Собор Дуомо в Милане: о чем не расскажут стены. Милан дуомо


Миланский собор - время работы и цены, Дуомо снаружи и внутри, крыша Миланского собора

Милан – безумно атмосферный, утонченный и разрозненный, спокойный и громкий, в общем, противоречивый город. Все, кто узнавал о том, что мне предстоит провести тут время, произносили сакральную фразу: «А, ну шопинг, Дуомо, а больше и делать-то нечего….» Но я упрямо отказывалась верить в то, что в мире вообще существуют города , в которых нечего делать. Ну а раз все говорят «Дуомо», то с него, пожалуй, и начнем.

Кафедральный собор Дуомо – главная, самая известная и поразительная достопримечательность Милана. Это четвертый по величине в собор в Европе, немыслимых размеров храм из белого резного мрамора, возвышающийся на одноименной площади, заполненной голубями и китайскими туристами. Челюсть сама невольно отваливается на пол (а точнее на великолепную брусчатку) при виде этого архитектурного чуда.

Как добраться

Добираться до Дуомо удобнее всего на метро – по желтой ветке (М3) или по красной (М1) до станции с логичным названием Duomo. Разовый проезд в метро стоит 1.5 евро, проездной на 10 поездок можно купить за 10 евро или приобрести суточную карту за 4.5 евро. Перед входом на станцию не забудьте прокомпостировать билет! Билет без отметки является основанием для штрафа в 100 евро. График работы метро в Милане— с 6.30 до 0.30, и, кстати, устроено оно достаточно просто и понятно, разобраться можно в два счета!

Официальный адрес :Duomo di Milano, Piazza del Duomo, Milano, Italy – если вы добираетесь на автомобиле.

Парковка в центре Милана, как и в любом другом мегаполисе, дорогая и проблематичная. Стоимость за час около 1.2 евро, но найти место не так просто. Оплата возможна через паркомат монетками, при помощи специальной карты Sosta Milano или через смс. Но если вы собираетесь гулять по центру Милана весь день, то лучше всего будет оставить автомобиль на одной их перехватывающих парковок Park & Ride.

При выходе из метро сразу оказываешься на людной площади перед кафедральным собором, где заботливые ребята обязательно предложат тебе корм для птиц «фуд фор бёрдс», а потом потребуют за это баснословные 2-3 евро. Мне повезло, я на развод не повелась, хотя наблюдала многочисленных согласившихся.

Время работы и цены

И вот я, не в силах справиться с желанием сделать еще пару тысяч фото, стою перед миланским собором. Надо сказать, что собор – это целый комплекс культурных объектов, включающий в себя непосредственно собор, крипту внутри, церковь, террасы и крышу, музей и зону археологических находок.

В собор можно попасть каждый день с 8 утра до 7 вечера, террасы и крыша ждут гостей с 9 утра.

Стоимость посещения также будет зависеть от выбранного набора опций.

  • минимальная – 2 евро (собор и все, что внутри него),
  • максимум – 15 евро (церковь, собор, террасы на лифте, музей и раскопки).

Подробная и актуальна информация всегда есть на сайте самого собора . Если выбрать английский язык, то все понятно даже тем, кто «ландан ис зэ кэпитал оф грейт британ». Если совсем нет желания заниматься поиском касс, то билеты тут можно купить онлайн.

Экскурсии в собор проходят регулярно на итальянском и английском языках. Стоимость такой экскурсии начинается от 16 евро с человека и далее рассчитывается индивидуально, в зависимости от состава группы, языка, желаемой темы экскурсии и т.д.

Важные рекомендации для тех, кто в Миланском соборе впервые

  • начните осмотр с внутреннего убранства, а только потом, прикупив воды и невероятно вкусного итальянского мороженого, отправляйтесь наверх;
  • кассы с билетами есть с двух сторон собора. Вполне вероятно, что в одной кассе туристы стоят как в голодные годы за колбасой, а в другой кассе вообще нет очереди;
  • если планируете посетить собор, то стоит позаботиться о том, чтобы колени, плечи и живот были закрыты. При входе в собор вас могут попросить привести себя в подобающий вид.

Дуомо снаружи

Фасад миланского Дуомо можно рассматривать бесконечно. Несколько тысяч беломраморных скульптур взирают со шпилей и башенок на великолепный город. Поговаривают, что среди них прячутся не только святые, мученики и философы, но и Муссолини, и древний прототип статуи свободы США. Я честно пыталась разглядеть их, но ничего не вышло. Дуомо – настоящий итальянский долгострой. Заложили его еще в 1386 году, а считать объект законченным можно было только в начале девятнадцатого века, когда уже даже Наполеон не выдержал и распорядился завершить фасад храма. Хотя, если честно, мне показалось, что они и сейчас там что-то доделывают... Итальянцы привлекали к строительству ближайших соседей, так что строили, можно сказать, всей Европой, что не могло не отразиться на облике храма. Собор – вневременная компиляция всех стилей европейской готики. Кстати, одна из легенд гласит, что восьмиугольный купол Джомо – идея самого Леонардо, который тоже принимал участие в проектировании собора.

Дуомо внутри

От рассматривания фасада у меня заболела шея, слишком уже сильно и долго приходится задирать голову. Отличный повод прекратить это и зайти внутрь. Прохлада, пробивающийся сквозь громадные витражи свет, колонны, уходящие в бесконечный потолок, удивительные скульптуры и мрачные полотна – все это детали внутреннего мира собора, в котором теряешься и растворяешься.

Конечно, можно взять аудиогид (стоимость гида от 6 до 9 евро, в зависимости от набора опций) на русском языке и дотошно разбираться в подлинности шпалер и орнаменте пола... Но, на мой взгляд, стоит просто отдаться своему внутреннему чувству прекрасного и бродить по собору, замечая миллиарды деталей. Например, на полу собора можно увидеть металлическую полоску, вдоль которой расположены плитки с изображениями знаков зодиака. Это своего рода солнечные часы, указывающие на созвездие этого периода времени. Ходит слух, систематические ошибки в показаниях этих часов дали понять, что фундамент собора медленно проседает. Главная реликвия храма находится под самым потолком – это гвоздь из распятия Христова. Ежегодно, 14-ого сентября, его являют народу при помощи особого механизма, похожего на механическое облако.

Крыша Миланского собора

Интерьеры поражают, но мысль о том, что впереди еще крыша, не дает мне покоя, а значит, скорее, скорее наверх! Существует 2 варианта подъема: на лифте и пешком. На лифте, соответственно, дороже (от 7 до 13 евро), но быстрее. Наверх ведет достаточно узкая и неживописная винтовая лестница. Но, как мне кажется, подняться по ней можно достаточно спокойно без особого вреда для здоровья и нервной системы. Я так и сделала.

Здесь перед глазами открывается настоящее великолепие, расположившееся на 3-х уровнях существования. Первый, самый нижний – бурлящий жизнью город, с его модными бутиками, повседневной суетой и бесконечными птицами. Настоящий Милан, шумный и очаровательный.

Крыша собора Дуомо – лучшая смотровая площадка в Милане, однозначно. На втором уровне, прямо перед глазами, десятки шпилей, с примостившейся на них мраморной публикой. А на самом верху, на третьем уровне – сияющая позолоченная дева Мария, покровительница города, добродушно взирающая на Милан. В этих мраморных джунглях можно бродить бесконечно, ловя теплый итальянский ветер и любуясь видами.

***

Я поняла, почему в разговорах о Милане все сразу вспоминают Дуомо. Дело совсем не в том, что тут больше нечего смотреть. Просто собор настолько поражает воображение, что все остальное уходит на второй план.

Вывод: Дуомо – must see! И не забудьте про мороженку :)

travelask.ru

Миланский кафедральный собор Дуомо - история, фото, адрес

Самые различные обстоятельства могут привести человека в Милан. Было бы большой потерей не совершить ознакомительную экскурсию по старинному итальянскому городу, наполненному множеством достопримечательностей с богатой историей. Сердце города – это большая Соборная площадь. Она подобна серебряному подносу, на котором сверкают главные жемчужины Милана – кафедральный собор Дуомо, Королевский дворец и галерея Витторио-Эммануэле II.

Кафедральный собор Дуомо в Милане (Duomo di Milano) – это поистине уникальный памятник архитектуры в стиле Пламенеющая готика (Flamboyant).

Собор Дуомо в Милане

Собор Дуомо в Милане

Также он является символом католической веры для жителей города и страны. Собор, поражающий своими размерами и уникальным смешением стилей архитектуры, выполнен полностью из белого мрамора. Монументальная постройка уступает по своим размерам всего трем христианским храмам мира – Собору святого Петра в Риме, Севильскому кафедральному собору и Лондонскому собору святого Павла.

История кафедрального собора Дуомо

Начало строительства Миланского собора пришлось на окончание 14 века. Для того, чтобы заложить фундамент обширнейшей постройки, пришлось убрать руины зимней базилики (Basilica vetus), стоявшей на Соборной площади вплоть до конца 12 века. Многочисленные войны за территорию, а впоследствии и религиозные столкновения принесли большие разрушения в Милан. И городские власти приняли решение придать забвению старые религиозные постройки, чтобы получить место для нового крепкого и красивого собора.

Архиепископ Антонио де Салуззи распорядился заложить первый камень в фундамент собора Дуомо в 1386 году. Однако первоначальный план строительства претерпел ряд изменений, и в средине 15 века была упразднена вторая церковь на Соборной площади.

