Как обезопасить себя от банкротства авиаперевозчика? Обанкротился авиаперевозчик


«ВИМ-Авиа» полетела вслед за «Трансаэро»

© Фото с сайта vim-avia.com

Массовая отмена чартеров крупной российской авиакомпании «ВИМ-Авиа» стала неприятной неожиданностью для тысяч туристов, в одночасье лишившихся заслуженного отдыха. Но специалистам авиационной сферы уже давно было понятно, что прекращение деятельности этого перевозчика — всего лишь вопрос времени. Слишком уж буквально авиакомпания копировала бизнес-модель «Трансаэро», в конце концов доведшую ту до банкротства, и слишком демонстративно безнаказанными остались те, кто привел «Трансаэро» к катастрофе.

До последнего времени лайнеры «ВИМ-Авиа» совершали по несколько десятков чартерных рейсов в неделю, и их отмена вполне способна вызвать настоящий коллапс на рынке авиаперевозок, уверены в Ассоциации туроператоров России (АТОР). По подсчетам экспертов этой организации, от прекращения полетов пострадают до 100 тысяч российских туристов и неопределенное количество иностранцев. 43 тысячи россиян, уже улетевших самолетами «ВИМ-Авиа» на отдых в Турцию, Грецию, Италию, Испанию и Крит, рискуют на обратном пути столкнуться с неисполнением услуг перевозчиком.

Массовая отмена рейсов уже вызвала множество инцидентов. В частности, застрявшие в столичном аэропорту «Домодедово» 500 туристов из Китая невольно нарушили миграционный режим РФ. А пассажиры, рейсы которых из аэропорта «Домодедово» в турецкую Анталью «ВИМ-Авиа» задержала больше чем на сутки, остались без положенных по закону ваучеров на питание. Судя по всему, хаос будет нарастать и дальше, затрагивая все увеличивающееся количество людей.

Между тем нельзя не заметить, что сегодняшние проблемы «ВИМ-Авиа» и сценарий, по которому развиваются события, как две капли воды напоминают позапрошлогодний крах авиакомпании «Трансаэро». Напомним, что основными причинами банкротства одного из ведущих на тот момент российских авиаперевозчиков стали финансовые трудности, широкое применение демпинговых схем и использование устаревшего парка воздушных судов.

Ровно те же самые проблемы сегодня наблюдаются у «ВИМ-Авиа». Показательна, например, ситуация в дальневосточном регионе: только за июнь месяц авиакомпания 12 раз более чем на пять часов задерживала вылет своих самолетов из «Домодедово» в Благовещенск.

«У „ВИМ-Авиа“ старый парк самолетов, и они дольше положенного срока проходят техническую и предполетную подготовку. Все это потом собирается в большой ком проблем», — пожаловались в министерстве транспорта Амурской области.

Действительно, по официальным данным, средний возраст самолетов авиаперевозчика сегодня достигает 19 лет. Даже у «Трансаэро» этот показатель был не столь зловещим — незадолго перед банкротством он составлял 16,9 года. А чем старше самолет, тем больше времени уходит на его обслуживание и подготовку к рейсу, причем возможны внештатные ситуации, на решение которых требуется сверхнормативное время. В итоге самолеты «ВИМ-Авиа», точно так же, как прежде «Трансаэро», время от времени застревают в аэропортах на срок куда больше расчетного.

Другая проблема, роднящая обе авиакомпании, — рискованные финансовые схемы. Ценовая политика, ведущаяся практически на грани демпинга, с одной стороны делает предложения от «ВИМ-Авиа» очень привлекательными для пассажиров, но с другой — ведет к регулярным задержкам платежей наземным службам и обусловленным этим сбоям в техническом обслуживании. Дошло до того, что представители туркомпаний даже начали отговаривать туристов от перелетов «ВИМ-Авиа», требуя с них при выборе этого перевозчика специальную расписку. Агрессивная экспансия «Трансаэро» в прошлом также сопровождалась демпингом и нарастанием проблем с обслуживанием рейсов.

