Божественный Бенедиктин — ликер монахов бенедиктинского ордена. Монахи бенедиктинцы картинки


Бенедиктинское аббатство на полуострове Тихань

Нам повезло - своё знакомство с культурой и историей религии Европы мы начали с истоков: в Италии мы посетили старейшие бенедиктинские аббатства в Субьяко и Монтекассино.  Бенедиктинский монашеский орден Католической церкви был основан в VI веке в Субьяко, где святой Бенедикт Нурсийский начинал своё служение, и в Монтекассино, где им был написан устав бенедиктинского ордена, а теперь покоятся его мощи. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при бенедиктинских аббатствах вышло большинство выдающихся ученых того времени. Многие бенедиктинские монахи были выдающимися философами и богословами. В библиотеках при монастырях сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, организовывались школы. Велики заслуги бенедиктинцев в музыке, ее истории и теории. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние и на развитие архитектуры. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Принимая путешествующих, монастыри фактически выполняли роль гостиниц.1. После смерти святого Бенедикта основанный им монастырь в Монтекассино просуществовал недолго и был разрушен лангобардами около 577 года (позднее он был восстановлен). Монахи, поддерживаемые папой римским Григорием I Великим, рассредоточились по разным странам, способствуя распространению устава и идей святого Бенедикта. Вскоре бенедиктинские монастыри возникли в Англии, Франкском королевстве, других странах Западной и Центральной Европы, а в XI веке и в Восточной Европе. На карте показаны все бенедиктинские монастыри, существовавшие в Европе на рубеже тысячелетия.

2. На карте озера Балатон, которую мы увидели в музее аббатства, оно уже отмечено. Конечно же, в наши планы венгерского путешествия обязательным пунктом входило посещение бенедиктинского аббатства на берегу озера Балатон. Тиханьское аббатство было основано венгерским королем Андрашем I в 1055 году. Аббатство носит имя Святого Аньяша. Это малоизвестный французский святой, которого во Франции называют святой Эньян. епископ Орлеанский в период 388-453 годов н.э. Он прославился тем, что убедил вождя гуннов Аттилу пощадить французское поселение, где был священником. По-видимому, эту историческую личность сильно уважают в Венгрии - очень распространенное мужское имя здесь Атилла.

3. Само аббатство не раз перестраивалось.Современный храм был построен в 1754 году в стиле барокко, а в 1890 году он был реконструирован.

4. На территории аббатства сохранилась пещера, в которой были кельи монахов.

5. Со смотровой площадки рядом с храмом открываются изумительные панорамные виды на озеро Балатон.

6. Перед храмом установлен памятник венгерскому королю Андрашу I и его жене Анастасии, дочери князя Киевской Руси Ярослава Мудрого. Интересно, как княжна Киевской Руси попала в Венгрию. У Ярослава Мудрого было три дочери и этим он воспользоваолся, чтобы укрепить дипломатические отношения и родственные связи с европейскими королевскими домами. Одна из его дочерей - Анна стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха Первого, другая - Елизавета, обручившись с норвежским королём Гарольдом, - королевой Норвегии, а третья - Анастасия стала женой Андраша, венгерского князя в изгнании. У него не было надежд не только на королевскую корону, но даже на возвращение в Венгрию. Его отца, язычника Вазула, первый венгерский король-христианин Иштван, в начале 1030-х годов, за попытку овладеть венгерским троном приказал ослепить, а в уши налить расплавленное олово. Дети Вазула – Левенте, Андраш и Бела вынуждены были бежать из страны. Первые двое нашли убежище при дворе Ярослава Мудрого. Ведь дядя Андраша, князь Ласло, был женат на сестре Ярослава - Премиславе. Андраш, которому тогда было около 23 лет, провёл в Киеве восемь лет, принял христианство и взял имя Андрей. В 1039 году он женился на Анастасии. Через некоторое время у них родилась дочь Аделаида, которая, будучи венгерской принцессой, стала затем женой чешского короля Вратислава Второго. В 1046 году венгерские заговорщики предложили Андрашу возглавить восстание против тогдашнего короля Петера. Вернувшись вместе с братом в Венгрию, Андраш оказался в центре языческого восстания. Толпа требовала от сыновей Вазула расправы над священниками, разрушения христианских храмов и восстановления идолопоклонства. В хронике XIV века говорится, что Андраш разрешил народу действовать на своё усмотрение. Когда Андраш стал венгерским королём, он безжалостно расправился с язычниками, помогшими ему овладеть троном. Андраш стал, как и его жена Анастасия, убеждённым христианином. В 1053 году Анастасия родила наследника Шаламона, который в возрасте четырёх лет, как официальный наследник, был удостоен королевской короны и обручён с сестрой немецкого короля Генриха IV. Более 20 лет, до того момента, когда в 1060 году Андраш умер от ран в результате борьбы за трон со своим братом Белой, длилась счастливая супружеская жизнь Анастасии. В Тихани Андраш выделил землю для православных монахинь, которых привезла с собой из Киева Анастасия. Около Вышеграда также был создан монастырь, в котором обитали монахи, пришедшие из Киевской Руси. Перед битвой с братом, Андраш, спасая семью, отправил Анастасию и сыновей к Генриху IV. Впоследствии, благодаря усилиям Анастасии, Шаламон стал королём Венгрии. Однако царствование его было недолгим и закончилось бегством из страны. Вместе с сыном покинула Венгрию и Анастасия, которая в 1070-х годах постриглась в монахини адмонтского монастыря (Австрия), где, вероятнее всего, и похоронена дочь Ярослава Мудрого, княжна Киевской Руси. Андраш I был похоронен в крипте церкви аббатства Тихань в 1060 году.

Архитектор памятника - Олег Турик, секретарь Общества украинской культуры в Венгрии, скульптор - Богдан Корж из Ужгорода.

7. Сначала идём в храм. Внутри, как и в большинстве католических церквей, всё очень нарядно. Главной жемчужиной внутреннего убранства храма являются резные алтари. В храме три алтаря: центральный алтарь посвящён Святому Аньяшу.

