Музейный остров – созвездие музеев. Остров музеев


Остров музеев - это... Что такое Остров музеев?

Координаты: 52°31′17″ с. ш. 13°23′44″ в. д. / 52.521389° с. ш. 13.395556° в. д. (G)52.521389, 13.395556

Музейный остров на карте Берлина

Музейный остров (нем. Museumsinsel) — название, которое получила северная оконечность острова Шпрееинзель на реке Шпрее в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

История

В Средние века северная часть острова Шпрееинзель представляла собой болотистые заливные луга. В южной, более высокой части острова ещё в XIII в. возник город Кёльн, а его северная часть стала позднее садом при берлинском Городском дворце. В XVII веке левый рукав Шпрее был оснащён системой каналов. Возник нынешний канал Купферграбен, благодаря которому была осушена северная часть острова. Между Шпрее и Купферграбеном возник Кёльнский островок (нем. Cöllnische Werder), где во второй половине XVII века был построен Люстгартен. К 1748 году оранжерея Померанценхоф (нем. Pomeranzenhof) с тропическими фруктами, пальмами и экзотическими растениями, последнее напоминание о Люстгартене, в связи с ростом торговой деятельности по водным путям была переоборудована под склад. Позже на острове были построены дополнительные склады, в том числе для муки и соли.

В 1797 году король Фридрих Вильгельм II поддержал предложение археолога и профессора искусствоведения Алоиса Хирта о создании музея для размещения произведений искусства античности и Нового времени. В 1810 году своим высочайшим указом король Фридрих Вильгельм III повелел заложить «публичное собрание тщательно отобранных произведений искусства». Этим указом он пошёл навстречу становившимся всё более громкими призывам образованного бюргерства к созданию публичных собраний произведений искусства.

В 1822 году Карл Фридрих Шинкель представил проект нового здания, в соответствии с которым планировалась обширная перестройка северной части Шпрееинзель. Помимо музейного здания проект застройки острова предусматривал строительство нескольких мостов и работы по выравниванию канала Купферграбен. Руководство комиссией по возведению музея было возложено на Вильгельма фон Гумбольдта.

Первым музеем на Музейном острове и одновременно первым публичным музеем Пруссии стал построенный в 1830 году. Старый музей. В 1859 году открыл свои двери Прусский королевский музей (ныне Новый музей). В 1876 году последовало открытие Национальной галереи (современное название Старая национальная галерея). В 1904 году на самом «носу» острова открылся Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде, переименованный в 1960 году в честь немецкого историка искусства Вильгельма фон Боде). В 1930 году на Музейном острове появилось здание Пергамского музея. Благодаря Музейному острову, ставшему центром науки и искусства Берлина, город заслужил лестное прозвище «Афины на Шпрее».

В 1870-е годы название «Музейный остров» повсеместно закрепилось за этой частью острова и отражало претензии Пруссии на достойное место культурной столицы Европы в одном ряду с Парижем и Лондоном. В 1880 году на конференции директоров музеев было принято решение о размещении на Музейном острове исключительно произведений «высокого искусства», которым в то время считалось искусство Европы и Ближнего Востока.

Проекты дальнейшей застройки имели целью создание дополнительных выставочных площадей для постоянно растущих коллекций искусства. Ещё Альфред Мессель планировал пристроить к своему детищу — зданию Пергамского музея дополнительный южный корпус и разместить в нём Египетскую коллекцию. Этим планам не суждено было осуществиться из-за огромного количества возникших технических и финансовых сложностей.

При национал-социалистах в планы переустройства Берлина, разрабатываемые Альбертом Шпеером, был включён и Музейный остров, где предполагалось возвести ещё четыре монументальных музейных здания по проекту архитектора Вильгельма Крайса. Согласно этому проекту на северном берегу Шпрее напротив Музея Боде должны были вырасти Германский музей, Музей XIX века и Музей египетского и переднеазиатского искусства, (который после пересмотра проекта стал просто Египетским музеем и, обладая в проекте выставочной площадью в 75 000 м², самым крупным из трёх строений). Застройка территории между улицами Фридрихштрассе, Ораниебургерштрассе и площадью Монбижуплац потребовала бы перенос самого дворца Монбижу. Для военно-исторических коллекций берлинского Цейхгауза вдоль Купферграбена Крайс планировал построить здание Музея мировой войны. Ханнс Дустманн, имперский архитектор гитлерюгенда, предложил в дополнение к новым музеям в северной части острова создать в его южной части между линией городской железной дороги и Фридрихштрассе новый Этнографический музей. Всем этим масштабным проектам помешала война.

Во Вторую мировую войну музеи острова были разрушены более чем на 70 %. Планом их постепенного восстановления начиная с 1950 года остался не охвачен наиболее пострадавший из всех Новый музей. Прозванные «позорным пятном» руины Нового музея предполагалось снести, что однако затягивалось из-за нехватки площадей. Дорогостоящие работы по санации начались лишь в 1987 году. Привести Музейный остров в полный порядок предполагалось к 1989 году, однако вследствие нехватки средств эти работы так и не были начаты.

После объединения Германии в конце 90-х годов начались масштабные работы по реставрации и санации Музейного острова. В 1999 году совет Фонда прусского культурного наследия утвердил мастер-план Музейного острова. Он предусматривает санацию имеющихся зданий, их архитектурное объединение в музейный ансамбль и реорганизацию коллекций, разделённых до 1989 года.

Музейный остров сейчас

Северную оконечность Музейного острова пересекает мост Монбижу, соединяющий остров с обоими берегами Шпрее. Оба моста закрыты для движения общественного транспорта и образуют вход в Музей Боде, здание треугольной формы в стиле необарокко, огромный купол которого возвышается над северной частью Шпрееинзель.

С южной стороны Музея Боде остров пересекает линия берлинской городской электрички, которая отделяет здание Музея Боде от примыкающего к нему Пергамского музея. Это самое позднее музейное здание в комплексе на Музейном острове является самым посещаемым берлинским музеем, пользующимся мировой известностью благодаря таким монументальным античным экспонатам, как давший название музею Пергамский алтарь. Вход в музей представляет собой площадь, ограниченную с трёх сторон корпусами музейного здания, на которую можно попасть с улицы Ам-Купферграбен по пешеходному мосту.

С юго-запада к Пергамскому музею примыкает Новый музей, который после Второй мировой войны длительное время пребывал в руинах и в настоящее время восстанавливается, а с юго-востока с Пергамским музеем соседствует Старая национальная галерея, представляющая собой по стилю античный храм с высокой лестницей при входе. Над входом в галерею возвышается конная статуя Фридриха Вильгельма IV, руке которого принадлежат первые эскизы здания. У входа в Национальную галерею разбита лужайка, оформленная скульптурами из фонда музея. С юга и востока у Шпрее лужайка ограничена колоннадами в дорическом стиле. В летнее время здесь проводятся кинопоказы и концерты под открытым небом.

С южной стороны Нового музея и Национальной галереи остров пересекает улица Бодештрассе, открытая для проезда транспорта через западный рукав Шпрее. Примыкающий к ней мост Фридрихсбрюкке через восточный рукав Шпрее закрыт для механических транспортных средств. Далее к югу от этой улицы в западной части острова находится Старый музей и Люстгартен, а в восточной части — Берлинский кафедральный собор. Проходящая между ними узкая улочка Ам-Люстгартен соединяет Боденштрассе с важнейшей транспортной магистралью Унтер-ден-Линден — Дворцовая площадь — Карл-Либкнехт-Штрассе, которая ограничивает достаточно тихий в транспортном отношении Музейный остров ограничивает с юга.

