Лучшие музеи Нидерландов. Музеи нидерландов


Популярные музеи Нидерландов, список самых известных музеев Нидерландов — описание и фото

Музеи Нидерландов. Самые известные и знаменитые музеи городов Нидерландов — фото и видео, адреса, расположение, сайты, расписания, время работы.

ЛюбыеМузейная карта

  • великолепно

    самое-самое музейная карта

    Самая большая коллекция работ Ван Гога собрана в Музее Амстердама, построенном известным голландским архитектором в 20-е годы прошлого века. В здании представлено более 200 картин и рисунков, а также письма той знаменитой переписки художника с братом.
  • великолепно

    самое-самое музейная карта

    Главная цель посещения Рейксмузеума — это, конечно, осмотр картин знаменитых художников, таких как Франс Хальс, Ян Стеен, Вермеер и Рембрандт. Кульминацией экскурсии станет визит в «Галерею славы», где в беззвучном окружении сотен глаз туристов высится над бренностью мира завораживающее полотно Рембрандта «Ночной дозор».
  • Автомобильный музей Лоувманна не столь знаменит, как другие музеи ретро-авто в Европе, но коллекция его очень и очень заслуживает осмотра — даже если вы и не одержимый автолюбитель. Его коллекцию, которая сегодня состоит из 240 с лишним автомобилей, начал собирать в 1934 г.
  • В центре квартала Красных Фонарей, в бывшем доме горожанина Яна Хартмана, сохранилась католическая церковь, прозванная храмом Нашего Возлюбленного Господа На Чердаке (Ons’ Lieve Heer op Solder). Орган и интерьер бережно отреставрированы; на нижних этажах — картины 17-18 веков и церковная утварь.
  • музейная карта

    Анна Франк — еврейская девочка, погибшая в лагере Бельзен незадолго до конца войны, которая вела дневник с описанием жизни в убежище во время нацистской оккупации Амстердама. В 1957 г фонд ее имени открыл мемориальный музей в том самом доме, где семья Франк в течение двух лет скрывалась от немцев.
  • Королевская художественная галерея «Маурицхёйс» занимает особняк, выстроенный в 1641 г. для Морица Нассау-Зигенского и выходящий фасадом на пруд Хофвижвер. В начале 18 века резиденция была уничтожена пожаром, и в более поздней реставрации было решено не восстанавливать купол здания.
  • хорошо

  • При упоминании бриллиантов в голове весьма настырно звучит избитое и потасканное клише о дружбе представительниц слабого пола и упомянутых выше камушков. Однако добиться столь тесных отношений с алмазами не всегда бывает просто.
  • Музей Амстердамского подземелья понравится любителям пощекотать нервы — в огромном подвале старинного здания воссозданы все мрачные прелести Средневековья. Грохочущий лифт спускает посетителей на 5 этажей вниз, где начинается путешествие по подвальным помещениям.
  • средне

    Музей мадам Тюссо в Амстердаме стал первым филиалом всемирно известного лондонского музея восковых фигур. Официальное открытие музея в Амстердаме состоялось в 1971 году, а уже в 1991 году музей переезжает в свой нынешний дом на площади Дам — в самое сердце города.
  • музейная карта

    В настоящее время в доме-музее Рембрандта восстановлена обстановка тех времен: кухня, жилые комнаты и мастерская художника, а его коллекция помимо работ самого Рембрандта представлена картинами его учеников и учителя Питера Ластмана, а один из залов посвящен технике гравирования.
Культура Нидерландов разнообразна по своей сути: в ней, словно в зеркале, находят отражение региональные различия страны и зарубежное влияние, а все благодаря торговле, исследовательскому духу голландцев и притоку иммигрантов. На протяжении веков либеральные и терпимые Нидерланды играли роль значимого культурного центра, зенитом славы которого стал голландский золотой век.

До 1830 г. голландцы и фламандцы формировали единый народ, раскол которого начинает происходить в связи с религиозными войнами и Нидерландской буржуазной революцией. Большинство художников того времени, включая Питера Брейгеля-старшего, считаются фламандскими, несмотря на то, что они родились в исторических Нидерландах.

Бесспорно, самыми известными голландскими художниками эпохи Возрождения являются живописец Иероним Босх, произведения которого выставлены в Музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме, и братья Лимбурги, трое миниатюристов, прославившиеся благодаря созданию «Великолепного часослова герцога Беррийского».

В конце 19 века на весь свет гремит имя нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога, значительным собранием работ которого располагает Музей Ван Гога в Амстердаме.

В конце 16 века по религиозным причинам, а также в связи с экономическим ростом Нидерландов многие художники бежали из Фландрии в Северные Нидерланды. Именно на этот период приходится расцвет золотого века голландской живописи, а самым известным голландским художником становится Рембрандт, коллекции произведений которого представлены в нескольких музеях страны (Дом-музей Рембрандта и Государственный музей в Амстердаме, Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге).

