Памятники Московского Кремля. Памятник в москве колокол


Памятник Царь-колокол - Памятники Москвы, адрес, сайт

Памятник «Царь-колокол» находится в Москве на Красной площади и по праву считается главной достопримечательностью города, который непрерывно связан с историческими событиями. Он был отлит по заказу императрицы Анны Иоановны в 1730 году. Было велено добавить вес, который стал бы достигать 10 тысяч пудов. Выполнял эту работу французский механик королевского двора Жермень.

Когда ему предложили это сделать, то он воспринял это как шутку и что колокол таких размеров не возможно сделать. Первый Царь-колокол был отлит в Москве в 1600 году. Но после пожара он упал и разбился на осколки.

На сегодняшний день нет ни одного аналога Царю-колоколу, который расположен в Москве. Его высота 6, 24 метра, при этом весит он 200 тонн. Его отчистили и позолотили. Можно увидеть на солнце как переливается верхняя серебристо - серая поверхность. Народ, увидевший это, был в восторге. История отлития колокола связана с многочисленными неудачами и катастрофами.

Предание ему именно такой формы происходило в вырытой специальной яме на Ивановской площади. Для создания узоров были приглашены мастера по вырезанию на дереве с Санкт-Петербурга: В. Кобелев, П. Серебряков, П. Луковников. Подготовка к строительству колокола заняла почти два года. В 1734 началась плавка металла, но вскоре была замечена его утечка и временно пришлось задержать работу. В следствии этого возник пожар, который уничтожил деревянные конструкции.

После восстановления места для продолжения работы снова пришла плохая новость, что скончался мастер проекта И.Ф. Моторин, после чего продолжение его трудов было возложено на сына. Отколотую часть колокола неоднократно пытались заменить, но все таки решили оставить в таком в виде, так как осколок весил 11, 5 тонн, вновь изготовленная часть все равно не дала бы звучать колоколу также. Поэтому по сегодняшний день Царь-колокол сохранен в том виде, в котором он был извлечен из ямы. Впредь какие-либо эксперименты над ним не проводятся. Почти два с половиной века прошло после строительства колокола и сегодня его известность становится все шире. Он расположен рядом с Царь-пушкой и оба прекрасно вписываются и дополняют композицию Московского Кремля.

www.101hotels.ru

Царь-колокол, Московский Кремль, Москва. История, фото, видео, где находится и как добраться, отели – Туристер.Ру

Царь-колокол в Московском Кремле — один из выдающихся памятников литейного искусства XVIII века. Находится на углу Спасской улицы и Ивановской площади Кремля, перед колокольней Ивана Великого.

Возвышающийся на постаменте Царь-колокол весит 202 тонны — в пять с лишним раз больше веса Царь-пушки, расположенной всего в 70 метрах от него. При этом высота памятника-колокола достигает 6,24 метра, а его максимальный диаметр равен 6,6 метра. В составе сплава преобладает медь (84,51%), в нем также обнаружены олово (13,21%), сера (1,25%), серебро (0,25%) и золото (0,036%).

Царь-колоколом также именовались крупные колокола, отлитые ранее — в XVII веке. Название «Царь» имеет большой колокол Троице-Сергиевой лавры.

История Царь-колокола

Бронзовый Царь-колокол создавался с 1730 года по приказу Анны Иоанновны. Для его изготовления использовался материал разбитого колокола мастера Григорьева, для работы предполагалось использовать в общей сложности более 10 тысяч пудов металла.

После того как от нестандартного объемного заказа отказался парижский мастер, колокол стали отливать русские литейщики — Иван Моторин и его сын Михаил. Литейные работы велись на Ивановской площади, где вырыли яму глубиной примерно 10 метров.

Одни только подготовительные работы заняли 1,5 года. В результате Царь-колокол был отлит 25 ноября 1735 года. Финальная плавка металла продолжалась в течение 1,5 суток, одновременно использовались четыре печи. Отливка же заняла 72 минуты. Чеканные работы на этом же месте начались после остывания колокола.