Севернее Берлинского собора напротив Старой национальной галереи летними вечерами любители орнитологии могут наблюдать удивительное зрелище отправляющихся на ночёвку в каштановый лесок десятков тысяч скворцов.

Музеи

Пять музеев на Музейном острове входят в музейное объединение Государственные музеи Берлина, которое в свою очередь является учреждением Фонда прусского культурного наследия. Музейный остров в одном ряду с Культурным форумом в берлинском Тиргартене, комплексом замка Шарлоттенбург и музеями в Берлин-Далем образует один из наиболее известных музейных центров Берлина.

В зданиях на Музейном острове преимущественно размещены археологические коллекции и искусство XIX в. После объединения Германии началось объединение разделённых прежде между Западом и Востоком собраний. В соответствии с мастер-планом Музейного острова планируется реорганизация и совместное экспонирование коллекций всех музеев. Новое здание входа, открытие которого запланировано на 2008 год, станет центральным входом на Музейный остров в целом. Одновременно в нём будет находиться информационный центр, кафе, магазины, рестораны и залы для специальных мероприятий и выставок.

В Старом музее на основном этаже экспонируется часть Античного собрания: скульптуры, оружие, золотые украшения и сокровища из серебра из коллекции древнегреческого искусства, начиная с кикладской эпохи до древнеримской эпохи. На верхнем этаже музея с августа 2005 г. временно располагается берлинский Египетский музей, переехавший туда из Шарлоттенбурга. В 2009 году он займёт свое место в отстроенном Новом музее.

Новый музей в соответствии с мастер-планом Музейного острова находится в стадии восстановления. После его открытия в 2009 г. он примет экспозицию Египетского музея и Собрания папирусов, в которую в частности входит знаменитый бюст древнеегипетской царицы Нефертити и другие произведения искусства эпохи Эхнатона. В Новом музее будет также частично представлена экспозиция Музея первобытной и ранней истории с экспонатами, относящимися к каменному веку и другим древним эпохам.

В трёх корпусах Пергамского музея собраны архитектурные объекты, древнегреческие и древнеримские скульптуры из Античного собрания, Переднеазиатского музея, экспонаты которого охватывают шесть тысяч лет истории, искусства и культуры Передней Азии, и Музея исламского искусства, в котором хранятся произведения искусства исламских народов VIII—XIX вв. Пергамский музей получил всемирную известность благодаря впечатляющей реконструкции археологического ансамбля Пергамского алтаря, воротам Милетского рынка, Воротам Иштар с фрагментом вавилонской Дороги процессий и фризу из Мшатты. После открытия четвёртого, находящегося пока на стадии строительства корпуса Пергамского музея в нём можно будет увидеть такие монументальные произведения из собрания Египетского музея, как ворота из храмового комплекса Калабша и колонный зал царя Сахуры, а также фасад из Телль-Халафа из Переднеазиатского музея, которые ещё со времён войны томятся в музейных запасниках Государственных музеев Берлина.

В собрании Старой национальной галереи представлены произведения скульптуры и живописи XIX в., начиная Каспаром Давидом Фридрихом и французскими импрессионистами и заканчивая фресками творивших в Риме назарейцев.

В открывшемся 17 октября 2006 года после реконструкции Музее Боде представлены экспонаты из Музея византийского искусства III—XIX веков, итальянская и немецкая скульптура от раннего Средневековья до XVIII в. из Скульптурного собрания. В Монетном кабинете хранятся серии монет, которые охватывают период от VII века до н. э., когда первые монеты чеканились в Малой Азии, и заканчивая монетами и медалями XX века, а также избранные экспонаты старых мастеров из Берлинской картинной галереи.

В 2005 году один из трёх открытых для доступа публики музеев на Музейном острове посетил каждый седьмой посетитель берлинских музеев.

Вид на Музейный остров с воздуха

См. также

Ссылки

Музейный остров в Берлине

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Остров музеев в Берлине. История и достопримечательности

В этой статье вы узнаете:

Музейный остров является важной частью Берлина для настоящих ценителей европейской культуры. Он располагается на севере острова Шпрееинзель и соединен с берегами реки Шпрея мостом Монбижу. Это огромный туристический центр, в котором находятся музеи, которые являются объектами Всемирного культурного наследия.

Остров музеев в Германии

История возникновения

История Музейного острова начинается с 1810 года, когда Вильгельм III решил воплотить в жизнь задумку Вильгельма II построить на Шпрееинзеле музей для коллекции античных предметов искусства прошлых веков. К 1830 году уже был построен первый музей, который стал называться Старым. На протяжении последующего столетия были воздвигнуты Прусский королевский музей (Новый музей), Национальная галерея, музей кайзера Фридриха (музей Боде) и Пергамский музей. В планах было строительство еще нескольких зданий, но по различным причинам это так и не удалось осуществить.

События военных лет нанесли огромный ущерб музеям авиационными бомбежками. Некоторые экспонаты были вывезены союзными войсками, хранилищем для тех, которые остались стали затопленные бомбоубежища. Позднее в 1958 году правительство Соединенных Штатов Америки вернуло ценности Федеративной республике Германии, а правительство СССР - Германской Демократической Республике. Но полноценные реставрационные работы начались лишь в конце прошлого столетия после того, как произошло объединение двух частей Германии. Они ведутся до сих пор.

Достопримечательности

Старый музей

Строительство Старого музея началось в 1823 году и длилось до 1830 года. Его проект был разработан Карлом Фридрихом Шинкелем, а за образец была взята афинская стоя. Название Старого музея он получил после появления зданий новых музеев. Изначально в нем демонстрировались художественные ценности прусских королей: античные статуи и реликвии древнего Египта. Очень значимым экспонатом являлся знаменитый бюст царицы Нефертити.

В девятнадцатом и двадцатом веках музей пополнялся различными документами и экспонатами, найденными немецкими археологами. На сегодняшний день, посетив старый музей, на главном этаже можно также ознакомиться со скульптурами, оружием и сокровищами из золота и серебра, изготовленными в Древней Греции в различные эпохи

Новый музей

Строительство Нового музея длилось с 1843 по 1855 год. Стиль его исполнения является поздней классикой. Его возведение началось в основном, потому что в Старом музее уже не было места для постоянно пополняющегося фонда. Во время войны здание было так серьезно разрушено, что его полноценная работа началась только в 2009 году. Реконструкционные работы внесли в его архитектуру современные тенденции. Коллекция Нового музея содержит наследие самых разнообразных цивилизаций. Здесь переплетаются Ближний Восток, Скандинавия, Северная Африка и множество других. Из Старого музея сюда переместился бюст Нефертити и вся коллекция Древнего Египта.

Старая Национальная галерея

Старая Национальная галерея строилась с 1869 по 1876 год. Проект был разработан Фридрихом Августом Штюллером. Здание выполнено в виде римского храма с выступом (апсидой). Изначально в галерее было выставлено собрание картин из коллекции Иоганна Вагенера, которое насчитывало 262 полотна.

Хотя Старой Национальной галерее был нанесен значительный урон авиационными бомбежками, она возобновила свою деятельность в 1949 году. Сейчас она наполнена скульптурами и полотнами, выполненными в духе классицизма и романтизма относящимися к девятнадцатому веку. Также здесь демонстрируются известные французские импрессионисты и модернисты.