В конце 19 века на весь свет гремит имя нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога, значительным собранием работ которого располагает Музей Ван Гога в Амстердаме. Другие прославившиеся художники столетия — это живописцы Йозеф Исраэлс и Лоуренс Альма-Тадема, пейзажист Антон Мауве и импрессионист Георг Хендрик Брейтнер. 20 век дарит Нидерландам много прекрасных художников, включая абстракциониста Пита Мондриана, а также представителей авангардистского движения «КОБРА» Карела Аппеля и Корнеля.

Бесценные произведения этих и других, менее известных, голландских художников выставлены в крупнейших музеях и галереях мира, среди которых свое почетное место занимают музеи Нидерландов — ведь именно эта страна породила талантливейших из гениев.

Также рекомендуем

Скоро на «Тонкостях»: Побывавший 4 раза в Чернобыле мужчина делится малоизвестными фактами о Зоне отчуждения

Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

Спасибо! Теперь вы будете получать (не чаще, чем раз в неделю) наш фирменный дайджест. Осталось только подтвердить подписку по ссылке в письме, которое мы вам отправили.

tonkosti.ru

Музеи Нидерландов ознакомят с главными символами Голландии

Главные музеи Нидерландов ознакомят вас с основными символами Голландии. Так давайте посмотрим, какие амстердамские музеи подготовили для своих посетителей самые интересные коллекции и экспозиции.

дом-музей Рембрандта фото

Дом-музей Рембрандта

В столице Нидерландов находится дом-музей Рембрандта, в котором мастер жил и работал на протяжении 14 лет. Художник приобрел его в рассрочку за тринадцать тысяч гульденов. Здесь он провел самый яркий отрезок своей жизни. В этом доме Рембрандт жил со своей возлюбленной Саскией ван Эйленбюрх, которая родила ему сына Титуса. Но потом в этих же стенах любимая Саския умерла, а знаменитый художник остался не только без жены, но и без гроша в кармане. За дом расплатиться Рембрандт так и не сумел, в связи с чем здание пошло с молотка вместе с коллекциями художника. В 1906 году полуразрушенный дом Рембрантда выкупил муниципалитет Амстердама. После тщательной реконструкции здание превратилось в музей, который в 1911 году открывала королева Вильгельмина.

Посетители музея могут увидеть, как жил мастер, осмотреть мебель и утварь тех времен, различные скульптуры и картины художников эпохи Рембрандта. Работ самого гения в музее нет. Часть его творений хранится в Амстердамском Национальном музее — крупнейшем музее Нидерландов. Здесь представлена лучшая коллекция произведений голландской живописи XV-XIX веков. Интересно то, что изначально музей был построен в Гааге в 1800 году, но спустя 8 лет переехал в столицу Голландии по приказу брата Наполеона Бонапарта Людовика.

Ежегодно миллионы туристов стремятся попасть в Рейксмузеум, чтобы воочию увидеть лучшее собрание европейской живописи, включая работы итальянских художников Тинторетто, Карло Кривелли, Якопо Бассано, фламандских мастеров Рубенса и Ван Дейка. Квинтэссенцией всей этой коллекции являются работы величайших голландских художников Рембрандта и Яна Вермеера. Именно тут находится четырехметровая картина «Ночной дозор» — популярнейшее творение Рембрандта, написанное в 1642 году.

музей Бойманса – Ван Бейнингена

Музей Бойманса – Ван Бейнингена

В городе Роттердам находится еще один крупнейший музей Бойманса – Ван Бейнингена. Данный муниципальный музей был открыт 3 июня 1849 года благодаря судье Ф. Я. О. Боймансу, завещавшему в дар городу свою частную коллекцию картин и эскизов. Первое время музей именовался только именем Бойманса. было приобретено отдельное здание, в котором в 1864 году произошел пожар, уничтоживший часть экспонатов. Однако экспозиция стала быстро пополняться новыми картинами и полотнами, подаренными роттердамскими ценителями искусства.

Особый вклад в коллекцию музея внес собиратель Д. X. Ван Бейнинген, который не только дарил произведения живописи из собственного собрания, но и жертвовал деньги для приобретения новых шедевров. Вскоре в музее собралось большое количество уникальных экспонатов, как местных, так и мировых художников. В 1949 году музей стал носить имя Бойманса — Ван Бейнингена. Сейчас музей Бойманса — Ван Бейнингена имеет мировую известность, побывать в его стенах мечтает каждый ценитель искусства. Его отличительной особенностью является наличие картин, рисунков, гравюр, скульптур не только прошлых эпох, но и современности.

world-countries.net

Лучшие музеи Нидерландов — журнал "Рутвет"

Содержание:

  1. Нидерланды музей Ван Гога
  2. Музей Креллер Мюллер Нидерланды
  3. Музей тела в Нидерландах
  4. Музеи Нидерландов: Немо для любознательных

Все музеи очень разноплановые, интересные, красивые. Каждому  туристу будет что посмотреть, запомнить и узнать для себя нового. У всех есть своя история создания, оригинальные коллекции и, конечно, поклонники. Есть такие места, в которые захочется возвращаться каждый раз по приезду в эту страну, например, музей Ван Гога.