По одной из версий, колокол раскололся во время Троицкого пожара 1737 года. Однако не отрицается и возможность нарушения технологии отливки — в таком случае он мог расколоться из-за недостаточной прочности и низкой устойчивости к температурным перепадам.

Попытки восстановления колокола, не увенчавшиеся успехом, предпринимались дважды — в 1792 и 1819 годах, предложения о спаивании звучали и позднее, но от этих планов пришлось отказаться — спаянный колокол все равно не мог бы звучать. Как поднять и установить Царь-колокол на постамент, придумал архитектор И. Л. Мироновский. По его проекту в 1836 году пролежавший в яме больше ста лет Царь-колокол наконец подняли, в том же году для него соорудили постамент по проекту Огюста Монферрана.

Интересные факты о Царь-колоколе

  • Изображение Царь-колокола можно увидеть на 1000-рублевых купюрах — денежных знаках гражданской войны, выпускавшихся белогвардейцами под началом генерала Деникина в Крыму. Однако эти деньги, прозванные в народе «колокольчиками», практически не использовались.
  • Царь-колокол — самый тяжелый колокол в мире, но он никогда не использовался по назначению, потому и упоминается иногда как «самая большая колоколообразная скульптура». На втором месте среди колоколов — звучащий китайский Колокол Счастья.
  • Вес отколовшегося куска Царь-колокола, который сейчас входит в композицию памятника, равен 11,5 тоннам.

Как добраться до Царь-колокола

До комплекса Московского Кремля, в том числе расположенного на его территории Царь-колокола, удобно добираться на метро. Вблизи кремлевских стен находятся станции «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Арбатская», недалеко и от узла станций «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции».

На автобусах (маршруты 144, К, м1, м2, м3, м6, Н1, Н2) доехать получится до остановки «Метро „Библиотека имени Ленина“» у входа в Кремль.

Пройти к Царь-колоколу по территории Кремля можно последовательно — с экскурсиями либо самостоятельно, целенаправленно — от главного входа для туристов по Троицкой улице через Ивановскую площадь.

Панорама Ивановской площади у Царь-колокола

Видео «Царь-колокол»

www.tourister.ru

Царь-колокол - Москва

 памятник, монумент, колокол, достопримечательность

С восточной стороны колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в.

Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф. Моториным и его сыном Михаилом.

До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес – почти 202 т, высота – 6,14 м, диаметр – 6,6 м.

Известный мастер И.Ф. Маторин, отливший в 1702 г. по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а также несколько кремлевских колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.

История создания колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами и катастрофами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков и мастер формовального дела П. Луковников. Недавно стало известно и имя скульптора – это Ф. Медведев, получивший образование в Италии. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла, но через некоторое время была обнаружена его утечка из печей и плавку пришлось остановить. Возникший при этом пожар уничтожил подъемные деревянные конструкции, возведенные над колоколом. После ликвидации аварии работы были возобновлены, но в августе 1735 г. последовала смерть мастера И. Ф. Маторина и окончание их было возложено на его сына.

В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 т.

Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О. Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне.

Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.

.

wikimapia.org

Царь-колокол в Москве, Описание, Как добраться

Царь-колокол, который сейчас можно лицезреть у Кремля — не первый по счету гигантский колокол в царской России. Первый из них — «Царь» весом примерно 40 т был изготовлен в 1600 г. по распоряжению Бориса Годунова, однако он не пережил падения во время пожара. Следующий, уже вдвое тяжелее, изготовили в 1654 г. при царе Алексее Михайловиче. К сожалению, он получился не слишком прочным, и разбился во время звонов. Через 5 лет его переплавили на новый, еще больший, массой 160 т, но и ему не повезло. После поднятия на звонницу (что далось неимоверными усилиями), случился крупный пожар, и колокол разбился после падения. 

Современный Царь-колокол отливали талантливые мастера-литейщики Иван и Михаил Моторины, отец и сын. Распоряжение об этом отдала в 1730 г. императрица Анна Иоановна. Для нового, еще большего колокола было решено переплавить остатки старого, разбившегося, с добавлением дополнительного металла. Первоначально эта работа была предложена французским мастерам, но они не рискнули взять столь сложное задание, и тогда в дело вступили Моторины. 