Ее называли летней базиликой (Basilica di Santa Tecla), и она до последних своих дней служила прихожанам, перебрав на себя функции зимней базилики, разрушенной ранее.

Работы по возведению нового собора начались с тщательного планирования местности. Экономные итальянцы решили использовать материалы из демонтированных построек в предстоящем строительстве. Для отделки собора архиепископ выбрал мрамор нежного бело-розового оттенка, который добывали в карьере Кандолья, что находится в Пьемонте. Группа строительных мастеров из Ломбардии, во главе с архитектором Симоне де Орсениго, взялись за воплощение планов в действительность. В качестве основного архитектурного стиля была избранная поздняя готика, в которой чувствовалась сильное влияние богемской школы.

Джан Галеаццо Висконти 1-ый миланский герцог с 1395 по 1402 год

Джан Галеаццо Висконти 1-ый миланский герцог с 1395 по 1402 годПроцесс строительства нового кафедрального собора нашел живой отклик у жителей города, что взял на заметку глава Милана Джан Галеаццо Висконти (Gian Galeazzo Visconti). К началу 15 века курировать монументальную стройку стала не церковь, а государство. Стремление укрепить итальянскую монархию и повысить статус Милана в религиозной среде, заставил Висконти форсировать возведение постройки. Строительные материалы были освобождены от уплаты налогов, особенно ценные из них были маркированы клеймом AUF, что означало “для строительных целей”.

Трансформация архитектурного стиля

Поскольку общее время, затраченное на возведение кафедрального собора Дуомо, приближается к отметке – 7-ми столетий, то нет ничего удивительного в грандиозном смешении стилей в его оформлении. Базовый план архитектора был рассчитан на трехнефное здание с двумя башенками часовен по бокам. Приемник итальянских мастеров, француз, привнес элементы готики, популярные на его родине. Также было решено отказаться от часовен в пользу расширенной пятинефной базилики.

Найти отель рядом с собором Дуомо

Для того, чтобы верно спроектировать столь колоссальную постройку, на помощь архитекторам был приглашен математик Габриэле Сторналоко. Благодаря его вычислениям стало ясно, что центральный неф собора не должен превышать 45 метров, а боковые нефы будут выстроены по нисходящей линии. Дополнительно возникшие проблемы с доставкой тяжелых мраморных плит и каменных глыб на большую высоту помог решить инженер Жан Миньо.

Усилия градоправителя Милана не пропали даром, уже к средине 15 века практически половина строительных работ была выполнена. Однако политическая нестабильность в стране и проблемы с финансированием, сильно замедлили процесс в последующие 40 лет.  Были выполнены некоторые отделочные работы, установлен и освящен центральный алтарь собора.

Миланский кафедральный собор Дуомо в начале 16 века

Миланский кафедральный собор Дуомо в начале 16 векаНачало 16 века ознаменовалось окончанием работ над куполом, который изнутри был оформлен множеством статуй. Если быть точным, то скульптуры, изображающие католических святых и мучеников, выстроились в четыре ряда, каждый из которых вместил по 15 статуй. Снаружи, стрельчатый шпиль, устремленный в небо, представлял собой образчик ренессансной архитектуры за авторством Джульетто дель Амадео.

К середине 16 века в итальянских землях наступила пора Испанского превалирования, что не могло не отразиться на судьбе миланского собора. Новая власть решила использовать его для церковных нужд, однако значительной финансовой поддержки для окончания строительства не предоставила. Для внутреннего убранства церкви были созданы несколько пилястр, обрамляющих алтарную часть. Также был установлен большой орган, статуя святого Варфоломея, покровителя всех рыбаков, и старинный 5-метровый лоретанский подсвечник.

Новый архиепископ миланский, избранный в конце 16 столетия, решил вмешаться в ход возведения собора. Карлу Борромео не пришлось по вкусу значительное влияние иностранных архитектурных школ. Он упраздняет ряд элементов внутреннего оформления, а во главе строительства ставит итальянского мастера – Пеллегрино Пеллегрини (Pellegrino Pellegrini).

Незаконченный готический собор должен был смягчиться в ренессансном обрамлении. В частности, архитектор замыслил оформить здание снаружи при помощи высоких колонн и ряда статуй.

Несмотря на то, что внутренние и внешние работы в кафедральном соборе Дуомо еще были далеки от завершения, в 1577 году, архиепископ освещает его. До 40-х годов 17-го столетия, наружная отделка здания продолжается в ренессансном стиле. Однако смена ведущего архитектора, ознаменовала возврат к готическому стилю. Таким образом, пять дверей и два центральных окна, получили стрельчатые верхушки, вместо ожидаемых плавных линий эпохи Возрождения.

Формирование внешнего облика собора Дуомо

Миланский собор был посвящен рождеству пресвятой Девы Марии, что архитекторы умело обыграли в процессе наружного украшения здания. Франческо Кроче выполнил расчеты и составил проект для шпиля длиной в 102 метров. Этот шпиль занимает центральное место над куполом собора Дуомо, венчает его – 4-х метровая позолоченная скульптура Девы Марии (La Madonina). Эта святая является покровительницей города.

Коронация Наполеона Бонапарта в кафедральном соборе Милана Дуомо

Коронация Наполеона Бонапарта в кафедральном соборе Милана Дуомо  Сам Наполеон Бонапарт, итальянец по происхождению, избрал кафедральный собор в Милане для предстоящей коронации. Последующие 7 лет, в здании активно велись отделочные работы. Позднеготические элементы с вкраплением неоготики довершили необычный стиль собора. Пышная церемония вступления Наполеона на пост короля Италии состоялась 20 мая 1805 года под ажурными сводами Дуомо. В честь этого памятного события была изготовленная статуя Бонапарта, которая украшает один из шпилей собора.

Миланский кафедральный собор Дуомо - фото в начале XX века

Миланский кафедральный собор Дуомо - фото в начале XX векаС тех пор прошло еще полтора столетия, в ходе которых продолжалась отделка внешних и внутренних поверхностей. И только в 1965 году строительство собора был официально завершено, и он стал функционировать в полную силу. Со средины 16 века и до этого момента церковь была частично открыта для прихожан, в ней совершались обряды только в исключительных случаях. Последние работы по реконструкции собора были осуществлены в 2003-09 гг.

Чем знаменит миланский кафедральный собор?

Великолепный готично-ренессансный памятник в самом сердце Милана обладает рядом поразительных черт. Если обратиться к цифрам, то собор имеет приличную вместимость, порядка 40 тысяч прихожан, что несколько уступает объемам собора святого Павла в Риме. Кафедральный собор Дуомо в Милане с высоты птичьего полета

Кафедральный собор Дуомо в Милане с высоты птичьего полетаЕсли взглянуть на здание с высоты птичьего полета, то станет ясно, что оно напоминает католический крест, у которого вертикаль составляет 158 м, а горизонтальный неф – 92 м. Наивысшая точка собора – шпиль, украшенный статуей Девы Марии, объединенная высота которого – 106 м. Однако первое знакомство с Дуомо начинается отнюдь не с сухой статистики, а с визуального восприятия. И в этом плане, зданию есть чем похвастаться, белоснежная громада собора растет в ширину и высоту по мере приближения к нему. С каждым шагом, человек, очутившийся на Соборной площади, будет открывать для себя новые красоты этой церкви. Пятинефная базилика устремляет в небо острые копья 135 шпилей. Каждый из них затейливо отделан лепниной в стиле поздней готики.

Фасад и шпили кафедрального собора Дуомо в Милане

Фасад и шпили кафедрального собора Дуомо в МиланеФасад здания, его шпили и внутренние помещения, украшены невообразимым числом статуй – 3400. В это число входят изображения исторических личностей, святых, мучеников, пророков и прочих библейских персонажей. Не обошлось и без верных символов средневековья – горгулий и химер. Они, как верные атрибуты готики, угнездились на стенах здания, отгоняя нечисть. Среди наружной отделки здания попадаются весьма любопытные экземпляры, например, изображение Муссолини или же древний прототип статуи Свободы, что ныне стоит в США.

Еще одна изюминка Дуомо – вид бело-розового мрамора при различном освещении. Кому-то нравится собор в лучах рассветного солнца, другие люди предпочитают мягкие отблески заката. Известный же немецкий поэт Гейне утверждал, что нет ничего мистичнее и прекрасней, чем кафедральный миланский собор, освещенный серебряным лунным светом.

Интересные факты и мифы собора Дуомо

Посетителей, ступивших за порог собора Дуомо, ожидает прохлада и приглушенный свет. Множество красочных витражей иллюстрирует библейские сюжеты, отблески синего, красного и желтых стекол причудливо отражаются на полах и стенах церкви. А над центральным алтарем, высоко под куполом, находится большая реликвия – гвоздь, которым был распят Иисус Христос.

Раз в год, 14 сентября, в день Воздвижения Креста Господнего, миланский архиепископ поднимается под потолок, с тем, чтобы снять гвоздь и предъявить его прихожанам.

Под закат 18 столетия в кафедральном соборе был установлены солнечные часы,  меридиан, призванные отмечать наступление полудня. Выглядит это устройство, как металлическая полоса, укрепленная на полу постройки. Она протянулась от входа в собор через всю церковь. На полоске нанесены изображения знаков зодиака и соответствующая разметка. Ровно в полдень, солнечный луч, коснувшийся металлической линейки, покажет на то созвездие, которое характерно для текущего месяца. Помимо своего основного назначения, чудо-меридиан указал на невидимую опасность, угрожающую целостности Дуомо. Систематические ошибки в показаниях прибора, обнаруженные в 20 веке, косвенно указали на проседание фундамента здания.

