Второй по значению город Литвы. Каунас литва фото


Каунас, Литва — подробная информация о городе с фото

Каунас — второй по величине город Литвы, а также промышленный центр. Это уютное и приятное место, где вполне можно провести пару дней или использовать город для поездок из него по городкам Южной Литвы. Каунас характеризуется не только обилием живописных зданий и достопримечательностей для туристов. Этот невысокий и несколько «потрепанный» город по-своему интересен, в нем множество необычных и примечательных мест.

Каунас расположен на слиянии рек Нярис и Нямунас, что делало его стратегически важным городом в Средние века. Город не раз подвергался нападениям. В XIV в. его атаковали германские крестоносцы. Тевтонский орден в 1361 г. сумел захватить крепость Каунаса, и тогда же город впервые упоминается в хрониках. После победы польско-литовских армий в битве при Грюнвальде в 1410 г. наступил период процветания Каунаса. Город стал крупным торговым центром. Реки из оборонительных рубежей превратились в торговые пути. На XV—XVI вв. приходится золотой век Каунаса. Но в конце XVIII г. город стал постепенно угасать. При царском правлении центром Литвы стал Вильнюс, а Каунас остался в тени. Зато это позволило ему сохранить определенную культурную автономию.

Когда в период между мировыми войнами Литва обрела независимость после конфликта с Польшей, Каунас стал столицей страны. Новый статус способствовал расцвету города. К началу 30-х годов Каунас превратился в настоящую столицу с элегантными домами и бурной культурной жизнью. Этот город и сегодня остается центром образования и культуры.

Каунас - наиболее аутентичный литовский город. В целом в стране этнически смешанное население, однако истинные литовцы составляют 93% жителей Каунаса, по сравнению с 58% в столице страны Вильнюсе. Пройдитесь по одной из самых длинных в Европе пешеходных улиц - проспекту Свободы с великолепными липами, познакомьтесь с городом и выйдите по улице Вильниус в его старую часть.

Там немало интересных зданий. В Каунасе много церквей: не пропустите церковь Витауто начала XV столетия, монастырь и церковь в Пажайслисе - один из лучших образцов архитектуры итальянского барокко в Восточной Европе, церковь Св. Георгия (1487) и гарнизонную церковь Св. Михаила Архангела. Среди других примечательных построек - купеческий дом Перкуно, построенный в XV в. из красного кирпича, а также каунасская ратуша, прозванная «Белый лебедь», на площади старого города.

В Каунасе немало музеев, и некоторые из них уникальны, например Музей чертей (Жмуйдзинавичуса), где собраны тысячи изображений черта, Медицинско-аптечный музей и Музей фольклорной музыки.

Одной из несомненных черт трудового характера этого оживленного города является невысокая стоимость размещения в гостиницах вместе с низкими ценами в ресторанах, барах и клубах.

Туристический информационный центр Каунаса. Laisves Aleja, 36. Тел.: (37) 32-34-36; www.visit.kaunas.lt.

Видео: Каунас

Достопримечательности Каунаса

Лайсвес-аллея (Laisves Aleja)

Широкую пешеходную улицу Лайсвес-аллея называют еще проспектом Свободы. Ее протяженность 1,6 км. Здесь находятся самые роскошные отели, рестораны и бары города. Пешеходная улица — рай для покупателей. Курить здесь давно запрещено, но жители и гости города любят встречаться именно в этом месте. Молодежь часами гуляет по Лайсвес-аллее, останавливаясь в кафе или присаживаясь на скамейки большими группами.

Литовский музей авиации (Lietuvos Aviacijos Muziejus)

Этот интереснейший маленький музей состоит всего из нескольких залов. Среди экспонатов есть и настоящий авиационный тренажер, построенный еще в советские времена. Перед зданием музея установлено несколько самолетов и вертолетов — некоторые в хорошем состоянии, а другие разваливаются и ржавеют из-за недостатка финансирования.

Veiveriu, 132. Тел.: (37) 39-03-57. Открыто: 9.00-17.00. Закрыто: вс. Вход платный.

Музей Чюрлениса (MK Ciurlionio Dailes Meziejus)

Музей был организован после смерти художника, когда Каунас временно был столицей Литвы. Здесь хранится большая коллекция картин Чюрлёниса. Кроме того, тут можно послушать его музыку.

Putvinskio, 55. Тел.: (37) 22-94-75. Открыто: 11.00-17.00. Закрыто: пн. Вход платный.

Художественная галерея Миколаса Жилинскаса (Mykolo Zilinsko Dailes Galerija)

Эта галерея находится напротив церкви Михаила Архангела. На первом этаже размещена экспозиция декоративного искусства. Картины и скульптуры выставлены на втором и третьем этажах.

У входа в музей установлена скульптура Пятраса Мазураса, изображающая обнаженного мужчину. В 1990 г. она вызвала весьма неоднозначную реакцию у жителей города. В этой галерее хранится единственная в Литве картина Рубенса.

Nepriklausomybes Aikste, 12. Тел.: (37) 22-28-53. Открыто: 11.00-17.00. Закрыто: пн. Вход платный.

Церковь Михаила Архангела

Эта церковь в неовизантийском стиле, которая находится в восточном конце Лайсвес-аллеи, была построена в 1891-1893 гг. для православных, но в 1990 г. стала католической. Эту церковь иногда называют soboras от русского слова «собор». Русские архитекторы построили эту церковь для каунасского гарнизона. В советские времена она была превращена в художественную галерею. Местом религиозного поклонения церковь вновь стала в начале 90-х годов.

Nepriklausomybese Aikste

Музей чертей (Velniu Muziejus)

Этот музей открылся в 1966 г. в доме художника Антанаса Жмуйдзинавичюса (1876-1966). Здесь хранятся работы самого художника, а также коллекция, подаренная им государству. Художник всю жизнь коллекционировал произведения литовского искусства, предметы, представляющие историческую и этнографическую ценность. Музей называют также музеем чертей, так как здесь выставлена коллекция, насчитывающая более 2000 фигурок и других произведений искусства, связанных с чертями и дьяволами. Здесь есть даже фигурки Гитлера и Сталина, изображенных в виде чертей, исполняющих танец смерти над территорией Литвы, усыпанной человеческими костями.

Putvinskio, 64. Тел.: (37) 22-15-87. Открыто: 11.00-17.00. Закрыто: пн. Вход платный.

Военный музей Витаутаса Великого (Vytauto Didziojo Karo Muziejus)

Огромные бронзовые львы охраняют вход в Военный музей Витаутаса Великого, который был основан в 1920-е годы. Одна из наиболее известных экспозиций представляет крушение самолета литовских авиаторов Дарюса и Гиренаса «Литуаника».

Изображения национальных героев Стяпонаса Дарюса и Стасиса Гиренаса украшают голубую банкноту достоинством 10 лит. Они родились в Литве, но жили в Соединенных Штатах. Смелость и верность родине навсегда вписали их имена в литовскую историю и культуру. Они погибли в 1933 г. по невыясненным причинам, пытаясь побить мировой рекорд дальности трансатлантического перелета. На улице Спорто, возле футбольного стадиона, который носит имена героев, им установлен 25-метровый бронзовый памятник.

