Берк (Па-де-Кале). Па де кале что это


ДЕ-КАЛЕ - это... Что такое ПА-ДЕ-КАЛЕ?

Па-де-Кале — департамент во Франции (см. Франция), входит в регион Нор—Па-де-Кале (см. Нор-Па-де-Кале). Административный центр департамента Па-де-Кале — Аррас (Arras, 79 тыс. жителей), город на реке Скарп, главный в исторической области Артуа. Аррас — один из красивейших городов Европы. Древняя столица племени атребатов, до 12 в. город принадлежавшая графам Фландрским, и прославился своими коврами. В городе сохранились римские укрепления, цитадель (бывшая штаб-квартира Тюренна). Собор (1773—1883 гг.) ранее предназначался для аббатства. Бывшее аббатство Сен-Ва (Saint-Vaast) — очень красивый ансамбль с двумя внутренними галереями. В настоящее время там размещаются библиотека и Музей изобразительных искусств (средневековая скульптура, живопись 17 в., а также фарфор и археологические находки). В городе множество домов в типично фламандском стиле. От здания ратуши с часовой башней начинается цепь подземных ходов, пронизывающих центр города. В департаменте находятся такие старинные городки, как Кале, Булонь, Этапль, Монтрейль-сюр-Мер, Сент-Омер. Кале (Calais, 76 тыс. жит.), порт у пролива Па-де-Кале. Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Изо всех французских портов Кале наиболее близок к Англии: пролив между Францией и Великобританией имеет ширину всего лишь 31 км и является рукавом («Ла-Манш») Северного Моря, отстоящим на шаг от Кале («Па-де-Кале»). В Кале старинное производство кружев, тюля, вышивок. Уже в 14 в. являлся важным торговым портом. С именем города связано историческое событие времен короля Эдуарда III: чтобы избежать гибели жителей, группа «граждан Кале», возглавляемая Эсташем де Сен-Пьером, вынесла английскому королю ключи от города. Созданная в 1895 г. на эту тему скульптурная композиция Родена выставлена в Кале. С середины 14 по середину 16 в. городом владели англичане. Городская цитадель была укреплена Вобаном, но сохранила лишь детали прежних укреплений — руины двух башен. Цитадель сильно пострадала во время войны 1939—1945 гг. и потому подверглась реконструкции. Следует посмотреть башню Ге (Guet) 13 в., церковь Нотр-Дам 13—16 вв. и музей изящных искусств и Дентель (Dentelle).

Булонь (Булонь-сюр-Мер) (Boulogne-sur-Mer, 50 тыс. жителей), город и порт на западе Франции, у пролива Па-де-Кале. Пассажирское сообщение с Дувром и Фолкстоном (Великобритания). Булонь дает четверть национального улова рыбы. Цитадель 13 в. построена сыном Филиппа-Августа. Стоит посетить дворец-музей графов Булонских и колокольню 12 в. — часть донжона бывшего замка. Рыболовецкий порт Этапль (Etaples), прошедший через многочисленные войны. Среди местных достопримечательностей музей Квентовик (Quentovic), Отель-де-Виль (Hotel de Ville) и «Дом Фауны и Флоры» (Maison de la Faune et de la Flore). Природоохранный заповедник Бэ-де-ла-Канш (de la Baie de la Canche) занимает территорию площадью в 500 га, где произрастают 420 видов растений, из которых 80 весьма редких.

Монтрейль-сюр-Мер (Montreuil-sur-Mer) — весьма популярный курорт. Цитадель 10 в. неоднократно перестраивалась (в 12, 14 и 16 вв.). Сохранились башни Рейн-Берт и Бланш (de la reine Berthe и de Blanche). Великолепная панорама, открывающаяся во время прогулки по остаткам укреплений, в свое время так потрясла Виктора Гюго, что он перенес сюда действие одного из эпизодов «Отверженных». В часовне бывшего сиротского дома располагается музей города.

Городок Сент-Омер (Saint-Omer), погруженный в гущу современной жизни, бережно хранит историческое наследие. Из памятников старины особенно интересны средневековые дома на Гран-Пляс (Grand-Place), готическая базилика Нотр-Дам (13—16 вв.), практически сохранившая первоначальный вид. В Отель-Санделен (Hotel Sandelin, 1776 г.) размещается музей изящных искусств, экспонирующий старинную мебель, гобелены, изделия из слоновой кости, картины, керамику и фаянс Севера и Дельфта, весьма ценную церковную утварь и оригинальную коллекцию трубок — 2 тыс. штук. Музей Анри-Депюи (Henri-Dupuis) располагается в частном доме 18 в.

Роскошный курорт Ле Туке («Парижский Пляж») (Le Touquet-Paris-Plage), расположенный на так называемом «Опаловом берегу» с великолепным пляжем и прославленным мототреком Л"Эндуро (l"Enduro). Роскошь скрытая и по-английски неброская, незаметная для любопытных глаз окружающих. В музее Туке (du Touquet) демонстрируется собрание картин «этапльской школы», а также работы современных художников (Ликатa, Ван Хеке). В Пале-де-Люроп (Palais de l"Europe) размещается музей кукол, где при помощи игрушек различных эпох рассказывается об истории города и региона вплоть до наших дней.

dic.academic.ru

Па-де-Кале (пролив) – самая узкая часть Ла-Манша. Где находится пролив Па-де-Кале

Что такое пролив? Проще говоря, это относительно узкая часть моря или океана, которая разделяет два участка суши и соединяет два смежных водоема.

