Костел Святой Анны (Вильнюс): адрес, описание, история. Костел святой анны


Костел Святой Анны (Вильнюс): адрес, описание, история

Костел Святой Анны в Вильнюсе - знаменитая в Прибалтике католическая церковь. Является одной из самых известных достопримечательностей литовской столицы. Она находится на территории Старого города. Если быть точнее, то на улице Майроне. Посвящена святой Праведной Анне.

История костела

Первые упоминания про костел Святой Анны в Вильнюсе появились в 1394 году. В то время костел был еще деревянным. Каменный при этом был построен за период 1495-1500 годы. В 1501 году он был официально освящен.

костел святой анны вильнюс

В 1502 году неожиданно рухнул костел бернардинцев, расположенный поблизости. После этого монахи стали проводить все богослужения в этом костеле. При этом он оставался приходским. Еженедельно его посещало большое количество людей. Меценатом костела в то время был литовский князь Александр Ягеллончик, который жил в XV веке.

До наших дней не дошло имя создателя этого культового сооружения. Предположительно, им был Николай Энкингер, выходец из Данцига. В самом начале XVI века именно он занимался восстановлением архитектурного ансамбля, состоящего из костела и монастыря бернардинцев.

Правда, некоторые исследователи высказываются против этой версии. Например, искусствовед Кристина Маковска оспаривает это предложение, утверждая, что конструкция храма бернардинцев и костела Святой Анны в Вильнюсе сильно отличаются. Поэтому они не могут быть произведением одного зодчего.

Маковска высказывает предположение, что настоящим автором был архитектор Бенедикт Рейт, который работал у витебского князя Владислава Ягеллона. Ему же принадлежит авторство Кафедрального собора в Праге и архитектурного комплекса Вавель в Кракове.

До наших дней дошли свидетельства о том, что Рейт был отправлен в Вильну вместе с мастером по имени Иаков. Его имя было обнаружено на кирпичах церкви Святой Анны. Остался его портрет, который сегодня хранится в Кафедральном соборе чешской столицы.

Костел в запустении

Темные времена для костела Святой Анны в Вильнюсе наступили в 1564 году. После сильного пожара храм пришел в запустение. Восстанавливал его канцлер Николай Радзивилл Черный. Заново он был освящен в 1581 году. Именно после этого здание приобрело тот вид, в котором оно известно и сегодня.

москва вильнюс

В XVII веке рухнули своды здания. Когда попытались провести оперативный ремонт, сильно пострадал интерьер. Стены оштукатурили, появились сразу три алтаря в стиле барокко.

В костеле Святой Анны в Вильнюсе (история его весьма интересна) в 1761 году случился еще один пожар, после которого внешние стены выкрасили в красный цвет. Только тогда деревянные перекрытия заменили на каменные своды. Наружный облик храма при этом неоднократно менялся под влиянием восстановлений и реставраций.

Красота, поразившая Наполеона

Кстати, этот костел весьма популярен у туристов. Многие преодолевают маршрут Москва - Вильнюс ради того, чтобы специально на него посмотреть. Гостям часто рассказывают легенду про Наполеона Бонапарта, который в 1812 году настолько восхитился красотой и изяществом церкви, что потом долго сокрушался, что не может перенести ее в Париж.

костел святой анны вильнюс адрес

Когда французские войска вошли в Вильнюс, в храме обосновалась их кавалерия. Это нанесло урон внутреннему убранству (солдаты, например, сожгли деревянную утварь).

Масштабная реставрация была проведена в 1848-1859 годах. На внешних стенах сымитировали красный кирпич. В 1867 году случился еще один пожар, от которого весьма пострадала крыша. А в 1872-м ради прокладывания улицы снесли старую колокольню. Рядом была построена новая, которая имитировала готику. Проектировщиком стал архитектор Николай Чагин. Колокольня сохранилась до наших дней.

Костел в XX веке

Костел Святой Анны в Вильнюсе, описание которого приведено в этой статье, в XX веке был реставрирован в 1902 году, после того, как возникла угроза обрушения. Реставратор из Варшавы Дзеконский укрепил фундамент, проложил дренаж, укрепил стены металлическими конструкциями. Были заново перестроены своды. Для внешнего слоя штукатурки использовали красную глину. Примечательно, что костел остался работать даже после Великой Отечественной войны, когда в Вильнюсе обосновалась Советская власть.

архитектура вильнюса

В 1969 году здесь даже начался очередной ремонт храма, который проводили литовские архитекторы. В эти годы отремонтировали башни костела, которые к тому времени сильно разрушились.

В 2008 году, в ходе реставрации, большую часть костела закрыли строительными лесами. На этот раз основной урон наносил транспорт, из-за которого в стенах здания стали образовываться трещины и даже выпадали кирпичи.

Архитектура костела

Архитектуру Вильнюса можно буквально изучать по этому костелу. В данном плане это произведение, которое можно отнести к позднему готическому стилю. В XV веке он был весьма распространен в Нидерландах и Франции.

Само здание весьма небольших размеров. Имеет прямоугольную форму, всего 10 метров в ширину и 22 метра в длину.

На данный момент самый ценный архитектурный элемент - это главный фасад. На него обращают особое внимание туристов экскурсоводы, обслуживающие туры в Вильнюс. Считается, что он не имеет себе равных во всей восточноевропейской готике.

туры в вильнюс

Фронтон костела считается одним из величайших достижений архитектуры. Его отличают особая пластика, разнообразные формы и декоративность. Также стоит обратить внимание на восьмигранные башни, которые завершают ажурный фасад.

Известный литовский искусствовед и музейный работник по имени Владас Дремы отмечал, что в композиции самого фасада просматривается весьма отчетливо государственный символ Литвы. Его три вершины в точности соответствуют трем башням фасада.

При строительстве был использован желтый кирпич, который тщательно обжигали. Он максимально устойчив к сырости и большим колебаниям температур. Только после пожара 1761 года внешние стены были перекрашены в красный цвет.

Интерьер костела

Стоит признать, что в настоящее время интерьер храма не представляет никакого интереса. По сути, его пространство состоит только из одного нефа, высота которого чуть меньше 13 метров. В восточной части храма от алтаря он отделен готической аркой.

костел святой анны вильнюс история

При этом своды костела украшают нервюры. Это выступающие ребра готического каркасного свода. Галерея и ризница находятся в северной части этой церкви. Они были возведены в 1613 году. С их помощью костел Святой Анны соединяется с костелом бернардинцев.