Музей Боде

Музей кайзера Фридриха был возведен в период с 1897 по 1904 год. Его проект в стиле необарокко был предложен Арнольдом Вильгельмом фон Боде. Здание клинообразной формы расположено на территории в шесть тысяч квадратных метров. В 1956 году музей был переименован по имени автора, который его создал. Сильно разрушенный в военное время и постепенно восстановленный, сейчас он представляет вниманию посетителей, как средневековые скульптуры, так и экспонаты Нового времени, большинство из которых относятся к итальянскому ренессансу. В четырех залах можно увидеть около четырех тысяч монет, начиная с седьмого века до нашей эры. Большой интерес представляют и экспонаты византийского периода

Пергамский музей

Самый популярный из пяти музеев и являющийся предметом гордости Берлина Пергамский музей строился с 1910 по 1930 год. Он был возведен на месте старого хранилища в соответствии с совместным проектом Людвига Хофмана и Альфреда Марселя. В военное время он сильно пострадал, а некоторые ценности были увезены в СССР и возвращены только в 1958 году.

На сегодняшний день в Пергамском музее существуют три действующих крыла с различными экспозициями, которые относятся к Античной коллекции, Музею исламского искусства и Ближневосточному музею. Самым знаменитым экспонатом музея можно назвать Большой Пергамский алтарь, который был построен примерно в 165 году до нашей эры. Здесь же находятся знаменитые вавилонские ворота Иштар, возведенные в шестом веке до нашей эры. Нельзя не упомянуть об Алтаре Зевса, являющимся шедевром искусства эллинов и имеющим сто тринадцать метров в длину. Это монументальный памятник того времени. На нем изображены сцены борьбы богов Олимпа и гигантов.

Документальный фильм "Музейный остров"

germanygid.ru

Музейный остров — Википедия

«Музейный остров» на карте Берлина

«Музейный остров» (нем. Museumsinsel) — название, которое получила северная оконечность острова Шпреинзель на реке Шпре в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

История

В Средние века северная часть острова Шпреинзель представляла собой болотистые заливные луга. В южной, более высокой части острова ещё в XIII в. возник город Кёльн, а его северная часть стала позднее садом при берлинском Городском дворце. В XVII веке левый рукав Шпре был оснащён системой каналов. Возник нынешний канал Купферграбен, благодаря которому была осушена северная часть острова. Между Шпре и Купферграбеном возник Кёльнский островок (нем. Cöllnische Werder), где во второй половине XVII века был построен Люстгартен. К 1748 году оранжерея Померанценхоф (нем. Pomeranzenhof) с тропическими плодами, пальмами и экзотическими растениями, последнее напоминание о Люстгартене, в связи с ростом торговой деятельности по водным путям была переоборудована под склад. Позже на острове были построены дополнительные склады, в том числе для муки и соли.

В 1797 году король Фридрих Вильгельм II поддержал предложение археолога и профессора искусствоведения Алоиса Хирта о создании музея для размещения произведений искусства античности и Нового времени. В 1810 году своим высочайшим указом король Фридрих Вильгельм III повелел заложить «публичное собрание тщательно отобранных произведений искусства». Этим указом он пошёл навстречу становившимся всё более громкими призывам образованного бюргерства к созданию публичных собраний произведений искусства.

В 1822 году Карл Фридрих Шинкель представил проект нового здания, в соответствии с которым планировалась обширная перестройка северной части Шпреинзель. Помимо музейного здания проект застройки острова предусматривал строительство нескольких мостов и работы по выравниванию канала Купферграбен. Руководство комиссией по возведению музея было возложено на Вильгельма фон Гумбольдта.

Первым музеем на «Музейном острове» и одновременно первым публичным музеем Пруссии стал построенный в 1830 году Старый музей. В 1859 году открылся Прусский королевский музей (ныне Новый музей). В 1876 году последовало открытие Национальной галереи (современное название Старая национальная галерея). В 1904 году на самом «носу» острова открылся Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде, переименованный в 1960 году в честь немецкого историка искусства Вильгельма фон Боде). В 1930 году на «Музейном острове» появилось здание Пергамского музея. Благодаря «Музейному острову», ставшему центром науки и искусства Берлина, город заслужил лестное прозвище «Афины на Шпрее».

В 1870-е годы название «Музейный остров» повсеместно закрепилось за этой частью острова и отражало претензии Пруссии на достойное место культурной столицы Европы в одном ряду с Парижем и Лондоном. В 1880 году на конференции директоров музеев было принято решение о размещении на Музейном острове исключительно произведений «высокого искусства», которым в то время считалось искусство Европы и Ближнего Востока.

Проекты дальнейшей застройки имели целью создание дополнительных выставочных площадей для постоянно растущих коллекций искусства. Ещё Альфред Мессель планировал пристроить к своему детищу — зданию Пергамского музея дополнительный южный корпус и разместить в нём Египетскую коллекцию. Этим планам не суждено было осуществиться из-за огромного количества возникших технических и финансовых сложностей.

При национал-социалистах в планы переустройства Берлина, разрабатываемые Альбертом Шпеером, был включён и «Музейный остров», где предполагалось возвести ещё четыре монументальных музейных здания по проекту архитектора Вильгельма Крайса. Согласно этому проекту на северном берегу Шпре напротив Музея Боде должны были вырасти Германский музей, Музей XIX века и Музей египетского и переднеазиатского искусства, (который после пересмотра проекта стал просто Египетским музеем и, обладая в проекте выставочной площадью в 75 000 м², самым крупным из трёх строений). Застройка территории между улицами Фридрихштрассе, Ораниебургерштрассе и площадью Монбижуплац потребовала бы перенос самого дворца Монбижу. Для военно-исторических коллекций берлинского Цейхгауза вдоль Купферграбена Крайс планировал построить здание Музея мировой войны. Ханнс Дустманн, имперский архитектор гитлерюгенда, предложил в дополнение к новым музеям в северной части острова создать в его южной части между линией городской железной дороги и Фридрихштрассе новый Этнографический музей. Всем этим масштабным проектам помешала война.

Во Вторую мировую войну музеи острова были разрушены более чем на 70 %. Планом их постепенного восстановления начиная с 1950 года остался не охвачен наиболее пострадавший из всех Новый музей. Прозванные «позорным пятном» руины Нового музея предполагалось снести, что однако затягивалось из-за нехватки площадей. Дорогостоящие работы по санации начались лишь в 1987 году. Привести Музейный остров в полный порядок предполагалось к 1989 году, однако вследствие нехватки средств эти работы так и не были начаты.

После объединения Германии в конце 90-х годов начались масштабные работы по реставрации и санации Музейного острова. В 1999 году совет Фонда прусского культурного наследия утвердил мастер-план Музейного острова. Он предусматривает санацию имеющихся зданий, их архитектурное объединение в музейный ансамбль и реорганизацию коллекций, разделённых до 1989 года.

Видео по теме

Музейный остров сейчас

Северную оконечность «Музейного острова» пересекает мост Монбижу, соединяющий остров с обоими берегами Шпре. Оба моста закрыты для движения общественного транспорта и образуют вход в Музей Боде, здание треугольной формы в стиле необарокко, огромный купол которого возвышается над северной частью Шпреинзель.

С южной стороны Музея Боде остров пересекает линия берлинской городской электрички, которая отделяет здание Музея Боде от примыкающего к нему Пергамского музея. Это самое позднее музейное здание в комплексе на Музейном острове является самым посещаемым берлинским музеем, пользующимся мировой известностью благодаря таким монументальным античным экспонатам, как давший название музею Пергамский алтарь. Вход в музей представляет собой площадь, ограниченную с трёх сторон корпусами музейного здания, на которую можно попасть с улицы Ам-Купферграбен по пешеходному мосту.