Donelaicio, 64. Тел.: (37) 32-09-39. Открыто: 10.00-17.00. Закрыто: пн. Вход платный.

Собор Святых Петра и Павла (Sv Petro ir Pauliaus Arkikatedra)

Собор был построен в 1408 г. Незначительные дополнения в стиле ренессанса и барокко появились в его облике в XVII в. Это единственная готическая церковь Литвы с планом базилики (обычно готические церкви имели в плане крест). Здесь похоронены литовский поэт-священник Майронис (1862-1932) и епископ Мотеюс Валанчюс (1801-1875). Епископ тайно печатал и распространял литовскую литературу в годы царского режима, что навсегда вписало его имя в историю нации.

Каунасский замок (Kauno Pilis)

Замок — древнейшая постройка города. Он существовал задолго до первого упоминания о нем в письменных источниках в 1361 г.

Церковь Святого Георгия и монастырь (Sv Jurgio Baznycia ir Vienuolynas)

Этот готический монастырь был построен для ордена бернардинцев в XV в. Во времена советского правления церковь и монастырь пришли в упадок. Сейчас ведется реставрация.

Церковь Святой Троицы (Sv Trejybes Baznycia)

Сейчас в этой церкви размещается танцевальная студия. Во внешнем облике церкви вы сразу же заметите сочетание ренессансных и готических архитектурных элементов.

Ратуша (Rotuse)

Здание ратуши было построено в середине XVI в. Во внешнем оформлении господствует барочный стиль. Во времена советского правления здесь размещался дворец бракосочетаний «Белый лебедь».

Церковь Святого Франциска Ксавьера (Sv Pranciskaus Ksavero Jezuitq Baznycia)

Церковь была построена в 1666 г. В 1825 г. она была превращена в православную. В 1843 г. церковь получила статус собора. Во времена советского правления здесь размещалась школа. Здание было передано церкви в 1990 г.

Лом Перкунаса (Грома) (Perkuno Namas)

Этот необычный дом был построен в конце XV в. Его по праву можно назвать одним из лучших образцов готической архитектуры. В различные исторические периоды дом принадлежал иезуитам и торговым гильдиям. Сейчас в нем размещается художественная школа.

Церковь Витаутаса Великого (Vytauto Didziojo Baznycia)

Великолепная церковь была построена францисканцами в начале XV в. В годы наполеоновских войн здесь размешался французский военный склад, а царский режим превратил ее в православный собор. Сейчас она вновь возвращена католической церкви.

Кедайняй (Kedainiai)

Город расположен в 40 км к северу от Каунаса. Это удобная база для совершения экскурсий по региону. Старинный город Кедайняй расположен на берегу реки Невежис. Осмотрите красивый и отлично сохранившийся Старый город и главную площадь. В начале XVI в. город принадлежал знатной протестантской семье Радвила. Радвилы пытались сделать Кедайняй интеллектуальным и культурным центром Литвы. Обилие церквей и две синагоги свидетельствуют о толерантности жителей и властей города на протяжении веков. В Кедайняе, кроме католиков, живут иудеи, православные и ариане (последователи арианства, течения в христианстве в IV—VI вв.).

Туристический информационный центр: Didzioji, 1. Тел.: (347) 60-363; www.visitkedainiai.lt.

Спецпредложения на отели

Booking.com

Когда приехать

Зимы суровые, летом значительно теплее.

Интересный факт

В 1812 г. Каунас дружелюбно встретил Наполеона, надеясь, что тот освободит Литву от власти России. В честь императора даже назвали холм поблизости от города.

wikiway.com

Второй по значению город Литвы (Каунас, Литва)

Поделиться:

Литва город Каунас > Второй по значению город Литвы (27 Фото)
Каунас - второй по величине и значению литовский город. Впервые упоминается в 1361 году, Магдебургское право получил при князе Витовте в 1408 году. С этого времени город являлся крупным торговым пунктом (одно время входил в Ганзу) и речным портом. С 1795 года в составе Российской империи. В 1919-1940 годах - временная столица Литовской республики.

Направляемся к Каунасскому замку.

Каунас - Фото №1

Каунасский или Ковенский замок известен с XIV века. Ковенский от славянского названия Каунаса, которое было Ковно.

Каунас - Фото №2 Каунас - Фото №3

Замок построен в месте слияния рек Немана и Нериса как оборонный пункт против Тевтонского ордена.

Каунас - Фото №4

В начале XV века замок был перестроен Витовтом, но в XVII веке часть замка была подмыта водами рек и разрушена.

Каунас - Фото №5

То, что осталось, подновили в советскую эпоху, как это ни странно.

Каунас - Фото №6 Каунас - Фото №7

Напротив замка готический костел святого Георгия.

Каунас - Фото №8

Раньше рядом с костелом был монастырь бернардинцев.

Каунас - Фото №9

Памятный крест.

Каунас - Фото №10

На пути к центральной площади Каунаса, мимо бывшего монастыря бернардинцев.

Каунас - Фото №11

Напоминание об уроженце Каунаса Владиславе Старевиче, создателе кукольных мультипликационных фильмов.

Каунас - Фото №12 Каунас - Фото №13

Центральная площадь города. Виден собор Петра и Павла, к нему подойдем позже.

Каунас - Фото №14

Площадь застроена типичными домами времен Литовского княжества и Речи Посполитой.

Каунас - Фото №15

Здесь же иезуитский костел Франциска Ксаверия (1666-1722 гг).

Каунас - Фото №16

Украшение площади - ратуша &quotБелый Лебедь&quot. Действительно красивое барочное здание.

Каунас - Фото №17

Впервые ратуша построена была еще в 1542 году, в 1771 году перестроена в стиле барокко.

Каунас - Фото №18

Дом Перкуна - еще одно примечательное строение в центре.

Каунас - Фото №19

Построен в XV веке ганзейскими купцами и был их конторой, а позже был продан иезуитам.

Каунас - Фото №20

Просто одна из улиц города.

Каунас - Фото №21

Церковь Витовта - одна из самых старых в Литве и самая старая церковь Каунаса.

Каунас - Фото №22

В 1812 году церковь была подпорчена французской армией Наполеона. С 1845 года церковь действовала как православная, а в 1919 году ее вернули католикам.

Каунас - Фото №23

Наконец собор Петра и Павла - самый большой католический храм Литвы, кафедральный собор Каунасской епархии.

Каунас - Фото №24

Собор строился два века и был закончен в 1655 году.

Каунас - Фото №25

На берегу реки Неман (Нямунас).

Каунас - Фото №26

Мост князя Витовта.

Каунас - Фото №27 Дата публикации: 30.08.17 1. Nita 02.09.17 09:46:54

На мой взгляд лучше всего удались фото Ковенского замка, некоторые из них напомнили кадры из сказки. А вот представление о церкви Витовта по фото не сложилось - просто фото отдельных ее кусочков, а весь ее образ не передался. Возможно, надо было ее как-то с других ракурсов снимать... но в целом спасибо за прогулку по Каунасу.

2. lada7 03.09.17 16:13:16

Не довелось мне побывать в этом городе, но я всегда знала, что Каунас - это место с большим историческим прошлым. И данная фото-прогулка по городу это лишний раз подтверждает. Спасибо.

 Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.

fototerra.ru

Каунас, прогулка по старому городу

Путешествуя летом прошлого года по Прибалтике, по пути из Паневежиса в Вильнюс мы заехали в город Каунас.

Каунас (старое русское название - Ковно) - это второй по величине город Литвы, центр Каунасского уезда и района. Расположен Каунас у впадения реки Вилии (лит. - Нерис) в Неман (лит. - Нямунас). Население города - около 400 тысяч человек. Каунас известен с 14 века. А в 1920-1940 он был временной столицей Литвы.

В Каунас мы приехали поздно вечером, переночевали там и провели меньшую часть следующего дня (в тот же день нужно было успеть и в Тракай, и в Вильнюс), поэтому погуляли мы только по старинной и центральной частям города, не уделив внимание другим районам.

В этом посте хочу показать серию фотографий по исторической части города и набережной Немана, а остальные фотографии (другие места в центре города) опубликую позже отдельно, чтобы не пихать в один пост сразу пол-сотни фотографий.

1. Всем привет! Я здесь был! :-) [ ->]

2. Это ратушная площадь в центре старого Каунаса. Ратуша была построена в 16 веке и имеет неофициальное название "белый лебедь". Слева от Ратуши - Иезуитская церковь. [<- | ->]

3. Ратушная площадь, вид в другую сторону. На заднем плане - Кафедральный собор Петра и Павла. [<- | ->]

4. Кафедральный собор Петра и Павла - это крупнейший храм Каунаса и один из крупнейших костёлов Литвы. Это единственный кафедральный готический костел в стране. Построен в 15 веке. [<- | ->]

5. Вот такой вот памятник в литовском стиле. Что это такое - теперь уже тяжело сказать, на Викимапии не нашёл. [<- | ->]

6. Да, eijas тоже здесь был. :-) [<- | ->]

7. ... [<- | ->]

8. Маленькая улочка где-то в центре. В Каунасе подход к реставрации центра города похож на петербургский: основные улицы надраены до блеска, но под арки и в отходящие переулки ремонт углубляется не дальше, чем на 20 сантиметров. [<- | ->]

9. Каунасская крепость в старом городе на берегу Вилии. [<- | ->]

10. Я здесь был. :-) [<- | ->]

11. Рядом с крепостью - скульптура "Kanklininkas" (интересно, что это такое?) [<- | ->]

12. На территории крепости. Никаких особенных объектов до наших дней не сохранилось. [<- | ->]

13. Вид от крепости на другой берег Вилии. Там - более современные районы, которые мы не изучали. [<- | ->]

14. К югу от крепости - костёл св. Георгия. [<- | ->]

15. Вернулись обратно к ратуше. Памятник поэту Марионису. [<- | ->]

16. Дом Пяркунаса (Perkūnas). По Википедии, Пяркyнас - это балтийский бог-громовержец. [<- | ->]

17. Набережная Немана к югу от старого города. [<- | ->]

18. Неман, величественная река. [<- | ->]

19. Мост им. Витовта Великого. Соединяет старый город и район Алексотас. [<- | ->]

20. На набережной Немана строится велосипедная дорожка. Как и в других городах Литвы, ведётся пропаганда о том, что многие благие дела ведутся на деньги новых оккупантов Евросоюза. [<- | ->]

21. ... [<- | ->]

22. Если пройти 2-3 километра через центр города на восток-северо-восток, можно выйти к этому собору - церкви святого архангела Михаила. Эти "2-3 километра" - тема следующей фотопрогулки через несколько дней. [<- | ->]

Предыдущая серия путешествия по Прибалтике: Паневежис - районный центр в Литве

Следующая серия: ... (продолжение следует)

one-in.livejournal.com

Литва зимой. Каунас - От Эстонии до Новой Зеландии :)

На второй день съездили из Вильнюса в Каунас. Из столицы Литвы туда ведет почти автобан, но попасть на него не так просто, пришлось покрутиться. Машину в Каунасе можно оставить прямо в центре города, у крепости, там большая стоянка и стоит недорого.

Город Каунас был столицей Литвы с 1920-го по 1940-й год, когда Вильнюс оккупировался Польшей. Поэтому в отличие от Вильнюса, где живет значительное количество русских, поляков и других национальностей, Каунас на 93% литовский. По численности населения он не так много уступает Вильнюсу, 360 тысяч против 550 тысяч.

Про Каунас на сайте Wikipedia.

Ну и дальше опять просто фотографии:

Руины Каунасского замкаЦерковь Св. Георгия и монастырь бернардинцевРуины Каунасского замкаВ парке у Каунасского замкаНа стрелке в месте слияния Нямунаса (Немана) и Няриса (Вилии)На стрелке в месте слияния Нямунаса (Немана) и Няриса (Вилии). Вид в сторону городаНа улицах КаунасаНа улицах Каунаса. За стройкой видны башни Ратуши (слева) и церкви Иезуитов (справа)На набережной НеманаЦерковь Витаутаса Великого (Успенская церковь, 15-й век)Фуникулер на левом берегу НеманаВнутри фуникулераВид с высокого левого берега НеманаДеревянная скульптура на смотровой площадке на левом берегу НеманаВид на центр города со смотровой площадкиВид на центр города с левого берега НеманаВид на центр города с моста через НеманЦерковь Витаутаса Великого, вид с моста через НеманВид на набережную с моста через НеманГраффити на стенеНа улицах старого городаНа улицах старого городаПешеходная Laisves alejaПамятник Витаутасу Великому на Laisves alejaПешеходная Laisves aleja. Виден собор Михаила АрхангелаСобор Михаила Архангела. Построен в XIX веке как православный, в 1990 году превращен в католический храмНа пешеходной Laisves alejaНа пешеходной Laisves alejaНа улицах старого городаНа Ратушной площадиКаунасская ратуша, известная в народе как ''Белый лебедь''Церковь ИезуитовКаунасская духовная семинария и церковь ТроицыНа Ратушной площадиНа улицах старого городаНа улицах старого города

А на обратном пути из Каунаса сделали попытку заехать в Akropolis. Попали в самый час пик, когда местные уезжали из города. Ни подробной карты, ни навигатора у меня не было, в итоге через некоторое время езды наугад заехали черти куда, в спальный район. Обратно поехали, ориентируясь от конечной остановки троллейбуса в противоположную сторону. Как назло, улица, на которой стоит Akropolis, состоит из двух несвязанных между собой частей. Однако, наконец, была найдена заправка, где удалось купить карту. При этом мне с трудом удалось отбиться от толпы литовцев, начавших наперебой объяснять мне, как проехать в интересующее место. С картой я это уже мог сделать и сам. А сам Akropolis действительно поражает размерами, да.

Наступил четвертый день путешествия, надо было ехать домой, но прежде чем ложиться на обратный курс, мы заехали в знаменитый и известный мне еще с детства по фотографиям Тракай.

Предыдущая часть. ВИЛЬНЮС | ФОТОГАЛЕРЕЯ | Следующая часть. ТРАКАЙ

097mcn.livejournal.com

Фото Литвы от туристов на «Тонкостях туризма»

Фото Литвы. Яркие фотографии туристов, фотогалереи городов и курортов. Уникальные фото людей, событий, мест, улиц и достопримечательностей Литвы.