Интерьер внутри собора Дуомо в Милане

Интерьер внутри собора Дуомо в Милане

Внутри собора можно полюбоваться на искусно украшенные саркофаги известных людей прошлого. Так, тело архиепископа Альберто де Интимьяно хранится в каменной тумбе, выложенной тонкими медными пластинками, образующими орнамент в виде распятья. Также можно увидеть мавзолей Джан Джакомо Медичи, украшенный тремя великолепными статуями, колоннами и мраморными плитами.

Ранее считалось, что автор этого поразительного образца зодчества сам Микеланджело. В 20 веке искусствоведы доподлинно определили, что работы по камню осуществил Леоне Леони, что, впрочем, нисколько не умаляет красоту декора.

Упомянутый мавзолей был одним из последних захоронений внутри кафедрального собора. В конце 16 столетия, был издан указ, запрещающий хранить останки умерших в стенах церкви, во избежание возникновения эпидемий и распространения заболеваний.

Если вам посчастливится побывать в Милане в конце осени, то обязательно загляните в собор Дуомо. В ноябре и декабре каждого года в его стенах выставляются Квадрони святого Карла Борромео – серия из 54 картин, иллюстрирующая жизнь и деяния этой персоны. Целая плеяда знаменитых итальянских мастеров кисти написала полотна специально для миланского кафедрального собора.

Вид с терассы миланского кафедрального собора Дуомо

Вид с терассы миланского кафедрального собора Дуомо

Отдельной достопримечательностью Дуомо можно назвать захватывающий дух вид, открывающийся с террасы, расположенной на крыше здания. Удобно устроенная обзорная площадка позволяет свободно перемещаться по крыше собора. Настоящий подарок для всех посетителей, поскольку лучшего вида на город просто невозможно найти во всем Милане. А, кроме того, посетители смогут рассмотреть вблизи ажурное кружево шпилей, внешнюю отделку собора, точеные силуэты статуй и оценить все великолепие собора, возрастом в 7 веков.

Собор Дуомо в Милане обзорная площадка на крыше

Собор Дуомо в Милане обзорная площадка на крыше

Адрес

Собор Дуомо находится по адресу: Милан, Соборная площадь (Piazza Duomo).

Добираться до этой удивительной достопримечательности удобнее всего на метро. Подойдут первая и третья линии, выход на станции Дуомо.

Найти отель рядом с собором Дуомо

Время работы Дуомо и стоимость билетов

Миланский кафедральный собор Дуомо открыт для посещений ежедневно с 7:00 до 19:00, последняя группа посетителей запускается не позднее 18:45. Посещение самого собора – бесплатное, обязательное условие — соблюдение приличий в одежде и поведении. Посетители также могут осуществлять фотосъемку внутри собора, однако заранее необходимо оформить документы, подтверждающие личность (цена – 2 евро). Все фотоматериалы не должны быть использованы в корыстных целях. В субботу и воскресенье график работы собора – с 8:30 до 18:00. В церковные праздники – особый режим работы. Подъем на террасы в Зимний сезон осуществляется с 9:00 до 19:00, последняя загрузка лифта в 18:10. Открытие зимнего сезона 16 сентября.

Подъем на террасы в Летний сезон:

экскурсия Милан собор Дуомо фотографэкскурсия Милан собор Дуомо фотограф

С понедельника по среду – с 9:00 до 19:00, последний подъем лифта в 18:10. С четверга по воскресенье — с 9:00 до 21:00, последний подъем лифта в 20:10. Начало Летнего сезона – 16 мая. Стоимость посещения террас, с подъемом на лифте -12 евро; прогулка вверх по лестнице обойдется в 7 евро с одного человека. Помимо этого, за отдельную плату можно посетить Сокровищницу собора Дуомо (2 евро), а также Баптистерий святого Джованни алле Фонти (4 евро). Существует возможность покупки комбинированных билетов, по сниженной цене.

Официальный сайт собора Дуомо на английском, актуальные цены билетов и время работы: www.duomomilano.it

Бронирование экскурсий с гидом-фотографом в Милане: www.cheezz.me/ru/fotograf-v-milane/

Достопримечательности, находящиеся рядом с собором Дуомо

Как уже было отмечено выше, на Соборной площади есть и другие интересные строения, помимо кафедрального собора.

Галерея Витторио Эммануэле в Милане

Галерея Витторио Эммануэле в Милане

Если же осуществить пешую прогулку через стеклянный пассаж с множеством бутиков и элитных магазинов для шоппинга, посвященный Витторио-Эммануэле II, то можно вскоре попасть на Via Filodrammatici, 2. По этому адресу находится самый известный оперный театр в мире – Ла Скала, а также музей, расположенный при нем. Хотя внешне здание, театра не идет ни в какое сравнение с ослепительной отделкой Дуомо, интерьеры его также могут преподнести сюрприз. А главная ценность Ла Скала в том действии, что происходит на его сцене.

italy4.me

Миланский собор, Королевский дворец, Галерея Виктора Эммануила II

Площадь Дуомо или Соборная площадь (Piazza del Duomo) - главная, самая посещаемая и самая крупная площадь исторического центра Милана.

Соборная площадь знаменует собой центр города, как в географическом смысле, так и из-за важности с художественной, культурной и социальной точек зрения. Не зря же площадь Дуомо называют сердцем Милана!

Пьяцца дель Дуомо имеет прямоугольную форму, а её общая площадь составляет 17 000 кв.м.

Чем же так знаменита эта площадь? Вокруг площади сконцентрированы самые выдающие и важные достопримечательности не только Милана, но и Италии в целом, а также некоторые из самых престижных коммерческих площадей города.

Так, самыми выдающимися строениями площади являются: Миланский собор, Королевский дворец, Галерея Виктора Эммануила II, дворец Карминати и дворец Аренгарио.

Площадь Дуомо, Милан

Соборная площадь, Милан

Piazza del Duomo

Центр площади украшает памятник первому королю Италии - Виктору Эммануилу II, восседающего на лихом скакуне (Monumento a Vittorio Emanuele II).

Памятник Виктору Эммануилу II, Милан

Миланский Собор

Миланский Кафедральный Собор (Дуомо ди Милано/Duomo di Milano), в честь которого и названа сама площадь, без сомнения, является самым крупным и выдающимся  строением не только площади, но и всего Милана.

Прежде всего, Миланский собор знаменит своей притягивающей взгляд архитектурой в стиле пламенеющей готики (Flamboyant), а также тем, что он является одним из крупнейших кафедральных соборов мира.

Это не просто Собор - это главная достопримечательность и символ Милана, а также один из самых вместительных храмов Европы, его вместительность достигает 4 000 человек.

Миланский Собор

Колоссальные объемы, белый мрамор, огромное количество разнообразных скульптур, тонкие башни, спили, колонны и резьба по всему периметру собора, придают базилике изящество и шарм, так что рассматривать наружную архитектуру собора можно очень долго.

На вершине собора можно видеть золотую статую покровительницы Милана - Мадонны (La Madonnina).

Дуомо ди Милано

Duomo di Milano

Этот беломраморный колос имеет богатую историю. Строительство велось несколько веков - с 1386 по 1813 гг., тогда как последние детали собора были закончены только в 20-м веке, что было знаменовано открытием последних завершенных ворота 6 января 1965 года. Официально эта дата считается частью процесса строительства собора, хотя даже в настоящее время некоторые неучтенные блоки остаются недоделанными статуями. Во время Второй мировой войны Дуомо получил некоторый ущерб, хотя в меньшей степени по сравнению с другими крупными зданиями в окрестностях, такими как театр Ла Скала.

Внутреннее убранство Миланского собора не столько роскошно, но также производит впечатление. Серые высокие колонны, внушительное пространство, капеллы и расписные витражи делают свое дело, заставляя восхититься. Над алтарем находится гвоздь, который, по преданию, использовался для распятия Иисуса Христа.

Собор в Милане

Интерьер Миланского собора

Миланский Собор, Италия

Дуомо ди Милано, Италия

Дуомо, Милан, Италия

Дуомо, Милан

Дуомо в Милане

Собор Дуомо, Милан

Справа от алтаря расположена самая известная и интересная статуя собора - статуя святого Варфоломея Флаеда (1562 г.). По преданию со святого заживо содрали кожу, поэтому в статуи он запечатлен без кожи, а кожа покрывает лишь плечами и часть тела Варфоломея.

Статуя святого Варфоломея, Миланский собор

Королевский дворец в Милане

Королевский дворец (Palazzo Reale di Milano) - на протяжении долгого времени был резиденцией правителей Милана. Сегодня дворец служит в качестве культурного центра и является домом для экспозиций и выставок. Во дворце располагается музей собора (Duomo Museum). Также здесь находится церковь Королевского дворца - Сан-Готтардо в Корте.

Первоначально спроектированный со структурой двух дворов, дворец был частично разрушен в целях освобождения места для Собора Дуомо. Дворец расположен справа от фасада Миланского собора, напротив галереи Витторио Эммануэле II . Фасад здания следует стилю древнего двора, образуя переулок в отношении площади Пьяцца дель Дуомо, известной как Piazzetta Reale (Маленькая королевская площадь).

Королевский дворец в Милане

Дворец пережил большую многовековую историю. Так, здание было сильно повреждено ночью 15 августа 1943 года, когда город поразил британский бомбардир. Хотя бомбы и не попали прямо в здание, однако часть дворца была разрушена огнем, развязанным в соседних строениях.

