Как попасть в "Коридор Вазари" во Флоренции? Коридор вазари во флоренции


КОРИДОР ВАЗАРИ, ЧАСТЬ 1. : gunter_spb

Одной из основных целей во Флоренции был заход в т.н. "Коридор Вазари" - в целом я был в курсе, что просто так туда не пускают, только в составе организованных групп, а где искать эту самую организацию, которая организует - абсолютно непонятно. Спросил в инфоцентре в галерее Уфицци - только руками развели. Но о методах проникновения чуть ниже. Сначала выясним, что это за место.

В 1565 году великий герцог Тосканский Козимо I Медичи (не путаем с Козимо I Веккьо/Старым) заказал архитектору Джорджо Вазари проект крытой галереи, которая соединяла бы палаццо Питти (собственно резиденцию Медичи на западном берегу реки Арно) с палаццо Веккьо - местоположение правительства. Коридор должен был позволять Козимо и его сыну Франческо Медичи, а равно титулованным гостям и государственным чиновникам быстро и скрытно перемещаться из одного дворца в другой, без пышных выездов в город. Расстояние в сущности небольшое, протяженность галереи всего 750 метров.

И что же там такого интересного, в этом коридоре? Мало того, что по нему ходила уйма исторических личностей, от герцогов Тосканских и Римских пап, до Бонапарта и Гитлера с Муссолини, в галерее находится уникальная коллекция живописи - началось все с того, что Козимо I узнал о коллекции автопортретов некоего флорентийского врача и очень захотел заиметь ее себе. Врач картины продавать отказался и герцог послал лучших художников перерисовать эти портреты, пока они были в пределах досягаемости. Действительно, после смерти врача значительная часть исходников разбежалась по разным хозяевам. Но копии автопортретов, сделанные по заказу герцога, составили костяк коллекции. Позже, прознав о новой забаве герцога Тосканского, многие великие художники начали присылать ему свои автопортреты, традиция продолжалась даже после пресечения династии Медичи, да и до сих пор отправить свой автопортрет в коридор Вазари считается делом весьма почетным.

Схемка вот. Чтобы пройти из капеллы Элеоноры Толедской до палаццо Питти можно не затрачивать особых усилий.

Коридор_01

В итоге я насел на квартирного хозяина - сеньор Алессандро, хочу в коридор Вазари хоть ты тресни! Хозяин порылся в интернетах и выдал адрес: via dei Lamberti дом 1, контора называется "Florence Town", вход с угла via dei Calzaiuoli, второй этаж. Просто удивительно, как флорентийцы умудряются прятать правильные учреждения, занимающиеся уникальными экскурсиями - им что, деньги не нужны, что ли?

Пришел. Спросил когда. Завтра, на 15:30 набирается группа. Но дорого - 85 евро. Согласны? Конечно согласен!

Собственно палаццо Веккьо, постройки 1298-1299 годов. Капелла Элеоноры Толедской по левую сторону здания, а идти надо направо, до галереи Уфицци, чей край виден в правом углу.

Коридор_02

Переход из палаццо Веккьо в Уфицци.

Коридор_03

Проходим контроль в галерею Уфицци, поднимаемся на верхний этаж. Нас сразу встречает коллекция бюстов и картин посвященных семейке Медичи.

Коридор_04

Коридор_05

Поскольку писать по Уфицци нет смысла, мы сразу пойдем то крыло, что ближе к мосту Понте Веккьо. То есть вперед вот по этой галерее, направо и еще раз направо.

Коридор_06

Отдельно скажу, что группа набралась небольшая, пересчитал по головам - 19 человек вместе с экскурсоводом. У входа собственно в коридор нас встретили двое церберов из местной охраны и далее сопровождали всю дорогу.

Таким образом с верхнего этажа Уфицци мы спускаемся по лесенке вниз, в сам коридор.

Коридор_07

Сразу же - портрет последней представительницы династии - Анны Марии Луизы Медичи с мужем, курфюрстом Иоганном-Вильгельмом Пфальцским. Детей у них не было, род Медичи пресекся по мужской и женской линии. Тем не менее великая герцогиня завещала всю художественную коллекцию семьи, собиравшуюся веками, городу Флоренция - за что ей наше сердечное мерси.

Коридор_08

Еще один поворот, за которым начинается собственно коридор Вазари.

Коридор_09

Начинается длинный участок идущий над набережной реки Арно до моста Понте Веккьо. Круглые окошки забранные решетками - аутентичные, так было при герцоге Козимо.

Коридор_010

Коридор_011

Коридор_013

Коридр_012

Галерея автопортретов еще не началась, здесь просто коллекция живописи XVI-XVIII веков.

Коридор_014

А вот и сам Джорджо Вазари, автор этого сооружения.

Коридор_015

Поворачиваем налево, начинается участок над мостом. Внизу - знаменитые ювелирные лавки. Напомню, что Понте Веккьо практически единственный средневековый мост Европы, на котором сохранились жилые и торговые здания (есть еще мост Риальто в Венеции, но он не используется для торговых целей настолько активно и по масштабам значительно меньше).

Коридор_016

Коридор_017

Коридор_018

Вот как это выглядит со стороны - галерея над мостом с квадратными окошками и по правую руку вдоль реки Арно.

Galereya-Uffitsi-i-koridor

А вот с противоположной стороны. Эти панорамные окна - новодел.

Galereya-Uffitsi-i-koridor_01

В 1938 году в гости к Муссолини приехал лепший друг Адик, в результате чего дуче распорядился сделать в коридоре большие панорамные окна, чтобы порадовать визитера прекрасным видом на реку Арно. Можно посмотреть ролик о визите Гитлера во Флоренцию - на 7:00 оба в этих самых окнах.

А вот вид из этих окон:

Коридор_019

Коридор_020

Итак, первую половину коридора мы прошли, продолжение следует.

gunter-spb.livejournal.com

Как попасть в "Коридор Вазари" во Флоренции?

Коридор Вазари — это по сути крытая галерея, соединяющая между собой Палаццо Веккьо, располагающийся на площади Синьории, с Палаццо Питти, находящемся на противоположном берегу реки Арно. Этот коридор начинается непосредственно в Палаццо Веккьо, затем делает переход через галерею Уффици, потом проходит вдоль правой стороны набережной реки Арно, далее над мостом Понте-Веккьо и напоследок вдоль левого берега через церковь Санта-Феличита. Заканчивается же он (коридор Вазари) в садах Боболи.

Коридор Вазари является весьма уникальным местом и в него не так уж и легко попасть. В общем-то он закрыт для широкой публики. Экскурсию в него можно только заказывать, например на этом сайте — http://www.florence-tickets.com/vasari-corridor-and-uffizi-gallery-guided-tour-%28tickets-included%29.html?site=uffi. Еще вам следует учесть, что все экскурсии проводятся исключительно только на английском языке. Стоимость экскурсии ориентировочно составляет 95 евро. Обычно коридор Вазари осматривают вместе с галереей Уффици, продолжительность экскурсии примерно 1 час и 30 минут.

Коридор назван по имени его проектировщика — архитектора Вазари, по заказу Козимо I Медичи. Построили коридор с невероятной для того времени скоростью — за 6 месяцев в 1564 году. Коридор был жизненно необходим для того, чтобы сам великий герцог и члены его семьи вместе с титулованными гостями могли свободно перемещаться (и главное безопасно!) из своей резиденции в Палаццо Питти прямо во дворец правительства — Палаццо Веккьо.

В наше время в коридоре Вазари представлено уже свыше тысячи картин XVII – XIII веков, а также здесь можно увидеть богатейшую коллекцию автопортретов периода с XVI по XX век. Среди них есть очень известные имена, такие как Делакруа, Веласкес, Рембрандт и прочие. В сентябре 2013 года было закончено обновление последнего отрезка коридора, в котором теперь можно познакомиться с картинами довольно-таки известных современных художников.

turtella.ru

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Коридор Вазари (Флоренция, Италия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Построенный архитектором Джорджо Вазари всего за пять месяцев коридор между Уффици и палаццо Питти в 19 веке был приспособлен под галерею автопортретов. Здесь можно узнать как выглядели Рафаэль, Тициан, Андреа-дель-Сарто, Бернини. Чтобы сюда попасть необходимо заранее договариваться. Тогда вместе с экскурсоводом можно будет пройти тем самым путем, каким ходили когда-то Медичи, — из дворца Синьории по коридору через реку в сады Боболи.

Адрес: Piazzale degli Uffizi

Время работы: со вторника по воскресенье, с 09:30, только в группе с гидом (продолжительность экскурсии около 1 часа 30 минут).

Вход: 89 EUR (вместе с галереей Уффици; дети в возрасте до 12 лет и посетители в инвалидных колясках не допускаются).

Веб-сайт: http://www.uffizi.com/vasarian-corridor.asp

Цены на странице указаны на июнь 2016 г.

2 отзыва о Коридоре Вазари

Коридор Вазари  8.5 отлично на основании 2 оценок

Добавить отзыв Следить

  • Коридор Вазари

     Оценка: 8 хорошо

    Коридор в последнее время изменил свое кредо. Теперь он больше стал знаменит вовсе не живописью, а своей историей. Даже можно сказать не просто историей, а именно одним конкретным историческим фактом. А именно- тем, что ее вставил в свой роман Дэн Браун. Это первое, что привлекает сегодня туда туристов, по-моему. Ну а второе – это то, что из окон этого коридора открывается просто потрясающий вид на Золотой мост, реку и часть города. Мы были здесь не в первый раз. Первое знакомство было еще в тот

    Предыдущая фотография Следующая фотография

  • Коридор Вазари

     Оценка: 9 отлично

    Про коридор Вазари мы начитались информации в Википедии, когда прибыли к месту назначения были уже теоретически подготовлены. Считаю, что это очень правильно. Потому что это часть моста Веккьо, который сам по себе очень древний и красивый, но чтобы представить и увидеть историческую ценность коридора- надо о нем знать. Сразу скажу- внутрь м ы не попали-поэтому делюсь поверхностными впечатлениями. А они достаточно сильные- потому что история этого коридора очень загадочная и таинственная и включив

    Предыдущая фотография Следующая фотография

Добавить отзыв Следить

Жемчужины Тосканы

  • Где остановиться: антураж ищите во Флоренции, самобытность и уют — в Сиене. Ну а желающим поправить здоровье и осмотреть «жемчужины» Тосканы прямая дорога в термы Монтекатини, Кьянчано или Монсуммано.
  • Что посмотреть: великолепную Флоренцию, старинную Сиену и ее умопомрачительный собор, родину Модильяни Ливорно, мистический город этрусков Вольтерру, колоритные палаццо Монтепульчано, знаменитую падающую башню в Пизе, мощные крепостные стены романтичной Лукки или средневековые башни Сан-Джиминьяно. Мало кто отказывается от экскурсии в Вечный Рим, дегустации знаменитого «брунелло» в Монтальчино и прогулки по «живым» декорациям фильма «Жизнь прекрасна» Бениньи в Ареццо.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Испания, Турция, Франция, Чехия.
  • Самые популярные города страны: Венеция, Милан, Неаполь, Рим, Флоренция.

Скоро на «Тонкостях»: Побывавший 4 раза в Чернобыле мужчина делится малоизвестными фактами о Зоне отчуждения

Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

Спасибо! Теперь вы будете получать (не чаще, чем раз в неделю) наш фирменный дайджест. Осталось только подтвердить подписку по ссылке в письме, которое мы вам отправили.

tonkosti.ru

из Палаццо Веккьо в галерею Уффици

Представьте себя высокопоставленным гостем города, которого радушные хозяева герцоги Медичи после роскошного приема в резиденции правительства вели через специально построенный для них воздушный переход в соседнее здание Уффици, чтобы продемонстрировать свою великолепную коллекцию произведений искусства.

Во время индивидуальной экскурсии Вам представится возможность посетить сразу 4 самые знаковые достопримечательности Флоренции: Площадь Синьории, Палаццо Веккьо, Коридор Вазари и галерею Уффици.

Вы увидите и узнаете интересные факты про:

  1. Площадь Синьории — одну из самых живописных площадей Италии, украшенную прекрасными скульптурами и прозванную ‘музеем под открытым небом’.
  2. Палаццо Веккьо — здание, которое является политическим центром города уже более 700 лет. Его залы украшены прекрасными произведениями искусства, а его стены хранят множество невероятных секретов и легенд, которые Вы услышите во время прогулки по дворцу.
  3. Коридор Вазари — уникальную конструкцию, построенную архитектором, в честь которого он назван, по приказу Козимо I и исключительно для членов династии Медичи и их окружения.
  4. Галерею Уффици — самый посещаемый музей Италии, в котором выставлена ценнейшая коллекция шедевров живописи эпохи Возрождения. Только вслушайтесь в эти имена: Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан!

Важно: данная экскурсия невозможна с 15 января 2018 года, так как Коридор закрыт на неопределенный срок. Будет ли открыт коридор в 2018 году пока неизвестно.

Организационные детали

  • Время начала: по договоренности
  • Место встречи: вход в кафе Rivoire на Площади Синьории (Piazza della Signoria)
  • Продолжительность экскурсии: 4 часа
  • Стоимость: 200 евро за компанию до 3-х человек, 225 евро – за 4-х, 250 евро за 5-х, 275 евро за 6-х.
  • Дополнительно оплачивается: единый входной билет – 27 евро полный, 4 евро детям до 18 лет
  • По понедельникам и в первое воскресенье каждого месяца экскурсия не проводится
  • Важно: Во время индивидуальной экскурсии мы пройдем только по отрезку коридора Вазари, связывающего Палаццо Веккьо с галереей Уффици. Часть коридора, соединяющая Уффици с дворцом Питти в настоящее время закрыта для посещений.

ЗАБРОНИРОВАТЬ ДАТУ

gid.italy4.me

Галерея Уффици и коридор Вазари (Флоренция, Италия)

Еще за два века до официального открытия в 1765 году галерея Уффици была известна, и ее можно было посещать по предварительным заказам. В путеводителе 1591 года по Флоренции, составленном Франческо Бокки, говорилось, что она «одна из наиболее превосходящих по красоте в мире и полна античных статуй, благородной живописи и драгоценнейших предметов».

Галерея была создана в городе, где когда-то был введен в употребление исчезнувший на века термин «музей» — античные греки этим словом обозначали место, посвященное Музам. Еще в XV веке в саду флорентийской церкви Сан Марко была выставлена коллекция античных скульптур Лоренцо Медичи Великолепного «для красоты, для изучения, для удовольствия».Дело своего великого предка продолжил Козимо I Медичи, решивший построить большой дворец для размещения административных (uffici) и судебных (uffizi) учреждений магистратуры Тосканского герцогства. Для реализации проекта был приглашен мастер Джорджо Вазари, который в 1560 году начал строительство палаццо в форме подковы «на реке и почти в воздухе».

Здание Уффици представляет собой два однотипных крыла,

соединенных крытой аркой — переходом.

Декор здания прост и строг: серый камень (pietra serena) в сочетании с белой штукатуркой, входом служит портик с аркадами.

Дворец Уффици строился как часть единого комплекса, где жила семья герцогов Медичи, правителей Тосканы. Поэтому Вазари через пять лет после начала работ возвел «воздушный» коридор, соединяющий Уффици с палаццо Питти (новой резиденцией Медичи) и идущий поверх моста Понте Веккьо.

Так появилось новшество в мировой урбанистике – коридор Вазари: важнейшие точки города – река, старый мост, административный центр – были объединены поразительным воздушным проходом, использовавшимся тогда исключительно представителями двора.

В 1574 году Вазари умер и заканчивал строительство дворца Бернардо Буонталенти. Так как Вазари использовал железо для прочности строительной конструкции, то его преемнику удалось создать почти сплошную стену из стекла на верхнем этаже. На этом третьем этаже Буонталенти возвел выставочные залы, среди них – так называемую «Трибуну» с куполом и высоко расположенными окнами. Восьмигранный купольный свод инструктирован перламутровыми раковинами по пунцовому лакированному фону.

Естественный свет мягко струится из окон восточного хрусталя на картины, развешанные по стенам, обшитым красным бархатом, на скульптуры и другие ценные предметы.

Само помещение символизирует космос, точнее его элементы: фонарь с розой ветров – воздух, раковины – воду, красные стены – огонь, мраморы и драгоценные камни пола – землю.

В середине XIX века ниши на фасаде Уффици были украшены мраморными статуями (скульпторы Дюпре и Бартолини), изображающими великих людей Флоренции: Козимо Медичи Старшего и его внука Лоренцо Великолепного, художников Джотто, Пизано, Леонардо да Винчи, Микеланджело, мореплавателя Америго Веспуччи.

Уже в наши дни на террасе Уффици над Лоджией Ланци обустроена смотровая площадка.

К концу XVI века здание Уффици начало формироваться как музей. Основой послужила частная коллекция дома Медичи, чей вклад в развитие Флоренции как мирового центра искусства поистине неоценим.Коллекционирование как особый род деятельности, предназначенной для интеллектуального досуга, зародилось в Италии XV века и затем распространилось по всей Европе. Собрания раритетов и произведений искусства стали рассматриваться как источник высокого духовного наслаждения, а также как обязательный атрибут «просвещенного монарха».Меценатство стало семейной традицией герцогов Медичи, передававшейся из поколения в поколение. Основные шедевры собрания были либо заказаны членами семьи, либо приобретались ими для Уффици или для Питти.

В 1581 году Франческо I Медичи, страстный коллекционер и настоящий знаток, приказал перенести в Уффици наиболее ценные предметы семейной коллекции из дворцов и вилл, а расположенные на втором этаже административные службы удалить. С этого времени здание Уффици стало музеем, в связи с чем были произведены значительные перестройки. Впервые в истории музейного дела были созданы специальные выставочные помещения.

31 октября 1737 года последняя представительница династии Медичи, Анна Мария, подписала «Семейное соглашение» с Францем Стефаном Лотарингским, правителем Тосканы, о том, что здание Уффици, дворец Питти и все коллекции рода Медичи переходят в собственность городу. Анна Мария поставила определенные условия: памятники, хранящиеся в Уффици, никогда не должны покидать Флоренцию, коллекция должна быть доступной для всех желающих. Таким образом, с 1737 года галерея Уффици приобретает статус публичного музея, раньше, чем Лувр, Британский музей и большинство других.

Галерея Уффици обладает богатейшим в мире собранием итальянской живописи XIII — XVIII веков, где особенно хороши произведения венецианской и флорентинской школ. Прекрасными образцами представлено античное, французское, немецкое, испанское, голландское и фламандское искусство.Ценнейшие произведения искусств, расположенные в хронологическом порядке, систематизированные по художественным направлениям, школам и мастерам, размещены в 45 залах. Залы расположены вдоль двух основных коридоров, богато украшенных гобеленами фламандских и флорентийских мастеров, а также античными скульптурами и древнеримскими статуями. Вдоль первого, восточного, коридора с полами из квадратов белого и серого мрамора

и гротесковыми потолками с изображением деяний рода Медичи

расположены залы с первого по двадцать четвертый, так называемый кабинет миниатюр, где находится 400 миниатюр – небольшого размера портреты различных эпох и школ, смонтированные в большие квадраты.

Вдоль третьего, западного, коридора расположены залы с 25 по 45, в которых представлены произведения живописи XVI — XVIII веков.

Короткий второй, южный коридор, соединяющий первый и третий коридоры и застекленный с двух сторон, своими широкими окнами смотрит на реку Арно и внутренний двор галереи Уффици.

Выставочная площадь галереи Уффици составляет 8 000 квадратных метров, на которой размещено 2000 художественных произведений (еще 1800 находятся в запасниках), и посещают ее более 1,5 миллиона человек в год. И каждый из них на вопрос «С чем у вас в первую очередь ассоциируется Флоренция?» не задумываясь, ответит: «Галерея Уффици».

turbina.ru

Флоренция 4. Коридор Вазари /2

Предыдущая серия 

В этом репортаже мне придется использовать чужие снимки чаще, чем обычно. Под каждым заимствованным кадром я буду давать ссылку на источник. Постараюсь никого этим не запутать.

 

Река Арно - кажется, что жалкая речушка, канавка какая-то. А вот в 1966 году было катастрофическое наводнение на этой речке. Вода поднялась на 3.5 метра и в некоторых местах дошла до второго этажа. Был затоплен весть город. Флоренции был нанесен катастрофический ущерб. Пропало или сильно пострадало от трех до четырех миллионов книг и порядка 14 тысяч картин. Народа, правда, погибло относительно немного, всего 119 человек. Это был выходной, и люди по поводу праздника уехали из города. Вернулись - а города-то и нет, одно грязное болото. 5000 семей и 6000 бизнесов остались без крыши над головами. Понте Веккио чуть не смыло, и ювелирные лавки тогда серьезно пострадали. Но такое несчастье редко случается, где-то два-три раза в тысячу лет. Царствование Козимо Первого прошло без природных катаклизмов. Он видел точно такую спокойную воду с высоты своей галереи.

 

Герцог ходил над этой колоннадой, построенной специально, чтобы поддерживать коридор для прогулок Его Высочества. Кстати, постройку всего коридора длиной почти в километр Вазари закончил за полгода. Довольно быстро, надо сказать. Как я уже писал в предыдущей серии, по коридору Вазари мне самому пройти не удалось. Пришлось воспользоваться интернетом, чтобы ликвидировать собственные культурные пробелы. Две следующие картинки взяты с Web Gallery of Art (www.wga.hu). 