Прежде чем колокол был отлит, прошло целых 3 года подготовительных работ. Пришлось выкопать яму глубиной 10 м на Ивановской площади, в которой и разместили форму для отливки. В 1734 г. мастера, наконец, попытались отлить колокол, на 85% состоящий из меди, но ничего не вышло из-за пожара, вызванного неисправностью плавильных печей. Старший Моторин вскоре скончался, но его сын продолжил дело, и через год вновь начал литье. Оно длилось 3 дня, и в результате увенчалось успехом. Теперь оставалась только чеканка.

Многие туристы, увидев колокол впервые, сразу задаются вопросом: зачем в те времена вообще нужны были такие колокола, если их изготовление давалось с таким трудом? Ответ кроется в том, что на Руси православные верующие издавна считали, что чем ниже звонит колокол, тем раньше возносимые в церкви молитвы достигнут ушей Господа. А чем больше весит колокол, тем ниже его тональность. Поэтому дело вовсе не в том, что императоры желали подчеркнуть свое богатство и величие.

В 1737 г. опять случился сильный пожар, и когда вокруг Царь-колокола загорелись строительные леса, возникла угроза, что он может расплавиться. Его принялись остужать холодной водой, но не учли, что разница температур приведет к появлению трещин. Огромная часть колокола весом в 11 т в результате откололась и отпала.

После этого было очевидно, что исправить уже ничего нельзя, и Царь-колокол, так ни разу и не зазвонив, остался лежать в земле на целое столетие. Только в 1836 г. началось восстановление Кремля, и в ходе работ по благоустройству колокол подняли и поставили на постамент, спроектированный Огюстом Монферраном, недалеко от стен колокольни Ивана Великого. 

Там он остается и по сей день, как памятник невероятному мастерству русских литейных мастеров.

poexali.org

Царь-колокол

Знаменитый Царь-коло­кол предназначался для Ивановской звонницы. История его начинается со времен Бориса Годунова, повелевшего отлить колокол весом более чем в тысячу пудов и повесить на деревянном срубе. Однако в один из кремлевских пожаров деревянная звонница сго­рела, колокол упал и разбился. Алексей Михайлович приказал пере­лить его с большой добавкой металла, доведя вес до 8000 пудов, и поме­стить на Филаретову пристройку. Но царский благовестник повторил судьбу предшественника, разбившись при пожаре 1701 г.

В 1730 г. только что взошедшая на престол императрица Анна Иоанновна пожелала еще раз перелить обломки. Новый колокол должен был весить 13000 пудов (более 200 тонн). Отливка колокола та­кого размера представляла чрезвычайно сложную техническую зада­чу. Разрешить ее взялся мастер Иван Моторин. Прямо на площади ле­том 1734 г. начали устраивать печи. Первая отливка оказалась неудач­ной: печи прорвало, и металл ушел в землю, к тому же чуть было не начался пожар. Моторин начал подготовку ко второй отливке, но не успел завершить работу. Дело успешно продолжил его сын Михаил. Когда все сно­ва было готово к отливке, на площадь на всякий случай собрали 400 пожарных, и коломенский архиепископ Вениамин после молебна собст­венноручно затопил первую печь. 25 ноября 1735 г. литье было благо­получно закончено.

В целом декоративное убранство Царь-колокола — образец искусства барокко, в котором  нашли отражение тенденции русского изобразительного искусства первой половины XVIII века и итальянская выучка скульптора. Скульп­тор Ф. Медведев, некогда посланный Петром I для обучения в Вене­цию, украсил литейную форму множеством орнаментов, надписей и рельефными фигурами Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, ко­торые надо было очистить и прочеканить. Поэтому колокол так и оста­вался в яме, на решетчатом помосте, до 1737 г., когда в Кремле в оче­редной раз разбушевалась огненная стихия. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, а при тушении огня водой колокол не­равномерно охладился и треснул. Вначале его думали перелить, но по составленной смете расходы оказались больше, чем затратили на пер­воначальную отливку. Затем возник проект (правда, вряд ли осущест­вимый) припаять отколовшийся край, однако автор проекта, архитек­тор Форстенберг, умер от чумы 1770 г. Тем временем колокол продол­жал оставаться в яме. В 1821 г. по повеле­нию Александра I яму расчистили и спустили в нее лестницу для удоб­ства любителей достопримечательностей. На поверхность земли Царь-колокол извлекли только в 1836 г., водрузили на постамент и приварили сверху проушины-кронштейны, несущие державу с крес­том; механизмы для подъема колокола сконструировал строитель Исаакиевского собора в Петербурге, архитектор и инженер О. Монферран.