Нидерланды музей Ван Гога

Сложно сказать, какое будущее сулило картинам известного художника, если бы о них не позаботились его близкие: с начала его брат, который их унаследовал, затем его жена, а после и их сын. Собственно он и был инициатором того, чтобы их увидел весь мир: устраивал в стенах своего дома показы, а часть отдавал в аренду городскому музею. Спустя годы он и предложил городской мэрии построить музей Ван Гога под который была выделена земля, средства, а над проектом стал работать сам Геррит Ритвельд.

Коллекция на сегодняшний день в стенах музея обширная: 200 картин, есть рисунки. Помимо этого имеется уникальная переписка художника с братом, благодаря которой поклонникам его творчества так много о нем известно. Трехтомное издание повествует о жизни гения и открывает взгляд на пять важных этапов  его творчества. Они известны под названиями:

  • раннее творчество;
  • отдельно идет Париж;
  • отдельно творчество по городу Арль;
  • Сен-Реми-де-Прованс;
  • и завершает все – Овер.

В музее представлены работы и других творцов искусства того времени. Помимо этого рядом с основным зданием имеется пристройка, где проходят выставки интересных частных коллекций, а также выставляются музейные архивы.

Музей Креллер Мюллер Нидерланды

Если кому-то музея Ван Гога покажется мало, есть шанс отправиться в музей Креллер-Мюллер, где находится вторая по величине коллекция известного художника. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что постоянно в стенах здания находится малая часть работ мастера, большая из существующих колесит по миру и представлена в других заведениях. Но сама атмосфера городка Оттерло, его прекрасный Национальный Парк, где музей расположен, придутся путешественникам по душе. Правда за посещение парка и картинной галереи придется платить отдельно.

Собрала коллекцию Элен Креллер-Мюллер – владелица судоходной компании Нидерландов.  Она была умной, образованной, интеллигентной особой, сделала карьеру в министерстве и являлась поклонником художественного искусства. Во многом любовь к нему ей привил местный искусствовед Хендрик Бреммер. Теперь она насчитывает более 1000 экземпляров. Все их сразу увидеть невозможно, но приезжая в Нидерланды снова и снова и посещая это заведение, можно получить такой шанс. 

Если есть желание и время, а также повезет с погодой, нельзя отказываться от возможности прогулки по «саду скульптур». Его территория впечатляет – это более 300 000 м². Планированием его занималась лично владелица.

В этом видео рассказано о музее человеческого тела.

Музей тела в Нидерландах

Не всем будет понятна атмосфера, царящая в стенах этого здания. Рекомендуется не посещать заведение впечатлительным особам и обходить его стороной беременным женщинам. В остальном – это уникальное место, известное на весь мир, как необычная выставка, главными героями которой являются человеческие тела в процессе занятия теми или иными мирскими делами. Сюрпризом станет тот факт, что экспозиции – это настоящие тела, доставленные в музей посредствам донорской программы.

Основателем музея является Гюнтер фон Хагенс – медик по образованию и бывший сотрудник германского Института анатомии и патологии. Такая уникальная возможность выставлять напоказ тела появилась у него в тот момент, когда он стал на пороге открытия пластического препарата, позволяющего, по сути, бальзамировать тела после его введения. Здесь нет неприятной и грустной атмосферы, словно в морге, а, наоборот, присутствует интерес, любопытство, восторг, как на уроки анатомии. В целом коллекция насчитывает более 200 тел, на примере которых можно убедиться, как важно ежедневно заботиться о своем здоровье. Ведь все экспонаты – это люди, прожившие уже свою жизнь. 

Музеи Нидерландов: Немо для любознательных

Все привыкли, что в стенах музеев трогать экспонаты категорически запрещается. Всюду таблички, смотрители тут же делают замечания, а в некоторых домах даже штрафуют. Но только не здесь! С первого взгляда на строение хочется скорее попасть внутрь, такой он необычный и привлекательный! Особенно рекомендуется такая прогулка семейным парам с детьми. 

Трогать собирать, тянуть, шевелить, тереть и т.д. все экспонаты не просто можно, а нужно. Такое позиционирование основано на простой логике вещей: мир познается через прикосновения. Как быстро донести ребенку, что лежит в основе физики и генетики? Разрешить ему самому разобраться и воочию увидеть все собственными глазами. Кто из детей не захочет оказаться внутри большого мыльного пузыря или сам себя вытащить из болота?  А может быть, кто-то мечтал посмотреть, как в природе зарождается смерч или всю жизнь хотел поймать молекулу?! Стать ребенку выше мамы с папой посредствам оптических иллюзий? Это очень весело и увлекательно!

В музее несколько этажей, с преодолением каждого можно наблюдать уровень сложности экспонатов. Соответственно, возрастные особенности будут играть при посещении каждого большую роль. Шоу «Цепная реакция» не оставит равнодушными посетителей, а открытая смотровая площадка на самом верху позволит рассмотреть город с высоты и сделать потрясающие снимки!