Алтарь Святого Аньяша

8. Роскошное убранство церкви, кажущееся золотым, на самом деле сделано из дерева.

Алтарь Сердца Христова

9. Во второй половине XVIII века все это было вырезано из дерева мастером Себастьяном Штульхофом.

10. Над интерьерои аббатства в Тихани мастер работал в течение 25 лет и делал всю работу бескорыстно.

11. Статую Богоматери в алтаре Девы Марии переодевают в разные одежды в соответствии с церковными праздниками.

Алтарь Девы Марии

12.

13. Орган тоже богато украшен резьбой. Летом в храме проходят органные вечера.

14. Воздушна и изящна роспись сводов.

15. Затем мы направляемся в крипту, где в 1891 году была обнаружена усыпальница Андраша I, основавшего это маленькое бенедиктинское аббатство в ознаменование победы над Генрихом III.

16. В крипте находится единственное сохранившееся королевское захоронение дотурецкого периода в Венгрии.

17. Уникальная надгробная плита представляет собой сочетание креста и витого меча, что символизирует христова воина. Христовых воинов во времена крестовых походов в Европе было множество, но надгробий таких известно всего два.

18. Подземная церковь и крипта приобрели свой первоначальный вид недавно.

19. Со стен смыли поздние росписи, которые делали интерьер более живописным и пышным, но гораздо менее строгим.

20. Главное в деятельности бенедиктинцев - молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, миссионерская работа. Девиз ордена -Молись и работай (лат. Ora et labora).

Диорама из жизни бенедиктинских монахов

21. Аббатство знаменито ещё и тем, что здесь был найден важный для всей Венгрии документ - учредительная грамота Тиханьского аббатства. В этой грамоте, составленной на латыни, встречается около сотни слов на венгерском языке - это первое письменное свидетельство существования венгерского языка.

22. В музее аббатства находятся детали и скульптуры, сохранившиеся от исторического здания.

23.

Святой Бенедикт Нурсийский

24. О святом Бенедикте (в православии - преподобный Венедикт) и святой Схоластике рассказала в http://galik-123.livejournal.com/14025.html.

Святая Схоластика

25. Облачение епископа.

26. Старинные монеты с изображением венгерских королей.

27. С аббатством связана одна из последних страниц истории Австро-Венгрии и одна из первых страниц истории Венгерской республики. В 1921 году последний из Габсбургов, правивших в Венгрии, Карл IV, провел здесь со своей женой 5 дней. Его взяли в плен войска адмирала Хорти, свергнувшие власть австрийского дома. Впоследствии Карл IV был сослан на остров Мадейра, где вскоре и умер.

28. К Габсбургам, в том числе и к Карлу IV, в Венгрии сейчас относятся с уважением, не считая их врагами народа

29. Карл IV и его жена Зита.

30. Генеалогическое древо венгерских королей.

31. Аббатство, как и прежде, является действующим культурным центром - здесь есть картинная галерея современных художников.

32. При аббатстве действует школа для детей.

33.

34.

35. В информационном центре можно посмотреть фильм об истории аббатства на многих языках.

36. И там же купить, кроме билетов, монастырские сувениры: книги и буклеты об истории аббатства, иконки, чётки, распятия, мёд.

37. Жизнь в аббатстве продолжается...

Можно посмотреть и видеозарисовку на полуострове Тихань:

bellezza-storia.livejournal.com

Бенедиктинское аббатство на полуострове Тихань

Нам повезло - своё знакомство с культурой и историей религии Европы мы начали с истоков: в Италии мы посетили старейшие бенедиктинские аббатства в Субьяко и Монтекассино.  Бенедиктинский монашеский орден Католической церкви был основан в VI веке в Субьяко, где святой Бенедикт Нурсийский начинал своё служение, и в Монтекассино, где им был написан устав бенедиктинского ордена, а теперь покоятся его мощи. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при бенедиктинских аббатствах вышло большинство выдающихся ученых того времени. Многие бенедиктинские монахи были выдающимися философами и богословами. В библиотеках при монастырях сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, организовывались школы. Велики заслуги бенедиктинцев в музыке, ее истории и теории. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние и на развитие архитектуры. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Принимая путешествующих, монастыри фактически выполняли роль гостиниц.1. После смерти святого Бенедикта основанный им монастырь в Монтекассино просуществовал недолго и был разрушен лангобардами около 577 года (позднее он был восстановлен). Монахи, поддерживаемые папой римским Григорием I Великим, рассредоточились по разным странам, способствуя распространению устава и идей святого Бенедикта. Вскоре бенедиктинские монастыри возникли в Англии, Франкском королевстве, других странах Западной и Центральной Европы, а в XI веке и в Восточной Европе. На карте показаны все бенедиктинские монастыри, существовавшие в Европе на рубеже тысячелетия.

2. На карте озера Балатон, которую мы увидели в музее аббатства, оно уже отмечено. Конечно же, в наши планы венгерского путешествия обязательным пунктом входило посещение бенедиктинского аббатства на берегу озера Балатон. Тиханьское аббатство было основано венгерским королем Андрашем I в 1055 году. Аббатство носит имя Святого Аньяша. Это малоизвестный французский святой, которого во Франции называют святой Эньян. епископ Орлеанский в период 388-453 годов н.э. Он прославился тем, что убедил вождя гуннов Аттилу пощадить французское поселение, где был священником. По-видимому, эту историческую личность сильно уважают в Венгрии - очень распространенное мужское имя здесь Атилла.

3. Само аббатство не раз перестраивалось.Современный храм был построен в 1754 году в стиле барокко, а в 1890 году он был реконструирован.

4. На территории аббатства сохранилась пещера, в которой были кельи монахов.

5. Со смотровой площадки рядом с храмом открываются изумительные панорамные виды на озеро Балатон.