После войны, в 1947 году, надзор за культурным наследием начал реконструкцию здания. Однако только в начале 21-го века, спустя более пятидесяти лет после разрушения дворца во время войны, Королевский дворец вновь стал играть одну из центральных ролей в общественной и культурной жизни Милана. Несмотря на то, что в настоящее время он находится на третьем этапе восстановления, дворец все еще не восстановил все свое исконное великолепие. Посетители могут полюбоваться залами дворцового музея с маршрутом через четыре сезона истории дворца: эпоху Терезианы и неоклассицизма, эпоху Наполеона, восстановление и объединение Италии.

Музей Дуомо

Музей, посвященный Миланскому собору. Здесь можно видеть оригинальные части собора, такие как: статуи, куски собора и витражей, а также макет собора в миниатюре, картины, иконы и прочие предметы из истории собора.

Музей Дуомо

Музей Дуомо, Милан

Duomo Museum

Duomo Museum, Милан

Музей Дуомо в Милане

Музей Дуомо в Милане, Италия

Музей Королевского дворца, Милан

Музей Королевского дворца в Милане

Музей Королевского дворца в Милане, Италия

Музей Дуомо, Королевский дворец, Милан

Музей Дуомо, Королевский дворец

Церковь Сан-Готтардо-ин-Корте

Из музея Дуомо можно пройти в капеллу Сан-Готтардо-ин-Корте (Chiesa di San Gottardo in Corte), образующую часть маршрута по музею Дуомо. Даты строительства церкви: 1330 - 1336 гг.

Первоначально церковь была посвящена Пресвятой Богородице, но Аззоне, у которого была подагра, позже изменил название церкви и с тех пор капелла посвящена святому Готтарду Хильдесхайму, покровителю всех тех, у кого была подагра.

Церковь Сан-Готтардо-ин-Корте

Церковь Сан-Готтардо-ин-Корте, Милан

Chiesa di San Gottardo in Corte

Во дворе церкви можно видеть скульптуру «Парадокс» (paradosso)

Скульптура Парадокс, Милан

Галерея Виктора Эммануила II

Напротив Королевского дворца находится Галерея Виктора Эммануила II (Galleria Vittorio Emanuele II) - ещё одно выдающее строение площади Дуомо.

Galleria была спроектирована в 1861 году и построена архитектором Джузеппе Менгони между 1865 и 1877 годами. Названа в честь Виктора Эммануила II, первого короля Королевства Италии.

Галерея Виктора Эммануила II, Милан

Галерея является старейшим торговым центром Италии и представляет собой пассаж, где находятся элитные бутики и магазины известных мировых марок одежды и обуви. Кроме магазинов в галерее множество кафе, ресторанов и закусочных. Есть элитный 5-звездочный отель TownHouse Galleria с роскошными дизайнерскими номерами с балконом и самой современной техникой, мини-баром и телевизором с плоским экраном, спутниковыми каналами и каналами с разовой платой за просмотр.

Отель TownHouse Galleria, Милан

Галерея прекрасна сама по себе, пройтись по ней, любуясь изысканной архитектурой и элегантностью, несомненно, стоит каждому, кто решил навестить Милан.

Здание пассажа имеет форму латинского креста, состоит из двух стеклянных сводчатых аркад и восьмиугольного центра, украшенного мозаиками, изображающими четыре континента, а также аллегорическими изображениями искусства, земледелия, науки и промышленности. Миланская торговая галерея соединяет площадь перед Миланским Собором с площадью перед театром Ла Скала.

Галерея Виктора Эммануила, Милан

Галерея Виктора Эммануила II

Дворец Карминати

Дворец Карминати или Палаццо Карминати (Palazzo Carminati) расположен напротив Миланского собора на западной стороне площади Пьяцца дель Дуомо, за памятником Виктору Эммануилу II.

Это неброское здание, на фоне прочих, более внушительных и привлекательных строений площади, не сразу и заметишь.

Дворец был построен в конце 1860 годов, как частный дом известного миланского производителя серебра, Джакомо Чезати.

В 20 веке дворец стал символом экономического расцвета Милана. Символом расцвета послужили большими неоновыми рекламными вывесками на фасаде здания.

Сегодня в помещениях дворца Карминати расположены офисы местных компаний, салоны и бутики, а также элитные апартаменты с видом на площадь Миланский собор. Все средства размещения в Милане, от бюджетных до дорогих и фешенебельных, можно посмотреть и забронировать здесь.

Дворец Карминати, Милан

Дворец Аренгарио

Дворец Аренгарио (Palazzo dell'Arengario) - комплекс, состоящий из двух симметричных зданий, построенный в период с 1936 по 1956 годы.

Слово «аренгарио» относится к первоначальной функции в качестве места местного самоуправления в фашистский период.

Палаццо делл-Aренгарио расположен вблизи Королевского дворца. В настоящее время в Arengario находится художественный музей Новеченто (Museo del Novecento), посвященный искусству 20-го века, особенно известный своей уникальной коллекцией картин футуристов.

Вход в музей платный, составляет 5 Евро. Последний вход разрешен за час до закрытия музея. Бесплатный вход, начинается за два часа до закрытия музея, и каждый вторник с 14:00 часов.

Билеты в Миланский Собор (комплекс Миланского Собора)

Вход в Собор платный. Составляет 3 Евро с человека. Дети с 6 до 12 лет (требуются подтверждающие документы) - 2 Евро. В стоимость билета входит посещение собора, музея Дуомо и церкви Сан-Готтардо-ин-Корте, расположенных в Королевском дворце.

За отдельную плату можно подняться на крышу Миланского собора (террасу). Стоимость: 9 Евро - взрослый билет и 4,50 Евро - дети от 6 до 12 лет, если подниматься пешком; 13 и 7 евро, если подниматься на лифте. Вход на крышу находится с левой боковой стороны собора, лифты: с левой и правой боковых сторон (бывает, работает только один лифт).

Также можно посетить археологическую зону, расположенную в соборе. Стоимость 7 и 3 Евро. В стоимость билета входит то же, что и за 3 Евро + археологическая зона.

Единые билеты:

1. Собор + террасы на лифте +музей собора +археологическая зона + церковь святого Готтарда = 16 и 8 Евро;

2. Собор + террасы пешком +музей собора +археологическая зона + церковь святого Готтарда = 12 и 6 Евро.

Аудиогид (прокат внутри собора) - 9 и 3 евро.

Радиогид - 2,50 и 2 евро (для групп необходимо заказывать заранее, на сайте).

Дети до 6 лет, инвалиды и сопровождающее лицо, военные в форме и лица, сопровождающие группы - бесплатно. Бесплатный билет можно получить в кассе.

Все билеты действуют в течение 72 часов с момента первого посещения.

Часы работы: Собор - ежедневно с 08:00 до 19:00; террасы собора и археологическая зона - ежедневно с 09:00 до 19:00; музей собора и церковь святого Готтарда - c 10:00 до 18:00 часов (в понедельник или среду (в зависимости от сезона): закрыто).

Внимание! Стоимость входных билетов и часы работы Миланского комплекса могут меняться, уточняйте перед посещением.

Миланский комплекс, билеты цены

Билеты приобретаются в кассах, в здании, расположенном напротив правой боковой стороны собора. В связи с тем, что посетить собор желают многие туристы, то придется отстоять несколько очередей, однако очереди движутся быстро. При входе в кассы, сначала берем талончик с номерком. При оплате банковской картой можно сразу проходить к автоматам по продаже билетов. Затем проходим в главный зал, где ожидаем своей очереди, номера талонов высвечиваются на табло, после того, как на табло загорелся нужный номер, подходим к указанной стойке и покупаем билеты.

Далее идем в очередь перед центральным входом в Миланский собор (если посещение собора планируется в первую очередь, очередность посещения Миланского комплекса значения не имеет). Здесь проходим контроль (досмотр) и уже после этого заходим в Дуомо.

Очередь в Миланский собор

life-globe.com

Собор Дуомо в Милане: история, часы работы, билеты

Милан чем-то отдаленно напоминает Москву: тот же радиально-кольцевой принцип градоустройства, согласно которому от центра в разные стороны расходятся дороги, попутно пересекая кольца бывших крепостных стен. В центре города – Самая Главная Площадь с Самым Главным Зданием. В Милане это Собор Дуомо, находящийся на одноименной площади. Кстати, в этом городе есть и свой «Кремль» – замок Сфорца, по образу и подобию которого и был построен московский. В одном из музеев замка хранится и часть сокровищ Дуомо.

Среди всех достопримечательностей города собор занимает особое место. Дело здесь не только в его популярности у туристов (ежегодно только на его террасы поднимается до 700 000 человек).

Собор Дуомо в Милане способен вместить до 40 000 человек

Собор Дуомо в Милане – это уникальное здание, аналогов которому не существует. Во-первых, это единственный католический храм, построенный из белого мрамора. Во-вторых – единственный итальянский собор, изначально возводимый в стиле пламенеющей готики. В-третьих, это пятый по величине храм в мире, способный вместить до 40 000 человек.

Собор Дуомо в Милане: средние века и Возрождение

В центре Милана всегда была площадь, и всегда на этой площади стоял храм. Кельты, основавшие поселение у отрогов Альп в VII в. до н.э., устроили здесь святилище. Римляне, давшие этому поселению свое название – Медиоланум – возвели храм Минервы.