С юго-запада к Пергамскому музею примыкает Новый музей, который после Второй мировой войны длительное время пребывал в руинах и в настоящее время восстанавливается, а с юго-востока с Пергамским музеем соседствует Старая национальная галерея, представляющая собой по стилю античный храм с высокой лестницей при входе. Над входом в галерею возвышается конная статуя Фридриха Вильгельма IV, руке которого принадлежат первые эскизы здания. У входа в Национальную галерею разбита лужайка, оформленная скульптурами из фонда музея. С юга и востока у Шпре лужайка ограничена колоннадами в дорическом стиле. В летнее время здесь проводятся кинопоказы и концерты под открытым небом.

С южной стороны Нового музея и Национальной галереи остров пересекает улица Бодештрассе, открытая для проезда транспорта через западный рукав Шпре. Примыкающий к ней мост Фридрихсбрюкке через восточный рукав Шпре закрыт для механических транспортных средств. Далее к югу от этой улицы в западной части острова находится Старый музей и Люстгартен, а в восточной части — Берлинский кафедральный собор. Проходящая между ними узкая улочка Ам-Люстгартен соединяет Боденштрассе с важнейшей транспортной магистралью Унтер-ден-Линден — Дворцовая площадь — Карл-Либкнехт-Штрассе, которая ограничивает достаточно тихий в транспортном отношении «Музейный остров» с юга.

Севернее Берлинского собора напротив Старой национальной галереи летними вечерами любители орнитологии могут наблюдать удивительное зрелище — отправляющихся на ночёвку в каштановый лесок десятки тысяч скворцов.

Музеи

Пять музеев на «Музейном острове» входят в музейное объединение Государственные музеи Берлина, которое в свою очередь является учреждением Фонда прусского культурного наследия. «Музейный остров» в одном ряду с Культурфорумом в берлинском Тиргартене, комплексом Шарлоттенбургского дворца и музеями в Берлин-Далем образует один из наиболее известных музейных центров Берлина.

В зданиях на Музейном острове преимущественно размещены археологические коллекции и искусство XIX века. После объединения Германии началось объединение разделённых прежде между Западом и Востоком собраний. В соответствии с мастер-планом «Музейного острова» планируется реорганизация и совместное экспонирование коллекций всех музеев. Новое здание входа, открытие которого запланировано на 2008 год, станет центральным входом на «Музейный остров» в целом. Одновременно в нём будет находиться информационный центр, кафе, магазины, рестораны и залы для специальных мероприятий и выставок.

В Старом музее на основном этаже экспонируется часть Античного собрания: скульптуры, оружие, золотые украшения и сокровища из серебра из коллекции древнегреческого искусства, начиная с кикладской эпохи до древнеримской эпохи. На верхнем этаже музея с августа 2005 г. временно располагается берлинский Египетский музей, переехавший туда из Шарлоттенбурга. В 2009 году он займёт своё место в отстроенном Новом музее.

Восстановленный Новый музей после открытия в 2009 году принял экспозицию Египетского музея и собрания папирусов, в которую в частности входит знаменитый бюст древнеегипетской царицы Нефертити и другие произведения искусства эпохи Эхнатона. В Новом музее также частично представлена экспозиция Музея доисторического периода и ранней истории, относящаяся к каменному веку и другим древним эпохам.

В трёх корпусах Пергамского музея собраны архитектурные объекты, древнегреческие и древнеримские скульптуры из Античного собрания, музея Передней Азии, экспонаты которого охватывают шесть тысяч лет истории, искусства и культуры Передней Азии, и Музея исламского искусства, в котором хранятся произведения искусства исламских народов VIII—XIX вв. Пергамский музей получил всемирную известность благодаря впечатляющей реконструкции археологического ансамбля Пергамского алтаря, воротам Милетского рынка, Воротам Иштар с фрагментом вавилонской Дороги процессий и фризу из Мшатты. После открытия четвёртого, находящегося пока на стадии строительства корпуса Пергамского музея в нём можно будет увидеть такие монументальные произведения из собрания Египетского музея, как ворота из храмового комплекса Калабша и колонный зал царя Сахуры, а также фасад из Телль-Халафа из Переднеазиатского музея, которые ещё со времён войны томятся в музейных запасниках Государственных музеев Берлина.

В собрании Старой национальной галереи представлены произведения скульптуры и живописи XIX в., начиная Каспаром Давидом Фридрихом и французскими импрессионистами и заканчивая фресками творивших в Риме назарейцев.

В открывшемся 17 октября 2006 года после реконструкции Музее Боде представлены экспонаты из Музея византийского искусства III—XIX веков, итальянская и немецкая скульптура от раннего Средневековья до XVIII в. из Скульптурного собрания. В Монетном кабинете хранятся серии монет, которые охватывают период от VII века до н. э., когда первые монеты чеканились в Малой Азии, и заканчивая монетами и медалями XX века, а также избранные экспонаты старых мастеров из Берлинской картинной галереи.

В 2005 году один из трёх открытых для доступа публики музеев на «Музейном острове» посетил каждый седьмой посетитель берлинских музеев.

Вид на «Музейный остров» с воздуха

См. также

Ссылки

wikipedia.green

Музейный остров – созвездие музеев

Музейный остров – это часть острова Шпрееинзель, расположенная на его севере в Берлине. На этом острове расположилось целое созвездие знаменитых музеев Берлина. Музейный остров стал буквально центром притяжения для ценителей искусства и туристов со всего мира.

История Музейного острова

В Средние века эта часть острова была в виде болотистых заливных лугов. Но благодаря системе каналов, эта часть острова в XVII веке была осушена. На суше тогда были построены склады для муки в связи с широкой торговой деятельностью Берлина.В 1979 году королю Фридриху Вильгельму II поступило предложение археолога создать музей для размещения произведений искусства. Король поддержал это предложение, вследствие чего был выдан указ о «публичном собрании избранного произведения искусства».Первый музей на Музейном острове был построен в 1830 году и был назван «Старым музеем». В 1859 году открылся второй музей, носивший тогда название «Прусский королевский музей» (современный Новый музей). Третий музей – «Национальная галерея», был открыт в 1876 году. В 1904 году открыл свои двери четвертый Музей кайзера Фридриха (с 1930 года — Музей Боде). Здание Пергамского музея построили в 1930 году. Это был уже пятый по счету музей на Музейном острове. Благодаря такому количеству музеев на одном острове, который стал центром искусства и науки Берлина, город стали называть «Афины на Шпрее».В 1880 году состоялась конференция директоров музеев, на которой было решено размещать на Музейном острове только произведения высокого искусства Ближнего Востока и Европы. В дальнейших проектах предусматривалось создание дополнительных выставочных центров. Но всем масштабным проектам помешала Вторая мировая война, во время которой было разрушено более 70% все музеев. Восстановить разрушенные музеи пытались еще с 1950 года, но этому мешали то нехватка площадей, то нехватка средств. Поэтому работы так и не были начаты.В конце девяностых годов началась масштабная реставрация и санация Музейного острова.

Музейный остров в наше время

Всю северная часть острова пересекается мостом Монбижу, который соединяет два берега Шпрее в один остров. С южной стороны Музея Боде остров пересечен линией берлинской городской электрички. Таким образом, здание Музея Боде отделено от Пергамского музея. С юго-запада к Пергамского музея примыкает Новый музей. С южной стороны Национальной галереи и Нового музея идет пересекающая улица Бодештрассе для проезда транспорта. Далее к югу от улицы в западной части Музейного острова расположен Люстгартен и Старый музей. На востоке острова находится Кафедральный собор.