"Посетители Кремля часто задают вопрос о возможности отреставрировать уникальный колокол, чтобы он мог звучать. Этой проблемой интересовались еще в XVIII веке. Сначала появились исходившие от литейщиков предложения о перелитии колокола. Позднее — о возможном впаивании осколка. Наиболее интересными были проекты 1890-х годов известных российских инженеров Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова. В конце XIX века в прессе даже развернулась дискуссия о необходимости реставрации колокола. Современное состояние техники, конечно, позволяет запаять существующие трещины и даже вернуть на место осколок. Однако при этом неизбежно пострадает неповторимый декор Царь-колокола. Тем более, невозможна его переливка в новый звучащий колокол, поскольку он является памятником истории, искусства и литейного дела."  И.Д. Костина. Колокола Московского Кремля. Москва, 2007

Текст и фотографии представлены историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль»

um.mos.ru

как создавался известнейший памятник литейного искусства » Саквояж

Царь-колокол — памятник литейного искусства. | Фото: fotowallpapers.ru.Одной из многочисленных достопримечательностей Москвы является Царь-колокол. Этот памятник литейного искусства находится на Ивановской площади и весит более 200 тонн. Как создавалась такая громадина – далее в обзоре.Царь-колокол — изделие весом в 202 тонны. | Фото: syzrantoday.ru.Царь-колокол был отлит в 1735 году. Основой для него послужили остатки другого колокола весом в 128 тонн, разбившегося в свое время во время пожара.

Изначально отливку Царь-колокола предложили французу Жерменю, служившему королевским золотых дел мастером, но тот побоялся масштаба работ и отказался. Тогда предложили свои услуги русские мастера-литейщики Моторины (отец и сын). Подготовительные работы и непосредственно само литье заняло 1,5 года. За это время отец Моторин умер. Для будущего изделия на Ивановской площади был вырыт котлован глубиной 10 метров. Туда поместили форму. Неподалеку рабочие построили четыре литейные печи.

Отколовшаяся часть колокола весит 11,5 тонн. | Фото: shnyagi.net.На Царь-колоколе присутствуют декоративные украшения. Чтобы отлить на изделии свое имя, Моторину пришлось просить соизволения императрицы Анны Иоанновны. В Москве в то время случился очередной сильный пожар, который уничтожил четверть города. Деревянные балки, которые поддерживали форму, сгорели. Чтобы колокол снова не расплавился, его начали заливать водой. К сожалению, от перепада температур от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Современные исследователи утверждают, что скол произошел от нарушения технологии изготовления, а пожар – это лишь удобное объяснение.

Царь-колокол на Ивановской площади. Открытка XIX века. | Фото: maximonline.ru.Сам колокол весил 202 тонны, и неоднократные попытки достать его из формы были неудачными. Достали Царь-колокол только через 100 лет. Это сделал Огюст Монферран (архитектор Исаакиевского собора) 17 августа 1836 года.Кстати, Царь-колокол никогда не звонил, т. к. для него даже не отливал язык. Тот, что лежит внутри постамента, взят у неизвестного колокола.

Подъем Царь-колокола из ямы. | Фото: idis-moscow.ru.Ретро-фото Царь-колокола. Фото: derzski.ru.По всей России можно начитать тысячи колоколов. Вот самые интересные факты их создания.

published on sakvoiazh.ru according to the materials kulturologia.ru

sakvoiazh.ru

Памятники Московского Кремля: список, описание, фото

Список памятников Московского Кремля

 

Внутри стен Кремля находится всего три монумента, но посмотреть на них приходят десятки тысяч туристов. Царь-пушка и Царь-колокол имеют давнюю историю и считаются одними из символов российского государства. Результаты труда талантливых мастеров признаны выдающимися памятниками российского литейного искусства. Мемориал на месте гибели князя Сергея Александровича был возведен в начале прошлого века. Его уничтожили в годы советской власти и восстановили совсем недавно.

