвовать так и не довелось. В 18 веке ее переместили во двор Арсенала, после к его воротам, а советское время обернулось для достопримечательности «переездом» на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов. Пушку водрузили на чугунный лафет, а рядом поместили ядра.

При проведении ремонтных и исследовательских работ в 1980 году, выяснилось, что пушечными снарядами должны были быть каменные 8-ми тонные ядра, а также обнаружились свидетельства произведенного хотя бы однажды выстрела. Историки полагают, таким образом, был развеян прах Лжедмитрия. Царь-Пушка внесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого калибра, конечно, когда-то отливались превосходящие ее орудия, но, увы, до наших дней конкуренты не дошли.

Царь-колокол велела отлить, а точнее перелить из Григорьевского, отяжелив и увеличив в масштабе, Анна Иоанновна. За дело взялись Иван Моторин и его сын Михаил (1733-1735 годы), к исходному металлу добавили остатки старого колокола, сохранившегося со времен правления Бориса Годунова. Формирование колокола происходило на территории Ивановской площади, для чего было вырыто 10-ти метровое углубление. Высота колокола чуть более превысила 6 метров, диаметр его составил 6,6 метров, а вес достиг 2 тысяч килограммов. Литье завершилось 25 ноября 1735 года, его предварял подготовительный процесс, а в саму работу вмешивались неприятные обстоятельства – умер Иван Моторин, и Михаилу пришлось заканчивать труд самостоятельно. Примечательно, что в составе сплава содержится 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра. 

Последовала чеканка колокола, а 20 марта 1737 года случился так называемый Троицкий пожар, спаливший деревянную времянку над ямой, в которой находился Царь-колокол. Поленья и бревна падали в нее, раскаляя металл. Люди сбегались со всей округи и заливали углубление водой, боясь, что колокол расплавится. Но своими действиями навредили не меньше, по причине перепада температур будущий памятник испещрили трещины, а также от него откололся 1,5-тонный кусок. Многострадальное произведение литейного искусства оставили в яме, где он и провел последующий век.

Позднее скол объясняли падением колокола, но современник считают, дело было в производственном браке. А пожар пришелся кстати, позволив скрыть нарушения технологии. Колокол пытались вытащить дважды в конце 18 и начале 19 веков, что успехом не увенчалось. Удача улыбнулась 17 августа 1836 года, извлеченного гиганта установила на бронзовый пьедестал в Московском Кремле, постамент украсили портретными изображениями и росписью. Отколотый кусок разместили подле.

16 просмотров за сентябрь, 34 за август, 6188 всего

turizm.ngs22.ru