В IV в. на развалинах этого храма возникла церковь Святой Теклы (Феклы). Спустя 2 века церковь была разрушена лангобардами, и вновь отстроена уже в VII в. в качестве базилики Богородицы – Санта-Мария Маджоре.

В XIV в. почти вся Италия была истощена непрекращающимися войнами и эпидемиями. Но для того, чтобы показать внешним и внутренним врагам, что Милан – это по-прежнему один из сильнейших и богатейших городов Европы, герцог Джангалеаццо Висконти (1351-1402) повелел построить на главной площади собор невиданной красоты, размеров и … стоимости.

Так как в те времена светские правители не были полномочны отдавать такие распоряжения в отношении земли, принадлежавшей католической церкви, приказ был подписан епископом Антонио Салуццо.

В центре Милана всегда была площадь, на которой всегда стоял храм

Церковь Санта-Мария Маджоре была снесена, и 23 мая 1386 г. на главной площади города началось строительство собора, посвященного Рождеству Богородицы.

Но невиданное дело: к участию в создании проекта были привлечены не признанные итальянские архитекторы, а немецкие и французские мастера. Такого в истории еще не случалось. Ведь итальянцы всегда довольно скептически относились к «варварской» готике, при том, что первые ее образцы появились на Сицилии благодаря норманнам еще в XI в. Впрочем, уже в 1387 г. главным инженером был назначен итальянец Симоне да Орсениго.

Первоначально планировалось, что храм будет возведен из кирпича особого обжига; остатки кирпичной кладки, относящейся примерно к концу XIV в., сохранились и по сей день. Но вскоре герцог распорядился использовать для строительства кантолийский мрамор из собственного карьера неподалеку от Лаго-Маджоре.

Для облегчения доставки мрамора от карьера до стройплощадки в Милане были прорыты глубокие каналы. За материал герцог не взял у Святого Престола ни гроша, но вскоре строительство все равно было остановлено из-за отсутствия у церкви необходимых средств.

Духовные власти, несмотря на все свое влияние, так и не нашли возможность продолжить возведение храма. Собор Дуомо в Милане пришлось передать светским правителям, которые довольно быстро смогли собрать с богатых граждан соответствующую дань. Строительство было возобновлено.

В 1417 г. состоялось первое освящение собора, точнее, его главного алтаря. Примерно теми же годами датируются и самые старые витражи, созданные в Тироли.

Собор Дуомо украшают 45 огромных витражных панно

Почти столетие проектом собора занимались попеременно то немцы, то итальянцы, пока в 1470 г. главным архитектором не был назначен Джанифорте Солари, тяготевший к ренессансным формам. Параллельно он вел и работы по возведению церкви Санта Мария делле Грацие. В 1492 г. строительством этой церкви занялся Донато Браманте, пригласивший для ее росписи Леонардо.

Именно Браманте и Леонардо, которого интересовало все и всегда, а не только Тайная Вечеря, над которой он тогда работал, предложили Солари модернизировать проект.

Так Собор Дуомо в Милане обзавелся необычным восьмиугольным куполом. В 1572 г. основное строительство завершилось, после чего собор был торжественно освящен кардиналом Святым Карло Борромео (1538-1584), похороненным, кстати, в одной из крипт собора.

Собор Дуомо в Милане: от Нового времени до наших дней

Современный вид Собор Дуомо в Милане приобрел гораздо позже: в XVIII-XIX вв. В 1769 г. его украсил шпиль высотой 104 м с позолоченной статуей Богородицы высотой 4,16 м и весом почти в тонну. Горожане сразу прозвали ее на свой манер – Мадоннина («Мадонночка»), а испанские Габсбурги, правившие в те годы Миланом, тут же поспешили издать указ, согласно которому ни одно здание в городе не должно было быть выше шпиля собора.

Вскоре Собор Дуомо в Милане обзавелся и еще одной диковинкой. Металлическая лента вдоль входа – это не что иное, как астрономические часы конца XVIII в. Кстати, колонны храма – это тоже своего рода «календарь»: всего их 52, по числу недель в году.

В 1769 г. Собор был украшен стометровым шпилем с позолоченной статуей Богородицы

Причудливо-ажурный фасад собора, который сразу привлекает к себе внимание, стоит лишь увидеть площадь Дуомо в Милане, появился благодаря Наполеону.

Наполеон, пожелавший к тому времени стать королем Италии, решил, что торжественная церемония коронации состоится именно в этом соборе. Что и произошло в 1805 г. Однако знаменитый «каменный лес» в неоготическом стиле (135 шпилей), был окончен только к 1813 г. Руководил строительством нового фасада архитектор Карло Амати.

На внешних стенах и шпилях Дуомо находится 2300 статуй

Работы по украшению собора продолжались вплоть до 60-х гг. прошлого века. В создании витражей и скульптур на протяжении XV-XX вв. принимали участие едва ли не все известные итальянские мастера. В настоящее время на его внешних стенах и шпилях находится 2300 статуй, во внутренних помещениях – еще 1100.

Дуомо в солнечные дни, которые в этом городе отнюдь не редкость, – это еще и настоящий «калейдоскоп»: его стены и архитектурные элементы украшают 45 огромных витражных панно.

Часы работы и билеты

Знаменитый немецкий поэт-романтик Гейне считал, что осматривать площадь Дуомо в Милане и собор лучше всего ясной лунной ночью. Именно в такую ночь белое мраморное здание выглядит по-настоящему прекрасным.

Проверить, так это или нет, в наше время невозможно: собор Дуомо в Милане, подобно тысячам других достопримечательностей по всему миру, в темное время суток подсвечивается со всех сторон. Зрелище, впрочем, потрясающее. Однако ночью собор закрыт, да и гулять по городу в это время в одиночку лучше не стоит.

Каждую зиму в соборе выставляются квадрони Св.Карло Борромео

Не работает собор и во время Рождества, 1 января и 1 мая. В остальные дни доступ в Дуомо возможен с 8:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослых – 3 Евро, для детей от 6 до 12 лет – 2 Евро и до 6 лет – бесплатно.

По билету в Дуомо также можно посмотреть Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо.

Существует разновидность билетов, включающих дополнительно и Археологическую зону Дуомо, но они стоят дороже – 7 Евро. Для посетителей до 26 лет предусмотрена скидка на эти билеты – они обойдутся в 3 Евро.

Билеты на террасу Миланского собора

Еще один популярный аттракцион в Соборе – попасть на его террасы. Стоимость прогулки по «каменному лесу» зависит от того, решите ли вы подниматься на крышу по винтовой мраморной лестнице (€9) или на лифте (€13). Для детей от 6 до 12 лет предусмотрена скидка – для них билеты обойдутся в 4,5 и 7 Евро, соответственно.

Террасы открыты ежедневно с 9:00 до 19:00, однако кассы работают до 18:00, а последних посетителей пропускают в 18:10.

Duomo Pass

Совместить посещение Собора и Террасы можно с помощью Duomo Pass. Он объединяет возможности расширенного билета в Дуомо (с возможностью доступа в Археологическую зону), а также посещение Террасы с подъемом на лифте.

Главное удобство Duomo Pass – возможность избежать очередей на месте, которые периодически могут быть достаточно длинными. Кроме того, Duomo Pass выпускается без привязки к дате и конкретному времени посещения. То есть, Вы можете использовать его в любой удобный для себя день до конца года.

Узнать больше о Duomo Pass и приобрести его онлайн можно на этой странице.

Как добраться до Дуомо и примечательные события

Самый простой способ доехать до миланского Собора -  воспользоваться метро («желтая» линия 3) от Милано Централе (ж/д вокзала). Собор находится в самом центре города, а станция, которая Вам нужна, так и называется – Duomo.

Если Вы в Милане всего на несколько дней, то может оказаться удобней найти отель в непосредственной близости от Дуомо. Самую большую подборку таких отелей можно отыскать на этой странице.

Если Ваша поездка запланирована в первой половине сентября, не исключено, что вы сможете поприсутствовать на церемонии в честь Священного Гвоздя с креста Иисуса, хранящегося во все остальные дни в одной из ниш под крышей храма.

Чтобы показать прихожанам Священный Гвоздь, за ним на специальном приспособлении-лифте в виде облака (по легенде, созданном Леонардо) на высоту 42 м поднимается сам архиепископ Милана.

С Террасы Собора открывается один из лучших видов на Милан

Ежегодно в ноябре-декабре в соборе выставляются так называемые квадрони Святого Карло Борромео (день памяти – 4 ноября) – серия из 54 полотен, созданных итальянскими живописцами XVII-XVIII веков.

В эти же дни площадь Дуомо становится местом проведения самой большой рождественской ярмарки, а в галерее Виктора-Эммануила II начинаются распродажи. Если пройти через эту галерею насквозь, можно выйти на еще одну площадь – Ла Скала, где расположен самый известный оперный театр в мире.

Другие популярные статьи

Photos by:  Megan Eaves,  juan carlos peaguda, John Picken Photography, Patrick Shyu, Simon & Vicki, magro_kr.

www.blogoitaliano.com

Миланский кафедральный собор Дуомо - внешний облик

Миланский собор Дуомо является символом не только этого многогранного города, но и Италии в целом за рубежом, поэтому говорить о нём не так-то просто.

Строительство Дуомо было начато в 1388 году и продолжалось до начала XIX столетия из-за постоянных приостановок и изменений проекта. В результате чего Миланский собор — это не один исторический стиль, а своеобразная смесь — реинтерпретация готики, которая получила в последующем название пламенеющей готики.

Красота Миланского собора Дуомо, а также история, факты и легенды его возникновения — всё это вы узнаете ниже.

Duomo

Чтобы рассказ не получился слишком монотонным, мы разбили его на две части, одна из которых посвящена внешнему облику собора, а другая – внутреннему. Начнем!

Миланский собор Дуомо — история возникновения

Легенда о происхождении Дуомо

История Собора начинается как сон, причем страшный сон. По легенде, однажды ночью в 1386 году во сне к Джану Галеаццо Висконти явился дьявол и приказал ему построить здание, украшенное множеством демонических изображений. В случае неповиновения, душа правителя будет обречена на вечные муки.

skulpture-1Джан Галеаццо Висконти, терзаемый адским пламенем, с ведома архиепископа Антонио Да Салюццо начал строительство архитектурного произведения искусства, содержащего сатанинские изображения. К сожалению, Джан Галеаццо умер в 1402, так и не увидев завершенную работу, для которой понадобилось более 500 лет упорного, невозмутимого труда.

Собор, конечно, был построен не в честь дьявола, а в честь Святой Девы Марии, но по своей тематике, внутреннему и внешнему оформлению, благодаря тому, что 96 скульптурных композиций из 3400 были демонического характера, он напоминает о своем мистическом происхождении.

Место строительства Дуомо

Собор вырос на месте, где до него стояли собор Санта Марии Мадджоре, или зимний собор, и базилика Санта Текла, или летний собор (сегодня частично заметные в подвальной части Собора).

Выбор такого места для строительства, преимущественно, основывался на невозможности реставрации церкви Санта Марии Мадджоре, колокол которой, сорвавшись, разрушил часть нефа и фасад, а также на желании архиепископа построить новый большой собор в самой древней религиозной части города.

Многие сразу же начали перечислять деньги на строительство; на самом деле, многие делали это не из религиозных побуждений, а для того, чтобы получить индульгенции сначала от архиепископа, а затем от Папы Бонифация IX. Этот обычай не менялся веками. Даже сегодня можно перевести средства, которые запишут в Реестр Пожертвований, хранящийся в архиве Почетного Строительства Собора, основанном в 1387 и занимающимся проектированием, строительством и – в настоящее время – реставрацией Собора.

Дуомо и мрамор Кандолья

Собор целиком сделан из мрамора. Сам Джан Галеаццо Висконти пожелал, чтобы будущий Собор был построен не из кирпича, а из мрамора, чтобы у каждого, кто его увидит, захватывало дух. Для этих целей был выбран мрамор из карьеров Кандолья, расположенных более чем в ста километрах от Милана, но имеющих мрамор наивысшего качества, известный еще во времена Римской империи, но не используемый ранее в полной мере из-за сложности транспортировки. Эти трудности не смутили миланцев, и для транспортировки в эпоху судоходства стали использовать Великий Флот.

Cava-Madre-del-Duomo-di-Milano

Il-laghetto-oggi-via-Laghetto-dove-si-scaricavano-i-marmi-provenienti-da-Candoglia.Напомним, что до середины 19в. Милан был крупным судоходным городом, пересеченным каналами, которые, в основном, использовались для перевозки грузов, так что огромные глыбы мрамора переправляли по воде и выгружали неподалеку от озера Сан Стефано. Именно там, где сегодня проходит улица Лагетто (одна из многих других улиц, свидетельствующих о каналах, находящихся сегодня под землей), мрамор специальными механизмами поднимали и на телегах перевозили к докам вблизиСобора, так называемую сыроварню каменотесов, где им занимались уже разработчики, архитекторы, скульпторы.

1-2На самом деле, сложность представляла не только доставка материала, но и его добыча, которая занимала много времени и даже в некоторой степени была связана с риском. Но и тогда никто не опустил руки! Вблизи карьеров построили хижины, где жили рабочие и куда доставляли продукты питания и необходимые инструменты. Только в 1874 году там была построена проезжая дорога.

В память об истории карьеров сегодня в Кандолья установлены две мемориальные плиты, целиком из мрамора. Зона добычи мрамора закрыта для посетителей, однако два раза в год для желающих устраивают экскурсии. Во время которых есть возможность посетить также реставрационные мастерские, куда доставляют пострадавшие от времени и под воздействием окружающей среды частички Миланского Собора, чтобы сделать копии. Отслужившие свой век частички не просто реставрируют, а уничтожают.

Небольшой исторический факт: мрамор Кандолья использовался только при строительстве Миланского Собора, следовательно, его экономическая ценность невероятно высока.

Проектирование Дуомо: Леонардо да Винчи, Браманте и Амадео

Архитекторов, инженеров и проектировщиков, работавших на строительстве Собора, было множество. Среди историй, связанных с долгим процессом строительства, вспомним проблему с тибуриумом (определенной архитектурной конструкцией куполов, типичных для эпохи Возрождения), который присутствовал в планах 14в., но не был реализован из-за технических проблем: при попытке его построить, он все время рушился.

Тем не менее, Людовико Моро все-таки удалось добиться осуществления его постройки.

В 1487 году герцог Миланский объявил конкурс среди инженеров и архитекторов на поиск решения проблемы строительства тибуриума. На призыв, среди прочих, откликнулись Леонардо да Винчи и Браманте, представившие деревянный макет проекта, к сожалению, не сохранившийся до наших дней, воплощавший их идею, по которому впоследствии был написан трактат Opinio super Domicilium seu Templum Magnum, единственный теоретический текст, частично дошедший до нас в переводе. Выиграл конкурс проект Джованни Антонио Амадео, близкий по решению к ломбардской традиции.

Миланский собор Дуомо — внешний облик

Скульптуры, гаргулии, шпили и Музей Дуомо

Внешний облик собора поражает количеством скульптур, гаргулий, шпилей, которые невозможно оценить. К счастью, внутри Музея Собора можно наблюдать шпили Дуомо вблизи – зрелище непередаваемое.

stat-1024x683

09Невозможно представить, насколько богаты элементы, пока не увидишь их с близкого расстояния и, возможно тогда вы сможете заметить изображение боксеров. Среди прочих скульптур выделяются четыре пары боксеров в процессе поединка. Эта композиция посвящена Примо Карнера, первому итальянскому чемпиону мира в тяжелом весе 1933 года и Эрминио Спалла, первому итальянскому чемпиону Европы. Спалла, известный также как скульптор и оперный певец, снимался в картине «Чудо в Милане».

Кроме боксеров можно увидеть и изображения самых «коренных» завсегдатаев Собора и площади – голубей!

Внутри Музея можно найти и материалы, связанные с историей строительства Собора, Сокровища, собранного из литургических предметов и предметов культа в период с 5 по 17в и принадлежавшего Почтенному Капиталу. Если вам удастся туда заглянуть, обязательно посмотрите на митру, сделанную из разноцветных перьев колибри (кажется, в мире существуют всего четыре таких).

Загадка колокольни

За всеми многочисленными украшениями Собора вы, скорее всего, не обратите внимание на отсутствие колокольни – одного из главных элементов классической церкви.

Однако знайте, что колокола есть и были здесь на протяжении 500 лет!

Их три, и спрятаны они в свободном пространстве тибуриума главного шпиля, между внешней и внутренней стеной, звонят в них с помощью подвижных молотков. До 1866 года колокола находились в колокольне, здании на террасе над центральным нефом, впоследствии разрушенной. По поводу строительства новой колокольни велись жаркие споры, которые так ни к чему и не привели.

Был один грандиозный проект Вико Вигано в 1938 году, включавший множество самых немыслимых архитектурных решений. Он даже был одобрен Муссолини. Однако, к сожалению или к счастью, идею раскритиковали, так как в противном случае по сложности и даже по высоте колокольня могла превзойти Собор.

Мадонна

Один из самых знаменитых элементов Собора – конечно же, Мадонна. Свое настоящее расположение – на центральном шпиле – она заняла только в 1774. Это творение скульптора Джузеппе Перего, резчика Джузеппе Антиньяни и ювелира Джузеппе Бини.

Поражает то, что статую Мадонны на шпиль водружали без всяких церемоний и ритуалов. Более того, говорят, что некоторые, а среди них и Пьетро Верри, миланский философ, экономист, историк, писатель и просветитель, имели серьезные опасения, что под весом статуи может обрушиться церковь, а также, что сделанная из металла, она будет притягивать молнии.

Рассказывают также, что во время Второй мировой войны Мадонну завешивали тряпьем, чтобы ее позолоченная поверхность, отражающая лучи, не привлекала к церкви бомбардировщиков.

72182096

Уже в 1848 году, во время Пяти Миланских Дней Луиджи Торелли и Шипьоне Багадджи подняли трехцветный флаг над статуей Девы Марии, пробудив угасший дух борцов на баррикадах после пятидневного затишья, приведя их к победе. До сих пор во время религиозных и светских праздников на алебарде справа у Ассунта развевается итальянский флаг.

Статуя Мадонны высотой 4,16 м и весом около 399 кг, 585 кг весит несущая плита из нержавеющей стали, а 6, 75 кг – листы золота, которыми облицована статуя.

Самая знаменитая и любимая миланцами песня посвящена Мадонне с Собора. Ее написал Джованни Д’Анци одной из ночей в 1935 году, подумав, что настало время сочинить песню для миланцев, равную аналогичным неаполитанским и римским, наводнившим улицы в тридцатые годы.