Эксперты уверены, что именно низкие тарифы стали причиной тяжелой финансовой ситуации в «ВИМ-Авиа», повлекшей за собой сложности с оплатой обязательств по топливу и заработной плате. А один из пилотов «ВИМ-Авиа» рассказал недавно, что ему уже полтора месяца задерживают зарплату.

Результат подобных действий оказался закономерен — прокуратура начала проверку деятельности перевозчика, а Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту хищения средств пассажиров. Свою проверку состояния дел вокруг «ВИМ-Авиа» ведет и Росавиация.

Хочется верить, что действия регуляторов и надзорных органов помогут навести порядок в авиатранспортной отрасли и выявить истинных виновников возникшего хаоса. Хотя, к сожалению, решительные меры запоздали минимум на два года — ведь если бы тогда владельцев «Трансаэро» решительно призвали к ответу, «ВИМ-Авиа» сегодня, скорее всего, просто не стали бы доводить до столь прискорбного состояния.

Источник — KM.RU

www.rosbalt.ru

20 авиакомпаний, которые ушли из России | Рамблер/путешествия

Западные авиакомпании продолжают уходить с российского рынка. 6 сентября последний рейс в Москву выполнит американская Delta Air Lines. 30 октября из России уйдет немецкий лоукостер Germanwings / Eurowings. Мы вспомнили все авиакомпании, за последние 2,5 года (после начала кризиса на Украине, охлаждения отношений с Западом, девальвации рубля и падения числа выезжающих за рубеж) сказали России «до свидания».

Delta Air Lines (США)

Последний рейс по маршруту Нью‑Йорк — Москва — Нью‑Йорк американская авиакомпания Delta Air Lines выполнит 6 сентября. Лайнер покинет московский аэропорт Шереметьево в 13:45. С 7 сентября перевозчик на своем сайте предлагает перелеты в США с пересадкой в Париже (рейс до столицы Франции выполнит Air France) или Амстердаме (рейс из Москвы выполнит KLM). Как и Delta эти авиакомпании входят в один альянс Sky Team.

Это уже второй уход Delta Air Lines с российского рынка. Первый раз американская авиакомпания прекратила полеты в РФ 30 сентября 2015 года из‑за падения пассажиропотока. 16 мая 2016 года Delta возобновила полеты в Москву — до 6 сентября они выполнялись пять раз в неделю.

Delta Air Lines начала полеты по маршруту Нью‑Йорк — Москва в 1991 году после того, как обанкротилась авиакомпания Pan American — на тот момент единственный американский перевозчик, связывающий Советский Союз и США. Права на рейсы в СССР достались Delta.

В 2005 году Delta добавила еще один полет в Россию: из Атланты в Москву, но скоро он был закрыт из‑за финансовых проблем у авиакомпании, которой пришлось пройти через процедуру банкротства. Однако, даже в то время американская авиакомпания не прекращала полеты в Россию из Нью‑Йорка.

После ухода Delta единственным перевозчиком на маршруте Москва — Нью‑Йорк остался «Аэрофлот».

Germania (Германия)

Первой западной авиакомпанией, которая прекратила полеты в Россию после того, как отношения с Европой обострились из‑за кризиса на Украине, стал небольшой немецкий перевозчик Germania.

На российский рынок он вышел в 2013 году, открыв рейсы в Москву из Бремена. Первый полет состоялся 7 мая. Затем в расписание добавились маршруты в Москву из Лейпцига и Карлсруэ (Баден‑Баден). В конце 2013 года руководство Germania заявляло, что рассматривают возможность начала полетов в российскую столицу из Кельна и Дюссельдорфа.

Но начавшийся в следующем году украинский кризис перечеркнул все планы. Летом Germania заявила, что из‑за «изменившейся экономической ситуации на рынке авиатранспортных услуг России» перевозчик с 21 октября 2014 года приостанавливает полеты в Москву из Лейпцига, Бремена и Баден‑Бадена.

