Литовские таможенники отмечают профессиональный праздник. Литовская таможня


Литовская таможня: против нас в Калининграде создана «армия троллей»

Вильнюс, 7 августа 2018, 11:21 — REGNUM  Литовская таможня на своей официальной страничке в социальной сети Facebook объявила, что обнаружила с десяток профилей в этой социальной сети лиц, которые представляются сотрудниками литовской службы, но на самом деле якобы являются «троллями» и якобы проживают в Калининградской области, а их цель — принизить, оскорбить и очернять Литву, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 7 августа.

Согласно заявлению литовских таможенников, такие лица якобы негативно высказываются о процессах в Литве, под видом граждан Литвы и сотрудников таможни демонстрируют свою нелояльность государству, всячески компрометируют страну. В доказательство утверждений литовская служба приводит ряд скриншотов высказываний и профилей таких лиц.

«Человек представляется начальником смены, а сам живёт в Калининградской области, так он указывает в информации, хотя пишет, что работает в криминальной службе литовской таможни. Сразу видно, что это так называемый тролль», — рассказал литовскому телеканалу TV3 сотрудник литовской таможни Гедиминас Куликаускас.

Комментируя ситуацию литовским СМИ, старший аналитик Вильнюсского института политического анализа Марюс Лауринавичюс заявил, что это «несомненно» очередной этап «информационной войны России против Литвы».

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в 2016 году электронная система Сейма Литвы была взломана, а литовские чиновники возложили ответственность за это на Россию, хотя эксперты не привели никаких доказательств. Тогда через интернет-платформу литовского парламента должен был транслироваться Конгресс крымских татар, но трансляцию нарушили. Вместе с порталом парламента Литвы из строя было выведено большинство порталов министерств в интернете. Всё это было в этот же день названо актом агрессии России против Литвы, однако в конце мая 2017 года выяснилось, что за атаками стояли три подростка: два гражданина Дании и один гражданин Литвы. Тем временем на модернизацию электронной системы парламента Литвы, в том числе и самого портала сейма Литвы, в 2015 году, накануне атаки, потратили 5,5 млн евро.

regnum.ru

Литовская таможня: история создания — Kurier.lt

Минуло 25 лет, как в Литве был воссоздан один из главных атрибутов государственности – таможня. О том, как создавалась таможня, о тех ставших уже историей днях своими воспоминаниями с читателями нашей газеты поделился первый руководитель Литовской таможни, доктор экономических наук Валерийонас Валицкас.

Первый руководитель Литовской таможни, доктор экономических наук Валерийонас Валицкас: Восстановление таможенной системы происходило в экстремальных, «революционных» условиях.

Назначение

На должность первого руководителя Таможенного департамента Литвы, который учрежден при правительстве Литовской Республики, Валерийонас Валицкас был назначен 27 сентября 1990 года. Первое правительство в независимой Литве возглавила Казимера Прунскене. Назначению руководителя главного таможенника государства предшествовали длительные отбор кандидатур, обсуждение и  назначение.

В то время Валицкасу было 29 лет. Несмотря на возраст, он обладал опытом работы в финансовой, банковской и правовой сфере. После окончания экономического факультета Вильнюсского университета Валерийонас Валицкас был призван на два года срочной службы в Советскую армию и был назначен начальником финансового отдела авиационного инженерно-строительного батальона в городе Нальчик. Причем военное подразделение строительного назначения создавалось с нуля, и ему, как руководителю по финансовым вопросам, пришлось впервые на практике познакомиться с азбучными истинами финансовой и бухгалтерской работы.

После армии – перспективная работа в Нововильняском районном банке Вильнюса. Однако рутинная банковская работа не пришлась по душе, поэтому он принял предложение о работе в Министерстве внутренних дел, в УБХСС (Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности), где курировал вопросы, связанные с работой таможни, банков, различных министерств, а также активно в то время создававшихся  кооперативов. Таков был послужной список  молодого финансиста, которому Литовское правительство доверило воссоздание таможенной системы.

— На волне патриотического движения, желая быть полезным в становлении независимого  государства, стремясь провести позитивные перемены в своей жизни и участвовать в процессе изменения государства, с энтузиазмом  взялся за работу, — говорит Валерийонас Валицкас.  — Я хотел самореализоваться и считал, что обладаю достаточным потенциалом для такой работы. Хотя сейчас, спустя четверть века, и имея жизненный, профессиональный опыт, понимаю, что был наивным, во мне возобладал юношеский максимализм, который во многом и помог воссоздавать  важную государственную структуру. Кстати, мой бывший руководитель Управления, в котором я работал, сказал, провожая меня на новую должность: «Рад за тебя, за твои возможности, но тебе не завидую…» В то время я не совсем осознал его мысль. Только спустя годы понял, о чем он мне говорил (но об этом уже в другой публикации).

Первые шаги Литовской таможни

— Создание Литовской таможни начиналось с небольшого помещения на проспекте Гядимино в Вильнюсе, в том самом здании, где и теперь находится Таможенный департамент Литвы. Смело можно сказать, что восстановление таможенной системы происходило в экстремальных, «революционных» условиях.  Вначале были лишь две небольшие комнаты, несколько столов, стульев и чистый лист бумаги, на котором написал первый план действий – программа минимум и максимум, — вспоминает Валерийонас Валицкас.

Не было ни правового, ни материального, ни финансового обеспечения. Можно сказать, что все начиналось с нуля.  Было понятно, что от того, какими будут наши, и в частности мои, как руководителя, первые шаги, зависит дальнейшее развитие государственной таможенной системы.