Колокольня костела

Большинство тех, кто приезжает по маршруту Москва - Вильнюс, поднимаются на колокольню. Она расположена по правую руку от основного здания. Была построена в 1873 году. Правда, по другим сведениям, в 1874 году архитектором Чагиным.

костел святой анны вильнюс описание

Из-за того, что многим колокольня представлялась неудачной имитацией, оценки этого творения были весьма невысокими. Сразу за колокольней находится часовня под названием Ступени Христовы, построенная в стиле барокко.

Примерно в 1752 году колокольню значительно расширили. Внутри достроили еще одну лестницу и сени. Сам интерьер колокольни также украшен в стиле барокко.

Службы в костеле

Костел Святой Анны в Вильнюсе (адрес его точный - улица Майроне, дом 8) привлекает большое количество туристов. Регулярно здесь проводятся католические службы.

Если вы собираетесь посетить это церковное учреждение, то необходимо свериться с его графиком работы.

С мая по октябрь костел работает ежедневно, за исключением понедельника. Храм открывает свои двери в 10 часов утра, а закрывает их около 18 часов вечера. С октября по апрель график работы храма несколько меняется. В это время церковь открывается строго за полчаса до начала мессы.

Все службы в костеле Святой Анны проводятся исключительно на литовском языке. С понедельника по субботу они проходят ежедневно в 17:30.

А в воскресенье и в праздничные дни устраивают две службы. Первая начинается в 9 часов утра, вторая - в 11 часов утра.

На сегодняшний день этот костел по праву считается одним из главных культовых заведений католической Литвы. В него приезжают паломники со всей страны и соседних государств. Многих он привлекает своей древностью и увлекательной историей.

fb.ru

описание, история, фото, точный адрес

Костел Св. Анны в Вильнюсе (Литва) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Костел Св. Анны — один из символов и главных достопримечательностей Вильнюса. Его строительство закончилось в 1500 г., а ранее здесь же с конца 14 века стоял деревянный храм Св. Анны. С момента возведения костел пережил несколько пожаров, обрушение стен, множество ремонтов и реставраций, что изменило его внешний вид, но не слишком сильно.

Часовня в стиле барокко была построена позднее, современный облик она приобрела после восстановления в 1820 г. Последней появилась колокольня — в 1873 г. Специалисты считают ее не очень удачной и несколько диссонирующей с остальным архитектурным ансамблем.

Что посмотреть

Костел Св. Анны — типичный образец поздней готической архитектуры, популярной в средневековой Европе. Он небольшой, однонефный, с многочисленными декоративными башенками и стрельчатыми окнами, делающими его воздушным и как будто игрушечным.

Фасад храма считается самым необычным во всей восточной Европе. Он состоит из трех частей, каждую из которых венчает изящная башня, а рисунок фронтона настолько причудлив и красив, что перепутать костел Св. Анны невозможно ни с одним другим готическим храмом. Есть версия, что на фасаде символически изображен герб рода Гедиминовичей, сыгравшего важную роль в истории Литвы и России.

Стены из желтого кирпича были покрашены в красный цвет после пожара 1761 г. и остаются таковыми до сих пор.

Интерьер костела довольно скромный: стены светлые, без росписи, икон немного. Пресбитерий отделен от основного помещения аркой, а ризница и галерея в северной части церкви соединяют его с Бернардинским монастырем.

Практическая информация

Адрес: Вильнюс, ул. Майроне, 8.

Найти костел несложно — он находится в Старом городе рядом с Бернардинским монастырем, образуя с ним общий архитектурный ансамбль. Ближайшая автобусная остановка — «Дайлес академия».

С мая по сентябрь собор открыт каждый день, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. С октября по апрель попасть в него сложнее — он открывается только на время службы: в воскресенья и праздники — в 9:00, по субботам — в 17:00.

tonkosti.ru

Костёл Святой Анны (Вильнюс) - это... Что такое Костёл Святой Анны (Вильнюс)?

Координаты: 54°40′59″ с. ш. 25°17′36″ в. д. / 54.683056° с. ш. 25.293333° в. д. (G) (O) (Я)54.683056, 25.293333

Костёл Святой Анны в Вильнюсе (лит. Šventos Onos bažnyčia, польск. kościół Świętej Anny) — неприходской римско-католический костёл, памятник готической архитектуры, одна из самых известных достопримечательностей Вильнюса. Располагается в Старом городе на улице Майронё (Maironio g. 8, в советское время улица Тесос).

История

Первые сведения о деревянном костёле Святой Анны датируются 1394 годом. Полагают, что каменный костёл был построен в 1495—1500 годах и освящён 22 мая 1501 года. Когда в 1502 году рухнул расположенный поблизости костёл бернардинцев, монахи проводили богослужения в костёле Святой Анны, но он оставался при этом приходским. Меценатом костёла был великий князь литовский Александр (1460—1506).

Имя создателя костёла доподлинно неизвестно. Существует предположение, что им был архитектор Николай Энкингер из Данцига, восстановивший в 1501—1507 г. ансамбль костёла и монастыря бернардинцев. Искусствовед Кристина Маковска оспаривает это предположение на том основании, что конструкции костёлов бернардинцев и Святой Анны слишком отличаются, чтобы быть созданиями одного и того же зодчего.

По гипотезе К. Маковской, костёл скорее всего построил архитектор Владислава Ягеллона Бенедикт Рейт, автор пражского Кафедрального собора и краковского Вавеля. Сохранились свидетельства о том, что Бенедикт Рейт был послан Владиславом в Вильну вместе с мастером Иаковом, имя которого написано на кирпичах костёла Святой Анны. Архитектор скончался между 1531 и 1534 годом. По заказу Владислава был написан его портрет, который ныне хранится в пражском Кафедральном соборе.

После пожара 1564 года храм пришёл в запустение. Николай Радзивилл его восстановил и заново освятил только в 1581 году; тогда здание приобрело вид, сохранившийся в основном до наших дней. В XVII веке рухнули своды здания. При ремонте переделкам подвергся главным образом интерьер: были оштукатурены стены, установлены три новых барочных алтаря.

Общий вид в ансамбле с костёлом бернардинцев 1874 год

После пожара 1761 года закоптелые внутренние стены были заштукатурены, а внешние — покрашены в красный цвет. Деревянные кровельные перекрытия были заменены каменными сводами. Наружный облик храма сохранялся при более поздних ремонтах после восстания 1794 года, войны 1812 года, реставрациях в 1871, 1902—1909 и 1971 годов.