В данной статье можно узнать о том, где находится пролив Па-де-Кале. Но, прежде чем перейти к основной теме статьи, для сравнения вкратце рассмотрим, какие еще проливы существуют в мире.

Проливы очень важны для судоходства в связи с тем, что они позволяют судам перемещаться кратчайшим и, возможно, единственным путем из одного бассейна в другой. Кроме всего, они с одной стороны соединяют моря и океаны, а с другой – разделяют участки суши. От каналов они отличаются тем, что имеют естественное происхождение.

Данная статья посвящена одному из таких природных каналов под названием Па-де-Кале (пролив).Па-де-Кале (пролив)

Краткое описание проливов мира

Малаккский пролив, отделяющий о. Суматра и п-ов Малакка, является самым длинным в мире (1000 км). Он соединяет воды океанов Тихого и Индийского.

Татарский пролив (Северное полушарие) – самый длинный (850 км) и самый мелководный из всех крупных проливов. Расположен он между о. Сахалин и Азиатским побережьем и смешивает воды Охотского и Японского морей.

Гибралтарский пролив – самый глубоководный и отделяет он Африку и Европу. Пролив Басса, находящийся около Австралийского континента – самый широкий. По ширине (более 180 км) 2-м после него идет Корейский пролив, отделяющий Корейский п-ов от Японии.

Босфор – самый узкий. Он отделяет Европу от Азии и, кроме того, разделяет Константинополь (Стамбул) на 2 части. Ширина его не превышает 1000 метров. Он же и самый короткий (30 км) из всех проливов мира, отделяющих крупные острова от материков, полуостровов и архипелагов.

И, наконец, Па-де-Кале – пролив, расположенный на севере Франции в удивительно красивой местности под названием Нор-Па-де-Кале.

Общая информация о местности

Суровая красота этих мест (Французская Фландрия) своеобразна. Здесь живут люди, смирившиеся с довольно-таки холодным влажным климатом (средняя летняя температура здесь не выше 20 град.).

Не очень избалована вниманием туристов эта часть страны. Достопримечательности этих мест в большей степени были уничтожены во времена 2-ой Мировой войны, а воды берегов, омываемых проливом Ла-Манш, в основном приспособлены лишь для любителей виндсерфинга. Понежиться на пляжах под летним жарким солнцем здесь не совсем получится.

Это один из 3-х регионов, имеющих выход к проливу. И все же, довольно протяженная линия береговая с золотистыми пляжами и скалами представляет гордость этой части Франции, хоть она и не балует яркостью красок природы.

Па-де-Кале

Пролив Дуврский (английское название) находится между побережьем острова Великобритания и Франции. В древности он имел название Галльский в связи с расположением на берегу Галлии.

Пролив является самой узкой частью Ла-Манша. По английскому побережью он простирается от мыса Форланд до мыса Дунгенес, а по французскому берегу от гавани Кале до мыса Грине. Самое узкое место имеет ширину 33 километра. Между французским Кале и английским Дувром – 44 километра.

Пролив Ла-Манша, пролив Па-де-Кале – вместе они соединяют воды Северного моря и Атлантического океана. Длина Па-де-Кале составляет 37 километров, ширина – от 32 до 51 километра. Судоходная часть имеет глубину от 21 до 64 метров.

Основные военно-морские базы и порты, расположенные на берегах пролива: французские Булонь, Кале, Дюностровакерк; английские Фолкстон и Дувр. Кале и Дувр соединяются паромной переправой.Где находится пролив Па-де-Кале

Значение, режим

Па-де-Кале – пролив, имеющий для мореплавания довольно важное значение. Ежедневно через него проходит большое количество судов и к Атлантическому океану, и к берегам многих государств Европы. Ежегодно через пролив проходят до 300 тысяч судов, а одновременно в любое время в проливе находится примерно 40 судов.

Периодическое скопление в этому узком месте огромного количества судов, движущихся в разных направлениях, – причина аварий в этом районе. По одной из статистик норвежских страховых компаний, практически половина столкновений во всем мире приходится на территории от Ла-Манша до реки Эльба.Ла-Манша, пролив Па-де-Кале

В связи с таким положением по инициативе прибрежных государств еще в 1961 году была создана группа специалистов, занявшаяся подготовкой предложений по улучшению состояния в этом регионе.

Течение на Северо-востоке (поверхностное) имеет скорость около 4 км/ч. Полусуточные приливы имеет пролив Па-де-Кале. Высота их достигает 6,5 метров. В осенний период бывают часты туманы. Режим и условия плавания в данном проливе подобны условиям, имеющимся в Ла-Манше.Пролив Па-де-Кале: высота

В заключение о Евротоннеле

Под Па-де-Кале и Ла-Маншем в мае 1994 года был открыт тоннель железнодорожный, соединяющий континентальную Великобританию с Европой. Это своего рода символ объединяющейся Европы. В какой-то период он имел звание самого протяжённого в мире тоннеля. Однако тоннель Сэйкан, соединяющий японские о-ва Хонсю и Хоккайдо, сменил его. Евротоннель имеет длину около 51 километра, а 39 из них проходят на дне моря.