 

Коридор начинается, как я понял, с этого зала. "Холл Пятисот" был построен (перестроен внутри Синьории, чтобы быть точнее) по указанию Савонаролы. В соответствии с воззрениями первого в мире социалиста во власти, это был очень простой и очень просторный барак, вмещавший 500 жителей свободной Флоренции, олицетворявших народную власть. Когда колесо истории откатилось обратно к абсолютной монархии, герцог Козимо попросил Вазари сделать из палаты народных представителей зал для балов и торжественных приемов. Вазари поднял крышу зала, убрал верхний этаж и расписал стены и потолок. Все панно зала посвящены личным подвигам великого герцога Козимо. На каждом монументальном полотне сей доблестный муж крошит врагов в мелкую капусту.  Ей-богу, чем больше я закапываюсь в историю, тем больше поражаюсь двум вещам: как не меняется homo sapiens с веками и до какой степени он глупо выглядит в глазах потомков, что бы он ни делал. Что тот полоумный монах Савонарола, который запрещал женщинам красить губы и видел в том высшую добродетель, что этот вроде бы в здравом уме монарх Козимо, спокойно воспринимающий лесть в свой адрес длиной 54 погонных метра и недрогнувший рукой оплативший эту лесть из городской казны - на мой взгляд, оба они одинаковые по масштабу кретины. "Се человек".

 

В Синьории масса помещений связана с Козимо, его супругой Элеонорой Толедской и его многочисленными отпрысками. До того как переехать во дворец Питти, супруги Медичи очень любовно отделывали гнездышко и разорять после переезда его не стали. К тому же, наличие коридора между дворцами практически делало их одним помещением. Как сейчас бывает, когда на одной лестничной клетке в хрущевке живет два поколения одной семьи дверь в дверь - вот так же жил и досточтимый герцог со своим семейством. На этом кадре запечатлен уникальный кабинет для занятий алхимией. Герцог увлекался алхимией настолько, что в последние десять лет своей жизни полностью отошел от дел, передал власть сыну, а сам с головой погрузился в увлекательные опыты по добыванию золота. Увлечение передалось сыну, и тот заказал Вазари этот кабинетик - частично офис, частично мастерская, частично кунсткамера.. Каждое круглое панно на стене - это дверца шкафчика с реактивами. Тигли и всякие разные химические приспособы, по видимому, располагались в тупичке. Под потолком портрет герцогини Элеоноры.

 

Большой полезный сайт Paradox Places (www.paradoxplace.com) приводит картинку коридора Вазари изнутри. Там находится поразительная галерея автопортретов. Исходно автопортреты коллекционировал один врач, живший недалеко от Флоренции. Герцог Козимо знал об этой коллекции и тревожился о ее судьбе. Врач был одинок, мало ли что могло случиться. Поэтому герцог послал лучших художников перерисовать эти портреты, пока они были в пределах досягаемости. Действительно, после смерти врача значительная часть исходников разбежалась по разным хозяевам. Но копии автопортретов, сделанные по заказу герцога, составили костяк коллекции. Позднее многие великие художники стали сами присылать свои портреты в эту необычную галерею. Так что здесь есть буквально все от Кранаха до Шагала. Из коридора над мостом открывается вид на реку.  

Это тоже не мой кадр с видом на Арно из окошка над Понте Веккио - естественно, я же по коридору-то сам, скряга и болван, не ходил. Снимок найден у кого-то на Пикасе. Я подозреваю, что фотографировать внутри коридора запрещено, поэтому хороших кадров просто не найти. Добро бы эти итальяшки не разрешали фотографировать посетителям, так хоть выкладывали бы качественные фотографии сами. Нет, ничего подобного не происходит. Позиция более чем странная, но, увы, очень распространенная. Бюст на мосту - памятник великому скульптору Челлини. Вот он ниже, крупным планом:

 

Здесь уже авторские права целиком мои.

 

Понте Веккио (Старый мост) изнутри. Снимок сделан практически от памятника Челлини. Окно коридора Вазари, через которое фотографировалась река Арно кадром выше, прямо над нами. Над вывеской FRATELLI PICCINI можно заметить круглую дырку в стене, забранную решеткой. Это оно и есть.  На мосту всегда очень многолюдно, народу - как на вокзале, притом, что это низкий сезон, самый конец октября. Что вы хотите, здесь центр притяжения Флоренции.

 

Памятник Челлини в средней арке моста, его можно заметить, если приглядеться. На правом берегу, как я уже писал, коридор "ныряет" в жилой дом и затем, по такому же виадуку идет до дворца Питти. По дороге ему встречается частная башня, наподобие тех, что стоят в Болонье. Владелец башни оказался отчаянно упрям и сносить свое творение либо пускать через него коридор отказался категорически. Все ожидали катастрофы, но герцог Козимо оказался на высоте. Он только пожал плечами: человек волен делать со своей собственностью все, что сочтет нужным. Его право не дано нарушить даже монарху.  

 

Поэтому вокруг башни коридор идет пристройкой. Этот кадр, как и два следующих, взят с www.paradoxplace.com

 

Второй интересный момент: между двумя жилыми домами коридор пролегает вплотную к старой церкви. В самих домах жильцов на пути следования коридора выселили, а в стене церкви для герцога прорубили окно. Он мог незаметно присутствовать на любой мессе, оставаясь полностью невидимым. Заговор Пацци крепко запал в душу пугливых флорентийских правителей. 

 

Такой вид открывается из коридора в церковь. Семейство Медичи имело возможность принимать участие в любом обряде. Священник их видел, а прихожане - нет.

 

И вот наконец коридор добегает до дворца Питти. На этом кадре - так называемый грот Венеры, он расположен в углу сада дворца Питти. Здесь герцог уже не боялся выйти из своего каменного убежища. Сад обнесен высоким забором и тщательно охранялся. Видите дверку слева от грота? Это вход в коридор. А можно дойти по коридору и дальше вдоль стены сада до самого дворца Питти.

 

Грот тоже начал строить Вазари, но закончить его не успел. За него этот грот доделали другие мастера. По слухам, там три комнаты одна другой краше, но нам проверить это не удалось: грот был закрыт. Я сфотографировал только первую комнату сквозь решетку.

Скульптуры, которые как бы выдираются из глины на волю, называются "Рабы" (мне больше по вкусу "Узники", такой вариант я встречал в англоязычных источниках). Это работа Микеланджело. Сейчас скульптуры заменены на копии. Идея оформления грота в том, что искусственные сталактиты затягивают людей, а те отчаянно борются, чтобы не потонуть в наступающем хаосе. Посреди грота бьет фонтан, но это летом. Раньше когда-то вода капала и с потолка, если я правильно понял объяснения путеводителя. Особым освещением, которого мы сейчас все равно не видим, создавался эффект радужных переливов, отчего этот грот выглядел как настоящая сказочная пещера. Грот выполнял сугубо утилитарную функцию. Семейство Медичи спасалось в нем летом от жары, да и гости герцога с удовольствием проводили время внутри за приятными беседами под шум воды. Большая территория, окружающая дворец Питти, называется Сады Боболи. Это мировая жемчужина садостроения. Там масса всяких разных чудесных штучек, скульптур, каскадов, фонтанов и цветников. Но мы изучили их очень бегло - времени было мало. Я дам буквально несколько фотографий, чтобы чуть-чуть стало ясно, о чем идет речь.