По распространённой легенде, в 1812 году Наполеон восхищался изяществом костёла и жалел о том, что не может его перенести в Париж. При этом храм использовался французской кавалерией; французы сожгли всю его деревянную утварь.

В 1848—1859 годах храм реставрировался. На внешнем покрытии храма была создана имитация красного кирпича. В мае 1867 года от пожара особенно пострадали крыша, окна и двери. При прокладке улицы в 1872 году была снесена заложенная на средства супругов Милкевичей в 1746 году прежняя колокольня, перестроенная в 1802 году Михалом Шульцем. Рядом была построена новая, имитирующая готику колокольня по проекту архитектора Н. М. Чагина, сохранившаяся до наших дней.

Чтоб заживить на сердце раны,Чтоб освежить усталый ум,Придите в Вильну к храму Анны,Там исчезает горечь дум.

Изломом строгим в небе ясномВстаёт, как вырезной, колосс.О, как легко в порыве страстномОн башенки свои вознёс.

А острия их так высоко,Так тонко в глубь небес идут,Что миг один, и — видит око —Они средь сини ввысь плывут.

Как будто с грубою землёюПростясь, чтоб в небе потонуть,Храм стройный лёгкою стопоюВ лазури пролагает путь.

Глядишь — и тихнут сердца раны,Нисходит мир в усталый ум.Придите в Вильну к храму Анны!Там исчезает горечь дум.

В 1902—1909 годах из-за угрозы обрушения костёл вновь реставрировался. Варшавский реставратор Й. П. Дзенконский укрепил основания, дренировал и осушил территорию, стены укрепил металлическими конструкциями, заново перестроил своды, восстановил раскрошившийся кирпич, счистил внешний слой штукатурки. На этот раз была использована красная глина. После Второй мировой войны костёл не был закрыт.

Ремонт храма был проведён в 1969—1972 годах под руководством литовских архитекторов Й. Барткунаса и Н. Киткаускаса. Были отреставрированы костёльные башни, к тому времени сильно разрушенные. В апреле 2008 года обзор части храма был закрыт оградительными лесами для безопасности прохожих и туристов, так как из-за вибрации, вызываемой транспортным потоком по улице Майронё, образовались трещины в стене здания и начали выпадать кирпичи.[1]

Архитектура

В архитектурном отношении костёл Святой Анны представляет собой произведение позднего готического стиля, широко распространившегося во Франции и Нидерландах в XV веке. Здание небольших размеров, удлинённой прямоугольной формы, длиной 22 м и шириной 10 м. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.

В стенах пресбитерия с гранёной апсидой они превращаются в изящные декоративные башенки-пинакли, расположенные полукругом у крыши апсиды.

Самым ценным элементом костёла считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре»[2]. Композицию фронтона называют величайшим шедевром архитектуры. Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада образована тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.

От цокольной части с тремя арками входа верхняя часть фасада отделена карнизом. Портал контрастирует с декоративной основной частью фасада, у которой нет ни одной плоской поверхности. От карниза поднимаются вертикали прямоугольников центральной части фасада, украшенные верёвочным орнаментом. Высокие узкие окна пересекаются большой выгнутой килевидной аркой, связывающей все элементы. Над ней устремляется ввысь средняя башенка фасада.

Между средней и более массивными боковыми башнями выдаются опирающиеся на верхние рёбра малых прямоугольников треугольники застеклённых эркеров с небольшими башенками и венчающими их пинаклями. Стрельчатые арки башенок повторяют мотив большой арки. Завершается ажурный фасад островерхими восьмигранными башнями, завершающимися столбиками с пинаклями. Острия башен и пинаклей декорированы коваными флюгерами, солнцами, крестами. По мнению искусствоведа Владаса Дремы, в композиции фасада отчётливо читается древний государственный символ Литвы — столпы Гедимина.[3]

В строительстве храма было использован жёлтый фасонный кирпич, тщательно обожжённый, устойчивый к сырости и колебаниям температур, 33 различных форм. После пожара 1761 года закоптелые внешние стены были покрашены в красный цвет.

Интерьер

Интерьер костёла не представляет особого интереса. Его пространство состоит из одного нефа высотой 12,7 м, отделённого от пресбитерия высокой острой готической аркой. В плане длина нефа 19 м, ширина 8,7 м, высота составляет 12,7 м; своды украшают нервюры, плоские стены оживляют контрфорсы. В северной части здания находятся ризница и галерея, возведённые в 1613 году. Они соединяют костёлы Святой Анны и бернардинцев.

Колокольня

Колокольня

Справа находится неоготическая колокольня, построенная в 1873, по другим сведениям в 1874 году по проекту архитектора Н. М. Чагина. Оценки колокольни как неудачной имитации обычно невысокие. За колокольней находится двухэтажная барочная часовня «Ступеней Христовых» (1617; отстроена в 1820 году), в плане четырёхугольная, относящаяся уже к ансамблю костёла и монастыря бернардинцев. Около 1752 года она была расширена; были достроены одна внутренняя лестница, сени, интерьер был украшен росписью в стиле барокко.

Службы

Костёл открыт в мае—сентябре ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00 часов, в октябре—апреле храм открывается за полчаса до мессы.Службы на литовском языке по понедельникам — субботам в 17:30, по воскресеньям и праздничным дням в 9:00 и 11:00.

Галерея

  • Фасад

  • Фрагмент фасада

  • Апсида

  • Интерьер

Литература

  • Wilno. Przewodnik krajoznawczy Juliusza Kłosa, Prof. Uniwersytetu St. Batorego. Wydanie trzecie poprawione po zgonie autora. Wilno, 1937. S. 133—134. (польск.)
  • А. Медонис. Туристу о Вильнюсе. Перевод с литовского языка. Вильнюс: Минтис, 1965. С. 68—69.
  • А. Папшис. Вильнюс. Вильнюс: Минтис, 1977. С. 36—38
  • Памятники искусства Советского Союза. Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония. Справочник-путеводитель. Москва: Искусство. 1986. ISBN 5-210-00094-X. С. 398.

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Костел Святой Анны, Вильнюс, Литва

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Путеводитель по миру! Недавно я писал про одно из наиболее впечатливших меня зданий в Вильнюсе – костел Святых Франциска и Бернардина. Вплотную к нему расположено еще одно удивительное по красоте здание – костел Святой Анны. Вместе они образуют удивительный и неповторимый архитектурный ансамбль, который притягивает туристов.