6. Перед храмом установлен памятник венгерскому королю Андрашу I и его жене Анастасии, дочери князя Киевской Руси Ярослава Мудрого. Интересно, как княжна Киевской Руси попала в Венгрию. У Ярослава Мудрого было три дочери и этим он воспользоваолся, чтобы укрепить дипломатические отношения и родственные связи с европейскими королевскими домами. Одна из его дочерей - Анна стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха Первого, другая - Елизавета, обручившись с норвежским королём Гарольдом, - королевой Норвегии, а третья - Анастасия стала женой Андраша, венгерского князя в изгнании. У него не было надежд не только на королевскую корону, но даже на возвращение в Венгрию. Его отца, язычника Вазула, первый венгерский король-христианин Иштван, в начале 1030-х годов, за попытку овладеть венгерским троном приказал ослепить, а в уши налить расплавленное олово. Дети Вазула – Левенте, Андраш и Бела вынуждены были бежать из страны. Первые двое нашли убежище при дворе Ярослава Мудрого. Ведь дядя Андраша, князь Ласло, был женат на сестре Ярослава - Премиславе. Андраш, которому тогда было около 23 лет, провёл в Киеве восемь лет, принял христианство и взял имя Андрей. В 1039 году он женился на Анастасии. Через некоторое время у них родилась дочь Аделаида, которая, будучи венгерской принцессой, стала затем женой чешского короля Вратислава Второго. В 1046 году венгерские заговорщики предложили Андрашу возглавить восстание против тогдашнего короля Петера. Вернувшись вместе с братом в Венгрию, Андраш оказался в центре языческого восстания. Толпа требовала от сыновей Вазула расправы над священниками, разрушения христианских храмов и восстановления идолопоклонства. В хронике XIV века говорится, что Андраш разрешил народу действовать на своё усмотрение. Когда Андраш стал венгерским королём, он безжалостно расправился с язычниками, помогшими ему овладеть троном. Андраш стал, как и его жена Анастасия, убеждённым христианином. В 1053 году Анастасия родила наследника Шаламона, который в возрасте четырёх лет, как официальный наследник, был удостоен королевской короны и обручён с сестрой немецкого короля Генриха IV. Более 20 лет, до того момента, когда в 1060 году Андраш умер от ран в результате борьбы за трон со своим братом Белой, длилась счастливая супружеская жизнь Анастасии. В Тихани Андраш выделил землю для православных монахинь, которых привезла с собой из Киева Анастасия. Около Вышеграда также был создан монастырь, в котором обитали монахи, пришедшие из Киевской Руси. Перед битвой с братом, Андраш, спасая семью, отправил Анастасию и сыновей к Генриху IV. Впоследствии, благодаря усилиям Анастасии, Шаламон стал королём Венгрии. Однако царствование его было недолгим и закончилось бегством из страны. Вместе с сыном покинула Венгрию и Анастасия, которая в 1070-х годах постриглась в монахини адмонтского монастыря (Австрия), где, вероятнее всего, и похоронена дочь Ярослава Мудрого, княжна Киевской Руси. Андраш I был похоронен в крипте церкви аббатства Тихань в 1060 году.

Архитектор памятника - Олег Турик, секретарь Общества украинской культуры в Венгрии, скульптор - Богдан Корж из Ужгорода.

7. Сначала идём в храм. Внутри, как и в большинстве католических церквей, всё очень нарядно. Главной жемчужиной внутреннего убранства храма являются резные алтари. В храме три алтаря: центральный алтарь посвящён Святому Аньяшу.

Алтарь Святого Аньяша

8. Роскошное убранство церкви, кажущееся золотым, на самом деле сделано из дерева.

Алтарь Сердца Христова

9. Во второй половине XVIII века все это было вырезано из дерева мастером Себастьяном Штульхофом.

10. Над интерьерои аббатства в Тихани мастер работал в течение 25 лет и делал всю работу бескорыстно.

11. Статую Богоматери в алтаре Девы Марии переодевают в разные одежды в соответствии с церковными праздниками.

Алтарь Девы Марии

12.

13. Орган тоже богато украшен резьбой. Летом в храме проходят органные вечера.

14. Воздушна и изящна роспись сводов.

15. Затем мы направляемся в крипту, где в 1891 году была обнаружена усыпальница Андраша I, основавшего это маленькое бенедиктинское аббатство в ознаменование победы над Генрихом III.

16. В крипте находится единственное сохранившееся королевское захоронение дотурецкого периода в Венгрии.

17. Уникальная надгробная плита представляет собой сочетание креста и витого меча, что символизирует христова воина. Христовых воинов во времена крестовых походов в Европе было множество, но надгробий таких известно всего два.

18. Подземная церковь и крипта приобрели свой первоначальный вид недавно.

19. Со стен смыли поздние росписи, которые делали интерьер более живописным и пышным, но гораздо менее строгим.

20. Главное в деятельности бенедиктинцев - молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, миссионерская работа. Девиз ордена -Молись и работай (лат. Ora et labora).

Диорама из жизни бенедиктинских монахов

21. Аббатство знаменито ещё и тем, что здесь был найден важный для всей Венгрии документ - учредительная грамота Тиханьского аббатства. В этой грамоте, составленной на латыни, встречается около сотни слов на венгерском языке - это первое письменное свидетельство существования венгерского языка.

22. В музее аббатства находятся детали и скульптуры, сохранившиеся от исторического здания.

23.

Святой Бенедикт Нурсийский

24. О святом Бенедикте (в православии - преподобный Венедикт) и святой Схоластике рассказала в http://galik-123.livejournal.com/14025.html.

Святая Схоластика

25. Облачение епископа.

26. Старинные монеты с изображением венгерских королей.

27. С аббатством связана одна из последних страниц истории Австро-Венгрии и одна из первых страниц истории Венгерской республики. В 1921 году последний из Габсбургов, правивших в Венгрии, Карл IV, провел здесь со своей женой 5 дней. Его взяли в плен войска адмирала Хорти, свергнувшие власть австрийского дома. Впоследствии Карл IV был сослан на остров Мадейра, где вскоре и умер.

28. К Габсбургам, в том числе и к Карлу IV, в Венгрии сейчас относятся с уважением, не считая их врагами народа

29. Карл IV и его жена Зита.