Музеи острова

В Старом музее собраны античные скульптуры, оружия, золотые украшения, серебряные сокровища древнегреческого искусства.Новый музей содержит экспозицию Египетского музея и Собрание папирусов, в который входит и знаменитый бюст древней египетской царицы Нефертити и другие известные произведения искусства Эхнатонской эпохи.

Пергамский музей состоит из трех корпусов, в которых собраны различные архитектурные объекты, древнеримские и древнегреческие скульптуры Античного мира, а также экспонаты шеститысячнолетней истории и культуры Передней Азии, музей исламского искусства восьмого-девятнадцатого веков. Пергамский музей получил свою известность благодаря своей реконструкции, состоящей из Пергамского алтаря, ворот Милетского рынка, ворот Иштар с имеющимся фрагментом вавилонской дороги и фризы из Мшатты. В четвертом корпусе музея находятся монументальные произведения – фасад из Телль –Халафа, колонный зал царя Сахуры, ворота из храмового комплекcа Калабша. Старая национальная галерея — это произведения искусства и живописи XIX века, начиная с Каспара Фридриха и французских импрессионистов и заканчивая фресками назарейцев, творивших в Риме.

Музей Боде содержит в себе экспонаты из Музея византийского искусства начиная с третьего и заканчивая девятнадцатым веком, итальянские и немецкие скульптуры раннего Средневековья до восемнадцатого века. В Монетной зале хранятся серии монет периода семнадцатого века до н. э., и заканчивая медалями и монетами двадцатого века. Имеются также и избранные экспонаты чудесных мастеров из Берлинской картинной галереи.

Итак, Музейный остров, расположенный между двумя рукавами Шпрее, по праву считается самым важным музейным городом мира и является праотцом всех государственных музеев Берлина.

Вход в музеи колеблется от 9 до 12 евро, все зависит от того, все ли залы работают, так как внутри иногда могут проходить строительные работы и реконструкции.Добраться на остров музеев можно автобусными маршрутами: S-Bahn S3, S5, S7, S75 (S Hackescher Markt), S1, S2, S25 (Oranienburger Str.), U-Bahn U8 (Weinmeisterstr./Gipsstr.) или трамваями: M1, M4, M5, M6 (S Hackescher Markt), M1 (U Weinmeisterstr./Gipsstr.)

toberlin.ru

Музейный остров в Берлине - Берлин

Белин, Музейный остров

На реке Шпрее в северной части острова Шпрееинзель находится один самых из впечатляющий объектов Культурного наследия ЮНЕСКО. Музейный остров – популярное место среди жителей и гостей города Берлина. В этом месте собраны великолепные исторические экспонаты, которые «лучше один раз увидеть, чем сотню раз услышать о них». На территории острова находится пять музеев, а именно, Музей Боде, Пергамский музей, Старая национальная галерея, Старый музей и Новый музей. В каждом из этих мест хранятся многочисленные коллекции предметов искусства. В залах Музейного острова легко понять и изучить историю, проникнуться атмосферой переломных моментов прошлого цивилизации.

История Музейного острова начинается в 1797 году. Именно тогда король Фридрих Вильгельм II решил создать на острове Шпрееинзель музей, где бы хранились и выставлялись на всеобщее обозрение произведения искусства со времен античности. В 1830 году был открыт Старый музей. На протяжении ста следующих лет на острове начали работать еще три музея. Последним открылся в 1930 году Пергаментный музей. Во время войны пострадало множество зданий Берлина, и Музейный остров не исключение. Сооружения острова были разрушены на 70%. Окончательная реконструкция завершилась лишь в 2009 году.

Белин, Музейный остров

Комплекс Музейного острова впечатляет. Попасть на остров можно по пешеходному мосту Монбижу, который расположен рядом с музеем Боде, а также на электричке, которая проходит в южной части острова рядом с Пергаментным музеем. Здесь можно не только наслаждаться уникальными экспонатами, но и отдохнуть в удивительном парке Люстгартен. Особое внимание привлекает Берлинский кафедральный собор.

Пять вышеупомянутых музеев входят в объединение Государственные музеи Берлина. Каждый из них заслуживает отдельного описания.

Музей Боде

Строительством здания музея занимался в 1897 - 1904 гг. известный архитектор Эрнст фон Ине. Изначально музей носил имя кайзера Фридриха, однако в 1959 году был переименован в честь знаменитого искусствоведа Вильгельма фон Боде. Здание с величественным куполом представляет яркий пример архитектуры стиля Необарокко. Музей был окончательно открыт после реставрации в 2006 году.

Здесь собраны уникальные коллекции скульптур, предметов византийского искусства. Посетители также увидят нумизматическое собрание. В стенах музея Боде находится всемирно известный Монетный кабинет, состоящий из четырех залов, в которых собраны монеты, выпущенные в период с VII века до н. э. и до наших дней.

Пергамский музей

Музей был открыт в 1930 году. Во время войны здание сильно пострадало, а ценнейшие предметы искусства вывезены в СССР. На сегодняшний день все экспонаты вернулись на Музейный остров.

Здание музея имеет три крыла, в каждом из которых размещается отдельная коллекция, среди них Ближневосточный музей, Античная коллекция и Музей исламского искусства. Самым ценными экспонатами считаются Пергамский алтарь II века до н. э., фриз из Мшатты и вавилонские ворота Иштар VI века до н. э.

Cтарая национальная галерея

Строительством музея руководил Фридрих Август Штулер, который выбрал для здания смешанный стиль итальянского классицизма и неоренессанса. Впервые галерея была открыта еще в 1876 году. Во время войны здание музея сильно пострадало, однако уже в конце 40х годов начал функционировать, хоть и частично. Окончательная реставрация галереи была закончена в 2001 году.

Музей славиться своей большой коллекцией живописи XIX века. Здесь представлены картины известных европейских художников в стиле Романтизма, Классицизма, Импрессионизма, бидермайера и даже Модернизма.

Старый музей

Белин, Музейный остров, Старый музей

Строительство комплекса Музейного острова началось именно с этого здания. Реставрация музея после войны затянулась до 1966 года. Здесь находятся редчайшие собрания произведений искусства родом из Рима и Древней Греции. Более того, с 2011 года на втором этаже музея представлены коллекции экспонатов этрусского и древнеримского искусства.

Новый музей

Новый музей появился на территории Музейного острова в 1855 году. Причина его строительства довольно прозаична – коллекция Старого музея уже была настолько велика, что для полноценного показа посетителям необходимо было еще несколько выставочных залов. Во время Второй мировой войны здание музея пострадало намного сильнее остальных. Окончательное открытие Нового музея датировано 2009 годом. На сегодняшний день в этом удивительном месте можно созерцать великолепные экспонаты, относящиеся к искусству Ближнего Востока, Скандинавии, Северной Африки и других стран. Именно в этом музее выставлен всемирно известный бюст Нефертити.

Как добраться:

Пешком: От Александер-платц в сторону Берлинского Собора

Автобус: №100 и №200, выйти на остановке Lustgarten

Метро: линии S5, S7, S75, S9 – станция Hackescher Markt;

линии S1, S2, S25, S5, S7 – станция Friedrichstraße.

Компания "СПЭВ" - это компания, которая развивается доволе активно. Основным направлением деятельности является производство катеров, лодок, яхт. И если вы являетесь любителем скорости на воде, тогда именно здесь вы сможете приобрести подвесные лодочные моторы хорошего качества и по доступной цене.

www.earth-tour.ru

Музейный остров - это... Что такое Музейный остров?