Костел Св. Анны, Вильнюс

Костел Св. Анны, Вильнюс

Костел Св. Анны является ярким представителем поздней готической архитектуры в Вильнюсе. Его длина составляет 22 м и ширина 10 м. Первоначально костел был построен из дерева в 1394 г. Спустя сто лет на его месте была возведена постройка из камня. Спонсором строительства был великий князь литовский Александр Ягеллон (внук Казимира Ягеллона, фундатора Бернардинского костела). Имя архитектора костела доподлинно неизвестно. По одному из предположений, им был Бенедикт Рейт, автор собора Святого Вита в Праге и замка Вавель в Кракове.

За свою долгую историю костел Святой Анны переживал и пожары и запустение. Свой нынешний облик он приобрел в конце XVI в. благодаря Николаю Радзивиллу. После этого здание еще не раз ремонтировалось и изменялось, но его общий облик оставался неизменным.

Костел Св. Анны

Костел Св. Анны

При строительстве костела был использован очень устойчивый к внешним воздействиям желтый фасонный кирпич.  После пожара в 1761 г. сильно закопченные стены были заново оштукатурены и покрашены в красный цвет. Благодаря своему неповторимому фронтону, считается, что костел Святой Анны не имеет себе равных во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре. Это величайший шедевр, сохранившийся до наших дней и отличающийся изяществом и грациозностью линий. Можно бесконечно долго восхищаться мастерством строителей, создавших этот архитектурный памятник.

Интерьер костела Св. Анны

Интерьер костела Св. Анны

Внутри костел Святой Анны имеет достаточно обычный для католических храмов интерьер, и конечно не столь впечатляет как фасад. В северной части костела есть галерея, которая ведет в костел Святых Франциска и Бернардина.

Наряду с башней Гедемина, костел  Святой Анны является лидером по изображениям на сувенирной продукции. Этот тот памятник архитектуры города, который обязательно следует посетить любому туристу. Ни в тяжелые дни войны, ни во времена советской оккупации, костел не переставал функционировать. И сегодня его двери всегда открыты для посетителей ежедневно кроме понедельника.

Костел Святой Анны расположен в Старом городе на улице Майронё (Maironio g. 8).

Удачного путешествия!

Похожие статьи:

Оцените статью, пожалуйста: Загрузка...

yavashgid.ru

Кафедральный собор, костел Святой Анны и монастырь бернардинцев |

Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)

Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава

Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава.(Švento Stanislovo ir Švento Vladislovo arkikatedra bazilika).Литва. Вильнюсский уезд (Vilniaus apskritis).Вильнюс. Старый город. Кафедральная площадь (Katedros aikste).

У подножья горы Гядимино стоит Вильнюсский римско-католический кафедральный собор святого Станислава и Святого Владислава — духовный и политический центр Литвы. Ему присвоен почётный статус «малой базилики».

Современное здание выполнено в стиле классицизма, после перестройки в 1777-1801годах по проекту Лауринаса Стуоки-Гуцявичюса.Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)

Предполагается, что в языческие времена здесь стоял жертвенник, горел вечный огонь или даже было святилище Пяркунаса. Первый Кафедральный собор, приняв христианство, в 1251 году построил король Миндовг (Миндаугас, в исторических источниках имя князя встречается в формах — на древно-русском — Мендог, Мендольф, на латыни — Mendogus). С возвращением Миндовга в язычество после 1261 года собор был разрушен, из остатков было вновь сооружено языческое капище.

С крещением Литвы в 1387 году король польский и великий князь литовский Ягайло, прибыв с большой свитой из Кракова в Вильну, разрушил языческий храм и заложил на его остатках христианский храм Святого Станислава в готическом стиле.

В нем торжественно венчались на княжение Великие литовские князья, от Витовта (Витаутаса) до Жигимантаса Аугустаса.

Из-за пожаров (1399, 1419, 1530, 1539, 1542 и позднее), войн и ненадежного грунта Кафедральный собор не раз перестраивался. Поэтому в его архитектурной истории нашли отражение готика, ренессанс и барокко. Самая красивая часть собора — барочная часовня святого Казимира, построенная в 1623-1636 годах по инициативе короля Сигизмунда Вазы. В часовне находятся уникальный амвон XVIII века в форме кубка и посеребренные статуи правителей Великого княжества Литовского и Польши XVIII века. Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)

В подвалах Кафедрального Собора находятся усыпальницы выдающихся людей Великого Княжества Литовского: князей, епископов, вельмож. Великий князь Литовский и Король Польский Александр покоится в королевском мавзолее, устроенном под часовней святого Казимира. Из всех правителей польско–литовского государства, только он похоронен в Вильнюсе. Здесь покоится могущественный литовский князь Витутас Великий, внук Гедимина, с женой Анной. В подземельях храма покоятся две жены Сигизмунда Августа: королевы Елизавета Габсбургская и Барбора Радвилайте. Вторую в свое время считали красивейшей женщиной в Европе. В стене Кафедрального собора находится урна с сердцем Короля Владислава Вазы.

Сейчас здесь устроен музей, действует экспозиция, отражающая историю строения от языческого святилища до наших дней. 

Во время реставрации здания были обнаружены самый первый, настланный еще во времена короля Миндовга, пол собора, а кроме того, остатки собора 1387 года, жертвенники языческого святилища, а также сделаны другие археологические находки. На стене одной крипты была найдена фреска, датируемая концом XIV в, древнейшая известная фреска в Литве. Колокольня Кафедрального собора высотой 57 метров построена на оборонительной башне Нижнего замка. Ее старейшая четырехугольная подземная часть была сложена на дне старого русла реки еще в XIII в. После реконструкции 1801 года колокольня приобрела современный облик. В начале XIX она была покрыта жестью и увенчана шпилем (8 м) с позолоченным шаром и крестом (5 м).Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)

Башенные часы изготовлены в конце XVII века. Механизм реконструировался в 1803 году. Четыре циферблата (диаметр 2 м) снабжены только часовой стрелкой. Обод циферблатов, цифра и стрелки позолоченные.Колокол, отбивающий часы, отлит в 1673 году. Меньший колокол, отбивающий четверти, отлит в 1758 году.Колокольня ремонтировалась в 1965 году. В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.Во время второй мировой войны и в 1944—1946 годах в соборе проводились богослужения. Позднее советские власти устроили в нём склад. В 1950 году с крыши собора были сняты и уничтожены статуи святых.