30. Генеалогическое древо венгерских королей.

31. Аббатство, как и прежде, является действующим культурным центром - здесь есть картинная галерея современных художников.

32. При аббатстве действует школа для детей.

33.

34.

35. В информационном центре можно посмотреть фильм об истории аббатства на многих языках.

36. И там же купить, кроме билетов, монастырские сувениры: книги и буклеты об истории аббатства, иконки, чётки, распятия, мёд.

37. Жизнь в аббатстве продолжается...

Можно посмотреть и видеозарисовку на полуострове Тихань:

galik-123.livejournal.com

Божественный Бенедиктин - ликер монахов бенедиктинского ордена

Главная страница » Европа » Франция » Нормандия » Божественный Бенедиктин — ликер монахов бенедиктинского ордена

18+ Ликер Бенедиктин (Bénédictine) — крепкий спиртной напиток, который производится на территории Нормандии, в городе Фекан (Fécamp, иногда произносят Фекам). Его рецептура содержится в тайне — лишь трое «посвященных» знают весь технологический процесс.

Мы приехали в Фекан уже к вечеру, после насыщенного разъездами и впечатлениями дня. Поэтому музей во Дворце Бенедиктина, увы, не успели посмотреть. Но, главное, продегустировали Бенедиктин и купили несколько бутылок. А потом, уже дома, долго смаковали этот божественный напиток, который обладает удивительными целебными свойствами. Но обо всем по-порядку.

… Фекан — приморский город. О его истории и достопримечательностях можно прочитать в статье «Фекан — город рыбаков и монахов». А пока мы едем по его улицам. Вскоре из-за домов показывается высокая неоготическая башня Дворца Бенедиктина. Вечереет…

Фекан

За домами виднеется башня Дворца Бенедиктина

Фекан, башня Дворца Бенедиктина

За крышами домов показывается высокая башня Дворца Бенедиктина

Проезжаем типичные французские дома…

Фекан

Проезжая по улицам Фекана

И вскоре видим огромный дистиллятор (перегонный аппарат). Мы у цели — Дворца Бенедиктина. Сейчас нам предстоит увидеть святая святых — место, где рождается Бенедиктин и где хранят его секрет.

Фекан, дистиллятор, Дворец Бенедиктина

Фекан, дистиллятор около Дворца Бенедиктина (снято из машины)

История Бенедиктина

Фекан — рыболовный порт на побережье Ла-Манша. В 1001 году монахи бенедиктинского ордена основали здесь монастырь Святого Бенедикта. Устав бенедиктинцев отличается строгостью. Их девиз — Ora et Labora, т.е. «молись и работай». И бенедиктинцы, действительно, именно этому посвящали всю свою жизнь. Времени на еду и сон практически не оставалось.

Кроме того, устав бенедиктинцев предписывал заботиться о ближних: «уважать других людей», «облегчать участь бедных», «поддерживать находящихся в испытании», «не оставлять милосердия» и др. Бенедиктинские монастыри давали приют странникам, здесь лечили больных, кормили нищих, утешали страждущих. Издавна в монастыре Святого Бенедикта создавались лекарственные эликсиры, настоенные на местных травах.

В 1510 году монах венецианского происхождения Бернардо Винчелли создал ликер Бенедиктин. После падения Константинополя венецианцы оставались единственными, кто торговал с «неверными». Из Венеции восточные пряности и специи расходились по всей Европе. Некоторые из специй стали использовать при изготовлении Бенедиктина.

По легенде, когда Бернардо Винчелли попробовал созданный им ликер, то воскликнул: «Благословенный!», т.е. «Бенедиктин!» И сейчас на каждой этикетке Бенедиктина обязательно стоит аббревиатура DOM., сокращение от Deo Optima Maximo — «Господу, Лучшему, Величайшему». Иногда ее расшифровывают как «Слава Господу, величайшему, могущественнейшему и добрейшему».

Если чуть углубиться в прошлое, то выяснится, что изначально эти слова были обращены к богу Юпитеру, которому поклонялись римляне. Затем, когда Европа стала христианской, эти слова стали относить к Единому Богу. На многих церквях Южной Европы, построенных в эпоху Возрождения, можно увидеть эту аббревиатуру или всю фразу целиком.

Бенедиктин

Бутылка Бенедиктина, фото из Википедии

Но вернемся к истории Бенедиктина. Сперва бенедиктинцы изготовляли ликер для своих нужд, врачуя больных и употребляя его ради укрепления здоровья и продления жизни. Однако новый напиток очень полюбился королю Франции Франциску I (1494-1547, на престоле с 1515 года, основатель династии Валуа). Благодаря ему Бенедиктин стал чрезвычайно популярным, а монастырь в Фекаме стал поставщиком королевского двора. Монахи хранили рецептуру ликера в секрете. Известно лишь было, что использовалась настойка на 27 травах.

Грянула Великая Французская революция. В 1791 году монастырь закрыли, монахов разогнали. Казалось, секрет изготовления Бенедиктина был утрачен навсегда…

В 1863 году нормандский виноторговец Александр Легран (Alexandre Legrand) нашел старый манускрипт с зашифрованным рецептом Бенедиктина и других напитков. Более года понадобилось ему, чтобы расшифровать записи. Бенедиктин обрел свое второе рождение. По некоторым источникам, Легран усовершенствовал старинный рецепт, увеличив число компонентов ликера до 75.  Так появился «Ликер бенедиктинских монахов из монастыря Фекана».

Дворец Бенедиктина

В 1876 году Александр Легран основал компанию «Бенедиктин». В 1882 году началось строительство Дворца Бенедиктина (Palais Bénédictine) по проекту архитектора Камиллы Альберта (1852-1942). В 1888 году он был открыт, однако четыре года спустя сгорел. В 1900 году состоялось повторное открытие Дворца.