Помню, что сразу после назначения на должность, вместе с другом юристом, за одну ночь написали проект временного Закона о таможне, который после поправок в срочном порядке был утвержден 9 октября 1990 года Верховным советом Литвы – Восстановительным Сеймом. Этот закон и был юридической основой создания и деятельности таможни Литовской Республики.

К концу 1990 года действовали первые семь самостоятельных таможен в городах — Вильнюсе, Лаздияй, Варене, Зарасай, Шальчининкай, Скуодасе, Йонишкисе. Велась подготовительная  работа к открытию новых таможен в других городах, таможенных постов на  государственной границе. Это было неспокойное, наполненное опасностями время во всей Литве, но более всего на границе.

— Особенно, — подчеркивает В. Валицкас, — хочу отдать  дань уважения и благодарности первым работникам Таможенного департамента: Юозасу Сарапинасу, Юрате и Кястутису Шапранаускасам, Дайве Жаромскене, Гене Вирбукене, Веронике Шальнене, Витасу Савицкасу и другим. Они были первые, которые выполняли необходимую работу по становлению Литовской таможни. Думаю, что их заслуги перед государством и таможней не оценены в полной мере.

Для меня своеобразной лакмусовой бумажкой в оценке человека стал путч в Москве,  отношение конкретного человека к тем событиям. В то непростое время я бы даже разделил людей на три категории: тех, кто активно помогал в борьбе за независимость, тех, кто отрицал государственность, и тех, кто занял выжидательную позицию. До московского путча активно желающих работать в воссозданной таможенной системе Литовского государства практически не было или, проще говоря, было недостаточно. Приходилось призывать и агитировать на работу в таможню. Ситуация была парадоксальной: те, кто активно выражал желание работать в таможенной системе, после проведенной проверки  оказались людьми ненадежными и несоответствующими требованиям.  Другие люди не в полной мере понимали суть заново создаваемой государственной институции, потому и не рисковали идти работать в таможню. Некоторая часть людей просто выжидала. Но после путча в Москве претендентов на работу в Таможенном департаменте, в таможнях и на таможенных постах уже стало много.

Кстати, Таможенный департамент Литвы был создан на два-три месяца позже, чем в Латвии, Эстонии.

Вначале, в первом правительстве Казимеры Прунскене, вопросы таможни курировал заместитель премьера Альгирдас Бразаускас. Он вникал в проблемы, помогал в их решении. В правительстве Гядиминаса Вагнорюса вопросами таможни занимался и их курировал  заместитель премьера Зигмас Вайшвила. Хочу отметить, что он особенно много помог и при воссоздании литовской таможенной системы и был сильной позитивной опорой для таможни.

Двоевластие

В 1990-1991 годах в Литве сложилась непростая, двоякая ситуация, это отразилось и на процессе создания и работе Литовской таможни. Тогда  на территории независимого государства практически действовали две таможенные системы – старая советская таможня и вновь воссозданная Литовская таможня. Фактически в то время на границе было двоевластие. Таможенные посты, подчиненные СССР, были в Лаздияй (на границе с Польшей), в Вильнюсском аэропорту, в Клайпедском порту и на межгосударственной почте. В ведении Литовской таможни было семь вновь создающихся таможен и таможенных пунктов. Силы были неравны. Ситуация сложная, поэтому нужно было находить и принимать нестандартные, можно сказать, оригинальные решения.

— Необходимо было все правильно оценить, взвесить и как-то приспособиться к создавшейся ситуации. Действовали  осторожно и нестандартно,  — рассказывает В. Валицкас.

В то время основной нашей задачей было – воссоздание и укрепление самой таможенной системы Литвы, то есть подготовка правовой, материальной, финансовой и другой необходимой базы. Создание и  утверждение таможенной атрибутики – униформы, таможенной эмблемы, других необходимых элементов государственности. Подбор и обучение таможенных работников на первоначальном этапе, а также на будущее. Однако самым важным вопросом было создание самостоятельных 15 таможен и 56 таможенных постов вблизи и на самой государственной границе.

Многие понимали, что нахождение литовских таможенников на государственной границе — это важный политический атрибут в восстановлении государственности. Поэтому нужно было как можно быстрее организовать таможенную работу и контроль на самой границе. Границы были и есть с разными государствами. В то время на  некоторых границах проводился контроль по международным требованиям и правилам, а на некоторых постах контроль осуществлялся по упрощенному варианту. К примеру, на границе с Польшей был оборудован Лаздийский таможенный пункт, который находился перед российским таможенным пунктом. Для того, чтобы попасть на территорию таможни СССР, сначала нужно было пройти контроль Литовской таможни. Это была уникальная ситуация, когда на одной границе двух разных государств сразу действовали и контроль проводили три разные таможенные структуры – таможни Литвы, СССР и Польши. Таким образом, на границе мы  не только обозначили присутствие Литовской таможни, но и наши таможенники могли учиться таможенному делу, как самостоятельно, так и у профессионалов. Первым руководителем Лаздийской таможни был Лаймутис Синкявичюс, уникальный человек. Благодаря его человеческим свойствам, дипломатическим способностям удавалось находить оптимальные решения в самых сложных ситуациях, наладить нормальные отношения с советскими таможенниками.

Смогли установить деловые, дружеские отношения и контакты с белорусскими таможенниками, которые сохранились до сих пор.

В. Валицкас вспоминает, как оборудовались первые таможенные посты, как лично выбирал их месторасположение. Многие выставлялись на дорогах или просто в тех местах, где были наилучшие условия для организации работы таможенного поста, так как других условий и возможностей просто не было.

Много чего еще не хватало. Не было униформы, отличительных знаков. Время было трудное, не хватало средств на оборудование, на элементарные вещи. Таможенники одевались в обычную гражданскую одежду, и лишь надписи на повязках определяли, что они таможенники. Со временем происходило становление и развитие таможни.

На праздновании 25-летия таможни первый таможенник Валерийонас Валицкас передал исполняющему обязанности руководителя Таможенного департамента Рамуте Люпкявичене для таможенного музея уникальный и единственный экземпляр, вариант первого образца изготовленной эмблемы таможни в форме металлического знака. Хотя первый вариант и не был утвержден по причинам, не зависящим от таможни, но определенное сходство, а также  расхождения с ныне утвержденной эмблемой имеются и они очевидны. За основу были взяты символы довоенной Литовской таможни.

— С момента создания таможни неоднократно происходили нападения на таможенные посты на границах Литвы. Первые посты тогда представляли собой лишь вагончики с литовскими флагами и шлагбаумами. Таможенники на постах работали вмести с литовскими пограничниками. Но иногда наши таможенники оставались и одни, пограничников не было, — отмечает В. Валицкас. — Посты находились вдалеке от населенных пунктов, на них стояли безоружные работники таможни. Были моменты, когда, оставаясь одни, таможенники сомневались в своей безопасности и хотели уйти с поста. Особенно трудно и опасно было работать ночью. Они мне звонили и спрашивали, что делать, они остались одни. Я просил их оставаться на пограничных пунктах, не оставлять свой пост. Даже если им и не удавалось осуществлять должного контроля, было важно обозначить присутствие Литовской таможни на границе как атрибута государственности.

Трагедия в Мядининкай

— С начала 1991 года ощущалась почти полугодовая напряженность на пограничных пунктах: таможенникам угрожали, нередко на них совершали нападения, избивали, горели вагончики, уничтожалось имущество, — продолжает Валерийонас. — Буквально сутками я находился на работе. Дважды, трижды  в неделю поступали сообщения о нападении на таможенные пункты. При оценке ситуации было заметно, что во всех этих нападениях прослеживается какое-то общее руководство. Иногда, чтобы как-то отдохнуть, побыть с семьей, детьми, ездил с ними, уже в нерабочее время, на ближайшие пограничные пункты, чтобы посмотреть, как идут дела. В тот июльский вечер я поехал на границу с Белоруссией. Где-то около 23 часов проверил работу таможенного поста Лаворишкес, пообщавшись  с работниками, как всегда, намеревается ехать проверить и пост Мядининкай, но планы изменились. А уже утром сообщили о трагедии на посту Мядининкай.

Выполнив формальные действия, наши сотрудники поехали к родным погибших, чтобы сообщить о трагедии. Я должен был ехать к родным Томаса Шярнаса. Представьте, мне, 30-летнему парню, нужно было выполнить столь горестную миссию. Но, к счастью, по дороге мне позвонили непосредственно в автомобиль и сообщили, что Томас, хотя и серьезно ранен, но жив. Это я и сообщил его матери.

Вспоминая те трагические дни, Валерийонас считает, что это преступление было совершено противниками независимости Литвы от безысходности. Они видели, что, несмотря на провокации, вооруженные конфликты, сложные экономические условия, Литва не уходила с пути создания независимого государства. И это подтверждало наличие Литовской таможни по всему периметру государственной границы.

— В дни августовского путча мы узнали, что, возможно, «недоброжелатели» попытаются захватить помещения департамента, — рассказывает Валерийонас Валицкас. — Было понятно, что под угрозой личные дела сотрудников, которые хранились в департаменте. Предложив своим сотрудникам забрать на временное хранение дома более или менее ценные вещи, сам, загрузив  в машину личные дела, поехал, чтобы спрятать их в гараж к другу Феликсу Беляшу, которому полностью доверял. Но по дороге в Ново-Вильню (где находился гараж) заметил военизированный пост, которого в это время суток не должно было быть. Они попытались меня остановить, но не доехав нескольких метров до поста, я резко развернул машину. Мне удалось избежать столкновения и вывезти документы в надежное место.

Как известно, путч провалился. После чего все начало меняться в позитивную сторону.               26 сентября 1991 года была приостановлена деятельность на территории Литвы таможни СССР. 4 ноября 1991 года был подписан акт о передаче советских таможенных дел в ведение Таможенного департамента Литвы. Начался новый этап деятельности Литовской таможни.

Этапы деятельности таможни

Валерийонас Валицкас определяет три этапа в истории восстановления и деятельности Литовской таможни. Первый – до августовского  путча 1991 года. Второй — когда Литва самостоятельно контролировала все свои границы — с 1991 по 2004 год. Третий — Литовская таможня в составе ЕС.

Судьба сложилась так, что Валицкас дважды стоял у руля Литовской таможни. Первый раз в 1990-1992 годы, о чем мы рассказали. Второй раз, приняв решение об участии в конкурсе на должность руководителя Таможенного департамента, ему пришлось пройти настоящее чистилище, проверку, которая включала даже тестирование на детекторе лжи. Вновь он возглавил таможню в 2000-м и руководил ею до 2003 года. Это был один из самых сложных периодов в деятельности таможни — период подготовки Литвы к вступлению в Евросоюз.

— Многие спрашивают, как без специального образования в таможенной сфере сумел воссоздать и руководить такой сложной системой, как государственная таможня?  Откровенно говоря, интуитивно чувствовал, что нужно сделать для усовершенствования работы таможни – говорит В. Валицкас. — Чтобы государство нормально функционировало, необходимо контролировать движение товаров через границу. Кстати, в 2000-2004 годах 50-60 проц. доходов в бюджет составляли таможенные сборы в различных видах.