Координаты: 52°31′17″ с. ш. 13°23′44″ в. д. / 52.521389° с. ш. 13.395556° в. д. (G) (O)52.521389, 13.395556

Музейный остров на карте Берлина

Музейный остров (нем. Museumsinsel) — название, которое получила северная оконечность острова Шпрееинзель на реке Шпрее в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

История

В Средние века северная часть острова Шпрееинзель представляла собой болотистые заливные луга. В южной, более высокой части острова ещё в XIII в. возник город Кёльн, а его северная часть стала позднее садом при берлинском Городском дворце. В XVII веке левый рукав Шпрее был оснащён системой каналов. Возник нынешний канал Купферграбен, благодаря которому была осушена северная часть острова. Между Шпрее и Купферграбеном возник Кёльнский островок (нем. Cöllnische Werder), где во второй половине XVII века был построен Люстгартен. К 1748 году оранжерея Померанценхоф (нем. Pomeranzenhof) с тропическими плодами, пальмами и экзотическими растениями, последнее напоминание о Люстгартене, в связи с ростом торговой деятельности по водным путям была переоборудована под склад. Позже на острове были построены дополнительные склады, в том числе для муки и соли.

В 1797 году король Фридрих Вильгельм II поддержал предложение археолога и профессора искусствоведения Алоиса Хирта о создании музея для размещения произведений искусства античности и Нового времени. В 1810 году своим высочайшим указом король Фридрих Вильгельм III повелел заложить «публичное собрание тщательно отобранных произведений искусства». Этим указом он пошёл навстречу становившимся всё более громкими призывам образованного бюргерства к созданию публичных собраний произведений искусства.

В 1822 году Карл Фридрих Шинкель представил проект нового здания, в соответствии с которым планировалась обширная перестройка северной части Шпрееинзель. Помимо музейного здания проект застройки острова предусматривал строительство нескольких мостов и работы по выравниванию канала Купферграбен. Руководство комиссией по возведению музея было возложено на Вильгельма фон Гумбольдта.

Первым музеем на Музейном острове и одновременно первым публичным музеем Пруссии стал построенный в 1830 году Старый музей. В 1859 году открылся Прусский королевский музей (ныне Новый музей). В 1876 году последовало открытие Национальной галереи (современное название Старая национальная галерея). В 1904 году на самом «носу» острова открылся Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде, переименованный в 1960 году в честь немецкого историка искусства Вильгельма фон Боде). В 1930 году на Музейном острове появилось здание Пергамского музея. Благодаря Музейному острову, ставшему центром науки и искусства Берлина, город заслужил лестное прозвище «Афины на Шпрее».

В 1870-е годы название «Музейный остров» повсеместно закрепилось за этой частью острова и отражало претензии Пруссии на достойное место культурной столицы Европы в одном ряду с Парижем и Лондоном. В 1880 году на конференции директоров музеев было принято решение о размещении на Музейном острове исключительно произведений «высокого искусства», которым в то время считалось искусство Европы и Ближнего Востока.

Проекты дальнейшей застройки имели целью создание дополнительных выставочных площадей для постоянно растущих коллекций искусства. Ещё Альфред Мессель планировал пристроить к своему детищу — зданию Пергамского музея дополнительный южный корпус и разместить в нём Египетскую коллекцию. Этим планам не суждено было осуществиться из-за огромного количества возникших технических и финансовых сложностей.

При национал-социалистах в планы переустройства Берлина, разрабатываемые Альбертом Шпеером, был включён и Музейный остров, где предполагалось возвести ещё четыре монументальных музейных здания по проекту архитектора Вильгельма Крайса. Согласно этому проекту на северном берегу Шпрее напротив Музея Боде должны были вырасти Германский музей, Музей XIX века и Музей египетского и переднеазиатского искусства, (который после пересмотра проекта стал просто Египетским музеем и, обладая в проекте выставочной площадью в 75 000 м², самым крупным из трёх строений). Застройка территории между улицами Фридрихштрассе, Ораниебургерштрассе и площадью Монбижуплац потребовала бы перенос самого дворца Монбижу. Для военно-исторических коллекций берлинского Цейхгауза вдоль Купферграбена Крайс планировал построить здание Музея мировой войны. Ханнс Дустманн, имперский архитектор гитлерюгенда, предложил в дополнение к новым музеям в северной части острова создать в его южной части между линией городской железной дороги и Фридрихштрассе новый Этнографический музей. Всем этим масштабным проектам помешала война.

Во Вторую мировую войну музеи острова были разрушены более чем на 70 %. Планом их постепенного восстановления начиная с 1950 года остался не охвачен наиболее пострадавший из всех Новый музей. Прозванные «позорным пятном» руины Нового музея предполагалось снести, что однако затягивалось из-за нехватки площадей. Дорогостоящие работы по санации начались лишь в 1987 году. Привести Музейный остров в полный порядок предполагалось к 1989 году, однако вследствие нехватки средств эти работы так и не были начаты.

После объединения Германии в конце 90-х годов начались масштабные работы по реставрации и санации Музейного острова. В 1999 году совет Фонда прусского культурного наследия утвердил мастер-план Музейного острова. Он предусматривает санацию имеющихся зданий, их архитектурное объединение в музейный ансамбль и реорганизацию коллекций, разделённых до 1989 года.

Музейный остров сейчас

Северную оконечность Музейного острова пересекает мост Монбижу, соединяющий остров с обоими берегами Шпрее. Оба моста закрыты для движения общественного транспорта и образуют вход в Музей Боде, здание треугольной формы в стиле необарокко, огромный купол которого возвышается над северной частью Шпрееинзель.

С южной стороны Музея Боде остров пересекает линия берлинской городской электрички, которая отделяет здание Музея Боде от примыкающего к нему Пергамского музея. Это самое позднее музейное здание в комплексе на Музейном острове является самым посещаемым берлинским музеем, пользующимся мировой известностью благодаря таким монументальным античным экспонатам, как давший название музею Пергамский алтарь. Вход в музей представляет собой площадь, ограниченную с трёх сторон корпусами музейного здания, на которую можно попасть с улицы Ам-Купферграбен по пешеходному мосту.

С юго-запада к Пергамскому музею примыкает Новый музей, который после Второй мировой войны длительное время пребывал в руинах и в настоящее время восстанавливается, а с юго-востока с Пергамским музеем соседствует Старая национальная галерея, представляющая собой по стилю античный храм с высокой лестницей при входе. Над входом в галерею возвышается конная статуя Фридриха Вильгельма IV, руке которого принадлежат первые эскизы здания. У входа в Национальную галерею разбита лужайка, оформленная скульптурами из фонда музея. С юга и востока у Шпрее лужайка ограничена колоннадами в дорическом стиле. В летнее время здесь проводятся кинопоказы и концерты под открытым небом.

С южной стороны Нового музея и Национальной галереи остров пересекает улица Бодештрассе, открытая для проезда транспорта через западный рукав Шпрее. Примыкающий к ней мост Фридрихсбрюкке через восточный рукав Шпрее закрыт для механических транспортных средств. Далее к югу от этой улицы в западной части острова находится Старый музей и Люстгартен, а в восточной части — Берлинский кафедральный собор. Проходящая между ними узкая улочка Ам-Люстгартен соединяет Боденштрассе с важнейшей транспортной магистралью Унтер-ден-Линден — Дворцовая площадь — Карл-Либкнехт-Штрассе, которая ограничивает достаточно тихий в транспортном отношении Музейный остров ограничивает с юга.