Дворец Бенедиктина построен в стиле эклектики. Здесь смешались неоготика, неоренессанс, модерн. Под одной крышей разместились Музей, Зал специй и ликеро-водочный завод. В Музее собрана коллекция искусства XIV-XVI веков, начало которой положил Александр Легран, галерея современного искусства, где устраиваются выставки, коллекции эмалей, изделий из слоновой кости, железа и др. Здесь же можно увидеть и старинные манускрипты. Также хранится коллекция подделок Бенедиктина, в том числе, и изготовленных в СССР.

Огромной популярностью пользуется Зал специй. Ниже находится ликеро-водочный завод и подвалы, где выдерживается напиток. Кроме того, во Дворце Бенедиктина размещаются бар, веранда для дегустации и магазин.

Фекан, Дворец Бенедиктина

Дворец Бенедиктина в Фекане, фото из Википедии

Дворец Бенедиктина, цех

Один из цехов во Дворце Бенедиктина, фото из Википедии

Подвал во Дворце Бенедиктина

Подвал во Дворце Бенедиктина, фото из Википедии

Макет Дворца Бенедиктина

Макет Дворца Бенедиктина, фото из Википедии

Дворец Бенедиктина, своды Готического зала

Своды Готического зала во Дворце Бенедиктина, фото из Википедии

Рецептура и употребление Бенедиктина

Как я уже писала, рецепт Бенедиктина содержится в строжайшей тайне. Лишь трое человек одновременно могут знать весь технологический процесс.

Известно, что в состав Бенедиктина входят можжевельник, шафран, арника, мелисса, чай, чабрец, кориандр, гвоздика, лимон, ваниль, апельсиновая цедра, мед, корица, которые определенным образом настаиваются на коньяке. Крепость напитка — 40-45‰ об. Цвет — золотистый.

На бутылке Бенедиктина обязательно должна присутствовать красная печать настоятеля монастыря Святого Бенедикта (хотя его уже давно не существует), на этикетке — буквы DOM и факсимиле подписи Александра Леграна.

Существует три вида Бенедиктина: ординарный, выдержанный и B&B (Бенедиктин и бренди).

Бенедиктин обычно пьют после десерта. Его можно употреблять и как горячительный, и как прохладительный напиток — со льдом или добавляют в кофе. Также с ним готовят различные коктейли. Подают Бенедиктин в рюмке на высокой ножке вместимостью не более 25 мл.

Кроме того, Бенедиктин обладает лечебными свойствами. Одна наша знакомая француженка каждый день выпивает маленькую рюмочку Бенедиктина для поддержания здоровья.

Ликер Бенедиктин

Бенедиктин, который мы купили во Дворце Бенедиктина

… Уже в темноте мы уезжали из Фекана. Дворец Бенедиктина озарился огнями.

Фекан, Дворец Бенедиктина

Дворец Бенедиктина вечером

Фекан, Дворец Бенедиктина

Ночная подсветка Дворца Бенедиктина

Адрес Дворца Бенедиктина: Palais Bénédictine, 110 Rue Alexandre Legrand, 76400 Fécamp, Франция ‎

Сайт: benedictinedom.com

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены Подписывайтесь на обновления сайта: Telegram ВКонтакте Facebook Instagram Twitter RSS Поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Статьи по этой теме

anashina.com

Монахи-бенедиктинцы о главной заповеди и том, как стать счастливыми

Отец Бертран Жеффрен – настоятель бенедектинского монастыря Богоматери святого упования в деревеньке Мениль Сен-Лу под Парижем – давно и нежно любит Россию и русский язык. Мы попросили его поделиться с «Правмиром» своими мыслями о вере, монашестве и счастье. В беседе также принимает участие насельник обители брат Жером Леферт, художник и богослов и наш бывший соотечественник.

– Отец Бертран, как сложилось, что вы так хорошо говорите по-русски?

– Из любви к России. Но, признаться, говорить мне всё-таки нелегко. По-французски я мог бы беседовать целый день, по-русски гораздо труднее. Но попробуем.

Я родился в Париже. Мы жили неподалеку от собора святого Александра Невского. Очень часто я заходил в этот храм, и мне казалось, что это мой дом. Мне была близка и атмосфера церкви, и православный обряд.

– Там служили на церковнославянском?

– Но для меня это было не так важно. Конечно, сначала я ничего не понимал, но я христианин, поэтому мне был доступен общий смысл литургии и других служб.

– Вы росли в верующей семье?

– Да, мои родители были верующими, с детства мы молились вместе с мамой и папой. Но в нашей семье был мир свободы – я не был вынужден молиться, нас никто не заставлял.

– А кем были ваши родители? Сколько детей было в семье?

Отец Бертран Жеффрен

– Мой отец был инженером, а моя мать не работала, была дома с детьми. Нас было четверо. У меня есть старшая сестра, она – врач. Был у меня брат, но он умер от рака десять лет назад. Мы с ним были очень близки, как близнецы. И у меня есть еще один младший брат, но я недолго жил с ним в семье, потому что я стал монахом в 18 лет, а ему тогда было 12 – была большая разница в возрасте, мы не так много общались.

– Вы дружно жили?

– Да, очень. Наша семья была счастливой, а мы были свободны. Когда мне было пять лет, я сказал маме, что хочу стать монахом, и она ответила: «Ну хорошо. Но, быть может, завтра ты еще захочешь стать поваром или еще кем-то?»

Я очень расстроился, потому что был уверен, что уже сделал выбор на всю жизнь. И ее сомнение в моем решении для меня было почти оскорблением.

В детстве вообще очень глубоко ощущение мира. У детей рождаются чувства, которые могут остаться на всю жизнь. Каждому ребенку вся жизнь дается целиком, как в зерне, и вся жизнь потом – это ее прорастание, раскрытие.

– А вы помните, как, почему вы решили стать монахом? Ведь перед вами был образ прекрасной семьи. Не хотелось создать свою семью?

– Помню, конечно. Я не думал о семье. Моя бабушка жила недалеко от монастыря. Когда я был совсем маленьким, то ходил с ней на службы в монастырь, я видел прекрасных людей, которые вместе собираются в церкви, видел, как они молятся. Они ничего не делали кроме молитвы, и для меня это был рай. Да, я считал, что службы очень длинные, но, даже несмотря на это, их жизнь казалась мне раем.