Известное общество инженеров-строителей в Америке объявило это грандиозное сооружение одним из семи современных чудес света.

fb.ru

па де кале - это... Что такое па де кале?

  • Кале (округ) — Кале Calais Страна Франция Регион Нор Па де Кале Департамент Па де Кале Супрефектура Кале Количество кантонов 5 Количество коммун 28 Население (2009) …   Википедия

  • Кале-Нор-Уэст — фр. Calais Nord Ouest   кантон Франции (АЕ 3 го уровня)  …   Википедия

  • Кале-Центр — фр. Calais Centre   кантон Франции (АЕ 3 го уровня)  …   Википедия

  • Кале-Эст — фр. Calais Est   кантон Франции (АЕ 3 го уровня)  …   Википедия

  • Кале-Сюд-Эст — фр. Calais Sud Est   кантон Франции (АЕ 3 го уровня)  …   Википедия

  • Кале — (Calais), город во Франции, порт у пролив Па де Кале, административный центр департамента Па де Кале. Около 80 тыс. жителей. Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Машиностроение, химическая, пищевая… …   Энциклопедический словарь

  • Кале (значения) — Кале: Кале (растение), или Грюнколь (Brassica oleracea var. sabellica L.)  однолетнее овощное растение, разновидность капусты огородной. Кале (цыгане) одна из «больших» цыганских групп. Кале (спутник) нерегулярный спутник Юпитера,… …   Википедия

  • Кале, Ганс Георг — Кале Ганс …   Википедия

  • Кале — город, адм. ц. деп. Па де Кале, Франция. Упоминается в XII в. как Kaleeis, Kalais, совр. Calais. Название предположительно от этнонима калеты (латин. Caleti, Caletae) кельт, племени, жившего в низовье Сены. По другим версиям, оно от кельт, cale,… …   Географическая энциклопедия

  • Кале-Ега — Характеристика Длина 21 км Бассейн Карское море Бассейн рек Иртыш Водоток Устье Кальча  · Местоположение 25 км …   Википедия

  • КАЛЕ (Calais) — город во Франции, порт у пролива Па де Кале, административный центр департамента Па де Кале. 76 тыс. жителей (1982). Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Машиностроение, химическая, пищевая промышленность …   Большой Энциклопедический словарь

  • gallicismes.academic.ru

    Па-де-Кале Википедия

    Па-де-Калé[4][5] (Па-де-Калэ[6], фр. Pas de Calais, МФА (фр.) [pa.dkalɛ], нидерл. Nauw van Calais) или Ду́врский проли́в[4] (англ. Strait of Dover) — пролив между материковой частью Европы и островом Великобритания[3]. Представляет собой северо-восточное продолжение пролива Ла-Манш, соединяющее его с Северным морем[2].

    Гидрография

    Длина пролива — 37 км[1][2]. Согласно энциклопедии «Британника», ширина составляет от 30 до 40 км (18—25 миль)[7], Большая Российская энциклопедия и Российский энциклопедический словарь указывают 32 км в качестве наименьшей ширины[1][2] (в более ранних русских энциклопедических изданиях приводилась наименьшая ширина в 33[6] и 29 км[3]). Ближайшие точки континентального и британского побережья по разные стороны пролива — мыс Гри-Не[fr][8] на французском берегу и Саут-Форленд[en][9] на английском[10].

    Согласно энциклопедии «Британника», глубина пролива варьируется от 35 до 55 м (120—180 футов)[7]; по данным Большой Российской энциклопедии, глубины на фарватере — 21—64 м[2]. Глубины над песчаными банками от 11,7 м[11].

    Солёность вод пролива колеблется в районе 34,5-35 ‰[12]. В силу преобладающих ветров в регионе, вода в проливе в основном движется в северо-восточном направлении, но устойчивый северо-восточный ветер может изменить направление течения[7]. Скорость остаточного течения крайне невелика, не превышая 6 миль в сутки. Поскольку банки и отмели в Па-де-Кале в основном вытянуты параллельно его направлению, сильные водовороты практически отсутствуют, но в мелких местах возможны отбойные течения и высокая волна в бурную погоду, особенно если ветер дует против направления течения. Приливы и отливы как правило чередуются с интервалом в полсуток; высота приливной волны существенно варьирует, от почти 6 метров у Дувра до практически незаметного подъёма у Браун-Риджа в 115 милях северо-восточнее[13]. Скорость приливных течений достигает 1,5 м/c[12]. Среднегодичная температура воды у поверхности 11 °C (53 °F), средняя температура воды в феврале 6,4 °C, в августе 16,6 °C[14].

    История

    Сформировался при понижении и затоплении суши, соединявшей нынешний материк Европы и Британские острова в четвертичном периоде[2][3]. В периоды высокого уровня мирового океана (ок. 350 000 лет назад) между Британией и континентом уже возникал узкий пролив, однако большую часть времени, даже когда расположенный южнее пролив Ла-Манш представлял собой морской залив или ледниковое озеро, на месте Па-де-Кале находился сухопутный «мост»[15]. Современное затопление произошло в сравнительно недавнее по геологическим масштабам время: ещё примерно в 5000 году до н. э. на этом месте находилась открытая речная долина[7].