После реставрации кафедрального собора в 1956 году(архитекторы В.Габрюнас, Б.Kруминис, Ю.Щейбокас) в нем размещена была Картинная галерея Художественного музея. В галерее по воскресеньям проходили концерты органной музыки. Первый концерт состоялся 19 мая 1963 года в часовне Святого Казимира.

В 1985 году власти позволили еженедельные богослужения в соборе, остававшемся Картинной галереей. 5 февраля 1989 года состоялось освящение возвращенного церкви храма. 4 марта 1989 в собор были торжественно перенесены хранившиеся в костёле Святого Петра и Павла мощи святого Казимира. В октябре 1989 года храм был торжественно открыт для католиков. В 1993 году были восстановлены скульптуры на фасаде собора (скульптор Станисловас Кузма).

Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва) Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)
кафедра Кафедрального собора (Вильнюс) орган Кафедрального собора (Вильнюс)
Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва) Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)
Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава Катрина-Даниела у Кафедрального собора (Вильнюс)

костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

Костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

Римско-католический костел Святой Анны и монастырь бернардинцев.(Šventos Onos baznycia).Литва. Вильнюсский уезд (Vilniaus apskritis).Вильнюс. Старый город. улица Майронё (Maironio) 8 и 10.

Церковь бернардинцев (Церковь святых Франциска и Бернарда) — один из крупнейших готических храмов в Вильнюсе. Она образует единый архитектурный ансамбль со зданием монастыря и с костелом святой Анны.костел Святой Анны и монастырь бернардинцевВ 1469 году монахи-бернардинцы, недавно обосновавшиеся в Вильнюсе, построили деревянную церковь, на месте которой затем было возведено каменное строение. В начале XVI века церковь была перестроена. Изначально церковь являлась частью оборонительной стены, когда-то окружавшей город, чем и объясняется относительная скромность внешнего оформления собора. Под крышей на северном фасаде до сих пор сохранились амбразуры. В результате многочисленных реконструкций в XVI — XVII веков церковь приобрела элементы архитектуры Возрождения. Барочное оформление алтаря, хоров и надгробных плит смягчает строгость готических линий. Во время советской власти церковь была закрыта, а затем передана Институту Искусств. В 1994 году церковь была возвращена францисканским монахам.

Роскошное внутреннее убранство церкви бернардинцев поражает своей красотой. Четырнадцать алтарей (три каменных и одиннадцать деревянных) украшают деревянные фигуры. В церкви хранится старейшее в Литве распятие, датируемое XIV веком. Украшающие стены нефов фрески XVI века поистине уникальны: по композиции и манере подачи материала их относят к эпохе Возрождения, но с точки зрения стиля они ближе к готике. Церковь славится собранием красивейших надгробий. костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

Здание монастыря бернардинцев, располагающееся рядом с церковью, — самое старое в ансамбле. С момента своего основания в XV веке монастырь сразу же стал одним из культурных центров страны. Монахи-бернардинцы собрали богатейшую библиотеку, в которой хранятся уникальные рукописи и книги. В 1864 году монастырь был закрыт, а в здании разместились солдатские бараки. С 1919 года здание принадлежит Институту Искусств, позже переименованному в Академию Искусств.

Римско-католический костел Святой Анны.

Первые сведения о деревянном костеле Святой Анны датируются 1394 годом. Полагают, что каменный костел был построен в 1495—1500 годах и освящён 22 мая 1501 года. Когда в 1502 году рухнул расположенный поблизости костел бернардинцев, монахи проводили богослужения в костёле Святой Анны, но он оставался при этом приходским. Меценатом костела был великий князь литовский Александр (1460—1506).костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

После пожара 1564 года храм пришел в запустение. Николай Радзивилл его восстановил и заново освятил только в 1581 году; тогда здание приобрело вид, сохранившийся в основном до наших дней. В XVII веке рухнули своды здания. При ремонте переделкам подвергся главным образом интерьер: были оштукатурены стены, установлены три новых барочных алтаря.костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

После пожара 1761 года закоптелые внутренние стены были заштукатурены, а внешние — покрашены в красный цвет. Деревянные кровельные перекрытия были заменены каменными сводами. Наружный облик храма сохранялся при более поздних ремонтах после восстания 1794 года, войны 1812 года, реставрациях в 1871, 1902—1909 и 1971 годов.

По распространенной легенде, в 1812 году Наполеон восхищался изяществом костела и жалел о том, что не может его перенести в Париж. При этом храм использовался французской кавалерией; французы сожгли всю его деревянную утварь.

В 1848—1859 годах храм реставрировался. На внешнем покрытии храма была создана имитация красного кирпича. В мае 1867 года от пожара особенно пострадали крыша, окна и двери. При прокладке улицы в 1872 году была снесена заложенная на средства супругов Милкевичей в 1746 году прежняя колокольня, перестроенная в 1802 году Михалом Шульцем. Рядом была построена новая, имитирующая готику колокольня по проекту архитектора Н. М. Чагина, сохранившаяся до наших дней.

В 1902—1909 годах из-за угрозы обрушения костел вновь реставрировался. Варшавский реставратор Й. П. Дзенконский укрепил основания, дренировал и осушил территорию, стены укрепил металлическими конструкциями, заново перестроил своды, восстановил раскрошившийся кирпич, счистил внешний слой штукатурки. На этот раз была использована красная глина. После второй мировой войны костел не был закрыт.костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

Ремонт храма был проведён в 1969—1972 годах под руководством литовских архитекторов Й. Барткунаса и Н. Киткаускаса. Были отреставрированы костельные башни, к тому времени сильно разрушенные. В апреле 2008 года обзор части храма был закрыт оградительными лесами для безопасности прохожих и туристов, так как из-за вибрации, вызываемой транспортным потоком по улице Майронё, образовались трещины в стене здания и начали выпадать кирпичи.

В архитектурном отношении костел Святой Анны представляет собой произведение позднего готического стиля. Здание небольших размеров, удлиненной прямоугольной формы, длиной 22 метров и шириной 10 метров. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.

Самым ценным элементом костела считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре».

Интерьер костела не представляет особого интереса. Его пространство состоит из одного нефа высотой 12,7 метра, отделённого от пресбитерия высокой острой готической аркой. В плане длина нефа 19 метра, ширина 8,7 метра, высота составляет 12,7 метров; своды украшают нервюры, плоские стены оживляют контрфорсы. В северной части здания находятся ризница и галерея, возведённые в 1613 году. Они соединяют костёлы Святой Анны и бернардинцев.