Таможня — это не просто проверка вещей граждан, это контроль в широком понятии не только для защиты экономики государства, но защиты общества от негативных внешних процессов. Новые вызовы – беженцы, нелегальное перемещение лиц, перевозка опасных и незаконных товаров — подтверждают важность таможенного института. Таможенники — это люди, работающие на передних рубежах защиты интересов государства. И здесь очень важна роль главного руководителя всей государственной службы таможни. На мой взгляд, руководитель таможни должен быть сильной личностью, стратегически мыслящим человеком, который не боится новых возможностей. Анализируя прошедшие годы, считаю, что в какой-то мере упущено время  в развитии таможенного дела и современная Литовская таможня могла быть более высокого уровня.

Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Мишель Данне, который в значительной мере помог в организации Литовской таможни, отмечал, что есть «два типа руководителей — одни приходят на должность и плывут по течению, другие, возглавив организацию, осуществляют качественный рывок, прорыв, революцию в деятельности организации». Придерживаясь логики Мишеля Данне, Валерийонас Валицкас,  возглавлявший Литовскую таможню в период двух ее стратегических этапов, относится  ко второму типу руководителей.

Галина КУРБАНОВА

www.kurier.lt

Литовская таможня: ситуация на границе стабилизируется

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков

Адрес материала: http://bamap.org/information/smi/23790/ Время распечатки: 02.09.2018 05:36:24 Источник информации: Cargonews.lt

Вот уже второй месяц сотрудники литовской таможни на постах пограничного контроля требуют у водителей грузовых транспортных средств письменно декларировать ввозимое топливо. С вступлением в действие этого требования, на границе значительно увеличились очереди. Въезжающим из Беларуси в Литву водителям грузовых автомобилей в очередях приходится проводить по 2 суток. Перевозчики стали винить таможню в ненадлежащей организации работы в условиях нового порядка.

Перевозчики жалуются на то, что простои на белорусско-литовской границе становятся невыносимыми. По данным ассоциации «Linava», сроки перевозки грузов в Беларусь и Россию стали одинаковыми и длятся до 8 суток. Пробег транспортного средства в месяц, как и доходы, сократился на 30%.

Дарюс Мотуза, менеджер индивидуального предприятия Аудрюса Ластаускаса, говорит, что в настоящее время сложно планировать работу предприятия, потому что никто не может быть уверен, сколько времени автомобиль задержится на границе. «Перевозчикам трудно работать, потому что они не всегда могут точно планировать свое рабочее время. Клиенту тоже не можем ничего пообещать. У нас, например, был постоянный клиент в Минске, мы туда отправлялись каждую неделю. Сейчас один автомобиль не успевает за неделю отвезти груз и вернуться с другим грузом обратно. Успел бы только в том случае, если бы возвращался пустой. Вместо 2 рейсов делаем 1», — говорит он.

Собеседник отмечает, что пропускная способность границы уменьшилась после того, как на таможенных постах было введено требование заполнять декларации. Кроме того, во время кризиса штат сотрудников таможни был сокращен. В данное время грузопоток достиг докризисного уровня, но число сотрудников таможни не увеличилось. «Сейчас у таможенников работы больше, но штат не увеличился. Думаю, что таких проблем могло и не быть, если бы на постах всегда работало больше людей. Раньше пропускная способность была лучше. Кроме того, перед новогодними праздниками потоки были намного больше. В настоящее время бума перевозок ведь нет, машин в пути меньше. Если и дальше работа будет идти в таких темпах, очереди еще возрастут», — говорит Д. Мотуза, представитель индивидуального предприятия Аудрюса Ластаускаса.

Очереди — вот уже второй месяц

Вот уже второй месяц на границе с Беларусью постоянно стоят большие очереди грузовых автомобилей, ожидающих въезда в Литву.

После того, как 14 февраля было введено обязательное письменное декларирование ввозимого топлива, водители грузовых автомобилей начали застревать на границе. Сегодня ситуация улучшилась, но в очередях по-прежнему стоят сотни автомобилей.

Ассоциация «Linava», анализируя обстановку на пунктах пограничного контроля, заметила, что ситуация на дорожных постах в Мядининкай и Лаворишкес стала еще сложнее. Пропускная способность дорожного поста в Мядининкай в марте была лишь 70%, а в Лаворишкес — 60% установленной. Это было очевидно из ежедневной информации о пропускной способности постов, которую на своих сайтах объявляли Таможня Литвы и Служба пограничного контроля Беларуси, размещая информацию об очередях на границе.

В связи с ухудшением ситуации на пунктах пограничного контроля, находящихся на белорусско-литовской границе, в ассоциацию «Linava» поступают запросы и от национальных ассоциаций перевозчиков других стран, и от международного союза автомобильного транспорта IRU.

И все-таки нынешний порядок для перевозчиков в любом случае более приемлем, чем меры, которые широко обсуждались несколько месяцев назад. Тогда перевозчики опасались того, что власти ограничат ввоз топлива для перевозчиков из Литвы и других стран ЕС. Узнав о таких планах Правительства, перевозчики стали сопротивляться этой инициативе. Такое решение могло бы снизить конкурентоспособность литовских перевозчиков в отношении перевозчиков из восточных стран, а также ослабить их позиции на международных рынках. Кроме того, привлекательность Литвы, как транзитной страны, тоже бы уменьшилась.

Ситуация будет улучшаться?