Вена за 3 дня: что посмотреть?

Поездка в Бремен: достопримечательности с описанием.

В этом видео показан музей Ван Гога в Нидерландах. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и комментарии к статье. 

www.rutvet.ru

Введение. Художественные музеи Голландии

Голландия — маленькая страна, располагающая огромными художественными богатствами.

В наши дни это страна высоко развитой промышленности и интенсивного сельского хозяйства. Неподвижны крылья ветряных мельниц, знакомых нам по бесчисленным картинам старых мастеров. Мельницы превратились в живописную деталь равнинного пейзажа по бокам современной автострады. Для голландцев характерно стремление не только сохранить старину, но и использовать ее. Здесь умеют устроиться с современным комфортом в доме XVII века, а их немало. Некоторые города (например, Гарлем, Лейден, Дельфт) можно было бы превратить в музеи старой архитектуры, однако этого не происходит. Их берегут, ценят, поддерживают и продолжают в них жить. Прошлое не теряется в призрачной дали столетий, а служит частью современной практической жизни. Правительственные учреждения страны располагаются в переделанной для этой цели триста лет тому назад средневековой резиденции графов голландских в Гааге. Амстердамский королевский дворец для торжественных приемов — это здание городской ратуши, выстроенное в середине XVII столетия знаменитым архитектором ван Кампеном.

В представлении иностранцев Голландия — страна каналов, тюльпанов и Рембрандта. Творчество Рембрандта — явление исключительное, во многом противостоящее потоку произведений его голландских современников. И все же оно составляет вершину, гребень необычайно широкой волны. Пожалуй, нигде и никогда живопись не получала такого распространения, как в Голландии XVII века. Во всех музеях мира, посвященных западноевропейскому искусству, голландский раздел — один из самых богатых. Эта маленькая страна выплеснула на мировой художественный рынок десятки тысяч картин, но и дома их все еще остается великое множество. Вплоть до наших дней Амстердам является одним из международных центров антикварной торговли. На протяжении трех с половиной столетий здесь проходили распродажи огромных художественных ценностей, создавались и вновь распадались великолепные коллекции. Однако голландские музеи с их замечательными собраниями возникли только в XIX веке. Причины этому следует искать в истории страны и в своеобразном «бытовом» отношении к старине и к искусству. Если в других европейских странах картины были прежде всего принадлежностью королевского или княжеского дворца, то в Голландии XVII века тончайшие, высоко профессиональные живописные произведения находили себе дорогу в дома не только богатых бюргеров, но и ремесленников и даже крестьян. Они служили частью повседневного быта и способом помещения капитала; умирал владелец, и наследники распродавали их.

Постоянно находясь в голландских домах, картины воспитывали глаз и вкус людей, формировали их отношение к искусству.

Наблюдая посетителей музея в Гааге или Роттердаме, вскоре замечаешь, что группа ярко одетых пожилых американок обязательно слушает экскурсовода; французы или итальянцы, бросая вокруг рассеянные взгляды, в душе глубоко убеждены, что нет на свете ничего лучше их собственного французского или итальянского искусства. Серьезные молодые немцы-студенты заранее изучили научную литературу и теперь ищут иллюстрации к своим познаниям. А вот к картине подходит голландец, ведя за руку мальчика лет десяти; они долго молча стоят перед серебристым натюрмортом Виллема Хеды и потом тихо уходят. Им не нужен экскурсовод. Им вообще не нужны слова, они привыкли не слушать о живописи, а видеть живопись. Пожалуй, это умение распространено в Голландии шире, чем в других странах. Здесь оно составляет черту культуры, связанную с особенностями национального характера.

Не приходится сомневаться в том, что существует глубокая взаимозависимость между художественным восприятием и традиционным в Голландии пониманием поэзии домашнего быта, незаметной красоты простых вещей. И то и другое — порождение истории голландского народа с ее своеобразным переплетением героизма и бюргерской ограниченности. Ее этапы определяют и пути художественного собирательства, и сложение общественных художественных коллекций — музеев.

Поворотным пунктом в истории страны является нидерландская революция конца XVI века. Примерно за полтора столетия до нее бургундские герцоги, принадлежавшие к младшей ветви французского королевского дома Валуа, объединили под своим владычеством феодальные княжества на территории современных Голландии и Бельгии. Вся эта территория была известна под названием «Низкие земли» (Нидерланды). Нидерландские княжества, расположенные на перекрестке торговых путей Европы, и до того имели между собой много общего. После объединения здесь начинают складываться черты национальной культуры, причем ведущей и в экономическом и в культурном отношении является южная часть страны. В конце XV — начале XVI века в результате династических браков Нидерланды переходят под власть испанских Габсбургов. Мощные восстания против экономических и политических притеснений предшествуют вспыхнувшей в 1566 году национально-освободительной войне. Война эта получила у голландских историков название «восьмидесятилетней», так как мир с Испанией окончательно был заключен только в 1648 году, однако основные ее итоги были ясны уже к началу XVII столетия.

Национальные требования восставших переплетались с социально-экономическими и религиозными. Борьба против испанского господства вскоре перешла в первую в мировой истории буржуазную революцию. Жестоко подавленная в Южных Нидерландах, революция на Севере привела к созданию нового самостоятельного государства — Республики семи соединенных провинций. Среди этих провинций (Северный Брабант, Утрехт, Гронинген и др.) Голландия выделяется по своему экономическому развитию, своей военно-морской мощи, а следовательно, и своему политическому значению. Недаром мы привыкли название этой провинции распространять на всю страну, употребляя его наравне с современным официальным названием «Королевство Нидерланды». Торговая буржуазия Голландии стала играть ведущую роль в новом государстве. Ее богатство и могущество строились на жестокой эксплуатации народных масс, а между тем именно патриотизм народа не раз спасал независимость страны во время бесконечных войн с Испанией, а позже с Англией. Голландские купцы располагали мощным морским флотом; они не только вели широкую международную торговлю, но и захватывали колонии в Азии, Африке, Южной Америке, грабя и уничтожая местное население.

Питер Артсен, Поклонение пастухов, фрагмент

Семнадцатый век был «золотым веком» Голландии. Передовая маленькая страна ненадолго стала одной из самых могущественных держав мира. Блестящего расцвета достигли наука и искусство — прежде всего живопись.

Среди государств абсолютистской Европы того времени буржуазная Республика соединенных провинций выделялась сравнительным демократизмом своей общественно-политической жизни и культуры. В борьбе с оплотом католицизма — Испанией — голландцы провозгласили государственной религией протестантизм, однако около половины населения оставалось католической. Веротерпимость не означала равноправия: католикам было запрещено устраивать публичные богослужения. Церкви были превращены в протестантские храмы. Протестантизм запрещает молиться религиозным изображениям, поэтому росписи на стенах были покрыты побелкой, картины и скульптуры либо удалены из церкви, либо уничтожены.

Во главе войск республики стояли штатгальтеры. По традиции эта должность стала наследственной в семействе принцев Оранских-Нассау. Штатгальтеры из дома Оранских боролись за власть с верхушкой бюргерства. Им то удавалось расширить свое влияние в государстве, то приходилось отступать на задний план.

В 1795 году французские войска заняли Голландию. Штатгальтеры бежали. Позже Наполеон провозгласил страну королевством и посадил на трон своего брата Людовика. Гибель наполеоновской империи возвела на престол возвратившуюся династию Оранских, дожившую до наших дней.

Эта историческая канва позволяет нам понять многое в развитии искусства и собирательства.

В средние века здесь, как и во всей остальной Европе, храмы и монастыри обладали коллекциями всевозможных редкостей и ценностей, которыми по большим праздникам украшали алтарь. Многие такие предметы были замечательными произведениями искусства — чаще всего прикладного. До наших дней дошла лишь незначительная доля этих богатств, в Голландии их сохранилось даже меньше, чем в других европейских странах. Вспомним, что на рубеже XVI–XVII веков протестантизм уничтожил здесь реликвии католических церквей. Людям того времени творения средневекового искусства казались грубыми и уродливыми; утратив значение религиозных реликвий, они вообще потеряли всякую ценность и погибли.

К этому времени относится первый случай, когда произведение искусства — правда, лишь фрагментарно — было спасено от уничтожения именно благодаря интересу к его художественным качествам. Однако дело шло не о древнем, а о современном произведении. В 1566 году по стране прокатилась волна восстаний, принявших форму иконоборчества; восставшие уничтожали религиозные изображения в католических церквах. В Амстердаме погибли алтарные картины, совсем недавно исполненные художником Питером Артсеном и вызвавшие восхищение современников. Лишь фрагмент одной из них — «Поклонения пастухов», поражавший необычайно убедительным изображением быка, был выпилен из деревянной доски, на которой картина была написана, и перенесен в ратушу. Теперь он находится в Рейксмузеуме в Амстердаме.

В Голландии первыми крупными произведениями, ставшими общественной собственностью, были групповые портреты. Со времен средневековья оборона городов входила в обязанности горожан. Городское ополчение состояло из стрелковых гильдий, располагавших, как и другие гильдии, собственным зданием. С начала XVI века члены голландских стрелковых гильдий стали заказывать свои групповые портреты. Наибольшее количество таких портретов было написано в Амстердаме и находится в амстердамском Рейксмузеуме. Самые ранние из них написал местный художник Корнелис Антониссен (Тёниссен). Обычно поверхность его картин плотно заполнена полуфигурами стрелков. Они выстроены в ряды, поднимающиеся один над другим, вместо того чтобы в соответствии с правилами перспективы располагаться друг за другом. Однако унылая беспомощность общей композиции с лихвой возмещается характерностью отдельных лиц. Амстердамские бюргеры изображены здесь с неподдельной достоверностью; их лица грубы, подчас уродливы, но полны энергии, воли, уверенности. Ни художник, ни заказчики не стремятся к идеализации, и они вполне правы, полагая, что — такие, какие они есть, — они способны постоять за себя и внушить уважение окружающим. Одним из проявлений настойчивого, энергичного самоутверждения голландского бюргерства и служат эти групповые портреты.