    В древности назывался Галльский пролив (Фретум-Галликум, лат. Gallicum Fretum[7], Fretum Gallicum[6]) по расположению на берегу Галлии[16]. В раннее и Высокое Средневековье через пролив шла оживлённая торговля между странами континента (в первую очередь Францией) и Англией; находящийся на английском берегу Дувр входил в союз Пяти портов. Хотя в начале XIII века английская корона утратила контроль над французским берегом пролива, а следующие 600 лет прошли в почти постоянном противостоянии Англии и Франции, объёмы торговли продолжали возрастать[17].

    С началом Столетней войны, после того, как армада Эдуарда III восстановила английский контроль над Кале, Па-де-Кале приобрёл стратегическое значение как кратчайший маршрут переброски английских войск. Однако в основном через пролив совершались только грабительские рейды или «операции возмездия» с обеих сторон[18].

    В 1588 году в проливе произошло сражение между испанской и английской эскадрами, в ходе которого испанской Непобедимой армаде был нанесён первый серьёзный урон[7]. В дальнейшем пролив и северные подступы к нему стали местом ряда морских сражений англо-голландских войн. В XVIII и начале XIX века Франция, по-прежнему враждовавшая с Англией и обладавшая более сильной сухопутной армией, неоднократно пыталась осуществить морское вторжение через Па-де-Кале, но английский флот успешно блокировал эти попытки[19].

    Капитан Мэтью Уэбб

    В 1875 году было зарегистрировано первое документально подтверждённое пересечение пролива Па-де-Кале вплавь. Заплыв из Дувра в Кале совершил британский капитан Мэтью Уэбб[en], преодолевший дистанцию в 64 километра за 21 час 45 минут[20].

    В ходе Первой мировой войны в Па-де-Кале и Ла-Манше действовали германские подводные лодки, атаковавшие суда Антанты. Несколько раз германским минным заградителям удавалось на короткий срок прервать гражданское судоходство в проливах[21]. В этих условиях Дувр служил базой патрульного флота, обеспечивавшего навигацию через пролив торговых судов[7]. В 1916 и 1917 годах пролив Па-де-Кале стал местом двух сражений германских флотилий торпедных катеров и британских военно-морских сил. В первом сражении немцам удалось потопить британские эсминец и транспорт; во втором немцы потеряли два катера, хотя сумели нанести повреждения эсминцам Broke и Swift[10]. Французская Булонь-сюр-Мер была важной базой сухопутных войск. В 1940 году, после поражения англо-французских войск у Дюнкерка, пролив стал местом проведения Дюнкеркской операции по эвакуации британского военного контингента и части французских военнослужащих[7].

    Экология

    Морские течения, достаточно сильные в Ла-Манше, в Па-де-Кале ослабевают вблизи скалистых берегов. Вода на этом участке прозрачнее, делая возможным более активный рост водорослей. Непостоянный рельеф дна, где перемежаются каменистые участки, ровные песчаные поверхности и подводные дюны, обеспечивает условия для проживания разнообразных морских организмов, а положение пролива между Атлантическим океаном и южной оконечностью Северного моря создаёт транзитную зону для биот обоих бассейнов. Международным правом и британским и французским правительствами предусмотрены многочисленные меры по защите биоразнообразия вод Па-де-Кале[10]. Промысловое рыболовство (в частности, Булонь-сюр-Мер является ведущим рыболовецким портом всей Франции) и высокая плотность движения судов через пролив создаёт угрозу этому биоразнообразию. Ко второму десятилетию XXI века в проливе насчитывается 6 морских охраняемых территорий, вдоль британского побережья есть зоны, защищаемые Рамсарской конвенцией[22].

    Навигация и сухопутный транспорт

    Движение судов в восточном Ла-Манше и Па-де-Кале, 2006 год. На схеме представлены только суда, оборудованные АИС

    Согласно конвенции ООН по морскому праву, пролив Ла-Манш относится к проливам, свободно используемым для международного судоходства. Надежно оснащён средствами навигации, обеспечивающими безопасное прохождение пролива в любое время суток. Наиболее неблагоприятные метеоусловия для судоходства приходятся на период с октября по март[23]. Основные порты: Кале, Булонь-сюр-Мер, Дюнкерк (Франция), Дувр, Фолкстон (Великобритания)[2][3].

    Па-де-Кале является одним из самых оживлённых участков Мирового океана, по которому проходит около четверти всех морских перевозок в мире[24]; через него в день проходит порядка 400 судов, в том числе все направляющиеся в Северное и Балтийское моря через Ла-Манш[10]. За 2007 год проливом по течению прошло свыше 45 тысяч судов и примерно такое же количество — в противоположном направлении[11]. В силу оживлённости движения по проливу, с 1967 года начала действовать Дуврская схема разделения движения, ставшая первой в мире схемой разделения движения, утверждённой Международной морской организацией[10]. Из соображений безопасности в проливе организовано движение по двум условным «полосам»: суда, идущие в Северное море, должны двигаться по южной «полосе», а суда, направляющиеся в Атлантический океан, — по северной[25]. Пролив на всём протяжении находится под постоянным радарным наблюдением, с 1972 года действует Информационная служба навигации[10].

    С 1994 года под Па-де-Кале действует Евротоннель, в начале XXI века представляющий собой основную транспортную магистраль между Великобританией и Францией. Берега пролива соединяют также быстроходные паромы[7].