По данным Департамента таможни, до того, как было введено обязательное письменное декларирование топлива, было подсчитано, что таможенные процедуры займут немного больше времени, на границе увеличатся очереди грузовых автомобилей. Но ситуация понемногу стабилизируется, у водителей появляются навыки декларирования ввозимого топлива. От отдельных перевозчиков в таможню поступили жалобы по поводу увеличения очередей на границе, но так бывает почти всегда, когда начинают применяться какие-либо новшества. Винить только лишь усиленный контроль топлива в создавшейся ситуации никак нельзя, потому что Беларусь все еще проводит дезинфекцию прибивающих в страну транспортных средств. На границе с Россией очередей нет.

Как ведутся проверки

Напоминаем, что с 14 февраля этого года водители обязаны заполнить и предъявить таможенному учреждению, находящемуся на въезде в Литву, специальную форму декларации. В нее должны быть внесены показания одометра, указана вместимость топливного бака, вид топлива (кроме газа) и его количество. Декларацию, заверенную таможней (ее 2-ой экземпляр) водители обязаны иметь при себе во время всей поездки, пока в транспортном средстве используется ввезенное в Литву на льготных условиях топливо.

Ввозимое в Литву топливо, находящееся в топливных емкостях транспортного средства, не может быть использовано в другом транспортном средстве за исключением того, в котором оно было ввезено. Его нельзя сливать и хранить на складах. Сливать топливо можно только в исключительных случаях, когда транспортному средству требуется срочный ремонт. О таких случаях нужно немедленно сообщить в ближайшее таможенное учреждение. Топливо нельзя передавать третьим лицам бесплатно или за вознаграждение.

Правильность задекларированного количества топлива таможенники проверяют выборочно, принимая во внимание критерии риска. Если сотрудники таможни обнаруживают, что ввезенное на льготных условиях топливо было использовано незаконно (установлены случаи сливания топлива), то недостающее количество топлива облагается акцизом и НДС.

Результаты проверок

С начала письменного декларирования топлива сотрудники таможни установили почти 750 случаев нарушения правил перевозки топлива. Чаще всего водители предоставляют неверные данные о количестве топлива, или топливо перевозится в нестандартных емкостях. Также были установлены случаи возможного сливания топлива при выезде транспортного средства из страны. Наблюдаются факты, когда некоторые водители, с целью избежания проверки, из Литвы в Беларусь возвращаются через Польшу или Латвию. Однако проверки на литовско-польской и литовско-латвийской границах осуществляют мобильные группы сотрудников таможни. Таможенники выявили несколько случаев, когда при выезде из Литвы топливный бак грузового автомобиля был наполнен не задекларированным дизельным топливом, а водой.

С начала усиленного контроля на ввозимое топливо до 1 апреля на таможенных постах за нарушение правил перевозки топлива собрано 246 тыс. литов платежей.

Департамент таможни утешает, что очереди на границах уменьшаются и ситуация стабилизируется. Но, несмотря на то, что очереди сократились, они все еще остаются очень длинными. Это «бьет по карманам» перевозчиков — месячный пробег транспортно средства и доходы сократились на 30%. Кроме того, перевозчикам сложно планировать рабочее время.

Дизайн и программирование:Abiatec

bamap.org

Литовская таможня: история с продолжением

Литва, находящаяся на перекрестке торговых путей, не один век привлекательна для контрабандистов. Так что Музей литовской таможни недостатком экспонатов не страдает.В музее представлены свидетельства работы как средневековой, так и современной литовской таможни. Экспонатов - документов, фотографий, фильмов и, конечно, вещественных доказательств – более 3 тысяч.

- Таможня у нас возникла со времен Великого княжества Литовского, - рассказал директор вильнюсского Музея таможни Арвидас Пранявичюс. - Появляется государство - появляется таможня. И в тот же момент – контрабанда. Уже в первых исторических документах князьями было оговорено, кто имеет право собирать деньги, сколько себе оставить, сколько вложить в казну. И сразу люди пытались избежать уплаты налогов, обмануть проверяющих.

В древности контрабандным товаром в Литве часто были привозимые соль, ткани, металл и вывозимые кожа, воск, продукция сельского хозяйства. До 1940 года контрабандисты промышляли в основном алкоголем, косметикой и мылом. В советские времена это был вожделенный "западный ширпотреб".

- В советское время в Литву контрабанда доставлялась в основном торговыми и рыболовецкими судами. Особой популярностью пользовались одежда из кримплена и нейлона, джинсы, растворимый кофе, модные пластинки, зонтики, жвачка и журналы для взрослых. Сейчас, если говорить о ширпотребе, головная боль таможенников – это массово ввозимые в Литву поддельные товары, имитирующие продукцию знаменитых фирм. У нас есть витрина с этими "адидасами" и "версаче". Кстати, существуют конкретные указания Евросоюза для наших таможенников, как отличать подделки от оригинала - этими секретами мы делимся и с посетителями музея.

В частности, по словам директора музея, фирменную одежду следует распознавать исключительно по особенностям шва.

Вплоть до начала ХХ века большую часть контрабанды везли на телегах, укрыв ее соломой. Таможенники протыкали подозрительные повозки длинными и острыми металлическими прутами. Если в соломе были не только акцизные товары, но и люди – а тогда многие литовцы пытались попасть на заработки в соседнюю Латвию, где платили на треть больше, – доходило до серьезных увечий.

Поток незаконных товаров заметно увеличился, когда Литва стала частью Российской империи. Для борьбы с преступниками власть даже привезла сюда казаков. Но, как утверждается в музейных документах, соблазнительная контрабанда их "испортила" и казаков с этой службы отозвали.