 

 

Это знаменитый фонтан Бахуса. Он находится рядом с гротом Венеры. Кстати, скульптура изображает совершенно конкретного человека. Это карлик-шут при дворе герцога Козимо. Не знаю как кому, а мне этот Бахус не нравится. По-моему, он находится уже на той стадии, когда каждый следующий глоток водки дается с изрядным трудом. Судя по выражению лица Бахуса, ему плохо, а вытянутая вперед правая рука явно говорит, что итальянская душа меру знает. Но мы не можем не оценить деликатность скульптора: струйка воды почему-то стекает изо рта черепахи, что не слишком натурально сообразуется с жизненными реалиями и состоянием Бахуса. Наверно, из-за этой деликатности фонтан пользуется особым спросом у гуляющей публики. Шуту не позавидуешь. Он вел очень нездоровый образ жизни, бедняга. 

 

Рядом с несчастным шутом стоят значительно более солидные люди. Их национальность покажется сейчас странной: это румыны, точнее, их предтеча - народность даков. Даки населяли современную Трансильванию, от них ведут родословную румыны и молдоване. В 106 году император Траян победил даков (по поводу этой победы была воздвигнута колонна Траяна в Риме с изображением основных вех кампании) и захватил столицу дакийского королевства после длительной осады. Война была весьма кровопролитной, и большинство даков погибло. Но официальная идеология предпочла изображать даков в виде очень достойных и полных благородства людей. Тем круче казался подвиг Траяна, сумевших победить таких замечательных врагов. Изображение дакийского воина было очень популярно в Риме второго-третьего веков. Герцог Козимо перевез пару статуй из Рима, чтобы украсить ими дорожки своего сада. 

 

Площадка общим планом. Коридор Вазари идет поверх стены. Какой-то он в этом месте сильно обшарпанный. Зеленый фонарь бросает отсвет на пристройку дворца Питти. Бахус прислонился к стеночке, возле него стоит группка туристов. Одна из двух скульптур дакийских героев стоит у начала дорожки в сад. Грот Венеры отсюда не виден, он справа за зеленой стеной деревьев.  

А вот и сам дворец Питти изнутри со стороны сада. Перед дворцом стоит большой египетский обелиск наподобие Луксорского в Париже.  Сейчас во дворце расположена картинная галерея масштаба Уффици. Она менее популярна, и билеты в нее дешевле, но коллекция почти такая же представительная. Кроме картин, во дворце и в павильонах в саду можно посетить музей парадной одежды, которую носили правители Тосканы в последние 300 лет, музей серебра и замечательных изделий прикладного искусства - сокровищницу Медичи, музей относительно современного искусства, начиная с художников XIX века, музей королевской мебели. Очень много всего. А можно просто погулять по прекрасному саду и полюбоваться на бесчисленные и порой весьма затейливые скульптуры и постройки. 

 

 

Премиленький фонтанчик в верхнем парке.

 

Еще один и последний.

 

А это кадр для контраста. Уродец с непонятной штуковиной в руках стоит перед дворцом Питти. Дело в том, что площадь перед дворцом и сады Боболи облюбовали модернисты, и там можно встретить всякое разное. Экспозиции меняются со временем, чтобы не было скучно. Я сфотографировал вот это чудо. Наверно, таким образом неведомый мне великий художник представляет полет к звездам. Ну или ещё что-нибудь возвышенное...

Следующая серия

andanton.livejournal.com

Флоренция 3. Коридор Вазари /1

Предыдущая серия

Побывать во Флоренции и не сделать этот кадр - просто нонсенс. Все фотографируют, а я что - рыжий, что ли? Не буду оригинальничать, где все, там и я.

На снимке знаменитый Старый мост через реку Арно, Понте Веккио, место паломничества всех туристов. Обязательно-обязательно надо сфотографировать этот мост, иначе никто не поверит, что вы были во Флоренции. Как видно, за исключением трех арок в центре, мост полностью зашит и производит впечатление жилого дома. Я не могу поручиться, что кто-то сейчас действительно живет внутри этого моста. Скорее всего, уже нет. Раньше жили. Вдоль всего моста с обеих сторон расположены ювелирные и сувенирные лавки, а задняя часть этих лавок выходит окнами на реку. На ночь лавки закрываются массивными деревянными ставнями на амбарные старинные замки. Запертые лавки больше всего похожи на огромные бабушкины сундуки. В таком виде мост существовал не всегда. То есть он был сразу построен достаточно широким, еще в 996 году. Я не потерял единицу перед тремя цифрами года. Ее там нет. Но строили тогда не на долгие века, и спустя каких-то жалких 350 лет мост пришлось возводить заново после сильного наводнения. В своей современной ширине и трехарочной конструкции мост стоит с 1345 года. В то время там был мясной рынок под открытым небом. Вонища, конечно, на итальянской-то жаре. Ошметки мяса летели вниз в реку, короче, полная антисанитария царила в то мрачное средневековье на мосту. Говорят, на рынке на Старом мосту через Арно появилось всем известное слово "банкрот". Проторговавшийся купец, перед тем как навсегда покинуть стройные ряды коллег, выставлял свою скамейку, на которой он раскладывал товар, ("банк") в последний раз, и солдаты ее ломали ("ротто" = "ломать" по-итальянски). Без скамейки какая же торговля. Так что мост по праву заслужил свое место в истории цивилизации. Теперь давайте присмотримся к снимку. Прямо под стрехой моста идет ряд одинаковых квадратных окошечек. На левом берегу Арно окошечки ныряют в жилой дом, на правом идут над сложной аркадой, которая открыта арками к реке и формирует ровный проход вдоль набережной. Потом окошечки поворачивают направо и там соединяются с галереей Уффици. Одно окошко смотрит прямо на нас из правого верхнего угла кадра. За окошками скрывается крытый проход, который называется коридором Вазари. 