Справа находится неоготическая колокольня, построенная в 1873 году( по другим сведениям в 1874 году) по проекту архитектора Н. М. Чагина. За колокольней находится двухэтажная барочная часовня «Ступеней Христовых» (1617 год; отстроена в 1820 году), в плане четырёхугольная, относящаяся уже к ансамблю костела и монастыря бернардинцев. Около 1752 года она была расширена; были достроены одна внутренняя лестница, сени, интерьер был украшен росписью в стиле барокко.

travelkap.ru

Костёл Святой Анны (Вильнюс) — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Костёл Святой Анны

Главный фасад Основатель: Александр Ягеллон Дата освящения: 22 мая 1501 Деноминация: Римская католическая церковь Обряд (-ы): Латинский Статус: Действующий

Архитектура:

Архитектор: Николай Энкингер или Бенедикт Рейт Стиль: Кирпичная готика Дата возведения: 1495- 1500 Дата перестройки: 1581, 1613, 1747, 1812, 1902- 1909

Администрация:

Провинция: Литва Епархия: Вильнюсская Деканат: Вильнюсский

Адрес:

Страна: Литва Город: Вильнюс Адрес: ул. Майронё, 8 Координаты: 54°40′59.45″N 25°17′35.8″E / 54.6831806°N 25.293278°E / 54.6831806; 25.293278[[Географические координаты::54°40′59,45″N 25°17′35,8″E / 54,6831806°N 25,293278°E / 54,6831806; 25,293278| ]]

Костёл Святой Анны в Вильнюсе (лит. Šventos Onos bažnyčia, польск. kościół Świętej Anny, белор. Касьцёл Сьвятой Ганны) — неприходской римско-католический костёл, выдающийся памятник готической архитектуры, одна из самых известных достопримечательностей Вильнюса. Располагается в Старом городе на улице Майронё (Maironio g. 8, в советское время улица Тесос). Костёл открыт в мае — сентябре ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00 часов, в октябре — апреле храм открывается за полчаса до мессы. Службы на литовском языке по понедельникам — субботам 17.30, по воскресеньям и праздничным дням в 9.00 и 11.00.

Первые сведения о деревянном костёле Святой Анны датируются 1394 годом. Полагают, что каменный костёл был построен в 1495—1500 годах и освящён 22 мая 1501 года. Когда в 1502 году рухнул расположенный поблизости костёл бернардинцев, монахи проводили богослужения в костёле Святой Анны, но он оставался при этом приходским. Меценатом костёла был великий князь литовский Александр (1460—1506).

Имя создателя костёла доподлинно неизвестно. Существует предположение, что им был архитектор Николай Энкингер из Данцига, восстановивший в 1501—1507 г. ансамбль костёла и монастыря бернардинцев. Искусствовед Кристина Маковска оспаривает это предположение на том основании, что конструкции костёлов бернардинцев и Святой Анны слишком отличаются, чтобы быть созданиями одного и того же зодчего.

Кованые двери костёла

По гипотезе К. Маковской, костёл скорее всего построил архитектор Владислава Ягеллона Бенедикт Рейт, автор пражского Кафедрального собора и краковского Вавеля. Сохранились свидетельства о том, что Бенедикт Рейт был послан Владиславом в Вильну вместе с мастером Иаковом, имя которого написано на кирпичах костёла Святой Анны. Архитектор скончался между 1531 и 1534 годом. По заказу Владислава был написан его портрет, который ныне хранится в пражском Кафедральном соборе.

После пожара 1564 года храм пришёл в запустение. Николай Радзивилл его восстановил и заново освятил только в 1581 году; тогда здание приобрело вид, сохранившийся в основном до наших дней. В XVII веке рухнули своды здания. При ремонте переделкам подвергся главным образом интерьер: были оштукатурены стены, установлены три новых барочных алтаря.

После пожара 1761 года закоптелые внутренние стены были заштукатурены, а внешние — покрашены в красный цвет. Деревянные кровельные перекрытия были заменены каменными сводами. Наружный облик храма сохранялся при более поздних ремонтах после восстания 1794 года, войны 1812 года, реставрациях в 1871, 1902—1909 и 1971 годов.

Псевдоготическая колокольня

По широко распространённой легенде, в 1812 году Наполеон восхищался изяществом костёла и жалел о том, что не может его перенести в Париж. При этом храм использовался французской кавалерией; французы сожгли всю его деревянную утварь.

В 1848—1859 годах храм реставрировался. На внешнем покрытии храма была создана имитация красного кирпича. В мае 1867 года от пожара особенно пострадали крыша, окна и двери. При прокладке улицы в 1872 году была снесена заложенная на средства супругов Милкевичей в 1746 году прежняя колокольня, перестроенная в 1802 году Михалом Шульцем. Рядом была построена новая, имитирующая готику колокольня по проекту архитектора Н. М. Чагина, сохранившаяся до наших дней.

В 1902—1909 годах из-за угрозы обрушения костёл вновь реставрировался. Варшавский реставратор Й. П. Дзенконский укрепил основания, дренировал и осушил территорию, стены укрепил металлическими конструкциями, заново перестроил своды, восстановил раскрошившийся кирпич, счистил внешний слой штукатурки. На этот раз была использована красная глина. После Второй мировой войны костёл не был закрыт.

Ремонт храма был проведён в 1969—1972 годах под руководством литовских архитекторов Й. Барткунаса и Н. Киткаускаса. Были отреставрированы костёльные башни, к тому времени сильно разрушенные. В апреле 2008 года обзор части храма был закрыт оградительными лесами для безопасности прохожих и туристов, так как из-за вибрации, вызываемой транспортным потоком по улице Майронё, образовались трещины в стене здания и начали выпадать кирпичи. [1]

В архитектурном отношении костёл Святой Анны представляет собой произведение позднего готического стиля, широко распространившегося во Франции, Фламандии, Нидерландах в XVI веке. Здание небольших размеров, удлинённой прямоугольной формы, длиной 22 м и шириной 10 м. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.

В стенах пресбитерия с гранёной апсидой они превращаются в изящные декоративные башенки-пинакли, расположенные полукругом у крыши апсиды.

Самым ценным элементом костёла считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре»[2]. Композицию фронтона называют величайшим шедевром архитектуры. Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.