IX форт, один из фортов Ковенской крепости, Литва

V форт в Каунасе, Литва

Аллея Лайсвес в Каунасе

Ангел на горе крестов

Архитектура Старого города, Вильнюс

Аула университета, Вильнюсский университет

Балкончик с цветами в Вильнюсе.

Балтийское море. Юодкранте. Куршская коса

Башня, Каунасский замок, Каунас.

Башня Гедимина в Вильнюсе

Библиотека, Вильнюсский университет

В дюнах Юодкрантею Курская коса

В отражении, Каунас

В район Ужупис, Вильнюс

Велосипедная прогулка по аллее в Неринге

Велосипедный фонарь, Каунас.

Вестибюль рядом с кафедрой балтистики, Вильнюсский университет

Вечерний Вильнюс

Вид на Балтийское море. Юодкранте, Куршская коса

Вид на Костел Витаутаса Великого со стороны реки, Каунас.

Вид на Костел Святого мученика Георгия, Каунас.

Вид на ворота Аушрос, Вильнюс

Вид на замок в Тракае

Вид на осенний Вильнюс.

Вид санатория в Бирштонасе

Виды Вильнюса

Виды Каунаса, Литва

Виды Тракайского замка, Литва

Виды зимнего Вильнюса

Вильнюс, Литва

Вильнюс в осенних красках.

Вильнюс с высоты птичьего полета

Вильнюсская телебашня, район Каролинишкес

Вильнюсская телебашня

Вильнюсская телебашня в праздничном декоре

Также рекомендуем

Скоро на «Тонкостях»: Побывавший 4 раза в Чернобыле мужчина делится малоизвестными фактами о Зоне отчуждения

Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

Спасибо! Теперь вы будете получать (не чаще, чем раз в неделю) наш фирменный дайджест. Осталось только подтвердить подписку по ссылке в письме, которое мы вам отправили.

tonkosti.ru

Каунас, Литва - Записки кочевника

Kaunas, Liеtuva

Каунас второй по величине город Литвы, как и наш Харьков. Из параллелей с славным слобожанским городом можно отметить и то, что Каунас как и Харьков и примерно в те же годы, успел побывать столицей. Кроме того Каунас и Харьков - города-побратимы. Чего это я про Харьков? Да просто вспомнилось что-то про свою вторую малую родину, давно наверное не был. В плане архитектуры и атмосферы это совершенно разные города.

Ратушу в Каунасе за стройность форм называют "Белым лебедем", хотя после последней реконструкции ее впору переименовывать в "Лебедя цвета слоновой кости"

- Сколько еще про плаченого парковочного времени? 20 минут... Хм, нужно бы поспешить, где же эта чертова улица?- Вернуть машину в Вильнюс до шести вечера? Но мы еще в Каунасе!- А-а-а-а, магазин с биржайским через десять минут закрывается!!!

Веселый выдался денек, довелось и размеренно погулять по красивому средневековому городу и на трех видах транспорта погонять. Сплошные дедлайны!

Все эти гонки и нудное краеведческое бла-бла-бла

Так как хронология путешествия самым циничным образом нарушена, придется коротко ввести вас в курс дела. За десять дней до описываемых событий в Вильнюсе мы арендовали машину. По договору мы должны были вернуть ее в этот день в шесть вечера. Но так как мы брали ее через знакомых Андрея (человек у которого мы жили), он созвонился с арендодателем, с которым вместе работал, и сказал что завезет машину завтра с утра прямо под работу - собственно туда куда мы и должны были ее вернуть. Арендодатель, Паулюс (которого мы в честь знаменитого предсказателя футбольных результатов прозвали осьминогом) был не против и очень даже за, ему так тоже было удобнее. Еще накануне мы планировали покататься в этот день вокруг Вильнюса, но узнав о таком внезапном облегчении жизни поменяли планы и махнули за сотню километров в Каунас. Более того даже дали себе время до обеда чтоб выспаться после девяти дней дороги, так что выехали уже ближе к обеду.

Погода стояла солнечная и жаркая, только несколько смущали плавно ползущие у горизонта грозовые тучи. Впрочем до поры до времени дела нам до них не было.

Каунас оказался довольно приятным городком, по крайней мере его исторический центр.

Название города имеет балтийские корни и означает низкое, болотистое, топкое месте. И действительно замок расположен несколько странно, не на горе как все нормальные замки, а словно бы в низине. Древние зодчие наверное долго не могли решить где возводить твердыню: на горе или в низине? Первое письменное упоминание о Каунасе относиться к 1361-ми году, но город основали скорее-всего значительно раньше. Так как не боялись уже появившейся в XIV веке артиллерии, то возвели крепость у места впадения Нериса в Неман, то есть в топком месте откуда и название.

Город быстро развивался чему способствовало получение им Магдебурского права в 1408-м году. С середины того же столетия Каунас входил в Ганзейский союз и благодаря своему выгодному географическому положению играл важную роль в торговле Великого Княжества Литовского. Из-за войн XVII—XVIII века город пришел в упадок. Оклемавшись в последующие годы он был дважды разрушен во время Наполеоновских войн.

С 1842 года - центр Ковенской губернии.

С 1920 по 1940 - "временная столица" Литовской республики.

Передовые немецкие части вошли в город 24-го июня 1941-го года, то есть уже на третий день войны с Советским Союзом. На тот момент город был уже очищен от, горячо любимых народными массами, советских войск самими литовцами. Стремление литовце в к независимости успешно использовали и советы, во время немецкой оккупации каунасский край славился своими партизанами. Советские войска вновь заняли Каунас в 31-го июля 1944 года и не забыли, про литовцев поддерживавших немцев, более 300 тысяч четырехмилионного народа были вывезены в места не столь отдаленные.

Запарковав машину недалеко от центра мы первым делом направились к Ратуше.

Строительство ратуши началось в 1542 году. Изначально здание было одноэтажным без отделки. Башня и второй этиж были пристроены несколько позже. Первый этаж был приспособлен для торговли и тюремщиков, второй - для суда, магистрата, сокровищницы, архива и канцелярии. В подвалах основного помещения располагались склады, под башней была тюрьма.

Краеведы на фото охоте.

В 1771-1775 годах архитектором Й. Матекерисом была произведена крупная реконструкция, ратуша приобрела современный вид.

В XIX веке, во времена Царской России, ратуша использовалась как православная церковь и даже как склад боеприпасов. После реконструкции 1836 года в ней размещалась резиденция российских царей.

После 1862 года снова вакханалия - попеременно, а может и все вместе, тут размещались: городской клуб, русский клуб, пожарная часть и русский театр.

С 1869 по 1944 в ратуше заседал городской муниципалитет. с 1944 по 1973 - технический музей.

С 1973 в ратуше проводят свадебные церемонии, а в подвалах расположен музей керамики. Свадебных церемоний действительно хватало, а вот музей керамики мы не посетили, потому что банально про него не знали.

Вокруг ратуши расположена площадь с неожиданным названием - Ратушная.Я не шучу, действительно не ждал. Привык, что площади вокруг ратуш называются Рыночными или прочими производными от рынка названиями.

Забавные котики правда? На самом деле это раздельные мусорные контейнеры для стекла, пластика и бумаги.

Кабинки для телепортации.