 

Панорамная фотография коридора Вазари на северном берегу Арно найдена на вебсайте "Музеи Флоренции". Увы, своей такой фотографии нет. Вообще, ближайшие две части будут изобиловать чужими кадрами. Я буду всегда пояснять, откуда я их слямзил. Если пояснения нет, значит, фотография моя. И по самому коридору я не ходил, хотя такая возможность существует, только надо записываться сильно заранее, чуть ли не за полгода. Удовольствие пройти по коридору Вазари стоит, кажется 95 евро, на двоих 190. Боюсь, я бы пожмотничал, даже если бы сообразил про такую возможность сам. Но, сам не зная того, я не один раз прошел под этим парящим в воздухе проходом и рядом с ним и сейчас с удовольствием систематизирую те фотографии, которые я отснял в процессе.  Уффици на этой фотографии - это самое правое здание с тремя арками, две из которых не ведут никуда, а через центральную арку вы проходите к площади Синьории вдоль крыльев галереи. Строительство коридора заказал герцог Козимо Первый Медичи в 1564 году. Он приурочил это строительство к свадьбе сына. Если отмотать назад историю правящей династии Медичи, мы можем заметить в этом имени что-то странное. Оно какое-то длинное. И почему Козимо звался Первым, хотя в реальности первый Козимо Медичи, называемый Старшим, стал рулить городом в 1434 году? Правильно, в титуле-то и зарыта собака. На протяжении веков Флоренция была республикой с олигархической формой правления. Во главе города стояли главы мощных финансово-промышленных кланов. Семья Медичи знала взлеты и падения начиная с 1300х годов, но именно Козимо Старший смог прибрать власть к рукам семьи крепко-накрепко. Его внук Лоренцо Великолепный счастливо пережил заговор Пацци, затяжную войну с Римом, закат и разорение своего некогда самого мощного в Италии банка, и умер своей смертью в 1492 году. Но сыну Лоренцо повезло меньше: жителям Флоренции надоела несменяемая власть семьи, да и крах банка Медичи не способствовал популярности этого клана. Многие жители были вкладчиками банка, так что время наступило очень неспокойное. После смерти Лоренцо началась смута, провоцируемая речами Савонаролы, и Медичи пришлось бежать из города. На непродолжительное время во Флоренции воцарилась демократия со сменными представителями, потом власть снова вернулась к Медичи. И опять последователи Савонаролы их свергли на три года, уже в 1527 году, и опять они вернулись, как Карлсон, который всегда возвращался. И тут парню, который вернулся, пришла в голову простая и логичная мысль: что же это за власть, которую любой языкатый проповедник или даже его тень может свергнуть в два счета? Какие такие выборы, если достойный победитель в этих выборах всегда один, всегда известен, и всегда Медичи? Зачем все эти мучения? В 1531 году правящий тогда Алессандро Медичи, внук Лоренцо Великолепного и, по слухам, незаконный сын самого Папы, хотя официально Папа был "всего лишь" его дядей, объявил, что все, Тосканская Республика отменяется навсегда. Поиграли и хватит. Отныне он, Алессандро, будет герцогом Алессандро Первым, правителем и национальным лидером, а буде с ним что случится, другой Медичи займет его теплое место. Точка. Но с этим Алессандро, кстати, довольно быстро случилось. Убил его один дальний родственник. Родственника впоследствии тоже грохнули неустановленные лица. И правильно, потому что нефиг разборки устраивать между своими. Однако Алессандро предусмотрел все. Семейка Медичи была плодовита, до 10 детей рожали славные тосканские жены, и найти нового герцога труда не составило. Им и стал Козимо, тоже, естественно, Первый. В смысле, первый герцог.

Конная статуя герцогу Козимо Первому Медичи стоит уже более 400 лет на площади Синьории. Вообще, Козимо Первый не имел к Флоренции никакого отношения. Он был из другой ветви Медичи и приходился убитому Алессандро четвероюродным братом. Своих детей у Алессандро не было, и, когда его убили, Совет 48 - что-то вроде собрания министров при герцоге - решил призвать 17-летнего паренька из провинции под подписанные "кондиции", дававшие всю распорядительную власть совету. История типичная. Заняв трон, Козимо немедленно "разодрал кондиции" и начал проявлять недюжинный характер. Как и следовало ожидать, после убийства правителя началась смута. Козимо подавил восстание с чрезвычайной жестокостью. Укрепившись в кресле, Козимо начал затяжную войну с соседями. Она увенчалась взятием давнего соперника Флоренции города Сиены с одновременным уничтожением практически всего населения города. После завоевания Сиены Козимо получил от Папы титул Великого Герцога Тосканского. Помимо прямых военных побед, Козимо неплохо развил институт госбезопасности. Все его враги погибали при самых неприятных обстоятельствах. Война и госбезопасность требовали много денег, также как и непрерывные вложения в искусство. Все Медичи были отчаянными меценатами, чья цель была сделать Флоренцию самой главной сокровищницей культуры на века. Как мы видим, этот план вполне удался. А где взять деньги, когда их нет? Банк Медичи лопнул, да и не к лицу герцогу заниматься делами какого-то банка. Тогда налоги. Налоговая система во Флоренции при Козимо была совершенно драконовской. Никто не мог даже пикнуть. Но все мы смертны. Закрутив гайки до отказа, Козимо не мог не опасаться покушения. Когда-то жили Медичи в собственном дворце недалеко от собора Дуомо, сейчас это дворец Медичи-Рикарди. Мы еще в него заглянем. Нехорошее место. Народа много вокруг шатается, да и традиция убивать Медичи в соборе уже как-никак сложилась. Поэтому с какого-то времени правитель города переехал жить в дворец Синьории. Однако это тоже было не вполне удобно: все-таки присутственное место, зал заседаний правительства там же, а тут жены какие-то, дети герцогские бегают, да и дворец-то совсем небольшой. Возможно, поэтому герцог Козимо купил себе еще один дворец на отшибе на другом берегу Арно у подножия большой горы, возвышавшейся над городом. То был очень большой дом банкиров Питти. В 1549 году им было сделано предложение, от которого они побоялись отказаться. Дворец Синьории после переезда герцога стали называть "Старый дворец", то есть Палаццо Веккио. Формально дворец Питти купила жена Козимо на свое имя, чтобы никто не мог сказать, что герцог использовал власть для целей личного обогащения. Однако, сколь ни был велик дворец Питти, кольчужка была маловата для имения правителя, и Джорджио Вазари был нанят для расширения дворца вдвое, а заодно постройки навесного коридора длиной около километра от Палаццо Питти до Палаццо Веккио. Таким образом, Козимо Первый сделался едва ли не единственным в мире правителем, который ходил на работу по полностью закрытому проходу. Ни один убийца не мог к нему подобраться. И зонтик от дождя не нужен. А чтобы запахи мясного рынка на Старом мосту не мешали правителю предаваться размышлениям во время прогулки на работу, рынок просто разогнали. И поселили на мосту ювелиров. Чистое дело и не пахнет. Уже не в первый раз в моих писаниях возникает фамилия Вазари. Кто это такой? К стыду своему, я практически не знал ничего о Вазари до поездки во Флоренцию. 

 

Автопортрет Вазари взят, как обычно, с Web Gallery of Art. Как я сейчас понимаю, Джорджио Вазари - абсолютно уникальная личность даже по масштабам Флоренции, в которой гений на гении сидел и гением погонял. В чистом виде Вазари как раз гением не был. Какой-то ерунды ему не хватило до звания гения. Я не искусствовед и не могу определить почему Вазари принято считать художником второго эшелона. Его картины выставлены во многих музеях мира, его прикладные работы типа росписи купола Дуомо можно посмотреть, просто зайдя в собор. Мало того, как это было принято в  эпоху Возрождения, Вазари был не только художником, но еще и скульптором и архитектором. И все у него получалось. Как, впрочем, у многих его коллег. Например, у Микеланджело. Или у Джотто, сконструировавшего колокольню флорентийского собора. И вот в качестве архитектора Флоренции Вазари отличился гораздо больше, чем как художник. Но основная посмертная слава пришла к нему как к писателю-энциклопедисту. Герцог Козимо однажды подкинул ему идею собрать биографии и описать самые выдающиеся работы флорентийских и, по большому счету, итальянских мастеров. Нам сейчас кажется, что это не бог весть какая задача. Подумаешь, делов-то, Википедию открыл, в крайнем случае, в библиотеку зашел, и понеслось. А ведь тогда письменности и грамотности в современном понимании не было. Информация передавалась в основном устным образом. И вот представьте себе задачку - написать о художнике, умершем сотни лет назад, например, о Джотто. Энциклопедия Вазари вышла в свет в первом издании в 1550 году, а Джотто умер в 1337! У них в 1337 году уже умерли великие художники, которых надо было увековечивать! Вазари от Джотто отделяло больше времени, чем нас от Пушкина! Это не укладывается у меня в голове, ей-богу.