Фрагмент фасада

От цокольной части с тремя арками входа верхняя часть фасада отделена карнизом. Портал контрастирует с декоративной основной частью фасада, у которой нет ни одной плоской поверхности. От карниза поднимаются вертикали прямоугольников центральной части фасада, украшенные верёвочным орнаментом. Высокие узкие окна пересекаются большой выгнутой килевидной аркой, связывающей все элементы. Над ней устремляется ввысь средняя башенка фасада.

Между средней и более массивными боковыми башнями выдаются опирающиеся на верхние рёбра малых прямоугольников треугольники застеклённых эркеров с небольшими башенками и венчающими их пинаклями. Стрельчатые арки башенок повторяют мотив большой арки. Завершается ажурный фасад островерхими восьмигранными башнями, завершающимися столбиками с пинаклями. Острия башен и пинаклей декорированы коваными флюгерами, солнцами, крестами. По мнению искусствоведа Владаса Дремы, в композиции фасада отчётливо читается древний государственный символ Литвы — столпы Гедимина.[3]

В строительстве храма было использован жёлтый фасонный кирпич, тщательно обожжённый, устойчивый к сырости и колебаниям температур, 33 различных форм. После пожара 1761 года закоптелые внешние стены были покрашены в красный цвет.

Интерьер костёла не представляет особого интереса. Его пространство состоит из одного нефа высотой 12,7 м, отделённого от пресбитерия высокой острой готической аркой. В плане длина нефа 19 м, ширина 8,7 м, высота составляет 12,7 м; своды украшают нервюры, плоские стены оживляют контрфорсы. В северной части здания находятся ризница и галерея, возведённые в 1613 году. Они соединяют костёлы Святой Анны и бернардинцев.

Боковой фасад и колокольня

Справа находится неоготическая колокольня, построенная в 1873, по другим сведениям в 1874 году по проекту архитектора Н. М. Чагина. Оценки колокольни как неудачной имитации обычно невысокие. За колокольней находится двухэтажная барочная часовня «Ступеней Христовых» (1617; отстроена в 1820 году), в плане четырёхугольная, относящаяся уже к ансамблю костёла и монастыря бернардинцев. Около 1752 года она была расширена; были достроены одна внутренняя лестница, сени, интерьер был украшен росписью в стиле барокко.

  • Wilno. Przewodnik krajoznawczy Juliusza Kłosa, Prof. Uniwersytetu St. Batorego. Wydanie trzecie poprawione po zgonie autora. Wilno, 1937. S. 133—134.(польск.)
  • А. Медонис. Туристу о Вильнюсе. Перевод с литовского языка. Вильнюс: Минтис, 1965. С. 68—69.
  • А. Папшис. Вильнюс. Вильнюс: Минтис, 1977. С. 36—38.
  • Памятники искусства Советского Союза. Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония. Справочник-путеводитель. Москва: Искусство. 1986. ISBN 5-210-00094-X. С. 398.

traditio.wiki

Костёл Святой Анны (Краков) — Википедия с видео // WIKI 2

 Памятник культуры (регистрационный номер A-2 от  10 января 1973 года[1])

Фасад костёла

Интерьер костёла

Клирос и орган

Костёл Святой Анны (Краков) — памятник архитектуры, римско-католическая коллегиальная церковь, находящаяся в Кракове на улице Святой Анны, 13. Является академическим храмом Ягеллонского университета. Расположен рядом с Коллегиум Медикум и Коллегиум Майус.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5

    Просмотров:

    552

    323

    512

    343

    330

  • Костел Святой Анны в Вильнюсе

  • Церковь Святой Анны

  • #300 Краков: Костёл Святых Петра и Павла. Вода и люди

  • Польша Краков

  • Польский Костел

Содержание

История

Первый деревянный костёл был возведён в XIV веке до 1363 года. Впервые упоминается в письме Казимира Великого Папе Римскому Урбану V с просьбой о индульгенции. Первый храм сгорел в 1407 году, после чего на этом месте была построена кирпичная церковь в готическом стиле. Учредителем храма был король Владислав II Ягелло, и по его инициативе он был отдан в 1418 году под присмотр Краковской Академии. В 1428 году во время служения приходского священника Яна из Велюня (польск. Jan z Wielunia) был расширен пресвитерий.

В 1473 году в церкви был похоронен профессор Краковской Академии Ян из Кент. В 1535 году епископ Пётр Томицкий объявил костёл коллегиатой и учредил при нём коллегиальный капитул. В 1539 тело Яна из Кент было перенесёно в новый гроб, а в 1549 году на средства ректора Академии Краковской Якуба Фределя (польск. Jakub Fredel) было поставлено новое ренессансное надгробие. В 1680 году Ян из Кент был канонизирован папой Иннокентием XI. Так как культ святого распространялся, профессора Академии приняли решение снести храм и построить новый, большей вместительности, который смог бы принимать всех паломников, посещавших могилу Яна из Кент.

Второй храм был разобран в 1689 году за счёт Краковской академии. В том же году был заложен краеугольный камень нового храма. Первоначальный проект костёла, предложеный архитектором Тильманом из Гамерен, ссылался на план римской церкви Сан-Карло-аи-Катинари, которая представляла собой образец для архитекторов университетского храма парижской Сорбоны. Однако профессора Краковской академии отвергли проект и предложили Тильману в качестве образца храм Сант-Андреа-делла-Валле, принадлежавший ордену театинцов — конкурентов иезуитов. Краковские учёные хотели зданием костёла затмить краковский Костёл Святых Петра и Павла, находившийся тогда в управлении иезуитов. Новый проект, разработанный Тильманом, получил одобрение и начались строительные работы. С 1692 года строительством заведовал священник Себастьян Пискорский<span title="Статья «Пискорский, Себастьян» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl — приходский священник и одновременно профессор Краковской Академии. В 1703 году костёл был освящён епископом Казимиром Лубенским<span title="Статья «Лубенский, Казимир» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl. В конце 18 века башни храма получили новые шпили в стиле позднего барокко по проекту священника Себастьяна Сераковского<span title="Статья «Сераковский, Себастьян» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl, схожие по форме со шпилями часовой башни на Вавеле.

Фасад

Фасад двухъярусный с двумя боковыми башнями, увенчанными шпилями в стиле позднего барокко. По форме схож с фасадом церкви Сант-Анастазия в Риме. Второй ярус увенчан трёхугольным фронтоном, в котором помещён барельеф, представляющий Всевидящее око. Над главным порталом имеется надпись на латыни — обращение к св. Анне, покровительнице храма. Поверх окна второго яруса находится барельеф, изображающий Мадонну с ребёнком. Над боковыми входами барельефы ангелов. В нишах фасада помещены 4 фигуры святых:

Целостность композиции фасада спроектирована так, чтобы тот хорошо смотрелся в косой перспективе из узкой улицы Св. Анны, так как во время стройки костёла Краковские Плянты ещё не существовали, а вид оттуда был перекрыт городской стеной.