Aigle Azur (Франция)

Спустя пять дней после ухода Germania российский рынок покинул французский лоукостер Aigle Azur. Последний рейс по маршруту Париж — Москва — Париж перевозчик выполнил 26 октября 2014 года. В авиакомпании закрытие полетов

travel.rambler.ru

Как обезопасить себя от банкротства авиакомпании? — вопросы от читателей Т—Ж

Очень не хочется попасть в такую же ситуацию, как пассажиры обанкротившейся «Вим-авиа». Люди там застряли в аэропортах на сутки и больше. Скажите, есть ли способ оценить благополучие авиакомпании до покупки билета, чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию? Особенно если лететь планируешь лоукостером или чартерным рейсом.

Илина

Илина, боюсь, что надежность перевозчика оценить заранее нельзя.

Сергей Король

часто летает

Авиаперевозчики — это частные компании, они могут разориться в любой момент. Два года назад разорилась вторая по величине авиакомпания в России — «Трансаэро». Ничего не предвещало беды: парк пополнялся новыми самолетами, открывались новые маршруты. Вдруг авиакомпания приостановила полеты — и всё. О причинах до сих пор спорят эксперты и следователи.

Кроме банкротства у пассажиров могут быть и другие риски, никак не связанные с благосостоянием авиаперевозчика. В курортной стране произошел теракт — и Росавиация запретила полеты. Авиадиспетчеры устроили забастовку — все полеты отменили. Начался ураган — вылет перенесли на сутки.

Нет авиакомпании, которая летает без задержек и отмен рейсов. Но к ним можно подготовиться.

Летайте национальным перевозчиком. В каждой стране есть самая крупная, титульная авиакомпания. В России это «Аэрофлот», он занимает половину рынка. Национальный перевозчик получит помощь от государства вероятнее, чем маленькая авиакомпания.

Купите страховку. Туристические страховки покрывают ущерб от задержки или отмены рейса. Со страховкой вы всегда сможете купить новый билет и улететь другой авиакомпанией. Страховка от невылета и потери багажа в среднем стоит 800 Р за перелет туда-обратно.

Вам все должны. Инструкция к аэропорту

Знайте свои права. Если ваш рейс задержали на 2 часа или более — требуйте у представителя авиакомпании воду. Если задержали на 4 часа или более — вам полагается горячее питание. Если задержали на 8 часов или отменили, то вас обязаны отвезти в гостиницу, бесплатно разместить там и привезти обратно.

Если рейс задержали или отменили по вине авиакомпании, вы можете поменять билет на другой рейс без доплаты или сдать — вам вернут полную стоимость билета. Представители авиакомпании могут юлить, ссылаться на трудности или внутренние ограничения. Грозите им судом, скандалом в соцсетях и Росавиацией.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: [email protected] На самые интересные вопросы ответим в журнале.

journal.tinkoff.ru

Как вернуть деньги при банкротстве авиакомпании

https://news.ru/storage/news/3a769faedbc9df41175306e8ab837a3c/4eafb14f-bdf7-4562-8fd4-35293bf1fe44_850.jpg АГН «Москва»/Игорь Иванко

Юристы рассказали News.ru, что делать, если авиаперевозчик прекратил свою работу после того, как продал билеты

Печально известная авиакомпания «Саратовские авиалинии» отменила все рейсы, Росавиация аннулировала сертификат авиаперевозчика. Одной из причин такого решения стало повышение авиакомпанией максимальной продолжительности полётной смены и допуск пилотов к полётам без медосмотра.

С 30 мая по 13 июня рейсы «Саратовских авиалиний» выполняют компании-дублёры. Это «Аэрофлот», «Сибирь», «Уральские авиалинии», Utair, «ЮВТ Аэро», «РусЛайн», NordStar, «Северный ветер», «Якутия», «Ямал», Red Wings и «Нордавиа». Получается, что в этом случае интересы пассажиров не пострадают.

vk.com/Саратовские авиалинии

К сожалению, ситуации, когда авиакомпания закрывается, в наши дни не редкость. Осенью прошлого года стало известно о том, что британская авиакомпания Monarch объявила о своём банкротстве. В итоге около 110 тысяч её клиентов, находясь в это время в других странах, не могли вернуться домой. Компания аннулировала примерно 300 тысяч забронированных билетов. Для возвращения британских пассажиров правительство страны отправило более 30 самолётов.