Короче, Вазари использовал все возможные методы поиска информации. Например, когда он собирал материал о Фра Анжелико, он нашел восьмидесятилетнего старика, ставшего доминиканским монахом при Савонароле (60 лет назад), и этот старик рассказывал ему легенды, окружавшие строительство и роспись собора Сан-Марко (еще 50 лет назад, итого 110). Прямо скажем, тот еще метод. Тем не менее, сведения Вазари точны настолько, что на них принято ссылаться как на официальный источник. Не все в этом труде безусловно правдиво; есть слухи, сплетни, анекдоты и личные допущения. Вряд ли могло быть иначе. Самое любопытное, что язык Вазари таков, что и сейчас, хотя и с некоторым трудом, этот грандиозный труд читается адекватно. "Жизнеописания художников" Вазари выдержали два издания при его жизни, потом были неоднократно по-разному прочитаны, истолкованы и откомментированны, и теперь это мощный пятитомный свод сведений, под которым прогибается полка в моём книжном шкафу. Энергетика - вот что привлекает меня в этом разностороннем человеке. Он хватался за многое и доводил это многое до завершения. Между прочим, он был еще один из первых удачливых бизнесменов от искусства. Такой объем работы был не под силу одному человеку, и Вазари, как и многие современные ему мастера, держал большую фирму с нанятыми подмастерьями. Вазари лично придумал слово "конкуренция" и ввел его в обиход в одной из своих публикаций. В ней он объяснял, почему именно во Флоренции так бурно развивалось искусство. Он утверждал, что это связано с тем, что в городе жило очень много художников, и им всем надо было кушать. Когда художник голодный, он вынужден конкурировать со своими собратьями за заказы, и для этого он должен был работать лучше. "Конкуренция, - писал Вазари, - главная поддержка [качества работы] художника". Возможно, он был прав. То есть ему было виднее. Вазари был сверхпопулярен как художник в свое время, и он был очень богат. Вот только история не всегда соглашается даже с умными людьми. Пойдем вдоль коридора Вазари от Палаццо Веккио.

Палаццо Веккио - это стена справа. Возле него расположен знаменитый фонтан Нептун. Лицо Нептуна странно похоже на герцога Козимо. Ничего удивительного. Вся обстановка вокруг Синьории возникла под его влиянием и на его денежки, то есть на средства налогоплательщиков. Практически вся площадь, как мы ее видим сейчас, сложилась между 1550 и 1560 годами. И фонтан этот тогда же появился. Любопытно, что бронзовый "братик" этого Нептуна установлен в Болонье в связи с тысячелетием (в 1563 году, ага) этого города. В Болонье стоит скульптура, пришедшая на конкурсе во Флоренции к финишу второй. Не пропадать же добру. 

 

 

Вход в Палаццо Веккио я сфотографировать не догадался. Снимок взят на Википедии. Слева копия Давида Микеланджело. Раньше на этом же месте стоял оригинал. Давид был заказан Синьорией в 1501 году для собственного украшения. Микеланджело было 26 лет, когда он получил столь почетный заказ. Справа Геракл убивает Какуса. Этот самый Какус был очень нехорошим человеком. И даже больше, он был огнедышащим драконом в человеческом облике, сыном бога Вулкана. Питался, как все драконы, девственницами и младенцами. Но не брезговал и говядиной. В связи со своими скверными привычками Какус как-то раз упер у Геркулеса восемь коров, которые сам Геркулес похитил ранее у другого монстра Гериона в ходе десятого подвига (всего, напомню, подвигов было 12). Ну, и когда Геркулес обнаружил пропажу, участь Какуса была решена. Мораль, очевидно, проста: не воровал бы бы коров у кого не надо, так бы и ловил дальше девственниц в свое удовольствие. Надо сначала думать, на кого батон крошишь. Статую, изображающую бесславный конец великана Какуса, заказал первый герцог Медичи Алессандро. 

 

Тема всеобщего насилия очень почему-то была популярна при первых герцогах. Мы смотрим на Лоджию дей Ланци, прилегающую к Палаццо Веккио. При Козимо Первом Лоджия была зашита. Это была караулка, и располагался в ней взвод немецких наемников - ландскнехтов. Отсюда и название этой небольшой колоннады. После строительства Уффици Козимо подумал, что держать караулку рядом с галереей некрасиво, и повелел снять переднюю стенку, а в проемах арок поставить прекрасные скульптуры. Смотрим и восхищаемся отменным вкусом герцога. Слева направо:

 

Работа Челлини - Персей отрубает голову Медузе Горгоне. Обезглавленное тело Медузы высокохудожественно валяется у ног главного героя. 

 

Сын Ахилла Неоптолем собирается убить Поликсену. Вообще-то есть за что: это именно Поликсена выведала секрет Ахилла о том, что его можно поразить только в пятку (отсюда и взялось словосочетание "Ахиллесова пята", если кто случайно не в курсе). На полу лежит уже зарубленный брат Поликсены, а женщина, которая протягивает руки, - это мать Поликсены Гекуба. Ей тоже осталось жить совсем чуть-чуть. Вообще-то, в греческой мифологии существует несколько версий этой ужасной истории, да и статуя появилась на этом месте не так давно. Это относительно современная работа, 1866 год. Но она в стиле. 

 

Зато самая правая статуя из трех - личное пристрастие герцога Козимо. Называется "Изнасилование сабинянки". Это я с английского перевожу, по-русски мы бы политкорректно сказали "похищение". Между прочим, это первая в Европе статуя без центра притяжения. Она вся такая, спиралевидная, как сверло, ее можно рассматривать с любой стороны и отовсюду будет фасад, даже с той стороны, где у сабинянки корма. Скульптуры второго ряда почти все на ту же тему. На них изображены моменты, в которых кто-то кого-то убивает, похищает или насилует. А мы еще жалуемся на дурной пример, который демонстрируют американские боевики подрастающему поколению. 

 

Если засунуть нос во дворик Палаццо Веккио, открывается такая картина. Джорджио Вазари переделывал интерьеры этого здания целых 15 лет. Сейчас в нем музей династии Медичи. Значительная часть комнат посвящена тому или иному члену Семьи. Нетронутыми при реконструкции (якобы) остались две бывшие тюремные камеры. В одной сидел отец-основатель Козимо Старший, когда его по ложному доносу приговорили к смертной казни, и он выкрутился только за очень большую взятку. В другой камере коротал свои последние дни Савонарола. Но это я так пишу, для справки. Сам я в этот дворец почему-то не пошел - мозгов не хватило, да и устаешь там в этой Флоренции как собака. Сил нет все это рассмотреть, запомнить и осознать. От этого и получаются такие проколы. 