Интерьер

Сооружение однонефное с боковыми капеллами и трансептом и с прямо замкнутым пресвитерием. Неф имеет цилиндрический свод слюнетами, а над перекрёстком нефа и трансепта возвышается восьмиугольный купол с барабаном. Капеллы соединены переходами, благодаря чему напоминают боковые нефы, поэтому и костёл часто путают с трёхнефным. Капелл 6, в том числе 2 свинчивающиеся куполами.

Капеллы посвящены:

Дополнительные капеллы оформлены в трансепте:

  • Капелла Адорации Христа снятого с креста (в северо-западной ветви трансепта)
  • Капелла св. Яна из Кент (в южно-восточной ветви трансепта).

Пышное убранство интерьера (включая главный алтарь) спроектировано и выполнено Бальтазаром Фонтана. Роспись храма выполнил Кароль Данкварт<span title="Статья «Данкварт, Кароль» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl, а также Кароль и Иннокентий Монти. Костёл считается красивейшим сооружением в Польше в стиле барокко.

Пресвитерий

Главный алтарь спроектировал Бальтазар Фонтана и выполнил Ян Лишковиц (польск. Jan Liszkowic). В нём находится изображение Анны-сам-третьей, кисти Ежего Семигиновского-Элеутера. Фигуры святых по сторонам (Святой Станислав и Святой Войцех) сваяны Фонтаной в 1701 году. Скамьи<span title="Статья «Скамьи» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl выполнил в 1730 году Ян Олбросович (польск. Jan Olbrosowicz). На их спинках в 1741 году Шимон Чехович написал 4 сцены:

Кафедру с поддерживающим её ангелом изваял в 1727 году Антоний Фронцкевич<span title="Статья «Фронцкевич, Антоний» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl.

Купель отлита в 1646 году Якубом Эрлихером. Это единственный сохраненный элемент оборудования прежнего костёла.

На передней стене находится Благовещение, а на своде в 3 очередных пролётах Святой Дух (в стукко), Непорочная<span title="Статья «Immaculata» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl (написана), Рождество Христово (в стукко).

На боковых стенах пресвитерия напротив друг друга изображены в технике гризайль Мария и Иисус. Они подписаны цитатами из Библии:

Мария: Domus Dei = Дом БожийИисус: Caput Anguli = Краеугольный камень.

Неф

В нефе мотив из пресвитерия имеет продолжение в технике гризайль, изображения двенадцати апостолов подписаны не своими именами, а названиями драгоценных камней:

Названия камней приписаны апостолам согласно 12 столпам Небесного Иерусалима, описанного в Откровении Иоанна Богослова. Апостолы помещены на колоннах, которые символизируют колонны Церкви.

На стенах нефа над арканами, ведущими в капеллы, изображены Сивиллы в виде языческих пророчиц, предвидевших пришествие Христа. Над Сивиллами стукковвые путта, держащие свитки с именами членов Христова рода. Над ними находятся покрашенные в золотистый цвет фигуры ангелов, которые держат щиты с атрибутами Марии.

На своде изображен Апокалиптический Агнец, 24 старцев, серафимы а также книга с семью печатями. На клиросе находится представительный 26 тоновый орган начала XVIII века, построенный на средства священника Гжегожа Охабовича (польск. Grzegorz Ochabowicz), над клиросом изображено откровение Иоанна Богослова. На парусах аллегории кардинальных добродетелей, а на куполе находится изображение Славы Божией, а также названия первых четырёх вселенских соборов.

Трансепт

В правой, то есть южно-восточной ветви трансепта находится рака св. Яна из Кент, выполненная в виде монументального каменного алтаря по проекту Бальтазара Фонтаны. Гроб с останками святого тащат 4 фигуры мужчин, выкованные в камне, и символизирующие 4 факультета Краковской Академии:

  • Теологический,
  • Философический,
  • Юридический,
  • Медицинский.

На 4 колоннах, расставленных вокруг алтаря, стоят фигуры 4 святых Янов:

На гробе стоит бюст Яна из Кент работы Франтишека Выспаньски XIX века .

Полихромия на стенах, изображающая сцены из жизни св. Яна из Кент, выполнена Иннокентием Монти, а Прославление св. Яна из Кент написано Каролем Данквартом<span title="Статья «Данкварт, Кароль» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl.

По сторонам раки помещены вотивные предметы, между которыми имеются и турецкие бунчуки, завоеванные войсками Яна III Собеского в битве при Вене.

В левой ветви трансепта находится открытый в 1823 году классицистический памятник Николаю Копернику, установленный на средства священника Себастьяна Сераковского, являющегося и автором проекта. Это первый в Польше памятник Копернику. Здесь же находится стукковая пьета работы Бальтазара Фонтаны и картины Спас в силах, Arma Christi, Жертвоприношение Авраамом Исаака и Медного змея, Обретение Животворящего Креста св. Еленой и Воздвижение Животворящего Креста императором Ираклием. На стене помещена эпитафия Юлиушу Словацкому, выполнена Эдвардом Стэхликом<span title="Статья «Стэхлик, Эдвард» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl и Владыславом Олещинским<span title="Статья «Олещинский, Владыслав» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl (медальон) по заказу его матери<span title="Статья «Словаская, Саломея» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl. В трансепте похоронены Слуги Божие Ежи Цесельский<span title="Статья «Цесельский, Ежи» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl (в южно-восточной ветви трансепта) и епископ Ян Петрашко<span title="Статья «Петрашко, Ян» в русском разделе отсутствует">ru</span>pl (в северо-западной ветви).

Примечания

Литература

  1. Michał Rożek, Przewodnik po zabytkach Krakowa, WAM, Kraków 2012
  2. Stanisław Bargieła, Kolegiata św. Anny w Krakowie. Interaktywny przewodnik 3D (CD) STB Studio, Kraków 2007
  3. Wiesław Heflik, Lucyna Natkaniec-Nowak, Anna Świgoń Kamienna symbolika religijna w kościołach barokowych na przykładzie Kolegiaty pw. św. Anny w Krakowie

Ссылки

В последний раз эта страница редактировалась 24 октября 2017, в 10:00.

wiki2.org