Каунасская духовная семинария с собором св. Троицы находится на углу Ратушной площади, то есть буквально в двух шагах от ратуши.

Собаки-фонтанохороняки.

Баскетбол в Литве - спорт №1. В 2010 году сборная Литвы даже заняла третье место на чемпионате мира и трижды была чемпионом Европы. В 2011 году Литва принимала у себя чемпионат Европы по баскетболу, финал проходил именно в Каунасе.

Дальше узкими улочками мы прошли к парку Слияния или по-литовски Сантакос.

Неманди... Немон дивная река.

Тут же в парке Сантакос находится и каунасский замок, а точнее то что он него осталось.

Согласно археологическим материалам первый замок на этом месте возвели в середине XII века.Первое упоминание о нем датируется, как уже писалось выше, 1361-м годом. В том году крестоносцы провели разведывательную экспедицию, а уже в следующем осадили, взяли и основательно разрушили каунасский замок.

В XV веке Витовт восстановил замок.

В XVI вокруг него был возведены бастионы.

Ну а далее началась борьба замка с природой. А точнее с, представителем последней - Нерисом, который постепенно меняя русло подмыл северную часть твердыни. А я стразу говорил, что нужно было на горе стоить)))

Внутренний двор замка.

Одна из стен.

Практически все что осталось от замка плод реконструкции, проведенной за евросоюзные деньги.

Памятник папе римскому Иоанну Павлу II, на заднем плане виднеются стены монастыря бернардынцев и покатая крыша костела св. Георгия.

Костел св. Георгия уникальный памятник готической архитектуры Каунаса был построен в начале XVI века. В послевоенное время в нем размещался склад, а позже школа медицины.

Вид на костел с башни замка.

Кафедральный собор св. Петра и Павла расположен на углу Ратушной площади в самом начале Вильнюсской улицы.Костел был возведен в 1408-1413 годах.

Один из боковых нефов.

Орган.

После Ратушной площади мы решили прогуляться по Вильнюсской улице.

Улица пешеходная с двух-трехэтажной застройкой.

И весьма характерными для Прибалтики средневековыми домиками.

Молодежь.

В одном месте Вильнюсскую улицу пересекает довольно широкая дорога и пешеходная ее часть ныряет в переход.Тут мое внимание привлекло одно здание, явно религиозного характера но уже без крестов.

Оно оказалось частью бывшего ансамбля монастыря Доминиканцев. Сейчас тут размещаются кафедры факультета теологии Вильнюсского университета.

Выход из подземного перехода на продолжение Вильнюсской улицы.

После мы заложили небольшой крюк и отправились искать припаркованную на одной из улочек машину.

В принципе старый город Каунаса не такой уж и большой, но с непривычки пришлось немного по петлять по узким улочкам в поисках машины, парковочное время которой понемногу заканчивалось. Чем это нам грозило мы не знали, да и проверять как-то не очень хотелось.

Когда мы уже выехали из центра и даже успели, по-традиции, заблудиться в новом большом городе позвонил Андрей и сказал, что Осьминог-Паулюс требует вернуть машину к сроку указанному в договоре. Занимательный диалог, о том что уже как бы не утро, а мы все еще как-бы в Каунасе. Глянули время - пятый час, а мы с трудом можем привязаться к местности. Косо-криво и вообще не по той дороге по которой приехали, но к половине пятого мы вырулили на Вильнюсскую трассу. Вжал 130 и вроде как можно было бы и расслабиться. Но было несколько, но! Первое, нам нужно было еще залить полный бак. С этим особых проблем не должно было возникнуть, так как недалеко от торгового центра, где мы должны были оставить машину была заправка. Второе, все три раза что катались по Вильнюсу мы люто терялись. Заблудись мы сейчас и точно никуда не успеем. Эту проблему решили просто - машину нам нужно было оставить в районе расположенном возле паневежской трассы, осталось только на нее выехать и вроде как заблудиться не должны. Ну и третье самое интересное - погода. Через пару десятков километров зарядил такой ливень которого я давно не видел. Сказать что лило как из ведра - ничего не сказать, било как из брандспойта. Дворники сбивали воду со стекла, но видимость от этого появлялась всего на какие-то доли секунды и то видно было только габариты впереди едущей машины и стену дождя. Если бы вдруг впереди едущему вздумалось свернуть в кювет или придорожный столб я бы, не заметив подвоха, повернул бы следом. На трассе было еще куда ни шло, но пришло время с нее съезжать! Тут и началось самое веселье. В тех местах где после обильных осадках могут стоять небольшие лужицы, стояли целые моря. Да и просто на дороге было несколько сантиметров воды которая просто не успевала стечь на обочину. Машина как-то странно слушалась руля, было ощущение будто не я ее веду, а она меня. Поворачивать можно было только сильно сбросив скорость и очень плавно, резкие движения руля машинка игнорировала. Тормоз тоже работал плавно, аквапланирование и все такое. Как-то я решил попробовать какой у нас будет тормозной путь ежели чего. Попробовал на скорости 90 более-менее ощутимо нажать на тормоз, стало страшно - машина только через несколько секунд начала плавно сбрасывать скорость, даже не знаю сколько мы проехали пока она упала хотя-бы до 70-ти.

Зато как мы знатно помылись!

В общем на подъезде к столице погода поняла, что нас голыми руками не возьмешь и выключила дождь.

Пока мы заправлялись и вовсе выглянуло солнышко и на небе появилась радуга. Даже сразу две!

Приехали на парковку мы минут за 15 до нужного времени, и нас там никто не ждал. Андрей по телефону сказал что скоро будет, а тем временем можем расслабиться и выпить пива. Очень дельный совет, которым мы не преминули воспользоваться. Руки у меня после гонки тряслись и холодное пиво было очень кстати.

Вскоре приехал Андрей со своим напарником Саней, они после рабочего дня уже успели немного отдохнуть вискарем и с удовольствием присоединились к распитию пива.

Вся банда на парковке. Не смотрите что у меня такое тупое лицо, мысленно я еще где-то там на дождливой трассе.

Через некоторое время Андрея осенило.

- Стоп! Это что ж получается? Если Паулюс приедет сюда на своей машине, он же на двух отсюда никак не уедет...

- Не уедет...

- Ну и кого мы за руль сажать будем?

Все посмотрели друг на друга.

- А давай Богача! У него у единственного прав нет значит их не отберут!

На том и порешили, Богач был не против, но честно предупредил, что доедет до ближайшего столба. Ситуацию спас Паулюс, который приехал с девушкой и усадил ее за руль. Занавес!

Хотя нет не занавес, кроме своих двоих и автомобиля в этот день мне еще довелось погонять на велосипеде, чтоб поспеть за вкусным разливным биржайским пивом. Бонусом стал медленный танец со знакомой продавца магазина, пока в запотевшие пятилитровые баклаги наливалось вкусное биржайское!

У этой записи будет не только продолжение, но и внушительное предисловие. Ждите!