 

А вот и начало коридора. Первый мостик перекинут от Палаццо Веккио к Галерее Уффици. Снимок найден на Википедии. Что есть Уффици?

Уффици - еще одно творение Джорджио Вазари. Художественный музей идет по второму этажу, коридор герцога Козимо по третьему. Галерея по своему культурному значению находится в первой десятке художественных музеев мира. Ну, это все и без меня знают.

 

А строилось здание как офисы для служащих магистратуры. Отсюда и название: uffizi - это всего лишь "офисы" по-итальянски. Вазари был стеснен местом, поэтому здания получились такими длинными, как две параллельные колбасы.

 

"Мальчик с дельфином" в проеме арки, ведущей к берегу Арно, вполне себе старинная статуя скульптора Вероккио, ну, то есть, копия, как обычно. Оригинал стоит в Палаццо Веккио. Мальчику с дельфином уже много больше 500 лет. Это очень старый мальчик. А вот статуи в проемах и у столбов галереи (их хорошо видно и на первом снимке) существенно моложе. На них изображены великие флорентийцы - люди искусства, науки и культуры, чья жизнь так или иначе была связана с городом.   

   

  

Там их много, этих статуй. Когда изучаешь надписи на постаментах, на память приходит кадр из "Чонкина", где старая еврейка Циля сидела у дверей отделения НКВД и "заполняла минуты и  часы  ожидания  ...  перечислением великих людей, которых  дал  миру ее народ. Сейчас она смотрела прямо перед собой и, загибая пальцы, бормотала:  ...Маркс, Эйнштейн, Спиноза, Троцкий, Свердлов, Ротшильд..." 

 

 Все статуи в репортаж не втиснешь, да и смысла нет. Я остановлюсь на одной. Вот удивительный фрукт, первый в мире политтехнолог, человек, опередивший свое время на века. О его философии и подходах к проектированию общественной жизни написаны тома. Кое-что я просмотрел и готов поделиться узнанным.  Никколо Макиавелли родился во Флоренции в 1469 году одновременно со вхождением во власть Лоренцо Великолепного. Девятилетним ребенком он непосредственно видел все, что происходило во время заговора Пацци от убийства правителя до массовых казней заговорщиков и уничтожения всего их имущества. Студент Флорентийского университета, Макиавелли, как и все, ходил на проповеди Савонаролы, и они ему не понравились. Он был не за партию Медичи, но уж тем более и не за партию аскетичного монаха. Если можно так выразиться, он принадлежал всегда к партии умного меньшинства, но взгляды свои не афишировал и желал лишь достатка и уважения. Блестяще образованного, говорящего на многих языках молодого человека взяли клерком в Синьорию в 1494 году. Там он сделал головокружительную карьеру на дипломатическом поприще. Он представлял Флоренцию на переговорах в Париже, Мадриде, Риме. В Риме Макиавелли близко наблюдал деятельность семейки Борджиа, был лично знаком с Чезаре. Вернувшись во Флоренцию в 1503 году, Макиавелли организовал и возглавил городское ополчение, дословно называемое милиция (милиция-то постарше полиции будет). Это было очень активное и короткое время флорентийской демократии. Городу-государству нужны были энергичные люди. Демократия кончилась в 1512 году, когда Юлий Второй по прозвищу Ужасный Папа (я писал о нем в очерке про Болонью), движимый маниакальным желанием собрать все итальянские земли под власть Святого Престола, потеряв Болонью, пошел войной на Флоренцию. Ему подсобили испанцы. В решающей битве флорентийцы проиграли. Руководители города или бежали сами, или были изгнаны, а власть вернулась к Медичи. Макиавелли был арестован, обвинен в измене, но новый глава города, второй сын Лоренцо Великолепного не устраивал массовых расправ, и героя рассказа отправили в ссылку в собственное имение под Флоренцией. Там он прожил 13 лет до самой смерти в 1527 году. От скуки и праздности Макиавелли начал писать. Первое же сочинение - трактат "Государь" - принесло ему вечную славу. Петр Вайль в книге "Гений места" тоже ассоциирует Флоренцию с Макиавелли. Почему? Он странный человек, этот Никколо Макиавелли. Все восхищаются флорентийским искусством; художник на художнике, шедевр на шедевре. Макиавелли равнодушен к искусству. Того, что в разговорах называют "духовным", в его книгах, пьесах, трактатах нет вовсе. Такое впечатление, что он живет в другой Флоренции: жесткой, рациональной, поверяемой логикой и здравым смыслом. И это не случайно: Макиавелли знает, что за спиной любого самого гениального художника стоит Государь. Без спонсора нет искусства. Флоренция - маленький город, окруженный могущественными странами, и не все эти страны дружественно расположены. Впрочем, это расположение меняется каждый месяц. Создаются и распадаются союзы, и идет непрерывная война всех против всех. Для того, чтобы художники могли жить и творить, кто-то постоянно должен за них умирать. А они даже об этом не знают и знать не желают. Нужен рецепт. Как Государю уберечь многих, пожертвовав немногими? Есть ли формула успеха? Во всех своих работах, включая внушительный восьмитомный труд "История Флоренции" (еще раз отмечу, в 1520 году они уже писали свою историю в восьми томах),  Макиавелли ищет эту формулу. Принято считать, что он высказал словами то, о чем неприлично говорить, но что все делают. Ему приписывают фразу "цель оправдывает средства", которую впоследствии взяли на вооружение иезуиты. Это не совсем верно, Макиавелли такого не писал, хотя и подразумевал. Зато он придумал "систему сдержек и противовесов", ввел термин "реальная политика". Постулаты Никколо Макиавелли изучают до сих пор. Их никто не опроверг и никто не доказал. В конце концов, это всего лишь блестящие формулировки, базирующиеся на анализе множества исторических примеров. Макиавелли умер от огорчения. Лоренцо Великолепный Медичи воевал с Римом; его потомки с Римом дружили и пользовались расположением Пап. А как не пользоваться, если сын Лоренцо стал Папой Львом Десятым, а вслед за ним племянник Лоренцо стал Папой Климентом Седьмым? Семейство Медичи давало побеги во все стороны. В 1527 году пришел конец этой дружбе. Рим пал под натиском войск Священной Империи и был разграблен дотла. Климент Седьмой Медичи спасся чудом и выкупил впоследствии свою жизнь за очень большие деньги. Власть Медичи во Флоренции снова рухнула. Макиавелли пришел в Синьорию проситься на работу, чтобы послужить новой республике. Тут ему всё сразу и припомнили: атеист, в церковь не ходит, книжки дурные читает, мало того - сам их пишет. Перед Медичи пресмыкался, все свои книги посвятил тому или иному деятелю из их поганого клана, да еще учил их как удерживать власть безнравственными методами. Короче, кругом мерзавец. Собрали расширенный совет, проголосовали. Макиавелли получил поддержку 12 человек из, кажется, 488. Для честолюбивого флорентийца это было полным жизненным крахом. Он прожил после этого голосования всего несколько месяцев.

Следующая серия

andanton.livejournal.com