Ежегодно стрелковые гильдии сменяли офицеров и устраивали банкет в честь отслуживших свой срок (позже, в XVII веке, это происходило раз в три года). Уже в 1533 году Корнелис Тёниссен попытался сделать такое пиршество основным мотивом группового портрета. Впоследствии эта тема станет стержнем полных непринужденного веселья картин Франса Хальса. У Корнелиса Тёниссена стрелки изображены в малоподвижных позах; они смотрят на зрителя, не обращая внимания на накрытый стол. Художник еще не умеет объединить их, подчинив общему сюжетному действию, общему приподнятому настроению, как это почти сто лет спустя сделает Хальс. И все же на ранней картине между изображенными людьми есть какое-то внутреннее родство, благодаря которому они кажутся единым коллективом. Пройдет несколько десятилетий, и этот корпоративный дух голландского бюргерства, умение сообща бороться за общие интересы сыграют свою роль в бурных событиях революции.

Стрелки заказывали свои портреты за свой счет и оплачивали их в складчину. Так обстояло дело и в XVI и в XVII веках. Сохранилось документальное свидетельство, что заказчики группового портрета стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока (знаменитого «Ночного дозора») заплатили в 1642 году Рембрандту приблизительно по сто золотых — одни немного меньше, другие немного больше, в зависимости от места, которое им было отведено на картине. Законченную картину вешали в зале здания стрелковой гильдии, она становилась собственностью гильдии.

Впоследствии, с развитием военной техники, стрелковые общества уступают место наемным солдатам-профессионалам.

Уже в XVII веке эти общества не играли существенной роли в военных действиях и превратились в своего рода клубы для совместных увеселений бюргеров. В XVIII веке они были отменены. Их имущество, в том числе и групповые портреты, стало собственностью городских магистратов и остается ею до сих пор. Так, групповые портреты Рембрандта «Ночной дозор» и «Синдики цеха суконщиков» формально являются собственностью города Амстердама и переданы в Рейксмузеум (музей, принадлежащий государству, а не городу) лишь во временное пользование.

Корнелис Тёниссен. Банкет семнадцати членов стрелковой гильдии. 1533

От стрелковых корпораций обычай заказывать групповые портреты переняли другие общественные объединения-торговые, промышленные, благотворительные. Стали появляться портреты цеховых старшин, попечителей благотворительных учреждений, врачей и т. д. Они предназначались для украшения зданий цехов и корпораций, богаделен и приютов, а позже переходили в собственность городов и попадали в музеи.

Корпоративные портреты — характерное порождение республиканской Голландии. Такой заказ был самым почетным и ответственным заданием, какое мог получить голландский художник XVII века. Это крупнейшие памятники искусства, составляющие основу национального художественного наследия. К счастью, они уже в силу условий своего возникновения становились общественной собственностью, обычно оставались в том городе, для жителей которого были написаны, и лишь в редчайших случаях уходили за пределы страны. Эти портреты — чисто голландский, почти не свойственный другим странам источник пополнения общественных художественных коллекций.

Зато здесь не было других источников крупного художественного собирательства, характерных для абсолютистских стран Европы, не было королевского двора и могущественной аристократии, для которых накопление художественных ценностей служило одним из способов утвердить свой престиж. Вспомним, что именно так возникли богатейшие музеи Франции (Лувр), Австрии (Художественно-исторический музей в Вене) да и царской России (Эрмитаж). В католических странах крупнейшие художественные заказы часто исходили от церкви. Став предметом культа, картина или скульптура тщательно хранилась и тогда, когда менялся художественный вкус и исчезал «светский» интерес к ним как произведениям искусства.

В Голландии не существовало ни королевского собирательства, ни церковного меценатства. Здесь иногда возникали очень значительные частные коллекции, но, как уже говорилось, они распадались со смертью собирателя. Обычно в бюргерских домах из поколения в поколение сохранялись только семейные портреты. Подчас они бывали произведениями больших художников и, наконец, в XIX или XX веках очередной владелец, с согласия родственников, жертвовал их в музей.

Единственной постоянно пополнявшейся и переходившей из поколения в поколение крупной коллекцией в республиканской Голландии была коллекция штатгальтеров. В XVII веке она состояла главным образом из фамильных портретов и декоративных полотен, служивших для украшения дворцов. В XVIII веке штатгальтеры Вильгельм IV и в особенности Вильгельм V покупают картины голландских мастеров предшествующего столетия, руководствуясь их художественными достоинствами. По примеру собирателей-бюргеров они создают то, что с конца XVI века называлось в Нидерландах «кабинетом искусств» (Kunstkabinet).