Вплоть до строительства Пиреллоне Собор с Мадонной оставался самым высоким зданием в Милане. Согласно закону, вышедшему в 30-е гг, башня Бранка Ди Джио Понти и башня Веласка должны стоять на почтительном расстоянии в 108,5 м от Мадонны (возможно, из опасения просадки грунта – несколько метров земли у поверхности представляет собой пласт грунта, испытывающий давление каменных оснований построек). Только в 60-х построили Пиреллоне, который стал выше Собора. По традиции и из уважения к Деве Марии на небоскреб поместили копию статуи Мадонны с Собора.

Террасы Дуомо — захватывающая панорама Милана

IMG20110510163828152_900_700

Внешний облик Миланского собора конечно впечатляет своей красотой, ноет ещё не всё: вы можете также насладиться захватывающим панорамным видом на город с террасы Дуомо. Обязательно уделите час вашего времени, чтобы подняться нас террасы, поверьте оно того стоит.

Подняться наверх можно как на лифте, так и пешком: 201 ступенька отделяет землю от возможности насладиться панорамой Милана. Во время визита вы сможете увидеть 135 шпилей, более 180 статуй и кончено же главную золотую статую Дуомо — Мадонину.

p19lhbnafc1gnccrjgo5143vsuo4

С террас Дуомо можно также увидеть самые высокие вершины города: небоскреб Кадорна, замок Сфорца в Милане, башню Веласка, башни Порта Гарибальди и Пирелли, небоскребы площади делла Репубблика.

Полезная информация о Дуомо

Адрес

Площадь Дуомо (Piazza del Duomo, Milan)

Как добраться

На автомобиле: для передвижения по Милану вы можете арендовать автомобиль или воспользоваться кар-шэрингом.

Миланский собор Дуомо расположен в историческом центре Милана, поэтому добраться до самого собора на машине не получится. Тем не менее, вы можете доехать до площади Фонтанов и после всего в 400 метрах по направлению к площади Дуомо пройти пешком.

На метро: добраться на метро до площади Дуомо, пожалуй самый удобный вариант. Остановка Дуомо обслуживается красной линией (M1) и желтой (М3).

На трамвае: линии, которые достигают площади Дуомо следующие:

  • трамвай 15, остановка на площади Фонтанов
  • трамвай 2 и 14, остановка на улице Виа Торино
  • трамвай 16, 24 и 27, Остановка на улице Виа Мадзини

Время работы

Дуомо: без выходных, с 7.00 до 19.00.

Террасы:  без выходных, с 9.00 до 19.00.

Как купить билеты

Обратите внимание, что вы можете купить как отдельные билеты для посещения собора, музеев и террас (на лифтом или подняться по лестнице), так и накопительный билет (Duomo Pass), который разрешает доступ ко всем областям. Приобрести билеты вы можете заранее на Ticketone.it.

Пожалуй о внешнем облике Дуомо мы рассказали всё, что знаем, теперь осталось раскрыть тайны внутреннего убранства этого древнего величественного собора в статье Миланский кафедральный собор Дуомо – внутренний облик (часть 2).

italiatut.com

Миланский собор Дуомо (Duomo di Milano)

Миланский собор (Дуомо) — действующий храм Рождества Пресвятой Богородицы, где проходят богослужения как для католиков, так и для прихожан русской православной церкви. Грандиозное сооружение, облицованное белым кандолийским мрамором, поражает архитектурным великолепием. Строительство началось в эпоху Средневековья и продолжалось 600 лет, официально завершившись лишь в 1965 году.

Здание способно вместить одновременно 40 000 человек.

Под арочным сводом над алтарем хранится христианская святыня — гвоздь с распятия Иисуса. Реликвию демонстрируют верующим раз в году, 14 сентября. В этот день миланский архиепископ поднимается к кресту на платформе в виде облака с ангелами. По легенде, подъемный механизм придумал и расписал Леонардо Да Винчи.

Отели Милана у Дуомо

История и архитектура Миланского собора

На месте, где сейчас возвышается Миланский кафедральный собор, испокон веков совершались религиозные обряды. До нашей эры здесь располагалось кельтское капище, которое снесли древние римляне, чтобы возвести храм Минервы. После падения Римской империи на руинах античного святилища стояла церковь Санта-Текла (Святая Фекла), уничтоженная древнегерманским племенем лангобардов и вновь отстроенная пару столетий спустя, но уже как базилика Богородицы Санта-Мария Маджоре.

Фундамент Миланского собора заложили в 1386 году по распоряжению герцога Джангалеаццо Висконти. Смена эпох привнесла в первоначальный проект готического храма элементы ренессанса. Для отделки использовался белый мрамор с розоватым оттенком из карьера Кандолья.

На фасаде, шпилях и внутри здания разместились 3400 скульптур, изображающих исторических и библейских персонажей, херувимов, горгулий и химер.

Центральный шпиль в 1769 году увенчала 4-метровая фигура Мадонны, и с тех пор действовал закон, согласно которому ни одно здание городское здание не должно быть выше Святой Девы. Исключением из правила стал небоскреб «Пирелли», однако на его вершине установили точную копию статуи Богоматери.

В 1805 году в храме короновался как король Италии Наполеон Бонапарт, выходец из итало-корсиканской семьи.

Бомбардировки в ходе Второй мировой войны разрушили более половины зданий города, однако собор «Санта-Мария Нашенте» чудом уцелел.

Величественный комплекс Cattedrale di Santa Maria Nascente уступает по размерам лишь трем христианским храмам Европы: собору святого Петра в Ватикане, Севильскому собору в испанской Андалусии и собору святого Павла в Лондоне. Архитектурный стиль собора Дуомо, соединивший художественные традиции средних веков и эпохи Возрождения, получил название «пламенеющая готика».

Среди достопримечательностей храма внимания заслуживают астрономические часы на полу, резные деревянные хоры, 5-метровый канделябр XII века и египетская ванна IV века, ставшая купелью для обряда крещения.

План Миланского собора

Священный гвоздь (узда)

Главная святыня миланского Дуомо — один из гвоздей, привезенных из Святой Земли равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого. Гвоздь, из которого была сделана уздечка для императорского коня, находится на высоте 42 м в хрустальном ковчеге с серебряными гранями. Красный огонь лампады указывает на его местоположение.

В канун церковного праздника воздвижения Креста Господня совершается ритуал Nivola. В этот день епископ Милана поднимается к дарохранительнице, затем реликвия выставляется для обозрения под песнопения и молитвы. Церемония, сопровождаемая звуками органа, транслируется на мониторы, установленные в храме.

Витражи

Миланский собор украшают 45 витражных панно, самому древнему из которых более 500 лет. Мозаичные полотна изображают сцены из Ветхого и Нового Завета, Апокалипсиса и жития Христа. Витраж над малой часовней креста посвящен деяниям святой Елены.

Мавзолей Джана Джакомо Медичи

На надгробии между двумя фигурами, олицетворяющими Мир и Войну, установлена скульптура Джакомо Медичи (1495–1555) по прозвищу Медигино. Два ангела держат щит с гербом флорентийского семейства Медичи. Надгробный памятник итальянского полководца и дяди святого Карло Борромео создал скульптор Леоне Леони (ранее авторство приписывалсь Микеланджело). Усыпальница построена по заказу Папы Римского Пия IY, брата Джакомо. Мавзолей стал одним из последних захоронений внутри храма. С конца XVI века запрещено погребение умерших в стенах церкви во избежание эпидемий.

Статуя святого Варфоломея (Бартоломео)

Один из 12 апостолов Иисуса Христа и покровитель рыбаков погиб мученической смертью с него во время пыток сняли кожу по наущению языческих жрецов. Скульптор добился пугающего натурализма: мученик как накидкой прикрывается собственной кожей, напоминая экспонат анатомического музея. Автор, испытывая гордость за свое творение, высек на постаменте надпись: «Не Пракситель создал меня, а Марко д’Аграте».

Крипта

В храме покоятся останки архиепископа Милана Карло Боромео, причисленного к лику святых. Его имя связано с избавлением города о эпидемии чумы, свирепствовавшей в Италии в 1575–1578 годах. Архиепископ Миланский, рискуя заразиться, ухаживал за больными, совершал погребальные обряды над умершими и влез в долги, чтобы накормить бедствующих горожан. Карло Боромео распорядился впервые вынести священную реликвию из храма и лично возглавил покаянную процессию со Святым Гвоздем, чтобы страшная болезнь отступила. Доступ в крипту открыт с понедельника по пятницу с 11.00 до 17.30, в субботу с 11.00 до 17.00, в воскресенье с 13:30 до 15:30.Ежегодно в ноябре—декабре проходит выставка квадрони святого Карло Борромео. Итальянские живописцы запечатлели сцены из жизни архиепископа в серии из 54 полотен.

Терраса

Особенность собора — терраса с обзорной площадкой, куда можно подняться на лифте или по лестнице. Оказавшись на крыше среди 135 устремленных ввысь шпилей, можно не только насладиться потрясающим видом на город, но и рассмотреть вблизи скульптурные композиции из ангелов, людей и чудовищ.

Королевский дворец

Королевский дворец (Palazzo Reale di Milano), расположенный справа от фасада Миланского собора, — бывшая резиденция правителей города, в которой сейчас находится музей собора (Duomo Museum) и капелла Сан-Готтардо-ин-Корте (Chiesa di San Gottardo in Corte).

Экспозиция музея повествует о многовековой истории построения кафедрального собора Дуомо от момента основания в 1386 году до XX века. В выставочных залах (всего их 26) представлены иконы, фрагменты витражей, картины, гобелены и копии статуй, украшающих собор. Кроме произведений искусства, в музейную коллекцию входят чертежи, эскизы, документы и артефакты, связанные с историческим датами.

Условия посещения храма

На входе проводится сканирование и досмотр личных вещей. Запрещено проносить острые и стеклянные предметы, мотоциклетные шлемы, большие сумки. Для посещения храма выбирайте одежду, закрывающую плечи и колени.

Билеты в Дуомо в Милане и часы работы

Миланский кафедральный собор Дуомо открыт в будни с 8 до 19, в субботу и воскресенье — с 8 до 18. В церковные праздники — особый режим работы. Продажа билетов прекращается за час до закрытия, допуск посетителей — за 50 минут. Храм закрыт для туристов на Рождество и Новый год, а также 1 мая.

За 3€ предлагается посетить собор, музей (Duomo Museum) и церковь Сан Готтардо (San Gottardo in Corte Church). Дети в возрасте до 6 лет допускаются бесплатно. Билет для детей от 6 до 12 лет обойдется в 2€. Музей и церковь закрыты по средам.

За отдельную плату в 2€ можно посетить сокровищницу собора Дуомо, за 4€ — баптистерий Святого Джованни (6€ — с посещением раскопок).

Вход на террасы открыт с 9 до 19 только в летний сезон (с 16 мая по 16 сентября). Лифты прекращают подъем пассажиров в 18.10.

Стоимость билета на террасы с подъемом пешком по лестнице составляет 9€ для взрослых и 4,5€ для детей с 6 до 12 лет, на лифте — 13€ и 7€ соответственно. Сохраняйте билет на лифт — его потребуется предъявить и для спуска.

Комбинированный билет Duomo Pass включает осмотр собора, террасы, музея Дуомо и археологической зоны. Стоимость варьируется в зависимости от способа подъема на крышу: на лифте (Duomo Pass A) — 16€ для взрослых и 8€ для детей с 6 до 12 лет, пешком (Duomo Pass B) — 12€ для взрослых и 6€ для детей.

Где купить билеты

Билеты можно приобрести в Info Point в соборе и в кассах Museo Duomo, расположенных у Королевского дворца справа от Миланского собора.

Комплексные билеты не привязаны к конкретной дате, их можно использовать в любой день до конца года. Билеты действуют в течение 72 часов с момента активации (когда считывается штрих-код при входе), очередность посещения объектов значения не имеет.

Прокат аудиогида внутри собора — 9€.

С 27 марта 2018 года доступна новая услуга Fast-Track Ticket, позволяющая сократить время ожидания в очереди благодаря привилегированной полосе проверки безопасности каждый день с 10:00 до 17:00 (последний билет продается в 16:50).

Билет Fast-Track стоимостью 22,5€ включает посещение собора, церкви Сан-Готтардо и зоны археологических раскопок баптистерия Сан-Джованни-эль-Фонти через групповой вход.

Льготы для туристов, купивших билет Fast-Track:

  • аренда аудиогида по сниженной стоимости 6€;
  • скидка 10% в официальном магазине Duomo di Milano.
Расписание и цены на официальном сайте

Как добраться до Миланского собора

Храм находится на Соборной площади (Piazza del Duomo) в самом центре города.

Карта на официальном сайте Duomo di Milano

Доехать сюда проще всего на метро по красной линии M1 и желтой линии M3 от железнодорожного вокзала Милано Централе. Станция называется Дуомо. График работы метро в Милане — с 6.30 до 0.30.

Схема метро в Милане

Городские трамваи: № 15 (остановка Piazza Fontana), № 2 и № 14 (Via Torino), № 16, 24 и 27 (Via Mazzini).

Личный или арендованный автомобиль лучше не использовать. Как и в других европейских мегаполисах, парковка в центре города станет проблемой, поэтому для передвижений по городу оптимальнее воспользоваться мобильными приложениями Uber, AppTaxi, MyTaxi, TaxiSelect.

Посетить собор в Милане можно как самостоятельно, так и приобретая индивидуальные экскурсии по городам Италии.

www.tourister.ru

Миланский собор (Дуомо) (Duomo di Milano), Милан — где находится, описание, цены, фото, отзывы 2018

Миланский дуомо.С чем у Вас ассоциируется Милан?Брендовая одежда и обувь? Шикарный шоппинг? Мировая столица моды? Честно говоря, Милан никогда не стоял в списке городов,в которых я мечтала побывать.Конечно,я слышала про Миланский кафедральный собор, но информация у меня,была,мягко говоря ,поверхностная. Осенью прошлого года моя хорошая знакомая ,влюбленная в Италию ,предложила мне составить компанию в поездке в Милан.Я согласилась.Времени на сборы было немного,но я тут же принялась штудировать "мат.часть",т.к. не представляю себе самостоятельные поездки без подготовки.Итак,я вооружилась путеводителями и стала собирать информацию про самую известную достопримечательность Милана. Немного истории."Мила́нский собо́р (итал. Duomo di Milano), Собор Рождества Девы Марии (итал. Cattedrale di Santa Maria Nascente) — кафедральный собор в Милане, расположен в историческом центре города. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона было закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже, вплоть до 1965 года. Посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии."- это информация из Википедии.На момент поездки это было все,что я знала о Дуомо. Кроме того, интернет пестрил фото собора со всех ракурсов.Красиво,конечно,но нужно знакомиться лично...

...На соборной площади огромная толпа. Говорят, власти Италии приняли какой-то закон,согласно которому количество голубей на улицах уменьшилось в разы.А пару-тройку лет назад ,кроме бесчисленного количества людей над Соборной площадью , летали еще и тысячи птиц. И,конечно,грязь…

Встреча.Но вот Он...Прекрасный ,великолепный,ослепительный...Собор в Милане входит в 3 самых крупных церквей мира.Общая длина храма составляет 158 метров, высота шпиля — 106,5 м, общая площадь 11 700 квадратных метров. Собор способен вместить внутри себя до 40 000 человек. И вся эта красота сделана из мрамора в стиле пламенеющей готики.Стиль пламенеющая готика,поскольку резьба по камню на фасаде собора настолько тонкая,что напоминает местами языки пламени.

Cобор расположен в самом центре Милана и, по праву, является его символом. Дуомо содержит множество шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, соединённых большим количеством парящих опор. Одних только статуй в соборе насчитывается 3400. Иногда складывалось впечатление,что сейчас собор просто оторвется от земли и будет парить над площадью- настолько легкая и светлая получилась у него конструкция.На площади у меня не возникло чувства, что я стою перед огромной мраморной конструкцией.Наоборот,собор весь, будто, соткан из кружева,легкий и почти прозрачный. Готический стиль,конечно,чувствуется, но нет этого гнетущего, присущего готическим храмам чувства.Вход в собор расположен сбоку.Стоит посещение недорого-2-3 евро, отдельно, с северной стороны храма можно подняться на крышу и полюбоватся панорамой Милана с высоты птичьего полета.Сделать это можно на лифте-11 евро или пешком-за 7 евро.Мы рискнули и начали наше восхождение по многочисленным лестницам к самому небу.

Примечательно,что на крышу собора не пускают в дождливую погоду,т.к.часть лестниц открыты и проходят по улице.А шагать по скользкому мрамору , понимая,что под тобой несколько десятков метров!Брр…

Вид со смотровой площадки открывается просто великолепный.

Весь Милан как на ладони.

Сделав несколько десятков(или сотен?!) кадров мы спустились вниз и зашли в сам собор.Сказать,что он огромный-это не то слово...Он величественный...Здесь чувствуется вековое спокойствие...Я - человек,в общем,далекий от религии,но " намоленность места" в Кафедральном Соборе поражает.Хочется думать о вечном...По периметру Дуомо расположены крипты известных церковных служителей.Полуразложившиеся мумии-зрелище,конечно,на любителя...Зато как богато украшен собор ! Собор строился без малого 5 веков, что не могло не найти свое отражение во внутреннем убранстве.Одних только статуй внутри Дуомо около полутора тысяч.Над росписями самого собора, среди прочих, работал художник и архитектор Алессандро Санквирико. А витражи! Мягкий приглушенный свет играет тысячами солнечных зайчиков на белоснежных стенах.Главная достопримечательность собора — золотая статуя покровительницы Милана (La Madonnina). Над алтарём находится гвоздь, который, по преданию, использовался для распятия Иисуса Христа. Каждый год на праздник Воздвижения Честного Креста Господня, Гвоздь спускают вниз и возвращают обратно после окончания празднества. Гвоздь я ,конечно,не увидела. Только примерно поняла ,где он находится.Во все времена Кафедральный Собор Милана играл огромную роль в политической и религиозной жизни города,да и всей Италии в целом.Один только факт,что в 1805 году Наполеон был коронован королем Италии в Миланском соборе говорит о его статусе.

До новых встреч. Время пролетело быстро...На осмотр Миланского собора мы потратили (хотя потратили-это не то слово), скорее мы уделили, 3 часа с подъемом на крышу.Напоследок несколько советов тем,кто решит полюбоваться Миланским Собором :
  • Удобная обувь.См. пункт про десятки метров и скользкий мрамор;
  • Приходить лучше утром-меньше народу;
  • Для визита выбирать подходящий по погоде день , т.к. внутрь Вас ,конечно, пустят,но без подъема на крышу впечатления будут не те.
В общем, Миланский Собор-это обязательная к посещению достопримечательность.Приезжайте и убедитесь в этом сами.

travelask.ru