Стоять перед Богом, открыто и бескорыстно – это небо на земле. Поэтому я и захотел стать монахом.

Была и другая причина. Мой дедушка, он был, как я сейчас, – лысым. Мне казалось, что это очень красиво! А на Западе монахи бреют головы, и это мне тоже казалось красивым, и я хотел быть таким же.

А еще в детстве я очень любил цирк. В цирке есть акробаты, которые ходят по трапециям – трапецисты. А во Франции есть такие монахи – «трапписты» (trappiste). Я видел здесь прямую связь: для меня быть монахом – это как идти по трапеции. А еще быть бритым и молиться (смеется). Это просто чудо! Я, конечно, шучу!

Но, мне кажется, Бог всегда обращается к нам с понятными словами, образами, поэтому, когда я был маленьким, Он со мной говорил именно так. А вы знаете, что такое монах? Какая от него польза? Никакой. А от музыкантов какая польза? Музыка ведь тоже не очень нужна. А любовь – какой от нее прок? Совершенно непрактичное дело, нечто совершенно бескорыстное.

Но без любви человек – не человек. А без музыки мир будет совсем бедным, как и без любви, и без молитвы, и без цирка тоже. Бескорыстная деятельность – это очень важно. Так я понял, что акробаты, музыканты и монахи очень нужны миру.

– А вы потом не пожалели, что стали монахом?

– Мама мне сказала еще: «Ну хорошо. Мы очень рады, что тебе хочется быть монахом. Но, думаю, пока не надо говорить об этом друзьям и знакомым, потому что, мне кажется, важно оставаться свободным. Наверное, это твое призвание. Но вдруг после 16 лет тебе захочется стать педагогом или инженером, или ты влюбишься, то ты будешь свободен, ты не будешь вынужден следовать своему обещанию». И я очень благодарен маме, потому что она всегда уважала меня и не проявляла насилия.

Когда же я в 18 лет окончательно решил стать монахом, я сказал: «Я долго ждал. 14 лет. У меня есть опыт. Поэтому я уверен в своем выборе». Я свободно уходил в монастырь. Потом иногда бывали очень тяжелые годы, но когда ты знаешь, что ты принял решение сам, свободно, то проживать эти кризисные времена гораздо легче.

Монастырь Богоматери святого упования в деревеньке Мениль Сен-Лу

Монастырь Богоматери святого упования в деревеньке Мениль Сен-Лу

– Но ведь монах не свободен, он всего себя отдает в послушание?

– Но он сам отдает, добровольно.

– Но потом всю жизнь он лишен свободы…

– Вот сейчас я настоятель монастыря…

– Ага, и теперь вас все слушаются (смеется)…

– Я настоятель, но не генерал, не полковник, не сержант. Это совсем другое дело. Все братья равны. Быть настоятелем, как и отцом, для меня – это надеяться, что и сын станет отцом. Я должен дать ему такую возможность. И в монашестве – то же самое. Монашество – это путь, по которому шаг за шагом ты идешь к свободе. Это свобода, подобная отношениям Иисуса и Отца Небесного.

В монастырском храме

В монастырском храме

– А где вы принимали постриг? Ведь это так важно – в какую семью ты вступаешь…

– Да, конечно. Здесь так же, как и в браке, где мужчина и женщина встречаются как бы случайно… И я почти случайно попал в общину. Мне было 15 лет, когда я впервые приехал в монастырь Бек Эллуэн (Bec-Hellouin) в Нормандии. Я остался там на несколько дней, но мне казалось, что я жил тут всегда, мне хотелось бывать здесь снова и снова. Так эта община стала моей семьей.

Во Франции монахи обычно всю жизнь живут в одной общине, не переходят в другие монастыри. Я жил в монастыре Нормандии, и именно там родилась община этого монастыря: мы решили возродить Мениль Сен-Лу, вместе перебрались сюда. Еще до войны этот монастырь был закрыт, всё было разрушено.

– И с этой общиной вы приехали сюда, стали возрождать обитель и с той поры – в Мениле?

– Да, отслужив в армии, я с отцом Мишелем Мартэном приехал сюда. Тогда мне был 21 год. Это было в 1977 году, почти сорок лет назад. Но время летит так быстро…

– А бывает, что что-то остывает, что-то заканчивается? Бывали минуты, когда всё казалось тяжелым и бессмысленным?

– Да, как, наверное, у всех. Но я не могу сказать, что в ту минуту Бог не был со мной. Когда очень тяжело, Он со мной. Когда легко, Он со мной.

Вера – это не решение всех проблем, не ответ. Это путь с Иисусом. Это намного красивее, глубже и легче. Мы страдаем, мы надеемся, но всегда мы знаем, что Христос совсем рядом. Он не осуждает, а сострадает, поддерживает, помогает. Путь – это очень красиво.

– Но одни идут долго, другие малое время… Помните притчу о работниках виноградника: одни работали целый день, всю жизнь, а другие – всего один час, но все получают одинаковую плату. Это ведь несправедливо?

– А любовь – справедливо? Если бы была любовь по справедливости, это было бы ужасно. Когда ты любишь, ты любишь не потому что… Ты любишь без причины.

– А когда ее нет? Ты хочешь любить, а не получается? Ты хочешь любить человека, который обижает, унижает, а не можешь…

– Нам это невозможно, но с Иисусом всё возможно. Это дар Божий. Как объяснить? Даже по-французски сложно. Да, порой жить вместе без любви к человеку невозможно. Лучше попрощаться по-человечески. Когда есть насилие против тебя, иногда лучше не видеть человека, который сильно обидел тебя.

– То есть лучше уходить, признав свою слабость.

– Да, можно сказать: «С Божией помощью я прощаю. Но прощение – это чудо Божие в сердце. А по-человечески я очень слабый. Боюсь, я не смогу».

– А как быть с тиранами? Гитлер, Сталин – они же тоже люди, и за них тоже распялся Христос. Как можно относиться к ним по-человечески?