Севернее Берлинского собора напротив Старой национальной галереи летними вечерами любители орнитологии могут наблюдать удивительное зрелище отправляющихся на ночёвку в каштановый лесок десятков тысяч скворцов.

Музеи

Пять музеев на Музейном острове входят в музейное объединение Государственные музеи Берлина, которое в свою очередь является учреждением Фонда прусского культурного наследия. Музейный остров в одном ряду с Культурным форумом в берлинском Тиргартене, комплексом замка Шарлоттенбург и музеями в Берлин-Далем образует один из наиболее известных музейных центров Берлина.

В зданиях на Музейном острове преимущественно размещены археологические коллекции и искусство XIX в. После объединения Германии началось объединение разделённых прежде между Западом и Востоком собраний. В соответствии с мастер-планом Музейного острова планируется реорганизация и совместное экспонирование коллекций всех музеев. Новое здание входа, открытие которого запланировано на 2008 год, станет центральным входом на Музейный остров в целом. Одновременно в нём будет находиться информационный центр, кафе, магазины, рестораны и залы для специальных мероприятий и выставок.

В Старом музее на основном этаже экспонируется часть Античного собрания: скульптуры, оружие, золотые украшения и сокровища из серебра из коллекции древнегреческого искусства, начиная с кикладской эпохи до древнеримской эпохи. На верхнем этаже музея с августа 2005 г. временно располагается берлинский Египетский музей, переехавший туда из Шарлоттенбурга. В 2009 году он займёт свое место в отстроенном Новом музее.

Новый музей в соответствии с мастер-планом Музейного острова находится в стадии восстановления. После его открытия в 2009 г. он примет экспозицию Египетского музея и Собрания папирусов, в которую в частности входит знаменитый бюст древнеегипетской царицы Нефертити и другие произведения искусства эпохи Эхнатона. В Новом музее будет также частично представлена экспозиция Музея первобытной и ранней истории с экспонатами, относящимися к каменному веку и другим древним эпохам.

В трёх корпусах Пергамского музея собраны архитектурные объекты, древнегреческие и древнеримские скульптуры из Античного собрания, музея Передней Азии, экспонаты которого охватывают шесть тысяч лет истории, искусства и культуры Передней Азии, и Музея исламского искусства, в котором хранятся произведения искусства исламских народов VIII—XIX вв. Пергамский музей получил всемирную известность благодаря впечатляющей реконструкции археологического ансамбля Пергамского алтаря, воротам Милетского рынка, Воротам Иштар с фрагментом вавилонской Дороги процессий и фризу из Мшатты. После открытия четвёртого, находящегося пока на стадии строительства корпуса Пергамского музея в нём можно будет увидеть такие монументальные произведения из собрания Египетского музея, как ворота из храмового комплекса Калабша и колонный зал царя Сахуры, а также фасад из Телль-Халафа из Переднеазиатского музея, которые ещё со времён войны томятся в музейных запасниках Государственных музеев Берлина.

В собрании Старой национальной галереи представлены произведения скульптуры и живописи XIX в., начиная Каспаром Давидом Фридрихом и французскими импрессионистами и заканчивая фресками творивших в Риме назарейцев.

В открывшемся 17 октября 2006 года после реконструкции Музее Боде представлены экспонаты из Музея византийского искусства III—XIX веков, итальянская и немецкая скульптура от раннего Средневековья до XVIII в. из Скульптурного собрания. В Монетном кабинете хранятся серии монет, которые охватывают период от VII века до н. э., когда первые монеты чеканились в Малой Азии, и заканчивая монетами и медалями XX века, а также избранные экспонаты старых мастеров из Берлинской картинной галереи.

В 2005 году один из трёх открытых для доступа публики музеев на Музейном острове посетил каждый седьмой посетитель берлинских музеев.

Вид на Музейный остров с воздуха

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Остров музеев Википедия

«Музейный остров» на карте Берлина

«Музейный остров» (нем. Museumsinsel) — название, которое получила северная оконечность острова Шпреинзель на реке Шпре в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

История

В Средние века северная часть острова Шпреинзель представляла собой болотистые заливные луга. В южной, более высокой части острова ещё в XIII в. возник город Кёльн, а его северная часть стала позднее садом при берлинском Городском дворце. В XVII веке левый рукав Шпре был оснащён системой каналов. Возник нынешний канал Купферграбен, благодаря которому была осушена северная часть острова. Между Шпре и Купферграбеном возник Кёльнский островок (нем. Cöllnische Werder), где во второй половине XVII века был построен Люстгартен. К 1748 году оранжерея Померанценхоф (нем. Pomeranzenhof) с тропическими плодами, пальмами и экзотическими растениями, последнее напоминание о Люстгартене, в связи с ростом торговой деятельности по водным путям была переоборудована под склад. Позже на острове были построены дополнительные склады, в том числе для муки и соли.

В 1797 году король Фридрих Вильгельм II поддержал предложение археолога и профессора искусствоведения Алоиса Хирта о создании музея для размещения произведений искусства античности и Нового времени. В 1810 году своим высочайшим указом король Фридрих Вильгельм III повелел заложить «публичное собрание тщательно отобранных произведений искусства». Этим указом он пошёл навстречу становившимся всё более громкими призывам образованного бюргерства к созданию публичных собраний произведений искусства.

В 1822 году Карл Фридрих Шинкель представил проект нового здания, в соответствии с которым планировалась обширная перестройка северной части Шпреинзель. Помимо музейного здания проект застройки острова предусматривал строительство нескольких мостов и работы по выравниванию канала Купферграбен. Руководство комиссией по возведению музея было возложено на Вильгельма фон Гумбольдта.

Первым музеем на «Музейном острове» и одновременно первым публичным музеем Пруссии стал построенный в 1830 году Старый музей. В 1859 году открылся Прусский королевский музей (ныне Новый музей). В 1876 году последовало открытие Национальной галереи (современное название Старая национальная галерея). В 1904 году на самом «носу» острова открылся Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде, переименованный в 1960 году в честь немецкого историка искусства Вильгельма фон Боде). В 1930 году на «Музейном острове» появилось здание Пергамского музея. Благодаря «Музейному острову», ставшему центром науки и искусства Берлина, город заслужил лестное прозвище «Афины на Шпрее».

В 1870-е годы название «Музейный остров» повсеместно закрепилось за этой частью острова и отражало претензии Пруссии на достойное место культурной столицы Европы в одном ряду с Парижем и Лондоном. В 1880 году на конференции директоров музеев было принято решение о размещении на Музейном острове исключительно произведений «высокого искусства», которым в то время считалось искусство Европы и Ближнего Востока.

Проекты дальнейшей застройки имели целью создание дополнительных выставочных площадей для постоянно растущих коллекций искусства. Ещё Альфред Мессель планировал пристроить к своему детищу — зданию Пергамского музея дополнительный южный корпус и разместить в нём Египетскую коллекцию. Этим планам не суждено было осуществиться из-за огромного количества возникших технических и финансовых сложностей.