Также прошлой осенью пострадали и россияне, которые приобрели авиабилеты у «ВИМ-Авиа». Этот перевозчик испытывал финансовые сложности, в результате которых рейсы часто задерживали. А в конце сентября в турецком городе Анталья был задержан вылет сразу пяти рейсов этой авиакомпании. Некоторым туристам приходилось оставаться в аэропорту около суток. Тогда по вине компании всего пострадали около трёх тысяч человек. При этом, как подчёркивали в Следственном комитете, «ВИМ-Авиа» продавала билеты, зная, что перелёты не состоятся.

Аналогичный случай произошёл и в 2015 году, когда о банкротстве объявила крупнейшая российская компания «Трансаэро». Её клиенты никак не могли получить деньги за несостоявшиеся перелёты. «Трансаэро» являлась второй в стране по годовому пассажирообороту авиакомпанией, уступая лишь «Аэрофлоту». 

Нет никаких гарантий, что такие проблемы впредь не коснутся клиентов авиакомпаний. Какую же тактику лучше выбрать, если перевозчик, которым вы планировали лететь, закрывается? News.ru задал этот вопрос юристам и на основе их ответов составил алгоритм действий.

Итак, сначала нужно выяснить, не планирует ли компания возместить ущерб или поменять билеты на другие рейсы. Как отметила юрист коллегии адвокатов «Юков и партнёры» Екатерина Баглаева, как правило, перевозчики решают такие вопросы, не прибегая к судебным разбирательствам. 

Подготовка бортпроводников в «Авиационной школе Аэрофлота» в ШереметьевоАГН «Москва»/Сергей Киселев

Подготовка бортпроводников в «Авиационной школе Аэрофлота» в Шереметьево

Узнайте, почему рейс отменили. Руководство компании обязано объяснить причину и предложить альтернативные перелёты. Если рейс отменили более чем за 14 дней до вылета, то можно вместо билетов на другой самолёт получить полный возврат денег. Об этом напоминает ведущий юрист «Центра Правосудия» Максим Кошелев. 

Подготовьте документы, чтобы вам вернули деньги. Составляется заявление на имя руководства авиакомпании, к нему нужно приложить авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. «Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта», — добавляет Максим Кошелев. По его словам, если такую справку получить не удалось, то можно приложить копии билетов и посадочных талонов. 

АГН «Москва»/Игорь Иванко

Докажите, что вы потратили лишние деньги. Например, это может быть бронь в гостинице, которую нельзя отменить, или ваучеры на экскурсию, а также медицинские справки и приглашения. Документы должны доказать, что у вашей поездки была чёткая цель: свадьба друга, футбольный матч или концерт, медицинское обследование и т. д. По закону «О защите прав потребителей», всё это является основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, отмечает ведущий юрист «Центра Правосудия». 

Если компания в течение 30 дней отказывается компенсировать ваши расходы, то можно обратиться в суд. И тут нужно собрать максимальный пакет документов, чтобы не возникло никаких сомнений в том, что отмена рейса нанесла вам моральный и финансовый ущерб. Кроме того, нужно добавить туда письменную претензию к перевозчику и его ответ, если он был. 

Практика показывает, что крупные авиакомпании стараются решить разногласия с клиентами мирным путём. Они часто предлагают билеты на другие рейсы или стараются вернуть деньги за перелёт, который так и не состоялся. 

В любом случае, если рейс отменили, нужно спокойно собрать документы, доказывающие, что вы за этот полёт заплатили, и ждать, какие альтернативы предложит перевозчик. 

news.ru