    Примечания

    1. ↑ 1 2 3 4 Па-де-Кале // Российский энциклопедический словарь / А. М. Прохоров. — М. : Большая российская энциклопедия, 2001. — 2015 с.
    2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Па-де-Кале // П — Пертурбационная функция. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 49. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 25). — ISBN 978-5-85270-362-0.
    3. ↑ 1 2 3 4 5 Па-де-Кале // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
    4. ↑ 1 2 Агеенко Ф. Л. Па-де-Кале // Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение. — М.: ООО «Издательство "Мир и Образование"»; Оникс, 2010. — 880 с. — ISBN 5-94666-588-X, 978-5-94666-588-9.
    5. ↑ Горская М. Дуврский пролив // Англо-русский и русско-английский словарь географических названий. — 2-е изд.. — М.: Русский язык, 1994. — С. 185. — 20 060 экз. — ISBN 5-200-02252-5.
    6. ↑ 1 2 3 Па-де-Калэ, пpoлив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1897. — Т. XXIIa. — С. 583.
    7. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Strait of Dover (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Проверено 12 сентября 2017.
    8. ↑ Лист карты M-31-A. Масштаб: 1 : 500 000. Издание 1985 г.
    9. ↑ Лист карты M-31-27. Масштаб: 1 : 100 000.
    10. ↑ 1 2 3 4 5 6 Shamseer Mambra. The Strait Of Dover – The Busiest Shipping Route In The World. Marine Insight (August 1, 2017). Проверено 18 октября 2017.
    11. ↑ 1 2 Pascal Savouret. Bilan d'activites 2007 (фр.)  (недоступная ссылка — история). Centre Régional Opérationnel de Surveillance et de Sauvetage, Direction générale de la mer et des transports, Ministère de l'écologie, du développement et de l'aménagement durables (29 février 2008). Проверено 18 октября 2017. Архивировано 24 февраля 2011 года.
    12. ↑ 1 2 Б. С. Залогин, А. Н. Косарев. Северное море // Моря. — М. : Мысль, 1999. — С. 110–120. — (Природа мира). — 3000 экз. — ISBN 5-244-00624-Х.
    13. ↑ Cuyvers, 1986, p. 21.
    14. ↑ Water temperatures throughout the year and general information about Strait of Dover. WaterTemperature.org. Проверено 19 октября 2017.
    15. ↑ Phil Gibbard. How Britain Became An Island: The report. Cambridge Quarternary (30 November 2009). Проверено 19 октября 2017.
    16. ↑ Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ, Поспелов Е. М. 2001
    17. ↑ Cuyvers, 1986, pp. 3—4.
    18. ↑ Cuyvers, 1986, p. 4.
    19. ↑ Cuyvers, 1986, pp. 6—7.
    20. ↑ Captain Matthew Webb – the first Person to swim the Channel. The Dover Historian (January 3, 2015). Проверено 19 октября 2017.
    21. ↑ Cuyvers, 1986, p. 8.
    22. ↑ Strait of Dover (англ.). European Straits Initiative. Проверено 19 октября 2017.
    23. ↑ Проливы Ла-Манш и Па-де-Кале / Краткое описание проливов и портов // Атлас океанов : Проливы Мирового океана / отв. ред.: В. Н. Чернавин. — СПб. : Гл. упр. навигации и океанографии Мин. Обороны Российской Федерации, 1993. — С. 317–318.
    24. ↑ Philippe Sotto. Oil tanker, cargo ship collide in Dover Strait off UK coast. Global News (July 1, 2017). Проверено 18 октября 2017.
    25. ↑ Chart showing the Dover Strait Traffic Separation Scheme  (Проверено 8 ноября 2017)

    Литература

    • Luc Cuyvers. International Straits of the World / Edited by Gerard J. Mangone. — Martinus Nijhoff Publishers, 1986. — Vol. 8. The Strait of Dover. — ISBN 90-247-3252-2.
    • Проливы Ла-Манш и Па-де-Кале // Атлас океанов : Проливы Мирового океана / отв. ред.: В. Н. Чернавин. — СПб. : Гл. упр. навигации и океанографии Мин. Обороны Российской Федерации, 1993. — С. 22–24, 317–318.

    wikiredia.ru

    де-Кале - это... Что такое Па-де-Кале?

  • Кале (округ) — Кале Calais Страна Франция Регион Нор Па де Кале Департамент Па де Кале Супрефектура Кале Количество кантонов 5 Количество коммун 28 Население (2009) …   Википедия

  • Кале-Нор-Уэст — фр. Calais Nord Ouest   кантон Франции (АЕ 3 го уровня)  …   Википедия

  • Кале-Центр — фр. Calais Centre   кантон Франции (АЕ 3 го уровня)  …   Википедия

  • Кале-Эст — фр. Calais Est   кантон Франции (АЕ 3 го уровня)  …   Википедия

  • Кале-Сюд-Эст — фр. Calais Sud Est   кантон Франции (АЕ 3 го уровня)  …   Википедия

  • Кале — (Calais), город во Франции, порт у пролив Па де Кале, административный центр департамента Па де Кале. Около 80 тыс. жителей. Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Машиностроение, химическая, пищевая… …   Энциклопедический словарь

  • Кале (значения) — Кале: Кале (растение), или Грюнколь (Brassica oleracea var. sabellica L.)  однолетнее овощное растение, разновидность капусты огородной. Кале (цыгане) одна из «больших» цыганских групп. Кале (спутник) нерегулярный спутник Юпитера,… …   Википедия