Царь-пушка

Памятники Московского Кремля

На просторной Ивановской площади установлено огромное орудие, возле которого всегда много путешественников. Это не удивительно! Размеры пушки поражают. Она имеет длину 5,34 м, диаметр ствола 1,2 м, калибр 890 мм и весит 2400 пудов, что составляет почти 40 тонн!

В Средние века центром производства артиллерийских орудий и колоколов был Пушечный двор, который находился на месте современной Пушечной улицы и Лубянской площади. В этой части Москвы стояло несколько плавильных печей, кузниц и литейных амбаров, где трудились лучшие на Руси литейщики, чеканщики и кузнецы.

Огромная пушка была отлита Андреем Чоховым в 1586 году. Именитый мастер проработал на Пушечном дворе более 40 лет. Он изготовил множество тяжелых артиллерийских орудий и воспитал талантливых учеников, которые впоследствии стали известными пушечными и колокольными мастерами.

Считается, что пушка на Ивановской площади Московского Кремля никогда не стреляла. Однако, специалисты-оружейники оспаривают это распространенное мнение. На бронзовой бомбарде красуется именная печать мастера, а ставить ее полагалось только после испытательного выстрела. С другой стороны, в камере ствола сохранились приливы бронзы. Если бы Царь-пушка хоть раз выстрелила, они бы удалились в момент прохода ядра. Кроме того, орудие не имеет запального отверстия, так что произвести выстрел из него просто невозможно.

Возникает закономерный вопрос - для чего предназначались гигантские бомбарды? Массивные орудия использовали для обстрела крепостных стен, то есть для осады. Ядра, которые лежат возле пушки декоративные -они пустые внутри. Если бы ядра были цельнометаллическими, то весили бы более тонны, и потребовались бы специальные механизмы, позволявшие загружать их в пушку. Из бомбард стреляли небольшими каменными ядрами, используя их как картечь. Поэтому Царь-пушку официально называют «Дробовиком российским». Кстати, скорострельность больших бомбард составляла всего 1-6 выстрелов за день.

Стенобитные орудия не оснащали лафетами. Их вкапывали прямо в землю, а рядом обязательно рыли окопы для солдат, потому что металлические стволы часто разрывало. Декоративный лафет, который можно увидеть в наши дни,изготовили в 1835 году на петербургском литейном заводе.

Огромная бомбарда украшена литыми узорами и надписями. Поскольку орудие сделали при царе Федоре Иоанновиче, на пушке выгравирован его портрет, а на лафете изображен лев. С обеих сторон ствола можно увидеть по четыре металлических скобы. К ним крепились канаты, с помощью которых пушку перемещали с одного места на другое.

Царь-пушке довелось «переезжать» несколько раз. Вначале она была нацелена на белокаменные стены Китай-города. Потом орудие переместили на Красную площадь и установили на дровяном настиле возле Лобного места. Петр I распорядился поставить самую большую российскую пушку возле Арсенала, а уже оттуда бомбарду переместили на то место, где она стоит в наши дни.

Царь-пушка настолько знаменита, что в некоторых городах можно увидеть ее копии. Реплики в масштабе 1:1 стоят в Ижевске и Донецке. В два раза уменьшенная копия находится в Йошкар-Оле. А в Перми установлена пушка, имеющая калибр 508 мм и изготовленная в 1868 году. Она отличается от московского прототипа тем, что была пристрелена. После 314 испытательных выстрелов пермскую пушку признали вполне годным для боя орудием, но в боевых действиях она не участвовала.

Царь-колокол

Памятники Московского Кремля

Возле колокольни Иван Великий на постаменте возвышается другой памятник российского литейного искусства - огромный Царь-колокол. Он поднимается на высоту трехэтажного здания (6,24 м), имеет диаметр 6,6 м и весит более 200 тонн.