– Знаете, на иконах вокруг ада часто пишут некий красный занавес. Это означает, что мы ничего не можем говорить об аде. Это тайна, мы не знаем, кто находится в аду. Занавес – это тайна любви Бога.

А Церковь никогда не осуждает кого-то до конца. Мы не можем говорить, что Сталин в аду, или Гитлер, или Иуда. Мы не знаем. Потому что это тайна между Богом и душой.

Наоборот, мы можем канонизировать святых, можем признать: да, этот человек – он святой, и он будет примером для всех нас, потому что в его лице мы видим чудо любви. Но последнее слово принадлежит только Богу. Любовь – это последнее слово, и только Бог может решать судьбы.

– Владыка Антоний…

– Я его очень уважаю!

– Он рассказывал историю про одного кюре. В его храм приходила вдова, муж которой покончил с собой, выбросился из окна. Вдова очень горевала о муже, о его посмертной участи самоубийцы. Кюре пожалел ее и стал молиться за ее мужа, а потом сказал ей: «Не печалься, когда твой муж падал, за метр до земли он раскаялся»…

– И Бог принял его покаяние и простил его.

– Но вот, мы знаем заповеди, но всё время их нарушаем, а потом каемся, а потом опять нарушаем, а потом снова приходим и просим прощения. Это честно?

– Да.

– И даже если ты ушел очень далеко? Почему мы можем приходить снова и снова?

– Я знаю, что это за прогулка. Как тяжело идти. Ты делаешь шаг. А чтобы сделать новый шаг, приходится падать. Жизнь – la marche – есть движение. Лучше падать и двигаться, чем оставаться на месте и самодовольно утверждать: «Я ничего не сделал, я ни в чем не виноват», как в притче о талантах.

– Но, кажется, так можно жить, только если Бог, Христос для тебя – живые Личности, когда ты испытал с Небом личное общение. Но есть люди, которые не обладают этим опытом. Например, дети в верующих семьях: их приносят в церковь в младенчестве, они с родителями приходят каждое воскресенье в храм, а потом они вырастают, но, оказывается, многие так и не знают Бога, они не пережили своей личной встречи с Ним. Что тогда делать? Когда ты можешь обратиться ко Христу, как к Другу, как к Брату старшему, к Богу – как к Отцу, когда ты этого не знаешь?

К нашей беседе присоединился брат Жером, который взялся помочь отцу Бертрану с переводом.

Брат Жером: Отец Бертран хочет уточнить свой ответ. Христианство – это не ответ на все вопросы. Это не система, которая всё ставит на свои места. Мы видим в Евангелии, что перед лицом страдания Иисус не говорит ничего. И когда к Нему приходит начальник синагоги и сообщает, что его дочь больна, Иисус не говорит ничего, а просто идет за ним и действует.

Брат Жером подключился к беседе

Брат Жером подключился к беседе

Христианская вера – это путь, пройденный вместе с Христом, в присутствии Христа. Могу признаться: я Его разочаровывал, но Он меня – никогда. И вот этот путь понемногу нас учит, и в первую очередь учит доверять Богу в любых ситуациях. В вере рождается надежда, что и ты сможешь поступать так же, как и Иисус. Как часто можно заметить в жизни: люди, которые провели много времени вместе, начинают друг на друга походить даже внешне. Так и в общении с Христом: когда с Ним действительно живешь долго, начинает проявляться какое-то сходство, в человеке рождается способность действовать так же, как и Он.

Обращение это происходит не исходя из каких-то интеллектуальных доводов и доказательств, но чаще всего потому, что мы встречаем людей, встречаем лица, в которых живет любовь Христа. И тогда нам хочется углубить это знакомство, всмотреться в Него.

Отец Бертран: Вуаля!

– У вас такие прекрасные белые одежды! Много веков монахи Бенедиктинского ордена носили именно такие одежды. Но ведь вы живете в современном мире – водите машину, пользуетесь интернетом. Для чего современному христианству нужны эти древние формы?

Отец Бертран: Это лишь внешние формы. Конечно, главное – не в них. И монашеская жизнь тоже от них совершенно не зависит. Эти формы нам помогают, напоминают цель нашего существования. Они выражают что-то из нашей любви ко Христу. Но это только внешняя подпора, ее нельзя сакрализировать. И когда вера перестает быть живой встречей со Христом, и слишком много внимания уделяется внешним формам, то всё теряет смысл, иссякает…

Брат Жером

Брат Жером

Брат Жером: Трудно ответить в нескольких словах. Мне вспоминается аналогия у Цветаевой. В одном письме она сравнивает любовь и внешнее ее проявление – поцелуй. Если ты не любишь, а целуешь, то поцелуй значит настолько больше, он приобретает гораздо большую значимость, чем то, что ты чувствуешь. А когда ты любишь, поцелуй намного меньше по отношению к тому, что ты испытываешь.

Когда любишь человека, естественно его поцеловать, приласкать, но на самом деле чувство, которое ты испытываешь, намного глубже.

Как поцелуй – в любви, так и внешние формы благочестия – в вере. Когда ты не проживаешь веру, внешние вещи становятся невероятно важными, гораздо более важными, чем то, что ты испытываешь. А когда ты действительно ее проживаешь, то это просто формы. Тут не может быть равенства.

– Следующий вопрос: что такое проживание веры…

Брат Жером: В Талмуде есть такое выражение «Рассказать всю Тору, стоя на одной ноге». Ответить на этот вопрос – это как пересказать всю Тору, стоя на одной ноге. В Новом Завете это было одной из любимых игр испытывавших Христа: «Скажи! Скажи! Какая самая главная заповедь?» Но Иисус всегда дает ответ намеренно банальный: «Ты сам прекрасно знаешь. Ответь: какая заповедь главная? – Любить Бога и ближнего. – Ну вот!» Так же отвечал и законоучитель Гиллель: «Золотое правило: не делай другому того, чего не хочешь себе», а потом добавлял: «А теперь иди и учись».

Думаю, эти укороченные формулы, которые дает Иисус, нужно воспринимать, как открывающуюся дверь. Ты начни, и это начало задаст какую-то тональность. Думаю, это и есть проживание веры.

– Но «любить Бога» – говорилось людям с религиозным сознанием, для которых бытие Бога было так же очевидно, как восход и закат солнца…

Брат Жером: Я думаю, нам повезло с современным миром. И вера, которая дается как бы сама собой, которая наследуется как мироощущение, почти естественность, как и любая наивность, несовершенна.

Наш пес Тяпа никогда в жизни не терялся. Он не знает, что можно потеряться, и поэтому он не боится потеряться, а напрасно. Сейчас мы знаем, что потеряться можно. И, я думаю, это даже хорошо.

Тяпа

– А вы чего-то боитесь?

Брат Жером: Наверное, многого боюсь. Причем, чем меньше себе это проговариваю, тем больше каких-то страхов… В каждый период жизни есть свои страхи. Сейчас, когда идет вторая часть жизни, наверное, мой самый большой страх – не успеть, не сделать. В другие периоды у меня были страхи, может быть, более экзистенциальные. Но глобально я больше всего боюсь, что повторится шоа, холокост. Все предыдущие века были хуже и хуже, нет никаких оснований предполагать, что наш век будет легче, чем все остальные.

Был такой кардинал Жан-Мари Люстиже, он был архиепископом Парижским, вся его семья погибла в Освенциме. Ему было 14 лет, когда он прятался от фашистов в Орлеане, и в этот момент в него вошла вера. Однажды во время Страстной недели он зашел в церковь. Церковь была пуста, и вдруг его настигла уверенность в том, что всё имеет смысл, всё сходится. Потом его спрашивали семинаристы, молодые люди 20-22 лет: «Скажите, а как быть счастливым?» Он ответил: «В вашем возрасте я задавался другими вопросами»…

Большинство воспринимает счастье как исполнение желаний, и существует небольшой горизонт каких-то наших желаний – исполненных, неисполненных. Но есть горизонт более широкий. А есть еще и другой – Священная история, которая продолжается и сегодня. И одно из условий проживания веры – это постараться жить, глядя на этот широкий горизонт смысла, а не на горизонт своих желаний, которые чаще не исполняются, чем исполняются. В истории идет какая-то большая драма…

– Именно драма? Не «божественная комедия»?

Брат Жером: Трагикомедия, наверное.

Отец Бертран: А я очень боюсь слов, которые убивают. Я боюсь, что могу что-то сказать, и это кого-то поранит, принесет боль. Странная загадочная сила слова, которое может убить и ранить… С другой стороны, так удивительно встречать людей, которые могут своим словом сообщить жизнь, влить в другого жизнь и надежду. Словом человек может получить освобождение, словом могут раскрываться темницы.

– Брат Жером, вы сказали, что самое страшное для вас – это повторение холокоста, повторение безумного человеческого страдания, гибели миллионов людей. Но апостол Павел говорит, что для него «жизнь – Христос, и смерть – приобретение». И Иисус говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Что же такое смерть, страдание на горизонте Евангелия? Помните у Блока, в поэме «Роза и крест»: «Как может страданье радостью быть?»

Брат Жером: У Гете тоже есть образы розы и креста: крест в окружении роз – кто связал их? Да, здесь есть эстетизация страданий. Но существует пропасть между тем, что мы можем говорить себе, и тем, что мы можем сказать другому. Себе я могу сказать, что смерть, страдание – это приобретение, другому человеку я не могу утверждать…

Отец Бертран: Никогда!

Брат Жером: Как можно говорить другому, что страдание – это путь?

Отец Бертран: Сказать такое – это было бы ужасно, безжалостно.

– Например, что ты страдаешь, мучаешься сейчас, но это очень душеполезно, это очень способствует росту твоей души…

Брат Жером: Много лет настоятелем Аббатства Святой Марии Воскресения в пригороде Иерусалима Абу-Гош был епископ Жан Батист Гурион. Десять лет назад он скончался от рака. Последние дни его жизни мы много общались. Приехал как-то его навестить латинский патриарх Иерусалима, а Жан Батист тогда уже доживал свои последние дни, еле сидел с дыхательным аппаратом. И патриарх говорит ему: «Ну, отец Жан Батист, мы ведь люди верующие. Умереть немножко раньше, немножко позже – не всё ли равно…»

Отец Бертран: Как ужасно!

Брат Жером: Я его придушить был готов, этого патриарха. «У тебя-то это будет немножко позже, а у Жана Батиста – немножко раньше». Себе такое можно сказать, другому – никогда. Это строки лишь для внутреннего употребления.

Есть слова, которые можно сказать только себе и никому больше.

Мы чаще всего думаем о смерти исходя из «моей» смерти. У Хайдеггера – его «бытие-к-смерти», у Толстого – Иван Ильич: «Я умру». Есть в этом какое-то жлобство. Если начать думать о смерти исходя из смерти другого человека, например, как родители боятся, чтобы ребенок не выбежал на дорогу и не попал под машину, – это только и будет настоящая мысль о смерти. И тогда мы не сможем сказать, как, помните, у Цветаевой: «Жизнь и смерть давно беру в кавычки»…

 

– Не так давно на одном собрании, посвященном молодежной работе, один епископ сказал, что в наших силах сделать всё, чтобы отодвинуть конец света… А ведь Новый Завет заканчивается словами апостола Иоанна «Ей гряди, Господи, Иисусе!» Ведь жизнь христианина – это чаяние, ожидание, что Он придет завтра, ну или послезавтра… Если жить в таком ожидании, что настоящая жизнь, Царство Небесное будет завтра, то как сегодня строить дома, выходить замуж, рожать детей?

Отец Бертран: Царство – это не устранение от этой жизни, это ее приведение к полноте. Речь не идет о том, чтобы отказываться от того, что у нас есть здесь и сейчас. Надо постараться открыть всё это грядущему Царству. Постараться полностью прожить ту жизнь, ту любовь, которая дается нам здесь, для того, чтобы она открылась в полноте жизни в жизни будущего века.

Фото: София Бурмистрова, Алиса Струкова

www.pravmir.ru