Больше фотографий

Все отчеты о поездке:

  Ужупис, Вильнюс  Тракай  Кернаве, Палуше  Висагинас, Зарасай  Египет, Екабпилс и Кокнесе  Московский форштадт или иная Рига  Каунас  Клайпеда  Юодкранте, Неринга  Нида, Неринга

tim-taller15.livejournal.com

Каунас. Почему Литва не хочет быть Европой.: mostovoy

Andrius Aleksandravicius

Доброго. После публикации прошлой статьи, если заметили, появился один весьма несдержанный человек, который основательно напортил в комментариях, закидав их кучей фотографий заборов своего любимого Каунаса. Он меня давно просит сделать сравнение Литвы по его фотографиям и аналогичным фотографиям России/Швейцарии которые я найду.

Но тут его просто прорвало. Проблема в том, что он хочет сравнить одну архитектуру частных домов, его фотографии даже старательно обрезаны. А для меня архитектура без качественного пространственного планирования ничего не стоит. То есть работы муниципалов и регионалов над тем, что до забора личных участков. Поэтому я просил его подготовить фотографии всего остального. Но он этого не хочет, позднее я понял почему. В результате вместо более эффективных дискуссий о безопасности дорог мы обсуждали каунасские заборы и почему Литва не является Европой и не хочет ей быть. Но после такого комментария (под катом) он достучался и получит репортаж по полной. Вернее, два.

Сегодня мы поговорим об инфраструктуре, а в другой раз об архитектуре. И вы узнаете, существуют ли правильные руки у архитекторов в России и нормальные частные дома, за которые мне не стыдно перед развитым миром. Если, разумеется, наш литовский товарищ на этот раз будет хорошо себя вести. Цивилизованно, уважительно и по-европейски. А может быть даже оплатит символическую сумму специалисту, который сейчас трудится над переводом швейцарского стандарта TEDnorm 2015, благодаря которому можно будет делать эффективные качественные и привлекательные улицы не только в Швейцарии, но и в городах на постсоветском пространстве. Итак, имел ли я право после комментария ниже, не полезть в Гугл мап и совершить виртуальный тур по городу, который на самом деле меня вообще не интересовал…

Тема моего скромного и небольшого изыскания

Инфраструктура города, общественный транспорт, дороги и безопасность, способность комфортно передвигаться без машины, порядок того, что находится за пределами квартиры/дома, привлекательная городская среда.

На самом деле для того, чтобы хорошо изучить город необходимо потратить огромное количество времени и найти кучу статистики. Например, посмотреть существует ли пространственное планирование в городе, каковы медианные зарплаты и разрыв между богатыми и бедными. Подробную статистику ДТП, есть ли активные транспортники и планировщики в городе. Надеюсь, что будут люди, которые смогут сделать подробный отчет и сравнение. Это поможет наглядно и экономически обосновать ошибки муниципалов Каунаса. А я попробую визуально оценить состояние города и отношение муниципалов к жителям.

Каунас

Данные по Цюриху и Женеве

Это нам поможет понять каковы ошибки Каунаса и почему город не добился швейцарского или даже простого европейского успеха. По состоянию на 2015 год

ЦюрихПо состоянию на 2015 в городе проживает 396 027 человек, площадь 91.88 км², плотность 4 310 чел./км². Прирост населения.

Женева По состоянию на 2015 в городе проживает 201'164 человек, площадь 15,89 км², плотность 12 333 чел./км². Прирост населения.

Вот так выглядят три города.

ЦюрихЗдесь очень хорошо использованы принципы компактного города. Порядок в застройке города, работа архитекторов. Не казарменно-линейная, а правильная с точки зрения человеческого масштаба. В самый престижный район центра города заходит мощная железнодорожная система, являющаяся началом артерий шнельбанов всей метрополии Цюриха и его международным порталом (железнодорожным и транзитным до аэропорта). Очень высока мобильность жителей. Система общественного транспорта и железных дорог развита настолько, что у каждого жителя круги охвата земли значительно выше нежели в городах на постсоветском пространстве. Почему круги? Потому, что первых круг — это пешая доступность, вторая общественный транспорт, третья железные дороги. Добраться на равное расстояние удобнее в Цюрихе нежели в Москве или Омске. Напомню, что мобильность швейцарца на всех видах транспорта (включая автомобиль) и пешком ежедневно составляет порядка 40 км.Вики

Еще один важный момент, это характерно для Швейцарии. Подчинение инвесторов архитекторам и планировщикам города, интересам города, комфорту жителей, человекоориентированному масштабу. А не наоборот, как в городах СПЭ, где город подчиняется инвесторам, торговцам (в т.ч. нелегальным) и застройщикам. Нелегальная уличная торговля отсутствует, легальная сведена к абсолютному минимуму и в основном представляет собой редчайшие встроенные киоски (как правило, для туристов) в первые этажи зданий и ярмарки выходного дня. Взамен этого бизнес активно вкладывается в развитие торговли на первых этажах зданий по всему городу, осуществляя качественный и удобный для жителей охват районов.

За счёт всего вышеперечисленного привлекательность земли для жителей и инвестиций чрезвычайно высока. Бескомпромиссно развит зеленый общественный транспорт различных типов, троллейбусы и трамваи. Это самая эффективная система в мире. Если хотите покататься на лучших в мире троллейбусах, вам в Цюрих. Невероятный вклад города в модернизацию и строительство трамвайных депо фантастической архитектуры, качества, оснащенности и органичности с жилым пространством.

Женева

Аналогичные плюсы. Добавлю здесь визуально заметную, ярко выраженную границу урбанизированной части города и пригорода. Это огромный плюс и тяжелая работа планировщиков, которая прописывается в стратегиях пространственного планирования. И Цюрих, и Женева, и другие города Швейцарии на 100% используют потенциал набережных, что позволяет добиться максимального вклада в привлекательность своей земли. Аналогично высоко развит зеленый общественный транспорт различных типов, троллейбусы и трамваи. Положительный вердикт системы TOSA и её дальнейшее развитие.

Вики

КаунасСреди плюсов заметно отсутствие многоэтажной застройки-гетто, которая губит любой город. Сохранение исторического центра и озеленение улиц. На этом все. Несмотря на это видим хаотичное, пущенное на самотек, развитие земель за пределами центра. Нет ярко выраженной границы городской земли, частный сектор строится по прихоти владельца участка, а не с соблюдением муниципальных предпочтений и требований, которые похоже отсутствуют. Развитие города притупляется приоритетом автомобильного транспорта, подходящим даже по широкой набережной вплотную к домам. Отчетливо видно, что даже самый лакомый участок для дохода городской казны и привлекательности Каунаса отдан многополосной дороге. Доступ жителей города к воде ограничен. Без нарушения ПДД пройти к набережной невозможно. Как таковой её для человека тоже не существует.

Отчетливо видно строгое следование позиции Москвы, Киева и многих слаборазвитых стран в этом вопросе. Похоже по аналогичной проблеме любых СПЭ, местные жители и чиновники не желают учить немецкий язык, довольствуясь английским. Очевидно, что именно отсюда в городе мы наблюдаем развитие дорог и улиц гибридной модели между СССР/США уровня 30-60-х годов.

Ведь переводить с английского легче. Итогом является расплата за подобный подход видна на улицах города и пригорода. Далее вы в этом убедитесь. Логична и провальная удельная статистика смертности на дорогах в столь маленькой стране, которая фактически равна статистике США, но не приличных европейских стран и тем более Швейцарии с примерно аналогичными по размеру и населением городами. Не думаю, что литовцы сильно отличаются за рулем автомобиля от русских, швейцарцев и немцев. Вопрос в инфраструктере, которая психологически заставляет нарушать.

sa2ua.com

Транспортная система Каунаса.

Плюсов немного, но они весомы. Сохранение троллейбусной системы, закупка немного нового подвижного состава, хотя и весьма несовершенного, и неспособного конкурировать с комфортом легкового транспорта. Всего в Каунасе на 16 маршрутах 160 троллейбусов. А также имеется еще 168 автобусов. Зеленый НОТ это все плюсы. Огромный минус, который переносит Каунас и всю Литву вместе с ним в разряд стран третьего мира и самых беднейших из них, это маршрутки. В городе семь линий маршрутного такси.

Как и во всех малоразвитых странах с маршрутками, подвижной состав весьма убог, неудобен и подвержен различным ЧП и авариям. В последнее время по аналогии с Москвой стали появляться новые модели маршруток, но проблему самих маршруток, разумеется это не снимает. Работают они в ущерб развитию системы общественного транспорта и интересах города, как и в Москве или Омске.

Виртуальное путешествие

Теперь посмотрим Гугл мап, почему человек так старательно скрывал от нас инфраструктуру города и пригородов, транспортную систему и все остальное. Почему жители зачастую предпочитают родной земле глухие заборы.

v_gardens отчаянно закидывал меня примерно такими домиками

v_gardens

И дикими постсоветскими заборами, которые видимо должны говорить о развитости страны и высоких позициях в международных рейтингах. Но о заборах и домах в другой раз.v_gardens

На самом деле первое место куда я ткнул на Гугл мап, оказался дилерский центр Krasta Auto одного из немецких автопроизводителей (справа). Что тут? Заборы, ворота в здании и советские дорожные ГОСТы... За четверть века развития 0. А что касается заборов от дилерского центра, то видимо они не в курсе, что даже в Москве у дилеров европейских марок заборы убирают.

Далее ткнул на одну из улиц прилегающего частного сектора. Четверть века без СССР. Никакими TEDnorm и SNnorm даже не пахнет.

Надежно хранят память об СССР, чтобы никакой Европы и близко не было.

Знаете почему так происходит? Отсутствие стратегии пространственного планирования и идеи компактных городов над которыми должны работать лучшие в мире планировщики. В итоге инфраструктура вытягивается, земля становится неприспособленной для мобильности человека, круги мобильности сужаются. Заметил, что в Каунасе практически полностью отсутствует малоквартирное строительство. Есть частные дома, есть много квартирные. Выпадает целый класс населения, который мог бы компактно проживать на территории высокой комфортности в идеальных 2-8 квартирных домах. Вся Швейцария живет этим, поэтому города и пригород такой развитый. Здесь от этого страдает и транспортная система.

Возить автобусы ради 5-8 человек по таким территориям... В результате автомобилизация и следовательно огромные и сверхширокие дороги в городках на 300 000 жителей, которых зачастую не часто встретишь даже в многомиллионных городах. Вся Литва лишь 3 млн. человек на территории чуть большей чем Швейцария. Такой подход никогда не позволит Литве стать эффективным государством, с эффективным управлением землями и высокой отдачей вложений. Всегда будут лужи, грязь и разбитые дороги там где живет большое количество людей.

В результате растянутую инфраструктуру невозможно содержать! То есть физически и финансово это нереально для любой страны мира. Слишком дорого и неэффективно. Поэтому когда швейцарские планировщики решают задачи модернизации постсоветских городов, они прописывают все эти вещи и начинают работу с принципиальных иных стратегических вещей и идей компактных высокоэффективных городов.

Среднестатистическое жилье среднего класса. Архитектура не фонтан, но более менее порядок, правда заборы. И чтобы добраться сюда нужно изрядно вываляться в грязи, растрясти позвоночник на разбитых дорогах, предварительно погоняв на абсолютно неприглядной серой широкой и сверхопасной магистрали.

Вполне обычная картинка для постсоветского поселения на территории РФ, но никак не Европы и Швейцарии.

Поэтому и заборы...

Видимо для того, чтобы спрятаться от всего этого, жители строят глухие заборы. И наверное боятся друг друга как мы в 90-х. Починил крышу, заштукатурил кирпич, купил профнастил и поставил глухой забор. Молодец, помог Литве азиатчиной. В России и на Украине это тоже любят. И ведь это не в СССР так было. Заборчик новенький, вроде как стали условно-независимыми.

К частному сектору и архитектуре мы еще вернемся, а сейчас вернемся к инфраструктуре. Дороги и перекрестки одни из самых опаснейших, которые я видел на постсоветском пространстве. В лучшем случае делают разделители с газоном. Но проблема в ширине полос, всего пространства и конструктивных мер по снижению скорости. Пешеходные переходы встречаются в исключительных случаях.

По идее европейский подход в наличии отдельного автобана и безопасной загородной дороги. Но в Каунасе и пригородах развивают советские гибриды. Отсюда высочайшая смертность. 10,6 человек на 100 000 населения, в США аналогично Литве 10,6. В настоящей стране Европы Швейцарии 3 человека. Очевидно, что надо было не американские бумажки читать, а учить немецкий и изучать швейцарские.

Зачем стране с 3 млн. населением в пригороде Каунаса такой ад?

Пожалуй, типичная земля любой СПЭ. Все лучшие начные умы, инженеры и специалисты по дорогам Литвы за 25 лет придумали как обезопасить пешеходные переходы. Как и в России они просто обклеили вокруг знака светоотражающую пленку. Ау.... В Швейцарии уже второй стандарт по пешеходным переходам вышел! Даже в РФ к этому бардаку хотя бы европейскую желтую разметку зебры добавили.

Глядя на все это безобразие, которое можно встретить в любом городе РФ или Украины можно сказать одно. Да, хочется закрыться от всего этого заборами. К счастью, в городах немного привели в порядок. Конечно, все это абсолютно далеко от Швейцарии с её продуманными землями в которых промзона выступает в роли компактного, но эффективного и легко доступного для человека пространства.

Вот этот фасад "под Европу" подойдет для съемок кинофильма, но не для безопасности пешехода. Если не брать качество, то действуют древние советские и амерканские ГОСТы 50-х годов когда надо было красить в черно-белый и все. Мы уже обсуждали этот вопрос подробно. И да, здесь вместо ОБ простые знаки, что не во время аварии может нанести еще больше увечий. Из таких мелоче и складывается статистика Литвы.

С логикой у них все плохо. На такой трассе 50. Какой адекватный человек будет держать 50 км/ч на этой дороге?...

А в жилой зоне частного сектора "зона 50". Для фильма сойдет. Только в Европе "зоны" делают 20 и 30. А за городом на дорогах скорость 80.

Тут нам предлагают 50. Ладно, 50 так 50...

Советский подход не искореним даже через 25 лет. Литва просто кричит: "Я хочу быть только советской, хочу только советские ГОСТы!"

Маршрутки.

Такое "Евро" есть в любом городе России, на Украине и в Азии. Но не в Европе.

Уже объяснил почему здесь ничего нельзя сделать. Менять нужно планировщиков.

"Въезжаем" в город.