В 1795 году французские войска вступают в Голландию. Картины из гаагского «кабинета» Вильгельма V отосланы в Париж, подобно художественным ценностям из соседней Фландрии, Италии и т. д. Неотосланная часть собрания распродана. Однако в других дворцах Оранских осталось еще немало живописных произведений. В эти годы больших перемен и военного разорения картины часто можно было купить за гроши. Возникла идея создать в Батавской республике (как тогда называли Голландию) публичный музей, подобно парижскому Лувру. И вот в 1800 году в Хёйс-тен-Босх («Дом в лесу» — бывшая летняя резиденция Оранских) открывается Национальная художественная галерея, а год спустя выходит ее первый коротенький каталог.

В 1808 году король Людовик-Наполеон Бонапарт решил переехать из традиционной резиденции Оранских Гааги в Амстердам. Здесь к его услугам был великолепный дворец — величественное здание ратуши. Из него поспешно выгнали чиновников городского управления, но некуда было девать картины, находившиеся в одном из залов второго этажа. Это были старинные групповые портреты во главе с «Ночным дозором». И король милостиво согласился жить под одной крышей с огромным рембрандтовским холстом.

По приказу Людовика-Наполеона во дворце создается Королевский музей, которому город Амстердам и передает принадлежащие ему восемь больших групповых портретов. Туда же перевозят картины из бывшей Национальной художественной галереи. Директор музея Корнелис Апостол приобретает для него произведения из частных собраний. В 1809 году Апостол издает каталог, в котором описано 459 картин.

В 1810 году король Людовик отказывается от престола по требованию своего могущественного брата, и Нидерланды включаются в состав Франции. Правительство императора Наполеона, естественно, не интересуется амстердамским музеем, средств для приобретений больше нет. Картины продолжают мирно висеть на своих местах. Там и находит их возвратившийся в 1813 году в Амстердам сын некогда изгнанного штатгальтера Вильгельма V Оранского. Вскоре он становится королем Нидерландов под именем Вильгельма I. Новый король не хочет терпеть музей под своей крышей. Помещением для музея становится Триппенхёйс — особняк, выстроенный в 1660–1662 годах архитекторами Ф. и Ю. Вингбонсами для торговцев железом братьев Трип. Здание переделывают внутри, приспосабливая для нового назначения, и в 1817 году в нем открывается Рейксмузеум (Государственный музей).

Тем временем удалось добиться возвращения из Франции большинства (но далеко не всех) художественных ценностей, вывезенных в предшествующие два десятилетия. В основном это были картины из «кабинета искусств» Вильгельма V. Они и составили сердцевину нового музея, открытого в январе 1822 года в Гааге. Он разместился в изящном и величественном Маурицхёйсе («Дом Маурица»), выстроенном в 1633–1644 годах по планам ван Кампена для принца Маурица (Морица), одного из членов семейства Оранских. Название здания перешло и на музей. В его официальном наименовании до сих пор сохраняются слова «королевский кабинет картин», несмотря на то, что он является собственностью нидерландского государства, а не королевской фамилии.

В начале XIX века житель Утрехта некий г-н Бойманс собрал обширную коллекцию картин. Ходили слухи, что он часто покупает вещи невысокого качества, да еще снабжает их поддельными подписями знаменитых художников. Поэтому утрехтский бургомистр не внял предложению Бойманса, пожелавшего продать свою коллекцию городу. Собиратель был оскорблен, и, когда в 1847 году он скончался, оказалось, что он завещал свою коллекцию не Утрехту, а городу Роттердаму при условии, что там будет создан музей его имени. Так в Роттердаме возник Музей Бойманса. Из 1193 завещанных им картин лишь 239 были сочтены достойными музейной экспозиции. В 1864 году в здании музея был пожар, многое сгорело, но часть первоначального собрания сохранилась до наших дней.

Следуя примеру больших городов, решил основать музей и магистрат Гарлема. Это было нетрудно: городу издавна принадлежало большое количество картин, главным образом групповых портретов, в том числе серия блестящих произведений Франса Хальса. Они составили ядро собрания и определили его характер. В 1862 году музей был открыт.

В отличие от Рейксмузеума и Маурицхёйса музеи в Роттердаме и Гарлеме принадлежат не государству, а городу. Они подчинены не правительству, а городскому магистрату, и это заметно сказывается на условиях их существования и характере собраний. Роттердамский музей — исключение среди городски-х музеев по разнообразию коллекций и размаху выставочной деятельности. В Гарлеме же преобладают произведения художников, работавших в этом городе. Здесь посетитель может получить представление о развитии местной — а не общенациональной, как в Рейксмузеуме, — художественной школы. Такой состав коллекций характерен для многих музеев, существующих в наши дни в голландских городах. Чаще всего в них размещаются материалы по истории города и картины, причем последние частично также представляют скорее исторический, чем художественный интерес. Но почти в каждом из таких музеев найдется ряд произведений, имеющих не местное, а общенациональное и даже мировое художественное значение. Так, в городском музее Лейдена находится одно из крупнейших творений нидерландской живописи XVI века-знаменитый алтарный триптих Луки Лейденского с изображением Страшного суда.