  • Кале, Ганс Георг — Кале Ганс …   Википедия

  • Кале — город, адм. ц. деп. Па де Кале, Франция. Упоминается в XII в. как Kaleeis, Kalais, совр. Calais. Название предположительно от этнонима калеты (латин. Caleti, Caletae) кельт, племени, жившего в низовье Сены. По другим версиям, оно от кельт, cale,… …   Географическая энциклопедия

  • Кале-Ега — Характеристика Длина 21 км Бассейн Карское море Бассейн рек Иртыш Водоток Устье Кальча  · Местоположение 25 км …   Википедия

  • КАЛЕ (Calais) — город во Франции, порт у пролива Па де Кале, административный центр департамента Па де Кале. 76 тыс. жителей (1982). Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Машиностроение, химическая, пищевая промышленность …   Большой Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Берк (Па-де-Кале) - это... Что такое Берк (Па-де-Кале)?

    Берк (фр. Berck) — коммуна во Франции, регион Нор-Па-де-Кале, департамент Па-де-Кале, округ Монтрёй-сюр-Мер, кантон Берк. Город расположен в 90 км к западу от Арраса и в 129 км к юго-западу от Лилля, в 8 км от автомагистрали А16 «Европейская» Абвиль-Дюнкерк, на берегу пролива Ла-Манш.

    Население (2009) — 15 565 человек.

    Расположенный в устье реки Оти, Берк располагает обширным песчаным пляжем и травяными дюнами, тянущимися до побережья Ла-Манша. Город состоит из двух частей — бывшего рыболовецкого порта на востоке (Берк-Виль) и приморской зоны на западе (Берк-сюр-Мер).

    История

    Берк - самый южный из городов Па-де-Кале, название которых имеет германские корни. Его происхождение связывают либо со словом berg (холм или дюна), либо с норвежским bekkr (поток), либо beorc (берёза), характеризующим лесистую местность.

    В Средние Века Берк был небольшим рыболовецким портом, неоднократно становившимся жертвой военных конфликтов. В частности, во время Столетней войны в 1414 году английский гарнизон совершил рейд на юг и сжёг Берк. К середине XV века в посёлке вместо сгоревшего деревянного маяка была построена каменная смотровая башня, а рядом с ней часовня. Во время второй осады Монтрёй в 1544 году англичане продвинулись на юг и сожгли в Берке часовню и ещё около 200 домов. То, что уцелело после англичан, было уничтожено французами при снятии осады.

    Позднее отстроенная заново часовня была присоединена к башне, сформировав комплекс нынешней церкви Святого Батиста. При этом смотровая башня утеряла свою основную функцию и была переоборудована в колокольню, поскольку к этому времени море отступило от стен Берка на 1,5 километра. По этой причине до сих пор коммуна делится на две части - внутреннюю и приморскую.

    С середины XIX века Берк стал играть важную роль в кампании по борьбе с туберкулёзом. В 1869 году по инициативе императрицы Евгении в Берке был построен морской госпиталь. В последующие годы в городе появилось несколько больниц и санаториев, специализирующихся на реабилитации больных. Кроме того, город стал пользоваться популярностью у жителей Парижа, которые благодаря железной дороге за три часа могли преодолеть путь от столицы до морского побережья.

    Центр хирургии Institut Calot

    Во время Второй мировой войны через Берк проходил гитлеровский Атлантический вал - система береговых укреплений, призванная защитить морское побережье от возможной высадки десанта союзников. Вследствие этого в 1944 году город подвергся массовым бомбардировкам авиацией союзников. Вся инфраструктура рыболовства была полностью уничтожена и после войны не смогла восстановиться. Город стал ориентироваться на здравоохранение и туризм. Протяжённые песчаные пляжи привлекают сюда любителей буерного спорта на песке. Кроме того, старое здание вокзала Берка переоборудовано в казино.

    Достопримечательности

    • Церковь Святого Батиста XV века, реконструированная в 1954 году
    • Памятник «Голгофа моряков»
    • Здание казино
    • Маяк высотой 45 м, построенный в 1961 году на краю косы
    • Здание мэрии, одно из немногих уцелевших после двух мировых войн

    Экономика

    Структура занятости населения [1]:

    • сельское хозяйство — 0,9 %
    • промышленность — 4,8 %
    • строительство — 2,7 %
    • торговля, транспорт и сфера услуг — 32,5 %
    • государственные и муниципальные службы — 59,1 %

    Администрация

    Администрацию Берка с 2008 года возглавляет социалист Жан-Мари Кражевски (Jean-Marie Krajewski). На муниципальных выборах 2008 года возглавляемый им левый блок одержал победу, получив во 2-м туре 53,21 % голосов и опередив правый блок во главе с действующим мэром Бруно Кузеном [2]

    Демография

    Динамика численности населения, чел.