Зачем городу в 300 000 аж 8 полос? В миллионниках России такое не часто встретишь. От парковки на транспортноориентированных улицах у швейцарцев ужас будет. Лично видел в Москве как водитель выезжал с парковки задом, а другой, как любят говорить читатели "двигающийся с комфортной для себя скоростью", красиво влетел и с трамплина сделал переворот на крышу. Зато все водители довольны. И скорость "комфортная" и парковки куча.

Тут нужны мои комментарии?

Тут даже что-то пытались что-то сделать. Но потом бросили. Про европейскую оранжевую разметку в России слышали и делают. В Каунасе не знают.

Вот из России. Хотя бы с Америкой как в Литве не скрещивают. Получается просто гибрид СССР/Европы. Явно лучше чем было.

Зеленые улицы это хорошо. Но следят за деревьями как у нас, почти не следят.

Если не умеете, лучше не делайте. Тротуар... Плохо положенная плитка хуже чем плохой асфальт. Ворота с забором недопустимы в городе.

Иногда инвесторы любят портить здания. Мы это прекрасно знаем.

Подземных систем раздельного мусора до сих пор нет.

Как в России и на Украине здесь встречается вот такое отношение к зданиям. Просто закрасили часть здания другой краской, чтобы создать ощущение новизны.

Тротуары...

А тут мы можем поучиться. Грамотно оформленное общественное стространство. Правда, нужны скамейки, столбики с пакетиками для собак и другое оснащение.

Аналогично России, Украине и Азии остановки общественного транспорта паразитируются торговлей. Посмотрите на пустые первые этажи зданий слева. Если бы торговля была там, улица стала бы живой и любимой людьми.

Часто в Каунасе на первых этажах жалюзи. Улица становится мертвой. Очень похожа на наши старые улицы.

Нельзя строить ТЦ, если не наведен порядок с уличной торговлей, а вокруг на первых этажах её нет. Сначала нужно оживить улицы.

Пока еще не инвестор подчиняется городу, а город инвестору. Улицы теряют привлекательность у среднего класса, обеспеченных граждан и туристов. Экономика страдает. Швейцарцы за такое очень больно накажут.

Парковка вгрызается в тротуар. Ширину полос нужно сокращать. Посмотрите, почти в два раза шире автомобиля. Веделенная полоса для ОТ это хорошо.

Автобусная станция в худшем представлении по типу наших в 90-х годах. Зато вокруг уличная торговля и ларьки, чего быть вокруг станции не должно.

А тут начинается ужас. Приличный человек сюда не пойдет.

Азия. Гадюшник натуральный. К счастью, мэр Москвы Собянин практически всё это снес.

Вокзал. Очень большая проблема. Вокзал для Европы это сердце транспортной системы города. Здесь должен быть миниТПУ для общественного транспорта прямо перед входом. Но Каунас этого не знает. Для человека здесь ничего нет. А улицу сзади лучше не показывать, хотя она на прошлых двух фотографиях. Приехал с вокзала, почувствовал себя отбросом на празднике машин, а затем попал на улицу в Азию с котомками и палатками.

Цюрих. За кадром сзади лучшая улица города. Полупешеходная Банхофштрассе. Перед нами титанический труд проектировщиков. Кстати, под землей тоже пересадочный узел. Здесь все для человека.

Слева от вокзала Каунаса есть небольшой отстойний для транспорта. Возможно он используется в похожих целях? Здесь же вход на платформу с электричками.

Переходы в очень плохом состоянии. Они оснащены хуже наших. На некоторых отсутствует даже элементарная советская или европейская зебра.

Пешеходные улицыОбщественное пространство и пешеходные зоны это индикатор отношения муниципалов к жителям. Посмотрим?Andrius Aleksandravicius

Пешеходные зоны внезапно начинаются и так же внезапно заканчиваются. Напоминают Арбат, который я терпеть не могу из-за низкоквалифицированной работы планировщиков и самих рабочих. Если не умеешь хорошо делать, лучше не делай. Как и у нас, некоторые владельцы кафе гадят прямо на дороге своими конструкциями. Столики поставить просто так нельзя, надо настил сделать. Молодцы.

Уличная торговля, ларечники. Это не Европа...

Не хорошо и не плохо. Неплохой фонарь и тот испортили советскими украшательствами.

В этой части гораздо лучше. Но правое кафе нужно поучить приличию.

Все баловство заканчивается унижением человека, которого заставляют спускаться под землю и подниматься, чтобы попасть на продолжение пешеходной улицы. Ну да, у нас бы так в глубинке сделают. Наверное.

Нелегальная торговля это индикатор развития города. Как правило, это сети. Остальным надо давать место на ярмарках выходного дня. Подземный переход закопать, оборудовать наземный.

Редко когда можно увидеть нормально реконструированные дома в Каунасе. Да и в России тоже, если не брать улицы, которые сегодня превращены в пешеходные.

Иногда очень хорошая трассировка улиц. Здесь хорошо воспользовались этим, но качество...

Но по большой части выглядит вот так. Что примерно соответствует нашим... Каунас:

ПсковЧем не Каунас? Ах, да, забыли старую добрую советсно-американскую традицию 50-60-х красить бордюры. А в Каунасе помнят и чтят советские ГОСТы. Уважаемые муниципалы Пскова, снесите этот гадюшник на площади, расселите их на первые этажи, пусть платят аренду, а на ней сделайте нормальное общественное пространство произвольной формы с интересными геометриями как в Швейцарии, с фонтанчиком, зеленюшкой и скамеечками.

ТверьДаже во многом чуть получше. Мне не стыдно за эту улицу в обычном русском городе.

Вернемся в КаунасА этот гадюшник надо чистить...

Отличная площадь с большим потенциалом. Швейцарцы бы тут первые этажи зданий отдали бы под кафе, рестораны, мороженое и бутики. Провели бы оснащение площади.

Много хороших улиц, но работы еще больше.

TEDnorm 2015 просто рыдает...

Криворукие строители тоже.

Старый фонд страдает. Здесь полосы сузить до евростандарта и внедрить TEDnorm.

Типичный постсоветский город.

Что для Москвы или Пекина хорошо, то для крохотного городка ужас. Этот пример еще раз наглядно показывает, что не в размере дело, а в эффективности подхода к планированию городов и транспортной системы.Andrius Aleksandravicius

НабережнаяОтдана автомобилистам как в Киеве или Москве. Дорога вплотную к зданию. Человек для мэрии тут 0. Перейти на набережную не нарушив?

Даже хуже многомиллионной Москвы. Кстати, тротуар сейчас расширили и поменяли бордюры на аккуратные гранитные, старый снимок...

Но тоже проблема, ни одного переходного перехода. Напомню, всего в РФ 200 000 ПП, в Швейцарии 50 000. В Литве?

На этом фоне обычные российские города выглядят вполне на идентичном уровне. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. Но не развалинами.

Псков

Почти правильное ограничение скорости, нужно 20-30.

Сузить дороги и будет много круче чем в большинстве стран Европы, поверьте.

Но города страдают от аналогичной Каусу проблемы. Стадионы ненужного асфальта.

ТверьЧастный сектор. Конечно, после дождя будут проблемы. Но по тем же причинам, о которых написано выше.

С уважением, Александр Мостовой

mostovoy.livejournal.com