Есть в музее и экспозиция по так называемой "священной контрабанде" - так называлась католическая литература на литовском языке, которая после восстания 1863-1864 годов, жестоко подавленного, была в Российской империи запрещена. Литовские книги стали тогда печатать в Польше и США, а книгоноши по тайным тропинкам проносили их через границу. Многих ловили и жестоко наказывали, тем не менее, объем контрабанды был таким, что по запрещенным книгам литовские священники тайком обучили множество детей.

Отдельный зал музея посвящен трагедии в Мядининкай, когда в 1991 году на этой литовско-белорусской заставе были зверски убиты пограничники и таможенники независимой Литвы. Чудом выжил тогда лишь один человек, оставшийся инвалидом. Убийцы до сих пор не предстали перед судом.

Нелегальный товар номер один – сигареты из России и Белоруссии. Еще – лекарства, алкоголь, янтарь, наркотики и оружие. И опять же – люди Сейчас в Литве – стране Евросоюза и Шенгенского соглашения – самые важные таможенные центры находятся в крупнейших городах: Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Паневежисе и Шяуляе. Нелегальный товар номер один – сигареты из России и Белоруссии. Еще – лекарства, алкоголь, янтарь, наркотики и оружие. И опять же – люди: через Литву проходит транзит нелегальных иммигрантов в Западную Европу.

В попытках обойти таможню, контрабандисты идут на разнообразные, иногда комичные ухищрения. Как-то зимой на скованном льдом Немане литовские пограничники заметили группу странного вида людей в белом и сани с грузом. Стражам порядка не удалось их задержать – почувствовав опасность, хитрецы неожиданно быстро умчались, скрывшись в тумане. Съемка потом показала, что на людях были белые кимоно и коньки.

www.svoboda.org

25 лет спустя — Kurier.lt

В этом году Литовская таможня празднует юбилей — четверть века со дня воссоздания ее деятельности. Слово «таможня» в Великом княжестве Литовском произошло от  славянского «мытня», «мыто», означающее «чистый», «помытый» либо, иначе интерпретируя, пропуск через границу легального товара, за который уплачены налоги.

Фото: cust.lt

Существующая система таможенного контроля импортируемых товаров представляет собой своеобразное сито на границе, с помощью которого таможенники пытаются отсеять добросовестных участников внешнеэкономической деятельности от нарушителей. Критериев, по которым определяются потенциальные нарушители, достаточно много, более того, они постоянно изменяются.

В чем особенность работы Литовской таможни сегодня? Об этом  в беседе с заместителем Генерального директора Таможенного департамента Литвы – временно исполняющим функции генерального директора Йонасом Мишкинисом.

— Таможня Литвы, как и таможни других европейских стран, входящих  в Таможенный союз, отвечает за выполнение политики международной торговли, — отметил Йонас Мишкинис, — отслеживает исполнение норм, регулирующих международную торговлю с целью обеспечения безопасности как рынка товаров, так и граждан.

Литва  находится на границе, где соединяются два огромных рынка Евросоюза и Таможенного союза Евразийского экономического союза, в которых разная система налогооблажения и, соответственно, разница в ценах. В секторе логистики в Литве создается около 18 проц. добавленной стоимости. Весь поток грузов приходится обслуживать Литовской таможне. Мы находимся под двойным прессом:  с одной стороны, должны тщательно проверить, с другой – обеспечить пропускную способность товаров и людей. От уровня оказываемых нами услуг  в конечном итоге зависит конкурентоспособность предпринимателей. Ведь потоки грузов «выбирают» те страны, где услуги логистики наиболее развиты.

При обслуживании таможня должна гарантировать,  чтобы товары поступали на рынки ЕС  в соответствии с действующими нормами  и правилами. Ведь движение потока  товаров на внутренних границах уже свободное. Таким образом, значительный объем работы возлагается на нашу таможню.

— Какие чаще всего встречаются нарушения?

— Один из основных контрабандных товаров – сигареты. Большая часть контрабанды – транзитная, так как в странах ЕС стоимость табачных изделий еще выше, чем в Литве. Но так как мы контролируем внешние границы ЕС, то наша задача – выявить контрабандные товары. Только в этом году было задержано табачных изделий на 22 млн евро. В общем объеме нелегально поступающих сигарет контрабанда российских сигарет составляет только 5 проц. Основная доля контрабандных сигарет – белорусские. В этом году мы обратили внимание на новую тенденцию – увеличение потока контрабандных сигарет на границе  с Латвией.

Но есть и утешающие моменты. Растет рынок легальных сигарет в Литве —  в этом году примерно на 8 -10 проц. Кроме того, рост потребления легальных сигарет выявило и исследование, проводимое по так называемым «пустым пачкам». Собирают и по определенной методике подсчитывают пачки сигарет с акцизными бандеролями и без них. Такое исследование проводится уже более десяти лет. По его данным, были годы, когда выявлялось даже более 30 проц. контрабандных сигарет, в этом году – 19 проц.

Деньги, полученные от контрабанды, могут вкладываться и в другие нелегальные действия. Увеличиваются потоки наркотиков. За последние два года их количество составило более одной тонны. В этом году изъято 422 кг наркотиков, что по ценам черного рынка составляет около 14 млн евро.

Другая область контрабанды, которая требует особого внимания, — нелегальная торговля топливом. По действующему порядку топливо, которое ввозится на льготных условиях, нельзя продавать или использовать для другого транспортного средства. Существуют изощренные способы по провозу топлива, поэтому таможенники вынуждены более тщательно проверять транспортные средства, что и создает очереди на границах. Но в настоящее время ситуация изменилась. С одной стороны – подешевело топливо, с другой – наши перевозчики переориентировались на западные рынки. Внутренний рынок потребления топлива также положительно отреагировал. Сбор акцизных налогов за топливо увеличился  и даже зафиксировано перевыполнение плана.

Литовская таможня контролирует потоки наличных денежных средств. По действующему порядку при пересечении границы надо декларировать, если вы провозите более 10 тысяч евро. Замечу, что можно провозить любую сумму, только наличные средства свыше 10 тысяч евро подлежат декларации. Потребность в наличных бывают  у тех, кто приезжает покупать автомобили в Литву или рассчитывается за крупные партии товаров наличными. Часто такие нарушения взаимосвязаны с  элементами теневой экономики. В этом году было конфисковано 814 тысяч евро незадекларированных наличных денег.

Кстати, таможня контролирует соблюдение прав интеллектуальной собственности. Мы, к примеру, устанавливаем случаи незаконного использования товарных знаков. В этой связи хотел бы обратить внимание читателей, что если вы заказываете товар по Интернету   и не уверены в правовом использовании товарного знака известной фирмы (допустим, какие-то кроссовки якобы фирмы «Адидас»), то должны знать, что такой товар будет изъят при проверке таможенниками.

— Не является ли контрабанда сигаретами, топливом следствием просчетов  в экономике? Зарплаты  у нас близки к белорусским, а цены – к немецким… А ведь если был бы сбалансирован рынок цен, таможня смогла бы больше внимания уделить другим нарушениям.

— Евросоюз сознательно выбрал повышение акцизного налога на сигареты, что в конечном итоге оказало положительное влияние на борьбу с курением. Впрочем, и у нас в Литве изменилось отношение к курению, ограничено курение в общественных местах, на рабочих местах.

Контрабандой сигарет в крупных размерах занимаются преступные группировки. Преступный мир всегда найдет, чем заняться, на смену контрабанде сигаретами могут прийти наркотики.

Существует так называемая «социальная» контрабанда. Это социальное явление и с ним надо бороться социальными средствами. Надо создавать рабочие места, чтобы люди имели возможность заработка, а не занимались нелегальной деятельностью. Если экономическое положение человека улучшается, то он сам будет стремиться приобретать сигареты, топливо легально, лучшего качества.

Отмечу, что на российской границе существенно изменилась ситуация, сократились потоки курсирующих людей, вероятно, стало невыгодно заниматься таким «заработком».

В борьбе  с контрабандой надо применять широкий спектр мер,  в том числе и  разъяснять, что, к примеру, доходы от продажи табачной продукции поступают в бюджет и, соответственно, идут на нужды пенсионеров, других социально уязвимых групп. Кроме того, сокращение курения позитивно сказывается на здоровье общества.

— По какому принципу работает таможня?

— Таможня – неотделимая часть логистики. 8 таможенных постов открыты на внешних границах. Есть внутренние посты, которые находятся возле логистических центров, есть и мобильные таможенные группы. Кроме того, мы проверяем  деятельность хозяйственных субъектов. Так, недавно в Каунасе проверили бензоколонки нескольких компаний. Кстати, выявлены нарушения у тех, кто якобы говорит о защите рынка, на деле совершая противоправные действия.

Замечу, что международную торговлю с третьими странами регламентируют более 4 тысяч актов, за выполнением которых мы и следим.

Так уж сложилась, что деятельность таможенников общественностью оценивается неоднозначно. Предпринимаются различные меры по предотвращению коррупции среди работников таможни. В рамках нашей структуры работает отдел иммунитета, сотрудничаем с предпринимателями, сообщаем о случаях противоправных действий.

Одно из типичных нарушений. Бывает, что люди якобы забывают деньги в документах. Мы ввели систему фиксации таких случаев. Вложенные деньги расцениваются как попытка взятки должностному лицу, и в таких случаях особенно тщательно проверяем человека, груз. В этом году зафиксирован 341 подобный случай, 31 из них был признан как попытка дачи взятки (то есть при проверке были выявлены нарушения).

— Что предпринимается для того, чтобы ликвидировать возникающие очереди на границах?

— Основная проверка проводится с помощью рентгеновского контроля. В настоящее время Литовская таможня достаточно оснащена оборудованием для проверки. Если мы видим, что на каких-то пунктах постоянно скапливаются очереди, то устанавливается дополнительное оборудование. Планируется расширить инфраструктуру таможенных постов на границе с Беларусью. Но это требует взаимодействия таможен сопредельных государств, а также МИД.

— Как развивается международное сотрудничество в Евросоюзе, со странами СНГ?

— Таможенные налоги поступают в бюджет Евросоюза. С собранных денег,  а это около 200 млн евро в год, для нужд Литовской таможни мы получаем 25% через национальный бюджет. Литовская таможня участвует в работе Европейского таможенного союза, в формировании законодательной базы.

Мы учимся сами и учим других. Более 200 сотрудников таможни участвовали в различных мероприятиях, проводимых по программе «Таможня-2020». Участвуем  в программах обучения других таможен, в частности совместно с Финской таможней по обучению таможни Армении, есть несколько совместных проектов с Украиной, Молдовой.

В каждой стране свои особенности работы таможни. По структуре и стилю работы Литовская таможня схожа с немецкой, финской таможнями.

— Благодарю за беседу.