    Города-побратимы

    Знаменитые уроженцы

    См. также

    Ссылки

    Галерея

      Коммуны округа Монтрёй-сюр-Мер Берк Кампань-ле-Эден Монтрёй Парк Фрюж Эден Этапль Юкелье
    Берк * Вабан * Вертон * Гроффлье * Коллин-Бомон * Конший-ле-Тампль * Ран-дю-Флье * Тиньи-Нуаэль * Эрон-Нотр-Дам * Эрон-Сен-Вааст
    Боренвиль * Бримё * Буажан * Бубе-лес-Эмон * Бюир-ле-Сек * Гуи-Сен-Андре * Дурье * Кампань-ле-Эден * Лепинуа * Луазон-сюр-Крекуаз * Маран * Маранла * Марекель-Экемикур * Марль-сюр-Канш * Ментене * Оффен * Руссан * Сампи * Сен-Дене * Сен-Реми-о-Буа * Сольшуа * Экс-ан-Иссар * Эмон
    Бомери-Сен-Мартен * Вайи-Бокам * Кампиньель-ле-Гранд * Кампиньель-ле-Пети * Кюк * Ла-Калоттри * Ла-Мадлен-су-Монтрёй * Ле-Туке-Пари-Плаж * Лепин * Мерлимон * Монтрёй-сюр-Мер * Нампон-Сен-Фирмен * Невиль-су-Монтрёй * Сен-Жосс * Сент-Обен * Соррю * Экюир
    Азенкур * Беаланкур * Бланжи-сюр-Тернуаз * Бленжель * Вай * Вакерьетт-Эркьер * Вамен * Вильман * Вьей-Эден * Галамец * Гриньи * Ле-Кенуа-ан-Артуа * Ле-Парк * Мезонсель * Нелетт * Нуаэль-лес-Юмьер * Оши-ле-Эден * Ролланкур * Сен-Жорж * Трамекур * Фийиевр * Френуа * Эклимё * Энкур
    Амбри * Амбрикур * Авонданс * Венкли * Вершен * Канле * Креки * Крепи * Купель-Вьей * Купель-Нёф * Лебье * Люжи * Манка * Матренгам * Панк * Раденгам * Рембоваль * Руайон * Рюиссовиль * Санли * Сен-ле-Фрессен * Торси * Фрессен * Фрюж * Эзек
    Бревилье * Буен-Плюмуазон * Вамберкур * Гизи * Гиньи * Каврон-Сен-Мартен * Капель-лес-Эден * Комон * Конт * Ла-Лож * Лабруа * Марконн * Марконнель * Мурье * Обен-Сен-Вааст * Рей-сюр-Оти * Реньовиль * Сент-Остреберт * Тортфонтен * Шерьенн * Эден * Юби-Сен-Ле
    Аттен * Берньёль * Бётен * Брексан-Энок * Видам * Камье * Кормон * Лефо * Лонвилье * Маревиль * Монкаврель * Рек-сюр-Курс * Тюберсан * Франк * Энксан * Эстре * Эстреель * Этапль * Юберсан
    Авен * Алетт * Безенгам * Бекур * Бёссан * Бимон * Бурт * Вершок * Викенгем * Зотё * Кампань-ле-Булонне * Килан * Кланле * Маненгем * Паранти * Прёр * Рюмийи * Сен-Мишель-се-Буа * Экс-ан-Эрньи * Эмбер * Энкен-сюр-Байон * Эрли * Эрньи * Юкелье

    dic.academic.ru

    ПА-ДЕ-КАЛЕ - AtlasMap.ru

    Дуврский пролив, между побережьем Франции и о. Великобритания. Франц. Па-де-Кале (Pas de Calais) - 'пролив Кале' (pas - 'пролив, канал'. Кале - город на франц. берегу пролива). Англ, название Strait of Dover - 'пролив Дувра' или 'Дуврский пролив' (strait - 'пролив', Дувр - город на англ, стороне пролива). В древности назывался Галльский пролив по расположению на берегу Галлии.

    Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ.Поспелов Е.М.2001.

    ПА-ДЕ-КАЛЕ см. Британские острова

    Краткий географический словарь. EdwART. 2008.

    Па-де-Кале́ (французское Pas de Calais, английское Дуврский канал), пролив между сев. берегом Франции и юж. берегом Англии. Соединяет Северное море с прол. Ла-Манш. Длина 37 км, ширина 32–51 км, глубина судоходной ч. 21–64 м, преобладающая 25–40 м. В середине пролива опасные для судоходства отмели с глубинами до 1,5 м. Приливы до 3–5 м, приливные течения со скоростью до 3,5–5,0 км/ч. Постоянное течение направлено на В. со скоростью 1–2 км/ч. П.-де-К. имеет стратегическое значение как наиболее удобный и кратчайший путь из стран Сев. и Центр. Европы в Атлантический океан. Осн. французские порты: Булонь, Кале, Дюнкерк, английские: Дувр, Фолкстон. Под проливом проходит жел.-дор. туннель, соединяющий Британские о-ва с Европой.

    Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория. Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. 2006.

    Па-де-Кале́ (Дуврский пролив), на западе Атлантического океана, между материковой частью Европы (Франция) и островом Великобритания, соединяет пролив Ла-Манш с Северным морем. Образовался в кон. четвертичного периода при затоплении речных долин в результате подъёма уровня океана. Один из самых интенсивных р-нов судоходства в Мировом океане, используется как кратчайший путь из Центр. и Сев. Европы в Атлантический океан. Дл. 37 км, шир. от 32 до 51 км, глубины: судоходной части 21–64 м, преобладают 25–40 м. В центр. части опасные для судоходства отмели (1,5 м). Постоянное течение следует на В. со скоростью 1–2 км/ч. Приливы до 5 м, с которыми связаны течения со скоростью до 5 км/ч. Гл. порты: в Великобритании – Дувр, Фолкстон; во Франции – Кале, Булонь-сюр-Мер и Дюнкерк. Под проливом проложен туннель, соединяющий континент с о. Великобритания.