Голландские музеи были созданы в XIX — начале XX века по инициативе местной интеллигенции. В сущности, это относится и к Рейксмузеуму и Маурицхёйсу, несмотря на то что некогда их возникновение было закреплено указами королей Людовика- Наполеона Бонапарта и Вильгельма I Оранского. Современное состояние обеих коллекций резко отличается от первоначального и по объему и по качеству произведений. За последние сто лет интенсивное обогащение голландских музейных собраний происходит за счет частных пожертвований. Иногда жертвуются картины, иногда деньги на их приобретение. В начале XX века было основано Рембрандтовское общество — организация по сбору средств для музейных покупок. Большинство крупных приобретений и теперь происходит при ее помощи.

После второй мировой войны возникла так называемая Государственная служба по распространению художественных произведений. Нидерландское правительство позаботилось о возвращении увезенных в Германию художественных ценностей, принадлежащих как музеям, так и частным лицам. Некоторые из возвращенных коллекций не нашли своих владельцев, погибших за годы войны. Эти коллекции составили государственный фонд, который передает произведения в пользование музеев.

Сложившиеся в XIX веке собрания музеев состояли почти исключительно из произведений мастеров XVII века — «золотого века» голландской живописи. В 1880-1890-е годы во главе музеев становятся крупные ученые, заложившие основы современного изучения голландского искусства, Обреен, Бредиус, несколько позже Шмидт-Дегенер. Начинается научно обоснованное расширение коллекций в том направлении, которое наиболее оправдано для данного музея.

Приобретаются произведения не только наиболее крупных, но и особенно редких, интересных мастеров «золотого века», формируются разделы нидерландского искусства XV–XVI и XVIII–XIX веков. Появляются — правда, в сравнительно небольшом количестве — работы иностранных мастеров: старых итальянцев, новых французов. В Амстердаме и Гааге возникают новые музеи, посвященные искусству XIX–XX веков. Складываются выдающиеся коллекции гравюр и рисунков. Ведутся археологические раскопки — прежде всего в юго-восточной части страны, пережившей расцвет в эпоху римского владычества и раннего средневековья. Старинный центр этого района, город Неймеген, располагает собранием интереснейших античных и средневековых древностей. Наконец, бесспорно высоко художественное значение замечательных этнографических коллекций музея при Королевском институте тропиков в Амстердаме.

Не имея возможности останавливаться на всех этих музейных собраниях, ограничимся четырьмя из них. Это Рейксмузеум в Амстердаме, Маурицхёйс в Гааге, Музей Франса Хальса в Гарлеме и Музей Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Выставки и музеи в Нидерландах / Travel.Ru / Страны / Нидерланды

Обычно музеи работают с 10:00 до 17:00 по будним дням и с 13:00 до 17:00 по выходным.

Музеи в Амстердаме: Государственный Рейксмузеум (Rijksmuseum) — большая коллекция нидерландской живописи; Музей Рембрандта (Rembrandthuis) — расположен в здании, в котором Рембрандт жил и работал, здесь представлена практически полная коллекция гравюр и рисунков, сделанных художником; Музей современного искусства (Stedelijk Museum) — голландская и французская живопись XIX и ХХ вв; Музей Ван Гога (Van Gogh museum) — самая большая в мире коллекция произведений мастера: около 200 картин и 500 рисунков;Королевский Дворец — действующие королевские апартаменты, дворец открыт для посещений с июня по август ежедневно с 13:30 до 16:00, в остальные месяцы — только по средам с 14:00 до 16:00; Музей тропиков (Tropenmuseum) — часть королевского института тропиков; Выставка восковых фигур мадам Тюссо (Madame Tussaud’s Scenerama).

Музеи в Гааге: Королевская художественная галерея (Mauritshuis) — одно из лучших в мире собраний голландской живописи XV-XVII веков; Парк Мадуродам (музей под открытым небом) — вся Голландия в миниатюре, открыт ежедневно круглый год.

Стоимость экскурсий меняется в зависимости от количества человек в группе. Ориентировочная стоимость групповых экскурсий на одного человека (для группы в 15 человек): обзорная экскурсия по Амстердаму (3 часа) ~20 EUR, обзорная пешеходная экскурсия по Амстердаму (4 часа) ~10 EUR, Заансе-Сханс и Волендам (посещение национальных рыбацких деревушек, музея под открытым небом Заансе Сханс; 4 часа) ~22 EUR, Кейкенхоф (парк цветов, открыт только с 21 марта по 20 мая; 4 часа) ~25 EUR (входные билеты оплачиваются дополнительно: для взрослых — 11 EUR, для детей — 5.5 EUR), Гаага и Дельфт (провинция Южная Голландия, Гаага, курорт Схефенинген, музей "Мадюродам"; 4 часа) ~25 EUR, Брюссель (12 часов) ~55 EUR, Брюгге и Гент (12 часов) ~65 EUR.

guide.travel.ru