Галина КУРБАНОВА

 

Литовская таможня информирует

www.kurier.lt

Контора Кука: Литва - таможня

Если вы летите самолетом, то таможенный и пограничный контроль вы будете проходить в аэропорту Вильнюса или Паланги. Московский поезд пересекает границу Литвы на участке между станциями Гудогай (Беларусь) и Кена (Литва). На каждой из них состав стоит около 40 минут. Если вы едете в Литву на автомобиле через Беларусь, то вы будете пересекать границу в пунктах Каменный Лог (Беларусь) и Мядининкай (Литва). При въезде в Литву с территории Калининградской области вы пересечете границу в Кибартае, а при въезде из Польши - в Лаздияе.

В настоящее время пассажир, въезжающий в Литовскую Республику через дорожные/железнодорожные таможенные посты, может ввезти не более:

  • 0,5 л ликёро - водочных изделий, 2 л вина и шампанского (в которых фактическая концентрация алкоголя, выраженная в процентном объёме, не превышает 13% объёма), 0,5 л пива;
  • 100 шт сигарет, или 100 гр табака, или набор этих продуктов, общий вес которых не больше чем 100 гр;
  • 0,5 кг шоколада и других продуктов питания, содержащих какао;
  • 1 кг кофе;
  • 25 грамов драгоценных украшений (исключая личного пользования).

Через воздушные/морские таможенные посты пассажир может ввезти в Литовскую Республику не более:

  • 1 л ликёро - водочных изделий, 2 л вина и шампанского (в которых фактическая концентрация алкоголя, выраженная в процентном объёме, не превышает 13% объёма), 3 л пива;
  • 200 шт сигарет или 250 гр табака или набор этих продуктов, общий вес которых не больше чем 250 гр;
  • 0,5 кг шоколада и других продуктов питания, содержащих какао;
  • 1 кг кофе;
  • 25 грамов драгоценных украшений (исключая личного пользования).

Без таможенной пошлины в Литовскую Республику можно ввезти иностранную валюту и ценные бумаги Литовской Республики. Ввозимая в Литовскую Республику, вывозимая из неё или провозимая через её транзитом наличная сумма денег, превышающая 10 тысяч литов или соответствующая ей сумма в иностранной валюте, а также ценные бумаги должны декларироваться, путем предъявления таможенной декларации пассажира. Запрещается вывозить из Литовской Республики наличными больше чем 500 тысяч литов или соответственно указанную сумму в валюте.

Запрещается вывозить сырьё янтаря, а вывоз янтарных изделий таможней Литвы не ограничен.

Департамент таможни Литвы:

www.kontorakuka.ru

Таможенники отмечают профессиональный праздник

В Литве

16:33 26.01.2017(обновлено 10:39 27.01.2017) Получить короткую ссылку

6820

Литовские таможенники вместе со своими коллегами из Всемирной таможенной организации отмечают профессиональный праздник - Международный день таможни.

ВИЛЬНЮС, 26 янв - Sputnik, Александр Липовец. Свой профессиональный праздник литовские таможенники отметили очередным "уловом".

Накануне, 25 января, на пограничном посту Шальчининкай была задержана очередная крупная партия контрабанды. Из потайного днища грузовика таможенники извлекли 111 ящиков с незадекларированными сигаретами на сумму около 150 тысяч евро.

Сегодня белорусские и российские сигареты — традиционный товар современных контрабандистов. Именно они чаще всего фигурируют в криминальных сводках пограничников и таможенников. Табачные изделия не только едут в Литву в автомобильных тайниках, но и плывут по рекам, соединяющим Литву с соседней Беларусью. 

Для незаконной перевозки табачных изделий контрабандисты идут на различные хитрости: засыпают товар конфетами, везут в карманах и даже в гробу.

Награды для лучших

Отмечая профессионализм литовских таможенников, генеральный директор Таможенного департамента Арунас Адоменас наградит 14 служащих таможни, которые, как сказано в приказе, "активно участвуют в управлении и анализе данных таможни Литвы".

Именно аналитической работе "стражей казны на границе" будет посвящен весь 2017 год. Об этом говорится и в поздравлении литовским таможенникам от секретаря Всемирной таможенной организации (ВТО) Кунио Микурии.

"Четкая работа с информационными данными позволяет обеспечить лучшее управление рисками, помогает легче обнаружить нелегальные товары, проследить и идентифицировать движение подозрительных лиц и финансовых потоков, поощряет обмен информацией и сотрудничество не только таможенных служб разных стран, но также других государственных ведомств, повышает уровень знаний служащих, их профессионализм и является надежной опорой для обеспечения сбора налогов, охраны государственных границ и облегчения условий международной торговли", — говорится в послании Микурии.

ВТО была создана в 1994 году на базе Службы таможенного сотрудничества, которая была основана 26 января 1952 года. Сегодня ВТО объединяет таможни 180 стран.

История таможни Литвы

Литовская таможня присоединилась к ВТО в 1992 году. А в первые дни Независимости на границе Литвы произошла и самая громкая трагедия в истории литовской таможни.

На КПП Медининкай 31 июля 1991 года были расстреляны семь сотрудников таможенной службы — Миндаугас Балавакас, Альгимантас Юозакас, Юозас Янонис, Альгирдас Казлаускас, Станисловас Орлавичюс, Антанас Мустейкис и Ричардас Рабавичюс.

Их имена внесены в списки героев Литвы, погибших за Независимость государства. На въезде в Литву о той трагедии напоминает мемориал, у которого 31 июля проходят памятные мероприятия.

Погибшим таможенникам посвящен зал в музее таможни Литвы, в котором размещены экспонаты, повествующие о ежедневной кропотливой работе литовских таможенников.

ru.sputniknews.lt