    География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

    Па-де-Кале Па-де-Кале — департамент во Франции (см. Франция), входит в регион Нор—Па-де-Кале (см. Нор-Па-де-Кале). Административный центр департамента Па-де-Кале — Аррас (Arras, 79 тыс. жителей), город на реке Скарп, главный в исторической области Артуа. Аррас — один из красивейших городов Европы. Древняя столица племени атребатов, до 12 в. город принадлежавшая графам Фландрским, и прославился своими коврами. В городе сохранились римские укрепления, цитадель (бывшая штаб-квартира Тюренна). Собор (1773—1883 гг.) ранее предназначался для аббатства. Бывшее аббатство Сен-Ва (Saint-Vaast) — очень красивый ансамбль с двумя внутренними галереями. В настоящее время там размещаются библиотека и Музей изобразительных искусств (средневековая скульптура, живопись 17 в., а также фарфор и археологические находки). В городе множество домов в типично фламандском стиле. От здания ратуши с часовой башней начинается цепь подземных ходов, пронизывающих центр города.В департаменте находятся такие старинные городки, как Кале, Булонь, Этапль, Монтрейль-сюр-Мер, Сент-Омер. Кале (Calais, 76 тыс. жит.), порт у пролива Па-де-Кале. Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Изо всех французских портов Кале наиболее близок к Англии: пролив между Францией и Великобританией имеет ширину всего лишь 31 км и является рукавом («Ла-Манш») Северного Моря, отстоящим на шаг от Кале («Па-де-Кале»). В Кале старинное производство кружев, тюля, вышивок. Уже в 14 в. являлся важным торговым портом. С именем города связано историческое событие времен короля Эдуарда III: чтобы избежать гибели жителей, группа «граждан Кале», возглавляемая Эсташем де Сен-Пьером, вынесла английскому королю ключи от города. Созданная в 1895 г. на эту тему скульптурная композиция Родена выставлена в Кале. С середины 14 по середину 16 в. городом владели англичане. Городская цитадель была укреплена Вобаном, но сохранила лишь детали прежних укреплений — руины двух башен. Цитадель сильно пострадала во время войны 1939—1945 гг. и потому подверглась реконструкции. Следует посмотреть башню Ге (Guet) 13 в., церковь Нотр-Дам 13—16 вв. и музей изящных искусств и Дентель (Dentelle).

    Булонь (Булонь-сюр-Мер) (Boulogne-sur-Mer, 50 тыс. жителей), город и порт на западе Франции, у пролива Па-де-Кале. Пассажирское сообщение с Дувром и Фолкстоном (Великобритания). Булонь дает четверть национального улова рыбы. Цитадель 13 в. построена сыном Филиппа-Августа. Стоит посетить дворец-музей графов Булонских и колокольню 12 в. — часть донжона бывшего замка.Рыболовецкий порт Этапль (Etaples), прошедший через многочисленные войны. Среди местных достопримечательностей музей Квентовик (Quentovic), Отель-де-Виль (Hotel de Ville) и «Дом Фауны и Флоры» (Maison de la Faune et de la Flore). Природоохранный заповедник Бэ-де-ла-Канш (de la Baie de la Canche) занимает территорию площадью в 500 га, где произрастают 420 видов растений, из которых 80 весьма редких.

    Монтрейль-сюр-Мер (Montreuil-sur-Mer) — весьма популярный курорт. Цитадель 10 в. неоднократно перестраивалась (в 12, 14 и 16 вв.). Сохранились башни Рейн-Берт и Бланш (de la reine Berthe и de Blanche). Великолепная панорама, открывающаяся во время прогулки по остаткам укреплений, в свое время так потрясла Виктора Гюго, что он перенес сюда действие одного из эпизодов «Отверженных». В часовне бывшего сиротского дома располагается музей города.

    Городок Сент-Омер (Saint-Omer), погруженный в гущу современной жизни, бережно хранит историческое наследие. Из памятников старины особенно интересны средневековые дома на Гран-Пляс (Grand-Place), готическая базилика Нотр-Дам (13—16 вв.), практически сохранившая первоначальный вид. В Отель-Санделен (Hotel Sandelin, 1776 г.) размещается музей изящных искусств, экспонирующий старинную мебель, гобелены, изделия из слоновой кости, картины, керамику и фаянс Севера и Дельфта, весьма ценную церковную утварь и оригинальную коллекцию трубок — 2 тыс. штук. Музей Анри-Депюи (Henri-Dupuis) располагается в частном доме 18 в.

    Роскошный курорт Ле Туке («Парижский Пляж») (Le Touquet-Paris-Plage), расположенный на так называемом «Опаловом берегу» с великолепным пляжем и прославленным мототреком Л"Эндуро (l"Enduro). Роскошь скрытая и по-английски неброская, незаметная для любопытных глаз окружающих. В музее Туке (du Touquet) демонстрируется собрание картин «этапльской школы», а также работы современных художников (Ликатa, Ван Хеке). В Пале-де-Люроп (Palais de l"Europe) размещается музей кукол, где при помощи игрушек различных эпох рассказывается об истории города и региона вплоть до наших дней.

    Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.

    Синонимы:

    atlasmap.ru