При национал-социалистах в планы переустройства Берлина, разрабатываемые Альбертом Шпеером, был включён и «Музейный остров», где предполагалось возвести ещё четыре монументальных музейных здания по проекту архитектора Вильгельма Крайса. Согласно этому проекту на северном берегу Шпре напротив Музея Боде должны были вырасти Германский музей, Музей XIX века и Музей египетского и переднеазиатского искусства, (который после пересмотра проекта стал просто Египетским музеем и, обладая в проекте выставочной площадью в 75 000 м², самым крупным из трёх строений). Застройка территории между улицами Фридрихштрассе, Ораниебургерштрассе и площадью Монбижуплац потребовала бы перенос самого дворца Монбижу. Для военно-исторических коллекций берлинского Цейхгауза вдоль Купферграбена Крайс планировал построить здание Музея мировой войны. Ханнс Дустманн, имперский архитектор гитлерюгенда, предложил в дополнение к новым музеям в северной части острова создать в его южной части между линией городской железной дороги и Фридрихштрассе новый Этнографический музей. Всем этим масштабным проектам помешала война.

Во Вторую мировую войну музеи острова были разрушены более чем на 70 %. Планом их постепенного восстановления начиная с 1950 года остался не охвачен наиболее пострадавший из всех Новый музей. Прозванные «позорным пятном» руины Нового музея предполагалось снести, что однако затягивалось из-за нехватки площадей. Дорогостоящие работы по санации начались лишь в 1987 году. Привести Музейный остров в полный порядок предполагалось к 1989 году, однако вследствие нехватки средств эти работы так и не были начаты.

После объединения Германии в конце 90-х годов начались масштабные работы по реставрации и санации Музейного острова. В 1999 году совет Фонда прусского культурного наследия утвердил мастер-план Музейного острова. Он предусматривает санацию имеющихся зданий, их архитектурное объединение в музейный ансамбль и реорганизацию коллекций, разделённых до 1989 года.

Музейный остров сейчас

Северную оконечность «Музейного острова» пересекает мост Монбижу, соединяющий остров с обоими берегами Шпре. Оба моста закрыты для движения общественного транспорта и образуют вход в Музей Боде, здание треугольной формы в стиле необарокко, огромный купол которого возвышается над северной частью Шпреинзель.

С южной стороны Музея Боде остров пересекает линия берлинской городской электрички, которая отделяет здание Музея Боде от примыкающего к нему Пергамского музея. Это самое позднее музейное здание в комплексе на Музейном острове является самым посещаемым берлинским музеем, пользующимся мировой известностью благодаря таким монументальным античным экспонатам, как давший название музею Пергамский алтарь. Вход в музей представляет собой площадь, ограниченную с трёх сторон корпусами музейного здания, на которую можно попасть с улицы Ам-Купферграбен по пешеходному мосту.

С юго-запада к Пергамскому музею примыкает Новый музей, который после Второй мировой войны длительное время пребывал в руинах и в настоящее время восстанавливается, а с юго-востока с Пергамским музеем соседствует Старая национальная галерея, представляющая собой по стилю античный храм с высокой лестницей при входе. Над входом в галерею возвышается конная статуя Фридриха Вильгельма IV, руке которого принадлежат первые эскизы здания. У входа в Национальную галерею разбита лужайка, оформленная скульптурами из фонда музея. С юга и востока у Шпре лужайка ограничена колоннадами в дорическом стиле. В летнее время здесь проводятся кинопоказы и концерты под открытым небом.

С южной стороны Нового музея и Национальной галереи остров пересекает улица Бодештрассе, открытая для проезда транспорта через западный рукав Шпре. Примыкающий к ней мост Фридрихсбрюкке через восточный рукав Шпре закрыт для механических транспортных средств. Далее к югу от этой улицы в западной части острова находится Старый музей и Люстгартен, а в восточной части — Берлинский кафедральный собор. Проходящая между ними узкая улочка Ам-Люстгартен соединяет Боденштрассе с важнейшей транспортной магистралью Унтер-ден-Линден — Дворцовая площадь — Карл-Либкнехт-Штрассе, которая ограничивает достаточно тихий в транспортном отношении «Музейный остров» с юга.

Севернее Берлинского собора напротив Старой национальной галереи летними вечерами любители орнитологии могут наблюдать удивительное зрелище — отправляющихся на ночёвку в каштановый лесок десятки тысяч скворцов.

Музеи

Пять музеев на «Музейном острове» входят в музейное объединение Государственные музеи Берлина, которое в свою очередь является учреждением Фонда прусского культурного наследия. «Музейный остров» в одном ряду с Культурфорумом в берлинском Тиргартене, комплексом Шарлоттенбургского дворца и музеями в Берлин-Далем образует один из наиболее известных музейных центров Берлина.

В зданиях на Музейном острове преимущественно размещены археологические коллекции и искусство XIX века. После объединения Германии началось объединение разделённых прежде между Западом и Востоком собраний. В соответствии с мастер-планом «Музейного острова» планируется реорганизация и совместное экспонирование коллекций всех музеев. Новое здание входа, открытие которого запланировано на 2008 год, станет центральным входом на «Музейный остров» в целом. Одновременно в нём будет находиться информационный центр, кафе, магазины, рестораны и залы для специальных мероприятий и выставок.

В Старом музее на основном этаже экспонируется часть Античного собрания: скульптуры, оружие, золотые украшения и сокровища из серебра из коллекции древнегреческого искусства, начиная с кикладской эпохи до древнеримской эпохи. На верхнем этаже музея с августа 2005 г. временно располагается берлинский Египетский музей, переехавший туда из Шарлоттенбурга. В 2009 году он займёт своё место в отстроенном Новом музее.

Восстановленный Новый музей после открытия в 2009 году принял экспозицию Египетского музея и собрания папирусов, в которую в частности входит знаменитый бюст древнеегипетской царицы Нефертити и другие произведения искусства эпохи Эхнатона. В Новом музее также частично представлена экспозиция Музея доисторического периода и ранней истории, относящаяся к каменному веку и другим древним эпохам.

В трёх корпусах Пергамского музея собраны архитектурные объекты, древнегреческие и древнеримские скульптуры из Античного собрания, музея Передней Азии, экспонаты которого охватывают шесть тысяч лет истории, искусства и культуры Передней Азии, и Музея исламского искусства, в котором хранятся произведения искусства исламских народов VIII—XIX вв. Пергамский музей получил всемирную известность благодаря впечатляющей реконструкции археологического ансамбля Пергамского алтаря, воротам Милетского рынка, Воротам Иштар с фрагментом вавилонской Дороги процессий и фризу из Мшатты. После открытия четвёртого, находящегося пока на стадии строительства корпуса Пергамского музея в нём можно будет увидеть такие монументальные произведения из собрания Египетского музея, как ворота из храмового комплекса Калабша и колонный зал царя Сахуры, а также фасад из Телль-Халафа из Переднеазиатского музея, которые ещё со времён войны томятся в музейных запасниках Государственных музеев Берлина.

В собрании Старой национальной галереи представлены произведения скульптуры и живописи XIX в., начиная Каспаром Давидом Фридрихом и французскими импрессионистами и заканчивая фресками творивших в Риме назарейцев.

В открывшемся 17 октября 2006 года после реконструкции Музее Боде представлены экспонаты из Музея византийского искусства III—XIX веков, итальянская и немецкая скульптура от раннего Средневековья до XVIII в. из Скульптурного собрания. В Монетном кабинете хранятся серии монет, которые охватывают период от VII века до н. э., когда первые монеты чеканились в Малой Азии, и заканчивая монетами и медалями XX века, а также избранные экспонаты старых мастеров из Берлинской картинной галереи.

В 2005 году один из трёх открытых для доступа публики музеев на «Музейном острове» посетил каждый седьмой посетитель берлинских музеев.

Вид на «Музейный остров» с воздуха

См. также

Ссылки

wikiredia.ru