Одним из «колокольных литцов» Пушечного двора был Александр Григорьев. Знаменитый мастер жил в XVII веке и изготавливал звучные колокола для башен Кремля и крупных российских монастырей. Императрица Анна Иоанновна отдала распоряжение переделать один из поврежденных григорьевских колоколов. В испорченное изделие планировали добавить металл, что бы увеличить его вес до 10 000 пудов. По распоряжению государыни литейщиков для этой работы хотели найти во Франции. Однако,парижские мастера не согласились взяться за такое сложное предприятие.

В 1730 году литейщики нашлись на родине - на Пушечном дворе Москвы. Выполнить трудное задание взялись Михаил Федорович Моторин и его сын Михаил. Они отливали колокол прямо в Кремле. Подготовительные работы заняли 1,5 года, и в конце осени 1735 года новый колокол был готов. Его изготовили из сплава, в состав которого входило более 84% меди, 13% олова, 1,25% серы, а также более 0,5 тонны серебра и 72 кг золота.

После того, металл остыл, мастера приступили к чеканным работам. Во время них колокол находился в литейной яме, и его поддерживала металлическая решетка, опирающаяся на прочные дубовые сваи. В 1737 году случился большой пожар. От огня загорелось деревянное перекрытие над ямой. На площадь в Кремле сбежался народ. Все боялись, что от падающих горящих бревен колокол может расплавиться. По одной из версий, трещины появились оттого, что колокол попытались снять. По другому предположению, металл стали заливать водой, и из-за неравномерного охлаждения он треснул. Следствием пожара стало то, что от нового колокола отвалился кусок, весящий 11,5 т.

Целое столетие пытались вытащить гигантский колокол из ямы, но все попытки оканчивались неудачей. Лишь в 1836 году, благодаря подъемному устройству, разработанному талантливым инженером Огюстом Монферраном, колокол удалось наконец поднять и установить на восьмигранный постамент.

Огромный колокол выглядит очень живописно. На металле можно увидеть изображения двух российских правителей - Алексея Михайловича и Анны Иоанновны. Кроме того, колокол украшен растительным орнаментом в стиле барокко, ликами ангелов и христианских святых.

Мемориал на месте гибели Великого князя

Памятники Московского Кремля

Высокий металлический крест за ажурной оградой стоит неподалеку от Никольской башни, между Сенатским дворцом и Арсеналом. Памятник восстановили в совсем недавно - в мае 2017 года.

Пятый сын российского государя Александра II родился в 1857 году. Сергей Александрович принимал активное участие в войне между Россией и Турцией и был назначен Московским генерал-губернатором. В начале 1905 года он погиб от взрыва бомбы, которую бросил террорист и революционер Иван Каляев. Во время происшествия в Кремле карету с генерал-губернатором разнесло на части.

После трагедии его вдова Елизавета Федоровна оставила мирскую жизнь и основала Марфо-Мариинскую обитель. Спустя три года там, где был совершен террористический акт, поставили памятник - массивный металлический крест со вставками из эмали, сделанный по эскизам известного русского живописца Виктора Михайловича Васнецова. Деньги на строительство этого монумента собрали солдаты и офицеры 5-го гренадерского Киевского полка, в котором служил погибший. Это было место скорби, поэтому перед крестом постоянно горела лампада.

В 1918 году мемориал снесли. Согласно опубликованным воспоминаниям кремлевского коменданта П.Д. Малькова, в уничтожении приняли активное участие В. Ленин, Я. Свердлов и другие члены правительства молодой Страны Советов. Они собственноручно закрепили на кресте веревки, повалили его на землю, а потом отволокли в сторону Тайницкого сада.

В середине 1980-х годов проводили ремонтные работы и в Кремле нашли склеп с прахом Сергея Александровича. В 1995 году останки перенесли в Новоспасскую обитель, а спустя некоторое время в монастыре воссоздали васнецовский памятник-крест. Весной 2017 года исторический монумент был восстановлен и на территории Кремля.

Архитектура Московского Кремля

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru